Время развития стресса

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса

Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный стресс начинается с того момента, когда студент осознает, что в ближайшее время ему неизбежно придется сдавать тот или иной экзамен. Актуа-

лизирование этой мысли у разных студентов происходит в различные сроки до экзамена: от нескольких недель до нескольких дней, и с это­го момента начинает нарастать тревожное ожидание экзамена, кото­рое достигает максимума уже в учебной аудитории, где происходит сдача. Поэтому максимальные изменения в организме студентов и школьников происходят не во время экзамена, а до него. Это нашло свое подтверждение в экспериментальных исследованиях. Так, изуче­ние состояния вегетативной нервной системы по показателям элек­тропроводности кожи и пульса у школьников и студентов во время обычной учебной деятельности, при физической нагрузке и в усло­виях экзаменационного стресса показало, что изменения электро­проводности кожи были больше до экзаменов, чем во время их [10]. Согласно другим данным, показатели активации симпатической сис­темы постепенно нарастали до своего максимума, а если ожидание экзамена затягивалось, то возбуждение симпатической системы неиз­бежно понижалось, уступая место активации парасимпатической си­стемы, что сопровождалось падением частоты сердечных сокращений и артериального давления [5].

Хотя после сдачи первого экзамена эмоциональное напряжение значительно ослабевает, оно, как правило, не опускается до фоновых значений, ибо студент осознает, что впереди ему еще предстоят дру­гие испытания. Если же студент получает оценку ниже ожидаемой, то тревожное ожидание следующего экзамена может быть еще выше. Данные анализа функциональных изменений у студентов во время экзаменационной сессии (включающие ЭКГ 1 , ЭЭГ 2 , биохимические анализы и неврологические показатели) позволяют сделать вывод о том, что под влиянием хронического экзаменационного эмоцио­нального стресса у большинства студентов наблюдались значитель­ные изменения биохимических показателей, интенсивности крове­наполнения сосудов, реактивности биопотенциалов головного мозга и вегетативных показателей сердечного ритма.

Эти нарушения не нормализовались в течение 2-3 суток после эк­заменов [15].

Исходя из концепции Г. Селье, в стрессе, вызванном напряженной учебной деятельностью или сдачей экзаменов, также можно выделить три «классические» стадии его развития.

1 ЭКГ — электрокардиограмма (запись электрической активности сердца).

2 ЭЭГ — электроэнцефалограмма (запись электрической активности коры больших по­ лушарий головного мозга).

78 Глава 3. Динамика стрессовых состояний

3.2. Факторы, влияюшие на развитие стресса 79

Первая из них — стадия мобилизации или тревоги, выражающая­ся мобилизацией всех ресурсов организма, учащением частоты сер­дечных сокращений, общей перестройкой метаболизма.

Вторая — стадия сопротивления или адаптации, когда организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями; если же организму в течение определен­ного времени не удается приспособиться к экстремальному фактору среды, а ресурсы его истощились, то наступает третья стадия — ис­тощения.

Некоторые психиатры отмечают, что третья фаза стресса — исто­щение при определенных условиях может сопровождаться повышен­ной тревожностью, а затем переходить в депрессию, причем наиболее часто это явление наблюдается у субъектов, которые и в нормальных условиях отличались выраженным пессимизмом [15]. При этом важ­но отметить, что интенсивность развивающейся адаптационной реак­ции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего факто­ра. Поэтому один и тот же экзамен может у различных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям. Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личностного подхода к данной проблеме.

studfiles.net

3.1. Общие закономерности развития стресса

3.1. Общие закономерности развития стресса

3.1.1. Классическая динамика развития стресса

Как уже отмечалось в первой главе, классическая концепция стресса Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития:

1) стадию тревоги;

2) стадию резистентности;

3) стадию истощения.

На первой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, в первую очередь – гормонов коркового слоя надпочечников. Этот процесс запускается специальным гормоном гипофиза (АКТГ[19]), который, в свою очередь, активируется нейросекреторными ядрами гипоталамуса. Таким образом осуществляется координация нервной и гуморальной регуляции в организме при ведущей роли головного мозга (а у человека – его психологических особенностей). Стадия тревоги в зависимости от силы и характера воздействия имеет различную продолжительность и, как правило, приводит к приспособлению организма к новым условиям существования.

Как писал сам Ганс Селье: «…ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместным с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение нескольких часов или дней. Если оно выживает, то за первоначальной реакцией обязательно следует “стадия резистентности”» @@@@@4#####.

Переход к стадии резистентности (адаптации) означает, что организм приспособился к новому раздражителю, хотя это приспособление и требует повышенных затрат энергии и антистрессорных гормонов.

Начало третьей стадии истощения связано в понимании Селье с истощением «адаптационной энергии», под которой он понимал не только запасы глюкокортикоидов в коре надпочечников, но и нечто другое, что пока не выяснено точно.[20]

Если обратиться к феномену психологического стресса, то «стадия истощения» соответствует явлениям отчаяния, бессилия и фрустрации, которые охватывают человека в безнадежной ситуации (рис. 19).

Рис. 19. Стадии развития стресса по Г. Селье.

В свою очередь, первая стадия развития стресса, по мнению некоторых авторов, разделяется на несколько более коротких периодов мобилизации адаптационных резервов @@@@@2#####.

По мнению Л. А. Китаева-Смыка, первый период «стадии тревоги» занимает от несколько минут до нескольких часов и заключается в мобилизации «поверхностных» резервов. У большинства людей он проявляется в форме стенических эмоций и повышения работоспособности.

Если мобилизованная по тревоге адаптационная защитная активность не устраняет стресса, то включаются программы перестройки действующих функциональных систем. Этот процесс составляет основное содержание второго периода стадии тревоги. Данный период сопровождается снижением работоспособности и болезненным состоянием человека. Однако высокая мотивация, установки и другие психологические факторы способны обеспечить в этом периоде «сверхмобилизацию» адаптационных резервов, которая может обеспечить высокий уровень работоспособности (по крайней мере, у здоровых людей). Тем не менее при переутомлении, наличии хронических заболеваний или у лиц пожилого возраста «сверхмобилизация» резервов на этой стадии может только обострить скрытые заболевания и вызвать другие болезни стресса (сосудистые, воспалительные и психические). По данным Л. А. Китаева-Смыка, длительность второго периода в среднем составляет 11 суток @@@@@2#####.

Во время третьего периода первой фазы стресса имеет место процесс пока еще неустойчивой адаптации к стрессорному фактору. Длительность его, по данным различных авторов, колеблется в широких пределах и составляет несколько недель.

По мере развития стрессовых реакций закономерно меняется и активность отделов вегетативной нервной системы, начиная с активации симпатического отдела до усиления тонуса парасимпатического отдела в завершающей фазе стресса.

В. В. Суворова указывает, что симпатическое реагирование обусловливает стеничные эмоции («эмоциональное симпатическое возбуждение»), а активация парасимпатической системы – астеничные («эмоциональная парасимпатическая депрессия»). Данный автор также указывает, что симпатический тонус преобладает при оптимальном состоянии организма, а также в условиях острого стресса, обеспечивая активное состояние и поведение организма, мобилизацию внутренних ресурсов для функционирования в режиме предельных возможностей. Длительное парасимпатическое преобладание характерно для неврозов и хронических эмоциональных расстройств – тревожных и депрессивных состояний @@@@@20#####.

Вместе с тем ряд авторов, наоборот, связывают склонность индивидуума к тревоге и страху с преобладанием тонуса симпатической нервной системы @@@@@12, 15#####, однако такая точка зрения является недостаточно доказанной. Согласно нашим данным, уровень личностной тревоги и склонность к различным страхам выше у лиц с преобладанием парасимпатической активации @@@@@23#####. В этой работе сравнивались психологические особенности лиц с разным уровнем активности парасимпатической системы, которая определялась по стандартному отклонению кардиоинтервалов (SDNN).[21]

По результатам анализа вариабельности сердечного ритма студенты были разделены на три группы с различной выраженностью активности парасимпатической нервной системы:

Оказалось, что различия в деятельности парасимпатической системы по трем группам студентов отражались на их психологических характеристиках. Симпатикотоники имели более высокую позитивную самооценку, чем студенты из второйи третьей группы, реже испытывали чувство вины и были склонны чаще обвинять других людей или внешние обстоятельства, в то время как для ваготоников были более характерны тенденции самообвинения. У последней группы испытуемых отмечались более высокие показатели фактора «Q4» опросника Кеттела, который отражает степень фрустрированности субъекта. Как известно, уровень фрустрации зависит от силы побудительного мотива, осознания невозможности достичь поставленной цели и наличия ресурсов, необходимых для успеха. Так как, согласно литературным данным, у симпатикотоников отмечается более высокий уровень энергетического обмена, то логично предположить, что именно высокая энергетика студентов первой группы позволяет им достигать поставленных целей и реже испытывать фрустрацию и связанный с ней стресс. В то же время из-за высокой самооценки для лиц с повышенной активностью симпатической нервной системы бывает характерно «завышение планки целей», что также может приводить к развитию стресса, но уже другого рода.

Исследования показали, что суммарный показатель интегрального уровня страхов достоверно различался у 1-й и 3-й группы студентов (86,7 ± 0,3 балла у симпатикотоников и 99,0 ± 4,1 у ваготоников), т. е. в целом чувство страха было более выражено у лиц с высоким уровнем активности парасимпатической системы. При этом показатели интенсивности большинства страхов у ваготоников были выше, чем у симпатикотоников, в частности, это касалось страха публичных выступлений (4,6 ± 0,4 против 3,5 ± 0,3), страха перед возможным снижением социального статуса (4,4 ± 0,5 против 3,4 ± 0,4) и страха перед неизвестностью (4,4 ± 0,5 против 2,6 ± 0,4).

Таким образом, у лиц с повышенной активностью парасимпатической нервной системы эти жизненные ситуации могут приводить к развитию психологического стресса. В то же время страх перед замкнутыми пространствами и страх за свое сердце был выше у лиц с повышенной активностью симпатической системы, что в общем соответствует клиническим данным о более частой встречаемости панических атак у симпатикотоников @@@@@15#####.

Так как явление стресса является предметом междисциплинарных исследований, то представляется интересным взгляд клиницистов на проблему развития стресса.

При изучении эмоционально-вегетативных кризов в клинике пограничных состояний Т. А. Нелюбова отмечает, что эмоционально-вегетативные кризы являются неспецифической общестрессовой реакцией, в их динамике процесс торможения закономерно сменяет процесс возбуждения.

Автор проследила следующие фазы в развитии эмоционально-вегетативных кризов:

I – фаза субъективных переживаний;

II – фаза объективно регистрируемого преобладания симпатического тонуса;

III – смешанная фаза (сочетаются симптомы повышения симпатического и парасимпатического тонуса);

IV – фаза объективно регистрируемого преобладания парасимпатического тонуса;

V – фаза истощения симпатического и парасимпатического тонусов @@@@@18#####.

Степень активности отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса, согласно представлениям Т. А. Нелюбовой, показана в табл. 4.

Таблица 4. Активность отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса.

Некоторые исследователи считают, что субъективные переживания отмечаются позже функциональных изменений в организме и воздействие стрессорного фактора приводит к последовательным изменениям на эндокринном, висцеральном и на психологическом уровнях @@@@@15#####. Согласно этой концепции, на первом уровне тревоги человек может еще не осознавать ее, однако организм уже реагирует перестройкой метаболизма. На втором уровне тревожности появляются разнообразные психосоматические реакции, которые можно подразделить на вегетативные проявления тревоги и реакции соматической мускулатуры. По предположению, высказанному Г. Каплан и Б. Сэдок, на первых двух стадиях тревоги человек осознает только физиологические ощущения, которые сопровождаются чувством смутной «внутренней напряженности», пониманием, что «что-то происходит». Лишь на третьей стадии наступает осознание самого факта тревоги. Поэтому весьма актуальной задачей является поиск путей ранней диагностики тревоги, включающей в себя как объективные, так и субъективные показатели тревожности. К первым из них можно отнести анализ вариабельности сердечного ритма, ко вторым – различные психологические тесты, оценивающие уровень тревоги.

psy.wikireading.ru

Стадии развития стресса

Стресс является одной из самых главных причин развития психосоматических патологий. Он может возникнуть абсолютно у каждого человека, вне зависимости от его половой принадлежности, условий труда, возраста. Такое состояние, как дистресс, которое подразумевает длительное и интенсивное течение, с прохождением через все фазы стресса, является пусковым механизмом развития гипертонической болезни, различных аритмий. Он также может спровоцировать нарушение работы пищеварительного канала, привести к возникновению гастрита или колита. Головные боли, снижение полового влечения практически всегда сопутствуют протеканию стресса.

Основными причинами развития стресса считается большое количество различных ситуаций, которые мы воспринимаем в качестве опасных, при этом достаточно часто на них бывает неадекватная реакция. Это запускает механизмы мобилизации защитных ресурсов нашего организма. Это и вызывает развитие стресс, стадии которого известны практически всем людям.

Следует учитывать, что стресс реализуется за счет выброса гормонов в кровяное русло. Главными действующими лицами являются адреналин, норадреналин. Это означает, что главными проявлениями этого состояния будут те, которые вызывают эти гормоны. Организм абсолютно всех людей совершенно идентично реагирует на стресс, поэтому выделяется три стадии стресса, описанные еще в 1936 году ученым Гансом Селье.

Основные этиологические причины

Специалисты разделяют триггерные факторы возникновения стресса на физиологические и психологические. Первые провоцируют развитие биологического стресса, а последние психоэмоционального.

Физиологическими причинами считаются такие воздействия, которые способны травмировать человека за счет неблагоприятных условий внешней среды или другие травмирующие воздействия. Чаще всего речь идет о температурных условиях, всевозможных повреждениях, недостаточном количестве еды или воды, угрожающих факторам для жизни, а также других ситуациях, которые способны пошатнуть здоровье.

Однако на сегодняшний день намного больше уделяется внимание психологическим аспектам. Они подразделяются на информационную и эмоциональную составляющие, которые относятся к психологическим причинам. Они не наносят вреда здоровью человеку, однако длительность их влияния намного более продолжительная, что снижает возможность нормальной, естественной реакции на них. Это приводит к тому, что значительно повышается уровень стресса. Психосоматические патологии развиваются как раз под влиянием психологического стресса.

Все стадии развития стресса возникают под влиянием конфликтных ситуаций, высокой нагрузки, постоянной необходимости что-либо придумывать, или же, наоборот, от чересчур однообразной работы. Высокий уровень ответственности также подразумевает высокий уровень стресса, поскольку организм постоянно напряжен, что приводит к истощению его защитных резервов.

Последние исследования специалистов этой области выделяют экологический стресс. Изучаются возможности организма выживать в тяжелых для него условиях. Речь идет не только о загрязнении экологии. К примеру, жизнь в многоквартирных или высотных домах, пренебрежение физической активностью за счет лифта или транспорта, наличие всевозможных электроприборов. Это все приводит к нарушению нормальных биоритмов человека, провоцируя постоянный высокий уровень стресса.

Все фазы стресса имеют типичное течение. Тревога характеризуется тем, что организм, получив выплеск гормонов, начинает свою подготовку к защите от травмирующего фактора или к бегству от него. Эта стадия развивается за счет влияния гормонов надпочечников, также в ней принимают участие иммунная система, органы пищеварения. Следует учитывать, что снижение резистентности организма к патогенным микроорганизмам также относится к этой стадии. Сюда же относятся такие процессы, как снижение аппетита, нарушение переваривания пищи.

Если травмирующая, стрессогенная ситуация быстро была разрешена, то все изменения, которым подвергся организм, пройдут без какого-либо следа или вреда. Она может быть разрешена следующими путями:

При длительном течении такого фактора могут начинаться неадекватные реакции организма, которые свидетельствуют о том, что резервы организма на исходе. В случае очень сильных стрессогенных ситуаций, особенно тех, которые имею физиологическую основу – травмы, перегрев, переохлаждение, очень часто приводят к смертельному исходу.

Сопротивление или резистентность

Вторая стадия наступает тогда, когда уровень адаптационных возможностей человеческого организма значительно превышен, он не может справиться с такой нагрузкой самостоятельно. Эта стадия стресса подразумевает продолжение функционирования организма, при этом его очень тяжело отличить от нормального по внешним признакам. Все процессы, как физиологические, так и психологические, мобилизуются, они переходят на более высокие уровни. Все психологические проявления, такие как тревожность, агрессивное поведение, повышенная возбудимость, значительно снижаются, а могут исчезнуть совсем.

Следует учитывать, что человеческий организм не может адаптироваться бесконечно, существуют определенные уровни, которые нельзя превышать. Если же таковое случилось, то человек проходит сразу через все фазы развития стрессов, развивается так называемое истощение.

Истощение несколько похоже с первой стадией выраженного стресса, но не имеет ничего общего со второй. Важно понимать, что уже сейчас невозможно провести мобилизацию всех резервов организма. Следовательно, именно сейчас он кричит о помощи, как физиологическими проявлениями, так и психологическими.

Во время 3 стадии существует высокий риск развития психосоматических патологий, а также возникает большое количество психологических патологий. Если стрессовый фактор не элиминируется от контакта с человеком, то его состояние значительно декомпенсируется, в особо тяжелых случаях возможен летальный исход.

Зачастую декомпенсация проявляется как длительно протекающая тяжелая депрессия. Возможен также вариант развития нервного срыва. Динамика этой стадии стресса всегда отрицательная, то есть для того, чтобы человек смог победить, ему необходима поддержка извне. Иногда это могут быть психологические аспекты помощи, психотерапия, достаточно часто прибегают к медикаментозным средствам. Важно своевременно устранить триггерный фактор, а также помочь человеку его преодолеть.

Если уровень стресса незначительный, то его можно победить без посторонней помощи. А вот уже вторая стадия требует поддержки извне. Лечение стрессов всегда должно быть комплексным. Оно включает не только психологическую поддержку, но и различные лечебные мероприятия. Особое внимание следует уделять образу жизни человека.

Биологический стресс требует устранение травмирующего фактора, после чего пациентам назначаются медикаментозные процедуры или препараты. Достаточно часто они не требуются, поскольку нарушение гормонального баланса очень кратковременное.

Психологический стресс, наряду с экологическим, требует следующих подходов:

  • Рационализация образа жизни. Это основа успешного излечения. Она требует изменения всех областей, отказа от вредных привычек, нормализацию режима труда и отдыха, сна. Также следует уделить внимание питательному рациону, физической активности. Не будет лишним устранение избыточной массы тела, регулярные занятия спортом.
  • Вторым по значимости подходом к терапии стресса является применение адекватной физической нагрузки. Именно она является физиологическим механизмом утилизации гормонов стресса. При ее помощи также можно проводить профилактику этого состояния, поскольку она может не допустить его развития или же значительно снизить его интенсивность. Важно также отметить, что физическая нагрузка способствует выработки гормонов удовольствия или радости – эндорфинов, серотонина. Род деятельности должен подбираться в индивидуальном порядке лечащим врачом, он напрямую зависит от физической формы, возможностей отдельно взятого пациента.
  • Психологическая поддержка – сеансы психотерапии. Длительность такого лечения подбирается специалистом.
  • Медикаментозная терапия зависит от степени тяжести стресса, наличия психосоматической патологии.
  • apatii.net

    Читать онлайн «Психология стресса» автора Сапольски Роберт — RuLit — Страница 1

    Роберт Сапольски – Психология стресса

    WHY ZEBRAS DON’T GET ULCERS

    ROBERT M. SAPOLSKY

    HENRY HOLT AND COMPANY • NEW YORK

    Перевод с английского под редакцией профессора Е. И. Николаевой

    Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург ¦ Самара • Новосибирск Киев • Харьков • Минск

    Перевели с английского М. Алиева, Н. Буравова, С. Комаров, В. Кузин, А. Стативка

    Заведующий редакцией П. Алесов

    Ведущий редактор Н. Зонова

    Научный редактор Е. Николаева

    Литературный редактор С. Комаров

    Художник С. Маликова

    Корректоры С. Беляева, Л. Галаганова,

    М. Одинокова, Н. Сулейманова Верстка J1. Егорова

    ББК 52.525 УДК 159.942.5 Сапольски Р.

    С19 Психология стресса. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2015. — 480 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»),

    Одна из самых авторитетных и знаменитых во всем мире книг по психологии и физиологии стресса. Ее автор — специалист с мировым именем, выдающийся биолог и психолог Роберт Сапольски убежден, что человеческая способность готовиться к будущему и беспокоиться о нем — это и благословение, и проклятие. Благословение — в превентивном и подготовительном поведении, а проклятие — в том, что наша склонность беспокоиться о будущем вызывает постоянный стресс.

    Оказывается, эволюционно люди предрасположены реагировать и избегать угрозы, как это делают зебры. Мы должны расслабляться большую часть дня и бегать как сумасшедшие только при приближении опасности.

    У зебры время от времени возникает острая стрессовая реакция (физические угрозы). У нас, напротив, хроническая стрессовая реакция (психологические угрозы) редко доходит до таких величин, как у зебры, зато никуда не исчезает.

    Зебры погибают быстро, попадая в лапы хищников. Люди умирают медленнее: от ишемической болезни сердца, рака и других болезней, возникающих из-за хронических стрессовых реакций. Но когда стресс предсказуем, а вы можете контролировать свою реакцию на него, на развитие болезней он влияет уже не так сильно.

    Эти и многие другие вопросы, касающиеся стресса и управления им, затронуты в замечательной книге профессора Сапольски, которая адресована специалистам психологического, педагогического, биологического и медицинского профилей, а также преподавателям и студентам соответствующих вузовских факультетов.

    ISBN 978-0-8050-7369-0 англ. Copyright © 1994, 1998 by W. Н. Freeman, and 2004 by Robert M. Sapolsky

    ISBN 978-5-496-00997-3 © Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2015

    © Издание на русском языке, оформление ООО Издательство «Питер», 2015

    В оформлении обложки использована работа В. Вазарели.

    Права на издание получены по соглашению с Henry Holt and Company. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

    ООО «Питер Пресс», 192102, Санкт-Петербург, ул. Андреевская (д. Волкова), д. 3, литер А, пом. 7Н. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 034-2014, 58.11.12.000 — Книги печатные профессиональные, технические и научные.

    Подписано в печать 25.12.14. Формат 70×100/16. Уел. п. л. 38,700. Тираж 2500. Заказ 3450. Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных издательством материалов в Первой Академической типографии «Наука». 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия, 12/28.

    Предисловие к русскому изданию 6

    1. Почему у зебр не бывает язв? 13

    2. Железы, гусиная кожа и гормоны 33

    3. Инсульт, сердечные приступы и смерть от колдовства 52

    4. Стресс, метаболизм и ликвидация активов 74

    5. Язва, гонка в саванне и горячий шоколад 88

    6. Карликовость и роль матери 110

    7. Секс и репродуктивная система 141

    8. Иммунитет, стресс и болезни 167

    9. Стресс и боль 214

    10. Стресс и память 232

    11. Стресс и сладкий ночной сон 258

    12. Старение и смерть 272

    13. Почему психологический стресс вызывает стрессовую реакцию? 286

    14. Стресс и депрессия 307

    15. Личность, темперамент и их влияние на стресс 351

    16. Наркоманы, адреналиновые наркоманы и удовольствие 380

    17. Взгляд снизу 401

    18. Управление стрессом 438

    Предисловие к русскому изданию

    Книга Роберта Сапольски, безусловно, удивит и увлечет отечественного читателя, мало знакомого с современной специальной литературой о стрессе. Подавляющее число источников, используемых в отечественной популярной литературе, посвященной этой проблеме,—это в той или иной мере перепечатки из изданий 80-х годов прошлого века, прежде всего, из работ Г. Селье. До сих пор его концепция того времени зачастую рассматривается как общепринятая. Отдавая дань этому замечательному ученому, Р. Сапольски заостряет внимание на тех его представлениях, которые не всегда разделяются современными специалистами в данной области.

    Книга точно отвечает на вопрос, поставленный в заголовке английского издания: почему у зебр не бывает язв? Человек в ней представлен как продукт эволюционного развития, а потому его методы реагирования на сверхсильные раздражители соответствуют времени их формирования.

    За последние 100 тысяч лет тело человека практически не изменилось, хотя в значительной мере изменились условия его функционирования. Вызовы же, с которыми сталкивается мозг, стремительно меняются даже не в течение столетий, но в течение лет. Это означает, что современный мозг находится в теле неандертальца, которое реагирует так, как реагировало бы на стресс тело «пещерного человека». Но неандерталец бы во время стресса либо дрался, либо убегал. Именно поэтому Р. Сапольски постоянно обращается к образу зебры, стремительно бегущей по саванне вперед от опасности, преследующей ее. Все механизмы стресса направлены на обеспечение этого стремительного бега.

    Однако современный человек, переживая стресс, не бежит, подобно своему предшественнику или зебре, он смиренно стоит перед начальником, безысходно лежит на диване, мучительно пытаясь разрешить проблему, сидит перед телевизором, активно сопереживая предлагаемым ему событиям. И весь комплекс гормонов и химических веществ, призванных обеспечить выживание неандертальца, обрушивается на неподвижные мышцы. Они не поглощают эти вещества, поскольку не работают и не нуждаются в них. И тогда с током крови они попадают в разные органы и в той или иной мере их повреждают.

    Это не происходит мгновенно. Раз за разом эта волна нереализованных крайне активных химических веществ, будучи не востребованной нашими мышцами, оседает в самых важных органах — сердце, мозге, желудочнокишечном тракте.

    Р. Сапольски ювелирным образом справляется с тяжелейшей задачей — назвать весь этот комплекс веществ, описать их действие и не утомить читателя, а, напротив, сделать его соучастником научного исследования сложнейших физиологических и генетических механизмов стресса, поиска причин заболеваний.

    Легкость изложения самых сложных современных моделей физиологических процессов вызывает восхищение. Хочется подчеркнуть, что простота описания не обусловлена упрощением смысла и логики научного исследования генетических, молекулярных и психофизиологических механизмов. Она идет от умения автора говорить о сложном просто, находить яркие образы и сравнения, помогая читателю не только воспринимать прочитанное как текст, но и рисовать в воображении яркие картины процессов, происходящих как на поведенческом, так и на молекулярном уровне.

    www.rulit.me

    Стресс: природа появления, факторы и причины

    О стрессе сегодня не говорит только ленивый. Этим термином обозначают любое событие, которое травмирует психику и выводит из равновесия. При этом не совсем понятно, что стоит за понятием, какова природа стрессового напряжения. Причины возникновения стресса различны, механизм его появления и влияния на человека имеет особое значение.

    Если понимать стресс буквально, то это напряжение, давление. Наука описывает это явление, как ответную реакцию организма на какое-либо воздействие извне. При этом реакция может отличаться по силе и зависит от уровня адаптивных возможностей человека.

    Термин «стресс» связывают с именем Ганса Селье, именно он первым начал проводить исследования того, как влияют различные раздражители на человеческий организм. Его интересовали действия, то есть, как проявляют себя люди во время напряжения. Их реакции он и называл стрессом.

    Селье выделил три стадии напряжения:

  • Тревога – мобилизация защитных сил при чувстве опасности для жизни и психики.
  • Сопротивляемость и адаптация– организм приспосабливается к новой ситуации.
  • Истощение – личность не справляется с нервной нагрузкой, так как превышены адаптационные возможности.
  • В целом для жизни стрессы необходимы, но поведение и реакции человека зависят от их интенсивности. Мягкое стрессовое волнение помогает человеку стать более активным, придает силы для борьбы. В то время как сильный стресс приводит к депрессии и соматическим заболеваниям.

    С течением времени явление стресса изучалось более глубоко, появились исследования о природе возникновения стресса и его значения для жизни.

    Зарождение и природа стресса

    Если понаблюдать за реакцией своего организма во время волнительных событий, то можно отследить общее изменение психологического и физического состояния. К примеру, потеют ладони или теряются все слова для ответа. Природа и причины стресса связаны между собой, одно явление плавно перетекает в другое. Стресс — это физиологические изменения в теле, являющиеся реакцией на влияние снаружи или изнутри.

    Любое стрессовое влияние порождает следующие изменения в организме:

  • увеличение коры надпочечников;
  • уменьшение вилочковой железы;
  • прилив крови к слизистой ЖКТ.
  • Специалисты считают, что поняв весь механизм возникновения стресса, можно избежать появления многих болезней, например, гипертонии или язвы двенадцатиперстной кишки.

    Причины возникновения стресса

    У человека в стрессовой ситуации проявляются нетипичные для него в естественном состоянии реакции и виды ухудшения самочувствия. Например, головная боль или учащенное сердцебиение. Если знать причины стрессового напряжения, то можно начать работу над собой и сохранить эмоциональное и физическое здоровье. У каждого человека свой список причин, но специалисты систематизировали основные:

  • Постоянные обязанности, которые человек делает через силу и они угнетают его.
  • Регулярная нехватка времени.
  • Проблемы со сном.
  • Конфликты в семейной жизни, в кругу коллег.
  • Неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией.
  • Комплексы неполноценности.
  • Одиночество: нет близкого человека, друзей, поддержки.
  • Нет самоподдержки и уважения к своей личности.
  • Помимо этого, причины могут быть связаны с радостными событиями в жизни: свадьба, рождение ребенка, переезд на новое место жительства.

    Причины стрессового напряжения бывают внешние и внутренние. К внешним относится:

    • рабочие ситуации;
    • личная жизнь;
    • семья, дети;
    • денежные проблемы;
    • загруженность.
    • пессимизм;
    • отсутствие настойчивости;
    • повышенные требования к себе и жизни;
    • отсутствие мотивации.
    • Современная классификация видов

      Современные ученые расширили и дополнили работу Селье. Сегодня рассматривают несколько видов стресса, все они связаны с описанными выше причинами и зависят от личности человека:

    • Ментальный стресс. При стрессовом влиянии все системы организма включены в работу. Но люди так устроены, что только после того, как мозг примет решение, что ситуация напряженная, начинается процесс мобилизации. Именно разум принимает решение, признавать ситуацию стрессовой или нет. Отсюда бывает разный подход у людей к разным жизненным событиям. Если индивидуум находится в состоянии ментального напряжения, то он не способен адекватно оценивать происходящее и принимать правильные решения.
    • Психологическое давление. Для этого вида стресса характерна нервозность, эмоциональная перегрузка.
    • Острый стресс. Он бывает как разовым, так и эпизодическим.
    • Экологический. Люди подвергаются воздействию внешних факторов, например, неблагоприятных климатических условий или ядовитых веществ.
    • Хронический. Это вид напряжения не имеет логического завершения. Он может привести человека к моральному истощению, различным болезням.
    • Физиологический. Для человека характерно испытывать тревогу и перенапряжение во время физических перегрузок.
    • Гипостресс. Появляется в моменты бездействия, ограничения своих возможностей. Бывает у людей, ежедневно выполняющих монотонную деятельность.
    • Гиперстресс. Данный вид напряжения возникает, когда люди работают и существуют на пределе своих возможностей. Этому стрессы подвержены руководители, спортсмены, люди на военной службе.
    • Виды стресса регулярно дополняются, появляются новые исследования о различных явлениях и их влиянии на людей. Для чего нужны эти знания? Благодаря выделенным разновидностям специалисты могут оказывать помощь, зависимую от состояния человека.

      Факторы влияния на развитие стресса

      Выделяют несколько основных факторов:

      Ученые считают, что опасность вызывает длительное, растянутое во времени напряжение. Если стресс был сильным, но коротким, его влияние не так болезненно. Однако слабое, но постоянное, фоновое напряжение истощает организм.

      Существуют факторы вызывающие стресс и влияющие на его протекание:

      1. Генетическая предрасположенность. Часть реакций на те или иные обстоятельства определяется генами.
      2. Протекание беременности. Тревожность матери передается и ее ребенку.
      3. Эмоциональные травмы раннего детского возраста. Например, разлука с матерью в младенчестве.
      4. Родительские установки. Семейные поведенческие паттерны передаются следующему поколению, из родительского сценария очень сложно выпрыгнуть.
      5. Характер человека, его приспособленность к жизни. Некоторые люди подвержены стрессу, в характере преобладает тревожность, раздражительность, негативные установки.

      Не стоит исключать и факторы социальной среды и их значение в ситуации нервной нагрузки: хроническая усталость, дефицит времени, длительные ожидания, социальные перемены.

      Многие люди испытывают стрессовое напряжение по причине нерационального питания, употребления алкоголя и курения.

      Все рассмотренные выше причины и являются источником напряжения. Определив их, можно начинать работу по устранению препятствий. Психологи сегодня имеют хороший опыт по устранению стрессовых проблем. В случае отсутствия сил для самостоятельной борьбы с нервной нагрузкой, есть смысл обратиться к специалисту.

      Видео: Дэниел Левитин «Как сохранять спокойствие, когда заранее известно, что стресс неизбежен»

      Нельзя считать стресс просто обычным волнением в жизни. Это особая реакция организма, которая проходит несколько фаз и затрагивает эмоциональное и физическое самочувствие. При сложностях с адаптацией нужно найти в себе резервы и возможности для преодоления, а лучше обратиться за помощью к врачу.

      ostresse.ru

      Это интересно:

      • Почему дети с синдромом дауна Почему рождаются дети с синдромом Дауна: причины, риски Может ли родиться ребенок с синдромом Дауна у относительно здоровых родителей, которые по всем правилам планировали беременность заранее? Медики утверждают, что это исключительно генетическая случайность. Причины рождения детей с синдромом Дауна удалось выделить только из статистики таких […]
      • Мкб-10 расстройства личности РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ (F60-F69) Этот блок включает различные состояния и модели поведения клинической значимости, имеющие тенденцию к устойчивости и возникающие как выражение характерного образа жизни индивида и его взаимоотношений с окружающими. Некоторые из этих состояний и образцов поведения появляются рано в ходе […]
      • Помогает справится со стрессом Как справиться со стрессом: 10 способов Стресс - это защитная реакция организма человека на то, что случается с ним в жизни. Стресс сопровождается эмоциональным напряжением и нагрузкой на психику. Возникает стресс в ситуациях, когда человек думает, что он не способен эффективно справиться с возникшей ситуацией. От того, как мы реагируем на […]
      • Как предотвратить стресс Стресс при беременности — 10+ советов для здоровья мамы и ребенка Как стресс влияет на беременность — это своевременный вопрос на изменения, происходящие в организме и жизни будущей матери. Некоторые женщины пугаются собственных переживаний по этому поводу: ощущение тревоги во время ожидания желанного и уже любимого чада сродни предательству, что […]
      • Невроз сердца симптомы Невроз сердца: почему возникает и как лечить? Неврозом сердца называют функциональную патологию главного органа. Лечение невроза сердца осуществляет врач-терапевт. Еще одно название данного явления – кардионевроз. Появляется он из-за сильного стресса, чрезмерных нагрузок или эмоционального потрясения. Ввиду перечисленных причин ускоряется […]
      • Умственная отсталость дошкольников Умственная отсталость дошкольников Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость (олигофрения). Это общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьной программой, полноценное включение ребенка в социальную жизнь. Слово «отсталость» подразумевает возможность со временем […]
      • Нарушение сна это болезнь Нарушение сна является весьма распространенной проблемой, согласно медицинской статистике им в той или иной форме страдают более 10% населения, и это только те, кто обращается за медицинской помощью. Считается, что если учесть тех, кто предпринимает попытки лечить нарушения сна самостоятельно, то эта цифра должна быть, как минимум […]
      • Как набрать вес после стресса Как восстановиться после стресса без вреда для организма Стресс – постоянный спутник современного человека. Даже самая стрессоустойчивая личность может почувствовать это состояние. Сильный эмоциональный всплеск, неприятности на работе, болезнь – все это удар для нервной системы и, как следствие, стресс. Если избежать стрессового […]