В чем проявляется умственная отсталость

Определение, симптомы и лечение умственной отсталости детей

Отсталость в интеллектуальном развитии – это не заболевание, а степень интеллектуального развития, которая ограничивается работой центральной нервной системы человека. Дети, которые страдают умственной недоразвитостью, обладают низким интеллектуальным развитием, по сравнению с остальными ребятами. Важно вовремя распознать, затем лечить такое нарушение, как умственная отсталость у детей.

Что такое умственная отсталость у детей

Умственная отсталость у детей – различные состояния психики, которые нарушают нормальную жизнедеятельность человека, его способности к познанию и проявляются различной степенью. Заболевание бывает врожденным или приобретается.

Нарушается абстрактное восприятие у детей с умственной отсталостью, снижается способность к математике, творчеству и логике. Эмоциональная сфера восприятия не нарушается, дети с таким недугом чувствуют симпатию, радость и иные эмоции.

При диагностировании данного недуга требуется специальное обучение детям с умеренной недоразвитостью или глубокая коррекционная программа для детей с умственной отсталостью.

Отклонения в сфере интеллектуального развития определяют два фактора:

  • окружающая среда;
  • наследственность.
  • Негативные факторы во время вынашивания ребенка провоцируют у него умственную отсталость.

    Во время вынашивания малыша неблагоприятные факторы тоже влияют на его развитие.

  • вирусные инфекции;
  • неполноценное питание;
  • лучевая терапия;
  • прием лекарственных препаратов будущей матерью;
  • употребление алкоголя.
  • Эти же причины могут вызвать и другие врожденные нарушения, например, шизофрению.

    Чаще точно определить причину не удается. Иногда недуг вызывает синдром Дауна.

    Во время родов травма головы или нехватка кислорода тоже провоцируют нарушения в умственном развитии малыша.

    Легкая умственная отсталость у детей характерна тем, что такие пациенты не отличаются от своих сверстников. Они испытывают сложность во время школьной программы.

    Умеренная умственная отсталость у детей проявляется ограниченными возможностями в учебе. Такие пациенты способны выполнять самую простую работу и задания. Большинство из них активны, мобильны и находят контакты с другими людьми.

    При тяжелой степени отсталости умственного развития пациенты частично овладевают речью и элементарными навыками самообслуживания. Присутствует нарушение двигательной системы.

    При глубокой отсталости у детей нарушается строение внутренних органов. Они не в состоянии произносить слова, либо повторяют одни и те же звуки. Такие пациенты не понимают происходящего вокруг. Дети малоподвижны или же их движения неуклюжи.

    Как проявляется умственная отсталость у детей

    Чтобы определить умственную отсталость, следует изучить признаки недуга у детей:

    • недоразвитость речи;
    • сниженные интеллектуальные способности;
    • нарушенное восприятие окружающей среды;
    • нарушенное внимание;
    • нарушенная память;
    • эмоционально-волевая сфера нарушена;
    • сниженный интерес к познанию.
    • Точно диагностировать недоразвитие можно по его признакам к третьему году жизни. К признакам умственной отсталости у грудничков относят позднее держание головы и замедленное развитие. Они поздно садятся и учатся ходить. Умственная недоразвитость устанавливается по их импульсивности и внешним признакам.

      Медикаментозное лечение применяется при некоторых формах отсталости: кретинизме, галактоземии, аминоацидурии и олигофрении. Противосудорожную терапию используют при конвульсиях.

      Чтобы устранить отклонения, разрабатывается индивидуальная программа развития детей с умственной отсталостью. При этом педагогическому процессу отводится ключевая роль. Только комплекс всех мероприятий дает позитивные результаты в лечении.

      Адаптированная программа для детей с умственной отсталостью вместе с медикаментами дает положительные результаты в адаптации детей. Она включает в себя игры, коррекционные занятия и специальную программу обучения детей с умственной отсталостью. Это возможно в специализированных детских школах и интернатах. При обучении детей педагоги используют самые простые фразы, общение с помощью жестов, рисунков.

      В зависимости от степени умственной отсталости дети адаптируются в социуме и ведут полноценную жизнь либо же содержатся в изолированных условиях, требуют ухода и постоянного присутствия взрослых. Положительных результатов удается добиться при легких и умеренных стадиях болезни при правильном уходе за детьми и ранней диагностике недуга.

      Профилактика умственной отсталости заключается в диагностике и устранении гипоксии плода в утробе, желтухи определенной степени, кретинизма и других заболеваний. Снижению риска заболевания способствует добрачная и генетическая консультация доктора, подготовка к беременности и лечение всех сопутствующих болезней.

      vpolozhenii.com

      Умственная отсталость — признаки, формы и лечение

      Формы умственной отсталости разнообразны. Чтобы определить их по внешним признакам, нужно разбираться в деталях. Они помогут не только выявить отклонения, но и вовремя принять меры.

      Что такое умственная отсталость

      Классическое медицинское определение сообщает нам, что под умственной отсталостью понимают полученную с возрастом или же врожденную задержку в развитии психики человека. Она проявляет себя через нарушения интеллекта.

      Причины появления этого нарушения вызваны патологиями головного мозга. Результатом становится потеря человеком способности к нормальным взаимоотношениям в обществе, утрата способностей к приспособлению к социальной среде обитания. Умственно отсталый человек не может нормально взаимодействовать с другими людьми, неадекватно ведет себя в простых житейских ситуациях.

      Нарушение умственной деятельности выражается через сам разум, кроме того, через моторику, речь, эмоции и волю.

      Внешние проявления нарушения

      Заторможенные в развитии люди уже с юных лет обращают на себя внимание. У детей это выражается как задержка с развитием речевых навыков. Большинство таких людей начинают говорить только после 4 лет. При этом они понимают слова, но не разговаривают с другими людьми.

      Физические признаки умственной отсталости у детей и взрослых могут быть следующими:

    • непропорциональность частей тела между собой;
    • неправильная форма головы (микро- либо гидроцефалия);
    • короткие конечности.
    • У отстающих в развитии людей появляется характерное «отсутствующее» выражение на лице, им присущ так называемый тупой взгляд. Неспособность мозга к нормальной умственной деятельности выражается и в расслабленности челюстных мышц. У больного открыт рот, часто из него капает слюна.

      Отстающих в развитии детей выделяют резкие, угловатые движения, часто сопровождающиеся раскоординированностью.

      Какие бывают отклонения в развитии ума

      До недавнего времени медицина разделяла умственно отсталых людей на такие виды:

      Но в современном мире эти термины приобрели негативный социальный характер, стали ругательствами. Поэтому из Международного классификатора болезней их исключили. И теперь виды умственной отсталости делятся на четыре категории:

      Эти определения считаются нейтральными и определяют количественную форму отсталости в умственном развитии.

      Первая категория соответствует дебильности, вторая и третья — с имбецильностью, а последняя — с идиотией.

      Первая категория: легкая форма. Отсталость в развитии легкой формы проявляет себя в виде дебилизма. Это слабо выраженная неразвитость психики. Она выражается в виде простого мышления, неспособности человеком понимать сложные понятия. Умственная отсталость легкой степени, в свою очередь, по формам течения болезни разделяется медиками на три степени, легкую, среднюю и тяжелую. Для легкой степени заторможенности характерно отсутствие агрессии в поведении.

      Вторая и третья формы умственной отсталости этого типа соотносятся с имбецильностью, которая считается средней формой неразвитости ума человека. Страдающий этой формой болезни не может воспринимать абстрактные понятия, он не в состоянии обобщать и обрабатывать полученную информацию. Но при этом относящиеся ко второй и третьей степеням видов задержки в умственном развитии могут самостоятельно образовывать понятия. Они способны запоминать простые движения, такие люди обучаются несложным навыкам в обслуживании себя и своих простейших потребностей. Отсталый человек второго и третьего вида способен к примитивному труду. Психически они тоже в основном инертны, как и первая категория неразвитых умственно людей.

      Четвертый вид: глубокая форма. Больные идиотией люди не имеют способностей к познанию окружающего мира. Их разум не справляется с самыми простыми физическими действиями, они даже не могут ухаживать за собой. Эти формы умственной отсталости также характерны полной неспособностью различать цвета между собой, люди не запоминают звуки, не реагируют на них. По своей эмоциональности они тоже отсталые, они никак не проявляют обычные для большинства людей чувства — радость, печаль. Больные идиотией люди часто испытывают раздражительность, он подвержены вспышкам сильного гнева. Им характерна озлобленность.

      Почему разум не развивается

      Причины умственной отсталости могут быть как генетическими, так и приобретенными.

      Генетические причины возникают при аномалиях хромосом, нарушениях функций отдельных генов. Медики отмечают, что около 50% всех тяжелых случаев умственной недостаточности возникают именно из-за этого.

      Основные причины остановки в развитии на стадии родов и младенчества такие:

      • физическое поражение плода (в том числе радиоактивное облучение);
      • химическое поражение (отравление ядовитыми веществами);
      • инфекционное поражение (сифилис, цитомегаловирус).
      • Еще причины задержки могут возникнуть при недоношенности плода, нарушениях во время родов (родовые травмы, нехватка кислорода от удушья).

        Умственная неразвитость возникает и при травмах головы. А еще причины умственной отсталости могут крыться в инфекционных заболеваниях, которые оказали воздействие на мозг и центральную нервную систему человека.

        Признаки заторможенности умственного развития

        Как мы уже писали выше, есть определенные физические признаки умственной отсталости. Однако помимо них есть и другие способы определить неразвитость человека.

        У детей симптомы проявляются в виде неспособности запоминать информацию, их запас знаний ограничен, они отстают в учебе от других детей. Кроме того, они практически не интересуются окружающим миром, они не проявляют интерес к рисованию, лепке, развивающим играм. Из-за своей отсталости они не общаются со своими сверстниками и со взрослыми тоже.

        Подростки, относящиеся к одному из описанных выше видов мозговой неразвитости, психологически продолжают оставаться детьми, они не проявляют никакой инициативы, импульсивны и подвержены психической нестабильности. Отсутствие воли и несамостоятельность тоже признаки умственной задержки развития. Такие люди попадают под влияние других, ими легко манипулировать. Но в силу ограниченности они не могут делать все, что им говорят.

        Еще один вид признаков умственной задержки — способность запоминать только яркие, необычные события. Это называется непроизвольным запоминанием, и для большинства отсталых в развитии людей оно характерно. Произвольное запоминание начинает формироваться только в школьном возрасте, когда другие дети и подростки уже оперируют целыми информационными массивами, хранящимися в их памяти.

        Диагностика неразвитости ума

        Кроме описанных нами признаков выявить заторможенность помогают тесты на уровень интеллекта. Их еще называют IQ-тестами. Количественный показатель умственного развития человека помогает определить, к какой из категорий умственной отсталости относится тот или иной индивидуум.

        При легкой форме задержки в развитии уровень IQ составляет 50-70 единиц. По медицинской статистике, такой показатель имеют около 80% количества людей, страдающих недостаточностью интеллекта.

        При второй и третьей формах результаты теста на уровень интеллекта дают результат 35-50 единиц. А последняя форма характеризуется показателем от 0 до 34 единиц.

        Как лечить задержку в интеллектуальном развитии

        Практика показывает, что умственная отсталость является необратимым процессом. Поэтому лечение таких форм неразвитости сводится к терапии и обучению в специальных учебных заведениях, а также содержанию в психиатрических лечебницах.

        Специализированное лечение проводится в случаях, если заторможенность вызвана врожденными болезнями, такими, как сифилис или же токсоплазмоз. Специальные медикаменты прописываются также в случаях, если больные проявляют эмоциональную нестабильность или извращенные влечения.

        При нарушениях в работе эндокринной системы им дают гормональные препараты. А при том виде нарушений, при котором изменяется обмен веществ, прописывается специальная диета. Большое значение имеет трудотерапия и социальная адаптация, работа в специальных группах.

        nevroz.club

        Наш ребенок — человек с умственной отсталостью

        Эмили Мэвино (Ассоциация Гипускоа)

        Со страниц этой книги я хочу побеседовать с вами, родители, недавно узнавшие о том, что ваш ребенок страдает умственной отсталостью. Моим желанием является помочь вам разобраться в своих тревогах, в своих чувствах и, особенно, научить вас, как встретиться лицом к лицу с новой ситуацией и тому, как, исходя из нее, вы сможете помогать своему ребенку. Также мне хочется, чтобы эта книга сумела разрешить вопросы, которые вы, конечно, ставите перед собой. Большинство их касается детей с синдромом Дауна, так как в этом случае в первый момент у родителей возникает много неясностей.

        «Разумеется, что на него смотрят, когда мы выносим его на улицу. Все испытывают любопытство, когда видят то, чего не видели прежде. Я и сам ни разу не видел такого ребенка, пока он у нас не появился, и, наверное, я тоже обернулся бы посмотреть на него. В этом нет ничего плохого, а только естественный интерес»

        а. Информация о диагнозе и ориентация на имеющиеся ресурсы медперсонала, обслуживающего семью.

        b. Проведение кариотипа.

        — Проведение радиографии грудной клетки и эхокардиограммы. Одного лишь прослушивания бывает недостаточно.

        — Рекомендуется повторять эти исследования каждые шесть месяцев.

        — Если есть врожденная кардиопатия, нужно установить наблюдение и назначить медикаментозное лечение, в тяжелых случаях требуется хирургическое вмешательство.

        — Определить способность ребенка к сосанию.

        — Выявление врожденной катаракты.

        — Выявление отита, серных пробок, тугоухости.

        — Мышечная гипотония: определение ее степени для последующего составления программы реабилитации, которая наряду с программой раннего вмешательства должна соответствовать особенностям новорожденного.

        — Включение в программу раннего вмешательства.

        — Оценка общего состояния и пищеварения (питание, наличие запоров).

        — Половые органы: есть ли опускание яичек.

        ОБЫЧНАЯ ВАКЦИНАЦИЯ ОСНОВНОГО НАСЕЛЕНИЯ.

        НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОРГАНАМИ ЧУВСТВ.

        — Глаза: общее офтальмологическое обследование.

        — Уши: общее обследование отоларинголога, особое внимание следует обратить на серные пробки и на то, чтобы исключить отит среднего уха.

        — Часто отмечается пониженный иммунитет и повышенная восприимчивость к различного рода инфекциям. Нужно особенно иметь в виду вероятность инфекционных заболеваний дыхательных путей.

        НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КОЖЕЙ.

        — Проверка и поддержание гидратации и эластичности.

        НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ.

        — Неврологическое обследование для выяснения психомоторной зрелости.

        ПИТАНИЕ И ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ.

        — Измерение веса и объемов тела.

        — Регулярно делать прививки, рекомендуемые для основного населения, включая прививку против гепатита В.

        — Здоровый образ жизни: физические упражнения, игры и прогулки на свежем воздухе.

        — Глаза: ежегодное обследование как минимум. Выявление дефектов рефракции (миопия, гиперметропия и т.д.).

        — Уши: ежегодное обследование отоларинголога.

        — Ежегодный анализ функции щитовидки и общий анализ.

        — К 3 годам провести обследование тазобедренных суставов.

        — Выявить нарушения походки.

        — Обычные средства профилактики.

        Неврологический осмотр с целью определения эффективности программы раннего вмешательства и степени психомоторной зрелости.

        С 3 лет и до предподросткового периода продолжать обследование каждого органа. Что касается эндокринной системы, то здесь нужно обратить особое внимание на возможные проблемы, связанные с плохой всасываемостью кишечника.

        — Любить его и принимать как еще одного члена семьи, а затем обеспечить ему:

        — Медицинскую помощь, если он в ней нуждается.

        — Адекватную программу ранней стимуляции.

        — Правильное обучение, чтобы развивать его интеллектуально и социально.

        — Досуг, чтобы он мог общаться с окружающими и развлекаться.

        — Работу, соответствующую его возможностям.

        — Будущее, — когда он станет взрослым.

        2) Узнать о возможностях развития вашего ребенка через службу раннего обучения.

        3) Узнать о состоянии здоровья, в котором он находится, посредством медицинского обследования и дальнейшего наблюдения педиатра.

        4) В значительной степени вам может помочь справиться с ситуацией общение с группой родителей, дети которых тоже страдают умственной отсталостью, поскольку эти родители помогут вам развеять те негативные переживания, которые они сами уже испытали. Какой бы необходимой и своевременной ни была информация, полученная от специалистов, какими бы важными ни были поддержка и понимание со стороны ваших друзей и соседей, — они не окажутся для вас такими благотворными, как контакт с родителями детей с теми же проблемами. Вы почувствуете себя лучше уже при первой встрече с ними, так как убедитесь в том, что многие семьи находятся в такой же ситуации, что не вы одни столь несчастны. Вы поразитесь, убедившись в том, что другие семьи, уже пережившие те же первичные негативные чувства, что и вы, мало- помалу научились преодолевать их и сейчас активно помогают своему ребенку, а самое главное, — любят и принимают его таким, каков он есть. При этом они остаются дружными, сплоченными и веселыми семьями.

        — Они предоставят вам практическую информацию о том, что такое умственная отсталость.

        — Вы поймете, как вы должны общаться с вашим ребенком.

        — Они подскажут вам, какие возможности и какие службы существуют у нас, в Стране Басков, для помощи семьям, где есть люди с умственной отсталостью. Такой обмен опытом поможет вам лучше общаться, как с ребенком, так и с окружающими вас людьми.

        Рождение ребенка сразу вызывает бурю эмоций у всех членов семьи. Поначалу новорожденный пользуется повышенным вниманием. Со временем ситуация входит в обычное русло: родители, другие дети, бабушка с дедушкой возвращаются к своим привычным делам и обязанностям. Нужно поменять семейный уклад, чтобы все научились жить по-новому. Однако если у ребенка имеется умственная отсталость, как в вашем случае, то напряженность в семье возрастает и всем ее членам нужна помощь, чтобы принять такого ребенка, понять его потребности и те требования, которые с его появлением предъявляются к семье в целом. «Я помню, что когда наша педиатр сказала нам, что у Кармен синдром Дауна, то нами сразу овладело множество эмоций, и мы задали себе многочисленные вопросы типа: «Что точно означает синдром Дауна? «Что такое трисомия 21?» Этими чувствами и вопросами мы поделились со многими родителями, так как состояли в группе междусемейной поддержки новых родителей. Стал чувствоваться некий отрыв от нормальной жизни, от семейных отношений, от социальных контактов. Потребовался более и менее продолжительный отрезок времени, чтобы эта глубокая рана зарубцевалась» Рождение ребенка с умственной отсталостью — это не повод для того, чтобы семья отказывалась от своих социальных и профессиональных интересов. Иногда с рождением такого ребенка у матери может возникнуть чувство морального долга, вынуждающее ее оставаться дома и ухаживать за ребенком, не имея возможности поступить на работу. Но можно утверждать, что, как правило, в грудном возрасте дети с умственной отсталостью не нуждаются в большем внимании, чем обычные дети. И если у матери есть потребность или же она хочет продолжать работать вне дома, то у нее не должно быть поводов отказывать себе в этом. Она может устроить своего ребенка, как любого другого малыша в таком возрасте, в ясли, где за ним будет соответствующий уход, либо поручить ухаживать за ним кому-нибудь из соседей. Важно, чтобы при этом каждый член семьи, насколько возможно, продолжал заниматься своими повседневными делами. В других случаях врачу требуются месяцы или годы, чтобы установить диагноз ребенка. В этой ситуации для семейного коллектива наступает очень трудный период. Нужно постараться, чтобы частые медицинские консультации, проверки и анализы как можно меньше нарушали привычную жизнь семьи, особенно, если у вас есть еще дети, которые могут чувствовать себя лишенными внимания. Когда, в конце концов, диагноз умственной отсталости уже установлен, то одновременно с описанной выше первичной шоковой реакцией родители порой испытывают некоторое облегчение, узнав правду. С этого момента уже можно конкретно помогать ребенку в его развитии без лишних сомнений, проволочек и раздумий. Но нам никогда нельзя забывать о том, что этот ребенок- инвалид — такой же член семьи, как все остальные, с теми же, что и у остальных, правами и обязанностями. Таким мы и должны воспринимать его в семье. Когда ребенок с умственной отсталостью становится старше, он требует больше внимания, терпения и понимания со стороны каждого из членов семьи, так как он дольше обычного усваивает простейшие навыки. Наступает время идти в школу, и родителям нужно найти в своем районе подходящий колледж, собирать ребенка на занятия, как делают родители других детей, отводить его в школу или к дверям школьного автобуса.

        Начнем с того, что семья — это семья, а не лечебный центр. Некоторые родители, движимые горячим желанием преодолеть инвалидность ребенка, помимо своих прямых обязанностей, возлагают на себя и на своих родных массу добавочных забот о его лечении. Тем самым они наносят ущерб не только собственным интересам, но и интересам других членов семьи. Бывает, что мать или отец ребенка с умственной отсталостью чувствует, что этот ребенок как бы вытесняет его из семьи. У других детей создается впечатление, что им нельзя выйти погулять с друзьями, потому что «упражнения» с братом или сестрой постоянно отнимают у них массу времени. И они вдруг начинают чувствовать свою беспомощность, что мешает их правильным взаимоотношениям с малышом, который как бы является виновником этого чувства. Клиф Каннингэм в своей книге «синдром Дауна, введение для родителей» указывает: «Мы не встречали значительных сдвигов от проведения интенсивных упражнений, кроме разве что для выработки специфических поведенческих реакций, которая требует этих занятий. Также мы не встречали случаев, когда младенец оставался пожизненным инвалидом, если не получал достаточной стимуляции в первые месяцы или в первый год жизни» В семейной жизни важно соблюдать равновесие между необходимостью «стимуляции» (упражнений, восстановительных программ) ребенка с умственной отсталостью и повседневными потребностями остальных членов семьи. То, что ребенок недополучит в каком-нибудь специальном занятии, он сможет с лихвой восполнить в счастливой и уравновешенной семье, где его любят и понимают. «Мои чрезмерные заботы превратились в опеку, из-за которой я не могу в полной мере воспитать тебя как личность. Мне говорят: «Он тебе нужен?!» Конечно, ты мне нужен! Но мне хотелось бы, чтобы ты был другим, а это очень трудно, даже при всем моем терпении. Я хочу не вести тебя за руку, а держать твою руку в своей, чтобы придать тебе уверенность, но научить тебя ходить самому. Однако я всегда делала вид, что мне стыдно, когда я испытывала удовлетворение только лишь оттого, что другие не замечали твоей инвалидности»

        Рождение ребенка-инвалида не должно быть причиной развода супругов. Несмотря на то, что ребенок с умственной отсталостью создает напряжение отношений между ними, но если супруги по- настоящему любят друг друга и умеют выражать свои чувства, то, естественно, что эта ситуация еще больше сплотит их и они будут поддерживать друг друга, чтобы вместе ухаживать, воспитывать и помогать ребенку. Если их отношения терпят крах, если им трудно находить общий язык друг с другом, если их любовь уже мало-помалу превращается в ненависть, тогда кризис легко переходит в окончательный разрыв после того, как ребенку ставится диагноз, который служит поводом для развода. Это самое легкое оправдание.

        Рождение ребенка с умственной отсталостью не обязательно предполагает отказ от того, чтобы иметь еще детей. Однако сравнительно часто родители не решаются на это. Во многих случаях решение не иметь больше детей, продиктовано страхом того, что со следующей беременностью повторится та же проблема. Но беспокоиться не нужно. Очень редко синдром Дауна передается по наследству. И такие случаи всегда определяются проведением хромосомного анализа. Родители ребенка с синдромом Дауна не наследственной формы (такие формы бывают у 98% больных детей) имеют 2% риска произвести на свет второго ребенка с тем же заболеванием по отношению к основному населению. Как мы уже говорили выше, процент риска появления на свет ребенка с синдромом Дауна среди основного населения увеличивается в зависимости от возраста беременной женщины. Такое увеличение риска бывает исключительно у родителей, которые уже имеют ребенка с ненаследственной формой синдрома Дауна. У братьев и сестер ребенка с этой формой болезни, а также у остальных членов семьи нет повышенного риска иметь детей с синдромом Дауна. Их риск в точности такой же, как у основного населения. Кроме того, существует возможность установления пренатального диагноза синдрома Дауна. Он устанавливается во время беременности посредством исследования хромосом зародыша, находящихся в околоплодной жидкости. Околоплодная жидкость извлекается путем амниоцентеза от 16 до 19 недели беременности. Амниоцентез не увеличивает риск выкидыша, так как проводится под контролем эхографии опытным врачом. Если зародыш поражен синдромом Дауна, только родители будут решать, нужно ли оставить беременность или прибегнуть к терапевтическому аборту. У нас Баскская Служба Здоровья (ОСАКИДЭТСА) проводит амниоцентез бесплатно всем беременным женщинам, имевшим ребенка с синдромом Дауна, или тем, кто старше 35 лет. Перед тем, как принимать решение иметь еще детей, необходимо, чтобы родители получили исчерпывающую медицинскую информацию, поскольку существует много различных вероятностей:

        — В одних случаях в Генетической Консультации вам скажут, какой процент вероятности, того, что заболевание может повториться у будущего ребенка.

        Перевод с испанского В.М. Труфанова

        www.nevromed.ru

        Умственная отсталость — это. Степени и формы умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью

        О чем вы думаете, когда слышите такое словосочетание, как «умственная отсталость»? Это, наверняка, сопровождается не самыми приятными ассоциациями. Знания многих людей о таком состоянии в основном базируются на телепередачах и фильмах, где ради зрелищности часто искажаются реальные факты. Легкая умственная отсталость, например, не является той патологией, при которой человека следует изолировать от общества. Следовательно, мы часто встречаем таких людей, но провести грань простому обывателю между здоровой личностью и умственно отсталой очень непросто.

        Как говорят доктора, умственная отсталость – это недуг, главным признаком которого является либо приобретенное (малышом до 3 лет), либо врожденное снижение интеллекта. При этом практически отсутствует способность абстрактно мыслить. А вот эмоциональная сфера при данном заболевании не страдает: пациенты могут чувствовать неприязнь и симпатию, веселье и печаль, горе и радость. Однако лица с умственной отсталостью испытывают не такие многогранные и сложные чувства и эмоции, как здоровые люди. Следует отметить также тот факт, что данный недуг не способен прогрессировать. Умственная отсталость – это стабильный уровень недоразвитого интеллекта. Хотя отмечались даже случаи его повышения со временем вследствие воздействия обучения, социума, воспитания.

        Причины умственной отсталости

        Интеллект человека определяется как средовыми, так и генетическими факторами. Те дети, у родителей которых диагностирована умственная отсталость, — это уже группа риска. Они более подвержены развитию психических нарушений, хотя именно генетическая передача как таковая встречается крайне редко. Несмотря на становление генетики и определенные успехи в этой области, причины 70-80% случаев заболеваний так и не удается установить. Чаще всего их выявляют в особо тяжелых случаях. Но все же предлагаем разобраться в самых распространенных факторах, которые провоцируют возникновение такого состояния.

        Пренатальные причины

        Причиной рассматриваемого состояния часто выступают хромосомные аномалии, генетические, нервные болезни. Умственную отсталость также вызывают врожденные недуги, вызванные цитомегаловирусом, вирусом краснухи, ВИЧ. Употребление родителями наркотиков, алкоголя, воздействие на плод токсинов приводят к тому, что рождаются дети с умственной отсталостью. Воздействие радиации, метилртути, свинца, химиотерапевтических препаратов также порой приводит к таким последствиям.

        Интранатальные причины

        Осложнения, которые связаны с незрелостью, недоношенностью, а также кровоизлияния в ЦНС, роды с наложением щипцов, ягодичное предлежание, многоплодная беременность, интранатальная асфиксия увеличивают риск появления умственной отсталости. Но здесь очень многое будет зависеть от ухода за малышом в первые месяцы после его появления на свет.

        Постнатальные причины

        Недостаточность эмоциональной, физической, когнитивной поддержки, которая необходима для развития, роста, социальной адаптации, плохое питание в первые годы жизни – самые распространенные причины умственной отсталости во всем мире. Недуг может быть следствием бактериальных, вирусных энцефалитов, менингитов, гипотрофии, отравлений, травм головы и проч.

        Степени умственной отсталости

        Этот недуг, как и любой другой, имеет разные критерии, благодаря которым он подразделяется на степени, формы и т.д. Классификация данного заболевания обуславливается формами его проявления и степенью течения. Выделяют следующие степени умственной отсталости:

      • легкую, когда уровень IQ варьируется пределах 50-69 баллов;
      • среднюю, когда показатели колеблются от 20 до 49 баллов;
      • тяжелую, при которой IQ меньше 20 баллов.
      • Как определяется этот показатель? Больному предлагают пройти тестовое задание, по результатам которого можно судить о наличии той или иной степени недуга. Хотя, следует признать, что деление это является весьма условным. Классификация должна учитывать не только степень снижения интеллектуальных способностей, но и уровень ухода, помощи, который требуется человеку. Не следует сбрасывать со счетов и ограничение способности к коммуникации, самообслуживанию, самостоятельности, применению общественных ресурсов и т.д.

        Что говорит статистика?

        Очень интересным является тот факт, что более 3% населения во всем мире живет с уровнем IQ менее 70, но тяжелая умственная отсталость наблюдается только у 1%. Это говорит о том, что при диагностике во внимание принимается очень много дополнительных факторов. Глубокая умственная отсталость отмечается у детей вне зависимости от принадлежности их семьи к определенному социальному слою, от образования родителей и родственников. И вот еще один интересный факт. Так, как ни странно, умеренная умственная отсталость, при которой больному требуется непостоянная определенная помощь, чаще наблюдается у детей из семей с низким социально-экономическим статусом.

        Как уже было сказано выше, главный признак заболевания заключается в снижении интеллекта. Однако все симптомы целесообразно рассматривать в зависимости от степени недуга. Рассмотрим их.

        1. Легкая степень (или дебильность). В этом случае по внешнему виду простой обыватель никогда не сможет отличить человека с отсталостью умственного развития от здорового. Как правило, таким людям тяжело учиться из-за того, что их способность концентрировать внимание сильно снижена. Зато память у них очень хорошая. Часто пациенты с данной степенью недуга имеют отклонения в поведении. Например, дети с умственной отсталостью зависят от воспитателей и родителей, их сильно пугает изменение обстановки. Такие пациенты либо замыкаются в себе (отсюда сложности в общении), либо, наоборот, пытаются привлечь внимание к своей персоне всевозможными яркими поступками, как правило, нелепыми, даже антисоциальными. Им очень легко что-либо внушить. Потому такие больные привлекают к себе представителей криминального мира, сами нередко становятся жертвами мошенников. Характерный признак легкой степени отсталости заключается в том, что пациенты прекрасно знают о своем недомогании, но всячески скрывают это от других людей.
        2. Средняя степень (имбецильность). Такие люди способны различать наказание и похвалу, испытывать радость, сопереживать, они легко обучаемы навыкам самообслуживания, порой даже письму, чтению, элементарному счету, но вот проживать самостоятельно они не могут. За ними нужен постоянный уход и контроль.
        3. Тяжелая степень (идиотия). У таких людей отсутствует речь, они необучаемы, их движения нецеленаправленны и неуклюжи. Эмоции ограничиваются элементарными проявлениями неудовольствия или радости. Пациенты с идиотией нуждаются в постоянном присмотре, потому должны содержаться в соответствующих заведениях.
        4. Еще немного о симптомах

          Первые проявления недуга включают незрелое поведение, задержку в интеллектуальном развитии, недостаточные навыки самообслуживания. Развитие детей с умственной отсталостью порой идет как положено вплоть до школьных лет. Симптомы не распознаются в том случае, если имеет место легкая степень недуга. А вот две другие степени диагностируют, как правило, очень рано, особенно если они сочетаются с пороками развития, физическими аномалиями. В таком случае недуг будет просто диагностировать уже к дошкольному возрасту.

          Вместе с тем у некоторых детей попутно отмечают наличие церебрального паралича, двигательных нарушений, потерю слуха, задержку развития речи и другие отклонения в развитии. Со временем характеристика умственной отсталости «обрастает» новыми симптомами. Дети становятся склонны к тревожности, депрессии, особенно в том случае, если их отвергают или рассматривают как ущербных.

          Если в детских садах у малышей с данным недугом наблюдается сложность с адаптацией, трудности с соблюдением режима дня, а элементарные задания кажутся им невыполнимыми, то школьники с умственной отсталостью должны насторожить родителей крайне высокой степенью неусидчивости и невнимательности. Дополнительными причинами для беспокойства пап и мам должны стать быстрая утомляемость, плохое поведение и крайне низкие оценки их чад.

          Формы умственной отсталости

          Вот мы с вами подошли к еще одной классификации. В соответствии с международной классификацией недугов, принято выделять следующие формы умственной отсталости:

        5. Олигофрения неосложненная. При данной форме основные нервные процессы ребенка характеризуются уравновешенностью. Нарушения в познавательной деятельности не сопровождаются особо грубыми отклонениями. Эмоциональная сфера сохранна, ребенок может действовать целенаправленно, однако только в том случае, если ему все предельно понятно. Когда ситуация или обстановка не является для него новой, то все будет в норме, никаких отклонений вы не увидите.
        6. Олигофрения с нейродинамическими нарушениями. Данная форма характеризуется неустойчивостью волевой, эмоциональной сферы по типу заторможенности или возбудимости. Нарушения, присущие ребенку, четко проявляются в снижении работоспособности, в изменениях поведения.
        7. Умственная отсталость с отклонениями функции анализаторов. У олигофренов при данной форме недуга диффузное поражение коры совмещается с более сильными нарушениями той или иной мозговой системы. У детей дополнительно отмечаются локальные дефекты речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
        8. Олигофрения с психопатоподобным поведением. Это умственная отсталость, развитие при которой отстает из-за нарушений в эмоционально-волевой сфере. Прежде всего у таких пациентов отмечают снижение критичности по отношению к себе, недоразвитие многих личностных компонентов, расторможенность влечений. У ребенка присутствует склонность к неоправданным аффектам.
        9. Олигофрения с четко выраженной лобной недостаточностью. При такой форме умственной отсталости дети безынициативны, вялы, беспомощны. Речь их многословна, носит подражательный характер, но она совершенно не имеет содержания. Дети не способны психически напрягаться, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию.

      Обследование при недуге

      Как мы уже говорили, в большинстве случаев умственная отсталость проявляется еще в раннем возрасте. А если недуг обусловлен генетическими причинами, например, болезнью Дауна, то отклонение можно диагностировать еще в период беременности. Для этих целей в женских консультациях сегодня всем дамам предлагают пройти скрининговое обследование на самых ранних сроках беременности, чтобы при наличии такой патологии была возможность принять правильное решение – сделать аборт или сохранить ребенка. Также данная процедура незаменима в тех случаях, когда у родителей будущего малыша или родственников имеются заболевания или состояния, способные спровоцировать возникновение умственной отсталости.

      Некоторые из форм олигофрении возникают вследствие того, что определенная ферментная система у малыша недоразвита. Самый распространенный недуг из этой группы – фенилкетонурия. Сразу же после рождения малыши с данным диагнозом ничем не отличаются от здоровых, но уже на протяжении первых месяцев жизни они становятся вялыми, у них отмечается частая рвота, есть высыпания на коже, потливость повышена, причем она имеет специфический запах. Если начать лечение сразу же, пока малышу не исполнилось 2-3 месяца, то можно сохранить интеллект. Именно поэтому никогда не игнорируйте ранние обследования детей у педиатров.

      Если у доктора возникнут какие-то сомнения, он назначит консультацию врача-невролога, анализы мочи и крови, энцефалограмму. При обследовании детей постарше обязательна консультация психолога или психиатра.

      Если лечение начато своевременно, то, как правило, удается достичь того, чтобы ребенок легко адаптировался к самостоятельной жизни. А вот в том случае, когда родители и другие родственники малыша решают, что легко смогут обойтись без докторов, практикую самолечение, то печальные последствия неминуемы. Также не забывайте о том, что под маской олигофрении могут скрываться и другие недуги – эпилепсия, многочисленные психические заболевания, гипотиреоз.

      Дети с олигофренией — что делать?

      Родителям ни в коем случае не следует паниковать. Помните, что умственная отсталость – не психический недуг, а своеобразное состояние, когда интеллектуальное развитие ограничено в силу тех или иных причин.

      Обучение детей с умственной отсталостью возможно, как и их развитие, но ровно настолько, насколько им позволяют это сделать биологические возможности. Данное состояние полностью никогда не излечится. Конечно, доктор назначит соответствующую терапию, но ее эффект не будет поразительным. Хотя в зависимости от степени олигофрении существует возможность добиться определенных результатов путем воспитания и обучения. Следует понимать, что малыши с идиотией и имбецильностью – это инвалиды детства, они даже получают пенсии. Особенности детей с умственной отсталостью этих форм таковы, что им нужен либо заботливый опекун, либо же помощь специалистов из соответствующего медицинского учреждения, куда их могут определить. Там с ними проводят терапевтическую, коррекционную, психологическую работу. Детям с легкой степенью олигофрении не так сложно. Даже не смотря на то, что им не удается учиться по общепринятой программе, и необходим перевод во вспомогательную школу. Однако в воспитании таких детей имеется много трудностей, ведь адекватная коррекция определяет будущую трудовую и социальную адаптацию. При правильном подходе они, повзрослев, просто «растворяются» в жизни – работают, заводят семьи, прекрасно себя чувствуют в социуме.

      Сегодня существует огромное количество средств, предназначенных для лечения этого состояния, однако подбирать их должен только доктор с учетом всех особенностей болезни. В зависимости от причины, которая вызвала недуг, это могут быть гормоны или препараты йода (если олигофрения является следствием нарушений работы щитовидной железы). При фенилкетонурии будет достаточно особого режима питания, который назначит доктор.

      Чтобы скорректировать умственную отсталость, часто врачи назначают ноотропы (средства «Пирацетам», «Энцефабол», «Аминалон» и прочие). Их применяют для того, чтобы улучшить обменные процессы непосредственно в мозговой ткани. Для этих же целей назначают аминокислоты, витамины группы В. Конечно, их можно приобрести и без рецепта, но целесообразность использования может определить только доктор.

      Если у пациентов с описываемым диагнозом присутствуют нарушения в поведении, психиатр подбирает препараты из группы транквилизаторов или нейролептиков. Залог успешной коррекции – это комплексный подход, то есть применение медицинских препаратов должно сочетаться с занятиями с логопедами, психологами, личностным подходом в воспитании.

      В народной медицине популярны лекарственные растения, которые оказывают активизирующее воздействие на нервную систему. К ним относятся лимонник китайский, женьшень, алоэ. Однако помните, что некоторые стимулирующие средства при данном недуге могут спровоцировать нарушения поведения, психозы. Поэтому перед их применением необходима консультация доктора.

      Нельзя сбрасывать со счетов и социальную реабилитацию. Такие программы в первую очередь направлены на то, чтобы обеспечить работой лиц с легкой степенью олигофрении. Для этого существуют специальные учебные заведения с определенной адаптированной программой, где пациенты могут освоить несложные профессии.

      Профилактика умственной отсталости – это, прежде всего, бережное и внимательное отношение не только к своему здоровью, но и к здоровью будущих поколений.

      Как только супруги решают завести ребенка, им обоим необходимо всесторонне обследоваться, сдать анализы, посетить генетика. Это позволит выявить и вылечить имеющиеся недуги или состояния, узнать о проблемах, которые могут спровоцировать олигофрению у будущего ребенка.

      Когда женщина уже забеременела, она должна помнить о той ответственности, которая лежит на ней за еще даже не родившегося ребенка. Так, ей необходимо придерживаться правильного образа жизни, хорошо питаться, соблюдать все рекомендации докторов, избегать воздействия вредных факторов, посещать женскую консультацию строго по графику.

      Когда ребенок уже родился, следует неукоснительно слушаться во всем педиатра и соблюдать все его предписания. И если вдруг доктор заподозрит неладное и отправит на дополнительные обследования или консультации, не надо пытаться, что называется, убежать от проблемы. Ведь в этом случае можно потерять драгоценное время, о чем впоследствии останется только сожалеть.

      Тем более медицина не стоит на месте. Например, вакцины против вируса краснухи помогли родить здорового малыша многим парам, а ведь раньше это была чуть ли не самая главная причина врожденной умственной отсталости. Сегодня ученые разрабатывают аналогичные средства против цитомегаловируса, чтобы подарить спокойствие и здоровье родителям и их детям. Частота случаев снижается также благодаря развитию и росту неонатальной, акушерской помощи, применению иммуноглобулина, переливания крови и многим другим моментам, о которых еще недавно можно было только мечтать. Главное – не паниковать, не опускать руки и стараться изо всех сил, ведь это ваш близкий человек, которого только вы можете сделать счастливым и вернуть к полноценной жизни настолько, насколько это вообще сегодня возможно. Слушайте докторов, вовремя обращайтесь за специализированной помощью и соблюдайте все рекомендации.

      fb.ru

      Признаки умственной отсталости у ребенка

      Около 1% семей сталкиваются с проблемой интеллектуального развития ребенка. Умственная отсталость у детей, симптомы и причины появления подобного состояния подробно изложены в этом материале. Умственная отсталость, или олигофрения, — диагноз весьма неутешительный как для детей, так и для родителей. Признаки слабоумия: значительное отставание интеллектуального развития и низкий уровень социальной адаптации у детей. Дети, страдающие олигофренией, испытывают трудности социального характера, в том числе проблемы с обучением, конфликты со сверстниками. Внутренние факторы возникновения умственного дефекта разнообразны: от хромосомных аномалий до травматических повреждений плода. Особую опасность еще не созревшему плоду представляют чрезмерное употребление некоторых лекарственных препаратов, которые нарушают обменный процесс в организме беременной женщины, тяжелые инфекционные болезни, которые мать перенесла во время беременности, различного рода повреждения плода и его заражение паразитами.

      Признаки умственной отсталости у детей

      Говоря об умственной отсталости как о заболевании, можно выделить следующие степени ее развития:

    • Степень 1 — легкая умственная отсталость. Данная стадия характеризуется органическим поражением мозга ребенка и задержкой развития.
    • Степень 2 — средняя умственная отсталость. Характерные черты — задержка в физическом развитии, внешние отклонения развития.
    • Степень 3 — тяжелая умственная отсталость. Тяжелая умственная отсталость обусловлена более очевидными физическими отклонениями — отсутствием речи и целесообразного мышления.
    • Выделяют стадию глубокой отсталости. Дети с олигофренией последней степени развития теряют способность к членораздельной речи и полноценному мышлению. Уровень интеллекта больных глубокой отсталостью не превышает 20 пунктов.

      Причины появления слабоумия

      Все факторы возникновения и развития умственной отсталости можно условно разделить на две группы:

      К внешним причинам появления слабоумия принято относить вредное влияние окружающей среды на организм беременной женщины, ее проживание в радиационной зоне, употребление наркотических средств одним из родителей, психическая и эмоциональная нестабильность матери, материальная необеспеченность и так далее. Немалую роль играет наследственный фактор. Во время оплодотворения в яйцеклетку поступает 46 хромосом, однако при нарушении процесса деления последней пары хромосом ребенок появляется на свет с синдромом Дауна — геномной патологией, характеризующейся умственной и физической отсталостью ребенка. Количество рожденных с синдромом Дауна уменьшилось до 1:1100 благодаря передовым технологиям медицины, позволяющим выявить отклонения еще в утробе матери, возможности прибегнуть к хирургическому вмешательству.

      Лечение отсталости, ее профилактика

      При диагностировании у плода отсутствия одной хромосомы многие беременные женщины отказываются от неродившегося ребенка посредством аборта. В случае вынашивания и рождения малыша с врожденным синдромом Дауна необходимо пристальное наблюдение за ним со стороны специалиста и близких, а также добросовестный уход. Все это требует ответственности, решительности и осознания происходящего в семье. Дети, подверженные влиянию синдрома Дауна, отличаются неполноценностью интеллекта и физическими пороками.

      У умственно отсталых больных различного возраста эти симптомы выражаются по-разному:

      1. У детей дошкольного возраста симптоматика неполноценного интеллектуального развития выражена наиболее ярко. У больных в возрасте от 1 года до 6 лет наблюдаются наличие низкого уровня IQ, ограниченной способности к социальной адаптации, возможности развития такого двигательного нарушения, как детского церебрального паралича и других нарушений в деятельности опорно-двигательной системы.
      2. У детей школьного возраста наблюдаются симптомы дошкольного возраста, которые могут согласовываться с другими отклонениями на психической и эмоциональной почве. Чувство отрешенности от мира, частые депрессии, нестабильность психического состояния — все это сопровождает ребенка в процессе социализации.

      rebenokzabolel.ru

      Это интересно:

      • Депрессия летальный исход От передозировки какими таблетками бывает летальный исход В последние годы медицина сделала большой скачок и почти от каждого заболевания уже имеется какая-либо таблетка. Чем сильнее заболевание, тем активнее и мощнее препарат, соответственно реакция на лечение наступает гораздо быстрее. Но это не всегда хорошо, т.к. у каждого лечения есть как […]
      • Признаки соматической депрессии Соматическая депрессия: причины, симптомы и лечение Большинство людей чувствуют время от времени себя несчастными, поэтому подвластны депрессивному состоянию. Но важно знать, что между этими чувствами существует большая разница, ведь депрессия влияет на весь наш разум и тело. Это серьезно снижает наши пять основных видов деятельности: Депрессия […]
      • Что такое стресс в психологии Все о понятии стресса в психологии Каждый человек испытывал раздражение и чувствовал упадок сил. Такая реакция организма на негативные эмоции называется стрессом. Характеристика состояния Понятие и природа стресса в том, что он предназначен для защиты организма от различных негативных воздействий. При попадании человека в экстремальную ситуацию у […]
      • Лекарства при неврозе для детей Отзывы о Фенибуте при ВСД Одним из наиболее востребованных медикаментов, используемых при лечении ВСД, является Фенибут. Отзывы об этом препарате доказывают его эффективность. Он же используется при лечении различных нервных расстройств, поскольку он способен выполнять массу полезную функций, включая улучшение работоспособности, нормализацию […]
      • Стресс и баня Как действует на организм баня после инсульта Многие спрашивают, возможна ли в баня после инсульта? Ведь больному после перенесенного инсульта требуется длительная терапия и реабилитационный период, при которых имеется много запретов, в том числе и париться в бане. Даже если приступ произошел несколько лет назад, прежде чем посещать парилку, […]
      • Доза амитриптилина при депрессии Амитриптилин при депрессии: отзывы о препарате Ярким представителем группы антидепрессантов первого поколения является Амитриптилин. Это лекарственное средство влияет на нервные клетки головного мозга. Отзывы людей, принимающих амитриптилин при депрессии, в основном положительные. Особенности препарата Амитриптилин предназначен для борьбы с ярким […]
      • Невроз спазмы сосудов Причины, симптомы и лечение спазмов сосудов головы Церебральный ангиоспазм представляет собой спазм сосудов головы, при котором происходит сужение пространства между стенками сосудов. Если во время не обнаружить данное заболевание и не прибегнуть к комплексному лечению, то могут быть серьезные осложнения в функционировании организма. Почему […]
      • От слабоумия заговор Заговор от слабоумия Умственная отсталость, врожденная или приобретенная — это психическое заболевание, требующее адекватного врачебного вмешательства. Вне зависимости от природы недуга, человек не способен постигать взаимосвязь реальности, явлений, происходящих событий. Помимо официальной медицины, существуют народные методы лечения, […]