Стресс значение и механизмы

Стресс, его механизмы и значение. Дистресс

Стресс нередко рассматривают как особое функциональное состояние и в то же время как психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы. Термин «стресс» был введен Гансом Селье в 1929 году. Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных заболеваний, возникает ряд общих симптомов (потеря аппетита, мышечная слабость, повышенные артериальное давление и температура, утрата мотивации к достижениям). Поскольку эти симптомы не зависят от природы соматического расстройства, Селье предложил обозначить такое состояние «синдром просто болезни». Первоначально Селье использовал термин «стресс» для описания совокупности всех неспецифических изменений (внутри организма), функциональных или органических. Одно из его последних определений стресса таково: «неспецифическая реакция организма на любое требование извне» (Селье, 1974).

В настоящее время термин стресс используется для обозначения целого ряда явлений:

1) сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

2) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

3) сильные, как благоприятное, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;

4) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

5) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.

Таким образом, в целом стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обусловливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма.

Виды стресса. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс. Позднее, однако, было показано, что общая картина психологических реакций может быть весьма специфична. В ее формирование вносят свой вклад и качественное своеобразие раздражителя, и индивидуальные особенности организма.

В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный).

Стимул, вызывающий стрессовую реакцию, называется стрессором. Раздражитель может стать стрессором в результате его когнитивной интерпретации, т. е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю (психоэмоциональный стресс). Например, звук чужих шагов за спиной идущего по улице человека ночью на пустынной улице может оказаться сильным стрессором. Физический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс. Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия неблагоприятного фактора. Так некоторые раздражители способны вызывать стрессовую реакцию в результате достаточно долгого их воздействия на человека. В случае кратковременного стресса, как правило, актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов.

Значение стресса. Сущность реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимой для преодоления «препятствия» и возвращения организма к нормальным условиям существования. Если стрессовая реакция выполняет эту функцию, ее адаптивная ценность становится очевидной. Не вызывает сомнения положение о том, что биологической функцией стресса является адаптация. В связи с этим стресс предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий различной модальности как психических, так и физических. Поэтому возникновение стресса означает, что человек включается в определенную деятельность, направленную на противостояние опасным для него воздействиям. Одновременно с этим возникает особое функциональное состояние и целый комплекс различных физиологических и психологических реакций. Таким образом, стресс это нормальное явление в здоровом организме — защитный механизм биологической системы.

Сказанное выше, безусловно, справедливо для физиологического стресса. Однако стрессовую реакцию, возникающую у современного человека при психоэмоциональном стрессе нередко можно квалифицировать как неадекватное возбуждение примитивных защитных механизмов, когда организм активизируется для физической деятельности (борьбы или бегства). В условиях социальной регламентации поведения нет места ни тому, ни другому. Очевидно, что цивилизованный человек не может ударить своего оппонента, даже если он абсолютно уверен в своей правоте.

Многократно возникающая и не получающая разрядки стрессовая реакция нередко приводит к дисфункциональным и патологическим нарушениям, характеризующимся структурными изменениями в ткани и функциональной системе органа-мишени. Когда эти изменения возникают вследствие стресса, такая болезнь получает название психосоматического или психофизиологического заболевания.

Тем не менее со времен Селье принято различать конструктивный и диструктивный аспекты стресса. Другими словами, не всякий стресс вреден. Стрессовая активация нередко является положительной силой, обогащая человека осознанием своих реальных возможностей. Селье называл положительный стресс эустрессом, а ослабляющий и разрушающий стресс — дистрессом. (По происхождению слово «стресс» означает ограничение или притеснение, а слово «дистресс» — пребывание в состоянии ограничения или притеснения).

На ранней стадии развития стресса, как правило, улучшается общее самочувствие и состояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, то он становится вредным для организма.

Этапы развития стресса. Любой раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, должен вначале быть воспринят (хотя и не обязательно осознанно) сенсорными рецепторами периферической нервной системы. Восприняв это раздражение, рецепторы посылают импульсы по сенсорным путям периферической нервной системы к мозгу. В ЦНС от главных путей, восходящих к неокортексу, отходят нервные ответвления, направляющиеся в ретикулярную формацию и далее в образования промежуточного мозга. Поэтому воспринимаемые события получают должную оценку в структурах мозга, связанных с обеспечением мотивационно-потребностной сферы человека (гипоталамусе и лимбической системе).

В конечном счете, все потоки нервной импульсации по восходящим путям поступают в кору больших полушарий, где осуществляется их содержательная, смысловая интерпретация. Результаты этой интерпретации по каналам обратной связи попадают в лимбическую систему. Если раздражитель истолковывается как угроза или вызов, провоцирующий ярко выраженную эмоциональную оценку, возникает стрессогенная реакция. Для многих людей активация эмоций (как отрицательных, так и положительных) является стимулом для стресса.

Итак, в самом общем виде условия возникновения реакции на стресс таковы: любой раздражитель получает двойную интерпретацию — объективную (в коре больших полушарий) и субъективную (в лимбической системе). В том случае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т. е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев), она приобретает роль триггера, автоматически запуская последовательность соответствующих физиологических реакций. В том случае, когда нет восприятия угрозы, стрессовой реакции не возникает.

Распространение стрессогенной реакции в организме осуществляется через вегетативную нервную систему и, в первую очередь, ее симпатический отдел, эффекты возбуждения которого были описаны выше.

Организм человека справляется со стрессом следующим образом:

1) Стрессоры анализируются в высших отделах коры головного мозга, после чего определенные сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения, подготавливая организм к ответу на стрессор.

2) Стрессор оказывает влияние и на вегетативную нервную систему. Учащается пульс, повышается давление, растет уровень эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым. Тем самым увеличивается количество поступающего к тканям кислорода. Человек оказывается готовым к борьбе или бегству.

3) Из анализаторных отделов коры сигналы поступают в гипоталамус и надпочечники. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором. Гипоталамус передает сигнал гипофизу, а тот — надпочечникам, в результате чего возрастает синтез гормонов и их выброс в кровь. Гормоны, в основном, осуществляют медленнодействующую защиту организма. Они изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию; гормоны повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и аллергические реакции.

Наиболее продолжительные соматические реакции на стресс являются результатом активации «эндокринных осей». Этим термином обозначают эндокринные пути, по которым осуществляется реакция на стресс. Существуют три основные «эндокринные оси», которые вовлекаются в стрессовую реакцию человека: адрено-кортикальная, соматотропная и тироидная. Они связаны с активацией коры и мозгового вещества надпочечников и щитовидной железы. Показано, что эти три оси могут быть активизированы посредством многочисленных и разнообразных психологических воздействий, включая различные психосоциальные стимулы. Реакция по эндокринным осям не только продолжительна во времени, но, как правило, возникает с некоторой задержкой. Последнее обусловлено, во-первых, тем, что единственным транспортным механизмом для этих осей является система кровообращения, и, во-вторых, тем, что для их активации требуется более сильный раздражитель.

Все эти биохимические и физиологические изменения мобилизуют организм на «борьбу» или «бегство». Когда конфликтная ситуация требует немедленного ответа, адаптивные механизмы работают четко и слаженно, биохимические реакции ускоряются, а следующие за ними функциональные изменения в органах и тканях позволяют организму реагировать на угрозу с удвоенной силой.

В жизни первобытного человека большинство стрессовых воздействий завершалось выраженной активностью организма (реакция «борьбы или бегства»). В современном мире стресс, нередко ограничиваясь только внутренними проявлениями, может приобретать затяжной характер. В этом случае у организма нет шансов нормализовать уже включившиеся стресс-адаптационные процессы, хотя нервная система продолжает реагировать на стрессоры привычным для организма человека способом. При этом ни одну из вышеописанных физиологических реакций нельзя произвольно исключить из традиционного комплекса реагирования. Стресс-адаптивная система нашего организма относительно неспецифична и реагирует одинаковыми изменениями как на хорошие, так и на плохие события.

Итак, как уже подчеркивалось, в современном мире стрессовые реакции на психосоциальные стимулы являются не столько следствием самих раздражителей, сколько результатом их когнитивной интерпретации, а также и эмоционального возбуждения.

lektsii.org

49. Стресс, его механизмы и значение. Дистресс.

Стресс – это особое состояние организма человека, возникающее при воздействии на него разнообразных повреждающих факторов. Стресс, согласно т.зр.Ганса Селье – это общий адаптационный синдром, он свойственен всему живому и является необходимым условием жизни.

Стресс сопровождается физиологическим и психоэмоциональным напряжением, во время которого происходит активизация различных систем приспособления человека к изменившимся окружающим условиям, для преодоления стрессовой ситуации.

Основными видами реакции человека на стресс являются:

Эмоциональные реакции. Например, раздражение, злость, гнев в ситуации фрустрации; опасение, страх, ужас в некоторых ситуациях изменения; печаль, грусть в некоторых ситуациях давления.

Физиологические реакции. Общая картина физиологического возбуждения, независимая от стресса, была названа Гансом Селье общим адаптационным синдромом. Это универсальная реакция организма на стрессовое воздействие, состоящая из 3х фаз: тревоги, сопротивления и истощения:

А)Фаза тревоги характеризуется активацией работы эндокринной системы, что приводит к гормональным изменениям в организме. Это направлено на его приспособление к стрессовым условиям.

Б)Фаза сопротивления характеризуется поддержанием уровня гормонов и других веществ в крови субъекта во время стрессовой ситуации.

В)Фаза истощения: если стрессовые условия действуют длительное время или же часто повторяются, то происходит условно «израсходование» гормональных, физиологических ресурсов организма. После этой фазы начинают развиваться типичные для стресса заболевания.

3) Поведенческие реакции. Они направлены на то, чтобы уменьшить, облегчить требования, выдвигаемые стрессовой ситуацией. Эти способы поведения называют копинг-стратегии.

Последствия стресса можно в целом разделить на:

Стресс ухудшает качество и эффективность исполнительных действий.

Нарушает нормальную работу познавательной сферы

Хронические стрессы могут приводить к состоянию «выгорания», которое выражается в усталости, упадке сил, возникновении чувства загнанности, беспомощности, появлению негативного отношения к себе и к своей работе.

Также стресс может быть источником многих психологических проблем, например, раздражительности, и даже психических расстройств, например, способствовать возникновению наркомании.

Стресс также может приводить к соматическим заболеваниям, таким как язва желудка, заболевания сердечнососудистой системы, он также может участвовать в причинах простудных заболеваний, рака, диабета и т.д.

У человека есть базовая потребность в определенной степени возбуждения организма и напряжении сил. Стресс в умеренных количествах может способствовать её удовлетворению.

Стресс может способствовать личному развитию человека: пытаясь преодолеть трудности, человек приобретает жизненный опыт.

Стрессы закаляют человека, делают его с каждым разом все более стрессоустойчивым.

Следует различать стресс и дистресс.

Дистресс — это состояние как физического, так и психоэмоционального перенапряжения, снижения жизненной активности, ухудшения состояния здоровья, и, вследствие чего, дезорганизации работы человеческого организма.

studfiles.net

Стресс. Понятие, стадии, фазы, виды, причины, механизмы, проявления, биологическое значение. Принципы предупреждения и лечения

Стресс – неспецифическая реакция организма, возникающая под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающаяся перестройкой защитных систем организма.

Стрессоры — раздражители, способные вызвать нарушение гомеостаза организма разной степени выраженности.

Стресс-реакция может быть

1. Кратковременный (острый стресс) – вызывает неспецифические адаптивные сдвиги в организме.

2. Длительный (хронический стресс) – вызывает неспецифические дизадаптивные сдвиги в организме. может приводить к синдрому хронической усталости(симптомы: физич. и психич. Переутомления,частая смена настроения,снижение полового влечения,нетерпимость к людям,иммунодефицит,боли в животе,головные бои,сердцебиение,аритмии,нерозы и психозы).

3. Системный — имеет защитно-приспособительное значение, сопровождается изменениями поведенческими и физиологическими.

4. Местный – имеет защитно-приспособительное значение.

Действие стрессора повышает активность ряда желез внутренней секреции. Борьба защитных сил с болезнетворными агентами вызывает напряжение организма, что мобилизует его силы и заставляет искать пути приспособления к опасности. Адаптация – и есть основное биологическое значение стресса. В основе адаптации обычно лежит снижение чувствительности реагирующих структур организма (периферических и центральных) к действию структур организма (периферических и центральных рецепторов) к действию повторяющихся различных адекватных раздражителей (световых, цветовых, звуковых, обонятельных, вкусовых, температурных, осязательных, проприоцепторных, равновесия и др.)

Формы протекания стресс-реакции.

1. Гипоергическая – резкое ↑ стрессорных гормонов, отрицательный азотистый баланс, ↓ массы тела, ↑ расход энергии => болезнь

2. Гиперергическая – характерна для продолжительного эмоционального стресса.

1.стадия тревоги – протекает в 2 фазы:

· Фаза шока — ↓Na+, гипотензия, ↑проницаемости мембран, лейкоцитоз, лимфо- и эозинопения,гипогликемия, угнетение нервной,иммунной и эндокринной систем.

· Фаза противошока — ↑Na+, гипертензия,гипертония,активация СНС,↑глюко- и минералокортикоиды.

2.стадия резистентности – гипертрофия коры надпочечников, активация гликонеогенез, активация процессов анаболизма,↑резистентности

3.стадия истощения – атрофия коры надпочечников, гипокортицизм, ↓АД, ↑катаболизм белков, изнашивание и гибель организма.

· Возбуждение различных структур ЦНС, активация секреции стресс-гормонов (вазопрессина, АКТГ,кортикостероидов) и медиаторов (а/х и н/а)

· Возбуждение а/рецепторов => ↑ ц-АМФ=> фосфорелирование внутриклеточных белков=> экспрессия генов,активирубщих синтез белка

· Усиленный выход Са2+ из внеклеточной среды=> ↑ сократительно активности миоцитов, ↑ гликолиза и липолиза

· Активация ПОЛ (перекисное окисление липидов)

· Мобилизация пластических и энергетических резервов

Профилактика и лечение.

1. Ослабление силы и длительности действия стрессора

2. Повышение стрессоустойчивости организма

3. Снижение произошедших под влиянием стрессоров неадекватных реакций организма

Лекарственные фармакологические средства-транквилизаторы, вегетотропные препараты, и препараты,улучшающие трофику в органах(ноотропы,антигипоксанты,антиоксиданты,глицин)

Нелекарственные – обеспечивающие психологическую защиту и сопротивляемость организма к стрессорам, ослабляющие состояния дискомфорта и эмоц. напряжения, устраняющие неадекватность поведения во время стресса.

Отрицательный эмоц. стресс можно ослабить путем:

— плотного сжатия губ

— редкого глубокого дыхания

— приема теплой ванны

43) Шок. Понятие, виды, стадии, причины, механизмы, основные нарушения, принципы профилактики и терапии шока.

Шок-это сложный остро развивающийся типовой патологически процесс. Он возникает в ответ на действие чрезмерных патогенных факторов.

Этиология.Причины: воздействие сильных физич., хим., биол., психогенных патогенных факторов на ткани организма в неблагоприятных внешних и внутренних условиях, приводящее к их повреждению. Чаще этиологическими факторами являются ДТП, авиационные и производственные аварии, катастрофы, падения с высоты, взрывы, огнестрельные ранения и т.д.

Тяжесть шока и смертность от шока больных зависит от:

— степени и обширности повреждения

— количества травмированных частей тела

— изолированности, сочетанных и комбинированных травм

— повреждений конечностей, груди, живота, головы, легких, сердца, печени, почек, итд и тп

Также важную роль играют внутренние неблагоприятные условия:

— голодание, обезвоживание, гипокинезия, физич. и умственное переутомление

— нарушенный уровень гомеостаза

— исходно повышенная реактивность и пониженная резистентность

Болевой Гуморальный:-анафилактический Психогенный -развивается под

— септический действием сильных и продолжительных

— токсический психогенных травм

1. Избыточная (неадекватная) болевая и неболевая афферентация с различных рефлексогенных зон, особенно с зон повреждения. Поток нервных импульсов идет к различным отделам ЦНС(соматические, лимбические, эндокринные, ретикулярной формации) которые возбуждают и вызывают тем самым различные ответы.

После возбуждения наступает дефицит энергетических, пластических, функциональных резервов.в результате этого ткани,органы и системы органов лишаются нормальной иннервации развивается гипоксия, недостаточность питания, ацидоз, угнетение основных жизнеобеспечивающих регуляторных и исполнительных систем

3. Токсемия. Действие на органы и системы эндо- и экзотоксических веществ(лизосомальные ферменты, денатурированные белки, белковые комплексы и продукты их распада, продукты дегарадации поврежденных клеток и токсинов, избыткок катехоламинов, гистамина, серотонина,ацетилхолина, кининов, простогландинов и тд)

4. Ацидоз— сначала компенсированный, затем декомпенсированный за сет накопления недоокисленных метаболитов.

5. Гипоксия- быстро развивается и прогрессирует в периферических,а затем в жизненноважных органах

6. Дисметаболические расстройства— обусловлены нарушением водно-электролитного, кислотно-основного, осмотического и онкотического баланса,а также расстройства обменов вещест.

7. Расстройства кровообращения— может развиваться гипер- нормо- и гипогемоциркуляция.

Соответственно – увел/норм/уменьш. Серд. Выброс, ударный индекс, АД.

1.Эректильныая (возбуждения) – кратковременная

Выраженная активация соматической и автономной НС, ↑ болевой чувствительности, двигательная и речевая возбужденность, эйфория, неадекватное поведение, ↑ АД, тахикардия

2.Торпидная (торможение) – длительная

Делится на 3 периода-

1) недостаточность компенсаторных реакций — проявляется нарушениями кровообращения

2) максимальная выраженность компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов (стабилизация АД, функций и метаболизма)

3) декомпенсация жизненных функций. Характерно угнетение всех видов чувствительности.

Самостоятельный выход из шокового состояния невозможен! Требуется срочная терапия!

Профилактика сводится к снижению транспортного,производственного и бытового травмаиизма, военных и террористический конфликтов, повредждающих последствий катостроф.

Лечение-быстрое и эффективное оказание первой доврачебной, врачебной и специализированной омощи.

— назначение альфа-а/бл, м- и н-х/бл,препаратов холинэстеразы

— введение плазмозаменяющих растворов,и включение в них солеых растворов, глюкозы, витаминов, седативных средств,гормональных препаратов,адаптогенов,ферментных препаратов

44) Синдром длительного раздавливания тканей = «краш-синдром» = травматический токсикоз

Это крайне тяжелое состояние, развивается при отравлении эндотоксинами, образующимися при разложении достаточного объема тканей (в период декомпрессии).

-плазмопотеря (в результате массивного отека поврежденных конечностей)

А) наложить жгут или давящую повязку выше места раздавливания

lektsii.org

Стресс, его виды, стадии и механизмы

Стресс – особое функциональное состояние, которым организм реагирует на экстремальное воздействие. Впервые стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее.

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

В результате стресса возникает депрессия. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани организма. К ним относятся: болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий (сигналы тревоги, опасности, обиды и т.д.). В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический и психологический стресс. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе. Если информационная нагрузка превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности, говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс вызывается сигнальными раздражителями. Он проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители.

Особое значение для человека имеет психологический стресс, так как многие события приводят к возникновению стресса у человека не из-за их объективных особенностей., а потому что конкретный человек воспринимает событие как источник стресса. Отсюда вытекает важный принцип преодоления психологических стрессов: проще изменить представление человека о мире, чем сам мир.

Биологическая функция стресса – адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленный на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое функциональное состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций.

Г.Селье выделил три фазыстресса:

1. Стадия тревоги состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта. Если стрессор сильный, (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

2. Стадия сопротивления возникает, если действие совместимо с возможностями адаптации. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости выше обычного. При большинстве болезней или травм к пораженному участку направляются антитела. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству.

3. Стадия истощения. Каждый человек проходит через выше перечисленные стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма могут истощиться. Тогда наступает стадия истощения, при которой возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает. В случае психологического стресса истощение принимает форму нервного срыва.

Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса, по-разному влияют на деятельность.

Фаза мобилизации. Первые этапы развития стрессового состояния характеризуются тем, что общая эмоциональная напряженность еще не достигает своего максимума. Поэтому она оказывает преимущественно положительное (стеническое) воздействие и на психические процессы, и на общую организацию деятельности. Здесь эмоциональная активация повышает продуктивность выполнения основных управленческих функций. Внешние стрессоры выступают в роли своеобразных стимулов для интенсификации психических процессов и для полного вовлечения потенциала личности в деятельность. Данная фаза обозначается понятием продуктивного стресса или «эвстресса» (эвстресс – сложносокращенное слово от сочетания «эвристический стресс»). Возрастает объем восприятия и внимания, повышается гибкость и лабильность оперативной памяти. В состояния «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта; увеличивается оригинальность, продуктивность и креативность мышления (феномен гиперактивации мышления). Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения. Способы и методы организации деятельности становятся также более адекватными, разнообразными, эффективными. В целом эту фазу следует рассматривать как адекватную – мобилизующую реакцию психики и организма в целом на усложнение внешней ситуации.

Фаза расстройства. В силу объективно присущих психической и физиологической организации человека ограничений существует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий. До тех пор пока он не достигнут, происходит мобилизация имеющихся возможностей. Однако затем психика «начинает давать сбои»; эмоции из положительного (мобилизующе-энергетического) фактора трансформируются в преимущественно отрицательный – деструктивный фактор. В первую очередь изменения возникают в когнитивной сфере. Сужается объем восприятия, снижается объем и качество оперативной памяти, затрудняется актуализация информации из долговременной памяти (феномен блокады прошлого опыта). Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытка вспомнить решения, встречавшиеся ранее (репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).

Для деятельности в целом характерными становятся попытки ее организации не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте нормативного способа (явление заалгоритмизированности деятельности). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Возникающие и нарастающие на этой фазе явления характеризуют, таким образом, непродуктивный стресс, обозначаемый понятием дистресса (дистресс – сложносокращенное слово от словосочетания «дисфункциональный стресс»).

Фаза деструкциихарактеризуется максимальной дистрессовостью – полным распадом организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих ее. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления (явления типа «ничего не вижу», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения. В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места». Во втором случае, наоборот, имеет место блокада деятельностной и поведенческой активности; возникает состояние заторможенности и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности деятельности, а ее общим срывом.

Три отмеченные фазы имеют общий характер. Однако наряду с ними имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессвоустойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессвоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять стрессустойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва».

Основные механизмы стресса — гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка.

Селье считал, что стрессоры вызывают стереотипный, автоматизированный ответ, начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включением симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Относительно того, как стрессовый фактор достигает гипоталамуса, нет единой точки зрения. Некоторые авторы считают, что стрессор через соответствующие анализаторные структуры воздействует на кору головного мозга. Далее через таламус сигнал поступает к гипоталамусу и параллельно — в ретикулярную формацию, которая является "связующим звеном" между сознанием и телом. В таком случае физический по природе стрессор, так же как и психологический стрессор, может влиять на когнитивные процессы, запуская одни и те же психофизиологические механизмы, независимо от природы стрессора. В то же время, существуют данные о том, что информация о стрессорах, воспринимаемых зрением, поступает прямо к гипоталамусу по специальному зрительному тракту. В любом случае ни у кого не возникает сомнения, что ретикулярная формация, гипоталамус и лимбические структуры принимают непосредственное участие в развитии стрессовой реакции; в осознании стрессора и формировании необходимой адекватной реакции принимает участие весь мозг, включая и вегетативную нервную систему. Всегда необходимо помнить о понимании мозга как части целостной нейроэндокринной системы, управляющей нашей психикой и поведением. Во многих современных работах развиваются новые представления о гормональных механизмах и пептидной регуляции дистрессовых состояний, вплоть до молекулярных механизмов стресса, включенности тех или иных медиаторных систем.

Итак, по-видимому, под влиянием Селье, недооценивавшим роль ЦНС, основной акцент в изучении стресса делался на исследованиях механизмов дистресса, вегетативной и гормональной регуляции. В тоже время, роль ЦНС в возникновении стрессовой реакции или недооценивалась, или вообще игнорировалась.

После работ У. Кеннона, в 20 годы XX столетия, постепенно пришло понимание, что управляющим органом является нейроэндокринная система, в которой некоторые нейроны ЦНС выполняют нейроэндокринные функции. Анохин П.К., Симонов П.В., Судаков К.В. и многие другие исследователи стали обращать внимание на важную роль ЦНС в развитии как стресса, так и дистрессовых состояний и связанных с ними психосоматических заболеваний.

Основные структуры мозга, участвующие в возникновении стресса: лобная кора; лимбические структуры; вегетативный компонент, реализуемый через гипоталамус и центры продолговатого мозга. В работах Симонова подчеркивается роль передних отделов коры, гиппокампа, миндалины и гипоталамуса в возникновении эмоций. Такое сходство структур, участвующих в генезе разных по функции стресса и эмоций не должно смущать. Все эти структуры чрезвычайно гетерогенны и полифункциональны. Если функциональной единицей мозга является распределенная система, тогда тесно связанные функции могут обеспечиваться разной системой модулей через взаимодействующие интегративные зоны в одних и тех же структурах. Так, функции гипоталамуса не ограничиваются регуляцией деятельности эндокринной системы. Являясь основным подкорковым центром управления вегетативной нервной системой, гипоталамус принимает участие в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, терморегуляции, обмена веществ, управляет функциями сна и бодрствования, стрессовых и эмоциональных систем.

Но остановимся на механизмах, которые хорошо изучены. Когда индивид сталкивается со стрессором, гипоталамус активирует эндокринную систему и вегетативную нервную систему. Эта активация может осуществляться как через нервные пути, так и гуморальным путем. От передней доли гипоталамуса по прямому нервному пути происходит активация гипофиза, который вырабатывает окситоцин и вазопрессин. Кроме того, эта доля гипоталамуса вырабатывает тиреотропный релизинг-гормон. Этот гормон, в свою очередь, действует на гипофиз таким образом, что там начинается выработка тиреотропного гормона. Последний гуморально активирует щитовидную железу, которая начинает производить тироксин, выбрасываемый в кровь.

Задняя доля гипоталамуса через симпатический отдел вегетативной нервной системы активирует мозговое вещество надпочечников, которые начинают вырабатывать большие дозы адреналина и норадреналина, поступающие в кровь. Последние гормоны объединяются в группу метаболических гормонов, так как непосредственно активируют клеточный метаболизм.

Передняя доля гипоталамуса при продолжении действия стрессора, помимо нервного пути воздействия, оказывает на гипофиз и гуморальное воздействие — производит кортикотропный релизинг-гормон, который действует на гипофиз, заставляя его производить аденокортикотропный гормон. Он, в свою очередь, действуя на кору надпочечников, приводит к выбросу кортикоидных гормонов, одним из представителей которых является кортизол — "гормон стресса" и альдостерон. Основная функция кортизола — повышение уровня сахара в крови — резко усиливает клеточный метаболизм, подготавливая нас к борьбе со стрессором. Альдостерон поднимает артериальное давление, обеспечивая быстрейшее поступление кислорода и питательных веществ к активным структурам организма.

Эта зона богата нейронами, вырабатывающими норадреналин. Вторая структура — паравентрикулярное ядро гипоталамуса (основной производитель кортиколиберина). Нейроны гипоталамуса, вырабатывающие кортиколиберин, регулируются в основном нейронами, которые содержат норадреналин и находятся в заднем мозге. Эти кортиколибериновые и норадреналиновые системы нейронов являются "узловыми станциями" системы стресса. Они соединяются с большим мозгом посредством связей, включающих нейроны, выделяющие дофамин, и проецируются в мезо-лимбический дофаминовый тракт, что позволяет им участвовать в регуляции мозговых систем мотивации и подкрепления. Обнаруженная связь нейронов, выделяющих кортиколиберин, с миндалиной и гиппокампом, важна для извлечения из памяти и эмоционального анализа информации о тех внешних событиях, которые вызвали изменения стрессового уровня.

Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 849 | Нарушение авторских прав

medlec.org

Стресс значение и механизмы

Что такое стресс? Стресс — сложная нейрогуморальная реакция, которая приводит к развитию гемодинамических и метаболических изменений в организме человека и возникает в ответ на воздействие любого тревожного фактора в различных жизненных ситуациях. Нашу жизнь вообще невозможно себе представить без стресса. Действительно, практически вся она состоит из череды стрессовых ситуаций, более или менее значимых. Стресс — неизбежный спутник нашей жизни.

Важным в понимании стресса является тот факт, что его причины не только многочисленны и разнообразны, и по-разному воспринимаются каждым из нас. Следовательно, реакция на один и тот же стрессовый фактор в одной и той же ситуации у разных людей может быть разной. Поэтому, оценивая стрессовую реакцию человека, важно определять фактор, степень (соотношение «фактор — реакция») и продолжительность стресса (острый или хронический).

Факторы, вызывающие стресс

После того, как мы разобрались, что такое стресс, давайте перейдем к факторам, которые могут его вызвать. Информация, связанная с любыми факторами окружающей среды, в основном психосоциальными и социально-экономическими, через телерецепторы (зрение, слух, обоняние) поступает в мозг, что решает, нужно реагировать в данной ситуации, а если да, то как. Из большого количества возможных в данной ситуации эмоциональных реакций центральная нервная система (ЦНС) выбирает наиболее адекватную. Эта реакция имеет нейроэндокринный механизм.

Механизмы развития стресса

Стресс — это активация симпатической нервной системы (СНС) и / или системы гипоталамус — гипофиз — надпочечники (ГГН) в ответ на воздействие какого-либо фактора окружающей среды.

Симпатическая нервная система

Реакция СНС на раздражитель идентична таковой, возникающая при физической нагрузке: симпатоадреналовая активация в сочетании с угнетением вагусной активности. Значительно повышается артериальное давление (АД), частота сокращений сердца (ЧСС), объем сердечного выброса, кровоснабжение скелетных мышц, миокардиальный и церебральный кровоток (за счет уменьшения кровоснабжения пищеварительного тракта и почек), метаболизм с повышением уровня глюкозы и свободных жирных кислот в крови вследствие их мобилизации из печени и жировых депо. При этом происходит задержка соли и к увеличение объема циркулирующей крови и увеличение венозного притока крови к сердцу. Кроме того, повышается свертываемость крови. Следовательно, в случае стресса происходит мобилизация всех ресурсов организма.

Система гипоталамус — гипофиз – надпочечники

Индуцированная ЦНС активация ГГН приводит к значительному выделения адренокортикотропного гормона (АКТГ), глюкокортикоидов (кортизола) и подавление продукции половых гормонов и гормона роста. Возникает смешанная активация симпатико-адреналовой и парасимпатической нервной систем, что приводит к вазоконстрикции и повышению АД в сочетании с вагусной брадикардией и такими признаками вагусной активации пищеварительного тракта, как повышение желудочной секреции, часто в сочетании с повреждением слизистой оболочки желудка и кишечника и нарушениями их моторики. При достаточной длительности поражения происходит угнетение иммунной системы и повышение восприимчивости к инфекциям.

От чего зависят степень и продолжительность стрессовой реакции?

То, как человек переживает стресс, зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: как он оценивает сиуацию, сопоставляет свои силы и особенности с тем , что требуется , и др. . Причиной стресса может стать любая неожиданность, нарушающая привычное течение жизни. При этом содержание самой ситуаци не столь важно. Важно именно субъективное отношение к ней.

Стрессор — фактор, вызывающий состояние стресса. Выделяют физиологические и психологические стрессоры.

Физиологические стрессоры – слишком большая физическая нагрузка, изменения температуры, боль и др.

Психологические стрессоры делят на информационные и эмоциональные. Информационный стресс возникает при информационных перегрузках. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, гнева, обиды и др.

Среди событий, которые поражают эмоциональную сферу по степени их воздействия можно выделить:

— смерть близкого человека — 100 очков,

— тюремное заключение — 63,

— смерть близкого члена семьи — 63.

Приятные события тоже вызывают состояние стресса:

— замужество или женитьба — 50 очков,

— переход в новую школу — 20.

Исследования свидетельствуют о том, что среди людей, которые в результате стресса заболели, подавляющее большинство набрали 300 очков за один год.

Учитывая сказанное выше, нельзя связывать стресс исключительно с негативными событиями. Напряжение может возникать и в случае положительны, но резких, неожиданных изменений.

Также, как отмечают психологи, большинство больших проблем мы переживаем достаточно хорошо, а внимание следует обращать на менее драматические стрессоры. Дневная суета, мелочные житейские неприятности (плохая погода, рассеянный сосед , потерянные ключи, ежедневные поездки на работу в троллейбусе или трамвае, повышение цен) вызывают хронический стресс.

Люди чаще способны противостоять резкому и кратковременному стрессу. Проблемы возникают, когда стресс продолжительный: нелюбимая работа, жизнь с родителями — тиранами, постоянные мелочные конфликты в семье и т.д. .

Американский ученый Вейтц описал восемь стрессогенных ситуаций:

  • необходимость ускоренной переработки информации
  • вредное окружение
  • осознанная угроза
  • нарушение физиологических функций (возможно, как результат болезни, бессонницы),
  • изоляция
  • заключение в тюрьме
  • остракизм (изгнание и преследования)
  • групповое давление.
  • К ним мы можем еще добавить бессилие, невозможность изменить ситуацию, необходимость быстрой смены стратегии поведения, принятие особо ответственных решений, отсутствие контроля за событиями,

    К факторам, которые определяют физиологическую восприимчивость к стрессу, можно отнести генетическую (семейную) склонность, возраст, опыт, образование, социально-экономические факторы и психологические особенности личности. Существенную роль в развитии стрессовых реакций играет снижение уровня ?-аминомасляной кислоты (ГАМК) — одного из тормозных медиаторов головного мозга.

    Кроме того, индивидуальная реакция на стресс может быть усилена такими дезадаптационными факторами, которые применяются для снижения внутреннего напряжения, как алкоголь, наркотики и никотин. Можно также добавить связанное со стрессом переедание и уменьшение физических нагрузок.

    Последствия стресса могут быть очень разными. Спектр стрессовых реакций очень широк — от отсутствия реакции до снижения качества жизни (психологический дискомфорт, острая стрессовая реакция, посттравматическое стрессовое расстройство, развитие фобий, тревожное состояние и панические расстройства) к развитию тяжелой патологии и смерти.

    Основные виды реакции на стресс

    Чаще ответом на воздействие факторов окружающей среды у человека становятся реакция защиты и реакция поражения. Реакция защиты возникает тогда, когда человек насторожен или чем-то занят. Характеризуется периодом борьбы, приводит к успешному результату. Реакция поражения возникает у человека в связи с такими эмоциональными состояниями, как крах планов или ожиданий, горе, печаль, отчаяние, пережитый шок (война, терроризм и т.д.), когда преобладает чувство страха, опасения, тревоги и отсутствие надежды на успешное решение проблемы. Реакцию поражения называют также депрессивной или реакцией беспомощности. Возможно также сочетание реакции защиты и реакции поражения.

    Стресс и функциональные расстройства

    Стресс существенно ухудшает качество жизни. Возможны сердцебиение, ощущение «комка» в горле, нехватка воздуха, боль в области сердца, дрожь в теле, потливость, приливы жара, тошнота или желудочно-кишечный дискомфорт, беспокойство, раздражительность, нарушение сна, быстрая утомляемость, снижение концентрации внимания и т. др., что приводит к проблемам в социальной интеграции, общении, к депрессивному эффекту, раздражению, заниженной самооценке и плохому качеству жизни.

    Возможна суицидальная реакция у тех, у кого симптомы раздражения и тревоги на фоне длительных психосоциальних проблем трансформируются в депрессию. Другим важным социальным аспектом является рост риска использования алкоголя, бензодиазепинов и наркотиков с целью коррекции этих нарушений.

    Нейроэндокринная стимуляция может влиять на все ткани и органы. Поэтому неудивительно, что у большинства больных «слабые места» — нарушение функции мочевого пузыря, желудка или сердца, синдром раздраженного толстого кишечника, боль в спине. В стрессовых ситуациях, с возникновением реакции защиты или поражения, повышается активность этих органов, через афферентные волокна вероятнее посылают сигналы в мозг «о том, что что-то неладно». Поэтому возникновение данных симптомов больные редко связывают со своим психическим состоянием.

    Помимо ухудшения качества жизни, стресс может быть фактором риска развития органической патологии. Сердечно-сосудистая система особенно чувствительна к стрессу и к воздействию факторов окружающей среды. Стресс приводит к возникновению классического комплекса основных факторов риска атеросклероза и его осложнений. Наиболее распространенными последствиями стресса является артериальная гипертензия (АГ) и метаболический синдром.

    Проблемы профилактики и лечения стресса

    Адекватная профилактика и лечение нарушений, связанных со стрессом, учитывая их серьезные последствия, имеют большое социальное значение. Однако борьба с ними сложная в основном по двум причинам.

    Во-первых, у больного возникает очень много ощущений и жалоб. Пациент может не связывать их со стрессом или сознательно, по разным причинам, скрывать такого рода информацию. Кроме того, иногда пациент просто не в состоянии передать свои ощущения словами. Основными жалобами при этом могут быть: частая беспричинная усталость, сердцебиение (особенно перед сном), тахикардия при эмоциональных нагрузках (бизнес-встреча, выступление, дискуссия и т.п.), одышка при небольшой физической нагрузке (ходьба по лестнице или в гору), а также частое ощущение замирание сердца. Могут беспокоить различные болевые ощущения в области сердца и спине, нарушения сна (трудно заснуть, поверхностный сон, частые или ранние пробуждения), снижение либидо, нервозность, раздражительность. Результатом является то, что больной начинает употреблять алкоголь, курить, снижает уровень физической активности. Находясь в раздраженном состоянии много лет, больные начинают считать, что так и должно быть, что такова жизнь. Мучительная реальность у некоторых из них может быть подавлена ??отрицанием. Защита отрицанием — средство борьбы со страхом, своеобразная форма адаптации — «если о чем-то не говорить, то этого нет, или не будет».

    Во-вторых, почти у каждого пациента могут быть психологические проблемы, требующие коррекции. Однако недостаточная продолжительность общения с больным не позволяет подробно изучить анамнез. Больной, жалобы у которого не проходят во время лечения, как правило, получает ярлык «невротика», а борьбу со стрессом ограничивают рекомендациями такого типа, как «соблюдение режима труда и отдыха». Врач должен найти возможность проводить достаточно времени с пациентом, способствовать появлению доверия, достижению целостного понимания того, что происходит с больным.

    Что делать? Большинство представителей современной популяции, даже материально обеспеченных, в повседневной жизни нуждаются в психологической поддержке. У любого могут быть психологические проблемы или, другими словами, острый или хронический стресс. Многим помощь не нужна — они научились бороться со стрессом сами, иногда весьма необычными средствами. Но это не всегда возможно, часто не помогает, да и не все это умеют.

    В чем же задача врача? Необходимо помочь больному разобраться в своих проблемах. Поэтому очень большое значение имеет идентификация факторов стресса. Это позволит рекомендовать специфический образ жизни и медикаментозные препараты. Очень важно дать больному «выговориться», что уже является первым шагом в лечении. Для этого необходимо время. Больной или сам расскажет о своих проблемах, или, при условии налаженного контакта с больным, врач сможет выявить факты, которые помогут в лечении.

    Больному нужно посоветовать научиться отвлекаться от проблем, лучше с помощью хобби, разговора с приятелем, прогулок, физических упражнений, чтения, музыки. Важно выиграть время, чтобы в состоянии плохого контроля над своим поведением больной не поступил какой-либо ошибки. За это время подсознание может подсказать выход из сложного положения. Если привыкнуть отвлекаться и «брать себя в руки», кризисные ситуации не будут иметь такой разрушительной силы. В данном случае это иллюстрация известного принципа «время лечит».

    И больной и его врач должны помнить, что любые события в жизни — это еще не стресс, стресс — это степень реакции на эти события. Вообще стресс — это потеря контроля над своими реакциями. Если это так, то есть повод задуматься о том, правильный ли образ жизни ведет больной. Часто раздражительность — следствие заниженной или, наоборот, завышенной самооценки. Универсальный совет — не воспринимать происходящее как нечто фатальное и неизменное. Ключ к избавлению от стресса — это научиться контролировать раздражители, которые можно изменить, и спокойно воспринимать те, с которыми нельзя справиться. Конечно, если постоянно убеждать себя, что жизнь — это бесконечная цепь неприятностей, то можно дойти до состояния постоянной грусти, что существенно ухудшает качество жизни не только собственной, но и тех, кто рядом, и повышает риск развития связанных со стрессом болезненных состояний.

    Нефармакологическое лечение — следующий этап лечения. Ононаправлено на снижение степени ответной реакции на стресс. Применяют рациональную и когнитивную терапию, релаксацию, медитацию, средства обратной связи, психосемантической коррекции. Модификация образа жизни, изменение своих привычек — тяжелый процесс, но без этого, увы, со стрессом не справиться.

    Медикаментозное лечение. Часто применяют такую ??эффективную группу препаратов, как производные бензодиазепина. Механизм их действия заключается в связывании со специфическими рецепторами мозга, что приводит к потенцированию тормозного эффекта ГАМК, вследствие чего блокируется возникновение страха и физиологическая реакция на стресс. Эффект от лечения наступает в течение 1-й недели.

    Однако этот способ лечения имеет существенные недостатки. Учитывая большое количество ГАМК-рецепторов в мозге, бензодиазепины могут приводить к седативному эффекту, сонливости, мышечной релаксации, снижению концентрации внимания, нарушению координации, атаксии и амнезии. На ГАМК-рецепторы также влияют барбитураты, алкоголь, ингаляционные анестетики, пенициллин и нейроактивных стероиды. С увеличением срока использования и дозы бензодиазепинив повышается риск возникновения побочных эффектов этих препаратов.

    Недостатки лечения производными бензодиазепина:

    1. Развитие толерантности
    2. Зависимость (после приема в течение 1 — 2 мес)
    3. Синдром отмены (страх, бессонница, вегетативная гиперактивность, повышение ЧСС и АД)
    4. Синергизм со средствами, угнетающими ЦНС (антидепрессанты, алкоголь, антиконвульсанты, антигистаминные препараты)
    5. Психомоторная заторможенность, особенно у пожилых людей (сонливость, снижение концентрации внимания, атаксия, дизартрия, нарушение координации, диплопия, мышечная слабость, головокружение)
    6. Повышение риска автомобильных аварий (увеличение времени реакции и нарушение навыков вождения)
    7. Ухудшение памяти (антероградная амнезия, эпизодическая, краткосрочная память)
    8. Парадоксальные реакции (усиление раздражительности, агрессивность, импульсивность), особенно у больных пожилого возраста или у тех, кто злоупотребляет алкоголем
    9. Депрессия
    10. Тератогенный эффект при использовании в I триместре беременности, возможно развитие привыкания и синдрома отмены у плода
    11. Учитывая тот факт, что психологические проблемы развиваются преимущественно у работающих, негативное влияние указанной терапии на работоспособность очевидно. Часто снижение работоспособности, которое развивается под влиянием бензодиазепинов, может приводить к социальной дезадаптации. Кроме того, следствием длительного применения этих препаратов может быть развитие зависимости. А этот факт очень важен, поскольку часто такие лица склонны к формированию лекарственной, алкогольной и наркотической зависимости.

      Итак, все эти факты не позволяют признать удовлетворительным способ лечения психологических проблем препаратами группы бензодиазепина и заставляют врачей искать альтернативные медикаментозные средства лечения указанных расстройств.

      Блокаторы ?-адренорецепторов. Очень часто проявлением стресса является тахикардия, а основными жалобами — сердцебиение, тремор, мышечное напряжение. В этой ситуации, особенно при наличии ССЗ, могут быть эффективными блокаторы ?-адренорецепторов, которые блокируют периферические (соматические) проявления стресса. При этом эффект от лечения наступает в течение ближайших 1-3 дней. При наличии тахикардии или жалоб на сердцебиение и перебои следует подумать о назначении блокаторов ?-адренорецепторов.

      Однако, применение бензодиазепинов часто приводит к развитию побочных эффектов, а блокаторы ?-адренорецепторов устраняют в основном соматические проявления стресса, не влияя на его центральные механизмы. Это привело к необходимости поиска альтернативных средств борьбы со стрессом. Среди них — экстракт валерианы лекарственной — эффективное и при этом безопасное средство.

      Лечебный эффект валерианы обусловлен комплексом содержащихся в них веществ. Препараты валерианы понижают возбудимость центральной нервной системы, усиливают корковые тормозные процессы, понижают артериальное давление, расширяют сосуды, оказывают противосудорожное действие, стимулируют желчеотделение и секрецию пищеварительных желез,

      Особенно широко применяют валериану при вегетоневрозах, лег­ких формах неврастении, климактерических расстройствах, неврозах сердечно-со­судистой системы, для профилактики и лече­ния гипертонической бо­лезни, стенокардии, при заболеваниях, сопровождающихся спазмами желудка и кишечника с нарушением секре­ции, при ряде болезней печени и желче­выводящих путей. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС, причем их успокаивающее действие проявляет­ся медленно, но стабильно. У пациентов уходит чувство напряженности, раздра­жительность, улучшается сон.

      Не следует забывать, что валериана лекар­ственная оказывает лечебное действие при длительном и система­тическом и курсовом лечении. При этом терапевтическая доза экстракта валерианы должны быть не менее 300 мг на 1 прием. Дозы менее 100 мг оказывают эффект плацебо.

      В Украине в необходимой дозировке выпускается препарат «ВалериаНОВнА». 1 капсула препарата содержит 300 мг экстракта валерианы лекарственной. Lля снятия последствий серьезной стрессовой ситуации рекомендуется принять 2 капсулы препарата. Для улучшения общего состояния и устранения расстройств сна следует пропить курс препарата в течение пары недель. Схема приема – 2 капсулы «ВалериаНОВны» в течение вечера (1-ю капсулу принять после ужина, 2-ю – за полчаса до сна). Курс приема должен составлять не менее 2-3 недель.

      Итак, кроме правильного понимания понятия «стресс», нужно четко представлять его последствия и знать, что с ним можно и нужно бороться. В первую очередь, следует разобраться в причинах стресса, устранять их или хотя бы изменять отношение к ним. Ну а в качестве медикаментозных средств лучше остановить выбор на безопасных растительных препаратах, которые помогут побороть стресс и вернут гармонию в вашу жизнь.

      www.phytomed.org

      Это интересно:

      • Детский аутизм каннера Медицинский сайт для студентов, интернов и практикующих врачей педиатров из России, Украины! Шпаргалки, статьи, лекции по педиатрии, конспекты, книги по медицине! Детский аутизм. Синдром Каннера Вы студент медик? Интерн? Детский врач? Добавьте наш сайт в социальные сети! Название «синдром Каннера» указывает на форму психоза, характерного для […]
      • Почему депрессия с похмелья Депрессия с похмелья: почему возникает и как лечить Не следует путать депрессию и плохое настроение. Большое депрессивное расстройство — это болезнь, которая проявляется длительным и — это главное различие — беспричинным снижением настроения, психической и двигательной заторможенностью, а также неспособностью и нежеланием […]
      • Комната клаустрофобии в москве Снять комнату в Москве Всего 13 834 объявления Сдам койко-место, 300 м², 3 мин. до метро пешком, этаж 4 из 4. вчера в 01:32 191 Агентство Аренда комнаты, 9 м². сегодня в 13:32 206 Сдам комнату, 37 м², этаж 3 из 17. 582 Сдам в аренду комнату, 18 м², этаж 8. 261 Риелтор Аренда комнаты, 14 м², этаж 7 из 9. […]
      • Невроз спазмы сосудов Причины, симптомы и лечение спазмов сосудов головы Церебральный ангиоспазм представляет собой спазм сосудов головы, при котором происходит сужение пространства между стенками сосудов. Если во время не обнаружить данное заболевание и не прибегнуть к комплексному лечению, то могут быть серьезные осложнения в функционировании организма. Почему […]
      • Пусть говорят все выпуски про анорексию Записи с тэгом ‘анорексия’ Выпуск передачи от 19 января 2016 года Сергей был молодым и крепким юношей, но он начал таять на глазах. Живет парень в Темиртау. Симпатичный парень, у которого престижная работа, приличная семья, начал меняться на глазах. Сергей — спортсмен, он вел активный образ жизни. За несколько лет парень похудел […]
      • Заниматься логопедом заикания Как избавиться от заикания Данный практический материал поможет родителям понять, с чего начать работу с заикающимся ребенком, если нет возможности заниматься с логопедом. С чего начать преодоление заикания Как избавиться от заикания? С чего начать? Преодоление заикания – это сложный и трудоемкий процесс. Он потребует регулярных занятий с […]
      • К какому врачу обращаться с анорексией Как не допустить развития анорексии: советы психолога Родители могут научиться распознавать симптомы нервной анорексии. Если девочка-подросток стремительно худеет, у нее не хватает 30% необходимой массы тела, соответствующей ее возрасту и росту – это повод обратиться ко врачу. Скорее всего, ваш ребенок столкнулся с тяжелым психическим и […]
      • Нарушения сна виды Нарушения сна: виды, симптомы и лечение Полноценный здоровый сон — залог хорошего самочувствия и счастливой жизни. Однако достаточно много людей в течение жизни сталкиваются с различного рода нарушениями сна, которые могут серьезно испортить здоровье и жизнь в целом. Бессонница, ночные кошмары, лунатизм — об этих расстройствах сна […]