Стресс в конфликтологии это

Конфликтология —это наука о процессах самого зарождения, возникновения, развития и завершения конфликтов любого вида. Конфликт является очень сложным социальным и психологическим явлением. Решение проблем которые рассматривает конфликтология может способствовать преодолению трудностей, связанных с конфликтными ситуациями.

Гражданская жизнь не может существовать без конфликтов идей ,жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и коллективов. Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как не нормальное явление: сбой в работе, препятствие достижению цели. Негативное восприятие конфликта полностью обоснованное так, как конфликт несет в себе огромную разрушительную силу. Но и с другой стороны отсутствие конфликтов свидетельствует о застое, об отсутствии развития.

Этот раздел психологии занимается изучением различных конфликтных ситуаций ищет проблемы решения, пути выхода из этих ситуаций, изучает процесс от начала и до конца для того чтоб выяснпить как нужно поступать в том или ином месте конфликта, как направить ситуацию в нужное русло с максимальной пользой и выгодой.

Центром изучения науки являются всевозможные социальные конфликты как между государствами так и между личностями или группами. Исследование социальных конфликтов может вскрыть саму причину его возникновения.

Конфликты — это до конца неизученный объект познания, который по своей сути является неисчерпаемым. Предметом науки являются стороны, характеристики конфликтов которые наука в состоянии изучить на том или ином этапе своего развития.

Объект конфликтологии —всевозможные социальные, внутриличностные и зооконфликты.

В повседневной жизни слово "конфликт" используется к большому количеству явлений от вооруженных столкновений до семейных ссор. Человеческая жизнь спорная, в ней каждый день каждый индивид по-разному самоутверждается и самоопределяется в процессе конфликтного взаимодействия. Избежать конфликтов и их последствий невозможно, поэтому и стала потребность ознакомится с их сущностью, динамикой, опытом решения, прогнозирования и предостережения.

На сайте Вы можете более подробно ознакомится со статьями по этой науке и подробно узнать о тех вещах, которые Вас интересуют.Наши статьи наиболее подробно постараются рассказать о том что необходимо знать в этой науке.

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения.

Конфликт возникает только там, где два или более субъектов не только осознают различие интересов, но и активно противодействуют друг другу.

Для выяснения сути конфликта важно выделить основные признаки его проявления.

При проведении структурного анализа конфликта выделяют его объективные и субъективные составляющие.

Любое действие, тем больше противодействие, которая перерастает в конфликт, имеет не мгновенный характер.

Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет типологизация.

Знания о сущности, природе возникновения, механизм развития конфликтов важно в практической работе менеджера по управлению конфликтами.

Выявление причин возникновения конфликтов определяет выбор методов, путей предотвращения им и конструктивного их решения.

Важным является вопрос о месте и роли конфликтов в процессе жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы, организации.

Влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойной, противоречивый характер.

Позитивным, функционально полезным результатом конфликта считается решения той проблемы, которая породила разногласия и вызвало столкновения.

К негативным, дизфункциональных последствий конфликта принадлежат неудовлетворенность людей общим делом..

Конфликтом в организации считается открытая форма существования противоречивых интересов.

Управление конфликтами означает не только определение возможных зон их возникновения в организации, но и снижения конфликтного потенциала сообщества, т.е. предотвращение конфликтной ситуации.

Управление конфликтами принято рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем.

Конфликты представляют собой во многом стихийные силу со значительными деструктивными последствиями.

Существует множество методов управления конфликтами.

В разборе конфликтов, управлении поведением персонала в конфликтных ситуациях исключительным, решающим считается роль руководителя.

Конфликты в жизни и деятельности отдельных людей, предприятий и общества играют значительную, зачастую негативную роль.

psyznaiyka.net

/ Ответы по Конфликтологии

1 предмет находящийся на пересечении интересов различных субъектов, стремящихся к единому контролю над ним – это ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА

2 градиент избегания растет быстрее градиента стремления -верно ( да)

3 Что является универсальным источником всех экономических конфликтов: -Нехватка средств к существованию (да)

4 «фоновая» напряженность это — _неотъемлемый элемент общественных отношений (да)

5 Недопущение или институциализация конфликта и четкое определение границ его протекания характерны для какой формы предупреждения: поддержания сотрудничества;

6 метод практической эмпатии это- Предполагает психологическую “настройку” на оппонента, “вхождение” в его положение, понимание его трудностей. (да)

7 Возможно ли сохранение предыдущих стадий вызревания конфликта в его развитии: а) да; (ДА)

8 К простой форме паталогической конфликтности относят: саботаж; и бойкоТ (ДА)

9 какая дилемма выбора модели поведения более всего типична для конфликта- двойное стремление – избегание (да)

10 ролевое поведение участников конфликта детерминировано-обственными потребностями и интересами; целями и задачами, стоящими перед ними. поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с этим статусом. Выбрать все (да)

11 Возможность беспредметного конфликта: исключена; (да)

12 Социо-биологическая теория конфликта выводит его причину из: естественной агрессивности человека вообще . (да)

13 . Изживание «субкультуры насилия» как метод предупреждения конфликтов является: а) социальным

14 Возможен ли конфликт, если в нем действует только одна противоборствующая сторона:;- нет. (да)

15 Какой тип выбора стратегии поведения в конфликте более результативен:; рациональный( да)

16 Поддержание сотрудничества как форма предупреждения конфликтов представляет собой деятельность: — по укреплению нейтральных или дружеских взаимоотношений; (ДА)

17 Норма как фактор предупреждения конфликтов предполагает определенное воздействие. Какое: выбрать все а) информационное; б) ценностное; в) принудительное. (ДА)

18 Стресс, сопровождающий любой конфликт, накладывает отпечаток на его протекание. Это суждение: а) верно; (да)

19 Социо-биологическая теория конфликта выводит его причину из –естественной агрессивности человека вообще.(да)

20 Подкуп, кулуарные переговоры и. т.д. это — «скрытых действий»

21 Ролевое поведение учкстников конфликта детерментировано- ВЫБРАТЬ ВСЕ (ДА)

22. Лицо подталкивающее других участников к конфликту- подстрекатель.(да)

23 Причины возникновения конфликта – выбрать все ответы (да)

24. Современная теория конфликта исходит из ряда посылок- ВСЕ ВАРИАНТЫ ВЫЫБРАТЬ ( ДА)

25. Заблаговременная подготовка возможного отступления на подготовительные позиции –это рефл. ЗАЩИТА (да)

26- Какая дилемма выбора модели поведения более всего типична для конфликта- двойное стремление –избегание, (да)

27 Норма как фактор предупреждения конфликтов предполагает определенное воздействие. Какое: а) информационное; б) ценностное, в) принудительное (да)

28 Можно ли рассматривать конфликт как способ лучше узнать друг друга — да (да)

29 недопущение или институциализация конфликта и четкое определение границ его протекания характерны для формы предупреждения — институциализации отношений(да)

30 Забастовочный комитет – организатор КОНФЛИКТА (да)

31 причины возникновения конфликта –ВЫБРАТЬ ВСЕ ВАРИАНТЫ ( ДА)

32 Стратегические методы разрешения конфликта-, выбрать все варианты (да)

33 Чередование этапов конфликта- не обязательно (да).

34. Как связаны между собой уровень развития общества и уровень его конфликтности- чем обществе беднее , тем больше в нем конфликтов. (да)

35 Относятся ли понятия «конкуренция» и конфликт» к понятиям одного ряда- нет ( да)

36 В каком случае конфликт рассматривается на психологическом уровне – когда в его основе лежат личностные противоречия (да)

37 возможность беспредметного конфликта – исключена (да)

studfiles.net

Направление подготовки «Конфликтология»

Конфликтология — новое перспективное направление подготовки, реализуемое на факультете политологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Кто такой конфликтолог?

Конфликтолог — это специалист по профилактике, прогнозированию, урегулированию и разрешению конфликтов. В его компетенцию входит не только умение анализировать различные типы конфликтов и вырабатывать стратегию и тактику их урегулирования (разрешения), но и умение применять специальные технологии управления конфликтами, включающие информационное и психологическое воздействие на конфликтующие стороны, навыки ведения переговорного процесса, осуществления функций посредника, переговорщика, арбитра или третейского судьи, а также психолога-консультанта, если это будет необходимо в конкретной конфликтной или кризисной ситуации.

Конфликтологи — это универсальные специалисты, готовые к решению широкого спектра профессиональных задач, талантливые организаторы, искусные политтехнологи и консультанты, переговорщики и дипломаты, то есть — элитный интеллектуальный спецназ.

Где востребованы конфликтологи?

Начало подготовки конфликтологов в МГУ продиктовано значительно возросшей потребностью рынка труда в специалистах по управлению конфликтами. Данный сегмент рынка остается практически незаполненным, что делает профессию конфликтолога одной из самых «топовых». Подобное «окно возможностей» останется открытым еще ближайшие 7–10 лет. И при наличии качественной профессиональной подготовки выпускник сможет сделать быструю карьеру, достигнув за несколько лет руководящих постов.

Конфликтологи высоко востребованы в сферах корпоративного и государственного управления, а также в области международных отношений, которые на сегодняшний день испытывают острый дефицит в специалистах по урегулированию конфликтов.

Основные профессиональные траектории конфликтологов предполагают карьерный рост в области управления и занятие следующих должностей:

  • руководитель антикризисного штаба, департамента и комитета, осуществляющий управление крупными объектами, вплоть до отдельных отраслей целых регионов, находящихся в состоянии кризиса;
  • руководитель организации, работающей в сфере кризисного менеджмента и защиты бизнес-активов от недружественных слияний и поглощений (рейдерских захватов), а также от корпоративного шантажа;
  • корпоративный директор — член совета директоров, на которого возлагается урегулирование споров и конфликтов между акционерами, представителями топ-менеджмента;
  • руководитель международных миротворческих миссий и специальных международных миротворческих операций, способный самостоятельно действовать в многочисленных «горячих точках» планеты, выполняя резолюции ООН и прямые поручения руководства России;
  • руководитель пресс-службы, PR- и GR-департамента государственных и деловых структур, помимо управления присутствием в информационном пространстве располагающий знаниями и навыками урегулирования информационных конфликтов, ведения информационных войн с зарубежными конкурентами за выход России к новым перспективным рынкам;
  • эксперт в областирегионалистики, обладающий эксклюзивными знаниями и связями в определенном регионе, позволяющими активно консультировать органы государственного управления и крупные бизнес-структуры по вопросам разработки региональных стратегий и урегулирования конфликтов.
  • КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

    Почему конфликтологов готовят на факультете политологии МГУ?

    Изначально в соответствии с номенклатурой специальностей ВАК специальность 23.00.06 «Конфликтология» входила в отрасль наук «Политические науки». Подготовкой конфликтологов в нашей стране занимаются более чем три десятка вузов. Но соответствующее направление подготовки открыто в основном в рамках социологических факультетов.

    В Московском университете подготовку конфликтологов осуществляет только факультет политологии.

    В чем особенность подготовки конфликтологов в МГУ?

    Особенность подготовки конфликтологов на факультете политологии МГУ в том, что она носит интегративный характер: онапредполагает изучение дисциплин из сферы психологии, управления, журналистики, социологии, политологии, связей с общественностью.

    Учебным планом предусмотрено изучение разных групп дисциплин профессионального цикла:

  • дисциплины общетеоретического характера, позволяющие сформировать систему фундаментальных знаний в сфере конфликтологии («Теория и методология современной конфликтологии», «Философия конфликта», «Социология конфликта», «Психология конфликта» и др.);
  • дисциплины практического характера, позволяющие сформировать компетенции в области прогнозирования, управления и разрешения конфликтов («Анализ и прогнозирование в конфликтологии», «Миротворческая деятельность», «Институты урегулирования конфликтов ветвей государственной власти» и др.);
  • дисциплины отраслевого характера, позволяющие разобраться в особенностях конфликтов в разных общественных сферах и профессиональных отраслях («Политическая конфликтология», «Региональные конфликты и этноконфликтология», «Конфликты в организационно-управленческой сфере», «Конфликты в международных отношениях и мировой политике»).

При подготовке наших специалистов мы делаем упор не только на классические аудиторные занятия, но и на полевые курсы, специальные тренинги и деловые игры, позволяющие овладеть искусством применения современных технологий управления конфликтами — начиная от технологий рефлексивного управления и заканчивая технологиями управляемого хаоса. Большое внимание в подготовке специалистов-конфликтологов отводится психологической практике, включающей овладение навыками эффективного общения, техниками воздействия, убеждения, сопереживания и др.

Подготовка конфликтологов предусматривает практики и стажировки(в том числе зарубежные) по линии ООН, ШОС, МИД России, в крупных российских корпорациях нефтегазового и транспортного сектора. В итоге у наиболее активных и инициативных студентов появится возможность лично участвовать в миротворческой деятельности ООН. Существует возможность стажировки в профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федерации России, представители которых также участвуют в разрешении и урегулировании международных конфликтов. Под практику отводится целый семестр, что позволяет студентам выбрать свое место в профессии намного раньше, чем придет время защищать диплом, и получить неоспоримые конкурентные преимущества на рынке труда перед сверстниками.

Научный руководитель программы: Андрей Викторович Манойло,

доктор политических наук, профессор, специалист в области информационных войн, участник миссий по разрешению международных конфликтов

polit.msu.ru

Тест по конфликтологии, 80 вопросов с ответами

1. Конфликтология как самостоятельное направление в социологии выделилась:

а) в конце 50-х г. XIX века;

в) в начале XVII века.

2. В группу методов управления конфликтами входят (исключите лишнее):

а) структурные методы;

б) метод картографии;

3. Кому принадлежит фраза: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье не будут чувствовать вражды»:

4. Динамика конфликта находит свое отражение в двух понятиях (исключить лишнее):

а) этапы конфликта;

б) фазы конфликта;

5. На какой фазе конфликта возможности разрешения конфликта самые высокие:

в) пике конфликта;

6. Конфликт в переводе с латинского означает:

7. Конфликт как особый тип социального взаимодействия рассматривается в:

8. Ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц называется:

а) конфликтными отношениями;

а) конфликтная ситуация + инцидент;

б) конфликтные отношения + конфликтная ситуация;

в) конфликтные отношения + инцидент.

10. По степени вовлеченности людей в конфликты выделяют конфликты (исключите лишнее):

11. Особым типом конфликта, целью которого является получение выгоды, прибыли или доступа к дефицитным благам называется:

12. Основными моделями поведения личности в конфликте являются (исключите лишнее):

а) конструктивная модель;

13. Какому типу конфликтной личности принадлежат следующие характеристики: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив, непоследовательность поведения, недостаточно хорошо видит перспективу, зависит от мнения окружающих, не обладает достаточной силой воли, излишне стремится к компромиссу:

14. Одной из основных и эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов является:

15. Профессиональный посредник называется:

16. Классически выделяют три варианта посредничества (исключить лишнее):

17. Вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями, называется:

18. К какой тактике относится прием «закрытая дверь»:

а) ультимативной тактике;

б) тактике выжимания уступок;

в) тактике лавирования.

19. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, называется:

20. Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимодействий, называются:

21. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:

а) К. Маркса и Ф. Энгельса;

б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;

в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;

г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотта;

д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томаса.

22. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал:

23. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:

а) в 1972 г. в США;

в) в 1989 г. в Германии;

г) в 1985 г. Швейцарии;

д) в 1992 г. в России.

24. В России центр по разрешению конфликтов был создан:

а) в Москве в 1992 г.;

б) в Санкт-Петербурге в 1993 г.;

в) в Сочи в 1995 г.;

г) во Владивостоке в 1993 г.;

д) в Твери в 1998 г.

25. Какой из приведенных методов относится к группе методов управлениями конфликтами:

а) социологический метод;

б) метод тестирования;

г) метод наблюдения;

д) метод эксперимента.

26. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:

а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим;

б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;

в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;

г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;

д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

г) причина конфликта;

д) этап развития конфликта.

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

д) то, из-за чего возникает конфликт.

а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;

б) проявления конфликта;

в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;

г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта;

д) поведенческие реакции личности в конфликте.

30. К какому типу кофликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка»:

а) снисходительное отношение;

в) менторские отношения;

г) нарушение этики;

д) нечестность и неискренность.

а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;

б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;

в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.

32. Содержание управления конфликтами включает:

а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение;

б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение;

в) прогнозирование, регулирование, разрешение;

г) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение;

д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение.

33. Предпосылками разрешения конфликта являются:

а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;

б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;

в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности;

г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе.

34. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:

а) конструктивная, рациональная, деструктивная;

б) компромисс, борьба, сотрудничество;

в) рациональная, иррациональная, конформистская;

г) конструктивная, деструктивная, конформистская;

д) борьба, уступка, компромисс.

35. Кто из ниже перечисленных ученых разработал двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликте:

б) Х. Корнелиус и Ш. Фейр;

в) Д. Скотт и Ч. Ликсон;

г) М. Дойч и Д. Скотт;

д) Р. Фишер и У. Юри.

36. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяется в двухмерной модели:

37. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает:

б) неуправляемый тип;

г) сверхточный тип;

д) «бесконфликтный тип».

38. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:

б) налаживанию добрых взаимоотношений;

в) достижению взаимопонимания;

г) расширению темы общения;

д) усилению информационного воздействия на партнера.

39. Технологии рационального поведения в конфликте — это:

а) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтов на основе самоконтроля своих эмоций;

б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;

в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;

г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;

д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.

40. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д. Скотт:

а) визуализация, «заземление», проецирование, очищение ауры;

б) визуализация, сублимация, проецирование, «заземление»;

в) регрессия, сублимация, визуализация;

г) визуализация, выдержка, сублимация, очищение ауры;

д) сублимация, рационализация, регрессия, визуализация.

41. Сколько моделей поведения партнеров в переговорном процессе выделяют в литературе по конфликтологии:

42. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель – выигрыш за счет проигрыша оппонента:

а) «выигрыш – выигрыш»;

в) «проигрыш – проигрыш»;

г) «проигрыш – выигрыш»;

д) «выигрыш – проигрыш» и «проигрыш – выигрыш».

43. Внутриличностный конфликт – это:

а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;

б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;

в) столкновение противоположно направленных мотивов личности;

г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;

д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.

44. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе между эросом и танатосом, как природной основе внутриличностных конфликтов:

45. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов:

46. Формами проявления внутриличностных конфликтов являются:

а) неврастения, эйфория, сублимация, идеализация, номадизм, рационализация;

б) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализация;

в) неврастения, эйфория, идеализация, проекция, рационализация, вытеснение;

г) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, переориентация;

д) компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение.

47. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В.Линкольну связан с такими формами их проявления как: верование и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.):

а) информационные факторы;

б) поведенческие факторы;

в) факторы отношений;

д) структурные факторы.

48. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений: + ±

в) односторонне положительно-отрицательный;

г) односторонне противоречиво-положительный;

49. К групповым конфликтам относятся конфликты:

а) личность – группа;

б) группа – группа;

в) личность – группа и группа – группа;

г) руководитель – коллектив;

д) микрогруппа – микрогруппа внутри коллектива.

50. Конфликт в обществе – это:

а) конфликты в любых социальных группах;

б) конфликты в больших социальных группах;

в) конфликты между государствами;

г) конфликты в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной);

д) конфликты, субъектами которых выступают нации, государства, классы, партии, союзы и т. д.

51. Политические конфликты – это:

а) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе стремления к захвату политической власти;

б) противоборство субъектов социального взаимодействия в период решения вопроса о политической власти;

в) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением и ролью в системе власти;

г) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением в обществе;

д) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением в сфере политических отношений.

52. Основным предметом политических конфликтов является:

а) политический интерес;

б) политическая власть в различных социальных структурах;

г) политическое сознание людей;

д) политические партии.

53. Социальные конфликты – это:

а) конфликты между государственными структурами по поводу реализации социальных гарантий граждан;

б) конфликты между государственными и общественными структурами по поводу социальных гарантий граждан;

в) особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением прав и гарантий в социальной сфере;

г) особая форма противоборства граждан с властями за улучшение их социально-экономического положения;

д) конфликт между гражданами и властями, выражающийся в гражданском неповиновении.

54. Наиболее распространенными и острыми конфликтами духовной среды являются:

а) религиозные конфликты; психологические конфликты; конфликты в сфере искусства;

б) психологические конфликты; конфликты в сфере общественного сознания; религиозные конфликты;

в) конфликты в сфере идеологии; конфликты в сфере общественной психологии; конфликты в массовом сознании;

г) религиозные конфликты; идеологические конфликты; конфликты в сфере искусства;

д) психологические конфликты; конфликты в сфере идей; конфликты на основе эстетических противоречий.

55. Конфликт в организации – это:

а) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации;

б) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации и за ее пределами;

в) конфликты между руководством организации и ее сотрудниками;

г) конфликты между различными структурными элементами организации;

д) конфликты по поводу организационной структуры коллектива.

а) конфликт между супругами;

б) конфликт между родителями и детьми;

в) конфликт родственников;

г) конфликт между различными семьями;

д) конфликт между любыми членами семьи.

57. Сколько кризисных периодов в развитии семьи выделяют социологи:

58. Под конфликтами в сфере управления понимают:

а) конфликт между субъектами и объектами управления;

б) конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления;

в) конфликты между субъектами управления различных уровней;

г) конфликты между руководителем и подчиненными;

д) конфликты в процессе принятия управленческих решений.

59. Под глобальными конфликтами понимают:

а) конфликты между регионами;

б) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации;

в) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности и возникающие между мировыми сообществами;

г) конфликты, связанные с природными катастрофами;

д) конфликты, которые несут угрозу существованию цивилизации.

60. Предметом конфликтологии являются:

б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов,

а также принципы и технологии управления ими;

в) любые столкновения.

61.Социо-биологическая теория конфликта выводит его причину из:

а) социального неравенства людей

б) естественной агрессивности человека вообще

в) несовершенства человеческой психики

62. Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:

а) нехватка средств к существованию

63. Заблаговременная подготовка возможного отступления на подготовленные позиции — это:

б) рефлексивное управление

в) рефлексивный прогноз

64. Какая дилемма выбора модели поведения более всего типична для конфликта:

а) стремление — избегание»

65. Стратегические методы разрешения конфликта:

а) планирование социального развития

б) конкретные требования к работе каждого

в) система поощрения за инициативу

66. В каком случае конфликт рассматривается на психологическом уровне:

а)когда в его основе лежат личные противоречия

б) таких случаев нет

в) когда в его основе лежат групповые противоречия

67. Поддержание сотрудничества как форма предупреждения конфликтов представляет собой деятельность:

а)по укреплению нейтральных или дружеских взаимоотношений

б) по регуляции взаимоотношений

в) по выдвижению контрмотивов, способных заблокировать агрессивные намерения

68. Чередование этапов развития конфликтной ситуации:

в) обязательно последовательно

69. Забастовочный комитет можно определить как:

б) подстрекатель конфликта

в) пособник конфликта

70. Ролевое поведение участников конфликта детерминировано:

а) своими социальными функциями и ролью

б) личностными особенностями

71. Норма как фактор предупреждения конфликтов предполагает определенное воздействие. Какое:

72. Изживание «субкультуры насилия» как метод предупреждения конфликтов является:

73. Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:

а) конфликт — есть напряженность, деформация внутри системы, социальное бедствие

б) конфликт присущ человеку как и всем животным

в) конфликт функционален для социальных систем,

д) конфликт происходит из-за разделения людей на классы

74. Подкуп, кулуарные переговоры, обман характерны для какого метода разрешения конфликта:

75. Лицо, которое подталкивает других участников к конфликту называется:

76. Стресс, сопровождающий любой конфликт, накладывает отпечаток на его протекание. Это суждение:

в) отчасти верно

77. Метод практической эмпатии означает:

а) многообразное воздействие на оппонента

б) использование личностных особенностей оппонента

в) психологическую «настройку» на оппонента

78. К простой форме паталогической конфликтности относят:

79. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления. Это суждение:

80. Возможность «беспредметного» конфликта:

all4learning.ru

Конфликт, стресс, кризисное состояние

Английское слово «stress» происходит от латинского «stringere», которое дословно означает «затягивать удавку». В английском языке XVI11 ст. стресс означал «силу, давление, напряжение или крепкое усилия», касаясь человека и органов ее тела.

Первые определения термина «стресс» отражали его понимание как следствие внешнего воздействия. В 1910 г.. Уильям Озер высказал мнение, что «стресс» и «Стрэйн» (англ. Strain — физическое напряжение) способны вызвать заболевание. В 30-х pp. выдающийся физиолог В. Б. Кенон изучал эффекты воздействия стресса на людей и животных, в частности реакцию «fight or flight» («или драться, или убегать»). Когда его «подопытные» попадали в необычные условия — холод, недостаток кислорода, возбуждение, Кэнон мог наблюдать их физиологические реакции, сопровождавшиеся основном выбросом адреналина в кровь. По мнению Кенона, его подопытные «попадали под стресс».

Одну из первых научных попыток объяснить заболевания, связанные со стрессом, совершил в 1946 Ганс Селье, который предложил выделить три стадии реакции человека на стресс:

1. Реакция тревоги, когда после начальной фазы пониженного сопротивления наступает шок, во время которого активизируются индивидуальные защитные механизмы.

2. Сопротивление — стадия максимальной адаптации, после которой организм возвращается к равновесию. Но если стресс не проходит или не срабатывает защитный механизм, то человек переходит к третьей стадии.

3. Истощение — стадия, сопровождается чувством опустошенности.

В ситуациях стресса активизируется «оркестр» наших гормональных желез, которые выбрасывают в кровь адреналин и гормоны кортикостероиды, что стимулирует к действию мозг, нервы, сердце и мышцы.

— Усиливается ток крови к мозгу;

— Сердце ускоряет работу и гонит к мышцам больше крови

— Улучшается работа легких;

— Глюкоза и жиры попадают в кровь, обеспечивая организм дополнительной энергией.

В результате растет давление крови. Если это продолжается достаточно длительное время, то приводит к потере артериями природной эластичности и, как следствие, к повышенному кровяному давлению.

Г. Селье продолжал традицию понимания стресса как обратной реакции на внутренние и внешние процессы, которые достигают пороговых уровней. В 1970 p. Р. Лазарус предположил, что стресс зависит от того, как человек умеет воспринять и оценить значение опасного, угрожающего или иного неординарного явления. По мнению Лазаруса, интенсивность стрессового опыта определяется тем, насколько человек чувствует, сможет ли она преодолеть ту или иную угрозу. Если человек неуверен в себе, то ее защитные механизмы оказываются подавленными.

Итак, сегодня стресс рассматривают как силу, которая выводит психологические и физические функции за пределы диапазона их устойчивости, вызывая чувство напряженности.

Конфликты в основном связаны со стрессами. В процессе конфликта у сторон растет раздражение, гнев, могут возникать такие чувства, как злость, ненависть, страх, обида, отчаяние, безнадежность, беспомощность, одиночество, усиливается психологический стресс. Сила стресса зависит от следующих факторов: значимость ситуации, степень риска и дискомфорта, дефицит времени и информации, недостаток знаний и умений для безопасного улаживания или разрешения конфликта. Имеет значение также индивидуальная толерантность к нагрузкам. Считается, что лица, которые имели психологические травмы в детстве, в основном проявляют низкую стрессоустойчивость в конфликтах.

Распространенным видом конфликта в организации, который приводит к стрессовой для лица ситуации, считается моббинг (от англ. Mob — толпа, нападать толпой) — коллективное психологическое травли, систематический проявление враждебности, издевательство и дискриминация сотрудника. Целью моббинга может быть увольнение сотрудника, не нравится, или получение удовольствия от унижения и запугивания человека. Моббинг может заключаться в травле, бойкоте, непредоставлении информации или предоставлении ложной или устаревшей, социальной изоляции, постоянной критике, игнорировании успехов, предвзятых шутках, распространении слухов, доносительство и тому подобное. Наибольший риск стать жертвой моббинга в «новичков», которые проигнорировали неписаные правила коллектива, а также в тех личностей, которые имеют особенности, отличающие их от других «средних» сотрудников. Чаще всего моббинг возникает там, где плохая организация производственного процесса, нечетко определена сфера ответственности, сотрудники недогружены, где руководство не предоставляет внимания формированию рабочей атмосферы. На длительный моббинг его жертва реагирует физиологическими (язва желудка, сердечно-сосудистые заболевания и т.д.) и психическими (различные нарушения поведения, депрессии) расстройствами, а иногда может возникнуть желание уйти из жизни.

Результаты психологических исследований свидетельствуют, что жертвы сильного стресса испытывают нарушения и в других сферах деятельности, например, трудности с концентрацией внимания, ухудшение памяти, снижение способности к обучению и общей мотивации, нарушение эмоционального контроля, рост подозрительности и враждебности. Вероятность того, что стрессор вызовет серьезные нарушения, зависит от внезапности, непередбачу-ности, продолжительности, повторяемости, от того, насколько он угрожает жизни, способствует изоляции, входит в конфликт с представлением о своем «я», физически или психологически грозит достоинства, а также от того, личность чувствует потерю контроля над ситуацией, беспомощность и неуверенность.

Острая реакция на стресс характерна для участников конфликтов, в которых имеют место насильственные действия. Давно было замечено, что, сталкиваясь с травматической ситуацией, часть солдат-новичков временно теряла способность выполнять боевую задачу: они либо демонстрировали погружения в себя, или сильное возбуждение, плохо понимали, что происходит, теряли ориентацию, чувствовали патологический страх, проявляли беспокойство. их поведение противоречило потребностям собственной безопасности или безопасности подразделения. После того как травматическое событие прошла, жертвы стресса продолжают испытывать нарушения повседневного функционирования: они повторно переживают тяжелую событие, имеют повышенную психологическую возбудимость, стараются избегать стимулов, которые имеют связь с травмой. В то же время происходит внутренняя работа, которая должна восстановить ощущение порядка и смысла, целостность личного пространства, ощущение власти над собственной жизнью. В некоторых лиц признаки посттравматического стрессового расстройства сохраняются годами, и они не могут вернуться к нормальному функционированию в течение всей жизни. На какое-то достаточно длительный период они могут почти освободиться от симптомов, а затем под влиянием незначительного стрессора, который чем-то напоминает начальную травму, а иногда и без видимой причины, эти симптомы возвращаются. Поскольку жертвы посттравматического стрессового расстройства стараются избегать напоминаний о травме, они в основном избегают лечения и даже мыслей о нем.

Деструктивным способом выхода из острой конфликтной ситуации является суицид — сознательное и намеренное лишение себя жизни. Суицид является относительно редким явлением, в котором как под увеличительным стеклом оказываются процессы, препятствующие конструктивному решению конфликта. По мнению В. А. Тихоненко, позиции личности в ситуациях конфликта делятся на адаптивные и неадаптивные («проигрышные»). В последнем случае, конструируя в сознании конфликтную ситуацию, субъект определяет для себя позицию, которая не дает ему возможности увидеть перспективы и пути решения конфликта. Смысловая оценка сложившейся ситуации как «безвыходная», резко ограничивает «внутреннее поле зрения» и блокирует поисковую деятельность. «Проигрышных» позицию личности характеризуют следующие признаки:

1. Фиксированность позиции. Субъект не может изменить образ ситуации, свободно манипулировать его элементами в пространственно-временных координатах.

2. Вовлеченность, то есть размещение себя в точке приложения угрожающих сил; взгляд на ситуацию «изнутри», неспособность отмежеваться от конфликтной ситуации, дис-танциюватися от нее.

3. Сужение сферы позиции личности по сравнению со сферой конфликтной ситуации. Сужение смысловой сферы личности происходит за счет ограничения представлений о собственных ресурсах и в результате роста изоляции от окружающих.

4. Изолированность и замкнутость позиции. В структуре осознание конфликтных отношений вместо адаптивной позиции «мы-они» имеется гораздо более уязвима конфронтация «Я-они», которая свидетельствует об отчуждении личности, потерю связи с референтными группами, нарушения идентификации.

5. Пассивность позиции. Представляя активно направленные на него действия участников конфликта, субъект не может в рамках составленного смыслового образа определить свои конструктивные действия (нападения, защиты и т.п.). Такая пассивность позиции обесценивает любые известные субъекту варианты решений. Парадоксально, что многие самоубийц, анализируя посторонние ситуации, а также после окончания кризиса находили пути решения конфликта и даже выступали в роли советников по отношению к другим, но к себе эти конструктивные планы не могли применить. В пассивных позициях знания и опыт не только не актуализируются, но и отбрасываются.

6. Неразвитость во временной перспективе, нехватка будущего — тесно связанные с указанными выше признаками «проигрышной» позиции. Будущее представляется только как продолжение или углубление сложившейся ситуации [177, с. 22-23]. В ситуации конфликта «проигрышная» ситуативная позиция может трансформироваться в «проигрышную» жизненную позицию, и тогда личность оказывается в кризисном состоянии.

Часто причиной самоубийства являются депрессивные расстройства. Депрессия — это сложный клинический синдром, основным симптомом которого является потеря возможности получать удовольствие и наслаждение от вещей, которые раньше приносили счастье. Человек как бы «выдыхается», теряет сильные чувства, ею овладевает безнадежность, вина, самоосуждения и раздражительность. Ослабляется двигательная активность или возникают приступы громкой, непрерывного говорения, полного жалоб, обвинений, просьб о помощи. Часто это сопровождается нарушениями сна или волнообразной усталостью, на соматическом уровне — дрожью губ, их сухостью, частым дыханием. Появляется головная боль или животе. Больные чувствуют свою нежелательность, греховность, ненужность и приходят к мысли, что жизнь не имеет смысла.

Для улучшения своего состояния человек, испытывает острый или хронический стресс, может воспользоваться комплексом мероприятий:

1. Фармакологические средства восстановления: витамины, препараты пластического действия, препараты энергетического воздействия, адаптогены.

2. Восстановление средствами физиотерапии: ультрафиолетовое облучение, аэронизация воздуха, действие теплом и холодом, водные процедуры.

3. Массаж: классический массаж, точечный массаж, вибромассаж.

4. Акупунктура и электроакупунктура.

5. Психологическое консультирование и психотерапия.

6. Аутогенная тренировка, релаксация (по Бенсоном, по Якобсеном), прогрессивная релаксация (по Джекобсоном), медитация.

9. Арттерапия (терапия музыкой, пением, танцами).

10. Дыхательные упражнения.

12. Переключение внимания, полноценный отдых, сон, секс, «шопинг-терапия».

13. Физические упражнения: динамические, статические, изометрические.

15. Ведение дневника, общение с друзьями.

16. Психологическая защита (отрицание, вытеснение, проекция).

17. энергии микровибрацией (циркулярный дущ, виброакустические аппараты).

Наряду с факторами, которые увеличивают вероятность суицы-дальней поведения, выделяют также антисуицидальных факторы: акцентированное чувство долга, в частности осознание родительских обязанностей; представление о греховности самоубийства; озабоченность состоянием своего здоровья, страх перед физическими страданиями, болью, смертью; интенсивная эмоциональная привязанность к близким людям; наличие творческих планов; нежелание выглядеть некрасивым после смерти и тому подобное.

studbooks.net

Это интересно:

  • Детский аутизм каннера Медицинский сайт для студентов, интернов и практикующих врачей педиатров из России, Украины! Шпаргалки, статьи, лекции по педиатрии, конспекты, книги по медицине! Детский аутизм. Синдром Каннера Вы студент медик? Интерн? Детский врач? Добавьте наш сайт в социальные сети! Название «синдром Каннера» указывает на форму психоза, характерного для […]
  • Почему депрессия с похмелья Депрессия с похмелья: почему возникает и как лечить Не следует путать депрессию и плохое настроение. Большое депрессивное расстройство — это болезнь, которая проявляется длительным и — это главное различие — беспричинным снижением настроения, психической и двигательной заторможенностью, а также неспособностью и нежеланием […]
  • Комната клаустрофобии в москве Снять комнату в Москве Всего 13 834 объявления Сдам койко-место, 300 м², 3 мин. до метро пешком, этаж 4 из 4. вчера в 01:32 191 Агентство Аренда комнаты, 9 м². сегодня в 13:32 206 Сдам комнату, 37 м², этаж 3 из 17. 582 Сдам в аренду комнату, 18 м², этаж 8. 261 Риелтор Аренда комнаты, 14 м², этаж 7 из 9. […]
  • Невроз спазмы сосудов Причины, симптомы и лечение спазмов сосудов головы Церебральный ангиоспазм представляет собой спазм сосудов головы, при котором происходит сужение пространства между стенками сосудов. Если во время не обнаружить данное заболевание и не прибегнуть к комплексному лечению, то могут быть серьезные осложнения в функционировании организма. Почему […]
  • Пусть говорят все выпуски про анорексию Записи с тэгом ‘анорексия’ Выпуск передачи от 19 января 2016 года Сергей был молодым и крепким юношей, но он начал таять на глазах. Живет парень в Темиртау. Симпатичный парень, у которого престижная работа, приличная семья, начал меняться на глазах. Сергей — спортсмен, он вел активный образ жизни. За несколько лет парень похудел […]
  • Заниматься логопедом заикания Как избавиться от заикания Данный практический материал поможет родителям понять, с чего начать работу с заикающимся ребенком, если нет возможности заниматься с логопедом. С чего начать преодоление заикания Как избавиться от заикания? С чего начать? Преодоление заикания – это сложный и трудоемкий процесс. Он потребует регулярных занятий с […]
  • К какому врачу обращаться с анорексией Как не допустить развития анорексии: советы психолога Родители могут научиться распознавать симптомы нервной анорексии. Если девочка-подросток стремительно худеет, у нее не хватает 30% необходимой массы тела, соответствующей ее возрасту и росту – это повод обратиться ко врачу. Скорее всего, ваш ребенок столкнулся с тяжелым психическим и […]
  • Нарушения сна виды Нарушения сна: виды, симптомы и лечение Полноценный здоровый сон — залог хорошего самочувствия и счастливой жизни. Однако достаточно много людей в течение жизни сталкиваются с различного рода нарушениями сна, которые могут серьезно испортить здоровье и жизнь в целом. Бессонница, ночные кошмары, лунатизм — об этих расстройствах сна […]