Расстройство поведения и эмоций

51. Расстройства адаптации (с нарушением эмоций и поведения).

Расстройства адаптации — это сочетание психологических симптомов (тревоги, раздражительности, вспыльчивости) и регрессивных форм поведения (у детей), таких, как сосание пальца и недержание мочи (что может определяться и соматической патологией), возникающие как реакция на жизненные события или стрессы.

Стрессовые факторы, которые могут вызвать данное расстройство, можно разделить на психосоциальные (семейные разногласия, трудности на работе, переезд, финансовые проблемы) и относящиеся к медицине (острые и хронические заболевания, хирургические и нехирургические процедуры, диагностическая экспертиза, госпитализация,

болезнь члена семьи, новые диагнозы, рецидивы). В результате стрессового фактора и индивидуальной предрасположенности возникают адаптационные расстройства. Адаптационное расстройство представляет собой дизадаптивную реакцию на установленный психосоциальный стрессор (или стрессоры), возникающую в течение трех

месяцев после начала действия стрессора и длящуюся не более шести месяцев. Предполагается, что нарушение будет со временем ослабевать после устранения стрессора или, если стрессор продолжает существовать, при достижении нового уровня адаптации. Категория, которая определяется смешанным нарушением эмоций и поведения, проявляется в виде разнообразных сочетаний тревоги, депрессии и других эмоций, а также нарушения прав других людей или главных общественных норм и правил поведения, установленных для соответствующего возраста. Симптомы адаптационных реакций подростка обычно становятся явными примерно в возрасте от 10 до 12 лет и рассматриваются как дизадаптивная ответная реакция на соматические и психосоциальные изменения, распространенные у подростков, адаптационное расстройство со смешанным нарушением эмоций и поведения включается сюда из-за его

распространенности в подростковом периоде.

Предрасполагающие факторы: 1. Психодинамическая теория. Смотри написанное в разделе «Расстройство управления поведением». 2. Биологическая теория. Смотри написанное в разделе «Расстройство управления поведением». 3. Теория семейной динамики. В этих теориях рассматриваются семейные дисфункциональные стереотипы как факторы, предрасполагающие к развитию адаптационного расстройства в подростковые годы (Pasquali и др., 1989). К имеющим значение дисфункциональным стереотипам относятся: • нечеткость границ «Я» среди членов семьи (в результате частичного совпадения или изменения ролей и быстрого распространения тревоги от одного индивида ко всем членам семьи), • чрезвычайно строгая дисциплина, отсутствие ее или непоследовательность в формах дисциплинирования,

• нереальные надежды на ребенка со стороны родителей, • неспособность членов семьи сообщать о своих истинных переживаниях, • недостаток знаний в отношении стадий нормального роста и развития ребенка, • неэффективные

навыки разрешения проблем.

Симптоматология: 1. Тревога от умеренного до выраженного уровня. 2. Депрессивное настроение, слезливость, безнадежность. 3. Нарушение прав других людей или социальных норм и правил поведения, установленных в соответствии с возрастом. 4. Расстройства питания (потеря аппетита или переедание). 5. Расстройства сна (бессонница или гиперсомния). 6. Приставучесть к ровесникам или к родителям. 7. Соматические жалобы. 8. Импульсивные поступки.

Варианты расстройств адаптации:

. кратковременная депрессивная реакция (мягкое депрессивное состояние, не превышающее 1 месяца продолжительности);

. пролонгированная депрессивная реакция (лёгкое депрессивное состояние, но продолжающееся не более двух лет);

. смешанная тревожная и депрессивная реакция;

. с преобладанием других эмоций;

. с преобладанием нарушения поведения;

. смешанное расстройство эмоций и поведения.

Лечение базируется на 3-х направлениях:

1) на психосоциальных факторах, вызывающих стресс (обучение, психотерапевтические советы, социальное воздействие, когнитивно-поведенческая психотерапия);

2) на биологических факторах (фармокологические препараты + БАДы);

3) подкрепление (поведенческая психотерапия).

studfiles.net

Расстройство поведения эмоций ребенка

Смешанные расстройства поведения и эмоций

Эти расстройства характеризуются сочетанием стойкого агрессивного, диссоциального или вызывающего поведения с явными, заметными симптомами депрессии, тревоги или другими эмоциональными нарушениями. Для установления диагноза необходимо, чтобы состояние удовлетворяло критериям невротических (F 4), аффективных (F 3) или эмоциональных (F 93) расстройств и одновременно общим критериям расстройств поведения детского возраста (F 91).

Общие критерии расстройств поведения (F 91): G 1. Наблюдается устойчивое поведение, характеризующееся повторяющимися действиями, которые нарушают интересы и права других людей, а также соответствующие возрастные нормы детского поведения. Такое поведение наблюдается, по меньшей мере, на протяжении шести месяцев.

Одновременно у ребенка обнаруживаются также следующие симптомы. При этом, ввиду тяжести симптомов, указанных в пп. № 11, 18, 19, 20, 21, 22, даже однократного их возникновения достаточно для того, чтобы требования, предусмотренные соответствующим критерием, были удовлетворены:

1) Частые или необычно выраженные для соответствующего уровня развития ребенка вспышки гнева;

2) Пациент часто вступает в споры со взрослыми;

3) Часто отказывается выполнять требования взрослых или открыто нарушает их правила;

4) Часто, причем преднамеренно, совершает действия, досаждающие другим людям;

5) Систематически пытается переложить на других вину за свои собственные ошибки или поступки;

6) Легко обижается или раздражается в ответ на слова или действия окружающих лиц;

7) Часто сердится или возмущается;

8) Часто проявляет злопамятность или мстительность;

9) Часто притворяется больным с целью получить выгоду или уклониться от обязанностей;

10) Часто затевает драки (сюда не относятся драки с братьями или сестрами);

11) В драках использует орудие, способное причинить серьезный физический ущерб другим людям, например разбитую бутылку, нож, камень, дубинку;

12) Несмотря на запреты родителей, часто остается на улице после наступления темноты;

13) Часто прогуливает школьные занятия;

14) Убегает из родительского дома (по меньшей мере убегал два раза и отсутствовал дольше чем в течение одной ночи);

15) Крадет ценные предметы из дому или из других мест;

16) Проявляет физическую жестокость по отношению к животным;

17) Часто преследует, «травит» других (детей, беспомощных, престарелых лиц);

18) Преднамеренно совершает действия, приводящие к порче или уничтожению чужой собственности;

19) Умышленно разводит огонь с риском или намерением причинить серьезный ущерб;

20) Проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям (связывает жертву, наносит ей ожоги или порезы);

21) Совершает правонарушения (кражи, вымогательства и пр.);

22) Принуждает другое лицо к вступлению в половые отношения. G 2. Данное расстройство не соответствует диагностическим критериям других психических и поведенческих расстройств у детей и взрослых.

В МКБ-10 выделяются:

F 92.0 Депрессивное расстройство поведения, которое характеризуется сочетанием одного из симптомов расстройства поведения и общих критериев депрессивных расстройств.

F 92.8 Другие смешанные расстройства поведения, для которых характерно сочетание одного из общих симптомов расстройства поведения с тревожными или фобическими симптомами.

Синдромы резидуально-органического поражения головного мозга (продолжение)

Характерные специфические проявления дефекта меняются по мере ро­ста ребенка, но на всем протяжении жизни этот дефект сохраняется, прояв­ляясь сходным комплексом проблем социализации, общения и интересов. Для установления диагноза необходимо проявление симптомов еще до 3 лет, но сам синдром может быть диагностирован в любом возрасте.

Следующий уровень реагирования по В. В. Ковалеву — аффектив­ный (он характерен для детей 5

Выше уже упоминалось, что расстройства, характерные для предыдущих периодов развития, могут сочетаться между собой, в частности, с аффектив­ными, эмоциональными и поведенческими.

Необходимо напомнить, что переживание страхов в возрасте 3-5 лет яв­ляется отражением нормального хода развития личности ребенка. Поэтому переживаемые в более позднем возрасте страхи, которые в патологии носят характер навязчивых фобий, могут быть разделены на следующие группы:

а) страхи здоровых детей; эти переживания связаны с незавершившимся процессом созревания личности ребенка на эдипальной фазе развития;

б) невротические фобии, связанные с проблемами проживания ребенком эдипальной фазы в дисфункциональной семье;

в) страхи, являющиеся симптомами эндогенного заболевания (например, щизофрении);

г) страхи, являющиеся эквивалентами или формами эпилептических или эпилептиформных припадков;

д) страхи, которые являются результатом резидуально-органического по­ражения головного мозга.

Последние в МКБ-10 регистрируются в рубрике F93 — эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста.

Содержание страхов может быть достаточно схожим при разных нозо­логических формах, и дифференциальный диагноз основывается дополни­тельно на наличии других симптомов основного заболевания, анализа отношения ребенка к собственным переживаниям, соответствия их периоду лич­ностного развития ребенка.

Для страхов резидуально-органического происхождения характерно пе­реживание приступов витального страха смерти, сопровождающегося выра­женными вегетативными симптомами (вплоть до развития диэнцефальных кризов) — похолоданием конечностей, «остановкой сердца», ознобом и дро­жанием, тахикардией, учащением мочеиспускания, одышкой и др. Дети и подростки, переживающие страх смерти, не поддаются переубеждению, ажитированы. У подростков подобные страхи могут сопровождаться нарушени­ями схемы тела, деперсонализацией и дереализацией.

Можно повторить, что страхи могут сочетаться с другими синдромами резидуально-органического поражения. Если страхи сохраняются и в под­ростковом возрасте, они имеют тенденцию трансформироваться в наруше­ния эмоционально-идеаторного уровня — сенестопатически-ипохондрический синдром.

Следующий уровень реагирования по В. В. Ковалевуэмоционалъ-но-идеаторный (11-17 лет).

Симптоматика резидуально-органических поражений в этом возрасте может быть обусловлена ранее имевшимися нарушениями в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах, либо быть оформленной в виде специ­фических для данного возраста синдромов.

Расстройства поведения и эмоций

По МКБ-10 расстройства поведения характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения.

Поведение, на наличии которого основывается диагноз, это: драчливость и хулиганство, жестокость к людям или животным, поджоги, воровство, лжи­вость, прогулы, уходы из дома, вспышки гнева, постоянное непослушание.

Для отнесения таких форм поведения к последствиям резидуально-орга­нического поражения головного мозга необходимо, помимо анамнеза, обна­ружение вышеописанных общих признаков резидуально-органического по­ражения головного мозга. Расстройства поведения — достаточно частое на­рушение в детском и подростковом возрасте. Оно встречается у 9% мальчи­ков и 2% девочек до 18 лет.

В классификации В. В. Ковалева выделяются специфические для под­росткового возраста эмоционально-идеаторпые нарушения, оформляющиеся в виде неврозоподобных синдромов — депрессивно-дистимического и сенестопатически-ипохондрического.

В МКБ-10 они отнесены к рубрикам:

F92 — смешанные расстройства поведения и эмоций;

F92.0 — депрессивное расстройство поведения;

F92.8 — другие смешанные расстройства поведения и эмоций.

Часть из них квалифицирована в рубриках расстройств настрое­ния ( F3).

Для эмоциональных расстройств резидуально-органического генеза ха­рактерным является депрессивно-дистимическии синдром, то есть наличие в клинической картине переживаний не только сниженного настроения, по­тери активности, но и плаксивости, капризности, повышенной раздражитель­ности. Этот синдром наблюдается у детей с 10-11 лет и у подростков, со­провождается повышенной тревожностью, особенно относительно собствен­ного здоровья. Возможно наличие транзиторных психосенсорных рас­ стройств. Помимо симптомов эмоционального расстройства, могут иметь место симптомы когнитивных и поведенческих расстройств, астенического синдрома, вегетативных нарушений — то есть общих признаков резидуаль­ но-органического поражения головного мозга.

Сенестопатически-ипохондрический синдром обычно бывает у подрост­ков. При этом отмечается наличие переживания ярких чувственных сенесгопатий с разнообразными ипохондрическими опасениями и жалобами. Воз­можны психосенсорные расстройства. Часто имеют место стойкие и присту­пообразные гипоталамические (диэнцефальные) расстройства (вазовегетативные), которые и являются важным источником сенестопатий и ипохондри­ ческой фиксации внимания на состоянии здоровья.

Описанные В. В. Ковалевым истероформные расстройства в МКБ-10 отнесены к рубрике органическое диссоциативное расстройство.

Смешанные расстройства поведения и эмоций у детей. Причины. Симптомы. Диагностика. Лечение

Смешанные расстройства поведения и эмоций — это группа расстройств, характеризующаяся сочетанием стойкого агрессивного, диссоциального или вызывающего поведения с явными симптомами депрессии, тревоги или другими эмоциональными нарушениями.

  • депрессия с психопатоподобным поведением; о психопатоподобная депрессия;
  • депрессия с нарушением поведения;
  • невротическая депрессия с нарушением поведения.

F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций.

Истинная распространённость смешанных расстройств поведения и эмоций у детей и подростков неизвестна, но есть основание считать их одними из наиболее частых вариантов депрессивного синдрома в препубертатном возрасте и у подростков.

Смешанные расстройства поведения и эмоций встречают при различных психических заболеваниях у детей и подростков — при шизофрении, аффективных расстройствах настроения, эпилепсии, некоторых формах резидуально-органического поражения ЦНС, раннем детском аутизме, патологически протекающем пубертатном кризе, невротических реакциях.

Симптомы смешанных расстройств поведения и эмоций

Для депрессивного расстройства поведения характерно сочетание таких симптомов. как чрезмерное страдание, потеря интересов, ангедония (безрадостность в обычной жизни), безнадёжность с расстройствами, имитирующими патологию характера (аффективная возбудимость, грубость, злобность, агрессивность), проявляющихся стойкими нарушениями агрессивного, диссоциального или оппозиционно-вызывающего поведения.

Для этой категории детей чаще всего используют термин «маскированные депрессии» (психопатоподобные маски депрессии). При этом расстройства поведения могут быть настолько выраженными, что почти целиком скрывают симптомы депрессии. Поведение подростка рассматривают в рамках непатологических девиаций, требующих коррекционно-воспитательных мер воздействия. При этом формируется порочный круг: поведение подростка провоцирует негативную реакцию родителей, учителей, сверстников, что, в свою очередь, усиливает его депрессивные переживания, оппозиционность по отношению к окружающим, снижая для него привлекательность положительного поведения и доброжелательных взаимоотношений. Нередко незначительные психогенные факторы (ссоры с родителями, одноклассниками, учителями; несправедливо, на взгляд подростка, поставленная плохая отметка) могут сыграть роковую роль, подтолкнув подростка к давно вынашиваемым суицидальным действиям. Как правило, при маскированных депрессиях суициды неожиданны и непонятны для окружающих.

Диагностика смешанных расстройств поведения и эмоций

Диагностику строят на выявлении скрытых проявлений депрессивного синдрома. В первую очередь, должны настораживать достаточно выраженные изменения поведения подростка, произошедшие за относительно короткий срок. Раньше ничем не отличавшийся от других юноша (или девушка) становится мрачным, озлобленным, язвительным. Без видимой причины теряется учебная мотивация. Отмечают прогулы, невыполнение домашних заданий и как следствие — резкое снижение успеваемости. В высказываниях проскальзывают пессимистическая оценка будущего, бессмысленность и суетность настоящего существования, озвучивание мыслей о смерти как закономерном итоге земной суеты. Как правило, больные подолгу слушают музыку депрессивного содержания (music for the lost — музыка для потерянных), некоторые читают соответствующую литературу. Вместе с остальными проявлениями скрытой депрессии несвойственная подростку ранее компьютерная зависимость тоже может служить косвенным признаком наступившей болезни.

Показания к консультации других специалистов

Все вышеперечисленные особенности поведения и аффективных проявлений пациента требуют от педиатра необходимости направления на консультацию к психиатру, что требует большой деликатности и осторожности в формулировках. Можно рекомендовать обратиться в районный центр психолого-медико-социального сопровождения, находящийся в образовательной системе, где имеются штатные психологи и психиатр. Уже оттуда психиатр после консультации психолога может дать направление на лечение в специализированное медицинское учреждение. Такая этапность определяется смягчением в большинстве случаев болезненной реакции на рекомендацию лечения у психиатра. В случае суицидальной попытки консультация психиатра носит обязательный характер и должна быть проведена в кратчайший срок из-за возможности повторных суицидальных действий.

vospityvaem-detej.ru

F91.8 Другие расстройства поведения f91.9 Расстройство поведения неуточненное

Это не рекомендуемая остаточная категория только для расстройств, которые удовлетворяют общим критериям F91, но которые не выделены как подтип, или не набирают критерии для какого-либо определенного подтипа.

— нарушения поведения в детстве БДУ;

— поведенческое расстройство детского возраста БДУ.

/F92/ Смешанные расстройства поведения и эмоций

Тяжесть состояния должна быть достаточной для того, чтобы одновременно выполнялись критерии как расстройств поведения детского возраста (F91.х), так и эмоциональных расстройств детского возраста (F93.х) или характерных для зрелого возраста невротических расстройств (F40 — F49) или расстройств настроения (F30 — F39).

Выполненные исследования недостаточны, чтобы быть уверенными, что эта категория в самом деле независима от нарушений поведения. Эта подрубрика включена здесь в силу ее потенциальной этиологической и терапевтической важности, а также учитывая ее значение для показателей воспроизводимости классификации.

F92.0 Депрессивное расстройство поведения

Эта категория требует сочетания расстройства поведения детства (F91.х) с постоянной выраженной депрессией, проявляющейся такими

симптомами как чрезмерное страдание, потеря интересов и удовольствия

в обычной активности, самообвинение и безнадежность. Могут также отмечаться нарушения сна или аппетита.

— расстройство поведения, относящееся к рубрике F91.х, в сочетании с депрессивным расстройством, относящимся к рубрике F32.-

F92.8 Другие смешанные расстройства поведения и эмоций

Эта категория требует сочетания расстройства поведения детства (F91.х) с постоянными выраженными эмоциональными симптомами — такими как тревога, боязливость, навязчивости или компульсии, деперсонализация или дереализация, фобии или ипохондрия. Гнев и негодование являются скорее признаками нарушений поведения, чем эмоционального расстройства; они ни опровергают, ни поддерживают диагноз.

— расстройство поведения, относящееся к рубрике F91.х, в сочетании с эмоциональным расстройством, указанным в рубрике F93.х;

— расстройство поведения, относящееся к рубрике F91.х, в сочетании с невротическими расстройствами, указанными в рубриках F40 — F48.

F92.9 Смешанное расстройство поведения и эмоций неуточненное

/F93/ Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста

В детской психиатрии традиционно проводилась дифференциация между эмоциональными расстройствами, специфическими для детского и подросткового возраста, и типом невротических расстройств зрелого возраста. Такая дифференциация основывалась на 4 аргументах. Во-первых,

исследовательские данные все время показывали, что большинство детей

с эмоциональными расстройствами становятся нормальными взрослыми:

только у меньшинства отмечаются невротические расстройства в зрелой

жизни. Наоборот, многие невротические расстройства, появившиеся в

зрелой жизни, не имеют значимых психопатологических предвестников в

детстве. Следовательно, есть существенный разрыв между эмоциональными расстройствами, встречающимися в этих двух возрастных периодах. Во-вторых, многие эмоциональные расстройства в детстве скорее представляют преувеличения нормальных тенденций в процессе развития, чем феномены, которые сами по себе качественно анормальны. В-третьих, в связи с последним аргументом, часто имеются теоретические предположения, что вовлеченные психические механизмы не являются теми же самыми, что и при неврозах у взрослых. В-четвертых, эмоциональные расстройства детского возраста менее ясно дифференцируются на предположительно специфические состояния, такие как фобические расстройства или навязчивые расстройства.

Третьему из этих пунктов недостает эмпирических подтверждений, и эпидемиологические данные дают основание предполагать, что если четвертое правильно, то это только вопрос степени выраженности (учитывая, что слабо дифференцированные эмоциональные расстройства достаточно распространены как в детстве, так и во взрослой жизни). Соответственно, второй пункт (то есть соответствие процессу развития) использован как ключевой диагностический признак в определении различия между эмоциональными расстройствами, начало которых специфично для детского возраста (F93.х), и невротическими расстройствами (F40

— F49). Достоверность этого различия является неопределенной, но есть некоторые эмпирические доказательства, предполагающие, что соответствующие развитию эмоциональные расстройства в детстве имеют лучший прогноз.

— эмоциональные расстройства, связанные с расстройством поведения (F92.х).

F93.0 Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой

Для младенцев и детей дошкольного возраста является нормальным показывать некоторую степень тревоги в отношении реального или угрожающего отделения от людей, к которым они привязаны. Данное же расстройство диагностируется тогда, когда страх отделения составляет основное в тревоге и когда такая тревога впервые возникает в ранние годы жизни. Она дифференцируется от нормальной тревоги в связи с разлукой по степени, которая выходит за пределы статистически возможной (включая анормальную стойкость свыше обычного возрастного периода), и по сочетанию со значительными проблемами в социальном функционировании. В дополнение диагноз требует, чтобы не было генерализованного расстройства личностного развития или функционирования (если оно есть, то надо думать о кодировании из рубрик F40 — F49). Тревожное расстройство, связанное с разлукой, возникающее в неподходящий развитию возрастной период (например, в подростковом возрасте), не кодируется здесь, если только оно не составляет анормального продолжения соответствующего развитию тревожного расстройства в связи с разлукой.

Ключевым диагностическим признаком является чрезмерная тревога, касающаяся отделения от тех людей, к которым ребенок привязан (обычно родители или другие члены семьи), что не является частью генерализованной тревоги относительно многих ситуаций. Тревога может принимать форму:

а) нереалистичного поглощающего беспокойства о возможном вреде, которому могут подвергнуться лица, к которым испытывается привязанность, или страха, что они оставят его и не вернутся;

б) нереалистичного поглощающего беспокойства, что какой-либо неблагоприятный случай разлучит ребенка с лицом, к которому испытывается большая привязанность, например ребенок потеряется, будет похищен, поступит в стационар или будет убит;

в) упорного нежелания или отказа идти в школу из страха расставания (а не по другим причинам, например, что в школе что-то случится);

г) упорного нежелания или отказа идти спать, чтобы быть рядом с лицом, к которому испытывается большая привязанность;

д) упорного неадекватного страха одиночества или страха оставаться в течение дня дома без лица, к которому испытывается большая привязанность;

е) повторяющихся ночных кошмаров о разлуке;

ж) рецидивирующего появления физических симптомов (таких как тошнота, боль в животе, головная боль, рвота и пр.) при разлуке с лицом, к которому испытывается привязанность, например, когда надо идти в школу;

з) чрезмерного повторяющегося дистресса (проявляющегося тревогой, плачем, раздражением, страданием, апатией или социальной аутизацией) при предчувствии разлуки, во время или сразу вслед за разлукой с лицом, к которому испытывается большая привязанность.

Многие ситуации, связанные с разлукой, также включают в себя другие потенциальные стресс-факторы или источники тревоги. Диагноз опирается на выявление того, что общим в различных ситуациях, дающих начало тревоге, является разлучение с лицом, к которому испытывается большая привязанность. Это возникает чаще всего, по-видимому, при отказах от посещения школы (или «фобиях»). Часто речь здесь, действительно идет о тревожном расстройстве в связи с разлукой, но иногда (особенно у подростков) — нет. Отказы от посещения школы, возникающие впервые в подростковом возрасте, не должны кодироваться в этой рубрике, за исключением случаев, когда они прежде всего являются проявлением тревоги разлучения и эта тревога впервые в патологической степени проявилась в период дошкольного возраста. При отсутствии критериев, синдром должен быть кодирован в одной из других рубрик F93.х или F40 — F48.

— транзиторный мутизм как составляющая часть боязни разлуки у детей раннего возраста.

— аффективные расстройства (F30 — F39);

— расстройства настроения (F30 — F39);

— невротические расстройства (F40 — F48);

— фобическое тревожное расстройство в детском возрасте (F93.1);

— социальное тревожное расстройство в детском возрасте (F93.2).

studfiles.net

Классификация психических расстройств мкб-10

Классификация психических расстройств мкб-10

/F92/ Смешанные расстройства поведения и эмоций.

Эта группа расстройств характеризуется сочетанием стойко агрессивного диссоциального или вызывающего поведения с явными и заметными симптомами депрессии, тревоги или другими эмоциональными нарушениями.

F92.0 Депрессивное расстройство поведения.

Эта категория требует сочетания расстройства поведения детства (F91.х) с постоянной выраженной депрессией, проявляющейся такими симптомами как чрезмерное страдание, потеря интересов и удовольствия в обычной активности, самообвинение и безнадежность. Могут также отмечаться нарушения сна или аппетита.

F92.8 Другие смешанные расстройства поведения и эмоций.

Эта категория требует сочетания расстройства поведения детства (F91.х) с постоянными выраженными эмоциональными симптомами — такими как тревога, боязливость, навязчивости или компульсии, деперсонализация или дереализация, фобии или ипохондрия. Гнев и негодование являются скорее признаками нарушений поведения, чем эмоционального расстройства; они ни опровергают, ни поддерживают диагноз.

F92.9 Смешанное расстройство поведения и эмоций неуточненное.

/F93/ Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста.

В детской психиатрии традиционно проводилась дифференциация между эмоциональными расстройствами, специфическими для детского и подросткового возраста, и типом невротических расстройств зрелого возраста. Такая дифференциация основывалась на 4 аргументах. Во-первых, исследовательские данные все время показывали, что большинство детей с эмоциональными расстройствами становятся нормальными взрослыми: только у меньшинства отмечаются невротические расстройства в зрелой жизни. Наоборот, многие невротические расстройства, появившиеся в зрелой жизни, не имеют значимых психопатологических предвестников в детстве. Следовательно, есть существенный разрыв между эмоциональными расстройствами, встречающимися в этих двух возрастных периодах. Во-вторых, многие эмоциональные расстройства в детстве скорее представляют преувеличения нормальных тенденций в процессе развития, чем феномены, которые сами по себе качественно анормальны. В-третьих, в связи с последним аргументом, часто имеются теоретические предположения, что вовлеченные психические механизмы не являются теми же самыми, что и при неврозах у взрослых. В-четвертых, эмоциональные расстройства детского возраста менее ясно дифференцируются на предположительно специфические состояния, такие как фобические расстройства или навязчивые расстройства.

F93.0 Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой.

Для младенцев и детей дошкольного возраста является нормальным показывать некоторую степень тревоги в отношении реального или угрожающего отделения от людей, к которым они привязаны. Данное же расстройство диагностируется тогда, когда страх отделения составляет основное в тревоге и когда такая тревога впервые возникает в ранние годы жизни. Она дифференцируется от нормальной тревоги в связи с разлукой по степени, которая выходит за пределы статистически возможной (включая анормальную стойкость свыше обычного возрастного периода), и по сочетанию со значительными проблемами в социальном функционировании. В дополнение диагноз требует, чтобы не было генерализованного расстройства личностного развития или функционирования (если оно есть, то надо думать о кодировании из рубрик F40 — F49). Тревожное расстройство, связанное с разлукой, возникающее в неподходящий развитию возрастной период (например, в подростковом возрасте), не кодируется здесь, если только оно не составляет анормального продолжения соответствующего развитию тревожного расстройства в связи с разлукой.

F93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте.

У детей, как и у взрослых, могут отмечаться страхи, сфокусированные на широком диапазоне предметов и ситуаций. Некоторые из этих страхов (или фобий) не являются нормальной частью психосоциального развития, например, агорафобия. Когда такие страхи случаются в детстве, они должны быть кодированы в соответствующей категории в разделе F40 — F48. Однако, некоторые страхи указывают на особенность определенной фазы развития и возникают в какой-то степени у большинства детей; например, страхи животных в дошкольный период.

F93.2 Социальное тревожное расстройство в детском возрасте.

Осторожность перед незнакомыми является нормальным феноменом во второй половине первого года жизни, и некоторая степень социального опасения или тревоги является нормальной в период раннего детства, когда ребенок сталкивается с новой, незнакомой ему социально угрожающей ситуацией. Поэтому эта категория должна использоваться только для тех расстройств, которые возникают в возрасте до 6 лет, являются необычными по выраженности, сопровождаются проблемами социального функционирования и не составляют части более генерализованного расстройства.

F93.3 Расстройство вследствие сиблингового соперничества.

Высокий процент или даже большинство маленьких детей проявляют какую-либо степень эмоциональных расстройств, наступающих вслед за рождением младшего сиблинга (обычно следующего по счету). В большинстве случаев это расстройство легкое, но соперничество или ревность после рождения сибса могут отличаться стойкостью.

zavantag.com

F92.9 Смешанное расстройство поведения и эмоций неуточненное

F92.9 Смешанное расстройство поведения и эмоций неуточненное — раздел Медицина, Quot;Об утверждении клинического руководства Модели диагностики Характеристика Состояния Встречаются В Широком Нозол.

Встречаются в широком нозологическом спектре: при шизофрении (непрерывной и приступообразно-прогредиентной), эпилепсии, резидуально-органических поражениях ЦНС, раннем детском аутизме, циклотимии и т.д. В соответствии с этим депрессивное расстройство поведения может быть приступообразным или хроническим.

Ведущие психопатологические синдромы: сочетание расстройств поведения с выраженной депрессией (F92.0) или тревогой, страхом, деперсонализационно-дереализационными и обсессивно-компульсивными расстройствами (F92.8). Негативная симптоматика обусловлена этиологией заболевания.

Стационарное — при выраженных аффектах тоски, тревоги или страха, агрессивности, суицидальных тенденциях, социальной и школьной дезадаптации, резистентности психопатологических расстройств и амбулаторному лечению, неблагоприятных социально-бытовых условиях.

Полустационарное (частичная госпитализация) — после стационарного лечения при необходимости закрепления положительного терапевтического эффекта и для обучения в щадящих условиях в школе при больнице.

Амбулаторное — при нерезко выраженных депрессивных расстройствах, корригируемом поведении дома и в детских учреждениях, отсутствии социальной и учебной дезадаптации, отказе родителей от стационирования.

Перечень необходимых обследований см. F90.0.

Препаратами выбора являются допустимые в детской психиатрической клинике антидепрессанты седативного или сбалансированного действия (с отсутствием или минимальным побочным действием) — амитриптилин, пипофезин, кломипрамин, мапротилин, которые назначаются в сочетании с транквилизаторами и корректорами поведения — триридазином, малыми дозами перициазина (возрастные дозировки — по F30 — F39). При симптомах нарушения мышления, патологическом фантазировании, бредовых расстройствах показано назначение небольших доз трифлуоперазина или перфеназина с корректорами. При выраженной тревоге — клозапин (азалептин, лепонекс). Наряду с этим назначаются ноотропы, не обладающие стимулирующим действием — фенибут, когитум, а также общеукрепляющее лечение и физиотерапия.

Эффективно сочетание медикаментозного лечения с различными видами психотерапии: индивидуальной, групповой, арттерапией. Дети школьного возраста при стационировании без перерыва должны продолжать обучение по программе той школы, в которой учились до стационирования.

Срок ведения больного в стационаре — от 4 до 12 недель (при необходимости может быть продлен).

В полустационаре — до 12 месяцев.

Ожидаемые результаты лечения

Купирование депрессивной симптоматики, агрессии, антисоциальных форм поведения, предотвращение социальной и школьной дезадаптации.

allrefs.net

Это интересно:

  • Цитокины лечение шизофрении Цитокины - классификация, роль в организме, лечение (цитокинотерапия), отзывы, цена Функции цитокинов в организме регуляция продолжительности и интенсивности иммунных реакций (противоопухолевая и противовирусная защита организма); регуляция воспалительных реакций; участие в развитии аутоиммунных реакций; определение выживаемости клеток; […]
  • Нарушения сна виды Нарушения сна: виды, симптомы и лечение Полноценный здоровый сон — залог хорошего самочувствия и счастливой жизни. Однако достаточно много людей в течение жизни сталкиваются с различного рода нарушениями сна, которые могут серьезно испортить здоровье и жизнь в целом. Бессонница, ночные кошмары, лунатизм — об этих расстройствах сна […]
  • Белая горячка рисунки Белая горячка (Буало-Нарсежак) [2012, Детектив, аудиокнига, MP3, 128kbps, CLOD] Год выпуска: 2012 Издательство: аудиокнига своими руками Описание: Буало-Нарсежак появился на свет в 1952 году. Под двойной фамилией объединились два писателя, Пьер Буало (род. в 1906 г.) и Тома Нарсежак (род. в 1908 г.). К моменту заключения союза оба автора уже […]
  • Шизофрения относится к психозам Шизофрения относится к эндогенным психозам. Этим понятием определяются психические болезни, соматическая основа которых неизвестна. В отличие от неврозов, эндогенные психозы вызваны не внешними факторами (например, смертью любимого человека), а внутренними. Примерно в 4% случаев шизофрения проявляется до полового созревания. Шизофренией страдает […]
  • Народные средства при раздражительности Лечение нервов. Сильная раздражительность. Народные средства. Учащенное сердцебиение, потливость, плаксивость, нарушение сна и аппетита, повышенная возбудимость, при попытке заставить себя работать возникают головная боль и раздражение. Слабость, состояние разбитости, болезненная реакция на звук, свет, смех и другие - все это симптомы неврастении […]
  • Дети с умственной отсталостью учебник Умственно отсталые дети: информация для родителей Умственная отсталость характеризуется слабоумием, которое носит врожденный или приобретенный на протяжении первых трех лет жизни характер. Проявляется в недоразвитии психики с ведущими интеллектуальными нарушениями и сложностями процесса адаптации в социуме. Адаптация в социуме и развитие […]
  • Выделение после стресса Кровянистые выделения Кровянистые выделения из половых путей всегда должны настораживать женщину, так как обычно говорят о неблагополучии. Кровянистые выделения имеют разную интенсивность: незначительные мажущие кровянистые выделения выделения крови пятнышками, обильные выделения, вплоть до кровотечения. Кровь может быть алой, яркой, […]
  • Клиника невроза имени соловьева Клиника неврозов им. Соловьева (метро Шаболовская) На кладбище Вечности лежит только один могильный камень, и надпись на нем гласит: "Всё - вздор". Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:44 Зарегистрирован: 04 апр 2014, 11:15 Откуда: из ниоткуда Наша война - война духовная, наша депрессия - наша судьба. Зарегистрирован: 12 фев 2014, […]