Профессиональный организационный рабочий стресс

15.3. Производственный стресс и синдром выгорания

Производственный, или профессиональный, стресс представляет собой многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию (В. А. Бодров, 1995). Развитие стресс-реакций возможно даже в наиболее прогрессивных и хорошо управляемых организациях, так как может быть обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером самой работы, личностными особенностями сотрудников, а также характером их межличностных взаимодействий. Негативно сказываясь как на конкретных людях — их соматическом и психическом состоянии, — так и на внутренней организационной среде, производственный стресс влияет на продуктивность и здоровье работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.

1 Pines A., Aronson E.Career burnout: causes and cures. New York, 1988.

Shirom A. Burnout in work organizations // Cooper C. L., Robertston I. International review of induatrial and organizational psychology. Chichester, 1989. P. 25-48.

Проблема «производственных стрессов» представляет собой точку пересечения многих дисциплин, от физиологии и медицины до психологии, социологии и политики. Это обусловлено, с одной стороны, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а с другой — социальным характером последствий производственных стрессов. При этом перед представителями всех наук стоит единая задача: найти то оптимальное напряжение в процессе труда, которое обеспечит его высокую эффективность, но не приведет к нежелательным последствиям в результате длительного нервно-психического напряжения1.

Изучение влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека начинается практически вместе с развитием промышленного производства. Изначально оно рассматривается в рамках практической медицины и представляет собой исследование соматических профессиональных заболеваний, затем такие исследования приобретают гигиенический характер. Так, появляются санитарно-гигиенические требования к условиям труда, разрабатываются первые профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваемости и производственного травматизма. Во второй половине XIX в. благодаря трудам Р. Вирхова «социальная медицина» выделяется в самостоятельную отрасль медицинских знаний.

В XX в. технический прогресс и информационная интенсификация выдвинули на первый план вопросы охраны психического здоровья людей. В результате психогигиена выделилась в отдельную научно-практическую отрасль. Датой ее рождения считается 1910 г., когда после конференции психиатров в США была создана Медицинская ассоциация по психогигиене, хотя вопросам «гигиены духа» уделялось особое внимание еще в работах врачей Древнего мира2.

Параллельно с медиками-гигиенистами в первые десятилетия XX в. с целью изучения психологических факторов рабочей нагрузки на производство приходят психологи. Начав с изучения монотонии производственного процесса, психологи-исследователи вскоре начинают изучать влияние социально-психологических стресс-факторов на производительность труда. Такая переориентация в направлении исследований была обусловлена развитием социально-психологических идей о влиянии группы на протекание психических процессов (В. Н. Бехтерев, Э. Росс, В. Меде, К. Левин, Г. Оллпорт), потребностями зарождающегося менеджмента и основывалась на крупнейших нейрофизиологических открытиях начала минувшего века.

В ходе уже почти столетней своей истории прикладная психология все больше дифференцировалась и специализировалась на конкретных предметах исследований. В результате появились такие отдельные направления, как психология труда, инженерная и организационная психология, эргономика, психология менеджмента и рекламы, экономическая психология, психология здоровья и др. При изучении психологических аспектов профессиональной трудовой деятельности в рамках различных дисциплин исследуются специфические особенности отдельных видов труда, проблемы профессионального отбора, методы и формы организации трудового процесса, проблемы утомления и адаптации в экстремальных условиях, вопросы мотивации трудовой деятельности и межличностной коммуникации.

1 Немчин Е. А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1983. Гехт К. Психогигиена. М., 1979.

С первых ее шагов в психологии труда особое внимание уделялось вопросам адаптации и дезадаптации людей в рамках различных профессий, проблемам утомления и состояниям нервно-психической напряженности1. В наши дни проблемы управления производственными стрессами становятся наиболее актуальными из-за быстро изменяющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, постоянного роста конкурентности и борьбы за рынки сбыта.

В психологии и физиологии труда выявлено и изучено большое количест-во«производственных» стресс-факторов. Среди них выделяют физические факторы (вибрация, шум, загрязненная атмосфера), физиологические (сменный график, отсутствие режима питания) и социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неот-лаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени), структурно-организационные факторы («организационный стресс»)2. Актуальность изучения производственных стрессов и технологий их преодоления обусловлена особой значимостью вопросов управления фирмой и ее человеческими ресурсами в кризисные периоды, в периоды реструктуризации или инновационных преобразований.

Работа в стрессогенной обстановке, согласно концепции Г. Селье, всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызывать как острые нарушения, так и проявляться в виде отсроченных последствий. На основе обобщения имевшихся статистических данных по заболеваемости и смертности в результате воздействия психосоциальных факторов Дж. Бренерр (1981) сделал вывод, что на протяжении первых трех лет воздействия стресс-фактора возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни — ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др. При этом количество стресс-реакций возрастает за счет действия «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительности», особенно выраженного в производственных коллективах3.

Внимание к производственным стрессам обусловлено не только их негативным влиянием на эффективность труда, но и тем, что они сказываются на всей жизни человека, изменяя его психическое и соматическое состояние, приводя к утрате здоровья, психологическим проблемам и личностным изменениям.

Таким образом, «производственный стресс» является полифакторным феноменом, оказывающим влияние на финансовую и социально-психологическую ста-

1 Шафранова А. С. Из опыта изучения труда работников просвещения. М., 1925; «Психология утомления». Экспериментально-психологическое исследование педагогического и профессионального труда / Под ред. проф. А. П. Нечаева. М.; Л., 1929; Труд и здоровье медицинских работников / Под ред. В. К. Овчарова. М., 1985; Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М„ 1970; Донская Л. В., Лин-невский Э. Э. Психофизиологические аспекты труда работников сферы обслуживания. Л., 1979; Ван-штейн X. И. Утомление. Свердловск, 1967.

2 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М„ 1998; Кокс Т. Стресс. М., 1981.

3 Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья / Под ред. Р. Калимо, М. А. Эль-Батави. Женева, 1989.

бильность фирмы и состояние ее «человеческих ресурсов». Восприятие производственных факторов как стрессоров определяется не столько объективно существующими условиями, сколько индивидуально-психологическими особенностями работников и мотивацией деятельности, иначе любая работа в сложных или экстремальных условиях стала бы в принципе невозможной1. В связи с этим забота об уровне «производственного стресса» и профилактике психического «выгорания» персонала становится одной из принципиально важных задач современного менеджмента.

Синдром психического выгорания рассматривается многими авторами как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основными предрасполагающими факторами выгорания являются продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим большинство авторов склоняются к мнению, что синдром выгорания наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий — профессий системы «человек — человек»: врачей, медицинского персонала, учителей, консультирующих психологов, психиатров, психотерапевтов, представителей различных сервисных профессий, а также всех категорий руководителей-менеджеров. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание». Есть все основания считать, что выгорание прямо влияет на утрату здоровья, психической устойчивости, надежности и профессионального долголетия специалистами, имеющими длительные межличностные коммуникации.

В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпание ресурсов»), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности2.

По мнению К. Кондо (1991), «сгоранию» в большей степени подвержены «трудоголики», т. е. те, кто работает с высокой самоотдачей и ответственностью, кто нашел свое призвание в работе, кто трудится до самозабвения, страстно, с установкой на постоянный рабочий процесс. Е. Махер (1983) дополняет этот список «авторитарностью», низким уровнем эмпатии. Факт, что «трудоголики» в большей степени оказываются подвержены выгоранию, он называет «парадоксом». Установлена взаимосвязь «сгорания» с неконструктивными моделями поведения в проблемных производственных ситуациях и определенным личностным сим-птомокомплексом3.

Многие исследователи предпринимают попытки обнаружить связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания. Значимые корреляции были обнаружены между общим (суммарным) показателем выгорания

^ Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984. Гришина Н. В. Помогающие отношения; профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А А Крылова Л А Коростыле-вой. СПб., 1997. С. 143-156.

Водопьянова Н. Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса // Психологические проблемы самореализации личности /

. Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. Вып. 2. СПб., 1998. С. 144-154.

и такими характеристиками работы, как значимость задачи, продуктивность, намерение уйти с работы, между деперсонализацией и прогулами (недисциплинированностью), а также плохими отношениями с семьей и друзьями, между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением, значимостью работы и др.

Обобщение производственных переменных, по данным Б. Перлмана и Е. Харт-мана, значимо связанных с выгоранием, представлено в табл. 15.31.

lib.sale

«Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция» (всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, 7–8 октября 2011 г., Астрахань)

В Институте педагогики, психологии и социальной работы Астраханского государственного университета 7-8 октября 2011 г. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция» (см.: http://www.aspu.ru/nauka/3179.html).

Цель конференции: изучение состояния разработанности в отечественной и зарубежной науке и практике проблемы профессионального и организационного стресса; обмен опытом по реализации современных инновационных технологий диагностики, профилактики и коррекции профессионального и организационного стресса.

Актуальность, научная и практическая значимость

Стрессогенные факторы персональной и профессиональной среды снижают жизнестойкость специалистов и жизнеспособность организации, в которой они трудятся. При этом работа по выявлению и профилактике стресса в профессиональной и организационной среде пока не стала настоятельной потребностью персонала и руководства учреждений и организаций, что делает актуальным привлечение к проблеме внимания широкого круга общественности иизменения отношения специалистов к возможностям, путям и способам минимизации негативных последствий стресса.

На пленарном заседании были заслушаны следующие доклады:

  • «Профессиональные инновации как источник стресса на работе» — д.псх.н., проф. Лидия Бернгардовна Шнейдер(г. Москва). Поднималась проблема организационных нововведений, порождающих стрессовые состояния и служащих барьерами в профессиональной деятельности.
  • «Синдром выгорания в аспекте профессиональных и организационных стрессов: причины развития и пути противодействия» — к.псх.н., доц. Наталия Евгеньевна Водопьянова(г. Санкт-Петербург). Раскрывалась природа феномена выгорания, подчеркивалась многофакторность его детерминации; особое внимание обращалось на личностные ресурсы, способные противостоять разрушающему эффекту выгорания.
  • «Клинико-психологические аспекты синдрома выгорания педагогов вследствие профессиональных стрессов» — д.мед.н., проф. Людмила Петровна Великанова(г. Астрахань). Приводились результаты исследования уровня невротизации педагогов; был сделан вывод о необходимости донозологической диагностики и профилактики пограничных нервно-психических расстройств в педагогической среде.
  • «Посттравматический стресс в труде кабинных экипажей самолетов гражданской авиации: международный и отечественный опыт» — к.псх.н., авиационный психолог-консультант, член президиума Ассоциации Авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины России Татьяна Васильевна Филипьева(г. Москва). Обращалось внимание на необходимость психодиагностики в профотборе, психологической подготовки в системе профессионального обучения, на особенности общения во внештатных ситуациях.
  • «Девиативные тенденции специалистов в условиях профессионального стресса» — к.псх.н. доц. кафедры психологии развития, акмеологии АГУ Надежда Васильевна Н.В. Майсак (г. Астрахань). Представлены результаты сравнительного исследования манифестных и латентных девиаций как итог глубинных деформаций и деструкций специалистов социономических и других профессий.
  • Работа секций шла по следующим направлениям:

    1. Теоретические и практические аспекты исследования стресса в различных сферах профессиональной деятельности.
    2. Современные технологии и методы работы с негативными последствиями профессионального и организационного стресса.
    3. В ходе конференции участники смогли посетить:

      • открытую лекцию д.псх.н., проф. Л.Б. Шнейдер «Утрата профессиональной идентичности как фактор профессионального стресса специалиста»;
      • мини-тренинги: «Вызов выгоранию в коммуникативных профессиях» (Ведущий — Н.Е. Водопьянова; г. СПб.); «Стресс-Айкидо: методы самопомощи» (к.псх.н., супервизор ОППЛ А.В. Хайкин; г. Ростов-на-Дону); «Приемы танцедвигательной терапии в работе со стрессом» (И.П. Ильюкевич, психолог Учебного центра ГПО «Белэнерго»; г. Минск); «Возможности арт-терапии в командообразовании и снятии напряженности у персонала» (Н.В. Майсак, г. Астрахань);
      • авторскую деловую игру для руководителей, предпринимателей и бизнесменов «Законы изменения лояльности и компетентности членов организации»(И.С. Якиманская, к.псх.н., доц., зав. каф. социальной психологии Оренбургского государственного университета, г. Оренбург);
      • мастер-класс «Духовно-ориентированное психологическое консультирование для сохранения профессионального здоровья» (Т.В. Филипьева, г. Москва).

      В ходе конференции в научных докладах и прениях рассмотрены методологические подходы к диагностике, профилактике и коррекции стресса, современные технологии выявления причин, оценки, превенции и интервенции негативных последствий стрессов у специалистов социономических, помогающих, экстремальных и других профессий. Подчеркивалось огромное значение административного ресурса и мероприятий инновационного характера по предупреждению стресс-факторов в рамках учреждений и организаций разного типа и форм собственности. Обозначены пути и способы решения практических задач стресс-менеджментав организационной и профессиональной среде; определены задачи интеграции усилий специалистов в решении рассмотренных проблем, намечены пути реализации совместных проектов между психологической службой АГУ, факультетом дополнительного профессионального образования АГУ и кафедрой психологического обеспечения профессиональной деятельности СПб.ГУ. Издан сборник материалов конференции, представляющий интерес для ученых и практиков города, области, других регионов России, а также дальнего и ближнего зарубежья.

      Майсак Надежда Васильевна — кандидат психологических наук (МПГУ, 2002), доцент (2009). Место работы: Астраханский государственный университет. Должность: доцент кафедры психологии развития, акмеологии. Сфера научных интересов: психология девиантного поведения, психология совладающего поведения; девиации в профессиональной сфере.

      psy.su

      Профессиональный организационный рабочий стресс

      Совсем недавно в медицине появился новый термин – профессиональный стресс . Что же подразумевается под этим весьма непростым понятием: чисто профессиональный характер или следствие работы? Попробуем разобраться, исходя из основного его последствия – профессионального выгорания.

      Причины профессионального стресса

      Причин для профессионального стресса множество: постоянный шум и вибрация, загрязненная атмосфера или вредные условия труда, неудобный график работы, плохое питание, высокие нагрузки , не сложившиеся отношения в коллективе, личные конфликты , высокий темп работы, монотонная работа, постоянное чувство цейтнота и т.п.

      В зависимости от причин стресса на работе профессиональный стресс бывает нескольких видов:

    4. Рабочий – возникает из-за нарушений условий труда;
    5. Производственный – когда работник не удовлетворен видом деятельности;
    6. Организационный – это влияние режима дня и требований организации, где работник трудится.
    7. Как избежать стресса на работе?

      Как избежать стресса на работе? Нужно почувствовать пользу от реализации своих профессиональных навыков, избежать конфликтных ситуаций, другими словами не угасать на трудовом поприще, а наоборот быть полным инициативы и готовым к решению различных производственных проблем.

      Если возникла какая-либо непредвиденная ситуация и вы перенервничали, не бросайте сразу все силы на решение создавшихся внезапно проблем. Необходимо ненадолго отвлечься, иначе, если вы зациклитесь на одной проблеме, вы вряд ли быстро найдете нужный выход. Помните, что нужно время всё обдумать. По дороге на работу настраивайте себя на мысль. Что вам все под силу и сможете справиться с любым неотложным делом. Позитивный подход уже начало борьбы с производственным стрессом. Взаимоотношение с коллегами играет также важную роль – в нормальной позитивной обстановке работа спорится быстрее. Чтобы избежать барьеров в общении выходите первым на контакт, вместе обедая или по дороге домой, не избегайте корпоративы. Перед работой или после неё проделывайте часть дороги пешком, дышите свежим воздухом, не забывайте о физической зарядке до работы или после неё — это пополнит вас необходимой энергией. Стресс , как известно отнимает много энергии, поэтому стоит обратить внимание и на питание, не отказывайте себе в фруктах и овощах, которые помогают восстановить энергетический и микронутриентный баланс. Прислушайтесь к своему организму, он сам попросит у вас необходимый для себя в данный момент продукт.

      Если вы почувствовали, что нервы напряжены до предела, тревога и беспокойство вас не отпускают из своего плена, необходима поддержка извне. Выпейте чай с мятой или мелиссой . Примите валериану или пустырник , хорошо поможет успокоить нервы, сбор лучших седативных лекарственных трав — валерианы, мелиссы лекарственной, пустырника и синюхи голубой , входящих в состав биологически активного комплекса Нерво-Вит — скорой помощи при стрессе. В отличии от многих успокоительных препаратов, Нерво-Вит не просто заглушает стресс и тревогу, а создает защитные восстановительные силы в организме для противостоянию стрессу, благодаря витамину С , усиливающему действие седативных лекарственных растений, способствующему повышению стрессоустойчивости, оказывающего защитное действие на организм от разрушительной силы стресса.

      Помните, создавшемуся и преследующему стрессу необходимо противостоять, избавляться от постоянной напряженности тревоги и внутреннего дискомфорта, иначе затянувшийся стресс может принести реальную угрозу организму в виде обострившихся хронических заболеваний или в вновь возникших.

      xn—-ctbbjszjox.xn--p1ai

      Управление стрессами в современной организации

      по менеджменту на тему «Управление стрессами в современной организации»

      В современном обществе человек испытывает все большее психическое и эмоциональное напряжение из-за возрастающих сложностей социальной жизни. Окружение, противоречия, межличностные конфликты достигают порой драматической остроты. Отсутствие нормальных условий для труда и отдыха или их низкое качество создают благоприятную среду для различных стрессовых ситуаций. Поэтому важной задачей на современном предприятии является предоставление работникам общедоступной психологической помощи, в целях профилактики стрессов и уменьшения социальной напряженности на работе.

      Высокая изменчивость и сложность современного мира приводит к тому, что стрессы становятся постоянными «спутниками» человека. Причем средний уровень стресса большинства людей превосходит их психически возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия.

      Технологии управления стрессом накоплены человечеством в достаточном количестве и к ним, в настоящее время, проявляется повышенный интерес, особенно среди бизнесменов и менеджеров. В рамках современного менеджмента даже выделено отдельное направление — «стресс-менеджмент».

      Проблематика менеджмента в связи с ее долгой историей и традицией, гораздо лучше изучена за рубежом, чем в отечественной науке. Только в последнее время, благодаря исследованиям А.Л. Журавлева, П.Н. Шихирева, А.В. Филиппова, Р.Л. Кричевского и др., можно выделить и описать широкий круг социально–психологических особенностей профессиональной деятельности менеджеров.

      Одним из эффектов длительного воздействия стресса является так называемый «синдром выгорания», который приводит к резкому снижению эффективности деятельности работника, иногда равносильному его потере. Особенно часто он встречается среди менеджеров, целиком отдающих себя работе. Первыми обратили внимание на это явление исследователи Японии, которые начали анализировать факторы, способствующие проявлению синдрома, и предлагать меры по их нейтрализации. В последнее время этот синдром все чаще встречается у отечественных менеджеров и специалистов.

      Длительно испытываемый сотрудниками стресс – один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

      Все вышесказанное подтверждает актуальность исследований стресса на рабочем месте с целью минимизации его негативного влияния на эффективность деятельности организации.

      Таким образом, для современного человека владение технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него обстоятельствах. Этим и актуальна данная тема, т.к. студентам, как будущим специалистам, придется применять свои знания на практике уже в рабочем коллективе, со своей определенной иерархией, традициями.

      Целью курсовой работы – является:

      — закрепление теоретических знаний по теме;

      — приобретение практических навыков работы со специальной литературой;

      — приобретение навыков самостоятельного изложения теоретических положений, умения делать собственные выводы и предложения.

      1. Понятие стресса и его особенности

      Под стрессом в специальной литературе описывают негативное состояние человека, когда организм не может в полной мере приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды. Соответственно, не полностью восстанавливаются силы после рабочего дня, накапливается усталость, меняется к худшему эмоциональное и физиологическое состояние.

      Выдающийся психофизиолог и философ, основатель теории стрессов, Г. Селье, рассуждая о сущности стресса, отмечает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Селье, 1992. С. 15). При этом «неспецифичный» ответ — это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей трудности. «Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса», — пишет Г. Селье.

      Чтобы лучше понять, что такое «стресс», важно разобраться, что не является стрессом.

      Стресс — это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с «эмоциональными раздражителями»). Стресс — не всегда результат повреждения: «Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен». Стресса не следует избегать: «…всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособление…». «В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс…».

      Г. Селье специально подчеркивает, что полная свобода от стресса означает смерть: «Вопреки ходячему мнению, мы не должны — да и не в состоянии — избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни. Этому и посвящена моя книга».

      Г. Селье о стрессе и самореализации в профессии, которые занимают в его книге «Стресс и дистресс» весьма значительное место (Селье, 1992). Как считает Г. Селье, действие должно быть завершено, иначе — дистресс: «Главный источник дистресса — в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям…»; человек непременно должен израсходовать запас адаптационной энергии, чтобы «удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден».

      При стрессовых расстройствах люди приобретают неуверенность в завтрашнем дне, испытывают сомнения в жизненном смысле. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения должностных обязанностей. Поэтому антистрессовые профилактика на предприятии направлена на повышение стрессоустойчивости работников к различным факторам. На сегодняшний день уже разработаны организационные формы профилактики — индивидуальная защита от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции и корпоративная защита. В последнем случае проведение групповых тренингов направлено на повышение стрессоустойчивости персонала, нормализацию межличностных отношений в коллективе, формирование и укрепление сплоченной рабочей команды.

      Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность. Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют эустресс – от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки.

      Что же такое стресс? Впервые данное явление исследовал и описал Г. Селье в работе «Стресс без дистресса». Ученый дал этому явлению следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

      Есть и другое определение, подчеркивающее необходимость стресса для организма: Стресс – это одновременно и особое нервное состояние, и приспособительная реакция организма, направленная на обеспечение самосохранения.

      Следует отметить, что экстремаль­ное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложне­нии условий. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориента­цией личности. Однако работа в стрессогенной ситуации обяза­тельно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные по­следствия.

      Аналогичным образом стресс проявляется и на уровне коллектива. Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью используются различные понятия: «рабочий стресс», «профессиональный стресс», «организационный стресс».

      «Рабочий стресс» возникает из-за причин, связанных с работой, — условиями труда, местом работы, «профессиональный стресс» — из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности, а «организационный стресс» возникает вследствие негативного влияния на субъект особенностей организации, в которой он работает.

      Негативное воздействие на работника могут оказывать плохие условия труда, слабая техническая оснащенность, неритмичная рабочая нагрузка, неудобный график труда и другие подобные причины.

      Эти и другие факторы могут иметь место не только вследствие несовершенства организации, но и по объективным причинам (неблагоприятные климатические условия, отсутствие необходимых технических решений, неравномерность спроса на данный вид труда, вынужденно круглосуточная работа или дежурство и т. п.). Они могут действовать и вне организации, например, в индивидуальном труде. Такого рода факторы вызывают рабочий стресс.

      Многие профессии независимо от особенностей конкретного рабочего места (региона, отрасли) связаны с вполне определенными стрессорами. В этом случае нередко говорят о том, что сама профессия носит стрессовый характер. Такое положение дает основание употреблять термин «профессиональный стресс». Наконец, неблагоприятный психологический климат в рабочей группе, неумелое руководство, нерациональное или недостаточно точное распределение должностных обязанностей, плохо организованные информационные потоки, неясные цели деятельности, неопределенность перспектив развития предприятия и ряд других факторов такого же порядка вызывают у работников соответствующей организации (предприятия, учреждения) организационный стресс.

      Срессоустойчивость — адекватная реакция человека на нестандартную ситуацию. Большинству людей приходится работать в напряженном ритме. Шум, суета, ненормированный рабочий день, постоянное общение — все это не должно уменьшать их работоспособность. Стресс не должен выбивать из колеи, в противном случае это влечет за собой невыполнение обязанностей.

      Менеджеры, продавцы, секретари часто вынуждены выслушивать жалобы недовольных клиентов, испытывая при этом эмоциональный стресс. Нередко в компании активно идут карьерные войны, плетутся интриги, что создает стрессовую ситуацию внутри коллектива. Чтобы достойно справиться со всем этим, и существуют программы по психогигиене стресса, стресс-менеджменту.

      Основная цель управления как такового — создание необходимых условий для реализации задач организации, «установление гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения общих запланированных результатов. Таким образом, управление — это работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

      Направление усилий службы персонала может быть сконцентрировано либо на отдельных сотрудниках, их знаниях, умениях, навыках и установках, либо на организации в целом, либо на ее отдельных подразделениях (оптимизация бизнес-процессов, грамотное внедрение изменений, изменение стиля управления, корректировка корпоративной культуры в соответствии с целями организации). В практике зарубежного менеджмента подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано в последние годы на предприятиях стран Западной Европы и США.

      works.doklad.ru

      Психогигиена стресса на предприятии

      Глава 1. Психогигиена стресса

      1.2 Причины стресса на рабочем месте

      1.3 Эффекты стресса на рабочем месте

      2.3 Ауторегуляция дыхания

      2.4 Методы профилактики стресса

      2.4.1 Противострессовая “переделка” дня

      2.4.2 Первая помощь при остром стрессе

      2.4.3 Аутоанализ личного стресса

      Список использованной литературы

      Важной задачей на современном предприятии в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально-психологической помощи в рамках программы по профилактике стрессов и уменьшению социальной напряженности на работе. Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с теми процессами общественно-экономических изменений, которые происходили в обществе за последнее десятилетие. В период социальных реформ большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию им затяжного психоэмоционального стресса. Тем самым значительная часть населения оказывается подверженной социально-стрессовым расстройствам. При этом люди теряют социальную приспособляемость, приобретают неуверенность в завтрашнем дне, испытывают сомнения в жизненном смысле вследствие девальвации привычных ценностей. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения должностных инструкций. Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса на предприятиях призвана повышать стрессоустойчивость работников к различным факторам. Причем на сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, а также разработаны организационные формы профилактики — индивидуальная защита от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции и корпоративная защита. В последнем случае проведение групповых тренингов направлено на повышение стрессоустойчивости персонала, снижение фрустрационной толерантности, нормализацию межличностных отношений в коллективе, формирование и укрепление сплоченной рабочей команды. Вырабатываемые навыки стресс-менеджмента при этом рассматриваются как производственная IT-технология, неотъемлемый элемент корпоративной и управленческой культуры, составная часть культуры труда, особенно в сферах деятельности, связанных с общением с людьми (сэйл-менеджеры. менеджеры по работе с персоналом и т.д.).

      Цель данной курсовой работы — проанализировать работу по психогигиене стресса на конкретном предприятии.

      Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

      1. изучить роли психогигиены стресса в сфере управления организации;

      2. рассмотреть методы и приемы психогигиены;

      3. проанализировать работу по психогигиене стресса на конкретном предприятии ООО "Капитель-Т";

      1.1 Роль психогигиены в сфере управления

      Аналогичным образом стресс проявляется и на уровне коллектива. Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью используются различные понятия: "рабочий стресс", "профессиональный стресс", "организационный стресс".

      "Рабочий стресс" (в англоязычной литературе "job stress, stress at work") возникает из-за причин, связанных с работой, — условиями труда, местом работы.

      "Профессиональный стресс" (в англоязычной литературе "occupational stress") возникает из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности.

      "Организационный стресс" (в англоязычной литературе "organizational stress") возникает вследствие негативного влияния на субъект особенностей организации, в которой он работает.

      Эти понятия являются близкими, но не синонимичными. В зависимости от того, какие именно факторы выходят на передний план, целесообразно использовать то или иное из этих трех понятий. Негативное воздействие на работника могут оказывать плохие условия труда, слабая техническая оснащенность, неритмичная рабочая нагрузка, неудобный график труда (например, нарушающий естественные циркадные ритмы) и другие подобные причины.

      Эти и другие факторы могут иметь место не только вследствие несовершенства организации, но и по объективным причинам (неблагоприятные климатические условия, отсутствие необходимых технических решений, неравномерность спроса на данный вид труда, вынужденно круглосуточная работа или дежурство и т.п.). Они могут действовать и вне организации, например, в индивидуальном труде. Такого рода факторы вызывают рабочий стресс.

      Многие профессии независимо от особенностей конкретного рабочего места (региона, отрасли) связаны с вполне определенными стрессорами. В этом случае нередко говорят о том, что сама профессия носит стрессовый характер. Такое положение дает основание употреблять термин "профессиональный стресс". Наконец, неблагоприятный психологический климат в рабочей группе, неумелое руководство, нерациональное или недостаточно точное распределение должностных обязанностей, плохо организованные информационные потоки, неясные цели деятельности, неопределенность перспектив развития предприятия и ряд других факторов такого же порядка вызывают у работников соответствующей организации (предприятия, учреждения) организационный стресс.

      Стрессоустойчивость — адекватная реакция человека на нестандартную ситуацию. Большинству людей приходится работать в напряженном ритме. Шум, суета, ненормированный рабочий день, постоянное общение — все это не должно уменьшать их работоспособность. Стресс не должен выбивать из колеи, в противном случае это влечет за собой невыполнение обязанностей.

      Чаще всего требование стрессоустойчивости предъявляется для таких вакансий, как секретарь-референт, помощник директора, главный бухгалтер, и по другим руководящим позициям. Руководителям трудно планировать деятельность компании на несколько лет вперед, поэтому они всегда находятся в ситуации, когда нужно оперативно принимать правильное решение в условиях жесткого ограничения во времени, а это информационный стресс.

      Руководитель организации может предотвратить психологическое расстройство сотрудника, повысить его работоспособность, используя необходимые знания психогигиены в управлении персоналом.

      Основная цель управления как такового — создание необходимых условий для реализации задач организации, "установление гармонии" между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения общих запланированных результатов. Таким образом, управление — это работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

      Для руководителя важно, чтобы сотрудники были психологически устойчивы и не были подвержены стрессам, депрессии и психологическим расстройствам, иначе резко понизится работоспособность работника и это отразится на предприятии в целом. Вывод о том, что симптомы психологического расстройства чаще проявляются у женщин, чем у мужчин, подтверждаются результатами многих исследований, проведенных в ряде стран.

      Наука, получившая название "психогигиена", помогает сохранить на высоком уровне работоспособность человека и служит для повышения эффективности его труда.

      Психогигиена — это система принципов, установок и приемов, которые помогают укреплять психологическое здоровье.

      В настоящее время широко распространено среди руководителей, менеджеров такое заболевание как невроз — заболевание, проистекающее из взаимоотношений людей и личности, связано с неадекватной оценкой человеком своих возможностей и его темпераментных особенностей.

      В связи с тем, что процесс производства в коммерческой сфере напрямую связан с получением материальных благ, срессоустойчивость работников фирм, предприятий, связана с ростом благосостояния фирмы.

      Если и невроз, и депрессии и социальная тревожность поддерживают друг друга в порочном круге негативных переживаний и мыслей, деструктивного поведения, необходимо каким-то образом разорвать этот круг: изменить окружение, обучить человека более конструктивному поведению, полностью изменить стиль мышления. Например, среди принципов социальной психологии выделяются следующие: изменения во внешнем поведении могут привести к внутренним изменениям; деструктивный круг негативных атрибуций и поведения можно разорвать с помощью обучения более совершенным поведенческим навыкам.

      Руководитель должен попытаться установить близкие поддерживающие взаимоотношения с сотрудником для избежания неадекватной оценки возможности работника и уменьшения влияния на него стресса.

      Исследование ученых Говард Тенен и Глен Аффлек (Howard Tennen and Glenn Affleck, 1987) привели к выводу, что позитивный, содержащий надежду стиль объяснений и положительный настрой сотрудника вообще является хорошим лекарством. Следовательно, руководитель должен применять меры нейтрализации негативного состояния работника и постараться предотвратить психологическое расстройство сотрудника, используя необходимые знания психогигиены в управлении персоналом.

      Как наиболее типичные признаки группового неблагополучия в организации выступают:

      увеличение уровня заболеваемости персонала сверх нормативной;

      увеличение числа ошибок у работников, которые ранее их не совершали;

      снижение показателей качества работы;

      проявление нелояльности со стороны хороших сотрудников;

      ухудшение показателей текучести кадров;

      появление нетипичных конфликтов;

      напряженная атмосфера в коллективе.

      Среди способов диагностики признаков неблагополучия в коллективе, вызванных стрессом, хорошо себя зарекомендовали анкетирование, анализ сравнительных данных, наблюдение, собеседование. Эти методы могут использоваться как в комплексе, так и независимо друг от друга. Данные виды деятельности могут осуществляться службой персонала как последовательно, так и параллельно, независимо друг от друга. Особенно это относится к профилактике стресса, на основе анализа причин которого в подразделениях разрабатывается программа мероприятий по профилактике стресса на год. При необходимости — в ходе проведения регулярных мониторингов ситуации — данная программа подлежит корректировке и уточнениям. После проведения диагностики необходимо разобраться с причинами, вызывающими организационный стресс, чтобы иметь возможность воздействовать на ситуацию и эффективно управлять динамикой стресса.

      Например, в Швеции закон 1991 г. "О производственной среде" поощряет трудящихся менять свою рабочую обстановку, приспосабливать ее для себя, а администрации предлагается во всем им помогать, профессиональный стресс рассматривается в контексте общей обстановки на фирме и в обществе. Во многих программах во главу угла ставится задача уменьшения стресса за счет лучшей организации труда, изменения характера труда, установления реальных плановых заданий, улучшения личных взаимоотношений в организациях, создания небольших рабочих групп. Американские компании все чаще сталкиваются с требованиями о выплате компенсаций за "профессиональный" стресс и достаточно часто платят. Если в 1983 г. из всех судебных исков, предъявленных фирмам, 15 процентов касалось платы за профессиональный риск, то в 1993 г. эта величина составила уже 40 процентов, а удовлетворяются эти иски в два раза чаще, чем иски по физическому ущербу здоровью. В 1994 г. управление профилактики болезней и охраны здоровья США сообщило, что 61 процент предприятий со штатом более 750 служащих проводят внедрение программ борьбы со стрессами. Специалисты фирм могут использовать знания о стрессах и здоровье работников для построения и применения на уровне организации специальных семинаров по устранению стресса. Если человеку удается положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью образа жизни, то человек станет уравновешеннее и будет более спокойно реагировать на стрессогенные факторы.

      Круг задач службы персонала в российской практике очень широк, и обычно задача стресс-менеджмента стоит на одном из последних мест. Для большинства организаций гораздо актуальнее вопросы подбора персонала, его мотивации, обучения. Но по мере роста и развития организации, перечисленные функции хорошо отрабатываются и начинают функционировать вполне отлажено.

      Вот тогда у службы персонала появляется возможность обратиться к проблеме управления стрессом. Деятельность по стресс-менеджменту условно разделяется на несколько видов:

      мониторинг признаков неблагополучия;

      выявление причин возникновения стресса (или стрессоров) у отдельных категорий работников;

      регулярная профилактика стресса.

      В ежегодный план реализации кадровой политики предприятия рекомендуется включать профилактические меры. При обнаружении каких-либо признаков неблагополучия программа профилактики стресса корректируется и дополняется.

      Таким образом, работа по управлению стрессом требует от службы персонала постоянного внимания и комплексного подхода. Оптимально, когда в кадровую политику и годовой план работы включается специальная подпрограмма, направленная на профилактику возникновения стресса в организации.

      Мониторинг уровня стрессового напряжения сотрудников и выявление причин возникновения стрессовых факторов позволяют оперативно корректировать усилия по управлению стрессом и не допускать кризисных ситуаций, что в конечном итоге способствует здоровому климату в коллективе и работает на повышение производительности труда.

      Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

      факторы стресса вне организации;

      групповые факторы стресса;

      факторы стресса, связанные с организацией;

      Рассмотри их подробнее.

      Факторы стресса вне организации.

      Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы — работников — естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

      Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может "передать" свой стресс жене.

      Групповые факторы стресса.

      К групповым факторам стресса можно отнести следующие:

      1) отсутствие групповой сплоченности — отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

      2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов — наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

      Факторы стресса, связанные с организацией.

      Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

      неуверенность в завтрашнем дне — для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;

      невозможность влиять на свою работу — как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;

      характер выполняемой работы — сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда:

      степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;

      ролевая двусмысленность и ролевой конфликт — оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом — различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;

      специфическая организационная структура — например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;

      стрессогенный стиль управления — частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;

      давление рабочего графика — сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.

      Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сенситивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

      Факторы, влияющие на стрессоустойчивость.

      Вышеупомянутые факторы (внеорганизационные и групповые) в определенном смысле проявляются на уровне индивидуума. Исследования также показывают, что на развитие стресса оказывают воздействие как индивидуальные ситуационные факторы, так и характер и особенности личности.

      Например, для личности, неспособной расставить для себя четкие приоритеты, тяжелой стрессовой ситуацией может стать необходимость согласования ролей работника и члена семьи (когда фактор времени и соответствующие требования на работе вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми семьей и наоборот).

      В качестве факторов, способствующих восприимчивости к стрессу, исследователи называют также такие индивидуальные черты характера, как авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость, психологическая устойчивость и потребность в достижениях и т.п. Однако наибольшее внимание было уделено характеру так называемого типа А.

      Изучением различных типов характера и соответствующих поведенческих моделей еще в 1950 г. занялись специалисты по сердечно-сосудистым заболеваниям с целью прогнозирования возможности сердечных приступов. В конце 1960-х гг. Фридман и Розенман начали изучение полярных типов характера А и В с точки зрения восприимчивости к стрессу. Они определили личность типа А как "сочетание действий и эмоций, которое можно наблюдать в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянной и неутомимой борьбы, чтобы сделать все больше и больше в максимально короткие сроки и даже, в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам".

      Вначале, на основании проведенных исследований, посчитали, что тип А наиболее подвержен стрессу и одному из самых серьезных его последствий — сердечным приступам.

      Однако некоторые современные исследования не подтверждают эти данные. Такие результаты могут быть обусловлены тем, что люди типа А, часто "конструируя" для себя стрессовые ситуации, в то же время обычно умеют дать выход своему стрессу и лучше с ним справляются, чем люди типа В. Имеется мнение, что восприимчивости к стрессу способствует не столько нетерпение, характерное для типа А, сколько гнев, враждебность и агрессивность.

      Другим важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля над ситуацией. Хотя контроль над ситуацией на рабочем месте часто задается организационно, нельзя игнорировать такие явления, как предрасположенность личности брать ответственность на себя и так называемый "синдром приобретенной беспомощности", основополагающее исследование которого было проведено Селигманом.

      Важными факторами являются также:

      Характер стрессора — один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую-то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса; к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого-то одного серьезного события.

      Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами и другими людьми на работе, например, — потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры.

      Продолжительность воздействия стрессора — еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности влиять на требования, предъявляемые работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги. Наконец, как указывают исследователи, важна и предсказуемость стрессора: непредсказуемые стрессоры скорее вызовут негативные реакции.

      Имеются данные, что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров.

      Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам. Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека.

      Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом, ментальном или эмоциональном состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с воспринимаемой угрозой своему благополучию (стрессором). До поры до времени все хорошо — но, если стрессор не устранен, а энергия не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов, стресс вызывает упадок сил и/или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, не будем останавливаться на этом вопросе.

      В то время как взаимосвязи между стрессом и физическим здоровьем человека уделялось пристальное внимание, особенно медиками, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не столь подробно. В то же время имеются данные, что есть прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

      Высокий уровень стресса оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.

      Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют, когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.

      Еще одним аспектом воздействия стресса является изменение в поведении человека. Прямым результатом сильных стрессов на работе могут являться такие поведенческие реакции, как недоедание или переедание, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и антидепрессантами. В ряде исследований получены определенные свидетельства о наличии прямой связи между стрессом и прогулами, а также текучестью кадров.

      Можно также отметить взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией на стресс. Специалисты указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков — типичная стрессовая реакция — гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают" на еду, в результате чего могут становиться тучными. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники.

      Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать "неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы". Это определение, данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (как бы он ни определялся для ситуации конкретного человека) может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.

      1.4 Предупреждение стресса

      Существует достаточно много способов и методов "борьбы со стрессом", как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.

      Так, к индивидуальным методам можно отнести:

      1) регулярный активный отдых;

      2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

      3) тренинг навыков самоконтроля поведения;

      4) планирование собственного времени;

      5) обеспечение достаточной продолжительности сна;

      6) когнитивная терапия и др.

      В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Некоторые из них стараются обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Так, руководители компании "Би-би-си" издали дорогостоящий буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не помогает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.

      Однако применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Выше приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.

      На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:

      регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;

      оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;

      исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;

      максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;

      обогащение содержания обязанностей работников;

      соблюдение санитарно-гигиенических норм;

      предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);

      предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;

      обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;

      предоставление сотрудникам консультативной поддержки.

      Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.

      Глава 2. Принципы и методы психогигиены стресса

      Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье):

      Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль — человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.

      Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

      Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

      Так что же такое релаксация?

      Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

      Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

      Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

      Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние “идейной пустоты”. Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира.

      Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела (ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

      Приведем примеры некоторых релаксационных упражнений.

      1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела — от головы до пяток и обратно.

      2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

      3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

      Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

      Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела — с попеременным напряжением и расслаблением.

      4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног — от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

      Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

      Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.

      Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).

      В заключение мысленно “пробегитесь” по всем мышцам тела — не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

      Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине — спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию — и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

      Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления.

      Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале. Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.

      xreferat.com

      Это интересно:

      • Суворова вВ психофизиология стресса Психофизиология стресса Детальная информация о работе Как считает А. М. Столяренко , трактовка стресса настолько многообразна, что значительно осложняет разработку и принятие мер по профилактике и преодолению чрезмерного стресса на практике [5, с. 73]. Кроме того, это создает терминологическую неразбериху среди медиков, физиологов и психологов и […]
      • Новые препараты от шизофрении Создан препарат нового класса для лечения шизофрении Международная группа исследователей под руководством специалистов фармацевтической корпорации Eli Lilly and Company заявила о создании нового лекарственного препарата для лечения шизофрении. Его особенность в том, что он изменяет выработку вещества, роль которого учёные-медики давно считают […]
      • Президент сша в годы великой депрессии США В ГОДЫ «ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ» Please select the category that most closely reflects your concern about the presentation, so that we can review it and determine whether it violates our Terms of Use or isn't appropriate for all viewers. США В ГОДЫ «ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ» JVG 2011-2012 Задание на урок Какой путь для выхода из кризиса выбрало […]
      • Адаптация детей с умственной отсталостью к школе Адаптация детей с умственной отсталостью к школе Саратовский государственный университет студентка 1 курса магистратуры кафедры специальной психологии Изложены результаты теоретического анализа адаптационных особенностей детей с умственной отсталостью в образовательной среде. Рассмотрены практические и теоретические работы отечественных учёных по […]
      • Синдром дауна речевое развитие Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф (с) Kumin, Libby (Ph.D., CCC-SLP) Early Communication Skills for Children with Down Syndrome. A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House, 2003. Книга предоставлена Натальей Баженовой. (с) Перевод, реферирование Ольги Лисенковой. При перепечатке ссылка на sunchildren.narod.ru […]
      • Социально-психологические факторы стресса Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всёвозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – “сгорание”, […]
      • Перга при депрессии Депрессия, стресс, быстрая утомляемость? Кто из нас не знает этих неприятных ощущений. А ведь можно помочь себе! Пчелиная пыльца как общеукрепляющее и энергетическое средство способствует укреплению организма и поднятию настроения. Пчелиная пыльца и перга способствуют, иногда синергично с маточным молочком, лечению состояний тревожности и […]
      • Делёз ж гваттари ф капитализм и шизофрения Электронное оглавление В период 1945—1965 годов (я имею в виду Европу) существовал определенный тип правильного мышления, определенный стиль политического дискурса, определенная этика интеллектуала. Нужно было быть накоротке с Марксом, в своих мечтаниях не слишком отдаляться от Фрейда и обращаться со знаковыми системами — то есть с означающим — […]