Причины заикания у детей 5 лет

Заикание: суть недуга

Здоровые люди произвольно удлиняют звучание некоторых звуков (м-м-м, и-и и т. д.), однако подобные случаи составляют менее 7-10% всего объема речи. Логоневроз диагностируется при перерывах или повторах в речи более 10%. Заикание часто фиксируется у детей в период формирования речи (2-5 лет). 2-3% малышей страдают от логоневроза, при этом у мальчиков патология диагностируется в 3-4 раза чаще, нежели у девочек. Этот факт объясняется психоэмоциональной слабостью маленьких мужчин и неспособностью достаточно выражать свои эмоции. У взрослых стойкое или невылеченное заикание встречается у 1% населения.

Логоневроз еще называют навязчивым страхом общения. Возникая внезапно, заикание постепенно усиливается. Нередки периоды улучшения речи, однако недуг вновь возвращается, а его проявления еще более тяжелы.

Специалисты составили психологический портрет людей, предрасположенных к заиканию:

  • холерический психотип (неуравновешенная психика);
  • робкие, испытывающие стеснение в обществе;
  • чрезмерно впечатлительные;
  • большие фантазеры;
  • со слабовыраженными волевыми качествами.
  • Причины логоневроза подразделяют на две категории: органическое поражение нервной системы и невротические состояния.

    Дефекты развития нервной системы

  • наследственной предрасположенности;
  • тяжелого течения беременности;
  • осложненных травмами малыша родов;
  • частых болезней малыша в первые годы жизни.
  • Внутриутробно у плода могут развиться органические дефекты строения речевого аппарата (ринолалия, дизартрия и др.). Нередко при этом диагностируется повышение внутричерепного давления и судорожный синдром.

    Важно! Неврозоподобное заикание не зависит от внешних факторов (эмоциональное состояние и т. д.).

    Заикание может возникнуть и у здоровых детей вследствие нервного перенапряжения. Причины этому следующие:

    • неожиданный испуг (лай собаки, фильмы ужасов и боевики, страшные мультфильмы);
    • пугающая стрессовая ситуация (ссоры в семье и школе, переживания по поводу болезни родственника и т. д.);
    • желание взрослых сделать из малыша вундеркинда (заучивание сложных слов и предложений, большие объемы стихотворений, обучение двум языкам в раннем возрасте и т. д.);
    • малый словарный запас малыша, недостаток общения со взрослыми, ведущий к задержке речевого развития;
    • недостаток любви в семье, тягостные для малыша наказания (избиение, пребывание в темной комнате и т. д.);
    • длительное пребывание малыша у телевизора, за компьютером, замещение реального мира виртуальным;
    • подражание заикающемуся взрослому;
    • попытка переучить левшу (леворукие малыши более неустойчивы в эмоциональном плане и трагически воспринимают стрессовые ситуации).
    • Важно! Заикание у ребенка с неврозом усиливается при любом психоэмоциональном перенапряжении и может практически исчезать в спокойной обстановке.

      Судороги мышц языка, нёба, гортани, диафрагмы и брюшной полости проявляются следующими речевыми нарушениями:

    • тонические расстройства — вынужденная пауза с затягиванием звука (соб. ака, р. учка);
    • клоническое расстройство — повторение одного звука/слога/слова (с-с-собака, ру-ру-ручка);
    • смешанное расстройство.
    • Вдобавок к этому у ребенка наблюдаются следующие признаки:

    • напряженный вид, гримасничанье вплоть до нервных тиков;
    • психологический дискомфорт при общении, замкнутость, порой достигающая социофобии;
    • неврологические расстройства (раздражительность, плаксивость, различные фобии, плохой сон, агрессивность).
    • Речевые неудачи формируют у ребенка логофобию: в начале общения малыш навязчиво ожидает трудностей с речью, непонимания взрослых и насмешек сверстников. Зачастую малыш отказывается от общения, объясняя свое решение «не могу сказать».

      Лечение заикания у детей

      Терапия логоневроза эффективнее при обращении к специалисту при первых расстройствах речи. «Свежий» недуг при комплексном и квалифицированном подходе можно излечить за 2 недели.

      Обязанности родителей заикающегося ребенка:

    • Создание спокойной психологической обстановки (невротический родитель может быть главной причиной заикания малыша).
    • Распорядок дня: соответствующий возрасту сон, ограничение просмотра телевизора и занятий малыша с планшетом/компьютером, прогулки.
    • Ограждение от пугающих моментов: исключение громкой музыки, стрессовой информации.
    • Полноценное общение, совместные прогулки и занятия.
    • Исключение акцентирования на дефектах речи малыша.
    • Устранение фобий у ребенка (не все собаки злые, разъяснение как вести себя в различных ситуациях, включенный светильник ночью, отказ от страшных сказок на ночь и т. д.).
    • В любой момент показывать малышу, что он любим. Отказ от критики.
    • Развитие уверенности в себе и самостоятельности (совместная покупка игрушки или понравившейся одежды).
    • Контроль за речью, обучение ребенка говорить на выдохе.
    • Спокойная, медленная речь при общении с заикающимся малышом.
    • Укрепление здоровья (лечение хронического тонзиллита, закаливание и др.).
    • Контроль за осанкой, расслабление мышц воротниковой зоны с помощью массажа.
    • Включение в рацион продуктов, благоприятно влияющих на речь (льняное масло, творог, сметана, рыбий жир), ограничение сладостей (конфеты, газировка) во избежание гиперактивности.
    • Логопедические методики восстановления речи:

    • установка психологического контакта с ребенком (доверительное отношение поможет не акцентировать внимание на недуге);
    • успокоительные средства на основе трав;
    • зарядка языка и логопедический массаж, представленные в игровой форме;
    • дыхательные упражнения;
    • психологические приемы для установления эмоциональной стабильности;
    • режим молчания;
    • музыкотерапия (пение детских песен, особенно эффективно при логоневрозе прослушивание произведений Моцарта).
    • Вылечить заикание у ребенка можно только при скоординированных усилиях специалиста и родителей. На фоне созданного взрослыми эмоционального покоя индивидуально подобранные методики коррекции речи дадут максимально быстрый эффект.

      www.infmedserv.ru

      Причины заикания у детей — как лечить болезнь

      Иногда на фоне сильного стресса, переутомления, травм развивается заикание у детей, причины и лечение которого волнуют многих родителей. Чтобы точно диагностировать патологию, нужно посетить врача. Терапия длительная, включает разные методики, по которым необходимо регулярно заниматься с ребенком дома.

      Заикание (логоклония) – нарушение речи, которое характеризуется частым повторением отдельных звуков, слов, удлинением слогов, в речи отсутствует плавность и ритмичность. Патологию часто диагностируют у детей старше 3 лет. При правильном лечении болезнь с возрастом исчезает. От постоянного заикания страдает только 1% взрослых. Код по МКБ-10 – F98.5.

      Существуют различные виды заикания, болезнь классифицируют по виду, типу и месту локализации мышечных сокращений, степени выраженности патологии. Остро возникшую логоклонию называют инициальной. Если заболевание продолжается несколько месяцев, оно переходит в закрепившуюся стадию.

      1. Тонического типа – возникает за счет сильного сокращения мышц губ, языка, нёба, щек, гортани. Проявляется патология в виде длительных пауз, растягивания звуков, сильного напряжения лица и всего организма.
      2. Клонического типа – судороги выражены не так явно, спазмы быстро сменяются расслаблением мышц. Ребенок повторяет отдельные звуки или слова.
      3. Неврозоподобное – развивается на фоне неврологических дефектов, характеризуется нарушением двигательных функций и артикуляции.
      4. Невротическое заикание (логоневроз) – следствие влияния психологических факторов негативного характера.
      5. Эволюционное заикание – вызвано сбоями в развитии речевого аппарата, развивается в возрасте 3-5 лет.
      6. Реактивное заикание – болезнь развивается в возрасте 9-12 лет на фоне нервного срыва или психического заболевания.
      7. При легкой форме болезни дети начинают заикаться только на фоне сильного стресса. Средняя степень характеризуется проблемами с речью при любом эмоциональном перевозбуждении. Тяжелая степень – ребенок заикается постоянно. Лечится ли логоклония? От болезни можно полностью избавиться, если начать лечение вовремя.

        Важно! Заикание возникает чаще на согласных звуках, запинки происходят в начале, середине предложения.

        При заикании нарушается согласованная работа речевых органов, сбой возникает из-за сокращений мускулатуры, которая участвует в процессе произношения звуков. Иногда страдают и дыхательные мышцы, что приводит к постоянному ощущению нехватки воздуха.

        Основные признаки заикания:

      8. ребенок внезапно замолкает, иногда на сутки, после чего начинает говорить, но уже нечетко;
      9. присутствие в речи большого количества лишних звуков;
      10. отсутствие или длинные паузы;
      11. затруднения с началом речи;
      12. нарушение фонематического слуха и восприятия;
      13. тики, спазмы, судороги в области лица и шеи;
      14. нарушение дыхания.
      15. Часто к заиканию присоединяются психологические расстройства – логофобия, скоптофобия. На фоне логоневроза меняется и поведение детей, они становятся робкими, застенчивыми, мнительными, отличаются мечтательностью и бурной фантазией.

        Важно! У мальчиков заикание диагностируют в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Пик начала болезни приходится на дошкольный возраст, первые признаки проявляются у детей 3-5 лет.

        Как отличить заикание от запинок

        Иногда родители замечают, что ребенок в возрасте 2-3 лет, который до этого говорил бойко, начинает повторять или тянуть слоги. Не нужно впадать в панику, следует разобраться, заикается малыш или запинается.

        Отличие логоклонии от запинки (итерации):

      16. Заикание возникает на фоне спазма, а запинки часто бывают у ребенка, мышление которого опережает речевое развитие.
      17. При заикании можно увидеть судорожные движения в области шеи, рта.
      18. Если ребенка с логоклонией попросить говорить более внятно и четко, он начнет заикаться еще больше. Если проблема вызвана запинками, то после подобной просьбы речь станет более внятной.
      19. Дети начинают запинаться, когда рассказывают что-то длинное, трудное и непонятное для них. Если родители зададут ребенку простой вопрос, можно услышать четкий ответ без запинок.
      20. Если проблемы с речью не исчезают в течение 2-3 недель, ребенок говорит все хуже, следует посетить логопеда, детского психолога, психоневролога, дефектолога.

        Важно! Если своевременно не начать лечение логоневроза, у ребенка начнут развиваться сопутствующие заболевания – астения, ночное недержание мочи, вегетососудистая дистония, нарушение ритмичности сна, депрессивные состояния.

        Причины возникновения болезни до конца не изучены, многие врачи считают, что на ее развитие влияет наследственный фактор, состояние нервной системы, особенности развития речевого аппарата.

        Почему возникает заикание:

      21. сильное нервное потрясение, психологическая травма, испуг, невроз;
      22. черепно-мозговые травмы, болезни центральной нервной системы, инфекции органов дыхания и слуха;
      23. нервное переутомление или истощение, которое может возникнуть на фоне сильной интоксикации, заболеваний ЛОР-органов;
      24. неправильное воспитание, для ребенка одинаково вредна излишняя строгость и вседозволенность;
      25. повышенные умственные нагрузки, обучение сразу нескольким языкам, переучивание левши;
      26. внутриутробные нарушения развития мозга, недоношенность, гипоксия;
      27. недостаточное развитие мелкой моторики рук.
      28. Даже после полного устранения симптомов логоклонии, болезнь может вернуться при сильном стрессе, что часто наблюдается у детей в 6-7 лет, которые пошли в школу.

        Важно! С точки зрения психосоматики, логоклония развивается на фоне страха высказать свои желания. Чаще всего от заикания страдают дети, на которых постоянно давят родители, не дают проявлять ребенку инициативу. Устранять подобные проблемы – работа психолога.

        При диагностике заикания специалист учитывает происхождение патологии, тип и место локализации мышечных сокращений, степень выраженности отклонений в темпо-ритмическом развитии речи. Кто лечит заикание? Выявлением и устранением патологии занимается детский невролог, психолог, психотерапевт, логопед, остеопат. Проходит ли болезнь самостоятельно с возрастом? Нет, избавиться от нее поможет только длительная комплексная терапия.

        Основу диагностики заикания составляет сбор анамнеза о развитии ребенка. Врачу необходимо подробно рассказать, когда и при каких обстоятельствах возникли проблемы. Для обследования ЦНС проводят допплерографию сосудов головного мозга, ЭЭГ, МРТ.

        Для избавления от заикания, коррекции речи у ребенка используют комплексный подход. Лечение включает регулярные занятия у логопеда по различным методикам, психотерапию, ЛФК, массаж, иглоукалывание. Хорошо помогают устранить причины заболевания лекарственные и гомеопатические средства.

        Занятия у логопеда в клинике, специальном центре помогут избавиться от заикания. Современные специалисты используют методики, которые были разработаны Селиверстовым и Левиной.

        Как проходит занятие у логопеда:

      29. На первом этапе врач полностью сдерживает речь ребенка в течение нескольких дней.
      30. Учит ребенка четко говорить короткие фразы, правильно дышать. Во время сеансов развивают и мелкую моторику путем лепки, рисования.
      31. Постепенно фразы становятся длиннее, ребенок может описать картинку, пересказать рассказ.
      32. Логопед переносит полученные ребенком навыки в повседневную жизнь.
      33. План занятий обязательно включает психогимнастику, логопедические и речевые игры, упражнения на преодоление стеснения, избавления от замкнутости.
      34. Минимальная продолжительность лечения у логопеда – 8 месяцев.
      35. Хорошо помогают избавиться от заикания сеансы рациональной психотерапии, гипноз. При легкой форме устранить проявления заболевания можно за 5-10 сеансов.

        Медикаментозные препараты

        Лекарства назначают при заикании не всегда, медикаментозная терапия направлена на устранение первичных патологий, на фоне которых возникли проблемы с речью.

        www.lechim-prosto.ru

        В чем причины заикания и как верно подобрать лечение этой патологии у детей

        В логопедии заикание определяется как сложное нарушение речевой деятельности, проявляемое в виде непроизвольного повторения одних и тех же звуков по несколько раз вследствие судорожных сокращений органов артикуляции. Часто также наблюдаются отклонения ритмичности речи и возникают непроизвольные остановки при произношении фразы. Проблема не является исключительно речевой, так как обычно сопровождается определенными нарушениями работы центральной нервной системы. Лечение заикания у детей зависит от причин, вызвавших данное состояние.

        Наиболее распространено данное явление в детском возрасте (до 5 лет), когда речь формируется и развивается. Чаще заикание встречается у мальчиков, а сама проблема диагностируется у 3% всех детей.

        Причины развития заикания

        Существует множество факторов, которые влияют на развитие речи. Некоторые из них могут стать предпосылками развития заикания у ребенка.

        Причины заикания у детей могут быть следующими:

        • предрасположенность на наследственном уровне (проявляется с младенчества, возникает в начале развития речевой деятельности, может сопровождаться другими симптомами, такими, как энурез, повышенная тревожность, страх по ночам);
        • повреждения головного мозга в период до рождения и во время родов (перинатальные недуги, связанные с токсикозом матери во время беременности, удушением, внутриутробной гипоксией, снижением доступа кислорода во время родов, травмами, полученными при родовой деятельности);
        • тяжелые заболевания инфекционной природы, перенесенные в детстве (менингиты, корь, коклюш, энцефалит, тиф). Чаще всего отклонение, спровоцированное инфекциями, проявляется в более позднем возрасте – около 7-8 лет (классифицируется как заикание у детей дошкольного возраста);
        • получение сильных черепно-мозговых травм;
        • гипотрофия (данное состояние может вызвать заикание как в раннем детском возрасте (для детей 3 лет), так и в более позднем (до 10 лет));
        • рахиты;
        • переучивание левши писать правой рукой;
        • факторы, влияющие на психическое состояние ребенка – страхи, конфликты, ссоры, радость или строгий стиль воспитания, свойственный родителям.
        • Потрясения психического и психологического характера могут спровоцировать заикание не только у маленьких детей, но и у подростков 14-15 лет. В некоторых случаях отклонение провоцируется повторением манеры общения человека, который заикается.

          Распространены ситуации, когда заикание у детей дошкольного возраста не является единственным заболеванием речевой системы, комбинируясь с дислалиями, дизартриями, тахилалиями, алалиями, ринолалиями.

          Разновидности отклонения

          Перед тем как вылечить заикание у ребенка, следует точно определить, к какой разновидности патологии конкретный случай относится. Заикание как патологию можно классифицировать одновременно по нескольким основаниям.

          Так, по степени выраженности симптомов выделяют заикание:

        • легкой формы (симптоматика практически не выражена, заикание может проявляться при спонтанной речи в виде запинок судорожного характера);
        • средней формы (заикание наблюдается как при монологических высказываниях, так и при ведении диалога);
        • тяжелой формы (запинки встречаются при высказываниях любого типа и характера, заикание носит затяжной характер, что делает коммуникацию сложной или практически неосуществимой).
        • Распространена классификация, рассматривающая источник заикания как таковой. Патогенетические разновидности включают:

        • заикание в форме расстройства речевого функционирования (логоневроз);
        • заикание, связанное с анатомическими или органическими сбоями работы центральной нервной системы (запинки неврозоподобного вида).
        • Заболевание может по-разному протекать в зависимости от частоты проявления соответствующих симптомов. Различают следующие виды заикания:

        • волнообразное заикание (сохраняется постоянно, но в зависимости от времени, условий и обстановки может проявляться в большей или меньшей степени).
        • рецидивирующее заикание (может на некоторое время исчезнуть, а потом появиться вновь);
        • постоянное заикание (с течением времени не исчезает и не уменьшается).
        • Последняя классификация рассматривает механизм проявления патологии. По характеру судорожного проявления рассматривают заикание:

        • клоническое (за счет частого сокращения артикуляционных мышц происходит многократное повторение одного и того же звука);
        • тоническое (связано с мышечным состоянием тонуса, которое может развиваться в тканях языка, губ и щек, что провоцирует остановку произношения);
        • смешанное (в зависимости от соотношения различают клоно-тоническое и тонико-клоническое);
        • дыхательное;
        • голосовое;
        • артикуляционное.
        • Патология имеет четкие и явные симптомы, которые в зависимости от причины и истока развития болезни могут иметь особенности. Общими проявлениями заикания являются:

        • движения во время произношения – непроизвольные сокращения мимических мышц, моргание, раздувание носовых крыльев;
        • использование дополнительных эффектов, целью которых является снижение видимости патологии – зевание, смех, кашель;
        • судорожные явления в момент до начала речи или при произнесении слов (проявляется в неспособности сразу произнести слово или многократным повторением одного из слогов);
        • нарушения дыхания (дыхание носит поверхностный, аритмичный характер, речь начинается на глубоком вдохе или выдохе).
        • В детстве патология может также сопровождаться рядом отклонений вегетативного плана: гипергидрозом, тахикардией, нетипичным изменением цвета кожи, изменением показателей артериального давления при проговаривании слов.

          Если заикание носит неврозоподобный характер, зачастую речь носит невыразительный, монотонный характер. Темп произношения ускоренный, а в целом речевая деятельность повышена. Могут наблюдаться и другие проявления – неразборчивость почерка, невыразительность мимических и моторных действий. Особенно явно симптоматика проявляется тогда, когда ребенок устал.

          Логоневроз обычно сопровождается резким ухудшением качества речи, так как в основе данной патологии лежит состояние, связанное со значительной нагрузкой на психоэмоциональную сферу.

          Активность ребенка снижается, наблюдается фиксирование на слоге, который он не может произнести. Часто проявляется боязнь речи. Дыхательная система, как и голос, подвержена судорожным проявлениям. Патология носит непостоянный характер и в отсутствие неблагоприятного фактора снижается.

          Диагностика проблемы

          Для создания полной картины болезни, а также определения точной причины, по которой она возникла, ребенка должен обследовать не только логопед, но и детский врач, психолог, психиатр и невролог.

          Важно точно и полно собрать анамнез состояния, так как это оказывает решающее влияние на выявление истоков болезни и подбор нужной терапии. Указывается время, в которое появился дефект, факторы, этому поспособствовавшие, а также приводится информация о степени развитости ребенка в плане речевой деятельности и описывается состояние дыхательной системы.

          Ряд терапевтических анализов и исследований обязательно включает:

        • оценку речевой активности (дыхание при разговоре, темп речи и тембр голоса, отклонения моторики и произношения, наличие, тип и частоты судорог);
        • определение состояния центральной нервной системы (ЭЭГ, МРТ, реонцефалография).
        • Опционально для конкретного случая могут быть подобраны специальные дополнительные исследования.
        • Способы коррекции заикания

          Правильно и максимально быстро устранить дефект можно только у врача, так как именно медик может подобрать адекватное лечение, исходя из анамнеза заболевания.

          Участие в лечении невролога требуется только в том случае, если заболевание вызвано поражением ЦНС, психолога – если имела место ситуация, эмоционально повлиявшая на ребенка и приведшая к заиканию. В остальных случаях патологии речевой деятельности корректируются логопедом.

          Методы лечения заикания включают:

        • воздействие гипнозом;
        • иглоукалывание;
        • лечение заикания у детей в домашних условиях;
        • устройства против заикания;
        • лечение лекарственными средствами;
        • массажи, ванны;
        • гимнастика для нормализации работы системы дыхания;
        • логоритмические и логопедические упражнения.
        • Медикаментозная терапия обычно используется в качестве дополнительной, так как используемые препараты не могут устранить дефект. В зависимости от состояния больного могут назначаться таблетки гомеопатического действия, ноотропы, препараты от судорог, успокоительные и транквилизаторы.

          Посредством гипноза не лечат состояния, возникающие от заикания у детей младшего возраста. Для старших детей это один из самых действенных и простых способов вылечиться – улучшения достигаются после первого сеанса, а после 10 занятий может наступить полное излечение.

          Метод точечного массажа основан на том, что воздействие производится на активные точки организма. Начинать подобную терапию лучше как можно раньше, так как ее эффективность с возрастом может значительно снижаться.

          Дыхательная гимнастика направлена на формирование привычки правильного дыхания. Дыхательные упражнения при заикании действенны в ситуациях, когда патология спровоцирована неправильным, поверхностным дыханием при произнесении слов. Таким образом лечат детей от 4 лет.

          Занятия по логоритмике при заикании у детей могут скрыть дефект речи за счет тренировки голоса. При помощи логоритмического метода корректируют патологию речи у детей дошкольного возраста.

          Обычно занятия включают следующие аспекты:

        • игра на инструментах;
        • пение;
        • мышечное расслабление;
        • гимнастика для коррекции дыхания;
        • упражнения на артикуляцию.
        • Для детей с заиканием разработаны специальные приборы, позволяющие слышать собственную речь с небольшим запаздыванием. Более совершенные устройства могут отражать то, как ребенок должен произнести слово правильно или снижать громкость голоса фоновыми шумами (современные приборы способны регулировать уровень громкости голоса).

          Некоторые прибегают к лечению заикания травами – такими, как крапива, зверобой, мелисса, вереск, хмель или ромашка. Отвары на основе таких сборов оказывают мощный успокаивающий эффект. Такое воздействие требуется при заикании у детей, которое было спровоцировано психоэмоциональными негативными факторами.

          Возможные последствия патологии

          Даже при полном излечении заикания могут остаться заболевания психического характера, связанные с неспособностью преодолеть боязнь проблемы. Распространены следующие случаи следовых нарушений:

        • значительное понижение самооценки ребенка;
        • отсутствие достаточного уровня адаптации в обществе;
        • страх речевой активности (логофобия);
        • страх произнесения звука, который раньше не получалось произносить с первого раза (звукофобия).
        • В отдельных случаях профилактика и лечение могут привести к обратному эффекту, усугубив проблему.

          Как минимизировать риск развития состояния

          Необходимые меры для того чтобы лечение заикания у детей в домашних условиях было эффективным, включают в себя следующие мероприятия:

        • обеспечение ребенку нормальной психологической и эмоциональной обстановки;
        • постоянное общение с ребенком;
        • контроль над правильностью произношения слов и дыхания.
        • С ребенком лучше разговаривать достаточно медленно, но понятно и четко – так ребенок научится контролировать темп своей речи. Во избежание проявления симптомов также нежелательно перебивать детей во время разговора.

          С ранних лет лучше приучать детей к неторопливому изложению мыслей – так им будет проще научиться говорить правильно и без дефектов. Хорошо развить речь помогает чтение книг вслух с последующим пересказыванием их содержания, но если ребенок уже начал заикаться, лучше не заставлять его это делать без его желания.

          Важно создать благоприятную семейную обстановку, так как от этого напрямую зависит психологическое состояние ребенка. Нежелательны ссоры, крики и попытки наказать ребенка.

          Ребенка с дефектом речи важно хвалить даже за незначительные успехи. В то же время не стоит ребенка баловать, так как в этом случае отказ может спровоцировать появление заикания на фоне негативных эмоций. Как вылечить заикание у ребенка в конкретном случае максимально эффективно решает врач.

          Профилактические меры

          К основным общеоздоравливающим методикам профилактики речевых дефектов можно отнести:

        • ограничение взаимодействия ребенка с людьми, имеющими речевые недостатки, в особенности заикание;
        • создание нормальной психологической обстановке в доме;
        • снижение риска психологического или физического травмирования ребенка;
        • составление нормального режима дня;
        • использование мягких способов наказания за провинности;
        • письмо, чтение, пересказы и другие занятия, повышающие качество речи.
        • Если заикание когда-либо было или наблюдается в настоящее время, ребенок должен находиться под постоянным наблюдением врачей, особенно невролога и логопеда.

          Литература для чтения с ребенком должна подбираться в соответствии с возрастом, так как иначе образы могут напугать или впечатлить ребенка так, что проявятся симптомы отклонений речевой активности. Особенно это касается страшных или печальных сказок.

          То же самое относится к просмотру передач по телевизору или длительному использованию сети – нервная система ребенка не может справиться с такой нагрузкой, поэтому избыток информации может стать причиной множества отклонений, в том числе связанных с речью.

          Сразу после лечения лучше ограничить ребенка в развлечениях, так как новые сильные эмоции могут вернуть прежнее дотерапевтическое состояние.

          По возможности близкие люди должны говорить с заикающимся максимально четко и плавно, чтобы по примеру он учился говорить правильно. Развитию правильного дыхания способствуют занятия танцами и пением, поэтому для заикающихся детей такие занятия очень полезны.

          Обычно такая проблема, как заикание, требует врачебного вмешательства, так как самостоятельно добиться успехов в коррекции этой патологии сложно. Для максимально эффективного лечения важно выбрать, как лечить заикание у ребенка в конкретном случае. Дефект хорошо поддается коррекции при своевременном и адекватном ее проведении.

          vseorechi.ru

          Симптомы и лечение логоневроза у детей

          Что такое заикание, знают все. А вот о том, что в детском возрасте этот недуг лечится любовью и спокойной обстановкой в семье, многие даже не догадываются. Как помочь своему ребенку общаться и быть уверенным в себе? Читайте об этом в статье.

          Психологический портрет

          Чаще всего детское заикание впервые проявляется в возрасте от 2 до 6 лет. Именно в это время происходит активное развитие речи и накопление словарного запаса. Замечено, что мальчики страдают в 3-4 раза чаще девочек, а всего проблема охватывает 2% детского населения. Обычно логоневроз развивается у ранимых и тревожных, быстро утомляющихся, чувствительных к стрессу малышей, а также у детей, чьи родители или другие родственники заикаются.

          Нередко оказывается, что заикающийся ребенок живет в внешне благополучной, но конфликтной обстановке. Если члены семьи постоянно ругаются, а атмосфера в доме тяжелая и недружественная, невроз может проявиться очень ярко. При этом с самим ребенком могут сюсюкать и играть, но этого недостаточно – родители должны уважительно общаться друг с другом и другими родственниками, это необходимо для гармоничного развития ребенка.

          Логоневроз почти всегда соседствует с такими невротическими симптомами, как общая тревожность, ночные страхи, частые пробуждения по ночам, энурез и другие. В процессе разговора у ребёнка появляется учащенное сердцебиение, в школьном возрасте добавляются дрожание рук, потливость и другие признаки волнения.

          Внешне логоневроз у детей проявляется так же, как и у взрослых – речь запинающаяся, с речевыми судорогами, паузами или повторениями звуков, слогов, слов. Дыхание при этом поверхностное, нерегулярное, пациент говорит на вдохе или после полного вдоха. Для того, чтобы скрыть дефект речи, дети используют уловки – покашливают, зевают, улыбаются. Очень часто во время разговора дети испытывают потливость, краснеют или бледнеют, их давление и пульс скачут.

          Причины логоневроза у детей

          1. Повреждения головного мозга из-за «позднего токсикоза», гипоксии плода, патологического течения родов и родовых травм. В этом случае дефекты речи появляется у ребенка, как только он начинает говорить.
          2. Перенесенные инфекционные заболевания – менингит, энцефалит, корь – отражаются на речи в более позднем возрасте, в 8-9 лет.
          3. Черепно-мозговые травмы. Возраст начала заикания в связи с ними – 5 лет.
          4. Психологические причины – часто испытываемый страх, тяжелые конфликтные ситуации в семье и школе, испуг, излишняя строгость родителей. У подростков затрудненная речь может появиться из-за плохо сложившихся отношений со сверстниками.
          5. Наследственность. Заикание не передается по наследству, как генетические заболевания, однако, человек может унаследовать тип нервной системы и предрасположенность к развитию невроза. Также наследуется слабость речевого аппарата. Кроме того, если ребенок слышит речь заикающегося человека каждый день в период познания мира, он решает, что так и нужно разговаривать – ведь любимые родители делают именно так.
          6. Логопеды выделяют два вида логоневроза:

          7. тонический — речь с мучительными паузами, затяжными звуками;
          8. клонический — речь с навязчивыми повторениями звуков или слов.
          9. Заикание может проявляться в разной степени тяжести:

            1. Легкая. При этом присутствуют запинки и повторения слогов в спонтанной речи.
            2. Средняя. Заикание только во время монологов и диалогов, в выраженной форме.
            3. Тяжелая. Сильно выраженное заикание с длительными судорогами мышц лица, гортани, губ, запинки при любых попытках говорить.
            4. Лечение детского логоневроза

              Комплекс лечения логоневроза включает обязательную работу с детским психологом. Если выявлена общая семейная проблема, он может направить родителей к семейному психологу. Без правильного подхода к решению психологических проблем – постоянных конфликтов в семье, неправильной системы воспитания, – любые методы терапии будет иметь лишь временный эффект. Кроме того, возможен переход логоневроза в другие невротические заболевания: внутренние страдания будут требовать выхода.

              Психолог работает не столько с самим ребенком и его проблемой, сколько обучает родителей правильно взаимодействовать с ним, помогает найти наилучшую модель воспитания, увидеть индивидуальные особенности ребёнка и его потребности.

              Также, при лечении логоневроза, психолог посоветует родителям изменить свои речевые привычки – говорить более плавно, медленно, четко. С самим ребенком психологи тоже работают – учат преодолевать стресс, снижают тревожность, иногда применяют гипноз.

              Кроме психолога, с пациентом может заниматься логопед, который работает с самой речью, учит правильно произносить звуки, преодолевать сложности в произношении и не бояться говорить. Также желательно показать ребенка неврологу – он проверит, нет ли мозговых нарушений, и, если нужно, назначит седативные препараты. Хороший эффект имеют курсы физиотерапии, массажа, иглорефлексотерапии.

              Лечение логоневроза у взрослых отличается от способов применимых к детям.

              Домашняя профилактика

              При профилактике логоневроза, чувствительным и ранимым детям важно установить режим дня – отход ко сну не позже 21 часов, прием пищи в одно время, дневной сон в спокойной обстановке. Возбудимому ребенку необходима предсказуемость и стабильность во всем – в общении, прогулках, еде, развлечениях. Если вы планируете пригласить гостей, предупредите и подготовьте малыша заранее. Не приглашайте в дом неприятных ему людей, а также слишком шумные компании.

              Для детей, посещающих детский сад и школу, важно организовать умеренные умственные и физические нагрузки. Следите за утомлением и вовремя предлагайте смену деятельности или отдых. Бывает, что заикаться начинают дети, которых водят в несколько кружков, и требуют отличных результатов и в школе, и на развивающих занятиях.

              Каждый родитель в силах облегчить состояние напряжения и беспокойства своего ребенка, приводящие к заиканию. Начните с расслабляющих ванн по вечерам с успокаивающими травами – лавандой, мятой, сосной. В детском возрасте медикаментозное лечение назначается редко, лучше всего использовать мягкие седативные средства – детский успокаивающий сбор, мяту, чай из пустырника. Помогут массажи с растираниями и поглаживаниями, использование мягкого света в комнате, успокаивающая музыка, чтение добрых сказок с хорошим концом.

              Лечение родительской любовью

              Но в первую очередь ребенка исцеляет присутствие любящих родителей, телесный контакт и слова любви. Поэтому не бойтесь избаловать свое дитя любовью, обнимайтесь с ним, гладьте, говорите, как любите, и просто проводите время вместе. Такое лечение в домашних условиях имеет максимальный эффект. Ведь в детском возрасте болезни часто возникают, как призыв к маме: «Заметь меня!», «Будь со мной рядом». Маме приходится бросить дела и находиться рядом.

              При логоневрозе, да и не только, постарайтесь свести к минимуму конфликты в семье, а если и спорите – делайте это, когда ребенка нет дома, или шепотом в соседней комнате, пока он спит. Нет ничего более травмирующего для малыша, чем видеть, как его родители, столпы его мироздания, ссорятся между собой. Все сложные разногласия в идеале должны быть решены до рождения ребенка. А возникающие мелкие недовольства можно выражать в краткой и шутливой форме.

              Посмотрите видео на тему детского логоневроза. В видео психолог дает ответы на следующие вопросы: как формируется, развивается и проявляется заболевание? Как связано заикание с повышенным тонусом мышц? Как влияет на формирование заикания агрессивное воспитание?

              Если не упускать время и приложить все усилия, реально полностью вылечить логоневроз: лечение у детей любых невротических заболеваний в целом более быстрое и легкое, благодаря гибкости детской психики.

              psihodoc.ru

              Причины и лечение заикания у детей

              Заикание (логоневроз) – сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

              Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевое взаимодействие – необходимое условие жизни. Развитие мозговых систем, обеспечивающих речевую функцию, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается и после рождения. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, хрупка и ранима – место наименьшего сопротивления. А как известно, где тонко, там и рвется.

              Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется нарушением плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логневроза и затрудняет его лечение.

              Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет. Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность. Диагностируется нарушение речи у в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи.

            5. повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
            6. последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
            7. генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
            8. последствия перинатального поражения ЦНС;
            9. склонность к судорожному реагированию;
            10. различные повреждения головного мозга;
            11. травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
            12. нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
            13. дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
            14. при попытке переучить левшу в детском возрасте;
            15. дефицит ласки, любви, понимания у ребенка.
            16. В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

              Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

              Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

              Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

              Что делать, если ребенок заикается?

              Лечение заикания у детей проводится совместно психологом, логопедом и педиатром.

              Задачей педиатра является лечение сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Необходимо лечение хронических заболеваний, выход на стойкую, длительную ремиссию. Важно назначение ребенку физиотерапевтических процедур: бассейн, массаж, электросон.

              Психотерапевт помогает ребенку справиться со своим заболеванием, помогает комфортно чувствовать себя в любой ситуации, помогает не бояться общения с людьми, помогает ребенку осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же помогают справиться ребенку с заболеванием.

              Занятия у логопеда помогают ребенку быстрее справиться с заболеванием.

              Занятия проводятся по определенной системе, имеют этапность, последовательность. Вначале дети учатся правильному повествовательному изложению текста. Они зачитывают стихотворения, пересказывают домашнее задание. Особенностью данного повествования является то, что ребенок ощущает себя комфортно, он знает, что ему не поставят оценку, и никто не будет над ним смеяться. Речь детей при таких занятиях размеренная, спокойная, без изменения интонации. Когда удается достигнуть отсутствия заикания при повествовательном рассказе, ребенка просят привнести эмоциональную окраску в речь: где-то повысить голос, где-то сделать акцент, где-то сделать театральную паузу.

              На занятиях моделируются различные жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Это помогает ему справиться с заиканием вне кабинета логопеда.

              Обязательно поддерживание у ребенка хорошего настроения. Ребенок должен получать вознаграждения за свои достижения. Пусть это будет просто похвала, но ребенок должен ощущать значимость своих достижений.

              На занятиях должны присутствовать примеры правильной речи. Это может быть речь логопеда, разговор других детей, которые уже благополучно закончили курс лечения.

              Очень важным разделом в лечении детей с заиканием является применение такого приема, как логопедическая ритмика. Этот прием включает в себя упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, упражнения и игры с пением, хороводы.

              Обязательно задание ребенку заданий на дом, так как лечение не должно ограничиваться только кабинетом логопеда.

              Ни в коем случае ни при каких обстоятельствах не повышайте на ребенка голос, это может лишь усугубить заикание.

              Применение современных логопедических методов помогает ребенку достаточно быстро справиться с заболеванием и вести полноценный образ жизни. Очень важно постараться справиться с заиканием до поступления ребенка в школу (а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и неукоснительно выполнять все его указания), так как в школьную программу входит публичное выступление при ответе на вопросы преподавателя, что может стать большой проблемой для ребенка.

              Преодоление заикания с возрастом становится более сложным вследствие укрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений. Поэтому чем раньше будет начато лечение, тем лучше будет его результат. В результате лечения 70% детей дошкольного возраста полностью избавляются от заикания; 30% имеют остаточные явления; 20% школьников излечиваются полностью; у 80% – улучшение речи разной степени.

              lit-baby.ru

              Это интересно:

              • Цитокины лечение шизофрении Цитокины - классификация, роль в организме, лечение (цитокинотерапия), отзывы, цена Функции цитокинов в организме регуляция продолжительности и интенсивности иммунных реакций (противоопухолевая и противовирусная защита организма); регуляция воспалительных реакций; участие в развитии аутоиммунных реакций; определение выживаемости клеток; […]
              • Невроз сердца чем опасен от чего развивается, как лечится и чем опасен невроз? Часто заканчивается суицидом Взять 30 г измельченных корней дягиля лекарственного, залить 500 мл белого вина, настаивать сутки при периодическом взбалтывании. Процедить. Принимать по 1/2 рюмки два раза в день. Взять 100 г молодых листьев березы, измельчить, залить 2 стаканами теплой кипяченой […]
              • Психология по булимии Стадии протекания булимии достаточно сложно поддаются дифференцированию и классификации. Каждая стадия в большей степени зависит не от времени течения заболевания, а от его интенсивности, основных симптомов и признаков. В данной статье попробуем разобраться, какие же бывают стадии булимии и какой вид лечения лучше в соответствии с этим выбрать. […]
              • Что такое косовосходящая депрессия сегмента st Что такое косовосходящая депрессия сегмента st При интерпретации ЭКГ в качестве изоэлектрической линии обычно принимают интервал PQ. Сегмент ТР представляет собой истинную изолинию, но его практически не используют в большинстве рутинных клинических измерений. Появление депрессии в точке J на > 0,10 мВ (1 мм) от уровня перехода PQ с относительно […]
              • Заикание у детей лечение методы лечение Как вылечить заикание в домашних условиях Заикание – нарушение в нормальном произношении слов, повторение слогов, звуков, частое прерывания в речи, неуверенность в себе. Подобный недуг довольно распространенная проблема, берущая начало с древних времен. Заболеванию были подвержены разные великие люди, но дефект речи не стал для них […]
              • Симптомы белой горячки у алкоголиков Признаки белой горячки у алкоголиков — тяжелые последствия зависимости от алкоголя Алкогольная зависимость – недуг, который несет вред физическому и психическому здоровью, а также отрицательно воздействует на социальный статус и ведет к деградации личности. Закономерным результатом злоупотребления алкоголем является психоз, слабоумие, […]
              • Феназепам и шизофрения Международное непатентованное название Таблетки для приема внутрь. Раствор для парентерального (внутривенного и внутримышечного) введения. Таблетки, содержащие 0,5,1 или 2,5 мг бромдигидрохлорфенилбензодиазепина — активного вещества. Раствор для внутривенного и внутримышечного введения 1 мг бромдигидрохлорфенилбензодиазепина в 1 мл. Таблетки […]
              • Нарушения сна бессонница Лечение бессонницы у пожилых До 35% пожилых людей в возрасте от 65 лет подвержены нарушениям сна, 25% из них регулярно употребляют снотворные. Чаще всего представители старшего поколения жалуются на следующие факторы, существенно ухудшающие их качество жизни: бессонница; проблемы с засыпанием; поверхностный, часто прерывающийся сон […]