Причины аутизма у новорожденных

Каковы признаки аутизма у новорожденных?

Признаки аутизма у новорожденных при внимательном обследовании можно выявить уже с первых месяцев жизни. Диагностика в таком раннем возрасте позволяет предположить нарушение, а не вынести твердый вердикт, болен ребенок или нет. Чтобы узнать, есть у ребенка аутизм или нет, нужно получить консультацию детского психолога. Динамика развития у всех детей разная, и нарушение базовой коммуникации с внешним миром может улучшиться или даже пройти без дополнительной помощи. С другой стороны, симптомы аутизма нужно знать родителям, чтобы как можно раньше обратиться к специалисту.

Как проявляется аутизм

Для оценки имеет значение, прежде всего, взаимодействие с ключевой фигурой в жизни младенца — с матерью. До года жизни между матерью и новорожденным существует симбиотическая связь на невербальном уровне, то есть они могут без проблем подстраиваться друг под друга во время кормления, при укачивании, во время игры. Ребенок с аутизмом не может вступить в полноценный невербальный контакт с матерью, он не расслабляется, когда его укачивают, не может расположиться комфортно, когда кормят, не реагирует на приглашение поиграть, например, с погремушкой. Матери детей-аутистов отмечают следующие особенности при кормлении:

  1. Ребенок держит в напряжении все мышцы тела, не реагирует на ласку и укачивание.
  2. Ребенок полностью расслаблен, мышцы вялые, игровых и радостных движений нет, наблюдается апатия.
  3. Дети очень рано учатся следить глазами за перемещением объектов, ведь это очень важно для их выживания. Первое, что они узнают и различают, — это лицо матери.

    Способность концентрировать взгляд формируется постепенно, однако уже в течение первого месяца жизни можно отметить, что новорожденный четко различает, где у человека лицо, и старается смотреть именно туда. Зрительный контакт играет очень важную роль при невербальном общении матери и ребенка. Нарушение этого базового способа общения является очень тревожным признаком. Матери детей-аутистов жалуются на то, что ребенок:

  4. Не может сфокусировать взгляд на человеческом лице, лица людей, в том числе материнское, не представляют для него интереса.
  5. Усли случайно сталкивается взглядом с другим человеком, быстро отводит глаза.
  6. От того, насколько успешно ребенок выражает свои потребности, зависит их удовлетворение, ведь самостоятельно он не может ни передвигаться, ни принимать пищу, ни обеспечить себе тепло и безопасность. В норме дети всегда обозначают присутствие значимых взрослых, заигрывают, показывают радостные чувства при появлении в комнате матери. Дети-аутисты не отличаются эмоциональной реакцией уже в младенчестве. Они не протягивают руки к матери, когда она наклоняется над кроваткой, не инициируют по своему желанию игру или кормление. Существует два варианта, которые наблюдают матери младенцев с аутизмом:

    1. Ребенок испытывает дискомфорт от попыток сближения с ним, находиться на руках ему не нравится.
    2. Ребенок нормально чувствует себя на руках у матери, но не проявляет никакого стремления туда попасть.
    3. Ребенок очень хорошо ощущает себя на руках матери, однако точно так же ему хорошо и на руках у любого другого теплого и надежного взрослого, даже незнакомого.

    Симбиотический союз между матерью и младенцем — это общение двоих людей, каждый из которых является активным действующим лицом. Невербальные способы коммуникации, которыми владеет здоровый и развитый младенец, включают в себя:

    • визуальный контакт;
    • улыбку;
    • звуки, отражающие чувства, которые испытывает ребенок;
    • позы радости, страха, горя и других состояний;
    • способность с помощью звуков, поз и движений вызывать у матери определенные действия.
    • Одним из критериев нормального коммуникативного развития у младенцев является способность улыбаться матери и другим значимым людям. Эта улыбка направлена лично на человека, она имеет конкретного зрителя. Дети с аутизмом тоже обладают улыбкой, однако она не адресована другому человеку, она появляется рефлекторно, как ответ на приятный стимул из внешнего мира. Таким приятным стимулом может выступать сверкающая игрушка, приятная ткань, на которой лежит ребенок, или двигательная активность. Со стороны стороннего наблюдателя непросто определить, что вызывает улыбку у младенца, но внутри диады мать-ребенок для матери это понятно. Матери аутистов отмечают, что:

    • Ребенок никогда не улыбается в ответ на чью-то улыбку, он не задерживается взглядом на лице другого человека и не отмечает для себе его выражение.
    • Ребенок может улыбаться безлично, но не выражает желания более близкого общения с кем-либо, например, не требует взять его на руки или покачать.
    • Проявление инициативы в отношениях со стороны ребенка многое говорит не только о его характере, но и об его уровне коммуникативных навыков.

      Особенности поведения

      После 3 месяцев жизни маленький человек уже обладает многими возможностями повлиять на действия большого человека, и он этим пользуется.

      Ребенок-аутист быстро устает от контакта со взрослым, перестает отвечать на стимулы из внешнего мира, не только не требует общения, но и уклоняется от него. У грудничка с таким нарушением нет типичного детского оживления при виде матери или отца. Он не начинает сучить ножками, смеяться и улыбаться, размахивать руками. Чаще всего в его поведении ничего не меняется при появлении взрослых. После 5-6 месяцев у детей с успешной коммуникативной системой уже закреплены основные навыки общения, они умеют:

    • начинать по своей инициативе контакт;
    • продолжать уже начатый кем-то контакт;
    • заканчивать по своей инициативе взаимодействие.
    • Из этих трех навыков у аутиста можно распознать только умение заканчивать общение, так как он недостаточно адекватно реагирует на поведение и чувства других участников коммуникации.

      Младенцы различают разные выражения лиц у взрослых, разный тембр голоса и интонацию, исходя из этого они реагируют, и их реакция удачно встраивается в коммуникативный акт. У аутистов проявляется неспособность попасть в настроение окружающих, их эмоции не связаны с эмоциями окружающих. Матери детей с аутизмом отмечают, что:

    • Ребенок может испугаться при виде знакомого человека, например отца.
    • Плач ребенка может быть вызван любым громким звуком, даже смехом.
    • Эмоции, которые проявляет ребенок, вызваны обстановкой (тепло, сухо, безопасно), а не поведением отдельных личностей, ребенок не различает, враждебно или дружелюбно относится к нему человек, но обращает внимание на интенсивность стимула.
    • Для матерей общение с аутичным ребенком представляет очень большую сложность. Основа симбиотических отношений — это чуткая эмоциональная связь на невербальном уровне, благодаря которой мать может качественно позаботиться о ребенке. Если новорожденный не подает отчетливых сигналов о своем состоянии, как она может помочь ему контейнировать эмоции?

      Особенности взаимодействия

      Существует несколько разновидностей аутистических расстройств, при которых по-разному проявляются нарушения в коммуникации. Для некоторых детей-аутистов свойственна бурная реакция на уход матери из поля видимости, они обладают хорошим периферическим зрением и замечают отсутствие знакомой фигуры. При этом, когда мать находится непосредственно рядом, они не вступают в активное взаимодействие. Другие дети не реагируют на приходы и уходы матери, но проявляют рефлекторные навыки самоуспокоения в стрессовых ситуациях, например: раскачиваются, катаются по кровати, сосут палец.

      В других случаях признаки аутизма у новорожденных радикально отличаются от изоляции, хотя точно так же имеется нарушение в коммуникации. Дети этого типа необычайно дружелюбно настроены, но не могут установить прочный невербальный контакт. Например, ребенок замечает лицо взрослого, но не может сфокусироваться на нем и улыбнуться лично или ребенок может улыбаться по отношению ко всем взрослым без исключения, но не различает своих близких и чужих людей, не выделяет мать как исключительного партнера по общению. Для того чтобы проверить свои подозрения на аутизм, следует взять ребенка на консультацию к детскому психологу. Специалист, знакомый с характерными особенностями развития в каждом возрасте, сможет при помощи коммуникативных тестов подтвердить или опровергнуть подозрения родителей.

      1popsihiatrii.ru

      Признаки аутизма у новорожденных

      Пугающее слово «аутизм» еще несколько десятилетий назад знали немногие, хотя данное нарушение развития нервной системы психиатр Л. Каннер описал еще в 1943 г.

      Поскольку распространенность данного нарушения в последнее время встречается все чаще, большинство современных родителей не только слышали о таком явлении, но и в общих чертах имеют представление о его сути.

      Аутизм является общим расстройством развития, при котором наблюдается выраженный всесторонний дефицит общения и социального взаимодействия, интересы ограничены, а действия носят повторяющийся характер. Суть заболевания заключена в его названии – жесты и речь человека, страдающего аутизмом, не направлены на внешний мир, отсутствует и социальный смысл действий.

      При этом наличие аутизма не означает, что этот человек не в состоянии испытывать привязанность, сочувствие или склонен нарушать нормы поведения (так бывает при наличии социопатии) – аутисты испытывают проблемы с коммуникацией, но даже при отсутствии речи малыш с аутизмом испытывает привязанность к родителям так же, как и любой ребенок без отклонений.

      Диагноз «аутизм» для многих родителей звучит как приговор, но далеко не в каждом случае проявления заболевания связаны с нарушением интеллектуального развития.

      Поскольку расстройства аутического спектра отличаются разнообразными проявлениями, у ребенка кроме ограниченности интересов и нарушенной взаимной коммуникации может наблюдаться нарушение внимания, задержка речевого развития, ритуальное поведение и другие отклонения от нормы при среднем или даже высоком уровне интеллекта. При том что аутист испытывает трудности с социальным взаимодействием, он также испытывает эмоции (привязанность к близким и др.) и не стремится к одиночеству.

      Безусловно, по сравнению с другими детьми, аутист отличается рядом особенностей, но жизнь таких детей во многих случаях сохраняет осмысленность и наполненность, а при легкой форме заболевания во взрослом возрасте нарушение может проявляться только специфической манерой общения и узостью интересов.

      Несмотря на статистическое увеличение случаев аутизма, распространенность заболевания по сути не увеличивается – рост статистических показателей связан с объединением аутизма (детского и атипичного), синдрома Аспергера и первазивного расстройства развития в понятие «расстройства аутического спектра» (до внесения изменения в классификацию диагноз «аутизм» ставился только при наличии задержки речи).

      Проявление аутизма в классическом понимании термина наблюдается:

    • В возрасте до 3-х лет (детский аутизм).
    • После 3-х лет (атипичный аутизм, для которого характерно отсутствие одного из основных диагностических критериев или позднее начало). Наблюдается чаще при наличии других расстройств, в том числе и при умственной отсталости.
    • Причины развития аутизма

      Некоторое время назад считалось, что развитие аутизма связано с общей причиной, которая затрагивает генетический, когнитивный и нейрональный уровни. Поскольку уже выявлено множество генов, потенциально способных влиять на развитие аутизма, но эффект этих «кандидатов» очень мал, большинство ученых предполагает, что это расстройство вызывается совокупностью причин (генетических, эпигенетических и внешних), чаще действующих одновременно.

      О внешних причинах аутизма достоверных данных пока не существует, но к потенциально опасным факторам, способным вызвать аутизм у ребенка, в настоящее время относят:

    • Токсичные вещества (пестициды, растворители, тяжелые металлы и др.);
    • Инфекционные заболевания (синдром врожденной краснухи и, возможно, другие инфекции);
    • Пренатальный стресс.
    • Приблизительно в 90% случаев детский аутизм является следствием генетических мутаций. Важно отметить, что у совершенно здоровых родителей в результате новых мутаций, не наблюдающихся в предыдущих поколениях, может родиться ребенок-аутист.

      У детей, страдающих аутизмом, внешние недостатки отсутствуют – ребенок-аутист обычно отличается хорошим физическим здоровьем и внешней привлекательностью.

      Строение мозга у таких детей не нарушено, но функциональность нейронных связей высокого уровня и их синхронизация снижены.

      Признаки детского аутизма даже в младенческом возрасте вызывают интуитивную тревогу родителей – у ребенка редко наблюдается улыбка при появлении близких, снижена реакция на социальные стимулы, отсутствует интерес к другим людям. Комплекс оживления, естественный для ребенка при появлении взрослого, распространяется также на неживые предметы (такая реакция в смягченном варианте может присутствовать и у взрослого при наличии аутизма). У новорожденных симптомы аутизма не проявляются.

      Лепет, который в норме появляется в 6–10 месяцев, у ребенка отсутствует до года, малыш при этом не жестикулирует сам, а предпочитает выражать свои желания рукой другого человека.

      Ребенок-аутист не имитирует чужое поведение, не пытается взаимодействовать с другими детьми, не участвует в невербальном общении и не приближается к чужим. Эмоции других людей оставляют его равнодушным, но звуковые или осязательные раздражители часто вызывают чересчур бурную реакцию (истерику в том числе). На раздражители другого типа и на позу кормления реакция часто ослаблена, удовольствия после кормления малыш не проявляет.

      Признаки аутизма включают также отсутствие:

    • первых слов к 16 месяцам;
    • спонтанных фраз из двух слов к концу 2-го года (автоматическое повторение не учитывается).
    • Речь маленького ребенка-аутиста содержит мало согласных звуков, обмен звуками с другими людьми происходит вразнобой, словарный запас ограничен. Малыш-аутист редко сопровождает жесты словами, редко комбинирует слова, практически никогда не делится с другими своими переживаниями и крайне редко обращается с просьбами. У ребенка также наблюдается эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений – малыш не меняет местоимение (например, говорит о себе «ты», «тебе» и т.д.).

      Функциональную речь ребенок-аутист может освоить только при совместном внимании родителей (например, если ребенка попросить показать рукой на игрушку, он будет чаще всего смотреть на руку, а не на сам предмет).

      У детей аутизм проявляется также сложностью перехода от слов-обозначений к связной речи. Трудности вызывают также игры, требующие воображения. Кроме того, аутист при контакте с другими людьми редко смотрит им в глаза.

      О возможном развитии аутизма говорит и утрата части языковых или социальных навыков, которая может проявиться у ребенка в любое время.

      Признаки аутизма проявляются также:

    • Стереотипией, при которой малыш часто совершает бесцельные движения (например, ребенок трет руки, раскачивается или вращает головой).
    • Склонностью соблюдать некие правила (располагать объекты определенным образом и т.д.).
    • Потребностью поддерживать однообразие (например, ребенок может сопротивляться перемещению предметов в комнате и др.).
    • Аутоагрессией, при которой активность ребенка направлена на причинение вреда самому себе. Наблюдается у 30% детей с аутизмом.
    • Строгим соблюдением последовательности повседневных действий (ритуальное поведение).
    • Узкосфокусированными интересами (ограниченное поведение, при котором малыш интересуется только одной игрушкой и т.д.).
    • Эти признаки аутизма не являются специфичными (они присутствуют и при других нарушениях развития), но только при аутизме эти симптомы ярко выражены и проявляются часто.

      У конкретных детей наблюдаются не все симптомы, характерные для аутизма.

      Необязательным, но относительно распространенным симптомом аутизма является:

    • Генерализованная недостаточная обучаемость, которая не всегда является свидетельством низкого интеллектуального уровня (этот термин также применяется по отношению к детям с нормальным интеллектуальным уровнем и наличием некоторых проблем с чтением и письмом). Этот симптом выявляется у большинства детей, страдающих от аутизма. Низкий уровень IQ наблюдается при тяжелых формах аутизма, а при легких формах расстройства уровень интеллекта может быть выше среднего (даже в том случае, когда уровень интеллекта не отклоняется от нормы, возможны сложности с обучением).
    • Наличие припадков эпилептического типа. Припадки чаще начинаются в подростковом возрасте, выявляются у ? детей с генерализованной недостаточной обучаемостью и только у 5% детей с IQ в пределах нормы.
    • Проблема с концентрацией внимания (СДВГ). Эта проблема может наблюдаться при навязанных взрослыми заданиях, но отсутствовать при самостоятельно выбранной задаче, но может присутствовать и постоянно.
    • Приступы вспышек гнева, которые возникают при нарушении привычного распорядка или постороннего вмешательства в ритуалы. Вспышки гнева могут возникать также из-за неспособности ребенка сообщить о своих потребностях.
    • У ребенка также могут наблюдаться другие симптомы, не являющиеся отличительными признаками аутизма. Аутист может отличаться необычными способностями (от дословного запоминания больших объемов текста до выдающихся способностей в изобразительном искусстве, музыке, построении сложных трехмерных моделей и др.).

      У ребенка часто повышена способность к сенсорному (при помощи органов чувств) восприятию мира, присутствует необычная реакция на сенсорные стимулы, однако эти симптомы не являются отличительной чертой заболевания.

      Дополнительные признаки аутизма включают:

    • Избыточную или недостаточную реактивность (например, при избыточной реактивности ребенка могут доводить до слез громкие звуки, а при недостаточной реактивности малыш при перемещении может натыкаться на предметы).
    • Потребность в сенсорной стимуляции (малыш ритмически раскачивается или совершает другие подобные действия).
    • Проблемы с моторикой (у ребенка ослаблен тонус мышц, наблюдаются трудности при планировании движений или ходьбе на цыпочках). Тяжелые двигательные нарушения в результате аутизма не наблюдаются.
    • Отклонение в пищевом поведении. Присутствует у 2/3 детей-аутистов. Чаще всего аутист избирателен в выборе блюд, но подобное поведение может включать также наличие связанных с едой ритуалов и отказ от приема пищи (признаки недоедания при этом отсутствуют). Симптомы проблем с желудочно-кишечным трактом наблюдаются в таких случаях у небольшого количества детей.
    • Нарушения сна. У ребенка при аутизме можно обнаружить трудности с засыпанием и частые пробуждения среди ночи или рано утром.
    • Поскольку детский аутизм у каждого ребенка проявляется в разных формах и сопровождается разными симптомами, этот диагноз ставится при наличии трех основных критериев:

    • недостатка социальных взаимодействий;
    • нарушенной взаимной коммуникации;
    • ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.
    • У ребенка в более взрослом возрасте наблюдаются трудности при распознавании лиц и эмоций других людей. Аутист испытывает проблемы при знакомстве с другими людьми, ему трудно поддерживать дружеские отношения, но это не значит, что ребенок стремится к одиночеству. Ощущение одиночества у ребенка возникает в результате недостатка общения, которое является следствием низкого качества отношений.

      Братья и сестры для ребенка-аутиста чаще объект восхищения, чем конкурент, поэтому конфликты между детьми возникают редко.

      Во взрослом возрасте аутист отличается от окружающих людей замкнутой внутренней жизнью, эмоции такого человека часто бедны. Происходящие во внешнем мире события не затрагивают внутренний мир человека с аутизмом, и в то же время аутист не является равнодушным – так, он не выражает сочувствие, но может попробовать помочь с решением проблемы того, с кем общается.

      Как ребенок-аутист воспринимает окружающий мир

      В представлении большинства людей диагноз «аутизм» ассоциируется с неполноценностью и инвалидностью, поэтому такое заболевание у ребенка для родителей является синонимом полной катастрофы – им кажется, что их малыш будет однозначно несчастен и ограничен в возможностях. Однако это не совсем так – при сравнении с другими детьми малыш даже при легкой форме аутизма однозначно будет отличаться специфическим поведением и трудностями при обучении, однако несчастным ребенок-аутист не будет.

      Симптомы данного заболевания отличаются многообразием, поэтому таких детей объединяет между собой только проблема общения с другими живыми существами. Во всем остальном каждый аутист с легкой формой заболевания является неповторимой личностью, обладающей своими способностями, интересами и навыками.

      Большинству окружающих сложно представить себе этапы развития аутиста (у родителей ребенка возникают те же сложности) — для них заболевание кажется лишением того, что у них было, утратой определенных ощущений и навыков. На самом деле аутист развивается иначе, чем люди с отсутствием этого заболевания.

      Аутисты иначе ощущают себя в этом мире и обладают другими навыками и интересами – аутист не понимает выражения лиц окружающих, способен часами говорить о своем интересе (такое поведение часто отталкивает), но он способен полностью и досконально изучить определенную тему и испытывать при этом полное удовлетворение. Аутист может быть счастлив, приводя имеющиеся факты в определенную систему, его в любом возрасте может восторгать и целиком поглощать красота расположения трещин или ощущение, которое испытываешь при прикосновении к шерсти животного и т.д.

      Поскольку в обществе бытует представление о равнодушном отношении аутиста к окружающим, родителей беспокоит перспектива будущего одиночества ребенка. Вопреки стереотипам, аутисты с легкими формами расстройства могут испытывать привязанность, во взрослом возрасте влюбляться и создавать семьи (безусловно, встречаются асексуальные аутисты, но таких меньшинство).

      Отношение детей-аутистов к родителям даже при наличии серьезных отклонений (отсутствие речи) не отличается от отношения здоровых детей. Важно помнить, что при наличии аутизма и малыш, и взрослый иначе проявляет свои чувства, чем люди без аутизма (это связано со спецификой общения аутистов).

      В детском возрасте у малышей наблюдаются трудности с адаптацией к окружающему миру, так как мир не приспособлен для них. У ребенка наблюдается избыточная активность мозга, поэтому малыш не успевает анализировать то, что он слышит, видит и осязает, то есть в его внутреннем мире отсутствует цельная картина.

      Голос человека для ребенка не отличается от других звуков, поэтому дети до года не лепечут, в раннем возрасте не реагируют на свое имя (у родителей часто возникает впечатление, что ребенок не слышит, при том, что кроха вздрагивает от посторонних звуков).

      Лица и руки родителей для детей сливаются в общем потоке впечатлений, не выделяясь на фоне остальных предметов – именно поэтому комплекс оживления могут вызывать и неживые предметы. Сенсорная путаница затрагивает и область осязания – у ребенка может вызывать истерику мягкий материал (бархат, шерсть), но при этом он совершенно спокойно прикасается к шершавым или колючим предметам.

      Поскольку в мире ребенка с аутизмом из-за специфики восприятия отсутствуют звенья, скрепляющие общую картину мира, ребенок очень ценит ритуалы и стереотипное поведение, дающие ощущение безопасности. Любая выбивающаяся из привычного графика вещь приводит к повышению тревожности и утрате контроля над собой. У детей младше трех лет часто наблюдаются бурные, неадекватные с точки зрения родителей реакции (плачет из-за громкого звука и т.д.). Помогают избавиться от тревожности стереотипные действия – покачивания всем телом, быстрые размахивания руками (руки напоминают при таких движениях крылья) и т.д.

      Сложностью для родителей и ребенка является и неумение «читать» чужие эмоции – в процессе развития и общения с родителями ребенок корректирует свои действия и поведение, ориентируясь на реакцию родителей (восприятие себя основывается на реакции матери и остальных людей). Отсутствие способности воспринимать лицо человека целиком (только глаза или только нижняя часть лица) приводит к тому, что у ребенка нет шанса научиться отличать мимические выражения гнева, радости и т.д., как это происходит обычно с детьми третьего года жизни. Обычно ребенок в возрасте 3-х лет по мимике уже улавливает настроение окружающих и может сравнить его со своим. Понимание отличия между собой и другими способствует развитию навыков общения.

      Кроме того, у ребенка с аутизмом конкретное мышление – он не воспринимает метафор и образов, не улавливает разницы в интонации, поэтому даже при хорошем уровне интеллекта и правильной речи он испытывает трудности при общении (речь других людей часто сбивает его с толку).

      Отсутствие возможности «считывать» чувства окружающих приводит к неумению выражать свои собственные чувства доступно для других – интонации речи ребенка-аутиста часто не совпадают с содержанием речи (монотонное «спасибо» не означает недовольства и т.д.).

      Все это в целом создает препятствия для полноценного общения с другими, вызывая у аутиста чувство неуверенности даже при хорошем уровне адаптации.

      Уровень адаптации ребенка-аутиста зависит в первую очередь от родителей, так как именно лечения данного расстройства (устранения причины аутизма и возвращения к норме) в настоящее время не существует. В тех случаях, когда речь идет о «вылечившемся» ребенке-аутисте, имеется в виду ребенок, развивающийся и обучающийся в подходящей для него обстановке, благодаря чему он приобретает навыки, необходимые для полноценного существования в этом мире.

      В тех случаях, когда родители своевременно (в возрасте 1,5 лет) обратили внимание на признаки аутизма у ребенка, обратились к специалисту и смогли создать благоприятную для малыша атмосферу, ребенок при легких формах расстройства приобретает большинство необходимых навыков и от сверстников отличается только спецификой восприятия и общения.

      Для достижения такого результата нужно:

    • Осознать, что аутизм останется с ребенком на протяжении всей его жизни, то есть он всегда будет чувствовать, видеть и слышать не так, как другие. Ребенка не нужно «подгонять» к общепринятой норме, ему нужно помочь приобрести навыки, помогающие жить в мире «неаутистов».
    • Помнить, что изменение распорядка и неблагоприятные для данного ребенка условия негативно воздействуют на малыша, и он «уходит в себя».
    • Подобрать подходяще методики коррекции речи и других навыков при помощи специалистов (логопеда, психолога и т.д.).
    • Устранить агрессию и другое неконструктивное поведение. Достаточно эффективна АВА-терапия, при которой для конкретного ребенка подбирается стимул, позволяющий закрепить желаемую реакцию (занятия нужно проводить каждый день).
    • Обучать подражанию, социальным и ролевым играм.
    • Медикаментозное лечение (успокоительные и психотропные препараты) используется только по строгим показаниям и назначается исключительно врачом (к примеру, задержка речевого развития к таким показаниям не относится).

      Альтернативное лечение (применение глицина для стимуляции речевого развития и т.д.) может нанести аутисту вред, поскольку органические нарушения у ребенка отсутствуют, а бурные реакции служат способом выражения эмоций.

      Адекватное лечение аутистов заключается в закреплении необходимых навыков, поскольку внутренняя мотивация к совершению повседневных дел у них часто отсутствует.

      krohapuz.ru

      Причины развития аутизма у детей, методы лечебной терапии

      Аутизм – это заболевание, возникающее в результате нарушения развития головного мозга и характеризующееся низкой способностью человека формировать социальные отношения с окружающими. Аутизм у детей может проявляться уже через несколько месяцев после рождения, но специалисты не спешат ставить диагноз в надежде на восстановление коммуникативных функций. Особенностью патологии является ее многогранность. Очень часто это осложняет постановку диагноза и методы лечения.

      Одной из причин развития аутизма у ребенка может быть наследственная предрасположенность

      Причины развития аутизма

      Уже более 70 лет аутизм изучается психиатрами, но и сегодня специалисты не могут с точностью назвать причин появления расстройства. Количество теорий по этому поводу растет, но пока они не имеют клинических обоснований. Основные версии:

    • Наследственность . В анамнезе родителей больных детей иногда прослеживается наличие психических расстройств, но чаще всего это просто последствия шока, вызванного поставленным диагнозом;
    • Очередность . Как установили психологи, чаще всего аутизмом страдает первенец в семье. Но и с ростом количества детей вероятность появления на свет малыша с отклонением растет (т.е. у шестого ребенка риск развития болезни выше, чем у пятого);
    • Вирусное заболевание матери во время беременности или родов . Наиболее правдоподобная теория, объясняющая нарушение развития головного мозга у плода. Именно по этой причине профилактика таких заболеваний, как корь, краснуха, паротит и ветряная оспа имеют такое значение во время беременности.
    • Дети-аутисты всегда погружены в себя, их сложно побудить к взаимодействию, им больше нравится наблюдать, чем общаться

      Проявления аутизма в детском возрасте

      Симптомы расстройства у детей могут проявляться уже в 3-месячном возрасте. Но чаще всего окончательный диагноз ставится не раньше, чем в три года. К этому времени отличия ребенка с аутизмом от здоровых сверстников становятся очевидными.

      Самые распространенные признаки аутизма у детей:

    • Уже в три месяца младенец с нормальным развитием начинает узнавать знакомые лица, улыбаться, проявлять активность. Малыш с нарушением восприятия не улыбается, никого не узнает, капризничает при попытке покормить, не фокусирует взгляд на предмете;
    • У таких детей часто наблюдается бессонница. Они могут часами лежать, глядя в пространство. При этом не плачут и не капризничают;
    • Малыши с нарушенным восприятием боятся громких звуков и электрических приборов;
    • Аутизм может проявляться в отторжении от любого контакта. Если такого ребенка взять на руки, он начнет изгибать спину, чтобы его не могли прижать к груди;
    • По мере взросления наблюдается монотонность движений. Малыш может сидеть в одной позе несколько часов и раскачиваться, не обращая внимания на внешние раздражители;
    • Очень часто таких детей приводят на осмотр к отоларингологу, т. к. у них наблюдаются симптомы глухоты. Они не реагируют на громкие звуки или зов родителей. На самом деле их слух совсем не страдает, но воспринимать звук они начинают только тогда, когда он доставляет им дискомфорт;
    • Сказывается аутизм и на развитии речи. Дети начинают говорить после 2-х лет, причем сразу целыми словами и фразами. Может наблюдаться эхолалия – повторение фразы с сохранением ее структуры и даже интонации;
    • Таких детей больше привлекает общение со взрослыми людьми, сверстники им не интересны;
    • Можно заподозрить аутизм, если кроха не интересуется обычными игрушками. Его больше привлекают часы, кухонная утварь, он может бесконечно наблюдать за движением стрелок или водить блестящими предметами у себя перед глазами;
    • Основные симптомы аутизма – проблемы с общением и своеобразное восприятие окружающего мира. Иногда внимание таких детей можно привлечь, только помешав им в выполнении какого-либо действия;
    • Если у ребенка аутизм, любое изменение привычной обстановки может вывести его из себя. Отсутствие какой-то вещи на своем месте воспринимается как трагедия;
    • Пациент с расстройством восприятия может проявлять способности, граничащие с гениальностью, в определенных школьных дисциплинах, при этом другие предметы не будут даваться ему совсем;
    • У детей до года могут наблюдаться расстройства работы желудочно-кишечного тракта (запоры, вздутие живота, урчание).
    • Существуют методики обучения детей-аутистов, преимущественно в игровой форме, при этом каждый день такие мероприятия должны проходить единообразно и в строго определенной последовательности

      Постановка диагноза и лечение заболевания

      Поставить диагноз «аутизм» довольно сложно. Он подразумевает длительное обследование, сбор анамнеза. Специалист должен отмести другие похожие заболевание временного характера, например, неврозы. Диагноз аутизм у детей может ставиться только психиатром после полной диагностики малыша и беседы с родителями.

      К сожалению, современная фармакология не нашла лекарства, способного помочь ребенку с диагнозом аутизм. Медикаментозные препараты используются, только если нужно купировать специфические симптомы заболевания. В основном врачами используется психотерапия и социальная адаптация.

      Организация жизни детей с расстройством налаживания социальных отношений:

      • Желательно, чтобы ребенком занимался один специалист. Частая смена врачей собьет пациента с привычного ритма и усилит симптомы;
      • Родители должны понять, что лечение заболевания должно продолжаться и после беседы с психологом – это ежедневный, даже ежеминутный труд всего окружения малыша;
      • Нужно привыкнуть к тому, что жизнь с ребенком, болеющим аутизмом, предполагает ежедневное повторение одних и тех же действий. Это большая психологическая нагрузка не только для детей, но и для родителей;
      • Хороший терапевтический эффект оказывает четкий распорядок дня семьи, поддержание привычной обстановки в комнате – это способствует расслаблению ребенка и помогает купировать некоторые симптомы;
      • С такими детьми нужно много общаться, стараться привлечь внимание, многократно повторяя их имя с одинаковой громкостью и интонацией. Нельзя повышать голос на пациента с диагнозом аутизм, применять силу или болевые стимуляторы.
      • Прогноз по течению заболевания индивидуален для каждого случая. Если один малыш начинает демонстрировать улучшение коммуникативных способностей и восприятия уже через несколько недель после начала терапии, то другой может не менять своего поведения несколько лет. Аутизм – это не приговор. Такие пациенты способны жить полноценной жизнью. Но важно помнить, что лечение данного состояния не должно прерываться даже на день.

        agushkin.ru

        Причины раннего аутизма у детей

        Порой бывает так, что в хорошей семье, где есть любящий муж и долгожданный ребенок, который не доставляет особого беспокойства, матери все равно кажется, что с малышом что-то не так. По какой-то причине он не называет ее мамой, не просит вещи, а ведет маму к ним за руку. Есть ли здесь связь с нарушением развития? Попробуем разобраться вместе.

        Если вы когда-нибудь слышали о таком заболевании, как аутизм у детей, то причины его развития и клинические проявления также вас заинтересуют. Как правило, аутизм выявляют у малыша в возрасте до двух с половиной лет. Данное нарушение не является заболеванием в привычном его понимании. Дети, больные аутизмом, могут не обладать никакими физическими изъянами или другими нарушениями, но быть «странными», живущими в своем особом мире.

        Для аутизма, в отличие от других болезней, не существует строгого перечня симптомов. О его наличии сигнализирует сочетание трех главных его проявлений (это так называемая триада аутизма). К данным проявлениям следует относить:

      • нарушение коммуникативной способности и стремление к одиночеству;
      • стереотипное поведение и страх перед изменениями привычного уклада;
      • речевые нарушения.
      • Ранний аутизм, как отдельное заболевание, стал темой для разговоров лишь в середине 20 века, хотя под описание аутичных людей подходят и многие из прошлого. А потому болезнь вызвала столько догадок и замыслов. Зачастую аутистам приписывают супер-способности, скрытые таланты. Но, как говорит статистика, подобные таланты встречаются только у 10 % аутистов. По большому счету все остальные имеют особое мышление, а также им сложно приспособиться к жизни в нашем обществе, либо же больным присуща тяжелая дезадаптация и у них отсутствует речь.

        Многие специалисты по раннему аутизму полагают, что основу заболевания составляет мутация генов. Однако, в одной семье редко можно встретить двоих детей, больных аутизмом. Не всегда эта болезнь наблюдается одновременно у обоих однояйцовых близнецов. Это означает, что причина аутизма кроется в чем-то еще…

        Большую часть случаев аутизма сопровождают органические поражения головного мозга, возникающие у младенца во время развития внутри утробы. Органические нарушения могут проявиться после перенесенных матерью в период беременности инфекционных заболеваний (краснуха), травм, профессиональной вредности (облучение, отравление солями тяжелых металлов), травм психического рода. Причиной мозговых нарушений (энцефалопатия или ПЭП) могут стать и родовые травмы, включая стремительные роды в случае с недоношенной беременностью. Зачастую природа «бракует» зародышей, имеющих генетические и органические нарушения. В связи с этим, если у женщины беременность сопровождалась угрозой выкидыша, то есть небольшая вероятность того, что ребенок родится с такой патологией, как аутизм.

        Как считают некоторые исследователи, к раннему детскому аутизму приводят иммунные и гормональные нарушения. В этом случае особенной популярностью пользуется теория воздействия на мозг продуктов мучных и молочных, — в которых содержится глютен и казеин. Сторонники этой теории уверены, что белки приводят к нарушению работы нервной системы крохи, что и становится причиной появления симптомов раннего аутизма у малышей.

        Большинство родителей отмечает, что их кроха изменился после перенесенного заболевания, которое сопровождалось высокой температурой, или после прививки. И здесь не имеется доказательств, что именно из-за прививки развился аутизм. Скорее всего, она была пусковым механизмом, который «выстрелил» на фоне уже имевшихся, но не диагностированных нарушений.

        Вероятнее всего, что причина аутизма у детей – это целый комплекс факторов. Аутизм иногда возникает в ситуации, при которой на небольшие странности матери наслаиваются особенности поведения мужа, беременность прошла с осложнениями, а роды были тяжелыми. Но это лишь предположение.

        Аутизм и другие нарушения развития

        В последнее время явление раннего детского аутизма стало относительно распространенным среди прочих нарушений в развитии (аутизм встречается в среднем 3-6 раз на 10 тыс.

        случаев). Но не всякий замкнутый или погруженный в себя ребенок считается аутистом. Если вам кажется, что малыш вас не замечает, не реагирует на обращение, проверьте его зрение и слух. Причина может скрываться здесь.

        У больных аутизмом часто присутствуют различные нарушения речи. При этом у детей-аутистов иногда спонтанно появляются хорошо произносимые слова, и даже целые фразы. Малыши с аутизмом иногда могут вовремя вставить фразу, которую они услышали по телевизору. Кроха, у которого только что нельзя было добиться его имени и возраста, может сразу же сесть в уголке и поведать своему котенку сложное стихотворение, подслушанное неизвестно где.

        Причиной замкнутости может быть и нехватка эмоционального контакта малыша с близкими в раннем возрасте. Часто это происходит с детьми, которых взяли из детского дома. Ведь если маленького котика не брать на руки, он вырастет дикарем. Примерно то же самое случается и с детьми, которые недополучили ласку в младенчестве. Подобное состояние носит название госпитализм. Если сравнить его с ранним аутизмом, то причины развития аутизма у малышей иногда связаны с полным отвержением их мамой (в сочетании с прочими факторами). Вместе с тем дети, лишенные нормального общения, после попадания в благополучную обстановку, будут адаптироваться намного быстрее детей-аутистов. В дальнейшем, если будут отсутствовать другие нарушения, они догонят своих сверстников.

        Если вам кажется, что у крохи странное поведение, внимательно понаблюдайте за ним. Не стесняйтесь высказать свои предположения педиатру. Если врач засомневается в диагнозе (при аутизме это не редкость), покажите ребенка нескольким врачам и непременно проконсультируйтесь у психолога.

        www.psyportal.net

        Как распознать симптомы аутизма у детей, возможно ли лечение?

        Аутизм — это серьезное заболевание, для которого свойственно нарушение способностей у ребенка к познанию окружающего мира и общества.

        Это интересно! В 1943 году американский ученый Лео Каннер сделал первое описание заболевания аутизма у детей. В результате нарушения в личностно-эмоциональной сфере детей и подростков получили дополнительные названия — синдром раннего детского аутизма, синдром РДА, синдром Лео Каннера.

        Классификация аутизма

        По степени тяжести аутизм у детей варьируется от легкой до очень тяжелой. При легкой степени аутизма ребенок может казаться нормальным, ну и только немного странным. А вот тяжелая степень этого заболевания может полностью нарушить функции головного мозга. Вот тут мы уже видим явные странности в поведении малыша, отклонения в общении и социальном взаимодействии.

        Выделяется четыре группы детского аутизма. Каждая из них характерна своими способами отрешенности от внешнего мира в обществе.

      • Отрешенность от происходящего полная. Дети этой группы не имеют точек соприкосновения с окружающим миром. Они совершенно не реагируют на отсутствие пищи, влажные пеленки. Их напрягает взгляд и даже незначительные телесные контакты.
      • Отвержение окружающей среды. Характеризуется тщательной избирательностью в контактах. Общение ребенка может ограничиваться только родителями. Для малышей этой группы свойственно испытывать сильное чувство страха. Эта реакция бывает очень агрессивна. Но дети второй группы, в отличие от первой, более адаптированы к жизни в обществе.
      • Захваченность аутистическими интересами. Дети стараются укрыться в своих интересах. Их занятия, как правило, не носят познавательный характер. Ребенок может длительное время рисовать один и тот же сюжет, разговаривать месяцами на одну и ту же тему. Их интересы зачастую агрессивны и устрашающи.
      • Трудности при взаимодействии с окружающей средой — проявление аутизма в легкой степени. У детей повышены ранимость и уязвимость.
      • Почему возникает аутизм?

        Аутизм считают генетическим заболеванием, хотя причины его возникновения на сегодняшний день достоверно не выяснены. Это заболевание объединяет ряд разнообразных симптомов, которые могут проявляться у всех аутистов по-разному. Следует помнить, что, чем раньше установлен диагноз, чем быстрее начата терапия, тем больше шансов у ребенка для нормальной адаптации в обществе.

        Возникает вопрос: каковы же вероятные причины аутизма у детей?

        Причины аутизма у детей.

      • Причиной развития аутизма может быть какое-либо органическое повреждение плода, которое произошло в период внутриутробного развития или в процессе родов. Некоторые из таких повреждений могут возникнуть, если мать во время беременности перенесла какие-либо вирусные инфекции (краснуха, корь, ветряная оспа). Во время болезни нарушается процесс формирования головного мозга, а это может способствовать развитию аутизма у ребенка.
      • Если аутизмом страдает хотя-бы один из родителей, то существует риск возникновения этого заболевания у детей. Следует знать, что если один малыш болен аутизмом, вероятнее всего и второй ребенок будет страдать этим заболеванием.
      • Медики предполагают, что аутизм может быть наследственной аномалией и передаваться на генном уровне. Подтверждением этого могут быть проявления этого заболевания у нескольких членов одной семьи. Но до сих пор не выявлены гены, которые отвечают за возникновение аутизма.
      • Причиной появления аутизма могут быть гормональные и иммунные нарушения, всевозможные расстройства нервной системы.
      • Некоторые считают, что появление болезни могут спровоцировать детские вакцины. Однако этому нет подтверждения. Если какие-то изменения произошли после вакцинации, это может быть первым сигналом на нарушения, которые раньше себя не проявляли. А прививка послужила лишь пусковым механизмом.
      • Влияют на возникновение аутизма окружение, отношения в семье, условия проживания. Развитию заболевания может привести затянувшаяся депрессия.
      • Рассматривая причины возникновения аутизма, можно сделать вывод, что чаще всего он развивается при совокупности нескольких вышеперечисленных факторов. Большое количество работ по изучению аутизма так и не привели к единому мнению и теории о лечении и возникновении этого заболевания.

        Ученые определили три признака, по которым определяется наличие аутизма у детей:

      • Нарушение социального взаимодействия.
      • Возникновение трудностей при общении с окружающими людьми.
      • Особенности в поведении детей.
      • Обычно психиатры описывают симптомокомплекс, который наблюдается у пациентов. А вот клинические симптомы описываются очень разнообразно. Связывают это с тем, что аутизм, как и человек, очень многогранен и формируется он у каждого пациента в зависимости от личности больного и окружающей его среды по-разному.

        Первые признаки аутизма у новорожденных могут появиться уже в трехмесячном возрасте, но они еще не вызывают опасений у родителей, т. к. нарушения в поведении малыша можно отнести к особенностям его характера и младенческий возраст.

        Когда появляются первые симптомы аутизма у детей, родители обращают внимание на то, что малыш не может делать что-либо, выполняемое его сверстниками в каком-то определенном возрасте. Симптомы аутизма отличаются своей многочисленностью, так как каждый малыш индивидуален. Как проявляется у детей аутизм?

        К симптомам аутизма у новорожденных детей и у детей более старшего возраста можно отнести такие:

      • ребенок не может правильно реагировать на разнообразные звуки;
      • у него повышенная двигательная активность,
      • отсутствует интерес к еде;
      • имеется привычка ходить на носочках;
      • малыш не плачет, если родители уходят куда-нибудь, не пытается улыбнуться им.

      Одной из первых жалоб родителей является отсутствие, по мнению родителей, слуха у детей. Малыш при довольно громких звуках не показывает интереса к его источнику. На самом деле это можно объяснить тем, что в этот момент ребенок находится в своем замкнутом пространстве и он не будет реагировать на раздражитель, пока тот не будет доставлять ему дискомфорт.

      Среди других симптомов можно выделить следующие:

    • Становится видна задержка в психическом развитии ребенка.
    • Ребенок старается избегать зрительных контактов, у него появляется нежелание смотреть в глаза окружающих людей.
    • Может не реагировать на вопросы и какие-то действия родителей и знакомых, не узнает тех, кто бывает с ним каждый день.
    • Проявляется неспособность слушать говорящего с ним человека и понимать те слова, которые он услышал.
    • Ребенок не может передать свои эмоции, чувства, требования и просьбы.
    • У малыша периодически возникает спонтанные нервозность, раздражительность, злость. Возникают трудности в понимании обыденных вещей. Ребенок отказывается выполнять элементарные просьбы и требования.
    • Дети, которые страдают аутизмом, чувствуют себя дискомфортно в обществе. Для их поведения характерны отстраненность от внешнего мира и желание находиться в одиночестве.
    • Одним из важных симптомов у детей среднего и старшего возраста могут быть неспособность к обучению. Ребенок не может формулировать предложения, говорить правильно даже при регулярном обучении.
    • Многие не переносят яркий свет. Они не любят каких-либо изменений, не нравятся им перемены, которые вносятся в их привычный режим.
    • У детей нарушается способность понимать полученную информацию, они не любят делиться чем-либо с окружающими.
    • Дети-аутисты могут по-разному относиться к присутствию или отсутствию матери: одни вовсе не замечают ее, а другие очень тяжело переносят уход и отсутствие мамы. Их реакция может закончиться тяжелым соматическим состоянием (повышенной температурой, рвотой).
    • В более старшем возрасте у детей появляется нежелание принимать участие в различных коллективных играх, дружить с детьми, у них отсутствует чувство сопереживания.
    • Диагностика и лечение детского аутизма.

      К сожалению, аутизм не лечится полностью. Однако вспомогательная терапия поможет в ликвидации нежелательных моментов поведения и будет способствовать нормальному развитию ребенка. Аутизм очень часто приходится дифференцировать с неврозоподобными состояниями и неврозами. Для уточнения диагноза врач собирает анамнез. При этом уточняются предполагаемые причины возникновения заболевания, рассматриваются присутствующие симптомы.

      Детский аутизм — сложное заболевание. Но все же ребенка-аутиста можно попытаться вернуть к нормальному образу жизни, помочь ему адаптироваться к окружающему миру, если выполнять рекомендации врачей. Основой, из составляющих комплексного воздействия на больных аутизмом, является психотерапия. Психотерапевт поможет малышу, если это возможно, наладить контакт с окружающими его людьми, преодолеть страхи и психологические барьеры.

      Дети могут получать образование в школе. Но здесь нужно использовать различные подходы и методы. Возможно обучение в малочисленных спецклассах и спецшколах, а может быть и интеграция, где одновременно учатся здоровые дети и страдающие аутизмом.

      У ребенка можно попытаться развить связь с родителями, улучшить социальную адаптацию. Чтобы определить специфику отставания в развитии малыша, лечащий врач проводит тесты на аутизм, применяет различные схемы-опросники. Если в семье были умственно отсталые, врач назначает хромосомный анализ, проводят магнито-резонансное исследование при структурных изменениях в головном мозге. В случае частых эпилептических припадков назначают электроэнцефалограмму.

      По показаниям для лечения аутизма у детей врач может назначить медикаментозную терапию. Детям с задержкой развития целесообразно назначить церебролизин, глутаминовую кислоту. По показаниям назначаются противосудорожные средства, успокаивающие препараты.

      Лечением и наблюдением за больным ребенком должен заниматься опытный психолог, т. к. лечение будет длительным, а смена докторов может привести к ухудшению состояния малыша.

      Уменьшению риска возникновения аутизма будет способствовать правильное отношение молодежи к беременности и ее планированию. Будущие родители должны пройти обследование, чтобы выявить хронические заболевания, если они есть. Будущая мама должна вести здоровый образ жизни, при беременности наблюдаться у врача-гинеколога.

      Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. В некоторых случаях положительной динамики удается добиться быстро, а иногда на это уходят годы.

      Родителям следует знать и помнить, что если ребенок страдает аутизмом, прежде всего его нужно любить и принять таким, какой он в данный момент есть. Ведь это не больные дети — они просто другие.

      onevroze.ru

      Это интересно:

      • Сухость во рту при неврозах Ксеростомия: причины постоянной сухости во рту Сухость слизистой оболочки ротовой полости (ксеростомия) — это очень дискомфортное заболевание. Недостаток слюноотделения затрудняет процесс пережевывания, переваривания и глотания пищи. Слюна нужна и для защиты ротовой полости от проникновения и распространения бактерий и микробов. Причины […]
      • Стресс с утра Как пишется «с утра» или «сутра»? с утра или сутра Слитно или раздельно? Фонетическое слово «с утра» пишется раздельно – с утра. Данный вариант будет единственно верным в случае, если речь идёт о существительном с предлогом, имеющим обстоятельственное значение. Слитное написание будет обладать иным смыслом: сутра (ударение на первом слоге) – это […]
      • Деменция и гемоглобин Причины низкого гемоглобина, симптомы и лечение при нем Если у человека низкий гемоглобин, можно заподозрить развитие анемии, которая является причиной болезней и старения. Этой патологией страдают более 2 миллиардов человек на планете. Анемию с незапамятных времен называли малокровием. Важные функции железосодержащего белка Кислород необходим […]
      • Нервно-психические расстройства личности Чем лечится нервное расстройство? Современный ритм жизни заставляет нас подстраиваться под множество ситуаций, жертвовать временем, сном, силами и отдыхом с единственной целью – все успеть. К сожалению, все успеть не получится, а расплата за эту спешку слишком дорогая – наше здоровье. Функционирование организма зависит от состояния нервной […]
      • Депрессия как лечить медикаментозно Лечение депрессии медикаментозно Распространенное психическое расстройство, характеризующееся снижением настроения, нарушением мышления и двигательной заторможенностью, называется депрессией. Лечение этого состояния начинается с установления причины и предполагает комплексный подход. Медикаментозное лечение депрессии проводится параллельно с […]
      • Народные лечение депрессии Натуральные антидепрессанты растительного происхождения Депрессия ? распространенное психическое заболевание в современном мире. От неё страдает каждый 20–й взрослый человек на планете. Прежде чем переходить к кардинальным мерам ее устранения, путем различных медикаментов и психологических сеансов, можно прибегнуть к фитотерапии. Лечение […]
      • Почему когда месячные депрессия Что делать, если у женщины месячные идут целый месяц? Многие женщины обращаются к врачу с вопросом о том, что делать, если месячные идут месяц. Менструальные выделения бывают у каждой женщины 1 раз в месяц, если только этому закономерному процессу не препятствуют болезни, беременность или другие причины. Обычно кровотечение длится 3-5 дней. […]
      • Таблетки от неврозов у детей Причины и лечение неврозов у детей Неврозы у детей встречаются часто, поэтому следует знать все не только о причинах появления подобных заболеваний, но и о том, как от них избавиться. Если вовремя заметить болезнь, можно вылечить ее без последствий для развития ребенка. Неврозы у детей и подростков возникают не только на фоне стрессов и серьезных […]