Нарушения сна у детей до 2 лет

Всё о младенческом сне

Сон ребенка до 2-х лет – это постоянное беспокойство родителей и дискомфорт ребенка. Одна из причин тому – существенные изменения, которые переживает ребенок в самый ранний период своей жизни. Нарушения сна разнообразны и имеют не только свои объяснения, но и решения. Узнайте всё о младенческом сне!

Как же часто новоиспеченные мамы, уставшие от беременности и родов, жалуются на ранний подъем ребенка. Он обычно приходится на период с 4 до 6 утра. Попытаться решить эту проблемы вполне возможно.

Средний цикл сна ребенка – 11-12 ч. (с 19:30 до 7:30). Хотя, как правило, до полугода дети не могут спать такое продолжительное время. Как правило, с 3 мес. многие дети спят 6 ч. подряд без пробуждения. Но у каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности, свои причины раннего пробуждения, что требует крайне индивидуального подхода.

  • Пониженная потребность во сне – некоторым детям нужно меньше сна. Анализируйте, есть ли у ребенка гиперусталость, или он высыпается. Если у ребенка действительно пониженная потребность во сне, укладывайте его немного позже нормы или сократите дневной сон.
  • Слишком ранний 1-й дневной сон. Дети рано просыпаются, рано начинается и дневной сон. Заключительная часть ночного сна отделяется и становится частью дневного сна. Следует осторожно, в течение нескольких дней сдвигать дневной сон на более позднее время.
  • Ранний подъем может быть спровоцирован новыми этапами психологического и физического развития ребенка. Если ребенок проснулся рано, но в хорошем настроении, просто позвольте ему занять себя (оставьте ему игрушки), и, возможно, позже он заснет снова. Если этого не случится, придется всё-таки использовать какой-то метод укладывания.
    • Истинный голод – ребенок не выдерживает без питания долгий промежуток времени. Необходимо просто покормить ребенка.
    • Голод по привычке – ребенок просыпается к кормлению по привычке установленного режима кормлений, без истинного чувства голода. Попробуете постепенно откладывать начало утреннего кормления. Сокращайте время утреннего кормления, переходите на укладывание и замену соской. Детям постарше кормление можно заменить водой.
    • Привитая зависимость – регулярное укачивание, кормление, перенос в кровать родителей при пробуждении ребенка по любой причине. Следствием станет привычка пробуждаться и получать то, к чему ребенок привык как к последующему действию. Не переносите ребенка к себе, а оставьте в своей кроватке. Отодвиньте время кормления. Вместо укачивания выберете иной способ засыпания.
    • Внешний раздражитель – мокрый подгузник, холод/ жара, шум, свет и т.п. Шансы внешнего раздражителя разбудить ребенка увеличиваются с 5 утра, когда кортизол в крови нарастает. Постоянство воздействия раздражителя пробивает эту ослабленную «броню» мотивации ко сну. Попробуйте снизить воздействие внешних раздражителей: закройте жалюзи, наденьте лучший подгузник, поставьте рядом бутылочку с водой или приучите к будильнику (для деток постарше) и т.п.
    • Гиперусталость – хроническое недосыпание, слишком долгое бодрствование могут провоцировать ранний подъем. Длительное бодрствование будет вызывать раздражительность. Ребенок не сможет расслабиться, будет сопротивляться укладыванию. При гиперусталости увеличивается и число ночных пробуждений. Сокращайте время бодрствования и следите за нормальным дневным сном.
    • Ваш ребенок – жаворонок. Жаворонка можно распознать по желанию просыпаться и засыпать рано, раздражительностью во II половине дня и в начале вечера. Жаворонок может быть воспитан и лично вами. Это случится при регулярном позволении ребенку засыпать на ночь слишком рано (до 18:00). Обычно это происходит в первый год ребенка. Можно постараться сдвигать режим дня жаворонка по 15 мин./ сутки. После неудачных попыток передвижения графика в некоторых случаях следует просто принять желание ребенка ложиться спать раньше.
    • Короткий дневной сон

      При такой проблеме эксперты считают важным, во-первых, определить биоритмы ребенка. Многие дети в 1-2 мес. имеют длинные сны, в 2-6 мес. переходят на короткие дневные сны (около 45 мин.), а затем снова возвращаются к продолжительным дневным снам.

      Для установления того, что ребенку, согласно его биоритмам, достаточен дневной сон (привычной для него продолжительности) должен стать ответ «нет» на следующие вопросы: «Есть ли дневные капризы, уставший ли малыш днем?», «Был ли у него когда-нибудь сон более 45 мин.?», «Сопровождает ли его пробуждение плач?». И утвердительным должен быть ответ на вопрос: «Спит ли он хорошо ночью?».

      Во-вторых, на продолжительность дневного сна очень влияет время бодрствования ребенка. Так, полчаса сна может значить, что ребенок бодрствовал слишком много. То есть, если он бодрствовал два часа и спал всего полчаса, то в следующий раз стоит сократить время бодрствования. А 45 мин. сна может быть следствием, как длительного, так и слишком короткого бодрствования. Обобщенно можно сказать, что все дневные сны зависят от первого дневного сна. Первый длинный сон (больше 1 ч.) – это знак того, что нужно повторять время бодрствования весь день. Короткий дневной сон (менее 45 мин.) потребует сокращения периода бодрствования на полчаса минимум. Показатель нормального сна – бодрость, отдохнувший вид ребенка после дневного сна.

      Если у ребенка был короткий дневной сон и укладывания его спать раньше не дают результатов, просто предложите ему спокойное бодрствование в кровати, а через время уложите его еще на один дневной сон. Кстати, время на попытки уснуть засчитывается во время бодрствования следующего цикла. При таком подходе может сдвинуться режим кормлений, но во избежание гиперусталости следует как приоритет выбирать сон.

      В-третьих, короткий дневной сон может означать отсутствие навыка у ребенка проходить границу между поверхностным и глубоким сном или неспособность это сделать из-за гиперусталости. Обычно стадии поверхностного и глубокого сна длятся по 20 мин. Не сумев перейти к глубокому сну, ребенок может проснуться спустя первые 20 мин. Можно попробовать помочь ребенку пройти эту границу. Например, после засыпания останьтесь посидеть с ребенком, ощутимо держите мягкими руки на его спинке или животике. Через 20 мин. вы ощутите вскидывание – тихонечко скажите «ш-ш-ш-ш-ш». Не всегда может получаться, но через несколько дней вероятен положительный результат – ребенок научится проходить эту границу стадий сна.

      Ночные пробуждения могут также провоцировать самые разные причины, что потребует и разного их решения.

    • Гиперусталость перед ночным сном спровоцирует пробуждение. Слишком активное и долгое бодрствование, недостаток дневного сна могут заставить просыпаться ребенка через 1-2 ч. после засыпания или в I половине ночи.
    • Обостренное недосыпание (несколько дней, недель, месяцев). Недосыпание накапливается, влияя на следующие ночи. Недосып обычно отмечается у детей, которые спят в 3 мес. – меньше 7 ч., в 4 мес. – меньше 10 ч., в полгода – менее 11 ч., и есть нехватка дневного сна. Старайтесь укладывать ребенка спать пораньше несколько ночей подряд. Эффект проявится постепенно. Каждую ночь укладывайте раньше на 30 мин. После 3 мес. укладывайте ребенка в 18:00-20:00. Увеличьте объем ночного сна, и это может избавить вас от ночных пробуждений.
    • Привычка-зависимость может мешать ребенку спать. Родители могут использовать для засыпания самые разное: укачивание, соску, прикладывание к груди, засыпание в коляске (автокресле) или на руках. У ребенка формируется зависимость, и он не в силах больше засыпать самостоятельно. В противоположность этому редкие использования таких приемов не является проблемой. Но, например, если родители будут мчаться давать соску при каждом ее выплевывании, это может стать проблемой. Важно отучить ребенка от привычной зависимости.
  • Страх быть брошенным (от 7 мес.). Пробуждение ребенка может быть вызвано его желанием убедиться, что мама его не бросила. Для коррекции сна постарайтесь проводить с ребенком максимальное время, быстро отвечайте на потребности ребенка. Не стоит воспринимать это как каприз или манипуляцию. Это особенность стадии развития. Игнорируя ребенка, вы только ухудшите ситуацию.
  • Неправильный режим кормления и введение прикорма. До 4 мес. причиной пробуждений могут быть очень редкие кормления (реже 1 раза за 3 ч.), а после 4 мес. – слишком частые (чаще 1 раза в 3 часа). Частые кормления разрушают в ребенке инстинкт запаса еды, и ребенок ест часто, но мало. Малый объем пищи может быть и следствием простого отвлечения ребенка старше 4 мес. Введение прикорма может быть осуществлено слишком рано, когда организм еще не готов. Ребенка может беспокоить животик. Пробуждения могут быть спровоцированы и жаждой при прикорме. Постарайтесь не допускать раннего введения прикорма, корректируйте режим грудного кормления и кормите ребенка грудью в тихой, полутемной комнате.
  • Ускоренное и учащенное реагирование на ребенка. Ребенок может спокойно угукать сем себе, вздыхать, использовать плач-«мантру» (заунывный, тихий без возмущения, снижающий громкость к концу каждого захода), мычание в нос после полугода – это его способы успокоить самого себя. Подбегание в панике к ребенку при этих проявлениях нарушает его засыпание. Старайтесь различать плач и звуки ребенка. Чтобы не подбежать очень рано, досчитайте до 50. Но если ребенок громко плачет, подходите к малышу всегда.
  • Непоследовательное поведение и отсутствие ритуалов. Вы то подбегаете и сидите с ребенком, то игнорируете его, не давая установиться вашим традициям. Это пугает малыша. Он не знает чего ждать, и как себя вести. Нервозность только повышается. Создайте ритуалы отхода ко сну. Изменения должны устанавливаться на длительное время.
  • Полноценный, спокойный сон ребенка – основной компонент здоровья и успешного развития. И именно в раннем возрасте вы в силах обеспечить его ребенку. Сладких снов вашему малышу!

    roditeli.ua

    Встреча у подъезда:

    — Привет соседка! Как твой внук? Все также плохо спит?

    — Да. все также. но, вообще-то я его папа.

    Любопытно было бы «понаблюдать» за мыслями людей на консультации детского невролога. В кабинете типичная картина — большая дружная семья (мама, папа, бабушка и ребенок). Родители жалуются на плохой сон годовалого малыша — вокруг как очумелые осы роятся и мелькают мысли.

    Мама — Боже! Когда это кончится? Мой бедный малыш! Он так страдает! Еще несколько таких ночей, и я сойду с ума. Доктор, ПОМОГИТЕ!!

    Папа — Господи! Я больше не могу это терпеть! Нормальный человек не может жить без сна! А у меня такая сложная работа, я же содержу семью! Ну, вы все скоро дождетесь! Это не дезертирство, . но я больше не могу не спать! Еще чуть-чуть, . и я мужественно обращусь в бегство.

    Бабушка — И зачем мы сюда пришли? Подумаешь, не спит ночью, эка невидаль. Пройдет. наверное. когда-нибудь. Я вон троих воспитала, все в детстве плохо спали . и ничего, выросли. Зато сейчас все спят хорошо.

    Малыш — Не понимаю этой суеты. Трястись в машине 2 часа для того, чтобы этот дядька в белом халате с умным видом выразительно мял мне живот и стучал молоточком по ножкам. Да все у меня хорошо, отстаньте от меня. Мне кажется, в этом кабинете я самый здоровый! Ау, люди! Будьте же терпимее к несовершенствам своих близких.

    Доктор — Как быть? И родителям нужно помочь — семья на грани распада, папа с мамой требуют без промедления исцелить ребенка; но малыш не болен, и лечить его совсем не хочется. Что делать-то? Тупичок, однако, получается.

    Знакомая картинка, не правда ли?

    Лишь только представьте себе! Ребенок за первый год жизни проводит во сне около 6-7 тысяч часов или 8-9 месяцев. За это время беспомощный новорожденный превращается в годовалого самостоятельного крепыша, который все знает и умеет. Так зачем же центральной нервной системе малыша, которая так интенсивно развивается в это время, необходимы такие, огромные! по своей продолжительности, периоды сна — кажущего безделья? Выходит так, что основная работа мозга в первый год жизни совершается именно во сне.

    Ученые выяснили, что человеческий мозг во сне работает также напряженно, а иногда и намного интенсивней, чем в период бодрствования. Во время сна совершается усиленная психическая работа, направленная на решение важнейших психофизиологических задач. Именно во сне на первом году жизни наиболее энергично и целенаправленно идет организация и настройка нейронных сетей головного мозга, на основе, полученной в период бодрствования ребенка, информации. Кроме того, главным образом, во время сна у детей наиболее интенсивно синтезируется гормон роста. Вот почему, сонные расстройства могут приводить не только к истощению нервной системы малыша (и его родителей!), но и к нарушениям процессов детского роста и развития.

    Почему рождаются сны и как они влияют на развитие ребенка? Многие ученые полагают, что детские сновидения, в отличие от взрослых, являются механизмом особой генетической памяти, которая снабжает мозг информацией, нужной для развития эмоций и мышления. Вероятно, в развивающемся головном мозге есть определенные координирующие системы, которые с помощью сновидений определяют последовательность развития и настройки во сне тех или иных мозговых центров. Зная это, становится понятно, почему интенсивность и продолжительность сновидений так четко связаны с возрастом малыша и, соответственно, с темпами его развития. Чем младше ребенок, тем большую часть времени его сна занимает активная фаза сновидений.

    Упрощенно деятельность мозга во сне можно сравнить с настройкой работы двигателей и других систем самолета. Вообразите, во время обычного рейса, в полете к пассажирам выходит группа авиатехников и сообщает: сейчас будет проводиться плановая замена деталей, ремонт и настройка двигателей самолета! Это может приснится только в страшном сне. Для проведения такой работы самолет должен «уснуть», уютно расположившись в ремонтном ангаре. Точно также плановый «ремонт» и настройка мозговых систем невозможны в «полете», в состоянии бодрствования. Для такой наладки требуется сон — выключение и/или «разъединение» определенных центров головного мозга. Собственно говоря, как раз такое интенсивное настраивание, регулирование и «тюнинг» всех систем головного мозга во сне, делают возможным безукоризненное психоречевое и двигательное развитие ребенка.

    Таким образом, только полноценный сон является такой же важной психофизиологической составляющей жизни, как воздух и общение, вода и еда, обеспечивающей правильное развитие ребенка.

    Сон малышей из другого теста

    Сон маленьких детей принципиально отличается по своей структуре и продолжительности от сна взрослых. Взрослые обычно не спят днем, укладываются спать вечером и спят, не просыпаясь, до утра. У малышей все по-другому!

    Пропустим один из лучших этапов жизни, в животике у мамы, когда ребенок спит почти постоянно, и видит замечательные сны. На всякий случай, маленькое замечание: подумайте, как спится ребенку, если мама, к примеру, во время беременности постоянно нервничает, тревожится, впадает в истерики и ругается с папой.

    С рождения и до 3-4 месяцев малыш, как правило, спит около 16-18 часов в сутки, ритмы его сна практически не зависят от смены дня и ночи. Обычно ребенок блаженно засыпает, когда накушался, и просыпается с плачем, проголодавшись через 2-4 часа, независимо от времени суток. При этом довольно часто пробуждение малыша систематически нарушает родительский сон, что приводит, в конце концов, к развитию у мамы (а иногда и у всех членов семьи) ужаса и паники.

    На самом деле, такой режим считается нормой, и родителям не стоит переживать в этом возрасте по поводу ночных кормлений. Хотя, бывают мамы-«везунчики» (правда, довольно редко), дети которых спят ночью хорошо прямо с рождения.

    Несколько простых слов из сухой теории. Течение сна характеризуется повторяющимися циклами, которые состоят из нескольких фаз: засыпание, быстрый (поверхностный) сон, и медленный (глубокий) сон, который подразделяют еще на несколько периодов. Длительность цикла варьирует от 30 минут у новорожденных до 2 часов у взрослого.

    В младенческом сне различают, в соответствии с поведением ребенка, 2 фазы — активный (его еще называют быстрый) и спокойный (медленный, глубокий) сон. Сразу после рождения, у ребенка общая продолжительность активного сна примерно равна или даже превосходит время спокойного сна. Важно знать, что у маленьких детей до 6-8 месяцев сон начинается с периода активного сна. В этот момент глазки малыша закрываются, веки чуть вздрагивают, под ними можно увидеть быстрые движения глазных яблок, дыхание неритмичное, мышечное напряжение падает, временами бывают вздрагивания, возникают гримасы и приглушенная улыбка. С большой долей вероятности можно предположить, что в период активного сна младенец видит сны. Иногда фазу активного сна можно легко спутать с пробуждением ребенка, — не торопитесь «пугаться», даже если вам показалось, что малыш проснулся.

    В среднем через 10-20 минут дыхание постепенно делается более медленным, глубоким и размеренным, уменьшается число сердцебиений, движения глазных яблок медленные или совсем пропадают, временами повышается потоотделение, вздрагивания ручек, ножек и сокращения лицевых мышц исчезают, кулачки разжимаются, ребенок совершенно расслабляется — наступает фаза спокойного (медленного) сна. «Порог пробуждения» в этот момент максимальный, и ребенка достаточно трудно разбудить. И только для этой фазы сна (довольно редкой с точки зрения счастливых родителей) подходит известное выражение «спит, как младенец».

    Сколько нетерпеливых мам пытается «запихнуть» ребенка в кроватку, не дожидаясь глубокого сна! И сколько торопливых отцов пробуют перенести заснувшего в гостиной малыша в спальню в момент поверхностного сна! Такие попытки чаше всего заканчиваются неудачей — ребенок просыпается. А нужно набраться терпения на 10-20 минут, и всего лишь дождаться фазы спокойного (глубокого) сна.

    Наблюдательные родители достаточно быстро учатся распознавать эти стадии сна, тем самым существенно облегчая собственную жизнь. Пытаясь уложить ребенка спать, важно поймать этот загадочный момент засыпания, иначе процесс «укачивания» может затянуться на время всего цикла (от 30 минут и более), прежде чем малыш сможет погрузиться в сон снова.

    Младенческие циклы сна, в сравнении с взрослыми, значительно более краткие и неглубокие. От кормления до кормления может проходить несколько таких сонных циклов, и в каждый такой период поверхностного сна шансы малыша на внезапное пробуждение резко возрастают. Многие дети действительно просыпаются каждые 30-40 минут, приводя родителей в ужас. Малышу, который пробудился в фазу активного сна, иногда практически невыполнимо заснуть самостоятельно, но и маме помочь ребенку уснуть бывает достаточно непросто.

    В такой ситуации родителей должно утешать одно простое объяснение: младенцы так спят, потому что они — младенцы! Так устроила мудрая природа. Ведь именно такой чуткий поверхностный сон с частыми пробуждениями помогает им выживать. В первые недели жизни даже в мелочах ребенок особенно сильно нуждается в помощи взрослых. Но ведь нельзя же быстро и эффективно сигнализировать о своих злоключениях (холод, голод, затруднение дыхания и другой психофизический дискомфорт), находясь в глубоком сне!

    На 3-6 недели жизни у младенцев соотношение активного и глубокого сна начинает постепенно меняться, и ребенок проводит больше времени в состоянии спокойного сна. К моменту, когда ребенок достигает возраста 6 месяцев, спокойный сон составляет уже около 60-70% от всего сна. Фаза глубокого сна наступает гораздо быстрей, соответственно уменьшаются шансы малыша на внезапное пробуждение.

    Примерно в это же время у ребенка начинают формироваться отчетливые периоды бодрствования. После первых 2-4 месяцев наступает счастливая пора: продолжительность ночного сна возрастает, иногда даже до 5-6 часов непрерывного сна (мама ликует). Однако, за все нужно «платить»: время дневного бодрствования малыша значительно увеличивается, и мама может не успевать хорошо выполнять свои домашние дела. Общее время сна в это время обычно составляет 15-16 часов (внимание! цифры очень относительные, они не руководство к действию.)

    Все дети разные! И все дети ночью спят по-разному. Это зависит от бесчисленного множества факторов (состояние здоровья, темперамент, привычки, психоэмоциональные особенности окружающих ребенка людей, температуры и влажности воздуха в спальне, метеоусловий и т.д.) Один ребенок, к удовольствию своих родителей, уже на втором месяце жизни быстро засыпает вечером и крепко спит всю ночь, просыпаясь один раз для ночного кормления. Другой засыпает с большим трудом и бесконечными укачиваниями, и затем спит всю ночь «без задних ног». Третий стремительно засыпает, но затем ночью просыпается каждый час. Ну а некоторые дети («особые»), кажется, что вообще не спят. По крайней мере, так считают их семьи. Чаше всего, они и становятся завсегдатаями кабинетов детских неврологов.

    Нередко, качество ночного сна во втором полугодии может ухудшаться. Ребенок днем получает множество новых впечатлений (ползает, ходит, играет, общается и т.д.), при этом, дневные впечатления, «не переварившись, как следует», выплескиваются ночью в виде плачей и просыпаний. Сюда же добавляются некоторые ночные пробуждения для попыток «опробования» своих новых двигательных навыков.

    Главное правило оценки нормального качества и количества сна у детей первого года жизни — это отсутствие всяческих правил! Если ребенок в течение всего бодрствования бодрый и веселый, и явно не выказывает желания поспать, вероятно, у родителей нет причин для беспокойства по поводу количества сна. Здоровый малыш прекрасно контролирует и регулирует свой сон без вмешательства озабоченных взрослых.

    В особенности дети хороши в состоянии крепкого сна.

    Согласно большинству научных исследований последних лет с использованием методов инструментальной диагностики (полисомнографическое обследование) считается, что только чуть более трети детей в первые 3-4 месяца жизни имеют прерывистый ночной сон с частыми пробуждениями. Примерно у 20% и менее этих детей такие особенности ночного сна сохраняются до 6 месяцев, и только у каждого десятого ребенка эти нарушения выявляются в 12 месяцев и позже. Понятно, что критерии расстройств сна различны и зависят от многих факторов. Но если регистрировать нарушения сна только на основании жалоб родителей, эти цифры немедленно возрастут в несколько раз! Таково субъективное восприятие окружающими взрослыми имеющихся у ребенка изменений сна.

    Глас мамы вопиет в «пустыне» — Помогите! Мой ребенок не спит! А доктор после соответствующей консультации и обследования выносит вердикт: ребенок здоров. Нет поводов для беспокойства. Так кто же прав?

    Сначала несколько слов о вполне нормальных физиологических явлениях, часто наблюдаемых во время сна у детей.

    А вот это вполне нормально!

    Нередко родителей тревожат вздрагивания ребенка во сне. При засыпании и во время активного поверхностного сна такие однократные, иногда массивные, мышечные сокращения, приводящие к вздрагиванию ручек или всего тела, представляют собой естественное явление и не свидетельствуют о какой-либо нервной патологии. У маленьких детей, особенно гипервозбудимых, система торможения еще очень незрелая, и у них во сне такие вздрагивания могут проявляться в особенности интенсивно. С возрастом, частота и сила таких вздрагиваний постепенно уменьшается и они исчезают. Важно отметить, что только врач имеет право в данном случае подтвердить нормальность обнаруженных симптомов.

    Часто обратиться к врачу родителей заставляют ночные пробуждения ребенка с последующим плачем, когда маме приходиться вставать и убаюкивать малыша. Мы уже говорили, что в первые месяцы жизни такой режим сна считается нормой, и родителям не стоит волноваться в этом возрасте по этому поводу. Однако, при некотором стечении обстоятельств, такие первично естественные просыпания могут трансформироваться в поведенческие нарушения сна и потребуют вмешательства специалиста.

    Существует великое множество методов классифицирования расстройств сна. Наиболее логичную и понятную для всех классификацию предложили американские детские неврологи и педиатры. Выделяются первичные нарушения: расстройства исключительно сна и пробуждения, не имеющие сопутствующих проблем (их еще называют протодиссомнии), которые формируются без явных внешних причин. И вторичные нарушения, очевидно связанные с внешними факторами (сочетаются с расстройством работы других органов и систем, в частности, патология сна при эмоциональных нарушениях, аллергии, болезней желудочно-кишечного тракта и т.д.). Чаще всего, при этом, выявляются нарушения центральной нервной системы, главного регулятора и координатора процессов сна. Нарушения сна бывают кратковременные и длительные.

    На самом деле, наиболее часто (до 20-30%) в грудном возрасте встречаются первичные нарушения сна — ребенок с трудом засыпает, и не умеет без пробуждений спать ночью. Это, так называемое, нарушение стандартов поведения во сне или поведенческая инсомния. За этим мудреным термином скрывается обыкновенная неспособность к самостоятельному засыпанию и/или типичное неумение поддерживать непрерывный сон. Большинство детей уже с 2-3 месячного возраста ночью, слегка пробуждаясь из-за неудобной позы (например, затекла ручка), могут без труда, автономно, поменять неуютное положение, и вновь уснуть, не требуя помощи родителей. Но у некоторых деток (очень чувствительных и волнительных), привычка засыпать только с помощью мамы рождается очень легко, практически рефлекторно, достаточно одной-двух соответствующих стимулов. Ребенок попросту не может уснуть без помощи взрослых, он уже привык, не мудрствуя лукаво, засыпать с песнями, «плясками» и укачиваниями — мама и другие окружающие взрослые постарались! Такое засыпание, чаще по вечерам, более 30-40 минут, обычно сочетается с «милым» обыкновением часто пробуждаться ночью и плакать до победного конца, ожидая успокоения и убаюкивания с помощью мамы. Таким образом, при возможно одинаковом числе пробуждений во время ночного сна, главное отличие детей с поведенческой инсомнией от здоровых, состоит в неумении снова быстро и легко заснуть после пробуждения. Как правило, внутреннее желание проснуться зарождается у младенца в конце первой или во второй фазе медленного сна. При избыточном утомлении и/ или перевозбуждении (передозировка дневной эмоциональной информации) возникают беспорядочные пробуждения, иногда с ночными страхами. Преимущественно они отмечаются в первой половине ночи, чаще через 1-3 часа после засыпания, нередко, как реакция на ничтожные внешние раздражители (достаточно просто войти в спальню, поправить одеяло, осторожно прикрыть форточку. и все — ребенок проснулся). Несколько реже первичные нарушения сна могут проявлять себя во второй половине ночи или ближе к утру.

    Причины таковых нарушений обитают в типичных ошибках организации поведения ребенка и родителей в периоды сна. Доказанный наукой факт: у родителей, которые объективно оценивают интересы своего малыша и верно откликаются на его сигналы, ребенок не имеет расстройств сна (или минимальные, быстро преходящие отклонения). И, наоборот, у родителей, не умеющих должным образом оценить ситуацию и правильно отреагировать на сигналы малыша, или не замечающих его тревожных предупреждений, наиболее часто встречаются серьезные расстройства детского сна. К примеру, каким неожиданным «открытием» для родителей бывает простейшее заключение педиатра о дефиците маминого молока или рахите! Тогда достаточно правильно накормить малыша, или точно подобрать дозировку витамина «Д» — и проблема сна моментально решается.

    Причем тут колики или почему он ТАК кричит

    Неопытным родителям колики представляются безнадежным непрерывным кошмаром в виде ночной поездки на сломанном автомобиле с завязанными глазами по минному полю: никогда не знаешь, где рванет в следующий раз. Кстати, механизмы развития колик у младенцев во всех подробностях до настоящего времени науке неизвестны. Наиболее частым вариантом являются неожиданные бурные пробуждения и плачи малыша в ответ на резкие боли и ощущения дискомфорта вследствие резких сокращений гладкой мускулатуры кишечника и вспучивания живота. Ребенок громко кричит, поджимает и сучит ножками, живот становится каменным, облегчение обычно наступает после отхождения газиков. Причины таких спазмов разнообразны и многолики: неадекватная переносимость пищи, аллергические реакции, дисбактериоз, расстройства вегетативной регуляции и т.д. Само собой разумеется, что количество и качество сна у малюток с коликами практически всегда снижено.

    Проходит время, обычно первые 2-4 месяцев, и колики волшебным образом исчезают. Как правило, педиатр в силах облегчить жизнь малышу и его несчастным родителям. Однако, иногда, у возбудимых и гиперчувствительных детей с коликами не может справиться и целая армия педиатров. Тогда на помощь приходит невролог, у которого есть множество способов помочь родителям дожить до окончания периода колик, и при этом остаться в здравом рассудке. К сожаленью, в дальнейшем, нет четкой связи между исчезновением колик и нормализацией сна. Малыш, который во время колик успокаивался и засыпал, укачиваясь на маминых руках, очень быстро привыкает к такому стилю жизни. В таком случае и после ухода колик в 3-4 месяца остается привычное нарушение сна; дитя легко становится профессиональным «дрессировщиком» родителей.

    Общеизвестно, (хотя точно наукой не доказано), что одной из многочисленных причин расстройства сна у младенцев, может быть психологическое состояния матери во время беременности и после родов: высокий уровень тревоги, необоснованные страхи, частые стрессы и т.д. У некоторых тревожных родителей умный младенец прямо с рождения обучается засыпать и почивать на руках — это ведь так удобно. По первому требованию ребенка (хныканье во сне) мама спешит на помощь, укачивает на руках, предлагает перекусить и берет его к себе в постель. Так рождается ошибочная, но прочная, связь засыпания и сна с окружающими обстоятельствами, при которых малыш чувствует покой и защищенность. Кто же откажется от такой райской жизни? Само собой разумеется, малыш и далее обязательно будет настойчиво защищать свои права на такой удобный и правильный, с его точки зрения, режим жизни. Подобный порядок жизни сначала вполне устраивает и родителей — ребенок доволен жизнью, вроде бы спит, и не заливается слезами. Но что же будет дальше? Ответ не всегда может порадовать родителей.

    И последний штрих: возникает вопрос, а если имеется серьезная причина (болезнь), заставляющая ребенка просыпаться и плакать? Как не пропустить сигналы настоящей проблемы. Опытные родители самостоятельно, или с помощью педиатра без особых затруднений могут провести первичный анализ ситуации. Патологический плач-рыдание в таком случае характеризуется большим напряжением и драматичностью, страданием и раздражительностью, однообразием и монотонностью, при этом болезненные крики часто сочетаются с выраженным двигательным возбуждением, напряжением мышц, изменением цвета кожи. Важно знать, что в отличие от плача при поведенческих нарушения сна, когда малыш легко засыпает на маминых руках, патологический плач очень трудно унять. Даже используя огромный арсенал всевозможных средств и хитростей, ребенка нельзя убаюкать, или его удается успокоить лишь на короткое время, нытье и хныканье продолжается, и затем плач вспыхивает с новой силой. В таких случаях не стоит полагаться на интуицию и собственный опыт, а лучше проконсультироваться с врачом.

    РАССТРОЙСТВА СУТОЧНЫХ (ЦИРКАДНЫХ) РИТМОВ

    Наивысшая степень довольства случается

    у родителей, блаженно созерцающих своего,

    крепко спящего ребенка.

    Отдельной частой причиной обращения к врачу бывают жалобы на расстройство засыпания. Для детишек 3-7 лет, а также более младшего и старшего возраста характерна иная картина. Время спать, ребенок в постели, сказка прочитана. И начинается: «Мама! Еще сказку», «Хочу пить!», «Хочу писать» и множество других способов максимально отодвинуть момент засыпания. При этом малыш, великий психолог, твердо уверен, что определенные усилия обязательно приведут к исполнению его желаний. Достаточно одного или нескольких вечеров таких манипуляций, и формируются искаженные взаимосвязи условий! отхода ко сну и качества засыпания. «Посеешь привычку, пожнешь характер. ». Засыпание только в постели с мамой или у нее на руках, при обязательном укачивании или кормлении, с пальцем во рту и т.д. — все это относится к вредным привычкам и ошибочным ассоциациям, которые приводят к формированию устойчивого расстройства засыпания и поддержания сна. В таких ситуациях, ребенок, который по какой-либо причине проснулся ночью, самостоятельно уже не уснет, и будет упорно голосить, и призывать маму обеспечить ему привычные условия засыпания. И хотя, возможно, при этом качество сна ребенка обычно не снижается, но для окружающих (чаще для мамы и папы) такие ночи оборачиваются безнадежными постоянными кошмарами, иногда в течение нескольких лет! В отличие от таких «хитрецов», обычный ребенок, который укладывается в постель в бодрствовании и умеет засыпать самостоятельно, используя удобные способы, способен успокоится и снова уснуть без помощи мамы, если вдруг просыпается посередине ночи. Хорошо, если у родителей хватает силы воли и терпения адекватно понимать усилия ребенка «притормозить» процесс засыпания. Родители должны отклонять детские манипуляции хладнокровно и решительно, ни в коем случае открыто не уступая желаниям ребенка. Действовать желательно дипломатически («и овцы целы, и волки сыты»). В такой ситуации неплохо помогает постепенное изменение стереотипов засыпания и поведения ночью: возможно, стоит прекратить укачивать малыша, предлагать попить и т.д., осторожно пробовать, понемногу увеличивая время «подхода помощи», если ребенок проснулся и плачет; при этом искренне надеясь и уповая, что ребенок потихоньку-полегоньку научится успокаиваться и засыпать самостоятельно. Очень эффективно совместное создание определенной церемонии отхода ко сну (3-4 этапа общей продолжительностью до 15-20 минут), развитие полезных привычек и ассоциаций: рассказать сказку или прочитать рассказ, выпить кефир, погладить спинку, спеть песенку т.д. Процесс засыпания должен быть максимально приспособлен для релаксации и успокоения ребенка. Сейчас для удобства родителей придумано множество умных приборов дистанционного наблюдения («видео — и радионяня»), которые позволяют контролировать ситуацию в спальне, без особой нужды не появляясь на глазах ребенка.

    Расстройство цикла «сон-бодрствование»

    Каждый человек имеет внутренние биологические часы, которые синхронизированы с внешними суточными ритмами день-ночь, и точно определяют циклы времени засыпания-пробуждения, а также общее время сна. Если время этих часов не совпадает с распорядком дня ребенка, или какие-то внешние факторы и образ жизни ребенка-семьи не соответствуют внутренним ритмам, — это постепенно приводит к сбоям в работе внутренних циклов. Так формируется довольно распространенное расстройство циркадных (суточных) ритмов. При этом у ребенка (особенно часто у подростков!) не получается легко уснуть в определенное время и своевременно проснуться. Человек мучается в кровати иногда в течение нескольких часов и никак не засыпает, даже если давным-давно пора спать — конечно же, утром он никак не может проснуться, и родителям приходиться применять «интенсивные» меры пробуждения.

    Естественно, такой ребенок будет испытывать постоянную дневную сонливость и усталость, что обязательно приведет к снижению успеваемости. После обеда или ближе к вечеру, возможен непродолжительный дневной сон, который неизбежно еще больше ухудшает процесс отхода ко сну. Получается замкнутый круг, из которого иногда нелегко выбраться. Недооценка опасности таких нарушений сна приводит к хроническому расстройству циркадных ритмов, и тогда уже не обойтись без помощи специалиста. Интересно, что такие нарушения сна типичны для старшеклассников и студентов, взрослых, работающих по ночам, а также для родителей грудных детей, которые плохо спят!

    Успешная терапия данной патологии возможна только под руководством невролога-сомнолога, при этом необходима сила воли и упорство членов семьи. К сожалению, не изобрели еще такую таблетку, которая легко и быстро смогла наладить расстроенные биоритмы. Наиболее эффективны методики хронотерапии: например, интенсивная физическая нагрузка и прогулки на свежем воздухе в течение дня в сочетании с непременным контролем точного времени утреннего пробуждения и вечернего засыпания.

    У детей первых 3-4 лет жизни (особенно у грудничков) нарушения цикла «сон-бодрствование» могут быть связаны с индивидуальными ритмами членов семьи, не соответствующих циклу «день-ночь». Например, мама ложится спать за полночь и встает ближе к обеду. При этом у ребенка не формируются правильные ритмы сна-бодрствования. Другой нередкой причиной таких расстройств является невнимательность родителей, которые не могут правильно «поймать» время отхода ко сну и пытаются «запихнуть» ребенка спать, когда он к этому совсем не готов. Например, внутренние часы ребенка дают команду на засыпание около 21оо, а мама пытается уложить его в 20оо, или, что гораздо хуже в 23оо. Само собой в первом случае ребенок уснет примерно через час, а во втором — быть может, даже через несколько часов, с истерикой и конфликтами. Такие проблемы вначале довольно легко решить, достаточно прислушаться к своей интуиции, уделяя данной проблеме больше внимания, и режим дня удается синхронизировать с внутренними биоритмами ребенка. В тяжелых, хронических случаях, необходима помощь специалиста.

    www.nevromed.ru

    Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес до 7 лет 1

    Количество периодов дневного сна

    Длительность каждого периода дневного сна

    Продолжительность сна в течение суток (с ночным сном)

    С 9-10 мес до 1 года

    1 год—1 год 6 мес

    1 год 6 мес—2 года

    2 ч—1 ч 30 мин Зч

    17 ч 30 мин—17 ч

    16 ч 30 мин—16 ч

    15 ч-14 ч 30 мин

    14 ч 30 мин—14 ч

    14 ч-13 ч 30 мин

    13 ч 30 мин—12 ч 30 мин

    13 ч 20 мин—12 ч 20 мин

    13 ч 10 мин-12 ч 10 мин

    12 ч 35 мин—11 ч 5 мин

    12 ч 30 мин—11 ч 30 мин

    1 Суточная продолжительность сна, указанная в таблице, рассчитана на здо­ровых детей с уравновешенной нервной системой.

    Перед сном нельзя обильно кормить ребенка, поить чаем, кофе, какао, неприемлемы подвижные игры. Чтобы дети быстро засыпали и хорошо спали, рекомендуется укладывать их в одно и то же время. Речь взрослых должна быть ласковой, тихой, движения мягкие и спокойные. У каждого ребенка должна быть своя кроватка. Нельзя укачивать ребенка, петь ему песни, так как это может войти в привычку, без которой он не сможет быстро засыпать. В комнате, где спят дети, форточки и фрамуги оставляют открытыми, но за 20—30 мин до подъема детей их закрывают. Во время сна ребенок должен находиться в состоянии теплового комфорта. Очень важно в соответствии со временем года подобрать ему удобную и теплую одежду.

    Неадекватно организованное бодрствование или заболевание ребенка могут приводить к нарушению полноценности и эффективности сна, а нарушения сна становятся причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. И то, и другое могут быть причиной задержки нервно-психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводят к возникновению заболеваний. Поэтому контроль за организацией сна ребенка, за особенностями засыпания, ночного сна и пробуждения является важной составной частью общего наблюдения педиатра, а нарушения сна могут быть основой для углубленного обследования детей.

    У новорожденного сон носит полифазный характер. Так, в течение дня новорожденный ребенок засыпает от 4 до 11 раз и реальные отличия дня и ночи по длительности сна еще не установились. С годами происходит переход полифазного сна на монофазный с сохранением только скрытых элементов полифазности у старших детей и взрослых.

    Отчетливое преобладание ночного сна возникает уже в конце первого ме­сяца и после этого стабилизируется. В целом естественная потребность в сне с годами уменьшается Уменьшение общей суточной длительности сна у детей происходит прежде всего за счет сокращения дневного сна. Уже к концу первого года жизни ребенок засыпает днем не чаще 1—2 раз. С 1,5 лет длительность дневного сна составляет около 2,5 ч и еще около часа уходит на засыпание. После 4 лет сохранить дневной сон удается не у всех детей. Здесь существенно сказываются индивидуальные различия потребности в сне. Вместе с тем желательно, чтобы дневной сон обеспечивался всем детям до 5-6-летнего возраста. Спокойный сон нормальной длительности, краткие периоды переходов от бодрствования ко сну и наоборот (не более 30 мин) являются свидетельством сохранности здоровья ребенка, нормального режима жизни и хорошего психологического климата в семье.

    На всех возрастных этапах сон организован циклически, т. е. последовательные стадии медленного сна завершаются фазой быстрого сна. В течение ночи отмечается несколько полных циклов. Длительность отдельных циклов существенно изменяется с возрастом. В первые годы жизни ребенка фаза быстрого сна занимает около 50% всего времени сна, у 3-5-летнего она составляет около 30%, после 5 лет —22—28%.

    Изменение структуры и длительности глубокого сна можно констатировать по такой характеристике, как количество движений во сне. У ребенка первых лет жизни оно больше, чем у старших детей (80 против 60), однако обилие движений во сне не мешает спать младшему и нередко ведет к пробуждению старшего ребенка.

    Фазе быстрого сна свойственны физиологические миоклонии — мелкие быстрые подергивания отдельных мышечных пучков и групп с незначительным движением в мелких суставах типа подергивания пальцев рук и мимических мышц. В стадии медленного сна миоклонии существенно меньше.

    В грудном возрасте проблемы сна возникают сравнительно редко, при нормальном активном бодрствовании ребенок утомляется и засыпает сравнительно быстро. В возрасте около 1,5 лет засыпание происходит с трудом и ребенок сам помогает найти приемы, способствующие засыпанию. Здесь огромное значение имеет сохранение привычной обстановки и стереотипного поведения перед сном и самого ребенка, и окружающих.

    Чередование бодрствования и сна является необходимым условием нормальной психической деятельности человека. Сон и бодрствование — это сопряженные состояния, так как активное бодрствование обеспечивает глубокий сон, а достаточный по длительности и глубине сон обеспечиваетактивное бодрствование. Состояние сна и бодрствования формируется у ребенка в процессе его развития. У новорожденного сон и бодрствование возникают хаотично, при этом самым сильным раздражителем является голодное возбуждение, которое нарушает сон. Наличие пищевой доминанты и постоянное совпадение пищевого возбуждения с временем кормления в определенные часы позволяет уже с первых дней жизни ребенка выработать у него ритм кормления.

    Режим кормления определяется возрастом, так как с возрастом меняется объем пищи, который ребенок может съесть. Кроме того, на частоту(ритм) кормления влияют:

    консистенция пищи (жидкая или кашеобразная);

    однородность (состав) пищи (однородная пища быстрее усваивается и требует приема через равные промежутки времени);

    характер деятельности между двумя кормлениями (если ребенок спит, усвоение пищи задерживается, если бодрствует — ускоряется).

    до 9-10 месяцев: кормление — бодрствование — сон, так как в этот период жизни у ребенка преобладает пищевая доминанта;

    с 10 месяцев: ужин, полдник перед сном, завтрак после бодрствования. Пищевая доминанта угасает, ее сменяет ориентировочная доминанта.

    Допустимые интервалы между сном и кормлением:

    завтрак: до 1,5 года — 30-45 минут;

    от 1,5 до 3 лет — 1 час;

    от 3 до 3,5 лет — до 1,5 часа;

    старше 3,5 лет — не более 1,5 часа;

    обед: при двухразовом сне — после первого сна (до 15 минут);

    при одноразовом сне — обед, затем через 15-30 минут сон;

    ужин: при одноразовом сне — сон через 30 минут после ужина;

    у детей 3 лет и старше промежуток между ужином и сном можно увеличить до 1 часа.

    Этапы формирования режима

    Выделяют три этапа формирования режима.

    Первый этап: конец первой — начало второй недели жизни. К этому моменту у здорового ребенка должен быть сформирован ритм кормления,обусловленный пищевой доминантой. Имеются данные, что если беременная женщина соблюдает режим приема пищи, то этот ритм сохраняется и у детей.

    Второй этап: формирование суточного (циркадного) ритма (если темно — спать, если светло — бодрствовать). У здорового ребенка он формируется к месяцу.

    Третий этап: формирование к двум месяцам дневного ритма (последовательность сна, бодрствования, кормления).

    Таким образом, к двум месяцам жизни у ребенка должен быть сформирован первый сложный динамический стереотип, который называется режимом.

    Составление возрастных режимов для детей раннего и дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом детского учреждения совместно с педагогами и основывается на следующих принципах.

    Установление на каждом возрастном этапе длительности бодрствования соответственно пределу работоспособности нервной системы.

    Установление необходимого суточного количества часов сна и правильное распределение отрезков сна в течение суток для обеспечения своевременного и полноценного отдыха центральной нервной системы.

    Установление правильной последовательности кормления, сна и бодрствования.

    Установление правильного ритма кормления.

    Обеспечение правильной смены разных видов деятельности с учетом выносливости нервной системы с целью недопущения переутомления от однообразных, длительных действий.

    Принципы организации режима дня для детей раннего возраста, воспитывающихся в детских учреждениях, разработаны Н.М. Щеловановым и его сотрудниками. Для составления режима дня детей первых трех лет жизниможно пользоваться примерной схемой, разработанной Н.М. Щеловановым и Э.Л. Фрухт (табл.2).

    studfiles.net

    Нарушение сна у детей — причины и лечение

    Здоровый сон – не только залог хорошего настроения, но и крепкого иммунитета. Но иногда в организме происходит сбой, из-за которого возникает нарушение сна у детей. Или недавно малыш испытал сильный психологический стресс, который повлиял на его возможность спокойно засыпать.

    Причины нарушения сна у детей

    Во время сна организма ребенка отдыхает, заряжается энергией. Новорожденный спит около 16 часов в сутки, шестимесячный ребенок спит около 14 часов, и уже начиная с двухлетнего возраста сон малыша начинает составлять 13 часов в сутки.

    Но каждый ребенок индивидуален, у некоторых родителей крохи спят дольше или меньше. Стоит беспокоиться только в том случае, когда малыш во сне кричит, с трудом засыпает или вовсе отказывается от сна.

    К причинам расстройства сна относятся:

  • Индивидуальные особенности сна малыша.
  • Эмоциональные расстройства, нервные перегрузки.
  • Проблемы личности.
  • Проблемы, связанные с нервной системой.
  • К расстройству сна могут привести изменение режима питания, к примеру, если ребенка недавно отлучили от груди, конфликты между родителями, смена привычной обстановки. Беспокойный сон у младенцев развивается вследствие колик и других проблем с животиком, режущихся зубах, из-за голода, холода или перегрева. В данном случае может наблюдаться кратковременное нарушение сна. Если беспокойный сон связан с психическими расстройствами, в этом случае помочь сможет только специалист.

    К симптомам расстройства сна относятся:

  • Крики во сне.
  • Судороги.
  • Боязнь сна.
  • Недержание мочи.
  • Изменение дыхания во время сна.
  • Судорожные движения во время дремы проявляются не только у детей, но и у взрослых, так как этот фактор относится к физиологической особенности человека. Если вы заметили, что малыш часто по ночам вздрагивает, то обратитесь к врачу, чтобы исключить риск возникновения эпилепсии.

    Некоторые дети в возрасте 10-13 лет во время сна скрежещут зубами. Опасность этой физиологической привычки заключается в разрушении эмали зубов и нарушении дыхания, изменении артериального давления. В этой ситуации требуется консультация невролога и стоматолога.

    Ночные страхи могут возникнуть у ребенка любого возраста. Иногда они возникают после просмотра фильма ужасов, прочтения книги с фантастическим сюжетом, различных страшилок, которые рассказывают дети друг другу.

    В некоторых случаях виноваты сами родители, когда говорят ребенку, если он не будет спать, то к нему в комнату придет плохой человек и украдет его. Чаще всего этот вид страхов наблюдается у мальчиков в возрасте 2-8 лет. Обычно этот страх пропадает, когда ребенок достигает подросткового возраста.

    Самыми опасными видами расстройства сна считаются лунатизм, разговор во сне и кошмары. Лунатизм опасен тем, что ребенок не отдает отчета своим действиям, он может выйти на улицу, когда спит, и утром не будет помнить об этом. Дети любого возраста разговаривают во сне, как правило, эта особенность по мере взросления проходит сама по себе.

    Кошмары посещают малышей с 3 до 7 лет, и с 10 до 12. Такие сновидения являются ответной реакцией нервной системы на внешние раздражители. Отличительной особенностью кошмаров от ночного страха является то, что после пробуждения ребенок помнит свой сон.

    Лечение нарушения сна у детей

    Нарушение сна у детей можно вылечить только в том случае, если вы разобрались в факторах его образования. При патологических расстройствах сна единственным спасением является обращение к специалисту, который назначит курс лечения. Во всех остальных случаях можно попытаться самим справиться с этим недугом.

    Если у малыша наблюдаются ночные страхи, то ему категорически запрещено перед сном просматривать любые передачи и фильмы. Старайтесь, чтобы нервная система малыша не была перевозбуждена, только в этом случае ему будет гарантирован спокойный сон.

    Если малыш у вас активный, то перед отхождением ко сну можно совершить прогулку на улице. Утром желательно делать гимнастику, которая позволит малышу быстрее прийти в себя и пробудиться.

    Если ребенку больше 3 лет, то его нежелательно кормить перед сном, особенно жирной пищей.

    Приготовьте для малыша ванну со сборными травами, которые успокоят малыша. Принимать такие водные процедуры следует не дольше 10 минут, и так 10 дней подряд. Температура воды не должна быть выше 37 градусов.

    Если проблемы со сном у ребенка связаны с тем, что в семье нередки конфликты между родителями, в этом случае помогут только взрослые. Мама и папа должны понимать, что маленькие дети чувствительны к внешним раздражителям, особенно громким голосам.

    Не стоит думать, что малыш не понимает ссоры между взрослыми. Ребенок пропускает через себя всю негативную энергетику, которая происходит между взрослыми, из-за этого он потом кричит во сне или плохо спит. Если родители не могу свести к минимуму свои конфликты, то они должны ссориться не на глазах у малыша.

    В тех случаях, когда малыш плохо засыпает из-за прорезывающихся зубов, выход один – подождать, когда они покажутся, и сон малыша снова стабилизируется. Чтобы облегчить боль ребенка, следует воспользоваться специальными гелями, которые продаются в любой аптеке.

    trimestri.ru

    Это интересно:

    • Цитокины лечение шизофрении Цитокины - классификация, роль в организме, лечение (цитокинотерапия), отзывы, цена Функции цитокинов в организме регуляция продолжительности и интенсивности иммунных реакций (противоопухолевая и противовирусная защита организма); регуляция воспалительных реакций; участие в развитии аутоиммунных реакций; определение выживаемости клеток; […]
    • Витамины при стрессе для мужчин Купить Orthomol Vital M. Описание, инструкция, отзывы, цена Порошок, капсулы и таблетки (+200 руб.) Капсулы и таблетки Питьевые бутылочки и капсулы (+500 руб.) Порошок, капсулы и таблетки: каждый день необходимо выпивать 1 пакетик порошка (растворить в 100-150 мл воды), принимать 2 капсулы (не разжевывая) и 1 таблетку во время или после […]
    • Аутизм не википедия Аути?зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. [2] Схожие состояния, при которых отмечаются […]
    • Стресс и волнение при беременности Сочи.MD - акушер-гинеколог онлайн Волнения, стресс при беременности У меня вопрос, кот. меня очень волнует. недавно узнала, что беременна. Срок где-то 2-3 нед. За этот период было черте-что! Курила, нервничала, на 1 и 9 мая немного выпила, 3 мая температура 38,6, делали укол понижающий температуру, видимо грипп, потом пила антибиотики, правда 2 […]
    • Группа больных шизофренией Группа больных шизофренией Шизофрения это мультифакториальное заболевание которое характеризуется позитивными и негативными симптомами и довольно часто приводит в конечном итоге к дефекту. Имеет очень важный не только биологический, медицинский но и социальный аспекты. Ведь на шизофрению страдают около 1 процента в обществе. Причем большинство из […]
    • Конспект занятия по устранению заикания МЕТОДИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Меняется тип ведущей деятельности главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой. Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе. 5. Наряду с косвенной психотерапией шире используются виды […]
    • Выпадения волос анорексия Какие народные средства от выпадения волос у женщин эффективнее для лечения? Густая грива блестящих волос – настоящий женский фетиш. Каждый день несколько волосков остаются на расческе, и это нормально: периодически они обновляются, и на месте выпавших вырастают новые. Тревогу стоит бить, когда «волосопад» принимает выраженный характер. В таких […]
    • При заикании речевая карта Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием..……………….2 Конспект фронтального логопедического занятия при заикании на этапе ограничения речи (в режиме молчания)………………………………………….5 Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у […]