Логопедическая ритмика при заикании

Логопедическая ритмика (для детей с заиканием)

• формирование коммуникативной функции речи,

преодоление фобии общения;

• формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

развитие силы и диапазона голоса;

•развитие просодических компонентов речи: навыка интонационного оформления синтагм, нормализация процесса речевого паузирования ;

• формирование речевого дыхания;

• регуляция мышечного тонуса;

• развитие координации и ритмизации движений;

• формирование слухового внимания, зрительной памяти;

• активизация пассивного словаря;

•создание благоприятного психологического фона, спокойного, радостного настроения у детей;

• совершенствование пространственной ориентировки, ориентировки в собственном теле;

• воспитание выдержки у детей- невротиков.

Оборудование: кукла, платочек, иллюстрации с изображением часов;

Схемы для развития голосовых модуляций.

1.ВХОД свободный. Спокойным шагом без сопровождения.

а) дети стоят по кругу:

• посмотреть соседу в глазки;

• назвать своё имя, глядя соседнему ребенку в глаза;

• назвать имя того, на кого смотришь .

б) «7 Прыжков» (К.Орф)

• дети двигаются по залу в разных направлениях;

• на фермату останавливаются и «здороваются» заранее предложенной частью тела (правой рукой, носочком левой ноги…) с оказавшимся поблизости ребенком.

• рука партнера (или другая часть тела) удерживается ,пока не прекратит звучать музыка (аккорд)

Под спокойную музыку (аудиозапись) дети выполняют движения по показу логопеда, направленные на умение перераспределять мышечный тонус, на развитие мимической моторики, правильной осанки.

3.Развитие тонкой ручной моторики.

Песня «ПРО БАРАНА» муз.Савельева

На базаре спозаранок — пальчики на обеих руках расправ-

Накупил баран баранок. лены — «пляшут»

Для барашков, для овечек

Десять маковых колечек,

Девять сушек, восемь плюшек, — дети загибают по 1 пальчику

Семь лепешек, шесть ватрушек, постепенно оставляя мизинец

Пять коржей, четыре пышки, на одной из рук.

Три батона, две коврижки.

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок

И один калач купил-

Про себя не позабыл,

А для женушки-подсолнушки.

а) «Часики» (распевка)

Дети делятся на подгруппы, каждая из которых изображает голосом «свои» часы — стенные, карманные или башенные, изменяя темп исполнения и тембровую окраску голоса:

Бьют часы на башне: бом! бом! бом! бом!

А стенные поскорее: тики-таки, тики-таки.

А карманные спешат:тики-таки,тики-таки,тики-таки,так!

Песня «СОННЫЕ ПИЛЮЛИ» (Н.Иванов)

По ходу пропевания песни педагог «включает» и «выключает» звук «радио». Песня при этом не прерывается, она «пропевается» про себя. Воробьи на крышах спят,

Солнце в синей дымке.

Сон приходит в детский сад

В шапке – невидимке

Понарошку нам дает

Чтобы мы их взяли в рот

И скорей заснули.

Мы ложимся и кладём

Щечку на ладошку,

А пилюли не берем

Песня “ГРИПП” (О.Хромушин)

Трое детей, лежа на ковре изображают больных гриппом бегемотов, выполняют движения в соответствии с текстом песни. Остальные грустно, чуть иронично исполняют эту песню стоя. Бегемот совсем охрип. Ох!

У него тяжелый грипп. Ох!

У него режим постельный

С кружкой-чашкою отдельной.

Капли в нос, таблетки в рот

И припарок штук пятьсот.

Бегемот встаёт с постели….

Так и ходит по пятам,

Так и ходит по пятам

Этот грипп-гриппопотам. Ап-чхи!

6.Упражнение на формирование речевого дыхания, голосовых модуляций.

Упражнение “ПОКАЧАЙ КУКЛУ”

7.Формирование плавной речи.

Игра «ПЕРЕДАЙ ПЛАТОЧЕК»

Дети стоят по кругу. На сильную долю музыки передают друг другу платочек. На ком “остановится” звучание музыки, выбирает себе партнёра для исполнения диалога. (выбирает ребёнок)

а) диалог “ЗАЙЧИК”

• Зайчик, зайчик, что ты грустный?

• Потерял кочан капусты.

• Вот такой: круглый, белый и большой.

• Ну- ка, зайка, шалунишка, Дай потрогать животишко… Он тугой,как барабан!

• Значит, съел я свой кочан…

б) диалог “ЧЁРНЫЙ КОТ”

• Почему ты черный, кот?

• Лазил ночью в дымоход.

• Почему сейчас ты бел?

• Из горшка сметану ел.

• Почему ты серым стал?

• Меня пёс в пыли валял.

• Так какого же ты цвета?

• Я и сам не знаю это…

8.Координация речи с движением

а) в хороводе “ВЕСЕЛИСЬ, ДЕТВОРА”

б) в инсценировке” Как живешь?”

(дети отвечают на вопросы логопеда)

• Вот так! (поднимают вверх большой палец)

• Вот так! (шагают на месте)

• Вот так! (стоят, руки “по швам”)

• Вот так! (кладут руки под щёчку)

• Вот так! (нажимают пальчиками на надутые щёчки)

• Ш-ш-ш-ш… (прикладывают указательный палец к губам)

Дети молча стоят по кругу, взявшись за руки. Под спокойную музыку логопед говорит:

  • Вы самые лучшие, самые спокойные, самые дружные дети. Вы можете говорить правильнее всех, увереннее всех, выразительнее всех. Сейчас мы пойдём в группу и вы расскажете мне, что вам больше всего понравилось на нашем сегодняшнем занятии.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Логопедическая ритмика

1. Содержание логопедической ритмики. Средства логопедической ритмики. Методы и приемы коррекционной работы. Место логопедической ритмики в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания, фонетико-фонематических нарушений, голоса, алалии, афазии.

2. Особенности организации и содержания логопедической ритмики при нарушениях голоса, дизартрии, афазии, заикании. Подбор музыкального темпо-ритмического материала с учетом структуры речевого дефекта и возраста пациентов, результатов обследования моторики и ее темпо-ритмических характеристик, логопедической работы. Особенности подбора речевых упражнений и песен.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в рс (я)

1. Современное состояние системы коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии в Республике Саха (Якутия).

Коррекционно-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии в системе образования: дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, школьная система специального образования. Сеть ПМПК.

Коррекционно-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии в системе здравоохранения. Система коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии в учреждениях Министерства труда и социального развития.

Обучение и воспитание детей с зпр

1. Современные взгляды на определение понятия «задержка психического развития». Этиология и классификация ЗПР.

Дети с задержкой психического развития как составная часть неуспевающих учащихся. Вклад Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединской и др. исследователей в изучение данной проблемы.

Классификация задержек психического развития по этиопатогенетическому принципу — конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического генеза (по К.С. Лебединской). Психологические и педагогические проявления детей данной группы.

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

Особенности протекания психических процессов у детей с задержкой психического развития.

Нарушение внимания: неустойчивость, повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация.

Снижение работоспособности как одно из проявлений церебрастении.

Особенности зрительно-пространственного восприятия и узнавания.

Особенности памяти: снижение объема долговременной и кратковременной памяти; неполноценность воспроизведения; неинформированность умения использовать вспомогательные средства при запоминании.

Особенности протекания мыслительных операций. Особенности мотивационной сферы, снижение познавательной активности.

Особенности речи (дефекты звукопроизношения, ограниченность активного и пассивного словарного запаса, затрудненность понимания и употребления сложных лексико-грамматических конструкций).

Особенности эмоционально-волевой сферы.

Особенности деятельности: неорганизованность, импульсивность, недостаточная целенаправленность, слабость речевой регуляции и всех видов контроля в деятельности детей.

3. Диагностическая деятельность в системе коррекционно-развивающего образования при ЗПР.

Организация и формы диагностической деятельности. Методы диагностической деятельности: метод направленных наблюдений, беседа, педагогическое тестирование, анкетирование, анализ медицинской документации, анализ продуктов творческой деятельности детей, обобщение данных независимых характеристик, обучающий эксперимент. Виды педагогической помощи, оказываемой детям с ЗПР: стимулирующая, направляющая и обучающая.

4. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных состояний.

Особенности психического развития детей в дошкольном возрасте. Недоразвитие основных психических функций. Своеобразие развития мышления.

Ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем.

Особенности формирования сюжетно-ролевой игры.

Зависимость работоспособности и успешности учебной деятельности детей с ЗПР от их нервно-психического состояния. Вариативность проявления явлений утомления и истощения у детей рассматриваемой категории.

Особенности формирования общеучебных навыков и интеллектуальных приемов у детей с ЗПР. трудности и замедленность переключения с одного вида (способа) деятельности на другой.

Несформированность умственных действий и операций. Психофизиологические причины трудностей усвоения учебного материала.

Общедиагностические критерии диагностики ЗПР.

Отграничение ЗПР от сходных состояний (умственная отсталость, нарушения речи, педагогическая запущенность и др.)

5. Cистема коррекционно-развивающего обучения (КРО).

Основные положения «Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы». Система коррекционно-развивающего обучения как форма дифференцированного образования, обеспечение коррекционной напрвленности обучения.

Комплектование классов коррекционно-развивающего обучения. Организация и задачи деятельности диагностико-консультативной службы. Школьный психолого-педагогический консилиум.

Лечебно-профилактическое нароавление работы.

Деятельность социальной службы. профориентация школьников.

Вариативность форм обучения, учебных планов и программ. Задачи учебно-воспитательного направления. преемственность дошкольного и школьного обучения. Психолого-педагогические принципы коррекционно-развивающего обучения. Методические принципы построения содержания учебного материала.

Основные формы организации учебно-воспитательной работы в систем коррекционно-развивающего обучения. Фронтальные и индивидуальные формы организации учебной и внеклассной работы. Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения школьников с задержкой психического развития.

6. Социализация учащихся системы коррекционно-разивающего обучения.

Взаимодействие семьи и школы как один из факторов воспитания и развития детей. Нарушения данного взаимодействия как одна из причин нарушений развития детей, отклонений в их поведении.

Методы изучения семьи и семейных отношений. Педагогическое просвещение родителей. Основные направления взаимодействия школы и семьи в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития:

— формирование полноценной мотивации учения;

— развитие общедеятельностных умений;

— формирование социально-значимых качеств.

Работа по развитию индивидуальных склонностей и способностей ребенка. Расширение кругозора детей, эстетическое воспитание в совместном времяпровождении. Трудовое и физическое воспитание детей.

Роль государственных организаций в социальной поддержке семьи.

studfiles.net

Независимый сайт о заикании

Каталог РВД Parker(18.6 Мбайт) Одна из основных причин простоев горнодобывающей карьерной техники — выход из строя рукавов высокого давления. При этом, при планировании ежегодных закупок специалисты отдела снабжения как правило руководствуются исключетельно дешевизной предложения, считая РВД расходным материалом. Тем не менее, опыт сотрудничества с крупнейшими горнодобывающими предприятиями отрасли показал, что можно значительно увеличить срок службы РВД, используя качественные комплектующие для их производства.

Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических диспансеров и больниц.

Сложность клинической картины заикания у подростков и взрослых выдвигает у них на первый план в комплексном преодолении заикания медицинские мероприятия. Это существенным образом влияет на место, роль и специфику логопедической работы с заикающимися. Поэтому, в настоящее время все чаще эта работа обозначается как «логотерапия», «логопсихотерапия».

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми за последние три десятилетия писали многие авторы: И.Ю.Абелева, Л.З.Андронова, Л.П.Голубева, А.Я.Евгенова, М.Н.Киселева, А.И.Лубенская, М.И.Мерлис, Ю.Б.Некрасова, Н.Ф.Синицина, М.В.Смирнова, М.Е.Хватцев, А.Г.Шембель, В.М.Шкловский и др.

Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа МЗ РСФСР под руководством проф. С.С.Ляпидевского , содержит шесть основных этапов логопедической работы:

1) подготовительный (2—3 дня); установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии); 3) максимальное ограничение в речи (10—14 дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели); 5) закрепление правильных речевых навыков (3—5 недель); 6) заключительный этап (выпускная конференция, специальный инструктаж).

Собственно речевые занятия с заикающимися по этой методике начинаются с установочного этапа, когда заикающиеся на положительных примерах лечившихся до них получают стимул к собственному излечению. На этапе максимального ограничения в речи заикающиеся находятся на полном режиме молчания 3— 5 дней, а в остальные 7—9 дней — относительного речевого покоя. Под руководством логопеда они овладевают сопряженной, полуотраженной и отраженной речью, а затем и небольшими фразами, необходимыми для обихода в отделении. В этот же период с заикающимися проводятся упражнения по постановке дыхания и артикуляционная гимнастика.

Этап активной перестройки речи характеризуется введением рече-ручного режима, работой над диалогом, т.е. вопросо-ответной речью, беседами на заданную тему, небольшими самостоятельными пересказами на свободную тему. Имеет место здесь и речевая практика, задачи которой состоят в закреплении полученных навыков самостоятельной речи в различных ситуациях (тренировка на экстрараздражители).

На заключительном этапе (выпускная конференция с участием родителей и друзей, обслуживающего персонала и др.) подростки отвечают на вопросы аудитории, декламируют или читают отрывки из художественных произведений, разыгрывают небольшие сценки из пьес, делают доклады.

Описывая многолетний опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися в поликлинических условиях, А.Я.Евгенова и М.В.Смирнова делят логопедические занятия по формам речевой работы (в порядке усложнения ее) на три периода:

Первый период (14 занятий): артикуляционные и дыхательные упражнения; счетная зарядка; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение (наизусть).

Второй период (12 занятий): речевая зарядка; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практика разговорной речи; объединенные занятия.

Третий период (12 занятий): небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизация, экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

Впоследствии эта методика была усовершенствована: введены значительно элементы рациональной психотерапии, пересмотрен речевой материал для занятий, обоснована опора на самостоятельную работу взрослых заикающихся над своей речью и пр.

Авторами новой методики рекомендуется начинать работу с заикающимися с подготовительных упражнений по технике речи: со специальных дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений, при этом предварительно усвоить памятку для заикающихся и речевые правила, которые в дальнейшем ему необходимо соблюдать.

Речевые упражнения для коррекции заикания строятся в плане постепенного усложнения структурных компонентов речи. Здесь предусматривается: работа над гласными звуками; работа над словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слогах); работа над фразами (начинающихся со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). Далее в последовательном усложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После всего этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры, речевые игры).

В связи с возросшим интересом к изучению психологических особенностей заикающихся в последние годы значительно обоснована необходимость в логопедической работе психотерапевтического воздействия. В системах логопедической (логопсихотерапевтической) работы с подростками и взрослыми (Л.З.Андронова, А.И.Лубенская, М.И.Мерлис, Ю.Б.Некрасова, В.М.Шкловский и др.) находят свое место и суггестивные формы психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз) .

В разработанной В.М.Шкловским комплексной системе преодоления заикания объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта и невропатолога.

Курс лечения заикания (2,5—3 месяца) разбивается автором на пять этапов: подготовительный (диагностический); перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризация и профилактика; санаторно-курортное лечение.

Подготовительный (диагностический) этап продолжается 10— 15 дней. В это время проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, назначается медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функции, выработке речевых «эталонов» и т.д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Затем (спустя 15—20 дней) проводится сеанс внушения в бодрствующем состоянии. После сеанса начинается активная логопедическая работа. При этом большое значение имеют сеансы гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии, направленные на закрепление достигнутых результатов.

Рассматривая комплексное воздействие на заикающихся как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, В.М.Шкловский на этом этапе логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавной и слитной речи. В первую часть включаются: 1) коррекция дыхания, регистра и тембра голоса; 2) выработка правильного ритма и темпа речи; 3) овладение «эталонами», «формулами» речи; 4) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Нормализация у больного речевого дыхания и голоса, темпа речи, овладение «эталонами» — все это является основой для последующей суггестивной и рациональной психотерапии.

Во второй части логопедической работы (в активной тренировке плавной и слитной речи) закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся обучаются различным приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми затруднениями, укрепляется уверенность в своих силах. Плавная, слитная речь достигается упражнениями в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т.д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженной и отраженной речи и т.д. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестивной психотерапией.

В обшей сложности речевым занятиям в течение дня должно отводиться не менее 3—4 часов (каждое занятие по 10—15 минут речевой тренировки).

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет важное значение и различные формы. Рациональная психотерапия выражается в виде индивидуальных и коллективных бесед. Она помогает разъяснить больному причины заикания, раскрывает значение и необходимость активного отношения и целеустремленности для успешного лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3—4 день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале три раза в неделю, а затем раз в 7—10 дней. Во время внушения, кроме формул общеуспокаивающего характера, уделяется внимание нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии.

Сеансы аутогенной тренировки также начинаются рано, так как требуется длительное время для получения необходимого эффекта. Стойкость и успешность результатов в большой степени зависит от тщательности и строгой систематичности проведения упражнений.

Внушение в бодрствующем состоянии — психотерапевтический сеанс, при проведении которого могут быть использованы многие приемы: беседы, проводимые при сильном эмоциональном напряжении больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение в бодрственном состоянии с включением демонстративных моментов. Сеанс проводится с группой в 6—8 человек, он заранее назначается на определенный день, который особенно ожидается больными, так как он является переломным этапом в лечении.

Самовнушение является не пассивным проговариванием формул, а активным стремлением представить себя хорошо говорящим. Оно проводится 2—3 раза в день. Больной должен уметь вызывать у себя представления о том, как он хорошо разговаривает, без заикания: дома, в учебном заведении, на работе и в других ситуациях. Особенно важен сеанс самовнушения перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (он продолжается месяц) проводится тренировка речи в обычной для больного жизненной обстановке. Преодоление речевых трудностей в повседневной жизни, воспитание речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых ситуациях — составляют основное содержание третьего, заключительного, этапа лечения заикания.

В.М.Шкловский, наряду с основными этапами логопсихотерапевтической работы с заикающимися, обращает внимание на необходимость диспансеризации и профилактики как очень важных разделов работы, без налаживания которых не может быть решена проблема лечения заикания. Диспансеризация и профилактика создают предпосылки для снижения заболеваемости заиканием, способствуют предупреждению рецидивов.

Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией желательно организовать санаторно-курортное лечение с использованием климато-бальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими мероприятиями. В сочетании с логопсихотерапией это дает хороший эффект в преодолении заикания.

В заключении можно отметить, что все современные системы Логопедических занятий с заикающимися подростками и взрослыми объединяются наличием в них (помимо последовательно-усложняемых речевых упражнений) различных форм психотерапии. Различаются они между собой в основном тем, какое значение и место авторами отводится отдельным видам психотерапии (соответственно они более подробно и разработаны автором). Например, сеанс императивного внушения в бодрственном состоянии в логопсихотерапевтической работе с заикающимися (Л.З.Андронова, М.И.Мерлис, Ю.Б.Некрасова, В.М.Шкловский), разное место его в курсе лечения (у Ю.Б.Некрасовой — в начале, у В.М.Шкловского — в середине); аутогенная тренировка и самовнушение (А.И.Лубенская, С.М.Любинская); рациональная психотерапия (Л.З.Андронова).

Речевые упражнения в системах логопсихотерапевтических занятий с заикающимися строятся на основе общепринятых в детской логопедии, но с учетом возрастных особенностей пациентов. Кроме того, и с некоторыми особенностями: Л.З.Андронова строит речевые упражнения, опираясь на послоговую речь (полную форму речи); В.М.Шкловский и др. — на разную степень самостоятельной речи; Ю.Б.Некрасова придает особое значение выработке элементов сценической речи и т.д.

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

www.stuttering.su

Логопедическая ритмика в системе работы при заикании и дизартрии. В помощь логопедам

Логопедическая ритмика в системе работы при заикании и дизартрии. В помощь логопедам

Логоритмика – эффективный метод преодоления заикания

Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико – грамматическом оформлении речевого высказывания и др. логопедами— практиками предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений – логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

КОМУ ПОЛЕЗНА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА?

Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, а особенно детям с заиканием. Очень важна логопедическая ритмика для детей с заиканием так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ?

Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия:

• Нормализация темпа и ритма речи

• Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков

• Развитие слухового внимания

• Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе)

• Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики • Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе)

• Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания

• Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов

• Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.

Целью логопедической ритмики являются преодоления речевого нарушения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием путем воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и движением.

Субъектом логоритмики является ребенок с фонетико-фонематическим недоразвитием, имеющий речевую патологию.

Предметом логоритмики являются моторная несформированность, слухоречевой ритм и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Задачи логопедической ритмики:

Укрепление костно — мышечного аппарата;

Развитие физиологического дыхания;

Совершенствование моторных функций;

Улучшение соматического здоровья.

Формирование пространственных представлений;

Систематизация знаний о фонетической, лексической, грамматической сторонах речи;

Расширение представлений в области музыкальной культуры,

Совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитание личностных качеств детей.

Развитие способности сотрудничества, взаимоподдержки и взаимовыручки.

-Коррекция и компенсация нарушенных функций:

Движения ребенка с заиканием обнаруживают разнообразные нарушения. Слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются трудности действия с мелкими предметами, изменения в состоянии мимической моторики. В других случаях для детей характерны недостаточная четкость и организованность движений, неуверенность, затруднения в точном удержании заданной позы, темповые расстройства. Коррекция заикания у детей осуществляется, как известно, только комплексным методом. Помимо медицинских мероприятий, физических упражнений, нормализации речевой функции на логопедических занятиях, в основу метода включена и логопедическая ритмика, с помощью которой

нормализуются двигательные функции и речь, кроме того, на занятиях по логоритмике используются психотерапевтические и общевоспитательные методы. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка с заиканием, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Логоритмические и музыкально- ритмические средства для детей с дизартрией.

Педагогическое, логопедическое и симптоматическое лечение дизартрии и других сопутствующих нарушений (зрения, слуха, эпилептиформенных спазмов и др.) включает также комплекс логоритмического воздействия, лечебной физкультуры, музыкально-ритмического воспитания. Задачи здесь будут следующие:

1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно рефлекторную деятельность.

2. Улучшить координацию движений — элементы основной двигательной деятельности.

3. Улучшить общую двигательную активность ребенка.

4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и др.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Оказать воспитательное влияние на ребенка и выровнять его поведенческие реакции.

Логоритмическая работа с дизартриками включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Ее можно разделить на три периода. Задачи первого периода: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного, и памяти; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.

В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят действие, слушая указания педагога. Он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением педагога, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.

Во втором периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, средства логоритмики используются для развития: моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких, слухопроизносительных дифференцировок.

Так, для развития моторики артикуляторного аппарата используются безречевые игры (показать удивление, огорчение, испуг и др.) и речевые игры со звукоподражанием.

Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.

В третьем периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется закрепление речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умения коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр, игры-драматизации.

В работе с детьми, страдающими дизартрией, надо соблюдать требования к подбору музыкально-ритмического материала в зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений. Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с явлениями парезов, неловкие, дискоординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть бодрым, ритмичным, стимулирующим их движения (марш, полька, галоп, музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными ритмическими фразами). Для детей с гиперкинезами, тиками, миоклонусами следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движение фразами; песни обязательно с ритмичным припевом и плавным запевом.

Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению: вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка в листве, шум дождя и т. д.

Практика показывает, что регулярная совместная деятельность логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, учат общению со сверстниками, способствуют развитию не только двигательной сферы, но и осуществляется коррекция и развитие психологической сферы, что, несомненно, очень важно для работы с детьми.

Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

«Логопедическая ритмика для дошкольников» «Логопедическая ритмика для дошкольников» Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы.

Пути взаимодействия педагогов и медицинской службы в системе оздоровительной работы ДОУ Одним из действенных средств в формировании здоровья в настоящих условиях является физическое воспитание. Именно средства физического воспитания.

Использование метронома в системе работы музыкального руководителя Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание.

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в системе физкультурно-оздоровительной работы Здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие.

Консультация для родителей «Скорая помощь при остром заикании» В случае внезапного и остро возникшего заикания у ребёнка, что чаще всего происходит в случаях сильного психологического потрясения (сильный.

Консультация для родителей «Заикание. Что должны знать родители о заикании» СПРАВКА Заикание — это мышечное явление, которое возникает из-за судорог в области голосовых связок или мышцах языка, губ либо дыхательного.

Логопедическая ритмика. Применение логоритмических средств в коррекции общего недоразвития речи Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое.

Воспитание любви к Родине в системе работы с семьей «Посиделочки» «Воспитание любви к Родине в системе работы с семьей «Посиделочки» ГБДОУ д\с №32 Василеостровского района Санкт-Петербурга Воспитатель Хусаинова.

Педагогический опыт «Значение театрализованной деятельности в системе коррекционно-воспитательной работы» Театрализованная деятельность в МДОУ ДСКВ № 22 города Ейска МО Ейский район используется педагогическим коллективом в решении задач воспитания,.

Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье человека – наиболее актуальная проблема развития современного общества. В начале 21 века она становится первостепенно значимой.

www.maam.ru

Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций

  • "Душа просит слова. "
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская
  • Логопедическая ритмика → Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций

    по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.

    С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы

    логопеда по преодолению заикания.

    Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант

    Эмиль Жак — Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой

    основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.

    Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране.

    В группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой

    дизартрией. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной

    являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика

    сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений,

    переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики,

    мимической, мелкой и артикуляционной.

    У детей с ОНР нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями

    оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно,

    движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

    У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.

    Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия

    Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического

    и физического воспитания.

    Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых

    разнообразных речевых расстройств.

    Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика,- это движение, музыка и речь.

    В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

    Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений,

    ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих

    способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

    Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей –логопатов и корректирование их речевых нарушений.

    Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

    развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного

    звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

    Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической

    основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

    Ходьба и маршировка

    (вводные и заключительные упражнения)

    Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.

    Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе

    они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое

    Регуляция мышечного тонуса

    У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и

    общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении

    тонуса мышц. Чаще всего дети — речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет

    место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики

    необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.

    Развитие внимания и памяти

    У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная

    сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике

    обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения

    специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные

    виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не

    только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно

    с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.

    Развитие чувства музыкального размера (метра)

    Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные

    (равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как

    об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания

    равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.

    Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.

    Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.

    Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может

    быть медленный, умеренный и быстрый.

    Развитие чувства музыкального ритма

    У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны,

    как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы.

    У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов.

    Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.

    Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические

    единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.

    Игра на музыкальных инструментах

    На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты.

    Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание,

    музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах). Музицирование

    способствует развитию творческих способностей.

    Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка.

    Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной

    близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его

    скорейшему речевому развитию.

    Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проврдятся различные пальчиковые игры с пением или игры с

    мелкими предметами под музыку.

    Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым

    разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный

    материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной

    цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.

    Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно

    развивают художественное восприятие детей.

    Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего

    музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при

    помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

    один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

    Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха,

    его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей

    сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого

    дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным.

    При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.

    При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и

    осуществляется речевой акт.

    Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте,

    силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.

    Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).

    Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.

    Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д.

    Задачей педагога является следующее: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых,

    приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.

    Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени.

    Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков.

    Интонационная выразительность речи

    Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие,

    как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент).

    Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение,

    вплоть до изменения смысла на противоположный.

    При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает

    настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.

    Речь с движением

    Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

    Это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и,

    стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и

    артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.

    К подвижным органам артикуляции (речевым органам) относятся язык, губы и челюсти.

    Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.

    Это четкое различение на слух всех звуковых единиц родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие,

    как твердые и мягкие, глухие и звонкие. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового

    внимания на материале неречевых (шумовых и музыкальных) звуков.

    На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать

    звуки с какими – либо

    На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на логопедических занятиях. В форме

    подвижной игры или игры – вокализации грамматические задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются

    детьми дошкольного возраста.

    В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу – расширять словарный запас детей.

    Игры и упражнения

    В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают –

    животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.

    Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто

    она качается на качелях.

    В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

    Упражнение выполняется под счет: вдох — 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или

    музыкальные звуки (до –ре — ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

    Назови по порядку

    Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

    Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два,

    три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам

    среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

    Оборудование : ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

    Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:

    Ах, как приятно пахнет!

    Ах, как цветок приятно пахнет!

    Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:

    «Надуем шарик» — надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

    «Мы удивились» — приподнимание и опускание надбровных дуг;

    «Тигренок» — оскаливание зубов;

    «Упрямые бараны» — нахмуривание мышц лба и т.д.

    Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие

    сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

    Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.

    Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

    Описание игровой ситуации

    Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?

    Этюд разыгрывается под музыку.

    Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы

    У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит

    голова. Девочка расстроена, ей жалко больную куклу.

    Во время этюда звучит музыка.

    «Прятки» — чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;

    «Вкусное варенье» — круговое скользящее движение языка по губам;

    «Футбол» — движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;

    «Язычок сердиться» — упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.

    Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

    «раз» — к левому уголку рта, на «два» — к правому. В данном упражнении

    счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения

    предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию — «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

    «раз» — поднимается к носу, на «два» — опускается к подбородку.

    В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

    Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то

    кажется тихим и его трудно расслышать.

    Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом

    (это может быть голос животного, например, — му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,

    ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).

    Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.

    Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

    Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

    Была (произносится голосом обычной силы)

    тишина, тишина. (произносится тихим голосом)

    Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)

    грома (еще громче)

    сменилась она. (громко)

    И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)

    тихонько (произносится очень тихо)

    Ты слышишь? (произносится тихим голосом)

    Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)

    Закапал по крыше…

    Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

    Ку – ку — (произносится высоким голосом)

    Целый день по лесу:

    Ква – ква (произносим низким голосом),

    ку – ку (произносим высоким голосом).

    Ква –ква ( произносим низким голосом),

    ку – ку ( произносим высоким голосом).

    Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.

    Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.

    Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню.

    Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.

    Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

    Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,

    и медленно говорят: « ТОП – ТОП».

    Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».

    В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

    Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:

    Еле, еле, еле, еле

    (говорить в медленном темпе)

    (темп постепенно нарастает)

    (говорить в быстром темпе)

    (темп постепенно замедляется)

    (хлопать в ладоши и медленно говорить).

    Развитие ритма речи

    Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена

    жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.

    Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.

    Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот

    эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».

    Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом

    надо выделить первое слово во фразе:

    «МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.

    Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет

    звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».

    Если на карточке ярко написана цифра «3» — это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».

    То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво,

    а не петь и не танцевать.

    И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» — фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.

    «Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

    Развитие мелодика интонационной композиции речи

    Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:

    удивленного – Ах! Ах! Ах!

    больного – Ох! Ох! Ох!

    веселого – Эх! Эх! Эх!

    недовольного – Ай! Ай! Ай!

    испуганного – Ой! Ой! Ой!

    сердитого – Ай –я — яй!

    Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.

    После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.

    После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

    Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом:

    Похлопаем в ладошки,

    (хлопать в ладоши)

    И пальчики попляшут,

    (вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)

    и пальчики попляшут,

    А девочки и мальчики

    все ровненько сидят.

    мы построим птичкам дом.

    (Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)

    поселяйтесь птички в нем!

    что за шум и тарарам?

    (Стучать кулачками по коленям попеременно.)

    просыпайтесь по утрам!

    Ду – ду — ду, ду – ду — ду —

    вот какая дудка!

    (Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)

    Ду – ду ду, ду –ду – ду –

    вот такая дудка!

    По – е – ха – ли по – ти – хо – неч — ку,

    (Ладонями попеременно слегка касаться колен.)

    По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…

    И быстренько, и быстренько,

    (Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)

    И быстренько, и быстренько…

    И при – е — ха – ли !

    (Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)

    «Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые

    друг от друга по смыслу части.

    Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).

    Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.

    Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.

    Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,

    третьи – лошадками, а четвертые — птицами.

    Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.

    По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были

    назначены в начале игры при распределение ролей.

    Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.

    Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы — машут руками – «крыльями».

    Дети встают перед педагогом в шахматном порядке и под музыку по показ

    1. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947.

    2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии активности. — М., 1966.

    3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.,"Пp.",1978г.

    4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика — М., Просвещение, 1985.

    5. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников.- М.,Учпедгиз РСФСР, 1951, с.168.

    6. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников: Пособие для работников логопедических учреждений . 2-ое изд.,- М., Учпедгиз, 1958.

    7. Гриншпун Б.М. Дислалия. Логопедия. — М., 1989.

    8. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстроййств. — В кн.: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи., М., МГПИ., 1982, с. 67.

    9. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. — М.; Л.; Медгиз, 1930.

    10. Дресвянников В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педогогической работы с заикающимися школьниками. — Дефектология, 1972.

    11. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений — М., АПН РСФСР. 1960.

    12. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка) — М., Педагогика, 1973.

    13. Кольцова М.М. Ребенок учиться говорить . — М., Советская Россия, 1979.

    14. Корнев А.Н. О структурном подходе к фонологии артикуляторной апраксии у детей. — М., Прометей, 1991, с.18.

    15. Крапухин А.В., Высоцкая А. А. Вопросы логопедической ритмики для заикающихся. — В кн: Вопросы логопедии: Сб. н. тр. МГПИ, — М., 1979.

    16. Логопедия. /под ред. Л.С.Волковой. — М., Просвещение, 1995г.

    17. Лопатина Л.В. К вопросу о «стертых формах дизартрий» // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. — Л, 1989.

    18. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. — Ж. "Дефектология", N 3, 1987.

    20. Оганесян Е.В. и дp. Логопедическая ритмика в системе комплексного лечения взрослых заикающихся,-М.,1982.

    21. Озерецкий Н.И. Шкала исследования моторной одаренности по методу проф. Н.И.Озерецкого. — М., 1930.

    22. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. — В кн: Расстройства речи и голоса в детском возрасте. — М., 1960, с. 152.

    23. Рау Е.Ф. Музыкально-ритмические занятия. — В кн.: 5-ая научная сессия по дефектологии. М., 1967.

    24. Рычкова Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста. — Ж. "Дефектология" №3, 1984, с. 69-74

    25. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста. — Дефектология, 1987, N 3,с.60-64.

    26. Самойленко Н.С., Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 1951.

    27. Токарева О.А. Функциональные дислалии. — в кн.: Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969.

    28. Тугова Н.А. О занятиях по ритмике с заикающимися детьми. — Специальная школа, 1968, в 6/132, с.78.

    29. Тугова Н.А. Воспитание внимания у заикающихся детей на уроках ритмики. — ж. Дефектология №6, 1970, с.60-63

    30. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.

    31. Шашкина Г.Р. Обследование моторики у дошкольников с ФФНР. — ж. Здравоохранение Башкортостана, №1, 1996, с. 32 — 35.

    32. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с ФФНР. — М., 1996, 16 с., автореферат дисс. канд. пед. наук.

    33. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации — М., 2001.

    34. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Учебное пособие — М., 2002.

    35. Шостак Б.И. О некоторых расстройствах моторики при заикании // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. Ляпидевского. — М., 1967, вып. 3, с. 148-169.

    36. Ястpебова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы, Кн. для учителя-логопеда — 2-е изд., доп. — М., Пp., 1984, с.160.

    logomag.ru

    Это интересно:

    • Череда при депрессии Череда лечебные свойства. Трава череды применение Череда полезные свойства Трава череды применение в основном при лечении кожных заболеваний и нарушений обмена веществ благодаря замечательным лечебным свойствам череды. Наиболее известна череда трехраздельная. Череда распространена по всей территории нашей страны, кроме районов Крайнего Севера, […]
    • Депрессия в экономике это Экс-глава Нацбанка: «Депрессия в белорусской экономике будет продолжаться еще несколько лет» «Нельзя поднимать зарплату на 30%, когда ВВП вырос всего на 2%. Неужели это неясно властям и Лукашенко?» Экс-руководитель Нацбанка Станислав Богданкевич в интервью UDF.BY подвел итоги уходящего года и сделал прогноз на 2018-й. — Станислав Антонович, как […]
    • Нарушения сна бессонница Лечение бессонницы у пожилых До 35% пожилых людей в возрасте от 65 лет подвержены нарушениям сна, 25% из них регулярно употребляют снотворные. Чаще всего представители старшего поколения жалуются на следующие факторы, существенно ухудшающие их качество жизни: бессонница; проблемы с засыпанием; поверхностный, часто прерывающийся сон […]
    • Долгие месячные из-за стресса Долго идут месячные. Причины и лечение Так уж заложено природой, что женщина должна отвечать за первородный грех и каждый месяц терпеть менструацию, которая не доставляет ни капли радости. Но есть те, кто спокойно переживает эти «красные дни» и не испытывает трудностей. Только это большая редкость. Чаще от женщин можно услышать, что […]
    • Поведенческая терапия при аутизме Поведенческая терапия для аутистов Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с аутизмом средства для освоения окружающего мира самостоятельно. Фактически АВА, как метод терапии аутизма, не является дисциплиной. И чем может помочь метод АВА при аутизме? 7. Метод АВА-терапии не доказал своей эффективности в Украине. 6. АВА — терапия не может […]
    • Преодоление рецидивов заикания Рабочая программа по преодолению заикания ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОКСИТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 7 ВИДА Директор школы Зам.директора по УВР Алибаев Ш.Г. Нурмухаметова А.Н.. Рабочая программа по преодолению на 2012-2013 учебный год Учитель-логопед: ___________ /Галимова […]
    • Умственная отсталость дошкольников Умственная отсталость дошкольников Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость (олигофрения). Это общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьной программой, полноценное включение ребенка в социальную жизнь. Слово «отсталость» подразумевает возможность со временем […]
    • Синдром дауна 47 хромосом Реферати українською ЩО ТАКЕ СИНДРОМДАУНА? Народження дитини – завжди свято. Чи завжди? Якщо ж виявляється, що вона страждає важким – і невиліковним захворюванням, що не лише назавжди відстає своїх ровесників в психічному розвитку, а й навіть зовні буде набагато від нього відрізнятися. Він зможе навчатись у звичайній школі, піти у інститут, […]