Левис ребенок и стресс

Профилактика стрессов в начальной школе

Стресс — одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин “школьный стресс”. Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 – 1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса. Наиболее полно его учение изложено в известном труде “Стресс без дистресса”.

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья.

Наука делит стрессы на:

  • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
  • кратковременные и долгосрочные (острые и хронические);
  • физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).
  • Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки.

    Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки.

    Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.

    Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.).

    Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.

    Основоположник теории стресса Г. Селье выделяет три стадии его развития:

    • реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма;
    • сопротивление, когда организму удается успешно справится с вредными воздействиями (в этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость);
    • истощение, наступающее, если действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть.
    • Биологическое строение человека таково, что он воспринимает стрессоры и реагирует на них. Однако современные условия изобилует такими внешними раздражителями, физическая реакция на которые уже не обеспечивает равновесие нашего организма. Будучи явлением реальной действительности, стрессоры трансформировались и теперь наряду с физическими реакциями требуют психических.

      Стресс может также означать совокупность мелких стрессов, которые в результате приводят к эмоциональным нарушениям, таким как чрезмерная тревога и напряжение, нарушение ясности мышления и широкий спектр поведенческих реакций.

      Стресс не всегда результат повреждающего внешнего влияния на психику человека. Так в повседневной учебной деятельности стрессы у детей возникают по разным причинам: на уроке, во время соревнований, школьных олимпиад, в общении с учителями и одноклассниками, публичном признании успеха и т. д. В стрессологии выделяют два термина – “эустресс” и “дистресс”. Первый термин означает желательный эффект, второй – негативный.

      Дистресс (от англ. distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – сильный стресс неприятной направленности, вызываемый стрессорами.

      Учеными доказано как стресс серьезно влияет на здоровье людей. Доказана и связь между пережитыми в детстве и юности стрессами с частотой несчастных случаев.

      Стресс у детей во многом отличается от стресса у взрослых, особенно в его проявлении.

      Стресс является постоянной проблемой в детстве также потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети часто чувствуют, что они ничего не могут поделать, что они бессильны что-то изменить. Это приводит к апатии и потере всякой мотивации. Иногда это повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо предмете. Порой стресс вызывает чисто физическое недомогание, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. Стресс у ребенка не опознают, а сам ребенок не способен с этим справится, что заставляет его чувствовать себя неспособным и неадекватным.

      Как же определить состояние стресса у младшего школьника?

      Прежде всего, это продолжительность. Если у ребенка плохое настроение в течение одного дня, то в определенной мере это является нормальным. Но, если состояние нервозности и напряжения длится на протяжении недели, а то и более, то это должно стать поводом для волнения.

      Возрастные соответствия. Когда трехлетний ребенок плачет и хватает за одежду уходящую мать, то эта ситуация вполне нормальная. Но, если девятилетний школьник ведет себя подобным образом, то родители и педагоги должны более внимательно присмотреться к данному ребенку.

      Интенсивность реакции и отклонение от возрастной нормы также является сигналом для взрослого человека.

      Если есть подозрение, что ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов. Например, у младшего школьника появились необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенную озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе, возможно, развился стресс.

      Вот примерный список стрессоров, который встречается в жизни младшего школьника в учебно-воспитательном процессе:

      1. Обидные высказывания со стороны одноклассников.
      2. Обидные высказывания со стороны старшеклассников.
      3. Негативная оценка со стороны учителя.
      4. Участие в соревнованиях.
      5. Ссоры с одноклассниками.
      6. Переход в другой класс или другую школу.
      7. Контрольная или тестовая работа.
      8. Сообщение дома о плохой отметке.
      9. Выход к доске или любое публичное выступление.
      10. Опоздание в школу.
      11. Конфликтное общение с учителем.
      12. Пропуск уроков по болезни.
      13. Боязнь быть отстающим.
      14. Психологи подметили, что один и тот же стресс может вызывать у разных людей неодинаковые реакции. Существуют факторы, которые могут тормозить или усиливать проявления стрессового состояния. Это и генетическая предрасположенность человека, пол, возраст, реактивность организма, его состояние в данный момент и др. Таким образом, один и тот же раздражитель действует на разных детей по-разному, следовательно, одни дети более беззащитны перед стрессами, чем другие. Обнаружено, что стресс не затрагивает достижения детей с высоким IQ и разрушает достижения детей с низким IQ.

        Устойчивость к стрессам обеспечивает и социабельность, предполагающая доброжелательное внимание окружающих и коммуникативные навыки, благодаря которым взрослые оказывают ребенку поддержку в случае необходимости.

        Для детей младшего школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. В любой стрессогенной ситуации ребенок устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Для него потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживаниями один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя, ребенок получает порицание или равнодушие.

        Последствия стресса могут быть различными. Стрессы могут вызывать неврозы, депрессии и другие душевные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса бывают во время открытых уроков, когда у школьника дрожит голос, речь становится сумбурной, кружится голова. Сегодня хорошо известен стресс “конца года”, который провоцирует детей на простудные заболевания, в это время возможно развитие аллергического кашля и астмы.

        Как помочь ребенку, находящемуся в состоянии стресса?

        Во-первых, необходимо узнать, какова причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки, похода в парк, кино, т. е. тогда, когда ребенок находится далеко от стрессоров. Часто рисунки и игры позволяют узнать причину беспокойства ребенка. Во-вторых, подобрать наиболее приемлемый способ вывода младшего школьника из состояния стресса. Здесь на помощь педагогу может прийти школьный психолог. Ролевые игры, физические упражнения, дыхательная гимнастика, психогимнастика, музыкотерапия, упражнения на релаксацию, цветотерапия. А самое главное — поддерживать ребенка, показывать значимость его в ваших глазах, больше общаться с ним, применять тактильные приемы в общении, соблюдать такт и не забывать, что детство – это самое лучшее время и, по возможности, сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже.

        Большую помощь младшему школьнику может оказать учитель, если наладит связь с родителями. Настроит их на необходимость понимания, что воспитательно-образовательный процесс требует терпения. Что каждый ребенок неповторим, что нельзя требовать больших результатов, зная, например, что ребенок физически слаб или имеются другие причины, указывающие на его неуспешность в учебе. Управлять стрессами ребенка учитель может с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, т. к. знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Кроме того, педагог может помочь ребенку: обучить его умениям справляться со стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать его.

        Правильная, позитивная педагогическая политика может повышать способность учащихся противостоять стрессам и уменьшать их последствия. Сегодняшний учитель начальных классов должен знать причины стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка. Чувствуя проблемы детей и проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся.

        Литература.

        1. Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. Л. 1970. С 41-47.
        2. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учеб. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.-183с.
        3. Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни. СПб. 1994. 384с.
        4. Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб. 1997. 208с.
        5. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. –М. Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003. – Ч.2. С. 332.
        6. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 368с.
        7. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Как снять стресс у ребенка

          Как распознать детский стресс?

          Стрессовое состояние – это естественная реакция организма, сопровождаемая нервным эмоциональным напряжением с первых дней жизни ребенка. МирСоветов поможет разобраться в причинах его появления, первых сигналах и том, как справиться при наступлении такой ситуации.

          Симптомы, сопровождающие стресс:

          1. Раздражительность.
          2. Мышечное напряжение.
          3. Низкая активность ребенка.
          4. Боли в спине, животе или мигрень.
          5. Нарушение или чрезмерное повышение аппетита.
          6. Изменение состояния функционирования мочевого пузыря и кишечника.
          7. Нарушения сна.
          8. Плаксивость.
          9. Отстраненность.
          10. Быстрая утомляемость.
          11. Плохая концентрация внимания и запоминания.
          12. Снижение или прибавка массы тела.
          13. Определить наступление стрессового состояния у ребенка можно по резким переменам в его поведенческом факторе, поскольку он становится «неуправляемым» и «неузнаваемым». Верным признаком подавленности является частая и беспричинная смена одного нервного состояния к другому, а также различные расстройства психосоматического характера – резкая утомляемость, тошнота, общая слабость, рвота и т. д.

            Симптоматика может разниться в зависимости от возраста ребенка и условий его социального окружения. Проявления стресса также будут зависеть от этих факторов. К примеру, грудные детки и малыши в возрасте до 6-7 лет будут иметь совершенно разные причины для эмоциональной подавленности, поэтому очень важно, чтобы родители умели тонко чувствовать настроение своего ребенка и прислушиваться к его требованиям, вопросам и разговорам.

            Нередко детский стресс может быть продиктован тем, что он видит в таком же состоянии своих родителей и словно «заражается» от них. К тому же, такое состояние часто развивается от банальных страхов, которые взрослые привыкли игнорировать. В таком случае ребенок будет агрессивен, запуган, проявлять неконтролируемые вспышки гнева, слезливость и даже может появиться заикание.

            В раннем возрасте при стрессовом состоянии малыша наблюдаются признаки поведенческой регрессии, т.е. возвращения к ранним стадиям развития. Так, ребенок может снова попросить соску, сосать палец или станет мочиться в постель. Появление таких сигналов – верный признак эмоциональной подавленности.

            Симптомы стресса у подростков практически не отличаются от признаков взрослых людей, за исключением максимизации переживаний и утрирования ситуации. Глубокое беспокойство, навязчивые идеи, неадекватные действия и рассеяность – тревожные сигналы, на которые родителям нужно обращать внимание в первую очередь.

            Как можно добиться от ребенка контакта и откровенного признания в своем состоянии? Очень малый процент детей согласен рассказать о своих переживаниях, тем более, когда дело доходит до стресса. Часто малыши сами не понимают, что с ними происходит и не выражают своих переживаний словами.

            Поэтому родителям необходимо прислушиваться к разговорам своего ребенка с игрушками, а еще лучше выяснить интересующие вопросы в игре. Попросите его нарисовать окружающий мир, свою семью и друзей. Слушайте, когда ребенок жалуется на появление «барабашек» в шкафу или «волосатой руки» под кроватью. Помните: даже самая незначительная мелочь без объяснения взрослыми ее сути становится огромным страхом в красочной и обширной фантазии ребенка.

            Причины стресса у ребенка

          14. Дети от 0 до 2 лет: длительная разлука с мамой, болезнь, изменения в ежедневном распорядке, стресс родителей. Грудные детки переживают подавленность через повышенную раздражительность, неожиданное нарушение картин сна, отказ от еды.
          15. Малыши от 2 до 5 лет: разлука с родителями, а также смена обстановки, появление незнакомого окружения. В таком возрасте стресс может проявиться в изменении поведения, появлении избыточных страхов, поведенческой регрессии, заикании, нервных движениях, плохом настроении, гиперактивности и появлении слез, как реакции на все новое.
          16. Дети от 5 до 7 лет: смена окружения, поступление в детский сад, плохое восприятие в социальном коллективе сверстников, ссоры родителей. В этом возрасте стресс можно заметить по появлению необъяснимых болей и расстройств, повышенной озабоченности здоровьем, отказам от посещения детсада или прогулок. А также ребенок слишком старается быть хорошим, появляются страхи, низкая самооценка, нарушения сна и питания.
          17. Подростковые проблемы

            Стресс у подростков заслуживает отдельного рассмотрения. Эта категория детей более всех подвержена эмоциональным нагрузкам и переживает их слишком ярко. Итак, причинами для появления стрессового состояния у тинэйджера могут выступать:

          18. Рождение в семье нового ребенка. Поскольку объектом внимания становится младший брат или сестра, ребенок чувствует себя ненужным или недолюбленным. Неокрепшая психика рисует страшные картины, а неконтролируемая ревность может приводить к неблагоприятным последствиям.
          19. Переезд или смена окружения. Этот фактор сбивает темп жизни подростка и ему приходится вновь переживать адаптацию, становление своей репутации в коллективе и пр.
          20. Развод или ссоры родителей. Это откладывает свой след на психическом здоровье ребенка, ломая его понятия и устои.
          21. Негативная информация, изливающаяся потоком из интернет сети или телевидения.
          22. Смерть близкого питомца или родственника.
          23. Как помочь своему ребенку преодолеть стресс?

            Помощь взрослого человека и родителей в преодолении стресса у ребенка – первоочередная задача, которая может предотвратить многие негативные последствия и вернуть малыша к здоровой жизни. Здесь применяется 2 способа: устранить стресс и помочь выработать благоприятные стратегии борьбы с эмоциональной подавленностью.

            Действия для устранения стресса:

          24. Разузнайте о переживаниях и чувствах своего ребенка.
          25. Создайте атмосферу откровенности и доверия, заверьте его, что любой опыт – положительный.
          26. Цените своего ребенка при любых поступках и ситуациях.
          27. Демонстрируйте открыто свою заботу, любовь и тепло. Как можно чаще обнимайте ребенка.
          28. Разграничивайте поступки на те, что можно совершать, и те, которые не стоит, однако не будьте чрезмерно строгими.
          29. Подчеркивайте, что важнее сотрудничать, а не соревноваться.
          30. Найдите занятия, которыми ребенок сможет помогать семье.
          31. Учитывайте его желания, а не только свои потребности и возможности.
          32. Очень важно, чтобы родители помогли своему ребенку развить положительные навыки борьбы с таким состоянием, поскольку это ему пригодится в любом возрасте. Вы можете оказать помощь такими способами:

          33. Дети последуют примеру родителей, а не их советам. Поэтому подавайте своим малышам благоразумные примеры подражания – сохраняйте спокойствие в сложной ситуации, контролируйте агрессию и гнев.
          34. Развивайте рациональное мышление. Заверьте ребенка, что он должен беспокоиться о последствиях своих поступков, разграничьте понятия фантазий и реальности. Часто дети думают, что родители разводятся потому, что он не выиграл медаль на соревнованиях. Убедите его в правильных причинах поступка.
          35. Контролируйте малыша, но в меру. Разрешайте ему принимать решения в рамках семьи.
          36. Будьте открыты и откровенны с ним. Обсуждайте, как прошел день у вас на работе и у ребенка в школе, поощряйте его открытость.
          37. Занимайтесь физической активностью. Поощряйте интересы ребенка и по возможности осваивайте вместе с ним его хобби.
          38. Правильное питание укрепляет нервную систему.
          39. Осваивайте техники релаксации и чаще проводите досуг вместе.
          40. mirsovetov.ru

            Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

            Вообще стресс сопровождает нормального человека всю жизнь. Первый исследователь этого явления канадский физиолог Ганс Селье говорил: «Единственный способ убежать от стресса — это умереть». Стресс может быть и полезным — тогда он мобилизует человека, помогая справиться с ситуацией, и вредным — когда он скорее парализует волю к решению проблемы.

            Выделяют еще понятие «дистресс» — им обозначают избыточное, чрезмерное напряжение организма. А еще стресс может быть острым и хроническим.

            Стрессу подвержены все люди — и дети в том числе. Некоторые стрессовые ситуации одинаково тяжелы для взрослого и ребенка: потеря близкого человека, резкая перемена условий жизни и т. п. Есть ситуации, которые могут травмировать одного человека, другого оставить равнодушным. Например, тройка, полученная на экзамене. Выступление перед большой аудиторией для одного человека — огромное напряжение, негативные эмоции, другой испытывает подъем, энергетически заряжается.

            Как распознать избыточное психическое напряжение у ребенка?

            Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит.

            — Симптомы избыточного стресса у детей примерно те же, что и у взрослых. Это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения. Повышенная раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева. Может нарушиться сон, проявляются незамеченные раньше страхи.

            — Если у ребенка и раньше отмечались невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т. д.), под действием стрессовой ситуации они могут усилиться.

            — Иногда спокойный до этого ребенок сигналит о накопившемся напряжении агрессивным поведением — может драться, отбирать у других детей игрушки. Или плачет чаще обычного и без видимых причин.

            — Есть и другие, более специфические симптомы. Некоторые дети, как и взрослые, в стрессовой ситуации могут отказываться от еды. Или, наоборот, успокаивают себя, поглощая беспрерывно еду, сладкое и т. д. Детское воровство иногда тоже результат стресса — например, неблагополучия в семье.

            Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

            — Любые значительные, но естественные перемены в жизни. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего брата или сестры, переезд, смена школы, развод родителей, повторный брак родителей. Разумеется, разные дети одну и ту же ситуацию могут воспринимать по-разному. Некоторое девочки, например, остро переживают появление признаков созревания собственного организма — наступление менструаций. У других этот момент протекает более гладко.

            — Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т. д. ). Важно помнить: маленького ребенка может травмировать и не слишком значительное с точки зрения взрослого событие — например, смерть любимой белой мышки.

            — Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные лечебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Но и радостные события в определенном возрасте могут послужить источником стресса. Для девочки-подростка, например, первое свидание или «выход в свет» — на дискотеку.

            — Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение).

            — Неблагополучная обстановка в семье (нелады между родителями, нарушенные отношения самого ребенка с родителями), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.

            У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита против стресса еще не выработалась.

            Что могут сделать родители?

            Не так уж и мало:

            — постараться услышать, как ребенок сигналит о своем напряжении,

            — стараться уберечь от непосильных нагрузок,

            — не пытаться оградить ребенка от всех стрессовых ситуации. Задача родителей в другом — выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым. И понимающим, где он может найти поддержку;

            — оказывать поддержку и помощь в кризисных ситуациях. Знать, к какому специалисту можно обратиться за помощью (во многих регионах существуют кризисные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи);

            — научить доступным способам снятия избыточного стресса. Надежные способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Помогите ребенку выбрать свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и др. Их вы можете найти в популярной литературе — например, в книге Шейлы и Шелдона Левис «Ребенок и стресс» (СПб., 1996).

            Как помочь ребенку пережить потерю.

            Потери в жизни ребенка — это не только самые серьезные травмирующие события (как смерть близкого человека, например). Иногда взрослым трудно понять чувства малыша, когда он потерял любимую игрушку (с нашей точки зрения — сущую ерунду) или долго не может привыкнуть к новой школе.

            Различные перемены и потери — это естественная, нормальная часть жизни. Как помочь ребенку понять это?

            Возможно, стоит говорить с ним об этом и в ситуации реальной потери, и тогда, когда малыш находится в спокойном состоянии. Попросите его подумать, какие могут случиться потери в жизни человека. Выскажите свои соображения, попросите вспомнить ситуации из его жизни и жизни его друзей. Что это могут быть за потери? От выпавшего зуба, потерянной вещи, переезда на новую квартиру до чьей-то смерти. Возможно, развелись родители знакомого ребенка — это тоже потеря.

            А сам ребенок? Он ведь постоянно меняется — сегодня ты уже не такой, каким был месяц или год назад. И в природе постоянно происходят какие-то изменения. Может быть, попробовать нарисовать их: например, деревья весной, летом, в листопад и зимой; гусеницу, которая становится сначала коконом, а потом бабочкой; себя — в детстве и сейчас. А каким ты будешь, когда станешь взрослым?

            Посмотрите вместе с ребенком семейный альбом — здесь можно увидеть, как все меняется.

            Можно обсудить с ребенком, на что похожи горе, радость, печаль, страх. Можно попросить его нарисовать различные чувства, спросить, как ведет себя при этом наше тело, изобразить их мимикой и движениями. Во время рисования попросите подумать: что тебе помогает, когда ты испытываешь печаль или гнев.

            Обсудите эти способы и предложите свои (печаль — рисовать, писать стихи, записывать в дневник, найти кого-нибудь, с кем можно поделиться своей печалью, поплакать; гнев — заняться определенными видами спорта, ударять или пинать по мячу, по подушке, побегать, пореветь в подушку или в укромном месте, выразить гнев словесно.).

            Подчеркните, что все чувства разрешены: если мы сердимся на кого-то, это не значит, что тот человек плохой, это означает, что в данный момент мы испытываем гнев.

            Выявить страхи и тревоги ребенка можно с помощью рисования. Что может спросить взрослый, пока ребенок будет рисовать? «Что ты делаешь, когда боишься?», «Помогает ли это?», «Что можно еще сделать?». Даем понять, что испытывать страх смерти и потери нормально — взрослые его тоже испытывают.

            О чем еще можно поговорить с ребенком? О реалистичных и нереалистичных страхах; о том, что страх не будет длиться вечно. Испытывая страхи, мы учимся больше ценить и жизнь близких людей; страхами можно делиться с другими и не стыдиться этих чувств и т.д.

            Затем можно обсудить пути разрешения проблем, избавления от страхов. Пробуем вместе с ребенком поработать над проблемами. Сначала на бумаге составляем список проблем, вариантов выбора, опасностей. Кто может помочь, поддержать, к кому обратиться в той или иной ситуации и т.д.? Обсудить отношения людей в целом. Что такое семья? Каким образом родственники связаны между собой? Они не только делят вместе пространство и бюджет, но и заботятся друг о друге; они могут соревноваться и ссориться, но они же помогают и поддерживают друг друга.

            Ребенок и смерть близкого человека.

            Как помочь ребенку пережить потерю близкого человека? Нужно, конечно, понимать, какое поведение в такой момент является нормальным, а какие реакции могут потребовать вмешательства психотерапевта.

            Нужно самим овладеть приемами эмоциональной поддержки. Но очень важным в данном случае оказывается и то, как вообще в семье относятся к смерти и говорят ли о ней с ребенком. Ему гораздо тяжелее пережить потерю, смириться с произошедшим, если в семье тема смерти под запретом. Не избегайте таких разговоров. Даже трех-четырехлетнему ребенку можно сказать правду, если он задает такие вопросы. Постепенно он поймет, что смерть — это естественная и неизбежная часть жизни. И будет лучше подготовлен к серьезным потерям.

            Как сообщить ребенку о смерти близкого человека? Хочется уменьшить его страдания, и даже приходит мысль не говорить, увезти подальше от горестных хлопот, отложить разговор на потом. Это может быть правильно только в отношении очень маленького ребенка. Ребенку нужно пережить трудный момент жизни вместе с семьей. Иначе в дальнейшем может возникнуть непонимание и отчуждение.

            Лучше, если сообщит о смерти близкого кто-то из родных ребенка или человек, которого он хорошо знает и которому доверяет. В этот момент очень важен физический контакт прикоснуться, обнять, взять за руки. Дать понять, что он по-прежнему будет окружен любовью, защищен.

            Ребенок может прийти в ярость, испытывать агрессию против принесшего печальное известие. Не надо уговаривать его взять себя в руки и упрекать за несдержанность Не надо и уговаривать плакать, если он не хочет. В первые дни после случившегося допускается любое проявление чувств страха, боли, гнева, протеста. Если ребенку нужно побыть в одиночестве, предоставьте ему такую возможность.

            В переживании ребенком горя несколько стадий. Вначале он испытывает шок. Затем может начать отрицать произошедшее, не верит, что близкого человека больше нет рядом, даже ищет его. Но потом, когда ребенок осознает, что вернуть умершего невозможно, вновь наступает отчаяние.

            Переживания такие же острые, как в первый момент после случившегося. Ребенок опять начинает плакать, гневаться. Маленький ребенок может сердиться и на родителя, покинувшего его, и на людей, которых считает виноватыми в смерти, и на Бога. Он может ломать игрушки, устраивать истерики. Подросток может грубить, проявлять агрессию к домашним или становиться замкнутым, подавленным. Некоторые дети винят себя в произошедшем.

            Как вести себя близким? Прежде всего, помочь ребенку назвать свои чувства и признать их. Это может быть страх, гнев, чувство вины, ощущение беспомощности, потери стабильности, неуверенности в будущем. Если нужно, подробнее обсудите с ребенком это чувство. Если оно обозначено, легче понять, как помочь ребенку, какую оказать поддержку.

            Что предпринять, если выяснилось, что ребенок чувствует себя виноватым? Попросите его нарисовать или рассказать, что можно было сделать, обсудите рисунок, настоящую и принятую на себя вину и др. Спросите, чему он научился от этого близкого человека, что вспоминает из времени, проведенного с ним. Где и когда вместе с ним бывал? Может ли перенести свои воспоминания на бумагу?

            Разумеется, нужно контролировать эмоциональное состояние ребенка.

            Дети, пережившие потерю близкого человека, могут испытывать острое чувство вины. Просто за то, что они живы. Или из-за ссоры, которая произошла незадолго до этой смерти между ним и умершим, если она не закончилась примирением. Ребенок не может найти себе оправдания, и это тоже может привести к саморазрушению.

            В течение какого-то времени, возможно, первого года после случившегося, бывают острые вспышки горя. Иногда это происходит даже во время праздников, дней рождения. Постепенно ребенок научится справляться со своими чувствами.

            Маленькому ребенку помогите снять напряжение, давая ему ломать коробки, рвать пакеты и т. д. Детям постарше предложите физическую работу, требующую значительных усилий, длительную прогулку пешком.

            Через какое-то время после печальных событий вы сможете говорить с ребенком об умершем человеке. Рассматривайте вместе семейные фотографии, вспоминайте о приятных событиях, связанных с ним.

            Когда человек продолжает мысленно общаться с умершим — это совершенно нормально. Но иногда понятная реакция на смерть может перейти в патологическое горе, которое может длиться годами, а то и всю жизнь. В случае слишком острой или затянувшейся реакции следует обратиться за помощью к специалисту.

            В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь (психотерапевта или психиатра)?

            — если ребенок полностью не способен управлять своим поведением в течение длительного времени;

            — если вы наблюдаете у него полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

            — отказ от еды, бессонница в течение длительного времени, галлюцинации;

            — слишком затянувшееся острое переживание горя, сильные страхи.

            Это нормальная реакция на ненормальные (экстремальные) обстоятельства. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, технологические катастрофы, войны, межнациональные конфликты, любое насилие, потеря близких людей и т.д.

            Наиболее распространенные посттравматические реакции у детей: навязчивые воспоминания о событии, повторяющиеся кошмары, игры на тему случившегося (в похороны, в землетрясение и т.д.), страх, что событие повторится.

            Ребенок теряет интерес к жизни, может отмечаться замедление развития и временная утрата навыков (опрятности, речи и т.д.). Дети начинают хуже учиться, становятся конфликтными, агрессивными. Возникает чувство изоляции, ожидание скорой смерти.

            Важно знать, как вести себя с детьми, переживающими подобный стресс.

            Дети, пострадавшие от стихийных бедствий, могут до бесконечности играть в игры, которые со стороны кажутся чудовищными: в землетрясение, в похороны и т. п. Именно в процессе таких игр дети излечиваются. Даже если они не играют сами, психологи очень часто специально рекомендуют такую психотерапию. К сожалению, родителей эти игры пугают, и они запрещают их, не понимая, что таким образом выдают свои собственные страхи.

            Большинство детей, пострадавших от технологических катастроф, живет в ожидании «конца света» и собственной смерти. В этом случае теряют смысл педагогические воздействия, рассчитанные на долгий срок. Зачем хорошо учиться, думать о будущей профессии, менять что-то в себе, если скоро умирать?

            Дети, пострадавшие в национальных конфликтах, видели насилие, убийства, разрушения, становились жертвами насилия или даже участвовали в нем. Для них мир делится на своих и чужих. Чужих надо ненавидеть и бояться. Вырастая, эти дети несут в себе идеи национального превосходства и мщения.

            Не менее тяжело детям, пострадавшим от случайного насильника. Это может быть физическое, сексуальное и психологическое насилие. Такой ребенок испытывает сильнейший стыд, отвращение к себе, чувство оскверненности. Он находится в жутком одиночестве, изоляции от других, благополучных детей, не способных его понять, он наедине со своими переживаниями.

            Огромная проблема — отношение окружающих к травмированным бедой детям. Не надо думать, что жертвы насилия и несправедливости вызывают у окружающих только жалость и желание помочь.

            Распространенная реакция: «Сам (сама) виновата!» К тому же от них шарахаются в суеверном страхе, боясь заразиться несчастьем, бедой. Не случайно некоторые родители стараются скрыть случившееся с ребенком, не сообщая даже в милицию и тем более в школу.

            Ребенок остается наедине со своими переживаниями. Он настолько низко себя ценит, что возможны и попытки самоубийства, и наркомания, и алкоголизм, и криминальное поведение.

            Важно помочь такому ребенку вовремя преодолеть травматический опыт. Нельзя допустить, чтобы он закрепился в стойких личностных изменениях. Обязательно нужно показать ребенка психологу или психотерапевту. И, скорее всего, работа эта будет очень продолжительной.

            www.adalin.mospsy.ru

            Как лечить стресс у ребенка

            Стресс у ребенка — это адаптационная реакция организма, а точнее центральной нервной системы на различные раздражители (физические, эмоциональные, психические). В детском возрасте это явление весьма частое. Оно может иметь негативные последствия. Поэтому важно вовремя распознать его и обратиться за помощью к специалистам.

            Симптомы появления стресса у детей

            Человеческий организм реагирует на внешние раздражители с самого рождения. Стрессы бывают кратковременными и долговременными. В первом случае в целом организм получает пользу. Однако во втором, наоборот, практически неизбежен вред.

          41. Проявление реакции организма у детей до двух лет. Грудные дети и малыши выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.
          42. Кроме вышеперечисленного, для детей всех возрастов на фоне стресса характерно приобретение новых привычек. Например, могут начать грызть ногти или предметы (карандаши, ручки, линейки), играть с собственными волосами (девочки), почесывания, ковыряние в носу и так далее.

            Причины возникновения стресса у ребенка

            Дети в силу того, что их психика еще чрезвычайно нежна, а жизненный опыт ничтожно мал, гораздо сильнее взрослых впечатляются под воздействием, казалось бы, незначительных событий.

          43. Резкое изменение распорядка дня. Например, малыш привык укладываться спать, когда захочет, а просыпаться довольно поздно. И вдруг ему нужно вставать на два-три часа раньше, чтобы вовремя прийти в детский сад.
          44. Последствия стресса у детей

            Негативные последствия

            Большинство стрессов носит негативный отпечаток. Проявляется это зачастую следующим образом:

          45. Возрастает склонность к заболеваниям. Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.
          46. Почему 3-х фазное похудение с Dietonus — признано самым эффективным?
          47. Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?
          48. Позитивные последствия

            Последствия стресса ребенка могут быть и позитивными. Обычно они кратковременные и не наносят столь глубокого ущерба для психики, как негативные.

            Методы лечения стресса у ребенка

            Определить наличие стрессового состояния может только специалист. Он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Как правило, первое, что рекомендует врач, — это устранить источник такого состояния. В большинстве случаев это дает хотя и не мгновенные, но положительные результаты. Бороться с положительным стрессом нет смысла, так как организм прекрасно справляется сам.

            Как избежать возникновения стресса у детей

            Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.

            1. Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.

            Как лечить стресс у детей — смотрите на видео:

            Стресс у ребенка — явление распространенное и практически неизбежное. Во всяком случае, в кратковременной форме. Определить его очень непросто, так как существует множество симптомов, сходных с другими расстройствами организма. Ставить окончательный диагноз должен специалист путем проведения нескольких собеседований и психологических тестов. Лечение проводится комплексно, с использованием медикаментозных и немедикаментозных средств. Но не стоит доводить до радикальных методов воздействия. Лучше заниматься профилактикой и подготовкой детского организма к стрессовым ситуациям заранее.

            tutknow.ru

            Стресс – это результат негативных эмоций и впечатлений, которым подвержены не только взрослые, но, к сожалению, и наши дети.

            Детки не способны справиться с последствиями стрессовых ситуаций, трудно даже понять причину их появления.

            Стресс у детей может накапливаться на протяжении длительного времени и привести к различным последствиям – начиная от неврозов и заканчивая отставанием в развитии.

            Уберечь ребенка от подобных ситуаций невозможно, однако в ваших силах научить бороться малыша со стрессом.

            Симптомы, проявления стрессовых ситуаций

          49. Ребенок часто скован, пророй расслабиться довольно трудно
          50. Раздражителен
          51. Трудоспособность снижена на порядок
          52. Постоянная усталость и сонливость
          53. Частые головные боли, дискомфорт в области живота, кишечника
          54. Нарушения сна
          55. Вялость, частый плач
          56. Повышенный интерес к пище (попытка поглощать стресс в пищи)
          57. Набор веса, как следствие повышенного аппетита
          58. Замкнутость в себе, избегание общение со сверстниками
          59. Нарушено внимание, трудно сконцентрироваться на работе (учебе)

    Данная ситуация не является болезней и легко переносится при правильных действиях со стороны родителей.

    Важно вовремя понять, что стресс у малыша это не его детские капризы и баловство, все дети разные и кого-то может вывести из равновесия простое замечание учителя или моральная обстановка в коллективе.

    Встречаются так называемые « непробиваемые » дети, однако это большая редкость, и такие дети просто более скрыты и замкнуты в себе, им удобнее прятать весь негатив, глубоко внутри не выплескивая наружу.

    Причины появление стресса

    Проявление подобной недуги появляется по-разному, в зависимости от возраста ребенка.

    Отсутствие или частые разлуки родителей, в частности мамы, смена обстановки или частые переезды места жительства, которые негативно сказываются на распорядке дня, плохом сне и питания.

  • Дошкольный возраст до 4 лет .

    Наличие родителей и их отсутствие, главная причина. Смена обычного места обитания, развод родителей, детские страхи, появление нового человека (часто при разводе родителей).

  • 4-7 лет .

    В этом возрасте, основная причина вызвана походами в детский сад. Ребенок впервые остается на длительное время без родных. Не восприятие коллектива и сверстников.

    Частые ссоры между родителями.

  • Причины стресса в подростковом возрасте

    С 7-8 лет, практически у всех детей, начинается переходной возраст, который имеет несколько этапом.

    Первый, из которых наступает уже в 8 лет, дальше следует 11-13.

    Третий этап наступает по достижении совершеннолетия -16-18 лет.

    В девочек, в отличие от мальчиков, данные этапы проявляются немного раньше, но по-прежнему все индивидуально.

    • Появление братика, или сестрички, которому посвящают больше внимания ласки и любви. Детская психика не в состоянии оценить правильность всех действий родителей. Дети не понимают, что новорожденный хочет кушать по 6-8 раз в день, следовательно, внимание уделяется больше.
    • Частые переезды, проблема со сверстниками, плохой сон, усталость после школы
    • Уход одного из членов семьи, или длительное отсутствие
    • Внешние факторы (телевидение, интернет, плохой коллектив на улице)
    • Потеря близкого человека, или любимого животного
    • Способы преодоления стрессовых ситуаций

      • Первым правильным способом помочь справиться со стрессом является общение. Ни в коем случае не оставляйте его наедине с собой и возникшими проблемами. Если увидели, или заметили какие-либо трудности, обязательно поговорите с ним, внимательно выслушайте и предложите свою помощь.
      • Не бойтесь прибегнуть к помощи специалистов (педагогов, психологов), которые окажут помощь в решении проблемы и помогут быстрее преодолеть стрессовую ситуацию.
      • Важно помочь ребенку освободиться от захлестывающих его эмоций, которые могут послужить причиной появления симптомов, указывающих на стресс.
      • Замена эмоциональных нагрузок на физические, которые помогут отвлечься от психологических проблем. Во время занятие спортом, организм вырабатывает эндорфины, так называемые гормоны счастья.
      • Не обязательно ребенку ходить в спортивную секцию, достаточно, что бы всегда под рукой были ролики или велосипед, можно посещать уроки йоги или плавания. Благодаря спорту или физкультуре, выработается индивидуальный режим дня.

        Правильно созданный режим дня, не приводит к хаосу в мыслях и эмоциях, которые в свою очередь приводят к развитию стресса.

        Советы по преодолению стрессовых ситуаций

        Не оттягивайте лечение , пытаясь самостоятельно разобраться в причинах и проблемах, откладывая визит к педиатру или психологу. Такие родители сильно рискуют здоровьем своего чада, ведь стресс приводит к появлению соматические расстройства в организме ребенка.

        Чем раньше начнете лечение, тем легче победить негативное состояние и его последствия.

        Обязательно во всем помогайте ребенку – внушайте уверенность, убеждая, что все трудности закончились и с ними легко справится.

        Объясните, что жизнь состоит из плохих и хороших ситуаций, которые чередуются, заменяя ода другой.

        Постарайтесь убедить, что вместе вам под силу, решение любых задач и неприятностей.

        Найдите эффективные и действенные способы для расслабления, ведь вопрос не стоит, как снять стресс у ребенка, а как не привести к повторной ситуации.

        Прекрасным способом для расслабления является отдых на природе, общение со сверстниками и друзьями, просмотр любимого мультика или фильма, поход в бассейн или массаж.

        Активный образ жизни не даст вам времени думать подобных негативных ситуациях. Вы не сможете сделать из жизни ребенка сплошной праздник, но научить радостные моменты и радоваться мелочам, несущим положительный эффект, вполне возможно.

        Подведем итоги, что могут сделать родители, если ситуация не сложная и не требует вмешательства специалистов (психологов):

      • Убедите ребенка не пытаться заниматься одновременно несколькими делами.

      Одновременно занятия в школе искусств, спортивной секции и художественном кружке, могут привести к переутомлению организма, чувства «опустошения». Подростки не способны правильно и рационально распределять свое время и справляться с возникшими нагрузками.

    • В дошкольном и младшем школьном возрасте, они нуждаются в ласке и внимании, но стремятся к независимости.

      В стрессовый период каждый человек нуждается в понимании и поддержке больше обычного. Поцелуи, объятия, поглаживания – неотъемлемая часть душевного равновесия.

    • Учите малыша говорить «нет», отстаивать свои права, контролировать эмоции.
    • Развивайте у него чувство юмора, ведь юмор – это прекрасный способ снять стресс у ребенка и разрядить обстановку.
    • Хвалите малыша за успехи.
    • Дайте понять и почувствовать свое доверие к нему – начните с безопасных сфер, где ребенок не навредит себе.
    • Что значит, данная терминология? Как определить уровень самооценки. Признаки завышенной и заниженной самооценки. Методы повышения и правила для родителей.

    • Детские страхи — это серьезная проблема

      Разновидности детских страхов, причины появления в школьном и дошкольном возрасте. Методы борьбы с подобными ситуациями, что должны знать дети?

    • Ребенок часто не может уснуть

      Причины нарушение сна – детская психика. Частые пробуждения в сне сопровождающие плачем. А может все дело в другом?

    • Адаптация к детскому саду

      Адаптация ребенка к детскому саду отдельно для каждого пола. Отличия мальчиков и девочек. Агрессивное поведение и отказ, сколь длится сложный период. Ищем правильные подходи к детям вмести.

    • Воспитание ребенка в неполной семье

      Как воспитать ребенка в неполной семье. Что важнее, ребенок без папы или без мамы. Правильные подходи, при отсутствии одного из родителей. Частые ошибки при воспитании мальчика и девочки. Мнение врачей и психологов.

      baby-i-mama.ru

      Это интересно:

      • Стресс боль в лице Боли в груди от стресса и тревоги Боль в груди часто связана с заболеваниями сердца. Но, знаете ли вы, что это также может быть одним из побочных эффектов стресса и тревоги? Здесь собрана подробная информация о характере боли в груди, вызванная в результате стресса. В общих случаях, боль в груди является симптомом сердечнососудистых проблем, или […]
      • Стрессы в первом триместре беременности Какие витамины для беременных принимать в первом триместре? Даже совершенно здоровому человеку всегда необходим дополнительный питательный комплекс витаминов и минералов, тем более будущей маме. Но все ли организмы так полезны? Могут ли они навредить здоровью мамы и малыша? Особенно важным является первый триместр беременности, где формируются […]
      • Психоз и температура Психоз – это форма расстройства психики, которое проявляется в неадекватном восприятии окружающего мира, когда психическая деятельность человека в сильной степени не соответствует реальной действительности, воспринимает ее искажено. В результате больной подвержен дезорганизации поведения, выражающегося в расстройстве восприятия, мышления, потере […]
      • Программа стресс тестирование Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес Стресс-тестирование (Stress Testing) — метод количественной оценки риска, который заключается в определении величины несогласованной позиции, которая подвергает банк риску и в определении шоковой величины изменения внешнего фактора — валютного курса, процентной ставки и тому подобное. […]
      • Уменьшение уровня стресса Причины стресса и снижение его уровня 3. Критические обстоятельства или риск при принятии решений. 1. Смерть близких. 7. Уход на пенсию и другие. studopedia.ru 4. Причины стресса и снижение его уровня Кроме неуправляемых конфликтов на организацию отрицательно воздействуют чрезмерные стрессы. Руководитель должен научиться нейтрализовать их. […]
      • Уолтер кэннон стресс Ужасно интересно всё то, что неизвестно! Ужасно неизвестно всё то, что интересно! Стресс (от англ. stress - напряжение, давление, нагрузка) - состояние нервно-психической напряженности организма, возникающее в трудных, экстремальных ситуациях. Стойкое напряжение возникает в ответ на действие чрезвычайно сильных или длительно действующих […]
      • Эмоциональные состояния аффект стресс фрустрация 4) Конфликтные эмоциональные состояния: (стресс, аффект, фрустрация) Стресс (от англ. stress - напряжение) - вызванное сверх­сильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс - то­тальная мобилизация сил на поиск выхода из очень […]
      • Концепция стресс селье 1. Классическая концепция стресса Стресс (от англ.stress— напряжение) —неспецифическая(общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояниенервной системыорганизма(или организма в целом).[ 5 ] 1.1 Основные положения концепции стресса г.Селье Начало создания концепции […]