Конспекты занятий по заиканию у школьников

и собственно коррекционную работу, предусмотренную требованиями ФГОС НОО, а также профилактику заикания у детей. Предложены образец речевой карты заикающегося ребенка, перспективный план работы на год, структура и разработки логопедических занятий, программа участия родителей в коррекционной работе по устранению заикания у ребенка.

Предназначено логопедам и психологам общеобразовательных и специальных школ; полезно учителям начальных классов, студентам логопедических факультетов высших учебных заведений; рекомендовано родителям.

Одним из речевых нарушений у дошкольников и школьников является заикание.

Заикание – это нарушение темпа и плавности речи судорожного характера. При заикании страдает коммуникативная функция речи.

Причины заикания могут быть внешними и внутренними, они связаны между собой. Существуют 3 основные причины возникновения заикания:

2. Наследственность (биологический фактор).

– длительная высокая температура.

Ведущей причиной является воздействие стрессогенных факторов, которые наиболее опасны для мальчиков, поэтому заикающихся мальчиков значительно больше, чем девочек.

В зависимости от причины возникновения заикание бывает функциональным и органическим .

2) перенапряжение тормозного процесса;

Наследственный фактор имеет место в возникновении заикания – но по наследству передается не заикание, а предрасположенность к судорожным реакциям (невропатический фон) с возможной слабостью 2-й сигнальной системы.

При функциональном заикании причиной ухудшения речи может стать физическое или психическое переутомление.

Функциональное заикание связано с речевым развитием. Период активного формирования речи у детей приходится на возраст 2–5 лет. Идет активное формирование фразовой речи – это большая нагрузка на ЦНС, которая может привести к срыву. Особенно опасны перегрузки для детей заданиями. Родители порой разучивают с детьми целые поэмы, а не детские стихи, читают детям книги, не соответствующие их возрасту.

Кроме того, в 2–2,5 года ребенок начинает осознавать себя как личность, проявлять свое «я». Родители не всегда это понимают, давят на ребенка, кричат, наказывают его. Все это создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая может привести к срыву и, как следствие, к заиканию.

Речевое общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне.

При неблагоприятном окружении :

1) ребенок необщителен;

2) у него формируются отрицательные эмоции;

3) сверхшумное окружение провоцирует нервозность.

Если учесть повышенную возбудимость ребенка при относительной слабости тормозных процессов и склонности к судорожным реакциям, можно понять легкость срыва нервной деятельности. При этом страдает наиболее уязвимая область ВНД – речь, вызывая функциональные нарушения деятельности речедвигательной системы, координирующей речевые движения.

У других заикание сначала бывает незначительным и нестойким, но со временем усиливается и приобретает постоянный характер.

Слабость нервной системы может иметь постоянный характер (неблагоприятные условия внутриутробного периода, природовые осложнения и т. д.).

Чаще наблюдается временное истощение нервной системы (физическая ослабленность после тяжелых инфекционных заболеваний и неблагоприятная среда).

Задержка речевого развития также влияет на возникновение заикания (количественные и качественные перегрузки неокрепшей речи).

Ведущие признаки заикания 6

Типы течения заикания 13

Сопряженно-отраженная речь 40

Ситуативная речь (речь с опорой на наглядную основу) 45

Профилактика возникновения заикания 49

Различение заикания и несудорожных запинок 51

Участие родителей в коррекционной работе 53

www.uchmag.ru

Коррекция заикания у младших школьников: диагностика, планирование, конспекты занятий

1. Гипоксия (вследствие угрозы прерывания беременности, стремительные роды).

3. Стрессовые воздействия:

Неврологическая симптоматика характеризуется состоянием стволовых отделов ЦНС, дисфункцией высших центров вегетативной регуляции на уровне диэнцефальных отделов головного мозга.

В зависимости от причины возникновения заикание бывает функциональным и органическим.

Бльшее количество случаев функционального заикания обусловлено логоневрозом.

У меньшего количества заикающихся обнаруживается органическая неврологическая симптоматика. В этих случаях заикание – лишь один из симптомов другого органического речевого нарушения (дизартрии, моторной алалии и т. д.).

Причины неврозов (по Павлову И. П.):

1) перенапряжение раздражительного процесса;

3) перенапряжение подвижности нервных процессов (возбуждения и торможения).

В коре мозга появляются изолированные «больные» очаги вследствие перенапряжения, ослабляется регулирующее воздействие коры на подкорковые образования.

Нарушение корково-подкорковых отношений вызывает возникновение судорожной речи.

Если подобные ситуации повторяются, то заикание закрепляется, если нет – проходит.

Дети активно воспринимают обращенную к ним речь взрослых, поэтому так велика роль речевого окружения ребенка.

При неблагоприятном окружении:

У некоторых детей заикание начинается с полной невозможности говорить вследствие сильного испуга. Это состояние длится несколько дней, затем ребенок начинает заикаться.

Дети часто пугаются, но, к счастью, не у всех появляется заикание, а только у детей с ослабленной нервной системой.

Коррекционная работа 6

Группы заикающихся детей 6

Коррекционное воздействие на заикающегося ребенка 18

Подготовительный период 20

Контекстная речь 47

www.cvartplus.ru

Темы ноябрьских конспектов

ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 23.04.2016 | ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАНО 19.10.2012 6 комментариев Темы ноябрьских занятий: Для возраста от 3 до 4 лет: ПДД ( пешеходный переход) ПДД (светофоры) Уроки безопасности (опасные предметы дома) Уроки безопасности (пожар) Комнатные растения (уход) Комнатные растения (строение и особенности питания) Признаки зимы. Для возраста от 4 до 5 лет: ПДД (как обходить трамваи и автобусы, автокресло) ПДД (пешеходный переход и дорожные знаки) […]

Темы ноябрьских занятий: Для возраста от 3 до 4 лет: ПДД ( пешеходный переход) ПДД (светофоры) Уроки безопасности (опасные предметы дома) Уроки безопасности (пожар) Комнатные растения (уход) Комнатные растения (строение и особенности питания) Признаки зимы. Для возраста от 4 до 5 лет: ПДД (как обходить трамваи и автобусы, автокресло) ПДД (пешеходный переход и дорожные знаки) […]

Бесплатный конспект на 4 года

ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 23.04.2016 | ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАНО 27.08.2012 46 комментариев В четверг, 30 августа, мы начинаем продажу конспектов для проведения занятий с детьми от 3 до 5 лет. Мы верны нашим принципам составления конспектов: Они «вкусные» и фактурные; Темы выстроены последовательно по мере усложнения, конспекты преемственны по отношению друг к другу; Они сопровождаются иллюстрациями, которые рисует для нас профессиональный дизайнер; У них есть звуковое сопровождение. […]

В четверг, 30 августа, мы начинаем продажу конспектов для проведения занятий с детьми от 3 до 5 лет. Мы верны нашим принципам составления конспектов: Они «вкусные» и фактурные; Темы выстроены последовательно по мере усложнения, конспекты преемственны по отношению друг к другу; Они сопровождаются иллюстрациями, которые рисует для нас профессиональный дизайнер; У них есть звуковое сопровождение. […]

Рецепты «вкусных» занятий

ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 15.02.2018 | ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАНО 19.06.2012 6 комментариев Многие преподаватели могут провести прекрасное занятие. Но как сделать так, чтобы оно было на таком же высоком уровне каждый день? Как сделать так, чтобы у всех преподавателей были одинаково одинаково хорошие занятия? Мой детский клуб у меня ассоциируется с кондитерской или бутиком сладостей. Корзиночки из теста со взбитыми сливками и свежими ягодами. Cвежие пряники в виде клоунов с желтыми колпаками, разрисованными вручную. Яблочный штрудель с шариком ванильного мороженого, листочком мяты и сахарной пудрой. Трехэтажные тортики с ангелочками и шоколадными кружевами. Как это сделать? Можно нанять именитого кондитера, который знает все рецепты и будет готовить роскошные сладости. Но ведь он может уйти в соседнее кафе, и дети потащат родителей за его плюшками в другое место. Можно найти неплохих мастеров среднего уровня. Но ведь у них безе трескается через раз, крем неплохой, но иногда начинает течь почему-то, у корзиночек время от времени дно подгорает. Про молодых поварят и говорить нечего: у них умненькие симпатичные лица, но ведь еще ничего не умеют. Их надо учить, но как? Читать далее →

Многие преподаватели могут провести прекрасное занятие. Но как сделать так, чтобы оно было на таком же высоком уровне каждый день? Как сделать так, чтобы у всех преподавателей были одинаково одинаково хорошие занятия?

Мой детский клуб у меня ассоциируется с кондитерской или бутиком сладостей. Корзиночки из теста со взбитыми сливками и свежими ягодами… Cвежие пряники в виде клоунов с желтыми колпаками, разрисованными вручную… Яблочный штрудель с шариком ванильного мороженого, листочком мяты и сахарной пудрой… Трехэтажные тортики с ангелочками и шоколадными кружевами…

Как это сделать? Можно нанять именитого кондитера, который знает все рецепты и будет готовить роскошные сладости. Но ведь он может уйти в соседнее кафе, и дети потащат родителей за его плюшками в другое место… Можно найти неплохих мастеров среднего уровня. Но ведь у них безе трескается через раз, крем неплохой, но иногда начинает течь почему-то, у корзиночек время от времени дно подгорает. Про молодых поварят и говорить нечего: у них умненькие симпатичные лица, но ведь еще ничего не умеют. Их надо учить, но как? Читать далее →

bestbabyclub.ru

Конспекты занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников

Аннотация: Сопоставительный анализ ошибок, обусловленных несформированностью фонетико-фонематических процессов у умственно отсталых учащихся 1-4 классов с ошибками, встречающимися в письменных работах этих детей, дал возможность установить тесную зависимость и взаимообусловленность выявленных ошибок на письме от уровня развития фонетической стороны речи. В публикации представлены работа по формированию и коррекции фонетико-фонематической стороны речи, как средство профилактики дисграфии, у умственно отсталых учащихся 2-х классов, которая осуществлялась на уроках русского языка с использованием логопедических приемов.

Конспекты занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников как средство профилактики дисграфии на уроках русского языка.

Как показывают данные полученные различными исследователями, одной из наиболее распространенных групп ошибок в письме умственно отсталых учащихся являются звуковые или фонетические ошибки: замены на письме одних букв – другими, а так же пропуски, перестановки, добавление букв и слогов.

По данным Г.А.Каше, В.В. Воронковой, количество написаний, в которых искажается звуковой состав слов, в 1-м классе составляет 80%, во 2-м – 60%, в 3-м – 40-45% и даже в старших классах доходит до 20-25% от общего числа ошибок [Аксенова А.К. “Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной школе” М. Владос, 2002 стр. 284].

Сопоставительный анализ ошибок, обусловленных несформированностью фонетико-фонематических процессов у умственно отсталых учащихся 1-4 классов с ошибками, встречающимися в письменных работах этих детей, дал возможность установить тесную зависимость и взаимообусловленность выявленных ошибок на письме от уровня развития фонетической стороны речи.

В основе фонетико-фонематических ошибок, отражающихся на письме, могут быть как недостаточность речеслухового анализатора, так и несформированность речедвигательного анализатора. [Шарапановская Н.А. “Дифференцированный динамический подход к оценке и коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида // ж. Дефектология №1 1986г., стр. 26].

Таким образом, мною было выявлено, что наиболее дифференцированным параметром при сопоставлении фонетических ошибок в устной речи и на письме является состояние фонетико-фонематической стороны речи. Именно на основе этого показателя нами были выделены три группы детей, имеющих специфические дисграфические ошибки:

  • учащиеся со значительным нарушением фонематического анализа. В письменных работах этих детей отмечаются ошибки, характерные для дисграфии на почве несформированности звукового анализа и синтеза.
  • учащиеся в устной речи, которых отмечается смешение звуков в речевом потоке при возможности правильно произносить их в изолированном потоке. На письме это находит отражение в ошибках, обусловленных дисграфией на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).
  • учащиеся, основными дефектами которых являются стойкие замены звуков, а так же сочетание искажений и смешения звуков. Это обусловливает появление на письме ошибок характерных для артикуляторно — акустической дисграфии.
  • Мною были проведены уроки русского языка с элементами интеграции (русский язык — логопедия), в которых принимали участие 15 умственно отсталых учащихся 2-х классов с диагнозом олигофрения в степени дебильности, общее недоразвитие речи III уровня (экспериментальная группа).

    Была использована методика коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи на логопедических занятиях Р.И. Лалаевой.

    В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у умственно отсталых детей отмечается нарушение анализа структуры предложения, звукослоговой структуры слова, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. Учитывая это, Р.И. Лалалева предлагает строить коррекционную работу с развития анализа структуры предложения, затем развивать слоговой анализ и синтез и, наконец, фонематический анализ и синтез, что является более эффективным для данной категории детей.

    Работа по формированию и коррекции фонетико-фонематической стороны речи, как средство профилактики дисграфии, осуществлялась на уроках русского языка с использованием логопедических приемов.

    Было рекомендовано введение системы специальных коррекционных упражнений учителем – на предметных уроках, логопедом – на логопедических занятиях.

    Специальные упражнения по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи использовались на каждом уроке русского языка, включались в любой этап урока, рассредоточиваясь на протяжении всего урока (см. приложение 1).

    В связи с выделением 3 групп умственно отсталых детей, имеющих специфические дисграфические ошибки, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в процессе обучения мною осуществлялся дифференцированный и индивидуальный подход, заключающийся в адекватном подборе методов и приемов обучения, адаптации речевого материала к познавательным и произносительным возможностям учащихся каждой группы.

    Были определены следующие задачи коррекционного обучения:

    1. Формировать у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже уточненные и откорректированные).
    2. Закрепить навыки звукового анализа, доступные ребенку, и постепенно обучить ребенка сокращенным и более обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ; формировать умение выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.
    3. Формировать умение сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков.
    4. После проведения серии занятий была проведена повторная констатация результатов, цель которой – выявление коррекционного воздействия на недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи с целью профилактики фонетических ошибок на письме, определение эффективности и продуктивности используемых мною методов и приемов обучения.

      За основу констатирующего эксперимента были взяты ранее использованные методики обследования. Но в повторный процесс констатации были внесены некоторые изменения в содержание методик по принципу усложненности.

      На основании полученных данных повторной констатации результатов были сделаны следующие выводы:

    5. В результате использования предложенных в обучающем эксперименте системы упражнений, речевых игр, устных и письменных заданий на индивидуальных карточках, графических изображений слов на уроках русского языка у умственно отсталых второклассников заметно снизился процент нарушений воспроизведения звуко-слоговой структуры слов, дифференциации фонем. Положительная динамика наблюдается в развитии всех форм языкового анализа и синтеза, особенно анализа структуры предложения и слогового анализа и синтеза.
    6. Комплексный подход (учитель – логопед) в преодолении нарушений звукопроизношения, использованный в экспериментальном классе, дал более положительные результаты, чем в контрольном классе.
    7. Вырабатываемые в период обучения у учащихся навыки звукобуквенного анализа, развитие у них фонематического слуха и способности дифференцировать близкие артикуляторно–акустические звуки, оказали существенное влияние на преодоление трудностей письма умственно отсталыми детьми.
    8. Предложенная технология коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, апробированная, на уроках русского языка в экспериментальном классе оказалась более эффективной для профилактики дисграфии, чем традиционная система работы, использованная в контрольном классе.
    9. Цели: Закрепление пройденного материала; развитие

      фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости

      Оборудование: карточка с текстом, рассыпанные слоги.

      Игра «Какой звук чаще всего слышим»

      Давайте проверим какие вы внимательные сегодня. Я буду читать стихотворения, а вы послушаете и хором назовете звук, который встречается чаще всего. (Этот звук учитель произносит интонированно).

      «КАКОЙ ЗВУК ЧАЩЕ ВСЕГО СЛЫШИМ?»

      Оборудование: набор коротких стихотворений в которых часто повторяется один и тот же звук.

      Ход игры: Учитель произносит стихотворение, а ученики хором называют звук, который они чаще всего слышали.

    10. У Сени и Сони в сетях сом с усами. (С)
    11. Зоиного зайку зовут Зазнайкой. (З)
    12. Ученик учил уроки – у него в чернилах щеки. (У)
    13. Мороза моржи не страшатся – моржи на морозе резвятся (М).
    14. Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух. (П)
    15. Гусь Гога и гусь Гага, друг без друга не шага. (Г)
    16. Белый снег, белый мел, белый заяц, тоже бел. (Б)
    17. Скажи потише: «Шесть мышат», и сразу мыши зашуршат (Ш).
    18. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. (Щ)
    19. Кот копеек накопил, кошке козочку купил. (К)
    20. Молодцы! Вы все звуки назвали правильно.

      Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «Ш».

      Работа со словами из словаря. Рассыпанные слоги. Ворона, ветер, горох.

      Дети записывают собранные из слогов слова в тетрадь, подчеркивают орфограммы и ставят ударение.

      Ребята, сколько слогов в слове (Ворона, ветер, горох), назовите 1,2,3-й слог.

      Ребята в начале урока вы были очень внимательны, поэтому смогли правильно назвать все звуки. Сегодня мы с вами будем писать диктант, и чтобы у вас не было ни одной ошибки, тоже надо быть очень и очень внимательными.

      Диктант называется «Зима». Послушайте.

      Чтение текста учителем. («Сборник диктантов» стр. 40) Зима.

      Уже зима. Кругом много снега. Мороз. На окнах узоры. Дети надели теплые пальто.

      Работа по содержанию текста. — Ребята, о чем говорится в тексте? (о зиме)

      — О каких признаках зимы вы узнали? (Много снега. Мороз. На окнах узоры)

      Письмо текста под диктовку.

      2 группа – пишет под диктовку.

      3 группа – списывает этот текст с карточки (рукописный вариант)

      Тема: Составление предложений по картинкам.

      Цели: Развитие навыков составления предложений по картинке, опорным словам; выделение слов, обозначающих предметы и действия; развитие фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания.

      Оборудование: картинка «Дети играют», картинки и буквы к словам «Заяц», «Улица», индивидуальные карточки, фишки для звуко — буквенного анализа

      Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «С»

      Работа со словами из словаря. На доске картинки и буквы к словам «сахар», «улица», «пенал».

      — Ребята, назовите картинки, составьте их названия из рассыпавшихся букв.

      Сколько букв в слове «сахар», в слове «улица».

      Составили звуковую схему слова «сахар». Раздаю фишки для звукобуквенного анализа.

      Сколько звуков в слове «сахар»? Есть в этом слове звук «с»? Какой он по счету?

      Составление предложений по картинке.

      Ребята, посмотрите внимательно на картинку и назовите слова со звуком «с» (стол, стул, рисунок, самосвал, носки, сандалии, волосы).

      Где находится звук «с» в слове «стол» — в начале, в середине или в конце слова? (аналогичная работа проводится и с другими словами)

      Ребята, давайте составим предложения по этой картинке.

      Что делают девочки? (рисуют)

      Дадим имена девочкам, так, чтобы в них был звук «с». Какое предложение у нас получилось? (Света и Соня рисуют.).

      Запишите свое предложение в тетрадь. Подчеркните большую букву в именах девочек.

      Какую букву вы подчеркнули? (Букву «с»)

      Назовите слова, которые обозначают предметы, подчеркните их одной чертой.

      А теперь, слово, которое обозначает действие, и подчеркните его двумя чертами.

      Ребята, что делают мальчики? (Строят дом).

      Дайте мальчикам имена, чтоб в них был звук «с». Какое предложение у нас получилось? (Саша и Слава строят дом.). (Дети записывают предложение в тетрадь. Подчеркивают большую букву в именах детей, названия предметов и название действий).

      Работа по карточкам

      Детям раздаются индивидуальные карточки.

      Тема: Большая буква в кличках животных.

      Цели: Развитие умения употреблять большую букву в кличках животных; развитие фонематического слуха, мышления, памяти, анализа, связной речи, орфографической зоркости; воспитание интереса к занятиям, внимания, навыков чистописания.

      Оборудование: игра «Кто в домике живет?», предметные картинки и буквы, домики, учебник

      Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «К»

      Работа со словами из словаря. Послушайте внимательно, я буду загадывать

      вам загадки, отгадки мы запишем в тетрадь.

      Много платьев, много хруста. Как зовут её …(капуста).

      Сено день и ночь жует, много молока дает…(корова)

      Есть, ребята, у меня 2 серебряных коня.

      Езжу сразу на обоих – вот такие это кони…(коньки)

      Дети записывают словарные слова в тетрадь, ставят ударение и подчеркивают орфограммы.

      — Ребята, какой общий звук в словах «капуста», «корова», «коньки»?

      (Учитель выделяет голосом звук «К» при произнесении слов).

      Игра «Кто в домике живет?»

      Оборудование: Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

      Учитель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные) в названии которых, например, есть звук [K]. Надо поместить этих животных в домик. Учащиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [K].

      Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

      Примерный материал: кошка, конь, корова, собака, свинья, овца.

      Ребята, что за животные поселились в нашем домике? Это домашние животные.

      Давайте назовем животных, дадим им клички.

      Какую кличку дадим корове? Корова Бурёнка.

      Запишем в тетрадь. Как будем писать кличку?

      Прочитайте правило на стр133 в учебнике. Знакомство с правилом: «Клички животных пиши с большой буквы».

      Учащиеся дают клички домашним животным и записывают получившееся словосочетание в тетрадь, один записывает на доске с объяснением, большую букву в кличках животных подчеркивают.

      Запись в тетрадях: кошка Мурка, конь Сивка, собака Каштанка, корова Буренка.

      Закрепление нового материала.

      Работа по учебнику, стр.133, упр. 2. Разбор задания.

      Задание: списать предложения, вставляя клички животных в предлагаемые слоговые схемы. Большую букву в кличках животных подчеркнуть.

      Слова для справок: Рыжик, Пушок, Огонек, Гнедой.

      Подведение итогов урока и оценка знаний.

      Тема: Письмо деформированного текста.

      Цели: Закрепление знаний учащихся о словах, обозначающих предметы и действия, формирование умения ставить вопросы, выделять слова – действия, учить составлять предложения, закрепить понятие о предложении. Развитие фонематического слуха, мышления, памяти. Воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости.

      Оборудование: индивидуальные карточки со словарными словами, слова для деформированного текста; учебник.

      Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «З»

      Из каких слов выпали гласные? М.ш.н., р.б.ч.й, в.р.б.й, запишите слова, поставьте ударения, подчеркните орфограммы.

      Ребята, что обозначают записанные слова? (Они обозначают предметы)

      На какой вопрос отвечают? (На вопрос «Кто?»)

      Подберите к ним слова, обозначающие действия.

      Работа с деформированными предложениями.

      На желобок доски учитель по очереди выставляет карточки со словами, данными в беспорядке.

      Ребята, на карточках записаны слова, из них вам нужно составить предложение.

      Один из учеников выходит к доске и раскладывает карточки со словами в правильной последовательности. Остальные дети помогают и контролируют правильность выполнения задания.

      Прочитай предложение, которое у тебя получилось.

      Сколько слов в этом предложении?

      Ребята, что вы знаете о предложении? (Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставим точку).

      Запишите предложения в тетрадь. Найдите слова обозначающие действия и подчеркните их.

      Предлагаются следующие слова:

    21. в Москве, живем, Мы.
    22. едет, на, работу, в, метро, Мама.
    23. на, троллейбусе, Брат, едет, в техникум.
    24. Папа, на, автобусе, на работу, едет.
    25. Работа по учебнику: Упр. 27, стр.151.

      Допишите предложения по образцу. Устно поставь вопросы к названиям действий:

      Кира читает. – Ребята читают.

      Юра играет. – Дети…

      Ученик пишет. – Ученики…

      Птица летит. – Птицы…

      — Ребята, из вторых слов в каждом столбике, убежала буква «с», вставьте её на место и подчеркните.

      Тема: Слова, обозначающие действия.

      Цели: Знакомство детей со словами, обозначающими действия; выделение слов, обозначающих предметы и действия; развитие фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости.

      Оборудование: картинка «Дети играют», картинки и буквы к словам «Заяц», «Улица», индивидуальные карточки, фишки для звуко-буквенного анализа.

      Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «Щ»

      1) На магнитной доске учитель размещает карточки с графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы. На столе раскладываются картинки к данным схемам. Нужно разложить картинки под соответствующими схемами.

      Предлагаются следующие схемы:

      ____о___о__, ___а___а__, __е__ё__а. К ним предметные картинки: топор, береза, стакан. Трое учащихся подходят к доске, выбирают картинку и размещают её под соответствующей схемой, называют словарное слово и записывают его на доске с объяснением. Остальные записывают в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.

      2) Знакомство с новым словарным словом: «молоко»

      Сколько слогов в этом слове? Как определяем?

      Назовите 1,2,3-й слог. В слове «молоко» ударение падает на «о» в 3 слоге, запомнить «о» в 1 и во 2 слонах.

      Как можно перенести это слово? Сколько случаев переноса?

      Учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.

      3) придумайте предложение со словом «молоко».

      Запись на доске: «Корова Белянка дает молоко».

      Ребята, поставьте вопросы к словам «корова» и «молоко».

      Что называют слова, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?» Как мы их подчеркнем? Подчеркните в тетрадках.

      Изучение нового материала.

      Ребята, давайте поиграем. Я приглашу к доске Вову и шепну ему на ушко задание, а вы попробуйте угадать, что делает Вова.

      Задание Вове: «Побегай!»

      Ребята, что делает Вова? (бегает)

      Правильно, это действие, а вот слово, которое называет это действие – «бегает».

      А теперь я приглашаю к доске Славу (задание: «Попрыгай!»)

      Яну: «Сядь на стул!».

      Иру: «Пиши на доске!».

      Учитель объясняет все действия по аналогии с первым примером.

      Работа по учебнику, стр. 142 .

      Рассмотрите картинки. Прочитайте предложения. Скажите, что делает девочка? (прыгает), Что делает мальчик? (пишет), Что делает бабушка? (вяжет)

      Запишите в тетрадь эти слова.

      Прочитайте правило на стр.142 «Слова прыгает, пишет, вяжет обозначают действия». Закрепление правила.

      Ребята, на письме слова, которые называют действия, подчеркиваются 2 чертами. Подчеркните у себя в тетрадях.

      Тема: Дополнение предложений словами, обозначающими действия.

      Цели: Закрепление знаний учащихся о словах, обозначающих действия, закрепление понятия о предложении; умение составлять предложения; развитие слогового и фонематического анализа и синтеза, мышления, связной речи, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости, воспитание интереса к занятиям.

      Оборудование: Игра «Поезд», к ней макет поезда и предметные картинки, индивидуальные карточки, карточки для словарной работы.

      Минутка чистописания. Детям предлагаются индивидуальные карточки, на которых картинки, к ним подписи с ошибками.

      Задание: Назови картинки и прочитай подписи под ними. Найди ошибки и запиши слова правильно. Подчеркни вставленные буквы. Предлагаются следующие слова и картинки к ним: бин, бат, куч, чеб, кюв

      Ребята, вставьте в слова пропущенный слог: …роз, …лоток, ….сква.

      Сколько слогов в каждом слове?

      Запишите слова в тетрадь, поставьте ударения, подчеркните орфограммы.

      Первичное закрепление материала

      Игра «Кто как голос подает?»

      На магнитной доске: предметные картинки и слова-названия действий.

      Ученик выходит к доске, выбирает картинки, подбирает название действия, совмещает их и составляет предложение, затем записывает предложение на доске.

      Назови слово, обозначающее действие. Подчеркни его.

      Запись в тетрадях: Корова мычит. Собака лает. Кошка мяукает. Свинья хрюкает.

      Оборудование: Длинное панно с изображением паровоза и 3 вагонов. В каждом вагоне по 3 окна (квадратики с кармашками внизу), на крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 3 до 5). Предметные картинки такого же размера, как окна с изображением животных.

      Ход игры: Учитель вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах. Ребенок по картинке отчетливо называет животного, так чтоб был слышен каждый звук в слове, затем говорит сколько звуков в данном слове и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона.

      Объясняет, что в первом вагоне поместятся односложные слова, во 2 – двусложные, а в 3 – трехсложные.

      Итог урока и оценка знаний.

      Тема: Самостоятельная работа.

      Цели: Закрепление пройденного материала (Фамилии, имена и отчества людей). Развитие фонематического слуха, мышления, памяти, анализа, связной речи. Воспитание интереса к занятиям, внимания, навыков чистописания.

      Оборудование: игра «Как их зовут?», предметные картинки и буквы, карточки для словарной работы.

      Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «Ч»

      На магнитной доске слова с пропущенными слогами, в каждом слове пропущен один и тот же слог.

      Ребята, вставьте в слова пропущенный слог: капус…, лопа…, ребя….

      Сколько слогов в каждом слове? Как определили?

      Выложите звуковую схему слова «лопата» (раздать фишки, для звукобуквенного анализа)

      Сколько звуков в слове «лопата», а сколько букв? Назовите 1звук слова, 3-й,последний звук, какой он по счету?

      Закрепление пройденного материала

      Игра «Как их зовут?»

      Оборудование: Таблица с изображениями детей: девочки и мальчика. Сверху – 4 -5 длинных карманов для предметных картинок, внизу — кармашки для букв.

      Предметные картинки (лыжи, ежи, руль, апельсин, слон, автобус, шкаф, аист) и карточки с буквами: л, е, р, а, с, а, ш, а.

      Ребята, хотите узнать, как зовут девочку и мальчика? Для того чтобы узнать имена детей нужно определить первые звуки в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют и приходят к выводу, что девочку зовут Лера, а мальчика Саша.

      Давайте придумаем фамилии девочке: Лера Иванова и мальчику Саша Сизов.

      Предложения запишите в тетрадь.

      Как напишите имена и фамилии детей (с большой буквы)

      Работа по карточкам.

      Детям раздаются индивидуальные карточки. Задание: Прочитай имена девочек.

      Подумай, какие буквы нужно вставить, чтобы получились имена мальчиков. Напиши имена парами. Подчеркни букву, которой различается каждая пара имен.

      Придумайте фамилии девочке и мальчику, запишите в тетрадь.

      Работа по учебнику, стр.131, упр.7.

      Задание: Спиши, вставляя нужные буквы. Что обозначают выделенные слова?

      Подчеркни имена детей одной чертой, фамилии – двумя.

      2 группа – списывают, вставляя пропущенные буквы.

      3 группа – списывают только выделенные имена и фамилии людей.

      Тема: Работа с деформированными предложениями.

      Цели: Закрепление знаний учащихся о словах, обозначающих действия, формирование умения ставить вопросы, выделять слова – действия. Учить составлять предложения, закрепление понятия о предложении. Развитие фонематического слуха, мышления, памяти. Воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости.

      Оборудование: карточки со словарными словами, учебник.

      Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «Р»

      На доске записаны словарные слова с ошибками.

      Ребята, внимательно прочитайте слова. Найдите ошибки: мокровь, тертадь, мозор. Напишите слова правильно. Поставьте ударения, орфограммы подчеркните.

      Первичное закрепление материала.

      На доске размещены парами предложения, к ним в беспорядке даны парами слова – паронимы.

      Ребята, закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова:

      Мама варит вкусную…

      Деньги платят в …(кассу, кашу)

      Муку насыпают в …(мишку, миску)

      В сарае протекает…

      В подвале бегает…(крыса, крыша)

      Молодцы! Вы правильно составили предложения. А теперь запишите 2 предложения в тетрадку, подчеркните слова обозначающие действия.

      Поставьте к ним вопросы.

      2 учеников по очереди записывают предложения у доски с объяснением.

      Вторичное закрепление материала.

      Работа по картинке.

      Ребята откройте учебник на стр.153.

      Внимательно посмотрите картинку.

      Скажите, что делают мальчик и девочка (кормят животных и птиц, чистят клетки, убирают комнату)

      Молодцы! Запишем слова, которые отвечают на вопрос «что делают?»: Что делают? Кормят, чистят, убирают.

      Ребята, давайте теперь поиграем так, кто больше назовет по картинке слов со звуками [р] и [л] и правильно определит, где находится звук в начале, в середине или в конце слова. Итак, начинаем.

      Клетка – звук [л], в середине.

      Кролик – звуки [л] и [р] в середине.

      Мальчик — звук [л] в середине.

      Сорока – звук [р], в середине.

      Молодцы! Вы все верно назвали.

      Цели: Закрепление понятия о словах, обозначающих действия, умения составлять предложения; развитие фонематического слуха, мышления, памяти, анализа, связной речи; воспитание интереса к занятиям, внимания, навыков чистописания.

      Оборудование: игра «Найди пару», диск, предметные картинки, карточки и учебник.

      Работа со словами из словаря. На доске — карточки со словарными словами с неправильной слоговой разбивкой — деж – у –рный, ор – ех, ко – ньки,

      Ребята, прочитайте слова, правильно они разбиты на слоги? Найдите ошибки, запишите слова, правильно деля их на слоги. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

      Сколько слов в каждом слове?

      Первичное закрепление материала. На доске размещены слова в 2 столбика

      Ребята, к словам из первого столбика нужно подобрать подходящие по смыслу слова из 2-го столбика. Составьте предложения.

      А теперь давайте запишем получившиеся предложения в тетрадь.

      Найдите название действия, подчеркните их двумя чертами.

      Вторичное закрепление материала

      — Ребята сейчас мы с вами немного поиграем

      Игра «Найди пару»

      Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

      Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеены с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью: крыса – крыша, мишка – миска, лак –рак, лук – люк, коса – коза, бочки – почки, тачка – дачка, дрова — .трава, удочка – уточка.

      В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.

      Затем, назвать слова с оппозиционным звуком, определить, какой это звук и его место в слове.

      Молодцы ребята, вы все слова подобрали правильно.

      Теперь давайте составим предложения по картинкам.

      Что делает уточка? Плавает

      Что делает рак? Ползет

      Что делает мишка? Сидит

      Запишите составленные предложения в тетрадь, названия действий подчеркните 2 чертами.

      Цели: Закрепление пройденного материала; развитие фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости.

      Послушайте внимательно стихотворение, вставляя нужные слова

    26. Щиплет травушку коза, косит травушку…(коса)
    27. Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).
    28. У двери стоит сапог, на двери висит …(замок)
    29. Ребята, какой общий звук в словах: коза, зуб, замок (звук «з»), а в словах: коса, суп сапог: (звук С)

— Молодцы! Вы очень внимательные

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «З и С»

Работа со словами из словаря.

Какие словарные слова со звуком [з] вы знаете? (мороз, береза)

А со звуком [с]? (собака, сахар)

Запишите эти слова в тетрадь, определите количество слогов, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. 4 ученика по очереди записываю на доске с объяснениями.

Сейчас вы будете писать диктант. Послушайте внимательно.

logoportal.ru

Конспекты занятий по заиканию у школьников

План- конспект занятия (младшая группа) по теме: Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном. Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном. на тему: «Научим Машу – растеряшу убирать вещи». Воспитатель: Петрова Е. Л. МДОУ «Малютка» г. Высоковск. Программное содержание: Формировать у детей простейшие навыки опрятности и самообслуживания. Расширять и закреплять в игровой форме знания о предметах ближайшего окружения (знать название мебели и одежды). Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь; в определенном порядке аккуратно складывать снятые вещи.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на происходящее, желание принять участие в инсценировке. Материалы: обстановка кукольного уголка: кровать, стул, стол, коляска для куклы, платяной шкаф, кукла Маша, разбросанная повсюду одежда куклы Маши. Ход занятия: Воспитатель – Дети, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло к нам в группу. Давайте с ними поздороваемся! Скажем, здравствуйте, гости дорогие!

Особенности навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения. На занятиях по развитию тонкой моторики необходимо. М.Б. Зацепина Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада. Конспект НОД по развитию речи старшая группа Тема: «Наша. Наша страничка ВКОНТАКТЕ — http:// vk.com/doshkolnikru — будем рады видеть Вас Старшая группа Конспекты занятий, направленных на развитие навыков Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания. Конспект родительского собрания в младшей группе в младшей группе детского сада, тема: способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка. навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Конспект занятия «День космонавтики в детском саду». Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во.

Дети здороваются с гостями. Воспитатель — Ребята, а кто это у нас спит в кроватке? Воспитатель- Это девочка Маша. Посмотрите, дети солнышко уже давно проснулось, а Маша все спит. Давайте ее разбудим.

Главные вкладки. План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Самообслуживание.

Младшая и средняя группа», 2008 г. 3. Данилов И. «Система упражнений. Развитие навыков учебной деятельности младших школьников», 2009 г. Интеграция областей: здоровье (воспитание культурно – гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, социализация (развитие игровой деятельности), труд (самообслуживание), коммуникация (развитие свободного общения со..

Проект на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков » в младшей группе. сад их дома отсутствует элементарные навыки самообслуживания : дети -разработать конспекты занятий; Развитие речи.

  1. Во второй младшей группе. воспитатель:Томозова М. Н. Цель. Участвует небольшая подгруппа детей. Ход занятия: Дети занимаются свободной деятельностью. Раздаётся стук в дверь..
  2. Экспериментальная работа в ДОУ. Методика и опыт /. Конспекты занятий.

2. Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, как мы это делаем в нашей группе.

  • Главная » 2015 » Апрель » 5 » Конспект занятия по самообслуживанию во второй младшей группе.

    -формировать у детей навыки самообслуживания; -поддерживать стремление самостоятельности.

  • Скажем все вместе: «Маша просыпайся, Маша, поднимайся!» Дети будят Машу. Маша просыпается, открывает глаза. Маша — Нечего делать – надо просыпаться, надо подниматься, надо носки надевать. Воспитатель — Оглянулась Маша — а носок- то нет! Маша — Где же, где мои носки?

    Обыщу все уголки. Их на стуле нет и под стулом нет, на кровати нет, под кроватью — нет…Воспитатель — Ах ты, Маша- растеряша! Потеряла носки! Ищешь, ищешь не найдешь, не разыщешь — так пойдешь. Надо вещи убирать — не придется их искать. Ребятки, давайте поможем Маше найти носочки.

    Дети вместе с воспитателем ищут носки. Воспитатель — Посмотри, Маша, да вот же они у куклы в коляске! Маша — Вот надену я носки, а них и башмаки. Воспитатель — Заглянула Маша под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет! Стала Маша башмак искать. Маша- Под кроватью — нет, на кровати нет, и за шкафом нет, и под шкафом нет…. Воспитатель — Ах ты, Маша- растеряша!

    Теперь башмак потеряла! Ищешь, ищешь не найдешь, не разыщешь — так пойдешь. Надо вещи убирать — не придется их искать. Дети, поможем Маше найти башмак? Дети вместе с воспитателем ищут башмак.

    Воспитатель — Посмотри, Маша, да вот же твой башмак на столе стоит. Надевает Маша башмаки и приговаривает: Маша — Вот надену башмаки, а потом и платье, и пойду гулять я.

    Воспитатель- А платья тоже нет нигде! Маша – В чем пойду гулять я? Потерялось платье! Воспитатель — Ищет Маша платье.

    Маша — И на стуле нет, и под стулом нет…Платьице хорошее, куда оно положено? Воспитатель – Но тут Маша увидела свое платье.

    Маша – Платьице хорошее на полочку заброшено! Воспитатель – Ну ты Маша- растеряша! Разве можно так разбрасывать свои вещи.

    Наши детки маленькие, но уже умеют сами раздеваться и убирать свои вещи аккуратно. Правда, ребятки? Давайте покажем Маше, как нужно раздеваться и убирать свою одежду, чтобы потом ее не пришлось искать? Дети вместе с воспитателем идут к стульчикам и начинают раздеваться. Машу сажают на стульчик.

    Воспитатель – Сиди, Маша и учись у наших ребяток. Дети, что нужно сначала снять?

    Ответы детей. Воспитатель – Правильно, сначала снимем тапочки, сандалики. Дети снимают, если необходимо воспитатель помогает. Воспитатель — Теперь снимем носочки.

    Нужно их вывернуть на лицевую сторону. Дети выполняют, воспитатель помогает. Воспитатель — Куда мы положим носочки? Правильно на тапочки или и сандалики. Молодцы! А куда мы поставим тапочки и сандалики?

    Правильно под стульчик. Теперь дети снимайте шортики и юбочки.

    Молодцы, ребятки. Куда нужно повесить одежду?

    Правильно на спинку стула. А сейчас я помогу детям снять футболки.

    Куда вы их повесите? Правильно, тоже на спинку стула. Молодцы, ребята! Быстро разделись и аккуратно убрали всю одежду. Посмотри, Маша, какой у нас порядок! Маша — Да, ребятки хоть и маленькие, но убрали всю одежду. Им не нужно будет искать носочки и тапочки.

    Все вещи на своих местах. Я теперь тоже буду аккуратно убирать свою одежду. Спасибо вам ребятки, научили. Воспитатель — И мы надеемся, что Маша больше не будет растеряшей. Ну, а нам с вами, ребятки, перед сном нужно еще умыться. Проводиться игра – самомассаж: Мыли мылом ушки Мыли мылом ножки Мыли мылом наши Ладушки- ладошки. Целый день работали Целый день трудились Сильно утомились наши Ладушки- ладошки Прилегли ладошки Отдохнуть немножко Вот какие ладушки Ладушки- ладошки! А теперь давайте скажем нашим гостям до свидания и пойдем в спальню спать.

    narultimated.weebly.com

    Это интересно:

    • Что такое детский негативизм Детский негативизм. Что делать с маленьким «нехочухой»? Что такое детский негативизм? Из определения в словаре «детский негативизм» – означает вид психологического протеста на требования взрослых, с помощью которого он хочет отстоять права своей личности. То бишь, это первая заявка вашего ребенка «Не хочу!», «Не буду!», которая повторяется с […]
    • Группа больных шизофренией Группа больных шизофренией Шизофрения это мультифакториальное заболевание которое характеризуется позитивными и негативными симптомами и довольно часто приводит в конечном итоге к дефекту. Имеет очень важный не только биологический, медицинский но и социальный аспекты. Ведь на шизофрению страдают около 1 процента в обществе. Причем большинство из […]
    • Конспект занятия по устранению заикания МЕТОДИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Меняется тип ведущей деятельности главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой. Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе. 5. Наряду с косвенной психотерапией шире используются виды […]
    • Был стресс нет месячных Причины задержки очередной менструации Женщина начинает волноваться уже с первого дня задержки месячных. Независимо от желания иметь ребенка, чувство тревоги возникает буквально сразу. Но не всегда задержка менструации может свидетельствовать о наступлении беременности. Давайте разберем все возможные причины опоздания месячных. Если вы еще не […]
    • Белая горячка рисунки Белая горячка (Буало-Нарсежак) [2012, Детектив, аудиокнига, MP3, 128kbps, CLOD] Год выпуска: 2012 Издательство: аудиокнига своими руками Описание: Буало-Нарсежак появился на свет в 1952 году. Под двойной фамилией объединились два писателя, Пьер Буало (род. в 1906 г.) и Тома Нарсежак (род. в 1908 г.). К моменту заключения союза оба автора уже […]
    • Нарушения сна у детей до 2 лет Всё о младенческом сне Сон ребенка до 2-х лет – это постоянное беспокойство родителей и дискомфорт ребенка. Одна из причин тому – существенные изменения, которые переживает ребенок в самый ранний период своей жизни. Нарушения сна разнообразны и имеют не только свои объяснения, но и решения. Узнайте всё о младенческом сне! Как же часто […]
    • Эмоциональные состояния аффект стресс фрустрация 4) Конфликтные эмоциональные состояния: (стресс, аффект, фрустрация) Стресс (от англ. stress - напряжение) - вызванное сверх­сильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс - то­тальная мобилизация сил на поиск выхода из очень […]
    • Последствия лечения белой горячки Распространенные симптомы и последствия белой горячки Симптомы и последствия белой горячки отражаются на всей дальнейшей жизни человека. Это состояние называют еще алкогольный делирий. Это форма острого психоза, развивающегося вследствие длительного злоупотребления алкоголем. Подобное патологическое состояние наблюдается чаще всего у людей старше […]