Фазы стресса и адаптация к нему

Фазы стресса и адаптация к нему

Стресс (стресс и адаптация) — это неспецифическая реакция организма человека на сильный раздражитель. Физиологические понятия «стресс и адаптация» обозначают ответные реакции организма на необычные воздействия внешней среды (природной и социальной). При этом стресс является способом экстренного уравновешивания организма к необычным условиям за счет мобилизации функциональных резервов, а адаптация — механизмом долговременного уравновешивания (приспособления) организма, в процессе которого увеличивается мощность саморегуляции отдельных систем.

По Г. Селье, стресс — это «Аромат жизни», в развитии стресса он выделяет три фазы (стресс и адаптация) :

  • фаза тревоги — Alarm (делится на шок и противошок), если организм выжил, развивается
  • фаза резистентности — устойчивости — происходит адаптация, если возможности организма исчерпываются, наступает
  • фаза истощения — возврат к первой фазе на более глубоком уровне и далее гибель.
  • Никто не может прожить, не испытывая время от времени стрессовых ситуаций. Даже положительные жизненные обстоятельства, такие как рождение детей, могут вызвать стрессовую ситуацию в обычной жизни. Поэтому человек должен сам помочь своему организму быть готовым к стрессу, адаптировать организм для борьбы с ним.

    Адаптация (стресс и адаптация) — состояние уравновешивания организма к необычным условиям, как природным, так и профессиональным.

    При длительном воздействии необычных факторов среды в организме, развиваются морфофункциональные адаптационные перестройки, направленные на уравновешивание организма в этих условиях. Сущность адаптации сводится к увеличению скорости транскрипции РНК на структурных генах ДНК в ядрах клеток, лимитирующих приспособление. Количественный рост ведет к качественным изменениям. Увеличение интенсивности функционирования структур является пусковым механизмом активации генетического аппарата клетки и активации синтезе белков и увеличения массы клеточных структур, а снижение интенсивности функционирования дает обратный процесс. Генетические и морфофункциональные перестройки при адаптации получили наименование — «концепция структурно-функционального следа».

    Адаптация к кислородному голоданию проявляется в увеличении мощности аппарата внешнего дыхания и кровообращения, изменениями в составе крови, утилизации кислорода, в сердечно-сосудистой и эндокринной системе.

    Долговременная адаптация сопровождается разветвленным структурным следом в лимитирующих тканях и органах. Важно подчеркнуть, что адаптация, например, к кислородному голоданию повышает резистентность организма не только к высотным условиям (специфическая адаптация), но и к статокинетическим, физическим, термическим и другим нагрузкам (неспецифическая адаптация). Эта фенотипическая адаптация лежит в основе физической культуры и закаливания, антистрессорных механизмов, повышения общей неспецифической резистентности, расширения функциональных резервов организма, сохранения и укрепления здоровья.

    Долговременная адаптация к необычным климатическим условиям — акклиматизация зависит от типа индивидуальной реактивности организма, сохранения и укрепления здоровья.

    Лица с гомеостатическим типом адаптации «спринтер» хорошо переносят острый период акклиматизации (первые полтора года). Однако в дальнейшем у них появляются многочисленные нарушения здоровья в виде гипертензивного синдрома, анемии, снижения работоспособности, увеличения числа тяжелых хронических заболеваний.

    Лица с гомеокинетическим типом адаптации «стайер» плохо переносят первые полтора года работы, имеют относительно низкие показатели работоспособности, большое количество острых простудных заболеваний. В дальнейшем состояние здоровья у них улучшается, и они формируют новую популяцию.

    Экспериментально установлено, что первоначальные бурные гормональные реакции при повторении аналогичных стресс-ситуаций тормозятся, иначе говоря, возникает своего рода защитный механизм для предупреждения стрессорных повреждений в органах мишенях.

    На периферии органов-мишеней при повторении стрессорных ситуаций вырабатываются местные противострессорные механизмы. Одним из таких местных антистрессоров являются простагландины. Прием при стрессе, например, аспирина, угнетающего образование простагландинов, закономерно вызывает образование язвы желудка.

    Вторым местным анитистрессорным механизмом являются антиоксидантные системы организма. Естественными антиоксидантами являются витамины группы Е, стероидные гормоны, серосодержащие аминокислоты, аскорбиновая кислота, витамины групп А, К и Р. Поэтому сочетание факторов закаливания организма с приемом витаминных комплексных препаратов следует использовать для профилактики стрессорных повреждений.

    Таким образом, два физиологических состояния — стресс и адаптация находятся в морфофункциональной связи, оба направлены на уравновешивание организма с необычными условиями внешней среды, при этом стресс — для срочного уравновешивания, а адаптация — для долговременного. При чрезмерном стрессорном воздействии и сниженных антистрессорных механизмах приспособительная стресс-реакция может перейти в патологическую и вызвать нарушение работоспособности, повреждение структур нервной системы и внутренних органов.

    Почему люди часто предпочитают снимать стресс алкогольными напитками? Дело в том, что у нас в клетках мозга вырабатываются особые защитные субстанции — опиоидные пептиды (морфий), а при стрессе их синтез нарушается. Человек в поисках средства, помогающего справиться с проблемами, т.е. со стрессом, еще 6000 лет назад научился извлекать опиоидные пептиды с помощью алкоголя, снимая, таким образом, состояние стресса. Однако, алкоголь имеет массу негативных явлений, поэтому данный метод не пригоден, это своего рода «реакция страуса».

    Естественными антистрессорными механизмами организма являются (стресс и адаптация):

    • физическая подготовка;
    • закаливание;
    • расширение функциональных резервов;
    • повышение общей неспецифической резистентности.
    • < Prev
    • www.medicina.dlyakajdogo.ru

      ЛЕКЦИЯ № 5. СТРЕСС И АДАПТАЦИЯ

      1. Понятие фрустрации и конфликта. Факторы, являющиеся стрессорными для человека.

      Стресс и адаптация (виды стресса, стадии стресса).

      3. Механизмы совладания со стрессом – копинг-механизмы.

      1. Понятие фрустрации и конфликта. Факторы, являющиеся стрессорными для человека. Под фрустрацией понимают психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения актуальных и доминирующих потребностей. Проявлениями фрустрации бывают самые различные отрицательные эмоции (досада, разочарование, тревога, раздражение, злоба, отчаяние).

      Сила эмоций, вызванных фрустрацией, у каждого отдельного человека определяется тем, насколько актуальна та потребность, которая была блокирована. Так, интровертированный человек легко переносит отсутствие комфорта, порядка и признания со стороны окружающих, но очень болезненно относится к ситуациям, ограничивающим его самостоятельность (автономию). Возбудимый человек почти не нуждается в автономии и в понимании происходящего (не обращается за разъяснениями), однако очень плохо переносит монотонное существование, так как сильно нуждается в переживаниях. Педантичный хорошо приспособлен к однообразной деятельности, но не переносит беспорядка и неопределенности. При оценке тяжести фрустрации также следует учитывать индивидуальную способность человека переносить лишения без негативных последствий для здоровья.

      Конфликтом мы называем существенное противоборство интересов и потребностей, которые не могут быть полностью удовлетворены без ущерба для одной из сторон, и это становится причиной дальнейшего затягивания неблагоприятной, вызывающей напряжении ситуации.

      Межличностный конфликт вызван противоборством интересов нескольких людей: мужа и жены, родителей и детей, начальника и подчиненных, ученика и учителя, врача и больного. Интенсивность такого конфликта резко возрастет при близком общении и угасает тогда, когда участники конфликта изолированы друг от друга. Очень редко бывает, чтобы межличностный конфликт затрагивал интересы только двух людей, поскольку участники всегда стараются найти союзников в своей борьбе.

      Одним из частых конфликтов в медицинском коллективе является инновационный конфликт, выражающийся в противостоянии попытке реорганизовать работу коллектива, ввести новые методы лечения и обследования, изменить форму отчетности. Новатор стремится не только улучшить эффективность работы, но и добиться признания и повышения своего авторитета. Консерватор противодействует новшеству не только из лени и нежелания осваивать новые методики, но также из-за страха потерять свои позиции в коллективе, лишится доминирующего статуса.

      Внутриличностный конфликт – это переживание, вызванное внутренним столкновением нескольких противоборствующих потребностей индивида, негативная окраска которого задерживает принятие решения. Иногда личностный конфликт определяют как неразрешимое соперничество того, что «я хочу», «я должен» и «я есть на самом деле». Внутриличностному конфликту соответствуют такие чувства, как тревога, сомнения, колебания, самообвинение, раздражение, разочарование, отсутствие перспективы, ощущение внутреннего тупика. Внутриличностный конфликт рассматривают как одну из основных причин неврозов и психосоматических заболеваний.

      2. Стресс и адаптация (виды стресса, стадии стресса). Адаптация относится к общенаучным, интердисциплинарным понятиям. По определению Ф.Б.Березина (1988), адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет ему удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели при сохранении психического и физического здоровья, обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности и поведения человека требованиям среды.

      С позиции адаптационного подхода под социально-психологической адаптацией понимают процессы, обеспечивающие адекватную организацию микросоциального взаимодействия и достижение общественно значимых целей. Социально-психологическая адаптация тесно связана с двумя другими аспектами единой адаптации человека: с собственно психической адаптацией, обеспечивающей поддержание психического гомеостаза и сохранение душевного здоровья, и с психофизиологической адаптацией, реализующей оптимальную организацию психофизиологических соотношений и сохранение соматического здоровья.

      Адаптация рассматривается в двух аспектах: статическом и динамическом. Динамическое понятие адаптации обозначает процесс приспособления человека к меняющимся условиям среды, который носит активный, целенаправленный и преобразующий характер. Статический аспект адаптации отражает результат приспособительного процесса, характеризующийся относительным соответствием (равновесием) между человеком и средой. Оба аспекта адаптации неразрывно взаимосвязаны. Для характеристики степени соответствия человека и среды служит понятие адекватности адаптации. В системе адаптивного поведения соматические, нервно-психические и социальные компоненты тесно взаимосвязаны, и изменение любого из них вызывает необходимость включения компенсаторных механизмов. Любая сложная система, а человек является сложноорганизованной, многоуровневой системой, будет стабильна лишь при наличии достаточных адаптационных возможностей.

      Проблема психической адаптации человека к различным стрессогенным ситуациям приобретает в современном обществе все большее значение. С психологической точки зрения стрессовыми по своему характеру являются для человека так называемые трудные ситуации, которые характеризуются рядом общих признаков:

      1) наличием препятствий для достижения значимых целей;

      2) отсутствием средств для достижения цели;

      3) угрозой для самооценки;

      4) воздействием на психологический уровень функционирования.

      Стресс – это системная реакция организма на биологическое. химическое, физическое, или психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение. В широком смысле стресс представляет собой неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под стрессом можно понимать любые перемены в жизнедеятельности человека, которые требуют приспособления (адаптации) к изменившимся условиям существования.

      Само слово «стресс» (от лат. stringere — затягивать) имеет давнюю историю. Впервые оно появилось в строках английского поэта Р.Маннинга в 1303 г.

      В медицинской литературе понятие «стресс» стали широко использовать после выхода в свет работ выпускника Пражского университета Г.Селье, который в 1926 г. впервые ввел в обиход этот термин, означающий напряжение, нажим, давление, позаимствовав его из науки о сопротивлении материалов, и метко употребил его применительно к человеку. Под стрессом он понимал совокупность «неспецифических реакций организма на любое требование из вне».

      Острый стресс. К его разновидностям относятся:

      1) ситуация конфликта – условия противоречивых требований;

      2) фрустрация – блокирование реализации значимой (актуальной) потребности;

      3) кризис – «эпоха перемен», когда возникает необходимость резкого изменения стереотипов деятельности.

      Хронический стресс. Человек сталкивается не с массивными и интенсивными воздействиями на психику, как при остром стрессе, а с умеренными или даже слабыми, но постоянно повторяющимися и длительно действующими. Эта реакция универсальна и направлена на защиту человека или животного и на сохранение целостности его организма. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора включает три стадии, объединенные понятием «общий адаптационный синдром».

      На первой стадиитревоги – в организме происходят такие изменения, как напряжение мышц, учащенное дыхание, ускоренный пульс, повышенное артериальное давление, чувство тревоги. Она отражает мобилизацию всех ресурсов в организме. Устойчивость организма при этом снижается, и если стрессор достаточно сильный, то может даже наступить смерть.

      На второй стадиирезистентности – организм начинает приспосабливаться к продолжающемуся воздействию стрессора. В ходе этой стадии устанавливается повышенная сопротивляемость стрессору. Устойчивость (резистентность) организма по отношению к нему становится выше исходного уровня.

      Третья стадияистощения, возникающая при воздействии сверхсильных или сверхдлительных раздражителей, сопровождается снижением резистентности организма и в тяжелых случаях может привести к его гибели.

      Селье подразделял стрессы на конструктивные и деструктивные, подчеркивая, что не всякий стресс является вредным. Конструктивный стресс, пройдя стадию тревоги, завершается адаптацией организма к новой ситуации, повышением его устойчивости. Однако если стресс-фактор отличается большой интенсивностью или продолжительностью, если имеет место неправильная его оценка, если сочетается несколько стресс-факторов и организм ослаблен по другим причинам (в силу наследственной или врожденной слабости защитных механизмов), то стресс может стать деструктивным. В таких случаях реакции адаптации достигают уровня истощения и запускаются процессы разрушения – защиты через болезнь, дезадаптацию.

      Дезадаптация – это состояние нарушенного гомеостаза (динамического равновесия организма и внешней среды), наступающее в случае, если защитные механизмы истощились, а действие стрессогенного фактора не было полностью нейтрализовано.

      Стрессогенным фактором называется любое воздействие, идущее из внешней среды или возникающее внутри организма, которое вызывает стрессовую реакцию.

      Существует два пути возникновения стресса: психологический и физиологический. Если стрессогенный фактор не осознается человеком, но вызывает симптомы, характерные для стресса, то такой стресс расценивается как физиологический, или системный.

      Если же стрессогенный фактор преломляется в большей или меньшей степени через сознание человека, то возникающие при этом изменения считаются психологическим стрессом. Воздействие приобретает стрессогенный характер, если оно оценивается человеком как угрожающее его социальному, психологическому или физическому благополучию. Большое значение имеет понимание ятрогенного стресса, возникающего вследствие получения от медицинских работников сведений, способных вызвать у пациента чувство тревоги. Одной из причин возникновения психологического стресса у человека является невозможность реализовать ту или иную значимую для него потребность, вызванную, например, болезнью. Психологические причины стрессов получили название психические травмы (психотравмы). В настоящее время понятие психологического стресса нередко приравнивают к понятию фрустрации.

      Фрустрация (от лат. frustration – обман, расстройство, разрушение планов) представляет собой психическое состояние краха и подавленности, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, которые вызваны переживанием неудачи. Трудности, возникающие на пути к достижению цели или решению задач, воспринимаются как непреодолимые. Ситуацию, в которой возникает такое психическое состояние, именуют фрустрирующей.

      Несмотря на многообразие фрустрирующих ситуаций, они характеризуются двумя обязательными условиями:

      — наличием актуальной потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;

      — блокированием возможности ее реализации, наличием сопротивления (препятствия – фрустратора).

      1. Пассивное внешнее сопротивление – наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и в пространстве.

      2. Активное внешнее сопротивление – запреты и угрозы со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают.

      3. Пассивное внутреннее сопротивление – осознание или неосознанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить задуманное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения.

      4. Активное внутреннее сопротивление – угрызения совести.

      Основными субъективными психологическими проявлениями стрессового состояния являются тревога и страх, т.е. ощущение неопределенной угрозы, опасности. Оно связано с тем, что человек не может точно определить характер угрозы из-за отсутствия или недостатка информации о раздражителе, неправильной ее логической переработки или сочетания того и другого. Легкая степень тревоги иногда оказывает положительное влияние на интеллектуальную и физическую деятельность человека. Примерами тому служат улучшение способности вспомнить необходимый материал на экзамене при легком волнении; повышение спортивных показателей при умеренном предстартовом напряжении и др. По мере нарастания тревоги продуктивная деятельность падает. Но во всех случаях тревога – это сигнал неблагополучия, который побуждает человека предпринимать те или другие действия, помогающие ему избавиться от этого чувства. Страх возникает тогда, когда человек не находит в данный момент выхода из угрожающего ему положения, но выделяет в качестве его причины какой-то определенный фактор (явление, объект), который на самом деле может и не быть истинной предпосылкой стресса. Страх, как и тревога, имеет защитное значение, он побуждает человека к действию в целях самосохранения. Однако при избыточной выраженности страх может вести к дезорганизации поведения.

      Хронические или неконтролируемые и непредсказуемые стрессы могут приводить к неврозам, психосоматическим заболеваниям. Роль стресса в развитии заболеваний выражается в срыве функционирования органа-мишени:

      — головной мозг – ухудшение кровоснабжения из-за сужения сосудов, кислородное голодание клеток;

      — нервная система – невроз;

      — сердечно-сосудистая система – аритмия, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца;

      — дыхательная система – одышка, хроническая гипервентиляция легких, нарушение функций гладкой мускулатуры бронхов;

      — желудочно-кишечный тракт – нарушения пищеварения, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит;

      — мочеполовая система – воспаление мочевого пузыря, нарушение менструального цикла, расстройства эрекции;

      — мышечная система – сохранение высокого мышечного тонуса даже в состоянии покоя;

      — суставы – ревматоидный артрит;

      — кожа – крапивница, экзема, псориаз;

      — иммунная система – снижение иммунитета.

      Психотравмирующий характер ситуации зависит как от природы события, так и от ресурсов, способности к защите и механизмов, позволяющих данной личности справляться со стрессом. Выделяют факторы, предрасполагающие личность к психической травматизации в условиях стрессового воздействия, в частности эмоциональные:

      сенситивность – повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость;

      ригидность – склонность к фиксации негативных переживаний с образованием очагов застойного возбуждения, эмоционального напряжения;

      недостаточное проявление эмоций вследствие повышенного самоконтроля с длительным подавлением чувств.

      В ответ на воздействие психотравмирующих факторов личность вырабатывает комплекс приемов, позволяющих уменьшить силу стресса, связанного, например, с болезнью и ее социальными последствиями. Система психологической защиты представляет собой проявление активности личности в процессе адаптации. Способность к защитной психической деятельности делает одних людей хорошо, а других слабо защищенными психологически. Существует понятие адекватности психологической защиты: действие защитного механизма может быть как адаптивным, так и дезадаптивным.

      Психологические механизмы адаптации подразделяются на два типа: механизмы психологической защиты и копинг-механизмы.

      В отличие от первых, действующих в рамках неосознанной области психики, вторые позволяют разработать сознательные стратегии, направленные на устранение психологической угрозы.

      Стратегии преодоления стресса стали предметом теоретических и практических исследований сравнительно недавно, хотя, по словам Р.Лазаруса, стресс и его преодоление – это «две стороны одной медали», а совладание со стрессом – центральная проблема здоровья.

      Понятие «копинг» — преодоление стресса – было относительно четко определено в начале 1980-х годов, когда было установлено, что в промежутке между стрессором и ответом организма и личности лежат определенные процессы, опосредованные опытом реакций на стрессовые ситуации. Один из основоположников теории копинга Р.Лазарус рассматривает копинг-стратегии как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом.

      Существуют эмоциональные, физиологические, поведенческие и социальные корреляты, которые информируют о тех или иных копинг-процессах и дают возможность их измерить как в лабораторных условиях, так и в реальной жизни.

      По признаку успешности совладания со стрессом принято выделять эффективные (конструктивные) и неэффективные копинг-стратегии.

      Целенаправленное поведение, направленное на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, названо активным копинг-поведением. Формы преодоления стресса, предназначенные для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация, рассматриваются как паллиативное, пассивное копинг-поведение.

      Таким образом, преодоление стресса, — это процесс, при котором индивидом совершаются попытки:

      -изменить или ликвидировать проблему;

      -уменьшить ее интенсивность, изменив свою точку зрения на проблему;

      -облегчить воздействие стресса путем отвлечения на что-либо или с помощью других различных способов его преодоления, таких, как употребление транквилизаторов, алкоголя, физические нагрузки и др.

      Предполагается, что копинг выполняет две основные функции: регуляцию эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). В первом случае копинг представляет собой когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса. Поведение, направленное на устранение угрозы (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему. Обе функции проявляются в большинстве стрессовых ситуаций, а их соотношение зависит от того, как оценивается обстановка. Если ситуация воспринимается как принципиально изменяемая, то включается проблемно-ориентированный копинг, а если она кажется неуправляемой, то используются эмоционально-ориентированные стратегии.

      Типы защитных стратегий могут проявляться в поведенческой, эмоциональной и интеллектуальной сфере.

      С ними связана смена самой деятельности или изменение ее формы. Это может быть обращение к какой-либо деятельности, конкретно разрешающей или замещающей проблему.

      Стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуации, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, горя, злости или к подчеркнутому оптимизму, уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самообвинением, а в ряде случаев, напротив, наблюдается полный отказ от эмоционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на окружающих.

      В интеллектуальной сфере совладание со стрессом базируется на развитом абстрактно-логическом и теоретическом мышлении, умении работать с информацией, нередко без опоры на конкретную жизненную ситуацию.

      Копинг-поведение реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов, понимаемых как относительно стабильные личностные и социальные характеристики людей, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. Одним из самых важных средовых копинг-ресурсов является социальная поддержка. К личностным копинг-ресурсам относят Я-концепцию, локус контроля, низкий нейротизм (психологическая устойчивость), эмпатию, аффилиацию (ориентацию на общение, потребность в коммуникации) и некоторые другие психологические свойства.

      Психологическая защита личности. Основные механизмы психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, интеллектуализация, замещение, регрессия, компенсация, реактивные образования) (по А.Фрейд), их адаптивное и дезадаптивное значение, роль в формировании психической и соматической патологии.

      Понятие психологической защиты (ПЗ) обязано своим происхождением психоаналитической теории и ее основателю – З.Фрейду. Впервые оно было сформулировано в 1894 г. Концепция психологической защиты используется практически во всех психотерапевтических школах. Тем не менее, отсутствуют общепринятые определения и классификация психологической защиты и не до конца понятна ее роль в формировании расстройств личности и невротических симптомов.

      Согласно Фрейду, защитные механизмы являются врожденными; они запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта». Первоначально механизмы ПЗ рассматривались как средства разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. Впоследствии, исходя из разработанной психоаналитической теории личности, они стали пониматься как функции Эго, отвечающие за интеграцию и адаптацию при угрозе целостности личности. Единственный механизм, который З.Фрейд рассматривал как «не невротический», «здоровый» путь трансформации инстинктивных импульсов – сублимация. Он считал, что именно сублимация обеспечивает развитие человеческой культуры, способствуя разрядке энергии инстинктов в социально приемлемых формах поведения и позволяя заменить потребности, которые не могут быть удовлетворены непосредственно, социально одобряемыми целями, а инстинктивное поведение — способами поведения, принятыми в обществе.

      А.Фрейд попыталась обобщить и систематизировать знания о механизмах ПЗ, накопившиеся к середине 40-х годов XX в. В базовую концепцию З.Фрейда были внесены определенные коррективы: акцентировалась роль механизмов защиты в разрешении внешних, т.е. социогенных, конфликтов; эти механизмы стали рассматриваться как продукты развития и научения; наконец, было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. А.Фрейд, К.Хорни (1993) и Э.Александер (1950, 1980) реконструировали теорию механизмов ПЗ, видя их источник в борьбе между собой двух стремлений к безопасности и удовлетворению потребностей, которая и вызывает вытеснение.

      Механизмы ПЗ развиваются в онтогенезе как средства адаптации и разрешения психологических конфликтов, а наиболее мощным критерием их эффективности является ликвидация тревоги.

      Соответственно ПЗ является способом интрапсихической адаптации. Ее цель – снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом.

      Механизмы защиты можно разделить по уровню зрелости на протективные (вытеснение, отрицание, регрессия, реактивное образование) и дефензивные (рационализация, интеллектуализация, изоляция, идентификация, сублимация, проекция, смещение). Первые считаются более примитивными, они блокируют поступление конфликтной и травмирующей личность информации в сознание. Вторые допускают травмирующую информацию, но интерпретируют ее наиболее «безболезненным» для психики образом.

      Виды психологической защиты:

      1. Вытеснение (аналог подавления) в бессознательное нежелательной информации или психотравмирующих обстоятельств, вызывающих тревогу. З.Фрейд считал его главным способом защиты инфантильного Я, не способного противостоять соблазнам. Неприемлемый импульс (мысль, желание) становится в результате действия этого защитного механизма бессознательным. Психовегетативные компоненты эмоциональной реакции сохраняются, несмотря на отсутствие поведенческой реализации.

      2. Отрицание фрустрирующих, вызывающих тревогу обстоятельств, внутреннего импульса или собственного качества. Оно характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности, когда очевидное для окружающих не принимается самой личностью.

      3. Проекция – неосознаваемые и неприемлемые для личности собственные свойства, чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям. Проекция часто связана с агрессией (например, ханжество).

      4. Интеллектуализация («рационализация») – устранение неприятных переживаний при помощи псевдологических, псевдоразумных установок, рассуждений, чрезмерно «умственный» способ преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации.

      5. Замещение – перенесение подавляемых негативных эмоций (гнева) на менее опасные или более доступные объекты, чем тот, который вызвал эти переживания.

      6. Регрессия – возврат к примитивным, дезорганизованным формам реагирования; замена решения субъективно более сложных задач на относительно более простые в трудных, фрустрирующих ситуациях. Характеризуется изменением мотивационно-потребностной сферы в сторону большего упрощения и доступности, сочетается с импульсивностью, слабостью самоконтроля.

      7. Реактивные образования (гиперкомпенсация) – устранение субъективно неприемлемых мыслей, чувств, поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений (например, чрезмерная опека может быть реактивным образованием по отношению к бессознательному безразличию, черствости, жестокости).

      Психологическая защита и механизмы совладания со стрессом различаются по ряду признаков:

      — механизмы психологической защиты не адаптированы к требованиям ситуации и являются ригидными, в то время как копинг-механизмы, техники эмоционального самоконтроля обладают пластичностью и приспосабливаются к ситуации;

      — механизмы психологической защиты «близоруки», они дают возможность только разового снижения напряжения (принцип «здесь» и «сейчас»), тогда как копинг-стратегии рассчитаны на перспективу;

      — для механизмов психологической защиты характерно искажение оценки действительности и самого себя; техники же самоконтроля основываются на реалистическом восприятии окружающего мира, а также объективном отношении к самому себе.

      Таким образом, человек реагирует на стрессовое событие либо подсознательно (автоматическими адаптивными ответными реакциями), либо потенциально осознанными целенаправленными адаптивными действиями. Основным отличием защитных механизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых. Копинг-стратегии принято считать более высокоорганизованными и сложными защитными нормами поведения. Они могут выступать как осознанные целостные варианты бессознательных защит и/или включать их как составные элементы.

      1. Калмыкова Е.С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности / Е.С. Калмыкова // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. — М., 1988. — 150 с.

      2. Квасенко А.В. Психология больного / А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев. — Л.: Медицина, 1980. — 184 с.

      3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. — М.: Наука, 1983. — 386 с.

      4. Менделевич В.Д. Адаптационные механизмы неврозогенеза / В.Д. Менделевич // Психологич. журн. – 1996. – Т. 17, № 4. – С. 107-115.

      5. Михайлов А.Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях /А.Н. Михайлов, В.С. Ротенберг // Вопр. психологии. — 1990. — № 5. — С. 106-111.

      6. Психологическая диагностика защитно-приспособительных механизмов личности: Пособие для врачей и психологов / Ин-т им. В.М. Бехтерева; сост. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. — СПб., 1995. — 16 с.

      7. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979. — 125 с.

      8. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. — Л.: Медицина, 1984.

      9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.

      studopedia.org

      Механизмы адаптации Стресс как неспецифическая реакция организма

      ГГНС ? гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система

      В предыдущем разделе мы говорили о специфической перестройке систем, ответственных за адаптацию к конкретному повреждающему фактору или экстремальной ситуации ? доминирующая функциональная система ? и о перестройке организма в целом, как результатах адаптационного процесса. Однако исторически сложилось так, что сначала было отмечено, что организм реагирует на повреждение или сильное раздражение неспецифическим ответом, затем были описаны характерные черты этой неспецифической реакции и такая реакция получила название стресс. Этот термин ввел канадский исследователь Ганс Селье, он же описал триаду стресса, она хорошо известна. Позднее были изучены и описаны гормональные, биохимические, клеточные механизмы стресса. И лишь после этого стало ясно, что эта неспецифическая реакция, протекающая параллельно с изменениями в деятельности системы, отвечающей на конкретный раздражитель, лежит в основе морфологической перестройки и долговременной адаптации. Поэтому стресс называют еще общим адаптационным синдромом, чтобы отличить от специфической адаптации. Таким образом, понятия стресс и адаптация стали неразделимы, потому, что стало ясно: без стресса ? неспецифической реакции организма на любой повреждающий фактор ? долговременная адаптация невозможна.

      Если механизмы специфических адаптаций разнообразны, зависят от конкретного агента, от реактивности организма, включают в себя несколько структурных и функциональных изменений, то неспецифическая реакция довольно стандартна, протекает в соответствии с общими закономерностями, которые, правда, пока изучены далеко не все.

      Стресс иногда называют реакцией, а иногда напряжением организма при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Поскольку напряжение организма ? это реакция, то из этого определения разумнее оставить слово реакция, приняв во внимание, что реакция активная, в отличие от реакции избегания. Сейчас принять говорить о стрессе, как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию. Итак, стресс это неспецифическая реакция организма, которая возникает при воздействии различных сильных раздражителей. Эта реакция представляет собой комплекс изменений, который включает в себя реакции на всех регуляторных уровнях ? поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом, а так же на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания.

      Следует различать эустресс и дистресс, эти обобщенные понятия объединяют в себе эффекты, силу и длительность стресса и реактивности к нему организма. Если в результате воздействия происходит адаптация к нему, увеличивается сопротивляемость организма к этому воздействию, то можно говорить об эустрессе, хорошем, тренирующем напряжении организма. Если сила и длительность стрессора велики, или чрезвычайно велика чувствительность хотя бы одной из функциональных систем к этому воздействию и наступает заболевание, пусть даже и на фоне адаптированости, то говорят о дистрессе ? цена адаптации оказалась слишком велика.

      Воздействия, вызывающие стресс называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на клетки организма, к ним относятся боль, гипоксия, изменение осмотического давления внутренней среды, температуры, чрезмерная физическая нагрузка, давление, длительное голодание, словом все изменения, которые нарушают постоянство параметров внутренней среды организма. Понятно, что все эти стрессоры могут воздействовать как на интеро-, так и на экстерорецепторы. Психологические стрессоры ? это стимулы, которые сигнализируют и биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи. В соответствии с видом стрессора принято выделять физиологический и психологический стресс. Мы считаем, что такое выделение не правомерно т.к. на все виды стрессоров организм на первом этапе реагирует стереотипной реакцией. Можно лишь условно, для того, чтобы лучше разобраться в механизмах реакции, выделить физиологические, биохимические и психологические компоненты, или механизмы стресса.

      Физиологическая компонента стресса ? это все реакции организма, обусловленные комплексным действием нервной и гуморальной систем регуляции, направленные в первую очередь на выживание его в экстремальных условиях. Именно эту компоненту стресса мы изучаем в рамках программы нашего курса и на ней сосредоточим свое внимание в этом пособии. Физиологические изменения деятельности организма и отдельных органов и систем можно измерить, т.к. они проявляются в виде изменений, например минутного объема кровообращения, дыхания, моторной и секреторной функции пищеварительной системы, количества и состава мочи, уровнях гормонов, биологически активных веществ, картине крови.

      Психологическая компонента стресса ? это изменение субъективного состояния человека, которое проявляется в изменении внимания, восприятия, памяти, способности к социальному контакту, самооценке и т.д. Эта компонента стрессорной реакции настолько отличается от физиологической, что даже изучается другими науками со своими методами. Сейчас же мы хотим обратить ваше внимание лишь на то, что психологическое состояние больного человека, стрессированного только собственным состоянием, существенно изменяется, независимо от того вызвано его заболевание предшествующим стрессом, или нет. Это изменение психики, которое проявляется в изменении отношения к себе, к окружающему, к врачу в том числе, должно обязательно учитываться даже не столько в лечении заболевания, сколько в вашем отношении к больному.

      Эмоциональная компонента стресса ? это часть психологической компоненты, по сути, то, что можно увидеть в выражении лица, в позе, в изменении голоса. У животных есть масса дополнительных вариантов выражения эмоций, которые мы утратили ? положение ушей, хвоста, лап, оскал. Но это лишь видимая часть эмоциональной реакции, она обязательно протекает параллельно с вегетативной реакцией, которая проявляется в повышении минутного объема крови и дыхания, часто в повышении давления, изменении цвета кожных покровов. Таким образом, это еще и видимая часть физиологической реакции. В отношении эмоциональной компоненты стресса важно отметить, что проявление ее в наибольшей степени зависит от индивидуально-типологической характеристики человека. Тип высшей нервной деятельности, экстра- и интровертивность проявляются именно в эмоциональной реакции.

      Тем не менее, в литературе вы часто встретите такие понятия, как эмоциональный стресс, психо-эмоциональный, информационный стресс. Во всех этих случаях имеется в виду именно вид стрессирующего фактора, стрессор, а не особенности реакции организма реакция включает все компоненты стресса. Остановимся чуть подробнее, на том, что называется психологическим стрессом (помня о том, что речь идет о стрессирующем факторе). Психологический стресс в литературе подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе, особенно если высока ответственность за принимаемые решения (например, работа хирургов, врачей скорой помощи, диспетчеров аэропортов, электростанций). Анализируя определенную ситуацию, текст, решая ту или иную задачу человек перерабатывает полученную информацию. Этот процесс завершается принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, новизна, необходимость часто принимать решения ? все это составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке. Адаптирует к такой нагрузке изучение и знание множества вариантов возможных ситуаций, профессионализм.

      Эмоциональный стресс, как частный случай психологического, вызывается сигнальными раздражителями. Эти сигналы появляются в ситуациях угрозы, обиды, часто в ситуациях, которые называют конфликтными ? это ситуации, когда невозможно удовлетворить биологические или социальные потребности. Универсальными стрессорами у человека являются словесные раздражители, они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие. Врачу, как никому другому, необходимо учитывать это обстоятельство, и, принимая во внимание изменение психики больного, учитывать вдвойне.

      Итак, стрессирующие факторы чрезвычайно разнообразны. Какова же должна быть интенсивность воздействия для появления ответной реакции в виде стресса? В настоящее время в научной литературе отсутствует общепринятая классификация воздействующих факторов по интенсивности их воздействия. Существующие классификации пользуются такими понятиями как чрезвычайное, стрессовое, экстремальное, сверхсильное воздействие, выделяют умеренную, сильную и экстремальную интенсивность. Выделяют интенсивность подпороговую, пороговую, стрессовую и повреждающую. Понятно, что для характеристики воздействия по силе должны быть объективные критерии, параметры, которые можно измерить каким либо методом. Для определенного вида стрессора, для определенной системы такие критерии существуют, однако общепринятых, приемлемых для практического использования, неспецифических критериев в настоящее время не существует.

      Для того чтобы приблизиться к пониманию интенсивности, или силы стрессора вспомним известные нам примеры. Мы знаем, что в организме существует несколько иерархически связанных регуляторных систем начиная от чисто физико-химических и заканчивая поведенческими. Например, закисление среды при интенсивной мышечной работе в первую очередь включает деятельность буферных систем. Следующим этапом является включение местных и собственных механизмов регуляции: выделение ацетилхолина в нервно-мышечных синапсах работающих мышц паракринно приводит к вазодилятации, вазодилатация под действием и АХ, и кислых продуктов метаболизма приводит к увеличению регионарного кровотока, удалению продуктов метаболизма и усиленной доставке кислорода. Это местная гуморальная регуляция. Если этой реакции недостаточно, включается центральная нервная регуляция сначала на бульбарном уровне ? увеличивается частота и глубина дыхания, частота и сила сердечных сокращений. (Обратите внимание на то, что в этом примере становится очевидной цель адаптации ? было бы хорошо, чтобы мышцы могли обойтись нормальным уровнем доставки кислорода и использовать его более эффективно.) Если и этого оказывается недостаточно, включается регуляция на уровне коры головного мозга и оценивается возможность прекратить эту работу. Если это не возможно, продолжается возбуждение рецепторов и поток афферентной информации к структурам мозга не прекращается, возникает напряжение систем регуляции и эту ситуацию можно уже рассматривать как стрессирующую. Безусловно, переход регуляторных реакций в стрессорные зависит от реактивности работающих систем: метаболических запасов в работающих мышцах (гликоген, АТФ), активности окислительных ферментов, эластичности сосудов, силы сердечной мышцы, жизненной емкости легких и т.д. Однако, если ситуация продолжается длительное время, резервы для срочного использования будут исчерпаны, так же как и исчерпаны специфические механизмы регуляции в конкретной ситуации, исчерпаны все готовые программы. Следовательно, воздействие должно быть достаточно сильным для того, чтобы включить механизмы центральной регуляции и продолжительным, чтобы поддерживать их потоком импульсов от рецепторов. Именно в такой ситуации в организме появляется необходимость активации какой-то дополнительной, неспецифической, реакции, которая способна вывести организм из сложившегося состояния принципиально другим путем ? стресс.

      В существовании единого механизма реакции на неблагоприятное воздействие заложен глубокий биологический смысл. Угрожающие воздействия настолько разнообразны, что не может быть готовых программ для выживания и приспособления к любым условиям, поэтому в процессе эволюции выработался единый механизм, который не адаптирует сам, но создает метаболическую и структурную основу для самых разнообразных адаптаций. Можно провести сравнение с механизмами гуморального иммунитета ? в организме нет готовых антител, способных нейтрализовать любой антиген, но есть механизм, с помощью которого в короткий срок эти антитела создаются. Стресс мы рассматриваем как универсальный механизм, обеспечивающий не только выживание в неблагоприятных условиях, но и обеспечивающий приспособление к этим условиям в виде изменения уже имеющихся структур организма. В следующем разделе познакомимся с этим механизмом.

      studfiles.net

      Физиология адаптации

      Слово адаптация происходит от латинского adaptacio — приспособление. Вся жизнь человека, как здорового, так и больного сопровождается адаптацией. Адаптация имеет место к смене дня и ночи, временам года, изменениям атмосферного давления, физическим нагрузкам, длительным перелетам, новым условиям при смене места жительства..

      В 1975 году на симпозиуме в Москве была принята следующая формулировка: физиологическая адаптация — это процесс достижения устойчивости уровня активности механизмов управления функциональных систем, органов и тканей, который обеспечивает возможность длительной активной жизнедеятельности организма животного и человека в измененных условиях существования и способность к воспроизведению здорового потомства.

      Всю сумму разнообразных воздействий на организм человека и животного принято делить на две категории. Экстремальные факторы несовместимы с жизнью, приспособление к ним невозможно. В условиях действия экстремальных факторов жизнь возможна только при наличии специальных средств жизнеобеспечения. Например, полет в космос возможен только в специальных космических кораблях, в которых поддерживается необходимое давление, температура и т.д. Адаптироваться же к условиям космоса человек не может. Субэкстремальные факторы — жизнь при действии этих факторов возможна за счет перестройки физиологически адаптивных механизмов, которыми располагает сам организм. При чрезмерной силе и длительности действия раздражителя субэкстремальный фактор может превратиться в экстремальный.

      Процесс приспособления во все времена существования человека играет решающую роль в сохранении человечества и развитии цивилизации. Адаптация к недостатку пищи и воды, холоду и жаре, физической и интеллектуальной нагрузке, социальная адаптация к друг другу и, наконец, адаптация к безвыходным стрессовым ситуациям, которая красной нитью проходит через жизнь каждого человека.

      Существует генотипическая адаптация в результате когда, на основе, наследственности мутаций и естественного отбора происходит формирование современных видов животных и растений. Генотипическая адаптация стала основой эволюции, потому что ее достижения закреплены генетически и передаются по наследству.

      Комплекс видовых наследственных признаков — генотип — становится пунктом следующего этапа адаптации, приобретаемой в процессе индивидуальной жизни. Эта индивидуальная или фенотипическая адаптация формируется в процессе взаимодействия особи с окружающей средой и обеспечивается глубокими структурными изменениями организма.

      Фенотипическую адаптацию можно определить как развивающийся в ходе индивидуальной жизни процесс, в результате которого организм приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенному фактору внешней среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью и решать задачи, ранее неразрешимые.

      При первой встрече с новым фактором среды в организме нет готового, вполне сформированного механизма, обеспечивающего современное приспособление. Имеются только генетически детерминированные предпосылки для формирования такого механизма. Если фактор не подействовал, механизм остается несформированным. Иными словами, генетическая программа организма предусматривает не заранее сформировавшуюся адаптацию, а возможность ее реализации под влиянием среды. Это обеспечивает реализацию только тех адаптационных реакций которые жизненно необходимы. В соответствие с этим следует считать выгодным для сохранения вида тот факт, что результаты фенотипической адаптации не передаются по наследству.

      В быстро меняющейся среде следующее поколение каждого вида рискует встретиться с совершенно новыми условиями, в которых потребуется не специализированные реакции предков, а потенциальная, оставшаяся, до поры и времени неиспользованная возможность адаптации к широкому спектру факторов.

      Срочная адаптация немедленный ответ организма на действие внешнего фактора, осуществляется путем ухода от фактора (избегание) или мобилизацией функций которые позволяют существовать, несмотря на действие фактора.

      Долговременная адаптация — постепенно развивающийся ответ фактора обеспечивает осуществление реакций, которые ранее были невозможны и существование в условиях, которые ранее были несовместимыми с жизнью.

      Развитие адаптации происходит через ряд фаз.

      1. Начальная фаза адаптации — развивается в самом начале действия как физиологического, так и патогенного фактора. В первую очередь при действии какого — либо фактора возникает ориентировочный рефлекс, который сопровождается торможением многих видов деятельности, проявляющихся до этого момента. После торможения наблюдается реакции возбуждения. Возбуждение ЦНС сопровождается повышенной функцией эндокринной системы, особенно мозгового слоя надпочечников. При этом усиливаются функции кровообращения, дыхания, катоболические реакции. Однако, все процессы протекают в эту фазу некоординированно, недостаточно синхронизированно, неэкономно и характеризуются срочностью реакций. Чем сильнее факторы, действующие на организм, тем больше выражена эта фаза адаптации. Характерным для начальной фазы является эмоциональный компонент, причем, от силы эмоционального компонента зависит «запускание» вегетативных механизмов, которые опережают соматические.

      2. Фаза — переходная от начальной к устойчивой адаптации. Характеризуется уменьшением возбудимости ЦНС, снижением интенсивности гормональных сдвигов, выключением ряда органов и систем, первоначально включенных в реакцию. В ходе этой фазы приспособительные механизмы организма как бы постепенно переключаются на более глубокий, тканевый уровень. Эта фаза и сопровождающие ее процессы относительно мало изучены.

      3. Фаза устойчивой адаптации. Является собственно адаптацией — приспособлением и характеризуется новым уровнем деятельности тканевых, мембранных, клеточных элементов, органов и систем организма, перестроившихся под прикрытием вспомогательных систем. Эти сдвиги обеспечивают новый уровень гомеостазиса, адекватного организма и к другим неблагоприятным факторам — развивается так называемая перекрестная адаптация. Переключение реактивности организма на новый уровень функционирования не дается организму «даром», а протекает при напряжении управляющих и других систем. Это напряжение принято называть ценой адаптации. Любая активность адаптированного организма обходится ему много дороже, чем в нормальных условиях. Например, при физической нагрузке в горных условиях требуется на 25% больше энергии.

      Поскольку фаза устойчивой адаптации связана с постоянным напряжением физиологических механизмов, функциональные резервы во многих случаях могут истощаться, наиболее истощаемым звеном являются гормональные механизмы.

      Вследствие истощения физиологических резервов и нарушения взаимодействия нейрогормональных и метаболических механизмов адаптации возникает состояние, которое получило название дезадаптация . Фаза дезадаптации характеризуется теми же сдвигами, которые наблюдаются в фазе начальной адаптации — вновь в состояние повышенной активности приходят вспомогательные системы — дыхание и кровообращение, энергия в организме тратиться неэкономно. Чаще всего дезадаптация возникает в тех случаях, когда функциональная активность в новых условиях чрезмерно или действие адаптогенных факторов усиливается и они по силе приближаются к экстремальным.

      В случае прекращения действия фактора, вызывавшего процесс адаптации, организм постепенно начинает терять приобретенные адаптации. При повторном воздействии субэкстремального фактора способность организма к адаптации может быть повышена и адаптивные сдвиги при этом могут быть более совершенными. Таким образом, мы можем говорить о том, что адаптационные механизмы обладают способностью к тренировке и поэтому прерывистое действие адаптогенных факторов является более благоприятным и обусловливает наиболее стойкую адаптацию.

      Ключевым звеном механизма фенотипической адаптации является существующая в клетках взаимосвязь между функцией и генотипическим аппаратом. Через эту взаимосвязь функциональная нагрузка, вызванная действием факторов среды, а также прямое влияние гормонов и медиаторов приводят к увеличению синтеза нуклеиновых кислот и белков и как следствие к формированию структурного следа в системах специфически ответственных за адаптацию организма к данному конкретному фактору среды. В наибольшей мере при этом растет масса мембранных структур ответственных за восприятие клеткой управляющих сигналов, ионный транспорт, энергообеспечение, т.е. именно те структуры, которые имитируют функцию клетки в целом. Формирующийся в итоге системный след представляет собой комплекс структурных изменений, обеспечивающих расширение звена имитирующего функцию клеток и тем самым увеличивающий физиологическую мощность доминирующей функциональной системы, ответственной за адаптацию.

      После прекращения действия данного фактора среды на организм активность генетического аппарата в клетках, ответственных за адаптацию системы, довольно резко снижается и происходит исчезновение системного структурного следа.

      При действии чрезвычайных или патологических раздражителей приводящих к напряжению адаптационных механизмов, возникает состояние, называемое стрессом.

      Термин стресс введен в медицинскую литературу в 1936 году Гансом Селье, который определил стресс как состояние организма, возникающее при предъявлении к нему любых требований. Различные раздражители придают стрессу свои особенности обусловленные возникновением специфических реакций на качественно различные воздействия.

      В развитии стресса отмечаются последовательно развивающиеся стадии.

      1. Реакция тревоги, мобилизации. Это аварийная фаза, для которой характерно нарушение гомеостаза , усиление процессов распада тканей (катаболизм). Об этом свидетельствует уменьшение общего веса, сокращение жировых депо, уменьшение некоторых органов и тканей (мышечной, тимуса и т.д.). Такая генерализованная мобильная адаптационная реакция не экономна, а лишь аварийная.

      Продукты распада тканей, видимо становятся строительным материалом для синтеза новых веществ, необходимых при формировании общей неспецифической устойчивости к повреждающему агенту.

      2. Стадия резистентности. Характеризуется восстановлением и усилением анаболических, направленных на образование органических веществ, процессов. Повышение уровня резистентности наблюдается не только к данному раздражителю, но и к любому другому. Этот феномен, как уже указывалось, получил название

      3. Стадия истощения с резким усилением распада тканей. При чрезмерно сильных воздействиях первая аварийная стадия может сразу перейти в стадию истощения.

      Более поздними работами Селье (1979) и его последователями установлено, что механизм реализации стресс — реакции запускается в гипоталамусе под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга, ретикулярной формации, лимбической системы. Происходит активация системы гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников и возбуждается симпатическая нервная система. Наибольшее участие в реализации стресса принимают кортиколиберин, АКТГ, СТЧ, кортикостероиды, адреналин.

      Гормонам, как известно, принадлежит ведущая роль в регуляции активности ферментов. Это имеет важное значение в условиях стресса когда возникает необходимость в изменении качества какого — либо фермента или увеличении его количества, т.е. в адаптивном изменении обмена веществ. Установлено, например, что кортикостероиды могут влиять на все этапы синтеза и распада ферментов обеспечивая тем самым «настройку» обменных процессов организма.

      Основное направление действия этих гормонов заключается в срочной мобилизации энергетических и функциональных резервов организма, причем, происходит направленная передача энергетических и структурных резервов организма в ответственную за адаптацию доминирующую функциональную систему, где формируется системный структурный след. При этом стрессовая реакция, с одной стороны, потенцирует формирование нового системного структурного следа и становление адаптации, а с другой — за счет своего катаболитического эффекта способствует «стиранию» старых, утративших биологическое значение структурных следов — следовательно, эта реакция является необходимым звеном в целостном механизме адаптации организма в меняющейся среде обитания (перепрограммирует адаптационные возможности организма на решение новых задач).

      Колебания смены и интенсивности процессов и физиологических реакций, в основе которых лежат изменения метаболизма биологических систем, обусловленные влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся изменение освещенности, температуры, магнитного поля, интенсивности космических излучений, сезонные и солнечно — лунные влияния. Внутренние факторы — это нейро — гуморальные процессы, протекающие в определенном, наследственно закрепленном ритме и темпе. Частота биоритмов — от нескольких секунд до нескольких лет.

      Биологические ритмы, вызываемые внутренними факторами изменения активности с периодом от 20 до 28 часов называются околосуточными или циркадными. Если период ритмов совпадает с периодами геофизических циклов, а также близок или кратен им, их называют адаптивными или экологическими. К ним относятся суточные, приливные, лунные и сезонные ритмы. Если период ритмов не совпадает с периодическими изменениями геофизических факторов, их обозначают как функциональные (например, ритм сердечных сокращений, дыхания, циклы двигательной активности — ходьба).

      По степени зависимости от внешних периодических процессов выделяют экзогенные (приобретенные) ритмы и эндогенные (привычные).

      Экзогенные ритмы обусловлены изменением факторов окружающей среды и могут исчезать при некоторых условиях (например, анабиоз при понижении внешней температуры). Приобретенные ритмы возникают в процессе индивидуального развития по типу условного рефлекса и сохраняется в течение определенного времени в постоянных условиях (например, изменения мышечной работоспособности в определенные часы суток).

      Эндогенные ритмы являются врожденными, сохраняются в постоянных условиях среды и передаются по наследству (к ним относятся большинство функциональных и циркадных ритмов).

      Для организма человека характерно повышение в дневные и снижение в ночные часы физиологических функций, обеспечивающих его физиологическую активность частоты сердечных сокращений, минутного объема крови, АД, температуры тела, потребление кислорода, содержание сахара в крови, физической и умственной работоспособности и т.д.

      Под действием меняющихся с суточной периодичностью факторов происходит внешнее согласование циркадных ритмов. Первичным синхронизатором у животных и растений служит, как правило, солнечный свет, у человека им становятся также социальные факторы.

      Динамика суточных ритмов у человека обусловлена не только врожденными механизмами, но и выработанным в течение жизни суточным стереотипом деятельности. По мнению большинства исследователей, регуляция физиологических ритмов у высших животных и человека осуществляется в основном гипоталамо — гипофизарной системой.

      Адаптация к условиям длительных перелетов

      В условиях длительных полетов и поездок при пересечении многих временных поясов организм человека вынужден приспосабливаться к новому циклу смены дня и ночи. Организм получает информацию о пересечении временных поясов за счет воздействий, связанных также с изменениями влияний как магнитного, так и электрического полей Земли.

      Разлад в системе взаимодействия биоритмов, характеризующих протекание различных физиологических процессов в органах и системах организма получил название десинхроноза. При десинхронозе типичны жалобы на плохой сон, уменьшение аппетита, раздражительности, отмечается снижение работоспособности и рассогласование по фазе с датчиками времени частоты сокращений, дыхания, АД, температуры тела и др. функций, изменяется реактивность организма. Это состояние имеет существенное неблагоприятное значение для процесса адаптации.

      Ведущее значение в процессе адаптации в условиях формирования новых биоритмов имеет функция ЦНС. На субклеточном уровне в ЦНС отмечается деструкция митохондрий и других структур.

      Одновременно в ЦНС развиваются процессы регенерации, которые обеспечивают восстановление функции и структуры к 12-15 дню после перелета. Перестройка функции ЦНС при адаптации к изменению суточной периодики сопровождается перестройкой функций желез внутренней секреции (гипофиза, надпочечников, щитовидной железы). Это приводит к изменению в динамике температуры тела, интенсивности обмена веществ и энергии, активности систем, органов и тканей. Динамика перестройки такова, что если в начальной стадии адаптации эти показатели в дневные часы снижены, то при достижении устойчивой фазы они переходят в соответствие с ритмом дня и ночи. В условиях космоса также происходит нарушение привычных и формирование новых биоритмов. Различные функции организма перестраиваются на новый ритм в разные сроки: динамика высших корковых функций в течение 1-2 суток, ЧСС и температура тела в течение 5-7 суток, умственная работоспособность в течение 3-10 суток. Новый или частично измененный ритм остается непрочным и довольно быстро может быть разрушен.

      Адаптация к действию низкой температуры.

      Условия, при которых организм должен адаптироваться к холоду могут быть различными. Одним из возможных вариантов таких условий — работа в холодных цехах или холодильниках. При этом холод действует прерывисто. В связи с усиленными темпами освоения Крайнего Севера в настоящее время актуальным становится вопрос адаптации организма человека к жизни в северных широтах, где он подвергается не только воздействию низкой температуры, но также изменению режима освещенности и уровня радиации.

      Холодовая адаптация сопровождается большими перестройками в организме. В первую очередь на снижение температуры окружающей среды реагирует перестройкой своей деятельности сердечно — сосудистая система: увеличивается систолический выброс, частота сердечных сокращений. Наблюдается спазм периферических сосудов, вследствие чего снижается температура кожи. Это приводит к уменьшению теплоотдачи. По мере адаптации к холодовому фактору изменения кожного кровообращения становятся менее выраженными, поэтому у акклиматизированных людей температура кожи на 2-3″ выше, чем у не акклиматизированных. Кроме того, у

      них наблюдается снижение температурного анализатора.

      Уменьшение теплоотдачи при холодовом воздействии достигается путем снижения влагопотерь с дыханием. Изменение ЖЕЛ, диффузной способности легких сопровождается повышением количества эритроцитов и гемоглобина в крови, т.е. увеличением кислородной емкости крои — все мобилизуется на достаточное обеспечение тканей организма кислородом в условиях повышенной метаболической активности.

      Так как наряду со снижением теплопотерь возрастает окислительный метаболизм — так называемая химическая терморегуляция, в первые дни пребывания на Севере основной обмен повышается, по мнению некоторых авторов, на 43% (в последующем, по мере достижения адаптации, основной обмен снижается почти до нормы).

      Установлено, что охлаждение вызывает реакцию напряжения — стресс. В осуществлении которой прежде всего участвуют гормоны гипофиза (АКТГ, ТТГ) и надпочечников. Катехоламины оказывают калоригенное действие за счет катаболического эффекта, глюкокортикоиды способствуют синтезу окислительных ферментов, тем самым повышают теплопродукцию. Тироксин обеспечивает повышение теплопродукции, а также потенцирует калоригенное действие норадреналина и адреналина, активизирует систему митохондрий — главных энергетических станций клетки, разобщает окисление и фосфорилирование.

      Стойкая адаптация достигается благодаря перестройке метаболизма РНК в нейронах и нейроглии ядер гипоталамуса, усиленно идет липидный обмен, что выгодно организму для интенсификации энергетических процессов. У людей, живущих на Севере, повышено содержание в крови жирных кислот, уровень глюкозы несколько

      Становление адаптации в Северных широтах сопряжено часто с некоторыми симптомами: отдышка, быстрая утомляемость, гипоксические явления и др. Эти симптомы являются проявлением так называемого «синдрома полярного напряжения».

      У некоторых лиц в условиях Севера защитные механизмы и адаптивная перестройка организма могут давать срыв — дезадаптацию. При этом проявляется ряд патологических симптомов, называемых полярной болезнью.

      Адаптация человека к условиям цивилизации

      Факторы, вызывающие адаптацию, во многом являются общими для животных и человека. Однако, процесс адаптации животных носит, по существу, в основном физиологический характер, в то время как для человека процесс адаптации тесно связан, к тому же, с социальными сторонами его жизни и его качествами личности.

      Человек имеет в своем распоряжении разнообразные протективные (защитные) средства, которые дает ему цивилизация — одежду, дома с искусственным климатом и др., освобождающие организм от нагрузки на некоторые адаптивные системы. С другой стороны, под влиянием защитных технических и других мероприятий в человеческом организме возникает гиподинамия в деятельности различных систем и человек утрачивает тренированность и тренируемость. Адаптивные механизмы детренируются, становятся бездеятельными — в результате отмечается снижение сопротивляемости организма.

      Возрастающая перегрузка различными видами информации, производственные процессы, для которых необходимо повышенное умственное напряжение, характерны для людей, занятых в любой отрасли народного хозяйства Факторы, вызывающие психическое напряжение, выдвигаются на первый план среди многочисленных условий, требующих адаптацию организма человека. Наряду с факторами, для которых необходима активизация физиологических механизмов приспособления, действуют факторы чисто социальные — отношения в коллективе, субординационные отношения и т.д.

      Эмоции сопровождают человека при изменении места и условий жизни, при физических нагрузках и перенапряжениях и, наоборот, при вынужденном ограничении движений.

      Реакция на эмоциональное напряжение неспецифична, она выработана в ходе эволюции и одновременно служит важным звеном, «запускающим» всю нейрогуморальную систему адаптационных механизмов. Адаптация к воздействию психогенных факторов протекает по разному у лиц с разным типом ВНД. У крайних типов (холериков и меланхоликов) такая адаптация часто нестойкая, рано или поздно факторы, воздействующие на психику, могут привести к срыву ВНД и развитию неврозов.

      Адаптация к дефициту информации

      Частичная утрата информации например, выключение одного из анализаторов или искусственное лишение человека одного из видов внешней информации приводит к адаптационным сдвигам по типу компенсации. Так, у слепых активируется тактильная и слуховая чувствительность.

      Относительно полная изоляция человека от каких бы то ни было раздражений приводит к нарушению режима сна, появлению зрительных и слуховых галлюцинаций и другим психическим расстройствам, которые могут стать необратимыми. Адаптация к полному лишению информации невозможна.

      dendrit.ru

      Это интересно:

      • Детский аутизм каннера Медицинский сайт для студентов, интернов и практикующих врачей педиатров из России, Украины! Шпаргалки, статьи, лекции по педиатрии, конспекты, книги по медицине! Детский аутизм. Синдром Каннера Вы студент медик? Интерн? Детский врач? Добавьте наш сайт в социальные сети! Название «синдром Каннера» указывает на форму психоза, характерного для […]
      • Стресс сбой цикла Почему может сбиться цикл месячных и как восстановить его Когда у женщины сбился цикл месячных, причины происходящего обязательно следует выяснять. В медицине принято считать, что нормальный менструальный биоцикл протекает 28 суток. Из них примерно 3-5 дней приходится на овуляцию, в течение которой наиболее высокий риск развития беременности. […]
      • Стресс с утра Как пишется «с утра» или «сутра»? с утра или сутра Слитно или раздельно? Фонетическое слово «с утра» пишется раздельно – с утра. Данный вариант будет единственно верным в случае, если речь идёт о существительном с предлогом, имеющим обстоятельственное значение. Слитное написание будет обладать иным смыслом: сутра (ударение на первом слоге) – это […]
      • Как называется боязнь нового Неофобия – что это такое и как ее распознать? Неофобия – что это такое знает далеко не каждый образованный человек. Представленный термин обозначает страх ко всему новому и неизведанному, в результате чего у индивидуума появляются некоторые сложности с принятием решений или здравой оценкой ситуации. К примеру, в современном динамично […]
      • Лечение неврозов психотерапия Эффективная психотерапия неврозов. Психические ПРОЯВЛЕНИЯ Страх потери контроля ситуации, страх смерти, страх сойти с ума; Приливы жара или озноб; Повышенная потливость; Нарушения сна и бессоница Мышечные спазмы и боли; Беспокойство и невозможность расслабиться; Чувство нервозности и психического напряжения; Зацикленность на […]
      • Речь умственной отсталости Системное недоразвитие речи при умственной отсталости Начнём с одной из самых важных форм выражения интеллектуального развития — речи. У умственно отсталых детей в ней непременно наблюдаются какие-то дефекты. Следует различать задержку речевого развития у детей с нормальным или относительно нормальным умственным развитием и системное недоразвитие […]
      • Мкб-10 расстройства личности РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ (F60-F69) Этот блок включает различные состояния и модели поведения клинической значимости, имеющие тенденцию к устойчивости и возникающие как выражение характерного образа жизни индивида и его взаимоотношений с окружающими. Некоторые из этих состояний и образцов поведения появляются рано в ходе […]
      • Все о болезни аутизм Все о болезни аутизм В этой статье будет рассматриваться вопрос что такое аутизм (в детском возрасте) и что это за болезнь. Он может выступать как самостоятельное заболевание, которое возникает в первые несколько лет жизни ребенка, или же быть одним из симптомов серьезной психической патологии человека, например, шизофрении. Аутизм – это […]