Детский аутизм проявляется

Проявления аутизма у детей

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития.

Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку); также он может не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха (которых в действительности нет).

Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.

Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутрений мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети нередко страдают сенсорной фобией — боятся бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д.

Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.

Речь отличает негибкость «сделанность», «механистичность», «попугайность». Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка — эхолалирование, часто — отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.

Проблемы семьи аутичного ребенка

Беда семей с аутичными ребенком, прежде всего, в том, что осознание проблемы зачастую наступает внезапно. Трудности установления контакта, взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающими впечатлениями, которые вызывают серьезный, умный взгляд ребенка, его особые способности. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим.

Материнское восприятие

Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.

Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.

medportal.ru

Фрагмент семинара Н. В. Нищевой «Дифференциальная диагностика речевых нарушений»

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм впервые описал швейцарский психиатр Leo Kanner в 1943 году. Он подчеркнул, что для детей с этим диагнозом характерны следующие показатели:

избегание контактов с людьми, желание оставаться в одиночестве;

привязанность к предметам, постоянное верчение их в руках, причудливое их использование;

мутизм или речь, не предназначенная для коммуникации;

хороший познавательный потенциал, который проявляется в прекрасной памяти или выполнении проверочных тестов;

страхи, нарушения сна и привычек приема пищи, приступы ярости, агрессия вплоть до самоповреждения;

возникновение симптомов аутизма в раннем возрасте (до трех лет).

Аутизм проявляется по-разному. В 30% случаев дети нормально развиваются до второго года жизни, затем наступает регресс приобретенных навыков и постепенное формирование аутизма. Родители часто вспоминают, что эти изменения произошли после эмоциональной или физической травмы, после прививки. В остальных случаях на втором году жизни у детей повышается чувствительность к слуховым, зрительным, осязательным и двигательным раздражителям, а затем появляются повторяющиеся навязчивые жесты. Родители многих детей-аутистов отмечают особенности поведения ребенка уже в первые месяцы жизни. Ребенок вяло сосет или вообще отказывается от груди, или наоборот, сосет жадно и не может насытиться. Попытка накормить ребенка из бутылочки может вызвать яростный протест, или наоборот, ребенок отказывается от груди и ест только из бутылочки. Возможны нарушения сна. Ребенок не спит ни днем, ни ночью, постоянно кричит, или путает день с ночью. Может часами лежать в кроватке с открытыми глазами без признаков беспокойства. Различны варианты реагирования на внешние раздражители от повышенной пугливости и страха малейших шорохов до практически полного отсутствия реакции. Иногда ребенок производит впечатление слепого и глухого. Реакция на дискомфорт может быть различной: от бурных проявлений недовольства при малейшем неудобстве до отсутствия реакции на голод, мокрые пеленки, холод.

Сегодня детей с типичным аутизмом Каннера не слишком много, преобладают атипичные формы аутизма. Врачи называют такие случаи синдромами аутизма.

Дети с синдромами аутизма с трудом вступают в контакт или не вступают вообще. Это относится к любым происходящим событиям, ко всем окружающим людям включая родителей, ребенок не улыбается в ответ на улыбку матери, не тянет к родителям руки, не смотрит в глаза, никак не проявляет того, что отличает родителей от других людей. Дети-аутисты малоподвижны, с удовольствием остаются одни. Игнорируя контакты с людьми, такие дети часто активно «общаются» с неодушевленными предметами. Не воспринимая мать как близкого человека, ребенок-аутист может живо интересоваться ее браслетами, серьгами, очками. При своевременном становлении моторных навыков ранними симптомами аутизма следует считать расстройства пищевого и игрового поведения. Дети отвергают густую пищу при отсутствии физиологических причин для этого. Игрушки не вызывают у них интереса – или, напротив, они вцепляются в них и не отпускают с необыкновенным упрямством. Когда аутисты становятся старше, отчетливо проявляется их нежелание участвовать в коллективных играх. Игра – это, прежде всего, следование определенным правилам. У аутиста нет способности к игре, нет осознания смыслового характера этого процесса. Аутист способен только манипулировать. По этой причине аутисты не могут включаться в контакт с другими детьми во время игры. Глядя на кубики, ребенок-аутист не понимает, что можно из них сложить, или строит одну и ту же конструкцию, а затем ее агрессивно разрушает. Характерно стереотипное поведение, например, монотонное открывание и закрывание дверей или водопроводного крана: ребенок слышит только шум – скрип двери, журчание воды, – не понимая назначение предметов. У них развиваются повторяющиеся стереотипные движения (похлопывание руками, кивание головой), они закрывают руками лицо, уши. Также типичны ходьба на носочках, хождение по кругу, раскачивание, которые усиливаются при беспокойстве или в новой ситуации. Ребенок-аутист, научившись уверенно стоять, пытается бегать, минуя стадию ходьбы. Он бежит без страха, с закрытыми глазами, и ему невозможно объяснить реальную опасность таких действий. Стремление придерживаться привычного порядка, обусловленное тревогой, проявляется в развитии у детей панических состояний, когда в их привычном окружении что-то меняется.

У детей-аутистов старшего возраста заметно нарушены восприятие, социальные контакты, и практически отсутствует творческий потенциал. Коммуникативные нарушения проявляются в ослабленном или отсутствующем зрительном контакте и недостаточном интересе к людям, которых ребенок использует скорее в качестве инструмента, нежели партнера.

Речевые нарушения у аутистов могут проявляться по-разному, от полного отсутствия речи до отказа использовать речь для общения, отказа имитировать даже звуки; иногда наблюдаются расстройства плавного перехода от одного слога к другому, «застревание» речи. Аутисты не хотят участвовать в диалоге, разговаривая с ними, даже близкие люди не могут обеспечить контакт «глаза в глаза». Если речь развивается, то для многих детей-аутистов характерны нарушения интонаций: речь слабо модулирована, интонационное оформление слов или фраз часто неадекватно, голос монотонный, а ритмика имеет скандированный характер. Дети-аутисты редко используют в своей речи местоимения. Аутисты не осознают себя как индивидуальное «я», говорят о себе во втором или третьем лице, повторяя то, как к ним обращаются другие – «ты пойдешь», «ты покушаешь», «он погулял» и т.п. Ребенок-аутист не всегда откликается на свое имя, не пытается привлечь других к заинтересовавшему его предмету.

Речь аутистов качественно отличается от речи детей с умеренной степенью умственной отсталости. Последние говорят, используя свой небогатый словарный запас, в то время как аутисты неправильно пользуются интонацией, синтаксисом и не понимают смысла фраз, построенных из сложных логико-грамматических конструкций. В некоторых случаях механические навыки языка развиты у аутистов значительно лучше, чем понимание (аутист может бегло читать, не понимая прочитанного). Приблизительно у трети детей с аутизмом так никогда и не развивается речевая коммуникация. У других появляются элементы речи, которые ребенок использует для конкретных просьб. Нарушение речи у аутистов – результат вербальной слуховой агнозии, невозможность различать в быстром потоке речи звуки и слова. У них нарушена также способность выделять нужные звуки из шума, они не могут распознать начало нового слова в потоке речи.

Из-за нарушения движения глаз у детей-аутистов взгляд кажется «пустым», даже мигают они редко. Малоподвижность лицевой мускулатуры выглядит как отсутствующее выражение лица.

У детей-аутистов хорошая механическая память, они могут воспроизводить ранее услышанное (например, «доброе утро» из радиопередачи), звуковоспроизведение у них происходит без осознания смысла. В разговорной речи такие дети часто употребляют блоки-штампы, цитируют слова из рекламы. Родителям может показаться, что их ребенок – вундеркинд.

Дети с аутизмом обладают повышенной чувствительностью к раздражителям, но иногда наступают периоды, когда ребенок вообще не реагирует ни на какие стимулы, даже на боль. Часто аутисты игнорируют звуки, в результате чего невозможно проверить у них состояние слуха. Некоторые аутисты способны к длительному сосредоточению на собственной деятельности.

У определенной части детей-аутистов в течение ряда лет появляются признаки органического поражения мозга, в том числе нарушения слуха и ухудшение зрения. У небольшой части детей возникают причудливые мысли и даже бред.

Некоторые дети-аутисты ведут себя на людях вполне адекватно, но у них есть определенные личностные особенности: например, отсутствие чувства юмора и затруднение в решении ситуационных задач.

Дети с атипичными формами аутизма, по большей части, идут на контакт и поэтому психолог может тестировать их интеллектуальный потенциал. С каннеровским аутистом это невозможно ввиду полного отсутствия контакта. Если ребенок с атипичными формами аутизма поздно включается в комплекс реабилитационных мероприятий, то когнитивный дефект может оказаться минимальным. Показана медикаментозная терапия после полного неврологического обследования в сочетании с психолого-педагогической коррекцией.

Какова природа аутизма? Однозначного ответа нет. Имеются указания на семейную отягощенность: в 9,7% всех семей, где есть аутистическое расстройство, им страдают не менее двух человек. Исследования свидетельствуют, что 6% однояйцевых близнецов одновременно оказываются аутистами. Неоднозначны данные, полученные в области молекулярно-биологических, генетических исследований аутизма. Было установлено, что примерно 3% детей-аутистов имеют синдром ломкой Х-хромосомы . Проведенные в США и европейских странах молекулярно-генетические исследования позволили выявить определенные участки генов, ответственных за возможность возникновения раннего детского аутизма. Есть данные за то, что аутизмом страдают дети, родившиеся в результате наступления беременности на фоне приема гормональных препаратов. Аутизм у детей – это комплексное нарушение функционирования различных структур мозга, он может развиваться под воздействием разных факторов. Это и инфекции (например, коревая краснуха), перенесенные матерью во время беременности и повреждающие мозг, и прием матерью токсичных для плода лекарств или воздействие на нее токсичных веществ, это алкоголизм и наркомания матери. Итальянский врач Антонио Парези, руководитель клиники в Сорренто, специализирующейся на проблемах аутизма, считает, что основным фактором в развитии аутизма являются внутриутробная гипоксия асфиксия в родах. По его мнению, генетический фактор может быть дополнительным. Американка Джейн Айрес, приводя доводы в пользу своей теории, постоянно говорит о детях-аутистах именно потому, что у них в нервной системе нет места, которое не пострадало бы в тяжелых родах с грубой асфиксией (полным отсутствием кислорода в течение нескольких минут). Аутисты – это живая модель того, как ствол мозга, мозжечок, лимбическая система и другие структуры мозга реагируют на длительную асфиксию в родах. Ядра ствола мозга созревают раньше других мозговых структур, имеют наибольшие скорости кровотока и поглощения кислорода и глюкозы. Поэтому именно они чаще всего поражаются при острой нехватке кислорода. Нарушение функций ядер ствола мозга связывают с возникновением аутизма.

Существует набор синдромов, которые определяют развитие аутизма у детей с неврологических позиций.

Синдром зеркальных клеток

Зеркальные клетки имеются в коре головного мозга, в стволе, в лимбической системе. Они ориентированы на функцию подражания, которое бывает как двигательным, так и речевым; сопереживание – это тоже подражание. Ребенок учится говорить, подражая речи окружающих, у аутистов же эта способность отсутствует. Аутист не умеет сопереживать, не понимает намерений других, не улавливает их настроения.

У аутистов имеется нарушение фонетического слуха, они не в состоянии перерабатывать слуховую информацию, поэтому у них всегда возникают задержки речевого развития.

Аутисты часто бывают неуклюжими, у них нарушены координация и равновесие, нет автоматизации речи.

Аутист не может выделить главные эмоциональные события: на незначительные события реагирует бурно, на значимые реакция отсутствует. Вследствие этого у детей-аутистов не возникает чувство страха, и они не понимают опасности собственных действий.

Синдром нарушения переработки сенсорной информации

По причине сенсорных нарушений (нарушений восприятия) аутисты боятся массажа, боятся любых прикосновений к себе, у них неадекватная реакция на изменение температуры.

Психиатры считают, что лечение детей с аутизмом дает незначительный эффект. Такая позиция оставляет родителей один на один с этой тяжелой патологией. Необходимо детально выяснять причины аутизма в каждом конкретном случае и проводить массированную терапию в раннем возрасте, когда лечение наиболее эффективно. Конечно, нельзя ждать быстрого эффекта, но даже небольшие сдвиги в состоянии ребенка будут способствовать социализации и адаптации этих детей к жизни в обществе. Всякий раз, когда на прием приходят родители с ребенком, у которого начался регресс речевой активности, нужно вспомнить про аутизм. Впрочем, еще одно состояние может быть причиной распада речи – это синдром Ландау-Клефнера. Синдром Ландау-Клефнера представляет собой приобретенную афазию (расстройство речи) с эпилепсией. Возникает нарушение как понимания, так и продуцирования речи. Обычно синдром начинает развиваться в возрасте трех-семи лет, но иногда возникает раньше или позже. В большинстве случаев нарушение речи предшествует появлению судорожных припадков. Характерно глубокое нарушение понимания речи, возникающее с самого начала. Однако степень поражения речи варьирует от полной немоты до негрубых расстройств артикуляции. Эпилептические припадки, как правило, присоединяются в течение нескольких недель после развития афазии. Отмечаются как генерализованные тонико-клонические, атонические, так и парциальные приступы. У большинства пациентов приступы редкие, ночные. По мере развития заболевания у детей отмечаются нарушения поведения в виде гиперактивности, раздражительности, агрессивности. Диагностика синдрома Ландау-Клефнера основывается на данных электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Следует заметить, что усиление эпи-активности происходит во время сна.

Ранний детский аутизм следует отличать от синдрома Asperger – аутистического расстройства личности. Диагностика этого синдрома основывается на следующих признаках: заметные отклонения начинаются примерно с трех лет; зрительный контакт устанавливается редко и на короткое время; речь хорошо развита, уровень интеллектуального развития соответствует возрастной норме или даже превышает ее (ребенок начинает говорить раньше, чем ходить); иногда возникает спонтанная речь; налицо двигательная неловкость, координационные нарушения грубой и тонкой моторики, неловкие и неуклюжие движения. Нередко такие дети имеют выраженные специфические интересы, которым они посвящают почти все свое время. А когда становятся старше, часто страдают навязчивыми идеями.

Синдром Ретта необходимо отличать от аутистических синдромов. Впервые он проявляется в возрасте от семи месяцев до двух лет (после периода нормального развития) и имеет характерные симптомы. Перечислим их: полная утрата произвольных движений рук; полная или частичная утрата речи; замедление роста; своеобразные стереотипные, «вращательные», движения рук. Синдром Ретта практически всегда приводит к деменции – интеллектуальной деградации, часто сопровождается эпилептическими приступами. В отличие от аутизма, синдром Ретта редко приводит к самоповреждению.

Аутистические синдромы следует отличать от умственной отсталости. У умственно отсталых детей и подростков в меньшей степени нарушено или не нарушено совсем эмоциональное отношение к одушевленным и неодушевленным предметам. Кроме того, не отмечается речевых и двигательных проявлений, свойственных для раннего детского аутизма.

Дети с шизофренией, в отличие от детей-аутистов, часто демонстрируют бредовую симптоматику или галлюцинации. При этом до момента их появления развитие происходит без заметных особенностей.

Наконец, аутизм не следует путать с синдромом госпитализма – депривационным синдромом. Под госпитализмом понимают расстройство, вызванное дефицитом факторов, стимулирующих развитие. У таких детей тоже нарушаются способности к контакту, но чаще в форме депрессивной симптоматики. При этом типичных симптомов детского аутизма не наблюдается.

Атипичный аутизм – один из часто встречающихся вариантов течения раннего детского аутизма. О нем можно говорить в случаях общего расстройства развития, которое либо проявляется в возрасте старше трех лет, либо не соответствует диагностическим критериям раннего детского аутизма.

Выделяют два вида атипичного аутизма:

— Аутизм начинается в возрасте старше трех лет. При этом имеются все признаки раннего детского аутизма, но заболевание начинает отчетливо проявляться в нетипичное время.

— Аутизм с атипичной симптоматикой. Аутистические отклонения проявляются в возрасте до трех лет, но отсутствует полная клиническая картина раннего детского аутизма. Особенно это касается детей с выраженным интеллектуальным отставанием, которые часто страдают также специфическими речевыми нарушениями, прежде всего, расстройством понимания речи. В этом случае говорят об интеллектуальном недоразвитии с аутистическими чертами.

Большинство родителей на приеме у врача интересуются, каким именно расстройством страдает ребенок – аутизмом или интеллектуальным недоразвитием. Интеллектуальное недоразвитие в подавляющем большинстве случаев сочетается с развернутой клинической картиной раннего детского аутизма, причем интеллектуальный дефект не является доминирующим. При атипичном аутизме часто бывает наоборот: с интеллектуальным недоразвитием сочетаются аутистические черты. Нередко родителям легче бывает принять тот факт, что их ребенок – аутист, чем смириться с диагнозом «умственная отсталость».

В реабилитации детей с ранним детским аутизмом используются разные методики:

методика поведенческой терапии, направленная на формирование желательных образцов поведения и устранение нежелательных;

методы, ориентированные на физическое воздействие: интенсивное навязывание физического контакта;

аудиотерапия и другие нейросенсорные методы;

речевая компьютерная программа Fast ForWord.

В настоящее время проблема детского аутизма является одной из наиболее актуальных в области детской психиатрии. Это объясняется в первую очередь высокой частотой развития этих состояний (26 случаев на 10000 детского населения). Сочетание аутизма с умственной отсталостью – 20 случаев на 10000 детского населения. Преобладает это расстройство у мальчиков в соотношении 3:1.

Постановка диагноза детский аутизм (РДА, синдром Каннера) основывается на наличии трех основных качественных нарушений:

нарушение социального взаимодействия;

нарушение взаимной коммуникакции;

наличие стереотипных форм поведения.

Обычно эти особенности проявляются уже на первом году жизни, а к третьему году становятся очевидными.

Постановка диагноза аутизм возможна при наличии четкого заключения о психическом состоянии ребенка. Это заключение может быть сделано в специализированных центрах и включает следующие этапы:

Клиническое заключение, основанное на данных анамнеза и анализе текущего состояния.

Психологическое заключение, определяющее уровень развития интеллекта, познавательных, личностных особенностей.

Заключение логопеда об уровне речевого развития.

Заключение о психомоторном развитии.

Время – важный момент в диагностике и постановке диагноза. Ранее считалось, что диагностика аутистов должна проводиться в возрасте 3-4 лет, когда болезнь становится клинически очевидной. Сейчас большинство ученых настаивает на необходимости проведения обследования в самом раннем возрасте, что позволяет раньше начать коррекцию.

Аутизм следует отличать от других расстройств: умственной отсталости, шизофрении, дезинтегративных расстройств, депривационных расстройств.

studfiles.net

Как проявляется аутизм у ребенка

«Человек дождя» — так называют больных аутизмом. Не случайно взрослый и детский аутизм ассоциируют со столь загадочным словосочетанием. Больные живут в своём маленьком мире, доступ к которому ограничен. При попытке внедриться в тесный мирок аутиста можно в ответ получить агрессию со стороны больного. Такие дети, обычно обидчивы и отстранены от реальности. Детский аутизм, сегодня, достаточно распространённая болезнь. На 100 новорожденных – 1 грудничок аутичен. Как же вести себя с особенными детьми, по каким причинам может возникнуть болезнь и как лечить этот недуг, рассмотрим подробнее.

Исследования основной причины аутизма у детей не привели учёных к единому мнению. Все выдвинутые предположения не находили доказательств и были опровергнуты. Единственное, в чём сходятся мнения большинства психиатров – причина возникновения аутизма у детей связана с наследственностью.

Понятие аутизма у детей и причины его возникновения впервые было озвучено в 1911 году швейцарский учёным Блейлером. Дети с синдромом Каннера (детская шизофрения) считались особенными, так как при детальном обследовании выявлялись разносторонние дефицитные проявления.

В результате многолетних исследований, учёные выдвинули ещё ряд факторов, которые косвенно являются причинами и провоцируют аутизм у ребёнка. К ним относятся:

  • врождённые и приобретённые заболевания головного мозга и ЦНС (энцефалиты, аномалии развития головного мозга);
  • эндокринные нарушения;
  • отравление ртутью;
  • бесконтрольный приём антибиотиков;
  • действие химических реагентов на организм мамы, в период вынашивания плода;
  • наркомания беременной.
  • Очень редко, когда в семье первый малыш здоров, а второй аутист и наоборот: если первенец аутист, то и второй, и третий скорее всего будет с таким же отклонением. Не все мамы аутичного ребёнка готовы повторно родить кроху с аналогичным заболеванием, ведь чтобы вырастить полноценную личность, способную найти своё место в обществе, требуются годы и ежедневный труд. Детский аутизм – это не простуда, где первые признаки заметны сразу и лечение занимает не больше недели. Это заболевание, в основе лечения которого, в первую очередь, лежит контакт с малышом.

    Особенность такого заболевания заключается в том, что распознать признаки аутизма у новорожденных практически невозможно. Только со временем становления личности родители замечают некие особенности, не свойственные другим детям.

    Как распознать заболевание у малыша до года

    Почему возникает заболевание, с чем связано его появление и каковы проявления аутизма у детей до года? В раннем возрасте, у младенцев до года аутизм проявляется следующими симптомами. Аутист:

  • Не реагирует на маму.
  • Не воспринимает коллективные игры во дворе.
  • Не отзывается на зов родителей.
  • Предпочитает проводить время только с одной игрушкой.
  • Раздражается, когда посторонние хотят с ним поговорить.
  • Физическое умственное и психическое развитие малыша запаздывает. В отличие от сверстников, аутист очень долго не пользуется речевыми навыками, для высказывания своих желаний и потребностей. Аутичные дети могут молчать до 4 лет, а по достижении этого возраста, лишь изредка произносить отдельные обрывки фраз.

    Как проявляется заболевание после года

    Признаки аутизма у детей 2 лет становятся более ярко выражены: если до года ребёнок просто не шёл на контакт, то теперь, при виде чужих людей или большого скопления детей, аутист впадает в панику. Характерные симптомы детского аутизма в возрасте старше года:

  • отсутствие тяги ребёнка участвовать в разговоре;
  • равнодушие к гостям и новым игрушкам;
  • игнорирование взрослых при попытке заговорить с малышом.
  • Маленькие аутисты очень сложно осваивают элементарные навыки самоухода. Крохе трудно одеться, застегнуть пуговицу, почистить зубы.

    Не менее показательным проявлением аутизма у детей старше года считаются игры. Ребёнок абсолютно не умеет играть в коллективе. Ролевые или ситуативные игры ему вовсе не понятны, они не приносят крохе удовольствия, а только заставляют его нервничать.

    Аутист чувствует себя прекрасно в своём маленьком мире, его абсолютно удовлетворяет общение с одной игрушкой и брошенные на пол вещи.

    Симптомы аутизма у детей старше трёх лет проявляются в обучаемости. Детский сад малыш посещать не может из-за отсутствия коммуникативных навыков. Обычные дети не могут понять поведение аутиста, делая его объектом насмешек.

    Очень ярко заболевание может проявляться, когда ребёнок начинает ходить в школу.

    1. Не запоминает услышанный материал.
    2. Игнорирует учителя.
    3. Не может найти контакт с одноклассниками.

    В конечном итоге ребёнка переводят на надомное обучение, с обязательными занятиями с психологом и психиатром. Такие дети обучаются по особой программе, а у специалистов должен быть определенный уровень подготовки.

    У аутистов всегда проявляется тяга к одному направлению, например, музыке. Нельзя препятствовать желанию крохи, очень часто они добиваются огромных успехов в искусстве.

    Как определить аутизм у подростков и как он проявляется? Подросток, несмотря на проводимые занятия с психологами и психиатрами, предпочитают оставаться в одиночестве. Его жизненное кредо: не трогайте меня, и я не потревожу вас.

    Свои эмоции и переживания подросток часто переносит на бумагу, выражая свои переживания в рисунках.

    К 14 годам ребёнок определяется со своим творческим потенциалом и посвящает любимому занятию свободную минуту времени. Благодаря усидчивости и упорству из аутистов вырастают талантливые музыканты и художники.

    Период полового созревания протекает очень сложно. Из-за гормональных перестроек и трудностей в общении с противоположным полом, подросток становится агрессивным и замыкается в себе.

    Интеллектуальное развитие аутиста

    Детский аутизм, симптомом которого является отставание в умственном развитии, как уже было сказано проявляется от 3 до 7 лет. Это время, когда здоровый ребёнок очень хорошо воспринимает информацию, впитывает всё, как губка. К сожалению, про аутистов такого не скажешь. Из-за дефицитных состояний в головном мозге болезнь может сочетаться с микроцефалией или эпилепсией. В этом случае ситуация очень сложная. Аутичный ребёнок страдает умственной отсталостью и недостатком интеллектуального развития.

    При проявлении заболевания в лёгкой форме и правильно подобранной терапии уровень интеллекта достигает нормального.

    Среди аутистов очень много одарённых детей. Избирательный интеллект – главная особенность аутичных деток. Для особых детей характерен савантизм. То есть, ребёнок может с лёгкостью воплотить на бумаге, увиденную однажды картину или сыграть мелодию, не зная нот. Это является отличительной особенностью детей, со столь серьёзным генетическим заболеванием.

    Синдромы заболевания у детей

    Как же понять, что у ребёнка аутизм и как может проявиться та или иная форма болезни? Для детского аутизма характерны 2 синдрома. В понятии аутизм выделяют 4 синдрома, но для детей характерны только два:

  • Синдром Аспергера. Относится к лёгкой форме заболевания. Проявляется в возрасте 10 лет. При этом ребёнок достаточно интеллектуально развит, речевые навыки не нарушены. Единственное отличие от здоровых – зацикленность. Например, больной может много раз, со всеми подробностями рассказывать историю из своей жизни и наблюдать за реакцией «зрителей». Такие личности отличаются эгоцентричностью. Аутисты с данным синдромом достаточно успешны в жизни при правильном воспитании, они в полной мере усваивают школьную программу, учатся в высших учебных заведениях, работают и создают семьи.
  • Синдром Ретта. Заболевание с поражением нервной системы. Страдают только девочки. Встречается редко (1 на 10000 новорожденных). Для данного синдрома характерным является следующий симптом – ребёнок абсолютно нормально развивается до полутора лет, затем, рост головы замедляется и все приобретённые ранее навыки утрачиваются. Кроме того, у ребёнка нарушается координация движений. Корректирующие занятия не приносят должного эффекта. Прогноз неблагоприятный.
  • Перед тем как лечить аутизм у детей, ребёнок должен наблюдаться у нескольких специалистов длительное время. Не бывает такого, что вы пришли на осмотр к педиатру, а маме с порога сообщают, что у неё ребёнок болен аутизмом, так как здоровый малыш должен выглядеть иначе. Опытный врач обязательно заподозрит неладное, но никогда, без подтверждения не поставит диагноз. Определить аутизм можно только основываясь на результатах исследования.

    Как проявляется аутизм? У больного ребёнка должны присутствовать 3 ведущих симптома. Аутизм у детей – признак расстройства мозговой деятельности, там специалисты и ищут проблемы. Психиатры выявляют:

  • нарушение коммуникативных навыков ребёнка;
  • повторяемость действий, соблюдение стереотипов;
  • отсутствие взаимодействия с социумом.
  • Все эти отклонения появляются у ребенка 3 лет.

    Методы диагностики заболевания

    Для выявления болезни применяют специальные опросники и шкалу наблюдения. Родителям задают вопросы, указывающие на симптомы аутизма, затем, на основе полученных результатов специалисты делают заключение.

    В России данные методы диагностики не актуальны, так как отсутствуют специалисты в данном направлении. Педиатр не может заподозрить заболевание, так как видит ребёнка 5 – 10 минут на приёме, а мама, в силу отсутствия медицинских знаний, не всегда сообщает о каких-либо отклонениях, особенно, если ребёнок первый.

    Когда обращаться к врачу

    Сообщить врачу о каких-либо изменениях в психическом развитии ребенка нужно обязательно, неважно в год вы заметили что-то неладное или в 5. Перед тем как провести тест врач будет наблюдать за поведением ребенка. Иногда диагноз выставляют на фоне видимых нарушений психоэмоционального состояния:

  • ребенок не идет на контакт с окружением;
  • замкнут;
  • не реагирует на просьбы.
  • Врач обязательно поинтересуется историей жизни маленького создания, как он рос, развивался, какие заболевания перенёс, были ли наследственные заболевания генетического характера у родственников.

    Многие, на приёме у психиатра говорят, что уже посещали сурдолога, подозревая тугоухость и немоту. Отсутствие речи (мутизм) отличается от аутизма тем, что при последнем малыш начинал разговаривать и произносил звуки.

    На осмотре, специалист наблюдает за поведением ребёнка. Педиатр отмечает:

  • Идёт ли ребёнок на контакт.
  • Подаёт ли предметы или бросает их.
  • Заинтересован ли малыш в разговоре с врачом.
  • Какова речь и интонация ребёнка (разорвана, повторяется, монотонна).
  • Смотрит ли в глаза.
  • После осмотра, маме рекомендуют пройти тестирование, в ходе которого за малышом пристально наблюдают. На основании полученных результатов ставят или опровергают диагноз. Если диагноз подтверждён, родным объясняют, что такое аутизм простыми словами, какие это дети, особенности ухода и воспитания аутистов.

    Лечится ли аутизм и если излечим, то как? Дети с аутизмом подлежать наблюдению у многих специалистов. Важно понимать, что вылечить детский аутизм, возникающий на фоне нарушения функции головного мозга нельзя. Есть только начинают появляться симптомы и лечение запаздывает, вырастить из ребёнка полноценную личность становится в разы сложнее.

    Лечение детского аутизма сводится к формированию навыков и корректирующим занятиям, помогающим ребёнку найти место в обществе и не чувствовать себя белой вороной в социуме.

    При отсутствии речевых навыков, развивают хотя бы её зачатки. Цель корректирующих занятий – лечение аутизма у детей, путём устранения агрессии, навязчивых страхов и фобий.

    Доктор учит аутиста подражать, имитировать звуки животных. Немаловажную роль в корректирующих мероприятиях занимает игра. Специалист приучает малыша играть в команде, развивает навыки, учит ребёнка обращаться с игрушками и, конечно же, практикует ролевые игры.

    Поведенческая терапия

    Эмоциональный контакт аутист осваивает в поведенческой терапии. В основе терапевтического метода лежит тщательное наблюдение за малышом в повседневной жизни. Важно не упускать ни одного момента. Врачи обращают внимание на то, как он ведёт себя, как реагирует на окружающих, идёт ли на контакт. Какие аспекты вызывают агрессию, а какие страх – всё это часть терапевтических процедур, помогающих реабилитироваться крохе в чужом для него мире.

    После того, как нрав и особенности аутиста изучены, врач начинает работать над стимулами. Все положительные действия больного должны поощряться. Это помогает не только поднять в крохе самооценку, но и легче идти на контакт. Постепенно аутист отстраняется от привычных истерик и агрессии по отношению к себе.

    Заниматься с логопедом должны абсолютно все аутисты, не важно есть речевые нарушения или нет. Детский аутизм – причина нарушения работы головного мозга, поэтому неизвестно что может произойти завтра: малыш сможет перестать разговаривать или ограничиваться скудным словарным запасом. Кроме того, логопед поможет аутисту выработать правильную интонацию, поставит речь и произношение звуков, что пригодится в процессе обучения.

    Освоение навыков самообслуживания

    Данное проявление аутизма у ребёнка является одним из главных факторов, на который следует обратить внимание. У аутиста нет мотивации к действиям, ему абсолютно безразлично, что его одежда испачкана, а руки не вымыты. Пока ему не скажешь иди поиграй, он будет сидеть, ничем не занимаясь. Для особенных деток используют карточки, на которых в картинках указан порядок действий и его распорядок дня.

    Лечение медицинскими препаратами

    Медикаменты, в лечении аутизма применяются в крайних случаях. Хорошо если аутист требователен, плачет и устраивает истерики, а бывает так, что малыш запирается в комнате и часами рвёт бумажки, не выходя на контакт. В этом случае, психиатр может назначить психотропные препараты и антидепрессанты.

    С какими болезнями могут путать аутизм

    Очень часто в детском возрасте выставляют неправильный диагноз из-за схожести симптоматики. Например, нередко, за детский аутизм принимают:

    При данных проявлениях болезни симптомы напоминают аутизм, отсутствие в нашей стране рациональных методов диагностики заболевания, приводят к тому, что ребёнка начинают лечить совершенно от другой болезни, при этом аутизм прогрессирует и коррекция становится всё сложнее.

    Что же делать тогда? Мама, подозревающая что-то неладное с крохой должна выдать полную информацию о чаде доктору. Говорить нужно не только о том, что настораживает близких в поведении малыша, но и как он ведёт себя в обществе. Возможно то, что родители считают нормой, является важным показателем аутизма.

    Что делать если родился ребёнок с отклонением

    Если в детстве был поставлен диагноз аутизм, в первую очередь не стоит впадать в панику. Родные должны понять, что не все люди одинаковы. Даже к здоровому малышу нужно найти индивидуальный подход. Не бойтесь выводить в свет аутиста и, тем более, косых взглядов людей. Грамотный человек, никогда не обратит внимание на пороки больного, а глупый наверняка имеет их сам. Посвящайте больше времени своему крохе, чем больше бесценных минут общения вы подарите ему сейчас, тем меньше проблем в дальнейшей жизни узнает аутист.

    golovamozg.ru

    Заболевание невыясненной природы с характерными симптомами — аутизм у детей: признаки, фото, психологическая помощь и способы реабилитации

    Аутизм – заболевание невыясненной природы с характерными симптомами. Во время исследования «людей дождя», как часто называют аутистов, учёные обнаружили, что пациенты не страдают от своего состояния. Малыши и подростки, погруженные в свой мир, чувствуют себя вполне счастливыми, пока кто-то не нарушает их комфортную среду.

    Детки-аутисты рождаются всё чаще. На 1000 жителей приходится 5–8 особенных малышей. Информация поможет понять, что скрывается за словом «аутист». Важно знать правила общения с детьми разного возраста.

    Причины возникновения

    Исследования пока не дали ответ о причинах заболевания. Клинически доказанных теорий о причинах аутизма пока нет.

    Мнение большинства учёных совпадает: детский аутизм – наследственное заболевание. На развитие болезни не влияет пол, социальное положение, раса, уровень благосостояния. Чаще болезнь проявляется у первенца.

    Учёные отметили, что в семьях, где есть первенец-аутист, риск заболевания увеличивается с рождением каждого следующего малыша. Заводить второго ребёнка решаются не все: постоянные занятия с ребенком с диагнозом аутизм требуют огромного терпения, душевных сил. Ежедневное эмоциональное напряжение – одна из причин, почему аутист часто является единственным ребёнком.

    Что же это за непонятное заболевание? Чем больные детки отличаются от здоровых? Что такое аутизм простыми словами?

    Многие люди, поверхностно знакомые с проблемой, считают «людей дождя» неполноценными. Психические отклонения действительно встречаются у части пациентов, но основная масса «людей дождя» имеют ясный ум, интересуется определённой, зачастую, сложной темой, просто держит мысли при себе. Некоторые гении были аутистами.

    Проблема для родителей, но не для ребёнка – нежелание общаться. Малыш плохо идёт на контакт не из-за особенностей характера, упрямства или «вредности»: при аутизме человек спокойно обходится без общения с окружающими. «Человек дождя» испытывает дискомфорт от вторжения в его «правильный» мир.

    Ребёнок долго размышляет о чём-то далёком, равнодушно скользит взглядом по родным, близким, не глядит в глаза. Родителей ранит, что малыш почти не выражает эмоции, смотрит на них, как на пустое место. Ребёнок погружён в себя, приход мамы/папы его мало радует. Дождаться улыбки от ребёнка-аутиста до начала лечения (иногда и при психотерапии) очень сложно.

    Видеть такую реакцию больно, тяжело. В ситуации, повторяющейся изо дня в день, сложно сохранить душевное равновесие. Многие родители впадают в депрессию, плохо понимают, как заставить малыша общаться. Настойчивые попытки исправить положение без специальных знаний могут спровоцировать нервный срыв у взрослых и малыша.

    Узнайте подробности о симптомах и лечении аденовирусной инфекции у детей.

    Способы лечения педикулеза у детей в домашних условиях описаны в этой статье.

    Задача родителей и врачей – вовремя распознать заболевание, начать терапию как можно раньше. Опытный педиатр обратит внимание на поведение малыша, но родители также должны понимать, какие признаки говорят об аутизме. Заболевание чаще встречается у мальчиков.

  • нельзя списывать нежелание общаться на «исключительность» ребёнка, особенности характера;
  • многие взрослые радуются, что малыш почти всё время спокойно занимается сам, не беспокоит бесконечными «почему»;
  • при частом повторении симптоматики обязательно обратитесь к педиатру. Возможно, потребуется консультация психолога или психиатра;
  • бояться визита к врачам не стоит: ранняя диагностика даёт определённый шанс на потепление в отношениях.
  • Основные признаки аутизма у детей до года:

  • младенец слабо выражает эмоции, почти не реагирует на родителей;
  • кроха предпочитает только одну игрушку, другие раздражают его;
  • малыш погружён в себя, не откликается на имя;
  • маленький аутист отказывается от общения, занимается своими делами, независимо от реакции окружающих;
  • детки старше года смотрят в сторону, на одежду, избегая зрительного контакта, когда с ними разговаривают родители, родственники;
  • аутист предпочитает одиночество, во дворе избегает общества ровесников, подолгу занимается одним делом;
  • развитие речи запаздывает, иногда младенец долго молчит, «не гулит», потом внезапно начинает выговаривать целые слова.
  • Детский недуг от 2 до 12 лет

    К симптомам аутизма у детей, сопровождающим заболевание до двух лет, добавляются новые:

    • отсутствие интереса к гостям, новым лицам, нежелание участвовать в общей беседе. Детки редко начинают разговор, плохо слушают окружающих;
    • при смене привычной обстановки маленький аутист паникует, нервничает;
    • деток сложно обучить элементарным навыкам: одеваться, убирать за собой, писать, читать;
    • игры часто символические, без ярко-выраженных ролей и эмоций. Малыш удовлетворён тем, что просто расставил игрушки, его мало привлекают «дочки-матери» или соревнования заводных машинок;
    • иногда молчание сменяется бесконечным повторением одного звука или слова. Маленький «оратор» не испытывает ни малейшего дискомфорта, считает своё поведение абсолютно нормальным;
    • обучение детей с аутизмом в обычном классе – проблема. Школьник плохо запоминает материал, не желает отвечать по просьбе учителя. Дети часто смеются над замкнутым одноклассником. Даже опытный педагог редко может помочь: нужны специальные знания по психологии, педиатрии, индивидуальные занятия по особой методике.
    • Как проявляется аутизм у ребенка? Основные признаки:

    • благодаря регулярным занятиям с опытным психиатром и родителями, мальчики/девочки постепенно приспосабливаются к жизни в обществе;
    • простые навыки ребёнок уже освоил, но одиночество – его стихия. «Не мешайте, отстаньте», – такова жизненная установка подростка, больного аутизмом;
    • свои мысли и чувства ребёнок часто излагает посредством рисунков. К возрасту 13–14 лет подросток окончательно выбирает сферу деятельности, уделяет ей всё свободное время. Нередко из аутистов получаются отличные программисты, математики, художники, поэты, музыканты. Повзрослевших детей привлекает занятие, для которого не нужна команда и постоянное общение;
    • половое созревание проходит трудно, подросток часто впадает в депрессию, иногда становится агрессивным.
    • Как вылечить ячмень на глазу у ребенка? Узнайте эффективные методы.

      О правильном развитии и питании ребенка в 7 месяцев написано на этой странице.

      По адресу http://razvitie-malysha.com/zdorovie/sredstva/dyufalak.html прочтите о правилах применения слабительного Дюфалак для детей.

      Способы лечения и реабилитации

      Терапия призвана растопить лёд в отношениях детей и родителей, адаптировать маленького человечка к окружающему миру и социуму. Многие родители паникуют после установления диагноза. Они понимают, что полностью излечить болезнь невозможно, нервы на пределе, но что-то делать всё равно нужно.

      К сожалению, гарантировать успех терапии можно не всегда: слишком много факторов нужно учесть, в том числе, возраст юного пациента. Реабилитация чаще приносит видимые плоды у маленьких деток, но не всегда. Если дотянуть с началом терапии до 7–8 лет или подросткового возраста, скорректировать поведение будет намного сложнее.

      Основные методы лечения аутизма:

    • помощь психиатра и психолога;
    • социальная адаптация в обществе;
    • медикаментозная терапия для снятия агрессии, бессонницы.
    • Не стоит тратить баснословные суммы на чудодейственное лекарство от аутизма. Пока нет специальных препаратов для «полного излечения». Медикаменты лишь устраняют симптомы, ухудшающие здоровье нервной системы, но не корректирую модель поведения.

      Родители во время терапии должны соблюдать правила:

    • перед началом лечения важно понять, что срок реабилитации растягивается на годы. Иногда улучшения заметны через 2–3 месяца. Некоторым родителям везёт меньше: первых результатов придётся ждать год и более;
    • лечение проводится везде, постоянно: в больнице, детском саду, на улице. Нельзя изолировать деток от общества, но большое скопление народа, резкие крики, активное передвижение вокруг также вредят аутисту;
    • важно настроиться на регулярные визиты к психологу/психиатру с юным пациентом и без него (терапия изматывает морально, физически);
    • родители должны обязательно заниматься с аутистом дома по методике, рекомендованной врачом;
    • повторение – залог успешного обучения. Чем чаще родители выполняют одни и те же действия, тем выше вероятность, что малыш их запомнит, правильно повторит;
    • обязательно закрепляйте навыки, регулярно вспоминайте, что вы делали на прошлом уроке;
    • научитесь терпеливо, по несколько раз обращаться к дочке или сыну по имени, чтобы привлечь внимание к вам и вашим просьбам. Это сложно, но другого выхода нет. Старайтесь не срываться, повышать голос запрещено. Для эмоциональной разгрузки посещайте психолога, общайтесь родителями, столкнувшимися с такой же проблемой.
    • Эти рекомендации также обязательны для выполнения:

    • распорядок дня – обязательный элемент терапии. Хаос, отсутствие чётких правил мешает осваивать определённые навыки. Ребёнок должен уловить простые ассоциации: папа пришёл с работы – будет семейный ужин, наступило утро – пора вставать, чистить зубы, одеваться, собираться на занятия к психологу;
    • раз в год на неделю оставляйте подросшиего сына или дочку на попечение близкого человека, которому вы доверяете. Отдых от постоянного общения важен для сохранения психологического и физического здоровья: нервная система часто не выдерживает сильного напряжения;
    • многие психологи рекомендуют завести дома спокойное животное, проводить сеансы дельфинотерапии, иппотерапии (общение с лошадьми);
    • обстановка в комнате аутиста должна оставаться одинаковой. Передвигать вещи, менять шторы, убирать любимый стул запрещено: детки часто паникуют, неадекватно реагируют на перемены;
    • близкие родственники должны знать, как общаться с аутистом: что разрешено, какие действия могут вызвать панику или агрессию;
    • через социальные сети найдите в вашем населённом пункте родителей, у которых та же проблема. Моральная поддержка, обмен опытом, рассказ об успехах детей сближает, даёт родителям силы, надежду;
    • принимайте любую помощь по дому, чтобы больше внимания уделить специальным упражнениям, сеансам психотерапии. Выделите себе час-полтора на ежедневный отдых от занятий, чтобы не сорваться, сохранить здоровье;
    • оставляйте деткам свободное время для его любимого занятия: если вы всё время будете мешать, маленький аутист ещё больше замкнётся, перестанет обращать на вас внимание. Возможен другой вариант: агрессия, нервное напряжение, упрямство и злость (чаще у подростков).
    • razvitie-malysha.com

      Это интересно:

      • Стресс у ребёнка в год Герпес на губах у ребенка — причины, симптомы, как лечить Организм детей больше, чем взрослый, подвержен различным вирусным заболеваниям. Связано это с тем, что их иммунная система недостаточно крепкая для того, чтобы оказывать сопротивление инфекциям. Одной из наиболее часто встречающихся среди них является герпес на губе у ребенка, […]
      • Аффективный психоз это Причины, виды фаз и лечение аффективного психоза Психозом аффективного типа называют заболевание психического характера эндогенного проявления. Болезнь характеризует спонтанность и периодичность возникновения аффективных фаз, демонстрирующих состояние мании, депрессии или смешанный вид. Для фаз типична полная обратимость, регенерация функций […]
      • Лечение женщин от истерии Истерия — причины, симптомы и лечение Заболевания, связанные с психическим здоровьем человека очень тяжело поддаются лечению. Все зависит от стадии развития болезни и общего состояния здоровья. Опасность таких недугов заключается в том, что часто симптоматика скрытая и нельзя сразу распознать признаки. Одним из таких заболеваний является […]
      • Депривация сна при депрессиях "ДЕПРИВАЦИЯ СНА" в книгах 6. ДЕПРИВАЦИЯ СНА Эксперименты с депривацией (искусственным лишением сна) позволяют предполагать, что организм особенно нуждается в дельта-сне и быстром сне. После длительной депривации сна основным эффектом является увеличение дельта-сна. Так, после 200-часового РАННЯЯ СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ РАННЯЯ СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ […]
      • Суицид и психические расстройства Причины суицида человека Рассмотрим, каковы причины суицида человека. Как возникает убеждение, что жизнь безысходна? Многочисленные психические и соматические заболевания вызывают состояние безнадежности и отчаяния, с чем может быть связано решение покончить с жизнью. К суициду приводят психические расстройства, вызывающие выраженное чувство […]
      • Настойка пустырника неврозы Пустырника настойка, Настойка Инструкция по медицинскому применению лекарственного средства Международное непатентованное название 100 мл настойки содержит активное вещество – пустырника трава 10.0 г, вспомогательное вещество - этанол 70 % до 100 мл Прозрачная жидкость зеленовато-бурого цвета с характерным запахом и горьким […]
      • Умственная отсталость это по исаеву Умственная отсталость: причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра общей психологии ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХИАТРИЯ» Умственная отсталость, причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы Студентка 5 курса, группа ПС – 31 Факультета психологии и права Умственная […]
      • Стресс как справиться с ним Стресс — как с ним бороться? Абсолютно все сталкивались со стрессом. Жизнь может быть довольно сложной штукой, иногда человек может устать от каждодневной рутины, иногда потерять источники радости. Довольно часто причиной стресса может быть период значительных изменений в жизни индивидуума и это не только переходной период, это и окончание […]