Детский аутизм каннера

Медицинский сайт для студентов, интернов и практикующих врачей педиатров из России, Украины! Шпаргалки, статьи, лекции по педиатрии, конспекты, книги по медицине!

Детский аутизм. Синдром Каннера

    Вы студент медик? Интерн? Детский врач? Добавьте наш сайт в социальные сети!

    Название «синдром Каннера» указывает на форму психоза, характерного для ребенка, проявляющегося качественным нарушением личности и большими затруднениями адаптации к окружающей среде.

    Детский аутизм, описанный в 1943 г. L. Kanner, появляется в литературе и под другими названиями: «психотический синдром», «ранний инфантильный аутизм», «первичный аутизм», аутическая психопатия Аспергера, инфантильный аутизм Каннера.

    Этиопатогенез синдрома Каннера.

    Этиология, как в большинстве психопатий — неизвестна. Только в нескольких случаях, синдром Каннера появился под клинической формой «симптоматического аутизма», в течение некоторых инфекционных процессов мозга или после клинического выздоровления от энцефалита (постэнцефалитический аутизм). Ныне считается, что «ранний инфантильный аутизм Каннера» является ранним проявлением шизофрении, появившейся у детей в первые два года жизни, чаще у детей мужского пола.

    Симптоматология (клиника) синдрома Каннера.

    Первые клинические проявления начинаются вообще в конце первого или во время второго года жизни ребенка и выражаются следующим образом:

  • безразличие к окружающей среде; ребенок не устанавливает аффективных отношений и даже если он их имел, ему не удаётся их поддерживать (это безразличие относится даже по отношению к своей матери). Эти дети не улыбаются, не смеются и их ничем нельзя развлечь;
  • расстройства речи: ребенок начинает говорить поздно; эхолалия, словесные стереотипии и иногда больной говорит, не интересуясь понимают ли и слушают ли его окружающие люди. Ребенок говорит о себе в 3-ем лице вместо первого. Мимика не соответствует содержанию выраженной фразы; ребенок не смотрит в лицо, а в сторону или «сквозь человека», с которым поддерживает разговор;
  • недостатки психического развития. Помимо нарушения аффективности, кажется, что умственное развитие у этих детей — среднее и даже ниже среднего; но этого нельзя точно установить ввиду того, что трудно произвести психологическое обследование из-за отсутствия интереса или проявления незаинтересованности ребенка по отношению к окружающим его лицам, и, включительно, к психологу.
  • Неврологические проявления, только иногда присутствуют под видом ритмических маятникообразных движений головы и туловища; полное неврологическое обследование не выявляет никакого другого клинического симптома.

    Патологическая анатомия синдрома Каннера.

    Патологоанатомический анализ при вскрытии — отрицательный; отсутствие анатомических поражений в центральной и периферической нервной системах, как и в других аппаратах и органах, говорит о функциональном происхождении всей симптоматологической картины.

    Течение и прогноз синдрома Каннера.

    Течение, в большинстве случаев, медленное, но прогрессивное, без глубокого нарушения психического поведения ребенка.

    Эти дети обычно хорошо включаются в общественную жизнь и в профессию (более легкую), к которой они были направлены. В других случаях течение тяжелое, доходит до шизоидных проявлений или даже до инфантильной шизофрении с мрачным прогнозом.

    Не существует этиологического лечения. Симптоматически, применяются лекарства из группы нейролептиков:

  • хлорделазин, в дозе 1—2 мг/кг веса тела/ день, распределенные на 2—3 приема перорально;
  • левомепромазин (Нозинан) в дозе 0,25 мг/кг веса тела/день, распределенные на 2—3 приема перорально.

Не следует пренебрегать мерами психического перевоспитания, врачебно-педагогическим лечением, в проведении которого участвуют педиатр, нейропсихиатр, психолог и логопед. Это может способствовать рекуперации хотя бы некоторого количества детей, больных «аутизмом Каннера».

detvrach.com

Синдром раннего детского аутизма Каннера

Распространенность синдрома характеризуется показателем 2—4 больных на 10 000 человек с преобладанием его развития у мальчиков (более чем в 2 раза).

Клинические проявления. Развитие этого синдрома может начинаться в возрасте от рождения до 36 мес (3 лет) жизни ребенка. Его определяют аутистическая отгороженность детей от реального мира с неспособностью формирования общения и неравномерным созреванием (асинхронностью развития) психической, речевой, моторной и эмоциональной сфер жизнедеятельности. Для этого заболевания характерны явления протодиакризиса, недостаточное различение одушевленных и неодушевленных объектов. Поведение и игры аутичных детей характеризуются стойкими стереотипами, отсутствием подражания, недостатком реакции на окружающее и повышенной чувствительностью на условия как дискомфорта, так и комфорта. Форма общения с родными (особенно с матерью) — симбиотическая или индифферентная, т. е. без эмоциональной реакции, вплоть до отказа общения с ними.

Смена привычного жизненного стереотипа, появление новых объектов и посторонних лиц вызывают у аутичных детей реакцию избегания либо недовольства и страха с хаотической агрессией и самоагрессией.

Во внешнем облике больных детей обращают на себя внимание застывшая мимика, направленный в пустоту или как будто в себя взгляд, отсутствие реакции «глаза в глаза», но иногда возникает мимолетная фиксация взгляда на окружающих лицах и предметах.

Моторика аутичных детей угловатая со стереотипными движениями, атетозоподобными движениями в пальцах рук, ходьбой «на цыпочках». Но наряду с этим у больных аутизмом возможно развитие достаточно сложных

и тонких моторных актов. Речь рецептивная и особенно экспрессивная развивается слабо; отсутствуют экспрессия, жестикуляция, сохраняются эхолалии, фразы-штампы, нарушено произношение звуков, нет интонационного переноса, т. е. непрерывной мелодии речи, ритма, темпа. Голос то громкий, то неожиданно становится тихим и ребенок переходит на шепот. Произношение звука может быть разным — от правильного до невнятного, иногда с необычной модуляцией. Экспрессивная речь развивается с большим отставанием, преобладает бессвязная, эгоцентрическая речь. Больные практически неспособны к диалогу. Ребенок лишен активного стремления к усвоению новых фраз и их использованию. Нарушенный синтаксический и грамматический строй речи дополнен то интонационной вычурностью, то лепетной речью, то манерным словотворчеством. Последнее сохраняется и после первого физиологического кризового периода. В более тяжелых случаях отмечаются разрыхление ассоциаций, смещение мыслей, иногда исчезновение из фраз личных местоименных и глагольных форм; фразы становятся предельно краткими и отрывистыми.

В связи с отмеченными особенностями речи представляет интерес процесс ее развития в этих случаях. Первые слова обычно появляются к 12—18 мес, первые фразы к 24—36 мес. Но уже в этом возрасте обращает на себя внимание, что дети не задают вопросов, не используют по отношению к себе личных местоимений, говорят о себе во втором или третьем лице и одновременно наблюдается скандирование или, напротив, напевное произношение слогов слова, незавершенность фраз, бессмысленное и невнятное повторение слов, отказ от утвердительных и отрицательных слов. У детей длительно сохраняются ранние, лепетные интонации, ударения на последних слогах слов, растянутое произношение слогов. Тем не менее дети (хотя и не все) способны запоминать отдельные четверостишия, отрывки прозы, хотя они не могут передать смысла и содержания прочитанного. В дальнейшем наряду с правильным наблюдается невнятное произношение звуков и слов. Постепенно все более отчетливыми становятся отсутствие или полное недоразвитие обобщающей и коммуникативной функции речи. Отмеченные речевые недостатки примерно в Д случаев могут преодолеваться к 6—8 годам, а в других — речь, особенно экспрессивная, остается недоразвитой.

Особенностями детского аутизма являются относительная сохранность абстрактных форм познания действительности, которые в этих случаях сочетаются с примитивными протопатическими формами, т. е. познанием с использованием преимущественно тактильного, обонятельного и вкусового рецепторов, особенно в первичных ориентировочных реакциях. Такие реакции на звуковые и световые раздражители в раннем возрасте могут отсутствовать или резко извращены. Отсутствие указанных реакций дает повод подозревать у аутичных детей глухоту и даже слепоту.

У больных ранним аутизмом Каннера особенно резко изменена игровая деятельность. Она нередко сводится к однообразному пересыпанию, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, касанию ими лица, обнюхиванию, облизыванию. Обращают на себя внимание то быстрая пресыщаемость любым игровым действием, то застреваемость на одной и той же манипуляции, отсутствие сюжетности, усложнения игры, ее стереотипизация. Вместо игры дети могут ползать, ходить, иногда подпрыгивать, крутиться. После 3 лет описанное поведение иногда сочетается со сверхценным отношением к отдельным предметам (к машинкам, железкам, лентам, колесам и др.). В течение ряда лет игры обычно не усложняются, становясь все более и более стереотипными, не имеющими единого смыслового содержания.

Имеет некоторые особенности и поведение этих детей по отношению к сверстникам и близким людям. Одни дети активно избегают своих сверстников, другие к ним безразличны, третьи в присутствии других детей испытывают страх. Отношение к близким достаточно противоречиво.

Хотя аутичные дети находятся в симбиотической зависимости от родных, они не дают адекватной реакции на их присутствие или отсутствие. Дети могут тревожиться при отсутствии матери и при этом не проявлять реакции на ее появление. Более редкой по сравнению с индифферентной реакцией на мать встречается негативистическая реакция, когда дети гонят от себя мать и проявляют недоброжелательность к ней. Эти формы общения с матерью могут сменяться одна другой.

Эмоциональные реакции больных аутизмом различны. Одни дети отличаются относительно ровным настроением, другие могут быть веселы, о чем свидетельствует довольное выражение лица, проскальзывающая улыбка, третьи равнодушны и не проявляют ни недовольства, ни радости.

Для раннего детского аутизма Каннера особенно характерны отрицательные реакции на любые попытки изменить привычный жизненный стереотип — вывести на прогулку в новое место, поменять одежду, предложить новую пищу. Все указанное неизменно вызывает протест, негативное отношение, капризность и даже тревогу. Это своеобразное сочетание психической ригидности и косности с чрезвычайной чувствительностью и аффективной неустойчивостью с годами подвергается медленному, частичному смягчению, но полностью эти особенности никогда не исчезают.

С раннего возраста при синдроме Каннера нарушается инстинктивная жизнь. Так, обращают на себя внимание изменения аппетита. Больные с трудом привыкают к новому виду пищи, на протяжении многих лет предпочитают одни и те же виды продуктов. Наблюдаются инверсия цикла сна и бодрствования, затрудненное засыпание, прерывистый сон. Мышечный тонус отличается непостоянством — он то снижен, то повышен. У одних детей практически отсутствует реакция на окружающее, у других отмечается повышенная чувствительность, проявляющаяся беспокойством, беспричинным плачем и т. п.

Течение синдрома Каннера. Синдром детского аутизма приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3—5 лет. В большинстве случаев к этому времени определяются окончательная задержка в развитии инстинктивной жизни, моторики, особенно тонкой, нарушения речевого развития, игровой, эмоциональной сферы, которые и формируют аутистическое поведение в целом.

Специфика синдрома Каннера заключается в сочетании сложных и примитивных реакций в пределах каждой функционирующей системы — феномен «переслаивания». Если на первых этапах развития ребенка это проявляется в основном в нарушении физиологической иерархии простых и сложных структур, то в последующем отмечается и в структуре вторичной задержки психического развития. IQ больных в большинстве случаев ниже 70.

После достижения ребенком 5—6 лет проявления синдрома Каннера, частично компенсируясь, сглаживаются, но это менее всего касается нарушений умственного развития. У детей нередко формируется выраженный олигофреноподобный дефект с аутистическими формами поведения. Иногда на фоне основных проявлений синдрома Каннера возникают неврозоподобные, аффективные, кататонические или полиморфные расстройства, которые утяжеляют прогноз.

Приведенные данные о раннем начале детского аутизма и его клинических проявлениях типичны для врожденных задержек психического развития, а отсутствие в большинстве случаев выраженных позитивных симптомов и явной прогредиентности, а также частичная компенсация к возрасту 6 лет служат основанием для отнесения синдрома Каннера к нарушениям развития, протекающим по типу асинхронного дизонтогенеза.

Этиология и патогенез. Общепринятой концепции об этиологии и патогенезе раннего детского аутизма не существует. Наиболее распространенные представления о причинах его развития делятся на две группы — теории психогенеза и теории биологические.

Теории психогенеза. Эти концепции возникли одновременно с описанием раннего детского аутизма Каннером, который, как уже говорилось, был склонен полагать, что аутизм является выражением врожденной неспособности детей к эмоциональному взаимодействию с окружающими (дефекта аффективного контакта). Но относительно быстро эти представления трансформировались в достаточно распространенное и сейчас мнение, что детский аутизм является следствием отсутствия в раннем детстве (со времени рождения) материнского тепла и внимания и общей аффективной положительной атмосферы. Особое значение в этом случае придается взаимодействию в системе мать — ребенок, которое неразрывно связано с постоянным воздействием самых различных раздражителей (стимулов), столь необходимых для созревания функций ЦНС. По-видимому, полностью психосоциальными взаимодействиями объяснить развитие раннего детского аутизма вряд ли возможно, однако нельзя не признать, что они, несомненно, играют значительную роль в патогенезе заболевания. Об этом, в частности, говорят факты существования чисто психогенного (депривационного) аутизма, который может развиваться, например, у детей-сирот.

Биологические теории. В группу этих теорий входят генетические концепции, теория нарушения развития мозга, теории, связанные с действием перинатальных факторов, а также нейрохимические и иммунологические концепции. Наиболее распространенной среди них являетсягенетическая теория. В пользу особой роли генетических факторов при раннем детском аутизме свидетельствуют следующие данные: 2—3 % сиблингов детей-аутистов страдают тем же заболеванием, что в 50 раз превышает популяционную частоту раннего детского аутизма; конкордантность по детскому аутизму в парах монозиготных близнецов, по данным разных авторов, колеблется от 36 до 89 %, в то же время в парах дизиготных близнецов она равна 0; риск развития раннего детского аутизма у второго ребенка после рождения первого с аутизмом достигает 8,7 %; у родителей детей аутистов распространенность аутистических симптомов превышает таковую в общей популяции. Несмотря на наличие столь убедительных данных, о существенной роли наследственных факторов в развитии раннего детского аутизма, модус наследования остается неизвестным. Допускается возможность наследования не самого заболевания, а предрасположения к нему. В рамках генетической теории рассматривается и роль Х-ломкой хромосомы, поскольку ранний детский аутизм сочетается с синдромом Х-ломкой хромосомы в 8 % случаев (колебания от 0 до 20 %). Однако существо этой связи еще не вполне ясно [Campbell M., Shay J., 1995].

Теории, в которых наибольшее значение придается отклонениям в развитии мозговых структур, основаны как на сугубо теоретических представлениях о незрелости мозговых образований, так и на нейроанатомических и компьютерно-томографических наблюдениях последних лет. Если макроскопически мозг больных детей обычно не имеет каких-либо особенностей, то при микроскопии выявляется уменьшение размеров нейронов в гиппокампе, энториальной коре, миндалине, маммилярных телах и в некоторых других отделах мозга, в том числе в мозжечке (уменьшение числа клеток Пуркинье). При рентгеновской компьютерной и магнитно-резонансной томографии были выявлены уменьшение размеров лобных и височных отделов мозга, особенно слева, и расширение внутренних ликворных пространств. Предполагают, что в пренатальном периоде возможны нарушение созревания нейронов, их преждевременная и повышенная гибель, а также нарушения миграции под влиянием генетических или «экзогенных» факторов.

К патогенетически значимым перинатальным факторам относятся различные негативные воздействия в неонатальном, во время родов и раннем постнатальном периодах. Это — кровотечения у матери во время беременности, употребление ею избыточного количества лекарственных веществ, другие токсические и инфекционные воздействия на плод. К этой группе представлений близко примыкают иммуновирусологические теории. К иммунологическим теориям относят, в частности, предположения о возможном наличии в крови матерей аутоантител (например, к некоторым серотониновым рецепторам, белкам нейрофиламент и др.), нарушающих развитие соответствующих элементов нервной ткани. Из вирусных инфекций наибольшее внимание привлекают к себе вирусы краснухи, простого герпеса, гриппа и цитомегаловирусная инфекция, которые особенно опасны на ранних стадиях развития плода.

Нейрохимические теории ориентированы на функцию дофаминергической, серотонинергической и опиатной систем мозга. Результаты целого ряда биологических исследований дали основание предполагать, что функция этих систем при раннем детском аутизме повышена. Считают, что с гиперфункцией этих систем могут быть связаны многие клинические проявления (аутизм, стереотипии и др.) заболевания. О правомерности таких предположений свидетельствует успешное применение во многих случаях галоперидола, антидепрессантов и налтрексона.

Нетрудно заметить, что все перечисленные теории полностью соотносятся с таковыми при шизофрении. Поэтому до сих пор не исключена возможность, что детский аутизм входит в круг эндогенных психических расстройств шизофренического спектра. Необходимо сказать, что на развитие представлений о патогенезе детского аутизма большое влияние оказали работы отечественных детских психиатров по изучению структуры нарушений развития у больных шизофренией детей, так как они отметили ряд вариантов этих нарушений, а именно типы стигматизированного (шизотипического), искаженного (шизоидного) и задержанного развития [Юрьева О. П., 1973]. К ним может быть добавлен и тип асинхронного развития, которое, как правило, сопровождается задержкой развития [Башина В. М., 1970, 1980, 1989]. С нашей точки зрения, синдром детского аутизма Каннера должен рассматриваться в континууме патологии личностного развития: конституциональные шизотипические и шизоидные варианты — промежуточные (синдром раннего аутизма Каннера) состояния — постприступные, шизофренические типы личностных изменений.

Особое внимание придается асинхронности развития функциональных систем, т. е. дезинтегративному типу развития ЦНС при аутизме [Башина В. М., 1970, 1980, 1989; Козловская Г. В., 1996; Mahler M, 1952; Fish В., 1975, и др.].

Некоторые авторы считали, что основные проявления раннего детского аутизма могут быть связаны с недоразвитием активирующих систем мозга [Мнухин С. С., Зеленецкая А. Е., Исаев Д. Н, 1967; Каган В. Е., 1981; Bosch L., 1962; Rutter M., 1966; Diatkine A., 1970].

Имеются также представления о расстройствах адаптационных механизмов у незрелой личности с неустойчивостью и слабостью интеграционных процессов в нервной системе ребенка. Асинхронный характер развития при детском аутизме может иметь общие истоки с явлениями «расщепления» при шизофрении. В связи с незрелостью ЦНС последние при детском аутизме могут иметь иное клиническое выражение. Другими словами, своеобразие классического детского аутизма заключается в том, что в его структуре можно обнаружить и черты общего нарушения развития, и его асинхронность, и нарушения развития эндогенного характера. Именно поэтому детский аутизм занимает промежуточное положение в приведенном выше континууме расстройств.

studfiles.net

Ранний детский аутизм ( синдром Каннера)

к.псх.наук.. доцент Рожков О.П.

РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

причиной аутизма выступают

множественные факторы, воздействующие в

том или ином сочетании на ребенка:

метаболические и факторы окружения(

инфекционные болезни, психологический

стресс, токсическое воздействие)

Качественные нарушения вербальной и

Существенно ограниченный спектр

деятельности и интересов

ТРИАДА ЛОРНЫ ВИНГ (1976 Г.)

Вторичные проблемы ( проявляются при

других расстройствах , нетипичны для РАС)

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РАС

близких и теплых отношений? Ищет ли

взрослых, к которым привязан? Может ли

выражать радость и удовольствие от близких

Устойчивый обмен эмоциональными жестами

затруднен: улыбка, интерактивные жесты,

мимика, движения тела

Трудности использования слов или символов с

эмоциональной окраской : Мама, я люблю

тебя, Я хочу это печенье

похлопывания в ладоши, игра с пальчиками, с

тенью, с пятнами на полу, хождение на цыпочках,

Стереотипная игра: выстраивание в ряд предметов

Дети с выраженными проблемами сенсорной

защиты (гиперчувствительность к прикосновениям

или звукам), дети с тяжелыми проблемами моторного

планирования(нарушения сенсорной интеграции),

дети с выраженными речевыми и познавательными

проблемами ( например, сенсорная алалия)

Парадоксальность реакции на сенсорные

стимулы ( нет устойчивого внимания к

различным звуковым и сенсорным стимулам)

Разделенное внимание отсутствует или очень

мимолетно ( комплекс оживления отсутствует

или направлен не на человека)

Нет устойчивого эмоционального

взаимодействия ( «золотой век общения») , не

Не возникает устойчивого объединенного (

совместного) внимания – нет возможности

управлять вниманием и поведением ребенка

сенсорных ощущений, а не выявление их

функциональных свойств ( как следствие

отсутствия совместного внимания)

Нарушены регулирующая и коммуникативная

Отсутствие или неустойчивое подражание

«феномен тождества», сильная

избирательность в одежде, еде, игрушках

РАННЕЕ ДЕТСТВО ( ВТОРИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ)

Усиливается нарушение коммуникативной

и регулирующей функций речи, речевые

Много неадекватных страхов

Избегание общения со сверстниками

Schopler E, Reichler RJ, DeVellis RF,

Daly K (1980). "Toward objective

classification of childhood autism:

Childhood Autism Rating Scale (CARS)".

J Autism Dev Disord 10 (1): 91–103.

инструментов. Рейтинговая шкала аутизма у детей

(Childhood Autism Rating Scale, CARS) CARS базируется

на клинических наблюдениях за поведением ребенка,

требует минимального обучения в работе с этой шкалой,

а также может служить для первичного скрининга

Шкала применяется для детей в возрасте 2-4 лет.

Данная шкала относится к скрининговым методам и не

является основанием для постановки диагноза.

Формальная диагностическая оценка должна включать

междисциплинарную всестороннюю оценку ребенка.

Для каждой категории оцените поведение,

относящееся к каждому пункту шкалы. Для

каждого пункта обведите балл, который

наилучшим образом описывает ребенка. Вы

можете обнаружить, что поведение ребенка

1. Нет свидетельств каких-либо трудностей во взаимодействии с людьми. Поведение

ребенка соответствует возрасту. Может наблюдаться некоторая стеснительность,

суетливость или беспокойство в случаях, когда ребенка просят что-то сделать, однако

это не носит атипичного характера.

2. Отношения нарушены в легкой степени. Ребенок может избегать взгляда

взрослому в глаза, избегать взрослого или проявлять беспокойство, если отношения

ему навязываются, может проявлять избыточную стеснительность, не отвечать

взрослому обычным образом или быть зависимым от взрослого в большей степени,

чем дети такого же возраста (бывает «прилипчивым»).

3. Средняя степень нарушения отношений. Ребенок демонстрирует отстраненность

(временами кажется, что он не замечает взрослого). Иногда для того, чтобы

привлечь внимание ребенка требуются настойчивые и сильные попытки. Ребенок

инициирует контакт в минимальной степени.

4. Серьезно нарушенные отношения. Ребенок полностью отстранен или не

обращает внимания на то, что делает взрослый. Он или она почти никогда не

отвечает и не инициирует контакт со взрослым. Только предпринимая очень

настойчивые попытки, можно добиться эффекта и привлечь внимание ребенка.

1. Имитация соответствует возрасту. Ребенок может имитировать звуки, слова,

движения, которые соответствуют уровню развития его навыков.

2. Имитация слегка нарушена. Большую часть времени ребенок имитирует простое

поведение, такое как хлопки в ладоши или отдельные речевые звуки: время от

времени имитирует только после некоторого направления со стороны взрослого

или с задержкой.

3. Средняя степень нарушения имитации. Ребенок имитирует только часть

времени, либо ему для этого требуется значительная степень настойчивости и

помощи со стороны взрослого, часто имитирует только с задержкой.

4. Серьезная степень нарушения имитации. Ребенок почти никогда не имитирует

звуки, слова или движения, даже с помощью или с поддержкой

1. Ответ соответствует возрасту и ситуации. Ребенок показывает соответствующую

степень и тип эмоционального ответа, что проявляется в изменении выражения лица,

позе или поведении

2. Эмоциональный ответ слегка нарушен. Ребенок неожиданно проявляет

эмоциональный ответ несоответствующий по типу или эмоциональности. Временами

реакции ребенка не имеют отношения к объектам или событиям, которые происходят

3. Эмоциональный ответ нарушен в средней степени. Ребенок проявляет

определенные признаки несоответствующего по типу или степени эмоциональности

ответа. Реакции могут быть задержанными по времени или чрезмерными и не

относящимися к ситуации, ребенок может гримасничать, смеяться или проявлять

ригидность, не выражая никаких эмоций по отношению к объектам или

4. Эмоциональный ответ серьезно нарушен. Ответы редко соответствуют ситуации,

если ребенок находится в определенном настроении, это настроение изменить очень

трудно. И наоборот, ребенок может проявлять широкий спектр эмоций, когда ничего

1. Владение телом соответствует возрасту. Ребенок двигается свободно, ловко, его

координация соответствует возрасту.

2. Владение телом нарушено в легкой степени. Могут присутствовать некоторые

небольшие странности, такие как неловкость, повторяющиеся движения, плохая

координация или появление необычных движений

3. Средняя степень нарушения владения телом. Ребенок демонстрирует странное или

необычное для своего возраста поведение, которое может включать странные

движения пальцами, необычные положения тела или пальцев, вычурность, щипание

тела, само-агрессию, раскачивание, раскручивание, хождение на цыпочках.

4. Владение телом серьезно нарушено. Интенсивные и часто используемые

движения, описанные выше, являются признаками серьезного нарушения

использования тела. Поведение может присутствовать, несмотря на попытки

препятствовать этому или вовлекать ребенка в другие активности.

1. Соответствующее использование игрушек и других предметов. Ребенок проявляет

нормальный интерес к игрушкам и другим предметам, который соответствует его/ее

возрасту и навыкам, и использует эти игрушки по назначению.

2. Использование игрушек и других предметов нарушено в легкой степени. Ребенок

может проявлять необычный интерес к игрушке или играть с ней необычным или

более детским способом (похлопывать, сосать).

3. Средняя степень нарушения использования и интереса к игрушкам и предметам.

Ребенок может проявлять небольшой интерес к игрушкам и другим предметам, либо

может быть озабочен использованием игрушки или предмета необычным способом.

Он/она может фокусироваться на некоторой незначительной части игрушки, может

быть увлечен (зачарован) отражением света от объекта, постоянно двигать

некоторые части предмета или играть с предметом необычным способом.

4. Серьезная степень несоответствующего использования, интереса к игрушкам и

другим предметам. Ребенок может демонстрировать поведение, описанное выше, с

высокой частотой и интенсивностью. Когда ребенок занят такой активностью, его

1. Ответ на изменения соответствует возрасту. Когда ребенок замечает или

комментирует изменения в рутинах, он/она принимает эти изменения без особого

2. Ответ на изменения слегка нарушен. Когда взрослый пытается изменить задачу,

ребенок может продолжать предыдущую активность или продолжать использовать тот

3. Ответ на изменения нарушен в средней степени. Ребенок активно

сопротивляется изменениям в рутинах, пытается продолжать предыдущую

активность, его тяжело от этого отвлечь. Он/она сердится или выглядит несчастным,

когда нарушается установленная рутина.

4. Серьезная степень нарушения соответствующего возрасту ответа на изменения.

Ребенок проявляет тяжелую реакцию на изменения. Если изменения форсировать,

он/она проявляет очень значительное недовольство или отказывается сотрудничать

и отвечает истерикой.

1. Использование зрения является нормальным и соответствует возрасту. Зрение

используется вместе с другими сенсорными модальностями для исследования

2. Использование зрения нарушено в легкой степени. Иногда ребенок может

посмотреть на предмет, о котором ему упоминают. Ребенок может скорее

интересоваться зеркалом и светом, чем ровесниками, может временами «смотреть

в пространство», может избегать смотреть в глаза другим людям

3. Использование зрения нарушено в средней степени. Чтобы ребенок посмотрел

на предмет, ему нужно часто напоминать об этом. Он/она может смотреть в

пространство, избегать смотреть в глаза другим, смотреть на предметы под

необычным углом или подносить предметы очень близко к глазам.

4. Серьезная степень нарушения использования зрения. Ребенок упорно избегает

смотреть в глаза другим, может иметь экстремальные формы необычного

использования зрения, описанные выше.

1. Соответствует возрасту. Реакция ребенка на звуки и речь соответствует возрасту.

Ребенок использует слух вместе с другими сенсорными модальностями.

2. Использование слуха слегка нарушено. Ребенок не всегда отвечает, либо

проявляет легкую степень сверх реакции на некоторые звуки. Ответ на звук может

быть с задержкой, для того, чтобы привлечь внимание ребенка, звуки должны

повторяться. Некоторые внешние звуки могут расстраивать ребенка.

3. Средняя степень нарушения слухового ответа. Ответ ребенка на звуки различен,

часто игнорирует звук после первых нескольких повторений, может закрывать уши,

когда слышит некоторые повседневные звуки.

4. Использование слуха нарушено в серьезной степени. Ребенок в значительной

степени проявляет избыточную реакцию и/или недостаточную реакцию на звуки в

независимости от типа звука.

1. Нормальное использование обоняния, осязания и вкуса. Ребенок исследует новые

объекты соответствующим возрасту образом, в основном получая ощущения и

разглядывая. Когда это нужно, используется обоняния и вкус. Если ребенок

испытывает обычную несильную боль, он выражает дискомфорт, но проявляет сверх

2. Легкая степень нарушения использования обоняния, осязания и вкуса. Ребенок

может отказываться помещать объекты в рот, может нюхать или пробовать на вкус

несъедобные предметы, может игнорировать, либо проявлять избыточную реакцию

на несильную боль в ситуациях, когда для обычного ребенка свойственно проявлять

3. Средняя степень нарушения использования обоняния, осязания и вкуса. Ребенок

может быть озабочен ощупыванием, обнюхиванием, опробованием на вкус

предметов или людей. Реакции ребенка могут быть либо слишком

сильными, либо слишком слабыми.

4. Серьезная степень нарушения использования обоняния, осязания и вкуса.

Ребенок занят ощупыванием, обнюхиванием, опробованием на вкус предметов в

большей степени, нежели нормальным изучением или использованием предметов.

Ребенок может полностью игнорировать боль, либо очень сильно реагировать на

1. Нормальное проявление нервозности и страхов. Поведение ребенка соответствует

как ситуации, так и возрасту.

2. Проявление нервозности и страхов слегка нарушено. Временами ребенок

проявляет слишком сильный страх, либо его отсутствие, по сравнению с реакциями

других детей того же возраста в сходной ситуации.

3. Проявление нервозности и страхов нарушено в средней степени. Ребенок

проявляет значительно больше или меньше страха, по сравнению с реакциями детей

старшего или младшего возраста в сходной ситуации.

4. Проявление нервозности и страхов нарушено в серьезной степени. Страх не

возникает даже после повторяющегося опыта с опасными событиями или объектами.

Ребенка очень трудно успокоить и утешить. И наоборот, ребенок может не проявлять

беспокойства в опасных ситуациях, которых избегают дети такого же возраста.

1. Вербальная коммуникация соответствует возрасту и ситуации.

2. Легкое нарушение вербальной коммуникации. Задержка речи. Большая часть

используемой речи является осмысленной, однако могут присутствовать некоторые

эхолалии или замены местоимений. Иногда используются странные, необычные

слова или жаргон.

3. Средняя степень нарушения вербальной коммуникации. Речь может отсутствовать.

Если речь присутствует, то это сочетание некоторой неосмысленной коммуникации,

странных слов, например жаргона, эхолалий, замены местоимений. Странности в

неосмысленной речи могут включать постоянное задавание вопросов или

озабоченность определенными темами.

4. Серьезная степень нарушения вербальной коммуникации. Осмысленная речь

отсутствует. Ребенок может визжать, издавать странные звуки, подражать голосам

животных, издавать звуки, отдаленно напоминающие речь, либо постоянно

использовать некоторые неестественные слова или фразы.

1. Использование невербальной коммуникации соответствует возрасту и

2. Использование невербальной коммуникации нарушено в легкой степени.

Незрелое использование невербальной коммуникации, ребенок может нечетко

показывать или добиваться того, что хочет, в ситуациях когда ребенок того же

возраста могут указать или использовать более специфический жест, чтобы показать

что он/она хочет.

3. Использование невербальной коммуникации нарушено в средней степени. В

основном, ребенок не может выразить свои потребности или желания

невербальным способом и не может понять невербальную коммуникацию других

4. Использование невербальной коммуникации нарушено в тяжелой степени.

Ребенок использует только странные и необычные жесты, которые не имеют

очевидного значения, либо не проявляет понимания жестов и выражения лица

1. Уровень активности ребенка соответствует возрасту и обстоятельствам. Ребенок

не более и не менее активен, чем дети того же возраста в сходной ситуации.

2. Уровень активности ребенка слегка нарушен. Ребенок может быть несколько

неугомонным или наоборот «ленивым», медленно двигающимся. Уровень активности

слегка мешает его деятельности.

3. Уровень активности ребенка нарушен в средней степени. Ребенок может быть

очень активным, его трудно сдерживать. Его/ее энергия может быть безграничной,

может быть не готов отправлять спать ночью. И наоборот, ребенок может быть

сонным, для того, чтобы заставить его шевелиться, нужно потратить много сил.

4. Серьезная степень нарушения уровня активности. Ребенок проявляет крайние

формы активности или пассивности, либо активность и пассивность сменяют друг

1. Интеллектуальное функционирование нормальное и ребенок равномерно развит в

различных областях. Интеллектуальные проявления ребенка соответствуют возрасту,

у ребенка нет необычных интеллектуальных навыков или трудностей.

2. Интеллектуальное функционирование нарушено в легкой степени. Ребенок не так

сообразителен, как дети того же возраста, навыки примерно одинаковы во всех

3. Средняя степень нарушения интеллектуального функционирования. В основном,

ребенок не так сообразителен, как дети того же возраста, однако, в

одной или нескольких областях интеллекта ребенок функционирует близко к норме

4. Серьезная степень нарушения интеллектуального функционирования. Несмотря

на то, что ребенок не так сообразителен, как сверстники, в одной или нескольких

областях он или она может функционировать даже лучше, чем дети того же возраста

1. Нет аутизма. Ребенок не проявляет симптомов аутизма.

2. Слегка аутичен. Ребенок демонстрирует некоторые симптомы в легкой

3. Средний уровень проявления аутизма. Ребенок демонстрирует ряд симптомов

или среднюю степень проявления аутизма.

4. Тяжелый аутизм. Ребенок проявляет много симптомов, либо серьезную степень

Запишите оценку, которую вы дали ребенку по каждой категории ниже и сложите

15-30: Нет аутизма

30-36: Проявление аутизма от легкого до среднего (имеется в виду

высокофункционирующий аутизм или синдром Аспергера, особенно если общий

балл от 30 до 33)

36-60: Тяжелый аутизм

Модифицированный скрининговый тест

на аутизм для детей раннего возраста

(The Modified Checklist for Autism in

Robins, Fein, & Barton, 1999)

M-CHAT создан в США и является расширенной версией скринингового

опросника CHAT, созданного в Великобритании. М–CHAT содержит 23 вопроса

(в оригинальной версии содержится 9 вопросов). Начало использованию

опросника было положено в штатах Коннектикут и Нью Ингланд, в

исследовании авторов опросника приняло участие 33 000 детей.

М-CHAT создан для проведения скринингового обследования на нарушения

аутистического спектра (НАС) у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. M-CHAT

может проводиться, как часть обычного медицинского обследования ребенка.

Также может быть использован для оценки риска наличия аутизма и

представителями не медицинских специальностей.

Главная цель использования M-CHAT – выявление риска наличия аутизма и

НАС, однако, не все дети, которые выявляются при использовании данного

метода, действительно имеют диагноз НАС. В добавление к M-CHAT было

также создано диагностическое интервью. Однако, и с применением

интервью, нередко выявляются дети, у которых диагноз впоследствии не

подтверждается, но у некоторых из этих детей есть риск отставания в

более 3 баллов по общей шкале, либо набравшие 2 критических балла,

должны быть направлены на диагностическое обследование к

специалистам, в чью компетенцию входит постановка диагноза НАС у

детей раннего возраста.

Ни один скрининговый инструмент не имеет 100% достоверности

Пожалуйста, оцените, насколько приведенные ниже высказывания

характеризуют вашего ребенка. Постарайтесь ответить на каждый

вопрос. Если данное поведение проявлялось редко (вы видели это

всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно.

Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?

Любит ли ребенок карабкаться по предметам как по ступенькам?

Любит ли ребенок играть в прятки (ку-ку)? Да

Играл ли когда-нибудь ребенок понарошку, например, говорил по

телефону или качал куклу или во что-то другое? Да

6 Использует ли ребенок указательный палец, чтобы указывать или

Использует ли ребенок указательный палец, когда показывает,

проявляет интерес к чему либо? Да

Может ли ребенок соответствующим образом играть с мелкими

игрушками (например, машинками или кубиками), не просто засовывая их в рот,

вертя в руках или раскидывая

Приносил ли когда-нибудь вам (родителям) предметы, чтобы что-то

Может ли ребенок смотреть вам в глаза более 1-2 секунд? Да

Проявлял ли ребенок когда-нибудь сверх чувствительность к звукам

(например, закрывая уши)

Улыбается ли ребенок вам или в ответ на вашу улыбку?

Имитирует ли ребенок, то, что вы делаете (например, подражает

выражению вашего лица)

Окликается ли ребенок на свое имя, когда вы его зовете? Да

Если вы укажете на игрушку в комнате. Посмотрит ли на нее ребенок?

Может ли ребенок ходить?

Посмотрит ли ребенок на вещи (предметы), на которые посмотрите

Совершает ли ребенок необычные движения пальцами у своего

Пытается ли ребенок привлекать ваше внимание к тому, что он

Не возникало ли у вас ощущение, что ваш ребенок имеет

нарушения слуха (глухой)?

Понимает ли ребенок то, что говорят другие люди?

Бывает ли так, что ребенок увлечен чем-то чего, не существует или

бесцельно бродит по комнате?

23 Смотрит ли ребенок на ваше лицо, чтобы проверить вашу реакцию, когда

сталкивается с чем-то незнакомым?

Внимание! Подсчет баллов ведется не родителем, а профессионалом.

1. Нет 6. Нет 11. Да 16. Нет 21. Нет

2. Нет 7. Нет 12. Нет 17. Нет 22. Да

3.Нет 8. Нет 13. Нет 18. Да 23.Нет

4. Нет 9. Нет 14. Нет 19.Нет

5. Нет 10. Нет 15. Нет 20. Да

На сегодняшний день основу диагностики

аутизма составляют три ключевых признака, известные как триада

Лоры Винг (Rutter и Schopler 1987). Диагностика аутизма с

применением обеих основных диагностических схем, используемых в

современной практике (Diagnostic and statistic manual of mental

disorders, третий пересмотр — DSM/III/R, American Psychiatric

Association 1987, и International classification of diseases, десятый

пересмотр — ICD-10, World Health Organization 1990), опирается на

оценку трех ключевых нарушений, охватываемых триадой Лоры Винг:

— качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия;

—качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной

коммуникации и в сфере воображения;

— крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов.

признаков, включая не менее двух признаков из раздела

А, не менее одного признака из раздела В и одного из

раздела С (критерий учитывается, только если

поведение является отклоняющимся с учетом общего

уровня развития пациента).

В разделах A (примеры в скобках) и B (пункты списка)

ранжирование проведено так: первыми указываются те,

которые относятся больше к детям младшего возраста или

с наиболее выраженными нарушениями, а далее следуют

относящиеся к старшим детям и детям с менее

выраженными проявлениями данного расстройства.

проявляющиеся следующим образом:

1. Явно недостаточное осознание существования других людей и

их чувств (например, обращение с человеком как с мебелью; игнорирование

страдания другого человека; очевидное отсутствие представления о

необходимости личного пространства).

2. Отсутствие или искаженный поиск утешения в момент страдания

(ребенок не приходит за утешением, даже если он болен, ударился или устал;

ищет успокоения стереотипным образом, например каждый раз, когда

ударится, повторяет: «Улыбайся, улыбайся, улыбайся»).

3. Отсутствие или нарушение подражания (например, не машет рукой в

ответ на прощальный жест взрослого; не подражает действиям матери,

работающей по дому; механическая имитация действий других вне контекста)

4. Отсутствие или нарушение игры с партнерами (например, ребенок

избегает участия в простых играх; предпочитает играть в одиночестве;

привлекает других детей к игре только в качестве

5. Выраженное нарушение способности устанавливать дружеские

связи (т.е. отсутствует интерес к установлению дружеских связей; несмотря на

заинтересованность в установлении дружеских связей, ребенок демонстрирует

недостаточное понимание норм социального взаимодействия, например

читает другому ребенку телефонную книгу).

а также воображения, что проявляется следующим образом:

1. Отсутствие таких форм коммуникации, как лепет, жестикуляция,

мимика, речевое общение.

2. Значительные нарушения невербальных аспектов коммуникации, таких как

зрительный контакт, мимическая экспрессия, поза, жесты, служащие для установления

социального взаимодействия и изменения его стиля (например, избегает прикосновений,

напрягается, застывает, когда его обнимают или берут на руки, не смотрит на партнера, не

улыбается при взаимодействии с людьми, не здоровается с родителями и гостями,

смотрит в одну точку в ситуациях социального взаимодействия).

3. Отсутствие воображения, например изображения в игре взрослых, сказочных

персонажей или животных; слабость интереса к рассказам о вымышленных событиях.

4. Выраженные речевые нарушения, затрагивающие громкость речи, высоту,

употребление ударений, частоту, ритм и интонацию (например, монотонность,

вопросительный тон речи, «писклявый» голос).

5. Выраженные нарушения формы и содержания речи, включая

стереотипии и повторы (например, непосредственные эхолалии или механическое

повторение телевизионной рекламы); использование местоимения «ты» вместо «я»

(например, «Ты хочешь печенье?» означает « Я хочу печенье»); особое использование

слов и выражений (например, «Иди на зеленые карусели»означает «Я хочу пойти

покачаться»); частые неуместные замечания (например, ребенок начинает говорить о

расписании движения поездов во время разговора о спорте).

6. Значительные нарушения способности вступать в беседу и поддерживать разговор

с другими людьми, несмотря на наличие нормальной речи (например, ребенок произносит

бесконечные монологи на какую-либо тему, не замечая реплик окружающих).

проявляется следующим образом:

1. Стереотипные движения: например ребенок трясет или крутит

руками, кружится, бьется головой о стену или мебель, совершает сложные

движения всем телом.

2. Стойкий интерес к отдельным сторонам предметов (например,

обнюхивание или облизывание предметов, постоянное ощупывание различных

поверхностей, вращение колес игрушечной

машинки) или пристрастие к необычным предметам (например,ребенок

постоянно ходит с веревочкой).

3. Выраженное волнение при любых переменах в окружающем мире,

например когда вазу, стоящую в комнате, убирают с ее обычного места.

4. Необоснованная привязанность к точному следованию определенным

правилам: например ребенок настаивает, чтобы родители всегда ходили с ним

в магазин одним и тем же путем.

5. Значительно ограниченный круг интересов и занятий с преобладанием

одного узкого интереса: например ребенок интересуется только обведением

различных рисунков, собиранием метеорологических сводок или воображает

себя сказочным героем.

D. Нарушения проявляются в младенчестве или раннем детстве.

Особо отмечается, если начало заболевания относится к детскому возрасту

ppt-online.org

Синдром Каннера или ранний детский аутизм (РДА) – это нарушение в психическом развитии, при котором у ребёнка наблюдаются проблемы с коммуникативностью, социальным восприятием, а также недоразвитость эмоциональных проявлений.

Причины синдрома Каннера

В наши дни не известны точные причины развития синдрома Каннера. Считается, что заболевание имеет наследственный характер. Возникнуть оно может под влиянием следующих факторов риска:

  • внутриутробные инфекции;
  • асфиксия, возникшая в процессе родов;
  • повреждение, полученное ребёнком при родах – травма шеи либо головы.
  • Патогенез синдрома, как и многих других психопатий, не изучен. Существует несколько механизмов развития заболевания под видом «симптоматического аутизма», в результате развития мозговых инфекций либо в период реконвалесценции после перенесенного энцефалита (этот синдром называют постэнцефалитическим аутизмом). Сейчас считается, что РДА – это ранняя форма шизофрении, которая развивается у ребёнка в первые 2 года жизни. Этой болезнью чаще страдают мальчики.

    Симптомы синдрома Каннера

    Симптомами синдрома Каннера считаются такие состояния:

  • Ребёнок не способен находиться в зрительном контакте с людьми, будь то родители или незнакомцы;
  • Его действия имеют определённую последовательность с постоянным повторением монотонных движений;
  • Отсутствует понимание об угрозе и опасности, а также способность к оцениванию обстановки;
  • Эхолалия – лепет, повторяющийся многократно; вместо обычной речи – подражание её звучанию;
  • Агрессивное поведение в отношении близких или незнакомых людей, если они пытаются с ним контактировать;
  • Переиначивание игр под своё видение, игнорирование принятых правил и придумывание собственных, из-за чего ребёнок не способен играть со сверстниками;
  • Больной общается с предметами и при этом не желает общаться с людьми;
  • Мутизм, который считается одним из главных симптомов – ребёнок упрямо молчит и не откликается, когда к нему обращаются или пытаются поговорить.
  • Первые признаки синдрома Каннера легко выявить, так как ребёнок с раннего возраста отличается своим необычным поведением – слабое проявление эмоций, частая зацикленность на некоторых предметах и повторении действий, неразговорчивость, отказ идти на контакт. Сама по себе замкнутость – это не показатель задержки умственного развития, но именно она в процессе диагностики становится самым выразительным симптомом.

    Осложнения и последствия

    Последствием РДА может стать нарушение эмоциональных связей и контактов больного с социумом.

    Диагностика синдрома Каннера

    Помимо синдрома Каннера у детей могут наблюдаться и другие психические нарушения – к примеру, невроз или шизофрения, – да и у некоторых здоровых малышей могут проявляться признаки, которые характерны аутизму. Поэтому при возникновении подозрений следует не медля вести ребёнка на осмотр к детскому психиатру, чтобы он диагностировал наличие или отсутствие заболевания. При этом для постановки диагноза зачастую недостаточно осмотра у психиатра – необходимо также обследование у невролога, педагога, педиатра и психолога.

    В некоторых случаях для постановки диагноза психиатру требуется информация относительно общего состояния организма больного ребёнка – для этого он может направить его на сдачу анализов мочи и крови.

    Инструментальная диагностика

    Чтобы исключить прочие психические болезни и подтвердить диагноз, врачу может понадобиться процедура электроэнцефалограммы.

    Дифференциальная диагностика

    Синдром Каннера необходимо дифференцировать с синдромами Аспергера, Ретта, а также умственной отсталостью и нарушениями органов чувств. Важно также отличать РДА от ранней стадии шизофрении и депривационного синдрома (так называемого госпитализма).

    Сравнительная характеристика синдрома Аспергера и Каннера

    Ранний детский аутизм (синдром Каннера)

    Аутистическая психопатия (синдром Аспергера)

    Обычно на первых месяцах жизни

    Значительные отклонения, которые начинаются с 3-х лет

    Зрительная связь с другими людьми

    Поначалу обычно отворачивается, позже начинает устанавливать контакт, но в редких случаях; уклончивая и кратковременная реакция

    В редких случаях и кратковременно

    Говорить начинает поздно, речь развита плохо (около 50% больных детей)

    Сильная задержка речевого развития

    Наблюдается эхолалия (коммуникативная функция речи нарушена)

    Речевой навык развивается рано

    Рано развивается правильная и грамотная речь

    Речь используется для коммуникации, но нарушения всё равно есть – речь спонтанна

    Специфическая структура интеллекта, способности значительно снижены

    В большинстве случаев интеллект на высоком уровне либо выше среднего

    Нарушений нет, если не наблюдается сопутствующей болезни

    Проблемы с двигательной моторикой – нарушения координации, неловкость, неуклюжесть

    Лечение синдрома Каннера

    Очень важно обеспечить малышу занятия со специальными педагогами. Синдром Каннера не сопровождается нарушением интеллекта, но из-за расстройств в эмоциональном плане эти дети не могут обучаться по стандартной программе. Совместно с врачами педагог должен подобрать подходящий для ребёнка способ обучения, а также индивидуальную программу, в которой все его способности будут максимально использованы.

    Важно также и общение малыша с психологом, ведь разнообразные психологические методики могут помочь выработке навыков общения в социуме, научить адаптироваться в коллективе. Есть специальные методики для аутистов, к примеру, холдинг-терапия (это метод с использованием принудительных объятий), она помогает укрепить эмоциональную связь между больным малышом и его родителями.

    Нужно также внимательно отнестись и к рациону питания ребёнка с синдромом Кеннера – таким детям нужна особая диета. Так как у них наблюдается нарушение в работе пищеварительных ферментов, способность организма расщеплять некоторые виды белков, имеющиеся в мучных продуктах и молоке, понижена. Из-за этого следует ограничить употребление больным молочной и мучной продукции.

    Очень важно и участие семьи маленького аутиста в реабилитационном процессе. Родителям нельзя проявлять непонимание и холодность по отношению к ребёнку, так как это негативно отражается на процессе лечения. Следует окружить малыша заботой, любовью и поддержкой – это очень способствует улучшению состояния больного.

    Среди методов терапии также развивающие курсы психологической поддержки, проводимые как индивидуально, так и в группах:

    • занятия с врачом-логопедом;
    • упражнения лечебной физкультуры;
    • процедуры лечебного труда;
    • танцы, музыка и рисование.
    • Многие врачи с большой осторожностью выписывают аутистам психотропные лекарства, так как нет достоверных сведений о том, что они оказывают положительный эффект на больного. Использовать эти препараты следует, если у ребёнка наблюдается перевозбуждение, попытки физически себе навредить, проблемы со сном. Для лечения в этих случаях используются антидепрессанты (Амитриптилин) и нейролептики (в малых дозах) – обычно это Сонапакс, Галоперидол, Рисполепт.

      Также в процессе терапии с использованием лекарств применяются препараты, способствующие улучшению обмена веществ в тканях мозга (это Аминалон, Церебролизин, а также глутаминовая кислота), и ноотропные вещества (Ноотропил).

      Витамины и физиотерапевтическое лечение

      Улучшить состояние больного может также терапия с использованием витаминов. Для лечения синдрома Каннера применяются витамины из групп В, С, а также РР.

      Выполняются и процедуры физиотерапевтического лечения – магнитотерапия, лечение водами, электрофорез. Также дети занимаются физкультурой, получая необходимую физическую нагрузку.

      Для того чтобы успокоить аутиста, иногда рекомендуют использовать молотый мускатный орех, так как он способствует улучшению кровообращения в мозге и имеет успокаивающий эффект. Необходимо взять крошечную дозу этого ингредиента и растворить её в малом количестве молока. Но следует помнить, что в орехе содержится сафрол (психотропное вещество), поэтому без консультации с врачом этим методом народного лечения лучше не пользоваться.

      После консультации с врачом можно использовать в качестве вспомогательного метода терапии успокаивающие лечебные сборы из трав.

      При лечении травами можно использовать отвар из полевого вьюнка, мелиссы, а также листьев растения гинкго билоба. Это лекарство готовят следующим образом: 5 г измельчённых ингредиентов залить 250 мл воды и кипятить примерно 10-15 мин, после чего остудить. Отвар пьют 3 р./сут. (перед едой за 25-30 мин) по 1-2 ст.л.

      Не существует специфических профилактических методов для предотвращения появления у ребёнка синдрома Каннера. Но можно уменьшить возможный риск возникновения этой болезни – если будущие родители с серьёзностью подойдут к процессу планирования беременности. Ещё до зачатия следует пройти осмотр у специалистов, чтобы выявить и вылечить хронические болезни или инфекции. Также беременной женщине нужно постоянно посещать женскую консультацию, придерживаться здорового образа жизни и не контактировать с инфекционными больными.

      Прогноз о будущем состоянии больного может сделать лишь лечащий врач, наблюдавший ребёнка постоянно. Существует немало случаев, которые демонстрируют, что при качественном лечении синдром Каннера даже в тяжёлой форме заболевания не помешает пациенту развиваться, а слабые признаки болезни эффективно подобранная терапия вообще может сделать почти незаметными.

      Медицинский эксперт-редактор

      Портнов Алексей Александрович

      Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»

      ilive.com.ua

      Это интересно:

      • Что такое стресс в психологии Все о понятии стресса в психологии Каждый человек испытывал раздражение и чувствовал упадок сил. Такая реакция организма на негативные эмоции называется стрессом. Характеристика состояния Понятие и природа стресса в том, что он предназначен для защиты организма от различных негативных воздействий. При попадании человека в экстремальную ситуацию у […]
      • Что можно беременным от стресса Беременность и цистит: какие препараты и лекарства пить во время беременности от цистита Инфекции мочевых путей во время беременности не редкость, так как они затрагивают около 10% всех женщин в положении. Кроме того, они опасны для матери и плода, могут вызвать выкидыш или преждевременные роды. Беременность – это определенное физиологическое […]
      • Стресс может вызвать инфаркт Стресс может вызвать инфаркт О взаимосвязи тревожности и сердечно-сосудистых заболеваний знают все. Может ли разовое или хроническое потрясение вызвать инфаркт и другие патологии? Сначала разберемся в определениях. Стресс – это любой внешний возбудитель, который оказывает нервное напряжение. При длительном нервном напряжении человек постоянно […]
      • Органические поражения головного мозга при шизофрении Органические поражения головного мозга Заболевания этого раздела имеют разнообразную природу и различные механизмы развития. Они характеризуются множеством вариантов психопатических или невротических нарушений. Широкий спектр клинических проявлений объясняется различной величиной поражения, областью дефекта, а также основными […]
      • Лечение дельфинами аутизм Дельфинотерапия и ее польза для детей С каждым годом интерес к лечению животными все возрастает. И это небезосновательно. Людям очень помогают лошади, дельфины, собаки, кошки и другие животные в борьбе с их недугами. Каждое животное выполняет свои функции и заслуживает большого внимания. Дельфин считается одним из самых умных животных; […]
      • Психоз у умирающих Маниакально-депрессивный психоз: проявления, симптомы, признаки Проявления маниакально-депрессивного психоза, с одной стороны, многообразны, включают признаки мании и депрессии, но с другой стороны, заболевание может всю жизнь проявляться только возникновением депрессивной или маниакальной фазы. Психоз вначале может проявляться правильным […]
      • Сердцебиение при неврозе Тахикардия при неврозе Невротические расстройства часто проявляются в виде невроза сердца. Человек приходит в поликлинику с жалобами на боли в сердце, а обследование показывает, что он здоров. Оказывается, что сердечные боли могут быть связаны не только с физическими нарушениями в организме, но и с эмоциональным состоянием. Причины возникновения […]
      • Больница для лечения депрессии Больница для лечения депрессии Экстренная госпитализация – круглосуточно Дополнительные справки по телефону: +7 (812) 241-26-05 - Среда, пятница – с 10:00 до 11:00; Порядок обращений и госпитализации: Возможна госпитализация на хозрасчетной основе и по полису ДМС. Стационарная помощь оказывается больным, страдающим: алкогольной […]