Боязнь ходить в школы

Дидаскалейнофобия – детский и подростковый страх перед школой

Дидаскалейнофобия относится как, казалось бы, странным и даже абсурдным человеческим страхам. Тем не менее, от этого страха страдает немало детей и подростков во всем мире. Данная фобия характеризуется отвращением к школе и присуща 5% всех людей. Основная причина, по которой развивается патология, кроется в трудностях с общением, обучением, социализацией. Помощь таким детям могут оказать как родители, так и специалисты.

Одна из разновидностей детских страхов

В разном возрасте появляются разные страхи, особенно когда наступает переход к новому мироощущению. И так как еще называется боязнь школы – сколинофобия, сеолинофобия эти названия характерны для детей старшего возраста и подростков. Детские страхи дошкольного и школьного возраста касаются выхода в социальный мир общения со сверстниками и другими взрослыми. Это неприятное чувство, когда дети боятся, но скрывают страх. Родители часто допускают ошибку, пытаясь защитить самое ценное, что у них есть, ограждая от страхов. Близкие до конца не говорят о проблеме, подпитывая иллюзию о том, что страх сам по себе исчезнет и забудется. Дидаскалейнофобия – это страх, который может быть признаком не нормального развития. Он включает 2 основных момента:

  • страх оценки других людей (что скажут другие, когда я что-то сделаю);
  • страх публичных выступлений.
  • Страх оценки появляется у детей после 6-ти лет и связан с ощущением неправильности поступков, в отличие от детей 5-ти лет, которые делают то, что считают нужным, не задумываясь глубоко о последствиях. У детей школьного возраста страх основывается на том, что они учатся соотносить свои представления с идеями других людей, группы детей.

    Дидаскалейнофобия, присущая нормальному развитию детей, имеет характерные признаки. Главными критериями нормального страха являются:

  • Отсутствие явления парализованности нормальной жизни.
  • Временный характер явления в соответствие с возрастом ребенка.
  • Интенсивность проявлений.
  • Страх может проявиться вначале обучения. Из-за требовательности учителя или неподготовленности малыша к школе родителями развивается особый механизм восприятия новой среды. Такие дети ходят в школу как на каторгу, не могут завести друзей, становясь изгоями. Наблюдаются такие признаки как отказ от выполнения домашнего задания, отстраненность или неспособность включиться в учебный процесс, которые выражаются капризностью, демонстративным поведением. Эти признаки не говорят о наличии фобического состояния, но такие моменты являются пограничными, поэтому ребенку нужно уделять больше внимания, поддерживать, создавать благоприятный микроклимат в семье. Обратная реакция родителей – раздражительный тон, крики, фразы о нехватке времени, оскорбительные выражения в адрес малыша или высказанное разочарование усиливают стресс, развивая и углубляя детские неврозы.

    Боязнь школы, которая длится долго, парализуя жизнь семьи, сопровождаясь отказом выходить из дома, скандалами, физическими проявлениями или другими страхами, заканчивается тяжелыми неврозами и лечится у специалиста.

    Симптомы тревожного расстройства

    Состояние панического страха перед школой сопровождается характерными симптомами:

  • выраженным дискомфортом в груди, затрудненным дыханием;
  • предобморочным состоянием;
  • дрожанием тела;
  • бледностью лица;
  • усиленным потоотделением;
  • заиканием;
  • учащенным сердцебиением;
  • тошнотой, дискомфортом в животе.
  • Что такое дидаскалейнофобия и есть ли она у ребенка родителям поможет определить, повышенная активность при приближении фобического события. В панике он может бесцельно ходить из стороны в сторону или напротив, испытывать состояние парализованности, оцепенения. Эти симптомы относятся к невротическому расстройству. К ним стоит отнестись внимательно, а не принимать за сиюминутные капризы.

    Как образуется фобия

    Данное расстройство образуется в силу предрасполагающих семейных факторов и реже возникает в результате травмирующего события в школе. Усиленная длительная опека может привести к тому, что ребенок начнет бояться других людей, общения, приходить в новый коллектив. В результате гиперопеки, при постоянном запугивании, ограждении от посторонних людей может пострадать детская самооценка. Боязнь закрепляется по причине постоянных замечаний, контроля или чрезмерной защиты. Страхи могут передаваться в семье, особенно от мамы к ребенку. Если взрослые афишируют свои страхи, то для маленьких членов семьи это становится примером мироощущения в дальнейшем.

    Боязнь ходить в школу развивается на фоне негативных событий в стенах учебного учреждения, которые также сильно воздействуют на психику старших детей и подростков.

    Примерами подобных событий становятся:

    1. Жестокие шутки, издевательства, акты унижения сверстников.
    2. Угрозы причинить физический вред со стороны одноклассников или старшеклассников.
    3. Давление или насмешки педагогов.
    4. Чрезмерные физические или умственные нагрузки.
    5. Школа – важный этап личностного развития и социализации, поэтому дидаскалейнофобия требует коррекции или лечения. В этот период родители должны внимательно относиться к проявлениям, выражению чувств ребенка, поскольку сам он не умеет распознавать источник своих переживаний и не в состоянии с ними бороться.

      Как родителям помочь ребенку

      Универсальный совет, который могут использовать родители, чтобы избавить ребенка от страха перед школой – это предупреждать о новом для него событии. Понять, что событие является для него неприятным можно по сильной реакции на ситуацию. Если заметным становится сердцебиение, появляется заикание, физическое проявление реакции, это значит, что страх уже глубинный и имеет физиологическую основу. Предупреждая о предстоящем неприятном для него событии, страх не уходит. Необходимо сделать так, чтобы ребенок был готов встретиться с неприятной ситуацией, пережил это, получил поддержку и смог с этим расстаться. Существуют средства, которые помогут справиться с сильным страхом перед походом в школу, успокоить ребенка. Проблема по силам родителям, которые должны помнить об основных правилах поведения и отношении к будущему первокласснику, испытывающему страх перед школой:

    6. Нельзя смеяться над страхами, связанными с предстоящим или наступившим событием.
    7. Необходимо понять и признать страх.
    8. Полезно объяснить о преимуществах объекта страха и найти совместное решение.
    9. Ребенок находится в состоянии, где фантазии и реальность переплетены. Для него восприятие мира подобно тому, как древние люди объясняли существование мира, где реальность с ее физическими законами перемешивается со страхами. Поэтому родители должны принять то, о чем говорит ребенок, не пытаться переубеждать его, спорить и тем более высмеивать мировосприятие.

      Просто объяснить о физических возможностях объекта страха, в данном случае школы, будет недостаточно. Необходимо перестроиться под мир детских фантазий и совместно придумать фантастическое решение. Чтобы было легче найти его, можно визуализировать и предложить нарисовать страх. Следующим моментом угнетения страха становится трансформация. Подбирая вместе красочные цвета, добавляя другие элементы к рисунку, нужно стараться получить волшебный мир с героями, которые могут прийти на помощь, и вызвать желание у ребенка попасть туда. Сказочного героя нужно наделить всеми необходимыми навыками, которые помогут победить страх, рассказывая о нем на ночь, таким образом, создавая приятную традицию и постепенно подготавливая малыша к школе.

      Помочь преодолеть страх оценки и публичных выступлений можно с помощью родительской поддержки, говоря о хороших качествах ребенка, подпитывая конкретными проявлениями этих качеств, например, акцентируя внимание на ответственном отношении к делу или склонности к взаимовыручке, внимательности, усидчивости, умении схватывать на лету. В этом случае ребенку будет легче выстраивать адекватную самооценку.

      Помощь профессионала

      Страх, в зависимости от степени выраженности, поддается коррекции или терапии у психолога или психотерапевта. Для детей дошкольного, школьного возраста, подростков, испытывающих боязнь перед школой, применяются разные техники. У младших детей страхи порождаются активным воображением, поэтому применимы методики визуализации. Сеансы рисования, фантазирования, лепки позволяют приблизиться к страху, рассмотреть его в реальности, найти позитивные стороны. Дидаскалейнофобия у подростков корректируется с помощью игр, соревновательных методик, которые помогают проявить себя и повысить самооценку.

      Детям, у которых фобия выросла из-за гиперопеки, психолог поможет осознать проблему, сформирует правильное восприятие ситуации, научит приемам, помогающим комфортно чувствовать себя вне дома.

      Психотерапия в случаях, сопряженных с сильными неврозами, сочетается с назначением легких успокаивающих средств, лечебной физкультурой, физиотерапевтическими методиками.

      К сожалению, данная патология обнаруживается на начальных стадиях родителями и близкими довольно редко, а отвращение к школе воспринимается как лень или капризы ребенка. Чтобы страх не развился в фобию, необходимо осуществлять профилактику явления, подготавливая ребенка к школе не только технически, но и морально, уделяя время и внимание в процессе обучения, решая трудные вопросы в доверительной беседе. При наличии явных нарушений психологического характера важно не затягивать с решением проблемы и обратиться за помощью к психологу.

      mystrahi.ru

      Как не бояться ходить в школу ребенку и преодолеть страх

      Нынешние программы для учебных заведений бесперебойно обновляются и видоизменяются. Материал непрост и школьники могут попросту его не воспринимать. Довольно часто случается так, что ребенок слушает начитанную информацию, а вот понять ее не в силах, поэтому разбирать пройденный в школе материал приходится уже дома. Если в начальных классах еще можно понять о чем идет речь, то в старших — это уже непросто. Таким образом, ребенок начинает бояться учебного заведения, поскольку домашнее задание не выполнено, учителя ставят двойки, а родители отчитывают за них. Психика подростка не выносит такого стресса и появляется боязнь школы, от которой нужно избавляться в срочном порядке.

      Страх школы может возникнуть вследствие неспособности ребенка освоить учебный материал

      Что такое боязнь школы

      Боязнь ходить в школу называется дидаскалейнофобия, она характерна только школьникам и появляется исключительно в момент занятий. По существу понятие дидаскалейнофобии дословно расшифровывается, как «боязнь школы». Формально такая фобия не сразу может заявить о себе в полном объеме. Часто родители воспринимают нежелание ходить на учебу, как лень, желание погулять или же заняться чем-нибудь иным, только не учебным процессом. Но именно в эти моменты не нужно отворачиваться от проблемы, необходимо со всей ответственностью отнестись к ней и отыскать реальную причину прогулов уроков. Особенно сильно это проявляется в начальной школе, т.к. ребенок еще полностью не приспособился к обучению и требованиям, а большие нагрузки без семейной поддержки могут привести к появлению фобии

      Ошибка родителей состоит в том, что они считают фобию проявлением сразу во всех сферах жизни ребенка, а боязнь появляется именно в конкретном случае. Если устранить раздражитель, то и боязнь проходит сама собой. Пренебрегать такие проявления у подростка нельзя. Чем длительнее не уделяется время и внимание к проблеме, тем более сильно она врастает в сознание. Позже она может перерасти в сильнейшую озлобленность, которая связана с паническим состоянием и депрессивностью.

      Признаки и симптомы наличия фобии

      Самое полное и точное описание боязни школы описал Херсов. Он считал, что проблемы начинаются с сомнительных жалоб на учебное заведение или же с ее принудительного посещения. Позже это перерастает в полный отказ идти в школу, не принимая во внимание уговоры со стороны родителей. Чем ближе время идти в учебное заведение, тем сильнее меняется поведение и настроение ребенка. Многие дети говорят, что у них есть желание посещать школу, но в необходимый момент у них ничего не выходит из-за панических атак.

      Родителям следует забить тревогу при появлении такого рода симптомов:

    10. припадки асфиксии;
    11. прерывающееся дыхание;
    12. слишком частый пульс и сердечный ритм;
    13. сильное потовыделение;
    14. озноб и содрогание;
    15. ребенок становится бледнее, появляется упадок сил, который может привести к потере сознания.
    16. Кроме вышеперечисленного, у подростка может появиться подташнивание, головокружение и кишечные колики.

      Удивительно, что при наличии данной болезни может возникнуть появление боязни перед припадками самой боязни у ребенка. К тому же чем старше ребенок, тем сильнее могут быть такие проявления.

      Дети могут в такие минуты метаться по помещению, его поведение будет паническим или же он длительное время находится без движения. Такие признаки сложно приурочить к капризам и следует уделить им должное внимание.

      Асфиксия — один из признаков фобии

      Причины проявления боязни

      Глупо думать, что проявления страха перед походом в школу могут появляться вследствие одной стрессовой ситуации, которая произошла в учебном заведении. В большинстве случаев, это затянувшийся процесс, где школьник подвергается постоянному влиянию негативных факторов, которые сразу не устранить:

    17. издевательства от одноклассников, которые педагоги игнорируют;
    18. жестокость по отношению к ребенку;
    19. насмешки;
    20. бесконечные угрозы от старшеклассников;
    21. большая занятость и сильные нагрузки (физические и умственные);
    22. психологические упреки с боку преподавателей.
    23. Существуют нестандартные симптомы дидаскалейнофобии. Случается так, что фобия наступает, когда школьник испытывает панику, думая, что с родителями может случиться неприятность, в момент его отсутствия. Может быть, что ссоры среди родных и неурядицы настолько западают в голове у школьника, что в школе он не может от них освободиться, стремясь за родственников разрешить их сложности, поэтому не желает посещать учебное заведение. При любых обстоятельствах, школа — это главный период социализации школьника, поэтому страх школы необходимо преодолевать.

      Загруженность в школе может быть одной из причин расстройства

      Как преодолеть страх перед походом в школу

      Чаще всего школьник не имеет возможности до конца понять, как именно проявляется дидаскалейнофобия, как ее побороть и навсегда устранить, что же в самом деле мешает ему посещать учебное заведение. Исходя из этого, помощь профессионала необходима. В этих случаях следует обратиться за помощью к профессионалам в этой сфере. Первым делом, это детские психологи, которые могут постепенно определить все причины такого поведения у ребенка. Психолог может объяснить, каким образом избавиться от давления со стороны одноклассников или препятствовать им. Обучит и изменит взгляды на мир школьника, чтобы он смог взглянуть на проблему с иной стороны и устранить ее самостоятельно. Если ребенок сильно боится за родителей, то профессионал сможет объяснить ему, как поступать, когда родных нет рядом.

      Комплексно с работой психолога, школьнику назначают определенные антидепрессанты, лечебную физическую культуру или же иные упражнения, которые отвлекут ребенка от проблемы. Физкультура сможет помочь ребенку преодолеть неуверенность в собственных силах.

      Если натиск исходит со стороны семьи, то важно провести беседы с родственниками. Близкие люди обязаны пересмотреть свое отношение к собственному чаду и постараться решить проблему, не вмешивая ребенка в нее.

      Большинство родителей, когда слышат от специалистов, что их ребенок боится школы, выдыхают с облегчением — проблема не настолько серьезна. Только это начало сложного психологического заболевания, которое может перерасти во что-то большее. Если вовремя не заняться устранением этой беды, то ребенок и вовсе не пожелает посещать школу, вплоть до суицидальных наклонностей или побега из дома. Это произойдет не сразу, но доводить до этого не стоит. Любой испуг можно искоренить, отыскав его и устранив. Дидаскалейнофобия не исключение, если вы прибегнете к помощи высококвалифицированного специалиста в данной области. Именно он сможет дать нужные советы:

      Перевести ребенка на обучение в домашних условиях. Это необходимо и важно, поскольку ребенок должен обладать необходимыми знаниями.

      Не ругать его за некоторые слабости — возмущение родных людей только усугубит ситуацию. Только при помощи терпения и участливости можно справиться с психологическими проблемами школьника.

      Ребенка необходимо поддерживать, даже если он получил плохую оценку. Нужно продемонстрировать, что ничего в этом страшного нет, все можно исправить путем лучшей подготовки пройденного материала.

      Небольшая памятка родителям! Чтобы данная фобия была устранена, родителям стоит начать с себя, только родные люди помогут школьнику устранить боязнь. В кругу семьи должна быть благоприятная атмосфера, доверие и взаимопонимание.

      Близкие люди обязаны проявить внимание и терпение, не предъявлять ребенку обвинения во всех его неудачах. Победив страхи постоянно быть виновным перед родителями, у дитя появится уверенность в опоре и защите. В школе он будет находить общий язык с теми детьми, которые будут принимать его таким, какой он есть, а всем своим неприятелям научится оказывать сопротивление. Ему будет интересно ходить на учебу. Важно донести до ребенка, что для всех он не будет идеальным, а это означает, что не всегда следует прислушиваться к всеобщему мнению.

      Если же вы обратили внимание на то, что поведение ребенка схоже с вышеописанными симптомами, то примите необходимые меры, задумайтесь о микроклимате в семье. Следует провести анализ собственного поведения, поскольку довольно часто дети копируют поведение своих близких. Исходя из этого, нужно подавать пример детям исходя из собственного поведения, и это поможет им добиться небывалых высот и преодолеть массу сложностей. Необходимо много общаться с ребенком, узнавать о его проблемах и не давать ему замкнуться в себе.

      urazuma.ru

      Дидаскалейнофобия: симптомы, лечение, профилактика

      Современные дети испытывают колоссальные психологические и физиологические нагрузки. Свободный доступ к широкому информационному пространству, акселерация и многие другие факторы приводят к тому, что детская и подростковая психика не справляется с многочисленными стрессовыми ситуациями, потоками новой информации и т.д. На фоне этого возникают неврозы, в том числе различные фобии. Что такое дидаскалейнофобия, и почему она появляется у школьников?

      Что такое дидаскалейнофобия

      Слово «фобия» переводится с греческого языка, как «страх». Дидаскалейнофобия – это фобия, присущая только школьникам. Фактически она трактуется, как «боязнь школы».

      Родители не всегда распознают вовремя наличие у ребенка этой фобии. Нежелание детей школьного возраста посещать учебное заведение обычно трактуется, как банальная лень или каприз. Однако в таких случаях стоит внимательнее присмотреться к школьнику, поскольку тревожно-фобические расстройства становятся всё более актуальными именно для людей юного возраста — если так можно выразиться, психические патологии «молодеют».

      Еще одна причина, по которой взрослые игнорируют дидаскалейнофобию – ошибочная уверенность в том, что если ребенок действительно страдает психическим расстройством, то это проявляется во всех сферах жизни с одинаковой интенсивностью. Но это далеко не так: фобии связаны с конкретными страхами, и если пациента изолировать от источника его психологических проблем, то в целом он ведет себя адекватно.

      Напротив, если долго игнорировать наличие реальных психологических проблем у ребенка, то впоследствии это приведет к более тяжелым расстройствам, паническим атакам и глубокой депрессии.

      Симптомы дидаскалейнофобии

      Боязнь ходить в школу сопровождается рядом симптомов, которые свойственны проявлениям панического страха:

      • удушьем;
      • затрудненным дыханием;
      • учащенным и сильным сердцебиением;
      • интенсивным потоотделением;
      • ощущением дрожи в теле;
      • мышечной слабостью и предобморочным состоянием;
      • ощущением дискомфорта в груди и т.д.
      • Помимо этого, дидаскалейнофоба могут беспокоить боли в животе, тошнота, головокружения или ощущение тяжести во всем теле.

        Но самый показательный симптом, как бы парадоксально это ни звучало – страх перед приступами страха: дидаскалейнофоба периодически мучает озабоченность своими приступами. Чем старше ребенок, тем больше вероятность того, что он будет бояться сойти с ума из-за своей дидаскалейнофобии. В момент приступа ребенок может проявлять как повышенную активность (например, в панике быстро ходить из стороны в сторону), так и, наоборот, впадать в оцепенение. Подобные симптомы заслуживают внимания, вряд ли их можно спутать с обычным капризом.

        Почему появляется боязнь школы

        Довольно редко дидаскалейнофобия появляется в результате единичной психологической травмы, нанесенной ребенку в стенах школы. Чаще всего подобные неврозы развиваются вследствие длительного, а, главное, регулярного воздействия ряда негативных факторов на психику ребенка.

        Примеры подобных факторов:

      • постоянные издевательства одноклассников;
      • подтрунивание и жестокие шутки школьников;
      • частые угрозы расправы со стороны сверстников или старшеклассников;
      • непомерные умственные нагрузки;
      • психологическое давление со стороны одного учителя или ряда педагогов и т.д.
      • Есть еще нестандартные проявления дидаскалейнофобии. Например, когда ребенок боится, что пока он будет находиться в школе, с его родными произойдет что-то ужасное. Или же когда семейные проблемы настолько поглощают ребенка, что он начинает чувствовать себя ответственным за их решение, совершенно отрицая необходимость посещения школы.

        В любом случае школа – это важный этап социализации личности, поэтому с дидаскалейнофобией необходимо бороться.

        Как справиться с дидаскалейнофобией

        Ребенок не всегда может исчерпывающе объяснить причины, вызвавшие боязнь школы. В большинстве случаев он и сам плохо понимает источник своих страхов. Поэтому без помощи квалифицированного специалиста здесь не обойтись.

        Детский психолог в регулярных беседах поможет осознать школьнику, какие именно факторы породили дидаскалейнофобию. Он объяснит, как можно справиться с нападками сверстников, психологическим давлением и прочими вещами, с которыми сталкивается подросток.

        Психолог поможет сформировать правильное отношение ко всему происходящему. Если же причиной фобии стал страх за здоровье и благосостояние родителей, то детский специалист обучит нескольким приемам, используя которые школьник научится комфортно чувствовать себя вне дома, без присмотра родителей.

        Наряду с психологической терапией в некоторых случаях назначается прием легких антидепрессантов, применение ЛФК или других физиотерапевтических мер.

        Профилактика дидаскалейнофобии

        Тревожно-фобические расстройства поддаются лечению, но подобные неврозы не проходят для человека бесследно и всё равно вызывают ряд изменений в его поведенческих привычках. Поэтому лучше предотвращать невротические расстройства на ранних стадиях.

        Что касается дидаскалейнофобии, она может начать развиваться уже в начальных классах. Родители часто замечают, как дети капризничают, не могут включиться в рабочий процесс. После этого следуют заявления ребенка о том, что он отказывается ходить в школу или же малыш демонстративно перестает готовиться к урокам. Это не признак развивающейся боязни школы, но в такие моменты ребенок остро нуждается в особом внимании родителей и поддержке. Любые раздраженные фразы, повышение тона, отказ войти в положение малыша, резкие высказывания в его адрес только усиливают стресс и напряжение, создавая благоприятную почву для развития невроза.

        Таким образом, самая лучшая профилактика детского невроза – это доверительные беседы с ребенком, внимание, психологическая поддержка и хороший микроклимат в семье.

        ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

        fobiya.info

        Способы преодоления боязни школы

        Бывают ситуации, когда ребенок отказывается ходить в школу. Он начинает плакать и неподобающе себя вести. Большинство родителей воспринимают такое поведение как банальную лень, но это не всегда так. Боязнь школы — серьёзное психическое расстройство, которое игнорировать нельзя.

        Страх школы — не то же самое, что банальная лень

        Фобия школы называется дидаскалейнофобией. Она проявляется не сразу. Обычно возникает только во время занятий. Особенно остро проявляется в начальных классах, когда дети не готовы к большим нагрузкам.

        Часто маленьких детей, которые посещают детский сад, пугают школой подростки или взрослые, рассказывают, что задают много уроков, за несделанное домашнее задание учитель может наказать, что родители негативно реагируют на плохие оценки и бьют своих детей.

        Для детей школа —это место, где нужно вести себя хорошо и выполнять все задания.

        Дети, которые уже посещают школу, также могут испытывать к ней страх. Это последствия длительного процесса, когда ребенок подвергается негативному влиянию сверстников или взрослых.

        Основные причины фобии у учеников начальных классов:

        • издевательства со стороны сверстников или старшеклассников;
        • невозможность адаптироваться в новом коллективе;
        • неумение строить отношения с одноклассниками;
        • постоянные угрозы;
        • публичные высказывания от учителей.
        • Часто жертвами боязни школы становятся дети-изгои. У них нет друзей, опоры и поддержки. Ребенок не умеет давать отпор и сопротивляться, он становится жертвой постоянных унижений.

          Другая распространённая причина появления дидаскалейнофобии — чрезмерные нагрузки. Современные школьные программы являются максимально сложными для детей. Материала много, времени мало.

          Некоторые дети посещают спортивные секции или творческие кружки. Желательно, чтобы их было не больше 1-2.

          У некоторых школьников природа страха отличается от предыдущих. Они боятся, что будучи в школе, с родными может случиться что-то ужасное. Иногда этот страх настолько сильный, что ребенок считает себя ответственным за жизнь каждого члена семьи. Подобная психологическая травма — результат семейных ссор и скандалов.

          Первый признак — тревога у ребенка и страх перед школой. Он категорически отказывается идти в учебное заведение. Может придумывать различные причины: головокружение, тошноту, температуру, ангину и прочее. Его цель остаться дома, рядом с родителями. Он становится раздраженным и сердится по любому поводу.

          Главное отличие расстройства от лени — психическое состояние. При упоминании о школе начинается паническая атака.

          Основные признаки страха школы:

        • удушье;
        • затрудненное дыхание;
        • повышенное потоотделение;
        • крики, слезы, истерика;
        • мышечная слабость;
        • предобморочное состояние (бледное лицо, головокружение);
        • пониженное давление;
        • ощущение легкой дрожи;
        • учащенное сердцебиение;
        • дискомфорт в области груди и т.д.

        Возникают колики в животе, которые сопровождаются тошнотой. Иногда бывает рвота. Боли в голове могут быть такими сильными, что школьник теряет сознание.

        Если подобное психическое расстройство не устранить, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Это эпилепсия как следствие частых панических атак.

        Самое страшное последствие — возможность сойти с ума. У подростка могут развиваться суицидальные наклонности. Увидев первые признаки того, что ребенок начал бояться учебы, нужно срочно обратиться к детскому психотерапевту.

        От страха у ребенка может начаться тошнота и колики

        Роль родителей в формировании детской психики очень значимая. От них зависит, будет ребенок спокойным или будет бояться каждого шороха.

        Увидев симптомы дидаскалейнофобии, нужно поговорить, узнать, угнетают ли ровесники, как относятся учителя, есть ли друзья. Важно не давить на ребенка. Задавать вопросы спокойным тоном.

      • Объяснить ребенку, почему он должен ходить в школу. Сказать, что родители хотят иметь умного сына или дочку. Рассказать о том, что в учебном заведении можно встретить хороших друзей. Обязательно нужно поделиться собственными приятными воспоминаниями. Не стоит говорить, что в школе ожидают только позитивные моменты.
      • Отводите ребенка в школу. Особенно важно это делать в первых классах, тогда он будет чувствовать себя в безопасности. При прощании обязательно улыбайтесь.
      • Нужно начать готовить к обучению заранее. Читайте вместе книги, смотрите полезные мультфильмы, учите считать и грамотно отвечать на вопросы.
      • Частая проблема у школьников — заниженная самооценка. Получив плохую оценку, они считают себя глупыми. Родителям стоит создать ощущение успеха, чтобы ребенок понял, что он может быть хорошим учеником. Накопление негатива приводит к депрессии.

        Проблемы детей воспринимайте серьёзно. Даже если родителям проблемы кажутся несущественными, нельзя демонстрировать пренебрежение. Лучше расскажите, какие есть варианты преодоления проблемы.

        Бывает, что боязнь школы становится неконтролируемой и проявляется ежедневно. Нужно обращаться к специалисту. Отличное решение — пройти курс психотерапии у детского психиатра.

        Методика включает в себя несколько направлений. Каждое из них — отдельный вид искусства. Среди них есть:

      • хореография;
      • пение;
      • игра на музыкальном инструменте;
      • рисование песком;
      • собирание конструкторов;
      • рукоделие и т.д.
      • Нужно выбрать тот вид, который приносит наибольшее удовольствие. Часто выбирают рисование. Суть такой арт-терапии — с помощью рисунка изобразить объект страха. Важно обратить внимание на размер фигуры и то, какую цветовую палитру выбрал школьник. Анализируются все линии, штрихи, орнаменты, фигуры.

        Другой метод — театральная постановка. Она позволяет увидеть первоисточники психического заболевания. Ребенка просят показать с помощью эмоций, действий то, что заставляет его бояться школы.

        Можно предложить пациенту самому побыть в роли пугающего объекта. Нужно обратить внимание на жесты, мимику, слова, поведение.

        Арт-терапия хороша тем, что ребенок ее воспринимает как игру. Особенно это касается учеников первых классов. Им весело, интересно, негативное влияние на психику отсутствует.

        Театральная постановка поможет разобраться в причинах расстройства

        Когнитивно-поведенческая терапия

        Для лечения детей техника сложная, но действенная. Маленькие пациенты ее воспринимают как обычный разговор с врачом. Цель такой терапии — сменить негативные установки на позитивные.

        Психотерапевт задает пациенту вопросы:

      • что случится, если ты сходишь в школу;
      • почему ты боишься своих одноклассников;
      • что случится, если ты плохо подготовишься к занятиям;
      • что будет, когда ты получишь плохую оценку;
      • кто сказал, что школа – это страшное и опасное место;
      • почему ты переживаешь за родителей, пока находишься на занятиях и т.д.
      • Обязательное условие — заинтересованность малыша в лечении. Врач должен наладить контакт с пациентом. Нужно активное участие ребенка.

        Лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии состоит из 2 частей: индивидуальные сеансы, где проводится общение между врачом и школьником, и домашние задания.

        Примеры домашних заданий:

      • познакомиться за неделю с 2 сверстниками;
      • самостоятельно подготовить уроки и получить минимум одну 5;
      • принять участие в школьном мероприятии;
      • совершить поступок, который вызовет уважение со стороны одноклассников;
      • придумать утренний ритуал, который поможет позитивно настроиться на рабочий день и т.д.
      • Важно заинтересовать, чтобы выполнение заданий не вызывало сильного стресса или ужаса. После каждой индивидуальной терапии нужно спрашивать пациента, что нового он узнал. Если успехов нет, сменить тактику и вернуться на этап определения причин страха школы.

        Во время терапии ребенок должен будет познакомиться со сверстниками

        Фобия школы — одно из серьезных психических заболеваний у детей. Причин для возникновения множество. Это угрозы со стороны одноклассников, плохое отношение педагогического коллектива, неумение себя вести в социуме и т.д. Главное в преодолении проблемы — активное участие родителей.

        Излечить дидаскалейнофобию поможет психотерапия. Важно, чтобы врач вызывал доверие и чувство спокойствия.

        Самыми эффективными методиками считаются арт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия. Чтобы подобного заболевания не возникло, родители должны много времени уделять своим детям и заниматься их воспитанием на должном уровне.

        psyhoday.ru

        Стоит ли опасаться страха? Это чувство всем хорошо знакомо, и само по себе никого не пугает. Всем давно известно, что каждый страх, даже самый нелепый, представляет собой нормальную защитную реакцию. Было бы странно, если бы происходило иначе. Но при обычном страхе все легко осознается, и человек знает, чего именно он боится, и чем вызвано опасение. Совсем иначе дело обстоит с навязчивыми страхами и фобиями. На первый взгляд, у них те же самые функции, но все-таки специалисты считают их невротическими симптомами. А если говорить о причинах фобий, то они в значительной мере так и остаются загадками.

        Например, что можно сказать о человеке, который боится ходить? Удивительно, но случается и такое. Боязнь стоять на ногах, ходить, не имея при этом точки опоры, называется амбулофобией. Иногда эта фобия называется базофобией. Амбулофобия встречается значительно чаще, чем можно себе представить, и специалисты утверждают, что это заболевание сопровождает невроз навязчивых состояний, а также астено-фобический синдром. И так, как это выглядит, и что чувствует человек, страдающий этой фобией?

        Амбулофобы предпочитают передвигаться, имея при этом точку опоры, и не важно, что это будет. Возможно, это окажется трость, рука спутника, или же человек просто идет вдоль стены здания, постоянно к ней прикасаясь. Поднимаясь или спускаясь по лестнице, больной обязательно держится за перила. Ему кажется, что стоит только сделать один свободный шаг, не на что ни опираясь, как он обязательно споткнется, потеряет равновесие, и окажется лежащим на полу или земле с травмами и переломами.

        Эта фобия относится к паническим расстройствам, и, проводя многократные исследования, ученые склонны думать, что ее происхождение имеет отношение к определенному событию, которое произошло еще в детском возрасте, но отложило особый отпечаток на психику, и в конечном итоге вылилось в такую причудливую боязнь.

        Следует отметить, что амбулофобия более свойственна детям, и тому имеется свое, довольно простое объяснение. Делая свои первые шаги, малыш не всегда приобретает положительный опыт, и если рядом не оказалось маминых рук, которые вовремя подхватят маленького человечка, падение неизбежно. Для большинства детей такие, в общем-то, пустяки не влекут за собой серьезных отрицательных последствий, так как дети очень любознательны, и мелкие неприятности при падении их не пугают.

        Но некоторые малыши особенно чувствительны, и имеют ранимую психику. Со временем они начинают более уверенно передвигаться самостоятельно, но при этом стараются постоянно держаться за мебель, различные предметы в комнате. Выманить их на середину помещения, и заставить сделать шаги, не имея точки опоры, очень сложно, и требуется немало усилий родителей, чтобы ребенок преодолел этот страх, и стал смело шагать, уверенно перешагивая через препятствия в виде разбросанных игрушек.

        Бывает, что амбулофобия связана с тяжелыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Человек, перенесший тяжелую болезнь, и длительное время бывший прикованным к постели или инвалидному креслу, очень настороженно относится к самостоятельному перемещению, и стоит только оказаться без точки опоры, например, без костылей, в которых давно отпала необходимость, как больному кажется, он немедленно потеряет равновесие. Даже с учетом того, что сам больной понимает необоснованность боязни, тем не менее, он не старается бороться со своим страхом, и главное для него – не остаться одному, и куда-то идти, или даже стоять на месте.

        В зависимости от степени фобии, признаки ее могут быть разными. Если заболевание протекает легко, то человек вполне в состоянии контролировать свое поведение, и старается не показывать окружающим своего состояния. Он лишь постоянно старается прислониться к стене или мебели, опирается на тросточку, иногда явно символическую, очень тонкую и почти невесомую, но это придает страдающему амбулофобией уверенности, и помогает преодолеть необходимое расстояние. Когда фобия принимает вид панического расстройства, человек по-настоящему страдает, так как проявления заболевания очень сильно выражены. Как правило, это учащенное сердцебиение, головокружение, изменение артериального давления. Больного охватывает слабость, дрожат колени, и кажется, что земля буквально уходит из-под ног. В минуты приступа человек действительно уверен, что ему грозит смертельная опасность. Но стоит только помочь больному перебраться в безопасное, по его мнению, место, амбулофоб быстро успокаивается.

        Как лечить амбулофобию

        Прежде всего, следует принимать во внимание, что лечением любого заболевания, в том числе и фобии, должен заниматься квалифицированный специалист, и применение различных народных методов или аптечных препаратов без консультации врача недопустимо, даже если известно, что именно это средство кому-то помогло в похожей ситуации. Каждый болеет по-своему, от этой привычной фразы нельзя отмахиваться. Если у человека развилась фобия, следует обратиться к психотерапевту.

        С чего начинается лечение? Врач постарается выявить источник боязни, найти причину, а затем, специальными приемами разрядит скопление нежелательных эмоций. Пациент должен заново пережить определенный негативный эпизод, и хотя возникнут неприятные переживания, постепенно страх растает, и полностью исчезнет.

        Для определения источника страха широко применяется гипнотерапия. Этот метод прекрасно себя зарекомендовал, и практикуется врачами всего мира. Пациент как бы переносится во времени, и вновь оказывается один на один с той ситуацией, которая спровоцировала фобию. Как правило, человек полностью излечивается, и начинается жизнь, свободная от иррационального страха. В тяжелых случаях врач назначает специальные успокоительные препараты, их прием может быть длительным, но эффект очень стойкий.

        www.psyportal.net

        Это интересно:

        • Цитокины лечение шизофрении Цитокины - классификация, роль в организме, лечение (цитокинотерапия), отзывы, цена Функции цитокинов в организме регуляция продолжительности и интенсивности иммунных реакций (противоопухолевая и противовирусная защита организма); регуляция воспалительных реакций; участие в развитии аутоиммунных реакций; определение выживаемости клеток; […]
        • Комната клаустрофобии в москве Снять комнату в Москве Всего 13 834 объявления Сдам койко-место, 300 м², 3 мин. до метро пешком, этаж 4 из 4. вчера в 01:32 191 Агентство Аренда комнаты, 9 м². сегодня в 13:32 206 Сдам комнату, 37 м², этаж 3 из 17. 582 Сдам в аренду комнату, 18 м², этаж 8. 261 Риелтор Аренда комнаты, 14 м², этаж 7 из 9. […]
        • Последствия лечения белой горячки Распространенные симптомы и последствия белой горячки Симптомы и последствия белой горячки отражаются на всей дальнейшей жизни человека. Это состояние называют еще алкогольный делирий. Это форма острого психоза, развивающегося вследствие длительного злоупотребления алкоголем. Подобное патологическое состояние наблюдается чаще всего у людей старше […]
        • Депрессия при климаксе симптомы Причины возникновения депрессии при климаксе и ее симптомы Депрессия при климаксе – состояние эмоциональной подавленности, расстройства настроения у женщин, характеризующееся грустью, апатией, обидчивостью, плаксивостью, постоянной переменой настроения, чувством страха, раздражительностью. Климакс и депрессия посещают некоторых женщин почти […]
        • Причины заикания у детей 5 лет Заикание: суть недуга Здоровые люди произвольно удлиняют звучание некоторых звуков (м-м-м, и-и и т. д.), однако подобные случаи составляют менее 7-10% всего объема речи. Логоневроз диагностируется при перерывах или повторах в речи более 10%. Заикание часто фиксируется у детей в период формирования речи (2-5 лет). 2-3% малышей страдают от […]
        • Подергивания в мышцах при неврозах Причины клонических и тонических судорог Клонические судороги - это непроизвольное ритмичное сокращение скелетных мышц. В отличие от тонических (постоянное сокращение мышц ), они чередуются с паузами расслабления. Продолжительность и частота развития судорожного синдрома за промежуток времени (в неврологии принятым интервалом является 5 минут) […]
        • Кто худел от булимии Флуоксетин для похудения Флуоксетин является популярным антидепрессантом. Его назначают при синдромах навязчивых состояний. Проявления этого патологического состояния заключаются в стремлении к сверхаккуратности. Также средство довольно эффективно при депрессивных состояниях, при булимии и анорексии. Флуоксетин для похудения. Что это […]
        • Что такое стресс в психологии Все о понятии стресса в психологии Каждый человек испытывал раздражение и чувствовал упадок сил. Такая реакция организма на негативные эмоции называется стрессом. Характеристика состояния Понятие и природа стресса в том, что он предназначен для защиты организма от различных негативных воздействий. При попадании человека в экстремальную ситуацию у […]