Автором теории стресса является

Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 8).

Выделяют три стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения или мобилизация (отрезок АВ);

2) адаптация (отрезок ВС);

3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация (отрезок СО).

Рис. 8. Динамика стресса

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов ксессии.

Стадия адаптации (отрезок ВС) проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

Стадия дезорганизации (отрезок СО) возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Длительный стресс даже при сохранении внешнего состояния индивида без изменения может привести к серьезным внутренним заболеваниям. Водораздел между оптимальным и чрезмерным уровнями стресса, за пределами которого наступает третья стадия, очень невелик и является индивидуальным для каждого человека. Он зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться с давлением ситуации.

Некоторые исследования показали наличие взаимосвязи между типом темперамента руководителей, занимаемой должностью и стрессовыми состояниями этих руководителей (табл. 7).

Исследования проводились на крупных предприятиях РФ в 1997 г. В табл. 9.4.1 сумма ответов не равна 100 %, поскольку при проведении анкетирования остальные опрошенные не признали факта стрессовых нагрузок.

Влияние темперамента на состояния стресса у руководителей

Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях (рис. 9). К ним относятся организационные, внеоргани-зационные, личностные факторы.

Рис. 9 Факторы, вызывающие стрессы личности в организации

Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

• Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

• Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

• Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

• Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

• Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

• Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

• Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

• Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

отсутствия работы или длительного ее поиска;

конкуренции на рынке труда;

кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

Потери организаций от стрессов становятся все значительнее во всех индустриально развитых странах.

В США менеджеры считают причинами стрессов недостаток власти, некомпетентность отдельных руководителей, конфликт доверия в рамках организаций. Японские менеджеры на первое место среди причин стрессов выдвигают напряжение, связанное с организационными изменениями, необходимостью освоения новых технологий. Немецкие менеджеры жалуются на давление со стороны растущего темпа работы, объясняют стресс недостаточной подготовленностью персонала.

Все эти причины, а также потери работодателей, вызванные стрессами работников, заставляют организации разрабатывать программы управления стрессами, отрабатывать и внедрять способы адаптации личности к стрессовой нагрузке.

Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первый – на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Проводятся также тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано на предприятиях стран Западной Европы и в США.

Второй уровень управления стрессом – для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

Умейте переключать свою деятельность.

Заставьте стресс работать на вас.

Посмотрите на ситуацию со стороны.

Все проходит, пройдет и это.

Рассмотрим подробные приемы индивидуальной борьбы со стрессом. 1. Учитесь правильно распоряжаться своим временем. Умение правильно организовать свое время – важное средство снятия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил:

при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;

все дела разносите по категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуществления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;

избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;

четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью: активность – проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продуктивность– выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;

проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел.

Существует множество технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр.

2. Умейте переключать свою деятельность.

Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интенсивности замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт.

3. Заставьте стресс работать на вас.

Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них, по возможности, пользу:

постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);

отнеситесь к стрессу как источнику энергии.

4. Посмотрите на ситуацию со стороны.

В спокойном состоянии вы не могли бы столько сделать, в возбужденном состоянии успели несравненно больше:

воспринимайте проблему как вызов;

не думайте о прошлых событиях как о поражении;

вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное – победа над эмоциями.

5. Все проходит, пройдет и это.

Постарайтесь видеть будущее в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо.

Учитесь приемам физического расслабления, откажитесь от напряженных поз, вызывающих стрессовое состояние.

При необходимости решать большую и сложную задачу, от одной мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на небольшие составные части и начните их постепенно решать.

Не разрешайте себе утонуть в жалости окружающих, но не отказывайтесь от помощи близких.

Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет и у вас.

studopedia.su

Автором теории стресса является

46. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Меркантилистская теория, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI–XVIII вв., является первой из теорий международной торговли.

Сторонники этой теории считали, что стране нужно ограничивать импорт и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота), т. е. экономически оправданным считали только экспорт. В результате положительного торгового баланса приток золота в страну увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

Меркантилисты не учитывали той выгоды, которую страны получают в ходе международного разделения труда от импорта иностранных товаров и услуг.

Согласно классической теории международной торговли подчеркивается, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество», доказывается необходимость и важность внешней торговли.

Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом.

Д. Рикардоразвил идеи А. Смита и утверждал, что в интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором относительная выгода является наибольшей, где у нее наибольшее преимущество или наименьшая слабость.

Рассуждения Рикардо нашли свое выражение в теории сравнительных преимуществ (сравнительных издержек производства). Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран.

Дж. С. Милль показал, что по закону спроса и предложения цена обмена устанавливается на таком уровне, что совокупный экспорт каждой страны позволяет покрывать ее совокупный импорт.

Согласно теории Хекшера-Олина страны всегда будут стремиться в скрытом виде экспортировать избыточные факторы производства и импортировать дефицитные факторы производства. Т. е. все страны стремятся экспортировать товары, требующие значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке. В результате парадокс Леонтьева.

Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала.

Теория сравнительных преимуществ получила развитие путем учета следующих обстоятельств, влияющих на международную специализацию:

1) неоднородности факторов производства, в первую очередь рабочей силы, различающейся по уровню квалификации;

2) роли природных ресурсов, которые могут быть задействованы в производстве только вкупе с большими объемами капитала (например, в отраслях добывающей промышленности);

3) влияния на международную специализацию внешнеторговой политики государств. Государство может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

www.e-reading.club

3.4. Когнитивная теория стресса

3.4. Когнитивная теория стресса

Сущность учения о психологическом стрессе отражается в содержании его понятия. R. Lazarus и R. Launier [376] определили психологический стресс как реакцию на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это состояние – в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях, их адекватному выбору. R. Lazarus и S. Folkman [378] представили психологический стресс как определенную взаимосвязь между человеком и чрезмерными требованиями среды, что связано с превышением его ресурсов и созданием угрозы для личного благополучия.

Согласно представлениям зарубежных психологов о сущности психологического стресса [317, 336, 344, 363, 464], можно сказать, что это состояние рассматривается как процесс (а не только реакция), в котором требования ситуационного воздействия оцениваются личностью относительно ее ресурсов, необходимых для удовлетворения этих требований. Когнитивная оценка этого баланса, по их мнению, является основным регулирующим фактором реакции на стрессоры. Она же определяет межиндивидуальные различия в реакции на определенную стрессовую ситуацию. Однако механизмы регуляции психологического стресса не сводятся только к оценочным процессам.

Существенный вклад в развитие когнитивной теории стресса внесен исследованиями Р. Лазаруса и его сотрудников [317, 368, 371, 375, 377 и др.]. Особое внимание они обратили на два когнитивных процесса – оценку и преодоление (купирование) стресса, являющихся несомненно важными при взаимодействии человека с окружающей средой. Слово «оценка» в рассматриваемом контексте означает установление ценности или оценивание качества чего-либо, а «преодоление» (coping) – приложение поведенческих и когнитивных усилий для удовлетворения внешних и внутренних требований.

Р. Лазарус считает, что психологический стресс отличается от всех других видов стресса наличием в структуре развития этого состояния опосредующей переменной – угрозы некоторого будущего столкновения человека с какой-то опасной для него ситуацией. Символы вредного будущего воздействия оцениваются совокупностью когнитивных процессов.

Несмотря на относительно частое использование в литературе по психологии понятия интеллектуальной оценки угрозы, им редко пользуются в том смысле, который связан с субъективными моментами. Но оно перестает быть субъективным понятием, если удается идентифицировать те стороны конфигурации стимула и психологической структуры личности, которые определяют оценку угрозы.

Предложено три вида оценок, которые определяют значение и влияние купирующего стресс процесса. Первичная оценка дает исходное определение типа ситуации. R. Lazarus [374] отмечал, что эта оценка касается меры участия человека в возникшей ситуации, – она как бы отвечает на вопрос: «Обеспокоен ли Я? И если да, то в какой степени?» Вторичная оценка определяет соотношение между способностью к преодолению стресса и требованиями, предъявляемыми экстремальной ситуацией. «Переоценка» основывается на обратной связи от результата взаимного сопоставления первых двух оценок, что может привести к изменению первичной оценки и вследствие этого – к пересмотру личных возможностей, способностей воздействовать в данной ситуации, то есть к коррекции вторичной оценки.

Некоторые экстремальные события могут не представлять угрозы для конкретного субъекта, не содержат опасности для него и не требуют какого-либо специфического ответа (реакции). Другие события являются позитивными или нейтральными и не предъявляют серьезных требований к личным способностям. Третий вид событий – стрессовый – имеет по крайней мере две особенности. Во-первых, они различаются по своей природе и характеристике опасности для каждого человека. Во-вторых, они отличаются по виду и величине требуемых личных ресурсов преодоления стресса. Стресс начинается тогда, когда человек почувствует, что ситуация (реальная или воображаемая) представляет собой для него определенную физическую или психическую опасность (первичная оценка) и когда он поймет, что не сможет эффективно отреагировать на эту ситуацию (вторичная оценка). Стресс может прекратиться, если человек изменит значимость события до уровня, когда оно уже не будет представлять для него опасности, а также если человек использует какой-либо метод преодоления (купирования) для устранения чувства опасности или ее нейтрализации.

R. Lazarus предложил различать три типа стрессовых оценок. Первый тип – травмирующая потеря, утрата кого-либо или чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть, длительная разлука, потеря работы, утрата здоровья и т. п.). Второй тип – оценка угрозы, когда ситуация требует от человека больших купирующих способностей, чем он имеет. Третий тип – оценка сложности задачи (проблемы), ее ответственности и потенциальной рискованности ситуации.

Вторичная стрессовая оценка направлена изначально на оценку значения и влияния возможностей человека по купированию стресса, соответствия его способностей и знаний требованиям экстремальной ситуации.

A. Bandura [246] предложил использовать для характеристики этой оценки понятие «самоэффективность», которое определяется как самооценка эффективности личного поведения и собственных реакций в ответ на возникновение тех или иных событий. Она является личной схемой компетентности и мастерства. Автор различает понятия «эффективные ожидания» и «результативные ожидания». Оба понятия связаны с поведением человека, которое может иметь для него различные последствия – поощрение или наказание за правильные или ошибочные действия соответственно. Если человек обладает опытом купирования конкретных экстремальных ситуаций, у него возникают результативные ожидания – он знает, что может ожидать в результате своих действий. Эффективное ожидание – это убеждение человека в том, что он сможет успешно действовать, чтобы получить нужный результат. Как считает автор, «ожидание личной эффективности, мастерства отражаются как на инициативе, так и на настойчивости в купирующем поведении. Сила убеждений человека в своей собственной эффективности дает надежду на успех, даже если он только пробует справиться с данной ситуацией» [246, с. 193]. Убеждение в том, что подобных способностей не хватает (низкая самоэффективность) может привести к такой вторичной оценке, которая определит событие как не поддающееся управлению и поэтому как стрессовое. Самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с такой категорией, как ресурс личности, то есть запас, потенциал различных структурно-функциональных характеристик человека, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т. д. Понятие человеческих ресурсов, несмотря на довольно широкое употребление, еще недостаточно разработано, хотя в общих чертах оно отражает возможности энергетических и информационных процессов, степень развития профессионально ориентированных функций, их адаптивность, устойчивость и компенсируемость, наличие освоенных программ и способов регуляции различных форм активности и многое другое.

Каждая стрессогенная ситуация вызывает комплекс процессов оценки, согласований, урегулирований при взаимодействии человека со стрессорами, которые продолжаются до тех пор, пока не наладится контроль за стрессом с помощью купирующих воздействий или пока стресс самопроизвольно не прекратит своего действия. По принципам обратной связи устанавливается взаимосвязь между купирующим воздействием и субъектом, который получает информацию об эффекте этих воздействий и о значимости самого события. Пока действует обратная связь, человек постоянно переоценивает ситуацию, по возможности регулируя купирующие стратегии и значимость события.

Существует по крайней мере три способа текущей переоценки значимости события. Первый способ – «рационализация»: человек придает лично желаемую значимость событию, хотя в силу его недостаточной информированности она может и не соответствовать действительной. Второй способ – изменение значения события, это может произойти, если новая информация обеспечивает для этого некоторые основания. Третий способ – снижение значимости события – чаще встречается, когда результат существенно не зависит от личного контроля.

На оценку события как стрессогенного влияет ряд факторов, в том числе эмоции, ассоциирующиеся с данным событием, неопределенность ситуации, связанная с дефицитом информации для ее оценки, значимость события, отражающая степень его опасности для человека (или окружающих) и важность для достижения конечного результата.

Когнитивные процессы и эмоции связаны через поведение субъекта, обусловленное его отношением к стимулам окружающей среды [317, 374]. С этой точки зрения эмоции могут влиять на адаптивное взаимодействие и купирующие процессы в четырех направлениях.

1. Эмоции – это первичный предупреждающий сигнал, имеющий отношение к простейшему биологическому выживанию. Память фиксирует эмоциональные впечатления о событиях совместно с их деталями, которые актуализируются при возникновении подобных событий.

2. Эмоции регулируют поведение путем воздействия на функцию внимания. Эмоциональное оценивание ситуации переориентирует фокус внимания на то, что представляет наибольшую важность с точки зрения потенциальной опасности, угрозы.

3. Эмоции могут являться процессом решения когнитивной задачи и переориентировать его на выполнение задачи, определяемой новыми требованиями. Сильное эмоциональное воздействие может также затруднять переход к решению очередной практической задачи или осложнять сосредоточение внимания на текущем когнитивном процессе.

4. Эмоции могут выступать побуждающим фактором. Приятные или неприятные эмоции могут определять стремление человека к поведению, связанному с порождением, повторением подобных эмоций или с их избеганием, предупреждением. И те, и другие эмоции могут стимулировать поведение, направленное на контроль, предупреждение, устранение или уменьшение внутреннего напряжения.

Человек по-разному переживает, испытывает неопределенность события, которое может

– быть непредсказуемым с точки зрения возможности или момента наступления, силы воздействия и т. п.;

– потребовать больших знаний и способностей для предупреждения или ликвидации угрозы, чем располагает человек;

– оказаться настолько сложным, что человек не способен адаптировать к нему свою когнитивную схему.

Неопределенность ситуации часто приводит к замешательству, растерянности при определении значения характеризующей ее информации. Человек не обладает готовыми схемами интерпретации любой и каждой ситуации. Это часто делает то или иное событие непредсказуемым и не позволяет заранее определить адекватное поведение для конкретной ситуации, в результате чего возникает чувство беспомощности и тщетности любых попыток повлиять на ситуацию. В конечном итоге такое положение может привести к проявлению стрессовых реакций.

Приведет неопределенность к стрессу или нет – зависит от устойчивости человека к этому фактору, способности выдерживать и переносить такое состояние, а также от умения искать и находить недостающую информацию. Поиск информации для снижения неопределенности является одной из наиболее важных стратегий поведения человека в подобных обстоятельствах. Процесс поиска информации, в свою очередь, поддерживает устойчивость к фактору неопределенности.

Успешность купирования стресса зависит также от способности человека предсказывать развитие опасного, угрожающего события и от его способности контролировать свое поведение в этих условиях. Способность к предсказанию зависит от личного опыта пребывания и поведения в той или иной стрессогенной ситуации, знания об особенностях поведения в подобных ситуациях других людей, а также от когнитивных способностей к экстраполяции, продуктивному и эвристическому мышлению и т. д.

Наиболее общий когнитивный ответ на неопределенность – придание, приписывание событию какого-либо значения. Оно происходит в самом начале когнитивного процесса, прежде чем человек получит всю относящуюся к делу информацию. Этот процесс сугубо индивидуальный и протекает не всегда в полной мере осознанно. Второй процесс, развертывающийся одновременно с первым, состоит в том, что люди стремятся заполнить пробелы в необходимой информации догадками или предположениями о неизвестном. Очень часто они связаны с предположениями негативного характера, пессимистического содержания.

Пути и способы оценки влияния значимости информации, события на развитие стресса проанализировал и обобщил E. Hubbard [350]. Их суть сводится к следующей схеме. Процессы восприятия информации в сочетании с личной схемой и схемой события влияют на его значимость для конкретного человека. По мере развития события новая информация может привести к изменению его восприятия, что повлечет за собой создание новой схемы (образа или сценария) события, – в результате меняется и значимость события с точки зрения его конечных целей и последствий, возможности оценки и контроля, влияния события на функциональное состояние и т. д.

Основное значение в когнитивных моделях стресса придается степени влияния атрибуций (приписываний) и убеждений на рискованное поведение. В 1984 году C. Peterson и M. Seligman [427] разработали теорию пессимистического объяснительного стиля (pessimistic explanatory style), чтобы раскрыть особенности влияния некоторых когнитивных процессов на состояние здоровья. J. Rosenstock [444] и его сотрудники предложили модель представлений о здоровье (Health Belief Model), чтобы объяснить, как представление о своей уязвимости и болезненности влияет на поведение практически здорового человека.

Автором понятия «пессимистический объяснительный стиль» является M. Seligman. Оно возникло в результате работы его по изучению состояния беспомощности. Он определил беспомощность как когнитивно-мотивационный дефицит, который является следствием сомнительного, непредсказуемого, но неизбежного наказания. Большинство живых организмов очень быстро научаются избегать неприятных раздражений. Если наказание происходит в случайном, непредсказуемом порядке без надежды на возможность избежать его, организм прекращает попытки уклонения от наказания. Он не будет избегать наказания, даже если появится эта возможность – обстоятельства научили человека быть беспомощным. Исследования беспомощности послужили основой для объяснения депрессии – возможно, она связана с проявлениями тех индивидуальных реакций, причинами которых являются прошлые обиды [443]. M. Seligman с сотрудниками наблюдали значительные различия в реакциях людей на неконтролируемые события. Это привело к созданию общей теории объяснительных (explanatory) стилей, которая использовалась в большом количестве экспериментов для объяснения различных феноменов, возникавших в связи с неудачами в профессиональной и семейной жизни, возникновением депрессии и заболеваний и т. п. [513]. Объяснительный стиль – это наш обычный способ (направленность, тональность) объяснения, толкования неприятных или плохих событий и прежде всего их причин. Эта теория предполагает, что каузальные атрибуции разделяются на три вида их проявлений: 1) внутренние или внешние, 2) стабильные или нестабильные, 3) общие или специфические. Содержание этих групп приведено в таблице 4.

C. Peterson и его сотрудники [429] отмечали, что преобладание внутренней атрибуции сопровождается, как правило, большей пассивностью поведения и снижением самооценки при последующих опасностях или несчастьях, огорчениях, чем это происходит при внешней атрибуции. Стабильные атрибуции чаще ведут к хроническому чувству уязвимости, а нестабильные – к более быстрому восстановлению нормального жизненного стиля. При общей атрибуции потерпевший может иметь всеобъемлющее чувство уязвимости, ощущение того, что он никогда и нигде не может быть в безопасности. Пессимистический объяснительный стиль возникает, формируется, когда последовательно используются внутренние, стабильные и общие объяснения причин неприятных событий. Признаками подобного стиля являются пассивность, депрессии и низкие профессиональные успехи.

Таблица 4. Возможные каузальные атрибуции возникновений автоаварий

В ряде исследований предпринята попытка проследить связь между атрибуционным стилем и личной выносливостью (устойчивостью) к воздействию стресса [351, 385]. Эти работы показали, что атрибуционный стиль играет роль посредника для стойких, выносливых личностей. Для них характерным является то, что они склонны объяснять внутренними, стабильными и общими атрибуциями положительные события своей жизни и внешними, нестабильными и специфическими атрибуциями – негативные события. Личности с недостаточной выносливостью, упорством, напротив, неблагоприятные события объясняют внутренними, стабильными и общими атрибуциями. Как уже было отмечено, вариант атрибуций является менее благоприятным и чаще приводит к неудовлетворительным результатам.

psy.wikireading.ru

Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является

Формат работы: Word

Год сдачи: 2017г.

Работа сдавалась 1 раз

Вы можете быть полностью уверены в том, что работа «Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является» является уникальной, исключающей плагиат и дублирование, использование данной работы (Контрольная) не может вызвать проблем при последующей сдаче и защите.

104. Связь социальной мобильности с уровнем развития общества выражается в том, что:

1) по мере повышения уровня развития общества открывается все

больше каналов горизонтальной мобильности;

2) чем выше уровень развития общества, тем больше возможностей информационного обеспечения каждого из его членов;

3) чем выше уровень развития общества, тем большие возможности оно открывает для социальной мобильности, одновременно все более нуждаясь в ней; +/ответ/ ++

4) по мере повышения уровня развития общества усиливается ин-дивидуальная мотивация к социальному продвижению.

105. На протяжении 20-90-х гг. XX в. одним из наиболее социально мо-бильных обществ был:

106. Стержневой основой (вокруг которой выстраиваются все социальные отношения) индустриального общества является:

2) вера в высшее предназначение человеческой личности;

3) частная собственность на капитал; +/ответ/ ++

4) повышение роли интеллигенции.

107. «Утечка мозгов» как социальное явление в наибольшей степени ха-рактерна для:

1) постиндустриального общества; +/ответ/ ++

2) индустриального общества;

3) традиционного общества;

4) примитивного общества.

108. Прогрессивная сущность исторической смены общественно-эконо-мических формаций прежде всего проявляется:

1) в совершенствовании орудий труда и технологических процессов;

2) в накоплении общего объема знаний о природе и обществе;

3) в повышении степени свободы живого труда; +/ответ/ ++

4) в гуманизации социальных отношений.

109. Национальные государства с четко обозначенными территориальными границами возникают:

1) при первобытно-общинном строе;

2) при рабовладельческой общественно-экономической формации;

3) при феодальной формации;

4) при капитализме. +/ответ/ ++

110. Наибольшая кровно-родственная группа людей, связанных единством происхождения, — это:

111. Понятие локальной цивилизации как особого культурно-исторического типа ввел в научный оборот:

3) Н. Данилевский; +/ответ/ ++

112. Наиболее низкий удельный вес необходимого продукта в общем объеме производства наблюдается в условиях:

1) первобытно-общинной формации;

2) рабовладельческой формации;

3) феодальной формации;

4) капиталистической формации. +/ответ/ ++

113. Господствующая система ценностей является основанием типологии обществ в теории циклических цивилизаций, разработанной:

1) Н. Данилевским;

2) П. Сорокиным; +/ответ/ ++

114. В марксистской теории социальной революции центральным является вопрос:

1) о борьбе основных антагонистических классов;

2) о распределении власти;

3) о характере распределения материальных благ;

4) о перехвате гегемонии прогрессивным классом. +/ответ/ ++

115. Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является:

1) Тед Роберт Гарр;

3) Вильфредо Парето; +/ответ/ ++

4) Питирим Сорокин.

116. Эффект «демографического перехода» является Продуктом:

1) аграрной революции;

2) индустриальной революции; +/ответ/ ++

3) информационной революции;

4) социалистической революции.

Контрольная — 30 бел.руб.

Курсовая — 60 бел.руб.

Дипломная — 150 бел.руб.

План быстрого получения работы:

шаг 1. Нажать на кнопку «Заказать» и в открывшемся окне заполните ваши данные;

шаг 2. На ваш email адрес вы получите письмо с указанием методов оплаты;

шаг 3. После оплаты (в отделении банка, карточкой или электронным платежем) отпишитесь нам и через 2-4 часа получаете на ваш адрес оплаченную работу.

время работы с 12.00ч. до 19.00ч.

Данная работа Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является (Контрольная) по предмету (Социология), была выполнена по индивидуальному заказу специалистами нашей компании и прошла свою успешную защиту. Работа — Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является по предмету Социология отражает свою тему и логическую составляющую ее раскрытия, раскрыта сущность исследуемого вопроса, выделены основные положения и ведущие идеи данной темы.

Работа — Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является, содержит: таблицы, рисунки, новейшие литературные источники, год сдачи и защиты работы – 2017 г. В работе Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является (Социология) раскрывается актуальность темы исследования, отражается степень разработанности проблемы, на основании глубокой оценки и анализе научной и методической литературы, в работе по предмету Социология рассмотрен всесторонне объект анализа и его вопросы, как с теоретической, так и практической стороны, формулируется цель и конкретные задачи рассматриваемой темы, присутствует логика изложения материала и его последовательность.

Для получения работы или по возникшим вопросам относительно данной работы Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является нажмите по кнопке Заказать работу и заполните все поля формы. Большая просьба, аккуратно заполнять и указывать все данной (ВУЗ, страну, email и телефон), ваши пожелания и требования к работе. При написании данной работы (Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является) используется только свежая литература. Научный подход и профессионализм работников нашей компании позволяют провести качественное выполнение работы Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является, в результате чего полученные работы защищают на «отлично».

Если вас не устраивает само содержание или структура работы: Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является по предмету (Социология) обращайтесь, работа изменяется и оформляется под ВУЗ полностью бесплатно. Наши специалисты проконсультируют вас по любому вопросу, связанным с данной работой по телефону или e-mail.

Контрольная — Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является оформлена по ГОСТу и готова к распечатке и сдаче на кафедру.

Оплатить работу (Контрольная — Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является) можно через: почтовое отделение, банк или электронным платежом, для всех жителей Беларуси и России.

Работа высылается в среднем по истечении 2-4 часа после оплаты и получении от Вас e-mail с реквизитами оплаты.

Расценки соответственно: контрольная работа или тесты – 30 руб, курсовая работа – 60 руб., диплом – 150 руб. Все реквизиты будут указанны в ответном письме.

Консультирование и объяснения по выполненной дипломной или курсовой работе производится на бесплатной основе.

Все наши гарантии относительно работы Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является по предмету Социология (Контрольная) служат для одной цели — чтобы Вы были уверенны в том, что обратившись к нам в компанию получите желаемый результат и высокую оценку.

www.bysolo.by

/ ответы на тест по социологии

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Раздел: Социология как наука. Предмет и методы социологии

Методологический подход к анализу общества, согласно которому уровень развития науки и техники определяет социальные процессы во всех сферах обществах, называется … детерминизмом

Методологический подход к анализу общества, придающий решающее значение для объяснения социальных процессов уровню развития производства и характеру отношений собственности называется . детерминизмом

Социология О.Конта включает в себя разделы .

— социология социальных групп и социология личности

— теоретическая и практическая социология

— микросоциология и макросоциология

+ социальная статика и социальная динамика

О.Конт рассматривал социологию как .

Понятие «теория среднего уровня» введено в научный оборот …

К собственно социологическим методам относятся .

Совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных — это .

К общенаучным методам социологии относится .

— метод социометрии Я.Морено

Автором социологизма в социологии был .

Социальные закономерности развития общества и его элементов — это .

Уровень социологического знания, связанный с крупными элементами социальных структур и их взаимодействия, называется .

— теория среднего уровня

— совокупность теорий макро- и микроуровня

— только совокупность теории среднего уровня

+ многоуровневая, полиотраслевая наука

— совокупность эмпирических исследований социальных процессов

Социология является многоотраслевой наукой

Социология как одна из наиболее «общих» наук включает в себя все общественные науки

У социологии слабые связи с философией и историей

Предметная область социологии и истории совпадают

Влияние математики на социологию заключается в том, что .

— математика является методологической основой развития социологии

+ для социологии прежде всего важны математические методы, используемые в социологических исследованиях

— математика является информационной базой существования социологии как науки

Предметом социологии, по Г.Спенсеру, является .

— общество, развивающееся в сторону целостности через конфликты и противоречия

+ общество как социальный организм, в котором дифференциация считается интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов

— общество, основу которого составляют взаимодействия людей, движимых волей

Предмет социологии П.Сорокин понимал как .

— систематическое изучение общества, в котором особое внимание уделяется современным индустриальным системам

+ изучение общества как реальной совокупности взаимодействующих индивидов, в которой положение (статус) социального субъекта зависит от его действий в институтах

К функциям социологии не относятся .

+ социального проектирования и конструирования

Какое из следующих утверждений истинно

— Социология изучает все социальные явления

— Социология изучает большое число объектов

+ Социология изучает различные формы жизнедеятельности одного и того же объекта

Теоретические построения, находящиеся между теоретической и эмпирической социологией — это теории .

К основным социологическим парадигмам относятся .

Социологические парадигмы можно разделить на следующие группы:

Основателем синергетики является .

А. Шюц был основоположником .

— метода структурно-функционального анализа

К уровням социологического знания относятся .

+ теории среднего уровня

Раздел: Историко-социологическое введение

Работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» — это пример исследования .

Работа Э.Дюркгейма «Самоубийство» — это пример исследования .

«Мятеж» как форму девиации рассматривал …

Базовые социальные идеи в работах Т. Мора и Т. Кампанеллы – это …

— конкуренция и частная собственность

— эгоизм и гедонизм

+ социальное равенство и общественная собственность

— индивидуализм и частный труд

Западный социолог, который придерживался мнения, что все социальные взаимодействия подчинены принципу эквивалентности обмена – это …

Материальное производство как фактор, определяющий сущность и развитие человеческой деятельности, был выделен в работах …

К теории «общественного договора» Т. Гоббса не относится принцип …

+ беспристрастной защиты каждого в суде

— защиты частной собственности

К идеальным типам социального действия в теории М. Вебера относятся …

Концепция социальной мобильности была разработана …

Работу периода античности написал …

Автором работы «О граде Божьем», именуемым представителями церкви «блаженным» является …

Культурно-исторический тип, где «наука и технология», согласно концепции Н.Я. Данилевского, являлись ведущей сферой творческой активности – это …

Аристотель рассматривал как синонимы и отождествлял содержание понятий …

— общество и община

+ общество и государство

— общество и семья

Причиной фундаментальных социальных изменений в теории К. Маркса является …

— развитие рынка труда

По мнении. П.А. Сорокина, революция является …

— обязательным элементом общественного развития

+ «великой трагедией», деформируют социальную структуру общества

— результатом ошибочной политики правительства

Представителем социально-психологического направления в социологии является …

Социальное действие на основе сложившегося стереотипа поведения — это . действие

Понятие «социальное действие» в научный оборот ввел .

Автором понимающей социологии является .

Основные постулаты структурно-функционального анализа:

Социология как наука возникла в .

Родоначальником социологии как науки является .

О.Конт был сторонником .

Направление в социологии, ориентированное на исследование общества методами, аналогичными методам естественных наук, — это .

Социологическая школа, главным методом которой является анализ разговорных высказываний и обнаружение с их помощью неявных механизмов поведения, — это .

Концепция социального взаимодействия, согласно которой на поведение людей влияет то, как оно вознаграждается, — это .

Первоначально О. Конт новую науку «социологию» назвал .

Э. Дюркгейм считал, что социология должна изучать .

В творчестве . . . были заложены основы структурно-функционального анализа

— Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, М.Вебера

+ Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона

Социология оформилась как самостоятельная научная дисциплина в .

— первой половине XIX века

+ первой трети XIX века

— последней трети XIX века

Историческим периодом, считающимся исходным хронологическим рубежом российской социологии, является .

— конец XVIII века

+ конец XIX — начало XX века

— первая половина XIX века

— конец 60-х годов XIXвека

Первым определил социологию как учение об обществе .

Понятие «идеального типа» ввел в социологию .

Установите соответствие между научными школами и социологами

Термину «позитивный» О. Конт придавал значения .

Социологии Э. Дюркгейма свойственны .

В творчестве Э. Дюркгема основное внимание сосредоточено на проблемах .

М. Вебер выделил виды деятельности .

Метод диалектического материализма развивал .

М. Ковалевский развивал идеи .

Автором труда «Социальная и культурная динамика» является .

Назовите социолога, который считал, что единого общества быть не может

Т.Парсонс — это социолог .

В социологии Т. Парсонса особое внимание уделено .

Раздел: Общество как социокультурная система

К характерным признакам постиндустриального общества относится …

— преобладание в экономике тяжелой промышленности

— преобладание в экономике сельского хозяйства

+ преобладание сферы услуг в экономике

— преобладание в экономике легкой промышленности

Действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-либо другого, называются …

К характерным признакам индустриального общества не относится …

К экономическим факторам общественного прогресса относятся изменения касающиеся …

— армии, права, церкви

+ производства, распределения, потребления

— государственных органов, власти, правительства

— культуры, науки, образования

К признакам общества, согласно концепции Э. Шилза, не относится …

— демократическая форма правления

Концепция эволюционного, поступательного развития общества придерживался …

Э. Дюркгейм социальный прогресс связывает с развитием …

В теории конвергенции утверждается, что происходит сближение двух типов общества …

— рабовладельческого и постиндустриального

+ капиталистического и социалистического

— феодального и постиндустриального

— рабовладельческого и феодального

Приоритетное развитие сферы услуг и е превалирование над промышленным и сельскохозяйственным производством характерны для … общества

В социально здоровом обществе .

+ преобладают формальные функции социальных институтов

— преобладают неформальные функции социальных институтов

— существенно расходятся их формальные и неформальные функции

На информационной основе базируется . общество

В определении «Общество — это поток самовоспроизводящихся информационных сообщений» реализован . подход

Наибольшее признание сегодня получила типология обществ, предложенная .

— Д.Беллом и Растоу

+ К.Марксом и Ф. Энгельсом

Разделение между общностью и обществом ввел .

«Общество как коллективный организм, основными элементами которого являются идеи, нравы, инструменты», рассматривал .

Понятие для обозначения последствий любого социального института, которые препятствуют сохранению общества, Р. Мертон назвал .

— совокупность действующих личностей

+ большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах социальных институтов и организаций

В информационном обществе значительно возрастает роль .

Природно-географическая среда воздействует на формы организации социальной жизни

Признаками правового государства являются .

— всенародное избирание президента

— наличие двухпалатного парламента

+ незыблемость прав и свобод человека

— отделение церкви от государства

— городской житель, горожанин

— каждый человек из тех, кто составляет народ, землю, государство

+ самостоятельный член общества, обладающий правами и ответственностью за свои поступки и действия

— совокупность различных пересекающихся групп людей

+ большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь, в пределах целого ряда социальных институтов и организаций

— особым образом организованная группа людей, систематически занимающаяся управлением

+ особым образом организованная группа людей, систематически занимающаяся управлением, обеспечивающее территориальное, юридическое и политическое единение населения

— внутреннее устройство общества, обеспечивающее территориальное, юридическое и политическое единение населения

Гражданское общество характеризует .

— сферу политических отношений

+ сферу неполитических отношений

К. Маркс дает . понимание гражданского общества

+ противопоставляет гражданское общество и естественное состояние

— рассматривает гражданское общество как естественное состояние

Идею государства как воплощения разума развил .

Функции гражданского общества

+ саморазвитие социальных субъектов

— экономическое функционирование социальных субъектов

+ гомогенизация условий жизни

Основные социологические парадигмы в изучении общества

О. Конт подчеркивал .

— примат индивида над обществом

+ примат общества над индивидом

Общество как «комплекс обобществленных индивидов» представлял .

В современной социологии основными теоретическими моделями общества выделяют .

Основными типами общества, по Дж. и Г. Ленски, являются .

+ общества, живущие охотой и собирательством

+ индустриальные (промышленные) общества

Синтетическую модель типологии общества предложил .

Понятие открытого и закрытого общества в социологию ввел .

Первым рассмотрел социальную общность .

+ формируются в ходе естественного развития

— создаются сознательно людьми

Виды социальных общностей

+ стабильная, саморегулирующаяся, самовоспроизводящая система

+ сложная системная организация социального взаимодействия и социальных связей

— объединение взаимодействующих субъектов

Функциями общества как системы, по Т. Парсонсу, являются .

+ поддержание образа (интеграция)

Методом объяснения системной целостности общества является .

Этнические стереотипы — это .

+ приписывание определенных черт народу, составляющему этнос

— приписывание определенных черт социальной группе

Межэтническая интеграция — это .

+ расширение и углубление сотрудничества народов во всех сферах жизни в целях удовлетворения потребностей

— захват и порабощение угнетенных народов

Раздел: Социальная структура и стратификация общества

Причины, сдерживающие рост численности среднего класса в современной России – это …

+ государственная политика в области регулирования заработной платы

— государственная поддержка малообеспеченных граждан

+ неблагоприятные условия для развития «малого бизнеса»

Тенденции, которые согласно социологической концепции структурно-функционального анализа преобладают в системе современного западного общества – это …

— увеличение численности рабочего вопроса

— увеличение численности крестьянства

+ увеличение численности среднего класса

+ уменьшение различия в доходах различных социальных групп

Кастовая система социально стратификации сложилась в …

К видам социальных статусов личности можно отнести …

— целевой и мотивированный

+ приобретенный и предписанный

— ролевой и функциональный

— эмоциональный и поведенческий

Класс современного общества, выступающий за политическую, экономическую и культурную стабильность – это … класс

Р. Дарендорф рассматривал стратификацию через призму

— возраста и пола

Множество статусов, относящихся к одному индивиду, называется …

Признаки, которые, с точки зрения М. Вебера, являются основными при формировании в обществе статусных групп

Чтобы изменить свое социальное положение, М.В. Ломоносов воспользовался одним из каналов социальной мобильности, а именно …

— принадлежностью к Православной церкви

Явление, когда индивид обладает высоким статусом в одном из социальных подпространств и низком в другом, называется …

Два основных классообразующих признака в марксистской стратификационной концепции – это …

+ отношение к собственности на средства производства

— отношение к духовным ценностям общества

— роль в системе государственного управления

+ роль в системе общественного производства

В отличие от развитых западноевропейских стран, в России небольшая прослойка «среднего класса». Определите процентное содержание этого класса в сравнении с богатыми и бедными слоями — …

По мнению социологов, основным видом «социальных лифтов» в современном обществе является …

+ социальный статус образования

Понятие «главный статус» личности в социологии характеризует …

— физические и моральные качества личности

— интеллектуальные качества личности

+ общественное положение человека

— позицию человека в малой социальной группе

Примером вертикальной мобильности является …

— лишение футбольной команды права выступать в национальном чемпионате из-за дисквалификации игроков

— выезд студенческих активистов на слет молодежных организаций

— выезд группы студентов за границу

+ лишение дворянства после революции 1917 года прав гражданского состояния

Примером приобретенного статуса личности является …

— социальное положение родителей

Процесс перемещения людей за пределы своей страны с целью постоянного проживание или работы, называется …

Процесс регулярного перемещения людей из одних населенных пунктов, являющихся местом жительства, в другие, где они работают, называется …

Основные виды социального статуса

Основные уровни статусов личности

Разделение населения на социальные слои, различающие между собой неравным объемом власти, материальных благ, уровнем образования — это .

Перемещение индивида, социальной группы без изменения их социального статуса — это .

Социальная позиция, занимаемая индивидом благодаря его собственным усилиям, относится к . статусу

Основной характеристикой социальной стратификации общества является .

— дифференциация общества на страты

+ иерархичность расположения социальных слоев и индивидов

— различие в уровне доходов, образования, престижа

Изменение индивидом, социальной группой места в социальной структкре общества — это .

Условия, при которых люди имеют неравный доступ к общественным благам — это .

Перемещение индивида, социальной группы, влекущее изменение их социального статуса, можно отнести к .

studfiles.net

Это интересно:

  • Истерический криз 8 букв 6.8. Острые заболевания центральной нервной системы Нарушения мозгового кровообращения могут быть преходящими
  • Программа про анорексию 2015 Adobe Premiere Pro (2015) PC скачать торрент Год выхода: 2015 Версия программы: 2015.0.2 9.0.2 (6) Официальный сайт: ссылка Язык интерфейса: русский, английский Лечение: не требуется Размер: 614.99 MB Процессор Intel Core2 или AMD Phenom II с поддержкой 64-разрядных ОС Windows 7 с пакетом обновления 1, Windows 8 или Windows 8.1 (64-разрядные […]
  • Комната клаустрофобии в москве Снять комнату в Москве Всего 13 834 объявления Сдам койко-место, 300 м², 3 мин. до метро пешком, этаж 4 из 4. вчера в 01:32 191 Агентство Аренда комнаты, 9 м². сегодня в 13:32 206 Сдам комнату, 37 м², этаж 3 из 17. 582 Сдам в аренду комнату, 18 м², этаж 8. 261 Риелтор Аренда комнаты, 14 м², этаж 7 из 9. […]
  • Осенняя депрессия что это Что такое осенняя депрессия, у кого и почему она развивается, каковы ее симптомы и в чем заключаются наиболее простые и доступные методы лечения? Что такое осенняя депрессия? Осенняя депрессия (или «сезонное аффективное расстройство») — это психическое заболевание, развивающееся в зимнее и осеннее время у людей, проживающих в странах с низким […]
  • Выход мамы на работу стресс для ребенка Мама выходит на работу Еще 5 статей на тему: На работу после декрета: как все сделать правильно Еще 7 статей на тему: Как найти хорошую няню Рано или поздно перед каждой мамой малыша встает вопрос о выходе на работу. Ну, кроме, пожалуй, тех мам, которые не работали и до беременности. А значит, предстоит решить немало проблем… Как считают […]
  • Организация обучения детей с умственной отсталостью Система воспитания и обучения детей с тяжелой умственной отсталостью на современном этапе Разделы: Коррекционная педагогика В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Этому во многом способствует деятельность таких организаций, как ООН, Всемирная организация здравоохранения […]
  • Цитокины лечение шизофрении Цитокины - классификация, роль в организме, лечение (цитокинотерапия), отзывы, цена Функции цитокинов в организме регуляция продолжительности и интенсивности иммунных реакций (противоопухолевая и противовирусная защита организма); регуляция воспалительных реакций; участие в развитии аутоиммунных реакций; определение выживаемости клеток; […]
  • Стресс у мамы Психология молодой мамы «Трудности беременности и родов позади — вы стали мамой. Какое счастье — прижи­мать к себе этот теплый комочек в смешных ползунках, ощущать ни с чем не сравнимый детский запах. » Такими или примерно такими словами начинаются книги и руководства для молодых мам. Правда, трогательно? Но, к сожалению, материнство […]