Аутизм это в психиатрии

Аутизмом называется уход от реальности. Зачастую он встречается при шизофрении или наличии шизоидного склада личности. Мир больного ребенка составляют внутренние переживания, у него теряются бытовые навыки и отсутствует эмоциональная связь с родными и близкими людьми, таких детей заботят лишь собственные трудности. Иногда у больного аутизмом могут проявляться художественные способности. Аутизм у малышей является очень сложным и опасным заболеванием.

К основным симптомам аутизма у малышей относятся:

• Позднее речевое развитие.

• У ребенка отсутствует логика в мышлении и речи.

• Он своеобразно воспринимает собственное «я».

• Малыш равнодушен и одновременно очень чувствителен.

Среди ярко выраженных симптомов аутизма у ребенка находится замкнутость, отсутствие интереса к окружающим и миру, бедное выражение эмоций, слабая реакция на стимулы, идущие извне. Некоторые мамочки дают такую характеристику своим детям: «их жизнь проходит, будто под стеклянным колпаком». Эти детки не контактируют с окружающими, расценивают близких, как неодушевленные предметы, отвергают нежность или вообще не проявляют никакой реакции. Малыш, который страдает аутизмом, не может играть с другими ребятами, ему трудно усваивать речь (может ее вообще не усвоить). Зачастую он повторяет одни и те же слова, даже если умеет говорить. К тому же ребенку присуще необычное восприятие самого себя. Он не способен идентифицировать свое «я», иногда с одной из частей тела начинает вести себя так, словно та ему не принадлежит.

Среди других симптомов аутизма можно выделить: с одной стороны — неадекватный страх (ребенок начинает бояться обычных предметов), с другой – у него отсутствует чувство реальной опасности. Часто у аутичных детей проявляется беспричинный смех, плач или приступ злобы.

Аутичным детям невероятно нравится однообразное повторение ритмичных движений, а потому они часто проявляют необыкновенные музыкальные способности. Помимо прочего, у них может возникнуть интерес и проявиться способность к специфическим вещам. Такой ребенок, например, может с легкостью заучить наизусть пару страничек из телефонной книги, и при том он не способен даже поддерживать обыкновенный разговор о повседневных вещах.

Есть огромное множество разных теорий, которые объясняют причины аутизма. В медицинских источниках описывается, что аутизмом часто страдают члены одной семьи, то есть возникает предположение, что заболевание передается по наследству. Но в его основе иногда лежит и то, что люди из такой семьи, когда сами становятся родителями, не способны к нормальному общению, имеют тяжелый характер, педантичны, что сильно отражается на врожденных способностях деток, рожденных у них.

К несчастью, до сих пор не известен эффективный метод лечения аутизма у детей. В силу того, что они часто страдают разными фобиями, очень важно для них постоянство в окружении, сохранение которого приводит к уходу от стрессовых ситуаций. Требуется и строгий распорядок дня: в одно и то же время малыши должны кушать, умываться, отходить ко сну. Ни при каких обстоятельствах родители не должны менять привычный режим дня, так как их чадо может испугаться.

Нередко родителям сложно приучить ребенка выполнять какие-либо новые действия. Но если все же малыш принимает новшество, то сильно привязывается к занятию. Довольно трудно учитывать все аспекты состояния ребенка, но помогать ему нужно, чтобы обеспечить его возможное нормальное развитие и существование. Как правило, аутичные дети не способны к обучению в нормальной школе. Дети, больные аутизмом, даже с более высокими интеллектуальными способностями, в будущем все же начинают испытывать трудности в самостоятельной жизни.

Родители аутичного ребенка имеют небольшие возможности. Приоткрыть душу малыша можно лишь при безграничном терпении и любви к нему. Крайне важно – если родители заметили первые симптомы этого заболевания у ребенка, они должны незамедлительно обратиться за помощью психолога или психиатра. Аутизм не является умственной отсталостью. Хотя некоторые дети физически недоразвиты (глухие, к примеру), все-таки по большей части они нормально развиты интеллектуально, а нередко в отдельных областях (музыка, рисование, математика) их способности превышают средний уровень. К сожалению, даже наличие нормального интеллекта – не повод, что ребенок сможет им воспользоваться.

Что касается аутизма – так это расстройство психическое, когда у больного ослабевает связь с реальностью, он отрекается от внешнего мира. В его мире доминируют внутренние переживания, что становится причиной того, что больной превращается в обузу для близких. Причины аутизма до сих пор не выявлены, как не существует и эффективного лечения. Но есть специальная поведенческая терапия и некоторые психологические приемы, которые при регулярном применении приводят к достижению положительных результатов, даже если у ребенка тяжелая форма аутизма.

Близкие аутичного ребенка должны быть преисполнены терпения. Дело в том, что у его существования свой, монотонный ритм. Ежедневные занятия должны проходить в одно и то же время, родителям придется строго соблюдать последовательность. Любое отклонение от установленного распорядка будет вызывать у таких детей приступ злобы, панику и страх. Приступ злости или испуг иногда возникает даже из-за совсем незначительных, на первый взгляд, изменений, к примеру, когда появляется новая медицинская сестра или ребенка перемещают в другую комнату.

Все понимают, что такой строгий режим сильно влияет на жизнь семьи. Малыш, страдающий аутизмом, не будет реагировать на ласки, вступать в разговор, а потому окружающие должны иметь необыкновенное терпение и проявлять толерантность. С другой стороны, только при помощи любви и терпения возможно достижение хоть какого-нибудь прогресса, чтобы «вытащить» ребенка, страдающего аутизмом, из мира, который он сам и создал.

Специалисты не способны сразу диагностировать у малыша аутизм. Ведь многие симптомы этого тяжелого заболевания встречаются и у нормально развивающегося ребенка. Поэтому часто истинный диагноз ставится с достаточным опозданием. Аутизму присуще многообразие проявлений, и у ребенка иногда наблюдаются лишь некоторые из них (он может хорошо учиться, но быть при этом замкнутым). Но, когда родители замечают, что у малыша проявляется сразу несколько симптомов, это может значить, что он действительно страдает аутизмом. Таким признаков зачастую является нарушенное восприятие реальности.

Ребенок не идет на контакт, может даже случиться такое, что он не будет чувствовать боли. К симптомам аутизма также относится медленное развитие или недоразвитая речь, боязнь нового, привычное выполнение монотонных движений.

Если вы заметили симптомы, свидетельствующие о наличии заболевания, обратитесь к детскому психиатру (у детей психические расстройства лечат именно психиатры). В последнее время стали создавать центры развития ребенка, в которых занимаются ранней диагностикой и терапией нарушений развития у детей. В подобных центрах трудятся опытные специалисты (неврологи, детские психиатры, логопеды, психологи), поэтому они окажут быструю и эффективную помощь. Если вы, общаясь с ребенком, начнете что-то подозревать, обратитесь в такой центр. А направить ребенка к детскому психиатру может педиатр.

www.psyportal.net

Аутизм или шизофрения?

Долго не могли моему мальчику поставить диагноз, наконец есть официальный, атипичный аутизм. Но вдруг оказывается, что в заключении еще что-то про шизофреноподобные проявления или как-то так (я сама не видела и не слышала, врач папе зачитывал).

И теперь снова сомнения, а вдруг это вообще шизофрения, а не аутизм с проявлениями?

В интернете читаю — вообще ничего непонятно, за день то уверюсь, что на аутизм больше похоже, то что на шизофрению. Страшно думать, что у мелкого может быть шизофрения, но неизвестность еще больше изматывает. Куда пойти, где диагноз проверить, с кем проконсультироваться?

Этот мы в центре психического здоровья детей, который 6я больница все называют, получили.

1. Врачи те сомнения и опасения, которые я высказывала вслух, тк мне была нужна поддержка, учитывают как "диагноз"

2. Те положительные моменты, которые у каждого ребенка есть, озвученные мною, для врачей — жалкое подобие нормальности

3. Система обязательного медицинского обслуживания в РФ — полная фикса.

Т.о. меньше говорим: сначала думаем. Тк в состоянии истерии (в которой вы оказались после диагноза вполне возможно совершенно никакого отношения к состоянию вашего ребенка не имеющего) вы вообще не думаете и не анализируете. Поэтому до того, как тащиться в поликлинику или в "центр психического здоровья детей" вы сначала продумываете все до конца: даже до диагноза, который вас устроит и поможет устроится Вашему мальчику в спец.дет.сад или интернат. Потом только идете. Дальше ищите специалиста, который адекватно оценит вашего ребенка. Любой специалист стоит денег, поэтому система "они выкачивают деньги" не работает. Забудьте это. Просто настройте себя, что помощь вашему ребенку, может оказаться платной. Это нормально. Вы наверняка уже от кого-нибудь слышали, что у некоторых реальных специалистов нет фиксированной цены на прием или для кого-то он обходится меньше, для кого-то больше, это тоже нормально. Это не значит, что вас разводят. Это значит, что просто помогают. Не переживайте на предмет стоимости, стоимость — вещь относительная.

НЕ ПЛАЧЬТЕ, НЕ ПЛАЧЬТЕ

Обратите внимание на ребенка сейчас: он ведь меняется каждый день чуть-чуть в лучшую сторону: я не знаю таких деток, которые с возрастом менялись бы в худшую сторону. Анализируя интернетовский аутизм и шизофрению, вы не приближаетесь к улучшению состояния сына. Потому, что анализ складывается из прошедшего времени, а сын меняется каждую секунду к лучшему, просто вы расстроены и не можете взять себя в руки.

НЕТ НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ, ЕСЛИ ВЫ НАЙДЕТЕ ЛЮДЕЙ, У КОГО ШИЗОФРЕНИЯ СТАЛА АУТИЗОМ ИЛИ НАОБОРОТ. Эти родители наверно также как и вы находились в этом ужасе. Для чего их искать? чтобы не сойти с ума? ну так для этого надо себе найти психотерапевта или как-то самой выкарабкиваться. Ведь это Ваше ужасное состояние точно к помощи малышу не имеет отношения.

БУДЬТЕ СПОКОЙНЫ. ЭТО НЕ УЖАС. ЭТО ПРОСТО ТРУДНОСТЬ. ПРОСТО ТРУДНОСТЬ.

Как можно было довести себя до того, чтобы ПРОСТО ТРУДНОСТЬ, привела вас в такое состояние? Успокоившись, вы найдете нужное вам решение: ведь методы коррекции особенных деток в принципе одинаковы для разных диагнозов. Если не подходит какой-то конкретный метод к аутенку (тогда как большинству он помогает), это не значит, что у него шизофрения. Вообщем-то это не значит, что у него и аутизм)

Оленька, успокаивайтесь и берите себя в руки. Если вы из Питера, могу вам дать контакт психиатра, который конечно скажет вам диагноз, но за огромный 55 летний опыт работы со специальными больными у него появились отличное качество: не ставить крест на пациентах, а реабилитировать их)) оч. помогает. Отличный врач.

vk.com

Хочу рассказать про дурацкие диагнозы в детской психиатрии.

Вообще их есть целый список у меня, но буду по одному выдавать. Диагноз — очень важная вещь. Диагноз — это не только выбор терапии, не только понимание того, что с человеком происходит. Это еще и отношение.

В учебниках середины 20го века можно было увидеть фотографии людей с психическими расстройствами (как правило люди эти выглядели очень неприглядно – растрёпанные, с нелепыми выражениями лиц, одетые в больничные робы), которые были подписаны словами «эпилептичка», «шизорфеничка», «сифилитик», «олигофрен». Подобные образы, конечно, были связаны с общим отношением к людям в психиатрии. Пренебрежительное, опекающее и неуважительное отношение получали они в системе помощи и в целом от людей вокруг. Диагноз и название человека становился инструментом отношения к нему.

Сейчас конечно врачи говорят так редко, чаще кулуарно, в учебниках такого не пишут. Но часто используют диагнозы, которые можно назвать именно плохими инструментами (я их называю «дурацкими диагнозами») которые соответственно определяют и плохое отношение к человеку.

Один из таких диагнозов, который сам по себе дурацкий, да еще и тянет за собой ужасное отношение к человеку – «детская шизофрения». Вот про него сегодня немного расскажу.

Идея очень простая – ребенок имеет шизофрению, но так как он маленький и у него не сформированы определенные психические умения (например, умение абстрактно мыслить и обобщать), шизофрения у него проявляется не так, как у взрослых. У взрослых шизофрения проявляется психотической симптоматикой (то есть бредом, галлюцинациями), а у ребенка будет проявляться в тех областях, которые ему по уровню развития доступна (например, искаженными эмоциями, нарушениями движения). В итоге такой подход, вот эта приставка «детская» оправдывает невероятные отличия в поведения людей с шизофренией от поведения тех детей, которым диагноз «детской шизофрении» ставят.

В итоге диагноз «детская шизофрения» стали ставить (и продолжают ставить) в буквальном смысле всем, тем, кто ведет себя как-то странно и необычно. Странно двигается (взмахивает руками, раскачивается)? Шизофрения. Очень холоден и неэмоционален? Шизофрения. Слишком плохо себя ведет? Шизофрения. Выравнивает предметы в ряд и остервенело разглаживает складки на одеяле перед тем, как заснуть? Шизофрения.

Это, конечно, все не так. От термина детская шизофрения отказались, его место на полке «история психиатрии» и пользоваться им нельзя.

Что есть вместо?

Во-первых, действительно есть шизофрения. Это заболевание с определенными (очень четкими критериями) диагностики. Это заболевание проявляется бредом и галлюцинациями и может быть любом возрасте – у детей, у подростков, взрослых и пожилых. Им всем поставят диагноз шизофрении, но, конечно, не будут уточнять, что у них какая-то особенная подростковая или пожилого возраста шизофрения. Да, шизофрения у детей бывает очень редко (примерно 1 на 10-15 тысяч), но бывает и именно в том виде, в котором бывает у взрослых, с такими же проявлениями.

Но чаще же то, что называют детской шизофренией является одной из ситуаций расстройств аутистического спектра. Единственное, что будет объединять людей с шизофренией и людей с РАС является некоторая необычность и странность поведения, все остальное же будет совершенно разным. У людей с РАС нет бреда и нет галлюцинаций, у них нет приступов обострений, которые характерны для течения шизофрении.

В-третьих, детской шизофренией часто называют обсессивно-компульсивное расстройство. Это нарушение при котором у человека есть очень много навязчивостей (повторяющиеся воспоминания, мысли, импульсы, которые при этом по тем или иным причинам мешают) и много ритуалов (то есть действий, с помощью которых они эти навязчивости пытаются прогнать).

В-четвертых, часто наличием детской шизофрении объясняют выраженные расстройства поведения. Это ситуации, когда у человека какое-то очень сильно проблемное поведение, когда очень высокий уровень протестов, агрессии, когда есть малопонятные побеги или воровство в большом масштабе. Как правило механизмы этих проблем поведения довольно понятны (наличие высокого уровня импульсивности, СДВГ у ребенка, не очень высокий интеллект, сложная домашняя и школьная ситуация, наличие депрессии), но почему-то вместо того, чтобы разбираться в том, что именно человека приводит к такому поведению, могут поставить такой вот диагноз и все начать объяснять тем, что человек, мол, «сошел с ума».

Ну и в-пятых, часто диагноз «детской шизофрении» могут получить люди с не очень простыми характерами и формирующимися особенностями личности, особенно тогда, когда их формирование связано с проблемным поведением. Например, я встречался с тем, что подростку с эмоциональной неустойчивостью (это иногда называют пограничным расстройством личности), поставили диагноз шизофрении из-за нередко встречающихся при пограничном расстройстве личности резких интенсивных перепадов настроения.

И, конечно, есть и в-шестых и в-седьмых, и в-восьмых. Вообще эта концепция детской шизофрении (с невероятно размытыми границами) очень предрасполагает к тому, чтобы ей обзывали все на свете. Будет проще тогда, когда на использование этого термина будет наложен строгий запрет.

sites.google.com

Аутизм это в психиатрии

Наша история начинается в 1894 году, в маленьком городке на территории современной Западной Украины, тогдашней Австро-Венгрии. Именно тогда и там в религиозной еврейской семье родился Лео Каннер. Тогда его, правда, звали Хаскель-Лейб. Ему было суждено стать отцом американской детской психиатрии и основоположником учения об аутизме.

Мальчик был способный, получил религиозное и светское образование, писал стихи. Впоследствии он перебрался к дяде в Берлин, где учился в гимназии, а затем поступил в Берлинский медицинский институт. Закончил образование он в 1924 году.

Доктор Каннер начинал свою карьеру как кардиолог. И тут на его жизненном пути встретился американский врач-стажер, который убедил его перебраться в США. Наверное, решил, что для способного молодого врача там будет больше возможностей. Я нигде не нашла имя человека, который спас для нас Лео Каннера. Останься он работать в Германии, детскую психиатрию в Америке пришлось бы основывать кому-нибудь другому.

В США он получил место врача в городской больнице в Южной Дакоте. Я опять не смогла найти подробностей, как и почему он поехал именно в Южную Дакоту. Меня очень интересует биография этого человека, и мне хочется думать, что он поступил точно так же, как нынешние врачи-иностранцы для получения права на работу в США — поехал работать туда, где врачей не хватало. Именно в Южной Дакоте он увлекся педиатрией и детской психиатрией и опубликовал несколько работ на эту тему. Работы были настолько интересными, что в 1930 году он получил предложение основать первое в США детское психиатрическое отделение в госпитале Университета Джона Хопкинса в Балтиморе. Университет Джона Хопкинса — один из старейших в США и один из лучших научных и клинических центров мира.

Уже через пять лет Лео Каннер издал первый на английском языке учебник по детской психиатрии. Всего доктор Каннер издал 8 книг и около 250 статей, но нас сейчас интересует одна особенная работа — «Аутистические расстройства эмоционального контакта», написанная им в результате многолетних наблюдений, изданная в 1943 году и описывающая 11 пациентов. Этим детям было присуще одиночество, стремление к однообразию, эхолалия (когда ребенок вместо нормальной речи повторяет окружающих как эхо), гиперчувствительность к сенсорным воздействиям, стереотипные движения, очень хорошая механическая память и некоторые другие признаки.

В этой статье доктор Каннер сформулировал мысль, которая оказалась пророческой: «Мы должны предположить, что эти дети приходят в мир с врожденной неспособностью к установлению обычного, биологически обеспечиваемого аффективного контакта с людьми, подобно тому, как другие дети приходят в мир с физическими или умственными недостатками». (Aффективный контакт — это эмоционально окрашенное проявление чувств, например, сочувствие, жалость или желание разделить радость.)

«Аутистические расстройства эмоционального контакта» Лео Каннера, как и статья Ганса Аспергера «Аутичная психопатия в детстве», написанная годом позже в 1944 году, до сих пор являются фундаментом при изучении аутизма.

Ганс Аспергер — австрийский педиатр и психиатр — описал четырех детей, у которых были трудности с социальным общением, формальная педантичная речь, всепоглощающий интерес к одной-единственной теме, отсутствие нормального выражения лица и языка тела — и все это на фоне нормального интеллекта. Аспергер назвал это расстройство аутистической психопатией. Эта и последующие работы Аспергера были написаны на немецком языке и практически неизвестны до «переоткрытия» их английским психиатром Лорной Винг в 1981 году (вдумайтесь в это: все происходит буквально на наших глазах!). Она же предложила термин синдром Аспергера, который прочно вошел в научную литературу и историю медицины, так же каксиндром Каннера.

В СССР пальма первенства в изучении детского аутизма (1947 год, Ленинград) принадлежит выдающемуся детскому психиатру Самуилу Семеновичу Мнухину, основоположнику российской детской психиатрии и ученику Бехтерева.

Уместно будет упомянуть, что сам термин «аутизм» использовался в психиатрии гораздо раньше, в применении к расстройствам шизофренического типа.

Итак, годом рождения науки об аутизме можно считать 1943 год.

В 1950–1960-х годах аутизм продолжал рассматриваться как форма расстройства шизофренического типа.

В то же время получила широкое распространение теория недостатка родительской любви, «матери-холодильника», как причины аутизма. Она поддерживалась крупными психоаналитиками того времени. Вред, нанесенный этой теорией семьям, трудно себе представить.

В семидесятые годы ученые стали приходить к выводу, что аутизм — это биологическое расстройство развития мозга.

В восьмидесятых годах аутизм как заболевание был отделен от шизофрении, а в 1987-м появилась первая система критериев для постановки диагноза.

В последующие двадцать лет процесс систематизации и накопления знаний набирает темп. Определение аутизма 1994 года сменяется определением 2000 года, а это, в свою очередь, определением 2013 года. Взрывообразно, особенно в последние пятнадцать лет, нарастает понимание генетических и структурных механизмов, а также влияния окружающей среды.

Давайте посмотрим, что же нам известно об аутизме на сегодняшний день.

Очерк 2. Клиническая картина

Расстройства аутичного спектра (РАС) включают две группы симптомов — нарушения социальной коммуникации и повторяющееся/ограниченное поведение.

Вот как это выглядит на схеме:

Аутизм — это не одна отдельно взятая болезнь. Это комплекс симптомов и признаков. В науке такое понятие называется фенотип.

Диагноз «аутизм» ставится на основании клинический картины. В настоящее время у нас нет единого биологического маркера. Сейчас мы пользуемся пятой редакцией Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5), которая была опубликована в мае 2013 года. Эксперты считают, что эти критерии более объективные и надежные, чем критерии предыдущей, четвертой редакции. Этими критериями пользуются сейчас врачи всего мира.

Все формы аутизма получили одно общее название, и это состояние теперь называетсяРасстройства аутистического спектра (РАС). Далее приводится детальная спецификация симптомов, определение степени тяжести (три уровня), характеристика сопутствующих расстройств. Описание этих деталей не входит в задачу моего рассказа.

Диагноз «синдром Аспергера» в 2013 году был упразднен. Это вызвало большое волнение в кругах, связанных с аутизмом: медиков, учителей специального образования, родителей, групп поддержки. Все опасались, что отмена диагноза «синдром Аспергера» поставит под удар большую группу пациентов. Однако практика показывает, что этого не произошло, хотя споры об этом все еще продолжаются. В реальной жизни пациенты, ранее диагностированные как пациенты с синдромом Аспергера, теперь перешли в категорию «Расстройства аутистического спектра».

Клиническая картина аутизма чрезвычайно разнообразна. Этот диагноз могут иметь дети одаренные и с сильными задержками, невербальные и говорливые, агрессивные и апатичные. Дети с легкими симптомами нуждаются в небольшой поддержке, а дети с тяжелыми — в постоянном индивидуальном уходе.

Я вижу таких пациентов каждый день. Иногда я уже знаю диагноз, еще не видя ребенка, по его реакции на попытку моей медсестры измерить ему рост или проверить давление. Этот пронзительный немодулированный крик совсем не похож на капризы и плач обычного ребенка. А иногда признаки заметны только хорошо тренированному глазу.

Резидентам (ординаторам), которые со мной работают, я говорю так:

Наблюдайте! Помните об этапах нормального развития! Думайте о том, чего у вашего пациента нет, а должно было бы быть по возрасту: речь, эмоциональный контакт, выражение лица и язык тела. Отзывается ли малыш на имя, смотрит ли в глаза, играет или просто бросает игрушки, смотрит ли картинки или просто листает книжку и отбрасывает ее. Показывает ли он пальчиком или берет мамину руку и использует ее, как инструмент?

Отмечайте, если видите то, чего не должно было бы быть: повторяющиеся движения или слова, отрешенность, негативную реакцию на любую попытку прикоснуться, нежелание играть вместе.

Слушайте родителей! Мать часто скажет вам: «Я всегда знала, что он не такой, как другие».

Помимо собственно расстройств аутичного спектра у этих пациентов бывает большое количество других эмоциональных, психиатрических и медицинских проблем (со сном, с желудочно-кишечным трактом, с судорогами, с иммунологическим статусом). В общем клиническая картина может быть очень, очень сложной.

Выглядит это примерно так:

Вот некоторые интересные факты:

  • В США аутизм сейчас диагностируется у 1 из 68 детей: 1 из 42 у мальчиков, 1 из 189 у девочек.
  • В мире таких людей десятки миллионов, в США примерно два миллиона.
  • Аутизм встречается во всех слоях общества, во всех странах, во всех расах.
  • Статистики по России я не нашла.
  • Почти половина детей с РАС имеют средний или выше среднего интеллект.
  • На лечение и адаптацию пациента с аутизмом в течение его или ее жизни тратится от 1 до 2 миллионов в год (США и Англия).
  • Что же мы знаем о причинах и механизмах аутизма на сегодняшний день? Для удобства изложения разделим известные факты на группы. Конечно, все механизмы взаимосвязаны.

    Генетические и молекулярные факторы

    Тысячи работ описывают разнообразные генетические мутации, которые вызывают или могут вызывать аутизм. В настоящее время известно около 100 генов, которые вызывают симптомы аутизма или предрасположенности к нему.

    Вывод был неожиданным: примерно половина генов, вызывающих фенотип аутизма, широко распространена среди людей. Новые мутации вызывают лишь очень незначительное количество случаев.

    Таким образом, риск и подверженность к аутизму (авторы определяют его как liability) определяется вариациями генетического кода, общими для многих людей. Иными словами, в большинстве случаев наследуется не аутизм, а предрасположенность к нему. А при неблагоприятном сочетании разных факторов проявляется болезнь.

    Эпигенетика — наука совсем молодая. В сегодняшнем понимании этот термин стал применяться в науке только в 1990-х годах. Приставка «эпи-» обозначает «над-» или «сверх-». Если сказать упрощенно, генетика изучает процессы и последствия, связанные с изменением ДНК, а эпигенетика изучает процессы изменения в хромосомах и их последствия, при которых структура ДНК остается неизменной.

    Когда я объясняю резидентам, что такое эпигенетика, я говорю так:

    Представьте себе радио, играет приятная музыка. Я накрываю радиоприемник плотной подушкой. Радио продолжает играть, но мы его не слышим. Вот вам и эпигенетика в действии. В клетке роль такой подушки могут исполнять разные механизмы, например метиловые группы или белки гистоны, которые соединяются с ДНК.

    Какое же это имеет отношение к теме нашего рассказа? А вот какое: уже доказано, что эпигенетические механизмы лежат в основе хорошо изученных синдромов, где аутизм является частью клинической картины, например, синдром Ангельмана или синдром ломкой X-хромосомы.

    3. Сейчас бурно изучаются изменения в синапсах

    Синапсы — это места контактов между нервными клетками, там находятся разнообразные белки и рецепторы, которые тоже, вероятно, играют роль в механизме аутизма.

    Как ни интересна и важна генетика аутизма, область структурных изменений в мозгу при аутизме не менее интересна.

    В 2001 году вышла работа, которая показала, что у 90% мальчиков с аутизмом к 2–4 годам голова больше среднего, а у 37% она просто очень большая. Количество мозгового вещества у 2–3-летних пациентов было увеличено, а вот у более старших детей и подростков этого уже не наблюдалось. Более того, наблюдалось даже некоторое уменьшение.

    Был сделан следующий вывод: нарушенная регуляция роста мозга при аутизме приводит у ускоренному росту мозга вначале и к замедленному росту впоследствии.

    Пожалуйста, обратите внимание на год этой работы — 2001, пятнадцать лет назад! В науке об аутизме это очень ценный, очень важный и очень древний исторический этап. Ну как закон Архимеда! Или законы классической генетики Менделя.

    С тех пор в этой области были сделаны сотни исследований. Сейчас очень активно изучается вопрос связей разных участков головного мозга и их значение в развитии аутизма и разнообразных задержек развития.

    Первоначальная задача этого проекта — создать карту всех анатомических и функциональных связей головного мозга. Дальнейшие задачи — разобраться в особенностях этих связей при таких состояниях, как аутизм, дислексия, болезнь Альцгеймера, шизофрения. Некоторые ученые считают, что это более масштабный и далеко идущий проект, чем даже проект « Геном человека».

    Проект «Коннектом человека» идет полным ходом. Просто для интереса: вот такие у них получаются картинки — жмите на www.humanconnectome.org, кому интересно! Результаты доступны всем ученым мирa.

    А в Англии в 2013 году начали дочерний проект, изучающий коннектом развивающегося мозга — от середины беременности до возраста 1 месяц! Фантастика! Когда диагностика аутизма будет проводиться такими методами, мне придет время отложить свой молоточек и уйти на покой!

    Теперь немного о прогрессе в изучении влияния окружающей среды.

    В 2003–2009 годах Национальный институт здоровья США провел исследование, названноеCHARGE (Childhood Autism Risks from Genetics and the Environment — «Экологические и генетические факторы риска в развитии детского аутизма»). Были сделаны следующие выводы:

    • Существует связь между риском аутизма и проживанием беременной женщины вблизи скоростной трассы.
    • Не имеется связи между уровнями ртути в крови и аутизмом.
    • Существует связь между аутизмом и транспортным загрязнением воздуха.
    • Наличие определенных генов у матери, которая не принимала пренатальные витамины, повышает риск аутизма в 7 раз.
    • Применение фолиевой кислоты во время беременности, возможно, связано с понижением риска аутизма.
    • Заболевания с повышенной температурой у женщины во время беременности увеличивают риск аутизма.
    • Внимание: это не клинические рекомендации, а результаты статистических исследований!

      И наконец, о том, что, наверное, интересует всех больше всего, — о лечении.

      А вот с лечением у нас пока не густо. То есть, конечно, много чего есть, но от фундаментальной науки мы здесь отстаем, что, впрочем, вполне логично. Опять же разделим имеющиеся у нас «инструменты» на группы.

      Психологические поведенческие методы

      Метод ABA (поведенческая терапия)

      На сегодняшний день одним из наиболее эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия, или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

      Метод ABA для лечения больных аутизмом детей был впервые использован доктором Иваром Ловаасом в университете Лос-Анджелеса в 1963 году. Его модификации широко используются в лечении аутизма и по сей день. Вкратце: метод основан на выделении элементов положительного, хорошего поведения и их поощрении на том уровне, на котором это ребенку доступно.

      Метод трудоемкий, индивидуальный, дорогостоящий, но эффективный.

      Термин весьма приблизительный, происходит от английского occupational therapy — лечение занятием. Этим методом мы лечим проблемы с мелкой моторикой, сенсорную гиперчувствительность и некоторые другие отклонения.

      Если ребенок совсем не разговаривает, могут использоваться специальные компьютерные программы, которые «говорят за тебя». Раньше пользовались картинками, сейчас технологии дают больше возможностей.

      Поддержка в получении образования и впоследствии в трудоустройстве

      Лекарств, которые бы помогали базовым симптомам аутизма, у нас, увы, пока нет. Сегодня мы можем лечить сопутствующие симптомы: агрессивность, гиперактивность, расстройства внимания и сна, обсессии и разные другие проблемы, и делаем это довольно успешно.

      Нетрадиционные способы лечения аутизма

      Было бы неправильно не упомянуть и эти методы. В США они обозначаются аббревиатурой CAM — Complementary and Alternative Medicine. В 2014 году в журнале Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics было опубликовано интересное исследование. Ученых интересовал вопрос, чем лечат больных аутизмом детей.

      Контрольная группа, правда, была небольшая: 453 ребенка с аутизмом в возрасте от 2 до 5 лет. Как выяснилось, 40% из них лечились альтернативными методами. В подавляющем большинстве это были хоть и недоказанные, но сочтенные безвредными методы: пищевые добавки, безказеиновая и безглютеновая диета, пробиотики, гомеопатия. Однако значительное количество из них — около 22% (или 8,6% от общей группы) — применяли определенно бесполезные или вредные методы: инъекции витамина В12, противогрибковые средства, внутривенный гамма-глобулин, хелирование. Одна из задач врача — отговорить родителей от вредных способов лечения.

      Не хочется заканчивать записки о лечении на этой пессимистической ноте.

      Сейчас Национальный институт здоровья США (NIH) проводит исследования вещества окситоцин. Окситоцин известен очень давно, это гормон нейрогипофиза. У него масса функций. NIH собрал уже известные исследования о влиянии окситоцина на социальное поведение и в 2013 году запустил огромный проект под названием SOARS-B — Study of Oxytocin in Autism to improve Reciprocal Social Behaviors.

      Очень хочется верить, что результаты будут положительными, и у нас вскоре появится лекарство для лечения одной из главных проблем аутизма.

      Может сложиться впечатление, что практика так сильно отстает от науки, что никогда ее не догонит. Мне самой иногда так кажется. Мне, как практику, очень обидно это осознавать. Но, как человек интересующийся историей естественных наук, я понимаю, что это не так. Я уверена, что скоро мы будем лечить гораздо лучше, чем сейчас, и даже надеюсь успеть в этом поучаствовать.

      Я преклоняюсь перед родителями, которые воспитывают детей с аутизмом, точнее, перед теми, которые не прячутся от проблем, а стараются их решать, вкладывая в это всю свою жизнь, любовь, время, силы, деньги.

      Вот оно, богатство — ребенок, и на горизонте первые шаги, первые слова, первый день в школе, успехи, родительская гордость и счастье. И вдруг — бах! — все будет не так, и ничего не будет просто, и все, что получено другими как дар, надо будет отвоевывать. Все будет драмой или подвигом: и поход в магазин, и стрижка ногтей, и первое слово, и все, что будет потом. За что, почему, в чем смысл? Вопрос задан, а ответа нет даже в книге Иова.

      Я сочувствую им, но не жалею. Им не нужна моя жалость, только помощь и понимание.

      Жалею я тех, других, у которых не достало сил это принять. И к жалости примешивается отчаяние и бессилие, когда я не могу уговорить их делать то, что заведомо помогает, или отговорить делать то, что вредно.

      Ни одна группа пациентов не вызывает у меня таких разнообразных и сильных эмоций, как мои больные с аутизмом. Вроде бы после нескольких десятков лет практики это должно было пройти, ан нет.

      Позвольте мне привести здесь слова доктора Каннера, основоположника этой области медицины. Он сформулировал главный принцип, который остался неизменным с середины XX века. Для соблюдения этого принципа не надо ни продвинутых сканеров, ни фантастических генетических маркеров, а только понимание и сострадание. «Каждый ребенок, равно как и каждый взрослый, нуждается всего в трех элементах: любви, принятии таким, какой он есть, и одобрении. »

      Во времена Каннера аутизм еще не лечили. С тех пор к его гуманистическому принципу прибавились достижения современной науки и осознание обществом всей важности этой глобальной проблемы. В США сейчас на это тратятся огромные средства. В 2016 году бюджет NIH увеличился на 6,6% по сравнению с 2015-м и составил примерно 32 миллиарда долларов.

      В 2015 году на исследования по проблеме аутизма было потрачено 216 миллионов долларов — больше, чем на детский церебральный паралич, эпилепсию и ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности) вместе взятые. Конечно, на некоторые другие болезни особой общественной важности — изучение старения, болезни Альцгеймера или, например, ожирения — было потрачено больше, но и с этим трудно спорить.

      И это только NIH! Десятки фондов, организаций и частных лиц жертвуют огромные средства на развитие науки об аутизме.

      Простите, что я говорю о деньгах — всё же живу в стране желтого дьявола. Но история показывает, что где деньги, там и успех науки и практики. Так случилось, например, со СПИДом, который был стопроцентно смертельной болезнью в те времена, когда я начинала свою врачебную работу в США.

      В общем, есть все основания верить, что ныне практикующие врачи узнают разгадку аутизма и получат эффективные методы его лечения. А здравоохранение сможет наладить систему мер по уменьшению факторов риска и предупреждению этого состояния.

      Эти заметки написаны не для врачей или других профессионалов, которые работают с пациентами с РАС. Они написаны для широкой публики — для людей, затронутых проблемой (их, увы, очень много!), и просто для любознательного читателя. Я старалась не углубляться в детали и, конечно, не рассказала и малой части того, что сегодня происходит в этой области.

      Никакая научная или научно-популярная статья не скажет ничего о человеческом аспекте этой проблемы. Я живу в США и вижу, как это происходит здесь. Я думаю, что в современной России все гораздо хуже вследствие общего низкого уровня медицины и практически отсутствия социальной помощи. Да и общество в целом не отличается толерантностью к больным и слабым.

      Есть подвижники, которые сами пытаются что-то сделать, — низкий им за это поклон и благодарность. От меня лично. Пожалуйста, пожалуйста, продолжайте! Это так важно!

      А если любознательного читателя интересуют мои наблюдения за человеческим фактором, как я его вижу его здесь, в Америке, позвольте отослать вас к моим «Байкам американского врача».

      sites.google.com

      Найдено 31 определение термина АУТИЗМ

      — уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения.

      Ранний детский А. (англ. infatile autism) впервые выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером (1943). В настоящее время рассматривается как первазивное (общее, многостороннее) нарушение, искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ц. н. с. ребенка; выявлена его полиэтиология, полинозология. Р. д. А. отмечается в 4-6 случаях на 10 тыс. детей; чаще встречается у мальчиков (в 4-5 раз чаще, чем у девочек).

      Основные клинические признаки Р. д. А.: 1) сам А. как врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, причем трудности коммуникации проявляются вне зависимости от интеллектуального уровня ребенка; 2) стереотипность в поведении, проявляющаяся как сопротивление переменам в окружающем, стереотипные движения и действия, пристрастия, интересы; 3) необычные реакции на сенсорные раздражители, дискомфорт и сверхочарованность определенными впечатлениями; 4) нарушения речевого развития в контексте общих нарушений коммуникации вне зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка, мутизм более чем в 'Д случаев, эхолалии, перверзия местоимений, речь штампами, нарушения просодики (интонация, ударения, темп, ритм речи);

      5) особенность психического развития отмечается с раннего возраста, аномалии становятся очевидными до 30 мес.

      Период наиболее выраженных проявлений Р. д. а. — со страхами, негативизмом, агрессией, ожесточенной стереотипной аутостимуляцией — возраст 3-5 лет. Позже острота может сглаживаться и на 1-й план выступают нарушения развития, личностная и социальная незрелость. Хотя дети с А. часто проявляют парциальную одаренность в невербальных областях, более 2/.^ из них умственно отсталы. Искажение, асинхрония развития психических функций представляет единый узел аффективных и когнитивных проблем ребенка. Необходимы раннее выявление и комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция, организация специальной системы помощи людям с последствиями Р. д. а. См. Игровая терапия. (О. С. Никольская.)

      А. ДЕТСКИЙ [Kanner L., 1943]. Характерны следующие признаки: 1) нарушение способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни; 2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными; 3) недостаточность принятия позы готовности при взятии на руки; 4) недостаточность коммуникативного пользования речью; 5) прекрасная механическая память; 6) эхолалия; 7) буквальность в употреблении слов; 8) извращенное употребление личных местоимений; 9) нарушение пищеварения на первом году жизни. 10) ранний страх определенных громких звуков и движущихся объектов; 11) монотонное повторение звуков и движений; 12) страх изменений в обстановке (см. Каннера феномен тождества) 13) однообразие спонтанной активности; 14) монотонные механические игры с неигровыми предметами; 15) впечатление хорошего интеллекта благодаря успешности в отдельных навыках и умному выражению лица; 16) серьезное выражение лица, напряженное в присутствии людей; 17) хорошее физическое здоровье (см. Кагана симптомы).

      Рассматривается как нозологически неспецифический синдром, один из его вариантов может быть отнесен к шизофрении и обычно предшествует манифестация процесса [Вроно М.С., 1971, 1976]. Наряду с этим синдром детского аутизма выделяется при шизоидной психопатии как органический аутизм, парааутистические состояния по типу невротических реакций, а также в связи с экзогенными вредностями в анте- и перинатальном развитии при известной неравномерности и задержке развития в дальнейшем [Каган В.Е., 1981].

      См. также Кагана симптомы детского аутизма.

      Син.: синдром Каннера.

      А. СУДОРОЖНЫЙ [Boyer J.S., Deschartrette A., 1980]. Сочетание детского аутизма с Леннокса-Гасто синдромом. С устранением в процессе лечения эпилептических припадков явления аутизма идут на убыль и отмечается восстановление интеллектуального уровня.

      Син.: синдром Буайе-Дешатретта.

      Автор. Э.Блейлер (1911 г.)

      Категория. Теоретический конструкт, служащий для объяснения генезиса шизофрении.

      Специфика. Состояние погруженности в мир внутренних представлений и переживаний, неспособности к контакту с окружающим миром. Индивид из социального мира уходит в мир уединения, одиночества, при этом внешний мир теряет свою побудительность. Предметная связь сохраняется, но при доминировании эмоциональной пустоты. Мышление становится нелогичным, мало контролируемым, импульсивным, приобретает сноподобную форму. Для внешнего наблюдателя создается впечатление, что индивид отгорожен от других стеклянной стеной, игнорирует окружающий его социальный мир и живет в эмоциональном и духовном одиночестве.

      Первоначально Блейлер трактовал это состояние как характерный симптом, присущий исключительно шизофрении. Но в дальнейшем стал рассматривать его в более широком контексте как проявление нереалистического мышления. Было обнаружено, что если у шизофреников в данном состоянии отсутствует эмоциональный отклик, то аутичные невротики страдают от одиночества. Свойственно депрессивным пациентам, у которых на первый план выходят переживания стыда, вины, греха и пр.

      Данное состояние может проявляться и при органических нарушениях, а также возникать (в некоторой степени) и у нормальных индивидов.

      Виды. В настоящее время выделяется несколько видов аутизма:

      — психогенный аутизм представляет собой реакцию на серьезные эмоциональные фрустрации в раннем детстве;

      — синдром Аспергера, который бывает по преимуществу у мужчин, представляет собой психопатию с доминирующим интеллектуализмом и недостаточной эмоциональностью;

      — в синдроме Каннера, или раннем детском аутизме, происходит манифестация шизофренического процесса. В этом случае основными признаками выступают отграничение от внешнего мира, страх перед изменениями, нарушение интеллекта и языкового развития;

      — соматогенный аутизм имеет причиной повреждения головного мозга в раннем детстве или морфологические заболевания;

      — псевдоаутизм является результатом тяжелых форм слабоумия или нарушений органов чувств, прежде всего слуха.

      Терапия. В качестве одного из методов лечения используется игровая терапия аутичных детей.

      Литература. Kanner L. Autistic disturbance of affective on tart // Nerv. Child. 1943, 2, p. 217-250;

      Stromgreme E. Autism // Eur. J. Psychiat. 1987, 1, 2, p. 45-54

      Расстройство развития органического происхождения, результатом которого является ослабление социальных взаимоотношений, обычно сопровождающееся качественным ухудшением вербального и невербального общения. Этот термин заимствован Малер из психопатологии и обозначает первые несколько недель жизни ребенка, когда он, в противоположность более поздним этапам развития, менее способен к взаимодействию с родителями.

      Понятие «аутизм» было введено швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857–1939) для описания заболевания, характеризующегося психическим расстройством, связанным с бегством человека от внешней реальности в мир собственных фантазий, галлюцинаций и грез. Явление аутизма рассматривалось им как одно из проявлений психического заболевания, названного им «шизофренией». В работе «Аутическое мышление» (1912) он подчеркивал, что наряду с другими симптомами для шизофрении характерно преобладание внутренней жизни, связанной с активным отстранением от внешнего мира.

      Аутизм не означает пассивность человека: отстранение от внешнего мира может сопровождаться такой активностью, в результате которой все помыслы, стремления и действия человека могут быть направлены на переустройство, преобразование мира независимо от того, насколько это реально и в какой степени действия человека адекватны сложившейся ситуации. Аутическое мышление, аутические желания оказываются превалирующими, подчиняющими себе реальные возможности человека и его адекватные оценки окружающей действительности.

      Для аутизма характерно иллюзорное восприятие внешнего мира, превращение реального в желаемое вопреки тому, что имеет место на самом деле. При аутизме отстранение от окружающей действительности чаще всего осуществляется за счет отождествления собственного мира бредовых идей и представлений с миром как таковым. Фантазия и вымысел могут приобрести такую силу и власть над человеком, что он будет воспринимать их не в качестве продуктов своей психической деятельности, а как нечто внешнее, независимое от него и самостоятельно существующее.

      «Аутическая психика» находится во власти всевозможных страхов, подозрений, фантастических образов, имеющих инфантильную природу и свидетельствующих о дезинтеграции психических функций, ложных представлениях человека о внешнем мире и неопределенных границах представления о самом себе. Погрузившись в себя, человек не отличает собственное Я от окружающего, не видит различий между фантазией и действительностью.

      В поле зрения психоаналитиков чаще всего попадает инфантильный аутизм, связанный с неспособностью ребенка общаться со своими родителями и другими людьми, будь то взрослые или дети. При инфантильном аутизме ребенок отстраняется от мира окружающих его людей, создает свое собственное замкнутое пространство, в котором реально значимыми для него оказываются не живые люди, а неодушевленные предметы. Ребенок не доверяет своим родителям, избегает общения с ними или не реагирует на их присутствие, зато получает удовольствие от игры с различными предметами, которые наделяются им качествами «хороших» объектов. Общение с людьми тяготит ребенка: он может испытывать страх перед ними, воспринимать их как угрозу своего существования, находится во власти бессознательных мыслей о том, что взрослые (родители) хотят его убить.

      Аутичные дети чаще всего отчуждены от своих родителей, замкнуты в себе: они живут в своей, созданной ими самими психической реальности, не имеют тесных связей с реальным миром. Аутичный ребенок может заниматься изо дня в день одним и тем же. Создается впечатление, что удовлетворение у такого ребенка вызывают не разнообразные действия, а именно неоднократное повторение чего-то одного. При этом он может выражать безразличие по отношению к чему-то, что он делает и с чем играет. Аутичный ребенок может монотонно колотить каким-то предметом по полу или стенке, но если родители отбирают у него этот предмет, то он не будет капризничать, кричать, плакать, а легко примирится со своей потерей.

      Безразличие, индифферентность аутичного ребенка наблюдаются не только дома, в семье, но и при встрече с аналитиком, в процессе лечения. Поэтому при психоаналитическом лечении таких детей требуется проявление со стороны аналитика особого эмпатического (участливого) наблюдения за маленькими пациентами и способности к пониманию субъективной, психической реальности, составляющей пространство их жизни.

      Трудность аналитической работы с аутичными детьми заключается в том, что наряду с «аутичной психикой», характерной для одних из них, встречаются случаи шизофренических расстройств, связанных с извращениями других, которые время от времени впадают в аутизм.

      vocabulary.ru

      Это интересно:

      • Детский аутизм каннера Медицинский сайт для студентов, интернов и практикующих врачей педиатров из России, Украины! Шпаргалки, статьи, лекции по педиатрии, конспекты, книги по медицине! Детский аутизм. Синдром Каннера Вы студент медик? Интерн? Детский врач? Добавьте наш сайт в социальные сети! Название «синдром Каннера» указывает на форму психоза, характерного для […]
      • Почему депрессия с похмелья Депрессия с похмелья: почему возникает и как лечить Не следует путать депрессию и плохое настроение. Большое депрессивное расстройство — это болезнь, которая проявляется длительным и — это главное различие — беспричинным снижением настроения, психической и двигательной заторможенностью, а также неспособностью и нежеланием […]
      • Комната клаустрофобии в москве Снять комнату в Москве Всего 13 834 объявления Сдам койко-место, 300 м², 3 мин. до метро пешком, этаж 4 из 4. вчера в 01:32 191 Агентство Аренда комнаты, 9 м². сегодня в 13:32 206 Сдам комнату, 37 м², этаж 3 из 17. 582 Сдам в аренду комнату, 18 м², этаж 8. 261 Риелтор Аренда комнаты, 14 м², этаж 7 из 9. […]
      • Невроз спазмы сосудов Причины, симптомы и лечение спазмов сосудов головы Церебральный ангиоспазм представляет собой спазм сосудов головы, при котором происходит сужение пространства между стенками сосудов. Если во время не обнаружить данное заболевание и не прибегнуть к комплексному лечению, то могут быть серьезные осложнения в функционировании организма. Почему […]
      • Пусть говорят все выпуски про анорексию Записи с тэгом ‘анорексия’ Выпуск передачи от 19 января 2016 года Сергей был молодым и крепким юношей, но он начал таять на глазах. Живет парень в Темиртау. Симпатичный парень, у которого престижная работа, приличная семья, начал меняться на глазах. Сергей — спортсмен, он вел активный образ жизни. За несколько лет парень похудел […]
      • Заниматься логопедом заикания Как избавиться от заикания Данный практический материал поможет родителям понять, с чего начать работу с заикающимся ребенком, если нет возможности заниматься с логопедом. С чего начать преодоление заикания Как избавиться от заикания? С чего начать? Преодоление заикания – это сложный и трудоемкий процесс. Он потребует регулярных занятий с […]
      • К какому врачу обращаться с анорексией Как не допустить развития анорексии: советы психолога Родители могут научиться распознавать симптомы нервной анорексии. Если девочка-подросток стремительно худеет, у нее не хватает 30% необходимой массы тела, соответствующей ее возрасту и росту – это повод обратиться ко врачу. Скорее всего, ваш ребенок столкнулся с тяжелым психическим и […]
      • Нарушения сна виды Нарушения сна: виды, симптомы и лечение Полноценный здоровый сон — залог хорошего самочувствия и счастливой жизни. Однако достаточно много людей в течение жизни сталкиваются с различного рода нарушениями сна, которые могут серьезно испортить здоровье и жизнь в целом. Бессонница, ночные кошмары, лунатизм — об этих расстройствах сна […]