Анорексия проблема подростков

Анорексия у подростков

Прежде всего, стоит отметить, что анорексия – заболевание психики. Это явление превратилось в огромную проблему и стало массовым среди девочек-подростков в 2000-х годах. Интересным может показаться тот факт, что среди мужчин отказ от приема пищи на нервной почве — явление чрезвычайно редкое. Примерно 90% больных с диагнозом анорексии — женщины, причем наибольшее количество больных с этим диагнозом фиксируется в возрасте между 14 и 18 годами.

* несоответствие веса тела подростка общепринятым возрастным нормам;

* страх стать толстым;

* неверное восприятие своего тела;

* у девушек со стабильным менструальным циклом — отсутствие месячных в течение трех или более месяцев подряд.

1. самоограничение в пище, связанное со стремлением к соблюдению строгой диеты и изнурительным физическим упражнениям;

2. полный отказ от приема пищи или когда пища употребляется, но искусственным образом вызывается рвота и принимаются слабительные средства.

Именно психологические мотивы приводят подростков к этим двум видам анорексии. Ситуации, при которых происходят нервные срывы, чередуются с приемом большого количества пищи. В результате этого у подростка появляется неприятное чувство после приема привычных блюд. В кровь выбрасывается большое количество инсулина, подросток чувствует слабость, тяжесть в животе, головокружение. Следствием этого состояния является тошнота и рвота. В сознании подростка закрепляется мысль о вреде пищи для его здоровья.

Причины анорексии у подростков

Основной причиной анорексии является психическое расстройство, возникающее в результате воздействия межличностных, культурных и биологических факторов. Началом заболевания можно считать момент, когда у подростка возникает сильнейшее желание соответствовать образу, навязанному или придуманному общественным мнением. Согласитесь, многие из нас хотят стать чуточку лучше, красивее, стройнее. Но у некоторых девушек это стремление становится болезненным. Подросток пытается довести свое тело до мнимого идеала, иными словами, до истощения. Организм включает свои защитные силы, которые корректируют скорость обменных реакций и метаболизм. Происходит снижение уровня инсулина, пептидов, желчных кислот и других компонентов, необходимых для пищеварения. Таким образом, организм подростка не может обработать определенную часть поступающего питания. Во время еды возникают неприятные ощущения. Итогом является то, что каждый прием пищи сопровождается обмороком и сильной рвотой.

Психологические аспекты, которые будут рассмотрены ниже, занимают главное место в ряду патологических влияний.

Влияние массовой культуры

В нашем обществе сегодня происходит идеализация худобы в качестве признака женской красоты и утонченности. Кроме того, в поведении многих девушек большую роль играет “синдром подражателя”. Девочки хотят быть похожи на своих «популярных» подруг, любимую с детства куклу Барби, известную на весь мир красавицу — фотомодель… Начало заболевания анорексией у девочек может совпасть с началом полового созревания. В это время подросток обращает внимание на изменения своего внешнего вида. Естественно, что девушка мечтает выглядеть лучше, чем она есть на самом деле. Большую роль в формировании патологического идеального образа играет пропаганда в СМИ. Средства массовой информации формируют идеальный образ, искажая реальность.

В этом случае доверительный разговор с близким человеком или помощь профессионального психолога может иметь решающее значение и поспособствовать корректировке устремлений девушки.

Профессиональные мотивы

Подростковая анорексия, скорее всего, может возникнуть у подростков, готовящих себя к профессии, которая требует пристального внимания к внешнему виду и весу. Это модели, танцоры, профессиональные спортсмены (фигуристы, гимнасты, бегуны на длинные дистанции) и актеры. Подростку для формирования организма необходимо хорошее питание. Нужно постараться это ему объяснить, если он выбрал для себя одну из вышеупомянутых профессий. Моделирование внешности в будущем возможно, но только после того, как будет выстроен каркас организма.

Наследственная предрасположенность

Если семья девочки склонна к полноте, и при этом отсутствует культура потребления пищи, это может спровоцировать подростка на протест и оттолкнуть его от еды.

К причинам развития анорексии можно отнести:

  • стремление подростка к независимости и самостоятельности;
  • желание уйти от семейных конфликтов, поскольку наблюдение за неблагополучными семьями показало, что отклонение пищевого поведения подростков служит отвлекающим маневром от семейного раздора;
  • нежелание взрослеть;
  • невозможность организма отреагировать на сигналы голода по причине постоянного невыполнения режима питания;
  • желание казаться изящной. Эта гипотеза является отражением идеи о том, что женская слабость и незащищенность являются привлекательными для мужчин.
  • Анорексия у мальчиков

    Несмотря на то, что анорексия чаще встречается у женщин, но случается она и у представителей мужского пола. К сожалению, о причинах анорексии у юношей врачам мало что известно. Но некоторые факторы риска аналогичны причинам, по которым заболевают девушки. Это могут быть и профессиональные устремления, и увеличение внимания к внешнему виду мужчин в средствах массовой информации.

    Обратитесь к психотерапевту

    К специалисту следует обратиться, если подросток демонстрирует первые признаки заболевания такие как:

  • присутствует боязнь набрать вес;
  • неправильное восприятие собственного тела;
  • происходит потеря веса;
  • подросток стал систематически отказываться от приема пищи;
  • замечен болезненный интерес к вопросам питания и диет;
    • подросток вызывает рвоту или применяет слабительные средства;
    • ребенок начинает носить свободную одежду, пытаясь скрыть тот факт, что он теряет вес.
    • Как и многие заболевания, анорексию у подростков проще предотвратить, чем вылечить. Любите своих детей, говорите им ласковые слова, чаще обнимайте, старайтесь выстроить гармоничные отношения в семье и тогда это заболевание не коснется ваших детей.

      www.cps06.ru

      Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

      Нестандартная психология для всех

      Нервная анорексия у подростков — признаки, лечение

      Анорексия у подростков — к сожалению, это явление все набирает обороты и становится все более распространенным. Девочки-подростки, девушки пускаются на всяческие ухищрения, чтобы сильно похудеть. Юноши и мальчики меньше подвержены истязанию себя голодовками и жесткими диетами.

      От озабоченности вопросом внешности до анорексии

      Одним из важнейших периодов в развитии психики человека является период подросткового возраста у ребенка. Это время перехода от детства к взрослой жизни. И именно в это время ребёнок впервые сталкивается со многими уже «взрослыми» проблемами.

      Ребенок учится оценивать себя как взрослого не только интеллектуально, но, в первую очередь, с внешней стороны.

      В это время у подростков, больше, естественно, девочек на первое место выходит вопрос внешности и сравнения себя с взрослыми эталонами красоты. Со страниц женских журналов и телевизора девочки подростки видят неестественно худых моделей и, начиная сравнивать себя с ними, считают себя неимоверно толстыми и ставят перед собой цель стать такими же.

      Для того, что бы добиться этого девочки начинают садиться на неимоверные диеты, следствием которых, помимо ухудшения физического здоровья ребёнка, могут начаться и психологические проблемы, такие как анорексия или булимия.

      Нервная анорексия у подростков — признаки

      Нервная анорексия у подростков — расстройство психики, которое характеризуется потерей массы тела более 25% от необходимой массы, соответственной возрасту.

      Анорексия характеризуется постоянным страхом набрать лишние килограммы, как правило, у такого ребенка резко занижена самооценка, и своё отражение в зеркале не приносит удовольствия.

      Не заметить признаки анорексии у подростков довольно трудно:

    • девочка отказывается от еды или после еды вызывает рвоту;
    • ее часто тошнит;
    • под глазами залегают темные круги;
    • кожа меняет цвет, становится более сухой и бледной;
    • выпадают волосы;
    • заметны частые головокружения и слабость;
    • начинаются гормональные сбои — менструация нерегулярная, а потом, по мере ухудшения состояния, и вовсе может пропасть;
    • могут расшатываться зубы;
    • угнетается иммунитет;
    • случаются обмороки;
    • в результатах анализов крови — недостаток гемоглобина, развивается анемия;
    • при попытках поговорить на тему питания — резкое неприятие, раздражительность, депрессивные настроения.
    • Со временем постоянная, почти параноидальная, озабоченность лишним весом приводят к тому, что девушки и юноши становятся очень разборчивыми в пище, вначале просто отказываются от сильнокалорийных продуктов, а, в конечном счете, могут отказаться от еды вообще.

      Такое пищевое поведение нередко заканчивается смертельным исходом. Помимо голода больные анорексией истязает себя чрезвычайно сильными физическими нагрузками. Желание сильных нагрузок приводит к бессоннице. Физические нагрузки снижаются только в случае полного истощения организма.

      Как правило, в стремлении похудеть, подростки с анорексией не замечают недостаток массы тела, даже когда вес переваливают меньше сорока килограмм, они все равно считают себя сильно толстыми.

      Такое восприятие самого себя чаще всего объясняется недостаточным питанием головного мозга, что затрудняет правильное восприятие себя как больного, поэтому очень трудно заставить подростка лечиться.

      К тому же, анорексия иногда превращает подростка в своеобразного наркомана, зависимого от голода. Самооценка у подростка, обычно весьма низкая, повышается, когда на весах у больного анорексией заветный минус.

      Основой анорексии у подростка, как девочек, так и мальчиков, скорее всего, является, непонимание внутри семьи и коллектива сверстников. Появляется стремление всем доказать, что он достоин любви, восхищенного внимания.

      Такое нарушение пищевой культуры выявляет бессознательное противостояние индивидуальности подростка, его мнение о себе в обществе и проблем, которые у него возникают в общении с социумом. Возможность сконцентрироваться на еде, и полностью контролировать свою пищу или её полное отсутствие, дает возможность подростку ограничивать болезненность своих проблем.

      «Есть или не есть» — становится единственной, полностью контролируемой проблемой в их жизни, в то время как все остальные области жизни им не интересны.

      Факторы риска появления симптомов анорексии

    • нарушения обмена веществ;
    • психические заболевания;
    • длительный прием медикаментов;
    • хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, почек, печени.
    • К сожалению около 20% случаев заболевания анорексией заканчивается летально, половина этих случаев возникает из-за полного истощения организма — кахексии, необратимых дистрофических последствий для организма, когда вес уменьшается в два раза, угнетаются почти все нормальные функции.

      А причина другой половины смертей являются самоубийства, к которому приводит полное нервное истощение. Психика у этих подростков настолько сломана, что они предпочитают умереть, чем набрать лишний килограмм.

      Лечение анорексии у подростков

      К сожалению, вылечить анорексию без помощи специалистов невозможно. Нужно комплексное восстановление физического тела и психики больного подростка.

      Причем во время лечения необходимо постоянное сотрудничество психотерапевтов и психологов с терапевтами и гастроэнтерологами. Лучше всего в условиях стационара.

      Помимо сбалансированного калорийного питания, прописываются препараты, стимулирующие аппетит. Их народных средств — это горечи таких трав, как тысячелистник, полынь, крапива, душица. Показано дробное частое питание, это связано с уменьшением объема желудка и психологическим состоянием пациентки.

      В тяжелых случаях анорексии назначается восстановительное лечение, затрагивающее все органы и системы, прописываемое в инъекциях, капельницах.

      В самых серьезных случаях, при отказе от медицинской помощи назначается лечение антидепрессантами. Используется гипноз.

      Так как анорексия разрушает и психику человека, меняет его восприятие жизни, часто лечение проходит вопреки желанию больного, и так происходит до тех пор, пока не восстановится его психика.

      japsix.ru

      Памятка для подростков «Проблема питания»

      В настоящее время девушки стремятся иметь идеальные внешний вид, соответствовать стандартам модной тенденции. Очень часто, для того, чтобы достичь подобного результата они отказываются употреблять пищу, что в последствии может привести к нервной анорексии.

      Нервная анорексия — расстройство приёма пищи, характеризуется отказом поддерживать здоровый вес тела, в целях похудения с навязчивым страхом набрать лишний вес. Чаще встречается у девушек. Люди с нервной анорексией продолжают чувствовать голод, но отказывают себе во всем, кроме очень небольшого количества пищи. При анорексии наблюдается патологическое желание потери веса, сопровождающееся сильным страхом ожирения. Среднее потребление калорий человека с нервной анорексией составляет 600-800 калорий в день. Это серьезное психическое заболевание с высокой частотой сопутствующих заболеваний и высокой смертности. У больного наблюдается искажённое восприятие своей физической формы и присутствует беспокойство об увеличении веса, даже если такого в действительности не наблюдается. Девушки с анорексией, подвержены риску серьезных проблем со здоровьем, в том числе остеопороз (потеря костной массы), заболевания почек, заболевания печени, сердечной недостаточности и даже смерти.

      Последствия нервной анорексии

      «. Ана Рестон, 21 год, одна из ведущих моделей Armani, скончалась от истощения, на момент гибели девушка при росте 174 см весила 40 килограммов. » По материалам независимой интернет-газеты «. С утра и в обед я пила кефир, на работе весь день думала о еде. Сейчас делаю эту запись, откусывая от бутерброда с толстым куском ветчины и сливочным соусом. Уже съела тарелку макарон с сыром, 2 рожка мороженого, шоколадку с орехами, кусок курицы-гриль, надо принять слабительное. После приступов такого обжорства, обещаю себе завтра начать новую жизнь, следить за питанием, бегать по утрам. Но я знаю, что завтра все повторится. » Из интернет-дневника девушки с диагнозом «булимия».

      Аллегра Версаче — племянница модного дизайнера Джанни Версаче, долгое время лечилась от анорексии. Недавно стало известно, что Аллегра Версаче вновь на грани смерти. Анорексия вернулась: 20-летняя девушка довела свой организм до критического состояния и весит сегодня всего 32 килограмма. Сейчас наследница четверти империи Versace находится в клинике под постоянным наблюдением врачей. Она не может даже подняться с постели, а питание получает через зонд.

      22-летняя Луисель Рамос, одна из ведущих моделей Уругвая, умерла во время показа на подиуме на Неделе моды в Монтевидео. Иланит Элимелех. Она умерла в день своего рождения в возрасте 34 лет. При росте 172 см женщина весила 22 килограмма. На протяжении 21 года Иланит Элимелех боролась с анорексией.

      Беседы с подростками на тему

      «Какой красивый Я. Режим питания»

      Тема 1. Бьюти-зависимость. Виды бьюти-зависимости

      Зависимость от телесной красоты (beauty addiction) – проблема 21 века, о которой сегодня всерьез говорят многие специалисты (психологи, врачи, педагоги).

      К бьюти-зависимым относят людей, которые: испытывают панический ужас при одной только мысли о возможности поправиться, появиться без макияжа, постареть; безо всякой реальной необходимости агрессивно исправляют свою внешность; болезненно подражают своим кумирам из бомонда или «соперничают» с ними;тратят чрезмерное количество времени, денег и сил на пребывание в модных магазинах, салонах красоты, фитнес-клубах и т.д.

      По мнению экспертов, ею сегодня страдают треть девушек и около 15% юношей.

      У некоторых наблюдается лишь одна болезненная зависимость, у других -весь их комплекс.

      Анорексия — навязчивая идея стать максимально худым. Отказ от пищи, вплоть до полного, экзотические диеты могут вызвать серьезные нарушения обмена веществ. В итоге наблюдается отвращение к еде, болезненное истощение, сбои в работе гормональной системы, что может привести к смерти. Чаще страдают девочки и девушки 14-20 лет.

      Танорексия – маниакальное пристрастие к загару. Эту болезнь создали безнесмены в области аналогичных услуг, модные журналы и продавцы оборудования для соляриев. Страдают лица обоего пола 18-35 лет. Круглогодичный загар считается не только красивым, но и говорит о принадлежности его «носителя» к избранному обществу богатых и успешных. Чрезмерный загар приводит к преждевременному старению кожи, различным кожным заболеваниям, а также может привести к развитию рака кожи, особенно в возрасте 14-25 лет.

      Мейкапмания — чрезмерное пристрастие к декоративной косметике, особенно подвержены ему девушки 15-18 лет. Как правило, девушки, стремящиеся походить на моделей из модных журналов по актуальному макияжу, посещающие салоны декоративной косметики, тратящие много денег и времени на сложную «боевую раскраску», не получают того эффекта, на который рассчитывают, и вновь и вновь обращаются к данным средствам. Стоит им оказаться на людях без макияжа, у них портится настроение, возникает паника, может даже развиться истерика. Для успокоения им требуется сложный мейк-ап по всем правилам.

      Юномания — зависимость от пластических и других радикальных методов омоложения и совершенствования лица с помощью инъекций ботокса, лифтинга, липосакции. Этим чаще страдают женщины более старших возрастов, но в последнее время наблюдается омоложение зависимой категории. Эти девушки вначале выражают недовольство формами лица, груди и фигуры, затем прибегают к оперативным методам его совершенствования. Оперативное вмешательство особо пагубно влияет не только на здоровье девушки, но и осложняет ее будущее материнство.

      Фитнесмания — чрезмерные занятия в фитнес-центрах или спортклубах. Испытывающие данное болезненное пристрастие испытывают маниакальную потребность в тренировках. По наблюдениям тренеров, среди юных посетителей любого спортклуба таких около 5%. Группа риска — как юноши, так и девушки в возрасте 14-15 лет.

      Докажите, что проблема бьюти-зависимости актуальна для современности, по значимости не уступает другим видам зависимости

      Сформулируйте понятие бьюти-зависимости, назовите ее основные виды. Возможно ли выделить еще какие-либо виды бьюти-зависимости?

      Перечислите признаки, по которым можно отличить естественное желание девочки-девушки быть красивой от болезненной зависимости от средств искусственной красоты

      Выскажите свое мнение по вопросу: «Существует ли прямая зависимость успеха от красоты?» Приведите пример известных людей, достигших успеха отнюдь не благодаря яркой внешности

      Тема 2. Причины и последствия бьюти-зависимости у подростков

      Причины бьюти-зависимости можно разделить на 3 основные группы:

      социальные (зависимость от мнения окружающих, стремление обратить на себя их внимание, желание быть «как все», недостаток внимания и любви);

      психологические (повышенная потребность в похвале, неуверенность в себе, мнительность, чувство собственного несовершенства, неудовлетворенность собой и окружающими, комплексы);

      материальные (возможность позволить себе траты крупных сумм на одежду, вспомогательные средства для похудения (тренажеры, спецпродукты, лекарства, фитнес), пластические операции).

      Бьюти-зависимость может привести к следующим последствиям:

      целью жизни становится изменение внешности. Именно внешность становится единственным и вполне достаточным критерием для получения жизненных благ;

      полная сосредоточенность в мыслях и поступках на собственной внешности;

      отсутствие внимания к реальным психологическим проблемам и неадекватность в общении с людьми;

      активное недовольство своей внешностью, постоянное стремление видоизменить свою внешность в ущерб другим сторонам жизни;

      жесткость и агрессивность по отношению к своей внешности (неадекватные физические нагрузки и пищевые ущемления);

      неоправданная трата времени и денег на изменение внешности;

      ухудшение здоровья, физиологические и психические нарушения.

      Задания для участников мастер класса:

      Перечислите причины, приводящие к бьюти-зависимости у подростков

      Обозначьте наиболее серьезные последствия бьюти-зависимости подростков

      Дополните «Список жертв бьюти-зависимости»примерами из СМИ или собственной жизни.

      Выскажите мнение в отношении того, насколько сильно влияние производителей модной одежды и товаров для красоты на формирование бьюти-зависимости у современных подростков. Предложите меры, позволяющие ограничить это влияние.

      Тема 3. Основные этапы организации работы по профилактике бьюти-зависимости подростков

      Социальная профилактика — комплекс мер, направленных на выявление, ограничение или устранение причин возникновения бьюти-зависимости подростков.

      Виды социальной профилактики:

      первичная — это предотвращение аддиктивного (зависимого)поведения подростков.

      вторичная — предотвращение рецидивов после избавления от бьюти-зависимости на ранней стадии.

      третичная — реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.

      Профилактическая работа с подростками включает 5 основных этапов:

      Этап 1. Диагностика. Содержание этапа: выявление уровня самооценки ребенка, степени его автономности, определению его ценностных ориентаций, идеалов, привязанностей, представлений о красоте.

      Этап 2. Целеполагание. Содержание этапа: определение конкретных целей и задач предупреждения бьюти-зависимости у подростка, составление перечня конкретных действий.

      Этап 3. Планирование. Содержание этапа: определение очередности реализации намеченных мероприятий и ресурсов (кадровых, временных,информационных, материальных, финансовых)

      Этап 4. Реализация. Содержание этапа: Реализация поставленной цели и задач в деятельности

      Этап 5. Рефлексия. Содержание этапа: сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми

      Познакомьтесь с примерами мероприятий, направленных на профилактику бьюти-зависимости. Выскажите свое мнение относительно их эффективности.Дополните эту страницу собственными примерами. Изучите советы различных специалистов по работе с подростками, подверженными бьюти-зависимости. По возможности, дополните их своими рекомендациями. Предложите технологию профилактики конкретных видов бьюти-зависимости (анорексии, танорексии, майкапмании и др.)

      Тема 4. Методы диагностики бьюти-зависимости подростков

      Социальная диагностика — полный процесс исследования общественного явления с целью обнаружения, распознавания и исследования причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

      Социальная диагностика основана на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

      предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

      проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

      проведение специальной диагностики по каждой из взятых для усугубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

      формулирование социального диагноза.

      Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в этой или иной социальной сфере.

      Методы диагностики бьюти-зависимости можно разделить на несколько групп:

      педагогические (наблюдение, анализ результатов деятельности, педагогическая экспертиза);

      социологические (опросы — анкетирование, интервьюирование, беседа)

      Изучите инструментарий для диагностики бьюти-зависимости подростков:

      Проективная методика «Автопортрет»

      Самоактуализационный тест САТ

      Методика определения уровня самооценки личности

      Методика диагностики агрессивности

      Методика диагностики межличностных отношений

      Методика самооценки психических состояний

      Укажите, какие еще методики могут быть использованы для диагностики бьюти-зависимости подростков. Используя сетевые инструменты, разработайте форму анкеты, направленной на диагностику бьюти-зависимости у подростков.

      Тема 5. Опыт осуществления профилактики бьюти-зависимости подростков

      Задания для участников мастер класса:

      Во Франции разработан закон о запрете пропаганды нездоровой худобы, включая изображения истощенных моделей и рекламу жестких диет. Соответствующие ограничения будут накладываться на СМИ, телепрограммы и интернет-сайты. Закон предлагает карать рекламу изнуряющих диет и чрезмерной худобы крупными штрафами и тюремным заключением. Как Вы относитесь к такой попытке законодательного ограничения пропаганды нездоровых идеалов красоты?

      Оцените опыт студентов Института социального образования по созданию информационного послания о последствиях бьюти-зависимости подростков.

      Опишите собственный опыт организации профилактической работы в данном направлении (или планируемое мероприятие)

      studfiles.net

      В начале текущего тысячелетия анорексия стала огромной проблемой для многих людей. Из числа страдающих этим заболеванием большинство находятся в возрасте от 12 до 18 лет. Выявить точное количество больных детей сложно, поскольку проблема скрывается и жертвами этой патологии, и их ближайшим окружением.

      Анорексия у подростков

      По мнению специалистов анорексия у подростков бывает спровоцирована:

    • Нарушением режима питания;
    • Сбоем работы систем организма;
    • Психологическими и нервными расстройствами.

    Если родители хотят предотвратить появления предпосылок такого заболевания, как детская анорексия, то должны быть особо внимательны к своим детям и замечать особенности их пищевого поведения.

    Поскольку психика ребенка находится на стадии формирования, то подростками очень легко манипулировать, внушать им разные ложные приоритеты. Одним из таких и становится культ красоты худого тела. С экранов телевизоров, со станиц модных журналов на несозревшие умы обрушивается поток информации, что успешными могут быть только худые люди. Поэтому подростки начинают:

  • Уделять особое внимание малейшим проявлениям полноты;
  • Ограничивать себя в еде;
  • Придерживаться сомнительных диет;
  • В крайних случаях даже голодать.
  • Мальчики и девочки в период полового созревания хотят быть привлекательными для противоположного пола. А излишняя полнота, порой надуманная, может препятствовать появлению романтических отношений.

    Детские травмы — причина анорексии

    В настоящее время специалисты отмечают случаи анорексии, вызванные детскими травмами. Дети в школе дразнят сверстников за:

  • Оттопыренные уши;
  • Веснушки;
  • Прыщи;
  • Избыточный вес.
  • Мнение ровесников особенно в период полового созревания является самым важным и для девочек, и для мальчиков. Это и становится причиной многих детских комплексов, неудовлетворенности собой, желания любой ценой исправить положение. Позже, даже скинув несколько килограмм, такой человек не может адекватно оценить свое отражение в зеркале, он все еще «слышит» обидные слова окружающих и остановиться уже не может.

    К какому врачу обратиться?

    Когда родители заметили расстройство пищевого поведения ребенка, нужно сразу обратиться к специалистам. В первую очередь это будет:

    Для постановки диагноза специалист занимается:

    1. Проведением опроса пациента и его родителей;
    2. Анализом истории болезни, данных мед.карты;
    3. Консультациями с психиатрами и психотерапевтами.

    Врачи проведут полное обследование и смогут установить факторы возникновения заболевания. Прежде всего нужно устранить причины отказа от еды, после чего постепенно нормализировать режим питания.

    Даже на начальном этапе проблемы не лишним будет проконсультироваться у педиатра, невропатолога и диетолога. А если причиной анорексии послужила детская травма, следует сразу обратиться к психиатру.

    Лечение анорексии у подростков имеет свои особенности. При запущенной форме болезни эффективнее окажется терапия в стационаре. Специалистами разработаны целые комплексы мероприятий, учитывающих индивидуальные особенности больного. Выводя ребенка из состояния анорексии, проводят:

  • Когнитивно-поведенческую терапию;
  • Предписывают витаминно-минеральные комплексы;
  • Диетические мероприятия;
  • Занятия лечебной физкультурой;
  • Занятия в художественных кружках и творческих группах.
  • Анорексия у детей в легкой форме лечится амбулаторно. При этом родители должны строго выполнять все предписания врачей, создать дома благоприятную атмосферу, своим поведением пропагандировать здоровое пищевое поведение.

    bolezni.zdorov.online

    7 проблем современного подростка – беседа с психологом

    Психология подростка

    Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

    Проблемы современных детей

    Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

    — Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

    — Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

    Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

    Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх – иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

    Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

    Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

    У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

    Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

    – А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

    — Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми – всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

    С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

    На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности. Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями. Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

    Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

    Фото: furper, photosight.ru

    В начале года всех потрясли несколько подряд подростковых самоубийств. Родители некоторых из этих подростков даже не подозревали, что у их детей есть серьезные проблемы.

    — По наблюдениям известных мне суицидологов значительного всплеска самоубийств не было, просто СМИ в течение нескольких дней активнее освещали такие трагические случаи. Это и правда рискованно, потому что подросткам свойственно подражание.

    Не могу утверждать, но вполне допускаю, что кто-то из подростков не решился бы на последний роковой шаг, если бы не услышал о самоубийстве другого в новостях. Но что бы ни послужило причиной самоубийства, оно никогда не совершается спонтанно. Любой психиатр вам скажет, что от суицидных мыслей до их осуществления проходит время.

    Поэтому если родители и учителя после трагедии говорят, что они ничего не замечали, их, конечно, жалко (особенно родителей!), но надо было приложить определенные усилия, чтобы совсем не заметить у ребенка признаков душевного кризиса. В семье иногда это сложно, и тогда важно, чтобы подростка могли подстраховать взрослые в школе.

    Вот почему, в том числе, необходимо налаживать психологические службы. Пока же, по моим наблюдениям, даже в тех школах, где есть психологи, они завалены диагностической работой. То есть они должны проводить много тестов на выявление различных особенностей в классах и давать рекомендации учителям – таковы требования к ним.

    Я думаю, что некоторые из этих рекомендаций для работы с определенной группой могут быть полезны и эффективны, но при таком понимании работы у психолога совсем не остается времени на индивидуальную работу с подростком, помощь конкретному ученику в прохождении трудностей. Тем более нет на это времени у учителей – учебные программы усложняются, а количество часов, отведенных на предмет, часто остается прежним. Поэтому учителя полностью сосредоточены на передаче знаний, и у них не остается времени на выстраивание с подростками отношений, при которых возможны обмен жизненным опытом и поддержка.

    Естественно, я не обобщаю. Есть и педагоги с большой буквы, которые становятся для своих учеников не просто предметниками, но и старшими друзьями, мнение которых авторитетно для подростков, и психологи, вникающие в переживания каждого ученика, помогающие ему найти взаимопонимание с учителями, родителями.

    Но, конечно, хотелось бы, чтобы таких специалистов становилось больше в современной российской школе. Некоторые учебные заведения обращаются и к поддержке внешних специалистов. Центр «Перекресток» активно сотрудничает со многими школами, наши психологи проводят там и групповые занятия, и индивидуальные консультации.

    – Часто ли у детей желание замкнуться, отчуждение от взрослых начинается с неуспеваемости в школе? По своему детству помню, что многие учителя на тех, кто не успевал по их предмету, сразу ставили крест. Иногда и родители перестают верить в своего ребенка, и это неизбежно приводит к заниженной самооценке, комплексам, на преодоление которых могут уйти годы.

    — Вы затронули очень актуальную проблему. В психологии даже есть термин «стигматизация», означающий наделение человека уничижительным ярлыком, в результате чего он сам может поверить в свою никчемность.

    Конечно, подростки особенно чувствительны к таким ярлыкам. Есть школы, в которых практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку, но их до сих пор не так много. Некоторым педагогам не хватает ни сил, ни компетенции для работы с более сложными детьми. И вот вместо того, чтобы разобраться, почему ребенок с сохранным интеллектом не проявляет интереса к учебе, учителя в бессилии начинают говорить ребенку, какой он глупый, непутевый. Делают это, вероятно, из лучших побуждений – надеются через стыд пробудить в нем творческую активность. Это заведомо безнадежная система воспитания, но, несмотря на свою безнадежность, она широко распространена в российских школах.

    Родители обычно в таких ситуациях впадают в одну из двух крайностей. Либо они безоговорочно занимают сторону учителей и начинают единым с ними фронтом давить на подростка, либо, наоборот, говорят, что ребенок прекрасен, а во всем виновата школа. Обе позиции неконструктивны, но, пожалуй, меньшее из двух зол — когда родители защищают «хорошего» ребенка от «плохих» учителей.

    Поддержка взрослых ребенку необходима, поэтому лучше такая поддержка, чем никакой. Конечно, более по-взрослому было бы садиться и подробно разбираться в конфликте: в чем претензия учителя, в чем недовольство подростка? Если разговор пойдет в таком ключе, недалеко и до обнаружения общих целей и достижения ясных договоренностей между конфликтующими сторонами.

    А если поддержки нет, велика ли вероятность, что подросток замкнется или даже уйдет из дома?

    — Подростку в любом случае нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если он не находит этого в социально приемлемых формах, будет искать в виртуальной реальности или в асоциальных группах. Некоторые действительно связываются с дворовыми криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно – они не нюхают клей, не воруют автомагнитолы из машин, но для психики это все равно риск.

    Но ведь и до появления интернета были дети, предпочитавшие играм со сверстниками уединение. В том числе многие святые, например, Сергий Радонежский. Понятно, что монашество – путь для немногих, и нельзя на него ориентировать обычного ребенка, но, например, в советском атеистическом обществе некоторые дети проводили все время за книгами или математическими задачами. И некоторые из них реализовались в науке. Таких детей, конечно, тоже меньшинство, но они есть. Правильно ли навязывать им стереотипы? Не ломаем ли мы их таким образом?

    — Я вполне допускаю, что такие дети есть, и, конечно, ломать их неправильно. Вообще психологи сегодня стараются отходить от клише «норма-отклонение». Но в моей практике, пока недолгой, я сталкивался именно со случаями, когда у подростка есть потребность в общении, которую он не смог реализовать в силу отрицательного опыта. То есть его замкнутость была не органичным выбором, а следствием неудач, породивших определенные установки. Видимо, в тех случаях, о которых вы говорите, родители не обращаются за нашей помощью.

    И все же я думаю, что зависание в интернете может быть вреднее многочасового чтения или увлечения точными науками. Естественно, нельзя согласиться с теми, кто видит в интернете только зло. Интернет дает быстрый доступ к информации, возможность регулярно общаться со сверстниками из других городов и стран, практиковаться в иностранном языке, расширять знания по другим предметам. Но использование интернета имеет и свои риски. Пока рано делать обобщающие выводы – эти риски только начинают изучаться, но уже есть какие-то наблюдения.

    Например, можно с уверенностью сказать, что когда интернет становится главным, а то и единственным средством общения, у пользователя ухудшается умение быть в отношениях с реальными людьми. Подросткам, которые приходят на наши группы (а большинство из них как раз все свободное время проводят в сетях), очень трудно разобраться в эмоциях собеседника. Они прекрасно ориентируются в текстах, но не могут узнать что-то новое о человеке по его взгляду, интонации. Да и слышат они плохо – не привыкли к живому диалогу. Кроме того, им сложно удержать внимание на чем-нибудь одном – ведь интернет позволяет быть одновременно в нескольких окнах: музыка, видео, переписка, форум. В режиме многозадачности они чувствуют себя как рыба в воде, но сосредоточиться на одной задаче им непросто.

    Этим же интернет существенно отличается от книги. Чтение книги – полезное времяпрепровождение (разумеется, если книга хорошая), развивающее, вряд ли чем-то заменимое, но все же однообразное, сводящееся к получению и усвоению текстовой информации. Людей, которым это занятие может заменить все остальное, не так много. В интернете же есть и тексты, и видео, и музыка, и картинки, и общение, и возможность для творчества. Получается, что очень многие потребности в информации, общении, развлечениях можно удовлетворить, не отходя от монитора.

    Поэтому детей, зависающих в интернете, гораздо больше, чем книжных домашних детей, не стремящихся к общению. У большинства этих детей есть потребность в общении, просто реальному общению они предпочитают виртуальное. По мере того, как будут проводиться новые исследования, мы будем лучше понимать, как следует переживать этот очередной цивилизационный сдвиг, сравнимый с изобретением книгопечатания или началом использования огня, и какие риски для развития психики несет распространение интернета и компьютерных игр.

    – Традиция психологической помощи в России только складывается. Может быть, поэтому некоторые родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами ребенка, сразу ведут его к психиатру?

    — Да, такие случаи бывают. Родители чувствуют свое бессилие в каких-то моментах воспитания подростка и острое желание как можно быстрее преодолеть этот кризисный момент. Проще всего в этой ситуации привлечь какую-то внешнюю силу. Для одних это психиатр, для других – кадетский корпус, но логика одинаковая: вместо того, чтобы выходить на диалог, применить силу в виде таблетки или военизированной структуры («Там-то из тебя сделают человека!»).

    Хочу, чтобы меня правильно поняли – я не против кадетских корпусов. Есть ребята, которым это подходит. Если у ребенка есть интерес к военизированным играм, строгой структуре, ясным задачам, желание быть в команде, наверное, в кадетском корпусе ему будет интересно. Но я категорически против кадетского корпуса как репрессивной меры родителей, когда интересы и особенности ребенка вообще не учитываются. А такой вариант решения проблем приходит в голову родителям, пожалуй, не реже, чем идея о визите к психиатру. В отчаянии родители решают «спихнуть» подростка в жесткую иерархическую систему – раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. В подростковом возрасте очень важно приобретать опыт партнерских отношений, а такая воспитательная мера этому не способствует.

    С последствиями таких мер я пока не сталкивался – на моей памяти и в моей практике было несколько случаев, когда родители в результате бесед со мной или моими коллегами отказывались от идеи отдать свое чадо на перевоспитание в кадетский корпус и находили решение проблемы в переговорах и прояснении взаимных обид.

    Фото: Larisa Zharko, photosight.ru

    – А с последствиями лечения у психиатра, когда в этом не было необходимости, сталкивались?

    — Чаще бывает, что ребенку, который с подачи родителей наблюдается у психиатра и принимает лекарства, медикаментозное лечение в данный момент действительно нужно, но в сочетании с психотерапевтической работой. Такое сочетание необходимо не только детям, но и взрослым, если речь идет не о тяжелой психической патологии и интеллект у человека сохранен. Ну а в российской психиатрии часто упор делается именно на медикаментозное лечение.

    Но мы, конечно, не ставим под сомнения назначения врача. Последнее дело – вступать в конкуренцию со специалистом в другой области, гораздо важнее встроиться в ситуацию, которая сложилась до прихода семьи к нам. Все-таки случаи, когда врач ошибочно прописывает ребенку психотропные препараты, редки. Просто лучше медикаментозное лечение и психотерапевтическую помощь начинать одновременно.

    И, кстати, если родители сначала приводят ребенка к нам, так и происходит. Мы же видим, если ребенку нужна не только наша помощь, но и врачебная – психологов этому учат, и, не отказываясь работать с семьей, рекомендуем родителям показать его психиатру. У нас есть знакомые детские психиатры, в чуткости и квалификации которых мы уверены. Поэтому правильнее, на мой взгляд, не тащить ребенка сразу к психиатру, а сначала прийти вместе с ним к психологу. За исключением, конечно, случаев, когда психические отклонения очевидны. Но это отдельная тема. В центре «Перекресток» работают с подростками, у которых нет тяжелых патологий.

    Многие верующие люди, в том числе и священники, рассказывали, что в переходном возрасте их дети начинали бунтовать, переставали ходить в церковь. Опытные духовники советуют в таких случаях принимать этот бунт как свершившийся факт, не принуждать ребенка к хождению в храм, а молиться за него, уповая, что с Божьей помощью он через какое-то время сам вернется к церковной жизни. И некоторые действительно возвращаются. Но большинство-то православных родителей – неофиты, а неофитам несвойственно прислушиваться к советам духовно более опытных людей, зато свойственно желание, чтобы все было по правилам, благочестиво. Не знаю, правда, обращаются ли люди с такими проблемами в ваш центр – ведь неофиты, мягко говоря, с большим подозрением относятся к психологии.

    — Тем не менее эта проблема мне как раз хорошо знакома. Вы правы – сюда на моей памяти с такими проблемами никто не приходил, но я еще с 1999 года руковожу подростковым приходским клубом при храме Космы и Дамиана в Шубине. И вот там с такими случаями сталкивался не раз.

    Мы уже обсудили с вами, что в переходном возрасте ребенок начинает самоутверждаться, хочет быть взрослым, самостоятельным. И многие в период этого самоутверждения отвергают ценности, которые им прививали родители. Соответственно дети из верующих православных семей начинают бунтовать против Церкви и христианства как главной ценности их родителей.

    Как любая сложно контролируемая ситуация, антицерковный бунт детей может привести родителей в замешательство, растерянность. И здесь также бывают попытки решить проблему с помощью привлечения жесткой внешней структуры, в данном случае – религиозно-аскетической. Изначальная цель такой практики – способствовать духовному росту человека, делать его жизнь богаче, интереснее, свободнее, но ревностные не по разуму родители и ее могут использовать для «воспитания» отбившегося от рук ребенка.

    По-человечески переживания родителей, страх за своих детей, желание уберечь их от трагических ошибок понятны. Но без проверки мира на прочность и получения от этого мира обратной связи ребенок не сможет стать взрослым человеком, а на этом пути ошибки неизбежны. И у родителей всегда есть выбор: либо оказывать поддержку и наблюдать, как ребенок иногда радуется жизни, а иногда получает и негативную обратную связь, испытывая боль от своих ошибок, либо пытаться загнать его в какую-то клетку, где, скорее всего, не будет ошибок, но невозможен и творческий рост.

    При всей бесперспективности второго варианта многие родители из-за страха за будущее предпочитают именно его. Если говорить о переживании верующими родителями антицерковного бунта, то я помню случаи, когда люди пытались силком потащить ребенка на исповедь, либо отправить в православный лагерь с жесткой дисциплиной в надежде, что там он научится регулировать свое повеление.

    Как правило, этого не происходит, подросток все равно находит способ обойти сдерживающие механизмы, продолжает собственные мировоззренческие искания, осмысляет свои отношения с Богом. Если же он не находит возможности для такого осмысления, то, бывает, жестко рвет отношения. Такие подростки либо идут на открытый конфликт, либо, что хуже, уходят в скрытую оппозицию, когда внешне все атрибуты на месте (платочки, смиренный взгляд, елейный голосок), но при первой возможности идут в еще больший «разнос», чем их товарищи, бунтующие открыто. Любое игнорирование взрослыми потребностей подростка, в том числе и потребности в выстраивании своих смыслов, своей философии, ведет к психологическим проблемам.

    Митрополит Антоний Сурожский говорил, что часто люди составляют проект, которому должен соответствовать другой человек. Например, родители заранее знают, в чем счастье их детей. Часто ли причиной конфликтов поколений и отчуждения детей становится их несоответствие родительскому сценарию?

    — Мне кажется, у любого нормального родителя есть какие-то представления и идеи о том, что должно получиться из его ребенка. Совсем без таких представлений воспитывать детей невозможно. Невозможно требовать от родителей стопроцентной спонтанности и радости от любого самовыражения ребенка. Хорошо, что есть идеи – они задают какие-то семейные традиции.

    Но все мы рождаемся с разными способностями, склонностями, особенностями нервной системы, и часто происходящее с ребенком не соответствует родительским ожиданиям. Вот если родители не хотят гибко реагировать на эту данность, возникают сложности, иногда приводящие к серьезным конфликтам.

    Лучше сразу разобраться в причинах такого несоответствия. Дело может быть не только в ребенке – родителям хорошо бы понять мотивы, по которым у них сложились именно такие представления о воспитании. Ведь не секрет, что иногда первичной бывает не любовь к ребенку, а желание что-то доказать маме или подругам.

    А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.

    Может быть, не совсем подходящее сравнение, но мне вспомнилось, как у Куклачева спросили, почему у него все так хорошо получается. И он ответил, что всегда следит, у какой кошки к чему есть предрасположенность, и он за этим следует, а не мучает животное в угоду своим идеям. По-моему, для воспитания человека такой принцип тем более подходит. Если родители чутко следят за интересами и способностями ребенка, больше шансов, что он будет развиваться гармонично.

    Родители сами были детьми, подростками. Почему же им часто не удается понять, что проблемы их детей связаны с возрастом? Забыли о своем детстве или наша информационная эпоха породила новые проблемы?

    — Оба фактора играют роль. Многое из своего детства действительно с годами забывается. Довольно часто мама, жалуясь на ребенка, говорит, что в ее детстве ничего подобного не было, а когда начинаем с ней беседовать, выясняется, что и конфликты с родителями у нее случались, и в рискованные ситуации попадала. Когда мама это вспоминает, сама себе удивляется. Мифы относительно своего прошлого, конечно, мешают наладить диалог с детьми, понять их проблемы.

    Но и контекст изменился. Если 200 лет назад люди из поколения в поколение жили примерно одинаково, одним укладом, то сейчас цивилизационные сдвиги происходят в течение жизни одного человека. В этом смысле родители и дети живут буквально в разных цивилизациях – на одной территории, но способы организации жизни у них сильно отличаются. Тем не менее есть вещи, объединяющие людей из разных цивилизаций. Например, еда или поездка на море. Вещи довольно приземленные, но через них можно прийти к совместным более глубоким интересам. Только для того чтобы встреча поколений произошла, и от взрослых и от подростков требуются творческие усилия. В этом вызов времени.

    Еще одна особенность нынешней эпохи состоит в том, что авторитарная система воспитания, возможно, подходила для советской цивилизации, но если так воспитывать ребенка сегодня, похоже, ему в современном мире будет сложно. Сейчас чтобы быть успешным, нужно уметь гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?

    Беседовал Леонид Виноградов

    www.pravmir.ru

    Это интересно:

    • Комната клаустрофобии в москве Снять комнату в Москве Всего 13 834 объявления Сдам койко-место, 300 м², 3 мин. до метро пешком, этаж 4 из 4. вчера в 01:32 191 Агентство Аренда комнаты, 9 м². сегодня в 13:32 206 Сдам комнату, 37 м², этаж 3 из 17. 582 Сдам в аренду комнату, 18 м², этаж 8. 261 Риелтор Аренда комнаты, 14 м², этаж 7 из 9. […]
    • ВВ Суворова психофизиология стресса Читать онлайн "Психология стресса и методы коррекции" автора Щербатых Юрий Викторович - RuLit - Страница 7 8. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999, с. 6—39. 9. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001, с. 52—60; 81—85. 10. Меерсон Ф. […]
    • Суворова вВ психофизиология стресса Психофизиология стресса Детальная информация о работе Как считает А. М. Столяренко , трактовка стресса настолько многообразна, что значительно осложняет разработку и принятие мер по профилактике и преодолению чрезмерного стресса на практике [5, с. 73]. Кроме того, это создает терминологическую неразбериху среди медиков, физиологов и психологов и […]
    • Невроз боли в области сердца Причины, симптомы и лечение невроза сердца – обзор патологии Из этой статьи вы узнаете: что такое невроз сердца, и почему специалисты считают его нервно-психическим, а не сердечным заболеванием. Основные причины и характерные симптомы. Можно ли вылечиться, и как это сделать. Неврозом сердца называют функциональное расстройство нервной регуляции […]
    • Невроз сердца аритмия Причины, симптомы и лечение невроза сердца – обзор патологии Из этой статьи вы узнаете: что такое невроз сердца, и почему специалисты считают его нервно-психическим, а не сердечным заболеванием. Основные причины и характерные симптомы. Можно ли вылечиться, и как это сделать. Неврозом сердца называют функциональное расстройство нервной регуляции […]
    • Симптомы аутизм википедия Аспергера болезнь: признаки, симптомы, фото Аспергера болезнь является обособленной формой аутизма, для которой не характерно отставание в умственном развитии. Патология выражается нарушениями в восприятии окружающего мира, явным дефицитом общения, ограничением во взаимодействии с социумом. Первые симптомы болезни начинают проявляться у детей с […]
    • Болезнь альцгеймера как распознать Болезнь Альцгеймера: как распознать вовремя? Не торопитесь принимать забывчивость и эмоциональные расстройства за банальные возрастные изменения. Лучше не поленитесь обратиться к врачу. Комментарии ведущих психиатра и психотерапевта Украины. Болезнь Альцгеймера – специфическое дегенеративное заболевание центральной нервной системы человека, […]
    • Стресс меры борьбы Способы борьбы со стрессом Вопросы, рассмотренные в материале: Чем могут быть опасны стрессы и почему так важно с ними бороться? Какие существуют способы борьбы со стрессом? Какие существуют меры профилактики стресса? Как стать стрессоустойчивым человеком? Стресс прочно обосновался в современной жизни. Многие люди сейчас его попросту не замечают. […]