Как распознать аутизм у грудничка

Как распознать аутизм у ребенка?

Аутизм – это заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, психического развития и речевой функции. В нашей статье мы рассмотрим симптомы и признаки аутизма у детей.

По каким симптомам и признакам распознать аутизм у детей?

Чтобы вовремя обнаружить аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за поведением малыша, фиксировать все нетипичные проявления, характерные для детей данного возраста. Конечно, в первую очередь эта задача родителей. Симптомы аутизма у ребенка явно проявляются в возрасте от полутора до двух лет. Далее мы рассмотрим каждый из них более детально.

  • Нарушения речи. Многие дети-аутисты не разговаривают вообще, другие отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до года не гулят, могут издавать постоянно одни и те же звуки. В два года словарный запас детей-аутистов составляет порядка пятнадцати слов, а к трем годам они не комбинируют слова. При этом дети с аутизмом могут повторять фразы и слова, услышанные где-то, а так же придумывать новые слова, которые не используются в речи для общения. О себе аутисты говорят в третьем лице, не используют личных местоимений и обращений.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями и другими людьми. Дети, страдающие аутизмом, не улыбаются, не тянутся к родителям на руки, не смотрят людям в глаза. При попытке родителей приласкать ребенка, взять его на руки, аутисты сопротивляются. Такие дети по поведению похожи на слепых и глухих: они не замечают, что к ним кто-то обращается, не отличают родителей от чужих людей.

    Аутизм у детей фото

    СодержаниеКрещение ребенка: в каком возрасте лучше это делать?Если жизнь малыша находится в опасности…Почему разрешается крестить младенцев, если у них еще нет самостоятельной веры?Разрешается ли крестить ребенка в дни поста?Можно ли крестить ребенка зимой?Нужно ли платить за крещение?Обязательно ли называть ребенка по святцам?Где крестить ребенка?Можно ли фотографировать в церкви?Кого брать в крестные?С какого возраста можно стать. . . .

    СодержаниеУмейте правильно хвалить За что хвалить и поощрять ребенка?Как правильно наказывать ребенка?Советы, которые помогут развить адекватную самооценку у ребенка. Тест «Десять ступенек» или «Лесенка»Игра «Имя»Проигрывайте ситуации Каждый человек имеет образ собственного «Я». Формируется это «Я» с рождения, и в первую очередь зависит от отношения родителей к нам, и только потом окружающих людей. По мере взросления. . . .

    СодержаниеПричины акклиматизации у детейПо каким симптомам распознать акклиматизацию у детей?Температура при акклиматизации у ребенкаСколько дней длится акклиматизация у ребенка?Этапы акклиматизации у детейКак у ребенка проходит акклиматизация на море?Как происходит акклиматизация у ребенка в Турции?Как акклиматизируются дети после поездки на море?Как проходит акклиматизация у грудничков?Как проходит акклиматизация у детей в возрасте до 12 месяцев?Как диагностировать акклиматизацию. . . .

    СодержаниеФизиологические особенности детского снаЭмоциональная перегрузка ребенкаПроблемы со здоровьемПоведенческая бессонницаПерепутал день с ночьюПатологические нарушения снаЧто делать, чтобы ребенок лучше спал? Основные рекомендации Спокойный, хороший сон малыша свидетельствует о его здоровье, и если кроха спит тревожно, часто плачет, просыпается, это настораживает родителей. Особо часто беспокоятся мамы и папы деток, ведь не будучи педиатрами, они не могут быть. . . .

    СодержаниеПо каким причинам возникает ангина у детей?Когда необходима госпитализация ребенка?Разновидности ангины у детей: По каким симптомам распознать ангину у детей?Как лечить катаральную ангину у детей?Как лечить лакунарную и фолликулярную ангину у детей?Как лечить ангину у детей?Полоскание горла при ангинеМестные средства от ангины детям до трех лет – что нужно учитывать?Жаропонижающие препаратыКогда необходимо сбивать температуру?Какой антибиотик. . . .

    www.narodnaya-meditsina.com

    Как распознать аутизм у детей, виды и лечение

    У некоторых малышей с ранних лет могут наблюдаться странности в поведении. Отсутствие эмоций, сложности в общении не только со сверстниками, но и с родственниками, безразличие к происходящему ? все это выделяет особенных детей из общей массы, например, в детском саду.

    Аутизм не считается заболеванием, это лишь нарушение развития на психическом уровне, приводящее не только к расстройству речевой функции и обычной моторики, но и к проблемам с социальной адаптацией.

    Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

    Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

    В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч и от Америки мы отличаемся мало.

    Как распознать недуг

    Ранний детский аутизм можно разделить на группы по основному признаку:

  • Полная отрешенность от окружающего мира и происходящих событий.Малышу дискомфортно при общении с любыми людьми, даже мамой, он избегает взгляда в глаза, не любит телесных контактов, никогда и никому не улыбается. В младенческом возрасте такой ребенок обычно не реагирует даже на чувство голода и необходимость смены подгузника.
  • Тщательная избирательность контактов, строго ограниченные рамки поведения и активное отвержение окружающего мира. Общается такой малыш всего с 1-2 людьми, и чаще всего ими являются родители (иные ближайшие родственники). Он привыкает к окружающей его обстановке, к одной одежде и даже к еде. При этом любое, даже незначительное, отклонение от имеющейся для него нормы приводит к нервному срыву. Перестановка одного предмета в комнате, нарушение привычной диеты (попытка накормить другими продуктами), новая одежда вызывают у такого малыша панический страх, на который он реагирует совершенно неоправданной и сильной агрессией.
  • Малыш полностью захвачен определенным аутистическим интересом. Он стремится спрятаться ото всех и от мира, отгородившись каким-либо занятием. Интересы детей этой группы не относятся к познавательной сфере, они имеют иной характер, устрашающий, мрачный и даже агрессивный. Например, малыш рисует, но всегда одну и ту же, картинку (на протяжении многих лет), обычно одноцветную, в большинстве случаев черную. Он воспринимает разговор лишь на определенную тему и может часами сидеть, монотонно раскачиваясь из стороны в сторону, не реагируя при этом даже собственное имя.
  • К отдельной группе можно отнести детский аутизм в легкой форме. Отличительной чертой этого вида проблемы являются то, что малыш избегает любых отношений с людьми, если ощущает какие-либо преграды, напряженность или недомолвки с их стороны.

    Он очень раним, сильно зависит от внимания других людей, любую мелочь сразу воспринимает как трагедию и замыкается в себе, избегая в дальнейшем контакта с этим человеком. Взаимодействовать с окружающим миром, общаться с другими детьми в детском саду, как и со взрослыми такому ребенку очень сложно.

    Нарушение социальных контактов и взаимодействий

    Является основной характеристикой поведения детей с аутизмом и встречается в 100 процентах. Дети-аутисты живут в своем собственном мире, и преобладание этой внутренней жизни сопровождается уходом от внешнего мира. Они некоммуникабельны, активно избегают своих сверстников.

    Первое что может показаться странным маме, так это то, что ребенок практически не просится на руки. Грудные дети (дети до года) отличаются инертностью, малоподвижностью. Они не так оживленно, как другие дети, реагируют на новую игрушку. У них слабая реакция на свет, звук, они также могут редко улыбаться. Комплекс оживления, присущий для всех маленьких детей, у аутистов отсутствует или слабо развит. Малыши не откликаются на свое имя, не реагируют на звуки и другие стимулы, что часто имитирует глухоту. Как правило, в этом возрасте родители впервые обращаются к сурдологу (специалисту по проблемам со слухом).

    На попытку вступить в контакт ребенок реагирует по-разному. Могут возникать приступы агрессии, формироваться страхи. Одним из самых известных симптомов аутизма является отсутствие зрительного контакта. Однако он проявляется далеко не у всех детей, а встречается в более тяжелых формах, поэтому ребенок игнорирует и этот аспект социальной жизни. Иногда ребенок может смотреть как бы сквозь человека.

    Принято считать, что все дети-аутисты не способны проявлять эмоции. Однако это не так. Действительно, у многих из них эмоциональная сфера очень бедна — они редко улыбаются, а выражение лица у них одно и то же. Но также есть дети с очень богатой, разнообразной, а иногда и не совсем адекватной мимикой.

    По мере взросления ребенок может углубляться в свой мир. Первое, что привлекает внимание – это неумение обращаться к членам семьи. Ребенок редко обращается за помощью, рано начинает самостоятельно обслуживать себя. Ребенок-аутист практически не пользуется словами «дай», «возьми». Он не контактирует физически — при просьбе отдать тот или иной предмет, он не дает в руки, а бросает. Таким образом он ограничивает свое взаимодействие с окружающими людьми. Большинство детей также не переносят объятий и других физических контактов.

    Наиболее явно проблемы дают о себе знать, когда ребенка ведут в садик. Тут при попытке приобщить малыша к другим детям (например, посадить их за одни общий стол или вовлечь в одну игру) он может давать различные аффективные реакции. Игнорирование окружения может быть пассивным или же активным. В первом случае дети просто не проявляют интерес к окружающим детям, играм. Во втором случае они убегают, прячутся или действуют агрессивно в отношении других детей.

    Ограниченные интересы и особенности игры

    Одна пятая детей-аутистов игнорирует игрушки и все виды игровой деятельности. Если же ребенок и проявляет интерес, то это, как правило, к одной игрушке, к одной телевизионной передаче. Ребенок не играет вовсе либо играет однообразно.

    Грудные дети могут длительное время фиксировать свой взгляд на игрушке, но при этом не тянуться к ней. Дети постарше могут часами наблюдать за солнечным зайчиком на стене, движением машин за окном, десятки раз просматривать один и тот же фильм. При этом поглощенность детей этим занятием может настораживать. Они не теряют интерес к своему занятию, иногда производя впечатление отрешенности. При попытке оторвать их от занятия, выражают недовольство.

    Игры, требующие фантазии и воображения, редко привлекают таких детей. Если у девочки есть кукла она не будет ее переодевать, усаживать за стол и знакомить с другими. Ее игра ограничится однообразным действием, например, расчесыванием волос у этой куклы. Это действие она может проделывать десятки раз за день. Даже если ребенок и проделывает несколько действий со своей игрушкой, то всегда в одной и той же последовательности. Например, девочка-аутист может расчесывать, купать и переодевать свою куклу, но всегда в одном и том же порядке, а никак иначе. Однако, как правило, дети не играют со своими игрушками, а больше сортируют их. Выстраивать и сортировать свои игрушки ребенок может по различным критериям — цвету, форме, размеру.

    Дети-аутисты отличаются от обычных детей еще и спецификой игры. Так, их не занимают обычные игрушки. Внимание аутиста больше привлекают предметы домашнего обихода, например, ключи, кусочек материала. Как правило, эти предметы издают их любимый звук или же обладают их любимым цветом. Обычно такие дети привязаны к выбранному объекту и не меняют его. Любая попытка разлучить ребенка с его «игрушкой» (поскольку порой они могут быть опасны, например, если речь идет о вилке) сопровождается реакциями протеста. Они могут выражаться в выраженном психомоторном возбуждении или же, наоборот, уходом в себя.

    Интерес малыша может сводиться к складыванию и выстраиванию игрушек в определенной последовательности, к пересчитыванию машин на стоянке. Иногда у детей-аутистов могут быть даже различные увлечения. Например, коллекционирование марок, роботов, увлечение статистикой. Отличием всех этих интересов является отсутствие социального содержимого. Детей не интересуют люди, изображенные на марках или страны, откуда они присланы. Они не интересуются игрой, но их могут привлекать различные статистические данные.

    В свои увлечения дети никого не впускают, даже таких же, как и они аутистов. Иногда внимание детей привлекают даже не игры, а определенные действия. Например, они могут через определенные промежутки включать и выключать кран, чтобы смотреть, как течет вода, включать газ, чтобы посмотреть на языки пламени.

    Гораздо реже в играх детей-аутистов наблюдается патологическое фантазирование с перевоплощением в животных, неодушевленные предметы.

    Склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям)

    Повторяющиеся действия или стереотипии наблюдаются у 80 процентов детей, больных аутизмом. При этом стереотипии наблюдаются как в поведении, так и в речи. Чаще всего это двигательные стереотипии, которые сводятся к однообразным поворотам головы, подергиванию плечам, сгибанию пальцев. При синдроме Ретта наблюдается стереотипное заламывание пальцев, мытье рук.

  • включение и выключение света;
  • пересыпание песка, мозаики, круп;
  • раскачивание двери;
  • стереотипный счет;
  • разминание или разрывание бумаги;
  • напряжение и расслабление конечностей.
  • Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети повторяют слова, услышанные от родителей, по телевизору или из других источников без осознания их смысла. Например, при вопросе «будешь сок?», ребенок повторяет «будешь сок, будешь сок, будешь сок».

    Или же ребенок может спрашивать один и тот же вопрос, например:

    Эти повторения неосознанны и прекращаются порой только после перебивания ребенка аналогичной фразой. Например, на вопрос «Куда идем?», мама отвечает «Куда идем?» и тогда ребенок останавливается.

    Часто наблюдаются стереотипии в еде, одежде, маршрутах прогулок. Они приобретают характер ритуалов. Например, ребенок всегда идет одной и той же дорогой, предпочитает одну и ту же еду, одежду. Дети-аутисты постоянно выстукивают один и тот же ритм, вертят в руках колесико, раскачиваются под определенный такт на стуле, быстро перелистывают страницы книг.

    Стереотипии затрагивают и другие органы чувств. Например, вкусовые стереотипии характеризуются периодическим облизыванием предметов; обонятельные – постоянным обнюхиванием предметов.

    По поводу возможных причин такого поведения существует множество теорий. Сторонники одной из них рассматривают стереотипии как вид самостимулирующего поведения. Согласно этой теории тело ребенка-аутиста является гипочувствительным и поэтому оно проявляет самостимуляцию, для того чтобы возбудить нервную систему.

    Сторонники другой, противоположной концепции, считают, что окружающая среда является гипервозбудимой для ребенка. С целью успокоить тело и устранить воздействие окружающего мира ребенок использует стереотипное поведение.

    Нарушения вербального общения

    Нарушение речи, в той или иной степени, встречается при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или же не развиваться вообще.

    Расстройства речи наиболее ярко выражены при раннем детском аутизме. В этом случае может отмечаться даже явление мутизма (полное отсутствие речи). Многие родители отмечают, что после того как ребенок начал нормально говорить, он замолкает на определенное время (год и более). Иногда даже на начальных этапах ребенок в своем речевом развитии опережает своих сверстников. Затем с 15 – 18 месяцев наблюдается регресс — ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом полноценно говорит сам с собой или во сне. При синдроме Аспергера речь и когнитивные функции частично сохраняются.

    В раннем детском возрасте может отсутствовать гуление, лепет, что, конечно же, сразу насторожит мать. Также отмечается редкое использование жестов у малышей. По мере развития ребенка часто отмечаются нарушения экспрессивной речи. Дети неправильно используют местоимения, обращения. Чаще всего они называют себя во втором или третьем лице. Например, вместо «хочу есть» ребенок говорит «он хочет есть» или «хочешь есть». К себе он также обращается в третьем лице, например, «Антону нужна ручка». Часто дети могут использовать отрывки из разговора, услышанного у взрослых или по телевизору. В обществе ребенок может вообще не пользоваться речью, не отвечать на вопросы. Однако наедине с самим собой он может комментировать свои действия, декларировать стихи.

    Иногда речь ребенка приобретает вычурный характер. Она изобилует цитатами, неологизмами, необычными словами, командами. В их речи преобладает аутодиалог и склонность к рифмованию. Речь их часто монотонна, без интонации, в ней преобладают комментирующие фразы.

    Также речь аутистов часто характеризуется своеобразной интонацией с преобладанием высоких тонов в конце предложения. Нередко наблюдаются вокальные тики, фонетические расстройства.

    Задержка речевого развития часто является причиной обращения родителей ребенка к логопедам и дефектологам. Для того чтобы понять причину речевых расстройств необходимо выявить, используется ли речь в данном случае для общения. Причиной речевых расстройств при аутизме является нежелание взаимодействовать с окружающим миром, в том числе и посредством разговора. Аномалии речевого развития в данном случае отражают нарушение социального контакта детей.

    Причины возникновения аутизма

    До сегодняшнего дня ученые не могут найти точные причины того, почему некоторые малыши рождаются с аутизмом. Теорий немало, но, ни одна из них не имеет клинического подтверждения. Многие специалисты склоняются к мнению, что появление аутизма является наследственным фактором, поскольку в большинстве случаев он обнаруживается в возрасте до 3 лет.

    Но подтверждения этому нет, как и объяснения тому, что малыши с этим отклонением иногда рождаются и в полностью здоровых благополучных семьях.

    Согласно медицинской статистике детский аутизм чаще всего наблюдается у первенцев, и это не зависит от возраста родителей (как, например, в случаях синдрома Дауна). Малыш с этим психическим отклонением может появиться и у молодой здоровой матери.

    Часто врачи связывают ранний детский аутизм различной степени с нарушением внутриутробного развития младенца, например, вследствие перенесенного мамой при беременности заболевания.

    Ветрянка, корь, краснуха, как и многие другие инфекции вирусного характера, вполне могут дать такие последствия для развивающегося организма, поскольку часто вызывают изменения в строении головного мозга крохи. Однако точного подтверждения этой теории тоже нет.

    Еще одно мнение врачей гласит, что причиной приобретенного аутизма могут быть травмы в родах и различные повреждения головы младенца. Сотрясение мозга, черепно-мозговые нарушения, например, при падении, аварии или вследствие перенесенных заболеваний в возрасте до 2-3 лет, могут привести к появлению не только легкой степени аутизма, но и к более серьезной его форме.

    Иногда случается и так, что психически больные дети, имеющие нарушение эмоционального фона и отличающиеся его хрупкостью, могут просто закрыться внутри себя, отгородившись от внешнего мира под действием каких-либо неблагоприятных факторов (потеря близких, сильный испуг, скандалы и напряженная обстановка в семье).

    Выявить аутизм бывает непросто, поскольку многие симптомы могут присутствовать и у полностью здоровых малышей при отсутствии необходимого воспитания (капризы, крики, агрессия, истерики, отсутствие реакции на элементарные требования), что и затрудняет своевременную постановку диагноза.

    Чаще всего выявление именно психического нарушения проводится уже достаточно поздно, в возрасте 3-5 лет, путем постоянного наблюдения за поведением маленького пациента и проведения специальных тестов, в том числе и для родителей.

    Диагностика аутизма у детей сегодня позволяет выявить разные виды проблемы, перечисленные ниже.

    В этом случае у ребенка проявляется целый ряд симптомов и отклонений в тестах, в частности:

  • игнорирование внешнего мира и каких-либо раздражителей, если они не причиняют боли;
  • малыш не может полноценно контактировать с людьми уже с момента рождения;
  • коммуникативное использование обычной речи недостаточно, при этом часто наблюдается «попугайное повторение» (по Каннеру) определенного слова;
  • ребенок избегает зрительного контакта и очень боится любых изменений в окружающем его пространстве;
  • отсутствует или задерживается личностное развитие, ребенок не может обособить себя;
  • часто наблюдаются игры стереотипного характера с использованием совершенно неигровых предметов.
  • При синдроме Каннера клиническая симптоматика проявляется обычно не позже 2-3 лет, но используя перечисленные параметры в диагностике важно:

  • выстраивать исследование именно на синдромологическом уровне, не делая упора на формальной фиксации определенного симптома;
  • четко понимать разницу между нежеланием ребенка контактировать с окружающими и его неспособностью к этому;
  • принимать во внимание то, что задержки развития в разных сферах являются именно результатом неспособности ребенка к социальному контактированию и восприятию информации.
  • Наиболее заметными такие нарушения становятся к возрасту 2-3 лет, когда малыш и попадает к специалисту, но при этом родители часто не могут четко обозначить наблюдаемую симптоматику, ограничиваясь односложными фразами, характеризующими поведение крохи.

    Бывает и так, что мама долго не обращает внимания на пассивность малыша, на отказ от продуктов определенного цвета или типа, на избирательность в пище, на нежелание контактировать с людьми, на отсутствие речи и восприятия звуков, считая это не отклонением, а капризами — не обращается к специалисту и проводит тесты.

    Часто понимание того, что такое поведение малыша ненормально, появляется лишь после рождения второго (здорового) ребенка, который резко отличается от первенца.

    Таких детей выделяет стереотипный, своеобразный круг личных интересов, который четко ограничен и обычно не воспринимается другими детьми. Ребенок не может учитывать реальность, не воспринимает происходящие события и окружающих людей.

    Поведение малышей с аутизмом этого типа отличается импульсивностью, частым состоянием аффекта, странностью желаний и привязанностей, неустойчивостью внимания. У них может обнаружиться тенденция к странному, абсолютно не стандартному мышлению и пониманию окружающего мира, совершенно несвязанному с логикой.

    При восприятии информации внимание ребенка может полностью отсутствовать или быть неустойчивым, при этом даже простейшие для своего возраста тесты он выполнить не может. Логическое мышление иногда проявляется, но репродуцировать его в определенный момент практически невозможно, например, если попросить малыша из 3-4 предметов убрать лишний, он не сможет выполнить задачу, но позднее неосознанно сам возьмет именно эту вещь.

    При синдроме Аспергера тесты обычно не показывают задержки в развитии речи, если сравнивать с другими типами аутизма. Внешне такие дети привлекают внимание застывшей мимикой лица, отрешенностью образа, взглядом, погруженного в себя человека, скользящим мимо предметов и сквозь них, почти полным отсутствием жестов.

    Иногда ребенок с этим типом аутизма может неосознанно разговаривать стихами, меняя при этом тембр голоса. Они не привязываются к людям, но остро чувствуют чужую обстановку вокруг и ведут себя спокойно только дома. Темп и ритм улавливают слабо, но именно в этом случае при программе коррекции хорошие результаты показывает музыкальная терапия для детей с аутизмом. При обучении в детском саду такой малыш способен выполнять простейшие тесты, но делает это обычно автоматически, не осознанно.

    Проявиться этот тип аутизма может от 8 до 30 месяцев жизни малыша. Происходит это обычно неожиданно, без особых причин, часто при нормальном состоянии ребенка и иногда при имеющейся задержке развития моторики незначительного характера.

    При синдроме Ретта здоровый малыш начинает быстро деградировать, при этом не только останавливается развитие, а утрачиваются все навыки, которые он успел приобрести ранее. Всего за полгода ребенок теряет имеющийся речевой запас и то, чему успел научиться за время своей жизни.

    К концу этого периода в кистях рук крохи появляются определенные циклические неконтролируемые движения, обычно моющего характера, после чего состояние начинает ухудшаться, дополняясь атаксией, атрофией мышц, дистонией, искривлением позвоночника, кифозом, утратой способности брать и удерживать предметы.

    Малыш перестает жевать, поэтому его переводят на жидкую диету, кормя из бутылочки, поскольку остается лишь врожденный рефлекс сосания и по-другому он принять пищу не может. Часто наблюдаются расстройства дыхания, что может потребовать срочной медицинской помощи.

    У каждого третьего ребенка с синдромом Ретта со временем появляются приступы, похожие на эпилепсию.

    Обычно в возрасте 5-6 лет у маленьких пациентов тесты показывают ослабление симптомов и некоторые улучшения, что дает родителям (к сожалению ложную) надежду на излечение, ведь малыш начинает повторять некоторые слова и даже играть в примитивные игры, но этот период быстро проходит, сменяясь ухудшением состояния.

    Начинается разрушение всех моторных навыков, в некоторых случаях даже ходьбы, что свойственно тяжелым заболеваниям ЦНС. В дальнейшем нарушается способность к движению, утрачивается мышечный тонус, наступает глубокое слабоумие.

    Среди всех типов аутизма синдром Ретта считается самым тяжелым. Почему он возникает на фоне нормального развития малышей ? медицине неизвестно. Современные педагоги специального направления утверждают, что оказать помощь детям с синдромом Ретта невозможно, поскольку он не поддается корректировке никакими программами.

    По признакам этот тип нарушения во многом схож с синдромом Каннера, но при этом всегда отсутствует один или сразу несколько симптомов, по которым проводится диагностика.

    Для атипичного аутизма характерны:

  • стереотипность, ограниченность и постоянное повторение в поведении;
  • неспособность к общению и четкое нарушение любого типа социального взаимодействия;
  • проявление признаков аутизма в возрасте старше 3 лет.
  • Атипичный аутизм обычно появляется у малышей, имеющих тяжелые расстройства речевого аппарата специфического характера, а также умственную отсталость.

    Полностью вылечить такое нарушение нельзя, но в большинстве случаев его можно скорректировать, сгладив симптомы. Однако процесс этот долгий и очень трудный, истощающий родителей не только физически, но и морально, и далеко не всегда приводящий к успеху.

    Лекарственные препараты в этом случае бесполезны, они могут лишь немного ослаблять сопутствующие симптомы. Как показывают проведенные тесты, основным лечением при аутизме является психиатрическая терапия и помощь в социальной адаптации.

    Многие исследования этой сферы психических нарушений не смогли дать точную картину определенной методики лечения маленьких пациентов, поскольку каждый из случаев уникален и требует индивидуального подхода от специалистов и родителей.

    Но как показали многие тесты, в большинстве случаев специальная музыкальная терапия для детей с аутизмом дает немало положительных результатов, выраженных в виде улучшения не только моторики и речи, но и в появлении самоопределения, некоторой уверенности в себе, в социальной адаптации и общении с людьми.

    Ежедневные сеансы специально подобранной музыки и звуков природы помогают улучшить сенсорное восприятие, познание, открыть в ребенке особые стороны и таланты. На агрессивных детей с неадекватностью поведения методика оказывает, прежде всего, успокаивающее действие. Такая терапия практикуется уже несколько десятков лет.

    Образ жизни малышей с аутизмом требует соблюдения некоторых строгих правил:

  • Воспитание и обучение таких детей должно проходить не только дома и в лечебных учреждениях, но и на специальных занятиях. Родителям важно водить к психологу не только малыша, но и самим посещать консультации, ведь занятия с ребенком, не приносящие особых видимых результатов, сильно сказываются и на их моральном состоянии.
  • Важно найти для крохи квалифицированного психиатра. Он должен быть один, поскольку малыши с аутизмом тяжело привыкают к людям, и смена специалистов не пойдет на пользу его состоянию.
  • Следует разработать строгий распорядок дня и четко его придерживаться, поскольку основу терапии составляет постоянное (ежедневное) повторение одних и тех же действий, чтобы необходимый навык закрепился и не был утрачен в дальнейшем.
  • Родителям такого ребенка необходим отдых и общение с близкими других малышей с такой же проблемой. Существуют специальные группы психологической помощи в таких ситуациях, где люди могут не только поговорить, но и поделиться опытом, посоветоваться, найти поддержку.
  • Пытаясь привлечь внимание малыша и завладеть им, нельзя повышать голос или менять интонацию, нужно полностью сохранять спокойствие.
  • Запрещается лишать малыша привычной для него обстановки, это может привести к нервному срыву и ухудшению состояния.
  • Прогнозов при аутизме ставить нельзя, поскольку каждый случай уникален и совершенно непредсказуем. Родителям важно сразу понять и принять тот факт, что полностью вылечить ребенка не получится, а потому не нужно ждать, что через месяц или два все пройдет и малыш станет полностью нормальным.

    Напрасные ожидания обычно приводят к тяжелым разочарованиям и отчаянью, а здесь нужно максимально сохранять выдержку и спокойствие.

    psi-doc.ru

    Как распознать аутизм у ребенка: 6 основных признаков

    Аутизм у детей часто путают с особенностями поведения, но есть верные знаки, которые помогут отличить болезнь от замкнутого характера.

    Выявление аутизма на ранней стадии развития может значительно повлиять на эффективность лечения этого расстройства и на всю дальнейшую жизнь ребенка.

    Однако стоит помнить о том, что наличие аутизма у человека не означает, что он в чем-то неполноценен. Это означает только то, что близким людям следует быть чуть внимательнее к его потребностям.

    Так что не паникуйте, если у вашего чада обнаружатся какие-либо из нижеприведенных признаков аутизма. Это не конец света, но лучше узнавать о таких вещах как можно раньше.

    Итак, вот 6 основных признаков, говорящих о возможном наличии у ребенка аутизма.

    Ребенок не вступает в зрительный контакт

    Большинство детей смотрят вам прямо в глаза, когда их кормят, играют с ними и вообще взаимодействуют каким-либо образом.

    Аутичные дети избегают зрительного контакта, но не потому, что вы им не нравитесь, а из-за проблем с социализацией, характерных для этого расстройства.

    Ребенок не улыбается вам в ответ

    Обычно дети охотно отвечают улыбкой на улыбку, когда с ними коммуницируют близкие люди, с которыми они чувствуют себя в безопасности.

    А вот аутизм часто становится преградой для такого обмена любезностями, поэтому если вы заметили, что ваш малыш никак не реагирует на ваш задорный смех и широкую улыбку, это может быть признаком болезни.

    Присмотритесь к реакциям своего ребенка, и если этот признак проявляется наравне с другими из этого списка, будьте готовы к походу к доктору.

    Ребенок не откликается на свое имя

    Если ребенок никак не реагирует, когда вы зовете его по имени и не выражает никакой заинтересованности, слыша ваш голос или другого родственника, возможно, у него развивается аутизм.

    Но, в то же время, не стоит думать, что отсутствие привычной реакции — это признак низкого интеллектуального развития или знак того, что ребенку неприятно ваше общество, и он хочет остаться один.

    Эти заблуждения часто ассоциируются с аутизмом, но не имеют ничего общего с реальностью.

    Ребенок не использует жесты для коммуникации

    Дети довольно рано начинают указывать пальцем на интересующие их объекты и с удовольствием машут руками, приветствуя или прощаясь с людьми.

    Когда ваш ребенок уже достаточно вырос для осознанной коммуникации, но так и не стал пользоваться жестами для выражения своих потребностей и эмоций, стоит задуматься о том, все ли в его развитии идет по плану.

    Ребенок редко играет и мало интересуется окружающим миром

    Игра — это неотъемлемая часть когнитивного развития человека. Многие дети начинают играть сами с собой и с другими людьми даже раньше, чем учатся ходить и говорить.

    Поэтому если вы заметили, что ваш малыш совсем не интересуется всеми прекрасными игрушками, которые вы ему покупаете, и не очень-то веселится, когда вы стараетесь его позабавить, возможно, у него аутизм.

    Опять же, это не значит, что ребенок не испытывает радости. Просто аутичным детям сложнее выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные.

    Ребенок редко просит о помощи

    Дети любят исследовать окружающий мир, и когда они не в состоянии куда-то добраться в своих приключениях или разобраться в чем-то самостоятельно, они обычно просят взрослых о помощи.

    Если ваш ребенок этого не делает, у него может быть аутизм. И снова все сводится к тому, что детям с этим расстройством психологически сложно выражать свои эмоции и сигнализировать о своих нуждах.

    Будьте внимательнее к своим детям и старайтесь им помочь в любой ситуации, вместо того, чтобы горевать о том, что с ними "что-то не так", и тогда в вашей семье все будет хорошо.

    update.com.ua

    Как лечить бронхит у грудничка — симптомы и признаки у новорожденных младенцев

    Природа задумала так, что маленький ребенок получает защиту от многих вирусов с молоком матери.

    Однако некоторые микроорганизмы все-таки попадают в дыхательные пути малыша. Бронхит у грудничка – испытание как для ребенка, так и для родителей.

    Как можно этого избежать и что делать, если симптоматика только ухудшается?

    Почему дети часто болеют бронхитом?

    Дыхательные пути располагаются в следующем порядке:

    Бронхит – воспаление слизистой, которая выстилает просвет бронхов. От бронхов отходят более мелкие бронхиолы, что внешне напоминает веточки дерева. Особенностью строения этого участка дыхательных путей у младенцев является узкий просвет и маленькая площадь. Таким образом, микроорганизмы легко распространяются по всему бронхиальному дереву до самых мелких его участков, а также легко могут попасть в легкие.

    Если у взрослого вирусы попадают в организм и задерживаются в гортани, то у маленьких детей есть большая вероятность того, что инфекция опустится ниже и перейдет в бронхит. Этому способствуют следующие факторы:

  • Короткий респираторный тракт.
  • Обильное кровоснабжение дыхательных путей.
  • Состояние подслизистых слоев благоприятно для размножения вирусов.
  • По мере взросления бронхит у ребенка может появляться реже или протекать в более легкой форме. Это связано с тем, что дыхательные пути также развиваются и растут, а просвет их становится шире.

    Бронхит у младенцев можно классифицировать в зависимости от причины, которая его вызвала:

  • Вирусный. Является одним из симптомов таких заболеваний, как ОРЗ, грипп, риновирус.
  • Бактериальный. Возникает как осложнение вирусной инфекции, при активизации собственной патогенной флоры или при заражении хламидиями, пневмококком, микоплазмой и другими бактериями.
  • Токсический. Химические вещества провоцируют раздражение рецепторов дыхательных путей и развитие бронхита.
  • Пылевой. Мельчайшие частицы пыли или строительного мусора попадают в бронхо-легочные пути и вызывают воспаление.
  • Аллергический. Индивидуальная гиперчувствительность к какому-либо веществу проявляется в виде воспаления и отека бронхов.
  • Кто может заболеть обструктивным бронхитом

    Обструктивный бронхит у грудничка появляется из-за сужения просвета бронхов. Это происходит в результате:

  • Отека дыхательных путей.
  • Наличия воспаления.
  • Повышенной выработки слизи.
  • Симптомы бронхита у грудничков

    Кашель при бронхите имеет некоторые особенности, по которым можно заподозрить именно бронхиальное воспаление. Он сопровождается повышенной выработкой слизи и нехваткой воздуха. Внешне это выглядит как влажный кашель, при котором вывести мокроту полностью не получается.

  • Нарушение общего самочувствия ребенка.
  • Хрипы в грудной клетке слышны даже без аппарата.
  • В большинстве случаев температура тела повышена.
  • Мокрота может быть от белого до желто-зеленого цвета.
  • Опытному врачу достаточно послушать пациента, чтобы определить локализацию воспаления. Для более точной диагностики также используются:

    Бронхит у новорожденного опасен полным закрытием просвета дыхательных путей и удушьем. Чтобы не допустить критической ситуации, необходимо знать и уметь вовремя заметить настораживающие симптомы:

  • Посинение носогубного треугольника.
  • Одышка, затрудненный выдох.
  • Свистящие хрипы.
  • Бронхит у младенца, как правило, бывает двух видов:

  • Острый. Длится до 20 дней, в большинстве случаев вызван вирусной инфекцией. Приступы могут быть достаточно сильными, тактика лечения часто зависит от частоты их повторения.
  • Обструктивный. Лечение часто проходит в стационаре под наблюдением врачей. Наиболее часто встречается в возрасте 5-7 месяцев.
  • Независимо от того, где проходит лечение, нужно внимательно следить за состоянием малыша, потому что бронхообструкция может начинаться внезапно. Мамы должны знать, как лечить бронхит у грудничка, так как в их силах значительно ускорить выздоровление.

    Важное место в лечении занимает питание ребенка и климат в помещении. Часто коррекция этих параметров приносит лучшие результаты, чем медикаментозное лечение.

    Медикаментозное лечение

    При вирусной этиологии препараты необходимы для облегчения состояния малыша. Они способствуют:

  • Расширению дыхательных путей.
  • Лучшему отхождению мокроты.
  • Увлажнению и восстановлению слизистой.
  • Уменьшению отека и воспаления.
  • Понижению температуры.
  • Гибели возбудителя инфекции (вирусов или бактерий).
  • Лечение бронхита антибиотиками у взрослых (уколы или таблетки) и у детей (уколы или ингаляции) должно проводиться только при наличии показаний.

    Ребенку нужен полноценный отдых и еда по требованию. Заставлять кушать малыша нельзя, однако за питьевым режимом нужно следить обязательно. Кроме этого:

  • Помещение должно регулярно проветриваться.
  • Влажную уборку нужно делать несколько раз в день.
  • Нельзя допускать сухости воздуха в помещении, влажность должна быть около 60%.
  • Ребенку не должно быть жарко. Оптимальная температура воздуха в помещении – до 20 градусов.
  • Такие условия благоприятны для работы дыхательных путей и помогут ускорить выздоровление.

    Массаж может помочь отхождению мокроты. Для этого ребенка переворачивают на живот, немного наклоняют головой вниз и легко постукивают по спине в области бронхов. Правильную технику массажа может показать врач. Массаж грудной клетки при бронхите у ребенка можно проводить несколько раз в день. Улучшает отхождение мокроты также поочередное поднимание рук ребенка вверх.

    Народная медицина предлагает множество методов борьбы с кашлем и инфекцией. Кому-то помогает вылечить бронхит прогревание, кому-то – ингаляции. Наибольшей популярностью пользуются:

  • Пропаривание. Горячие ванны с добавлением лекарственных трав помогут расширить сосуды, улучшить кровообращение и отхождение мокроты.
  • Горчичники. При бронхите можно ставить горчичники взрослым, но для детей до года многие врачи их не рекомендуют. Можно приготовить горчичное обертывание самостоятельно. Для этого марлю смачивают в растворе горчицы (1 ложка на пол литра воды). Сверху ребенка накрывают одеялом.
  • Ингаляции. Наиболее безопасный и эффективный метод лечения в домашних условиях. Рекомендуется проводить ингаляции с физиологическим раствором или щелочной водой.
  • Фитосредства. Можно применять отвары или делать ингаляции из трав, обладающих антибактериальными или отхаркивающими свойствами. Острый бронхит у грудничка поможет вылечить ромашка, шалфей, чабрец, календула, подорожник.
  • bronhit.guru

    Аутизм: проблемы успешно решаются

    Самоочевидно, что ни один человек не будет противоречить, что самое важное, ценное, любимое в жизни для всех без исключения — это наши драгоценные детишки. И как же жутко бывает, когда вполне здоровые папа и мама неожиданно узнают, у ребенка аутизм. Возникает масса внезапных вопросов о будущности дитя, но главные из них: «Как лечить, можно ли вылечить аутизм»? «Передается ли аутизм по наследству?» Как свидетельствуют наблюдения за жизнью десятков тысяч таких людей, к огромному сожалению, прогнозировать будущее, если диагноз » аутизм», невероятно сложно и перспективы не всегда хорошие. Этот единый комплекс отклонений в структуре нервной системы у разных деток выражается неодинаково. Серьезное расстройство, обусловленное неизвестными изменениями в развитии головного мозга (в стволе, в мозжечке, в лимбической системе), влечет в дальнейшем ограниченные интересы, ярко выраженную некоммуникабельность. И трудно предположить, как конкретно станет совершенствоваться мозг малыша по мере его подрастания.

    Не так давно это считалось приговором. Многие педиатры были склонны к тому, что ребенок с такими серьезными особенными расстройствами не способен жить и развиваться нормально. Сегодня, на счастье, все выглядит не в таком мрачном свете. Ученые, педиатры, невропатологи, психологи всего мира, на основании глубокого изучения, наблюдения за «странными» людьми пришли единодушно к обнадеживающему выводу, что дети с аутичными чертами тоже имеют огромные возможности, чтобы наслаждаться жизнью.

    Что же для этого нужно иметь родителям:

    1. неистощимое терпение;
    2. исключительное желание;
    3. правильно подобранное поддерживающее лечение;
    4. неистощимый оптимизм;
    5. единые требования в семье.
    6. И движет всем этим огромная любовь к своему ненаглядному, удивительному сокровищу!

      Родители должны четко понимать, что у некоторых таких детей развитие продолжается и в подростковом периоде, а в отдельных случаях ускорение формирования начинается после 20 лет.

      Терминология «autismus» была введена в 1910 году психиатром из Швейцарии. Так кратко определил психотерапевт своеобразное состояние здоровья человека, который жил в своем собственном мире фантазий, где абсолютно любые вмешивания, даже родных и близких людей, расценивались ним как, действующая на нервы, назойливость. В противоположность другим сбоям в деятельности мозга, необщительность при аутизме не имеет четкого механизма. Помимо этого данные отклонения обусловлены присутствием ряда разлаженностей, появившихся по причине воздействия многих факторов, задевающих в основные периоды развития ребенка: новорожденный, грудной, на втором и третьем году либо все, либо несколько высоко функциональных функций мозга. Научные работники тщательно исследуют причины возникновения аутизма у детей и так много пишут о важности раннего обследования, чтобы принять своевременные меры для корректировки расстройства.

      Признаки аутизма у новорожденных

      Даже самые активные крохи до месячного возраста не спят только по 5- 6 часов в сутки, а малоактивные детки спят крепко около 20 часов.

      Какое же поведение, и какие естественные реакции характерны для трех недельного малютки?

      Очень важно понаблюдать, как реагирует малютка на прием пищи.

    7. Как берет и сосет материнскую грудь (соску со смесью), вложенную в ротик. Обычно при спектре аутизма сосательный рефлекс либо слабый, либо вообще отсутствует.
    8. Хватает ли молочка (смеси).
    9. Принимает ли организм грудное молоко (смесь).
    10. У младенцев без определенных нарушений на третьей неделе начинает проявляться естественный психологический рефлекс, иначе говоря, комплекс оживления:

    11. при потоке яркого света — морщится.
    12. Услышав резкий звук, покашливание — вздрагивает, широко раскрывает глазенки.
    13. Пронзительно плачет, ворочается, кряхтит, если почувствовал подмокшие пеленки, переполненный подгузник.
    14. Если температуру в комнате выше или ниже нормы.
    15. Ребенок, почувствовав прикасание мамы, услышав рядом ее голос, непроизвольно изображает радость и по-своему пытается «пообщаться» с ней:

      • оживленно и беспокойно двигает ножками;
      • взмахивает суетливо ручонками;
      • издает первые певчие писки;
      • всматривается в мамино лицо, ищет глаза;
      • на секунду очаровательно улыбается.

      Это и есть первичное демонстрирование контакта. Способы отображения комплексности реагирования на маму, яркую погремушку, приятную музыку, в основном, появляются к концу периода новорожденности или вначале второго месяца. Все напрямую зависит от темперамента младенца. Но когда неожиданно на третьем или четвертом месяцах «двигательное» поведение с улыбками и вокализацией вообще отсутствует, то необходимо обследоваться, нет ли наличия отклонений или в слухе, или в психическом развитии ребенка.

      Все-таки чаще всего у деток, которым после 3 лет был определен диагноз «ранний детский аутизм», реакция в период первых пяти месяцев на внешние раздражители либо была мизерной, либо отсутствовала. На мгновение у них появлялись особые острейшие реакции, которые быстро переходили в торможение.

      Как определить аутизм у ребенка до 6 месяцев

      Если вдруг вы заметили в поведение пяти – шестимесячного ребенка, что:

    16. он всячески избегает взгляда мамы;
    17. безучастно относится к маминым прикосновениям, к ярким игрушкам, предметам;
    18. не отвечает улыбкой на мамину улыбку;
    19. не лепечет и даже не агукает;
    20. каждый предмет не тянет в рот — необходимо, как можно быстрее, показать малыша хорошему невропатологу, который профессионально оценит состояние его здоровья.
    21. Как проявляется у детей аутизм после шести месяцев:

    22. в 7-9 месяцев ребенок так и не начал выводить вокальные звуки;
    23. отсутствуют основы милого лепетания;
    24. не появились положительные оживленные эмоции;
    25. в 12-ть месяцев совершенно не интересуют находящиеся вокруг красивые вещи, более точно говоря, дитя не указывает пальчиком на яркий предмет, не следит глазами за его движением;
    26. в 1 год и 4 месяца так и не произносит первые слоги, слова: «Мама, иди, дай, гав-гав, бум, баба, папа».
    27. Развитие аутистов после двух лет

      Отсутствие элементарных необходимых навыков

      • самостоятельно не произносит, не принимая во внимание повторение и подражание, словосочетания даже из 2-ух слов;
      • не смотрит в глаза ни одному человеку, даже маме;
      • замирает от страха, услышав звуки работающего пылесоса, стиральной машинки и прочие, а потом громко и долго плачет, даже когда звук уже отсутствует;
      • предпочитает мучные изделия, обожает хлеб, булочки, пончики, блины;
      • даже не пытается, есть, пить самостоятельно — необходимо поить — кормить;
      • не делает попыток, что-то надеть или снять;
      • непривычных людей, тем более детей, органически боится и не переносит.
      • горшок не признает, усадить невозможно. Кричит «до посинения» и вырывается из рук. Со спокойной совестью писает и какает в трусики.
      • Любые уговоры из перечисленных выше навыков что-то сделать, вызывают сильнейшую и продолжительную истерику.

      • Мальчики от своих однолетков крупнее и по весу, и по росту, намного сильнее. На руках подтягиваются с легкостью.
      • У девочек бывает нарушенной координация движений.
      • Некоторые чрезмерно активные: много бегают, скачут, но без настроения, выражения радостных эмоций.
      • Психическое развитие

      • Не любят разглядывать даже красочные картинки.
      • Предпочитают интересным игрушкам прищепки, баночки, веревочки, шнурки, бутылки, черные провода.
      • Продолжительное время могут ставить, раскладывать избранные предметы в рядочек.
      • Все новое воспринимают со страхом.
      • Аутизм — болезнь таинственная, на стадии изучения. На наше счастье, профессионалы официально заявляют, что чистых, «классических» аутистов немного, в основном, прослеживаются единичные признаки аутизма. На современной фазе развития наук (психологической, медицинской) большинство проблем с такими нарушениями успешно решается. Так что этот диагноз, раньше такой шокирующий, теперь не грозит человеку искалеченной, нетрудоспособной жизнью и не повергает в ужас мудрых родителей.

        Когда вдруг вас насторожило поведение и развитие дитя, не ждите, а сразу же, без колебаний, направляйтесь к педиатру. Доктор назначит абсолютно все неотложные обследования и осмотры, чтобы либо исключить, либо подтвердить наличие аутических черт. При условии, что у вашего малыша все-таки обнаружены какие-то несоответствия в формировании, раннее и своевременное вмешательство может оказаться единственным шансом, что симптомы данной болезни с годами не станут прогрессировать.

        autism-help.ru

        Это интересно:

        • Диагноз депрессия симптомы Признаки депрессии у женщин и как выйти из неё самостоятельно В современной психологии депрессия считается болезнью 21 века. По статистике, каждый десятый житель планеты хоть раз в жизни сталкивался с тем или иным видом депрессивного расстройства. Однако не каждый человек обращается к врачу, некоторые стесняются своего недуга, другие просто не […]
        • Заикание прошло само Заикание после испуга Вопрос: Здравствуйте, доктор. Хочу выразить Вам огромную благодарность за выписанное нам лекарство Кальциум Фосфорикум. 5 месяцев назад у нас было более 50 молюсков, вчера лопнул последний! Сейчас меня волнует заикание у моего ребенка. Мальчик, 3 года. Примерно полгода назад он в первый раз стал слегка заикаться после того, […]
        • Температура 37 при стрессе Температура 37 при простуде Повышение температуры до 37 градусов при простуде происходит довольно часто. Даже такая температура доставляет немало неприятностей: головную боль, сонливость, чувство недомогания, слабость, ломоту и прочее. Нередко люди при температуре 37 принимают специальные средства, чтобы сбить ее, но это неправильно. Лечение […]
        • Таблетки при психическом расстройстве Инструкция по применению лекарств, аналоги, отзывы Инструкция от таблетки.рф Только самые актуальные официальные инструкции по применению лекарственных средств! Инструкции к лекарствам на нашем сайте публикуются в неизменном виде, в котором они и прилагаются к препаратам. Лечение психических расстройств Психические расстройства разнообразны и […]
        • Симптомы головной боли при неврозе Методы лечения головной боли при неврозе Как правило, наличие таких болей большой интенсивности сопровождает многие нарушения нервной системы, и тому есть вполне объективные причины. Больная голова при неврозе изматывает человека, дополняя существующие проблемы. При такой болезни лечить головную боль необходимо комплексными методами. Невроз […]
        • Смерть от шизофрении Смерть от шизофрении Особое место в генезе ВСС при шизофрении занимает своеобразная кардиомиопатия, которую вполне оправданно выделить в качестве самостоятельной нозологической единицы и обозначить как нейролептическая кардиомиопатия (НКМП) [1, 4, 9]. На нашем материале ВСС, связанная с общим ожирением, зарегистрирована у 1 мужчины и 6 женщин в […]
        • Невроз боли в области сердца Причины, симптомы и лечение невроза сердца – обзор патологии Из этой статьи вы узнаете: что такое невроз сердца, и почему специалисты считают его нервно-психическим, а не сердечным заболеванием. Основные причины и характерные симптомы. Можно ли вылечиться, и как это сделать. Неврозом сердца называют функциональное расстройство нервной регуляции […]
        • Депрессия у женщин и у мужчин Симптомы депрессии у мужчин и женщин Текст для сайта > Медицина Картинки (фото): нет В статье описаны симптомы депрессии, приведены некоторые различия признаков заболевания у мужчин и женщин. Ключевые слова: признаки депрессии, симптомы депрессии, симптомы депрессии у мужчин, симптомы депрессии у женщин. Уникальность текста (проверка онлайн, […]

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *