Умственная отсталость ребенка 4-5 лет

Как распознать умственную отсталость?

А какой тест лучше всего показывает умственное развитие?

Здравствуйте, Мария! Наиболее распространен и информативен тест Векслера, у детей – Равена. Но для точной диагностики тесты нужно повторять в динамике и использовать кроме них другие методики, описанные в статье. Только комплексный подход поможет правильно оценить степень нарушения интеллекта у больного и уровень интеллектуального развития – у здоровых.

Ребенку 5 лет. Читать научился за 1,5 месяца. Но воспроизводить и запоминать скороговорки, фразы, стихи не может. На 2 строчки уходит 30 минут, на стихотворение около 1-2 часов. При этом часто просто подменяет фразы на абсолютно абсурдные, слова путает по смыслу, часто произносить просто созвучные. Ощущение что просто не воспринимает, а механически запоминает. После прочтения пересказать не может, максимум назвать главных героев. Выводы зачастую из прочитанного нелогичны. Рисует плохо, и не любит. Стоит ли обратится к специалисту? И если да, то к какому? Невролог, педагог в детском саду и школе не отмечают каких либо нарушений.

Здравствуйте, Ирина! То, что ребенок в 5 лет научился читать, уже свидетельствует о том, что с умственным развитием у него все в норме. А не воспринимает он прочитанное, потому что для него такое чтение просто неинтересно или сами тексты непонятны. У меня кстати ощущение, что его заставляют читать и к тому же раньше положенного срока, а этого делать нельзя. В 5 лет читать тексты и стихи еще рановато, в этом возрасте большинство информации должно подаваться в игровой форме. Стихи, сказки и понятные ребенку скороговорки читать и проговаривать должны Вы, а он – запоминать на слух (только не по принуждению, а только в том случае, если ему самому это интересно). Конечно, не видя ребенка, трудно сделать какие-либо выводы. Поэтому прежде всего нужно обратиться к опытному детскому психологу, провести соответствующее исследование мышления, внимания, памяти, личностных особенностей ребенка. Расспросите педагога, как ребенок общается со сверстниками и общается ли вообще. Понаблюдайте, что ему нравится, чем он сам с удовольствием занимается и развивайте эти способности. Кстати, почему в 5 лет он уже учится в школе, для чего?

Сыну 5 лет.Роды тяжелые,гипоксия,кесорево.До сих пор речи нет,но желание говорить очень большое.До сих пор мама,папа (5лет),баба,би-би,ду-ду.Обращенную речь практически всю понимает,но иногда такое чувство,что он извените тупит.Речевой диагноз ОНР 1 ур. моторная алалия.Психи,неврозы,страхи,агрессия-это его.Из ноотропных препоратов принимал ну все,что известно от аминолона до цераксона,когитума,актовигин и т.д.А так же аминазин,реланиум,амитриптилин,неулептил,тераледжен,карбоназепин..Но хочу заметить,что в школе Бороздина показывает неплохие результаты за небольшой периуд.Знает некоторые буквы,но не может склеить между собой.При этом очень смышленный и это мнение педагогов.В психдиспансере поставили F70.1.И я не против.Но я бы очень хотела знать к чему готовиться в будущем.Врачей спрашивают уходят от ответа.Я все понимаю,что прогноза точного никто не даст,но надеясь на лучшее,говся к худшему.Хотела бы узнать,что это худшее.может вы поможете советом как научиться жить с диагнозом сына.ВЕДЬ Я ЕГО ООООООООООЧЕНЬ ЛЮБЛЮЮЮЮЮ!

Здравствуйте, моему сыну 4 года он плохо запоминает стихи, очень стиснительный и когда в саду ребят просят что то зделать он всегда последний не активный, как в этом возросли можно проверить на развитие что он должен делать хорошо?

Здравствуйте, Мария! Сейчас все ваши усилия должны быть направлены на максимально возможную реабилитацию сына. Причем главное – не таблетки, а регулярная физическая активность (подвижные игры на свежем воздухе, ежедневная ходьба,лечебная физкультура), курсы сегментарного и точечного массажа несколько раз в год (а лучше всего – самой освоить основы проведения точечного массажа для стимуляции иммунитета и успокоения ребенка), постоянные занятия с дефектологом, детским психологом, логопедом. Что будет в перспективе? Это во-многом будет зависеть от всего вышеперечисленного. Подробнее читайте здесь https://medblog.by/zabolevaniya/umstvennaya-otstalost-legkoj-stepeni/

Здравствуйте, Наталья! Ответить на Ваши вопросы сможет опытный детский психолог после осмотра ребенка. О примерных критериях нормального развития дошкольников я писал в этой статье – https://medblog.by/medicina-obshhie-voprosy/psixomotornoe-razvitie-doshkolnikov-detej-4-go-6-go-goda-zhizni/

Прошу мнений и советов специалистов!

Я будущий усыновитель. Есть очень милый симпатичный ребеночек (видела только на 2х фото: где-то в 2 мес и в 6-7 мес). Мальчик 7 месяцев.

Органы опеки говорят, что его мама имеет глубокое умственное заболевание (дословно). И её старший сын унаследовал эту же болезнь.

Вопрос: есть ли признаки, симптомы таких болезней, которые можно увидеть у семимесячного ребенка?

Как распознать отклонения? Или их может не быть до определенного возраста?

Или это русская рулетка?

Здравствуйте, Катя! Распознать умственную отсталость в таком возрасте можно только при наличии довольно выраженных нарушений развития. Ориентировочно можно узнать о том, правильно ли развивается ребенок в этой статье – https://medblog.by/medicina-obshhie-voprosy/nervno-psixicheskoe-razvitie-detej-do-goda/. Ну и при усыновлении Вы имеете полное право потребовать имеющуюся медицинскую документацию о состоянии здоровья ребенка и его родителей. Если у ребенка будет легкая степень умственной отсталости, выявляется это обычно только к школьному возрасту. А ведь малыш может быть и полностью здоров как физически, так и психически. Решать вам…

Здравствуйте.При родах сыну поставили диагноз гипоксия плода.Подрезали уздечку по языком в род доме..В 7мес сел,и начал стоять.В 9-10мес начал ходить.Мало ползал.В 4года говорил мало слов мама,папа,на,дай.здрастити.Читать книжки не вместе с мамой.Чаще всего он их отнимал и выкидывал.Раскрашивать рисунки не любит,раскрашивает 3 минуты и бросаетДо7лет в словах не было окончаний не в одном слове.Отругала его за это к вечеру все окончания в речи появились.Постоянно была речь невнятная как у малыша 4лет. .Не учил буквы до 7лет.В8лет выучил.Речь иногда не внятная.Очень тяжело научить читать.Не может списать текст.Пишет его 0т6до12часов .Внимание переключается на что угодно,только не на текст.встает и уходит или не пишет часами просто сидит.Обманывает сделал.и проверить не дает уроки.Проверишь не делал нечего.Читает по буквам.Иногда трудности соединить буквы в слоги.Самый отсталый в школе.Когда пытается списать текст он берет 3буквы от первого слова,туда же от второго несколько букв,и от 3го конец слова.Получается непонятное слово.диктант написать не смог.Нечего не понятно какое предложение.Как узнать нормальный ли ребенок.Нас направляли из садика на какую то комиссию видимо связанную с развитием Мы не смогли сходить.ребенок показывает уровень успеваемости и усвоение в школе на30\40%.норма 60-70%.До этого умудрялся списывать пол года.Теперь как нам быть?Учитель говорит надо переводит в др школу снова в 1кл в 9лет.Не читает и не пытается прочитать задание которое надо сделать.Просто списывает.

Здравствуйте, Анастасия! Вам нужно обязательно посетить детского психолога и психиатра, пройти тестирование, определить на специальной комиссии уровень обучения (по какой программе заниматься) и усиленно заниматься, посещая дефектолога и выполняя дома его рекомендации, чтобы попытаться восстановить задержку в развитии. И в школе он дожен заниматься по отдельной программе в обычном классе или со сверстниками, которые имеют примерно такой-же уровень развития. Не нужно терять время, само по себе ничего не наладится. Почитайте эту статью для ориентировки – https://medblog.by/zabolevaniya/umstvennaya-otstalost-legkoj-stepeni/

Сегодня была пмпк и ребёнка отправляют в коррекционную школу. При этом никаких обследований со стороны психиатра не было. Мы даже к нему ни разу не обращались. Невролог предложил индивидуальное обучение. При таком обучении пошли хорошие результаты. Психиаьр же в таком обучении отказал и поставил диагноз F70.

Здравствуйте, Нина! Для того, чтобы изменить обучение, насколько я знаю, требуется согласие родителей. Прочитать и примерно оценить уровень развития ребенка при F 70 можно в этой статье – https://medblog.by/zabolevaniya/umstvennaya-otstalost-legkoj-stepeni/

Реб.3.4 мес. Не разговаривает а только на своем..Энцефалограмма…Заостренная тета-активность регестрируется в теменной-затылочной-височной участках с умеренной межполушаровидной ассиметрией. Что это значит?

Так ребенку 3 месяца или 3 года? Вы впривели лишь маленький отрывок заключения ЭЭГ – это ничего не значит, это лишь запись юиоэлектрической активности мозга. А важны результаты осмотра ребенка неврологом и детским психологом. Ориентировочно об уровне развития можно узнать, почитав другие статьи по теме на этом сайте.

Добрый день! Мальчик 5 лет,речи нет, говорит лишь отдельные слова. Очень спокойный,тихий,вялый. Иногда не узнает предметы,когда просишь принести. Старшая девочка в 4 классе,очень трудно дается учеба,в классе самая слабая,тоже только в 4 года начала говорить. Это умственная отсталость или же что-то другое,как узнать?

Обратиться на консультацию к опытному детскому психологу для проведения тестирования. Например, в Москве можете выбрать психолога здесь

здравствуйте ! ребёнку 8 лет , учится в первом классе английской школы , недавно классный руководитель сказал о множественных проблемах в школе связанных с вниманием и усвоением информации . занимается у школьного психолога , за год занятий психолог проблем не нашла которые требуют коррекции. пошли к другому психологу , она сказала что задержка личностного развития, направили на углубленную диагностику . при этом ребёнок интересуется довольно многим , тяга к знаниям есть , читаем хорошо , логическая математика идёт на ура. скажите может ли быть задержка психического развития или ещё что то , если ребёнок в школе не может концентрировать внимания и как сказал психолог – не понимает инструкции ?

Вам нужно подробно ознакомиться с результатами диагностики и уточнить все вопросы у психолога, который проводил обследование (какие тесты проводились, каковы конкретные результаты тестов на внимание, интеллект, личностное развитие). Кроме того, стоит посетить врача-психотерапевта и психиатра, чтобы разобраться в имеющихся проблемах. И если эти проблемы действительно существуют, нужно решить вопрос с дальнейшим обучением, то есть подобрать программу обучения, подходящую для ребенка.

medblog.by

4.1. Понятие умственной отсталости. Характеристика умственно отсталых детей

Одна из самых тяжёлых форм – умственная отсталость (УО), или олигофрения (слабоумие). УО – такое состояние, при котором отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Выделяют её основные признаки:

Различна степень выраженности дефекта: дебилы – лёгкая степень отсталости; имбецилы – средняя; идиоты – глубокая. На сегодняшний день в России выделяют 4 группы по степени выраженности: лёгкая и умеренная степень (поддаются коррекции) и тяжёлая и глубокая степень (сложные случаи). В дальнейшем под УО будем иметь в виду детей первых двух групп.

Причины: недоразвитие психики во внутриутробном периоде, при рождении и в первые полтора года жизни, до становления речи. УО дети составляют 2,5% от всех детей, редко возникает после 2-х лет. Степень сложности дефекта зависит от степени вредности, постигшей ребёнка; особенно опасны травмы и заболевания во внутриутробном периоде. Часто органическая недостаточность носит остаточный (резидуальный) неусугубляющийся (непрогредиентный) характер, что даёт основания для оптимистических прогнозов относительно развития ребёнка.

УО, возникшая у ребёнка после 2-5 лет называется деменцией, которая может вызываться органическими заболеваниями мозга или травмами, но предыдущее развитие походило в пределах нормы. Как правило, такой дефект носит необратимый характер.

Факторы, вызывающие УО, разделяют на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Наиболее распространённые:

Тяжёлые инфекционные заболевания в период беременности (вирусный грипп, краснуха и др.);

Различные интоксикации ядовитыми веществами с нарушением обмена веществ (лекарства, алкоголь, паразиты – токсоплазмоз, простейшие, передающиеся от животных;, дистрофия матери; сифилис)

Травматические поражения плода, удары, ушибы. Часто – природовые травмы – накладывание щипцов, сдавливание головки ребёнка при тяжёлых, быстрых или затяжных родах; длительная асфиксия.

Наследственные– врождённые (75% всех случаев): хромосомные заболевания. болезнь Дауна.

Нарушения белкового и углеводного обмена матери и ребёнка;

Болезни младенца на ранних этапах развития;

Экологические факторы, радиация.

Рассмотрим особенности психического развития УО детей. Все стороны психики связаны между собой, их развитие взаимообусловлено. Сенсорное развитие включает развитие ощущений, восприятия, представлений, т.е. сложную работу анализаторов от приема внешних сигналов периферическими органами чувств до сложной переработки головным мозгом всей поступающей информации. У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие — часто глубокое — всех сторон психической деятельности, в том числе и речевое отставание.

Соотношение интеллекта и степени умственной отсталости.

Пограничное с нормой интеллектуальное развитие

Незначительная умственная отсталость, затруднения в учебе

Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении

Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в учебе

Глубокая умственная отсталость

Полноценное функционирование органов чувств и моторики имеет большое значение для психического развития, является основой формирования сложных психических процессов. Определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием речи составляет фундамент формирования познавательной деятельности ребенка. Развитие психической деятельности у нормально развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями в развитии идет по одним закономерностям: от восприятия и представления к наглядно-действенному, наглядно-образному и затем к элементам понятийного мышления.

У умственно отсталого дошкольника снижена ориентировочная деятельность, активность, нарушена моторика, отмечается низкий уровень мотивированности и потребностей.Наблюдаются недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти.

Недоразвиты все компоненты устной речи,касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. Кроме того, у умственно отсталых детей могут быть все виды речевых нарушений как сопутствующие проявления интеллектуального дефекта. Может быть механическая дислалия (нарушение звукопроизношения из-за нарушения строения артикуляционного аппарата), ринолалия (нарушение речи из-за расщелины артикуляционного аппарата), дизартрия (нарушение всей звуковой системы речи из-за нарушенной иннервации артикуляционного аппарата — параличи, парезы), могут быть алалии, афазии, заикание.

У умственно отсталого ребенка в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Медленно и неточно осуществляется перенос речевого опыта в сходные ситуации, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке. Внимание к речи окружающих и контроль за своей речью у детей снижены.

Проявляются отставания от сверстников во всех видах продуктивной деятельности: рисовании, конструировании, лепке. Игры таких детей часто носят элементарный подражательный характер, изобилуют стереотипными действиями. Новые сведения усваиваются умственно отсталыми детьми медленно. Их эмоциональные реакции инфантильны. Нередко дети отстают от сверстников и по показателям физического развития.

Недоразвитие интеллекта и речи многовариативны. Они могут проявляться в широком диапазоне — от глубокого слабоумия с отсутствием понимания и собственной речи (импрес-сивной и экспрессивной речи) до сравнительно неплохого развития, которое иногда расценивается как низкая норма, пограничное состояние.

При анализе речевого нарушения у умственно отсталого ребенка важно ориентироваться на выделенные Р. Е. Левиной уровни речевого недоразвития, соотнося с ними состояние речи конкретного ребенка и определяя при этом вид его речевого нарушения.

Диагностика негрубых форм умственной отсталости (олигофрения в степени дебильности) у детей дошкольного возраста, часто затруднена. Ребенок незначительно отличается своим поведением от детей с нормальным развитием, а несформированность навыков самообслуживания можно расценить как результат его неправильного воспитания. Иногда выраженное речевое недоразвитие является единственным симптомом, который настораживает, вызывает тревогу у окружающих. Однако с возрастом все четче проявляются, помимо недоразвития речи, и другие симптомы общего психического недоразвития. У ребенка оказываются нарушенными целенаправленная познавательная деятельность, анализ и синтез разнообразных раздражителей окружающего мира, он не выделяет существенных признаков предметов и действий, не дифференцирует их. У него не формируются категории цвета, формы, величины, количества и т.д. Отмечается специфика двигательной сферы. Особенности интеллектуального, сенсорного, эмоционального, речевого недоразвития вызываются недоразвитием коры головного мозга.

Речевые нарушения у умственно отсталых детей подразделяются на две группы.

1. Недоразвитие речи как симптом синдрома олигофрении. У ребенка недосточное внимание, восприятие, слабая память, нет достаточного контроля за своими действиями и за речью. Как одно из проявлений олигофрении отмечается несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

2. На фоне олигофрении могут быть любые речевые нарушения не как проявление умственной отсталости, а дополнительно к ней без причинно-следственной соотнесенности речевой и интеллектуальной неполноценности.

Все речевые нарушения у умственно отсталых детей встречаются чаще, чем у детей с нормальных интеллектом.

Важно отличать алалию от олигофрении, различать ребенка с первичной речевой неполноценностью (недоразвитием речи из-за недоразвития головного мозга) и умственно отсталого. Как основные диагностические показатели учитывается, что ребенок с алалией имеет больший запас сведений, представлений, чем ребенок-олигофрен. Он лучше ориентируется в быту, в ситуации, учитывает изменения в обстановке, на которые не обращает внимания умственно отсталый. Ребенок с алалией лучше понимает и чаще использует паралингвистические средства общения. Страдающий алалией критически относится к своему состоянию, понимает, что не может говорить и этим отличается от других детей; он имеет выраженное желание нормализовать, улучшить свою речь. В отличие от такого ребенка умственно отсталый не обращает внимания на свою речь, не замечает ее недостаточности, не может критически оценить свое состояние, не использует помощь в работе. У умственно отсталого нет желания улучшить свою речь.

Э.Сеген отмечал, что умственно отсталый ничего не знает, не может и не хочет, подчеркивая недостаточность эмоционально-волевого развития, отсутствие выраженной мотивации к деятельности. По образному выражения Н.И.Жинкина, на стыке олигофрении и алалии лежит многовековая проблема соотношения мышления и речи.

Разумеется, тяжелые речевые нарушения задерживают интеллектуальное развитие ребенка, но это является вторичным проявлением основного дефекта.

studfiles.net

Диагностика детей с умственной отсталостью методики

Диагностика умственной отсталости

Данные о распространенности умственной отсталости разноречивы, что объясняется рядом причин. Умственная отсталость различается по своей глубине, и ее диагностика, особенно это касается легкой степени, может быть затруднена. Лица, например, с легкой дебильностью или так называемой пограничной умственной отсталостью могут никогда не попасть в поле зрения психиатров или дефектологов. В ряде случаев трудно определить, является ли умственная отсталость истинной, или это только временная задержка психического развития как результат того, что ребенок вследствие неблагоприятных социальных условий был лишен возможности ознакомиться с тем запасом общеобразовательных знаний и культурной информацией, которыми в достаточной мере овладели его сверстники. На своевременную выявляемость этих лиц влияет уровень развития здравоохранения, методы диагностики и многие другие факторы.

Диагностика умственной отсталости в значительной степени основывается на оценке интеллекта и уровня психического развития. Использование стандартизированных тестов на интеллект может помочь определить сниженный уровень интеллекта, однако вероятность ошибки достаточно высока. Так, на результате теста могут отражаться такие факторы, как общее состояние ребенка, заболевания, сенсорные или двигательные нарушения, межкультурные отличия и т.д.

Тесты на определение уровня интеллекта проводятся только квалифицированными специалистами, что позволяет снизить вероятность ошибки. Оценка развития ребенка должна проводиться сразу после возникновения подозрения на его задержку. Все случаи выраженного или умеренного отставания психического развития должны быть обследованы опытным педиатром, детским неврологом и детским психиатром.

Как только диагноз умственная отсталость поставлен, необходимо направить усилия на то, чтобы определить причину заболевания. Точное определение причины поможет прогнозировать дальнейшее развитие ребенка, спланировать обучающие программы. Выявлению причины может способствовать сбор анамнеза. Также при диагностике умственной отсталости целесообразно использовать методики обследования головного мозга (к примеру, МРТ).

Методика определения умственной отсталости у детей

У больных с умственной отсталостью нередко бывают разные психические расстройства, но их симптомы часто видоизмененные вследствие низкого интеллектуального уровня этих больных. Следовательно, при установлении диагноза психического расстройства у детей с умственной отсталостью нами больше внимания уделяется именно поведении ребенка и его общению не только с матерью, но и с детьми и медицинским персоналом.

У детей с легкой умственной отсталостью частота психопатологических симптомов и синдромов существенно не отличается от аналогичных показателей у детей с нормальными умственными способностями.

У детей с тяжелой умственной отсталостью значительно чаще оказываются определенные типы патологического поведения. аутизм, гиперкинетический синдром, стереотипные движения, поедание несъедобного.

Наиболее часто умственная отсталость сочетается с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Среди детей, которые наблюдаются, наиболее часто встречаются тревожные, фобические расстройства, обсессивно-компульсивные и аутичные расстройства. Частым типичным личностным нарушениям является эмоциональная лабильность, включая вспышки раздражения, возбуждения, агрессии. Среди поведенческих нарушений часто наблюдаются гиперкинезы, стереотипии, синдром гиперактивности.

Полное обследование детей с отклонениями в умственном развитии включает несколько этапов:

1. Сбор анамнеза заболевания. Здесь уделяется внимание данным о семье ребенка, что позволяет предположить наличие возможного наследственного заболевания, а также сведения о патологии беременности, осложнениях в родах и установления сроков прохождения основных этапов развития ребенка.

2. Соматический осмотр, который включает в себя и тщательное обследование у педиатра, а при необходимости и в других специалистов.

3. Оценка умственных способностей и интеллекта. Эта оценка базируется на сопоставлении клинического опыта и стандартизированных методов измерения уровня интеллектуальных способностей, речевых, двигательных и социальных навыков.

Уровень психического развития детей грудного возраста определяется по 4 факторам: речь, эмоционально-социальное развитие (общение), сенсорная деятельность, моторика. В результате анализа полученных данных определяется коэффициент психического развития ребенка и рекомендуются корекционные занятия на развитие той или иной сферы.

Психическое развитие детей 1-3 года определяется по шести показателям: речь, эмоционально-социальное развитие, образовательная деятельность, навыки, умения, моторика. В дальнейшем вводится комплексный тест Языкового развития и оказываются индивидуально-психологические различия такие как объем словаря, кратковременная память, фонематический слух и т.д.

Для определения уровня развития детей дошкольного возраста используются субтеста на осуществление простых обобщений, конкретизацию понятий, пребывание общего, определения понятий, подбора аналогий, противоположностей, пребывание лишнего.

Для определения уровня развития интеллекта у детей применяется шкала Векслера, определяющим профиль специфических вербальных и невербальных способностей, а также IQ детей в возрасте от 6 до 14 лет. Для определения уровня зрительного восприятия и наглядного мышления у детей 5-10 лет используется тест возрастающей трудности (прогрессирующие матрицы Равена), относящихся к невербальных тестов и применяется для определения любого уровня речевого развития. Последнее особенно важно, если обследованию подлежат дети с речевыми нарушениями как первичного характера, так и сформированные в силу интеллектуальной и сенсорной недостаточности. Проводится также оценка решения, охватывающего самообслуживания при одевании и приеме пищи, коммуникативность, самостоятельность в выборе направления и т.д.

В работе используются методики для оценки грубой и тонкой моторики, речи, социальных навыков для детей в возрасте до 2-х лет (шкала развития Денвера), а также методики для оценки умственного и психо-моторного развития.

Обследование детей с поведенческими расстройствами проводится в форме наблюдений, в ходе которых обращается внимание на способность ребенка к социальной адаптации, а также — на любое необычное поведение. Для выявления поведенческих отклонений используется шкала адаптационного поведения, включающий оценочные шкалы для определения способностей и привычек в десяти сферах обращения.

Обследование детей с эмоциональными расстройствами включает в себя использование различных рисуночный методик (например Нарисуй человека , Рисунок семьи , Дом, дерево, человек ). С помощью этих методик хорошо диагностируется тревожность и наличие агрессивных тенденций. Для выявления эмоциональных расстройств обращается внимание на настроение ребенка, проявление депрессии, на уровень общей тревожности, на наличие специфических страхов.

На основании полученных диагностических данных и установленного диагноза проводится курс лечения и реабилитации разный для детей с умственной отсталостью и для детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Курс лечения детей с умственной отсталостью включает в себя медикаментозную терапию — ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, когитум, семакс, Церебрум композитум); психокоррекцийни занятия по развитию внимания, памяти и мышления, применяемых у детей с умеренной и легкой умственной отсталостью. У детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью применяются методики, направленные на улучшение социальной адаптации.

При эмоциональных и поведенческих нарушениях курс терапии включает применение седативных средств (фенибут, персен, магне-В6, ридазин), а так же психокоррекцию, направленную на стабилизацию аффективно-эмоциональной сферы (тревожность, страхи, агрессивность), морально-волевой сферы (капризность, упрямство, негативизм). Проводится консультативная работа и занятия с родителями для установления благоприятного психологического климата в семье, выдаются специальные памятки.

Добавить комментарий

Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей

В учебнике рассматриваются вопросы организации и содержания работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК). Главное внимание уделено комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта. Предназначен студентам дефектологических факультетов педвузов, может быть интересен педагогам дошкольных и школьных учреждений, а также членам ПМПК. 2-е издание (1-е издание вышло в 1988 г. под названием «Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения») дополнено материалом, отражающим изменения в системе комплектования специальных учреждений в России.

Глава I. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний

1. Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости

§ 2. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний

Глава II. Из истории развития методов выявления умственной отсталости

§ 1. Разработка методов выявления умственной отсталости детей за рубежом (до середины XX в.)

§ 2. Современное состояние изучения умственно отсталых детей за рубежом

§ 3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России

Глава III. Современная теория и практика выявления нарушений умственного развития детей и комплектование для них специальных (коррекционных) учреждений в России

§ 1. Принципы комплектования специальных учреждений

§ 2. Организация и содержание работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК)

§ 3. Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития

§ 4. Организация и содержание работы по комплектованию специальных детских садов для детей с нарушениями интеллекта

§ 5. Организация и содержание работы по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида для детей с нарушениями интеллекта

§ 6 Организация и содержание работы по комплектованию домов-интернатов для детей с глубокими нарушениями интеллекта (имбецилов)

§ 7. Пути изучения детей, дополняющие работу психолого-медико-педагогических консультаций

§ 8. Изучение детей после обследования их в психолого-медико-педагогических консультациях

Дети с отклонениями в развитии нуждаются в особом внимании и заботе. Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.

Перед дефектологами встает задача психолого-педагогической диагностики, и прежде всего дифференциации разных видов аномального развития.

В целях подготовки высококвалифицированных педагогов на отделениях олигофренопедагогики дефектологических факультетов страны введена специальная учебная дисциплина, основные задачи которой — раскрыть теоретические основы, организацию и содержание работы по комплектованию учреждений для детей с нарушениями интеллекта 1. вооружить студентов знаниями о методах психолого-педагогической диагностики детей дошкольного и школьного возраста, отстающих в развитии, сформировать практические навыки работы по проведению отбора детей с нарушениями интеллекта в специальные (коррекционные) учреждения 2. а также по оказанию консультативной помощи родителям детей с отклонениями в развитии.

В данном учебнике рассматривается одно из направлений психодиагностики— диагностика нарушений умственного развития, раскрываются методы, позволяющие установить наличие или отсутствие признаков, отграничивающих умственную отсталость от сходных с ней состояний. Излагается история вопроса о методах выявления умственной отсталости у детей, а также современное состояние проблемы комплектования учреждений для них в нашей стране и за рубежом. В учебнике нашли отражение научные достижения отечественных и зарубежных психологов и дефектологов. Следует также иметь в виду, что подготовлено новое типовое положение о психолого-медико-педагогических консультациях.

Хотя учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов, он может быть использован и работниками учреждений для детей с нарушениями интеллекта, и членами психолого-медико-педагогических консультаций, комплектующих эти учреждения. Эти знания необходимы также каждому педагогу, работающему с детьми.

[1] Здесь и далее понятия нарушения интеллекта и «умственная отсталость» используются как идентичные.

[2] Здесь и далее под названием «специальные (коррекционные) учреждения» подразумеваются детские сады, школы VIII вида (прежде вспомогательные школы) для детей с нарушениями интеллекта.

vylechitrebenka.ru

Олигофрения у детей: как распознать, возможные методы лечения и прогнозы на будущее

Если в ходе эмбрионального и внутриутробного развития структуры головного мозга у плода были необратимо повреждены, интеллектуальной недоразвитости и различных психических проблем в дальнейшем не избежать. Связанные с этим болезненные состояния называются слабоумием и препятствуют нормальной адаптации в окружающем мире.

На сегодняшний день олигофрения у детей — нередкий диагноз и составляет около 3% от всех случаев. Стоит ли его пугаться? Для разрешения этого вопроса сначала нужно разобраться, что это такое и возможно ли избавиться от данной патологии.

Медицина определяет данное заболевание следующим образом: олигофрения — это врождённая (чаще всего) или приобретённая умственная задержка, неполноценное развитие психики. Она проявляется нарушением интеллекта, вызвана патологиями головного мозга и ведёт к социальной дезадаптации. У детей с таким диагнозом страдает не только разум, но и эмоции, воля, речь, моторика.

Несмотря на то, что термин «олигофрения» употребляют как синоним умственной отсталости, последнее понятие гораздо шире. УО включает в себя не только задержку в развитии психики, которая вызвана органическими патологиями, но и социально-педагогическую запущенность.

Необходимо также иметь в виду отличие олигофрении от деменции — приобретённого слабоумия:

  • при деменции структуры мозга у ребёнка формируются нормально и психика достигает какого-то уровня развития до определённого момента, а нарушения интеллекта обнаруживают себя позднее, под влиянием внешних факторов; при олигофрении все эти показатели изначально не могут развиваться нормально;
  • олигофрения не прогрессирует, уровень УО остаётся прежним; при деменции интеллектуальный дефект со временем обычно увеличивается;
  • деменция наделяет познавательные функции неравномерностью: некоторые из них ярко нарушены, а другие остаются в норме; при олигофрении все функции (речь, восприятие, моторика, мышление, память, эмоции) у ребёнка недоразвиты одинаковы.
  • Ещё один очень важный вопрос — передаётся ли олигофрения по наследству — волнует многих родителей, страдающих от этого заболевания в той или иной степени. Если форма приобретённая, то бояться нечего: малыш будет здоровым. Если врождённая, есть риск появления на свет умственно отсталого, но он не 100%-ный. Учёные сейчас изучают данную проблему более детально, чтобы в будущем как можно точнее высчитывать шансы на рождение больных детей. Ну а чтобы их снизить, нужно знать точные причины возникновения УО.

    Происхождение названия. Медицинский термин «олигофрения» восходит к двум греческим словам: «oligos», что значит «малый» и «phren» — переводится как «ум».

    В психиатрии причины олигофрении делят на несколько групп.

    Наследственные факторы

    Наследственные причины детской олигофрении составляют 70% всех патологий. К ним относятся хромосомные нарушения и генные аномалии:

  • синдром Дауна (лишняя хромосома № 21);
  • синдром Патау (лишняя хромосома № 13);
  • синдром фрагильной хромосомы (диагноз Х-сцепленного слабоумия у мальчиков, синдрома Ретта у девочек);
  • синдром Вольфа-Хиршхорна (аномалия хромосомы 4p);
  • синдром кошачьего крика (патология хромосомы 5p);
  • синдром Альфи (проблемы с хромосомой 9p);
  • синдром Прадера-Вилли (дефект хромосомы 15р).
  • Все эти синдромы характеризуются ярко выраженной олигофренией у детей. Структуры головного мозга повреждаются вследствие хромосомных дефектов. К этой же группе относятся наследственные расстройства метаболизма:

    • неонатальный тиреотоксикоз — дефицит йода;
    • фенилпировиноградная олигофрения — нарушенный обмен фенилаланина (незаменимой аминокислоты);
    • гипераргининемия — недостаточность фермента, расщепляющего аргинин;
    • нейрональный цероид-липофусциноз — дефицит трипептидил пептидазы (лизосомального фермента).
    • Это наследственные формы олигофрении, о которых родители должны знать и иметь в виду, что они могут передать их своим детям.

      Антенатальные причины

      Антенатальными причинами олигофрении называют патогенные факторы, которые негативно воздействуют на плод во время его внутриутробного развития. Это могут быть:

    • хроническая внутриутробная гипоксия;
    • плацентарная недостаточность;
    • инфекции, перенесённые женщиной во время беременности: сифилис, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус;
    • рубеолярная олигофрения — следствие краснухи, которой переболела мать, вынашивая малыша;
    • токсическое отравление свинцом, парами ртути, пестицидами, фенолом;
    • алкоголизм;
    • лекарственные средства: антибиотики, аспирин, варфарин, изотретиноин;
    • радиация;
    • преждевременные роды;
    • преэклампсия.
    • Чтобы снизить риск рождения ребёнка, больного олигофренией, женщине следует поберечь себя и своё здоровье в период беременности, так как группа антенатальных причин УО достаточно обширна.

      Постнатальные факторы

      Нередко олигофрения становится следствием факторов, которые случаются во время родов или на протяжении первых двух лет жизни ребёнка. Они носят название постнатальных причин. К ним относятся:

    • острая асфиксия на момент родов;
    • родовая черепно-мозговая травма у ребёнка при наложении щипцов или применения вакуум-экстрактора;
    • иммунная несовместимость матери и ребёнка по резус-фактору;
    • бактериально-вирусное поражение головного мозга при менингите или энцефалите;
    • опухоли и травмы черепа;
    • тяжёлое течение скарлатины, кори, перенесённых до 3 лет.
    • Таковы причины возникновения олигофрении, известные медикам. Если наследственные предупредить практически невозможно, то антенатальные и постнатальные факторы во многом зависят от образа жизни и здоровья матери во время беременности, течения родов и инфекций первых двух лет жизни малыша. Зная об этом, молодые родители должны сделать всё, чтобы не допустить такого течения событий. А если это всё-таки случилось, необходимо своевременно распознать болезнь и сделать всё, чтобы облегчить состояние ребёнка.

      Синонимия. У олигофрении много других названий — малоумие, слабоумие, умственная отсталость, олигопсихия.

      Клиническая картина олигофрении у ребёнка тесно взаимосвязана с расстройствами его психики. Она включает в себя нарушения речи, сознательной деятельности, эмоций, познания и обобщения. Характерные симптомы проявляют себя в разные периоды жизни.

    • ненормальное строение головы, лица, тела;
    • патологии внутренних органов;
    • признаки фенилкетонурии: кислый запах от мочи и самого новорождённого, бледность кожи, неестественно светло-голубой цвет глаз, вялость, судороги, отсутствие элементарных реакций, мышечная слабость;
    • недержание головы;
    • отсутствие предречевого лепета;
    • неумение сидеть, ползать, вставать.
    • отставание в физическом развитии;
    • расстройства моторики;
    • поздняя и несвязная речь;
    • неустойчивость внимания;
    • эмоциональная нестабильность;
    • расстройства поведения;
    • низкая способность к освоению простейших действий по самообслуживанию (завязать шнурки, почистить зубы, одеться и т. д.).
    • невозможность усвоить обычный курс школьной программы;
    • низкий интеллектуальный уровень IQ;
    • нарушение или полное отсутствие абстрактного мышления;
    • всесторонняя задержка психического развития: интеллекта, памяти, речи, эмоциональной и двигательной сфер, волевых аспектов, способностей к восприятию, концентрации внимания, мышления;
    • скудная, безграмотная речь;
    • рассеянное внимание;
    • отсутствие инициативности;
    • слабая память;
    • неспособность ориентироваться в простейших ситуациях: купить что-то в магазине, одеться по погоде и т. д.;
    • лёгкая внушаемость;
    • неспособность к адекватным решениям;
    • задержка физического развития.
    • Обнаруженные в раннем возрасте (до года) признаки олигофрении свидетельствуют о тяжёлой форме заболевания. Более лёгкие степени проявляют себя гораздо позже и практически незаметны у грудничков. Так что клиническая картина во многом будет определяться типом заболевания.

      Данные статистики. Как утверждают медики, олигофрены на сегодняшний день составляют не более 3% от населения земного шара.

      Существует не одна классификация олигофрении, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

      Традиционная (по степени выраженности)

      До недавнего времени медики различали следующие формы заболевания:

    • олигофрения в стадии дебильности, характеризуется слабо выраженной клинической картиной;
    • олигофрения в степени имбецильности, отличается уже более ярко выраженными и заметными симптомами заболевания;
    • идиотия — крайне выраженная степень.
    • Однако в последнее время в детской психиатрии всё чаще пользуются иной классификацией, в которой олигофрения распределяется по степени тяжести на основании уровня IQ.

      Международная классификация болезней десятого пересмотра была проведена в 1989 году. Согласно ей, стадии олигофрении определяются следующим образом.

      Это лёгкая степень, соответствует дебильности по предыдущей классификации. IQ = 50-69. У детей наблюдаются физическая неразвитость, плохая память, проблемы с логическим и абстрактным мышлением, неустойчивость внимания, трудности при осуществлении определённых целенаправленных действий, расстройства поведения, эмоциональная нестабильность, большая внушаемость. Диагностируется преимущественно в школьном возрасте.

      Это средняя степень, умеренная, незначительно выраженная имбецильность. IQ = 35-50. Отмечаются минимальное самостоятельное мышление, расстройства сна и аппетита, быстрая усталость, раздражительность, отставания в развитии становятся заметными уже в раннем возрасте. Такие дети владеют скудным словарным запасом. Наблюдаются нарушения мелкой моторики, низкая способность к освоению простейших действий.

      Это тяжёлая степень, значительно выраженная имбецильность. IQ = 20-35. Клиническая картина практически такая же, как у предыдущей формы заболевания, но все нарушения проявляются более ярко.

      Это глубокая степень, соответствует идиотии. IQ = меньше 20. Сопровождается отсутствием мыслительных способностей и речи. Диагностируется при рождении или сразу после него. Так как имеют место значительные повреждения ЦНС, такие дети не реагируют на внешние раздражители, не воспринимают речь, не узнают родителей, не испытывают и не выражают эмоции (отсутствует мимика), не координируют движения, не осязают предметы, не чувствуют вкуса, запаха и даже боли. Характерный симптом — многократное механическое повторение одного движения или состояние полной неподвижности на длительный промежуток времени.

      Сейчас в большинстве медицинских учреждений диагноз олигофрения ставится детям именно в соответствии с этой классификацией.

      Классификация Певзнер

      М. С. Певзнер на основе клинических и психолого-педагогических исследований смогла определить структуру дефектов при олигофрении и разработать подробную классификацию. Это качественная типология состояний, выходящая на систему коррекционно-воспитательных и медицинских мероприятий. В 70-х годах XX века учёная выделила следующие виды олигофрении:

    • неосложнённая;
    • сопровождающаяся нарушениями нейродинамики;
    • с нарушениями анализаторов;
    • осложнённая олигофрения с психопатическими формами поведения;
    • с ярко выраженной лобной (умственной) недостаточностью.
    • Наибольшего внимания со стороны медиков и родителей требуют последние 4, осложнённые формы олигофрении, так как их симптомы наиболее ярко выражены и мешают ребёнку в дальнейшем социально адаптироваться. Чтобы ему помочь, нужно вовремя диагностировать заболевание и пройти соответствующий курс лечения.

      Факт из прошлого. В 1967 году ВОЗ была очень обеспокоена увеличением количества детей, страдающих умственной отсталостью во многих странах, и создала специальный Комитет экспертов по олигофрении.

      Существует определённая база для диагностики олигофрении. Причём в раннем и дошкольном возрасте определить заболевание сложно, если это не ярко выраженный наследственный синдром, узнаваемый по внешним признакам. К основным диагностическим мероприятиям относятся:

    • изучение анамнеза и информации о беременности и родах;
    • тест на олигофрению по Векслеру (есть версия WAIS, специально разработанная для дошкольников от 5 лет);
    • оценка уровня коммуникабельности и адаптационного поведения с помощью рейтинговой шкалы;
    • проверка умения складывать ребёнком кубики;
    • определение словарного запаса.
    • Нередко родители интересуются, какие анализы сдают дети при подозрении на олигофрению. Подтвердить или опровергнуть диагноз нередко помогают следующие методики лабораторных исследований:

    • сразу несколько анализов крови: общий, на ферменты, биохимический, на RW, токсоплазму, Anti-HSV-IgМ, CMV;
    • анализ мочи на уровень аминокислот;
    • генетическое тестирование.
    • Инструментальная диагностика выявляет черепно-мозговые нарушения, послужившие развитию у ребёнка олигофрении:

      Во многих странах мира диагностика данного заболевания проводится согласно руководству, разработанному Американской психиатрической ассоциацией. В нём указываются основные критерии олигофрении:

    • дефицит умственных способностей;
    • существенные ограничения адаптивного поведения;
    • доказательства, что ограничение интеллекта проявилось в детском или подростковом возрасте.
    • Что же делать родителям, если ребёнку поставили такой диагноз? Не опускать руки и сделать всё возможное, чтобы облегчить его существование и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. Узнать, возможно ли вылечить олигофрению той стадии, которую ему поставили, и регулярно проходить рекомендуемые и назначаемые терапевтические курсы.

      О диагнозе. Согласно МКБ-10, олигофрения имеет свой медицинский код для обозначения диагноза — F70-F79.

      Несмотря на то, что лечение заболевания проводится — на вопрос, можно ли снять диагноз олигофрения, ответ будет отрицательным. Выздороветь окончательно и развиваться нормально у больного не получится. Нужно понимать, что цель терапии — заглушить основные симптомы, частично откорректировать УО (это возможно при лёгких формах), помочь ребёнку адаптироваться.

      Медикаментозное лечение

      Лекарства от данного заболевания нет. Поэтому лечение олигофрении носит этиологический (устранение первопричин) и симптоматический (сглаживание явных признаков) характер.

      Этиологическая терапия назначается при наследственных нарушениях обмена веществ или ферментопатиях.

      Симптоматическая предполагает применение таких медикаментозных препаратов, как:

    • транквилизаторы (седативные средства);
    • нейролептики (антипсихотические препараты).
    • Они снимают повышенную напряжённость и обсессивно-компульсивные расстройства, улучшают настроение, снижают психотическое возбуждение, помогают при тяжёлых поведенческих расстройствах с выраженной агрессивностью. Однако нужно иметь в виду, что это очень мощные медикаменты, которые оставляют после себя целый букет побочных эффектов:

    • экстрапирамидные двигательные расстройства;
    • ригидность;
    • непроизвольная спастика мышц;
    • стойкое нарушение сна;
    • падение остроты зрения;
    • ухудшение памяти;
    • развитие амнезии.
    • Более целесообразным и безопасным будет назначение витаминов из группы В. Они оказывают седативное действие, повышают концентрацию, улучшают память. Иногда больным детям помогает народная медицина. Её методы можно использовать в качестве вспомогательных к основному курсу терапии, но только с разрешения врача.

      Лечение народными средствами

      Применяемое лечение народными средствами сводится к фитотерапии. Больного ребёнка можно поить травами, успокаивающими ЦНС:

      Гомеопатия при лечении детей с олигофренией не применяется. А вот грамотный уход за ними существенно помогает сгладить основные симптомы заболевания.

      Это интересно! Согласно статистике, среди мальчиков олигофренов больше, чем среди девочек.

      Правильный уход за больными олигофренией облегчает состояние детей. Его могут обеспечить сами родители и педагоги специальных (коррекционных) учебных заведений. Он включает в себя:

    • внимание;
    • поддержку;
    • постоянный присмотр;
    • доброжелательное отношение;
    • позитивную мотивацию;
    • обучение навыкам простейшего самообслуживания.
    • Только так возможно воспитать и поднять ребёнка, страдающего олигофренией. При грамотном и регулярном уходе и при лёгкой степени заболевания возможны утешительные прогнозы на будущее.

      Культура. Во многих художественных произведениях авторы делают своего главного героя олигофреном: У. Грум «Форрест Гамп», И. Поль «Путешествие идиота», Д. Киз «Цветы для Элджернона», Д. Стейнбек «О мышах и людях», Д. Лессинг «Пятый ребёнок», А. Куприн «Блаженный».

      С ребёнком, у которого была диагностирована тяжёлая форма заболевания (например, идиопатия), придётся трудно. Но при правильном подходе, должном уходе и соответствующем лечении прогноз для тех, у кого лёгкая или средняя степени, если не благоприятен, то удовлетворителен.

      1. Пожизненная неполноценность интеллекта, но в различной степени.
      2. Неизлечимые психические расстройства.
      3. При выраженной имбецильности и идиотии — инвалидность.
      4. При облегчённых формах малыш сможет проявлять определённый интерес к сверстникам, игрушкам, освоит простейшие навыки самообслуживания, которые пригодятся ему в жизни и облегчат её.
      5. В спецшколе методы лечебно-коррекционной педагогики позволят ему овладеть начальными навыками счета, чтения, письма, ручного труда, рисования.

      Чтобы не столкнуться со всеми этими проблемами, требующими немало сил и терпения, гораздо проще своевременно заниматься профилактикой, чтобы никогда не узнать на собственном опыте, что это за диагноз.

      Полезная информация. Учёными доказано, что у детей, страдающих олигофренией, социальный уровень выше интеллектуального. Поэтому на поступление в ВУЗ родителям рассчитывать не стоит, а вот адаптировать малыша к окружающему миру вполне возможно.

      Предупреждением олигофрении у детей родители должны начать заниматься ещё до зачатия. К основным профилактическим мерам заболевания относятся:

    • обследование при планировании беременности обоих родителей на выявление имеющихся заболеваний, инфекций и их лечение;
    • в течение беременности — комплексное обследование, генетические анализы и сохранность от вирусов (предлагаем ознакомиться со статьями о 1, 2 и 3 скрининге);
    • здоровый образ жизни родителей;
    • профессионализм врачей во время родов;
    • профилактика инфекционных заболеваний у ребёнка в раннем возрасте.
    • Деткам, страдающим олигофренией, нужны постоянные забота и внимание со стороны родителей. Тогда они смогут хотя бы минимально социально адаптироваться и научиться обслуживать самих себя.

      Нужно настроиться на проблемы в окружении и общении (косые взгляды со стороны прохожих, осуждения в кругу знакомых и т. д.), набраться терпения и понять, что только любовь и должный уход составляют основу лечения данного заболевания.

      Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов.

      Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

      Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

      www.vse-pro-detey.ru

      Это интересно:

      • Как вылечить шизофрению народными средствами Как вылечить шизофрению Рецепты, которые помогут вылечиться от шизофрении. Лечение шизофрении требует настойчивости и терпения, и при строгом соблюдении всех рекомендаций можно добиться успеха. Отнюдь не последнее место в преодолении болезни занимает фитотерапия. При явной агрессии смешайте 2 ст. ложки травы чабреца, корня девясила, 3 ст. ложки […]
      • Слабость плаксивость раздражительность Боль в груди, раздражительность, утомляемость… Как победить симптомы ПМС? С аббревиатурой ПМС сегодня знакомы и женщины, и мужчины. Первые встречаются с данным явлениям каждый месяц, вторые вынуждены терпеливо сносить побочные эффекты предменструального синдрома. Статистически, каждая женщина проводит в состоянии ПМС от 5 до 7 лет своей жизни, и […]
      • Невроз депрессия тревога Антибиотики и тревога/депрессия Зарегистрирован: 31 янв 2017, 23:01 Откуда: Санкт- Петербург абсансы с 1999г (в ремиссии с 2007 году) В 2016 тревожная депрессия . Вечером Миртазапин (каликста)15мг и клон 0,5 мг ( от абсансов).0.25 мг трускала когда совсем не уснуть. Зарегистрирован: 28 дек 2013, 23:07 Зарегистрирован: 20 июн 2017, […]
      • Квест томск клаустрофобия Квест в реальности Логово ведьмы Средняя оценка по отзывам 12 отзывов от игроков, опубликованных после авторизации по почте или через соцсети. ул. Красноармейская, д. 101 А ( показать карту ) Стоимость игры для команды от 2 до 4 человек - от 2500 до 3000 рублей. Доплата за дополнительного игрока - 500 рублей Мы не берём комиссию за бронирование […]
      • Комната клаустрофобии в москве Снять комнату в Москве Всего 13 834 объявления Сдам койко-место, 300 м², 3 мин. до метро пешком, этаж 4 из 4. вчера в 01:32 191 Агентство Аренда комнаты, 9 м². сегодня в 13:32 206 Сдам комнату, 37 м², этаж 3 из 17. 582 Сдам в аренду комнату, 18 м², этаж 8. 261 Риелтор Аренда комнаты, 14 м², этаж 7 из 9. […]
      • Метод лечения анорексии Лечение анорексии народными средствами и методами Лечение анорексии аиром болотным Анорексия может быть последствием широкого круга заболеваний, в том числе и заболеваний желудочно-кишечного тракта. При таких проблемах хорошо подойдет народный метод восстановления аппетита. Чайную ложку корня аира болотного необходимо измельчить и высыпать в 400 […]
      • Стресс кишечника лекарство Лечение синдрома раздраженного кишечника Одна из самых распространенных проблем желудочно-кишечного тракта – синдром раздраженного кишечника, сокращенно – СРК. Он представляет собой целый комплекс функциональных расстройств пищеварения, при котором в течение года человека как минимум 12 недель беспокоят боли в животе, заметно уменьшающиеся или […]
      • Кризис 1929-1933 гг и великая депрессия 7.3. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. В октябре 1929 г. разразился кризис на Нью-Йоркской фондовой бирже, ставший началом мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., вошедший в историю как Великая Депрессия – самый глубокий кри-зис перепроизводства в истории. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Этапы “Нового курса […]