Тренинг борьба со стрессом

Эффективные методы борьбы со стрессом

Наверняка каждый взрослый человек когда-нибудь испытывал стресс, вызванный чрезмерным всплеском эмоции. Сегодня стресс ассоциируется с коварным и опасным состоянием, которое неизменно может привести к неврозу или депрессии. Однако, это вовсе не обязательно.

Рекомендации по борьбе со стрессом

Стресс – это физиологическая (нормальная) реакция организма на ту или иную ситуацию. В целом стрессы подразделяются на несколько больших групп, в зависимости от природы воздействующего фактора. Но наиболее распространённым видом считается эмоциональный стресс.

В большинстве случаев положительные эмоции не воспринимаются в качестве стресса. И потому в рамках статьи будут освещены методы борьбы со стрессом, который вызывают «плохие» или отрицательные эмоции.

Запомните, прежде чем приступать к осуществлению методов борьбы со стрессом, нужно устранить фактор стресса!

Первый метод – активность:

  • Прогулки в городских парках утром и вечером – отлично тонизируют нервную систему и восстанавливают силы. Продолжительность прогулок от 15 минут до получаса.
  • Танцы или гимнастика – способствуют поднятию настроения и стимулируют иммунную систему. Каждый день по 10-15 минут.
  • Езда на велосипеде или плавание – снимают напряжение и также тонизируют нервную систему. Продолжительность занятий примерно 10-15 минут.
  • Здоровый сон – обязательное условие после активного дня.
  • По желанию можно остановить выбор на одном из трёх первых пунктов. Выбранному методу нужно следовать ежедневно, также можно комбинировать несколько видов активного отдыха – прогулки и танцы, гимнастика и плавание. Главные условия – это регулярность выполнения и здоровый сон ночью!

    Второй метод – питание:

  • Больше овощей и фруктов – витамины нужны истощённому организму, а клетчатка способствует очищению кишечника.
  • Отказ от спиртных напитков и тяжёлой пищи – интоксикация усугубляет стресс, а тяжёлая калорийная пища нарушает сон и покой.
  • Ежедневный приём натуральных соков и обильное питье – обеспечивают витаминизацию и отличное настроение.
  • Немного шоколада и мороженое – маленькая порция глюкозы каждый день для стимуляции активности головного мозга и подъёма настроения.
  • Как правило, эмоциональные стрессы развиваются на фоне интоксикации и истощения организма. Именно на фоне, но не обязательно в следствии. Здоровое питание и витамины нужны для стимулирования иммунной и нервной систем, очищения и разгрузки организма. Важно — не злоупотреблять шоколадом и мороженым!

  • Рисование, лепка или макраме – любое творческое занятие вдохновляет и дарит положительные эмоции. Занятие должно быть простым и необременительным. Нужно, чтобы руки были заняты, а голова отдыхала.
  • Кулинария – ежедневно пробовать готовку новых блюд. Разнообразное меню и интересное хобби в одном занятий.
  • Комнатное растение – небольшой горшок с цветком на подоконнике, за которым нужно ухаживать, способствует дисциплине и позволит восстановить нарушенный режим.
  • Каждое из указанных занятий направлено на отвлечение внимания от стрессового фактора, который не должен занимать мысли. Самореализация в творчестве подарит радость и вернёт уверенность в себе и в стабильности. Важно – выбранное занятие должно нравиться и радовать!

    Четвёртый метод – общение и развлечение:

    • Общение с близким человеком или психологом – нужно обязательно выговорить весь стресс! Однократная беседа в открытых выражениях нужна, чтобы выплеснуть эмоции.
    • Встречи с друзьями и родными – походы в рестораны, кафе и кинотеатры замечательно поднимают настроение и переключают внимание.
    • Фильмы, игры и музыка – любое из указанных развлечений, которое доступно в домашней обстановке, призвано расслаблять и отвлекать внимание.
    • Безусловно, стресс следует выговорить, но нельзя зацикливаться на прошлых событиях. Также важно не перегружать окружающих чрезмерным злоупотреблением чужого внимания. В основе данных рекомендации лежит целенаправленное избавление от неприятного эмоционального осадка.

      Методы для кратковременного снятия стрессов:

    • Горячая ванна или контрастный душ – прибегать к такому действию можно, если позволяет здоровье. Ванна превосходно расслабляет, а душ отлично тонизирует нервную систему.
    • Здоровый продолжительный сон – успокаивает нервную систему и может частично восстановить силы.
    • Чай с лимоном, черный кофе и горький шоколад – однократный приём способен отвлечь от проблемы на некоторое время, поднять настроение и успокоить нервы.
    • Кратковременные методы помогут успокоиться лишь на некоторое время. Но это не означает, что стресс остался позади. Игнорирование и откладывание стрессов может привести к развитию депрессии или невроза. Для борьбы со стрессом нужно использовать действенные методы, чтобы избавиться от него навсегда.

      При хронических стрессах врачи назначают медикаментозные препараты (ноотропы, транквилизаторы). Но желательно при первом возникновении стресса попытаться решить проблему без употребления серьезных лекарств. Можно проконсультироваться с врачом или посетить психолога.

      Не следует путать однократное проявление эмоционального стресса с хронизацией процесса или обострением невроза. Все указанные методы подходят для предупреждения перехода стресса в хроническое состояние и его усугубления. Неврозы, депрессии и хронические стрессы нужно лечить под наблюдением врача!

      www.webmedinfo.ru

      10 эффективных способов борьбы со стрессом

      Портал TalentSmart провел исследование и опросил более миллиона человек. В результате выяснилось, что 90% успешных людей способны управлять своими эмоциями в стрессовых условиях для того, чтобы сохранять спокойствие и контроль над ситуацией.

      Если вы читали нашу новостную рассылку, то уже наверняка знаете о результатах исследований, которые подтверждают, что стресс может повредить умственному и физическому здоровью человека (к примеру, исследование Йельского университета, выяснившее, что длительный стресс вызывает атрофию участка мозга, ответственную за самоконтроль). Стресс и сопровождающее его беспокойство является неотъемлемой частью нашей жизни. Наш мозг не способен принимать важные решения, не находясь под давлением. Более того, находясь в состоянии легкого стресса, мы работаем с максимальной продуктивностью. Если это состояние не длится долго, оно абсолютно безвредно для организма человека.

      Исследование Калифорнийского университета в Беркли раскрывает положительные стороны легкого стресса. Ученые также подчеркивают необходимость контролировать уровень стресса. Руководитель исследования Элизабет Кирби выяснила, что стресс влияет на быстрое размножение мозговых клеток, ответственных за улучшенную память. Тем не менее, этот эффект заметен лишь при незначительном уровне стресса. Как только давление достигает определенного уровня, регенерация клеток прекращается.

      «Периодический стресс поддерживает наш мозг в состоянии боевой готовности, а потому мы можем продуктивно работать», — утверждает Кирби. Для животных стресс является прямым следствием их личного опыта, реакцией на физическую угрозу, исходящую от окружающего их мира. Когда-то и люди испытывали нечто подобное. По мере развития и усложнения человеческого мозга, мы приобрели способность беспрестанно нервничать. Продолжительное напряжение нервной системы и именуется сильным стрессом.

      Помимо повышенного риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, депрессии и тучности, стресс снижает когнитивные способности человека. К счастью, стресс легко поддается контролю (если вас не преследуют хищные звери, разумеется). Все успешные люди разработали свои собственные методы снижения уровня стресса. Вне зависимости от событий, которые с ними происходят, эти люди могут быть уверены в том, что контролируют ситуацию и не подвержены длительному воздействию стресса.

      Представляю вашему вниманию 10 эффективных способов борьбы со стрессом. Некоторые из них могут показаться вам очевидными, однако в стрессовых условиях многие из нас забывают об очевидных утверждениях.

      1. Цените то, что имеете

      Потратьте немного своего времени, чтобы определить, за что вы благодарны судьбе. Это поднимет вам настроение, поскольку уровень гормона стресса (кортизола) в крови понизится примерно на 23%. Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Дэвисе, показывает, что люди, выработавшие у себя привычку благодарить судьбу за то, что они имеют, всегда пребывают в повышенном настроении, испытывают прилив сил и наслаждаются отличным самочувствием. Возможно, не последнюю роль здесь играет низкий уровень кортизола.

      2. Избегайте сослагательных наклонений

      Выражения вроде «А что, если. » только повышают уровень стресса и заставляют нас переживать. Любая ситуация может принять неожиданный оборот. Чем больше времени

      вы будете размышлять о том, как все могло бы быть, тем меньше времени у вас будет на реальные действия, которые требуют сосредоточенности и полного контроля над ситуацией. Спокойные люди знают, что успех не терпит сослагательного наклонения.

      3. Сохраняйте позитивный настрой

      Позитивные мысли помогают отвлечься от проблем и сосредоточиться на том, что абсолютно точно не вызывает стресса. Помогите своему мозгу, избавившись от мрачных мыслей. Любые положительные эмоции способствуют быстрому переключению внимания. Если у вас все хорошо, следовать этому совету будет несложно. Если что-то идет не так, и вы не можете избавиться от плохих мыслей, придется немного потрудиться. В такие моменты постарайтесь думать о приятных моментах, которые произошли за день, какими бы мелкими они ни были. Если в тот день не произошло ничего хорошего, увеличьте интервал до недели. Также вы можете подумать о предстоящих событиях, которых вы ждете с нетерпением. В любом случае, вам следует научиться переключаться с негативного мышления на позитивное.

      Помните, что для снижения уровня стресса крайне важно организовать правильный отдых. Заставляя себя работать 24/7, вы подвергаете себя воздействию негативных факторов. Выключая компьютер и мобильный телефон, вы устраняете основные источники стресса и позволяете своему телу немного отдохнуть. Исследования доказывают, что даже небольшая передышка способна снизить уровень стресса.

      Современные технологии позволяют нам с легкостью общаться с коллегами и клиентами, которые ожидают, что мы будем доступны для них 24/7. Порой бывает так сложно отвлечься от важного занятия, когда рядом разрывается телефон, а почтовые уведомления неизменно возвращают ваши мысли к работе. Если вы не можете заставить себя отвлечься в будние дни, используйте для этого выходные. Определите промежутки времени, в которые вы будете отключать всю технику. Вы удивитесь, насколько эффективным может быть такой отдых, и наверняка захотите включать его в свое расписание на еженедельной основе. Если вы боитесь пропустить важный звонок или сообщение, для начала запланируйте отдых на тот период времени, когда другие люди будут писать или звонить вам с минимальной вероятностью (к примеру, утро воскресенья). Привыкнув к «тишине», постепенно увеличивайте время и частоту временных промежутков, которые вы будете проводить вдали от высокотехнологичных устройств.

      5. Ограничьте количество потребляемого кофеина

      Потребление кофеина стимулирует выброс адреналина, который, в свою очередь, запускает механизмы выживания «борись или умри». Столкнувшись с опасностью, организм жертвует рациональным мышлением в угоду быстрой реакции. Это замечательно, если за вами гонится огромный медведь, однако в работе неприменимо. Под кофеином наш мозг и тело, находящееся в состоянии стресса, не способны должным образом себя контролировать. Такое состояние не является нормальным, поэтому его следует избегать.

      Значимость сна для эмоциональной стабильности и управления уровнем стресса невозможно переоценить. Когда вы спите, ваш мозг в буквальном смысле заряжается энергией, обрабатывая информацию, полученную в течение дня, забывая ее или отправляя на хранение (что вызывает сны), и вы просыпаетесь бодрым и со свежей головой. Если вы недостаточно спите, страдает ваш самоконтроль, внимание и память. Кроме того, недостаток сна бесконтрольно повышает или понижает уровень гормонов в крови, даже если организм не находится в состоянии стресса. Напряженные проекты часто не оставляют нам достаточного количества времени на отдых, однако хороший сон — это то, что поможет вам полностью контролировать ситуацию.

      7. Никогда не упрекайте себя

      Если вы хотите управлять стрессом, следует прекратить внутренние разговоры, в которых вы анализируете собственные ошибки и упрекаете себя за них. Чем больше вы концентрируетесь на негативных мыслях, тем сильнее они владеют вами. Большинство из них — всего лишь мысли, не факты. Думая о плохом, вы настраиваете себя на негативный лад. Настало время это прекратить. Научившись купировать отрицательные эмоции и мрачные мысли, вы сможете более рационально и трезво оценивать их достоверность.

      Любое высказывание, включающее в себя слова «никогда», «всегда», «худший», не является на 100% правдивым. Запишите их, а затем покажите другу или коллеге и спросите, согласен ли он с вами. Вместе вы сможете отыскать истину. Если вам кажется, что какое-то событие никогда не происходит и не может произойти, скорее всего, вы просто недооцениваете его частотность. Определяя и записывая свои мысли, вы сможете отделить их от фактов и избавиться от негативного мышления.

      8. Пересмотрите свои перспективы

      Стресс и беспокойство зачастую искажают наше восприятие тех или иных событий. Нереалистичные сроки сдачи проектов, строгие руководители и постоянные пробки — вот лишь некоторые факторы, обуславливающие возникновение стресса. Вы не можете контролировать все вокруг, однако вы можете контролировать свою реакцию на происходящее. Вместо того, чтобы тщательно обдумывать ту или иную мысль, попытайтесь представить себе ситуацию в перспективе. Вполне возможно, масштабы ваших ожиданий и переживаний не соответствуют действительности. Если вы склонны преувеличивать, утверждая, что «Все идет не по плану» или «Точно ничего не получится», пришла пора переосмыслить ситуацию. Если вы твердо намерены изменить ошибочный поведенческий шаблон, составьте список процессов и идей, которые, по вашему мнению «идут не так» или «не сработают». Скорее всего, вы придете к выводу, что далеко не все плохо, и проблемы вовсе не столь велики, как вам казалось.

      Простейший способ снизить уровень стресса — дышать как можно глубже. Так вы стимулируете мозговую активность, заставив себя сосредоточиться на выполнении работы. Почувствовав сильное напряжение, сделайте небольшой перерыв и сфокусируйтесь на дыхании. Закройте дверь, устраните все возможные раздражители, сядьте в удобное кресло. Все это время постарайтесь ни о чем не думать. Вдох, выдох, вдох, выдох. Звучит довольно просто, однако уже через пару минут вы заметите, что фокусироваться становится все сложнее и сложнее. Возможно, различные мысли будут отвлекать вас с самого начала, однако вам следует гнать их прочь. Чтобы облегчить эту задачу, попробуйте считать каждый вздох от 1 до 20 и назад. Если вы собьетесь, то всегда сможете начать счет заново.

      Этот способ может показаться вам чересчур легким или глупым, однако после упражнения вы почувствуете себя гораздо спокойнее и сможете легче избавляться от лишних мыслей.

      10. Пользуйтесь необходимой поддержкой

      Желание самостоятельно решать все вопросы похвально, однако оно ведет к быстрому переутомлению. Чтобы сохранять спокойствие и продуктивно работать, вам потребуется признать свои недостатки и попросить о помощи, если вы действительно в ней нуждаетесь. Если ситуация выходит из-под контроля и вы чувствуете, что не в силах справиться с этим, обратитесь за поддержкой. Наверняка в вашем окружении есть человек, способный облегчить вашу работу. Заранее обозначьте для себя таких помощников и постарайтесь расположить их к себе. В некоторых случаях поможет простой разговор о переживаниях, в котором собеседник может предложить новое, альтернативное видение ситуации. Зачастую другие люди видят выход, который вам недоступен, просто потому, что они не настолько эмоционально вовлечены в решение этой проблемы. Просьба о помощи снизит уровень стресса и укрепит ваши взаимоотношения с теми, на кого вы можете положиться.

      hr-portal.ru

      О здоровье, красоте, молодости, диетах и не только…

      Как замедлить процесс старения и реально помолодеть с помощью правильного питания. Оно, как известно, основа здоровья и жизни без болезней и лекарств

      Стресс на работе. Методы борьбы

      Проблемы стресса на работе

      О механизме развития стресса уже достаточно хорошо известно. С конца 20-го века ученые предупреждают: человек вынужден каждый день выдерживать сильнейший стресс, в том числе на своей работе. Это хронический психологический стресс, который неизбежно приводит к истощению нервной системы, а вслед за этим к серьезным психическим и физиологическим проблемам, а также раннему старению организма.

      Количество психических расстройств в развитых странах и в странах постсоветского пространства непрерывно возрастает, приобретая характер эпидемии. Высокий уровень стресса становится серьезной социальной проблемой современного общества. В России также растут суицидальные настроения не только среди взрослых, но даже среди подростков.

      Давайте попробуем проанализировать методы борьбы со стрессом на работе, ведь работающие люди проводят там большую часть жизни. Вот, например, какую статистику я прочитала в Интернете. Страховая компания провела исследование в одной области в центральной полосе России, по результатам опросов выявлена такая картина:

      • 45% опрошенных считают, что их работа связана с очень высокой стрессовой нагрузкой,
      • 27% человек уверены, что именно работа спровоцировала сильные стрессы,
      • 70% обвинили стресс на работе в ухудшении их умственного и физического здоровья.

      Ученые считают, что при отсутствии других объективных причин, умственная и физическая усталость в течение дня, раздражительность, депрессия и подавленность, повышение артериального давления – все это проявления стресса на работе. Этим проявлениям можно и нужно противостоять.

      Методы борьбы со стрессом на работе

      Что мы можем делать сами, если не поленимся и захотим снизить уровень стресса на работе?

      • Обязательно делать перерывы и уходить с рабочего места на 5-10 минут. Во-первых, смена обстановки влияет очень положительно. В-вторых, используйте рационально это время, например, подышите свежим воздухом или перекусите здоровыми продуктами, богатыми антиоксидантами, витаминами и минералами (орехи, фрукты, овощи, бутерброд из зернового хлеба с сыром, но не газировка, печенье или сладкая выпечка). Можно выпить чашку свежезаваренного черного или зеленого чая. Правильное дробное питание – хороший помощник в коррекции веса, а антиоксиданты защищают от стресса на работе и вне нее.
      • Никогда не пропускайте обеденный перерыв и, по возможности, не обедайте на своем рабочем месте. Причина та же: в борьбе против стресса на работе обязательно нужно переключение внимания, смена обстановки. Используйте это время для более длительной прогулки. Вам крупно повезло, если рядом с работой есть парк или хотя бы небольшой сквер, общение с природой расслабляет и успокаивает. Хорошее терапевтическое воздействие имеет добродушная беседа на отвлеченные темы с коллегами во время перерывов (не увлекайтесь, начальство не любит длительные неоправданные работой отлучки!).
      • Если совсем невозможно отойти от рабочего места, найдите пару минут для простейших физических упражнений. Снизить стресс на работе и снять напряжение поможет массаж обеих мочек ушей в течение одной минуты. Еще можно энергично потереть уши предварительно разогретыми ладонями, это упражнение хорошо бодрит. Выполните пару упражнений сосудистой гимнастики: положите руки на затылок и головой надавливайте на руки, а руками давите на голову, сделайте в течение нескольких секунд и затем расслабьтесь. Аналогичное упражнение: прижмите кулаки ко лбу и надавливайте на него с ответным сопротивлением головы. Такие упражнения на чередование напряжения и расслабления хорошо действуют на сосуды головы и шеи, расслабляют и успокаивают.
      • Физическая нагрузка действительно помогает в борьбе со стрессом на работе и ее начинают внедрять в корпоративную культуру. Если есть такая возможность, сделайте вместе с коллегами или в одиночку несколько приседаний, поворотов, наклонов, махов руками и ногами.
      • Обратите внимание на организацию рабочего места и организацию своего рабочего дня. На столе должно все находиться на определенных местах, удобно для использования (когда мы что-то срочно ищем, немало нервов тратим!). Чтобы предотвратить стресс на работе, заранее продумывайте план следующего рабочего дня: важные дела должны быть сделаны в первую очередь, как бы не хотелось их отсрочить.
      • Противостоять стрессу на работе помогут положительные эмоции. Организуйте на своем месте, если это допустимо в ваших условиях, оазис хорошего настроения: любимые фото или картинки, цветок в красивом горшочке, красивая статуэтка и т.д. в соответствии с вашим вкусом. Посматривайте туда время от времени, напоминая себе, что работа – это не сама жизнь и не самая важная ее составляющая, есть вы, ваша семья, родные, друзья — это действительно важно!
      • Вы согласны со мной? Тогда поделитесь этой статьей в своей социальной сети. Будьте здоровы !

        budem-molody.ru

        Тренинг «Борьба со стрессом»

        Тренинг «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»

        Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием.

        — дать понятие стрессу и влияние его на организм человека.

        — обучение способам управление своим эмоциональным состоянием и психологической самопомощи.

        -обучение педагогов способам снижения стрессовых реакций организма.

        Время проведения: 25 – 30 минут

        Наше занятие будет рассчитано на укрепление психического здоровья. Сегодня мы постараемся выявить людей подверженных стрессу, и научиться, практически преодолевать эту проблем

        Что же такое стресс?

        Стресс – это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.

        Причинами стресса могут быть:

        резкая смена погодных условий, смена режима жизни, рабочие и семейные конфликты, социальная изоляция, выход на пенсию, потеря работы, болезни, потеря близких.

        Вам всё время не хватает времени, вам постоянно приходится делать то, что не входит в ваши обязанности, вам кажется, что вас не ценят и не уважают ни на работе, ни дома.

        Последствия негативного влияния стресса

        *Повышение кровяного артериального давления

        * Изменения в сердечно-сосудистой системе

        * Состояние хронического утомления

        * Изменения в поведении

        Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом? »

        Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации стресса превышающего «повседневный» психический потенциал человека.

        Самое время узнать, как состоит дело со стрессовой устойчивостью у нас. Предлагаю вам ответить на вопросы теста. (Раздаю карточки с тестом).

        Необходимо ответить «да» или «нет» на десять вопросов. (Выполнение задания).

        Посчитайте положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

        Кто же поможет преодолеть стресс? Очень важно самому и своевременно справляться со своими стрессами. Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор — лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например, одного человека перевернутая чашка – это пустяк, он может быстро всё убрать, а для другого человека – это повод для развода.

        Другими словами, стрессор один, а реакция на него абсолютно разная. Можно разделить стрессоры на три категории.

        Первая категорияэто стрессоры, которые практически нам не подвластны. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей. Конечно, мы можем нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или плохой погоды, но кроме повышенного уровня артериального давления и концентрации адреналина в кровь, мы ничего не добьемся

        Вторая категория – это стрессоры, на которые мы можем и должны повлиять. Это наши собственные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности во взаимодействии с людьми.

        infourok.ru

        Тренинг борьбы со стрессом

        Занятие 1. Вводное.

        Моя жизненная позиция

        Цель. Знакомство участников группы с предстоящей работой, актуализация опыта участия в психологических тренингах (или знакомство с особенностями участия в тренинговой группе), обсуждение тематики курса и ее значимости для участников, выявление ожидания участников от предстоящей работы.

        Оборудование. Визитки, фломастеры, листы бумаги, стулья, магнитофон, мягкий мяч.

        Приветствие и самопрезентация ведущих, которые рассказывают о своем профессиональном опыте и социальном заказе, который они выполняют (просьба руководства и пр.).

        Участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги проводились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или отчестве. Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то что все они очень разные, им предстоит совместная работа.

        Каждый участник получает визитную карточку, на которой пишет свое имя (имя-отчество, уменьшительное имя, детской прозвище – любой вариант обращения к себе, которым его будут называть во время тренинга). Далее визитки прикалывают к одежде так, чтобы их было легко прочитать.

        Упражнение «Приветствие в зеркале»

        Участники по кругу приветствуют группу словами и жестами. Все остальные представляют себя зеркалами, которые отражают увиденное.

        Ведущие знакомят участников с примерной тематикой предстоящих занятий, напоминают, чем тренинговые занятия отличаются от семинаров и лекций, сообщают о правилах участия в тренингах:

        — конфиденциальность – все, что происходит на тренинге, не выносится за его пределы;

        — Я-высказывание – говорим только о собственных чувствах;

        — отсутствие оценочных суждений – не даем оценку личности других участников;

        — право на ошибку – на тренинге нет «правильного» и «неправильного»;

        — один говорит, другие молчат – не перебиваем друг друга;

        — добровольность – можно не участвовать в отдельных упражнениях;

        — ответственность — нельзя пропускать занятия.

        Далее ведущий отвечает на вопросы участников по тематике программы и правилам работы в тренинге.

        Цель: осознание своей жизненной позиции.

        Участники в быстром темпе (возможный вариант: разделившись на группы, в режиме «аукциона») называют известные им породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев при всем их многообразии (корень, ствол, крона). Каждый участник продолжает фразу: «Если бы я был деревом, я бы хотел быть. (корнем, стволом, кроной)». Далее участники разбиваются на три группы в соответствии со сделанным выбором, изображают на листе бумаги дерево и обосновывают свой выбор (можно дать общий ответ от всей группы, но если есть частные мнения, можно озвучить и их). Рисунки помещаются в центр круга. Участникам предлагается найти метафорический смысл этого упражнения, в случае затруднения ведущий помогает участникам: «дерево» можно рассматривать как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни (от корня питается все дерево, ствол держит на себе всю тяжесть, крона дает возможность дереву дышать и т.п.).

        Цель: осознание способов достижения жизненных целей.

        При помощи стульев, расставленных вдоль стены, отгораживается небольшое пространство, имитирующее салон автобуса. Участники изображают пассажиров автобуса в час пик. Ведущий, обращаясь к участнику, находящемуся в середине «салона», сообщает, что автобус подъехал к остановке, и предлагает срочно выйти из автобуса. По мере того как участники один за другим покидают салон, стулья сдвигаются, создавая тесноту. Когда в автобусе останется 3–4 «пассажира», он снова заполняется участниками.

        Второй этап упражнения: для усиления интриги остановкам даются привлекательные названия. Их надо обсудить с участниками в форме блиц-опроса: чего бы вам хотелось добиться в жизни? Можно предложить выбрать из готового списка: любовь, богатство, карьера, здоровье, красота, успех, мудрость и т.п., отмечая галочкой наиболее популярные выборы. Ответы обобщаются и записываются с добавлением эпитетов на листе бумаги большими буквами. Например: «Верная Любовь», «Несметное Богатство», «Блестящая Карьера», «Богатырское Здоровье», «Несравненная Красота», «Головокружительный Успех», «Житейская Мудрость». Участники предупреждаются, что на каждой остановке может выйти только один пассажир, причем заранее неизвестно, какая именно будет открыта дверь – передняя или задняя, время выхода ограничено. Движение автобуса сопровождается музыкой, ведущий изображает водителя, предлагая пассажирам не толпиться у дверей, пройти в середину салона, не забывать оплачивать проезд, уступать места пассажирам с детьми, тем самым создавая участникам помехи.

        Рефлексия. каково выбираться из переполненного автобуса? приходилось ли вам оказываться в таких ситуациях. как вы обычно поступаете, оказавшись в подобной ситуации? как чаще всего ведут себя окружающие?

        Далее участникам предлагается самостоятельно найти метафорический смысл данного упражнения: «Автобус – это наша повседневная жизнь. То, как человек пробирается к выходу, показывает, как он обычно добивается намеченной цели».

        Упражнение «Продолжи фразу»

        Цель: развитие групповой сплоченности.

        Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «Я, как и все мы. »

        Рефлексия упражнения. что нас всех объединяет?

        Цель: позитивная обратная связь.

        Ведущий напоминает, как приятно бывает получать комплименты, называет имя любого участника, который должен сказать какой-либо комплимент ведущему. Далее этот участник выбирает другого участника, и тот также говорит комплимент выбравшему его участнику. Желательно, чтобы каждый услышал что-то приятное о себе.

        Упражнение «Цвет моего настроения»

        Цель: осмысление своего эмоционального состояния.

        Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их теперешнее настроение. Обобщая высказывания, ведущий сообщает, что преобладание светлых и ярких тонов указывает на позитивное эмоциональное состояние участников.

        Как прошло занятие, что было самым трудным (неприятным), что больше всего понравилось (запомнилось)? Ваши пожелания участникам группы, себе самому, ведущим.

        Занятие 2. Педагогическое самосознание Цель. Знакомство участников с проблемой профессиональной Я-концепции, развитие позитивной Я-концепции.

        Оборудование. Листы бумаги, ручки, список из восьми формулировок (см. текст занятия).

        Упражнение «Цвет моего настроения».

        Цель: получение обратной связи от группы.

        Инструкция: водящий выходит, участники называют растения (варианты: сладости, предметы мебели, животных, жанры литературных или других произведений искусства, цвета, части одежды и т.п.), с которыми у них ассоциируется водящий; все высказывания и их авторы фиксируются на бумаге. По возвращении водящего его знакомят с возникшими ассоциациями и предлагают угадать, у кого из членов группы возникла определенная ассоциация (лучше выбрать наиболее положительную ассоциацию). Повторить несколько раз, меняя водящего и того, кто будет вести игру.

        По ходу игры можно предложить водящему самому выбрать одну из предложенных ассоциаций и угадать ее автора или, перед тем как выйти, самому предложить остальным участникам вариант ассоциаций для себя. По окончании обсудить, хорошо ли мы знаем друг друга, насколько наши собственные представления о себе совпадают с представлениями о нас других людей, хорошо ли мы знаем себя.

        Обсуждение понятия «самосознание»

        Участникам предлагается обсудить фразу: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро – каждый из двоих, каким он видит себя; каждый из двоих, каким его видит другой; каждый из двоих, каким он является на самом деле» (У. Джеймс).

        Вопросы для обсуждения

        – Как вы понимаете эту фразу?

        – Как наше самосознание связано с нашими отношениями с другими людьми?

        – Что такое самосознание?

        Далее ведущий сообщает, что одним из важнейших условий успешной педагогической деятельности является благоприятное эмоциональное состояние, и предлагает обсудить следующие вопросы:

        – какие профессии не требуют этого условия (профессии, не связанные с общением и творчеством)?

        – в чем заключается значимость и исключительность профессии учителя?

        Подводя итоги обсуждения, ведущий говорит о том, что в основе благоприятного эмоционального состояния человека лежит система его представлений о себе самом, и в том числе о своем профессиональном «Я», иными словами — профессиональная Я-концепция. Позитивная профессиональная Я-концепция обеспечивает успешность педагогической деятельности. Педагог, обладающий такой концепцией, имеет реалистичное представлением о себе, хорошо знает свои сильные и слабые стороны, стремится максимально использовать свои достоинства и преодолевать недостатки. Но главное — он уважает себя, уверен в себе.

        Люди с позитивной Я-концепцией умеют получать удовольствие от жизни в любых ее проявлениях; они оптимистичны, способны, не теряя надежды, искать выход из самой трудной ситуации; активны и инициативны. Это, как правило, люди творческие, заметные в любом деле. Они способны вызывать любовь окружающих, симпатию даже у незнакомых людей.

        Ведущий предлагает участникам продолжить описание человека с позитивной Я-концепцией, вспомнить, доводилось ли им встречать таких людей.

        Ведущий сообщает, что среди части педагогов есть такие, кто для характеристики своего стиля работы выбрал следующие формулировки:

        а) отрицательно реагировать на детей, которые к тебе плохо относятся;

        б) дети не должны расслабляться, поэтому следует их закалять, создавая им трудности;

        в) стимулировать детей к выполнению своих обязанностей, создавая у них чувство вины за свои промахи;

        г) по возможности строить взаимоотношения между детьми на основе конкуренции;

        д) исходить из того, что дети склонны злоупотреблять моим доверием;

        е) сталкивать детей с суровой реальностью взрослой жизни;

        ж) во что бы то ни стало стремиться к установлению жесткой дисциплины;

        з) увеличивать степень наказания ребенка пропорционально его вине.

        – вспомнить, доводилось ли им встречать подобных людей;

        – описать такого педагога;

        – обсудить, какова Я-концепция такого профессионала (положительная или отрицательная);

        – переделать данные формулировки, чтобы в них прозвучала позитивная профессиональная педагогическая Я-концепция.

        Желающие читают вслух то, что получилось, группа обсуждает, общий вариант записывается, при желании дополняется и помещается на середину стола.

        Ведущий предлагает участниками подумать, насколько им свойственны способы поведения педагога с позитивной Я-концепцией.

        Цель: осознание личностного и профессионального ресурса. каждый из участников продолжает фразы: «Я горжусь своей работой, когда я. » и «Не хочу хвастаться, но в своей работе. ».

        Упражнение «Вверх по радуге»

        Цель: стабилизация эмоционального состояния.

        Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.

        Рефлексия занятия и прощание.

        Занятие 3. Эмоциональная культура педагога2 Цель. Знакомство участников с содержанием понятий «эмоциональная гибкость», «эмпатия», «экспрессия»; объяснение профилактического потенциала эмпатии и экспрессии, помощь в осознании собственного эмпатийно-экспрессивного арсенала, формирование мотива к развитию эмоциональной гибкости как важной составляющей успешной педагогической деятельности.

        Приветствие и разогрев: упражнения «Нос-пол-потолок», «Те, кто», «Коллективный счет».

        Упражнение «Отражение чувств»

        Ведущий произносит любую фразу, содержание которой резко контрастирует с эмоциональной окраской (интонацией, мимикой, жестами, позой). Участники должны передать истинное содержание фразы, определив ее подтекст; опираясь на паралингвистические (экспрессивные) признаки, описать ситуацию, в которой может быть произнесена такая фраза, а также чувства того, кто произносит эту фразу.

        «Ах, вас только здесь не хватало!», «Ну ты и красавица сегодня!», «Ой-ой, как страшно, испугал!».

        Далее участники сами приводят примеры подобных фраз. Обсудить, как поняли бы смысл этих фраз иностранцы или маленькие дети (реагировали бы на форму, а не на содержание), почему экспрессивная составляющая важнее формального семантического значения (настоящее содержание передает именно экспрессия).

        Группа обсуждает, по каким признакам удалось найти истинный смысл произносимого. Что чувствует собеседник, когда к нему обращаются подобным образом. В каких случаях люди прибегают к такому способу общения. Что, кроме слов, может передавать информацию.

        Обобщая высказывания, ведущий показывает, как важно для педагога владеть различными элементами эмоциональной культуры.

        Успешная профессиональная деятельность педагога напрямую связана с эмоциональной устойчивостью. Повышению эмоциональной устойчивости способствует высокий уровень эмоциональной культуры, включающий прежде всего эмоциональную гибкость (способность понимать чувства и эмоции другого и способность адекватно выражать собственные чувства и эмоции). Таким образом, речь идет об эмпатии и экспрессивности. Эмоционально пассивный (выгоревший) педагог характеризуется отсутствием яркой эмоциональности, выраженной в речи, мимике, пантомимике, часто невольно провоцирует детей на конфликты. обсудить, почему (дети не понимают его истинных чувств и своим плохим поведением пытаются вызвать понятные им эмоции, путь даже отрицательные).

        Часто взрослые считают, что строгое выражение лица способствует хорошему поведению детей (предложить изобразить строгое лицо). Вскоре эта маска прирастает к лицу и уже сама определяет настроение и поведение педагога (описать, как себя чувствует человек с таким выражением лица). Это состояние настороженности, агрессивности, подавленности передается детям, и они начинают «соответствовать» этому состоянию взрослого.

        Экспрессивность – способность «оживлять» подлинные эмоции. Она способствует проявлению нестандартности, творчества, инициативности, способности легко устанавливать эмоциональный контакт, улавливать изменения в ситуации и, соответственно, менять стратегию своего педагогического воздействия. Другая составляющая эмоциональной гибкости – эмпатия. Она включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, активное, помогающее поведение. Педагог, обладающий эмпатией, никогда не допустит педагогическую бестактность.

        Позитивное, эмпатийное отношение педагога к ребенку и экспрессивное проявление этого отношения приводит к повышению самооценки ребенка, снижает конфликтность в поведении детей, уменьшает количество стрессовых состояний в процессе педагогического взаимодействия.

        Упражнение «Любящий взгляд»

        Цель: осознание своего невербального эмпатийно-экспрессивного арсенала.

        Водящий выходит за дверь. Среди участников выбирается тот, кто будет смотреть на водящего любящим (варианты: равнодушным, заинтересованным, обиженным, ироничным, угрожающим и т.п.) взглядом. Водящий должен по мимике и позе участников догадаться, кто смотрит на него любящим или каким-либо другим взглядом. (Обсудить, что помогло догадаться; как удалось изобразить взгляд.)

        Упражнение «Зеркало молчащее и говорящее»

        Цель: развитие навыков вербальной и невербальной эмпатии и экспрессии, обратная связь

        Один из участников (водящий) садится на стул – это основной игрок, он будет «смотреть в зеркала» и определять, кто стоит за его спиной. Второй игрок располагается за спиной первого. Два участника, изображающие зеркала, становятся напротив основного игрока. Одно зеркало молчащее: оно будет «отражать» того, кто стоит за спиной основного игрока, только при помощи мимики и жестов. Второе зеркало – говорящее: оно будет «отражать» только при помощи слов, не называя имен, не упоминая узнаваемых деталей одежды и внешности. Начинает молчащее зеркало. Если основной игрок не может сразу угадать, кто стоит за его спиной, присоединяется говорящее зеркало и произносит лишь одну фразу или слово, наиболее характерное для того, кто стоит за спиной водящего. Если и теперь основной игрок не угадывает, опять присоединяется молчащее зеркало и т.д. Задача основного игрока – угадать как можно скорее. После успешного угадывания игроки меняются местами.

        По окончании провести рефлексию упражнения.

        Упражнение «Неожиданный гость»

        Цель: развитие экспрессии.

        Инструкция: группа образует два концентрических круга лицом друг к другу. Внутренний круг – хозяева, внешний – неожиданные гости. Внешний круг по мере выполнения упражнения передвигается. Когда образуются пары, ведущий сообщает, кто именно пришел. Участники должны изобразить встречу гостя и хозяина. Варианты: пришел участковый милиционер, приехала дальняя родственница из провинции, заглянула соседка, зашла подруга, пришел человек, который ошибся адресом. Обсудить, с помощью каких средств экспрессии удалось передать свое состояние, какие эмоции были труднее для воспроизведения.

        Круг продолжает фразы: «Неожиданным для меня сегодня было. », «Я и раньше знала, то, что сегодня услышала о. ».

        Упражнение «Вверх по радуге».

        Рефлексия занятия, прощание.

        Занятие 4. Саморегуляция эмоционального состояния Цель. Знакомство участников с различными способами регуляции своего эмоционального состояния, в том числе в напряженных ситуациях; освоение приемов восстановления эмоционального равновесия и профилактики негативных последствий профессионального выгорания.

        Оборудование. Писчая бумага, ручки по числу участников.

        Приветствие и разогрев.

        Упражнения «Коллективный счет» и «Цвет моего настроения».

        Ведущий предлагает участникам вспомнить наиболее яркие примеры ситуаций, связанных с эмоциональным напряжением. Это могут быть примеры из кино и литературы, из житейского или профессионального опыта, а также вымышленные ситуации. Желающие приводят свои примеры. После каждого примера необходимо обсудить, какие негативные эмоции возникли в данных ситуациях, почему.

        После того как все желающие выскажутся, участники обсуждают, как им удается восстанавливать свои силы после напряженных ситуаций. Обратить внимание на высказывания относительно отдыха, смены обстановки, физических упражнений.

        Подводя итог, ведущий отмечает, что любой человек, в течение жизни неоднократно сталкиваясь с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, «авторские» приемы восстановления. Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации. Это аутотренинговые формулы, или формулы самовнушения, с помощью которых можно быстро восстанавливать свои силы.

        Ведущий предлагает участникам ознакомиться с различными техниками аутотренинга, которые приведены ниже. Эта часть занятия может быть построена как практикум. В этом случае упражнение выполняется участниками, затем обсуждается и записывается.

        Основная рекомендация к способу регуляции в своем обобщенном выражении очень проста: «Расслабьте мышцы лица при первых признаках психического напряжения». Это может относиться к мышцам лба, глаз, щек и пр., наконец, шеи и затылка. Полное расслабление этих мышц служит переходом к следующему этапу – расслаблению скелетной мускулатуры. Этот способ достаточно эффективен, надежен и прост как при тренировке расслабления, так и в условиях чрезмерного напряжения, стресса. Для лучшего расслабления можно рекомендовать кратковременное предварительное напряжение соответствующих мышечных групп.

        Тренировка расслабления осуществляется на основе словесных самовнушений, способствующих направленности сознания на определенные мышечные группы: «Мое внимание останавливается на моем лице. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслаблены. Губы и зубы разжаты. Мое лицо как маска».

        Рекомендуются следующие словесные самоприказы, которые от сеанса к сеансу сокращаются до минимума: «Внимание на руки! Мои пальцы расслаблены. Мои пальцы и кисти расслаблены. Мои предплечья и плечи расслаблены. Мои руки полностью расслаблены. Мое лицо спокойно и неподвижно. Внимание на мои ноги! Мои пальцы расслаблены. Мои стопы и голени расслаблены. Мои бедра расслаблены. Мои ноги полностью расслаблены. Все мое тело спокойно и неподвижно. Мышцы шеи и затылка расслаблены. Моя спина расслаблена. Грудь и живот расслаблены. Все мое тело спокойно и неподвижно. Мое лицо и все мое тело полностью расслаблены» [1].

        Нет необходимости демонстрировать большое количество методов релаксации, так как большой объем трудно усвоить. Однако желающим можно предложить в индивидуальном режиме продолжить знакомство с искусством релаксации.

        Ведущий обращает внимание участников на то, что невозможно сразу оценить эффективность аутотренинговых техник, что их освоение потребует времени, но тот, кто сможет проявить упорство, получит в свои руки отличные приемы восстановления душевного равновесия. Необходимо подчеркнуть, что учитель, как никакой другой профессионал, нуждается в способности сохранять эмоциональную устойчивость.

        Выполняются все упражнения, которые участники выучили в ходе тренинговых занятий, причем ведут их сами участники: «Нос-пол-потолок», «Те, кто», «Коллективный счет». Желающие могут предложить свои упражнения.

        Участники по кругу, поворачиваясь к своему соседу справа, изображают при помощи мимики и жестов какой-либо подарок. «адресат» должен догадаться, что ему хотят подарить.

        Завершая цикл занятий, ведущий желает всем успехов, проводит рефлексию и прощается с участниками.

        summercamp.ru

        Это интересно:

        • В каком возрасте может быть депрессия В каком возрасте наступает климакс: основные этапы и симптомы протекания Внести изменения в наследственные процессы могут некоторые внешние факторы, которые влияют на естественные процессы. Факторы, влияющие на то, в каком возрасте начинается климакс у женщин Сахарный диабет, дисфункции щитовидной железы, злокачественные новообразования, прочие […]
        • Депрессия как симптом беременности Депрессия – это серьезное психическое заболевание, характеризующееся снижением настроения и неспособностью испытывать позитивные эмоции. Подобное состояние нередко возникает во время беременности, а также в послеродовом периоде. Не выявленная вовремя депрессия может стать причиной серьезных психических нарушений и значительного ухудшения качества […]
        • Как вылечить шизофрению народными средствами Как вылечить шизофрению Рецепты, которые помогут вылечиться от шизофрении. Лечение шизофрении требует настойчивости и терпения, и при строгом соблюдении всех рекомендаций можно добиться успеха. Отнюдь не последнее место в преодолении болезни занимает фитотерапия. При явной агрессии смешайте 2 ст. ложки травы чабреца, корня девясила, 3 ст. ложки […]
        • Умственная отсталость ребенка 4-5 лет Как распознать умственную отсталость? А какой тест лучше всего показывает умственное развитие? Здравствуйте, Мария! Наиболее распространен и информативен тест Векслера, у детей – Равена. Но для точной диагностики тесты нужно повторять в динамике и использовать кроме них другие методики, описанные в статье. Только комплексный подход поможет […]
        • Метод лечения анорексии Лечение анорексии народными средствами и методами Лечение анорексии аиром болотным Анорексия может быть последствием широкого круга заболеваний, в том числе и заболеваний желудочно-кишечного тракта. При таких проблемах хорошо подойдет народный метод восстановления аппетита. Чайную ложку корня аира болотного необходимо измельчить и высыпать в 400 […]
        • Лечение от алкогольной зависимости в екатеринбурге Каковы самые эффективные средства лечения алкоголизма? Так возможно ли эффективное лечение пьянства? На чью помощь рассчитывать, если желание бросить пить созрело у вас окончательно? В качестве опосредованного воздействия на организм предполагается использование немедикаментозного лечения с применением лазерных, компьютерных, […]
        • Когда берут анализы на синдром дауна Анализ на синдром Дауна Качественное обследование будущих матерей важная задача, решение которой позволяет исключить риск появления на свет детей с неисправимыми патологиями, такими как синдром Дауна. На ранних сроках беременности обязательным является анализ крови АФП, показатели которого используют для определения пороков развития плода. Такой […]
        • Невроз депрессия тревога Антибиотики и тревога/депрессия Зарегистрирован: 31 янв 2017, 23:01 Откуда: Санкт- Петербург абсансы с 1999г (в ремиссии с 2007 году) В 2016 тревожная депрессия . Вечером Миртазапин (каликста)15мг и клон 0,5 мг ( от абсансов).0.25 мг трускала когда совсем не уснуть. Зарегистрирован: 28 дек 2013, 23:07 Зарегистрирован: 20 июн 2017, […]