Стресс влияет на деятельность человека

Стресс влияет на деятельность человека

Жевательные движения челюстей

Ощущение тяжести в груди или в области сердца

Нарушение менструального цикла (для женщин)

Кожа, идущая пятнами

Учащенное биение сердца

Боли в суставах

Сделанные вами выводы важны для того, чтобы сфор­мировать собственную стратегию поведения. Нужно не только понимать фундаментальную потребность в осуще­ствлении своих стремлений, но и знать, каким образом гар­монично сочетать ее с унаследованными возможностями. Ведь количество врожденной адаптационной энергии у разных людей неодинаково.

Завершить данный раздел хочется напоминанием пра­вила «тотальной утилизации», или, как образно назвал его американский психолог Р. Альперт (он же философ Рам Дасс), правила «зерна на мельницу». Все, что бы ни про­исходило с человеком, он может использовать, осмысли­вать, перерабатывать, как мельница перемалывает зерно. И события, происходящие в жизни человека, пусть даже неприятные, и негативные мысли о них — всего лишь «зер­но на мельницу», которое надо утилизировать, «перемо­лоть» в себе, чтобы сохранить здоровье и двигаться дальше. В процессе внутренней работы над собой человек может и должен выработать стрессоустойчивость, или, выражаясь словами К.Г. Юнга, «готовность, что бы ни произошло, принять это СПОКОЙНО».

Итак, стресс имеет свои позитивные и негативные сто­роны. Главным полезным свойством стресса является, ра­зумеется, его природная функция адаптации человека к новым условиям. Помимо этого, к «полезным» последстви­ям стресса можно отнести повышение уровня стрессоустой-чивости, развитие личностных качеств и личностный рост, реализацию потребности в напряжении сил.

Стресс становится вредным, когда он слишком силь­ный или когда длится слишком долго.

Среди негативных последствий стресса ухудшение вы­полнения поставленных задач, нарушение мыслительных функций, истощение, отстроченные психические реакции, в том числе посттравматическое стрессовое расстройство, нарушения психического здоровья и психологические про­блемы. Стресс считается основным виновником в разви­тии психосоматических заболеваний.

Вопросы и задания к главе 5:

Каковы негативные последствия стресса для чело­века?

Какое позитивное влияние оказывает стресс на жизнь человека?

Вспомните два случая из своей жизни: один — когда стресс вам помогал в вашей жизненной ситуации, вто­рой — когда состояние стресса негативно сказывалось на данной ситуации. В первом случае рассмотрите, в чем со­стояло положительное влияние стресса, а во втором — на чем именно стресс сказывался отрицательно. В чем для вас состояла разница в переживании этих двух стрессо­вых ситуаций?

Агаджанян Н.А. Физиология человека. СПб.: Санатрон, 2006.

Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.

Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г Мещеряко­ва, В.П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: Прайм-Ев-рознак, 2006.

БрайтД., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты, М., 1994.

Билл Д. Все о стрессе. Пер. с англ. М.: Олимп; ACT, 2002.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.; ЧеРо, Юрайт, 2002.

Егоров И.В. Клиническая анатомия человека: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Кокс Т. Стресс. Пер. с англ. М.: Медицина, 1981.

Медицинская и судебная психология: Учебное пособие / Под ред. Дмитриевой Т.Б., Сафуанова Ф.С. М.: Генезис, 2004.

Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека (Анатомия, физиология и гигиена человека с основами меди­цинской экологии) в таблицах и схемах. М.: Издат-Шко-ла2000, 1998.

Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адапта­ция. М.: Наука, 1984.

Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессорным нагрузкам / Под ред. В.И. Покровского. М.: Медицина, 2004.

САНАТРОН — Система оценки и реабилитации ранних нару­шений физиологических функций человека в реальных усло­виях жизнедеятельности / Под ред. К.В. Судакова. М.: Горизонт, 2001.

Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориен­тированный подход к решению психологических проблем (ме­тод РЕТРИ). М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. Пер. с англ. М.: Медицина, 1960.

Селье Г. На уровне целого организма. Пер. с англ. М: Наука, 1972.

Селье Г. Стресс без дистресса. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979.

Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс // Хрестоматия «Мотивации и эмоции» / Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 339-344.

Судаков К.В. Социальные и биологические аспекты психоэмо­ционального стресса: пути защиты и его нежелательных по­следствий // Вестник Междунар. Академии Наук (Русская секция). 2006. № 1. С. 8-14.

Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М.: Наука, 1988.

Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. М.: Физкультура и спорт, 1988. Эмоциональный стресс. Пер. с англ. Л.: Медицина, 1970.

Hytten К., Hasle A. Fire-fighters: a study of stress and coping // Acta

studfiles.net

Исследовательская работа на тему «Влияние информационного стресса на учебную деятельность подростков»

Влияние и нформационного стресса на учебную

ГЛАВА 1. Теоретические основы психологической природы

информационного стресса в учебной деятельности……………….6

Понятие стресса в разработках отечественных и зарубежных

1.2 Причины возникновения и компоненты информационного

стресса в учебной деятельности подростков…………. …. 15

ГЛАВА 2. Методико-психологические основы преодоления

информационного стресса у подростков……………… . … . …… 23

2.1 Исследование влияния информационного стресса на учебную

деятельность подростков …………..………………………….…23

2.2 Методические рекомендации для подростков по

преодолению негативных явлений, связанных

с информационным стрессом в учебной деятельности.…. ……30

В отечественной и зарубежной литературе получили довольно широкое освещение вопросы влияния инфор мационных факторов на деятельность человека и его со стояние. Однако, исследование роли этих факторов в развитии психологического и (информационного) стресса, механизмов регуляции этого психического состояния, обоснованию моделей его изучения, оценки и прогнозированию стрес соустойчивости к воздействию экстремальных значений информационных факторов в учебной деятельности подростка , роли личностной детерминации в развитии стрес са информационной природы уделялось недостаточное внимание.

Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации. Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Сейчас многие говорят о пагубном влиянии компьютерных технологий на хрупкое сознание воспитанников. Развитие стресса в экстремальных условиях учебн ой деятельности может быть связано также с возможностью, ожиданием, угрозой воздействия разнообразных раздражителей психологической (личностной), организационной и, прежде всего, информационной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой информационного стресса.

Информационно-когнитивные основания специфики учебной деятельности, роль их причинно-следствен ных отношений в обеспечении ее эффективности определяют необходи мость рассмотреть возможность и целесообразность выделения такой специфической формы профессионально го и психологического стресса как информационный стресс подростков. Под термином «информационный стресс» подразумевается психологический стресс. Источником развития, которого служат внешние сообщения, информация о текущем или предполагаемом воздействии неблагоприятных событий, их угрозе или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений и воспоминаний о травмирующих психику событиях, ситуациях и их последствиях, сопровождающихся негативными реакциями, свойственными стрессу [ 3, 59 ].

Актуальность темы исследования обусловлена наличием в информационном обществе действия разных стрессогенных факторов — социальных, психологических, физических, экологических, информационных, что приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптивных функций подростка.

Особый аспект в исследуемой проблеме приобретает учебная, интеллектуальная деятельность и развитие стрессовых состояний.

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что у чебная деятельность подростка в школе связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием экстремальных значений социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенап ряжением физических и психических функций, деструкцией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных фак торов у человека, является психологический стресс. Развитие стресса в экстремальных условиях учебн ой деятельности может быть связано также с возможностью, ожиданием, угрозой воздействия разнообразных раздражителей психологической, организационной и, прежде всего, информационной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой информационного стресса [15, 78] .

В связи с актуальностью проблемы, была определена тема работы: «В лияние и нформационного стресса на учебную деятельность подростков».

Цель исследования – изучение в лияния и нформационного стресса на учебную деятельность подростков.

Объект исследования – информационный стресс подростков.

Предмет исследования выявление уровней и компонентов информационного стресса у подростков в период учебной деятельности .

Гипотеза исследования — информационный стресс негативно влияет на учебную деятельность подростков.

1. Изучить и проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме в лияния и нформационного стресса на учебную деятельность подростков.

2. Выявить аспекты проявления компонентов информационного стресса.

3. П роанализировать результаты исследования информационного стресса на учебную деятельность подростков.

4. Разработать методические рекомендации для подростков по преодолению негативных явлений, связанных с информационным стрессом в учебной деятельности.

В работе использовались следующие методы психолого-педагогического исследования: изучение и обобщение передового педагогического опыта, тестирование, анализ методической, дидактической и психологической литературы.

Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПРИРОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие стресса

Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физичес кому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний чело века, возникающих в ответ на разнообразные экстремаль ные воздействия.

Первоначально понятие стресса ввел Г. Селье в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в от вет на любое неблагоприятное воздействие. По зднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, био химическом, психологическом, поведенческом уровнях. Именно в этом смысле и В. Кеннон и Г. Селье употреб ляли этот термин. Функцией этих физических (физио логических) реакций, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния [21, 98] .

В современной научной литературе термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-пер вых, понятие стресс может определяться как любые вне шние стимулы или события, которые вызывают у чело века напряжение или возбуждение. В настоящие вре мя в этом значении чаще употребляются термины «стрес сор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может отно ситься к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряже ния и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом челове ке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вы зывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

В связи с отсутствием общей теории стресса нет и об щепринятого его определения. Иногда это понятие относят к состоянию беспокой ства в организме, которое человек стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.

Стресс также рассматривается как психологичес кие и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюда ются в различных функциональных проявлениях, вклю чая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

Стресс определяется как событие или условие в фи зическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по избеганию, агрессии, принятию реше ния об устранении и ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опас ность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экст ремальная ситуация.

Таким образом, отсутствует точное определение стресса, а различные попытки исследователей в этом вопросе « все еще фрагментарны и неопределенны».

Р. Лазарус также отмечал, что различные пред ставления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. В этой области не су ществует установившейся терминологии. Даже опреде ления стресса часто очень существенно различаются. Правда, такое положение характерно и для целого ряда других кардинальных проблем, таких как адаптация, утомление, способности, личность и многие другие.

Для прояснения понятия стресса Р. Лазарус сфор мулировал два основных положения. Во-первых, терминологическую путаницу и противоречия в опреде лении понятия «стресс» можно будет устранить, если при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы — например, процесс оценки угрозы. Во-вторых, стрессовая реакция может быть понята только с учетом защитных процессов, порож даемых угрозой, — физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу связаны с внутренней пси хологической структурой личности, ее ролью в стрем лении субъекта справиться с этой угрозой. Характер стрессовой реакции причинно связан с психологичес кой структурой личности, взаимодействующий с внеш ней ситуацией посредством процессов оценки и само защиты. Он отмечает, что «только связывая характер стрессовой реакции с психическими процессами, действующими в людях с различными психическими структурами, мы можем надеяться объяснить происхождение явления и получить возможность их предсказывать [15, 65] .

Следствием неоднозначности трактовки понятия «стресс», отягощенности его медико-биологическими и од носторонними психологическими представлениями яви лось то, что некоторые авторы, особенно отечественных работ, этому понятию предпочитают другое — «психичес кая напряженность». Одной из основных причин такого предпочтения, по мнению Н. И. Наенко, является свобода этого термина от отрицательных ассоциаций с другими близкими понятиями и его нацеленность, связь с необходимостью изучения психологического функцио нирования человека в сложных условиях [18, 89].

Психологический стресс как особое психическое состо яние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых в значительной степени определяется выб ранными или принятыми ее целями, достижение кото рых побуждается содержанием мотивов деятельности.

В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоци онально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникно вении и протекании состояний психической напряженнос ти. Отсюда синонимич ное употребление таких понятий, как «эмоциональная на пряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмо циональный стресс». Общим для всех этих поня тий является то, что они обозначают состояние эмоциональ ной сферы человека, в которой ярко проявляется субъек тивная окрашенность его переживаний и деятельности.

Однако, по мнению Н. И. Наенко, эти понятия фактически не дифференцированы между собой, удельный вес эмоционального компонента в состояниях психичес кой напряженности неодинаков и, следовательно, мож но заключить о неправомерности сведения последней к эмоциональным формам. Это мнение разделяется и дру гими исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение» как родовое по от ношению к понятию «эмоциональное напряжение» [18, 109].

Простого указания на обязательное участие эмоций в генезисе и протекании психической напряженности недо статочно для понимания их места в структуре соответству ющих состояний. В работе Н. И. Наенко раскрывается их роль в отражении условий, в которых совершается деятель ность, и в осуществлении регуляции этой деятельности.

В психологической структуре психической напряжен ности особая роль принадлежит мотивационным и эмоциональным компонентам. В теоретико-экспе риментальных исследованиях обоснована целесообраз ность разделения понятия психическая напряженность на два вида — операциональную и эмоциональную. Пер вый вид определяется процессуальным мотивом деятель ности, который либо совпадает с ее целью, либо находится в близких с ней отношениях. Он характеризуется тесной связью объективного и субъективного содержа ния деятельности. Второй вид обусловливается доминирующим мотивом самоут верждения в деятельности, который резко расходится с ее целью и сопровождается эмоциональным пережива нием, оценочным отношением к деятельности.

Требуется обратить внимание на тот факт, что четко го смыслового и феноменологического разграничения по нятий «психологический стресс» и «психическая напряженность» нет. Более того большинство этих понятий употребляются как синонимы, характеризующие особенности психических состояний в сложных условиях деятельности.

В ряде случаев предпринимаются попытки «развести» значения этих терминов по характеристике степени выраженности этих состояний: стресс принято рассмат ривать как крайнюю степень психической напряженно сти, которая в свою очередь используется для обозначе ния состояний, оказывающих сильное и отрицательное влияние на деятельность в отличие от состояния напря жения, которое характеризует повышенное и адекватное условиям функционирование организма и личности.

Можно предположить, что характер соотношения ка тегорий «мотив-цель» деятельности будет существенно отражаться и в особенностях развития и проявления психологического стресса и в этой связи данное понятие является, возможно, более емким, чем понятие эмоциональ ного стресса.

Однако до настоящего времени оба этих понятия ис пользуются, как правило, в качестве синонимов, и оба они не имеют достаточно четкого и тем более однозначного определения.

Разные исследователи термином «эмоциональный стресс » обозначают различные состояния организма и лич ности: от состояний, находящихся в пределах физиоло гических и психологических границ психоэмоциональ ного напряжения, до состояний на грани патологии, пси хической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения.

Выделение категории «эмоциональный стресс» и про тивопоставление ее в какой-то мере тому понятию «стресс», которое, по концепции Г. Селье, определяется как общий адаптационный синдром, было, безусловно, прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило тот объек тивный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с пози ции их психологической сущности для данного индивида. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующие развитие эмоциональ ных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» ис пользуется и термин «психологический стресс».

Ю. Л. Александровский с эмоциональным стрес сом связывает напряжение барьера психической адап тации, а патологические последствия эмоционального стресса — с его прорывом. К. И. Погодаев, учи тывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, опре деляет стресс как состояние напряжения или перенап ряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством еди ных нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани. При анализе понятия «эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его соотношении с понятием «эмоции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит эмо циональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным [1, 55] .

В явлении эмоционального стресса следует различать:

а) комплекс непосредственных психологических реакций, который в общей форме можно определить как про цесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале и субъективно воспринимаемой как эмоционально — негативная;

б) процесс психологической адаптации к эмоциональ но-негативному субъективному состоянию;

в) состояние психической дезадаптации, обусловлен ной эмоциональными для личности сигналами, вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации.

Каждое из этих трех состояний сопровождается широ ким комплексом физиологических сдвигов в организме. Вегетативные, симптоматико-адреналовые и эндокрин ные корреляты обнаруживаются при любой эмоции или эмоциональном напряжении, как позитивном, так и не гативном, в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической дезадаптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций дифференцировать эмоцию от эмоционального стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным.

В деятельности подростка основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо ционального состояния на процесс его функциональной активности, на результативность рабо ты. Состояние эмоциональной напряжен ности как раз и определяется по возникновению не успешности этой деятельности, появлению ошибок, отказов от ответов. В период развития непосредственной психологической ре акции на экстремальное воздействие возникает больше всего аварийных ситуаций. На первом этапе стрессовой реакции остро развивающееся эмоциональное возбужде ние играет роль дезорганизатора поведения, особенно в том случае, если содержание эмоции противоречит целям и задачам деятельности. Нарушается сложный про цесс анализа и плана формирования деятельности, вы бора наиболее оптимальной ее стратегии.

С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие как тревога, напряжение. С остояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциаль но элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во вре мени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий, которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональ ную реакцию различной интенсивности. Склонность к такой эмоциональной реактивнос ти характеризуется как личностная тревожность.

Тревожность как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обусловливающими постоянно повы шенный уровень эмоционального возбуждения, эмоций тревоги. Эта форма тревожности, взаимодействуя с повышенной ситуативной тревожностью, вызываемой раз личными стрессорами, приводит к усилению стресса, развитию дистресса и разнообразных психосоматических заболеваний. Очевидно, что степень психического напря жения, сочетанного проявления личностной и ситуативной тревожности как началь ной стадии стрессовой реакции является существенным фактором индивидуально- психологической реактивности и эффективного противостояния разрушающим дей ствиям стрессоров.

При описании тревоги как процесса существенным является не только отчетливое разделение понятий стрес са и состояния тревоги, но и акцентирование внимания на понятии угрозы как психологической реальности. В свое время Ч.Д. Спилбергер предложил использо вать термины «стресс» и «угроза» для обозначения раз личных аспектов временной последовательности событий, проявляющихся в состоянии тревоги. По мнению авто ра, понятие «стресс» должно использоваться для соотне сения с условиями-стимулами, порождающими стрессовую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реакции, а также с моторно-поведенческими и физиологическими изменениями. Стресс может понимать ся как промежуточная переменная и в собирательном смысле для отображения всей сферы исследования.

Термин «стресс» Ч. Д. Спилбергером предлагается ис пользовать для обозначения степени распространения или величины объективной опасности, связанной со свойства ми раздражителя в данной ситуации. Иначе говоря, тер мин «стресс» должен использоваться исключительно для обозначения условий окружающей среды, которые харак теризуются определенной степенью физической или пси хологической опасности. Автор признает, что такое оп ределение стресса, очевидно, более ограниченно, но в, то, же время более точно, чем — то, которое используется в на стоящее время [22, 56].

В противоположность понятию «стресс», отражающе му объективные свойства стимулов, характеризующих ситуацию, термин «угроза» по мнению автора должен ис пользоваться для описания субъективной (феноменоло гической) оценки индивидом ситуации как заключаю щей в себе физическую или психологическую опасность для него. Несомненно, оценка ситуации в качестве опас ной или угрожающей будет зависеть от индивидуальных различий в способностях, умениях, свойствах личности, а также от специфики личного опыта индивида в пере живаниях подобных ситуаций.

Ч. Д. Спилбергер считает, что термин «состояние тре воги» должен использоваться для отражения эмоциональ ного состояния или определенной совокупности реакций, возникающих у индивида, воспринимающего ситуацию как личностно угрожающую, опасную, безотносительно к тому, присутствует или отсутствует в данной ситуации объективная опасность.

Понятие «стресс» с момента своего появления пре терпело значительные изменения, связанные как с рас ширением сферы его применения, так, главным образом, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы — причинности, регуляции, детермина ции, проявления, преодоления стресса. Понятие «стресс» применяется не всегда обосновано, иногда им подменя ются другие близкие по смыслу терми ны, — например, довольно часто любое эмоциональное на пряжение называют стрессом. Неоднозначность понима ния стресса приводит к различиям во взглядах на сущ ность тех или иных психических явлений, несовпаде нию трактовок изучаемых феноменов, противоречивос ти полученных данных, отсутствию строгих критериев при их интерпретации, использованию неадекватных методических приемов исследования.

Таким образом, логика изучения проблемы и расширение сферы про явления стрессовых состояний обусловливают необходи мость дальнейшего развития понятийного аппарата в этой области, дифференциации и четкой иерархии основных понятий.

Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности подростков

Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований «в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений». Школьники постоянно сталкиваются с тем, что испытывают потребности, осуществление которых невозможно из-за наличия объективных или субъективных факторов.

Информационный стресс у подростка в учебной деятельности по своей природе, является разновидностью психологического стресса. Причины его возникновения связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, факторов учебного процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и техни ческих особенностей учебной деятельности. К одной из таких причин можно отнести Интернет влияние на сущность подростка. В основе его лежат нарушения информационно- когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопро вождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источ ником информационного стресса или оказывать влияние на его развитие в учебной деятельности.

Человек всегда обитал в двух измерениях — в физическом, вещественном и в информационном (виртуальном). Первое определяло условия бытия человека, второе служило основой для построения индивидуального «тоннеля реальности», в котором, собственно, и проживал человек. Причем всегда информационное пространство представлялось в виде информационной сети, где узлами служат устройства обработки информации, а связи сети обеспечивают коммуникацию между узлами. Взаимодействие физического и информационного уровней на протяжении развития человечества было различным. Современное информационное пространство постоянно расширяется, человек все более инфозависим, все чаще он воспринимает окружающий мир через призму информации, наблюдая за ним в виртуальном пространстве, в том числе Интернета. Одной из главных особенностей Интернета является то, что он задуман и развивается как свободное информационное пространство, практически без каких-либо запретов. Как обычно, это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Интернет, как часть инфраструктуры современного информационного общества, даёт человеку богатейшие возможности для творческого развития в связи с доступом ко всему многообразию когда-либо существовавших знаний и ценностей. Вместе с тем, ориентация личности в Интернете затрудняется постоянно растущим объёмом информации, циркулирующей в нем и воздействующей на личность, а также неструктурированностью этой информации. Деятельность человека в Интернете осуществляется в специфической информационной среде, имеющей свои закономерности, особенности развития и функционирования. Использовать возможности, предоставляемые в этой среде, может только человек со сформированными информационными знаниями, умениями и навыками, которые включаются в понятие информационной культуры. К сожалению, приходится признать, что большинство посетителей Интернета не осознает своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не имеют этих знаний и умений и, соответственно, не могут их применить. Таким образом, некомпетентность и неразвитость мотивационного компонента информационной культуры личности порождает ущербное развитие других компонентов.

Приступая к рассмотрению основных стрессобразующих факторов, образующихся в процессе взаимодействия человека с информационной средой, в качестве основного, отметим утрату контроля над деятельностью, связанную с неосвоенностью новой ситуации. Усугубляет данную ситуацию значительная информационная перегрузка, вызванная обилием источников информации и невозможностью охватить даже сколько-нибудь значительную её часть. По мнению большинства учёных, вычислительная техника воздействует на психику, преобразуя познавательные и мотивационно — эмоциональные процессы, деятельность и общение человека, сознание и межличностные отношения. Еще одна опасность применения информационных технологий в учебной деятельности, обучении — несовпадение внутренних ритмов компьютера с основными биоритмами человека. При «аналитическом» общении с компьютером (чтении электронных текстов, рисовании) указанное несовпадение незаметно. При контакте с виртуальными объектами несовпадение ритмов может привести к явной или скрытой «раскачке» психики и психологическому срыву или изменениям личности.

Стресс — распространённый психологический феномен нашего времени. Он является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, стресс характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, стресс — это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, который рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования стрессовых состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогения», «дидактогенные неврозы».

К числу причин наиболее распространенных дидактогений можно отнести [7, 98]:

1. Экзаменационный стресс, или «стресс получения оценки». При этом следует различать дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы, которые не достигают непривычной для организма силы. При неправильной организации процедуры опроса, экзамена у ребёнка возникают негативные эмоции, чрезмерное для его организма напряжение, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями с их внешними проявлениями.

2. Информационно-временные дистрессы обусловлены перегрузкой учебных программ, заставляющей самих учителей постоянно спешить и торопить учащихся. Особенно травматична эта ситуация для флегматиков и учеников, отстающих по многим предметам. 45-минутный формат урока часто не позволяет учителю выполнить все необходимые процедуры: опросить, объяснить, дать задание, проверить, пронаблюдать, провести физкультминутку, воспитательную работу, проявить индивидуальный подход, восстановить дисциплину.

3. Коммуникативные дидактогении обусловлены психологически неграмотным построением общения с отдельными учениками или всем классом. Педагогическая техника способна оказать выраженное негативное воздействие на учащихся, которое вначале будет незаметно (латентные психогенные воздействия). Это приводит к отклонениям в поведении, появлению воспитательных проблем, к патологическим реакциям и психосоматическим нарушениям у ребенка.

4. Фрустрационные дидактогении обусловлены несправедливым отношением учителя, невозможностью ученика получить желаемую оценку, добиться ожидаемой похвалы учителя. При характерном для нашей системы образования приоритете негативных оценок, запретов, упрёков, порицаний многие школьники часто или практически постоянно находятся в школе в состоянии фрустрации, обусловленной нечуткостью отношения к ним взрослых, педагогической и психологической неграмотностью учителей, воспитателей.

5. К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, дидактогенным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены).

Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации. В исследованиях информационного стресса, установ лении особенностей его развития и последствий для здо ровья важно четко различать и оценивать влияние раз ных экстремальных жизненных событий.

В дополнение к указанным выше ка тегориям С. А. Разумов разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:

infourok.ru

Стресс и его влияние на жизнь человека

В настоящее время стресс считается чем-то обыденным, но подумать только, еще 100 лет назад количество людей, переживших стресс, было намного меньше. Сложная работа, неправильное питание, злой начальник, проблемы в семье, зависть, нехватка денег – все эти предшественники стресса делают человека раздражительным. Но все ли это последствия стресса? Нет, поведение человека – далеко не единственный результат воздействия стрессовой ситуации. Все гораздо хуже. О влиянии стресса на жизнь, мы поговорим далее.

Каким бывает стресс и его влияние на человека

Стресс – довольно широкое понятие и имеет определение как совокупность психологических факторов, вызванных влиянием внешних воздействий на адаптацию человека. Обычно стресс протекает в несколько стадий.

Первые два понятия являются совершенно нормальными. Однако если окружающая среда изменяется слишком часто, то наступает не самая лучшая стадия стресса – истощение.

Стресс – это явление, которое встречается часто. Если стресс незначительный, то это не пойдет во вред организму. Если же стресс является чрезмерным, то он может быть вредным для человека.

В данном случае нужно обратить внимание на такое понятие, как стрессор – он представляет собой стимул, который запускает в действие реакцию. Стрессор – это фактор, который обеспечивает человеку безопасность. Рассмотрим, каким бывает стресс и его влияние на человека.

Влияние стресса на человека и его разновидности

Есть два основных вида – это дистресс и эустресс:

  • В первом случае явление вызвано негативными факторами – обычно физическими или психическими. Организму достаточно сложно с ними справляться, поэтому на нервную систему и на здровье человека оказывается существенное давление.
  • Во втором случае – стресс возникает в ходе положительных эмоций. Такой вид явления мобилизует силы организма и положительно влияет на него, являясь безопасным.
  • Оба вида явления разделяются по характеру, в котором они действуют на человека:

  • Психологический стресс – связан с влиянием социальных факторов на человека и собственного волнения по любому поводу. Возникает такое состояние в случае конфликтов в обществе. При таком явлении человек переживает постоянную тревогу, беспокойство, страх.
  • Эмоциональный стресс это самая первая реакция, которая возникает в данном явлении. Способствует активации обменных процессов. Если проявляется часто, то приводит к дисбалансу всех систем, что очень вредно для физического здоровья.
  • Биологический стресс – обычно он вызван физическими факторами. К ним относятся такие, как переохлаждение, ожог, заболевание, травмы, голод.
  • Есть еще и профессиональный стресс, который возникает в ходе работы во вредных условиях, неудобного графика, неправильного питания.

    Стрессы бывают эмоционально положительными или эмоционально отрицательными. В первом случае такое состояние может вызвать выигрыш в лотерею, встреча со старыми друзьями, сдача экзамена в школе или ВУЗе, повышение по карьерной лестнице. Отрицательные стрессы – что-то случилось с близким человеком, проблемы на работе, конфликт в коллективе.

    Также стрессы подразделяются на кратковременные и долгосрочные. Если рассматривать более детально, то кратковременный стресс – это острое явление, которое быстро появляется и быстро остывает. Долгосрочный стресс – носит хронический характер. Возникает на регулярной основе и характеризуется постоянным расстройством человека. Является наиболее губительным для здоровья и приводит к образованию многочисленных хронических болезней.

    На что влияет стресс? Депрессия, вызванная подобной ситуацией – это не только урон психологическому здоровью, но и существенная угроза физиологии человека. Рассмотрим основные области, которые больше всего подвергаются влиянию этого «страшного зверя». Влияние стресса на человека заключается в следующем:

    • Психическое расстройство – это первое последствие. Человек, подвергшийся влиянию стресса, становится уязвимым, раздражительным, порой доходит до того, что находится с ним в одном помещении – невозможно. Именно психологическая травма современного человека является одной из причин развода в семье, когда близкие люди не могут совладать со своими эмоциями и расстаются.
    • Самооценка – залог успеха. Мы успешны не настолько, насколько нас видят другие, а настолько, насколько сами себя чувствуем. У человека просто не хватает сил и мотивации, чтобы полюбить себя, он считает свою личность недостаточно развитой, а тело – недостаточно привлекательным. Если забыть о стрессе и заняться собой, то данное последствие может быть предотвращено. Если продолжать находиться в таком состоянии, это повлечет за собой более серьезные перемены. Рекомендуем прочитать статьи: способы повысить свою самооценку и стать уверенным в себе.
    • Энергетика и социальная жизнь – стресс способствует быстрой утомляемости организма, у такого человека быстро истощаются силы, в результате не хочется ничего делать. Затрачивается не только физическая энергетика, но и духовная. Люди, не желающие перенимать на себя негативные эмоции, перестают общаться с человеком, переживающим стресс. В результате социальная жизнь становится ненасыщенной.
    • Алкоголизм/ожирение – ввиду перечисленных выше проблем, человек лишается хорошего настроения, некоторых друзей, а возможно, работы или хобби. Чтобы кое-как забыться, человек уходит в «свой мир», где есть место для алкоголя, еды. Его не беспокоит тот факт, что он набирает лишние килограммы и спивается быстрыми темпами. Уже через пару месяцев стресса такого страдальца можно просто не узнать.
    • Физическое здоровье. Действительно, под действие стрессовой ситуации происходит обострение всевозможных хронических заболеваний (горло, сердце, почки, печень, нервные срывы, желудочно-кишечный тракт и так далее). Если не было никаких болезней, то они появляются. Повышается риск заражения раковыми заболеваниями, болезнями сердца, желудка. Как известно, нервные клетки не восстанавливаются, поэтому человек, который пережил стресс и не работает над собой, быстро стареет, «обрастает» морщинами, сединой, лишними сантиметрами и болезнями.
    • Пожалуй, это еще не все последствия воздействия стресса на человека. Если вы почувствовали, что что-то в жизни идет не так, стремитесь менять ее и меняться в лучшую сторону. В противном случае, можно столкнуться не с самой лучшей стороной проблемы.

      Влияние стресса на жизнь человека достаточно велико, однако можно этого избежать. Есть много способов, которые призваны помочь при избавлении от данного состояния. Стоит остановиться на самых легких и приятных методах.

    • Принятие ванн с морской солью и эфирными маслами. Этот вариант хорош, когда вы пришли с работы и хотите как можно быстрее расслабиться.
    • Длительные прогулки на свежем воздухе. Это полезно в том случае, если вы хотите не только укрепить свое здоровье, но и заняться приведением потока мыслей в порядок.
    • Процедуры релаксации способствуют поддержанию ума и тела в должном состоянии. Провести такую процедуру достаточно просто, необходимо сесть в любимое кресло, расслабиться, включив приятную музыку, представляя красивые картинки.
    • Занятия спортом избавят вас от влияния стресса, поэтому не стоит скидывать со счетов физическую активность. Запишитесь в школу танцев или на занятия йогой. Если нет возможности посещать подобные занятия, то нужно заниматься дома.
    • Отдых наедине с природой – нет, это не шумный курорт с благами цивилизации, а полное уединение. По-настоящему дикая природа обладает удивительным целебным действием, помогает снять стресс и дарит гармонию.
    • Таким образом, влияние стресса на людей трудно переоценить, поскольку оно очень велико. Такое явление оказывает разрушительное воздействие на психическое и физиологическое здоровье индивидуума, в корне изменяя его жизнь. Встречаются хорошие (положительные) и плохие (отрицательные) стрессы. Первые являются полезными для гормонального фона и для эмоций, в то время как вторые влекут за собой заболевания и проблемы социального характера.

      Во избежание негативных последствии рекомендуется пройти курс определенных процедур, которые позволят вам получить удовольствие и взглянуть на ситуацию под другим углом. Будьте здоровы и счастливы!

      globuslife.ru

      Влияние стресса на организм человека

      Помимо питания и экологии, стресс – один из главных факторов, влияющих на здоровье человека. Негативное влияние стресса пагубно сказывается на нормальном функционировании всего организма и часто становится толчком для возникновения тяжелых болезней, а последствия стрессов могут быть довольно серьезными. Вот чему нужно научиться — адекватно реагировать на стрессовые ситуации. Стресс преследует человека везде – дома, в магазине, на улице, на работе. Человек под воздействием такого состояния не может быть счастлив в полной мере.

      Если не вести активную борьбу с этим заболеванием, то влияние стресса на здоровье перейдет в тяжелую хроническую стадию. Сначала необходимо понять, что послужило провоцирующим фактором. Когда исчезнет причина, тогда можно устранить и последствия для организма.

      Физиологическое состояние человека

      Влияние стресса на организм человека практически всегда плохо воздействует на все органы и системы организма, только ухудшая самочувствие пациента. Чаще всего страдает физиологическое здоровье человека.

      1. Постоянные головные боли.
      2. Хроническое недосыпание.
      3. Обостряются болезни сердечно-сосудистой системы. Гипертония и учащенное сердцебиение.
      4. Возрастает риск роста онкологических клеток.
      5. Алкогольная и наркотическая зависимость.
      6. Быстрая утомляемость и снижение концентрации внимания и памяти.
      7. За счет повышения гормонов, возможно развитие остеопороза и источения кожи.
      8. Обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта, возникновения гастрита и язвы.
      9. Снижается иммунитет и в результате – регулярные вирусные заболевания.
      10. Не всегда последствия стресса можно вылечить, часто бывает дегенерация клеток головного и спинного мозга.
      11. Снижение либидо.
      12. Повышение глюкозы в крови.

      Душевное состояние человека

      Вредное влияние стресса на организм, который возник на психическом фоне, не позволяет человеку не только нормально работать, но и жить. Для любого действия необходимо прикладывать массу душевных усилий.

      Основные последствия стрессовых ситуаций:

    • Бессонница,
    • Неврозы, депрессия,
    • Агрессивность, раздражительность, приступы гнева,
    • Нежелание жить или что-то делать.
    • В одиночку очень трудно справиться со стрессом, главное понять причину и избавиться от источника такого самочувствия. Наиболее действенный способ – изучить методику для преодоления стрессовых ситуаций.

      Стресс может возникнуть благодаря сверхурочной работе и нести профессиональный характер. В медицине он так и называется – профессиональный стресс, действие и распространение которого увеличивается с каждым годом.

      Вот главные его причины:

    • Монотонность или высокий темп работы,
    • Сжатые сроки выполнения задания и перенагрузки,
    • Неправильное питание на работе,
    • Неподходящий график работы,
    • Конфликтные ситуации с начальством или коллегами,
    • Вредные условия работы.
    • Человек, переживающий такой вид стресса, в скором времени не выдержит и выгорит как ценный работник. Подробнее о пагубных последствиях стресса на работе.

      В современном мире стресс у детей достаточно частое явление. Множество детей находятся в комфортных условиях и живут определенным, уже сформировавшимся образом и любое нарушение приводит к стрессовой ситуации. Таким образом, они реагируют, как бы защищая себя.

      Причины возникновения стресса у ребенка:

    • Семейные (разлука с родными, развод родителей, ссоры, рождение еще одного ребенка).
    • Страхи (возрастные, внушенные, осознанные и неосознанные).
    • Несчастья (изменение условий жизни детей, смерть родственника).
    • Медицинские (боязнь врачей или боли, травмы).
    • Социальные (конфликты с другими детьми, страх быть непонятым, конкуренция).
    • Телефон, компьютер (эмоциональная нагрузка на психику).
    • Другое (смена обстановки в комнате, приучение к горшку и т.д.)
    • Не всегда можно различить стресс и обычные капризы ребенка, хотя зачастую эти признаки имеют совсем другой характер. К примеру, ребенок-непоседа может резко изменить свое поведение и его действия становятся более спокойными и тихими. Наиболее явные это физиологически проявления как заикание, нарушение сна, испуг, покраснение кожи, невнятная речь и т.п. Если по описанию можно узнать своего ребенка, то необходимо срочно обратиться к специалисту, то есть психологу.

      Беременность и стресс

      Наиболее восприимчивы к стрессовым ситуациям — будущие мамы, потому что негативное воздействие стресса на человека распространяется не только на них, но и на плод. В этот период женщина становится, особо восприимчива к внешним раздражителям, да и само состояние беременности приносит неудобства: быстрая утомляемость, ограничение в движении, опасение за ребенка и т.п.

      Причины стресса беременной женщины:

    • Напряженные отношения между супругами,
    • Неприятности на работе или учебе,
    • Неуверенность в прочности семьи,
    • Неудовлетворенность, нужда в чем-то.
    • Следует избегать ситуаций, в которых женщина будет чрезмерно волноваться или нервничать. Ведь влияние стресса на организм может быть очень опасным и губительным, вызывая трудности при вынашивании ребенка и плохом самочувствии женщины. Если вовремя не избавиться от источника такого состояния, то возможны печальные последствия.

      Наиболее распространенные последствия стресса:

    • Невозможность родить самостоятельно,
    • Удушение ребенка из-за недостатка кислорода,
    • Отклонения в развитии и недоношенность,
    • Густая кровь,
    • Преждевременное опорожнение вод,
    • Послеродовая депрессия.
    • Сейчас существует много разных методик, позволяющие снизить плохое влияние стресса на здоровье человека. Для начала лечащий врач должен назначить курс витаминизации для женщины. Ежедневный рацион питания требует обязательного присутствия витаминов А, В и С. Лучшее лекарство, чтобы оставаться спокойным — любимое занятие и не важно это чтение, вязание или рисование. Спокойная классическая музыка способствует расслаблению.

      Человек привык не обращать внимание на проблемы, накапливая и сдерживая свои эмоции в себе. Но через некоторое время, он может взорваться из-за любого пустяка. Чтобы сохранить здоровье, не стоит подвергаться негативному влиянию с чьей-либо стороны. Не надо забывать, что такие понятия как положительное влияние стресса ил польза стресса не существует.

      myvsd.ru

      Это интересно:

      • Как похудеть до анорексии Анорексия: как похудеть до анорексии? Сегодня внешность человека имеет огромную ценность. Те модели, которые ходят по подиуму формируют у многих людей представление об идеальной фигуре. В тех случаях, когда фигура не отвечает установленным стандартам, то многие стремиться разными способами, добиться указанных параметров и не думают в этот момент […]
      • Сильный стресс болит голова Сильная головная боль после стресса Здравствуйте, мне 39 лет. Неделю назад после нервного стресса на работе резко заболела голова (затылок с правой стороны ближе к уху). Уже неделю сильная боль не проходит, была у невропатолога,он назначил для снятия боли Траумель С, но он не помогает. Боли возникают при повороте головы с правой стороны, как-то […]
      • Работа и стресс Курсовая работа: Стресс и стрессоустойчивость: Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости 1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости 1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма 1.3 Обзор работ ученых, рассматривающих проблему стресса и стрессоустойчивости Глава 2. Опытно – […]
      • Сердечные неврозы лечение Невроз сердца - симптомы и лечение Неврозы сердца, или функционально-нервные заболевания сердца, являются частым проявлением общих невротических состояний. В англо-американской медицине это заболевание известно как "нейроциркуляторная астения". Невроз сердца развивается в результате нарушений высшей нервной деятельности, особенно протекающих с […]
      • Больной с деменцией что делать Деменция: как жить тем, кто рядом Если у вас в семье появился больной с деменцией, как жить с ним и сохранять позитивное восприятие мира является главным вопросом. По статистике, члены семей пациента с деменцией чаще страдают тревожными расстройствами и депрессией. По мере прогрессирования деменции родственники могут менять своё отношение к […]
      • Психические расстройства и весь организм Психические расстройства – влияние цвета Далеко не секрет, что цвет может вызвать психические расстройства человека. Мы не зря выбираем определённые цвета в спальню, столовую, кухню. Также, цветовая гамма широко используется нами в одежде. Так как же влияют цвета на наше восприятие и какие ассоциации они способны вызывать. Для начал разберёмся, […]
      • Как в ребенке узнать аутизм Как распознать в ребенке аутизм? «Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же явления, выраженные в […]
      • Как бороться с начинающим стрессом Как бороться со стрессом? Современного человека стресс настигает везде и всегда: дома, на работе, в общественном транспорте… Сталкиваясь с трудностями, вы становитесь раздражительным, уставшим или даже апатичным. Страдает нервная система, физическое и психическое здоровье организма. Вообще, сам по себе стресс – это такое состояние, когда […]