Стресс психологическая и психосоматическая реакция на него

Психологическая природа аллергии

Аллергия — гиперчувствительность иммунной системы к какому-либо веществу или физическому воздействию. Она может развиваться вследствие множества причин: нарушения пищеварения, ферментной недостаточности, лямблиоза, почечной недостаточности и т.д. В данной же статье речь пойдёт о психосоматической природе развития аллергических заболеваний.

Для начала рассмотрим общие понятия

Психосоматика — это направление медицины и психологии, изучающее связь между характеристиками личности, такими как черты характера, эмоциональное состояние, стили поведения, и развитием определённых соматических (телесных) заболеваний.

Аллергия на нервной почве

Развитие клинических проявлений аллергической реакции без непосредственного воздействия аллергена на иммунную систему и без возникновения реакции антиген-антитело называется псевдоаллергией. При этом из-за определённых сбоев в работе организма происходит высвобождение в кровь гистамина и других медиаторов воспаления, что ведёт к возникновению характерных симптомов аллергии.

Официальная медицина подтверждает психосоматическую связь между стрессом, нарушающим нормальное течение процессов в организме, и развитием аллергической реакции, из чего становится ясно, почему аллергию относят к психосоматическим заболеваниям.

Однако психосоматический процесс способен спровоцировать и возникновение истинной аллергии.

Симптомы психосоматической аллергии

Для аллергии на нервной почве характерно:

  • возникновение зуда и сыпи на коже (в основном на руках, шее, груди и животе),
  • дерматитов,
  • псориаза или экземы.
  • Возможно возникновение следующих симптомов: удушье, покраснение, или же побледнение кожи лица, тахикардия, нарушения работы пищеварительной системы, тошнота, потеря сознания, тремор, слезотечение, повышенное потоотделение, высыпание на слизистой рта, кашель, насморк.

    При психосоматической аллергии проявляются так же симптомы, локализованные в нервной системе, а именно: приступы усталости, депрессия, сонливость, апатия, головные боли, боли в мышцах, невралгии, расплывчатость и заторможенность мыслительного процесса, проблемы со зрением. Данные симптомы характеризуются периодами обострения и ремиссии.

    Психологический портрет аллергика

    Аллергия с психологической точки зрения — это отказ принимать вещество, воздействие которого в норме практически никак не проявляется. Связанно это может быть с ассоциацией воздействующего фактора с неприятным опытом в прошлом.

    Согласно мнению Лиз Бурбо, автора книги “Твоё тело говорит “Люби себя!””, аллергики испытывают отвращение к кому-то, или находятся под сильным впечатлением от определённого человека. Они могут находиться в позиции постоянной обороны, считая, что к ним проявляют агрессию. К тому же одной из основных причин развития психосоматической аллергии являются внутренние противоречия.

    Таковыми могут быть, к примеру, неприязнь к кому-то, и одновременно желание получить признание или одобрение этого человека, или любовь и, при этом, желание оставаться независимым. Также аллергия может быть проявлением тайного желания привлечь к себе внимание, или самонаказанием — отказом от того, чего человек считает себя недостойным, например аллергия на еду.

    Любопытный документальный фильм: «Тайны психосоматики»

    Примеры аллергических психосоматических реакций

    Психологические аспекты аллергии непосредственно связаны с клиническими проявлениями заболевания. Ниже приведены психосоматические аллергические реакции и указаны возможные причины их возникновения:

  • Психосоматика пищевой аллергии может брать своё начало от детской полноты, сопровождающейся неприятными комментариями по этому поводу, и, как следствие, возникает подсознательный отказ от продуктов, чтобы избежать набора веса и неприятных эмоций, связанных с этим.
  • Аллергия на пыльцу. Так как пыльца может ассоциироваться с размножением, то причиной развития реакции могут быть проблемы в сексуальной сфере, страх возникновения нежелательной беременности.
  • В период цветения и смену сезонов окружающий мир кардинально преображается. В этом отношении аллергия может быть вызвана боязнью перемен.

  • Аллергия на животных. После гибели домашнего животного, человек может подсознательно отторгать повторение столь неприятного события, что и проявляется аллергией на шерсть питомцев . Вместе с тем, реакция иногда развивается в связи с особенностями поведения конкретного животного, к примеру аллергия на кошек возникает из-за того, что кошки — существа свободолюбивые и независимые, в отличие от людей, загнанных в жёсткие социальные рамки, и у человека возникает подсознательная неприязнь к этим животным, проявляющаяся аллергией.
  • На холод, тепло и свет. Если человеку необходимо выполнять неприятные для него действия (нелюбимая работа, учёба), он подсознательно придумывает способы избежать негативного воздействия, что проявляется в виде аллергических реакций на термическое, световое воздействие.
  • Кожные аллергические реакции. Проявления на лице связывают со страхом, или, наоборот, желанием привлечь к себе внимание, поражение рук происходит из-за нежелания выполнять неприятную работу руками (мытьё, стирка).
  • Лечение аллергии на нервной почве

    По той причине, что в возникновении психосоматической аллергии участвуют в основном психические процессы, лечение воздействует в первую очередь на нервную систему пациента.

    При лечении аллергии на нервной почве используют такие методы:

    • Массаж биологически активных точек;
    • Иглорефлексотерапия;
    • Рефлекторно-мануальная терапия;
    • Психотерапия при аллергии, включающая гипноз, суггестию (внушение) и работу с психологом;
    • Гомеопатия;
    • Устранение источника стресса;
    • Йога и медитативная практика;
    • Приём седативных препаратов;
    • Лечение аллергии, не связанное с психосоматикой (противоаллергические препараты, иммунотерапия).
    • Профилактика психосоматической аллергии (седативные чаи и настои, прогулки, занятия спортом, нормированный режим дня, здоровое питание, благоприятная атмосфера в местах пребывания);
    • Психосоматические причины аллергии у детей

      Психосоматическая аллергия у ребёнка может развиться при частом расставании с матерью на весь день, при постоянных конфликтах между родителями, или из-за жёсткого ограничения свободы мысли и действия с их стороны.

      Так как психика ребёнка не развита в полной мере, и он не способен полноценно выражать своё состояние через эмоции и общение, организм реагирует на перечисленные факторы возникновением аллергической реакции.

      Об ответственности родителей

      Ребёнок не всегда может напрямую обратиться к родителям за помощью. Поэтому ответственные родители сами должны по возможности чаще общаться со своими детьми, спрашивать, что их волнует, тяготит, постараться помочь решить их проблемы. Это необходимо, чтобы поддержать и укрепить психическое здоровье ребёнка, и тем самым предотвратить развитие психосоматических заболеваний, в том числе и аллергии.

      Аллергия и психологическое состояние очень тесно связаны. Заболевание может возникнуть на нервной почве, вследствие внутренних противоречий, ненависти или зависти к кому-то или чему-то.

      Чтобы предотвратить развитие аллергии по психосоматическому механизму, следует следить за своим психическим здоровьем, избегать или учиться справляться со стрессовыми ситуациями, разобраться в своих неприятных, навязчивых мыслях, а так же следить за физическим здоровьем: питаться здоровой пищей, заниматься спортом, просто гулять, соблюдать режим дня, высыпаться.

      allergy-center.ru

      Все про психологический стресс, его причины, симптомы и методы борьбы

      Психологический стресс представляет собой следствие, итог сильнейшего нервного перенапряжения, которое спровоцировано тем или иным переживанием. Каждая эмоция, положительная либо отрицательная способна привести к данному виду стресса, как реакции организма на раздражитель.

      В свою очередь психологический стресс бывает информационный и эмоциональный.

      Особенности психологического стресса…

      Спровоцировать психологический стресс может все что угодно – психологическая травма или же обидное слово, ссора или же низкая температура.

      Что характерно, реагировать человек будет одинаково, как на реальную угрозу для него, так и на вымышленную, в то же время особенность поведенческих реакций на стресс у каждого человека индивидуальна, но суть в корне будет одной. И это есть психологический стресс.

      Он может возникнуть как в стенах своего родного дома, так и вне его предела – на работе или же в магазине, в школе или ином месте. В любом из случаев и ситуаций он может спровоцировать весьма тяжелые и серьезные проблемы со здоровьем.

      … и отличия от физического

      Физический и психологический стресс разняться в себе и не только причинами своего появления и развития, но и последствиями. Так причинами, которые провоцируют физический стресс, могут быть физические, химические либо же биологические факторы, а вот психологический – скорее социальное влияние, а так же собственные мысли.

      В отношении характера потенциальной опасности, то физический провоцирует реальная угроза, а вот психологический – такая угроза может нести как реальный, так и виртуальный характер.

      При физическом стрессе – негативное действие, его последствия направлены на здоровье всего организма, органов и систем, а при психологическом – на социальный статус, уровень самоуважения и иные социальные параметры.

      В отношении эмоционального переживания – физический стресс проявит себя в виде первичных эмоций, таких как страх и боль, испуг или же гнев, а вот эмоциональный проявит себя в виде беспокойства и депрессивного угнетения, тревоги и тоски, ревностью или в виде зависти.

      В вопросе временных рамок физический стресс проявит себя только в настоящем времени или же недалеком будущем, имея конкретные рамки, а вот психологический будет иметь размытые временные рамки.

      В вопросе существующих теорий о психологическом стрессе достаточно выделить следующие самые популярные:

    • Теория Г. Селье. Ученый из Канады объяснил природу стресса, как защитный механизм организма на биологические раздражители — на основании поведенных опытов он доказал, что любая сложная и непривычная ситуация заставит человека приспособиться. Каждый раздражитель будет провоцировать разное поведение у каждого человека индивидуально – он назвал это адаптационным синдромом.
    • Теория Павлова. Согласно его теории, под воздействием эмоционального переживания, перенапряжения человек будет впадать в одно из следующих состояний: апатия, определенная заторможенность, при которой снижается любая активность или же развивается гиперактивность, выражающаяся в чрезмерном беспокойстве и крайней деятельности. Каждая из них вредна для организма по-своему.
    • Теория Лазаруса. Р. Лазарус в своей теории выдвинул идею, что к психологическому стрессу приводят как физические, так и психологические стрессовые факторы. Среди физических факторов он называл погоду и боль, травму и болезнь, неудобства на физическом уровне. К эмоциональным он относит – мелкие бытовые проблемы и стрессы, конфликты и скандалы, монотонный быт и развод, завышенное ожидание и несовпадение его с окружающей действительностью.
    • Особенности и стадии поведенческой реакции

      Сам процесс течения психологического стресса условно можно поделить на такие стадии:

    • Эмоциональная тревожность. Именно на этом этапе проявляются самые первые признаки, ответная реакция на внешние раздражители. По своей продолжительности она может разниться – тут все индивидуально и по времени может варьировать от нескольких минут и до нескольких дней. Даже недель.
    • Стадия сопротивления и адаптации. В этом случае человек максимально приспосабливается и усиливает внутреннее и внешнее сопротивление организма внешнему и внутреннему раздражителю. Если раздражение идет достаточно длительное – имеет место постепенное приспособление к нему, как к привычной среде обитания. Именно на данной стадии пациент может эффективно анализировать ситуацию и выбрать наиболее оптимальный для себя вариант развития событий и способ побороть стресс.
    • Стадия истощения. Если пациент исчерпывает свои силы, при длительном влиянии стрессовых факторов, пациент будет ощущать утомление и усталость, хроническое опустошение. К этим неприятным ощущениям присоединяется чувство тревоги и безысходности – на данном этапе способность адаптироваться и приспособиться утрачивается полностью, особа просто теряет способность предпринимать те или иные действия.
    • Клиника стрессовой ситуации

      Стресс может проявлять себя по-разному – тут симптомы исключительно индивидуальны. При чем симптоматика будет разниться с учетом того, на какой стадии развивается психологический стресс. Тем не менее, практикующие психологи выделяют следующие психологические симптомы стресса:

    • тревога, развивающаяся без причин, а также ощущение внутреннего переживания и напряжения;
    • приступы вспыльчивости и раздражительности, агрессия и неадекватное реагирование на любой раздражитель;
    • неспособность контролировать собственные действия, эмоции и слова, управлять ими;
    • внимание и концентрация снижается в разы, падает трудоспособность, ухудшается память;
    • пациент тоскует, переживает угнетенное и подавленное свое состояние;
    • не получает позитивного заряда даже от положительных новостей и событий, его преследует постоянная неудовлетворенность собой и своим окружением;
    • субъекту присуща капризность, окружающий мир для него становиться призрачным, идет отстранение от своего внутреннего Я;
    • изменяются вкусовые пристрастия, а также режим питания – пациент отказывается от еды или же наоборот, ест постоянно;
    • нарушается режим сна, а также само поведение человека, снижается его контактность с социумом;
    • Корень проблемы — его нужно знать и уметь искать

      В вопросе причин, которые провоцируют развитие эмоционального стресса практикующие психологи называют в первую очередь противоречие, имеющееся меж внутренними представлениями и реальным миром.

      Помимо всего прочего, стрессовое состояние может быть спровоцировано и иными факторами и событиями, которые существуют во вне, так и в человеческом сознании. Главное, что это событие – значимое для человека и уже не столь важно, положительное оно или же отрицательное.

      Психологи выделяют следующие значимые для особы события:

    • смерть близкого или родного человека, расторжение брака или же расставание со своей второй половинкой;
    • заключение в тюрьму и поражение здоровья серьезной патологией;
    • увольнение с работы или же изменение в социальном положении человека;
    • наличие долговых обязательств, при чем на большие суммы, и ухудшение в финансовом положении особы;
    • болезнь родных и близких, проблемы, возникающие с правоохранительными органами и беременность;
    • проблемы в сексуальной сфере или же смена места жительства или же работы;
    • изменения в собственных привычках, режиме питания и условиях работы, ухудшение отношений в семье.
    • Причин и факторов может быть масса – сколько людей, столько и их разновидностей, да и они имеют плохое свойство накапливаться, подавляя все больше и больше.

      Механизм формирования

      В сфере психологии имеют место 2 группы механизмов, запускающих стресс – это физиологические и психологические. Так при рассмотрении физиологической группы запуска стрессового механизма – в этом случае будут задействованы:

    • субкортикальная система – она активирует работу коры мозга человека;
    • симпатическая нервная система – она готовит организм к неожиданному влиянию стрессовых, провоцирующих факторов, стимулирует понижение выработки глюкозы и сердечной деятельности;
    • задействуются субкортикальные двигательные центры, управляющие инстинктом, движениями и мимикой, пантомимой;
    • начинают работать органы внутренней секреции и запускается сам механизм обратной афферентации.
    • Если речь идет о подсознательных установках – таковые будут защищать психику каждого человека от влияния неблагоприятных факторов и к таковым практикующие психологи относят:

      1. Подавление – механизм, лежащий в основе большинства иных метод и представляет собой постепенное вытеснение эмоций, памяти и воспоминаний в область подсознания и пациент постепенно начинает забывать о самой неприятной для него ситуации.
      2. Проектирование – в этом случае человек, недовольный собственным поступком, мыслями, будет проектировать их на свое окружение, приписывая тому или иному человеку подобное действие. Запускается такой себе процесс самооправдания.
      3. Регрессия – в этой ситуации пациент просто уходит от собственной реальности, когда он переступает порог беспомощности, становясь полностью безучастным, не принимает решения и не делает первый шаг.
      4. Рационализация – один из способов оправдать себя и состоит в поиске того единственного виновника, который и спровоцировал всю негативную, неблагоприятную ситуацию.
      5. Сублимация – наиболее благоприятная из всех реакция, которая может развиваться на стресс, эффективна как на уровне подсознания, так и в реальности. В этом варианте развития событий человек преобразует неприемлемое поведение, например, страх или агрессию, в рамках допустимого, выражая его в боксе, спортивных играх или ином действии.
      6. Методы восстановления

        Оказавшись в неприятной ситуации, когда психологический стресс поражает и сковывает, стоит знать каким образом стоит поступать, как разрядить обстановку и восстановить собственные силы. В этом случае на помощь могут прийти следующие способы и методики:

      7. Психотерапия – хоть и малопопулярная услуга, но достаточно эффективна. В этом случае речь идет не просто о разговорах с психиатром, а о том, что опытный специалист способен рассмотреть и выявить первопричину и особенности психологического стресса у своего пациента, оценить положение и направить человека в нужное русло, контролируя все и вся.
      8. Медитирование – важное и полезное умение отстраниться от негативных ситуаций, раздражающих факторов, в особенности, для жителей крупных мегаполисов. Постарайтесь почаще выбираться на природу или просто побыть в спокойной обстановке, привычной для внутреннего равновесия и умиротворения.
      9. Йога, которая сочетала бы в себе физкультуру и медитацию – выполняя ту или иную асану, пациент будет сосредоточен на ней, ее выполнении, собственном теле и ощущениях, уходя от негативных мыслей. При этом растяжка и напряжение мышц будет способствовать преодолению стрессовой ситуации на физическом уровне.
      10. Дыхательная гимнастика – показана всем эмоциональным людям, которые в силу собственного характера эмоционально реагируют на любой раздражитель, стрессовую ситуацию, только усугубляя положение в худшую сторону. Просто 5-10 раз спокойно и глубоко вдохните и выдохните – это займет в день несколько минут, а сформированная привычка, со временем действующая на уровне подсознания позволит оградить от многих стрессовых ситуаций.

      Среди иных методов восстановления можно выделить и релаксацию, а также отвлечение внимания, смену обстановки и физическую активность, которые в сочетании с любимыми музыкальными произведениями и общением позволят вывести пациента из неблагоприятной для него психологической ситуации.

      Предлагаем послушать музыку для снятия стресса и нервозности прямо сейчас:

      Не дай себе стресснуть

      В вопросе профилактики возникновения стрессовых ситуаций нет ничего сложного, и любой может постичь азы предотвращения и ограждения себя от негативных ситуаций и соответственно эмоционального, психологического стресса. Практикующие психологи отмечают много методик, которые способны помочь пациенту, его организму на физическом и психологическом уровне.

      В первую очередь – чаще гуляйте в парке, возле озера или реки, просто на свежем воздухе. Это прекрасная, а главное эффективная профилактика стресса.

      Не менее действенным есть и ведение дневника или же составление собственного списка дел и мыслей – данная метода помогает научиться структурировать собственные мысли, находя оптимальное решение в той или иной ситуации.

      Если вы переутомились, психика на эмоциональном уровне истощена – поможет восстановиться путешествие, поход или же простое общение с приятным для вас человеком, животным в спокойной и располагающей к общению обстановке.

      Усилить положительный эффект помогут и специальные методики расслабления – дыхательная гимнастика или же принятие расслабляющей ванны, любимое хобби. И, конечно же – физическая активность.

      neurodoc.ru

      Психосоматика: Как лечить болезни «от нервов»

      В психологии под «психосоматикой» понимают влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических, то есть телесных заболеваний. Психосоматические расстройства — это состояния, в которых кроется психологическая причина, реакция организма на переживания; список таких расстройств постоянно расширяется. Правда, в одних случаях, чтобы выздороветь, действительно нужно перестать «накручивать себя», а в других стоит бить тревогу и не медлить с лечением. Почему так происходит, выясняем у экспертов: психотерапевта, ведущего специалиста израильского центра «Кабинет доктора Исаева» Дмитрия Исаева, нейропсихолога, научного сотрудника сервиса для развития когнитивных функций мозга «Викиум» Николая Французова и кандидата медицинских наук, интегративного психотерапевта, директора Института интегративной психотерапии и коучинга Ольги Лукиной.

      Что такое психосоматические нарушения

      Психосоматические нарушения — это симптомы или заболевания, которые развиваются в рамках реакции организма на стресс. Это могут быть отдельные проявления — например, боль в области шеи, головы или живота, судороги, тики, тошнота, слабость, головокружение, — в основе которых нет болезни как таковой. Нейропсихолог Николай Французов отмечает, что чаще всего психосоматические проявления встречаются в результате «нездоровой» адаптации человека к жизненным обстоятельствам, когда нервная система не в состоянии «проглотить» поток данных.

      Существуют и целые психосоматические заболевания — патологии, которые развиваются под влиянием психогенных факторов: стресса, психологических травм, внутренних конфликтов. В этом случае нарушение в работе органов возникает как ответная реакция организма на эмоциональные переживания. Стрессовый фактор есть у таких болезней, как ревматоидный артрит, язвенный колит, бронхиальная астма, эндокринные нарушения, поражения опорно-двигательного аппарата, нарушения работы сердечно-сосудистой системы — хотя, безусловно, объяснять их развитие одним только стрессом нельзя. Например, в России всплеск психосоматических заболеваний пришёлся на начало девяностых: число случаев язвенного кровотечения выросло почти вдвое, ишемическая болезнь сердца стала чаще встречаться у молодых, а по частоте жалоб на высокое артериальное давление женщины «догнали» мужчин.

      Почему болеют из-за стресса

      Стресс — защитная реакция организма на потенциальную опасность. В момент стресса увеличивается выработка гормонов «экстренного реагирования» катехоламинов (это адреналин, норадреналин, дофамин) — и все процессы ускоряются: учащаются сердцебиение и дыхание, усиливается моторика желудка и работа почек. Организм готовится к спасительным действиям — бежать от опасности или отвечать нападением («fight or flight»). Чтобы обеспечить мышцы и органы кислородом в таком состоянии, сосудам требуется прокачать больше крови, чем обычно. Для этого необходимо увеличить скорость кровотока, что уменьшит просвет сосудов и увеличит давление в них. Когда действие завершится и произойдёт разрядка (выплеск эмоций), работа сосудистой системы нормализуется. Если разрядки не возникает, спазм сосудов сохраняется, и это может привести к развитию артериальной гипертензии.

      Дмитрий Исаев обращает внимание, что звери в дикой природе находятся в постоянном стрессе, но у них нет подобных проблем со здоровьем. Это связано с тем, что, в отличие от животных, в современных условиях человек вынужден сдерживать негативные эмоции, например агрессию. Ускоренный режим работы организма «компенсируется» изменениями в органах — и в результате развиваются или обостряются болезни. Степень воздействия стресса и особенности личности, её характер, темперамент — факторы, которые также влияют на риск психосоматических патологий.

      Психотерапевт Ольга Лукина приводит случай из собственной практики: пациент жаловался на регулярную интенсивную боль в области сердца, но сердечно-сосудистых патологий у него не было. Мужчина привык много трудиться, хорошо выполняя свою работу, и занимал должность топ-менеджера в крупной международной компании. Его новым боссом стал агрессивный лидер, требующий невозможного. В результате чем сильнее подчинённый истощал себя, тем чаще допускал ошибки и выслушивал недовольства начальника. Тревожность увеличивалась — и в результате круг замкнулся: истощённый организм нуждался в полноценном сне, но, когда появлялось время на отдых, последний оказывался невозможным из-за дискомфорта в груди. По словам врача, ещё немного — и её пациент «заработал» бы инфаркт миокарда или инсульт.

      В основе психосоматических заболеваний лежат внутренние конфликты, которые не всегда легко осознать. Человек с самого детства может быть приучен оправдывать чужие ожидания вместо того, чтобы добиваться собственных целей. В результате внутреннее равновесие утрачивается — становится сложно проявлять себя, накапливаются невыраженные эмоции, растёт внутреннее напряжение. Организму требуется всё больше сил, и даже незначительный стресс может спровоцировать, например, нарушение гормональных механизмов контроля артериального давления. Это приведёт к гипертоническому кризу.

      По словам психотерапевта Дмитрия Исаева, появляется всё больше исследований о том, что одной из причин многих заболеваний, в том числе онкологических, является особая реакция организма на стрессовые состояния. Однако популярное выражение, что «все болезни от нервов», не всегда верно. По сути, жизнь человека — это совокупность стрессов. Патофизиолог Ганс Селье, изучавший природу стрессовых состояний во второй половине двадцатого века, установил, что стресс бывает условно положительным (эустресс) или условно отрицательным (дистресс). При столкновении с трудностями, организм реагирует на них одним из двух способов: активно (борьба) или пассивно (бегство от сложностей, попытка их перетерпеть). Причём если первая реакция помогает организму адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и ритму жизни, то вторая зачастую ведёт к расходу внутренних ресурсов, недомоганиям и болезням. Получается, что решающим является не сам стресс, а реакция на него.

      Что делать, чтобы меньше нервничать

      Николай Французов советует вспомнить приёмы, помогающие расслабиться. К ним относятся техники дыхания и релаксации, позитивный внутренний монолог (самовнушение), рациональное объяснение происходящей ситуации и поиск аргументов в свою пользу («Я способен решить эту проблему»). Грамотно выходить из стрессовой ситуации, используя приёмы самоутверждения («Я могу гордиться собой»), тоже важно. Французов добавляет, что хороший эффект дают аутогенные тренировки, медитация, занятия йогой, массаж и активная физическая нагрузка. Иногда переключить внимание достаточно при помощи чтения увлекательной книги, приготовления любимого блюда, расслабляющей ванны или похода в театр. Но, как правило, снять стресс ещё не значит решить проблему. Очень важно осознать причину своих переживаний и создать новую стратегию поведения (в этом поможет работа с психологом или психотерапевтом).

      к психосоматическим болезням

      Прямой предрасположенности к психосоматическим заболеваниям нет, но у каждого человека с детства формируются определённые стереотипы поведения. Поэтому, по словам Дмитрия Исаева, такие болезни передаются не по наследству, а скорее по сценарию — через неосознанно закреплённые способы реакций в трудных жизненных ситуациях. Многое зависит и от темперамента сформировавшейся личности. Врач отмечает, что иногда человек, чьи близкие родственники имеют психосоматические симптомы, привыкает искать проблемы со здоровьем у себя и в результате находит целый «букет болячек» (последние пациент обычно называет «семейными»). В группе риска также те, кто плохо справляется со стрессом.

      Что лечить вначале: больную душу или тело? Эксперты уверены — нужно работать с личностью и её установками. Психосоматика создаёт порочный круг: болезнь усиливает ощущение беспомощности, а беспомощность провоцирует развитие или обострение болезни. Поэтому очень важно научиться применять активную стратегию преодоления жизненных трудностей. В случае психосоматической болезни обычно не обойтись без медикаментозного лечения (при этом антидепрессанты не решат проблему). Так, при болях в сердце вначале следует обследоваться у кардиолога, а при проблемах с кожей — нанести визит дерматологу. Если профильный врач подтвердит влияние психосоматики в развитии заболевания, он порекомендует пройти дополнительное обследование у психотерапевта и/или обратиться к психологу.

      Психологическая работа должна протекать в двух направлениях: во-первых, это поиск ответа на вопрос, чего «добивается» психика, провоцируя симптомы. Например, организм может сигнализировать о том, что пора отдохнуть, или реагирует болью в животе на предстоящую неприятную встречу. Во-вторых, необходимо выстраивание новой стратегии, позволяющей принимать изменения, которые произойдут с исчезновением болезни. В основе коррекции психосоматических состояний лежит психоанализ, и такие занятия требуют много времени. Чтобы ускорить выздоровление, психологи советуют совмещать психоанализ с элементами массажа и физическими упражнениями; хороший эффект может дать телесно ориентированная психотерапия. А вот попытки справиться с психосоматическим расстройством, ещё не превратившимся в настоящую болезнь, при помощи только медицинских решений, по мнению нейропсихолога Николая Французова, не дадут желаемого результата: скорее всего, после прохождения обследования такой пациент получит заключение, что он здоров, но при этом неважное самочувствие у него сохранится.

      www.wonderzine.com

      Психологические реакции на стресс

      Стрессовые ситуации вызывают самые разнообразные эмоциональные реакции — от легкого возбуждения (если событие требует известного напряжения, но с ним можно справиться) до обычных эмоций тревожности, гнева, уныния и депрессии (см. табл. 14.2). Если стрессовая ситуация не прекращается, эмоции могут сменять одна другую в зависимости от успешности наших попыток преодолеть эту ситуацию. Давайте более внимательно рассмотрим наиболее распространенные эмоциональные реакции на стресс.

      Таблица 14.2. Реакции на стресс

      Гнев и агрессия

      Апатия и депрессия

      Повышение скорости метаболизма

      Повышение кровяного давления

      Выделение эндорфинов и АКТГ

      Выделение повышенного количества сахара из печени

      Наиболее обычной реакцией на стрессор является тревожность. Это неприятное переживание, обозначаемое такими словами, как «беспокойство», «опасение», «напряжение» и «страх», и ощущаемое всеми нами время от времени в разной степени. У людей, переживших события, которые вызывают у человека страдания сверх нормального уровня (например, стихийные бедствия, изнасилование, похищение), иногда развивается ряд связанных с тревожностью симптомов, известных как посттравматические стрессовые нарушения. К основным симптомам относятся: а) холодное безразличие по отношению к миру с отсутствием интереса к привычной деятельности и чувством отчуждения от других; б) периодическое оживление травмы в воспоминаниях и снах; в) нарушения сна, трудность сосредоточения и повышенное нервное напряжение. Некоторые также чувствуют вину за то, что они выжили, а другие нет.

      Посттравматические стрессовые нарушения могут развиться сразу после бедствия или под действием слабого стресса, возникшего недели, месяцы и годы спустя. И длиться они могут долгое время.

      В ходе исследования, проведенного с жертвами потопа 1972 года, разрушившего общину в местечке Буффало-Крик в Западной Вирджинии, было обнаружено, что вскоре после потопа у 63% выживших появились симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Четырнадцать лет спустя симптомы ПТСР все еще наблюдались у 25% пострадавших (Green et al., 1992). Аналогично, при исследовании детей из штата Флорида, выживших после урагана «Эндрю» в 1992 году, было обнаружено, что около 20% детей страдали ПТСР через год после катастрофы ( La Greca et al., 1996).

      Травмы, нанесенные людьми, такие как сексуальное или физическое нападение, террористическая акция или война, вызывают ПТСР с еще большей вероятностью, чем природные катастрофы, по крайней мере по двум причинам. Во-первых, такие травмы порывают нашу веру в положительность жизни и доброту людей, а когда эта вера подорвана, вероятность развития ПТСР выше (Janoff-Bulman, 1992). Во-вторых, несчастья, причиненные людьми, чаще обрушиваются на отдельных людей, чем на сообщества, а страдание в одиночку увеличивает риск развития ПТСР.

      Исследование лиц, переживших холокост, показало, что почти половина из них все еще страдала от ПТСР сорок лет спустя (Kuch & Сох, 1992). Среди бывших узников концлагерей диагноз ПТСР встречался в три раза чаще, чем среди жертв, не прошедших через лагеря. Многие продолжают переживать травмы, связанные с преследованием в своих сновидениях, и боятся, что в их отсутствие с их супругами или детьми может случиться несчастье.

      Исследование жертв изнасилования показывает, что около 95% посттравматических стрессовых симптомов являются достаточно острыми для постановки диагноза расстройства в течение первых двух недель после изнасилования (см. рис. 14.1). Около 50% жертв соответствуют критериям диагноза ПТСР через три месяца после изнасилования, а до 25% жертв страдают от ПТСР и спустя четыре-пять лет (Foa & Riggs, 1995; Resnick, Kilpatrick, Dansky & Sanders, 1993).

      Рис. 14.1. Посттравматические симптомы при изнасиловании. Почти у всех женщин, которые были изнасилованы, наблюдаются достаточно выраженные симптомы посттравматического стрессового расстройства для постановки диагноза ПТСР в течение первой или второй недели после изнасилования. Процент женщин, у которых продолжают наблюдаться симптомы ПТСР, снижается в течение трех месяцев после изнасилования. Однако почти 50 процентам женщин все еще может быть поставлен диагноз ПТСР в течение трех месяцев после изнасилования (по: Foa & Riggs, 1995).

      Диагноз посттравматического стрессового расстройства получил широкое распространение как диагностическая категория вследствие проблем, испытываемых ветеранами вьетнамской войны. Хотя стрессовые реакции на ужасы войны наблюдались и во время предыдущих войн (во время Первой мировой войны эти реакции носили название «осколочного шока», а во время Второй — «боевой усталости»), ветераны вьетнамской войны оказались особенно подверженными хроническим симптомам, описанным выше. Согласно статистическим исследованиям, 15% ветеранов вьетнамской войны страдали от посттравматического стрессового расстройства после демобилизации (Centers for Disease Control, 1988).

      < Рис. Посттравматическое стрессовое расстройство охватывает примерно одну шестую часть ветеранов вьетнамской войны. >

      ПТСР нередко сопровождается злоупотреблением наркотиками, склонностью к насилию и проблемами в межличностных взаимоотношениях. В исследовании с участием 713 мужчин, служивших во Вьетнаме, 16% сообщали о проблемах, являющихся результатом тяжелых форм алкоголизма, в частности, о проблемах, связанных с учебой, работой или общением с друзьями. 16% по крайней мере один раз арестовывались, а 44% сообщали, что их до сих пор посещают воспоминания о войне, от которых они пытались избавиться (Yager, Laufer & Gallops, 1984). Солдаты, воевавшие во Вьетнаме, были еще совсем молодыми людьми (средний возраст составлял 19 лет), а условия военных действий были необычными: отсутствие ярко выраженной линии фронта, неожиданные атаки из труднопроходимых джунглей, трудности в различении между вьетнамцами, являвшимися врагами и союзниками, и отсутствие поддержки войны со стороны американской общественности. Многие ветераны вьетнамской войны по сей день повторно переживают в своих воспоминаниях и сновидениях произошедшие с ними травматические эпизоды. Как писал один ветеран: «Война закончилась для истории, но она так и не закончилась для меня» (Marbly, 1987, р. 193).

      Солдаты и не участвовавшие в военных действиях участники недавних войн также страдают от ПТСР. Исследование с участием ветеранов войны в Персидском заливе 1991 года показало, что 13% из них страдало от ПТСР в следующем году после окончания войны (Sutker, Davis, Uddo & Ditta, 1995). Исследование, проведенное с беженцами из Боснии сразу после того, как они переселились в США, показало, что 65% из них страдали от ПТСР (Weine et al., 1995). Повторное исследование, проведенное год спустя, показало, что 44% беженцев все еще страдали от ПТСР (Weine et al, 1998).

      Другая распространенная реакция на стрессовую ситуацию — это гнев, который может вести к агрессии. Как показали лабораторные исследования, некоторые животные ведут себя агрессивно в ответ на различные стрессоры, включая скученность, удары током и невозможность получить ожидавшееся пищевое вознаграждение. Если пару животных, находящихся в клетке, из которой они не могут убежать, раздражают током, они начинают драться при подаче тока и перестают, когда ток выключают.

      Дети часто становятся злыми и проявляют агрессивное поведение, когда переживают фрустрацию. Как мы отмечали в главе 11, гипотеза фрустрации—агрессии предполагает, что когда усилия человека по достижению цели блокируются, возникает потребность в агрессии, которая мотивирует поведение к причинению вреда объекту или человеку, вызвавшему эту фрустрацию. Хотя исследование показало, что агрессия не является неизбежной реакцией на фрустрацию, она несомненно является одной из таких реакций. Когда один ребенок получает от матери игрушку, другой, скорее всего, набросится на него, чтобы отобрать. В конце 80-х годов некоторые взрослые, сильно фрустрированные бесконечными дорожными пробками на горячих автострадах Лос-Анджелеса, начинали стрелять друг в друга. К счастью, взрослые чаще выражают свою агрессию вербально, чем физически; они чаще обмениваются оскорблениями, чем тумаками.

      Агрессия, направленная непосредственно на источник фрустрации, не всегда возможна и разумна. Иногда ее источник расплывчат и неосязаем. Человек не знает, на что наброситься, но чувствует злость и ищет объект для ее вымещения. Иногда индивид, ответственный за фрустрацию, обладает такой силой, что нападение на него будет небезопасно. Когда обстоятельства препятствуют прямому нападению на источник фрустрации, агрессия может смещаться: агрессивное действие может направляться на невинного человека или объект, а не на реальную причину фрустрации. Человек, которому сделали выговор на работе, может вылить на свою семью невыраженное чувство обиды. Студентка, разозлившаяся на своего профессора за несправедливую отметку, может устроить скандал своей соседке по комнате. Ребенок, фрустрированный школьными переживаниями, может прибегнуть к вандализму в отношении школьной собственности.

      Апатия и депрессия

      Хотя обычной реакцией на фрустрацию является активная агрессия, распространена и противоположная реакция отстраненности и апатии. Если стрессовые условия сохраняются и индивиду не удается преодолеть их, апатия может углубиться до депрессии.

      Теория приобретенной беспомощности (Seligman, 1975) объясняет, как переживание неприятных, неконтролируемых событий может приводить к апатии и депрессии (см. также гл. 7). В ряде экспериментов показано, что собаки, помещенные в ящик-челнок (устройство с двумя отделениями, разделенными перегородкой), быстро научаются прыгать в другое отделение, чтобы избежать слабого удара током, подводимого к ногам через сетку на полу. Если за несколько секунд перед подачей тока загорается свет, собака научается полностью избегать удара током, прыгая по сигналу лампы в безопасное отделение. Однако если собака ранее побывала в другом ящике, где удары током были непредсказуемы и неизбежны, где никакие ее действия не прекращали действие электричества, то собаке было весьма трудно выучить реакцию избегания в новой ситуации, где она была бы подходящей. Животное просто сидело в ящике-челноке и терпело раздражение током, хотя оно могло прыгнуть в противоположное отделение и тем самым прекратить неудобство. Некоторые собаки так этому и не научались, даже если экспериментатор показывал им нужную процедуру, перенося их через барьер. Экспериментаторы заключили, что эти животные усвоили из предыдущего опыта, что они беспомощны, избежать шока не могут, и поэтому даже в новой ситуации отказывались пытаться это сделать. Эту приобретенную беспомощность животным было трудно преодолеть (Overmeier & Seligman, 1967).

      У некоторых людей тоже развивается приобретенная беспомощность, характеризуемая апатией, отстраненностью и бездействием в ответ на неконтролируемые события. Однако не у всех. Первоначальную теорию приобретенной беспомощности пришлось изменить, чтобы принять в расчет тот факт, что одни люди становятся беспомощными вслед за неконтролируемыми событиями, а других вызов со стороны таких событий воодушевляет (Wortman & Brehm, 1975). Эта измененная теория будет рассмотрена ниже.

      Тем не менее первоначальный вариант теории приобретенной беспомощности помогает понять, почему некоторые люди, встречаясь с трудностями, сдаются и оставляют все как есть. Например, со ссылкой на эту теорию объясняли, почему заключенные нацистских концлагерей не восставали чаще против своих захватчиков: они пришли к убеждению, что не в силах сделать что-либо со своим пленением, и поэтому не пытались сбежать. Женщины, вступившие в брак с мужем, который их часто избивает, не пытаются освободиться. Они часто говорят, что не в силах сделать что-либо с этой ситуацией, потому что боятся того, что сделают их мужья, если они попытаются уйти, или что у них нет экономической возможности содержать себя и своих детей.

      < Рис. Теория приобретенной беспомощности может объяснить, почему женщины, которых сильно бьют, не разрывают своих отношений, даже когда им есть куда уйти. >

      Помимо эмоциональных реакций на стресс, которые мы только что обсудили, у людей при встрече с сильными стрессорами часто возникают существенные когнитивные нарушения. Им трудно сосредоточиться и логически выстроить свои мысли. Они становятся легко отвлекаемыми. В результате их способность решать задачи, особенно сложные, снижается.

      Такое когнитивное нарушение может иметь две причины. Сильное эмоциональное возбуждение может интерферировать с обработкой информации в мозге. Поэтому чем большую тревожность, гнев или депрессию вызывает стресс, тем скорее возникнут когнитивные нарушения. Последние могут происходить также из-за отвлекающих мыслей, возникающих у нас в голове при встрече со стрессором. Мы обдумываем возможные причины действия, беспокоимся о последствиях наших действий и, возможно, ругаем себя за неспособность лучше справиться с ситуацией. Например, студенты в состоянии экзаменационной тревожности беспокоятся о возможной неудаче и о своей недостаточной способности справиться с экзаменом. Они могут быть настолько заняты этими негативными мыслями, что не выполняют указаний и не замечают или неверно понимают очевидную информацию, содержащуюся в вопросах. При нарастании тревожности им трудно вспомнить факты, которые они хорошо выучили.

      Когнитивные нарушения во время стрессовых периодов часто заставляют людей жестко придерживаться определенной схемы поведения, поскольку они не могут принять к рассмотрению другие. Люди застревают в охваченном пламенем здании из-за того, что упорно пытаются открыть наружу двери, которые открываются вовнутрь; в панике они были не в состоянии обдумать другие возможные действия. Некоторые прибегают к старым детским схемам поведения, не подходящим к ситуации. Осторожный человек может стать еще осторожнее и совершенно отстраниться, тогда как агрессивный может потерять контроль и бездумно бросаться во все стороны.

      docpsy.ru

      Стресс и психосоматическая реакция на него

      Стресс — неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека.

      Автор теории стресса канадский психолог Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе или бегству. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма (например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма).

      Разработав теорию стресса, Г. Селье выделил в нем три фазы. Первая фаза — реакция тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и др.

      Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма, т.е. стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто налаживается. Однако если стресс продолжается долго, то ввиду ограниченности резервов организма неизбежно наступает третья стадия — истощение.

      Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах работы и обучения. Однако стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, в противном случае может возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические.

      Все люди реагируют на одни и те же нагрузки по-разному. От характера реакции зависят возникающие вследствие стресса заболевания. Обобщение клинических материалов позволило врачам сделать вывод, что широкий круг воздействий, приводящих к стрессу, вызывает у людей преимущественно гипертоническую и язвенную болезни и некоторые другие формы сосудистой патологии с глобальными или локальными проявлениями (инфаркт, инсульт, стенокардия, сердечная аритмия, нефросклероз, спастический колит и др.). Доказано, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы. Подавленный гнев способствует развитию ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии, хотя и не является единственной причиной этих заболеваний. Академик К.М. Быков писал: «Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы».

      Врачи давно обратили внимание на связь преобладания конкретных эмоций с предрасположенностью к определенным заболеваниям. Сердце чаще поражается страхом, печень — гневом и яростью, желудок — апатией и подавленным состоянием.

      Признаки эмоционального напряжения, проявляющиеся в ответственных ситуациях, особо усиливаются в тех случаях, когда отсутствует физическая нагрузка. В списке заболеваний, связанных со стрессами, доминируют неврозы – психогенные обратимые расстройства, функциональное состояние нервной системы, при котором резко возрастает чувствительность к сигналам от внешней и внутренней среды. Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека.

      Для одних людей более характерна активная реакция на стресс, для других — тормозная. При активной реакции мыслительные процессы могут измениться в сторону схематизации, обобщения ситуации с выделением главных аспектов приложения усилий. Гиперактивная, импульсная реакция, порождая суетливость и неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятельности. Тормозная реакция ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, повышению инерционности при выработке новых навыков или переучивании.

      Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема внимания и ухудшению способности его переключения и распределения, тем самым оно затрудняет восприятие полного объема информации.

      Психологические реакции на стресс – страх и беспокойство (могут быть продуктивными), раздражение, тоска, чувство вины.

      Общий адаптационный синдром

      Представление о стрессе (от англ. stress — напряжение) как об общем адаптационном синдроме (ОАС) впервые сформулировал видный канадский ученый Ганс Селье (1907-1982 г.г.). Стресс – это особое состояние организма, возникающее в ответ на дей-ствие любых раздражителей, угрожающих гомеостазу, и характеризующееся мобилизацией неспецифических приспособительных реакций для обеспечения адаптации к действующему фактору.

      Вот как сам Селье писал о причинах стресса: «Все приятное и неприят-ное, что ускоряет ритм жизни, может приводить к стрессу. Болезненный удар и страстный поцелуй в одинаковой мере могут быть его причиной».

      Итак, с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения характер требования, предъявляемого к организму, будь это неожиданная радость или конфликтная ситуация, угрожающая жизни или вызывающая отрицательное эмоциональное состояние, – страх, душевный дискомфорт и др. Для становления стрессовой реакции не имеет значения сила стрессорного воздействия. Решающим для возникновения стрессовой реакции является лишь то, предъявляет ли раздражитель дополнительные требования к организму, вызывает ли потребность к адаптации, включению новых приспособительных механизмов.

      ОАС — проявление стресса в его временном развитии, поэтому под ОАС следует понимать совокупность неспецифических приспособительных реакций, возникающих в ответ на действие стрессорного фактора и направленных на преодоление неблагоприятного влияния указанного агента на здоровье.

      В развитии ОАС Г.Селье выделил три стадии.

      Первая стадия ОАС – стадия тревоги (alarm reaction). Эта стадия ста-новления реакций адаптации.

      Влияние любого стрессора передается непосредственно через экстеро-, интерорецепторы и афферентные нервные пути, либо гуморально в цен-тральные нервные структуры, управляющие адаптационной деятельностью организма.

      Сформировав-шийся в вышеперечисленных структурах ответ передается различным орга-нам-мишеням, которые обеспечивают развитие специфических для данного стрессора изменений в организме, связанных с его качеством, а также не-специфических сдвигов, которые являются реакцией организма на предъяв-ленное к нему требование как таковое, независимо от его природы. По мне-нию Г.Селье, именно эти неспецифические изменения составляют сущность стресса и проявляются в виде общего адаптационного синдрома.

      Решающую роль в формировании ОАС играет гипоталамус, активация которого наступает при действии любого стрессора. Гипоталамус – это орган центральной нервной системы, который, получив информацию о появлении стрессора, запускает работу всей стресс-системы, координирует эндокрин-ные, метаболические и поведенческие реакции организма на стрессоры. И на гипофиз действует. Таким образом, стрессовые стимулы вызывают, прежде всего, актива-цию гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Адреналин. Стадия тревоги возникает в момент действия стрессорного фактора, мо-жет продолжаться в течение 48 ч после начала воздействия стрессора. Ее выраженность зависит от силы и продолжительности действия раздра-жителя. Стадия тревоги подразделяется на две фазы: шока (потрясения) и контршока. В фазе шока возникает угроза всем жизненно важным функциям организма, при этом развиваются гипоксия, артериальная гипотензия, мы-шечная гипотония, гипотермия, гипогликемия, преобладают катаболические реакции в тканях над анаболиическими.

      Фаза контршока пред-ставляет собой переходный этап к следующей стадии ОАС – стадии рези-стентности (stage of resistance). Стадия резистентности характеризуется перестройкой защитных систем организма, адаптацией к действию стрессора. В этой стадии устанавливаются новые межэндок-ринные взаимоотношения. Продолжается усиленная выработка адаптивных гормонов – катехоламинов, ГК, хотя уровень их секреции снижается по срав-нению с первой стадией. Катехоламины усиливают секрецию глюкагона и тормозят продукцию инсулина, в результате чего значительно снижается уровень инсулина в крови. В случае прекращения влияния стрессорного агента или ослабления его силы вызванные ими изменения в организме (гормональные, структурно-метаболические сдвиги) постепенно нормализуются. Сколько-нибудь выра-женных патологических последствий не наступает.

      Когда же патогенный раздражитель имеет чрезмерную силу или дей-ствует длительно, многократно, то адаптационные возможности организма могут оказаться несостоятельными. Это вызовет потерю резистентности и развитие конечной стадии ОАС – стадию истощения (stagе of exhaustion). Речь идет в первую очередь об истощении пучковой зоны коры надпочечни-ков, ее прогресссирующей атрофии и уменьшении продукции ГК. Эта стадия характеризуется снижением активности симпато — адреналовой системы, уг-нетением всех защитных процессов в организме, малой сопротивляемостью организма к любым стрессорам. На этой стадии появляются изменения, свой-ственные стадии тревоги, но если на стадии тревоги эти изменения носят об-ратимый характер, то на стадии истощения они зачастую носят необратимый характер и нередко приводят организм к смерти.

      Практика убеждает, что стресса вполне можно избежать, если сформировать у человека установки и умения выходить из стрессовых ситуаций с минимальными потерями.

      Каковы же средства этой защиты?

      Среди них на первое место следует поставить метод полной рационализации предстоящего события, т. е. многократное осмысление его с такой степенью детализации, которая создает ощущение привычности будущей ситуации и действий в будущих условиях. А, как известно, привычное и знакомое волнует меньше, чем неопределенное.

      Другой метод — имитационные игры, смысл которых в практическом проигрывании своих ролей участниками будущих событий. Это, так сказать, репетиции перед спектаклем. Чем их больше и чем тщательнее они проведены, тем больше уверенность в успехе дела и тем большая вероятность снятия мешающих делу «зажимов» психики и регуляции своего психического состояния.

      Третий метод — избирательной позитивной ретроспекции заключается в анализе своего личного опыта удачно закончившихся сложных жизненных ситуаций. Последовательное и детальное мысленное повторение всех возможных тонкостей успешно разрешенных проблем является содержательной базой сохранения благоприятного психоэмоционального состояния тем больше, чем большее число таких ситуаций со «счастливым» концом проанализировано (психика «заполнена» позитивным опытом) и чем сложнее были эти удачно окончившиеся события (вывод: «я решал сложные проблемы, решу и эту»).

      Четвертый — механизм «зеркало». Человек, в общем-то, знает, как меняется его лицо в зависимости or внутреннего состояния; в известных пределах он может придавать лицу требуемое ситуацией выражение. Стоит посмотреть на себя в зеркало, не торопясь и внимательно в состоянии стресса и затем волевым путем придать ему, выражение человека в уравновешенном состоянии, как по известной схеме обратной связи может сработать механизм стабилизации психики. Точно так же можно поступить с речью, уравновешенный эталон которой заранее записан на ленте магнитофона

      Динамичность установок — пятый вариант защиты от стресса. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим числом разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен лучше от стресса, чем человек, однозначно ориентированный на достижение этого и только этого результата.

      Шестое — умение переоценивать то, чего не смог достичь. Всеми силами рвущийся к достижению определенной цели человек вызывает уважение и почтение. Но если провал?! Ослабить его помогает умение принизить значимость потери, снизив ценность того, к чему стремился. Что ни говори, а все-таки переносить малые потери легче, чем значительные.

      Седьмой метод — объективация стрессов. Суть этого метода в умении отличать неудачи от катастрофы, неурядицу от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов и т. д. и т. п.

      Дискретное общение — восьмой вариант ‘защиты‘. Из обыденных наблюдений мы знаем (подтверждают и психологические опыты), что имеет место явление пресыщения общением, которое нередко является источником напряженности в отношениях между людьми. Во избежание появления стрессирующих отношений между людьми следует, прежде всего, знать признаки насыщения общением (возникновение и усиление беспричинного недовольства партнером, раздражительность, нервозность, несдержанность, обидчивость и т.д.) и уметь вовремя выходить из контактов с данными людьми ради последующего позитивного продолжения подобных контактов.

      Среди инструментов психогигиены ее представители нередко называют юмор, последний и самый простой метод. Так, Р.Конечный и М.Боухал относят юмор к средствам временной передышки от напряжения, проблем и конфликтов, который хотя и не разрешает эти проблемы Функция юмора, в частности, состоит в том, чтобы обеспечить удовлетворительное самочувствование в далеко неудовлетворительной ситуации.

      studfiles.net

      Это интересно:

      • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
      • Как восстановить волосы после стресса Как восстановить силы и психику после сильного стресса Пережив очередную неприятность, мы начинаем задумываться о том, как восстановиться после стресса. Несколько мгновений после стресса оставляют разрушительный след в психике. Пережившего стресс начинают преследовать навязчивые мысли, страхи, нарушается сон и прочие малоприятные вещи. Кроме […]
      • Препараты при белой горячки Все заболевания на «Б» — Справочник заболеваний Белая горячка – что это такое? Белая горячка (алкогольный делирий) – заболевание, характеризующееся острым алкогольным психозом, длящимся от 2 до 8 дней. Заболевание обычно возникает спустя 72 часа после употребления алкоголя. Болезнь может встречаться у людей, не страдающих алкогольной […]
      • Предсвадебная депрессия это Причины и способы лечения депрессии перед свадьбой Ну вот, казалось бы счастье рядом, стоит только протянуть руку. Остались считанные дни до свадьбы, и он станет мужем, а ты женой. И тогда уже не нужно расставаться, объяснять маме, почему пришла так поздно. Но не тут было. Приятные хлопоты: покупка свадебного платья, заказ торта, выбор места […]
      • Нарушение режима сна это Почему поднимается давление ночью во время сна? Во время сна замедляются все процессы, протекающие в организме – давление снижается, частота пульса уменьшается. Такие реакции организма являются следствием работы парасимпатической нервной системы. Тем не менее существует ряд факторов, провоцирующих сбой этого механизма, на фоне чего развивается […]
      • Сильный стресс гормональный сбой Гормональный сбой у женщин: правильное лечение В организме женщины происходят ежемесячные гормональные перестройки с подросткового возраста до менопаузы. Дефицит или переизбыток гормонов влияют на функции всех органов и систем. Если возникает гормональный сбой у женщин, лечение помогает нормализовать их концентрацию, восстановить функционирование […]
      • Классификация судорог заикания Виды и типы заикания Заикание – это вид нарушения, который проявляется расстройством темпа речи, кратковременными перерывами в момент беседы или повторным воспроизведением букв и звуков. Здоровый человек 5-7 процентов речи произносит с запинанием, но если этот процент возрастает свыше 10-ти – это считается симптомом болезни. Основные […]
      • Лечение белой горячке на дом Белая горячка симптомы лечение дома Как лечить белую горячку в домашних условиях Белая горячка является острым психозом, который опасен для больного и для его близких. Она возникает чаще всего при хроническом алкоголизме после резкого прекращения употребления спиртного. В большинстве случаев алкогольный делирий возникает у людей с перенесенной […]