Способы предупреждения стрессов

Способы предупреждения и разрешения конфликтов

Общаясь, люди взаимодействуют между собой. Руководители побуждают подчиненных к труду, преподаватели — студентов к обучению, родители воспитывают своих детей. И все эти виды взаимодействия являются конфликтными.

Рассматривая проблему управления подобными ситуациями, отечественная конфликтология опирается на тот теоретическим фундаментом, который был заложен в науку управления американским ученым Элтоном Мейо в доктрине человеческих отношений. Конфликтология исходит из того, что поведение людей определяется не только рациональными, но и иррациональными импульсами, из-за чего она бывает трудно предсказуемой. Эти моменты стихийности особенно возрастают в условиях эмоциональной напряженности и стрессов, с которыми связаны конфликты, и делает задачу их урегулирования с помощью научных методов чрезвычайно сложным.

Несмотря на это, опираясь на теоретические выводы современной социологии, психологии и теории управления, а также на существующую практику разрешения конфликтов, современная конфликтология разработала целый арсенал способов обеспечения оптимального поведения людей в конфликтных ситуациях, обеспечивает конструктивное завершение конфликтов, а также их профилактику и предупреждение .

Профилактика конфликта — такой вид управленческой деятельности, который заключается в заблаговременном распознавании, устранении или ослаблении предпосылок. Успех этой деятельности определяется комплексом предпосылок:

1) знанием общих принципов управления социальными коллективами и умением использовать их для анализа конфликтных ситуаций;

2) уровнем общетеоретических знаний о сути конфликта, его причины, виды и этапы развития, произведенные конфликтологией;

3) глубиной анализа на этой общей теоретической основе конкретной предконфликтной ситуации;

4) степени соответствия выбранных методов предупреждения опасной ситуации ее конкретному содержанию;

Однако следует помнить, что деятельность по предупреждению конфликтов является непростым делом. Поэтому возможности профилактической деятельности не стоит переоценивать, потому что существует ряд факторов, которые снижают возможность предупреждения конфликтов и направления развития событий в конструктивное русло.

1. Психологические. Они базируются на непреодолимом стремлении человека к свободе и независимости, и всевозможные попытки вмешательства в их взаимоотношения оцениваются ими обычно негативно, как стремление ограничить их независимость и свободу.

2. Этические. Люди свое поведение сугубо личным делом, а вмешательство третьего лица рассматривают как нарушение общепринятых норм морали.

3. Правовые. В странах с развитыми демократическими традициями правовые нормы охраняют основные права и свободы личности, а их нарушение в той или иной форме может быть квалифицировано как противоправные действия.

Поскольку каждый конфликт связан с недовольством тех или иных потребностей и интересов людей (как материальных, так и духовных), то предупреждать его следует по выявлению тех причин, которые потенциально содержат в себе возможность конфликта. Различных причин конфликтов имеют два уровня: социальный и психологический.

Социальные причины — это экономические, политические и духовные противоречия социальной жизни. Это разного рода отклонения в экономике, резкие контрасты уровня жизни социальных групп, неэффективное управление, духовная нетерпимость, религиозный фанатизм и тому подобное. Методы предупреждения причин конфликтов этого уровня достаточно хорошо известны и сводятся к:

• проведение экономической и культурной политики, основанной на принципах социальной справедливости;

• укрепление во всех сферах жизни общества принципов законности и правопорядка;

• повышение культурного уровня населения, существенным элементом которого выступает конфликтологическая грамотность.

Реализация этих социальных программ — надежное средство исключения из социальной жизни разрушительных конфликтов, как и многих других негативных явлений.

Кроме того, конфликтология выделял среди причин, порождающих конфликты, психологические.

Конечно, любой социально обусловлен конфликт всегда имеет психологическую составляющую. Впрочем высокий уровень развития человеческой психики обусловливает и ее относительную самостоятельность, независимость от того природной и социальной среды, с которым она связана. Поэтому существуют формы конфликтного характера, порожденные чисто психологическими моментами, в которых трудно усмотреть тот или иной социальный подтекст. Такие конфликты порождены ощущениями обманутой доверия, взаимной неприязни, сомнений в правильности выбранного жизненного пути и другими чисто психологическими факторами. Причем эти мотивы могут проявляться в драматических формах агрессивных действий участников конфликта.

Предупредить или ослабить конфликт психологического уровня можно, только нейтрализовав агрессивные чувства и намерения людей, слишком сложной задачей. Добиться трансформации агрессивных установок, сложившихся мыслей и чувств можно только на основе глубокого анализа психологической ситуации на ранних этапах возникновения соответствующих мотивов в противодействующих сторон. Только на этой основе можно добиться предупреждения развития конфликта в деструктивную фазу с применением насилия или других разрушительных средств.

Однако в работе по предупреждению конфликтов любого уровня нельзя надеяться на использование каких-то быстродействующих, чудодейственных средств. Это работа не эпизодическая, не разовое, а систематическая, повседневная, обыденная. Самым надежным способом профилактики конфликтов как психологического, так и социального уровня является создание в семье, в организации, в коллективе, наконец, в целом в обществе такой морально-психологической атмосферы, которая исключала бы саму возможность возникновения причин, приводящих к конфликтам. Достижение этой высокой цели возможно только в результате последовательного осуществления целого комплекса продуманных мер по укреплению отношений сотрудничества и взаимопомощи между людьми.

Конечно, ученые и философы до сих пор спорят о достижимости идеала всеобщего мира и сотрудничества. Однако они согласны в том, что человеческое общество, как и мир в целом, является постоянным изменением хаоса и порядка, дезорганизации и организации, противоречия и единства, конфликта и консенсуса. Причем сам человек, будучи одним из высших достижений организованного начала в мире, естественно призвана утверждать вокруг себя именно это начало, противостоять неорганизованности, хаоса, беспорядка.

Поэтому каждый руководитель должен осознавать не только трудности, но и реальные возможности решения этого важнейшего управленческой задачи, призванного мере своих сил противодействовать любым проявлениям дезорганизации, особенно тем, которые привносят в жизнь опасности возникновения разрушительного конфликта. Универсальным средством предотвращения таких конфликтов и является проведение линии на укрепление сотрудничества, последовательно осуществляется как на социальном, так и на психологическом уровнях.

Поддержка и укрепление сотрудничества, отношений взаимовыручки является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликта. ее решение имеет комплексный характер и включает следующие методы:

1. Метод согласия — предполагает проведение мероприятий, направленных на привлечение потенциальных участников конфликта к общему делу, при осуществлении которой в возможных противников появляются общие интересы, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно решать проблемы, которые возникают.

2. Метод доброжелательности, или симпатии — развивает способности к сочувствию товарищам по работе, партнерам, готовности предоставить им практическую помощь, понять их внутреннее состояние. Этот метод позволяет исключить из взаимоотношений немотивированной враждебности и агрессивности. Использование этого метода крайне важно в кризисных ситуациях, когда выражение сочувствия и широкая и оперативная информация о ходе событий приобретают особенно важное значение.

3. Метод сохранения репутации партнера. При возникновении каких-либо разногласий важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражения должного уважения к его личности. Признавая достоинство и авторитет оппонента, мы тем самым стимулируем соответствующее отношение партнера к нашей достоинства и авторитета. Этот метод используется не только с целью предупреждения конфликта, но и при любых формах мижосо-бистисного общения.

4. Метод взаимного дополнения. Он предполагает опираться на такие способности одних членов коллектива, которых не хватает в других. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной работы. Однако для успеха дела нужны те и другие. Метод взаимного дополнения особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае оказываются прочными и неконфликтный. Учет и умелое использование не только положительных, но и отрицательных людей, которые тесно связаны друг с другом, помогают укрепить взаимное доверие и уважение людей, их сотрудничество, а следовательно, помогают избежать конфликтов.

5. Метод недопущения дискриминации людей требует исключения акцентирование преимущества одного над другим, а еще лучше — любых различий между ними. С этой целью в практике управления, особенно в японских фирмах, часто используются элементы уравнительного материального поощрения работающих в фирме. С позиции профилактики конфликтов уравнительный метод распределения имеет несомненные преимущества и позволяет избежать зависти, способных спровоцировать конфликт. Ценность именно этого правила подчеркивается старым японским пословицей: «Даже если вы работаете лучше других, не ведите как победитель».

6. Метод психологического поощрения. Он базируется на том, что настроения людей, их чувства поддаются регулированию, требуют определенной поддержки. Для этого практика произвела много способов, таких как юбилеи, презентации, различные формы проведения совместного отдыха. Эти и подобные им мероприятия снимают психологическое напряжение, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают чувство взаимной симпатии и, таким образом, создают морально-психологическую атмосферу в организации, способствует профилактике возникновения конфликтов.

Обобщая сказанное, следует отметить, что предотвращению конфликтов способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное доверие.

Профилактика конфликтов требует от руководителя не только знания способов воздействия на коллектив, методов групповой психологии, но и знания особенностей индивидуальной психологии, умение влиять на поведение отдельных людей. При этом важно учитывать, что существуют психологические типы, играют особую роль в генерировании конфликтов, выделяются специфическими чертами характера. их Иногда называют конфликтными лицами.

Типы конфликтных человек.

1. Конфликтная лицо демонстративного типа стремится постоянно быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. его отношение к людям определяется тем, как с ним обращаются другие. У таких людей преимущественно эмоциональное поведение, а рациональная выражена слабо. Кропотливой систематической работы избегает. Часто такой человек является источником спора, но она себя таковой не считает.

2. Конфликтная лицо неуправляемого типа. Это человек импульсивный и недостаточно себя контролирует. его поведение трудно предсказуема. Часто ведет себя вызывающе и агрессивно. В запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения в коллективе. Имеет завышенную самооценку. Во многих своих неудачах склонны винить других. Способность соотносить свои поступки с общими целями группы и с конкретными обстоятельствами развита недостаточно. Из прошлого опыта, даже неприятного для нее, уроков на будущее не выносит.

3. Целенаправленно конфликтный тип. Это лицо рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей и часто выступает активной стороной в решении конфликта. Рационально действует в конфликтной ситуации, способна просчитывать возможные варианты ее * развития и трезво оценивает сильные и слабые стороны в позициях сторон. Обладает хорошо отработанной техникой общения в горячем споре. Является наиболее опасным типом конфликтной личности.

Решение проблемы конфликтных лиц является одним из сложных задач, возникающих перед руководителем. Конечно, может показаться, что проще ее решить, избавившись от лиц подобного рода, но на практике это не всегда возможно осуществить.

Наиболее приемлемым способом нейтрализации негативных действий со стороны конфликтных лиц является формирование в организации устойчивого морально-психологического климата, способного надежно противостоять любым негативным тенденциям. Важнейшим признаком морально-психологической зрелости коллектива является формирование в нем определенного стиля взаимоотношений. В зависимости от их характера коллективы делятся на: зрелые, с высоким уровнем развития позитивных взаимоотношений, и незрелые, с отношениями низкого уровня.

Для зрелых коллективов характерны:

* Прочные связи между членами коллектива, в том числе и неформальные (внепроизводственные)

* Высокое чувство гордости за свой коллектив, формирование на этой основе устойчивых традиций;

* Наличие возможностей для раскрытия работниками своих творческих способностей, заинтересованность их в своей работе;

• частота и характер разногласия, возникающие в коллективе, довольно редки, они имеют кратковременный и непринципиальный характер и успешно решаются.

К незрелых коллективов относятся те, для которых характерны следующие признаки:

• активный поиск виновных в случае каких-либо производственных неудач;

• недооценка коллективных методов руководства, авторитарный стиль руководства;

• проведение длительных и безрезультатных служебных совещаний;

• поверхностная оценка работы сотрудников на эмоциональном уровне;

• безразличие сотрудников к содержанию принятых решений и результатов их выполнения;

• частые и затяжные конфликты из всевозможных причин.

Проявление подобного рода признаков в отношениях свидетельствует о низком уровне зрелости и слабую конфликтную устойчивость коллектива.

Людьми выработаны различные этические нормы и правила для предупреждения конфликтов и урегулирования взаимоотношений. Это многообразие объясняется возможностью свободного выбора каждым из нас тех или иных моральных ценностей. Одним из проявлений этого многообразия этических правил и норм и их высокой роли является деловая этика.

Неписаные нормы этики, которыми руководствуются так или иначе участники деловых отношений с целью предотвращения возможных конфликтов, могут быть сведены к таким простым требований:

1. Не опаздывайте. Опоздание может быть оценено вашим партнером как проявление неуважения к нему. Если вы задерживаетесь по непредвиденным обстоятельствам, лучше сообщить об этом заранее. Это правило подходит не только к явке на работу, совещание, но и к соблюдению установленных сроков выполнения работы. По общему признанию, пунктуальность является важнейшим требованием делового этикета.

2. Будьте немногословны, не говорите лишнего. Смысл этого требования в том, что нужно беречь секреты фирмы так же, как и личные тайны. Общеизвестно, что сохранение служебной тайны является одной из важнейших деловых проблем, которые нередко становятся источником серьезных конфликтов. Эта норма относится и к секретам личной жизни сослуживца, которые стали вам случайно известны. Причем это касается как хороших, так и плохих новостей из личной жизни ваших коллег.

3. Будьте доброжелательны и приветливы. Соблюдение этого правила особенно важно, когда сослуживцы или подчиненные придираются к вам. И в этом случае вы должны обращаться с ними вежливо, доброжелательно. Следует помнить, что никому не нравится работать с людьми неуравновешенными, ворчливыми. Вежливость, приветливость нужны для общения на всех уровнях: с начальниками, подчиненными, клиентами, как бы дерзко они порой вели себя.

4. Пожалейте людей, заботьтесь не только о себе, но и о других. Особенно важно проявлять чуткость, сострадание, заботу. Конечно, внимание должно распространяться и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, даже если она не совпадает с вашей.

5. Следите за своим внешним видом. Это означает, что следует уметь органично вписывается в окружение на службе, в среду работников вашего уровня. Причем это не исключает возможности одеваться со вкусом, подбирая соответствующую цветовую гамму и т.

6. Говорите и пишите правильно. Это означает, что все произнесенное и написанное вами должно быть изложено грамотным, литературным языком. Если есть по этому поводу сомнения, то прежде чем нести документ на подпись, сверьте правильность написания со словарем или дайте проверить его сотруднику вашего уровня, которому вы доверяете. Следите за тем, чтобы никогда не употреблять бранных слов, даже в разговоре личного характера, это может перерасти во вредную привычку, от которой будет трудно избавиться.

Среди различных-средств предупреждения конфликтов не следует забывать и еще об одном: о свойственно людям чувство юмора. Будучи действенным инструментом благоприятного совместной жизни людей, юмор способствует разрядке напряжения, возникающего иногда в человеческих отношениях, является хорошим средством для того, чтобы вызвать положительные ощущения. Зигмунд Фрейд признавал, что юмор сглаживает противоречия, предостерегает от неудовлетворенности, а Бернард Шоу утверждал, что иногда стоит рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания вас повесить.

Юмор объединяет людей даже тогда, когда кажется, что не уже осталось никаких надежд на примирение. Это происходит потому, что с помощью юмора оказывается хоть какая-то общность между ними, общее для всех людей понимание смешного.

Эти основные правила деловой этики является важнейшей предпосылкой формирования той атмосферы сотрудничества, которая создает надежный заслон деструктивным конфликтам.

studbooks.net

/ Korruptsia / Лекция 2. Причины коррупции и способы ее предупреждения

Лекция 2. Причины коррупции и способы ее предупреждения.

1. Исторические предпосылки возникновения коррупции. История развития борьбы с коррупцией.

2. Причины коррупции. Понятие и классификация причин коррупции (экономические, институциональные, субъективные).

3. Понятие предупреждения коррупции. Способы предупреждения коррупции.

1. Исторические предпосылки возникновения коррупции. История развития борьбы с коррупцией.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата и усиления власти центрального правительства. Появляются профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается еще в клинописях древнего Вавилона. Как следует из расшифрованных текстов, относящихся к середине III тыс. до н. э., уже тогда перед шумерским царем Урукагином весьма остро стояла проблема пресечения злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения. Он вошел в историю как первый борец с коррупцией, который реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений со стороны царской администрации, судей, храмового персонала, уменьшил и упорядочил платежи за обряды, ввел суровые наказания за мздоимство чиновников.

С аналогичными проблемами сталкивались и правители Древнего Египта.

Первый трактат с осуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индия) в IV в. до н.э. Древнеиндийский автор выделял 40 средств хищений государственного имущества.

Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления.

В Римской империи с ее разветвленным бюрократическим аппаратом коррупция процветала. Именно в это время в римском праве и появился термин «corrumpire», о котором шла речь выше. О взятках упоминается в древнеримских «12 таблицах» (V в. до н. э.).

В позднереспубликанском Риме Гай Юлий Цезарь добился сурового наказания за подкуп и подарки должностным лицам. Запрещался, к примеру, прием наместниками в провинциях золотых венков от подвластных городов. Однако подкуп избирателей в Древнем Риме был настолько общераспространенным, что римские граждане стали рассматривать получаемые ими суммы как законное жалование.

Громадный рост бюрократического аппарата в Поздней империи привел к тому, что должности рассматривались как часть собственности, которую можно эксплуатировать.

Император Август пытался противодействовать этому и раздавал избирателям свои личные средства, чтобы они уже ничего не требовали от кандидатов на государственные должности, но безрезультатно. Разрушительное влияние коррупции было одной из причин распада Римской империи.

В течение следующих почти тысячи лет — в период средневековья, понятие «коррупция» приобретает исключительно церковное, каноническое значение — как обольщение, соблазн дьявола. Коррупция в богословии католицизма стала проявлением греховности, ибо по Апостолу Иоанну «грех есть беззаконие».

Ведущие мировые религии, из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей.

Несмотря на осуждение церкви, в Европе в эпоху раннего средневековья использование служебного положения для личных поборов с населения часто становилось общепринятой нормой. Ведь чем более централизованным являлось государство, тем больше функций сосредотачивали в своих руках светские и церковные чиновники, использующие всевластие и бесконтрольность для личного обогащения. Право даровать индульгенции, освобождение от наказаний вследствие отпущения грехов, давало немалый дополнительный доход.

На юге Франции подобная коррупция особенно процветала. Имелись церкви, например, в которых мессы не служились более тридцати лет. Многие священники пренебрегали спасением душ своих прихожан и занимались коммерческой деятельностью или заправляли большими поместьями.

В Великобритании средних веков широко процветала коррупция практически во всех ветвях власти.

Процесс становления централизованного государства на Руси сопровождался формированием разветвленной системы управления. С этого времени коррупция в России приобретает системный характер.

Формирование государственного аппарата осуществлялось по принципу местничества, основанного на критериях знатности происхождения. Показательные наказания коррумпированных чиновников обычно не давали почти никакого результата, потому что на место устраненных (разжалованных или казненных) появлялись новые вымогатели взяток. Наиболее ярко эта умеренная терпимость к коррупции заметна в странах доколониального Востока. Так, в средние века коррупция в Китае была узаконена и строго регулировалась сверху. Чиновники кормились от населения, под надзором императорских эмиссаров.

Современное понятие коррупции начинает складываться на рубеже Нового времени с началом образования централизованных государств и ныне существующих правовых систем.

Важный импульс к осмыслению политического аспекта коррупции дают труды Никколо Макиавелли. Коррупцию он сравнивал с болезнью, например, чахоткой. Он отмечал, что если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, если же он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет.

В последующем акцент в понимании коррупции был перенесен на ее правовую сторону. Томас Гоббс спустя век напишет, что коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».

Вывод, сделанный в середине XVII века, оказался актуален и в начале XXI века.

Постепенно начинает меняться и отношение общества к личным доходам государственных чиновников. Идеология общественного договора провозглашала, что подданные платят налоги государству в обмен на то, что оно разумно вырабатывает законы и строго следит за их неукоснительным выполнением. Личные отношения стали уступать место чисто служебным, а потому получение чиновником личного дохода, помимо положенного ему жалования, начали трактовать как нарушение общественной морали и норм закона.

Однако, несмотря на распространение передовых идей просвещения, правового государства, гражданского общества в реальной жизни в новое время коррупция не исчезает. Сохраняет свое значение такая ее форма как фаворитизм.

Например, прусский король Фридрих II подозревал, что австрийская императрица Мария Терезия подкупает его министров. В этих условиях и он считал возможным оказывать министрам Марии Терезии сопоставимую «материальную поддержку».

С первым канцлером объединенной Германии Отто фон Бисмарком связаны «фонды пресмыкающихся» — «рептиллиенфонден», которые буквально «золотыми буквами» вписаны в историю немецкой коррупции.

Бисмарк счел себя свободным от обязательства выплачивать деньги королю и образовал из них секретные фонды, направлявшиеся на подкуп.

В конце XIX-начале XX вв. во многих странах принимаются законы, направленные против взяточничества (например, Закон о взяточничестве в публичных организациях 1889 г. — Великобритания), антикоррупционное законодательство становится весьма разветвленным.

Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX-XX вв. С одной стороны, начался новый подъем мер государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой, рождался крупный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства».

По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно, в странах Западной Европы после второй мировой войны) получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы платили не лично политикам, а в партийную кассу. Крупные политики стали все чаще рассматривать свое положение как источник личных доходов.

Во 2-й половине ХХ в., после появления большого числа политически самостоятельных стран «третьего мира», их государственный аппарат, как правило, изначально оказался сильно подвержен системный коррупции. Дело в том, что на «восточные» традиции личных отношений между начальником и просителями здесь наложились огромные бесконтрольные возможности, связанные с государственным регулированием многих сфер жизни.

В «третьем мире» появились клептократические режимы (на Филиппинах, в Парагвае, на Гаити, в большинстве африканских стран), где коррупция тотально пронизывала все виды социально-экономических отношений, и без взятки просто ничего не делалось.

Рост мирохозяйственных отношений также стимулировал развитие коррупции. При заключении контрактов с зарубежными покупателями крупные транснациональные корпорации стали даже легально включать в издержки переговоров расходы на «подарки».

Еще более актуальной проблема стала в 1990-е, когда постсоциалистические страны продемонстрировали размах коррупции, сопоставимой с ситуацией в развивающихся странах.

Ни одна страна не может считать себя застрахованной от коррупции. Но абсолютно неправомерно разделение стран по коррумпированности, основанное на оси Восток-Запад.

На современном этапе коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран.

2. Причины коррупции. Понятие и классификация причин коррупции (экономические, институциональные, субъективные).

Сам принцип государственного управления содержит потенциальную возможность для коррупции. Эта возможность перерастает в объективные условия, когда потенциальная рента преобладает над рисками.

Данная проблема многократно воспроизводится в бюрократическом аппарате, поскольку администраторы высшего уровня назначают своих подчинённых и т. д. Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания.

Помимо этого, есть основания полагать, что и некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад в возникновение и развитие коррупции:

• Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

• Нестабильная политическая ситуация в стране.

• Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

• Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

• Профессиональная некомпетентность бюрократии.

• Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

• Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

• Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Рассматриваются и другие предположения в отношении обстоятельств, которые возможно являются причинами коррупции:

низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

государственное регулирование экономики;

зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги;

оторванность бюрократической элиты от народа;

экономическая нестабильность, инфляция;

этническая неоднородность населения;

низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);

культура страны в целом.

На сегодняшний день не существует единого мнения относительно причин возникновения коррупции.

3. Понятие предупреждения коррупции. Способы предупреждения коррупции.

Мировое сообщество значительное внимание уделяет борьбе с коррупцией и ее предупреждению.

Еще Максом Вебером в работе «Политика как призвание и как профессия» были установлены критерии идеального чиновника:

— имеет специальное образование и высокую квалификацию;

— обладает профессиональной компетентностью;

— обладает высокоразвитой сословной честью, гарантирующей безупречность;

— является посредником между интересами государства и общества;

— ссылается в своих действиях на предписания и законы;

— не зависим от своего начальника;

— его заработная плата дает ему уверенность в завтрашнем дне.

Теоретические разработки в настоящее время становятся основанием для практических решений.

В Великобритании Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни под председательством лорда Нолана в 1995 г. сформулировал семь принципов государственной работы чиновников — своеобразный кодекс поведения:

Под эгидой ООН были в 1996 г. был принят Международный кодекс поведения государственных должностных лиц. С 2004 года этот доклад приурочивается к Международному дню борьбы с коррупцией. Документ обязывает подписавшие его государства (ныне 140 стран) объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.

Можно выделить четыре региональных модели коррупции.

Европейская модель характеризуется относительно невысоким уровнем коррупции при почти полном отсутствии низовой коррупции. Низкий уровень коррупции поддерживается комплексом мер — институциональных, организационных, правовых наряду с эффективным действием традиции, культуры и институтов гражданского общества.

Следующие три модели характеризуются высоким уровнем коррупции. Все три модели описывают превращение коррупции в системное явление.

Азиатская модель: коррупция — привычное и общественно-приемлемое культурное и экономическое явление, связанное с функционированием государства. Такая модель порождается тотальным контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Во многом коррупция в СССР подпадала под эту разновидность.

Африканская модель: власть продается «на корню» группе ос¬новных экономических кланов, договорившихся между собой, и политическими средствами обеспечивает надежность их существования. Переход к этой модели возможен при следующих условиях:

политическая власть в стране остается неконсолидированной;

финансово-бюрократические группы под давлением инстинкта самосохранения прекращают противостояние и договариваются;

формируется олигархический консенсус между консолидированными финансово-бюрократическими группами и частью политической элиты.

Для страны это означает сворачивание демократии и использование демократических процедур в качестве камуфляжа; экономика предельно монополизируется и примитивизируется, удовлетворяя только самые основные потребности населения во избежание социальных потрясений и обеспечивая интересы узкой олигархической группы.

Латиноамериканская модель: попустительство коррупции дает возможность теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным. Власть оказывается на десятилетия втянутой в жесткое прямое противостояние с мафией, образующей государство в государстве. Постоянная политическая нестабильность увеличивает шансы установления диктатуры на волне борьбы с коррупцией, а вслед за этим возрастает вероятность перехода к африканской модели.

studfiles.net

Предупреждение (профилактика) преступлений

Изучение криминологией преступности и ее причин, механизма преступного поведения, личности преступника и потерпевшего, зарубежных теорий и опыта борьбы с преступностью — все это является необходимой теоретической базой для разработки общей теории предупреждения преступлений. Мы употребляем термин «предупреждение преступлений», а не «предупреждение преступности» потому, что предупредить (предотвратить) можно только отдельное конкретное преступление. Преступность как объективное социальное явление можно не «предупредить», а контролировать, воздействовать на нее различными мерами или, как часто пишут, бороться с ней. И лучший способ борьбы — предупреждение преступлений.

Предупреждение преступлений

Предупреждение преступлений — особый вид социальной деятельности.

Она осуществляется путем нейтрализации или устранения криминогенных факторов, т.е. причин и условий совершения преступлений, или формирования (стимулирования) антикриминогенных факторов.

Чаще всего «предупреждение» и «профилактика» рассматриваются как синонимы, но некоторые авторы проводят различие между понятиями «предупреждение» и «профилактика» соответственно стадиям совершения преступления. С этой точки зрения предупреждение как более широкое понятие включает в себя профилактику (стадия формирования намерения), предотвращение (стадия приготовления), пресечение (стадия покушения).

Криминология разрабатывает общую теорию предупреждения преступлений, включающую в себя:

  • направления и уровни предупредительной деятельности;
  • социально-экономические и организационно-правовые основы ее осуществления;
  • систему субъектов предупреждения и механизм их функционирования;
  • планирование и организацию предупредительной деятельности;
  • формы и методы предупреждения.

Проблема предупреждения преступлений в соответствии со спецификой объекта криминологии также исследуется на трех уровнях:

  1. индивида — возможно предупреждение отдельных преступлений;
  2. социальной группы, или региона, или отрасли — возможно предупреждение целых групп преступлений и видов преступности;
  3. общества — возможно воздействие на преступность в целом.

Предупредительная деятельность на каждом уровне имеет свои особенности, различается характером и способами применяемых мер.

В деятельности по предупреждению преступлений выделяют две стороны — объект предупреждения, т.е. на что направлена эта деятельность, и субъект предупреждения, т.е. кто осуществляет эту деятельность.

Общим объектом предупреждения являются причины и условия для преступлений, т.е. криминогенные социальные явления, негативные процессы в микросреде и сама личность. Часто можно встретить утверждение о том, что объектом предупреждения является преступление. Но здесь смешиваются объект и цель предупредительной деятельности. Воздействовать на преступление нельзя — оно уже произошло. Воздействовать можно только на обстоятельства, предшествовавшие преступлению и обусловившие его, т.е. на причины и условия.

Субъектом предупреждения являются государственные органы, общественные организации и отдельные граждане. Граждане осуществляют эту деятельность как непосредственно (воспитание в семье), так и через участие в соответствующих организациях.

Сложность и многообразие предупредительной деятельности определяют и разнообразие субъектов этой деятельности, которые объединяются в сложную многоуровневую и многофункциональную систему. Входящие в нее субъекты можно различать по разным признакам.

По характеру функции различают субъекты специализированные, для которых функция предупреждения является основной или одной из основных (органы МВД России), и неспециализированные, для которых предупреждение является подчиненной, производной от главной функции (школа, семья). Можно выделить и частично специализированные субъекты (контрольно-ревизионные органы, нотариат), на которые функция предупреждения прямо не возлагается, но органично присуща их деятельности.

По масштабу (уровню) деятельности выделяют субъекты общегосударственные (совет министров), региональные и отраслевые (управление внутренних дел, орган финансового контроля), локальные (трудовой коллектив).

По сферам деятельности, или компетенции, различают субъекты правового регулирования и властного, государственно-правового управления:

  • органы государственной власти в центре и регионах;
  • субъекты планирования, управления и координации — министерства, службы, специализированные контролирующие органы;
  • субъекты непосредственного осуществления предупредительной деятельности — службы и должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, члены общественных организаций, отдельные граждане.
  • Предупредительная деятельность является объектом правового регулирования, которое осуществляется по двум направлениям.

    Первое состоит в воздействии с помощью правовых средств (частное определение суда) на криминогенные факторы с целью их устранения или нейтрализации. Второе — в закреплении прав и обязанностей субъектов предупредительной деятельности, установлении содержания и порядка осуществления профилактических мероприятий.

    Все меры предупреждения по их содержанию разделяются на два основных вида: 1) общесоциальные; 2) специальные, т.е. общесоциальная профилактика и специальная (криминологическая) профилактика.

    Общесоциальные меры направлены не только и даже не столько на предупреждение преступлений, сколько на достижение иных социально полезных результатов. Но их осуществление позитивно сказывается на состоянии преступности. Это могут быть меры и общегосударственного уровня (например, программа создания новых рабочих мест), и отраслевого (внедрение новых технологий), и индивидуального (улучшение воспитательной работы в коллективе).

    Криминологическая профилактика (специальные меры) имеет главной целью предупредить преступления. Эти меры также осуществляются на разных уровнях, и в зависимости от этого различают общую профилактику (цель воздействия — преступность), групповую профилактику (вид преступности) и индивидуальную профилактику (отдельное преступление). К мерам общей профилактики можно отнести принятие уголовного закона, к мерам групповой — установку противоугонных систем (для предупреждения угонов автотранспорта), к индивидуальной профилактике — профилактическую беседу.

    Чаще всего, когда говорят об индивидуальной профилактике, в качестве объекта воздействия рассматривают личность и ее микросреду.

    Меры предупреждения могут быть обращены как к личности (беседа, постановка на профилактический учет), так и к ее социальному окружению (лишение родительских прав). В индивидуальной профилактике иногда выделяют две формы: непосредственную и раннюю профилактику. Первая проводится в отношении лица, которое уже совершило преступление или какие-либо серьезные проступки, вторая — в отношении лиц, чье поведение только приобретает отрицательные черты (подросток перестал посещать школу).

    Особым видом является виктимологическая профилактика, обращенная к потенциальным жертвам преступлений. Она широко используется для предупреждения неосторожных преступлений, в которых потерпевшие нередко играют провоцирующую роль. Так, изучение правил дорожного движения в детских садах и школах — ранняя виктимологическая профилактика автотранспортных преступлений.

    Деятельность по предупреждению преступлений включает в себя не только непосредственную работу по проведению профилактических мероприятий. Ее необходимыми компонентами являются планирование, определяющее конкретные цели и сроки различных мероприятий и обеспечение ресурсами; координация, объединяющая деятельность субъектов, не связанных управленческой подчиненностью, с целью не допустить дублирование в работе и распыление сил. К таким обеспечивающим компонентам можно отнести прогнозирование преступности.

    Криминологическое прогнозирование

    С философской точки зрения прогнозирование — это вид «опережающего отражения». Прогнозирование можно рассматривать как разновидность предвидения или предсказания, которое может строиться как на научной, так и на псевдонаучной основе (астрология) и на простом угадывании. Научный прогноз есть научное предвидение, основывающееся на знании причинной связи прогнозируемого явления с другими явлениями, доступными наблюдению.

    Криминологический прогноз — это вероятностное суждение (качественная или количественная оценка) о будущем состоянии преступности, изменении ее уровня, структуры, динамики. Объектом прогноза может быть преступность в целом, виды преступности и индивидуальное преступное поведение. Криминологический прогноз обеспечивает деятельность по предупреждению преступлений — в этом его практическое значение. Точный прогноз позволяет правильно планировать стратегию и тактику предупреждения преступлений, рационально использовать для этого имеющиеся силы и средства.

    Криминологическое прогнозирование — это вид социального прогнозирования. Преступность обусловлена социальными процессами и вторична по отношению к ним. Криминологический прогноз также вторичен, он идет вслед за прогнозированием факторов, влияющих на преступность, как криминогенных, так и антикриминогенных.

    Причем следует учитывать, что в силу инерционности социальных процессов соответствующие изменения в преступности могут запаздывать. Прогноз строится на учете не только внешних факторов, но и внутренних закономерностей функционирования преступности.

    Достоверность прогноза зависит от качества и полноты исходной информации, правильного выбора учитываемых факторов (устойчивы они или изменчивы), глубины проникновения в сущность явлений. Прогноз всегда носит вероятностный характер. И это связано не столько с неполнотой наших знаний, несовершенством методик или недостоверностью статистического материала (что имеет место), а с тем, что сами социальные процессы имеют вероятностную (статистическую) природу.

    Криминологическое прогнозирование не только допускает, но и предполагает наличие разных вариантов прогноза. Поскольку существует обратная информационная связь между прогнозом и конечными условиями прогнозируемого процесса, возможны самосбывающиеся и несбывающиеся прогнозы. Несбывшийся прогноз не всегда недостоверный. Именно на основании прогноза могли быть приняты определенные меры, чтобы прогнозируемое явление не наступило.

    По срокам криминологические прогнозы классифицируют на краткосрочные (до года), среднесрочные (пять лет) и долгосрочные (10—20 лет). Долгосрочные прогнозы представляют для разработчиков наибольшую трудность, но они же наиболее важны в социальноэкономическом плане.

    Особым видом криминологического прогнозирования является индивидуальное прогнозирование, т.е. прогноз будущего поведения человека в определенный промежуток времени. Индивидуальный прогноз также является вероятностным и основывается на учете двух основных факторов: особенностей личности и специфики ее микросреды. Индивидуальное прогнозирование широко используется на практике: следствием (избрание меры пресечения), судом (выбор меры наказания), органами исполнения наказания (условнодосрочное освобождение). Разработка надежных методов индивидуального прогнозирования имеет большое практическое значение.

    Основными методами криминологического прогнозирования являются экстраполяция, экспертные оценки, моделирование и социально- правовой эксперимент.

    www.konspekt.biz

    Способы и приемы психической саморегуляции и предупреждения стрессов в деятельности воспитателя

    Способы и приемы психической саморегуляции и предупреждения стрессов в деятельности воспитателя

    Дементьева Олеся Валентиновна

    Психологическая характеристика стресса

    Способы и приемы психической саморегуляции

    Практическое задание: составьте рекомендации по самовнушению:

    на мышечное расслабление

    на восстановление дыхания

    Психологическая характеристика стресса

    В век научно-технического прогресса и информационного взрыва возросли нервные нагрузки, «помолодели» многие болезни, участились нервно-психические и сердечно-сосудистые заболевания, особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и других различных проявлений стрессов в том числе и среди педагогов.

    Стресс — является неотъемлемой частью человеческого существования. Это состояние мы испытываем, когда выступаем перед аудиторией на собрании, когда ощущаем повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии, либо конфликта в личных отношениях. [2; 225]

    Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но когда человек чувствует, что воздействие окружающей среды подвергает испытанию его адаптивные способности или превышает их, здесь уже идет речь о чрезмерной стрессовой реакции, которая оказывает пагубное воздействие на организм и сознание.

    Стресс, по выражению Ю. Г. Чиркова, противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений, мерок. Сила его — в широте охвата жизненных проявлений, слабость — в неопределенности, расплывчатости его границ.

    Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Ганс Селье (1982). 4 июля 1936 г. в английском журнале «Nature» было опубликовано его письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», в котором приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Это сообщение положило начало учению о стрессе. Г. Селье считает, что слово «стресс» пришло в английский из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Однако, как пишет Ю.Г. Чирков (1988), кое-кто полагает, что слово «стресс» имеет более давнюю историю и происходит вовсе не от английского, а от латинского слова sttingere — затягивать. [5; 125]

    Физиологические аспекты стресса впервые были освещены У. Кенноном — основоположником гомеостаза и учения о роли симпатоадреналовой системы в мобилизации функций организма для борьбы за существование, а затем и Г. Селье. Кеннон еще в 1914 г. предвосхитил взгляды Селье на проблему психофизиологической стрессовой реакции, описав один из специфических аспектов стрессовой реакции — нейроэндокринный процесс. В организме начинает вырабатываться гормон стресса адреналин, сердечный ритм учащается, дыхание ускоряется. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее.

    Итак, следуя концепции Г. Селье и других вышеупомянутых авторов, стрессовым можно считать практически любое состояние человека, на которого воздействуют любые факторы внешней и внутренней среды, вызывающие ответную реакцию организма. Ю.Б. Абрамов и М.А. Уколова (1973) считают, что стресс — это приспособительная реакция по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям. В современной литературе термин «стресс» (нагрузка, давление, напряжение) имеет различные трактовки, от благоприятных реакций для организма до экстремальных воздействий, пагубно влияющих на организм. В данной работе под стрессом понимается не специфическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование.

    Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. В функциональном и морфологическом отношении стресс выражается общим адаптационным синдромом, имеющим определенные и хорошо известные стадии:

    — реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы;

    — стадия сопротивления (резистентности или адаптации), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям;

    — стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. [3; 73]

    Эта стадия – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В её формировании участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается. Нарушается аппетит, усвоение пищи и её выведение.

    Стадия сопротивления (резистентности)

    Переход стресса в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессором. В этой стадии стресса продолжается функционирование организма, практически неотличимое от нормального. Физиологические и психологические процессы переводятся на более высокий уровень, мобилизуются все системы организма. Психологические проявления стресса (тревога, возбудимость, агрессия) уменьшаются или вовсе исчезают. Однако возможности организма к адаптации не бесконечны и при продолжении стрессового воздействия наступает следующая стадия стресса.

    В некотором роде сходна с первой стадией стресса. Но в этом случае дальнейшая мобилизация резервов организма невозможна. Поэтому физиологические и психологические симптомы этой стадии – фактически крик о помощи. На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При преобладании психологических причин стресса декомпенсация проявляется в форме тяжелой депрессии или нервного срыва. Динамика стресса на этой стадии необратима. Выход из стрессового состояния возможен только с посторонней помощью. Она может заключаться в устранении стрессора или помощи в его преодолении.

    Вывод: Существует несколько правил, которые помогут бороться со стрессом. Во-первых, не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса . Во-вторых, следует помнить о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает. В-третьих, нужно помнить, что существует много способов снятия стресса .

    Способы и приемы психической саморегуляции

    Психическая саморегуляция представляет собой про­цесс самоуправления, самовоздействия субъекта на свое функ­циональное состояние и поведение. Существует много толкований понятия «психическая саморегуляция». Их объединяет понимание того, что этот феномен заключается в активации функциональных и личностных ресурсов организма и психики с помощью различных внутренних способов и средств и на основе знания механизмов физиологической и психической регуляции состояния и поведения субъекта в экстремальных ситуациях. Целью психической саморегуляции является предупреждение развития, нормализация и восстановление неблагоприятных функцио­нальных состояний, обеспечение здоровья, высокой работо­способности и эффективной деятельности. Есть основание считать, что приемы психической саморегуляции могут оказывать влияние и на про­явление стратегий и стилей преодоления стресса, то есть на типичные и индивидуально своеобразные формы и способы поведения в условиях психологического стресса. [1, 434]

    Психическая саморегуляция является достаточно эффективным методом:

    снижения чрезмерно выраженной нервно-психической напряженности и эмоцио­нальных переживаний в связи с развитием стресса;

    ускоре­ния процесса восстановления функционального состояния при выраженной психоневротической симптоматике (нару­шение сна, высокий уровень тревожности и эмоционального возбуждения, депрессивное состояние и др.);

    повышения эмоциональной и психофизиологической устойчивости организма и психики к воздействию стресс-факторов;

    раз­ вития физиологических, личностных, поведенческих ресурсов человека;

    формирования функциональной готовности к адекватному реагированию на экстремальные условия среды и чувства уверенности в успешном преодолении стресса.

    Разнообразные техники и приемы психической саморегуляции можно подразде­лить на две группы — общую и специальную. Приемы первой группы являются основой саморегуляции состояния стресса, фундаментом формирования специальных приемов. В ходе от­ работки приемов, упражнений общей группы вырабатываются навыки управления ритмом дыхания, произвольной регуляции мышечного тонуса, свободного оперирования чувственного образа (чувства тяжести, тепла и др.), управления вниманием (сосредоточение, распределение и переключение), быстрого аутогенного погружения (аутогенной релаксации) и выхода из этого состояния. Упражнения первой группы имеют и само­стоятельное значение, — они применяются для снятия напря­жения, усталости, восстановления сил регуляции вегетативных функций. Овладение этими приемами психической саморегуляции продолжается в процессе групповых и самостоятельных тренировок и посте­ пенно происходит привыкание к мысленному повторению слышимого текста, он перестает восприниматься как нечто внешнее и полностью идентифицируется с внутренними побуждениями индивида. Вторая — специальная — группа приемов психической саморегуляции пред­ставляет собой комплекс формул самовнушения, позволяю­щий активно управлять психическими процессами и своим эмоциональным состоянием, нормализовать функции ЦНС, проводить коррекцию психических качеств, снижать уровень тревоги, развивать профессиональные навыки и умения. Ис­пользование специальных формул для восстановления функ­ционального состояния носит, как правило, индивидуальный характер. [4; 255]

    Саморегуляция мышечного тонуса. Целью этой тренировки является прежде всего формирование состояния релаксации на основе расслабления скелетной (поперечно-полосатой) мускулатуры. Процесс обучения саморегуляции мышечного тонуса со­стоит из трех основных стадий: выработка навыков произволь­ного расслабления отдельных мышечных групп в состоянии покоя; затем формируются комплексные навыки расслабле­ния всего тела или отдельных его частей вначале в состоянии покоя, а потом при выполнении какой-либо деятельности (чтение, письмо и т. п.) и, наконец, в заключительной ста­дии формируются навыки расслабления в тех жизненных ситуациях, в которых необходимо снять или уменьшить про­ явления острых аффективных переживаний, психической на­пряженности.

    Саморегуляция ритма дыхания. Хорошо известно, что ритм, частота и глубина дыхания не только связаны с регуляцией деятельности сердечно-сосудистой системы, но и влияют на состояние нервной системы, и в частности, определяют сте­пень возбуждения нервных центров, ответственных за управ­ление мышечным тонусом. Именно поэтому, а также в связи с возможностью произвольной регуляции внешнего дыхания, специальные тренировки по управлению дыханием являются эффективным средством воздействия на функциональное состояние. Дыхательные упражнения направлены, во-первых, на формирование навыков свободного и ритмичного дыхания и, во-вторых, на усвоение приемов самовнушения в ритме дыха­ния, в котором поддерживается определенное соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха.

    Идеомоторная тренировка. Представляет собой прием мысленного «проигрывания» предстоящей деятельности, вос­произведения движений на основе представлений о программе конкретных действий (их последовательности, продолжитель­ности, периодичности). Идеомоторные акты состоят в глубо­ком переживании представляемых в воображении движений. Освоение метода идеомоторной тренировки следует про­ водить с соблюдением ряда принципиальных положений, основными из которых являются следующие:

    создать предельно точный образ движения, выполняемого мысленно, а не представления о движении «вообще»;

    мысленный образ движения обязательно должен быть связан с его мышечно — суставным чувством;

    представляя мысленно то или иное движение, нужно сопровождать его словесным описанием, произносимым шепотом или мысленно и т. д.

    Аутогенная тренировка — активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Этот метод основан на использовании приемов самовнушения для достижения глубоких степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий.

    Медитация. Современные методы саморегуляции, изложенные ранее, основаны на определенных научных исследованиях. Однако для достижения эффектов релаксации и управления функцио­нальным состоянием, в частности, для профилактики возникновения тревоги, стресса или же снижения их эффектов, стоит обратиться и к опыту использования для этих целей древних традиций управления состоянием организма и психики. Наиболее известна традиция йоги — глубокая медитация, которая возникла в древней Индии. Общие принципы проведения медитации сводятся к следующе­му:

    заниматься следует примерно по 20—30 мин два раза в день, желательно перед завтраком и ужином;

    во время медитации человек сидит на кровати или на полу, подложив под себя подушку; предпочтительнее поза «лотоса», «физического равновесия», — она способствует наибольшей релаксации;

    упражнение заключается в освобождении от отвлекающих воздействий — во время медитации обычно закрывают глаза и непрерывно повторяют (про себя, не вслух) мантру. Цель этого умственного сосредоточения состоит в том, чтобы поставить сознание под контроль, то есть предотвратить мысли о чем-либо постороннем, обыденном, отвлечься от любых житейских интересов. Таким образом, использование мантры подобно визуальному сосредоточению, используемому в других техниках.

    Аутогенная психологическая гипосенсибилизация.

    Гипосенсибилизация требует трех элементов: обучения глубокой мышечной релаксации, построения иерархии устра­шающих объектов или ситуаций и представления человеком устрашающих объектов во время релаксации. На втором этапе гипосенсибилизации следует постро ить иерархию устрашающих стимулов, изобразив ее в виде перечня этих объектов: внизу — наименее устрашающие, наверху — наиболее страшные. При построении «лестницы страха» надо соблюдать не­ которые правила. Вначале она должна включать не более 15 событий. Путем мозгового штурма можно получить список примерно из 20—25 событий. Перед третьим, заключительным этапом процедуры гипосенсибилизации следует объяснить пациенту, как надо мысленно представить тот или иной объект или событие.

    Когнитивное реструктурирование. Один из главных компонентов когнитивного реструктурирования — разговор с самим собой или изменение «Я-концепции». Изменение «образа Я» предполагает, что тревожные люди часто употребляют в разговоре фразы «я не могу» или «я недостоин».

    Вывод: профилактика стресса легче, чем борьба с ним или с ярко выраженными его последствиями. Освойте технику релаксации и аутогенного анализа, отточите собственные навыки саморегуляции, вырабатывайте и развивайте стрессоустойчивость.

    Рекомендации по самовнушению

    на мышечное расслабление.

    Упражнение на расслабление мышц рук – Крепко сожмите руки в кулак. Мысленно отсчитайте десять секунд – спокойно и не торопясь. При этом удерживайте максимальное напряжение мышц на протяжении всех десяти секунд. Смысл этой тактики состоит в удержании мышечного напряжения на постоянно высоком уровне. Дело в том, что пока вы напрягаетесь, мышцы начинают постепенно уставать и «растрачивать» тот заряд энергии, который был в них выброшен эмоциональным «взрывом».

    Упражнение на расслабление мышц ног – « Загораем»

    Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Показывают, как надо вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Ноги поднимаем, держим…держим…Ноги напряглись! Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились. Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженны. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

    Мы прекрасно загораем!

    Выше ноги поднимаем!

    (Ноги резко опустили на пол).

    Ноги не напряжены

    на восстановление дыхания.

    — Сделайте один большой вдох и сразу выдохните весь воздух «Задуй большую свечу»;

    — Сделайте один большой вдох и выдохните тремя небольшими выдохами «Задуйте три свечи»;

    — Сделайте один большой вдох и медленно задуйте много свечей на вашем именинном торте.

    «Дыхание через одну ноздрю»

    Исходная поза — сидя, корпус выпрямлен. Закрыть левую ноздрю и глубоко вдыхать воздух правой ноздрёй, считая до 4. Задержать дыхание, считая до 16. Закрыть правую ноздрю и выдыхать через левую ноздрю, считая до 8, вы повторяете упражнение аналогично: в обратном порядке. Закрыть правую ноздрю и глубоко вдыхать воздух левой ноздрёй, считая до 4. Задержать дыхание, считая до 16. Закрыть левую ноздрю и выдыхать через правую ноздрю, считая до 8.

    Таким дыханием вы можете лечить нервную систему и много разных болезней.

    Современный педагог работает в условиях больших психических и эмоциональных нагрузок. Налицо признаки ослабления адаптации: потеря внутренней жизнеспособности и устойчивости, синдром ранней усталости, рост неврозов и различного рода заболеваний. Причиной этого является стресс и неспособность противостоять различным стрессовым воздействиям. В непредсказуемых и неуправляемых ситуациях особенно важно задействование резервных способностей человека, его внутренних сил, а потому необходимо овладение приёмами психической саморегуляции, методами специально направленной тренировки, а также упражнениями, направленными на профилактику стресса.

    Педагогу важно научиться самому и научить ребят расслабляться, снимать напряжение путем психомышечной тренировки – этого упрощенного варианта аутотренинга. В нужные моменты прибегать к физическим упражнениям, позволяющим тренировать мышцы и психику, предотвращать кислородное голодание, укреплять нервно-психическую сферу.

    Умение управлять своим здоровьем, эмоциональным состоянием, освоение навыков стрессоустойчивого поведения – это первая и очень важная ступень самопознания.

    Самопознание дает возможность педагогу лучше узнать свои особенности, способности, свои сильные и слабые стороны, дает возможность управлять механизмом психической саморегуляции и является отправной точкой саморазвития и самосовершенствования.

    infourok.ru

    Это интересно:

    • Как похудеть до анорексии Анорексия: как похудеть до анорексии? Сегодня внешность человека имеет огромную ценность. Те модели, которые ходят по подиуму формируют у многих людей представление об идеальной фигуре. В тех случаях, когда фигура не отвечает установленным стандартам, то многие стремиться разными способами, добиться указанных параметров и не думают в этот момент […]
    • Сильный стресс болит голова Сильная головная боль после стресса Здравствуйте, мне 39 лет. Неделю назад после нервного стресса на работе резко заболела голова (затылок с правой стороны ближе к уху). Уже неделю сильная боль не проходит, была у невропатолога,он назначил для снятия боли Траумель С, но он не помогает. Боли возникают при повороте головы с правой стороны, как-то […]
    • Работа и стресс Курсовая работа: Стресс и стрессоустойчивость: Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости 1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости 1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма 1.3 Обзор работ ученых, рассматривающих проблему стресса и стрессоустойчивости Глава 2. Опытно – […]
    • Сердечные неврозы лечение Невроз сердца - симптомы и лечение Неврозы сердца, или функционально-нервные заболевания сердца, являются частым проявлением общих невротических состояний. В англо-американской медицине это заболевание известно как "нейроциркуляторная астения". Невроз сердца развивается в результате нарушений высшей нервной деятельности, особенно протекающих с […]
    • Больной с деменцией что делать Деменция: как жить тем, кто рядом Если у вас в семье появился больной с деменцией, как жить с ним и сохранять позитивное восприятие мира является главным вопросом. По статистике, члены семей пациента с деменцией чаще страдают тревожными расстройствами и депрессией. По мере прогрессирования деменции родственники могут менять своё отношение к […]
    • Психические расстройства и весь организм Психические расстройства – влияние цвета Далеко не секрет, что цвет может вызвать психические расстройства человека. Мы не зря выбираем определённые цвета в спальню, столовую, кухню. Также, цветовая гамма широко используется нами в одежде. Так как же влияют цвета на наше восприятие и какие ассоциации они способны вызывать. Для начал разберёмся, […]
    • Как в ребенке узнать аутизм Как распознать в ребенке аутизм? «Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же явления, выраженные в […]
    • Как бороться с начинающим стрессом Как бороться со стрессом? Современного человека стресс настигает везде и всегда: дома, на работе, в общественном транспорте… Сталкиваясь с трудностями, вы становитесь раздражительным, уставшим или даже апатичным. Страдает нервная система, физическое и психическое здоровье организма. Вообще, сам по себе стресс – это такое состояние, когда […]