Совладание со стрессом вассерман

Совладание со стрессом (стр. 1 из 4)

Что такое стресс?. 4

Открытие стресса. 4

Механизм стресса. 6

Положительный и отрицательный стресс. 8

Уровни управления стрессом.. 10

Методы нейтрализации стресса. 11

Список литературы. 25

Одним из главных факторов риска для жизненного успеха, благополучия и здоровья современного человека считается стресс. В науке и повседневной жизни много говорят о стрессе, связанном с предпринимательской или административной деятельностью, с потерей работы, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли задумываются над тем, что несет в себе стресс?

Возникающие при стрессе сдвиги — это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции, оборонительной реакции. Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Такая мобилизация была очень удобной для пещерных людей или в другие суровые времена, когда стресс означал, что человек должен быть готов к физическим действиям. В настоящее время это приводит к появлению дополнительных проблем. Сегодня, когда при стрессе вам нужны не физические, а эмоциональные ресурсы, организм продолжает реагировать так, как будто вам понадобилась физическая активность. В результате, оправданное ситуацией реальной опасности временное повышение кровяного давления превращается в болезненное состояние из-за затянувшегося негодования по поводу того, что ушло в прошлое и чего уже нет или по поводу того, чего еще нет и, возможно, не будет вообще.

Стресс связан практически с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Основоположник учения о стрессе Г. Селье писал: "Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни".

Каждый испытывал его, все говорят о нем, но мало кто задавался вопросом, так же что такое стресс?

Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Наука утверждает, что нельзя. Жизнь не терпит постоянства и стабильности, и, конечно же, именно она — главный источник стресса, поэтому полностью избавиться от стресса можно только с приходом смерти.

Природа мудра. Она наделила нас множеством механизмов, помогающих выжить. И когда во внешнем мире возникает конфликтная ситуация, требующая быстрой реакции, они немедленно приводятся в действие. Это происходит независимо от нашей воли, подсознательно, и мы не в состоянии контролировать этот процесс, да чаще всего мы просто не подозреваем о существовании этих механизмов.

Этот механизм работает одинаково как у животных, так и у человека. И в данном случае такие эмоции, как гнев или страх, биологически оправданны. Они подготавливают организм к необходимому действию, мобилизуют все его ресурсы, чтобы вступить в драку или спастись бегством. Наши предки выживали и побеждали именно благодаря этим механизмам — мгновенно взбирались на дерево, спасаясь от пещерного медведя или, сжав в руке тяжелый каменный топор, кидались на разъяренного саблезубого тигра. Сегодня — совсем не те времена. Вместо звериной шкуры — элегантный костюм, вместо каменного топора — мобильник, а вместо злого саблезубого тигра — не менее злой босс.

К сожалению, мать природа не могла предвидеть грядущий рост цивилизации, оторвавший современного человека от ее корней. Внутри нас продолжают действовать те же механизмы, которые позволяли выжить нашим предкам, но превратившиеся для нас из средства выживания в дикой природе в инструмент саморазрушения. Время внешних реакций осталось в далеком прошлом. В современном мире для стресса чаще всего характерны внутренние проявления и причины. Теперь человек догоняет автобус, а не убегает от хищников; он боится одиночества и старости, а не снежной лавины; он борется с плохим настроением и страхом, а не с внешними врагами.

mirznanii.com

Совладание со стрессом

Что такое стресс?

Положительный и отрицательный стресс

Уровни управления стрессом

Методы нейтрализации стресса

Попробуйте проследить за изменениями, которые происходят с вами, когда вы попадаете в стрессовую ситуацию. Вы группируетесь, как будто ждете удара, напрягаются мышцы лица, груди и живота. Дыхание учащается, потому что клеткам требуется больше кислорода. Вследствие сужения мелких кровеносных сосудов повышается кровяное давление. Частота и сила сокращений сердца увеличивается, заставляя кровь бежать намного быстрее.

В последнее время понятие "стресс" приобрело большую популярность — недаром прошедший 20 век назвали веком стресса. Сегодня на дворе 21 век, но стресс, не признавая никаких границ, с легкостью шагнул в новое тысячелетие и продолжает укреплять свои позиции.

Естественно, люди пытаются покорить себе стихию стресса, управлять им. В наше время существует множество методик стресс-менеджмента. Рассмотрим некоторые из них.

Что такое стресс?

На этот вопрос словари и энциклопедии дают следующие ответы:

Стресс – это состояние повышенного нервного напряжения, вызываемое сильным воздействием.

Данные определения лаконичны и просты, но чтобы понять, что такое стресс вовсе не обязательно заглядывать в словари – достаточно посмотреть вокруг. Стресс – это все что нас окружает. Стресс – это наша жизнь. Можно ли жить без стресса?

Само понятие "стресс" появилось сравнительно недавно – в 1936 году "с легкой руки" ученого, лауреата Нобелевской премии Ганса Селье. Хотя, конечно же, стресс существовал и раньше — ведь и кислород открыли только в 17 веке, но как никак люди до этого тоже чем-то дышали. Селье позаимствовал технический термин "стресс", означающий "напряжение", "нажим", "давление", из науки о сопротивлении материалов и метко употребил его по отношению к человеку. Точнее, сначала не к человеку, а к обыкновенным лабораторным крысам, с которыми он в то время экспериментировал.

Во время вскрытия крыс Селье обнаружил патологические нарушения во внутренних органах. Когда Селье открывал клетки, крысы нередко убегали и потом долго носились по всей лаборатории, спасаясь от своего мучителя. Проходило немало времени, прежде чем он ловил их и водворял на место. По мнению Селье, именно процесс бегства и поимки являлся причиной обнаруженных патологических изменений.

Затем Селье поступил с крысами совсем некрасиво, и лаборатория стала чем-то напоминать застенки инквизиции, хотя сам Селье называл все это всего лишь "специальным созданием стрессовых ситуаций". Фантазия изобретателя стресса не знала границ. Иногда он внезапно подавал ток на клетку, от чего крысы подпрыгивали в воздух, иногда — пеленал их так, чтобы они не могли пошевелиться, иногда заставлял подолгу плавать или подвергал воздействию громких звуков. Затем Селье, проявив милосердие, стал предупреждать крыс о предстоящей подаче тока звонком, что, конечно же, снижало уровень стресса, поскольку большую часть времени крысы могли не опасаться электрического удара.

После всего этого крысы попадали под скальпель исследователя, и у них обнаруживались все те же патологические изменения, что и привело Селье к следующему выводу: не важно, какому именно воздействию подвергались крысы — вскрытие должно было показать одну и ту же патологию. Основным признаком стресса оказалась язва желудка. Таким образом, стресс был определен как "неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие".

Иными словами, Селье сделал вывод, что причиной патологических изменений является не само внешнее воздействие (электрошок, пеленание или шум), а реакция организма крысы на эти воздействия.

По команде мозга, в кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее; одновременно повышается артериальное давление и содержание сахара в крови. Перераспределяется кровоток: приток крови к мозгу и конечностям увеличивается, а к органам пищеварения и коже уменьшается. Дыхание учащается и становится поверхностным, при этом задействованы в основном верхушки легких. Резервы жира и сахара начинают активно тратиться, давая дополнительную энергию. Все эти многочисленные изменения, которые чаще всего нами не осознаются, происходят для того, чтобы обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, позволяя развить максимальное мышечное усилие — сильнее ударить или скорее убежать.

Но наш организм отвечает на непредвиденные ситуации традиционным каскадом реакций. Получается, что фитиль зажжен, но выстрела не последовало, но по закону сохранения энергии в этом мире ничего не исчезает бесследно, и в итоге "пушка стреляет вовнутрь". В результате этого мы жалуемся "на сердце", "на печень". А действительная причина плохого самочувствия в том, что в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки "застывшего" напряжения — болезненные уплотнения. Последние же, в свою очередь, в зависимости от их расположения, влияют на внутренние органы, имитируя их расстройства — нарушения ритма сердца, боли в груди, изжогу и т.д.

Болезней, к которым может привести стресс – множество. Это и расстройства сердечно-сосудистой системы (в первую очередь гипертония), и органов пищеварения (особенно язвы желудка), и органов дыхания (особенно это относится к бронхиальной астме), и многих других, включая специфические "мужские" и "женские". Стресс также снижает иммунитет, что приводит к инфекционным, вирусным и онкологическим заболеваниям. Да-да, прямую связь между стрессом и раком подтвердили многолетние наблюдения американских онкологов. Выходит, что не зря утверждает народная мудрость: все болезни от нервов. Кроме многочисленных нарушений в теле человека, стресс нередко приводит к изменениям в психике. И самым распространенным из них, конечно же, является депрессия.

Положительный и отрицательный стресс

Обычно понятие "стресс" ассоциируется только с неблагоприятным внешним воздействием, но такое представление весьма далеко от истины – с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Например, мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Но если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату, то испытанный ею стресс окажется ничуть не меньше, чем в первом случае. Получается, что хотя эмоции, испытанные матерью в этих ситуациях, диаметрально противоположны — стрессовая реакция организма абсолютно одинакова. Так что причиной стресса может быть не только неблагоприятная ситуация.

Как уже отмечалось, определенный уровень стресса нам необходим. Но поскольку каждый из нас уникален, у разных людей эти уровни могут сильно отличаться. Среди нас не много тех, кто хочет полного покоя, сводя свои запросы к пассивной, почти что растительной жизни. Даже наименее честолюбивые стремятся к чему-то большему, чем просто удовлетворению своих естественных потребностей в пище, одежде, жилье. С другой стороны – так же редко встречается другой тип – люди, стремящиеся к идеалу, готовые всю свою жизнь посвятить совершенствованию в искусстве или науке – например Микеланджело, Ван Гог, Эйнштейн. Большинству из нас претит полное отсутствие или избыток стресса, и мы живем где-то между этими крайностями.

Последствия стресса также неоднозначны, как и его причины. Результатом стресса может быть благоприятным – ведь в состоянии стресса, все чувства человека обострены, лучше работает мозг, мышцы находятся в тонусе. Для того, чтобы такое напряжение не стало для организма разрушительным, необходимо управлять стрессом. Ниже рассмотрим способы и методы управления стрессом.

Стресс в современной компании – проблема, которой уделяют много внимания. Руководитель должен следить за психологическим состоянием сотрудников, при этом, не забывая о своей стрессоустойчивости. Для уменьшения риска стресса, необходимо оперативное планирование. Если начальник говорит своим сотрудникам: "Необходимо срочно сделать это задание и сдать его завтра", то, конечно, подчиненные будут взвинчены. Как и болезни, стресс лучше предупреждать путем изменения процессов и смены приоритетов.

Российским компаниям стресс-менеджмент просто необходим, и руководство должно овладеть им в первую очередь. Но потребность в тренингах по стресс-менеджменту зависит от стиля управления и этапа развития компании. Если это формат "бизнес-клуба" небольшого размера, где старые друзья работают с давно знакомыми клиентами, возможно, они меньше нуждаются в обучении, чем фирма с активной формой продаж или проходящая через реорганизацию.

А еще такой тренинг необходим, когда происходит слияние и люди встревожены происходящими изменениями. Понять причину стресса можно, посмотрев на состояние сотрудников. Например, если в одной группе у троих все нормально, а у двоих стресс, то именно этих двух нужно научить бороться со стрессом. Если же стресс у большинства, нужно менять что-то в менеджменте.

Классическая программа по стресс-менеджменту содержит три части: приемы эффективного управления; основы успешной коммуникации; постстрессовая психотерапия и технологии самовосстановления.

Уровни управления стрессом

Чтобы понять, какими бывают уровни управления стрессом, давайте представим себе дерево стресса. Как и всякое дерево, оно имеет корни, ствол и крону.

Это вредное дерево. Его листья – симптомы стресса, плоды – болезни, к которым приводит стресс.

Симптоматический уровень помощи при стрессе даёт быстрые, но крайне нестойкие результаты. Если ствол дерева и его корневая система не затрагиваются, то на месте одного сорванного листа вскоре появляется другой, и всё нужно начинать заново.

Ствол дерева стресса — это напряжение (психологическое и физиологическое). Ствол дерева появляется из корней, на нём держится крона. Подобным образом, напряжение формируется причинами стресса и служит основой для разнообразных симптомов стресса. Напряжение — главный механизм развития всех симптомов стресса.

Существуют разные способы борьбы с напряжением. Наиболее эффективным является релаксационный тренинг по методу Эдмунда Джейкобсона. Данный тренинг является одной из методик поведенческой психотерапии и успешно используется во всём мире на протяжении последних 80 лет.

Корни – причины стресса, или стрессоры. Стрессор v это любой фактор, который вызывает напряжение. Стрессоры можно разделить на две группы: физиологические и психологические.

Такие факторы, как слишком высокая или слишком низкая температура, резкое изменение атмосферного давления, геомагнитная буря, вирус гриппа, недостаток кислорода и подобные, воздействуют на организм, даже если они не осознаются. И, поскольку они нарушают существующее в организме равновесие, они вызывают стресс, который необходим для адаптации к изменениям.

Однако подавляющее большинство причин стресса относится к психической сфере. Каждый раз, когда мы осознаём, что мы имеем не то, что хочется, каждый раз, когда мы расцениваем какую-либо ситуацию как угрожающую нашему благополучию или самооценке, мы запускаем в своём организме стрессовую реакцию.

Психологический стрессор всегда состоит из двух частей:

1) ситуации, вызывающей стресс; 2) отношения человека к этой ситуации. Достаточно устранить любую из составляющих, чтобы причина стресса перестала действовать.

Конечно, если есть такая возможность, лучше избавиться от ситуации, вызывающей стресс. Но это далеко не всегда возможно. В таких случаях наилучшим вариантом является изменение отношения к проблеме. Большую помощь в этом могут оказать техники рационально-эмотивной (когнитивной) психотерапии.

Итак, существуют три основных уровня управления стрессом:

нейтрализация симптомов, уменьшение напряжения, устранение причин. Первый уровень – самый лёгкий и даёт наименее стабильные результаты, последний – наиболее трудоёмкий, но зато и наиболее надёжный.

Методы нейтрализации стресса

Факторов, вызывающих стресс, – бесконечное множество, но их источников только два: это происходящие с вами жизненные события и ваше к ним отношение. Причем, второй источник характерен только для человека.

Если вы обнаружили у себя симптомы стресса, очень важно быстро разобраться в его причине, чтобы изменить ситуацию. Нужно понять, почему вы делаете то, что делаете? Насколько это нужно? Нельзя ли без этого обойтись? Потом рассмотрите способ ваших действий. Не слишком ли вы напряжены? Не испытываете ли постоянного беспокойства? Не расходуете ли столько энергии, что потом чувствуете себя измученным? И, наконец, нужно понять, сколько времени вы тратите на свое занятие: слишком много или слишком мало? Ответы на эти и другие вопросы помогут вам понять, почему ваши действия или мысли ввергают вас в стресс и позволят вам выбрать наиболее оптимальное поведение.

У большинства менеджеров проблема нехватки времени является основной причиной нарастающего беспокойства. Изложенные ниже несложные приемы помогут вам этого избежать.

1. Запишите недельные задачи, планы, дела и цели и совместите их с расписанием ваших занятий.

2. Расставьте приоритеты заданий в соответствии с их важностью.

3. Планируйте ответственные задания на время энергетического подъема. Это позволит вам выполнять сложные задания, пребывая в наилучшей форме.

4. Исключите все дела, которые не являются необходимыми в вашей повседневной деятельности. Отправьте их в конец списка.

5. Делегируйте полномочия. Одна из важнейших причин стресса вырастает из уверенности, что вы все должны делать сами. Посмотрите внимательно на свой план и решите, что поручить кому-либо другому.

6. Закончите одно задание, прежде чем приняться за другое. Установите приоритет каждого задания и прекратите откладывать дела на завтра.

7. Научитесь говорить "нет". Из всех способов распределения времени умение говорить "нет" — самый лучший.

8. Резервируйте время на срочные работы или незапланированные встречи. Тогда вы будете меньше беспокоиться о том, чтобы все успеть.

9. Контролируйте процесс. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем при управлении стрессом.

Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс. Ведь стресс есть не столько результат напряженной работы и негативных событий, сколько результат ощущения того, что жизнь слишком сложна и не поддается контролю.

Идея о том, чтобы научиться преобразовывать нечто негативное во что-то позитивное, является своего рода кульминацией умения контролировать стресс. Попадая в ту или иную ситуацию, мы начинаем контролировать ее, превращаем в волнующий и ценный жизненный опыт и автоматически начинаем считать, что именно эта ситуация заставляет нас демонстрировать свои лучшие качества и делает нашу жизнь более успешной и полноценней.

Но как теперь все это сделать, реализовать, воплотить? Как научиться, попадая в стрессовые ситуации, выносить оттуда позитивный опыт и управлять своими эмоциями? Попадая в ситуации, в которых вы не можете что-то менять, чтобы исключить определенные стрессовые факторы, следует прибегать к упражнениям, изменяющим отношение к ним.

Во-первых, отвлекайтесь. Вы можете предотвратить стресс или ослабить его влияние путем отвлечения от стрессовой ситуации. Когда вы о чем-то думаете, вы отдаете объекту мыслей значительную часть своей энергии. Если вы думаете о нем очень много и с "надрывом", то это может привести к настоящей психической травме. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.

Во-вторых, снижайте значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему.

В-третьих, действуйте. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Энергия стресса буквально захлестывает человека. Каждый день эта энергия, неуловимая и неукротимая, причиняет многочисленные разрушения вокруг и внутри вас. Но важно понимать, что сама по себе энергия нейтральна. Та же самая энергия, которая разрушает, может и созидать. Подавлять ее бесполезно. Для этого потребуется энергия еще большей силы. Поэтому не подавляйте, а действуйте.

Займитесь чем угодно. Вы можете, например, побить подушку, яростно отколотить матрац бейсбольной битой, написать грубое письмо обидчику (но не отправлять его), заняться активным спортом, или направлять разрушающую вас энергию на приведение в порядок своего рабочего места. К сожалению, большинство из нас, рационализируя свой страх, считают подобные методы бесполезными и смешными. Пусть так. Важно, что эти простые упражнения работают. Ведь основной закон восточных боевых искусств гласит: не противодействуй силе противника, а используй ее для своей победы.

В-четвертых, расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту. Поэтому необходимо овладеть системой расслабления. В умении расслабляться во многом заключается секрет успешной борьбы со стрессом. Нет более эффективного способа борьбы со стрессом как расслабление. Ведь наш организм не может одновременно напрягаться и расслабляться.

Качественному расслаблению можно научиться. Ниже мы приведем несколько правил поведения, являющиеся антистрессовыми.

Некоторые из них могут подойти и вам:

1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.

2. Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник.

3. Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте наперед и все будете успевать сегодня.

4. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.

5. Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.

6. Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожатся. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.

7. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь день, скрючившись, в одном и том же положении.

9. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.

10. Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

11. Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.

12. Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.

13. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательства обратного. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут. Ну и, конечно же, обратите внимание на хорошее питание и регулярные физические упражнения.

Далее нам хотелось бы привести некоторые экспресс методы снятия стресса и управления трудными состояниями, которые могут быть полезны для тех, кто большую часть своего времени отдает напряженной работе, забывая про отдых и регулярные расслабления. Эти технологии достаточно просты и их применение не требует специального образования и наблюдения специалиста. Вы можете начинать применять их прямо сейчас. Когда кричит шеф, глохнет в самом неподходящем месте автомобиль или случается еще что-либо чрезвычайное, нет времени уйти и поразмышлять в тени деревьев. Но можно выполнить следующую технологию, которая позволит вашему организму не ввергнуться в состояние шока. Ее еще называют – отключение от травмирующего источника стресса, метод создания конкурирующей доминанты.

Глубоко вдохните и задержите дыхание, сколько можете. О чем думает человек, задержав дыхание? О неурядицах на работе, домашних проблемах, финансовых затруднениях? Конечно, нет. Он полностью поглощен желанием восстановить нормальное дыхание, чтобы избавиться от удушья. Это желание заслоняет все проблемы повседневности. Такой перенастрой ума, диктуемый жизненной потребностью, можно назвать "создание конкурирующей доминанты" Дыхание – это жизнь. Задерживая его, вы лишаете свой организм потребности, по сравнению с которой все остальное уходит на задний план. Это мгновение – ваш выигрыш. Используйте его, чтобы выйти из — под прямого воздействия стресса.

Для этого выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе чуть отклонитесь назад, поднимите подбородок и слегка откиньте голову. Обратите внимание на то, каким образом отстраненное положение тела начинает изменять перспективу видения обстановки.

На высоте вдоха представьте себе, что вы видите себя и все, что с вами происходит как бы со стороны, как будто смотрите фильм (здесь используется метод режиссирования в позиции "стороннего наблюдателя"). Почувствуйте себя наблюдателем, далеким и в то же время заинтересованным всем тем, что происходит. Спокойно и бесстрастно рассматривайте происходящее как внешнее явление. Установленная дистанция оказывает услугу: вы начинаете видеть, как и что вы делаете, не превращаясь в то, что вы видите.

Вы можете наблюдать свои эмоции, вроде гнева, но не действуете на основании этого гнева. Главное – не дать себя втянуть в ситуацию вновь. Делайте все, что необходимо для поддержания дистанции: вообразите перед собой стеклянный барьер, отодвиньтесь на большее расстояние, поднимитесь над ситуацией и смотрите на нее свысока. На расстоянии вы имеете больше "воздуха для дыхания". Вы можете расслабиться и с этой новой перспективы взвесить все заново. Большинство из нас находят наилучшие решения, оставляя свои эмоции в стороне.

Оцените ситуацию и примите решение об ответной реакции:

— как вам следует себя вести оптимальным образом,

— какой ресурс для этого нужен,

— где вы его можете взять прямо сейчас. Самый надежный источник ресурса – вы сами. Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам необходимо чувство уверенности.

Вспомните ситуацию, когда вы чувствуете себя уверенно: за рулем автомобиля, на теннисном корте или где-либо еще. Еще раз во всей полноте переживите это воспоминание уверенности в себе, ощутите в себе уверенность и силу.

С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Таким образом, вы можете призвать к себе на помощь любое нужно вам чувство: спокойствие, выдержку, уверенность и т.д. Все, что вам для этого нужно сделать – это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести его туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас (метод защищенного и конструктивного отреагирования).

Следующая техника быстрой нейтрализации стресса основывается на различии между фактами и значениями.

Факты – это реально происходящие события. Значения – это результат их интерпретации. Стресс, если он, конечно, не связан с физической угрозой, — есть реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Измените значение, и вы измените свою реакцию на происходящее. Так, например, чтобы не сердиться по поводу шумного поведения своего ребенка, воспримите его резвость как признак хорошего здоровья и т.д. Обеспечьте себе доступ к различным значениям происходящего, и вы приобретете возможность выбора к реагированию на самые трудные ситуации.

Чрезвычайно важно не только защититься от самого стресса, но и освободить себя от возможных последствий. Наиболее опасным из них является остаточное физическое и психическое напряжение. Испытываемое в стрессе напряжение часто сохраняется и после того, как вызываемое его событие ушло. Затем это напряжение трансформируется в невротическое поведение и болезни.

Поэтому очень важно уметь своевременно расслабляться, снимая тем самым остаточное напряжение. Про стресс писать можно много и долго, но, как вы сами понимаете, все истинно познается только через практику.

xreferat.com

Методы и стратегии совладания со стрессом

Многие люди время от времени испытывают стрессовое напряжение, а с некоторыми это происходит достаточно часто и может сказываться на состоянии здоровья.

Продолжительные стрессы, не позволяя организму восстановиться, приводят к физиологическим изменениям. Совладание со стрессом в сложных ситуациях, зная верные способы, методы и стратегии, поможет вам быстро расслабиться и в дальнейшем не допустить стрессового напряжения.

Методы совладания со стрессом

  1. Комфортный темп работы. Чтобы меньше подвергаться стрессу и не усугублять ситуацию, не загружайте себя работой и делайте все в комфортном, размеренном темпе.
  2. Порядок во всем. Беспорядок всегда отвлекает и мешает сосредоточиться на выполняемой работе, особенно если нужно что-то найти. Чистота и порядок на вашем рабочем месте, дома и в жизни минимизирует возникновение стрессовых ситуаций.

Концентрация на деле. Ваши мысли всегда должны концентрироваться на выполняемой работе в настоящий момент. Не стоит браться за второе дело, не закончив первого. Для раздумий о будущем выделяйте отдельное время, чтобы они вам не мешали сосредоточиться и не стимулировали механизмы стрессового состояния. Это касается не только работы: во время приема пищи не отвлекайтесь на разговоры по телефону, чтение книг и просмотр телевизора.

  • Передайте часть своих дел. Не берите все дела на себя, даже если вы считаете, что сможете лучше их выполнить. От количества дел пострадает качество их выполнения. Делегируйте часть работы кому-то другому, разгрузите себя и ваша работоспособность увеличиться.
  • Радуйтесь успехам. Благополучно выполнив задуманную работу, выделите несколько минут, чтобы вполне этому порадоваться. Если же вы столкнулись с неудачей – отнеситесь к ней спокойно, в жизни часто такое случается. Ошибки только способствуют и стимулируют к достижению успеха.
  • Не отвлекайтесь от дел. Не позволяйте коллегам или родным отвлекать себя от работы. Изолируйтесь от всех и попросите, чтобы вас не беспокоили, пока вы сосредоточены на выполнении важных дел. Можете на время отключить телефон или поставить на беззвучный режим и убрать подальше от себя.
  • Самоконтроль. Будьте для себя начальником, самостоятельно контролируйте свою работу и действия, но иногда балуйте себя и позволяйте расслабиться. Такие моменты отлично повышают работоспособность.
  • Правильно спланированный день. Всегда выделяйте время для обеда и отдыха. Отсутствие этого времени непременно запустит механизмы стрессового напряжения. Вам просто необходим отдых, если вы полагаете что не имеете на него времени. При планировании дня распределите дела по скорости их выполнения и по важности.
  • Не стоит стремиться к совершенству. Очень сложно и утомительно идеально выполнять работу, на это тратится много сил и приводит к стрессу. Достаточно просто хорошо делать работу, а не стремится к идеалу.
  • Наслаждайтесь работой. Любите всей душой дело, которым занимаетесь и относитесь к нему с уважением. Если вы не любите свою работу, то она явно не ваша. Чтобы не жить в постоянном стрессе стоит найти более приятное занятие, и незачем этого бояться.
  • Стратегии борьбы со стрессовым напряжением

    Существуют различные типы стратегии совладания со стрессом. В большинстве случаев используется один из типов стратегии. Но так как в жизни постоянно меняются механизмы восприятия мира, самих себя, меняется окружение, семейный и социальный статус, в итоге приобретаются новые навыки, качества, знания. Со временем привычные старые стратегии, будучи ранее весьма эффективны, становятся малоэффективными и неактуальными.

    Наиболее распространенные виды стратегий:

  • Противостояние ситуации.
  • Откладывание решение проблемы – дистанционирование.
  • Самоконтроль.
  • Поиск общественной поддержки.
  • Принятие ответственности.
  • Плавное решение проблемы.
  • Положительная переоценка происходящих действий.
  • Избегание или перекладывание ответственности.
  • Первая стратегия. Конфронтация. Обычно человек агрессивно настроен по отношению к сложным жизненным ситуациям. Эта стратегия хорошо подойдет в случаях, когда существует реальный угрожающий объект, и энергия конфронтации направленная по адресу, обеспечит максимальный эффект. Если же угроза не персонифицирована, то стоит отказаться от этой стратегии, поскольку механизмы защиты от нее будут неэффективны.

    Вторая стратегия. В некоторых ситуациях очень помогает, если посмотреть на ситуацию со стороны и использовать ее грамотно. Все может сложиться не очень хорошо, если выбрать такую стратегию в качестве реакции на ситуацию, когда у близких друзей, родных или у себя обнаружено тяжелое заболевание.

    Третья стратегия. Контроль своих действий и чувств помогает при сложных, форс-мажорных ситуациях вроде ссор, техногенных катастроф, всевозможных стихийных бедствий и наступлений террористов, когда больше шансов выжить имеет тот, у кого трезвые, рассудительные мысли и ясная голова. Но борьба с собственными эмоциями часто приносит больше вреда, чем пользы.

    Четвертая стратегия. В ситуациях сильнейшего горя важно обращаться за помощью к близким и родным людям, поскольку не каждый может остаться один на один с неприятностями. Однако такая терапия оправдана лишь в тех случаях, когда произошло действительно нечто страшное и включаются механизмы психологической защиты. А вот когда такая терапия используется часто и человек постоянно требует присутствие еще кого-то, то это показатель неумения самостоятельно решать любые проблемы и нести полную ответственность.

    Пятая стратегия. Это путь опытных и сильных людей, признающих собственные ошибки и умеющие их анализировать, не допустив повторения в будущем. Для излишне ответственных людей такая стратегия может оказаться чрезмерно опасной. Ведь нам многое в этом мире не подвластно: внезапная болезнь родного или близкого человека, стихийное бедствие.

    Неся ответственность буквально за все в жизни можно заработать невроз.

    Шестая стратегия. Это способ выбора четкого плана спасения, механизмы реализации и следование ему. Плюсы этой стратегии очевидны именно во время надвигающейся опасности. Но если ситуация вам неподвластна и нет возможности ее контролировать, то такой способ работать не будет.

    Седьмая стратегия. Любое, даже крайне неблагоприятное событие нужно оценивать с положительной стороны, рассмотреть в ней положительные моменты и некий смысл. Такая стратегия требует осторожности и во время опасности сконцентрироваться не на минимизации проблемы, а на том, как с юмором и достоинством принять удар судьбы.

    Восьмая стратегия. Воздерживаться от ответственности – это попытка избежать общения или ситуации. Такой способ реагирования неэффективный, а человек, выбирающий его, является инфантильным.

    Способы совладания со стрессовым напряжением

    Чтобы стресс не влиял на здоровье и не причинял дискомфорта нужно уметь справляться с ним. Существуют разные способы и методики совладания со стрессом. Но самым распространенным является способ преодоления. Для этого существует специальный термин – «копинг», что означает, «совладение» и является процессом, во время которого человек старается справиться с психологическими перегрузками.

    Направлена на уничтожение стрессовой связи между окружающей средой и личностью.

    5 основных задач копинга:

  • Минимизация негативного влияния обстоятельств и повышение восстановления физических и психических ресурсов (выздоровление).
  • Терпение, приспособленность или регулирование, смена жизненных ситуаций.
  • Уверенность в своих силах.
  • Поддержание эмоционального равновесия.
  • Поддержание тесных взаимосвязей с окружающими людьми и сохранение их.
  • Есть люди, которые прямо и открыто реагируют на стрессовые события. К этой категории относятся люди с конфронтационным стилем копинга. Другие, пытаясь отвлечься и дистанцироваться (с помощью алкоголя, наркотиков, телевизора) от стрессового состояния, относятся к категории классического стиля.

    На практике конфронтационный стиль и его механизмы воздействия более эффективны, нежели избегающий. Но не всегда: мелкие и краткосрочные стрессы вроде похода к зубному врачу, могут вполне себе решаться с помощью способа избегания (не волноваться о процедуре до того момента, пока не сядете в кресло). Однако если длительное время избегать от повторяющегося процесса, то можно себе навредить, а длительные и постоянные стрессы на работе не вылечить отвлечением от дел.

    Некоторые люди, которые успешно переживают сильные потрясения и преодолевают огромные препятствия, часто не справляются с мелкими неприятностями. Человек часто бывает не подготовлен к возможным конфликтам и переживает намного больше, нежели первый раз из-за того, что пытается избежать или не думать про это. Ценой этому являются проблемы со здоровьем.

    Исследователи разделяют два основных способа борьбы со стрессом:

    1. Активный, сосредоточен на разрешении проблемы, которая вызывает стресс, а в отдельных случаях на действиях, какие смогут нейтрализовать или снизить его эффект: обращение за помощью, планирование, сбор информации.
    2. Фокусировка на эмоциональных реакциях с целью их коррекции и смягчения. В такие механизмы преодоления стрессового напряжения входят попытки интерпретации стрессового случая, поиск опоры, процесс понятия и утешения в религии. Эти два способа можно применят одновременно.
    3. Безусловно, механизмы влияния стресса на человека и эффективность совладания с ним в трудных ситуациях зависит от правильного выбора способа поведения и от индивидуальных особенностей человека. Ведь в трудную минуту черты характера, пол, интеллектуальные возможности, возраст, уровень развития самосознания также являются важным условием результативного совладания со стрессовыми ситуациями.

      ostresse.ru

      Медицинская психодиагностика: современная методология исследования и интеграционные процессы в психологии и медицине

      Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., Дубинина Е.А.

      (Санкт-Петербург, Российская Федерация)

      Вассерман Людвиг Иосифович

      – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ, главный научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психодиагностики Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

      Щелкова Ольга Юрьевна

      – доктор психологических наук, заведующая кафедрой медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета.

      Дубинина Елена Александровна

      – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психологической диагностики Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологичес-кого института им. В.М. Бехтерева.

      Аннотация. В статье анализируются методологические основы медицинской психодиагностики. Медицинская психодиагностика рассматривается как система профессиональной деятельности психологов в медицине, основное содержание которой составляет изучение личности во всем многообразии и единстве ее психических проявлений в ситуациях болезни, предболезни и высокого риска развития патологии. Для практики психодиагностики в России методологической основой стала теория отношений личности, разработанная В.Н. Мясищевым. Вместе с тем, медицинская психодиагностика рассматривается как составная часть диагностики в медицине. Помимо этого, медицинская психодиагностика должна иметь выраженный психотерапевтический потенциал. Работы В.Н. Мясищева и его концепция были сформулированы в первой половине ХХ века задолго до появления работ Дж. Энгеля и во многом согласуются с системным подходом Б.Ф. Ломова, с теорией функциональных систем П.К. Анохина, с теорией мозговых механизмов А.Р. Лурии. Понимание адаптации человека как системного процесса, разворачивающегося многомерно на разных уровнях его организации (от биохимического до социально-психологического) позволяет формировать и реализовывать решения актуальных задач не только в клинической медицине, но и в профилактике кризисных, предболезненных и патологических состояний, связанных с влиянием социальной фрустрированности и стресса. Изучение психологических механизмов адаптации личности к болезни актуально при любых формах патологии, но особенно важно при соматических расстройствах. Именно психологическая диагностика должна выявлять и оценивать «психологические ресурсы» личности через призму ценностного сознания, или, иначе говоря, через личностный смысл здоровья в целом и болезни, в частности. Представляется, что естественно-научная и гуманитарная парадигмы должны дополнять и обогащать друг друга, чтобы субъективный мир больного, его личность были более доступны исследователю. Понимание субъективного мира человека, его личности в ситуации здоровья, предболезни и болезни и является основной задачей медицинской психодиагностики.

      Ключевые слова: медицинская психодиагностика, медицинская (клиническая) психология, методология, методы, адаптационная парадигма.

      Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

      Психодиагностика является неотъемлемой составной частью психологической науки и практики. В обобщенном плане ее сущность составляет диагностика состояний, свойств и возможностей «единичного» человека, практическая работа с каждым отдельным человеком в целях его воспитания и обучения, профилактики и лечения» [3, c. 55].

      Это известное определение психодиагностики следует, прежде всего, рассматривать с позиций теории и методологии психологической науки. Б.Ф. Ломов [22] видел в ней и большой практический потенциал, возможность интеграции различных психологических дисциплин и раскрытия системных механизмов психики человека, соотношений биологического и психосоциального. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно для современной теоретической, клинической и профилактической медицины.

      Говоря о фундаментальном для медицины значении психологической науки и, в частности, психодиагностики, можно с уверенностью говорить о специфике именно медицинской психодиагностики — понятия, введенного в эту предметную область авторами. Медицинская психодиагностика решает на основе теории и методов психологической науки задачи, связанные с изучением роли психологических факторов в этиологии, патогенезе, лечении и профилактике заболеваний. Таким образом, медицинская психодиагностика является одним из важных интегрирующих факторов в развитии медицинских дисциплин, непосредственно связанных с психическим здоровьем: психиатрии, неврологии и нейрохирургии, неврозологии, наркологии, психосоматической медицины. Медицинская психодиагностика раскрывает закономерности влияния болезни на личность и личности на болезнь в контексте общемедицинской (общебиологической) концепции адаптации человека.

      Концепция адаптации в своей системной сущности, с нашей точки зрения, подчеркивает справедливость теории отношений личности В.Н. Мясищева, которая позволяет видеть в целостной личности единство когнитивных, эмоциональных и поведенческих паттернов. Мы полагаем, что теория отношений заложила фундамент современного понимания личностных смыслов здоровья и болезни, которые являются предметом исследований с помощью медицинской психодиагностики.

      Востребованность медицинской психодиагностики связана со многими факторами в современной жизни общества, например, с распространенностью пограничных нервно-психических расстройств, психосоматической патологии и соматопсихических расстройств в общемедицинской практике, психических расстройств вследствие мозговых поражений, аномалий развития детей и подростков, саморазрушающего поведения и многих других. Медицинская психодиагностика актуальна в любой области медицины, в каждой из которых решает свои задачи (взаимосвязанные с задачами конкретной области медицины).

      В медицине психодиагностика, опираясь на теорию и методы психологической науки, позволяет получить данные об особенностях и нарушениях психических функций, процессов, состояний, личности и поведения человека в условиях болезни или при ситуациях, угрожающих нарушениями психического здоровья у практически здоровых людей. С ее помощью уточняются нозологические и синдромологические характеристики больных в общей системе клинического обследования, формируются «мишени» для психологической коррекции, психотерапии и реабилитации.

      Медицинская психодиагностика имеет свою методологию и методические принципы. И здесь необходимо подчеркнуть, что психодиагностика в медицине не может пониматься и использоваться только как метод измерения и основанная на этом квалификация содержания изменений личности. Психодиагностика в целом, и особенно медицинская психодиагностика — сложная системная деятельность [11]. Логика психодиагностического процесса, особенно в медицинской психологии, подчиняется системной парадигме; она отражает единство клинического и экспериментального, качественного и количественного в анализе причинно-следственных связей по результатам психодиагностического исследования.

      Конечно, особо следует подчеркнуть роль психологической диагностики в клинической медицине, где она выступает необходимым элементом лечебно-диагностического и реабилитационного процессов, предваряющим и оценивающим результат активных психологических вмешательств, а также фармакотерапии [17].

      Психодиагностические исследования в области медицины и здравоохранения основывается на знании законов общей, дифференциальной и экспериментальной психологии, природы и структуры изучаемых психологических феноменов, а также на знании закономерностей процесса психологического исследования, включая характеристики инструментов психодиагностики, социально-коммуникативные и этические аспекты взаимодействия психолога с испытуемым. Кроме того, она опирается на представления современной науки о соотношении психической нормы и патологии, биологического и социального, осознанного и бессознательного в психической жизни человека. В ее основе также лежат клинические представления о соотношении общемозговых и локальных, органических и психогенных факторов в этиологии и патогенезе нарушений психической деятельности, о роли психологических факторов в лечении, психотерапии и социальной реабилитации больных. В связи с этим еще раз следует сказать, что медицинская психодиагностика должна закономерно рассматриваться как составная часть диагностики в медицине [10; 11].

      Пройдя непростой путь становления и развития, отечественная медицинская психодиагностика сформировала собственные методологические принципы и систему методов. Однако разработка методологии и методов психодиагностики по-прежнему является актуальной задачей. Напомним в этой связи, что медицинская психология в настоящее время утвердила себя как динамично развивающаяся и самостоятельная социально значимая область не только психологической, но и медицинской науки и практики. Ее важнейшей функцией является формирование на гуманистической основе профессиональной идеологии специалистов в различных областях медицины и здравоохранения через личностный подход к больному, его микросоциальному окружению к диагностическому и лечебно-реабилитационному процессу в целом. Именно о такой концепции развития медицинской психологии писал в одной из своих последних статей В.Н. Мясищев [27].

      Таким образом, медицинская (клиническая) психология, а следовательно, и медицинская психодиагностика, правомерно должна рассматриваться в своем единстве общих теоретических оснований, методологических принципов и практической реализации. В наибольшей степени это единство очевидно для служб психического здоровья, психиатрии, неврозологии, наркологии, неврологии, нейрохирургии, соматологии, медицины катастроф и психологии кризисных ситуаций, конфликтологии, медицинской педагогики и др. И наиболее общие методологические принципы, а точнее, задачи исследования в этих областях науки — это раскрытие закономерностей формирования психической сферы человека в условиях патологии или предпатологии с опорой на представления о личностных ресурсах адаптации, включая социальные аспекты проблемы [13; 29], исследование познавательной деятельности, эмоциональных и личностных особенностей в широком контексте этого понятия.

      Медицинская психодиагностика должна (с этических и деонтологических позиций) являться важным этапом психологической помощи лицам с трудностями адаптации к тем проблемам психического и соматического здоровья, которые фрустрируют личность, снижая ее адаптивный потенциал. При этом не вызывает сомнений, что медицинская психодиагностика должна иметь существенный психотерапевтический радикал. Опираясь на выявляемые сохранные стороны личности, стимулируя черты индивидуальности (по Б.Г. Ананьеву), включая систему жизненных смыслов и ценностей, клинический психолог (а также психологически ориентированный врач) должен способствовать формированию реалистичных и конструктивных способов совладания со стрессом болезни [7; 15].

      Таким образом, объектом медицинской психодиагностики является человек с трудностями адаптации в ее системном, главным образом, психосоциальном понимании. При реализации многомерной личностной диагностики весьма значимыми являются не только патологический контекст расстройств, но и сложные полифакторные психосоциальные влияния, обусловливающие инициацию болезненных проявлений, характер течения, резистентность (или, напротив, эффективности) лечения, отношение к болезни и ее последствиям в самосознании обследуемых, механизмы совладания с фрустрирующими влияниями болезни, система смыслов и ценностей и, разумеется, учет факторов внеморбидного окружения, социальной поддержки. Все сказанное уже обсуждалось ранее в отношении к психически больным и было, в той или иной степени, сформулировано в концепции функционального диагноза и общемедицинской концепции реабилитации [12; 16; 28; 33].

      Известно, что теоретическим обоснованием (как бы предтечей) указанных концептуальных подходов в указанной области являлись работы В.Н. Мясищева [14; 27], понимавшего личность как систему отношений в единстве и взаимовлиянии когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, рассматриваемых в генетическом и историческом контекстах. В отечественной психологии приоритетные проблемы человека как целостности, обусловленной единством биологического и социального, были системно исследованы в работах Б.Г. Ананьева [4]. Именно Б.Г. Ананьев, задолго до повсеместного утверждения биопсихосоциальной парадигмы как исследовательского подхода в медицине и психологии, указывал на необходимость изучения человека в его уникальности и неповторимости, определяемых своеобразием биологических, психологических и социальных свойств в их взаимодействии.

      Таким образом, идеи целостного (холистического) подхода к человеку, реализуемого в частности в психодиагностике благодаря работам ленинградской школы научной психологии, помогли в значительной мере преодолеть биологический редукционизм в теории и практике медицинской психологии (и в более широком контексте наук о человеке). И это, подчеркнем, на годы раньше публикаций Джорджа Энгеля [35], которого в большинстве зарубежных (да и отечественных) публикаций нередко называют основоположником биопсихосоциальной модели (биопсихосоциальной парадигмы).

      В методологии психологической науки (психодиагностики в частности) понятие системности прочно связано с именем Б.Ф. Ломова [22]. Автор в «науке наук о человеке» (психологии) раскрывает понятие системности (многомерности, многоуровневости и историчности) как биопсихосоциальной сущности человека — комплекса взаимосвязанных и иерархически организованных элементов, взаимодействие которых обеспечивает его функционирование и развитие.

      Следует отметить, что системный подход, теория функциональных систем П.К. Анохина [5] также лежит в основе теории мозговых механизмов познавательных процессов, развивавшейся А.Р. Лурия [23]. В современной нейропсихологии он (системный подход) доминирует и в понимании мозговой организации эмоциональной сферы, а также когнитивно-аффективных соотношений при церебральной патологии [34].

      Таким образом, в методологическом плане биопсихосоциальный подход предполагает многомерный и многоуровневый анализ функционирования человека — здорового или больного, оценку результатов его исследования с учетом влияния внутренних и внешних, биологических и психосоциальных факторов на структурном и функциональном уровнях. Взаимосвязи и взаимозависимость таких факторов определяют изменчивость и пластичность приспособительных механизмов человека к меняющимся условиям внутренней и внешней среды, формируя онто- и социогенетически адаптивный потенциал личности.

      Одним из основополагающих методологических принципов биопсихосоциального подхода к оценке здоровья и болезни (во всей сложности и тонкости их оценки) является концепция адаптации человека. Эта концепция, как известно, носит общебиологических и общемедицинский характер [6]. Концепция адаптации, ее системное понимание позволяет раскрыть динамические аспекты жизнедеятельности человека как биопсихосциальной целостности, закономерности, лежащие в основе стабильности здоровья или формирования патологии, особенности при воздействии стрессогенных факторов [1; 7]. Развитие основных положений концепции адаптации в медицине и, особенно, в медицинской психологии приводит постепенно, но неуклонно к замене традиционного нозоцентрического подхода в диагностике и лечении адаптационным [10; 16; 28; 31]. В настоящее время адаптация человека в рамках различных исследовательских направлений (биохимического, психофизиологического, психологического, социального и др.) рассматривается как целостная многоуровневая (биопсихосоциальная) и самоуправляемая система, направленная на поддержание устойчивого взаимодействия индивида с окружающей средой [2; 8; 25].

      Понимание адаптации человека как системного процесса, разворачивающегося многомерно на разных уровнях его организации (от биохимического до социально-психологического) позволяет формировать и реализовывать решения актуальных задач не только в клинической медицине, но и в профилактике кризисных, предболезненных и патологических состояний, связанных с влиянием социальной фрустрированности и стресса [2].

      Значимость стрессогенных воздействий отмечается и в клинике соматических расстройств [32], где возрастает распространенность пограничной нервно-психической патологии, особенно соматизированного / соматоформного типа. Понятие «соматические» расстройства носит обобщенный характер, как бы противопоставляемый расстройствам психическим. Однако современное понимание системного характера нарушений адаптации, в частности в соматической клинике, окончательно утвердило медицинское и медико-психологической сообщество в том, что в целостной биопсихосоциальной системе особую роль играют подсистемы психосоматических и соматопсихических связей и что связи между соматическим и психическим уровнями носят двусторонний характер, образуя так называемые «кольцевые зависимости» [18; 36], а по существу, «порочный» круг психосоматического-соматопсихического взаимодействия. Очевидно, что взаимосвязи между психическим и соматическим являются естественным интегрирующим механизмом функционирования человека как биопсихосоциальной системы [30]; они развиваются в процессе онтогенеза, однако становятся предметом особого внимания врачей и психологов при появлении патологических феноменов.

      Правильное диагностирование соотношений между психическими и соматическими факторами в формировании симптоматики у каждого конкретного больного является необходимым условием выбора адекватной и эффективной стратегии лечения. Но именно это обстоятельство представляет особую сложность, например, в случаях хронической соматической патологии, когда психическая, соматическая и / или соматоформная симптоматика развивается как результат сложных и неоднозначных психосоматических-соматопсихических зависимостей на почве физиологических отклонений в ситуации блокирования витальных и социальных потребностей, а также изменения системы отношений личности.

      Очевидно, что рассматривая психосоматические и соматопсихические расстройства, методологически более адекватно говорить о психосоматических и соматопсихических соотношениях, подчеркивая этим проблемы причинно-следственных связей. В обобщенном виде это может обсуждаться в контексте проблем «личность—болезнь» и «болезнь—личность», хотя глубинные факторы взаимодействия здесь чрезвычайно сложны. Многочисленные научные исследования и опыт показывают, что в психосоматической медицине доминирующая роль эмоциональных факторов сегодня не вызывает особых сомнений, когда речь идет об инициации («запуске») болезни и ее подчас противоречивых клинических проявлений. Вместе с тем, при затяжном характере расстройств или при резистентности больных к традиционным формам лечения такую патологию в клинико-психологическом плане, по-видимому, следует рассматривать уже с позиций соматопсихических соотношений. И здесь, с нашей точки зрения, методологически актуальна схема «личность—болезнь—личность» [26]. Весьма вероятно, что стрессогенные факторы, интрапсихические конфликты и другие эмоционально обусловленные механизмы возникновения, условно говоря, психосоматического расстройства в таких случаях не являются очевидными и убедительными с диагностических позиций. На первый план выступают сложные и системно организованные когнитивно-аффективные реакции на актуальное для личности болезненное состояние и связанное с ним эмоциональные (аффективные) переживания. Показано, что симптомы расстройств аффективного спектра особенно отчетливо выступают при сформировавшейся в самосознании больных представлении о витальной угрозе [19].

      Все сказанное заставляет еще раз обратить внимание на значение медицинской психодиагностики в общей системе клинического обследования больных. Методологически обоснованными и значимыми при психологической диагностики представляются не только анализ причин и механизмов возникновения и развития соматических расстройств, но и сложные, системно обусловленные констелляции биологических и психосоциальных факторов в формировании специфики инициации и течения болезни, содержание системы отношений к болезни и ее возможным последствиям, психологические механизмы совладания с фрустрирующим влиянием болезни. При этом, как уже говорилось, именно психологическая диагностика должна выявлять и оценивать «психологические ресурсы» личности через призму ценностного сознания, или, иначе говоря, через личностный смысл здоровья в целом и болезни, в частности.

      Изучение психологических механизмов адаптации личности к болезни актуально при любых формах патологии, но особенно важно при соматических расстройствах. Любая хроническая болезнь при осознании её человеком является, без сомнения, ситуацией кризиса, дезорганизующего социальную жизнь пациента иногда более остро, чем соматические проявления болезни, и особое место здесь занимает система аффективно-когнитивного реагирования, обозначаемого многомерным понятием «внутренняя картина болезни» (ВКБ). Как уже неоднократно подчёркивалось, ВКБ отражает системные психологические механизмы реагирования пациента на фрустрирующее влияние болезни, субъективную концепцию прогноза и, как следствие, систему взаимоотношений как в диаде «врач—больной», так и со значимым социальным окружением. Концептуально здесь можно выделить два взаимосвязанных аспекта: биологический (психофизиологический) и психологический (личностно-средовой). Последний отражает соотношение «личность—болезнь». В наиболее структурированной форме оно анализируется именно при соматических расстройствах психогенного, а чаще и отчётливее — соматогенного происхождения, если иметь в виду именно ВКБ. При очевидном смысловом различии понятий «личность» и «болезнь» в психодиагностике они должны обсуждаться в контексте их взаимовлияний. Болезнь влияет на личность пациента и, подчас, деформирует её, но и личность влияет на болезнь, на её течение, эффективность лечения и восстановление (реабилитацию). Понятно, что коррелятивная связь такого рода выступает как двусторонняя связь между причиной и следствием. Болезнь с позиций теории отношений В.Н. Мясищева [27] является весьма значимым событием в жизни личности, поэтому следует говорить о личностном смысле болезни и возможных её следствий. Личностный смысл фрустрирующего события «болезнь», вероятно, имеет кумулирующее свойство, влияя на другие «психологические смыслы», изменяя тем самым условия психосоциального функционирования личности. Учитывая сказанное, рассматриваемый аспект проблем «болезнь—личность» и «личность—болезнь», с нашей точки зрения, следует анализировать с позиций динамики психологических смыслов [20; 26], которые онто- и социо-генетически связаны с ценностным отношением к здоровью в определённой культуре. В связи с этим представляется целесообразным обратить внимание на «личностный смысл здоровья», иначе говоря, на индивидуальную ценность здоровья в иерархии ценностного сознания личности. Понятие «личностный смысл здоровья» часто используется в социальной психологии [13], но его содержание, подчеркнём, существенным образом отличается от понимания ценности здоровья индивидом.

      Личностный смысл здоровья приобретает конкретные очертания и наполняется психологическим содержанием только в ситуации болезни или её угрозы (предболезни), когда возникает потенциально фрустрирующая ситуация — блокирование актуальных потребностей личности. Естественно, что при этом предполагается, в определенной мере, сохранность самосознания личности, адекватная оценка перспектив, физических, психологических и социальных ресурсов для преодоления болезни. Это очень сложные психологические соотношения, понимание которых находится за пределами доминирующей в медицине естественно-научной парадигмы. С нашей точки зрения, такой подход к оценке отношений больного человека сегодня уже не может обеспечить изучение целостной личности, индивидуальности переживаний и ценностей, её духовной сущности. В настоящее время в качестве антитезы традиционной модели, где пациент выступает преимущественно как объект врачебного воздействия или психологического исследования, развивается и всё более активно применяется не только психологическим, но и медицинским сообществом гуманистическая модель [21]. Основоположники гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс, Франкл и др.) в этом движении научной мысли видели возможность исследовать и лечить человека с уникальным характером переживаний, ответственно решающего, как поступать в кризисных ситуациях болезни [24].

      Теория гуманистической психологии, утверждая идеи принятия больного с его уникальным генетическим и историческим опытом, проблемами, стремлениями к развитию, духовности, к постижению смысла жизни и её ценности, при всех её противоречиях, с нашей точки зрения, существенным образом влияет на развитие современной личностно-ориентированной психотерапии, а следовательно, и реабилитологии в широком медицинском и психологическом содержании этого понятия [9]. Представляется, что естественно-научная и гуманитарная парадигмы должны дополнять и обогащать друг друга, чтобы субъективный мир больного, его личность были более доступны исследователю. А именно субъективного мира человека, его личности в ситуации здоровья, предболезни и болезни и является основной задачей медицинской психодиагностики.

      1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004. – 168 с.

      2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М.: Медицина, 2000. – 496 с.

      3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1980.

      4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968. – 340 с.

      5. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. – М.: Наука, 1979. – 454 с.

      6. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 268 с.

      7. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

      8. Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе к оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1994. – № 3. – С. 16–25.

      9. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А. Гуманистическая психология, качество жизни и ценностное сознание личности // Сибирский психологический журнал. – 2011. – № 40. – С. 129–135.

      10. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике: научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2011. – 270 с.

      11. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика, обучение. – СПб. – М.: Академия, 2003. – 736 с.

      12. Воловик В.М. О функциональной диагностике психических заболеваний // Новое в теории и практике реабилитации психически больных: сб. науч. тр. / под ред. М.М. Кабанова и др. – Л.: Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-т. им. В.М. Бехтерева, 1985. – С. 26–32.

      13. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. – СПб.: изд-во СПбГУ, 1999. – 1023 с.

      14. Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Психология отношений: концепция В.Н. Мясищева и медицинская психология. – СПб.: Сенсор, 1999. – 76 с.

      15. Исаева Е.Р. Механизмы психологической адаптации личности: современные подходы к исследованию копинга и психологической защиты // Вестник СПбГУ. – 2008. – Серия 12 «Психология». – Вып. 2. – С. 40–46.

      16. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. – СПб.: СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1998. – 255 с.

      17. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л.: Медицина, 1982. – 271 с.

      18. Коркина М.В., Марилов В.В. Варианты психосоматического развития личности при заболеваниях ЖКТ // Журн. неврол. и психиат. – 1995. – № 95(6). – С. 43–47.

      19. Краснов В.Н. Расстройства аффективного спектра. – М.: Практическая медицина, 2011. – 432 с.

      20. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.

      21. Ловелле Р.П., Кудрявая Н.В. Психологические основы деятельности врача. – М.: ВУНМЦ, 1999. – 203 с.

      22. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

      23. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1973. – 374 с.

      24. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. – М.: Смысл, 1999. – 425 с.

      25. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981. – 280 с.

      26. Методологические основы психологической диагностики в клинике соматических расстройств / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Е.А. Трифонова [и др.] // Сибирский психологический журнал. – 2010. – № 38. – С. 24–28.

      27. Мясищев В.Н. Проблема личности в психологии и медицине // Актуальные вопросы медицинской психологии: труды ЛНИ ПНИ им. В.М. Бехтерева / под ред. М.М. Кабанова и И.М. Тонконогого. – Л., 1974. – Т. LXXII. – С. 5–25.

      28. Незнанов Н.Г., Акименко М.А., Коцюбинский А.П. Школа В.М. Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной парадигме. – СПб.: ВВМ, 2007. – 248 с.

      29. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.

      30. Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 1. – С. 119–126.

      31. Нуллер Ю.Л. О парадигме в психиатрии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1991. – № 4. – С. 5–13.

      32. Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / под редакцией А.Б. Смулевича. – Москва: Русский врач, 2000. – 160 с.

      33. Шизофрения: уязвимость – диатез – стресс – заболевание / А.П. Коцюбинский, А.И. Скорик, И.О. Аксенова [и др.] – СПб.: Гиппократ+, 2004. – 336 с.

      34. Andrewes D.G. Neuropsychology: From theory to practice. – Hove, East Sussex: Psychology Press, 2001.

      35. Engel G.L. The clinical application of the biopsychosocial model // American journal of psychiatry. – 1980. – Vol. 137. – № 5. – P. 535–544.

      36. Wasserman L., Trifonova E. Diabetes Mellitus as a Model of Psychosomatic and Somatopsychic Interrelationships // Spanish Journal of Psychology. – 2006. – Vol. 9. – Р. 75–85.

      Ссылка для цитирования

      Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., Дубинина Е.А. Медицинская психодиагностика: современная методология исследования и интеграционные процессы в психологии и медицине // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – N 4(27) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

      Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

      mprj.ru

      Это интересно:

      • Беседы с психологом о депрессии Беседы с психологом — дополнительная статья G. Nissen (1971, 1972) выделил пять различных суждений о депрессия в детском возрасте: 1) депрессивные расстройства в детском возрасте не известны; 2) каждая детская депрессия является замаскированной депрессией; 3) депрессивные расстройства у детей не отличаются от депрессивных расстройств у […]
      • Аутизм признаки и причины Ранние симптомы и признаки аутизма 2 апреля – Всемирный День распространения информации об аутизме С 2008 года ООН, понимая глубину проблемы и тяжесть последствий для общества, провозгласила 2 апреля «Всемирным Днем распространения информации об аутизме». Аутизм на сегодняшний день считается самым распространенным нарушением психического […]
      • Диагностика аутизма у ребенка Аутизм. Ранние признаки, диагностика и коррекция патологии Ранние признаки аутизма Симптомы аутизма у детей до 1 года нарушение или полное отсутствие зрительного контакта – 80 процентов; феномен тождества – 79 процентов; нарушение комплекса оживления – 50 процентов; патологическое отношение к близким родственникам – 41 процент; […]
      • Фазы депрессии в экономике Экономические циклы, их виды и причины возникновения. Показатели экономического цикла Автор - Матвеева Татьяна Юрьевна, преподаватель НИУ-ВШЭ "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год В действительности экономика развивается не по прямой линии (тренду), характеризующей экономический рост, а через постоянные отклонения от тренда, […]
      • Витамины от усталости и стресса отзывы Совет 1: Какие витамины пить при усталости Главные составляющие витаминного комплекса для повышения энергии и работоспособности - это все витамины группы B. Не менее важна для налаживания жизнедеятельности организма фолиевая кислота, которая помогает нормализовать сон и привести организм в тонус. Нередко на утомление жалуются люди, в организме […]
      • Аутизм это инвалидность или нет Инвалидность, да или нет? а я вот не поняла, что значит СРЕДСТВА ПОДХОДЯТ К КОНЦУ? Это значит что все что мы с мужем отложили до рождения ребёнка мы отдали за постоянные занятия и коррекции. Я вынужденна сидеть дома т.к в сад нас не взяли и больше брать неоткуда. Только Папина зп. А где вы получаете? мне кажется, что ничего страшного, чтобы […]
      • Как вылечить шизофрению народными средствами Как вылечить шизофрению Рецепты, которые помогут вылечиться от шизофрении. Лечение шизофрении требует настойчивости и терпения, и при строгом соблюдении всех рекомендаций можно добиться успеха. Отнюдь не последнее место в преодолении болезни занимает фитотерапия. При явной агрессии смешайте 2 ст. ложки травы чабреца, корня девясила, 3 ст. ложки […]
      • Семинары по аутизму Обучающие курсы по forex-трейдингу Обучение — надежный фундамент для успешной работы на Форекс. Чтобы торговля приносила стабильный доход, нужно изучить все тонкости работы на финансовых рынках. Создание торговой стратегии, работа в платформе MetaTrader 4, секреты торговли бинарными опционами, правила успешного инвестирования — Инвестиционная […]