Робота с аутизмом

Какая работа должна проводиться с детьми с аутизмом

Работа с детьми с аутизмом — важный процесс для адаптации ребенка к внешней среде. Любой человек с рождения взаимодействует с внешним социальным миром. Формирование личности индивида начинается, по большому счету, с того момента, когда он начинает говорить и общаться с другими людьми. У некоторых детей с раннего детства наблюдаются нарушения восприятия и проблемы взаимодействия с окружающим миром. Очень часто такие признаки говорят о том, что у ребенка присутствует ранний детский аутизм. Другое его название — синдром Каннера, при котором наблюдается искаженное восприятие и задержки в развитии, нарушение психологических функций. Они, в свою очередь, со временем приводят к уже новым патологиям. Само слово «аутизм» на греческом языке означает «сам», что характеризует детей, страдающих аутизмом, как замкнутых, сосредоточенных на своем внутреннем мире людей. Больные аутизмом испытывают серьезные трудности при взаимодействии с внешней средой.

Больной аутизмом не может развиваться, как остальные дети. В связи с этим важно не только вовремя распознать аутизм, но и помочь ребенку максимально возможно адаптироваться к внешнему миру, чувствовать себя в нем комфортно. Причины аутизма до сих пор не исследованы до конца. Часть ученых склоняется к мнению, что нарушения происходят при внутриутробном развитии, а другие считают, что аутизм появляется в связи с болезнями детства.

Признаки, которые определяют детский аутизм

К основным из них относят:

  • Обособленность больного аутизмом от внешнего мира. Трудности, которые человек изначально испытывает в общении с окружающими, являются причиной замкнутости и нежелания иметь контакты с другими людьми. Дети, больные аутизмом, не реагируют на обращения к ним, ни к кому не обращаются сами. На более глубоких стадиях аутизма такие дети не использую жесты, мимику. Они могут полностью закрыться в себе и даже не пытаться наладить контакты с кем-либо.
  • Отвержение окружающего мира. На ранних стадиях дети могут исследовать то, что вокруг них, но со временем, как правило, перестают интересоваться и этим. Для них становится важно, чтобы происходило как можно меньше изменений. Когда такие дети вырастают, эта проблема встает ребром, ведь взрослому человеку приходится общаться с внешним миром.
  • Конфликтность и нарушение речи. Дети, у которых присутствует аутизм, конфликтны, эгоистичны. Причем часто замечается, что они умеют говорить, используя художественную речь, но редко могут понимать ее суть и вообще подтекст происходящего.
  • Сложности в организации взаимодействия. Самая большая проблема в работе с детьми с аутизмом — это то, что они не могут до конца усвоить социальные, двигательные, речевые, ситуационные навыки.
  • Нюансы взаимодействия с детьми, страдающими аутизмом

    Прежде чем начать работу по развитию детей с аутизмом, обязательно нужно знать основные положения, которые помогут сделать эту работу эффективной и не причинят ребенку дискомфорта.

    1. Аккуратное общение с больным аутизмом на первоначальном этапе. Дети, больные аутизмом, с опаской относятся к людям. Чтобы заполучить расположение, не следует сразу навязывать ему определенные игры и давай конкретные задания. Малыш, как правило, сам при первом общении задаст его вектор, ведь у таких детей изменчивое настроение и эмоциональный фон. Если он попросил вас о какой-то конкретной игре, не отказывайте ему. В таком случае он не замкнется и с ним можно будет продолжить эффективную работу.
    2. Речевая рефлексия. Любое занятие с ребенком с аутизмом обязательно должно сопровождаться речевыми комментариями педагога, лучше всего теми, которые передают эмоции.
    3. Сдержанность. Не стоит забывать, что у детей, страдающих аутизмом, настроение очень изменчиво. Если у больного что-то не выходит и он начал капризничать, не ругайте его, лучше помогите.
    4. Понимание индивидуальности каждого аутиста. Нет детей-аутистов, одинаковых в своем поведении. Нужно быть готовым к тому, что одно и то же задание один примет позитивно, а другой — враждебно. Поэтому нужно понимать индивидуальность таких детей и подстраиваться под нее.

    Стереотипная игра как способ знакомства

    У любого педагога уже на этапе знакомства с малышом, больным аутизмом, возникает трудность с установлением связи. Для него педагог — это новый человек, поэтому он стремится обособиться от него, боится. К этой ситуации нужно подготовиться заранее и знать, как наладить общение с больным аутизмом. Обычно ему нужно определенное количество времени, чтобы привыкнуть к новому знакомому. У любого аутиста есть несколько излюбленных игр, в которых он может манипулировать какими-либо предметами. У них есть свои особенности. В ходе игры совершаются поступки, цель и логика которых часто абсолютно не понятны окружающим. Он занимается сам с собой, причем выполняет обычно повторяющиеся действия и манипуляции. Такие игры остаются неизменными по своему содержанию, играть в них аутист может на протяжении долгого времени. Не стоит сразу присоединяться к игре, стоит понаблюдать. При наблюдении нужно заметить повторяющиеся жесты, звуки, которые издает малыш. Необходимо постараться вникнуть в смысл этой игры, чтобы в будущем принимать в ней участие.

    Придя к аутисту, останьтесь поблизости и попробуйте понаблюдать за его действиями. Не стоит подходить слишком близко, ведь если человек, страдающий аутизмом, имеет отрицательный опыт в контактировании с людьми, он будет вас избегать.

    Начинать принимать участие в играх ребенка можно только после того, как он перестанет негативно реагировать на ваше нахождение рядом.

    Делать это нужно осторожно и аккуратно. Допустим, он ищет нужную ему деталь — можно ее подать ему. Или, если повторяет какое-то слово, сказать его тоже.

    Не нужно торопиться с вашими целями в работе с ребенком-аутистом. В первую очередь вам нужно получить его расположение и доверие. Важно, чтобы благодаря вашим действиям аутист со временем понял, что вас не стоит остерегаться, а можно попросить помощи или рассказать о том, что его волнует. Будьте терпеливы, и все получится.

    Взаимодействие с ребенком с помощью сенсорной игры

    Сенсорная игра — это игра, с помощью которой малыш постигает неизведанные ранее ощущения. Ощущения эти могут быть визуальными, слуховыми и так далее. Используя такие игры в работе с больным аутизмом ребенком, можно установить связь, с помощью которой можно будет проводить дальнейшую работу с ним.

    Благодаря таким играм можно наладить хороший доверительный эмоциональный контакт с ребенком, ведь он получит новые ощущения, за которые будет вам благодарен.

    Таких игр уже придумано большое количество, главное в них — показать ребенку то, что он еще не видел. В этих играх используются краски, вода, мыльные пузыри, свечи, свет и тень, крупы и многое другое. Можно проводить эти игры со звуками, осязанием чего-либо. Главное, что должно присутствовать в них, — это новизна ощущений у ребенка.

    Как проводить занятия для детей с аутизмом

    Стоит отложить игру, если ваш подопечный не настроен в нее играть. Степень насыщенности игр стоит увеличивать постепенно, чтобы не испугать ребенка. Если ребенку понравилась какая-то конкретная игра, он будет просить повторять ее. Такая особенность присутствует у детей-аутистов, нужно понимать ее и удовлетворять желание ребенка. Не стоит затягивать занятия для детей, ведь концентрация у аутиста непостоянная, а сложные сюжеты он не в состоянии воспринимать. В силу заболевания он может повторять фразы-штампы. Не игнорируйте их, а повторите. Такой зеркальный способ общения позволит наладить хороший доверительный контакт.

    Иногда у ребенка возникает желание обладать каким-то потенциально опасным предметом или совершать действия, которые ему могут угрожать. В таком случае не запрещайте ему это, а замените на что-либо похожее. Пусть малыш сам определяет ход игры, проявляет инициативу, ему в этом не стоит мешать. Аутист может начать совершать различные действия с удвоенной силой: колотить по стеклу, поджигать одну спичку за другой. Если такая ситуация возникла, нужно попытаться переключить его внимание на другое интересное действие.

    1popsihiatrii.ru

    Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом и детьми с нарушением интеллекта

    Айгуль Идрисова (Хурматуллина)

    Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом и детьми с нарушением интеллекта

    Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом:

    1. Сенсорная интеграция, направленная на адаптацию ребенка к окружающему миру, т. к. ребенок с аутизмом изолирует себя и отгораживается от мира (способ «самозащита») – проблемы с обработкой сенсорной информации (звук, запах, кус, прикосновение,

    2. Сугубо индивидуальный подход в обучении и воспитании (требуется речь, обращенная конкретно к ребенку простыми словами, т. к. ребенок с аутизмом воспринимает речь буквально (связано с конкретным мышлением; речь данной категории детей характеризуется «эхолалией», поэтому образовательной процесс строится на обязательной демонстрации действий («визуальная подсказка», показ, образец) и многократном повторе

    3. Социальная адаптация, направленная на включение ребенка с аутизмом в социальную ситуацию развития (развитие адекватных эмоциональных реакции (требуется дополнительная информация о правильных реакциях в тех или иных ситуациях; при включении в игру с детским коллективом подходят строго структурированные игры (с четким началом и концом, простыми правилами).

    4. Коррекционно-развивающая работа, направленная на эмоционально-волевую сферу ребенка с аутизмом, т. к. поведения ребенка в той или иной ситуации — это вид его коммуникации и связано с невозможностью выразить словами эмоциональное состояние (отсутствие навыков социального взаимодейсвия).

    Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями интеллекта:

    1. Коррекционно-развивающая работа по развитию сенсорного и сенсомоторного гнозиса (развитие зрительного сосредоточения и прослеживания за объектом, укреплению моторики глаз, формированию согласованных и координированных движений глаз, головы, рук, выработке зрительных дифференцировок, практического выделения формы, величины, восприятию цветов, их различению, соотнесению и запоминанию цветов).

    2. Коррекционно-развивающая работа по развитию свойств внимания (устойчивость, персервация и т. д.); памяти (зрительно-двигательная, слуховая, зрительная); мыслительные операции (анализ и синтез).

    3. Развитие и коррекция зрительно-двигательной и пространственной координации движений.

    4. Развитие и коррекция общей, крупной, мелкой и тонкой моторики (приемы массажа, тактильной стимуляции и лечебной физкультуры; работа по развитию рук и практических действий с предметами, упражнения дыхательной гимнастики, логопедическая ритмика и пальчиковые игры и упражнения; развитие хватательных функций рук, ощупывающих движений, простейшего манипулирования и развития простых действий с предметом)

    Формы работы с родителями в реализации коррекционно-развивающей деятельности с детьми с нарушениями речи Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который.

    Использование игр с крупами в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нередко наряду с речевыми нарушениями проявляются вторичные отклонения в развитии. Для детей с.

    Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП. Подготовительная группа (6 — 7 лет) К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    Методические рекомендации к работе по теме «Освоение космоса» с детьми 5–6 лет Данная методическая разработка позволяет диверсифицировать компетенцию воспитателя в работе с детьми в области познавательного развития.

    Особенности поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта Проблема развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта из года в год становится актуальнее и значимее. Физическое и.

    Перспективное планирование скоординированной коррекционно-развивающей работы с детьми 3-го года жизни 1 раздел: Сенсомоторное развитие 1. Формирование представлений детей о форме: — изучается 6 объемных форм: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр,.

    Конспект игрового занятия коррекционно-развивающей направленности с детьми 2-хлетнего возраста «Домики для матрешек» Презентация конспекта игрового занятия коррекционно-развивающей направленности с детьми 2-х летнего возраста. Тема: «Домики для матрешек».

    Современные подходы к организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением речи В современных социально – экономических условиях развития образования перед педагогами — практиками стоят задачи создания, наиболее оптимальных.

    www.maam.ru

    При прочих равных. Почему не надо бояться брать на работу людей с аутизмом

    Если на Западе спорят о том, отличается ли синдром Аспергера от высокофункционального аутизма, то у нас в стране просто нет никакой статистики по людям с расстройством аутистического спектра. И это, разумеется, порождает массу проблем, в первую очередь, с трудоустройством.

    Сотрудники, которые никогда не отвлекаются

    Распространенный миф, что все лучшие программисты мира страдают РАС — миф лишь отчасти. Люди с РАС действительно активно задействованы в IT-секторе, а в Кремниевой долине их если не большинство, то чуть ли не половина (если верить официальной статистике). Так, основатель Wikileaks Джулиан Ассанж однажды признался, что как и все хакеры, «он тоже немного аутист». А немецкая компания SAP еще в 2013 году открыла 500 вакансий для людей с аутизмом, причем сделала это отнюдь не только из толерантности. Дело в том, что люди с РАС более внимательны к деталям и часто весьма логично мыслят. Их невозможно отвлечь разговорами, зато они способны с завидным терпением совершать однообразные, повторяемые действия. Дотошность, стремление к аккуратности и системности делают их незаменимыми сотрудниками при сортировке почтовой корреспонденции, обработке баз данных, составлении статистических отчетов, начертании схем, вводе текстов. А вот работа, связанная с любыми видами коммуникации (особенно устной), кратковременным запоминанием и анализом в большинстве случаев вызывает у людей с РАС трудности и уныние. Западные исследователи считают, что, как правило, им не показаны преподавание, политика, философия и психология. На самом деле список можно продолжить, потому что быть кассиром или официантом, которые должны работать очень четко и быстро, для них не менее мучительно, чем торговать акциями или регулировать движение самолетов.

    Но самое главное тут даже не характер работы, а система четких указаний и инструкций, без которых человек с РАС теряется и в обычной жизни. Его функционал должен быть понятен, а сроки исполнения предельно конкретны. Чем четче правила, чем тише, внятнее и нагляднее (с помощью инфографики или письменных инструкций) они разъяснены, тем проще человеку с РАС. То же самое касается, кстати, и самих работодателей: как только они понимают, с кем именно имеют дело, им становится гораздо легче жить (и работать).

    Занимательное лозоплетение

    Несмотря на ряд положительных качеств, которыми обладают сотрудники с РАС, трудоустройство таких людей в России проблематично. Для того чтобы найти работу, человеку с инвалидностью (в том числе ментальной) нужно получить индивидуальную программу реабилитации, где есть специальный раздел с особыми условиями труда. Но с обеспечением рабочими местами «официальных» инвалидов у нас тоже не все в порядке. Чиновники рапортуют о создании доступной (безбарьерной) среды, работодатели по закону обязаны брать на работу определенное количество инвалидов (в зависимости от того, какое общее количество сотрудников у них числится), но к людям с ментальными особенностями на практике все это не имеет никакого отношения.

    Получить работу легально они могут только в двух случаях: если смогут достойно проявить себя на собеседовании (что непросто: поведенческие особенности даже высокофункциональных людей с расстройством аутистического спектра довольно быстро бросаются в глаза) или обратятся в местное агентство занятости населения, которое организует стажировки для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Во втором случае, правда, речь идет о временной низкоквалифицированной работе — по озеленению, например. Есть еще, конечно, вариант поиска вакансий через интернет или рекрутинговые компании, но там под «инвалидами» подразумеваются, скорее, люди с ограниченной мобильностью и нарушениями слуха или зрения — да и им предлагается в лучшем случае заняться лозоплетением.

    Недостаток информации порождает домыслы

    Проблема в том, что сознательных работодателей, которым проще не заплатить смехотворный штраф за отсутствие в штате инвалидов, а обучить и нанять человека с особенностями, совсем немного. Так, с фондом «Выход в Петербурге», который помимо прочего помогает в трудоустройстве взрослым людям с РАС, сотрудничают пока лишь несколько компаний: адвокатское бюро «S&K Вертикаль», кондитерская компания «Буше», «МирБир» и дружественные проекты постоянных партнеров, которые эту часть своей деятельности особенно не афишируют.

    К сожалению, ни налоговых льгот, ни каких-то других стимулов у социально-ответственных работодателей в России на данный момент нет. Зато есть страх и отсутствие информации. В то время как на Западе десятками издаются пособия про специфику общения с людьми с РАС, про то, как должно быть устроено их рабочее место (желательно в отдельном, не очень шумном помещении с зоной сенсорной разгрузки) и как их лучше всего стимулировать к продуктивному выполнению задач (отмечать успехи, озвучивать задания поэтапно и давать время на отдых), у нас в этом отношении по-прежнему нет никакого действующего законодательства. Но если мы не хотим, чтобы люди с ментальной инвалидностью заканчивали свою жизнь в психоневрологических интернатах (ПНИ), находясь на иждивении у государства и не реализовав и сотой доли своего потенциала, ситуацию необходимо менять.

    Тем более что для этого есть все предпосылки. Есть НКО, которые много лет занимаются экспертизой, изучением рынка труда и попытками трудоустройства, часто удачными. Есть иностранный опыт, многочисленные учебные пособия, законодательные акты. Есть семьи, которые раньше не могли привыкнуть к мысли о самостоятельности своих детей с РАС, предпочитая прятаться от проблем и пожизненно «тащить их на своем горбу», но теперь постепенно меняют свое отношение, понимая, что это путь в никуда, в тот самый ПНИ (Психоневрологический интернат), которого надо постараться избежать любым способом. Есть, наконец, сами люди с РАС, которые уже не просто декларируют, что хотят быть взрослыми и самостоятельными, а учатся жить в тренировочных квартирах, осознают реальную необходимость денег и понимают, что их можно попробовать заработать вместо того, чтобы клянчить у родителей. Осталось закрепить все это на официальном уровне, и тогда, возможно, кроме малоквалифицированной, да еще и зависящей от доброй воли конкретного руководителя работы у нас появятся вакансии, куда больше подходящие людям с РАС. В конце концов, успешный эксперимент в немецкой SAP привел к тому, что к 2020 году компания собирается увеличить количество сотрудников с аутизмом до 1% от всего персонала.

    По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня люди с диагнозом «аутизм» составляют порядка 1% населения Земли, при этом 80% из них безработные. В 2015-2016 годах в российские вузы поступило около 6000 студентов с инвалидностью. Диплом получили лишь две трети из них.

    www.forbes.ru

    Статья «Дети с ранним детским аутизмом в детском саду»

    Статья «Дети с ранним детским аутизмом в детском саду»

    Чеканова С. Н. учитель — логопед МБДОУ №52 г. Старый Оскол

    Ребенок с синдромом раннего детского аутизма (РДА)

    в дошкольном образовательном учреждении.

    Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. В данной статье мне хочется представить практические рекомендации из опыта работы с аутичным ребенком. В первую очередь очень важна информированность общества о проблемах детского аутизма.

    Наиболее яркие внешние проявления синдрома:

    аутизм как таковой, т. е. предельное, одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками;

    — стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению;

    — особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативной функции. Почти в половине случаев это проявляется как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и фраз). Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз). Он не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему, т. е. избегает речевого взаимодействия как такового. Ребенок практически не использует мимику и жесты.

    В последнее время все чаще подчеркивается, что вокруг этого «чистого» клинического синдрома группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации и социальной адаптации. Даже если у ребенка выявляются лишь некоторые характерные черты аутизма коррекционный подход будет аналогичным для аутизма и аутистичноподобного синдрома. Дети с аутистичноподобным синдромом и с аутизмом, как таковым, встречаются и в белгородском крае, такой случай не единичный.

    Первые симптомы неблагополучия.

    Так как аутичного ребенка можно выявить даже в массовой группе детского сада, на мой взгляд, педагогу необходимо иметь основные представления о психологических проявлениях неблагополучного развития. Ребенок недостаточно реагирует на обращения, трудно включается во взаимодействие, не подражает, его нелегко отвлечь от поглощающих его, не всегда понятных окружающим, занятий, переключить на другую деятельность. Он все больше начинает отличаться от своих сверстников, не стремится общаться с ними. К специфическим чертам, характерным для РДА (раннего детского аутизма) относится и своеобразие эмоционального развития ребенка: прежде всего это повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям, непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности, неприятие очень ярких игрушек и т. п. Взрослому человеку практически не удается включиться в действия, поглощающие ребенка (шуршание пакетом, листание книги, игра с пальчиками, наблюдение за движением тени, созерцание орнамента обоев и др). Чем больше ребенок захвачен своими действиями, тем сильнее он будет противостоять попыткам взрослого вмешаться в его занятие. Отличительным признаком аутизма является избегание глазного контакта, который либо совсем невозможен, либо очень непродолжителен. Педагог может заметить трудности произвольной организации (сложности произвольного сосредоточения, привлечения внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого) у ребенка с РДА, особенно в 2,5 – 3 года. Это может проявляться в следующих, наиболее характерных, тенденциях: 1) отсутствие, либо непостоянность отклика малыша на обращение, на собственное имя; 2) отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова; 3) невыраженность (отсутствие) подражания,, а иногда – очень длительная задержка в его формировании; 4) слишком большая зависимость ребенка от влияния окружающего психического поля. К трем годам становятся все более заметными не только своеобразие и отставание в развитии речи, моторики, отсутствие внимания к близким, интереса к другим детям, избегание контакта с ними, трудности произвольного сосредоточения ребенка, но и особенности его поведения, которые могут превратиться в серьезные проблемы. Все чаще отмечаются проявления агрессии, самоагрессии, негативизм, страхи, непонятные влечения; усиливается выраженная стереотипность поведения. Если у ребенка наблюдаются даже некоторые специфические черты аутизма, его необходимо направить на консультацию к врачу психоневрологу или детскому психиатру, предварительно, как можно более корректно, объяснив родителям симптомы настораживающие педагога. Любому аутичному ребенку, даже с минимальными проявлениями аутистического синдрома, необходима индивидуальная помощь специалиста дошкольного учреждения (психолог, логопед, дефектолог).

    Рекомендации по организации режима дня.

    1. Эмоциональный комментарий всего, что происходит в течение дня. Используйте при этом обычные слова, движения и действия, оставайтесь естественны. Это поможет ребенку осмыслить происходящее, чувствовать себя комфортно в рамках повседневной жизни.

    2. Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, которые происходят на протяжении дня, а также порядка действий в той или иной ситуации. В этом может помочь самодельная книжка – раскладушка, сделанная из картинок, нарисованных вместе с ребенком и отражающая основные режимные моменты (просыпание, умывание, одевание, завтрак, прогулка, отдых и др. Все картинки обязательно подписываются печатными буквами. В качестве расписания можно использовать фотографии ребенка за разными занятиями.

    Проблемы поведения и возможности их разрешения.

    Основные поведенческие проблемы аутичных детей- страхи, агрессия, самоагрессия, влечения, непреодолимая стереотипность и др.

    Страх – проявляется в напряженной моторике, застывшей мимике лица, крике, в негативизме, физической самоагрессии. При возникновении страха нельзя пытаться разъяснять, чего ребенок испугался, говорить: «Не бойся!», лучше предложить простой комментарий происходящего, подчеркнуть незначительность пугающего объекта. Самоагрессия – выражается в импульсивном кусании собственной руки, усилении стереотипных реакций. Причиной может быть повышенная активность взрослого в общении, изменение привычной обстановки, смена педагога. Практика показала, что самый хороший способ следующий: взрослый начинает сопереживать ребенку в унисон с ним, подбирая подходящие слова по ситуации. Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям – это стремление дергать за волосы, раздирать руку, вдавливаться в плечо взрослого. При появлении таких реакций мы используем следующий прием: нужно крепко обнять ребенка или, прижимая к себе, покачать. Нужно как можно больше тактильного контакта.

    Подборка литературы об Аутизме СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аутичный ребенок проблемы в быту: Методические рекомендации [Текст] / Науч. ред. М. Ю. Веденина. — М. : Владос, 1998.

    Презентация «ранний детский аутизм» Презентация по теме «ранний детский аутизм». Предназначена специалистам, воспитателям, родителям. Была представлена на конкурсе «Воспитатель.

    www.maam.ru

    «Дитина з майбутнім» — эксклюзивное коррекционное заведение для детей с ранним детским аутизмом (РДА), аутическими чертами личности, задержкой речевого и психо-речевого развития, гиперактивностью (СДВГ), это продуманная система обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития каждого ребенка.

    Эффективность наших образовательных методик и учебных материалов уже проверена на практике, а использование игровых приемов и правил позволяет заинтересовать ребенка и настроить его на обучение. Мы не только занимаемся обучением и развитием ребенка, но и учим его общаться со сверстниками и самостоятельно обходиться в быту. Вся наша профессиональная деятельность направлена на предоставление возможности творчески и индивидуально развиваться, становиться сообразительней и умнее, приобретать уверенность и навыки самостоятельности каждому ребенку, который попадает в атмосферу радости и любви нашего детского сада.

    Проект по подготовке специалистов для работы с детьми с аутизмом методом АВА (Прикладной Анализ Поведения)

    Сертифицированный поведенческий аналитик Юлия Эрц (Израиль) совместно с Центром реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» г. Москва на базе Центра социальной помощи и реабилитации детей с аутизмом «Особое детство» г. Днепропетровск реализует проект по подготовке специалистов для работы с детьми с аутизмом методом АВА (Прикладной Анализ Поведения)

    Очные сертификационные курсы

    АВА — Прикладной Анализ Поведения — это научная дисциплина, которая изучает поведение и влияет на поведение посредством изменения факторов в окружающей среде. На основе изучения поведения и законов его обучения, в АВА разработана эффективная образовательная и коррекционная методология, применение которой позволяет обучать детей с нарушениями развития (аутизмом, умственной отсталостью, дислексией, и другими расстройствами). Эффективность применения поведенческих методов доказана в научной литературе, и является одним и наиболее распространенных методов коррекции аутизма.

    Как метод коррекции аутизма, поведенческая терапия АВА представляет собой интенсивную обучающую программу, целью которой является развитие отсутствующих навыков, таких, как навыки общения и социального взаимодействия, навыки вокальной речи, навыки самостоятельности и самопомощи, и другие. Также поведенческий подход является эффективным методом коррекции нежелательного поведения, такого, как агрессия и самоагрессия, отказ от сотрудничества, проблемы со сном и с питанием, продолжительные истерики и стереотипии. Методы поведенческого вмешательства, которые применяются для коррекции аутизма, могут также применяться в реабилитации детей и взрослых с другими расстройствами — гиперактивностью и дефицитом внимания, синдромом Дауна, умственной отсталостью, и для детей с нарушениями поведения.

    Профессиональная практика специалиста по поведенческой терапии происходит на двух уровнях — на уровне тераписта/тьютора, и на уровне супервизора. Терапист АВА работает непосредственно с ребенком, и применяет поведенческую программу обучения в процессе интенсивных занятий один на один с ребенком. В рамки обязанностей тераписта АВА входит последовательное применение поведенческих методов, а также запись данных о прогрессе ребенка. Применять поведенческие методы обучения могут и специалисты в других областях (психологи, дефектологи, логопеды), а также родители ребенка.

    Поведенческий специалист на уровне супервизора должен уметь не только применять поведенческие методы обучения и записывать данные, но и анализировать комплексное поведение, проводить оценку начальных навыков ребенка, выделять цели и приоритеты для работы и проводить тренинг персонала и родителей.

    Международная комиссия по прикладному анализу поведения ВАСВ установила стандарты профессиональной практики в области АВА. Перечень профессиональных стандартов, на которых основывается профессиональная практика специалиста по Прикладному Анализу Поведения изложен в «Перечне задач поведенческого аналитика, 3-е издание» — BCBA® & BCaBA® Behavior Analyst Task List – Third Edition

    Очная программа обучения в рамках проекта «Коррекционная работа с детьми с аутизмом на основе прикладного анализа поведения (теория и практика)» утверждена международной Комиссией ВАСВ, и соответствует предопределенным ею стандартам профессиональной подготовки к сертификационному экзамену BCBA®. Программа состоит из четырех курсов, каждый из которых охватывает определенное количество часов в областях, обозначенных в перечне стандартов профессиональной практики.

    1. Курс по прикладному анализу поведения (АВА) — Первый уровень Курс содержит концепции, принципы и процессы обучения поведения, определения и характеристики прикладного поведенческого анализа, а также представляет методы изменения и коррекции поведения.

    2. Курс по прикладному анализу поведения (АВА) — Второй уровень Курс содержит методы оценки и анализа речевых навыков, а также методы определения целей поведенческой интервенции и стратегии тренинга персонала и родителей.

    3. Курс по прикладному анализу поведения (АВА) — Третий уровень Курс содержит методы оценки поведения, отслеживания изменений в поведение, графическое изображение данных и методы интерпретации данных. Кроме этого, курс содержит этические стандарты и различные методологии обучения

    4. Курс по прикладному анализу поведения (АВА) — Четвертый уровень Курс содержит современные методы и темы в поведенческом анализе, включая терапию аутизма, методы инклюзии, дополнительные методы измерения и проведения эксперимента, а также этические стандарты профессиональной практики.

    Базисные принципы Прикладного Анализа Поведения (АВА) и процедуры для изменения поведения

    Автор курса и лектор: Юлия Эрц Нафтульева, МА, ВСВА

    Содержание курса: 8 обучающих разделов, содержащих лекции, презентации Power Point, видеоролики, и вопросы для активного участия слушателей (Active Student Responses). А также двухдневный практический тренинг. Всего 55 академических часов.

    Описание курса: Курс «Базисные принципы Прикладного Анализа Поведения (АВА) и методы работы с детьми с диагнозом РДА » включает основные характеристики методики АВА для работы и обучения детей с аутизмом, историю развития данной методики, и применения базисных принципов прикладного анализа поведения для коррекции поведения, методы обучения, методы оценки мотивационных факторов, сбор и регистрация данных, а так же вопросы профессиональной этики.

    Применение АВА терапии в реабилитации детей с аутизмом

    Поведение и окружающая среда

    Определение поведения и реакций

    Определение стимулов в окружающей среде

    Базисные принципы обучения

    Парадигма оперантного обусловления

    Поведенческая программа раннего интенсивного вмешательста для детей с аутизмом

    Особенности обучения детей с аутизмом

    Разновидности обучающих программ

    Этапы работы по программе АВА.

    Базисные методы обучения

    Определение мотивационных факторов

    Правильное использование инструкций

    Использование подсказок – Prompting

    Формирование поведения – Shaping

    Обучение цепочек поведения – Chaining

    Различие стимулов – Discrimination training

    Обучение с помощью отдельных блоков – Discrete Trial Teaching

    Случайное обучение – Incidental Teaching

    Правильное использование процессов усиления поведения

    Мониторинг и запись данных в таблицы

    Процедуры для уменьшения и коррекции нежелательного поведения

    Ознакомление с функциональным анализом поведения

    Анализ записи данных

    Проактивные методы коррекции

    Процедуры дифференциального усиления

    Реактивные методы коррекции

    Правила профессиональной этики.

    Определения и характеристики дисциплины АВА

    Развитие поведенческого анализа

    Экспериментальный Анализ Поведения

    Ключевые события в истории

    Прикладной Анализ Поведения – определение

    7 характеристик АВА

    Стандарты профессиональной практики в области АВА

    Достижение необходимого уровня компетенции

    Обязанности практикующего специалиста в области АВА

    В рамках обучения на курсе проводится также практический тренинг в объеме 14 часов.

    Участники очного обучения по АВА терапии получают большой объем теоретических знаний — о том, как применять подсказки и поощрения, как правильно давать инструкции, как применять метод обучения «Отдельные блоки», «Случайное обучение», «Формирование поведения» и другие. Но практика поведенческого анализа показывает, что данные знания необходимо уметь применять на практике, для того чтобы процесс обучения в АВА программе проходил максимально эффективно. Отсюда, участники тренинга, разделившись на команды, учатся выполнять упражнения по поведенческому протоколу индивидуальной программы АВА.

    В тренинге участвуют дети с диагнозом «Аутизм» или РАС — 3-4 ребенка, возрастом до 6 лет. Для каждого ребенка проводится начальная оценка навыков, и выделяются цели для обучения. На основе выбранных целей подбираются соответствующие методы обучения или коррекции поведения, из которых выстраивается поведенческая программа обучения.

    Участники тренинга делятся на команды по 4-5 человек. Каждая из команд должна ознакомиться с программой одного из детей, и в процессе тренинга научиться выполнять все упражнения в программе, правильно используя поведенческую методологию обучения.

    1 курс начинается в июне 2013

    Курсы будут проходить на базе Центра социальной помощи и реабилитации детей с аутизмом «Особое детство» Общественной организации Общество помощи детям с аутизмом «Особое детство».

    По окончании программы студенты имеют право сдавать экзамен для получения Международного Сертификата ВСВА.

    Стоимость одного курса 400 дол.

    Регистрация и подача аппликационной заявки не позднее 1 мая 2013 года.

    Количество участников в группе 20 человек.

    Менеджер проекта Мигулёва Светлана, контактный телефон +38 067 563 92 89

    childfuture.kiev.ua

    Это интересно:

    • Психические расстройства и весь организм Психические расстройства – влияние цвета Далеко не секрет, что цвет может вызвать психические расстройства человека. Мы не зря выбираем определённые цвета в спальню, столовую, кухню. Также, цветовая гамма широко используется нами в одежде. Так как же влияют цвета на наше восприятие и какие ассоциации они способны вызывать. Для начал разберёмся, […]
    • Понятие алкогольная зависимость Алкогольная зависимость и методы лечение Я искала Алкогольная зависимость и методы лечение. Решила проблему! Теперь мой муж не пьёт. Бросил сам без кодировок, уколов, гипноза и всяких молитв и заговоров. Он даже сам не знал о лечении- все прошло без его ведома. Способ, которым заставила мужа завязать с выпивкой- СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ Алкогольная […]
    • Стресс у мужа при беременности Стресс при беременности и как с ним справиться Стресс сильно угнетает иммунную систему человека. Будучи в стрессовом состоянии человек чаще всего страдает от инфекций, чего крайне нежелательно допускать беременным. К сожалению, стресс при беременности обычное явление. Всё зависит от степени угнетения. Если стрессовое состояние носит неглубокий […]
    • Из за чего идет стресс Почему из носа часто идет кровь Кровотечение из носа хотя бы раз в жизни случалось примерно у 2/3 всех людей. То есть, у подавляющего большинства. Рассмотрим механизм возникновения этой неприятности. Дело в том, что выстилающую носовую полость слизистую оболочку очень плотно покрывает сеть мелких сосудов. Их роль заключается в прогревании […]
    • Депрессия или психическое расстройство Депрессия у собак – психическое расстройство или выдумка «Эксперты» кинологии и ветеринарии разделились на два лагеря. Одни утверждают, что депрессия у собак – это миф, вторые, что от нее страдает 90% современных хвостатых. Мотивация обоих «кланов» понятна – с одной стороны, дедовские методы, с другой – очеловечивание питомцев или даже жажда […]
    • Сердечные неврозы лечение Невроз сердца - симптомы и лечение Неврозы сердца, или функционально-нервные заболевания сердца, являются частым проявлением общих невротических состояний. В англо-американской медицине это заболевание известно как "нейроциркуляторная астения". Невроз сердца развивается в результате нарушений высшей нервной деятельности, особенно протекающих с […]
    • Стресс с клиентами Стресс-менеджмент. Как работать со своим стрессом. Владельцы бизнеса. Руководители коммерческих компаний. Руководители и сотрудники HR-подразделения. Руководители и менеджеры отдела продаж. Руководители и сотрудники отделов по работе с клиентами. Руководители и сотрудники call-центров. Освоили и закрепили унифицированное понятие […]
    • Как похудеть при стрессе Потеря веса и нервные переживания: как справиться с критическим похудением Любая травмирующая ситуация сказывается на работе организма. Страдает желудок, могут выпадать волосы, ухудшается общее самочувствие. Одно из последствий стресса – проблема с весом. Причем некоторые страдают от набора излишних килограммов, а других настигает потеря аппетита […]