Расстройство поведения у детей и подростков

Расстройства поведения (F91)

Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу.

Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием.

Исключены:

  • расстройства настроения [аффективные] (F30-F39)
  • общие нарушения развития (F84.-)
  • шизофрения (F20.-)
  • расстройства поведения, связанные с:
    • эмоциональными расстройствами (F92.-)
    • гиперкинетическими расстройствами (F90.1)
    • Расстройство поведения, заключающееся в диссоциальном и агрессивном поведении (а не только оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), при котором отклонение в поведении полностью или почти полностью ограничивается пределами дома и взаимоотношениями с членами семьи или ближайшими домочадцами. Диагноз этого расстройства требует наличия полного комплекса критериев для рубрики F91.-; даже тяжелое нарушение взаимоотношений родители-ребенок само по себе недостаточно для постановки диагноза.

      Расстройство, характеризующееся сочетанием устойчивого диссоциального или агрессивного поведения (полностью соответствующего критериям рубрики F91.-, а не только охватывающего оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение) со значительно выраженными аномалиями во взаимоотношениях индивида с другими детьми.

      Расстройство поведения, одиночно агрессивный тип

      Несоциализированное агрессивное поведение

      Расстройство, включающее устойчивое диссоциальное или агрессивное поведение (полностью соответствующее критериям рубрики F91.-, а не только охватывающее оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), встречающееся у индивидов, которые в основном хорошо интегрированы в свою социально равную группу.

      Расстройство поведения, групповой тип

      Правонарушение в ситуации члена банды

      Воровство в компании с другими

      Манкирование школой, прогулы

      Расстройство поведения, обычно отмечающееся у детей более младшего возраста и характеризующееся в основном выраженным вызовом, непослушанием, разрывающим отношения поведением, которое не включает правонарушительных действий или более экстремальных форм агрессивного или диссоциального поведения. Диагноз требует полного соответствия критериям рубрики F91.-; даже тяжелые формы озорства или непослушания сами по себе не являются достаточными для постановки диагноза. Необходимо соблюсти осторожность, прежде чем использовать эту рубрику, особенно применительно к детям более старшего возраста, поскольку клинически значимое расстройство поведения обычно будет сопровождаться диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает просто вызывающее поведение, непослушание или разрывающее отношения поведение.

      mkb-10.com

      Диагноз расстройства поведения у детей

      Диагноз расстройства поведения у детей

      Расстройства личности – это по определению постоянные модели мышления, переживания и поведения, сравнительно стабильные в течение длительного времени. У детей и подростков симптомы личностных расстройств должны присутствовать в течение значительного периода (как правило, более шести месяцев), а не просто быть реакцией на социальное окружение. Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-IV-TR) Американской психиатрической ассоциации использует такие термины, как «расстройство поведения» и «оппозиционно-вызывающее расстройство», для описания детей и подростков с серьезными деструктивными проблемами поведения. Симптомы этих расстройств по DSM-IV-TR перечислены во вставке 3.

      Расстройство поведения и оппозиционно-вызывающее расстройство основаны на следующих критериях:

      А. Повторяющаяся и устойчивая схема поведения, при которой нарушаются базовые права других людей или основные для данного возраста нормы и правила поведения, при этом три (или более) следующих критерия наблюдались в последние 12 месяцев и не менее одного критерия наблюдается в последние 6 месяцев:

      Агрессия по отношению к людям и животным

      1) ребенок часто третирует, запугивает окружающих или угрожает им

      2) часто провоцирует драки

      3) применяет орудия, способные причинить серьезный физический ущерб (например, бейсбольную биту, камень, разбитую бутылку, нож, пистолет)

      4) проявляет физическую жестокость к людям

      5) проявляет физическую жестокость к животным

      6) совершает хищения при личном контакте с жертвой (то есть занимался грабежами или разбоем, вырывал сумки, вымогал деньги)

      7) принуждает кого-либо к сексу

      8) сознательно участвует в поджоге с намерением причинить серьезный ущерб

      9) сознательно уничтожает чужую собственность (помимо поджогов)

      10) влезает в чужие дома или машины

      11) часто лжет ради получения вещей или услуг либо ради избежания ответственности (то есть манипулирует другими)

      12) ворует сравнительно дорогие вещи без личного контакта с жертвой (например, кража из магазина, но без взлома; подделка)

      13) часто допоздна оставался на улице, несмотря на родительский запрет, начиная с возраста младше 13 лет

      14) ночевал вне дома не менее двух раз, когда жил с родителями или в приемной семье (или один раз, но несколько ночей)

      15) часто прогуливал школу в возрасте до 13 лет

      Б. Расстройство поведения приводит к клинически значимым нарушениям социального, учебного или профессионального функционирования.

      В. Если индивиду 18 и более лет, к нему неприменимы критерии антисоциального расстройства личности.

      Код расстройства в зависимости от возраста начала

      312.81 Расстройство поведения, начало в детском возрасте: не менее одного критерия, характерного для расстройства поведения, проявляется в возрасте до 10 лет

      312.82 Расстройство поведения, начало в подростковом возрасте: какие-либо критерии, характерные для расстройства поведения, отсутствуют до возраста 10 лет

      312.83 Расстройство поведения, начало не определено: возраст начала неизвестен

      Слабое: поведенческие проблемы сверх тех, которые требуются для установления диагноза, малочисленны либо отсутствуют; поведенческие проблемы причиняют лишь мелкий вред другим (то есть ложь, прогулы, пребывание на улице допоздна без разрешения)

      Умеренное: количество поведенческих проблем и их воздействие на окружающих варьируется между слабым и тяжелым (то есть кража без личного контакта с жертвой, вандализм)

      Тяжелое: множество поведенческих проблем сверх тех, которые требуются для установления диагноза, либо поведенческие проблемы причиняют значительный вред окружающим (то есть изнасилование, физическая жестокость, применение оружия, грабеж, взлом с проникновением)

      А. Схема негативистского, враждебного и вызывающего поведения, продолжающаяся не менее 6 месяцев, в течение которых наблюдаются четыре (и более) следующих критериев:

      1) ребенок часто выходит из себя

      2) часто спорит со взрослыми

      3) часто ведет себя вызывающе или отказывается выполнять указания взрослых и установленные ими правила

      4) часто намеренно раздражает окружающих

      5) часто упрекает других в собственных проступках и ошибках

      6) часто обидчив и легко раздражается

      7) часто злится и возмущается

      8) часто злобен или мстителен

      Примечание: ребенок соответствует критерию только в том случае, если данное поведение встречается чаще, чем обычно у детей и подростков аналогичного возраста и уровня развития.

      Б. Поведенческие проблемы приводят к клинически значимым нарушениям социального, учебного или профессионального функционирования.

      В. Поведение наблюдается не исключительно при психозе или аффективном расстройстве.

      Г. Пациент не соответствует критериям расстройства поведения или, если пациенту 18 и более лет, критерии антисоциального расстройства личности неприменимы.

      Впервые действующее определение расстройства поведения было включено в DSM-III, и с тех пор критерии расстройства существенно варьировались. Сначала расстройство поведения определялось как тенденции поведения, при которых нарушаются права других лиц, в том числе проявляется физическая агрессия в отношении людей и вещей. На DSM-III значительно повлияла бихевиористская теория, и в силу этого воздействие окружающей среды приобрело большую роль в определении двух подтипов: социализированного и несоциализированного.

      К несоциализированному типу относятся дети, неспособные к привязанности, эмпатии, социальным и романтическим связям с окружающими обычной степени и качества. Социализированный тип, напротив, может испытывать обычную привязанность к другим лицам, но все равно постоянно попадает в неприятности. В основе этого разделения лежит учет всех симптомов проблемных детей и так называемый факторный анализ, который статистически разводит симптомы по двум категориям.

      В DSM-IV отказались от разграничения между несоциализированным и социализированным подтипами. Сейчас несоциализированная группа – это группа начала в раннем возрасте. Слабый родительский контроль также стал играть важную роль в оценке расстройства поведения. Исследования показывают, что для детей и подростков с серьезными межличностными проблемами в раннем возрасте, а также другими психологическими факторами риска (то есть плохими родителями) характерны более стабильные антисоциальные черты в зрелости.

      DSM-IV перечисляет четыре общие категории расстройства поведения: агрессия по отношению к людям и животным, вандализм, лживость и воровство, серьезное нарушение правил. Чтобы поставить данный диагноз ребенку или подростку, у него должны наблюдаться не менее трех из пятнадцати симптомов в течение как минимум 12 месяцев.

      Рассматривая известные нам факты жизни Брайана и Эрика, мы видим, что Брайан и Эрик соответствуют критериям тяжелого расстройства поведения с началом в детском возрасте. А так как они соответствуют критериям этого более тяжелого расстройства, психологи не поставят им более мягкий диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства (даже если они отвечают всем критериям).

      Что означает диагноз «расстройство поведения»? Станет ли пациент психопатом, когда вырастет? Что ж, на самом деле все не так уж однозначно. Диагноз «расстройство поведения» основан исключительно на наблюдаемом поведении; он не оценивает эмоциональные, межличностные и аффективные черты, связанные с психопатией. Фактически в диагнозе «расстройство» поведения по DSM-IV не упоминаются отсутствие эмпатии, вины и раскаяния или скудость эмоций. Многие ученые полагают, что невключение в диагноз таких черт, как бессердечие и безразличие, значительно ограничивает его полезность. Есть и другая критика диагноза «расстройство поведения». Почти у 80 процентов детей, получивших такой диагноз, не развивается личностное расстройство или психопатия в зрелом возрасте. То есть можно предположить, что расстройство поведения на самом деле не расстройство. Иными словами, диагноз не позволяет предсказать, какие дети будут всю последующую жизнь испытывать личностные проблемы и у каких проявится антисоциальное поведение или психопатия.

      Пожалуй, наиболее резко данный диагноз критикует бывший президент Американской психологической ассоциации, директор клиники детского поведения Йельского университета и автор более чем семисот статей в рецензируемых журналах и сорока книг доктора Алана Каздина. Доктор Каздин заметил, что существует 32 647 комбинаций симптомов, которые могут наблюдаться у ребенка или подростка, позволяя поставить ему диагноз «расстройство поведения»<52>. Фактически симптомы расстройства не зависят друг от друга; иными словами, есть более 32 тысяч разных типов детей с расстройством поведения. Это настоящий кошмар клинического психолога. Диагноз не обладает чувствительностью и специфичностью. С такими критериями его можно поставить огромному количеству очень разных детей. И он не позволяет сделать никаких выводов. Это не более чем сборная солянка из симптомов с весьма малой практической применимостью.

      В рамках исправительных учреждений для несовершеннолетних, где я проводил исследования, врачи зачастую даже не оценивают их на расстройство поведения, поскольку практически любой подросток, юноша соответствует критериям. Диагноз просто не помогает отличить одних несовершеннолетних заключенных от других. Таким образом, у него много тех же недостатков, что и у диагноза «антисоциальное расстройство личности» у взрослых (который мы рассматривали в главе 2).

      Но эта картина начинает меняться. Примерно последние двадцать лет ряд ученых упорно разрабатывали способы оценки и измерения черт бессердечия и безразличия у детей и подростков. Психологи считают, что рассмотрение этих двух качеств в дополнение к чертам антисоциальности и импульсивности у детей и подростков поможет установить тех, кто относится к группе самого высокого риска сформироваться в настоящего взрослого психопата.

      bio.wikireading.ru

      Расстройства поведения у детей и подростков

      Несоциализированные и социализированные формы нарушений поведения у детей

      Несоциализированное расстройство — сочетание диссоциативного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребенка с другими детьми.

      Социализированное расстройство означает, что при наличии поведенческих нарушений дети обычно хорошо объединяются с группой сверстников.

      Определяется несколько разновидностей расстройств поведения. Дети и подростки с индивидуальным агрессивным поведением эгоистичны, плохо контактируют с другими, у них отсутствует чувство вины. При групповом расстройстве поведения подростки лояльны к ровесникам (например, членам подростковой группы), часто за счет посторонних. Некоторые дети и подростки демонстрируют признаки как индивидуального агрессивного поведения, так и группового расстройства поведения. Для оппозиционно-вызывающего расстройства характерно негативное, агрессивное, дерзкое поведение без фактического нарушения прав других. Такие дети знают различие между правильным и неправильным и чувствуют вину, если совершают что-нибудь серьезное . Хотя первоначально оппозиционные проявления не являются расстройством поведения, они часто могут в него перейти.

      Психотерапия помогает повысить самооценку ребенка или подростка и самоконтроль, что в свою очередь улучшает поведение. Морализирование и угрозы бесполезны. Часто самый большой успех приносит изоляция ребенка от разрушительной окружающей среды и строгая дисциплина. Необходимо также формирование положительных интересов: учебных, профессиональных, спортивных.

      Электронное периодическое издание «Здоровье инфо»

      Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 21 октября 2010 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–42371.

      Юридический адрес: 129301 г. Москва, ул. Космонавтов, д. 18 корп. 2

      Почтовый адрес: 129301 г. Москва, ул. Космонавтов, д. 18 корп. 2

      Телефон: +7 (495) 989-29-91

      Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

      Депрессивное расстройство поведения у детей

      Депрессивное расстройство поведения у детей — это психическое расстройство детского и подросткового возраста, включающее расстройства поведения вследствие постоянной выраженной депрессии.

      Распространенность: 5% среди детей, 10–20% среди подростков.

      Предрасполагающие факторы: семейная атмосфера (особенности реагирования на определенные события в жизни, меры воспитания откладывают значительный отпечаток на неустойчивую ранимую психику ребенка), психологические травмы и стрессы, депрессия у родителей, неблагоприятное психосоциальное окружение.

      Отличительными особенностями развития заболевания у детей и подростков является то, что в начале заболевания длительное время симптомы, странности в поведении могут быть приняты за трудности характера, переходный период во время пре- и пубертатного возраста, неправильное воспитание и капризность.

      У пациентов отмечаются такие симптомы, как чрезмерное страдание, выраженная грусть без причины, печаль, тоска или тревога, потеря интересов и удовольствия к повседневной жизни, самообвинение и безнадежность. Часто также отмечаются нарушение сна и аппетита вплоть до полного отказа от приема пищи. Пациенты отличаются заторможенностью мышления и движений. Некоторые пациенты предъявляют жалобы на боли в разных частях тела (чаще в области живота и головы). Такое состояние продолжается от несколько недель до нескольких месяцев и лет.

      Ухудшение настроения при длительном течении заболевания может приводить к состоянию полного психофизического бессилия. При выраженных нарушениях возможны попытки самоубийства.

      К проявлениям депрессии у детей относятся энурез, запоры, тики, навязчивости, возможны галлюцинаторные эпизоды. Лицо депрессивного ребенка обычно неподвижно, возможно наличие неестественной улыбки. При длительном течении заболевания появляется сутулость, замедляется походка либо возможно развитие беспокойства.

      У депрессивных детей, как правило, наблюдается потливость, колебание артериального давления, снижение массы тела, дискинезии, нарушение пищеварения.

      Диагностика депрессивного расстройства поведения у детей

    • Проведение общеклинических лабораторных анализов крови и мочи, инструментальных методов исследования для исключения соматической патологии.
    • Нейропсихологическое тестирование.
    • Расстройство адаптации.
    • Астенический синдром.
    • Обсессивно-компульсивное расстройство.
    • Лечение депрессивного расстройства поведения у детей

    • Психотерапия.
    • Биологическая обратная связь.
    • Медикаментозная коррекция.
    • Лечение назначается только после подтверждения диагноза врачом-специалистом.

      Основные лекарственные препараты

      Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

      • Лития карбонат (седативное средство). Режим дозирования: при маниакальных состояниях внутрь, начиная с 0,6 г в день с постепенным повышением дозы в течение 4-5 дней до 1,5-2,1 г в 2-3 приема; в профилактических целях — 0,6-1,2 г в сутки, под контролем концентрации препарата в крови.
      • Флуоксетин (антидепрессант). Режим дозирования: при депрессивном состоянии начальная доза внутрь составляет 20 мг/сут. в первой половине дня, независимо от приема пищи. При необходимости доза может быть увеличена до 40-60 мг/сут, разделенных на 2-3 приема (на 20 мг/сут. еженедельно). Максимальная суточная доза — 80 мг в 2-3 приема. Клинический эффект развивается через 1-2 недели после начала лечения, у некоторых пациентов он может достигаться позже.
      • Амитриптилин (трициклический антидепрессант). Режим дозирования: при энурезе детям старше 6 лет — 12,5-25 мг перед сном (доза не должна превышать 2,5 мг/кг массы тела ребенка).
      • Рекомендуется консультация детского психиатра, нейропсихологическое тестирование.

        Заболеваемость (на 100 000 человек)

        Современные методики и программы лечения расстройств поведения у детей и подростков Modern methods and programs of behavior disorders treatment in children and adolescents Текст научной статьи по специальности Медицина и здравоохранение

        • РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ,
        • ТЕРАПИЯ ,
        • ПРОФИЛАКТИКА ,
        • BEHAVIOR DISORDERS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS ,
        • BEHAVIOR DISORDERS TREATMENT ,
        • BEHAVIOR DISORDERS PREVENTION

        научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Гречаный С. В.

        В обзоре представлены сведения о современных подходах к лечению расстройств поведения у детей и подростков. На основании анализа источников литературы суммированы основополагающие принципы терапии поведенческих нарушений, в том числе развитие навыков социальной компетентности и просоциального поведения. Одним из важных принципов является обучение родителей навыкам воспитания детей и эффективным способам детско-родительского взаимодействия. Представлены и описаны наиболее эффективные методики терапии расстройств поведения, показавшие положительные результаты в долгосрочной перспективе: тренинг когнитивных проблемно-разрешающих навыков, тренинг родительского руководства, функциональная семейная терапия, мультисистемная терапия, терапия детско-родительского взаимодействия. Описаны разновидности школьных профилактических программ, используемых для предотвращения расстройств поведения: программы универсального, избирательного и адресного воздействия. Определены показания к их применению. Обозначены возрастные и целевые группы. Приведены конкретные примеры профилактических программ, описано их содержание, даны сведения об их эффективности.

        Abstract 2014 year, VAK speciality — 14.00.00, author — Grechanyy S. V.

        The review contains information about the current approaches to the treatment of behavior disorders in children and adolescents. On the basis of analysis of the literature sources, the fundamental principles of behavioral disorders treatment are summarized, including the development of social competence skills and prosocial behavior. An important principle is to teach parents up-bringing skills and effective methods of child-parent interaction. The most effective methods of behavior disorder treatment are presented and described, which showed positive results long-term: cognitive problem-solving skills training, parental leadership training, functional family therapy, multisystemic therapy, parent-child interaction therapy. Types of school programs are described, which are used to prevent behavior disorders: universal intervention programs, selective intervention programs and indicative intervention programs. The indications for their use are established. Age and target groups are designated. Particular examples of preventive programs are presented, their content is described, information on their effectiveness is provided.

        Научная статья по специальности Медицина и здравоохранение из научного журнала Практическая медицина , Гречаный С. В.

        Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

        Гречаный С. В. Современные методики и программы лечения расстройств поведения у детей и подростков // ПМ. 2014. №2 (78). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metodiki-i-programmy-lecheniya-rasstroystv-povedeniya-u-detey-i-podrostkov (дата обращения: 12.10).

        Гречаный С. В. Современные методики и программы лечения расстройств поведения у детей и подростков Практическая медицина (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metodiki-i-programmy-lecheniya-rasstroystv-povedeniya-u-detey-i-podrostkov (дата обращения: 12.10).

        Гречаный С. В. (2014). Современные методики и программы лечения расстройств поведения у детей и подростков. Практическая медицина URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metodiki-i-programmy-lecheniya-rasstroystv-povedeniya-u-detey-i-podrostkov (дата обращения: 12.10).

        Гречаный С. В. Современные методики и программы лечения расстройств поведения у детей и подростков // ПМ. 2014. №2 (78) С.95-99.

        Гречаный С. В. Современные методики и программы лечения расстройств поведения у детей и подростков Практическая медицина (2014).

        Гречаный С. В. (2014). Современные методики и программы лечения расстройств поведения у детей и подростков. Практическая медицина

        vospitaemrebenka.ru

        Расстройство поведения у детей и подростков мкб

        Расстройства поведения (F91)

        Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу. Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием. Исключены: расстройства настроения [аффективные] (F30-F39 ) общие нарушения развития (F84.- ) шизофрения (F20.- ) расстройства поведения, связанные с. эмоциональными расстройствами (F92.- ). гиперкинетическими расстройствами (F90.1 )

        F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи

        Расстройство поведения, заключающееся в диссоциальном и агрессивном поведении (а не только оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), при котором отклонение в поведении полностью или почти полностью ограничивается пределами дома и взаимоотношениями с членами семьи или ближайшими домочадцами. Диагноз этого расстройства требует наличия полного комплекса критериев для рубрики F91.- даже тяжелое нарушение взаимоотношений родители-ребенок само по себе недостаточно для постановки диагноза.

        F91.1 Несоциализированное расстройство поведения

        Расстройство, характеризующееся сочетанием устойчивого диссоциального или агрессивного поведения (полностью соответствующего критериям рубрики F91.-. а не только охватывающего оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение) со значительно выраженными аномалиями во взаимоотношениях индивида с другими детьми.

        F91.2 Социализированное расстройство поведения

        Расстройство, включающее устойчивое диссоциальное или агрессивное поведение (полностью соответствующее критериям рубрики F91.-. а не только охватывающее оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), встречающееся у индивидов, которые в основном хорошо интегрированы в свою социально равную группу. Расстройство поведения, групповой тип Групповое правонарушение Правонарушение в ситуации члена банды Воровство в компании с другими Манкирование школой, прогулы

        F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство

        Расстройство поведения, обычно отмечающееся у детей более младшего возраста и характеризующееся в основном выраженным вызовом, непослушанием, разрывающим отношения поведением, которое не включает правонарушительных действий или более экстремальных форм агрессивного или диссоциального поведения. Диагноз требует полного соответствия критериям рубрики F91.- даже тяжелые формы озорства или непослушания сами по себе не являются достаточными для постановки диагноза. Необходимо соблюсти осторожность, прежде чем использовать эту рубрику, особенно применительно к детям более старшего возраста, поскольку клинически значимое расстройство поведения обычно будет сопровождаться диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает просто вызывающее поведение, непослушание или разрывающее отношения поведение.

        F91.8 Другие расстройства поведения

        F91.9 Расстройство поведения неуточненное

        Детское. поведенческое расстройство БДУ. расстройство поведения БДУ

        Нарушение поведения у детей

        В данную рубрику включена группа поведенческих расстройств, характеризующихся стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения, доходящего до выраженного нарушения соответствующих возрасту социальных норм.

        Примеры поведения, на которых основывают диагноз, включают чрезмерную драчливость или хулиганство жестокость к другим людям или животным грубые разрушения собственности поджоги, воровство, лживость, прогулы в школе и уходы из дома, необычно частые и тяжёлые вспышки гнева вызывающее провокационное поведение постоянное откровенное непослушание. Любая из этих категорий при её выраженности достаточна для постановки диагноза, но изолированные акты не дают оснований для постановки диагноза.

        Учитывая неоднородную природу и сложный механизм формирования, входящих в рубрику поведенческих расстройств, для их диагностики необходимо проводить индивидуальное обследование, направленное на установление причинного фактора с определением удельного веса биологической и социально-психологической составляющей. Это прерогатива психиатра. Педиатр должен иметь представление об основных типах поведенческих расстройств, их клинических особенностях, дифференцируя в первую очередь социализированные и несоциализированные формы.

        Существовавшее до перехода на МКБ-10 в отечественной психиатрии выделение синдромов расстройств поведения проводилось с использованием многоосевой классификации, предложенной В.В. Ковалёвым (1985). Классификация включала следующие оси:

      • социально-психологическую
      • клинико-психопатологическую
      • личностно-динамическую.

        Социально-психологический подход позволял квалифицировать разнообразные по проявлениям формы поведения как девиантные, отклоняющиеся от принятых в данном обществе форм по морально-этическим соображениям.

        Клинико-психопатологический подход предусматривал деление девиантного поведения на патологические (по МКБ-10 асоциализированные) и непатологические (по МКБ-10 социализированные) формы поведения. Основные критерии отнесения девиантного поведения к проявлениям патологии (В.В. Ковалёв, 1985):

      • наличие патохарактерологического синдрома (наличие у субъекта патологических свойств характера)
      • проявление девиантного поведения за пределами основных микросоциальных групп
      • сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня (пониженный фон настроения, нарушения сна, аппетита, тревога и др.)
      • динамика девиантного поведения с тенденцией к патологической трансформации личности.

        Личностно-динамическая ось позволяет относить нарушения поведения к трём основным проявлениям динамики личности — реакциям (характерологическим, патохарактерологическим), развитиям (социально-психологической деформации личности в процессе длительного нахождения в аномальной психосоциальной ситуации либо формированиям в процессе онтогенеза конституциональных ядерных психопатий) и состояниям (сформированным психопатиям и акцентуациям характера).

        F91.1 Несоциализированное расстройство поведения.

        Тип поведения, характеризуемый сочетанием упорного диссоциального или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношения ребёнка с другими детьми и взрослыми.

        Эти расстройства поведения соответствуют существующим в отечественной психиатрии представлениям о патологических формах девиантного поведения. Патологические формы девиантного поведения наиболее часто проявляются типологическими вариантами.

      • Типологический вариант с преобладанием повышенной аффективной возбудимости. В структуре расстройства поведения преобладают проявления эмоциональной возбудимости, раздражительности, склонности к аффективным разрядам с агрессивными действиями (драками, оскорблениями) и последующей соматопсихической астенией. Характерны выраженные реакции активного протеста, оппозиционное поведение, связанное с ограничениями и запретами, накладываемыми педагогами или родителями. При этом дети либо активно протестуют против школьного режима, либо отказываются от занятий.
      • Для типологического варианта с преобладанием психической неустойчивости характерна повышенная внушаемость, зависимость поведения от внешних условий с преобладанием мотивов получения удовольствия, склонностью к лживости и воровству, лёгкому приобщению к употреблению наркотиков.
      • Типологический вариант с преобладанием нарушений влечений включает в себя наиболее часто уходы и бродяжничество, агрессивно-садистические расстройства. Дромоманические тенденции часто сочетаются с нарушениями сексуального влечения, нередко принимающего характер перверсии. У девочек сексуальная расторможенность — ведущий признак в патологии поведения данного варианта.
      • Импульсивно-эпилептоидный вариант выражен в склонности к длительным и интенсивным аффективным вспышкам, возникающим мгновенно, иногда по незначительному поводу, сопровождающимися агрессивными актами, в замедленном выходе из состояния угрюмо-злобного аффекта, мстительностью, упрямством, реакциями активного протеста. На фоне колебаний настроения с дисфорическим оттенком нередко наблюдают брутальные антиобщественные поступки как выражение злобно-агрессивного аффекта.

        Помощь оказывают в условиях стационарных и внебольничных форм психиатрической помощи (стационары, полустационары, диспансеры), а также в учреждениях непсихиатрического профиля, располагающих лицензией на оказание медицинских услуг (медико-психологические кабинеты детских поликлиник, центры психолого-медико-социального сопровождения).

        Социализированное расстройство поведения

        F91.2 Социализированное расстройство поведения.

        Включают расстройство поведения группового типа групповую делинквентность правонарушения в условиях членства в банде воровство в компании с другими.

        Этот тип расстройства поведения характеризуют стойким диссоциальным и агрессивным поведением, возникающим у детей, обычно хорошо интегрированных в группе сверстников. Основной признак, позволяющий дифференцировать их от несоциализированных расстройств поведения, — наличие адекватных, длительных взаимоотношений со сверстниками. Они соответствуют существующим в отечественной психиатрии представлениям о непатологических формах девиантного поведения.

        Помощь оказывают в открытых и закрытых учреждениях немедицинского профиля, занимающихся коррекционно-воспитательной работой с трудными детьми и подростками (специализированные школы, учебно-воспитательные комплексы для социально дизадаптированных детей и подростков).

        Оппозиционно-вызывающее расстройство поведения

        F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство.

        Этот тип расстройств поведения определяется наличием негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения, находящегося за пределами нормального уровня поведения ребёнка этого же возраста в аналогичных социально-культурных условиях, отсутствием более тяжёлых диссоциальных или агрессивных действий, нарушающих закон или права других.

        Это расстройство характерно для детей в возрасте до 10 лет. У старших детей данный вид нарушения обычно сопровождается диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает открытое неповиновение, непослушание или брутальность.

        Помощь оказывают в открытых учреждениях психолого-медицинского характера (центры психолого-медико-социального сопровождения, детские консультативные центры медицинского психолога, медико-психологические кабинеты детских поликлиник).

        F91.2 Социализированное расстройство поведения это:

        Эта категория применяется к расстройствам поведения, включающим стойкое диссоциальное или агрессивное поведение (удовлетворяющее общим критериям /F91/ и не ограничивающееся оппозиционным, вызывающим, брутальным поведением) и возникающим у детей, обычно хорошо интегрированных в группе сверстников.

        Ключевым дифференциальным признаком является наличие адекватных длительных взаимоотношений со сверстниками приблизительно того же возраста. Часто, но не всегда, группа сверстников состоит из несовершеннолетних, вовлеченных в делинквентную или диссоциальную активность (в которой социально неприемлемое поведение ребенка может одобряться группой сверстников и регулироваться субкультурой, к которой он принадлежит). Однако это не является необходимым требованием для установления диагноза ребенок может составлять часть неделинквентной группы сверстников со своим собственным диссоциальным поведением за ее пределами. В частности, если диссоциальное поведение включает в себя хулиганство, могут быть нарушены взаимоотношения с жертвами или другими детьми. Это не исключает диагноз в том случае, если ребенок имеет некую группу сверстников, которой он предан и в которой сложились продолжительные дружеские отношения.

        Имеется тенденция к плохим взаимоотношениям с теми взрослыми, которые относятся к представителям властей, но с некоторыми взрослыми могут быть хорошие взаимосвязи. Эмоциональные расстройства обычно минимальные. Нарушения поведения могут включать или не включать семейную сферу, но если они ограничены домом, то это исключает диагноз. Часто расстройство наиболее заметно за пределами семьи и специфичность проявления расстройства в обстановке школы (или в других несемейных условиях) совместима с диагнозом.

        — расстройство поведения, групповой тип

        — правонарушения в условиях членства в банде

        — воровство в компании с другими

        — уходы из школы (дома) и бродяжничество в группе

        — синдром повышенной аффективной возбудимости, групповой тип

        — манкирование школой, прогулы.

        — активность в банде без манифестного психического расстройства (Z03.2).

        Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии. 2012 .

        Смотреть что такое «F91.2 Социализированное расстройство поведения» в других словарях:

        F91.2 Социализированное расстройство поведения. — А. Должны выявляться общие критерии расстройства поведения (F91). Б. Должны отмечаться три или более симптомов из перечисленных в критерии G1 для F91, причем минимум три из пунктов 9) 23). В. Хотя бы один симптом из пунктов 9) 23) должен … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

        МКБ-10: Класс V Психические расстройства и расстройства поведения — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный … Википедия

        Список кодов МКБ-9 — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Переходная таблица: от МКБ 9 (глава V, Психические расстройства) к МКБ 10 (раздел V, Психические расстройства) (адаптированный русскоязычный вариант) … Википедия

        МКБ-10: Класс V — В Викитеке есть тексты по теме МКБ 10: Класс V Класс V (F) раздел … Википедия

        МКБ-10: Класс F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный … Википедия

        МКБ-10: Код F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный … Википедия

        МКБ-10 Класс F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный … Википедия

        Глава 17. Расстройства поведения у детей и подростков

        Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в требования семьи, режима школы и морали общества.

        «Расстройства поведения характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Такое по­ведение в своей наиболее крайней степени доходит до выраженно­го нарушения соответствующих возрасту социальных норм и явля­ется поэтому более тяжелым, чем обычный ребяческий злой умысел или подростковое бунтарство. Изолированные диссоциальные или криминальные акты сами по себе не являются основани­ем для диагноза, подразумевающего постоянный тип поведения» (МКБ-10). Если нарушение поведения возникает как проявление других нервно-психических расстройств, то тогда оно диагности­руется в рамках этих расстройств и соответствующим образом ко­дируется.

        Диагноз расстройства поведения может быть поставлен лишь с учетом возраста ребенка. В раннем дошкольном возрасте вспыш­ки гнева с соответствующим поведением не являются отклонени­ем. Нарушения гражданских и имущественных прав детьми до­школьного возраста также не могут быть основанием для оценки их как отклонения поведения. Диагноз нарушенного поведения ставится на основании чрезмерной драчливости, хулиганства, же­стокости, разрушительных действий, поджогов, воровства, лживо­сти, прогулов в школе, уходов из дома, необычно частых и бур­ных вспышек гнева, вызывающего провокационного поведения, откровенного непослушания. Обычно основанием для соответству­ющей оценки поведения служит продолжительность описанных отклонений, составляющая 6 и более месяцев. Поведение, характе­ризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некото­рых случаях и правовых норм, называют девиантным. Оно может включать антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению мо­гут обусловливаться различными отклонениями в развитии лично­сти (диссоциальное личностное расстройство, F60.2) и ее реагиро­вания. Чаще это поведение — реакции детей и подростков на труд­ные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и психологом (врачом). Если же девиантное поведение возникает у детей с нарушением формирования личности или в процессе пато­логических ситуационных реакций, то оно относится к нер­вно-психической патологии. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического, психо­логического развития, условиями воспитания и социального окру­жения.

        Распространенность. Среди психоневрологических рас­стройств детского возраста распространенность нарушений поведе­ния велика, точное суждение об их числе затрудняется тем, что определения этого понятия разными специалистами формулиру­ются различно. Среди сельских детей (10—11 лет) составляет 4%, а среди городских детей этого же возраста в 2 раза выше. У маль­чиков нарушения поведения встречаются в 3 раза чаще, чем у де­вочек. Из числа детей, приходящих на прием в амбулаторные уч­реждения, от 1/2 до 1/3 — с агрессивностью, поведенческими от­клонениями и антисоциальным поведением.

        Систематика. Поведенческие отклонения у детей классифици­руются различно в зависимости от критериев и представлений об этиологии. Г. Е. Сухарева (1959) систематизирует поведенческие расстройства в рамках психогенных реактивных состояний на основании степени остроты и интенсивности психотравмы, соот­ношения ситуационных и личностных моментов. В. В. Ковалев (1995) понимает нарушения поведения как разновидность психо­генных характерологических и патохарактерологических реакций и подразделяет их на реакции протеста, отказа, имитации, ком­пенсации и гиперкомпенсации, эмансипации, группирования, увле­чения. Здесь приводится описание расстройств поведения в соот­ветствии с этой систематикой.

        Характерологическая реакция — преходящее, ситуационно обу­словленное изменение поведения ребенка, проявляющееся глав­ным образом при определенных обстоятельствах. Она психологи­чески направленна, не приводит к нарушениям социальной адап­тации и не сопровождается соматическими расстройствами.

        Патохарактерологическая реакция — психогенная личностная реакция, проявляющаяся отклонениями в поведении ребенка она приводит к нарушениям социально-личностной адаптации и со­провождается соматовегетативными расстройствами. Обычно она развивается на основе характерологической, однако при наличии неблагоприятного фона (акцентуации характера, органической не­достаточности, дисгармонически протекающем возрастном кризе) сразу принимает патологические формы. Показателем перехода в патохарактерологическую реакцию являются нарушения поведе­ния, появляющиеся вне ситуации, в которой они первоначально возникли, частичная утрата психологической понятности их воз­никновения, большая выраженность аффективных расстройств и явные соматовегетативные нарушения. Как правило, патохарактерологические реакции нарушают приспособление детей к услови­ям семейной жизни, детскому коллективу, расстраивают взаи­моотношения со взрослыми и сверстниками. Они становятся поводом для обращения за консультацией к специалисту (психологу, врачу).

        nechihaem.ru

        Расстройства поведения у детей и подростков: лечение, причины, симптомы

        Расстройства поведения (CD) являются постоянным или систематическим поведением, которое нарушает права других лиц.

        Диагноз ставят на основании анамнеза. Лечение сопутствующих расстройств и психотерапия могут помочь, однако многие дети требуют надзора.

        Распространенность небольших расстройств поведения составляет около 10%.

        Этиология, вероятно, — сложное взаимодействие генетических и экологических факторов. Родители подростков с расстройством поведения часто имеют вредные привычки, диагноз СДВГ, расстройства настроения. Тем не менее расстройство поведения может произойти у детей из высокофункциональных, здоровых семей.

        Симптомы и признаки расстройства поведения у детей и подростков

        Дети и подростки с расстройством поведения невосприимчивы к чувствам и благополучию других, а иногда и неверно воспринимают поведение других людей как угрожающее. Они могут действовать агрессивно, путем запугивания и угроз, угрожая или используя оружие, совершая акты физической жестокости или принуждая кого-либо к половой жизни, и не раскаиваются в этом. Они плохо переносят разочарования и, как правило, безрассудны, нарушают правила и родительские запреты (например, убегают из дома, часто прогуливают школу).

        Ненормальное поведение различается между полами: мальчики, как правило, дерутся, воруют и хулиганят; девочки чаще всего врут, убегают и занимаются проституцией. Оба пола скорее всего принимают наркотики и имеют трудности в школе. Суицидальные мысли являются обычным явлением, и попытки самоубийства должны быть приняты всерьез.

        Диагностика расстройства поведения у детей и подростков

        Расстройство поведения диагностируют у детей и подростков, которые продемонстрировали >3 из следующих вариантов поведения в предыдущие 12 мес плюс по крайней мере 1 в предыдущие 6 мес:

      • агрессия по отношению к людям и животным;
      • порча имущества;
      • двуличность, ложь или воровство;
      • серьезные нарушения родительских правил.
      • Симптомы или поведение должны быть достаточно существенными, чтобы нарушить функционирование в отношениях, в школе или на работе.

        Прогноз расстройства поведения у детей и подростков

        Как правило, разрушительное поведение прекращается в раннем взрослом возрасте, но примерно в одной трети случаев оно сохраняется. Раннее начало связано с плохим прогнозом. У некоторых детей и подростков в дальнейшем развиваются нарушения настроения или тревожные расстройства, соматоформные и связанные с веществами расстройства или психотические расстройства в раннем взрослом возрасте. Дети и подростки с расстройством поведения, как правило, имеют более высокую частоту физических и психических расстройств.

        Лечение расстройства поведения у детей и подростков

      • Препараты для лечения сопутствующих расстройств.
      • Иногда размещение в жилом центре.
      • Лечение сопутствующих расстройств препаратами и психотерапия могут улучшить самооценку и самоконтроль и в конечном счете контроль расстройства поведения. Препараты могут включать стимуляторы, стабилизаторы, антипсихотические препараты, особенно рисперидон короткого действия.

        Морализаторство и тяжелые увещевания являются неэффективными. Могут помочь индивидуальная психотерапия, в т.ч. когнитивная, и модификации поведения. Часто дети и подростки с серьезными нарушениями должны быть размещены в жилых центрах, где их поведение может контролироваться надлежащим образом, отделяя их от окружающей среды, которая может способствовать их аномальному поведению.

        www.sweli.ru

        Это интересно:

        • Умственная отсталость код по мкб 10 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (F70-F79) Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может […]
        • Стресс эхокардиография что это Стресс-эхокардиография Стресс-эхокардиография - это способ ультразвуковой диагностики состояния работы сердца, анатомического строения его структур и околосердечного пространства с применением физической нагрузки. С помощью данного метода можно установить: сократительную способность левого желудочка; постинфарктное состояние миокарда; […]
        • Как называется боязнь акул 25 самых необычных видов спорта в мире 530 views Марина из Бразилии: как русские изменили мою жизнь 341 views Хорошие фильмы, которые вы могли пропустить 195 views Приложение для знакомств с 380 миллионами пользователей по всему миру выявило 5 самых привлекательных профессий 179 views Исследование: Какие игрушки нужны детям, чтобы они […]
        • Диагностика аутизма у ребенка Аутизм. Ранние признаки, диагностика и коррекция патологии Ранние признаки аутизма Симптомы аутизма у детей до 1 года нарушение или полное отсутствие зрительного контакта – 80 процентов; феномен тождества – 79 процентов; нарушение комплекса оживления – 50 процентов; патологическое отношение к близким родственникам – 41 процент; […]
        • В каком возрасте может быть депрессия В каком возрасте наступает климакс: основные этапы и симптомы протекания Внести изменения в наследственные процессы могут некоторые внешние факторы, которые влияют на естественные процессы. Факторы, влияющие на то, в каком возрасте начинается климакс у женщин Сахарный диабет, дисфункции щитовидной железы, злокачественные новообразования, прочие […]
        • Социальное расстройство поведения ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ, НАЧИНАЮЩИЕСЯ ОБЫЧНО В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (F90-F98) Группа расстройств, характеризующихся ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности, и склонностью к перескакиванию с одних дел на другие без доведения […]
        • Рост 170 анорексия При росте 170 вес 47, это анорексия или нет. Нет это не анорексия, это есть надо больше) худоба и анорексия - разные вещи Главный симптом анорексии - прекращение месячных. нет,я 175, вес 48- худая,но не тощая. Есть ребенок,в этом весе забеременнела,в этом весе вышла из роддома,год кормила грудью. это нормально, модели 178 весят 48 и ничего в […]
        • Метод лечения анорексии Лечение анорексии народными средствами и методами Лечение анорексии аиром болотным Анорексия может быть последствием широкого круга заболеваний, в том числе и заболеваний желудочно-кишечного тракта. При таких проблемах хорошо подойдет народный метод восстановления аппетита. Чайную ложку корня аира болотного необходимо измельчить и высыпать в 400 […]