Работа и стресс

Курсовая работа: Стресс и стрессоустойчивость:

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости

1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма

1.3 Обзор работ ученых, рассматривающих проблему стресса и стрессоустойчивости

Глава 2. Опытно – исследовательская работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости

1.1 Результаты исследования стресса

1.2 Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Стресс. Этот научный термин звучит теперь всюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.

Распространенная прежде фраза, что «все болезни от нервов» трансформировалась – «все болезни от стрессов». И не без основания. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше (14, 3).

Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок, специалисты менеджмента – воздействие социальных факторов; обыватели – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. Stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие (13, 79).

Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.

Цель данной работы:изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости.

Объектом исследования является стресс. Предмет исследования: стресс и стрессоустойчивость и их проявления.

Кзадачамданной работы относится: 1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса, 2) дать определение понятию стрессоустойчивости, 3) рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса, 4) провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

Работа состоит из введения, трёх глав, рекомендаций и заключения. В первой главе определение понятию стресса и расшифровка свойств стресса; во второй главе мы рассматриваем методологические исследования; третья глава посвящена опытно-исследовательской работе по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» — затягивать (14,9).

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» — реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции (14,11).

Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре – пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.

Селье выделил тристадии стресса.Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышеннаястрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания (13, 83).

Позднее Селье предложил различатьдва видастрессадистресс(от английского слова distress – истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себеэустрессСелье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий (13, 80).

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства (13, 83).

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют,«реакции борьбы и бегства».

Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него (14,12).

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «. можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» (2, 24).

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (5, 20).

Таким образом, стрессоустойчивость – это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

Итак, стресс – это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.

1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма

Нервная система – это разветвлённая сложная сеть нервных клеток – нейронов и их отростков. Нейроны обеспечивают поступление сигналов от органов чувств в центр мозга, а от мозговых центров к мышцам и другим системам организма. Передачу возбуждения от одной клетке к другой обеспечивают специальные вещества, называемые медиаторами (посредниками).

Регуляцию работы внутренних органов процессов обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения осуществляет вегетативная нервная система. Деятельность вегетативной нервной системы направлена на сохранение постоянство внутренней среды – гомеостаза. Стресс вызывает, прежде всего, активацию симпатической нервной системы. Такая активация происходит рефлекторно при любом эмоциональном возбуждении, необязательно отрицательном. Однако само по себе подобное возбуждение еще не оказывает болезнетворного действия, поскольку резервы медиаторов в нервных окончаниях при длительном раздражении быстро истощаются. Для развития стресса необходимо включение главного физиологического и биохимического звена стресса – «реакции борьбы или бегства».

При такой реакции происходит рефлекторная активация коры надпочечников и «вторичные» мощный выброс в кровь адреналина и норадреналина. Состояние, возникающее при повышении уровня содержания этих веществ в крови сходно с состоянием возбуждения под влиянием внешних эмоциональных раздражителей: повышается артериальное давление, сужаются сосуды, учащается пульс и дыхание, повышается уровень холестерина. Частое повторение этих реакций может привести к развитию гипертонии, язвы желудка и другим поражением внутренних органов.

При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы. Усиленный выброс адреналина и норадреналина в кровь и был необходим для быстрого развития мышечной активности (14,13).

В наши дни стресс чаще всего вовсе не требует от человека энергичных физических действий – требует скорее подавление активности, чем её проявление, и в результате поражаются органы. Вредное действие стресса, однако, этим не ограничивается. Первоначальный выброс истощает запас гормонов в коре надпочечника: начинается их поспешная «заготовка», а через некоторое время после стресса достаточно даже слабого воздействия, чтобы началось их поспешное выделение. Этот биохимический механизм и обусловливает те всем хорошо известные ситуации, когда после трудного дня, после неприятности на работе возникают срывы по мелочам на близких.

Если после каждого стресса – в самой стрессогенной ситуации или вскоре после неё – требовалась физическая активность, избыток адреналина и норадреналина был бы потрачен на её обеспечение и стресс мог бы не иметь вредных последствий (14, 15).

Таким образом, физическая активность – необходимое и действенная защита против возникновения дистресса. Другое, столь же необходимое средство защиты, направленное против истощения возбуждаемых при стрессе нейроэндокринных систем, на усиление восстановительных процессов, на снижение общей чувствительности к стрессам, – это расслабление. Если же защитные меры не принимаются или оказываются недостаточными, а стрессы повторяются, приводя к чувству беспомощности, отчаяния, то возникает дистресс – так называемые психосоматические заболевания (поражение отдельных органов или систем) или общее недомогание, плохое настроение и т.д. (14, 15)

В возникновении и течении стресса обнаруживаются три взаимодействующих звена: 1) оценка стрессогенного события, в которой нередко сталкиваются эмоции и рассудок; 2) физиологические и биохимические реакции на само событие и на его оценку; 3) действие, поведенческие реакции, направленные на устранение причин и последствий стресса и имеющие целью избежать его в будущем.

Сердечно – сосудистые заболевания (гипертония, ишемическая болезнь), а также сосудистые (мигрень, болезнь Рейно) чаще всего рассматривают как следствие повторных сосудосуживающих симпатических реакций при стрессе.

Влияет стресс и на возникновение аллергических заболеваний. Напряжение мышц, связанное со стрессом, вызывает различные патологические симптомы: головные боли, боли в пояснице, мышцах шеи. Типичной «мишенью» стресса является кожа. Не проявляясь в каком-то конкретном заболевании, хронические стрессы могут приводить к постоянному подавленному настроению. Плохая работоспособность, вялость, пассивность, бессонница – все это следы деятельности дистресса. Такое состояние Авиценна характеризовал, как «не здоровое, но и не больное». Трудное засыпание и еще более мучительное пробуждение…Нередко – чувство «тупой щемящей тоски, которая нападает на человека в предчувствии загадочной и ничем не мотивируемой угрозы, тоски беспредметной, самой себя питающей, почти осязаемой». В итоге возникает ощущение, что жизнь в тягость (14, 16).

Из всего выше сказанного следует, что стресс – это реакция физического происхождения. Имеет последствия не только психологического характера. Стресс может «уничтожить» человека изнутри.

1.3 Обзор работ ученых, рассматривающих проблему стресса и стрессоустойчивости

Впервые слово «стресс» встретилось в 1303 году в стихах поэта Роберта Маннинга: «…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе».

В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало больше полувека назад. В 1936 году в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье (тогда еще никому неизвестного) под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами» (14,9).

Еще будучи студентом, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвалстрессом.Учение о стрессе в настоящее время получило достаточно широкую известность. Ещё исследования В. Кеннона (1927,1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство (гомеостазис) своей внутренней среды (14,10).

Термин «стресс» и его расшифровка первоначально были изложены всё тем же Г. Селье (1950,1960), который показал независимость процесса приспособления от характера раздражения или нагрузки. Воздействия могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих приспособление.

В соответствии с системным подходом, в наше время, стресс изучается с позиций физиологического, психологического, и поведенческого уровней. Одна из первых таких попыток была предпринята Р. Лазарусом. Стресс физиологической природы представляет собой, по мнению автора, непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента. Отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Именно Р. Лазарус, развивая учение о стрессе (1956, 1970), выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс и психический (эмоциональный) стресс (18, 11).

Представители первого направления рассматривают стресс как порождение внешней ситуации или, как определяет Л.М. Аболин, эмоциональная ситуация отождествляется со стрессором. Иначе говоря, стресс воспринимается как реакция на какие-либо воздействия, или как сами эти воздействия (1, 15).

На наш взгляд, объективистский подход не учитывает того, что внешние напряженные условия являются стрессогенными только потенциально и не обязательно приведут к развитию стресса.

Субъективисты обозначают свой подход как интеракционную проблему, и представитель данного направления Н. Эндлер (1989), рассуждая о любых проявлениях личности, в том числе о стрессе, отмечал в нем специфический способ взаимодействия субъекта с самим собой и с окружающей средой.

Основоположником субъективистского подхода считается уже упоминавшийся нами ранее Р. Лазарус, который обусловливал стресс двумя личностными особенностями:

1) представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;

2) представлением о своих способностях влиять на последствия (7, 39).

Похожие представления об эмоциональном стрессе можно найти и у В.Э. Мильмана (1980), который рассматривает стресс, как функцию двух факторов: величины потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения (10,73).

Обобщая различные взгляды на природу стресса в современной научной литературе, можно сказать, что термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

Известный исследователь стресса Г.Селье отмечает, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь (8, 64).

В последние годы проблема изучения нормы и предболезни привлекала к себе внимание многих исследователей. Например, академик О.Г. Газенко пишет: «…Особенно сложной является оценка состояния на грани так называемых норм и патологии, когда ещё не развилось какое-либо конкретное заболевание, но равновесие между организмом и средой явно нарушено и состояние не может быть квалифицированно, как нормальное» (18, 5).

В 1979 г. была опубликована монография профессора Р.М. Баевского «Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии», которая рассматривает проблему стресса с точки зрения науки. Также заметно активизировались изучение и попытки систематизации переходных состояний психиатрами и психоневрологами (Н.Д. Лакосина, С.Б. Семитов, В.Я. Семке, Б.В. Шостакович).

Проблемой стресса занимаются так же спортивные психологи. Особенно интересны исследования тех психологов и психогигиенистов, которые по своей работе заняты наблюдением практически здоровых лиц, чья деятельность проходит в чрезвычайно напряжённых условиях с особо сложными требованиями к механизму приспособления организма. С представителями такого рода деятельности связана работа спортивных психологов и психогигиенистов. Потому представляют интерес последние работы в спортивной психологии. За последние десятилетие вышло немало книг по спортивной психологии: и ряд переводных монографий, и международный сборник «Стресс и тревога в спорте», и несколько работ советских авторов. К несомненным успехам можно отнести сборник «Стресс и тревога в спорте» (составитель Ю.Л. Ханин) и монографию Г.Д. Горбунова «Психопедагогика в спорте». Эти книги играют несомненную положительную роль в просвещении тренеров и спортсменов в подготовке их к совместной работе с психологом. Это само по себе очень важно, т.к. почти в каждой книги звучит мыли о том, что тренеры не понимают психологов, не могут сформулировать свои задания, не перенимают доступные им самим новые методы в работе (18, 6).

Недостатком большинства книг является отсутствие единой теоретической концепции, главного направления работы, нацеленной на практическую эффективность. Лишь В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов в книге «надежность в спорте» представляют материал с позиции теории надёжности, а Б.А. Вяткин в работе «Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях» — психического стресса. Отсутствие единой и сходной позиции приводит к таким различиям мнений, которые порой выглядят абсурдом. В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов наглядно демонстрируют это, показывая, что за период с 1977 по 1980 год разными авторами дано 14 определений такого кардинального для спорта понятия, как надёжность. И если такая путаница находится в исходной терминологии, то приходится ли удивляться, что даже основной смысл работы психолога в спортивной команде трактуется разными авторами по-разному.

Л. Леви (1967) обнаружил положительную корреляцию между интенсивностью эмоционального возбуждения, выделением адреналина и норадреналина с мочой. Ф. Элмадьян и др. (1957) указывали на такие же результаты, сравнивая выделения катехоламинов во время напряженных ситуаций у хоккеистов и боксёров. В современных исследованиях, оценивая травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, возникающих в экстремальных ситуациях, на психическую деятельность человека, выделяют непатологические психоэмоциональные реакции и патологические состояния (психогении) (18,10).

В последнее время ученые и практики разрабатывают специальные рекомендации для представителей стрессогенных профессий, спортсменов и люде, которые наиболее часто подергаются стрессам в целях повысить психологическую устойчивость этих общества.

В работах, где изучаются психологические проблемы стресса доказывается зависимость поведения во время стресса от степени значимости ситуации, от психологической структуры личности (отношение человека к трудностям в работе, успеху и неудаче, уверенности и неуверенности в своих силах, направленности личности, уровня ее притязаний и реальных возможностей и т.п.

Помимо работ по стрессу в спорте встречаются работы некоторых ученых по стрессу в профессиональной деятельности. Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. В работах Р.А. Каразек, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживания стресса возникают при взаимодействии между двумя факторами — ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая профессия, в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль над способами и результатами выполнения заданий.

Из всего выше нами сказанного можно сделать вывод, что понятие стресса рассматривалось в разное время и в разных направлениях и науках, например, в спорте и в профессиональной деятельности человека. Именно поэтому, как нам кажется, нет одного определенного понятия стресса. Стресс в разное время и в разных направлениях определяется по-разному.

Глава 2 . Опытно – исследовательская работа по проблеме стресса

2.1 Результаты исследования стресса

В данной работе мы использовали методику выявления степени подверженности стрессорным воздействиям, составитель которой Е.А. Тарасов (17, 18). Цель данной методики: выявление степени подверженности стрессам и их вредоносных последствий.

Испытуемым необходимо ответить на 20 вопросов теста, давая один из четырёх возможных вариантов ответов:

а) почти никогда,

1) Вас легко раздражают мелочи, пустяки?

2) Вы нервничаете, когда приходится кого-нибудь ждать?

3) Вы способны обидеть кого-нибудь, когда сердитесь?

4) Вы не переносите критики, выходите из себя?

5) Вы краснеете, попав в неловкое положение?

6) Если вас кто-то толкает в транспорте, то отвечаете ли вы тем же или говорите что-нибудь грубое?

7) Вы всегда приходите на встречу заранее или опаздываете на неё?

8) Вы заполняете всегда чем-нибудь всё своё свободное время?

9) Вы не умеете терпеливо выслушивать других, вставляя реплики?

10) Вы неважно чувствуете себя по утрам?

11) Вы страдаете отсутствием аппетита?

12) Вы бываете беспокойны без видимой причины?

13) Вы постоянно чувствуете себя уставшим, не можете отключиться от переживаний?

14) После продолжительного сна вы чувствуете себя не важно?

15) У вас бывают боли в спине и шее?

16) Вам кажется, что у вас не в порядке сердце?

17) Вы часто барабаните пальцами по столу, а когда сидите – покачиваете ногой?

18) Вы мечтаете о признании, хотите, чтобы вас хвалили за то, что вы делаете?

19) Вы считаете себя во многом лучше других, хотя этого никто не признает?

20) Вы не соблюдаете диету, ваш пищевой рацион крайне не постоянен?

Критерии оценки: а) – 1 балл; б) – 2; в) – 3; г) – 4.

Теперь необходимо подсчитать набранные баллы и оценить состояние каждого испытуемого.

Если у вас до 30 баллов,то это может означать, что вы живете спокойно и размерено, разумно и прагматично, успевая справляться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни от ложного честолюбия, ни от чрезмерной скромности. Было бы неплохо проверить ваш ответы с человеком, который вас хорошо знает – люди с такой маленькой суммой баллов, скорее всего, видят себя в розовом цвете.

Если вы набрали от 31 до 46 баллов, товаша жизнь, наверняка, наполнена деятельностью и напряжением. Порой вы страдаете от стрессов (в первую очередь из-за стремления чего-то ещё достичь). По всей видимости, вы не измените своего образа жизни, но попробуйте оставить немного времени и для себя, для укрепления своей психологической защиты.

Если вы набрали от 47 до 60 баллов,то это может означать, что ваша жизнь – это беспристрастная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о солидной карьере. Для вас мнение других чрезвычайно важно, и это держит вас в постоянном напряжении. Если вы будете продолжать в том же духе, то многого можете добиться, но вряд ли вам это доставит радость, постарайтесь избегать лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь добиваться максимального результата.

Если вы набрали от 61 балла и более, то вы похоже живетекак водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоза. Поменяйте образ жизни. Стрессы, которым вы весьма подвержены, угрожают вашему здоровью, всему вашему будущему. Возможно, вам уже пора обращаться за лечебной помощью к соответствующим специалистам.

Средние данные проведённого эксперимента описано в приложении 1.

В нашем эксперименте участвовало 20 человек в возрасте от 19 до 22 лет.

Согласно проведённому эксперименту мы выявили, что 17 человек из 20 набрали от 31 до 46 баллов, и только 3 человека от 46 до 60 баллов. Крайние позиции данного теста затронуты не были, следовательно, опрашиваемые люди хотя бы раз в жизни испытывали стресс, но данное переживание не достигло болезненного уровня.

Среди испытуемых самое большое количество баллов набрал Никита (22 года) – 52 балла, а самое маленькое количество – Маша (19 лет) – 34 балла.

Несколько испытуемых набрало одинаковое количество баллов, из них 4 человека 44 балла, 2 человека 46 баллов и ещё 2 человека 43 баллов

2.2 Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Учёные не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессорный плен».

Чтобы эффективно справляться со стрессом, необходимо в известной мере усовершенствовать наши психические процессы мышления. Все мы видим мир по-разному, каждый из нас реагирует на окружающую Действительность уникальным образом. Как уже было сказано выше, стрессы для каждого из нас – не одно и то же.

Уровень стресса можно снизить с помощью внутренних механизмов, создающих и удерживающих в нашем сознании ощущения стресса. Если мы страдаем от вспышек гнева, колебаний настроения, подавленности и самоуничтожения, то вполне уместно проверить, в чём причина наших страданий. Психологи установили, что наше восприятие самих себя и окружающего мира зависит от наших внутренних состояний, возникающих раньше, чем мы успеваем понять то, что мы чувствуем. Исследуя эти процессы и состояния, мы убеждаемся в том, что они сменяют друг друга в следующем порядке:1) восприятие (через зрение и слух) событий или ситуаций; 2) интерпретация событий или ситуаций; 3) обдумывание событий или ситуаций в соответствии с нашим представлении о том, какими «должны быть» мы и мир, окружающий нас; 4) эмоциональная реакция на события или ситуации; 5) действия, предпринимаемые в ответ на наши мысли и чувства, вызванные этими событиями или ситуацией (18, 126)

Прежде всего, следует рассказать о тех болезненных проявлениях, которые свидетельствуют о запредельном «запороговом» воздействии стрессов на организм человека, на его нервную систему и психику.

Здесь необходимо обратить особое внимание: любой из перечисленных ниже симптомов может указывать на то, что стрессорные воздействия оказали на вас болезнетворное воздействие и что вам, возможно, уже пора обращаться за помощью к врачам (особенно, в тех случаях, когда сами вы не умеете справиться с результатами стрессорных воздействий). Вот эти болезненные проявления:

1. Приступы головокружений, потемнения в глазах вплоть до полного нарушения сознания.

2. повышенная потливость ладоней.

3. Пароксизмы (приступы) учащенных сердцебиений или «замираний» сердца.

4. «Блуждающие» боли в шее и спине.

5. Постоянные или приступообразные головные боли без значительного изменения артериального давления.

6. Дрожь в руках.

7. Нестабильность артериального давления.

8. Непреодолимое внутреннее беспокойство.

9. Чувство постоянного напряжения.

10. Сонливость днем (17, 22).

Многие ученые, как уже говорилось выше, разрабатывали рекомендации для профилактики появления стрессов. Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты:

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится.

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку тёплые слова. Не сомневайтесь, что он скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжёлых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит вы что-то делали неправильно или же не достаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды. Для того, чтобы поддержать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1 – 1,5 литра в день.

5. По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, например, чуть-чуть нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким).

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь. Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки – без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7. Видите дневник, заполняя его интимными подробностями или мелкими событиями дня. Дневник должен помогать вам эффективно планировать свою жизнь и избегать неожиданных неприятностей.

8. Когда вы подавлены или рассержены, занимайтесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель. Можно отправится загород и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

9. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

10. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством или с определителем. Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию (17, 24).

Целесообразно пользоваться помощью других людей. Они могут ободрять нас, призывать к порядку и даже делить с нами радость по поводу наших успехов. Обратная связь с другими людьми важна, потому что, распоряжаясь своими собственными жизнями в зрелом возрасте, мы помним: от нас зависит скорость выполнения дел, мы устанавливаем свои стандарты, и это хорошо, когда в твоих делах тебе помогают. Здесь провалов не бывает. Верно говориться, что на ошибках учатся. И при каждой неудаче уместно и полезно спрашивать себя: почему я не достиг своей цели? Какое препятствие помешало мне? Как мне двигаться вперед дальше? Как далеко я уже успел продвинуться? Нам необходимо фиксировать свои достижения и успехи (18, 154).

В нашей работе мы рассмотрели проблему стресса и стрессоустойчивости. Выяснили, что стресс – это часть нашей жизни, с ним надо уметь справляться, но не избегать его. Здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса – это не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие – болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжения.

Необходимо помнить, что стресс может «повредить» не только психическое здоровье человека, но и физическую сторону нашего организма. Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни

Говоря о стрессе необходимо напомнить, что одним из его факторов является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека.

Подводя итог можно напомнить основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Итак, стресс – целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Данное определение стресса не только отвечает принципу системности, но и акцентирует внимание на человеке как личности.

domashke.net

Обучение биолокации: работа с биолокационной рамкой, маятником, сенсором.

весь БАЗОВЫЙ КУРС: семинары N1+2 подряд!

29-30 апреля + 1-2 мая 2018

Стресс. Системная работа со стрессовым состоянием.

Конфликты дома и на работе, неудачные взаимоотношения, беспрерывные разочарования и постоянное недовольство своей жизнью вызывают у человека нарушения психоэмоционального равновесия. Так же причиной нарушения гармоничного состояния может быть чужеродное энергоинформационное воздействие. В результате у человека возникает стресс, который влияет не только на его настроение, но и на состояния здоровья, на уровень иммунного статуса. Часто появляется упадок сил, плохое самочувствие и недомогания на физическом уровне.

Основные причины стресса:

— длительные отрицательные эмоции, негативные мысли, переживания;

— отсутствие отдыха, достаточного для восстановления сил;

— сознательное или бессознательное чужеродное воздействие;

— длительное нахождение в неблагоприятном месте или геопатогенной зоне.

Различают стресс инициирующие факторы (запускающие механизмы адаптации, например, психоэмоциональная нагрузка, тяжелая физическая работа, болезнь), стресс повреждающие факторы (тонкие биохимические процессы, которые и приводят к повреждению клеточных и внутриклеточных стенок – мембран, повышению содержания в крови факторов, сгущающих кровь, и многое другое) и стресс лимитирующие факторы (реакции организма, направленные на борьбу со стрессовыми механизмами, ограничивающие (лимитирующие) неблагоприятное воздействие стресса).

Борьба со стрессом сводится к выявлению и устранению глубинных причин его появления, профилактике инициирующих, ограничению повреждающих и активации лимитирующих факторов, а так же подбору помогающих препаратов и процедур.

Если возникшее в результате негативной ситуации стрессовое состояние продолжается более 48 часов, то у человека возникают серьезные изменения в организме на физическом и психическом планах. Происходит нарушение энергоинформационного поля, и могут измениться функциональный показатели организма.

Типичная реакция организма на длительный стресс:

— повышается или «скачет» артериальное давление, нарушается сердечный ритм;

— возникает головная и сердечная боль;

— появляются боли в животе, нарушается работа внутренних органов;

— возникает язвенная болезнь;

— появляются боли в позвоночнике;

— возникают гормональные нарушения;

— возникает синдром хронической усталости (быстрая утомляемость, бессонница, частые головные боли, слабость по утрам, конфликтность, тяга к одиночеству);

— появляется лишний вес (нарушается обмен веществ).

Степень стрессового состояния, в котором находится организм в настоящий момент, можно определить с помощью биолокационной диагностики по специальной диаграмме, которая обычно содержит следующие сектора:

— средней силы стресс;

Для этого оператор задает вопрос «Какова степень стрессового состояния моего организма в данный момент?», после чего маятник показывает сектор с ответом.

В случае наличия стрессового состояния необходимо определить, сколько и какие именно глубинные причины его вызывают. Важно так же выявить, сколько структур организма, какие именно и на каких уровнях повредил стресс. Для диагностики можно использовать имеющиеся в наличии диаграммы, либо составить собственные.

Далее следует подобрать наиболее эффективный способ проработки стрессового состояния, ликвидировать все глубинные причины стресса и запустить процессы восстановления всего того, что было им повреждено. Сделать это можно, например, методом многомерной медицины с помощью вибрационных рядов. Обычно для составления вибрационного ряда, ликвидирующего стрессовое состояние, используется формулировка: «Составляю вибрационный ряд (указываются все необходимые параметры ряда), ликвидирующий у меня стрессовое состояние на всех уровнях управления организма».

Так же можно поработать со стрессом другими способами. Например, можно сделать системную расстановку симптома, которая может показать с чем именно связано стрессовое состояние, на что стресс показывает человеку, и каким образом эффективнее это проработать.

Как показывает практический опыт, бывает весьма полезно провести эмоциональную диагностику, чтобы выявить и устранить все негативные мысли и эмоции, которые поддерживают стрессовое состояние. Рекомендуется так же «разрядить» себя и заземлить на физическом плане каким-нибудь доступным способом.

Отлично с остаточными явления стресса справляются:

— активные движения тела (прогулка на свежем воздухе, занятие физкультурой, любой ручной труд, танцы, быстрая ходьба);

— творческий умственный труд;

— принятие водных процедур — контрастный душ, теплая ванна для ног, ароматическая ванна, ванна с морской солью, поход в баню, бассейн и т.д.;

— просмотр хорошего фильма;

— холистический или релаксирующий массаж;

Важно помнить, что если произошла какая-то неприятная ситуация, нужен резкий переход на другую частоту. И для этого можно выбрать наиболее доступный и приемлемый способ. В результате энергоинформационное поле человека очищается и стабилизируется, и вызывающая стресс ситуация может измениться к лучшему.

Психологи рекомендуют чаще улыбаться и стараться радоваться жизни. Такая привычка помогает поддерживать в норме свой иммунный статус.

При стрессовом состоянии резко увеличивается расход витаминов группы В и аминокислот — триптофана, глицина, тирозина и глутаминовой кислоты.

Витамины группы В участвуют в работе центральной нервной системы, в передаче нервных импульсов в мозг и в работе самого мозга. В первую очередь их нехватка сказывается на состоянии нервной системы и на психическом здоровье. У каждого витамина В есть свои «индивидуальные» особенности, почитать о которых можно в справочниках или в сети Интернет.

С помощью маятника или рамки Вы можете подобрать себе наиболее подходящий витаминный комплекс (из доступных), который поможет быстрее избавиться от последствий стресса.

В питание стоит включить горький шоколад, орехи, бананы, корицу – это природные антидепрессанты Они помогают снизить стресс и содержат необходимые для нервной системы аминокислоты.

Болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Именно поэтому было бы правильно, если не дожидаясь недомоганий и тревожных симптомов, Вы время от времени проверяли свой уровень стрессового состояния, чтобы при выявлении отклонения от нормы можно было своевременно принять меры и нейтрализовать вредное влияние. Если последствия стресса уже затронули физическое тело, то имеет смысл продиагностировать состояние стрессово-инсулинового механизма, и поработать с внутренними органами методами висцеральной терапии .

Одновременно можно проверить и свой иммунный статус, поскольку критический или хронический стресс сразу же влияет на него, и это может в дальнейшем привести к тяжелым заболеваниям.

Использование данной методики работы со стрессом позволяет добиться устойчивых результатов и стабилизации здорового эмоционального состояния.

telo.by

Годовые программы медицинского обслуживания детей и взрослых, корпоративная медицина, вызов врача на дом

Программы «Стресс-аудит» и «Стресс-менеджмент»

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причин тому множество: жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д.

Каждый из вас наверняка ощущал раздражение, нервозность, плаксивость и т.д. в тех или иных жизненных ситуациях — все это признаки реакции организма на чрезмерные или длительно действующие факторы окружающей среды, которая хорошо нам известна под названием стресс.

По представлениям современных ученых стресс — это неспецифическая универсальная защитная реакция организма, сформировавшаяся у живых организмов как механизм выживания в условиях неблагоприятной окружающей среды. В процессе этой реакции в кровь человека выбрасывается огромное количество гормонов и биологически активных веществ, позволяющих организму максимально быстро и эффективно приспособится к новым условиям, а также свести к минимуму возможные последствия неблагоприятного воздействия стрессорных факторов. Но, несмотря на наличие таких важных положительных моментов для организма, это очень «затратная» реакция, при которой расходуется огромное количество ресурсов и при длительном воздействии неблагоприятных факторов может наступить истощение, проявляющееся в снижении внимания, повышенной утомляемости, снижении иммунитета, частых простудных заболеваниях и т.д.

Однако при своевременной диагностике и правильном подходе вполне возможно предотвратить или существенно снизить влияние стресса на человеческий организм.

В настоящее время компания «МЕДКОРП» предоставляет полный цикл мероприятий по управлению уровнем профессионального стресса, включая программы по выявлению причин появления стресса на рабочем месте, их профилактики и технологии коррекции последствий избыточного стресса.

«Стресс-аудит» — это комплексный скрининг (исследование) персонала компании на предмет его стрессоустойчивости, анализ общей картины психологического состояния отдельных подразделений и категорий сотрудников, выявление потенциально стрессогенных мест в работе компании, мониторинг ресурсов здоровья сотрудников, профилактика потерь рабочего времени, неоправданной «текучки кадров», повышения эффективности работы компании в целом, а также рекомендации по профилактике имеющихся или потенциальных проблем.

В основе технологии стресс-аудита лежит объективная диагностика ведущих стрессогенных факторов и проявлений эмоционального выгорания у сотрудников, включая оценку негативных последствий влияния различных стрессорных факторов на сотрудников и организацию в целом.

Основными задачами при проведении стресс-аудита являются
  • уточнение возможных стрессогенных факторов и уровня эмоционального выгорания у персонала компании-клиента
  • решение вопроса о степени необходимости и возможном объеме дополнительных мероприятий по уточнению стрессогенных факторов
  • составление плана возможных профилактических и корректирующих мероприятий
  • мониторгинг и оценка эффективности проводимых профилактических и коррекционных программ
  • Психологическая диагностика и поддержка персонала компании способствует
  • повышению производительности труда
  • снижению абсентизма
  • поддержанию благоприятной атмосферы в коллективе
  • дополнительной мотивации персонала, поддержания его лояльности компании
  • повышению эффективности управления персоналом руководителями
  • снижения риска конфликтных ситуаций

Спецификой нашего подхода является возможность проведения исследования в различных по структуре и особенностях работы компаниях. При этом не требуется больших организационных и временных затрат для проведения исследования.

По результатам экспресс-мониторинга формируется СТРЕССОВЫЙ ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ — профессиональное заключение, отражающее наглядную картину стрессоустойчивости персонала, психологического состояния подразделений и категорий сотрудников, выявление стрессогенных мест в организационной структуре и анализ потенциальных возможностей Вашей компании.

На основании выявленных тенденций компания может планировать антистрессовые мероприятия, такие как «оптимизация рабочего процесса», обучающие программы, тренинги сотрудников, консультирование.

Полученная информация может представлять интерес для служб персонала компании и использована в целях организационного развития.

В дополнение к скрининговому «Стресс-аудиту» мы можем провести для вас более углубленное исследование психологического профиля компании с использованием результатов первичного обследования и поставленных руководством компании задач. По итогам углубленного исследования Вам будет составлен отчет с ответами на все поставленные вопросы и предложена индивидуально адаптированная для вашей компании программа «Стресс менеджмент», направленная на решение выявленных в процессе исследования проблем и отклонений.

«Стресс-менеджмент» — это комплекс мероприятий, направленный на повышение жизнеспособности организации в неблагоприятных условиях за счет уменьшения потерь человеческих, временных и материальных ресурсов и использования стрессовых ситуаций для развития и обучения сотрудников. Использование энергии стресса в интересах дела, а не изнуряющее противодействие ей, которое позволяет повысить производительность труда сотрудников за счет уменьшения влияния стрессогенных факторов на персонал компании.

Управление стрессом на рабочем месте включает в себя следующие обязательные компоненты:

  • Диагностика ведущих стрессогенных факторов и проявлений стресса у сотрудников
  • Комплекс профилактических и корректирующих мероприятий, направленных на стабилизацию уровня профессионального стресса на приемлемом уровне.
  • Мониторинг и оценка эффективности проводимых мероприятий.
  • Ключевые принципы, которыми мы руководствуется в своей деятельности при проведении профилактических и коррекционных мероприятий в партнерских организациях:

    1. Комплексность — Для эффективного влияния на ту или иную ситуацию необходимо решать проблемы, связанные с ней, с различных сторон и на разных уровнях. Например, важным для повышения эффективности проводимых мероприятий является формирование групп для диагностики и обучения не только по формальным признакам, но и с учетом функциональных связей между сотрудниками и подразделениями. Ключевым моментом при этом является выявление, как возможных проблемных зон, так и потенциальных зон развития.
    2. Прагматизм — Проблемы, связанные с профессиональным стрессом, рассматриваются не с точки зрения морали, а с точки зрения измеримого ущерба, наносимого здоровью индивидов и социальной и экономической ситуации в организации. При планировании и реализации профилактических и коррекционных программ следует опираться на реальные потребности сотрудников.
    3. Соблюдение и уважение интересов партнеров — Отношения с партнерскими организациями строятся на взаимном уважении, терпимости и чужому мнению, образу жизни, профессиональным предпочтениям и организационной культуре. Следует учитывать интересы каждого участника процесса управления стрессом.
    4. Активное участие клиентов в подготовке и проведении программных мероприятий — Участие сотрудников в разработке стратегий и программ в области управления стрессом является важным компонентом их дальнейшей эффективности. Поскольку эти политики и программы затрагивают в первую очередь данную группу, сами сотрудники должны принимать деятельное участие в их разработке, воплощении, мониторинге и оценке. Это обеспечивает принятие сотрудниками ответственности за собственное профессиональное развитие и позволяет разработать индивидуальную стратегию использования кризисных ситуаций для личного и делового развития.
    5. Этапность мероприятий (выявление приоритетов и первоочередное решение наиболее актуальных проблем) — Некоторые цели желаемы, но труднодостижимы. Например, в силу объективных причин может быть сложно сразу устранить все стрессорные факторы. Но можно стремиться к достижению небольших промежуточных целей. Достижение таких целей способствует укреплению мотивации сотрудников к поддержанию позитивных изменений в их жизни и профессиональной деятельности.
    6. При решении поставленных задач мы используем широкий спектр современных методов от индивидуальных консультаций до проведения полномасштабных корпоративных тренингов по различной тематике, связанной с факторами стресса, включая тайм-менеджмент (организация времени), управление конфликтами, профессиональное выгорание и его профилактика, методы саморегуляции и многое другое.

      Использование современных технологий и уникальных принципов организации процесса управления стрессом на разных уровнях: индивидуальном, групповом (отделы, подразделения), организационном — позволяет достичь требуемого результата по предупреждению и устранению негативных последствий влияния стрессорных факторов и выработке необходимых навыков, позволяющих эффективно справляться с профессиональными сложностями.

      Секрет высокой профессиональной результативности заключается не в более напряженной, а в более эффективной работе. Наши специалисты помогут Вам приобрести необходимые знания и навыки управления стрессом.

      Более подробную информацию по предлагаемым программам Вы можете получить через Ваших менеджеров отдела сопровождения или заполнив форму внизу страницы. Наш менеджер свяжется с Вами в течение двух рабочих дней.

      medcorp.su

      Это интересно:

      • Стресс как фактор риска 4. Стресс как фактор риска для здоровья. Угрозой физическому и психическому здоровью, социальному благополучию человека нередко является стресс. По данным ВОЗ 45% всех заболеваний связаны со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. Термин «стресс» - английского происхождения (англ.stress - давление, усилие, […]
      • Стресс снижает эмоции — русскоязычная версия всемирно известной программы MBSR (Mindfulness Based Stress Reduction) Эта программа будет полезна для вас, если вы хотите: Снять стресс и нервное напряжение Избавиться от панических атак, страхов и тревоги Стабилизировать нервную систему Облегчить выход из депрессии, провести лечение депрессии Улучшить […]
      • Март и депрессия Гороскоп для Козерогов женщин на март 2018 года от Павла Глоба Гороскоп на март 2018 года для женщины Козерога подготовил массу сюрпризов. Период будет необычным. Важно уделить внимание знакам и символам, они помогут узнать новую информацию. Начало месяца запомнится романтическими свиданиями, интересными встречами, яркими событиями. В марте […]
      • Как вылечить шизофрению народными средствами Как вылечить шизофрению Рецепты, которые помогут вылечиться от шизофрении. Лечение шизофрении требует настойчивости и терпения, и при строгом соблюдении всех рекомендаций можно добиться успеха. Отнюдь не последнее место в преодолении болезни занимает фитотерапия. При явной агрессии смешайте 2 ст. ложки травы чабреца, корня девясила, 3 ст. ложки […]
      • Суворова вВ психофизиология стресса Психофизиология стресса Детальная информация о работе Как считает А. М. Столяренко , трактовка стресса настолько многообразна, что значительно осложняет разработку и принятие мер по профилактике и преодолению чрезмерного стресса на практике [5, с. 73]. Кроме того, это создает терминологическую неразбериху среди медиков, физиологов и психологов и […]
      • Передается шизофрения детям Отвечаем на вопрос: передается ли шизофрения по наследству Шизофрения – это наследственное заболевание, приводящее к распаду личности, нарушению мыслительных процессов, изменению эмоционально-волевого и психического состояния. Несмотря на это, не вздумайте ставить на себе клеймо. Зачастую, шизофрения протекает в простой форме, которая развивается […]
      • Белая горячка рисунки Белая горячка (Буало-Нарсежак) [2012, Детектив, аудиокнига, MP3, 128kbps, CLOD] Год выпуска: 2012 Издательство: аудиокнига своими руками Описание: Буало-Нарсежак появился на свет в 1952 году. Под двойной фамилией объединились два писателя, Пьер Буало (род. в 1906 г.) и Тома Нарсежак (род. в 1908 г.). К моменту заключения союза оба автора уже […]
      • Умственная отсталость ребенка 4-5 лет Как распознать умственную отсталость? А какой тест лучше всего показывает умственное развитие? Здравствуйте, Мария! Наиболее распространен и информативен тест Векслера, у детей – Равена. Но для точной диагностики тесты нужно повторять в динамике и использовать кроме них другие методики, описанные в статье. Только комплексный подход поможет […]