Нервно психическое расстройство у детей

Нервно психические расстройства у детей

Детская психика очень чувствительна и легко уязвима, поэтому очень много провоцирующих факторов могут вызвать психические расстройства в таком юном возрасте. Клиническая выраженность симптомов, их длительность и обратимость зависят от возраста ребенка и продолжительности травмирующих событий.

Часто патологию развития и поведения взрослые списывают на возраст ребенка, считая, что с годами его состояние может нормализоваться. Странности в психическом состоянии обычно списывают на детские капризы, возрастную инфантильность и непонимание вещей, происходящих вокруг. Хотя на самом деле все эти проявления могут свидетельствовать о проблемах с психикой.

Виды психических расстройств у детей

Принято выделять четыре группы психических расстройств у детей:

Что может спровоцировать расстройство психики?

Психические расстройства детского возраста могут быть вызваны многими причинами. На душевное здоровье ребенка влияют психологические, социальные и биологические факторы.

  • генетическая предрасположенность к возникновению болезней психики;
  • органические поражения головного мозга;
  • конфликты в семье и в школе;
  • драматические жизненные события;
  • стрессы.
  • Дети часто могут невротически реагировать на развод родителей. Кроме того, вероятность развития психических проблем выше у детей с неблагополучных семей повышается.

    К психическим расстройствам может привести наличие больного родственника. При этом причина заболевания может повлиять на тактику и длительность дальнейшего лечения.

    Как проявляются психические расстройства у детей?

    Симптомами душевного заболевания являются:

  • страхи, фобии, повышенная тревожность;
  • нервные тики;
  • навязчивые движения;
  • агрессивное поведение;
  • лабильность настроения, эмоциональная неуравновешенность;
  • исчезновения интереса к привычным играм;
  • приторможенность телодвижений;
  • нарушения мышления;
  • замкнутость, депрессивное настроение на протяжении двух недель и дольше;
  • аутоагрессия: самовредительство и суицидальные попытки;
  • панические атаки, которые сопровождаются тахикардией и учащенным дыханием;
  • симптомы анорексии: отказ от еды, вызывание у себя рвоты, прием слабительных;
  • проблемы с концентрацией внимания, гиперактивное поведение;
  • пристрастие к алкоголю и наркотическим веществам;
  • перемены в поведении, внезапные изменения в характере ребенка.
  • Зависимость нервно-психических расстройств от возраста ребенка

    Дети более предрасположены к нервным расстройствам во время возрастных кризов, а именно в возрасте 3-4 лет, 5-7 лет и 12-18 лет.

    В возрасте до одного года психогенные реакции являются результатом неудовлетворения главных жизненно важных потребностей: сна и еды. В 2-3 года дети могут начать страдать из-за излишней привязанности к матери, что приводит к инфантилизации и торможению развития. В 4-5 лет психическое заболевание может проявляться в нигилистическом поведении и реакциях протеста.

    Также стоит насторожиться, если в ребенка наблюдается деградация в развитии. Например, словарный запас малыша скудеет, он теряет уже приобретенные навыки, становится менее общительным и перестает следить за собой.

    В возрасте 6-7 лет стрессогенным фактором является школа. Часто психические расстройства в этих детей проявляются психосоматически ухудшением аппетита и сна, быстрой утомляемостью, головными болями и головокружениями.

    В подростковом возрасте (12-18 лет) психические расстройства имеют свои особенности симптоматики:

    • Ребенок становится склонен к меланхолии, тревожности или же наоборот к агрессивности, конфликтности. Общей чертой является эмоциональная нестабильность.
    • У подростка проявляется уязвимость к чужому мнению, оценкам со стороны, чрезмерная самокритичность или же завышенная самооценка, пренебрежение советами взрослых.
    • Шизоидность и цикличность.
    • Дети демонстрируют юношеский максимализм, теоретизирование, философствование, множество внутренних противоречий.
    • Нужно помнить, что вышеперечисленные симптомы не всегда свидетельствуют о наличие психического заболевания. Разобраться в ситуации и определить диагноз может только специалист.

      Обычно родителям очень трудно решиться на визит к психотерапевту. Признание психических отклонений у малыша часто ассоциируется с различными ограничениями в будущем, начиная от потребности в посещении спецшколы и заканчивая ограниченным выбором специальности. Из-за этого часто игнорируются изменения в поведении, особенности развития и странности характера, которые могут быть симптомами психических дисфункций.

      В случае если родители хотят как-то решить проблему, то лечение часто начинается в домашних условиях с использованием средств нетрадиционной медицины. Только после длительных неудач и ухудшения состояния здоровья отпрыска происходит первый визит к квалифицированному медицинскому специалисту.

      Поэтому члены семьи должны быть достаточно осведомлены о признаках психических дисфункций, чтобы уметь вовремя выявить отклонения у своего ребенка и обратиться за медицинской помощью. Нельзя пытаться лечить ребенка самостоятельно, ведь от своевременного визита к специалисту может зависеть психическое здоровье малыша.

      Правильное лечение может выбрать только детский специалист по психиатрии: психиатр или психотерапевт. Большая часть расстройств лечится на протяжении длительного времени. Детям обычно назначают те же медикаменты, что и взрослым, но доза корректируется в соответствии с возрастом.

      Признаны эффективными антипсихотики, антидепрессанты, транквилизаторы и стимуляторы. Огромную роль играет семейная психотерапия, ведь родители должны знать, как вести себя с больным ребенком и как важно окружить его вниманием и любовью.

      Специфика возникновения. Лекарственная зависимость

      Лекарственной зависимостью называют психическое расстройство, которое возникает на фоне длительного употребления определенного медицинского препарата. Причем отмена приема лекарства может.

      В период межсезонья (осень, весна) часто можно слышать жалобы людей на депрессивное состояние. Под депрессией многие ошибочно понимают пессимистическое.

      Синдром нарциссизма. Основные вопросы

      Существует древнегреческий миф о юном и очень красивом парне, который влюбился в себя самого, когда разглядел собственное отражение в.

      Дебильность, как диагноз

      Дебильность — одна из разновидностей олигофрении, в результате которой человек с трудом анализирует и конкретизирует полученные данные. Двигательная активность.

      Идиотия является крайней степенью олигофрении (умственной отсталости), которая может возникнуть в силу факторов риска, повлиявших на пациента и в.

      Синдром Ганзера представляет собой серьезное психическое расстройство, которое сопровождается помрачением сознания. Человек, страдающий эти заболеванием, начинает говорить и действовать.

      Деменция – это заболевание, характеризующееся стойким и необратимым нарушением интеллектуальной деятельности человека, сопровождаемое различными отклонениями в поведении, физическом состоянии.

      Основные причины и симптомы дромомании

      Дромоманией называется психическое расстройство, при котором человек постоянно испытывает желание убежать из дома. Больные дромоманией убегают, что называется, «куда.

      Как проявляется деменция у мужчин, женщин и детей

      Сегодня человек сталкивается со множеством неприятностей, в том числе и с тяжелыми заболеваниями, которые делают людей бессильными. Большинство людей.

      Методы борьбы с нервным тиком

      С нервным типом сталкивался практически каждый человек на Земле. Далеко не каждый уделял этой проблеме должное внимание. Если тик.

      www.psyportal.net

      Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников

      Поведение детей и подростков, а также разнообразные отклонения поведения (психики) являются предметом самого пристального внимания педагогов, которым необходимо знать не только законы педагогики и психологии, касающиеся здоровья детей, но и уметь ориентироваться в таких нарушениях, как неврозы и психопатии.

      Психика – это отражение в сознании человека объективной картины реального мира, определяющее его поведение.

      Развитие психики ребёнка проходит ряд этапов.

      На первом году жизни (начальный этап) с помощью взрослых ребёнок постигает навыки общения (начинает узнавать родителей, «идет» на ручки, откликается на обращение к нему).

      Второй этап (от года до трех лет) характеризуется освоением ребенком различных простейших предметов, ребенок учится решать простые задачи, учится занимать собственную позицию в отношении с другими (« я сам»).

      На третьем этапе (от 3-х до 6-7 лет) в играх дети развивают воображение (они очень любят слушать сказки, загадки).

      На четвертом этапе (школьный возраст) ребенок приобщается к различным формам культуры: наука (родной язык и литература, математика, физика и др.) искусство, этика, право и др. У ребенка закладываются основы логического мышления, навыки трудовой деятельности.

      Материальным носителем психики является головной мозг. Нарушение его деятельности приводит к различным психическим нарушениям.

      11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков

      Основными видами психических нарушений являются следующие:

      Пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, психопатии).

      Умственная отсталость (олигофрения).

      Основными причинами психических нарушений у детей могут быть:

      1. Наследственная предрасположенность.

      2. Неблагоприятная экологическая обстановка, влияющая на внутриутробное развитие плода.

      3. Интоксикация и вредные привычки родителей (курение, алкоголь, наркомания, токсикомания).

      4. Неблагоприятные условия жизни ребенка (физические перегрузки, авитаминозы, недосыпание, хронические заболевания);

      5. Заболевания и травмы головного мозга ребенка;

      6. Психические травмы (неполная семья, алкоголизм родителей);

      7. Дефекты воспитания (излишняя опека, постоянные запреты и т.д.).

      8. Ненормальное течение беременности (болезни матери, дефекты питания, физические перегрузки и др.).

      11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков

      Неврозы группа заболеваний с нерезко выраженными нарушениями психической деятельности. При этом возникает невротический срыв, который возможен у любого человека. В основе срыва лежит (по И.П.Павлову) нарушение возбуждения и торможения в деятельности центральной нервной системы.

      Появлению неврозов у детей способствуют факторы, ослабляющие организм ребёнка, а также психические травмы: ссоры родителей, уход из семьи одного из них, неровное отношение к детям (ласка-строгость), бесконечные запреты, подавление инициативы ребёнка, перевозбуждение нервной системы детей, особенно в последнее время, просмотрами телепередач, кино- и видеофильмов.

      Основными формами неврозов являются следующие:

      Двигательные неврозы (тики, заикание).

      Невроз навязчивых состояний.

      Неврастения – встречается чаще других форм.

      Это нервно-психическое расстройство, связанное с длительным эмоциональным перенапряжением.

      При неврастении отмечается сочетание раздражительности и возбудимости с повышенной утомляемостью и истощаемостью нервной системы.

      Эти дети становятся несдержанными. По любому незначительному поводу у них возникает бурная реакция раздражения или возбуждения. Вспышки возбуждения непродолжительны, хотя могут повторяться. Такие дети часто плаксивы, суетливы, недовольны всем, что их окружает, не умеют владеть своими эмоциями.

      У них ухудшается активное внимание. Они плохо сосредоточиваются, рассеянны. Настроение неустойчивое. Эти дети вялы, безвольны, теряют интерес не только к учебе, но и к развлечениям. Плохо засыпают. Сон поверхностный, с тревожными сновидениями. Днем эти дети сонливы, у них ухудшается аппетит, может быть отрыжка, изжога, запоры, урчание, чувство тяжести в желудке. Очень часты жалобы на головные боли. Поведение и настроение их неустойчиво, у одних бывают вспышки гнева, у других — заторможенность, вялость. Это бывает у детей чаще всего тогда, когда взрослые излишне опекают их или, напротив, постоянно запрещают им все, и дети теряют уверенность в своих силах. Запреты у детей вначале вызывают резкий протест (они топают ногами, кричат, падают на пол, пытаются кусаться), а затем они стремятся во всем поступать наперекор взрослым – отказываются от еды, игрушек и т.д. Такое поведение ребёнка называют негативизмом. Насилие взрослых только усугубляет это болезненное состояние. В таких случаях надо не обращать на ребёнка внимание или переключить его на другую деятельность.

      Дети школьного возраста при неврастении испытывают трудности в учёбе, плохо сосредоточиваются, часто отвлекаются, с трудом запоминают. Наблюдается головная боль, беспокойство, ребёнок постоянно двигает руками, плечами, почесывается и т.д.

      Истерия является второй по частоте формой невроза, чаще встречается в молодом возрасте и значительно чаще у женщин. Возможен истерический невроз, как реакция на «острую» ситуацию, и у человека без истерических черт характера. Больные истерическим неврозом отличаются повышенной чувствительностью и впечатлительностью, неустойчивостью настроения, склонны привлекать к себе внимание окружающих («жажда признания»).

      В проявлениях истерии главное место нужно отвести расстройствам в виде страха, подавленного настроения, причем эти расстройства обычно сопровождаются театральными позами в виде заламывания рук, громких воплей, вздохов и др.

      При истерии возможны нарушения памяти, когда больной забывает какие-то эпизоды, могут возникнуть галлюцинации, двигательные нарушения (судороги), нарушения чувствительности.

      У детей возникновение истерии нередко связано с воспитанием по типу «кумира семьи». Такие дети бурно проявляют чувства радости и горя, у них сильно развита фантазия, они эгоистичны, чувствительны к строгости, придают повышенное значение тем событиям, которые касаются их.

      Подростки могут имитировать некоторые заболевания: тики, судороги, заикания, жалуются на сжатие в горле («истерический ком»), отказываются от еды и т.д.

      У маленьких детей может возникнуть отказ от еды, рвота как реакция на испуг, насильственное кормление, на ревность к вновь родившемуся ребёнку.

      Лечат истерию методами психотерапии. Настойчивые и целенаправленные беседы вырабатывают у больных правильное отношение к причинам болезни. Прежде всего, необходимо устранить травмирующие психику обстоятельства, либо смягчить их влияние. Иногда положительное воздействие оказывает перемена обстановки.

      Двигательные неврозы: тики, заикание.

      Тик – непроизвольные, быстрые сокращения одной мышцы или группы мышц, когда возникают насильственные движения тела, ног, частое мигание. Это автоматические движения, возникающие непроизвольно. У детей тик может возникнуть как подражание другому ребёнку.

      Тики могут отмечаться в различных мышцах, могут быть ограниченными и выражаться в одном мелком движении или в комплексных движениях. Тик длится довольно долго, больной может сдержать его лишь на краткое время. Нередко он развивается на фоне какого-нибудь навязчивого состояния или страха. При этом вовлекаются мышцы лица (глаз, носа, рта), туловища, конечностей.

      Тик чаще отмечается у детей с отягощенной наследственностью и может сочетаться с истерическими реакциями.

      При этом важно правильное поведение взрослых. Нельзя делать замечания таким детям, вызывать у них чувство вины, стыда, страха – все это усиливает тики.

      Тик отличается стойкостью и требует упорного лечения. Очень важно правильное воспитание и психотерапевтическое воздействие.

      Заикание занимает среди неврозов раннего детства и реже детей старшего возраста значительное место. Чаще всего оно возникает в 2-3 года, то есть в период становления речи.

      Заикание – это проявление не органического поражения ЦНС, а психогенно обусловленное заболевание. Как все неврозы, оно имеет функциональную основу и появляется чаще у детей с неустойчивой психикой, когда нервная система дает «срывы» на травмирующие факторы (испуг, конфликты в семье, сложные отношения между ребёнком и воспитателями и т.д.).

      Проявляется заикание в двух формах: либо ребёнок повторяет несколько раз какой-то слог (вместо слова «мама» говорит «ма-ма-ма-мама»), либо ребёнок судорожно произносит первую букву слова: вместо слова «папа» он произносит «п-п-п-папа». При заикании наблюдается напряжение мышц лица, зажмуривание глаз, напряжение мышц туловища, своеобразные позы и другие двигательные нарушения. Когда ребёнок умолкает, все это исчезает, чтобы вновь повторяться, когда он начнет говорить. Волнение усиливает заикание.

      Дети с заиканием обычно застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. С таким ребёнком разговаривать надо спокойно, не торопясь, не разбивая слова на слоги. В случае затруднения у ребёнка с произношением, надо ласково прийти к нему на помощь. Педагог должен объяснить здоровым детям, что дефект речи у товарища исчезнет, если они будут к нему хорошо относиться. Ребёнка обязательно следует показать невропатологу и логопеду.

      Неврозом навязчивых состояний называют различные невротические состояния с навязчивыми мыслями, идеями, представлениями, действиями и страхами. Он встречается реже, чем неврастения и истерия, причем у мужчин и женщин – с одинаковой частотой.

      Невроз навязчивых состояний легче возникает у лиц мыслительного типа (по И.П.Павлову), особенно после перенесенных соматических или инфекционных заболеваний. Навязчивые явления весьма разнообразны, наиболее типичны фобии (страхи) – страх сумасшествия, рака, сердечной болезни, клаустрофобия (боязнь закрытых помещений), навязчивые страхи высоты, загрязнения, боязнь покраснеть и др. Навязчивые явления непреодолимы, возникают вопреки желанию больного. Он относится к ним критически, стремится их преодолеть, но не может от них освободиться.

      Невроз навязчивых состояний может возникнуть и у здоровых детей при переутомлении. Такие дети бояться выйти во двор, где их испугала собака, они боятся незнакомых людей, грозы и т.д. Страхи возникают у детей и ночью под впечатлением прочитанных книг, телепередач, под впечатлением тревожных сновидений. У школьников может возникнуть страх забыть выученное стихотворение.

      Несмотря на понимание того, что навязчивости лишены смысла, больной неспособен им противостоять.

      Энурез – ночное недержание мочи. Это расстройство наблюдается в раннем дошкольном возрасте, реже – у школьников и подростков. Чаще ночное недержание мочи возникает у детей с невротическими явлениями, когда с большим трудом вырабатывается условный рефлекс, который является следствием длительного воспитания и лежит в основе произвольной регуляции акта мочеиспускания.

      Возникновению энуреза способствует позднее засыпание, большое количество выпитой на ночь жидкости, холод в помещении, где спит ребёнок. В начале болезни ребёнок мочиться 1-2 раза, затем – 4 раза и больше.

      Дети с ночным недержанием мочи часто вялы, апатичны, стыдятся своего состояния, скрывают его, боятся насмешек товарищей, упреков взрослых. У них отмечается глубокий сон, из которого их трудно вывести.

      Этих детей ни в коем случае нельзя стыдить, запугивать, заставлять стирать свое белье – все это еще больше усиливает болезненные проявления.

      Лечение ночного недержания мочи должно основываться на правильном воспитании больных детей. Врач, педагог, родители в отношении таких детей обязаны действовать совместно, проводя психотерапию; разъясняя ребёнку, что от этой привычки он может полностью избавиться. Ребёнку создают правильный гигиенический режим: спать он должен на полужесткой постели, в хорошо проветренной, но не холодной комнате, ему меньше дают пить, в особенности во второй половине дня. Ребёнка следует разбудить через 2-3 часа после того, как он заснул. Второй раз ночью поднимать его не следует.

      Можно воспользоваться следующим методом лечения энуреза. После 3-х часов дня воду и жидкую пищу запрещают. В 6 часов вечера ребенок получает сухой ужин из небольшого количества мяса, яиц, хлеба и масла. Дачу овощей, фруктов и каш ограничивают (они содержат много воды). Перед сном ребёнку дают немного соленой пищи в виде бутерброда с ветчиной, икрой или селедкой. При этом вода удерживается в тканях, а в мочевом пузыре скапливается лишь немного мочи, которая не вызывает рефлекса.

      Профилактика неврозов у детей заключается в устранении тех факторов, которые способствуют формированию этого расстройства. Ребёнку создают нормальную обстановку в семье и школе – правильный уход, соблюдение режима сна, питания, занятий, отдыха, закаливания, занятия спортом. В семье должно быть ровное отношение к детям и между взрослыми. Недопустимы крики, физическое воздействие на детей, их запугивание. Школьникам необходимо ограничить время просмотра телепрограмм, видео- и кинофильмов.

      studfiles.net

      11 признаков психического заболевания у детей

      Чтобы помочь детям, у которых не было диагностировано психического нарушения, исследователи обнародовали перечень 11-ти настораживающих, легко распознаваемых признаков, которые могут быть использованы родителями и другими людьми.

      Этот список призван помочь восполнить пробел между числом детей, страдающих от психических заболеваний, и тех, кто на самом деле проходят лечение.

      Исследования показали, что трое из четырех детей с нарушениями психического здоровья, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью, пищевые нарушения и биполярное расстройство, остаются незамеченными и не получают надлежащего лечения.

      Родители, которые заметили любые из предупреждающих признаков, должны обратиться к педиатру или специалисту по психическим расстройствам для психиатрической оценки. Исследователи надеются, что предложенный перечень симптомов поможет родителям отличить нормальное поведение от признаков психического заболевания.

      «Многие люди не могут быть уверенны в том, есть ли у их ребенка какая-то проблема,»- утверждает Д-р Питер С. Дженсен (Dr. Peter S. Jensen), профессор психиатрии. «Если у человека есть ответ «да» или «нет», то ему легче принять решение

      Определение психического нарушения в юности также позволит детям получить лечение раньше, что сделает его более эффективным. У некоторых детей может проходить до 10 лет от того времени, когда появились симптомы, и момента, когда они начинают получать лечение.

      Чтобы составить список, комитет рассмотрел исследования, посвященные психическим расстройствам, в которых приняло участие более 6000 детей.

      Вот 11 предупреждающих признаков психических расстройств:

      1. Чувство глубокой печали или замкнутости, которое продолжается больше 2-3 недель.

      2. Серьезные попытки навредить или убить себя, или планы сделать это.

      3. Внезапный, всепоглощающий страх без причины, иногда сопровождающийся сильным сердцебиением и быстрым дыханием.

      4. Участие во множестве драк, включая применение оружия, или желание кому-то навредить.

      5. Жестокое, бесконтрольное поведение, которое может причинить вред себе или другим.

      6. Отказ от еды, выбрасывание еды или использование слабительных средств, чтобы похудеть.

      7. Сильные тревоги и страхи, которые мешают обычной активности.

      8. Сильные трудности с концентрацией или неспособность усидеть на месте, что причиняет вам физическую опасность или становится причиной неуспеваемости.

      9. Многократное использование наркотиков и алкоголя.

      10. Сильные перепады настроения, которые ведут к проблемам в отношениях.

      11. Резкие перемены в поведении или личности

      Эти признаки не являются диагнозом, и для точного диагноза родителям стоит обратиться к специалисту. К тому же исследователи объяснили, что эти признаки не обязательно проявляются у детей с психическими расстройствами.

      www.infoniac.ru

      Нервно-психические расстройства у детей: признаки и лечение

      Каждый пятый малыш на планете подвержен различным психическим нарушениям. Детские нервно-психические расстройства, безусловно, отставляют свой негативный отпечаток на развитии и возможностях маленького человечка.

      Нервная система подвержена максимальным воздействиям именно в первые месяцы жизни человека, развиваясь и созревая с бешеным темпом. А потому психические расстройства у детей, поведенческая неадекватность часто выражаются в форме нарушений хода развития либо задержки отдельных психогенных процессов. В тоже время некоторые состояния, не испытывающие потребности в немедленной терапии, например, агрессивность, сбои в пищевом поведении, могут пройти бесследно.

      Только квалифицированный специалист-психотерапевт способен установить истинную степень тяжести психического дисбаланса у ребенка, провести точную диагностику состояния и назначить оптимальное лечение.

      Обычно признаки психического расстройства у детей выражены ярко и стихийно. Первыми на них реагируют взрослые (преимущественно это близкие родственники, нянечки, преподаватели) , отмечая у ребенка непослушание и беспокойность, вспышки немотивированной агрессии на обоснованную критику, резкий спад в стремлении узнавать новое.

      Причины отдельных психических расстройств и разбалансировок в поведении у детей выражаются как следствие:

      ·особенностей процесса воспитания;

      ·генетических расположенности к нарушениям такого типа;

      ·унаследованных психических особенностей индивидуальности ребенка;

      ·последствий дисфункций мозга или сильного стресса – энурез, различные галлюцинации, фобии, тики;

      ·изнурительными болезнями ЦНС, вызванными нестабильностью обменных процессов, локализованных в головном мозге.

      Внимательные взрослые наставники сами могут установить, что при развитии ребенок демонстрирует ряд отклонений, процесс не идет по нормальным рельсам. В каждом месяце малыш способен на прогресс действий, и если по неким причинам он не наблюдается, то чадо следует показать специалисту и выявить настоящую причину несоответствия. Действия, совершаемые ребенком согласно своему психофизическому созреванию, как раз и сигнализируют, что у ребенка есть риск подпасть под категорию дети с психическими расстройствами.

      Дети с подобными проблемами отстают по уровню развития от своих сверстников. Так, могут наблюдаться следующие отклонения, не свойственные здоровым малышам:

      1 мес. – не следит глазами за движениями лампочки влево-вправо;

      2 мес. – не слушает гремящие игрушки;

      3 мес. – в ответ не улыбается, не способен держать голову вертикально даже 30 сек;

      4 мес. – не тянется к игрушке;

      5 мес. – не переворачивается со спинки на животик;

      6 мес. – не просится к маме на ручки;

      7 мес. – не постукивает игрушками по столу;

      8 мес. – не стоит при поддержке;

      9 мес. – не ползает вперед;

      10 мес. – не сбрасывает игрушки со стола;

      11 мес. – не стоит, не двигается с опорой, не проявляет нужной реакции на свое имя;

      12 мес. – не делает шаги, опираясь на взрослого, не подает игрушек взрослому;

      13 мес. – не может 10 секунд самостоятельно стоять;

      15 мес. – не говорит «мама», «папа»;

      16 мес. – не ходит сам, не дублирует слова за старшими;

      18 мес. – самостоятельно игрушками не играет, не может построить башенку из 3-х кубиков;

      20 мес. – не называет частей тела, не использует 6 слов;

      24 мес. – не в состоянии самостоятельно помыть руки под краном;

      29 мес. – не просит еду;

      30 мес. – самостоятельно не может спуститься с лестницы;

      32 мес. – не умеет выкладывать в линию кубики;

      33 мес. – суп ложкой самостоятельно не ест;

      34 мес. – не просится на горшок, не «я»-кает;

      36 мес. – на одной ножке не способен самостоятельно стоять;

      37 мес. – не знает свое имя и фамилию.

      Наиболее известные нервно психические расстройства у детей, чаще других диагностируемые специалистами, это ЗПР — задержка психического развития, невропатии разной этиологии, гиперкинетический синдром.

      Невропатия возникает как следствие детской нервности, определенной наследственностью. Дети-невропаты внешне выглядят худощавыми, худыми и изящными. Они весьма музыкальны и подвижны. Могут раньше других детей начать говорить, читать, писать. Они потрясающе энергичны и неуемно любознательны, им до всего есть дело. При этом обладают недолгим, нестойким вниманием, лабильными эмоциями с резкими перепадами от полного отчаяния до безудержной радости. Успокоить их достаточно тяжело. Все эмоции на грани. Поэтому они порой являются непосредственными участниками конфликтов, взрослые считают их непокорными. У детей демонстрация нарушений пищеварительной системы — тошнота, рвота, нарушения аппетита, неустойчивый стул; высокая потливость, высыпания на коже.

      Гиперактивность детей-невропатов сопровождается огромной усталостью, из-за чего они трудно расслабляются и усыпают. Вовремя уложить их спать – задача практически неосуществимая. Часами родители просиживают у кроватки, укачивая, поглаживая и похлопывая ребенка. Но чуть стоит им отойти, как малыш вновь начинает плакать. Сон у невропатов очень чуткий.

      У таких детей возникают парадоксальные реакции на прием медикаментов: седативные лекарства вместо сна их возбуждают. Так, всем известно, что при затрудненном засыпании может посодействовать широко используемый и весьма распространенный димедрол. Невропаты же от димедрола, в основном, наоборот, возбуждаются. Совсем нестабильная ситуация получается при приеме увеличенной дозы, когда родные решают, что доза была маленькой, и дают малышу еще таблетку. При этом возбуждение растет, у ребенка даже могут возникнуть галлюцинации и тошнота.

      При коммуникации с невропатами всегда нужно иметь в виду, что они наделены тонкой эмоциональной чувствительностью. Родителям стоит стать спокойнее и уравновешеннее. Это достаточно сложно и чаще происходит обратное явление — дети словно передают родителям вирус возбуждения и раздражительности.

      Дети-невропаты трудно поддаются лечению. Но вместе с тем утешает то, что с возрастом при адекватном воспитании, которое должно учитывать особенности поведения таких малышей, они имеют все шансы на выздоровление.

      Гиперкинетический синдром

      Диагноз гиперкинетический синдром в нынешнее время устанавливают чаще мальчикам, нежели девочкам. Проявляется недуг очень рано, до достижения пятилетнего возраста. Гиперкинетесческий малыш очень высокоактивен, но не настойчив и редко завершает начатое дело до конца. Ему сложно прилагать усилия, чтобы достигнуть цели. Он часто хватается за много дел, меняя виды деятельности, перебегая от одного занятия к другому. Подрастая, такие дети демонстрируют себя чуть организованными, однако в школьные годы испытывают ощутимые трудности. Их непоседливость, неусидчивость и импульсивность зачастую приводят к совершению непредсказуемых поступков, поэтому именно они чаще других считаются зловредными нарушителями дисциплины.

      Дети с подобными психическими нарушениями требуют особого подхода, а родители часто даже не могут понять природу поведенческих отклонений у ребенка, ее связь с болезнью. Дети огорчают родителей, не оправдывая их надежд, доставляют им массу хлопот. Отношения ухудшаются с прогрессирующей болезнью. Запускается порочный круг, вырваться из которого можно только с помощью специалиста в этой области.

      Задержка психического развития

      ЗПР или задержание психического развития выражается в более позднем, по сравнению со сверстниками, появлении речи, трудностями при чтении, заучивании песен и стихов, полного безразличия к книгам, настольным играм и конструкторам, манкировании подготовительными занятиями к школе.

      Не обязательно, что у всех детей, страдающих ЗПР, так плохо обстоит дело с развитием интеллекта, встречаются случаи, когда интеллектуальные данные развиваются неравномерно. Ребенок может достигать вершин в одной сфере знаний, но отставать в другой. Дети с ЗПР или с неравномерным развитием интеллекта чрезмерно обидчивы, могут быть агрессивными, конфликтными, в то же время это интроверты, не стремящиеся к общению с другими детьми.

      Помочь детям с ЗПР и их семьям может лечение у психотерапевта или психиатра. Задержки и неоднородное развитие психики занимают пограничное положение в сравнении с умственной неразвитостью.

      Наследственная умственная отсталость, или олигофрения (малоумие) , уже с 19 столетия подразделяют на 3 типа, в прямой связи от уровня тяжести заболевания согласно двум принципам:

      •способность к самообслуживанию;

      •способность к обучению.

      Легкий уровень умственной отсталости, именуемый также дебильностью, выражен в том, что больной может научиться обслуживать себя. Он может самостоятельно одеваться, принимать пищу, пользоваться туалетом, усвоить навыки опрятности и гигиены. Проходя обучение по специально облегченной программе, его можно научить читать, считать, писать, обучить несложной профессией. В недалеком будущем он сможет самостоятельно заработать себе на пропитание. Важно своевременно — к 6-7 годам — правильно наметить формы обучения ребенка с особыми образовательными потребностями.

      На более высоком уровне все вопросы решает специально созданная квалифицированная медико-педагогическая комиссия. Увы, часто родители не в состоянии принять ситуацию и называть вещи своими именами, адекватно реагируя на факт болезни. Они не находят в себе мужества, не желают смириться с заключением специалистов о том, что их ребенок особенный, чье общее психическое недоразвитие находится в степени легкой дебильности, и кидаются в разные крайности.

      Грамотно назначить и провести лечение психических расстройств у детей должен врач-психотерапевт. Медикаментозная терапия в комплексе с занятиями по коррекции может облегчить более несложные ситуации. Но, к сожалению, иногда все же приходится просто смириться с такой участью и определить ребенка в специализированный интернат закрытого профиля.

      Нервно-психические расстройства, диагностируемые у ребенка, воспринимаются многими родителями как страшный приговор. Не стоит опускать руки, следует окружить свое чадо повышенным вниманием и бороться за его выздоровление.

      veselajashkola.ru

      Р.2т.8. Нервно-психические расстройства у детей и их профилактика

      1. Основные признаки функциональных нарушений нервной системы у детей и взрослых. 2. Понятие о неврозах и их видах. Неврастения, истерия.

      3. Понятие о психозах и их видах: Реактивный, травматический, инфекционный, интоксикационный, маниакально-депрессивный – причины, основные признаки, ДП. Роль учителя в профилактике заболеваний нервно-психической сферы у детей.

      4. Понятие о судорожном синдроме.

      1. Основные признаки функциональных нарушений нервной системы у детей и взрослых.

      Понятие нервно-психических расстройствможет включать в себя список заболеваний, симптомы которых дают картину «нервности», не только обширен, но и разнообразен по внутренним причинам. Отклонения бывают врожденными (например, как у детей-невропатов), существовать в виде предпосылок, а могут быть и приобретенными в результате тяжелых жизненных испытаний или неправильного воспитания. Непосредственным органом поражения бывает как отдельный участок мозга, так и нервная система или психика в целом. При этом тип нервных расстройств у детей и их признаки способен выявить только врач.

      Признаки функциональных нарушений нервной системы у детей могут иметь различное содержание: боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью, частое мигание, наморщивание лба, носа, подергивание головой, плечами, шмыгание носом, покашливание ,сосания пальцев, обкусывания ногтей, непроизвольное, неосознанное упускание мочи преимущественно во время ночного сна, крайняя одержимость, вычурность и интенсивность занятий, когда все остальное (учеба, профессиональные занятия, развлечения, друзья) отодвигается на задний план, хотя само увлечение не обогащает и не расширяет знаний о предмете занятий, несмотря на огромную трату времени.

      2. Понятие о неврозах и их видах. Неврастения, истерия.

      Невроз – психогенное, функциональное, личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов.

      Невроз – это следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты.

      Невроз – приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» Деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустраций и межличностных столкновений и с то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты. Кратковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в тот или иной период жизни практически у любого человека.

      Причины неврозов кроются в самых разнообразных психотравмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. И в зависимости от предрасполагающего фона болезнь может проявляться различными симптомами.

      а. Неврастения (лат. – «нервная слабость»). Причина: длительное эмоциональное напряжение, приводящее к истощению нервной системы. Конфликты на работе, семейные неприятности, неустроенность личной жизни. Механизмы психологической защиты по типу «отрицания», «рационализации», «вытеснения». Больного неврастенией беспокоит раздражительность по самым назначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных отношений. Нарушение сна.

      б. Истерия – наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжело больными, несчастными, «непонятыми натурами» и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятной мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы Больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить с собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда Больному необходимо добиться чего-либо от окружающих, или наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокружение и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом – симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает помимо желания человека и заставляет сильно физически и морально страдать его самого.

      в. Невроз навязчивых состояний (психастения) – появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «заразиться болезнью», потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении и т.п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться.

      Каждый из них возникает у людей с определенным типом ВНД, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях.

      3. Неврастения, истерия.

      Неврастения (лат. – «нервная слабость») — заболевание, проявляющееся нервно-психической слабостью (астеническим синдромом) и встречающееся при различных нервно-психических и соматических заболеваниях. Кардинальные признаки неврастенического невроза: раздражительная слабость, выражающаяся в повышенной возбудимости корково-подкорковых структур головного мозга и быстро наступающей общей утомляемости (истощаемости), а также в снижении трудоспособности, ухудшении памяти и внимания. Всё это приводит к нарушениям интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической и поведенческой деятельности человека.

      Причиной неврастении является: длительное эмоциональное напряжение, приводящее к истощению нервной системы. Конфликты на работе, семейные неприятности, неустроенность личной жизни, наследственное предрасположение; психическое переутомление вследствие чрезмерных умственных, особенно ночных занятий; постоянные волнения, связанные с погоней за заработком, с борьбой за существование; половые и спиртные из излишества; неудачи, горе, потери; истощение после инфекционных болезней.

      Механизмы психологической защиты по типу «отрицания», «рационализации», «вытеснения». Больного неврастенией беспокоит раздражительность по самым назначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных отношений. Нарушение сна.

      Различают три формы (три последовательные стадии) астенического синдрома:

      — гиперстеническая — повышенная раздражительность, несдержанность, нетерпеливость, слезливость, беспорядочная повышенная активность;

      — раздражительная слабость — повышенная возбудимость и активность сменяются прогрессирующей общей слабостью;

      — гипостеническая — психическая и физическая астения, апатия, снижение интереса к окружающему и работоспособности, чувство вялости, сонливости, сменяющиеся истощаемостью.

      Клиническое проявление: быстрое утомление при умственной работе, иногда доходящее до полной неспособности к ней; ослабление воли, упадок энергии;

      состояние возбуждения и беспокойства; бессонница; быстрая, несоразмерная с поводом раздражительность, и, наоборот, состояние угнетения, апатии и ипохондрии; расстройства чувствительности, движения, пищеварения, кровообращения и т.п.

      При лечении неврастении рекомендуется:

      • сочетание традиционных способов лечения в медицинских клиниках с иными способами воздействия на психоэмоциональную сферу;

      • изменение рациона питания;

      • восстановление энергетического потенциала.

      Истерия — невротическое заболевание, имеющее многообразные клинические проявления и характеризующееся разнообразным расстройством телесных (моторных, сенсорных, визуальных) функций и психических состояний человека. Люди с истерической структурой личности характеризуются высоким уровнем тревоги, напряженности и реактивности — особенно в межличностном плане. Люди с такой структурой характера театрально демонстративны, кокетливы, лабильны в настроениях, склонны к отыгрыванию эдиповых фантазий, но при этом боятся сексуальности и сдержаны в действиях.

      Психоневрозы Фрейд разделял на две категории — истерический невроз и невроз навязчивости. Фрейд различал также два вида истерии — конверсионную истерию и истерию страха. При конверсионной истерии больной пытается справиться с психическим конфликтом, обращая его в телесные симптомы или посредством диссоциации; при истерии страха Я не преодолевает страх вопреки обсессивным и, прежде всего, фобическим механизмам. В настоящее время истерию страха принято обозначать как фобический невроз или смешанный психоневроз.

      Конверсионная истерия характеризуется: 1) телесными симптомами, изменчивыми по природе и связанными с психическими функциями и значениями, а не с анатомическими и физиологическими нарушениями (анестезия, боль, паралич, тремор, глухота, слепота, рвота, икота и т.п.) ; 2) внешним эмоциональным безразличием к серьезности симптомов; 3) эпизодическими психическими состояниями (самостоятельными или сочетающимися с перечисленной выше симптоматикой), известными как истерические припадки. Последние включают диссоциацию определенных психических функций, не нарушающими сферу сознания или исключающими возможность нормального осознания, что приводит к таким расстройствам, как раздвоение личности, сомнамбулизм, общая амнезия и т.п. Нередко истерические припадки выражаются в сложных фантастических историях, которые могут быть проанализированы так же, как элементы сновидений.

      Синдромы истерии индивидуальны, и анализ показывает, что они исторически обусловлены специфическими вытесненными прошлыми переживаниями. Выбор симптома (включая пораженный орган или область тела) преимущественно основан на содержании бессознательной фантазии, эротогенности области, ранних идентификаций и возможностей органа в символизации задействованных сил.

      Появление истерических симптомов связано с пробуждением конфликтов, относящихся к эдипову периоду психосексуального развития. Основную опасность представляет желание объекта инцестуозной любви. Кроме того, как показал еще Фрейд, для определенных типов истерии немалое значение имеют догенитальные, в частности, оральные конфликты. Основными формами защиты выступают вытеснение, регрессия, сексуализация и идентификация, приводящие к диссоциированной телесной и аффективной симптоматике, которая действует как искаженный заместитель и компромисс по отношению к изначальному детскому сексуальному удовлетворению.

      Обычной истерогенной ситуацией является семья, где маленькая девочка мучительно сознает, что один или оба родителя значительно больше расположены к ее брату(братьям), или если чувствует, что родители хотели, чтобы она была мальчиком; также если она замечает, что ее отец и другие члены семьи мужского пола обладают значительно большей властью, чем она, мать или сестры. Отцы многих истерических женщин — личности одновременно внушающие страх и соблазнительные. В формирование истерической структуры личности вносит свой вклад ощущение проблематичности чьей-либо сексуальной идентичности. Так, мальчики, выросшие при "матриархате, где их принадлежность к мужскому полу была опорочена, развиваются также в истерическом направлении.

      3. Понятие о психозах и их видах: Реактивный, травматический, инфекционный, интоксикационный, маниакально-депрессивный – причины, основные признаки, ДП.

      Психоз — разнообразные нарушения психической деятельности, сопровождающиеся бредом, галлюцинациями, резкими и глубокими перепадами настроения, состояниями неконтролируемого возбуждения или, напротив, глубокими депрессиями, грубыми нарушениями мыслительного процесса, отсутствием критического отношения к своему состоянию, поведению и др. В настоящее время создано значительное количество лекарственных препаратов, способных достаточно избирательно действовать на определенные группы и виды психоза.

      Психозы – это выраженные формы психических расстройств при которых психическая деятельность больного отличается резким несоответствием окружающей действительности, отражение реального мира грубо искажено, что проявляется в нарушениях поведения и проявлении в психозе несвойственных ей в норме патологических симптомов и синдромов (расстройств восприятия, памяти, мышления, аффективности и другое). Психоз не порождает новых явлений, а представляет собой результат выпадения деятельности высших уровней.

      • шизоаффективный и т.д.

      Реактивные психозы —заболевания, обусловленные психическими травмами. Для реактивных психозов характерно соответствие травмирующего фактора и содержания проявлений психопатологического характера. После ликвидации причины симптомы исчезают.

      Симптомы. Больные не способны оценивать критически свое состояние и поступки, координировать свое поведение. Травмирующими ситуациями могут оказаться трагические события в личной жизни или в обществе, угроза для жизни и т.д.

      Различают несколько основных форм реактивных психозов: истерические психозы, аффективно-шоковые реакции, реактивные депрессии и параноиды реактивного характера.

      Наиболее остро проявляются аффективно-шоковые реакции, возникающие вследствие внезапных событий, значительных по силе воздействия (стихийных бедствий, террористических актов и др.)

      Состояния, возникающие в результате воздействия факторов, представляющих особую значимость для больного или угрожающих его жизни и благополучию. Один из главных признаков реактивных психозов — их временный и обратимый характер. Возникая в ответ на психотравмирующую ситуацию, они прекращаются после ее разрешения и исчезновения. В клинической картине, как правило, отражается, или "звучит", содержание психической травмы. В отличие от неврозов, также возникающих вследствие воздействия психогенного фактора, реактивным психозам свойственны острота состояния, большая глубина расстройств, утрата критической оценки своего состояния и происходящих вокруг событий. Возникновение реактивного психоза, его характер и особенности симптоматики зависят от силы и значимости психической травмы для личности, а также от ее конституциональных особенностей. Реактивный психоз легче возникает у психопатических личностей, например, истерических, эмоционально неустойчивых, паранойяльных.

      Предрасполагающими факторами могут быть тяжелые соматические заболевания, перенесенные в прошлом черепно-мозговые травмы, длительная алкоголизация, вынужденная бессонница, переутомление и т.д. Наиболее уязвимыми в плане возникновения патологических психических реакций являются подростковый и климактерический периоды.

      Симптомы и течение. В зависимости от клинических проявлений выделяют острые реактивные состояния (аффективно-шоковые реакции) и затяжные психозы.

      Травматические психозы — психические нарушения, возникающие в остром, отдаленном и позднем периоде после травмы головы. При коммоции и контузии в остром периоде развивается кома. Выход из коматозного состояния может быть постепенным, через оглушение — к ясному сознанию с выраженной астенией. В некоторых случаях отмечается переход комы в сумеречное состояние или делирий. Отдаленные последствия травмы головного мозга характеризуются явлениями травматической энцефалопатии с астеническими расстройствами, вегетативной лабильностью, нарушениями сна, головной болью, головокружением или энцефалопатией с вспыльчивостью, агрессивностью, ослаблением памяти, тугоподвижностью мышления; иногда энцефалопатия проявляется апатией, замедлением основных психических процессов, заторможенностью, вялостью. В клинике различных вариантов травматической энцефалопатии нередко наблюдаются рпилептиформные припадки, дисфории. Для дисфории характерно пониженное настроение с недовольством всем окружающим, напряженностью, раздражительностью, доходящей до взрывов гнева. Дисфория длится несколько дней.

      Под влиянием психогении, злоупотребления алкоголем или соматических заболеваний наступает декомпенсация травматической энцефалопатии — усиливается описанная симптоматика, развиваются выраженные истерические реакции с явлениями пуэрилизма, псевдодеменции, истерических нарушений сознания (см. Психозы реактивные). В’отдаленном периоде травм головного мозга на фоне травматической энцефалопатии у некоторых больных могут развиваться периодические травматические психозы в связи с ликвородинамическнми нарушениями. Их клиника определяется расстройством сознания, автоматизмами и эпилеп-тиформным возбуждением. При сумеречном помрачении сознания больные отрешены от окружающего, испытывают зрительные галлюцинации устрашающего характера, бред преследования, страх. Больные возбуждены, могут быть агрессивными.

      Больным с травматической энцефалопатией следует запретить употребление алкоголя, длительное пребывание на солнце. Не рекомендуется работа в жарких, шумных цехах, работа в ночное время. При наличии эпилептиформных припадков, сумеречных расстройств сознания запрещается работа на транспорте, у движущихся механизмов и на высоте.

      Инфекционные психозы (позднелат, infectio заражение; греч, psyche душа + -osis) — психозы, возникающие при острых и хронических инфекционных болезнях. И. п. всегда являются симптомом основного (инфекционного) заболевания. По особенностям клин, картины выделяют острые и протрагированные инфекционные психозы.

      Острые психозы наблюдаются при острых болезнях (грипп, скарлатина, тифы). Они появляются до подъема температуры тела, на высоте лихорадочного состояния или сразу после падения температуры. Протекают обычно с явлениями помрачения сознания, чаще всего в виде делирия, аменции, оглушения, онейроида, реже — эпилептиформного возбуждения или острого галлюциноза.

      Интоксикационные психозы-возникают в результате острого или хронического отравления промышленными или пищевыми ядами, химическими веществами, применяемыми в быту, наркотиками, лекарственными средствами. Интоксикационные психозы могут быть острыми и протрагированными.

      Острые психозы возникают обычно при острых отравлениях и проявляются чаще всего нарушениями сознания, структура и глубина которых зависят от характера токсического агента, конституцией и приобретенных особенностей организма. Оглушение, сопор, кома – наиболее частые формы расстройства сознания при отравлениях, Оглушение и сопор могут сопровождаться хаотическим двигательным возбуждением. Часто интоксикационные психозы проявляются делириозным помрачением сознания и галлюцинаторными расстройствами (при отравлении атропином, мышьяковистым водородом, бензином, производными лизергиновой кислоты, тетраэтилсвинцом). В тяжелых случаях расстройство сознания приобретает вид аменции.

      Протрагированные интоксикационные психозы проявляются чаще всего психоорганическими и реже эндоформными (аффективными, галлюцинаторно-бредовыми, кататоническими) синдромами. Психоорганические расстройства могут ограничиваться астеноневротическими явлениями; в более тяжелых случаях наблюдаются интеллектуально-мнестическое снижение, психопатоподобные изменения личности. Наконец, психоорганические расстройства могут достигать степени слабоумия с грубыми расстройствами памяти (корсаковский синдром), благодушно-приподнятым настроением и дурашливым поведением (псевдопаралитический синдром). Указанные расстройства могут сопровождаться эпилептическими припадками и сочетаться с характерными для отравления конкретным токсическим веществом неврологическими и соматическими нарушениями.

      Острые интоксикационные психозы возникают или сразу после попадания яда в организм (окись углерода; бензин), или после латентного периода, который длится от нескольких часов до нескольких дней (тетраэтилсвинец, антифриз). Исход при абортивных формах острых психозов, как правило, благоприятный. По миновании острого психоза могут оставаться психоорганические расстройства разной тяжести и структуры. При хронических отравлениях психические расстройства нарастают медленно и проявляются главным образом психоорганическим синдромом. По прекращении контакта с ядовитым веществом возможно как регредиентное течение психических нарушений, так и дальнейшее их нарастание.

      Лечение в первые часы после отравления сводится к дезинтоксикации, в частности, к массивному плазмаферезу и компенсации нарушенных функций. Психотропные средства следует применять осторожно, в малых дозах, главным образом при состояниях возбуждения (0,5-1 мл 2,5% раствора аминазина или тизерцина в/м).

      При затяжных эндоформных психозах выбор психотропных средств определяется структурой синдрома. При депрессивных состояниях показаны антидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин, пиразидол), при маниакальных – нейролептики (аминазин, тизерцин, галоперидол). Галлюцинаторно-бредовые состояния также требуют назначения нейролептиков (трифтазин, галоперидол, лепонекс). При необходимости препараты можно сочетать.

      Важную роль при лечении как острых, так и хронических токсических поражений головного мозга играют витамины, особенно группы В, а также препараты метаболического действия – ноотропы (пирацетам, пиридитол, пантогам, аминалон). При психоорганических синдромах с затяжным течением и в исходных состояниях показаны периодические курсы дегидратационной терапии, витаминотерапии, лечение ноотропами. Для коррекции неврозо- и психопатоподобных расстройств рекомендуются транквилизаторы [хлозепид (элениум), сибазон (седуксен), нозепам (тазепам), феназепам] и нейро-лептики (сонапакс, хлорпротиксен, эглонил, неулептил).

      Маниакально-депрессивный психоз (МДП)— заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных фаз (приступов), в промежутках между которыми больной практически здоров. Другими словами, из приступа больной выходит без изменений личностных особенностей, с полным исчезновением всей психопатологической симптоматики. Отсутствие дефекта личности даже после многократных приступов — свидетельство благоприятного прогноза заболевания в целом. МДП считается эндогенным психозом. К причинам этого заболевания относят наследственный и конституциональный факторы.

      Симптомы и течение. Заболевание проявляется в виде депрессивных и маниакальных фаз, причем депрессивные отмечаются в несколько раз чаще, чем маниакальные. Это происходит, возможно, потому, что больные в слабо выраженном маниакальном состоянии (гипомании) к врачу не обращаются и окружающим также не доставляют особых хлопот. Депрессивное состояние определяется подавленным настроением, заторможенностью мыслительных и двигательных процессов. Больные жалуются на тоску (гнетущее чувство безысходности, душевную боль, щемящее чувство в области сердца, в эпигастрии — под ложечкой), безразличие к близким, ко всему тому, что раньше доставляло удовольствие. Больные заторможены, иногда обездвижены, сидят в одной позе или лежат в постели. Выражение лица скорбное, печальное. На вопросы отвечают односложно, с задержкой, т.к. "туго текут мысли". Будущее кажется бесперспективным, жизнь — не имеющей смысла. Прошлое рассматривается только с точки зрения неудач и ошибок.

      Роль учителя в профилактике заболеваний нервно-психической сферы у детей

      Исследование нервно-психического здоровья и факторов его определяющих

      нацелена не только на решение задач психогигиены (профилактики расстройств) в

      детском и подростковом возрасте, но и на более углубленное изучение

      приспособительных механизмов, осуществляющих адаптацию человека к условиям жизни. Ведущую роль при этом играет нервно-психическая сфера человека. В связи с этим сформулировано представление о нервно-психическом здоровье как совокупности характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие человека с окружающим миром, и возможность выполнения его социальных функций.

      Социально-психологическая адаптация– адекватное взаимодействие

      личности и социальной среды. Социальная адаптация является одновременно и

      процессом овладения новыми способами поведения, и результатом

      целенаправленной деятельности, цель которой – приспособление личности к

      Судороги представляют собой внезапные приступы клонических, тонических или клонико-тонических непроизвольных и кратковременных сокращений мышц с потерей или без потери сознания. Различают общие (генерализованные) и частичные (парциальные) судороги.

      Этиология. Причинами возникновения судорог могут быть интоксикация, инфекции, травмы, заболевания центральной нервной системы. Судорожный синдром — типичное проявление эпилепсии, спазмофилии, токсоплазмоза, энцефалита, менингита и др. Часто причинами судорог также могут быть нарушения обмена веществ (гипокальцие-мия, гипокалиемия, ацидоз), эндокринопатология, гиповолемия (рвота, понос), перегревание. У новорожденных причинами судорог могут быть асфиксия, гемолитическая болезнь, врожденные дефекты центральной нервной системы.

      Судороги также часто наблюдаются при развитии нейротоксикоза, осложняющего такие инфекции, как грипп, парагрипп, аденовирусные и другие респираторно-вирусные инфекции.

      Судороги являются четко скоординированной нервной системой реакцией, в организации которой играют роль определенные группы нейронов с врожденным или приобретенным снижением порога пароксизмальной активности.

      Проявления судорожного синдрома очень разнообразны и отличаются по длительности, времени возникновения, состоянию сознания, частоте, распространенности, форме проявления. Характер и вид судорог зависят от типа патологического процесса, который может быть непосредственной причиной их возникновения или играть провоцирующую роль.

      В зависимости от характера мышечных сокращений различают клонические и тонические судороги.

      Клонические судороги — это быстрые мышечные сокращения, следующие друг за другом через короткий промежуток времени. Они бывают ритмическими и неритмическими и характеризуются возбуждением коры головного мозга.

      Тонические судороги представляют собой длительные мышечные сокращения, возникают медленно и длятся продолжительное время. Они могут быть первичными или возникать сразу после клонических судорог, бывают общими или локализованными.

      При судорожном синдроме ребенок внезапно теряет контакт с окружающей средой, его взгляд становится блуждающим, затем глазные яблоки фиксируются вверх или в сторону. Голова запрокинута, руки согнуты в кистях и локтях, ноги вытянуты, челюсти сжаты. Возможно прикусывание языка. Дыхание и пульс замедляются, возможно апноэ. Это тоническая фаза клонико-тонических судорог, которая Длится не более минуты. Вторая фаза — клоническая — начинается с подергивания мышц лица, затем судороги переходят на конечности и становятся генерализованными; дыхание шумное, хрипящее, на губах появляется пена; кожа бледная, отмечается тахикардия. Такие судороги бывают более продолжительными и могут привести к летальному исходу.

      Судорожный синдром у детей наблюдается в 4—5 раз чаще, чем у взрослых, причем преимущественно в раннем возрасте. Повышенная предрасположенность детей к судорожным реакциям связана с незрелостью головного мозга, неполной миелинизацей нервных волокон, большой проницаемостью гематоэнцефалического барьера, повышенной гидрофильностью мозговой ткани, лабильностью обменных процессов, слабостью тормозных механизмов, выраженной склонностью к генерализации возбуждения.

      Диагностика судорожного синдрома по клиническим проявлениям не вызывает затруднений. Важное значение для диагностики имеют анамнез жизни, течение родов, анамнез заболевания. Особую роль в диагностике играют спинномозговая пункция, электроэнцефалография, эхоэнцефалография, исследование глазного дна и др. исследования головного мозга и центральной нервной системы.

      Неотложная помощь. Первыми мероприятиями на догоспитальном этапе при судорожном синдроме являются следующие:

      уложить ребенка на ровную мягкую поверхность;

      убрать все повреждающие предметы;

      обеспечить доступ свежего воздуха;

      расстегнуть стесняющую одежду;

      заложить в ротовую полость между коренными зубами шпатель (ложку), обернутый ватой и бинтом, или узел салфетки;

      ввести противосудорожные препараты:

      внутривенно или внутримышечно в виде 20%-ного раствора в дозе 50—70—100 мг/кг или по 1 мл на год жизни. Применение его капельно в 5%-ном растворе глюкозы позволяет избежать повторных судорог;

      дроперидол или аминазин с пипольфеном — по 2—3 мг/кг каждого препарата внутримышечно или внутривенно;

      гексенала 2%-ный раствор или тиопентала 1%-ный раствор ввести внутривенно медленно до прекращения судорог;

      при длительных судорогах провести гормональную терапию — преднизолон по 2—5 мг/кг в сутки, гидрокортизон по 10 мг/кг в сутки. Суточная доза в 2—3 приема внутривенно или внутримышечно.

      При осложнении судорожного синдрома нарушениями дыхания, кровообращения и водно-электролитного обмена, непосредственно угрожающими жизни ребенка, интенсивную терапию начинают с устранения этих явлений, а затем вводят противосудорожные препараты.

      Госпитализация детей с тяжелыми проявлениями судорожного синдрома обязательна, несмотря на выведение из судорожного состояния.

      lektsii.org

      Это интересно:

      • Тревожные состояния у ребенка Тревожное расстройство у детей Понятие «тревожные расстройства» включает в себя комплекс эмоциональных расстройств различного характера. Состояние связано с присутствием постоянного ощущения тревоги, негативными эмоциями и ожиданиями каких-либо неудач в своей жизни. Существует целая классификация тревожных расстройств, обусловленная […]
      • Без алкоголя депрессия Особенности депрессий после запоя Стрессы, расстройства, неблагоприятный эмоциональный фон и чрезмерные психологические нагрузки могут стать факторами, вызывающими у человека желание выпить. Однако после распития спиртного вместо ожидаемого облегчения люди испытывают сильнейшие посталкогольные депрессии, и особенно ярко проявляется депрессия […]
      • Отзывы монастырский чай от алкогольной зависимости Монастырский чай от алкоголизма Настоящей чумой XXI века является алкоголизм. За последние 25 лет количество употребляемых спиртных напитков на душу населения превысило норму более, чем в 4 раза. Согласно оценке специалистов, только 5 человек из 100 могут справиться с данной проблемой самостоятельно, остальным требуется квалифицированная […]
      • Депрессия выход из нее Что такое депрессия и как выйти из неё Можно сказать, что депрессия в современном обществе достигла огромных масштабов. Рано или поздно почти каждый мыслящий человек утверждает, что у него депрессия. Но только нужно точно знать, что это именно, то заболевание (а депрессия – несомненно, заболевание), о котором вы думаете или это просто результат […]
      • Лечение заикания ребенка в санкт-петербурге Лечение заикания, логоневроза в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: статистика и возможности. - Сосновый Бор 67 397 - Всеволожск 66 245 - Сертолово 50 899 - Кингисепп 47 969 - Лодейное Поле - 22,1 - Новая Ладога - 9,5 Лечение заикания в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в домашних условиях. Статистика нуждающихся в лечении заикания в […]
      • Успокоительные при стрессах на работе Успокоительные средства от нервов быстрого действия: отзывы Мы живем в такое суматошное время, что от стрессов никуда не деться. Они окружают нас постоянно: на работе, неприятности в семье, проблемы с детьми, да мало ли какие причины могут быть, которые постепенно расшатывают наши нервы. От этого страдает наше самочувствие, нарушается сон, […]
      • Стресс код мкб Что такое ангиопатия сетчатки глаза, и какой код болезни по мкб 10, Ангиопатия – это изменения в состоянии сосудов сетчатки глаз, которое может привести к развитию дистрофических изменений (дистрофия сетчатки), близорукости, атрофии глазного нерва и т. д. Ангиопатия сосудов сетчатки – это не заболевание и офтальмологи часто акцентируют на этом […]
      • Аутизм детский как определить Тест на аутизм. Как самостоятельно проверить состояние ребёнка Аутизм относится к категории врожденных заболеваний, при котором у детей появляются трудности в общении с окружающими людьми. Они не способны понять эмоции близких и знакомых и выразить свои личные эмоции. У них ярко выражены затруднения в разговорной речи, вплоть до снижения […]