Моцарт эффект обнуление стресса

Обнуление стресса — удивительный эффект Моцарта

Обнуление стресса через различные методики, в том числе и с использованием эффекта Моцарта, будоражат умы людей не первый год.

Ряд независимых исследований, проведённых американскими и европейскими учёными, доказал, что классическая музыка в исполнении этого композитора оказывает благотворное влияние на мозг человека.

Как бы удивительно это ни звучало, определённые мелодии действительно способны снять нервное напряжение, благодаря чему повышается качество интеллектуальной активности человека.

Удивительная сила музыки

Всё, что нас окружает — материальное и нематериальное — состоит из разного рода вибраций.

Мы постоянно резонируем или вступаем в диссонанс с миром вокруг, пусть это и не всегда явственно ощущается.

Это факт, доказанный учёными в ходе лабораторных исследований. Музыка — это самый распространённый и эффективный источник вибраций, способный влиять на человеческое естество глубже всего.

Её могущество люди открыли ещё на заре своего существования.

Она сопровождает нас постоянно, в наши лучшие и худшие дни, незримо подталкивая, останавливая, уча нас гармонии.

Эти слова могут показаться притянутыми за уши для закоренелых скептиков, но факты — вещь неумолимая.

О силе классической музыки споров не ведётся — всё и так понятно: её влияние на становление человеческой цивилизации, в которой нам дано жить сегодня, очевидно.

Но возвышенность чувств и услада для уха меломана — это далеко не всё, на что она способна.

Ряд случайных наблюдений за людьми, часто прослушивающими классическую музыку, выявил некую закономерность, которую учёные умы решили подтвердить опытным путём.

Группа добровольцев, участвовавших в исследовании, состояла из совершенно непохожих людей: они были носителями разных профессий, имели разные музыкальные вкусы, семейный и социальный статус и пол.

Итак, эксперимент, о котором мы хотим рассказать, выглядел следующим образом:

  • Сначала необходимо было пройти тест на IQ за определённый промежуток времени.
  • После этого участники исследования прослушивали музыку Моцарта. Какое именно произведение, не указывается. Сеанс длился 10 минут.
  • Затем снова тест на IQ. Результаты поражают: каждый из участников опыта набрал в среднем на 9 единиц больше, чем в начале!
  • Влияние музыки Моцарта, которую сегодня для обнуления стресса можно смотреть и слушать онлайн, было практически одинаковыми на всех и каждого.

    Не остались в стороне даже люди, которым совершенно не нравилось творчество австрийского композитора.

    Хватило всего 10 минут, чтобы улучшить память, концентрацию и способность к построению чётких логических цепочек, которые вели к верным ответам.

    Согласно показателям приборов, с помощью которых велось наблюдение за электромагнитной активностью мозга, уровень стресса снизился к минимальным, в некоторых случаях даже нулевым отметкам.

    Конечно же, такие результаты взбудоражили учёный мир и стали причиной волны интереса к творчеству Вольфганга Амадея Моцарта.

    По всему миру проводились семинары в виде сеансов прослушивания музыки великого композитора.

    Люди в домашних условиях убеждались в действенности и целебной силе вибраций, издаваемых музыкальными инструментами под чётким руководством австрийского гения.

    Совет: выделите хотя бы 10 минут в день для прослушивания фортепианных произведений Моцарта — они имеют наиболее сильный эффект для снятия стресса.

    Обнуление стресса: Моцарт спешит на помощь

    Конечно же, улучшение памяти и способности концентрироваться — это неоспоримый плюс.

    Но способность к снятию стресса — вот основной источник этого волшебного, целебного воздействия музыки.

    Именно в тот момент, когда мозг освобождается от оков нервного напряжения, происходит тенденция к улучшению его аналитических способностей.

    Неврологи и психотерапевты очень заинтересовались таким невероятным явлением и попытались найти им применение на практике, в некоторых случаях — весьма успешно.

    Прежде всего доктора добились положительных результатов в лечении следующих болезней:

    1. Синдром Альцгеймера
    2. Эпилепсия
    3. Неврозы и неврозоподобные состояния
    4. Конечно же, о полном выздоровлении от чарующих звуков музыки от такого сложного недуга, как болезнь Альцгеймера, речи не идёт.

      Весь мир до сих пор бьётся над решением этой проблемы и победы, к сожалению, виден лишь едва различимый силуэт.

      Но произведения Моцарта, в частности соната для двух фортепиано до-мажор, оказывают определённый положительный эффект, установленный в большинстве случаев.

      Больные синдромом Альцгеймера улучшили способность к вспоминанию, контактированию с внешним миром, в той или иной степени у них снижалась апатия.

      Были и такие, чье заболевание вошло в свою конечную стадию и тенденций к улучшениям не наблюдалась, но это, скорее, исключение из правила.

      Неврологи использовали музыку Моцарта и при лечении людей, страдающих от эпилепсии.

      Активность в патологических участках мозга снижалась настолько, что прослушивание композиции способно было остановить припадок на его пике!

      Такие эксперименты проводились под строгим надзором не одного, а нескольких специалистов, чтобы удостовериться в безопасности пациента. Последние всегда выбирались из числа добровольцев.

      Психотерапевты также не остались в стороне и использовали музыку австрийского композитора во время или перед началом своих сеансов.

      Это помогало пациенту расслабиться, разгрузить сознание, вспомнить необходимые для успешной терапии события из своей жизни.

      Далее прослушивание произведений Моцарта назначалось как ежедневное упражнение для нервной системы.

      И тут учёных ждало очередное подтверждение своих открытий: многие пациенты психотерапевтических кабинетов отмечали улучшение душевного состояния, избавление от былых фобий и неврозов.

      Среди людей, испытавших на себе этот уникальный целебный эффект, есть и знаменитости.

      Особенно популярна история выздоровления от заикания Жерара Депардье, подтверждённая самим главным героем.

      Именитый французский отоларинголог по фамилии Томатис пытался вылечить у своего звёздного пациента этот дефект речи.

      Много времени и ресурсов было затрачено даром, пока находчивый врач не предложил попробовать новую методику: лечение с помощью эффекта Моцарта.

      Депардье слушал произведения австрийского музыканта два часа в день и через два месяца от былого заикания не осталось и следа!

      Совет: если у вашего ребёнка есть проблемы с нервной возбудимостью — включите сонату №448. Эффект не заставит себя долго ждать.

      За и против: что говорят учёные?

      «В споре рождается истина» — эта древняя пословица особенно актуальна по отношению к учёному миру.

      Естественно, что такое явление, как эффект Моцарта, вызвало массу споров.

      Первый вопрос, на который необходимо было ответить: каким же образом музыка влияет на активность мозга?

      По главенствующей на текущий момент теории, музыка Моцарта содержит в себе большое количество звуков на высоких частотах.

      Диапазон их вибраций — от 3 000 до 8 000 Гц, что вызывает резонанс с вибрациями коры головного мозга.

      Отсюда и рождается целительная сила этих звуков.

      Помимо улучшения памяти и концентрации, укрепляются также микроскопические мышцы уха.

      Однако знаменитый эффект Моцарта был поставлен под сомнение. Произошло это относительно недавно, в 2013 году.

      Тогда австрийские учёные провели масштабное исследование, в котором участвовало около 3 000 испытуемых.

      Им был дан тест, по результатам которых не удалось установить прямую связь между ответами испытуемых, их правильностью и музыкой Моцарта.

      Опыт проводился с использованием произведений других именитых композиторов:

      Выявить, кто же из них действительно влияет на активность определённых участков мозга, способствующим улучшению интеллектуальных способностей, не удалось.

      Но факт остаётся фактом — классическая музыка способна в той или иной степени творить чудеса.

      Неврологи, психологи, психиатры и ряд других специалистов не стал списывать этот метод со счетов, а наоборот — разбавил список композиций музыкой разных авторов.

      Особенно хорошо на звуковую терапию реагируют дети.

      Множество учебных заведений в США и Европе включили в программу музыкальные десятиминутки, в ходе которых учебный процесс останавливался и ученики прослушивали приятную музыку.

      Благодаря этому личные показатели студентов улучшались, дальнейшие лекции или уроки проходили в более сосредоточенной и продуктивной рабочей атмосфере.

      Шведы пошли ещё дальше: местные учёные, наперекор скептикам, утверждают, что музыка Моцарта способствует снижению детской смертности.

      В стенах роддомов этой страны нередко можно услышать Лунную сонату или другие популярные произведения великого австрийского композитора.

      С развитием интернета каждому желающему доступна возможность обнулить стресс через эффект Моцарта и неважно, какой способ вы предпочтёте: видео на Youtube или прослушивание записей в плеере.

      life-reactor.com

      Существует ли омолаживающий эффект Моцарта в реальности или это всего лишь миф? Проверьте сами.

      Здесь представлено несколько сборников музыки Вольфганга Амадея Моцарта (различной продолжительности и содержания) и коротких музыкальных фрагментов. Чтобы бесплатно скачать музыку Моцарта, воспользуйтесь одним из сервисов, предназначенных для скачивания музыки из youtube в формате MP3 — для этого наберите в поисковике «скачать музыку из youtube», перейдите по ссылке и следуйте инструкциям.

      Музыка Моцарта — сборник №1 (1 час 56 минут). K.P.M. филармонического оркестра.

    5. Маленькая ночная серенада Movt 1
    6. Маленькая ночная серенада Movt 2
    7. Маленькая ночная серенада Movt 3
    8. Маленькая ночная серенада Movt 4
    9. Симфония Нет 35 «Хаффнера симфония»
    10. Симфония № 35 «Хаффнера симфония»
    11. Симфония № 40 Движение 1 «Molto Allegro»
    12. Волшебная флейта «Увертюра»
    13. Женитьба Фигаро «Увертюра»
    14. Струнный квартет № 23 K 590
    15. Струнный квартет № 20 K 499 «Менуэт»
    16. Соната K378 «Рондо»
    17. Фортепианный концерт № 21
    18. Фортепианный концерт № 23
    19. Турецкий марш Соната для фортепиано № 11
    20. Концерт для кларнета
    21. Концерт для скрипки № 3
    22. Флейты с оркестром № 2
    23. Концерт для валторны № 3

    Музыка Моцарта — сборник №2 (46 минут).

  • Маленькая ночная серенада: Allegro
  • Симфония №40: Molto allegro
  • Женитьба Фигаро: Увертюра
  • Турецкий марш
  • Концерт для кларнета: Adagio
  • Концерт для духовых №4: Rondo: Allegro vivace
  • Концерт для фортепиано №21: Andante
  • Соната для скрипки К.378: Andantino
  • Менуэт для струнного квартета
  • Немецкий танец
  • Clarinet Quintet: Larghetto
  • Коцерт для фортепиано №20: Allegro assai
  • Симфония №25: Allegro con brio
  • Музыка Моцарта — сборник №3 (6 часов 20 минут).

    Исполнители: Tbilisi Symphony Orchestra & Djansug Kakhidze

    • Концерт для пианино № 04 in G major, K41 — II. Andante
    • Концерт для пианино № 17 in G major, K453 — II. Andante
    • Концерт для пианино № 22 in E-flat major, K482 — II. Andante
    • Концерт для пианино № 16 in D major, K451 — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 09 «Jeunehomme» in E-flat major, K271 — III. Rondeau. Presto — Menuetto — Presto
    • Концерт для пианино № 26 «Coronation» in D major, K 537 — III. Allegretto
    • Концерт для пианино № 22 in E-flat major, K482 — III. Allegro
    • Концерт для пианино № 20 in D minor, K466 — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 09 «Jeunehomme» in E-flat major, K271 — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 12 in A major, K414/385p — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 15 in B-flat major, KV450 — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 12 in A major, K414/385p — II. Andante
    • Концерт для пианино № 13 in C major, KV415/387b — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 17 in G major, K453 — I. Allegro Rondo in D major, K382
    • Концерт для пианино № 22 in E-flat major, K482 — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 25 in C major, K503 — I. Allegro maestoso
    • Концерт для пианино № 21 in C major, K467 — I. Allegro maestoso
    • Концерт для пианино № 26 «Coronation» in D major, K 537 — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 24 in C minor, K491 — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 27 in B-flat major, K595 — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 19 in F major, K 459 — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 18 in B-flat major, K456 — I. Allegro vivace
    • Концерт для пианино № 09 «Jeunehomme» in E-flat major, K271 — II. Andantino
    • Концерт для пианино № 18 in B-flat major, K456 — II. Andante un poco sostenuto
    • Концерт для пианино № 23 in A major, K488 — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 20 in D minor, K466 — II. Romance
    • Концерт для пианино № 10 (for two pianos) E-flat major, K365/316a — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 24 in C minor, K491 — III. Allegretto
    • Концерт для пианино № 07 (for three pianos) in F major, K242 — II. Adagio
    • Концерт для пианино № 27 in B-flat major, K595 — III. Allegro
    • Концерт для пианино № 14 in E-flat major, KV449 — I. Allegro vivace
    • Концерт для пианино № 11 in F major, K413/387a — I. Allegro
    • Концерт для пианино № 27 in B-flat major, K595 — II. Larghetto

    health4ever.org

    (Classical) Классическая музыка для детей — The Mozart Effect (Эффект Моцарта), 7 альбомов (1997-2000), MP3 (tracks), 320 kbps

    Стаж: 8 лет 11 месяцев

    Annetushka · 26-Янв-12 02:02 (6 лет 3 месяца назад, ред. 01-Май-14 01:16)

    The Mozart Effect (Эффект Моцарта)

    Год выпуска : 1997-2000

    Аудио кодек : MP3

    Тип рипа : tracks

    Битрейт аудио : 320 kbps

    02. Mozart — Allegro Moderato, Violin Concerto No. 2, K. 211

    03. Mozart — Variations, Sinfonia, K. 297b

    04. Mozart — Andante, Symphony No. 17, K. 129

    05. Mozart — Andantino, Symphony No. 24, K. 182

    06. Mozart — 5 Variations on Twinkle, Twinkle Little Star, K. 265

    07. Mozart — Allegro Aperto, Violin Concerto No. 5, K. 219

    08. Mozart — Andante, Symphony No. 15, K. 124

    02. Mozart — Andante, Cassation, K. 63

    03. Mozart — Andante, Symphony No. 6, K. 43

    04. Mozart — Andantino Grazioso, Symphony No. 18, K. 130

    05. Mozart — Adagio, Gran Partita, Serenade No. 10, K. 361

    06. Mozart — Concertante, Serenade No. 9, K

    07. Mozart — Andante Ma Adagio, Bassoon Concerto, K. 191

    08. Mozart — Adagio, Divertimento, K. 287

    02. Mozart — Rondo Alla Turca

    03. Mozart — Die Leyerer, K. 611

    04. Mozart — ‘La Bataille’, K. 535

    05. Mozart — Symphony No. 40, (First Movement), K. 550

    06. Mozart — March No. 1, K. 335

    07. Mozart — German Dance No. 4, K. 602

    08. Mozart — Cotillon, Allegro, Divertimento in B Flat, K. 15gg

    09. Mozart — German Dance No. 2, K. 605

    10. Mozart — Papageno’s Song from the Magic Flute, K. 620

    11. Mozart — Menuetto, Serenade in D, K. 250

    12. Mozart — Menuetto, Divertimento Serenade, K. 205

    13. Mozart — Menuetto, Divertimento in B Flat, K. 287

    02. Mozart — Piano Concerto No. 6 in B Flat Major, K 238- Rondo Allegro

    03. Mozart — String Quartet in G Major, K 156- Presto

    04. Mozart — Serenade, K 185 Menuetto-Trio

    05. Mozart — Clarinet Quintet in a Major, K 581- Allegretto Con Variation

    06. Mozart — String Quartet in F Major, K 370- Rondo Allegro

    07. Mozart — Clarinet Quintet in E Flat Major, K 374- Rondo Allegretto

    08. Mozart — Serenade, K 203 Menuetto-Trio

    09. Mozart — Divertimento in B Flat Major, K 287- Menuetto

    10. Mozart — Piano Sonata in a Major, K 331- Rondo A la Turk

    11. Mozart — String Quartet in B Flat Major, K 159- Rondo Allegro Grazioso

    02. Mozart — Andante, II, From the Divertimento in G Minor, K.158

    03. Mozart — Adagio, II, From the String Quartet No. 12 in B Flat Major, K.172

    04. Mozart — Andante, VI, From the Serenade, K.203

    05. Mozart — Andante, II, From the Divertimento in D Major, K.136

    06. Mozart — Adagio, V, From the Divertimento in D Major, K.100

    07. Mozart — Andante, II, From the Divertimento, II, From the Cassation in D Major,

    08. Mozart — Andante, II, From the Divertimento in B Flat Major, K.137

    09. Mozart — Largo-Allegro, I, From the Divertimento in D Major, K.205

    02. Mozart — Sinfonie in D The Peasant’s Wedding 5. Finale Molot Allegro

    03. Mozart — Variations on Ah Vous Dirai-Je, Maman, K. 265

    04. Mozart — Lodron Night Music, K. 247 9. Allegro Assai

    05. Mozart — Serenade No. 10 in B Major Gran Partita, K. 361 Theme With

    06. Mozart — Serenade No. 10 in B Major Gran Partita, K. 361 Romance and Adagio

    07. Mozart — Serenade No. 3 in D Major, K. 185 2. Andante

    08. Mozart — Serenade No. 3 in D Major, K. 185 5. Andante Grazioso

    09. Mozart — Serenade No. 4 in D Major, K. 203 2. Andante

    10. Mozart — Divertimento in D Major, K. 205 3. Adagio

    02. Mozart — Piano Sonata No. 11 in a Major, K. 331 Andante Grandioso

    03. Mozart — String Quartet No. 10 in C Major, K. 170 Adagio

    04. Mozart — Symphony No. 11 in D Major, K. 84 Andante

    05. Mozart — Divertimento in D Major, K. 131 Adagio

    06. Mozart — Oboe Quartet in E Flat Major, K. 407 Andante

    07. Mozart — String Quartet in B Flat Major, K. 174 Adagio

    08. Mozart — Divertimento in B Flat Major, K. 287 Adagio

    09. Mozart — Clarinet Quintet in a Major, K. 581 Larghetto

    Многочисленные исследования в разных странах подтверждают, что классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние ребенка любого возраста, но и даже способствует развитию творческих способностей, творческого воображения , а через него — восприятия разных сторон жизни , а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и даже развитию речи.

    и чем раньше они начнут испытывать его на себе,

    тем лучше для них.» (В. Г. Белинский)

    К примеру, ученые X.Leng, G. Shaw (Америка) считают, что мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки. Они продемонстрировали пользу музыкального «образования» по отношению к детям с самого раннего детства. Их вывод: ранняя музыкальная деятельность (прослушивание музыки, движение под музыку, пение, музицирование, и т.д.) открывают доступ к врожденным механизмам мозга, ответственным не только за восприятие, понимание музыки, но и расширяющих использование этих способностей для образования других высших функций мозга.

    Еще в середине XX века, врач-фониатр, оториноларинголог А. Томатис (Франция) предположил что ухо — орган слуха, возбуждаемое звуковыми колебаниями, способно как маленький генератор заряжать энергией мозг, а через него соответственно — и весь организм! Томатис успешно преуспел в использовании музыки даже для коррекции речи у детей, а также и развития их способности к коммуникации.

    Из всей классики талантливый исследователь особо выделил В. А. Моцарта . Он нашел, что — тональный звуковой ряд музыки Моцарта наиболее близок к тембральным окраскам человеческого голоса. И уникальные плавные тридцатисекундные переходы его музыкальных шедевров — совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга!

    В результате своих исследований Томатис впервые ввёл в употребление термин «Эффект Моцарта» . Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в раннем возрасте (до трёх лет) Моцарта, становятся более способные к развитию мышления.

    И, все-таки, до сих пор ученые спорят — является ли эти факты — следствием просто хорошего настроения, которое создает гармоничная мелодия, или все же — это результат более глубоких физиологических процессов, завязанных на особенностях именно этой музыки.

    Не могут не удивлять следующие факты:

    • Классическая музыка ускоряет рост пшеницы;

    • Под воздействием классической музыки увеличивается количество молока y млекопитающих животных;

    • Дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, а, услышав классические произведения, акулы собираются к эпицентру звука — со всего океанского побережья;

    • Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки;

    • И последнее: влияние музыки на воду. Известно, что вода способна структурироваться в зависимости от внешних вибраций. Так вот, после «прослушивания» водой симфоний Моцарта, в ее структуре получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». Напротив — тяжелый рок превращал эти кристаллы в рваные осколки. Задумайтесь – а ведь мы на 80 процентов состоим из воды. Давайте же правильно структурироваться!

    rutracker.org

    Физиология стресса (стр. 1 из 2)

    При воздействии раздражителя (стрессора) вся система «подключается» и пытается ответить на вопрос «что произошло?». Эти процессы происходят в автономном режиме. физиологические процессы сочетаются с психологическими, которые на этом этапе проявляются направленностью взгляда, повышенным вниманием, прислушиванием, концентрацией внимания на стрессоры, возникает мышечное напряжение, а также активация конечного органа. это проявление ориентировочного рефлекса, который может трансформироваться в стрессовую реакцию, если сигнал будет расценен как угрожающий. если восприятие угрозы не произойдет, то стрессовая реакция не проявляется.

    Любой раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, должен вначале быть воспринят (хотя и необязательно осознанно) рецепторами. Восприняв это раздражение, рецепторы посылают импульсы по сенсорным путям периферической нервной системы к мозгу. В ЦНС от главных путей, восходящих к неокортексу, отходят нервные ответвления, направляющиеся в ретикулярную формацию и далее – в образования промежуточного мозга. Поэтому воспринимаемые события получают должную оценку в структурах мозга, связанных с обеспечением мотивационно-потребностной сферы человека (гипоталамусе и лимбической системе).

    В конечном счете, все потоки нервной импульсации по восходящим путям поступают в кору больших полушарий, где осуществляется их содержательная, смысловая интерпретация. Результаты этой интерпретации по каналам обратной связи попадают в лимбическую систему. Если раздражитель истолковывается как угроза или вызов, провоцирующий ярковыраженную эмоциональную оценку, возникает стрессогенная реакция. Для многих людей активация эмоций (как отрицательных, так и положительных) является стимулом для стресса.

    Итак, в самом общем виде условия возникновения реакции на стресс таковы: любой раздражитель получает двойную интерпретацию — объективную, отражающую физические характеристики воздействия, и субъективную, отражающую отношение субъекта к этому воздействию. В случае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т.е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев) она запускает последовательность соответствующих физиологических реакций.

    Основным путем распространения стрессогенной реакции в организме является вегетативная нервная система и в первую очередь ее симпатический отдел, эффекты возбуждения которого были описаны выше.

    Итак, как уже подчеркивалось, в современном мире стрессовые реакции на психосоциальные стимулы являются не столько следствием самих раздражителей, сколько результатом их когнитивной интерпретации, а также эмоционального возбуждения.

    Совокупность адаптационных реакций организма на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры) определяют как общий адаптационный синдром (ОАС). Концепцию этого синдрома Селье разработал в 1956 году, определив ОАС как усилие организма приспособиться к изменившимся условиям среды за счет включения специальных защитных механизмов, выработанных в процессе эволюции. ОАС разделяется на три стадии:

    · Первая называется стадией тревоги. Эта стадия связана с мобилизацией защитных механизмов организма, повышением уровня адреналина в крови.

    · Следующая стадия называется стадией сопротивления или резистентности. Эту стадию отличает максимально высокий уровень сопротивляемости организма к действию вредоносных факторов, что отражает возможности поддержать состояние гомеостаза.

    · Если воздействие стрессора будет продолжаться, то в итоге “энергия адаптации”, т.е. адаптивные механизмы, участвующие в поддержании стадии резистентности, исчерпают себя. Тогда организм вступает в финальную стадию – стадию истощения, когда под угрозой может оказаться выживание организма.

    Сущность ОАС ясно излагает сам Селье: “Ни один организм, – подчеркивает он, – не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще на стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует стадия резистентности. Эта стадия отвечает за сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным возможностям. Но поскольку адаптационная энергия небеспредельна, то в случае, если стрессор продолжает действовать наступает третья стадия — истощение”.

    Организм человека справляется со стрессом следующими способами:

    1. Стрессоры анализируются в высших отделах коры головного мозга, после чего определенные сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения, подготавливая организм к ответу на стрессор.

    2. Стрессор оказывает влияние и на вегетативную нервную систему. Учащается пульс, повышается давление, растет уровень эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым. Тем самым увеличивается количество поступающего к тканям кислорода. Человек оказывается готовым к борьбе или бегству.

    3. Из анализаторных отделов коры сигналы поступают в гипоталамус и надпочечники. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором.

    Гипоталамус передает сигнал гипофизу, а тот — надпочечникам, в результате чего возрастает синтез гормонов и их выброс в кровь. Гормоны, в основном, осуществляют медленнодействующую защиту организма. Они изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию; гормоны повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и аллергические реакции.

    4. Наиболее продолжительные соматические реакции на стресс являются результатом активации “эндокринных осей”, то есть системных объединений органов, результатом работы которых будут изменения в выработке гормонов. В стрессовую реакцию человека вовлекаются: соматотропная, адрено-кортикальная и тироидная системы. Они связаны с активацией гипоталамо-гипофизарной системы коры и мозгового вещества надпочечников и щитовидной железы. Доказано, что эти оси могут быть активизированы посредством многочисленных и разнообразных психологических воздействий, включая различные психосоциальные стимулы. Реакция по эндокринным осям не только продолжительна по времени, но как правило возникает с некоторой задержкой. Последнее обусловлено, во-первых, тем, что единственным транспортным механизмом для этих осей является система кровообращения, во-вторых, тем, что для их активации требуется более сильный раздражитель.

    Это первая стадия адаптативного синдрома, которую Селье назвал стадией тревоги. Это фактически первый уровень реагирования на стрессор — уровень автономной нервной оси, который имеет биоэлектрическую природу.

    Если стрессор расценивается как угрожающий, что может быть при продолжительном воздействии стрессора, увеличении интенсивности воздействия и т.д., включается следующий (второй) этап (уровень) стрессового процесса – стадия напряжения. на этой стадии организм готовится к преодолению этой угрозы. Через симпатические и парасимпатические пути нервный импульс после кортикальной и лимбической «интерпретации» стрессора нисходит к гипоталамусу, откуда через проводящие пути достигает соответствующего концевого органа (эрготропная и трофотропная реакции). важнейшим эффектом активации автономной нервной системы является проявление его сразу на концевом органе. происходит мобилизация организма для преодоления «угрозы» — повышается давление, учащается частота сердечных сокращений, изменяется ритм дыхания, напрягаются мышцы, внутренние органы переходят на «особый режим работы». происходит приближение барьера адаптированного психического реагирования к индивидуальной критической величине; подключаются все резервные возможности под полным контролем со стороны личности.

    Однако действие автономной нервной оси продолжается недолго и ее эффективность быстро падает.

    Поэтому для преодоления продолжающейся «угрозы» подключается третий уровень стрессового процесса – так называемая нейроэндокринная ось, благодаря которому организм реализует реакцию «борьбы-бегства». Возникает состояние, которое характеризуется тенденцией к активному поддерживанию определенного уровня функционирования в постоянно меняющихся условиях внешней и внутренней среды, называемое гомеостазом.

    Гомеостаз – это адаптативная тенденция организма к поддержанию баланса. этот процесс обеспечивается деятельностью нейроэндокринной оси стрессовой реакции. вначале в процесс вовлекается миндалевидное тело, представляющее собой наивысший центр реакций «борьбы-бегства» или реакции напряжения; отсюда поток нервной импульсации направляется в гипоталамическую область и далее — в мозговой слой надпочечников, который выбрасывает в кровяное русло такие медиаторы, как адреналин и норадреналин.

    Длительное напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению. под действием продолжающейся «угрозы» возникает состояние «рассогласованности» (на уровне психики – страх), которое оценивается как негативное и сопровождается сильным эмоциональным возбуждением, биологический смысл которого заключается в переводе организма на «аварийный уровень» адаптации. таким образом, формируются и проявляются эмоционально-стрессовые реакции («острый стресс» по мкб-10) и невротические нарушения в результате психической травмы – гиперсенситивность, бессонница, тревожная напряженность, элементы заторможенности или суетливости и т.д. эти нарушения транзиторны и не расстраивают адекватность поведения.

    ! Важно заметить, что действие автономной нервной системы продолжается всего несколько секунд,

    mirznanii.com

    Это интересно:

    • Как может проявляться невроз как проявляется невроз Популярные статьи на тему: как проявляется невроз Проблема астенических состояний как клиническом, так и терапевтическом аспекте является одной из самых фундаментальных в психиатрии. Треть или даже половина больных на терапевтическом приеме – это больные, которые имеют соматические проявления тревоги. В чем заключаются эти […]
    • Сердечные неврозы лечение Невроз сердца - симптомы и лечение Неврозы сердца, или функционально-нервные заболевания сердца, являются частым проявлением общих невротических состояний. В англо-американской медицине это заболевание известно как "нейроциркуляторная астения". Невроз сердца развивается в результате нарушений высшей нервной деятельности, особенно протекающих с […]
    • Трясет при неврозе Внутренняя дрожь при ВСД Внутреннюю дрожь хоть раз в жизни испытывал каждый человек. Складывается такое ощущение, будто внутри организма царит страшный холод. Он может быть симптомом психического заболевания – вегетососудистой дистонии (ВСД). Внутренняя дрожь при ВСД – один из самых ярких симптомов. Человек просто не может согреться, даже если на […]
    • Болезнь альцгеймера и агрессия Приступы агрессии при болезни Альцгеймера Вспышки агрессии в основном наблюдаются у больных на поздних стадиях болезни. Человек становится легковозбудимым и раздражительным, впадает в гнев и бранится без видимых на то причин. Это проявляется в посылании проклятий, оскорблений и громком крике. Словесные оскорбления – более типичное явление при […]
    • Стресс как справиться с ним Стресс — как с ним бороться? Абсолютно все сталкивались со стрессом. Жизнь может быть довольно сложной штукой, иногда человек может устать от каждодневной рутины, иногда потерять источники радости. Довольно часто причиной стресса может быть период значительных изменений в жизни индивидуума и это не только переходной период, это и окончание […]
    • Сильный стресс болит голова Сильная головная боль после стресса Здравствуйте, мне 39 лет. Неделю назад после нервного стресса на работе резко заболела голова (затылок с правой стороны ближе к уху). Уже неделю сильная боль не проходит, была у невропатолога,он назначил для снятия боли Траумель С, но он не помогает. Боли возникают при повороте головы с правой стороны, как-то […]
    • Нарушение сна это симптомы Нарушение режима сна В статье обсуждаем нарушение режима сна. Рассказываем о причинах и симптомах такого состояния. Вы узнаете как нарушение режима сна отражается на здоровье человека и как улучшить самочувствие. Что такое нарушение режима сна Что человеку нужно для того, чтобы жить? Воздух, еда, вода, и, конечно же, сон. Во время сна […]
    • Беседы с психологом о депрессии Беседы с психологом — дополнительная статья G. Nissen (1971, 1972) выделил пять различных суждений о депрессия в детском возрасте: 1) депрессивные расстройства в детском возрасте не известны; 2) каждая детская депрессия является замаскированной депрессией; 3) депрессивные расстройства у детей не отличаются от депрессивных расстройств у […]