Механизмы развития невроза

/ Психология развития / 8. механизмы развития и защиты

2.6. Механизмы развития и защиты

Исследования процесса психического развития, факторов, оказывающих на него влияние, с неизбежностью привело ученых к мысли о поиске специфических, психологических механизмов, при помощи которых среда и наследственность влияют на психику.

Хотя идея о саморазвитии, т.е. об имманентном, присущем самой психике, характере развития, присутствовала в первых теориях, о чем было сказано выше, дальнейшие экспериментальные исследования показали, что без определенных условий и без действия конкретных механизмов развитие сводится к биологическому росту без качественных психологических трансформаций.

В результате исследований, проводившихся в разных психологических направлениях, было выявлено несколько основных механизмов развития — интериоризация, идентификация, отчуждение, конформизм, которые направляют и наполняют содержанием процесс становления психики, в том числе и ту его сторону, которая связана с саморазвертыванием индивидуальных задатков. В работе этих механизмов развития всегда присутствует эмоциональный компонент (эмоциональное заражение, опосредование и т.д.), который регулирует деятельность и придает ей личностный смысл.

Кроме механизмов развития учеными были выделены и механизмы психологической защиты, помогающие процессу развития и оптимизирующие его течение, предотвращая (по возможности) отклонения на этом пути: конформизм, уход, агрессия, вытеснение, сублимация, про- л екция, регрессия, рационализация. Они частично связаны между собой и дополняют друг друга.

Одним из первых о существовании специального механизма развития заговорил Г. С. Холл. Исходя из необходимости для детей прожива-

ния всех стадий психического развития человечества, он искал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и служит таким специфическим механизмом. Так появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении своих инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Об игре как механизме развития говорил и Э.Клапаред, подчеркивая ее универсальный характер, так как она помогает формированию различных сторон психики. Он выделял игры, развивающие индивидуальные особенности детей, игры интеллектуальные (развивающие их познавательные способности) и аффективные (развивающие чувства). Однако, как показали дальнейшие исследования, игра сама по себе является не механизмом, а условием, облегчающим процесс интерио-ризации получаемых знаний, идентификации с персонажами, а также компенсации собственных дефектов. Именно в этом плане рассматривал игру Д.Мид, писавший о значении сюжетной игры, в которой дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила при их выполнении. Мид различал игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей принимать различные роли, изменять их по ходу игры так же, как это потом придется делать в] жизни. До начала этих игр дети знают только одну роль — ребенка в; своей семье, теперь они учатся быть и мамой, и летчиком, и поваром, и учеником. Игры с правилами помогают детям развивать произвольность, поведения, овладевать теми нормами, которые приняты в обществе, так как в этих играх существует, как пишет Мид, «обобщенный другой»,? т. е. правило, которое дети должны выполнять. Понятие «обобщенный другой» было введено Мидом для того, чтобы объяснить, почему дети: выполняют правила в игре, но не могут еще их выполнить в реальной’ жизни. С его точки зрения, в игре правило представляет собой как бы еще одного обобщенного партнера, который со стороны следит за дея-1 тельностью детей, не позволяя им отклоняться от нормы. Таким образом игровая ситуация облегчает присвоение, интериоризацию норм ш правил, присущих определенной роли, принимаемой на себя ребенком. О механизме интериоризации писали многие ученые, анализировавшие способы присвоения, а также использования человеком значимых\ в его культуре понятий. Ведущее место этот механизм развития, как| было показано выше, занимал в теориях Сеченова, Выготского, Торн-дайка, Уотсона. В.Штерн в своей теории персонализма использовал близкое понятие, говоря об интроцепции, т.е. соединении ребенком! своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. За-] слуга Штерна заключается также и в том, что он одним из первых под-; черкнул роль эмоций (прежде всего отрицательных переживаний), сти-| мулирующих процесс интроцепции.

Идея о том, что интериоризация связана прежде всего с прямым подкреплением действия (положительным или отрицательным), была пересмотрена в работах А.Бандуры. Изучая процесс научения как следствие прямого опыта, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований Бандура пришел к выводу, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым или даже фатальным последствиям.

Так появилось важное для теории Бандуры понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других людей и последствиями этого поведения. Иначе говоря, значительную роль в социальном научении играют когнитивные процессы, то, что думает человек о заданной ему схеме подкрепления, предвосхищая последствия конкретных действий. Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию того, какие образцы или модели для подражания выбирают люди. Он обнаружил, что люди выбирают в качестве моделей для подражания окружающих своего пола и примерно того же возраста, с успехом решающих проблемы, аналогичные тем, которые встают перед самим субъектом. Большое распространение имеют и образцы поведения людей, занимающих высокое положение. При этом более доступным, т. е. более простым образцам, а также тем, с которыми субъект непосредственно контактирует, подражают чаще.

Исследования показали, что ребенок, как правило, подражает сначала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успеху, т. е. к достижению желанной для данного ребенка цели. Бандура также показал, что дети часто подражают даже тому поведению, которое у них на глазах не привело к успеху, т.е. они усваивают новые модели поведения как бы «про запас».

Открытие идентификации и ее роли в развитии психики принадлежит 3. Фрейду. Он считал, что важнейшая часть структуры личности -Супер-Эго — не врожденная, она формируется в течение жизни ребенка. Механизмом ее развития является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса отождествления не только помогает эффективнее присвоить черты объекта идентификации, но и направляет развитие детей.

Дальнейшие исследования идентификации показали, что, как пра-вило, круг людей, с которыми отождествляет себя ребенок, шире упомянутого Фрейдом и не строится исключительно по признаку пола. Важно было изучить, как с возрастом этот круг расширяется, включая в

себя объекты более широкого социального окружения, а также стереотипы, поставляемые культурой и средствами информации.

В работах психологов, ориентированных на экзистенциальную философию, в частности в трудах А. Маслоу, наряду с механизмом идентификации описывается и механизм отчуждения, также связанный с процессом развития психики.

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил о том, что таким людям свойственны не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, автономии, независимости от окружающей их среды и культуры. Общество необходимо человеку, так как проявить себя он может только среди других людей. Однако оно по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считал Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, индивидуальности, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «Самость», индивидуальность! личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механиз-! мами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его на пути личностно-: го развития. Оптимальной поэтому является идентификация во внеш-1 нем плане, в общении человека с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития са-| мосознания. Именно такой подход позволяет человеку эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой.

Особое значение в процессе развития играет механизм компенса-1 ции, о котором писал А. Адлер. Он выделил четыре основных вида ком-] пенсации — неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхком-1 пенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь.

Важность этого механизма заключается в том, что он описывает вли-1 яние на процесс развития не только внешних, социальных, факторов (таи ких как интериоризация и идентификация), но и внутренних, таких как способности человека, его индивидуальные особенности. Не удивитель-*; но, что на основе разных видов компенсации Адлер выстроил свою типологию личности детей.

Не менее значимо и то, что компенсация позволяет выработать индивидуальный стиль жизни, адекватный как для данного человека, так и для окружающих. Так как практически ни одна структура индивидуальности не является абсолютно положительной или абсолютно отрицательной, компенсация показывает возможность для любого ребенка найти свой стиль социализации и свою социальную группу. Нормативность при действии этого механизма выстраивается на основе индивидуального набора качеств, присущих конкретному человеку, т.е. компенсация раскрывает перед взрослым широкий спектр возможностей, позволяющих, не ломая ребенка, не навязывая ему неприемлемых для

него форм деятельности и общения, помочь ему преодолеть собственные недостатки за счет имеющихся у него достоинств.

Говоря о механизмах развития, необходимо подчеркнуть, что их роль в становлении психики разных людей не одинакова, она меняется даже в течение жизни человека, однако в той или иной мере каждый из них присутствует, выполняя свои функции.

В ранние годы жизни на первый план выходят такие механизмы, как интериоризация (прежде всего культуры, знаний, правил и норм того общества, в котором живет ребенок), а также идентификация с окружающими. В зрелом и особенно в пожилом возрасте эти механизмы уже не имеют прежнего значения. Снижение роли интериоризации приводит к тому, что новые знания формируются с большим трудом, их трудно наполнить эмоциональными переживаниями, чтобы сформировались новые мотивы. Поэтому у пожилых людей с трудом формируются новые ролевые отношения, они плохо привыкают к новым ценностям и новым представлениям о себе и других.

Уменьшение значения идентификации связано с тем, что группа общения (друзья, семья) уже создана и в этом возрасте почти не пересматривается. Существенно затруднена и социальная идентификация, т. е. выбор новой социальной или национальной группы, к которой себя относит человек. Поэтому так сложна адаптация к новой среде (социальной, культурной, даже экологической) в этом возрасте.

Изменяется и роль механизма отчуждения — его значение, напротив, с возрастом увеличивается. Как правило, максимального развития этот механизм достигает в зрелом возрасте, что связано с осознанием себя, своей личностной цельности и уникальности, стремлением отгородить свой внутренний мир от чужого вмешательства. В пожилом возрасте активность отчуждения снижается, но в некоторых случаях, главным образом связанных с нарушением социальной идентичности и возникновением агрессии или ухода от новой социальной среды, его роль может не только не уменьшиться, но и увеличиться, охватить как внутренний, так и внешний план деятельности.

Возрастает в процессе онтогенеза и значение механизма компенсации. У детей низкий уровень рефлексии, не вполне адекватная оценка собственной индивидуальности препятствуют сознательной компенсации своих недостатков и слабостей. Бессознательной же компенсации часто мешает навязанный взрослыми стиль деятельности. Поэтому полноценное функционирование этого механизма в первые годы жизни ребенка связано прежде всего с правильным отношением со стороны взрослого и его пониманием индивидуальности ребенка.

По мере осознания своих личностных качеств и способностей возрастают возможности компенсации. Включение этого механизма в зрелости во многом обеспечивает самореализацию человека и его личностный и творческий рост. В пожилом возрасте роль компенсации не Только не уменьшается, но возрастает, при этом действие механизма Направлено уже на компенсацию не только своих индивидуальных сла-

бостей, но и своих потерь — сил, здоровья, статуса, группы поддержки. ] Поэтому для нормального старения очень важно развивать у людей 1 пожилого возраста именно этот механизм психической жизни.

В то же время необходимо обращать внимание на то, чтобы в любом возрасте доминировал прежде всего адекватный и полный вид компен- ] сации. Иначе говоря, этот механизм должен функционировать так, что- ] бы человек не уходил в мнимую компенсацию — обычно в болезнь, пре- \ увеличивая свои хвори и немощи с тем, чтобы вызвать к себе интерес и жалость, а то и добиться более ощутимых материальных привилегий, j С этой точки зрения важны обучение новым видам деятельности, развитие креативности, появление нового хобби и любых форм творче- 1 ства, так как с их помощью развивается полная компенсация.

Кроме основных механизмов, обогащающих психику ребенка HO-J вым содержанием, существуют, как уже говорилось выше, защитные механизмы, позволяющие преодолеть те барьеры и личностные конф-1 ликты, которые возникают у человека в процессе развития.

Если о механизмах развития говорилось и до Фрейда, то идея за-1 щитных механизмов принадлежит исключительно ему. Фрейд считал, 1 что возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от ] механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если | не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смяг-1 чить конфликт между Ид, содержанием которого являются бессозна-3 тельные либидозные и агрессивные влечения, и Супер-Эго. Фрейд вы-1 делял несколько защитных механизмов, главными из которых являют- ] ся вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. 1

Вытеснение — самый неэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, а остается в человеке, вызывая рост напря-1 женности. Так как желание вытесняется в бессознательное, то человек о нем совершенно забывает. Однако оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняю-! щих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. Поэтому Фрейд 1 придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», т. е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации.

Регрессия и рационализация — более успешные виды защиты, там как они позволяют хотя бы частично разрядить энергию, содержащую-1 ся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рис-1 кованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настоль-1 ко общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационали-1 зация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэто- i му человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикры-1

вает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма дало возможность в дальнейшем разработать так называемые «проективные методы» исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам, внесли существенный вклад в экспериментальное исследование личности.

Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, так как она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. В этой деятельности происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение человека от отрицательных стремлений.

В дальнейшем некоторые взгляды Фрейда на функционирование защитных механизмов были пересмотрены, в частности было показано, что они помогают преодолеть и внешние фрустрации, конфликты, возникающие между обществом и субъектом. В этом случае задача психологической защиты состоит в том, чтобы привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих. К изученным Фрейдом механизмам К.Хорни добавила еще три вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит в стремлении либо «к людям» (уступчивый тип), либо «против людей» (агрессивный тип), либо «от людей» (отстраненный тип).

При развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его «образа Я». Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности они нереалистичны и ненасыщаемы,

т.е. человек, добившись признания или восхищения от других, старается получить все больше и больше похвал и признаний, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть, оставить без общения. Это постоянное напряжение и служит основой развития невроза в данном случае.

Развитие защиты в виде ухода, стремления «от людей» позволяет человеку игнорировать мнение окружающих, оставшись наедине со своим «образом Я». Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности потребность ограничить свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым. Разочаровавшись в возможности завязать теплые отношения с окружающими, такой человек стремится быть незаметным и независимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным. Такой подход приводит человека к полно-! му одиночеству, изоляции, которую он тяжело переживает и которая также может способствовать развитию невроза.

Попытка преодолеть тревогу, навязав свой «образ Я» силой другими людям, также не оканчивается успехом, так как в этом случае у человека развиваются такие невротические потребности, как потребность в! эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Те* знаки внимания, уважения и покорности, которые они принимают от-окружающих, кажутся им все более недостаточными, им требуется все большая власть и доминирование, которые бы служили доказательством] их адекватности.

К сходным принципам работы психологической защиты пришел щ Э. Фромм, который описал четыре защитных механизма — садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме про-| исходит укорененность жертвы с палачом, которые зависят друг от дру-1 га и нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций дает им ощуще-| ние собственной индивидуальности. При конформизме чувство укоре-1 ненности берет верх, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх] одерживает стремление к индивидуализации, желание разрушить то! общество, которое не позволяет человеку укоренится в нем.

Таким образом, в современной психологии развития выделяются за-1 щитные механизмы, направленные на преодоление внутриличностных! конфликтов, и механизмы, которые оптимизируют общение человека с| окружающими. При этом причиной социальных конфликтов, как пра-1 вило, являются личностные проблемы, неадекватность представления I о себе, демонстративность, тревожность и т. д.

В то время как большинство психологов рассматривало прежде всеШ го позитивные аспекты действия психологической защиты, гуманистйЯ ческая психология подчеркивала их отрицательную стагзону. Психол<Я гическая защита возникает в связи с необходимостью постоянно игнсЯ

пировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточ-ной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира.

Боязнь изменить самооценку, к которой человек привык и которую 0н уже считает действительно своей, приводит к отчуждению собственного опыта от сознания. Поэтому помогая избежать невроза, психологическая защита останавливает личностный рост, и в этом состоит негативный аспект ее воздействия, подчеркиваемый Маслоу, Роджерсом н другими учеными. В какой-то степени причина этого противоречия становится ясна, если вспомнить о том, что для психоанализа развитие — это адаптация к среде, нахождение определенной экологической ниши, в которой личность находит способ уйти от давления среды.

Таким образом, психологическая защита помогает такой адаптации к окружающему и, следовательно, с точки зрения гуманистической психологии препятствует личностному росту. Противоположные взгляды на процесс развития личности приводят к противоположным взглядам на роль психологической защиты в этом развитии.

В условиях усиливающихся в последнее время процессов социальной дестабилизации, которые затрагивают различные возрастные и социальные группы, огромное значение имеет анализ конкретных поведенческих стратегий в сложных, неоднозначных ситуациях, а также факторов, способствующих формированию стратегий совладания с этими ситуациями в различные периоды онтогенеза. По справедливому мнению многих ученых, в определенных случаях копинг-стратегии, или стратегии совладания, непосредственно связаны с защитным механизмам или даже тождественны им.

Формы копинг-стратегий располагаются в континууме, на одном полюсе которого находится стремление к решению проблемы, а на другом — изменение собственных установок по отношению к ней. В первом случае возможно решение проблемы собственными силами либо обращение за помощью к другим — к семье, к друзьям, к религии. Во втором случае выбирается либо уход от проблемы, либо отказ от борьбы и вытеснение проблемы, либо какой-то вид катарсиса (разрядки), преимущественно в эмоциональной форме-релаксация, юмор, слезы, гнев и т. д. При этом выбор стратегии зависит, главным образом, от индивидуальных особенностей и социальной ситуации развития, а не от возраста человека.

Среди эмоционально-ориентированных стратегий совладания выделяются три наиболее распространенные копинг-стратегии — самообвинение, избегание, предпочитаемое истолкование (розовые очки). Защитные механизмы тесно связаны именно с эмоционально-ориентированными способами преодоления трудных ситуаций и стрессов. Фактически можно говорить о том, что они являются бессознательными стратегиями именно эмоциональных вариантов преодоления (копинга), в то вРемя как стремление к доверительной беседе с людьми, пережившими подобное событие, или стремление получить дополнительную информацию, решить трудную проблему с помощью компромисса, непри-

ятного или сложного для человека поступка являются более осознанными и экстериоризированными способами совладания по сравнению с вытеснением или проекцией.

1. В чем разница между ростом и развитием?

2. Что такое преформированное и непреформированное развитие?

3. Каковы основные принципы и категории психологии развития?

4. Какие виды детерминизма выделяют в психологии?

5. Каковы две основные формы развития психики?

6. Какие трансформации претерпела категория образа в психологии разви-j

7. Как развивается деятельность в онтогенезе?

8. В чем роль общения в развитии психики?

9. В чем роль переживаний в процессе становления психики?

10. Каким образом изменяются мотивы и потребности в онтогенезе? 1

11. Какие факторы влияют на развитие психики?

12. Чем различаются эволюционный и революционный пути развития?

13. Какие факторы являются основой психологических периодизаций?

14. Как различаются возрастные и функциональные периодизации?

15. В чем роль механизмов психологической защиты?

16. Какие существуют механизмы развития?

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с англ. -М., 1995. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. — М., 1975.

Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития: Пер. с англ. — М’Ж

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические произведем

Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с нем. — М, 1987. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1982. КрайгГ. Психология развития: Пер. с англ. — СПб., 2000. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. -4

Мид М. Культура и мир детства: Пер. с англ. — М., 1988.

Обухова Л. Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. — М., 1995.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с фр. — М., 1994.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. -МЛ

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности: Пер. с нем. — М.и

Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Пер. с нем. — Тбилиси, 1991. — Т. 1,2. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Пер. с англ. — М, 199Я Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис: Пер. с англ. — М., 1996. Юнг К. Психологические типы: Пер. с нем. — М., 1995.

studfiles.net

Механизмы развития неврозов

Патогенез неврозов. Чрезвычайная актуальность проблемы неврозов в общей патологии человека породила множество концепций их патогенеза. Важнейшие из них следующие.

Гештальт-теория неврозов. В. 1969 г. Ф.Перлз разработал оригинальную теорию механизмов функционирования личности человека и взаимосвязанных с ней принципов лечения функциональных нарушений. Согласно его представлениям основой процесса восприятия внешнего мира у всех живых существ является принцип формирования в сознании целостных форм или фигур (гештальтов). Если по каким-то причинам формирование целостного образа не происходит, накапливающиеся в сознании незавершенные образы (формы, ситуации) создают состояния внутреннего напряжения и приводят к нарушениям функций («деструктивной дезинтеграции личности»). Поведение человека, по Ф.Перлзу, формируется под влиянием стремления к созданию завершенных форм и ситуаций. Таким образом, всякая неудовлетворенная потребность человека представляет собой незавершенную форму, и цель психической деятельности заключается в частности в том, чтобы достигнуть правильного иерархического определения потребностей, последовательности их удовлетворения.

Неврозообразующими факторами, согласно теории Ф.Перлза, являются накопление незавершенных гештальтов и нарушения в процессе установления последовательности удовлетворения потребностей под влиянием противоречивой мотивации. Равновесие гештальтов — основа психического здоровья.

Гештальт-теория рассматривает сознание человека как основной инструмент для поддержания оптимального равновесия между индивидом и окружающим миром, основными процессами, происходящими в нем, является интеграция потоков информации о внешнем мире с формированием способностей «знать», «различать», «отдавать себе отчет» и т.п. Сознание обеспечивает течение чрезвычайно важных для деятельности человека процессов саморегуляции, направленных на поддержание оптимального равновесия между индивидом и внешней средой. Для определения основных пяти форм нарушений такого равновесия Ф.Перлз предлагает термины: итроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлюэнция.

В качестве терапевтических приемов для восстановления нарушенных равновесных взаимоотношений между индивидом и внешним миром гештальт-терапия предлагает ряд приемов, в том числе игр и так называемых «принципов», которыми должен руководствоваться пациент в восприятии внешнего мира (принцип непрерывности сознания, принцип «теперь» и др.). Практически работа с пациентом представляет собой занятия психотерапевта в малых группах длительно, по 2-3 часа 1-2 раза в неделю. Гештальт-терапия хорошо зарекомендовала себя в лечении неврозов. Попытки применения ее в работе с больными психозами существенного эффекта не дали.

Суггестивная теория патогенеза неврозов. Данная теория, отражающая собственные представления автора о патогенезе неврозов, исходит из следующих положений. Главным отличием человека от представителей животного мира является его способность усваивать и передавать видовой опыт не только с помощью генетического кода, но также при помощи понятий, зашифрованных в звуковой и письменной речи — в словах. Следует различать два основных типа речи: информационную речь, проходящую контроль логического мышления или цензуры, и суггестивную речь, не подвергающуюся такой цензуре. При допущении названных предпосылок мы определяем человеческую личность со всеми ее взглядами, убеждениями, привычками как совокупность состоявшихся прежде суггестии. Суггестированные понятия предопределяют основные, типичные реакции человека не только на вербальные стимулы, но и его разнообазные поведенческие стереотипы в самых различных жизненных ситуациях, прежде всего в эмоционально окрашенных, «маркированных» эмоциями.

Процесс воспитания, являющийся ни чем иным, как методом введения и закрепления взаимосвязанных системных суггестии, является таким образом основой для создания алгоритмов выработки оптимальных решений.

При воздействиях информационным вербальным сигналом последний анализируется и цензурируется активным сознанием, повреждающее воздействие слова снижается до минимального уровня. Психотравмирующие свойства слова проявляются только в том случае, если оно воспринимается на фоне измененного эмоционального состояния или взаимосвязанного с ним психогенно суженного состояния сознания.

При суггестивных воздействиях происходит сопоставление нового суггестивного сигнала с предыдущими, установление их взаимного соответствия. Если новая суггестия, содержащаяся в полученном словесном воздействии, не противоречит предыдущим суггестированным установкам, происходит ее закрепление, «встраивание» в систему предшествующего жизненного опыта. В противоположном случае возникает весьма болезненный для пациента процесс конкурентной борьбы суггестии в подсознании. И если исход такой борьбы не определяется, возникает состояние невроза.

Вот почему в обычном состоянии, вне сильного эмоцонального напряжения, когда работают механизмы логической цензуры, слово воспринимается в основном в качестве информационного сигнала и не вызывает невроза. Но те же воздействия, произведенные в состоянии сильного эмоционального напряжения, могут приводить к эффектам неврогизации.

Пoд peд. проф. А. Скоромца

«Механизмы развития неврозов» и другие статьи из раздела Справочник по неврологии

www.medactiv.ru

Невроз. Причины, симптомы и лечение патологии

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача.

Термин невроза был введен шотландским врачом Уильямом Кулленом в двадцатом веке. С того времени по сегодняшний день термин претерпевал различные интерпретации и до сих пор не получил однозначного толкования.

  • семейно-бытовые факторы и ситуации;
  • межличностные конфликты;
  • внутриличностные (интерперсональные) конфликты;
  • производные факторы;
  • смерть близких;
  • Семейно-бытовые факторы и ситуации

  • расставание, развод или измена;
  • патологическая ревность;
  • постоянные конфликты, ссоры и нездоровые отношения в семье (например, лидерство одного из членов семьи и подавление другого);
  • одностороннее дисгармоничное воспитание ребенка;
  • чрезмерная строгость или баловство;
  • симбиотическая связь с одним из родителей;
  • чрезмерные амбиции родителей.
  • В основе этих факторов и ситуаций лежит определенное эмоциональное состояние. Под действием этих эмоций развивается неадекватная самооценка (повышенная или заниженная), раздражительность, появляется тревога, зацикленность на чем-то, нарушается сон. Степень тех психических расстройств, которые развиваются в кадре невроза, зависит не только от силы психотравмирующего фактора, но и от типа личности. Так, более стрессоустойчивые люди менее восприимчивы к развитию невроза, истерический тип личности будет склонен к развитию конверсионного расстройства.

    Межличностные конфликты

    Межличностный конфликт является самым распространенным видом конфликта. В нем потребности одного человека вступают в противоречие с потребностями другого.

    Внутриличностные (интерперсональные) конфликты

    Механизм возникновения невроза

    Психоаналитическая теория невроза Фрейда

  • «движение к людям» — потребность в подчинении, в любви, в защите;
  • «против людей» — потребность в триумфе над людьми, в успехе, во славе.
  • «от людей» — потребность в независимости, в свободе.
  • У каждого индивидуума существуют все три способа, однако один главенствует. Иногда они могут вступать в противоречие. Таким образом, по Хорни ядром невроза являются противоречия между тенденциями личности. Невроз проявляется тогда, когда этот конфликт порождает тревогу, а у человека вырабатываются защитные механизмы, чтобы ее уменьшить.

  • неврастения;
  • конверсионное расстройство;
  • обсессивно-компульсивное расстройство.
  • повышенная возбудимость;
  • утомляемость;
  • вспыльчивость;
  • раздражительность;
  • быстрая смена эмоций (печали и радости);
  • тревога;
  • когнитивные расстройства в виде снижения памяти и внимания.
  • При этом повышенная возбудимость отмечается не только в психике пациента, но и в его соматике (телесных симптомах).

  • сердцебиение;
  • повышенная потливость;
  • дрожание рук;
  • нервные тики;
  • головные боли;
  • нарушения сна.
  • Как правило, неврастения развивается медленно и постепенно под влиянием продолжительной травматизации. Эта травмирующая ситуация ведет к постоянному напряжению и недосыпанию. Длительное напряжение ведет к истощаемости нервной системы, что отражает суть заболевания. Неврастения в буквальном смысле означает «слабость нервов».

    • 95 процентов – астения или же слабость;
    • 80 процентов – эмоциональная неустойчивость;
    • 65 процентов – повышенная раздражительность;
    • 60 процентов – расстройства сна;
    • 50 процентов – головные боли;
    • 48 процентов – другие телесные симптомы, такие как сердцебиение, одышка, потливость.
    • Также принято выделять гиперстеническую и гипостеническую форму неврастении. Для первой характерны повышенная возбудимость, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, торопливость. Для гипостенической формы неврастении характерны утомляемость, рассеянность, чувство разбитости и отсутствие сил.

      Конверсионное расстройство

    • припадки;
    • расстройства двигательной активности;
    • расстройства чувствительности;
    • вегетативные нарушения;
    • расстройства органов чувств и речи.
    • Припадки

      При истерии припадки очень разнообразны и часто похожи на эпилептические. Отличием припадков при истерии является то, что они всегда разворачиваются в присутствии людей («зрителей»). Припадок может начинаться истерическим плачем или смехом, иногда больные начинают рвать на себе волосы. Плач или смех, которые при этом наблюдаются, всегда насильственные.

      Далее начинается фаза судорог, которая также может быть очень разнообразной. Больные дрожат, извиваются, совершают крупные размашистые движения (фаза клоунизма). Припадки при конверсионном расстройстве затяжные и могут длиться часами. Также отличием истерических припадков от припадков другой этиологии является то, что падая, больные никогда не наносят себе увечья. Они падают осторожно, иногда изгибаются в виде дуги (истерическая дуга).

      При истерии могут наблюдаться парезы, параличи, контрактуры. При этом наблюдается снижение или же полное отсутствие движений в конечностях. Тонус при истерических парезах и параличах сохраняется. Также очень часто наблюдается такое состояния как астазия-абазия, при котором больной не может ни сесть, ни встать.

      Расстройства чувствительности при конверсионном расстройстве проявляется в анестезиях (снижении чувствительности), гиперестезиях (повышении чувствительности), и истерических болях. Отличием расстройств чувствительности при истерии является то, что оно не соответствует областям иннервации.

      Больные истерией по-разному могут реагировать на обезболивающие средства. Иногда введение даже наркотических средств «не облегчает» состояние пациента.

      К вегетативным нарушениям, наблюдаемым при истерии, относят изменение окраски кожных покровов пациента (побледнение или покраснение), колебание артериального давления, рвоту. Истерическая рвота бывает однократной и, как все симптомы истерии, наблюдается при наличии зрителей.

      При истерических расстройствах зрения часто наблюдается сужение полей зрения или же истерическая слепота (истерический амавроз). Параллельно с нарушением зрения отмечается нарушения цветовосприятия. Истерический амавроз может быть как на один глаз, так и на оба. При этом больные утверждают, что ничего не видят, в то время как при офтальмологическом осмотре не выявляется никаких отклонений. Подтверждением этому является то, что пациенты с истерической слепотой никогда не попадают в опасные ситуации.

      Обсессивно-компульсивное расстройство

      Это может быть мелодия, отдельные фразы или какие-то образы. Зачастую они носят характер воспоминаний и вносят определенную атмосферу. Также они могут приобретать тактильный характер и выражаться в определенных ощущениях. Навязчивые мысли выражаются в виде навязчивых опасений и сомнений. Это могут быть сомнения по поводу правильности выполненного дела или же его завершенности. Так, мысли о том, выключен газ или нет, могут заставлять человека десятки раз проверять плиту. Даже после совершения ритуала (например, семь раз проверить выключатели на плите) к больному через определенное время возвращается мучительное сомнение по поводу сделанного.

      Навязчивые страхи – это те страхи, которые невольно возникают в сознании людей и, как правило, в дальнейшем приводят к их социальной дезадаптации. Наиболее частые фобии связаны со страхом умереть, заразится какой-то болезнью, а также с боязнью открытых и замкнутых пространств.

    • боязнь заболевания сердца – кардиофобия;
    • боязнь заболеть раком – канцерофобия;
    • боязнь заболеть психическим заболеванием – лиссофобия;
    • страх закрытых помещений – клаустрофобия;
    • страх открытых пространств – агорафобия;
    • боязнь микробов – мизофобия.
    • Боязнь чего-либо заставляет больного преодолевать свой страх, выполняя различные действия (компульсии). Так, например, у больного с мизофобией наблюдается постоянная потребность в мытье рук. Навязчивое мытье рук нередко приводит к появлению изъязвлений и ранок.

      Навязчивые действия или компульсии чаще всего носят характер ритуала. Например, больной перед едой должен 7 раз помыть руки или 3 раза прикоснуться к какому-то предмету. Таким образом больные пытаются преодолеть свои навязчивые мысли и страхи. После совершения этих действий они испытывают некоторое облегчение.

      Нарушение половой функции при неврозах

    • алибидемия – снижение полового влечения;
    • эректильная дисфункция – отсутствие эрекции;
    • дисэрекционный синдром – падение эрекции во время полового акта;
    • растормаживание полового влечения (частые эрекции);
    • аноргазмия – отсутствие оргазма;
    • психогенный вагинизм – непроизвольное сокращение мышц таза и влагалища.
    • При неврозах все виды половой дисфункции носят функциональный характер, то есть отсутствует органическая причина. Очень часто половая слабость наблюдается ситуационно, то есть при каких-то избирательных ситуациях. Очень редко у мужчин наблюдается психогенный асперматизм, при котором эякуляция не возникает, как бы долго ни продолжался половой акт. В то же время она может возникнуть спонтанно (спонтанные поллюции) или в результате мастурбации.

      Как можно помочь человеку в состоянии невроза?

      Одним из самых действенных методов помощи больному во время невроза является словесная поддержка. Чтобы облегчить страдания, при разговоре с больным человеком следует соблюдать ряд правил.

    • Не следует предпринимать попытки начать разговор первым. Необходимо быть рядом с больным человеком и дать понять ему, что он не одинок. Желание высказаться может возникнуть у пациента с неврозом спонтанно, и важно не пропустить этот момент. Не стоит задавать шаблонных вопросов и произносить фразы типа «Ты хочешь об этом поговорить?» или «Доверься мне». Иногда помощь заключается в том, чтобы выключить свет, принести стакан воды или выполнить другие потребности больного.
    • Если больной позволяет, следует погладить его по рукам, спине. Это поможет установить более близкий контакт с человеком.
    • Если невротик (человек с невротическим расстройством) начал говорить о своих переживаниях, необходимо высказать ему слова поощрения. Следует постараться сделать так, чтобы больной больше говорил о своих внутренних ощущениях, чувствах и эмоциях, которые его беспокоят.
    • Вне зависимости от того, что рассказывает больной, стоит дать ему понять, что его переживания являются нормальными. Побудить невротика не стеснятся своих слез и искренних эмоций – основная задача, которую должны ставить перед собой его близкие.
    • Не следует уточнять детали и задавать наводящие вопросы. Но если человек с неврозом начал рассказывать о том, что его беспокоит, стоит внимательно его слушать и показывать свое участие в разговоре. Хорошим способом поддержки является личная история, в которой родственник больного может рассказать о пережитых им аналогичных моментах. Следует избегать стандартных фраз, типа «я понимаю как тебе сейчас тяжело» или «со мной происходило то же самое». Все страдания и переживания индивидуальны, и даже самые близкие люди не могут быть в курсе того, что испытывает невротик. Оптимальным вариантом будет фраза: «тебе сейчас нелегко, но я буду рядом и помогу тебе это пережить».
    • Кроме эмоциональной поддержки больному неврозом могут помочь физические меры, направленные на снятие физического напряжения и отвлечение внимания от фактора стресса.

      Во время стресса напрягаются различные группы мышц, что провоцирует неприятные ощущения и усиливает уровень тревоги. Находясь рядом с больным, близкий человек может предложить ему помощь в проведении упражнений, которые будут способствовать расслаблению.

    • нормализация дыхания;
    • массаж;
    • физические упражнения для успокоения;
    • водные процедуры.
    • Регулировка дыхания

      В стрессовых ситуациях больной непроизвольно начинает задерживать выдох, что увеличивает количество кислорода в крови. Результатом таких действий является усиление чувства тревоги и ухудшение физического самочувствия. Чтобы облегчить состояние невротика, во время приступа следует помочь ему нормализовать дыхательный процесс.

    • перекрестное дыхание;
    • дыхание животом;
    • дыхание в бумажный пакет.
    • Перекрестное дыхание

      Этапами проведения процедуры перекрестного дыхания являются:

    • закрыть пальцами правую ноздрю, левой – сделать глубокий вдох;
    • закрыть пальцами левую ноздрю, а правой выдохнуть воздух;
    • повторить упражнение 3 раза;
    • далее следует закрыть левую ноздрю, а правой втянуть воздух;
    • прикрыть правую ноздрю, а левой сделать выдох;
    • повторить упражнение 3 раза.
    • Дыхание животом

      Чтобы провести это упражнение, человека с невротическим расстройством нужно попросить сложить руки таким образом, чтобы одна рука была сверху, а другая – снизу живота. Далее больному на счете 1,2,3 необходимо втянуть воздух и надуть живот. На счете 4,5 нужно задержать дыхание, а потом выдохнуть на счет 6,7,8,9,10. Выдох должен быть протяжным и более растянутым, чем вдох. Находящийся рядом с невротиком человек должен произносить вслух счет, контролируя, чтобы больной совершал вдохи через нос, а выдыхал ртом.

      Дыхание при помощи пакета из бумаги поможет уменьшить количество кислорода, который поступает в легкие, и увеличить объем углекислого газа. Это позволит пациенту нормализовать дыхательный процесс и прийти в норму. Чтобы начать дыхание, нужно приложить к лицу пакет и плотно прижать его руками, чтобы внутрь не поступал воздух. После этого следует попросить больного начать делать вдохи и выдохи в пакет, до тех пор пока дыхание не нормализуется. Альтернативой бумажному пакету могут быть сложенные лодочкой ладони, приложенные ко рту и носу невротика.

      Массирование определенных групп мышц помогает избавиться от физического и эмоционального напряжения. Наиболее уязвимыми при стрессе являются мышцы шеи, плеч, головы. Именно в этих зонах зажатость в момент тревоги ощущается больными сильнее всего.

      Одним из эффективных методов избавиться от зажатости в мышцах при стрессе является прогрессивная мышечная релаксация. Данный способ включает в себя два этапа – напряжение и последующее расслабление различных групп мышц. Помощь близкого человека заключается в последовательном указании частей тела, которые нужно напрягать и расслаблять. Также помощник может включить расслабляющую музыку, приглушить свет или выполнить просьбу больного, которая поможет ему лучше сконцентрироваться на выполнении упражнений.

    • правая ступня (если пациент левша, он должен начинать с левой стопы);
    • левая ступня;
    • правая голень;
    • левая голень;
    • правое бедро;
    • левое бедро;
    • бедра, ягодицы;
    • грудная клетка;
    • спина;
    • правая рука, включая кисть;
    • левая рука вместе с кистью;
    • шея;
    • плечи;
    • мышцы лица.
    • Чтобы начать сеанс, необходимо помочь пациенту избавиться от обуви и одежды, которая сковывает его движения. Положение тела может быть как горизонтальным (лежа на диване или на полу), так и полувертикальным (сидя в кресле или на стуле). Выбор зависит от личных предпочтений больного. Далее следует напрячь правую стопу. Нужно попросить больного сжимать мышцы настолько сильно, насколько он может. Через 5 секунд ступню следует расслабить и задержаться в этом состоянии на несколько секунд. Такие действия стоит провести со всеми частями тела, учитывая при этом состояние человека с невротическим расстройством.

      Вода оказывает расслабляющее действие на нервную систему. Увеличить эффективность водных процедур можно при помощи эфирных масел тех растений, которые обладают седативным или тонизирующим эффектом.

      Чтобы провести данную процедуру, в глубокую миску из стекла, керамики или стали необходимо налить половину литра горячей воды и добавить 10 капель эфирного масла. Накрыть голову больного махровым полотенцем и попросить его вдыхать пар на протяжении 5 – 7 минут. После завершения процедуры лицо человека с неврозом нужно насухо вытереть. После ингаляции следует полежать и воздержаться в течение часа от посещения улицы.

      Данная процедура оказывает мягкое воздействие на организм и широко практикуется при неврозах. В емкость с теплой водой в количестве 2 литров следует добавить 10 капель эфирного масла. В жидкости смочить простынь из натуральных волокон, отжать и укутать ею тело больного. Продолжительность пребывания в простыне – не более 15 – 20 минут.

      Ванна с добавлением эфирного масла поможет избавиться от боли в мышцах. Также такие процедуры оказывают успокоительный и расслабляющий эффекты на нервную систему. Чтобы эфирное масло лучше распределилось в воде, следует смешать его с поваренной или морской солью, медом, сливками. Продолжительность первой ванны не должна превышать 10 минут. Впоследствии сеанс можно увеличить до 15 минут. Температуру воды следует подбирать в соответствии с состоянием больного. При 30 градусах ванна оказывает тонизирующее и бодрящее действие, при 37 градусах – успокаивающее. Чтобы ванна не спровоцировала ухудшение состояния, не следует проводить эти процедуры после приема пищи или при температуре тела выше 37 градусов. Противопоказаниями для ванн с эфирными маслами являются поражения кожных покровов, эпилепсия, сахарный диабет, онкологические заболевания.

      Перед тем как проводить какие-либо процедуры с использованием эфирных масел, следует провести тест на выявление у больного аллергии на данный продукт. Для этого каплю масла нужно нанести на локтевой сгиб. Признаками непереносимости эфирных масел являются появление одышки, учащение пульса, покраснение кожи, головная боль.

    • анисовое масло – устраняет плаксивость, борется со стрессом и снижает возбуждение нервной системы;
    • масло апельсина – способствует здоровому сну, улучшает настроение;
    • масло базилика – нормализует общий тонус организма;
    • гвоздичное масло – устраняет головные боли, способствует восстановлению сил после физического и умственного переутомления;
    • жасминовое масло – способствует крепкому и здоровому сну;
    • лавандовое масло – борется с депрессией, снижает возбуждение нервной системы;
    • масло розы – повышает работоспособность и вызывает чувство бодрости.
    • Отвлечение от стресса

      Пациент с невротическим расстройством склонен к тому, что сосредотачивает свое внимание на внутренних ощущениях, что усугубляет его состояние. Близкое окружение может помочь больному переключить внимание на другие факторы, чем сделает борьбу с неврозом более эффективной.

    • Концентрация внимания на окружающих предметах – пациенту следует предложить провести устную инвентаризацию всего, что находится в комнате. Необходимо попросить больного детально описать мебель, аксессуары, текстильные изделия, игрушки. Можно вспоминать истории, связанные с приобретением или использованием каждого предмета.
    • Выполнение повседневных обязанностей – если физическое состояние больного позволяет, следует постараться привлечь его к уборке, мытью посуды или приготовлению пищи.
    • Хобби – занятие любимым делом позволит отвлечься от внутреннего напряжения.
    • Музыка – спокойная музыка поможет расслабиться и отвлечься от негативных мыслей. Прослушивание музыкальных композиций можно совместить с выполнением домашних дел или другими занятиями.
    • Счет – отвлечься от стресса позволит пересчет дней, оставшихся до отпуска или другого события. Также больному можно предложить составить смету на планируемый ремонт и другие интересующие его темы, которые требуют сосредоточенности и рационального подхода.
    • Игры – настольные, логические и другие виды игр помогут невротику снизить уровень тревоги.
    • Помощь при профилактике невроза

      Участие членов семьи и близких людей в профилактике невротических расстройств поможет предотвратить рецидивы (повторные обострения) данного заболевания.

    • совместный поход к психотерапевту;
    • контроль приема лекарственных препаратов;
    • содействие в изменение образа жизни.
    • Помощь врача при неврозе

      В большинстве случаев неврозы возникают на фоне большого количества факторов, разобраться с которыми может только врач. Специалист определит причины возникновения заболевания и назначит лечение. Сложность заключается в том, что многие люди сопротивляются и не желают обращаться к психотерапевту. Близким людям следует действовать без нажима, мягко объясняя больному, что они беспокоятся о его здоровье. Внушительным аргументом в пользу посещения врача будет тот факт, что специалист работает анонимно. Если существует такая возможность, родственники невротика могут организовать первую встречу с врачом на нейтральной территории или в том месте, где пациент не будет себя чувствовать скованно.

      В случае если врач выписывает лекарства, родственники должны обеспечить наличие препаратов дома и контролировать их употребление больным. При назначении серьезных психотропных средств близким следует изучить противопоказания и побочные эффекты, чтобы предотвратить неприятности.

      Неправильный образ жизни является фактором, который усугубляет невроз. Поэтому окружение больного должно помочь ему изменить свои привычки и жизненный уклад.

    • Сбалансированный рацион питания – меню больного должно включать в себя достаточное количество углеводов, белков и жиров, для того чтобы организм был обеспечен энергией. Состояние невротика могут усугубить алкогольные напитки, табачные изделия, кофеин. Также не следует злоупотреблять жирной, соленой, острой и жареной пищей.
    • Физическая активность – людям, больным неврозом, полезны физические нагрузки. Эффективность занятий увеличивается, если их проводить на свежем воздухе. Это может быть катание на роликах, пробежки или прогулки по парку, катание на велосипеде. Присутствие рядом близкого человека является действенной мотивацией для того, чтобы систематически заниматься спортом.
    • Своевременный и здоровый отдых – сон оказывает большое влияние на восстановление нервной системы, предупреждая перенапряжение и эмоциональные срывы. Польза от здорового ночного сна не может быть компенсирована другими способами. Поэтому члены семьи невротика должны оказывать содействие в нормализации его сна. Способами, которые помогут сделать ночной отдых эффективным, являются расслабляющая ванна перед сном, регулярно проветриваемая спальная комната, отсутствие кофеина и табачных изделий не менее чем за 6 часов до сна.
    • Наличие хобби – занятие любимым делом помогает отвлечься от проблем на работе или других неприятных факторов. Близкое окружение может заинтересовать пациента, предложив ему совместное выполнение каких-либо дел (вышивка, рыбалка, кулинария) или посещение спортивного зала, студии танцев, оружейного тира.
    • Ограничение влияния внешних негативных факторов – в семье, где проживает больной неврозом, следует свести к минимуму просмотр фильмов ужасов, прослушивание тяжелой музыки.
    • Общие рекомендации для родственников тех пациентов, которые страдают невротическими расстройствами

      Больные неврозом часто чувствуют себя одинокими и покинутыми. Такие люди редко обращаются за помощью, потому что испытывают неуверенность в себе и растерянность. Часто невротики обижаются по пустякам и устраивают скандалы без причины. Находиться рядом с такими людьми бывает очень сложно. Близкие должны понимать, что их родственник переживает сложный период, и ему требуется поддержка и забота. В критические моменты окружению невротика следует запастись выдержкой и терпением. Не нужно провоцировать конфликты и заострять внимание на допущенных невротиком ошибках.

      Психотерапия при неврозе

      Существует множество методов психотерапии, которые отличаются по количеству участников в ней (групповая и индивидуальная), по задачам (поисковая и корректирующая) и так далее. При различных формах невроза врач-психотерапевт выбирает ту методику, которая, по его мнению, наиболее эффективна в данном случае.

      При этом виде терапии занятия происходят в группах по 6 – 8 человек, которые проводятся 1 – 2 раза в неделю. Во время сеансов разбираются особенности различных ситуаций и конфликтов, которые рассказывают пациенты, и рассматриваются пути преодоления невроза. Каждый участник рассказывает то, как он справляется с болезнью. Основное внимание уделяется тому факту, что невроз – это полностью излечимое заболевание.

      Лечение различными методами искусства (изобразительным, театральным, музыкальным) с целью снижения напряжения. Это достижение в арт-терапии называется сублимацией. Это значит, что энергия внутреннего напряжения, которое снимает с себя пациент, перенаправляется на достижение определенных целей в искусстве. При этом развиваются способности самовыражения и самопознания.

      Это метод самовнушения, при котором изначально достигается релаксация, а затем проводится внушение на различные функции организма.

      Сеансы проводятся лежа или сидя, мышцы рук расслабляются. Потом следует ряд упражнений, направленных на снижение напряжения. Например, больной ложится на кушетку и повторяет определенное количество раз фразу «Тело тяжелое», потом «Я совершенно спокоен». Когда пациент полностью расслаблен, задаются ритмы самовнушения «спокойствие», «тяжесть», «тепло». Для того чтобы овладеть этой методикой, пациенту иной раз необходимо несколько месяцев. Преимуществом этого метода является то, что его можно проводить дома с помощью аудиозаписи.

      При этом методе используется драматическая импровизация для более детального изучения внутреннего мира пациента. Психодрама используется как в групповой терапии, так и в индивидуальной (монодрама).

      Существует более 20 концепций современного психоанализа. Классический психоанализ основывается на вербализации мыслей путем проведения различных ассоциаций, повествования снов и фантазий. Психотерапевт в это время пытается провести анализ над бессознательными конфликтами, которые являются причиной невроза. Таким образом, происходит анализ вытесненных в бессознательное комплексов, желаний и переживаний.

    • 1 этап – накопление материала путем толкования снов и проведения ассоциаций;
    • 2 этап – интерпретация, путем толкования конфликтных ситуаций;
    • 3 этап – анализ сопротивления;
    • 4 этап – проработка и перестройка психики.
    • Для анализа полученных данных (например, сновидений) часто используются психоаналитические символики по Фрейду.

    • кольцевая дорога – безвыходность ситуации;
    • стена – препятствие;
    • змея, трости, небоскребы (прямые, твердые предметы) – фаллические символы (символы полового члена);
    • шляпы, пещеры – символы женских половых органов;
    • лестница – карьерный путь.

    Мнения по поводу эффективности этого метода неоднозначны. Некоторые специалисты говорят, что по эффективности психоанализ превосходит другие методы психотерапии. Другие же отрицают «теорию бессознательного» и, как следствие, сам метод психоанализа.

    www.polismed.com

    Это интересно:

    • Препараты при белой горячки Все заболевания на «Б» — Справочник заболеваний Белая горячка – что это такое? Белая горячка (алкогольный делирий) – заболевание, характеризующееся острым алкогольным психозом, длящимся от 2 до 8 дней. Заболевание обычно возникает спустя 72 часа после употребления алкоголя. Болезнь может встречаться у людей, не страдающих алкогольной […]
    • Разные дети аутизм Эти дети каждый день разные: почему в обычных школах не готовы работать с аутистами? Я сняла яркий пиджак, спрятала косы и забилась в самый дальний угол класса. Учитель предупредил, что одна из учениц может схватить за волосы, обнять, теребить одежду. Сижу, тихо, как мышка за партой с высокими бортиками. Впрочем, эти предосторожности лишние. Для […]
    • Матрасы стресс контроль отзывы Матрасы Mediflex (Дикуля) Матрасы Меdiflex разработаны группой врачей под руководством профессора В. И. Дикуля. Это ортопедические матрасы, созданные с учетом всех физиологических особенностей человеческого тела. Специалисты рекомендую эти матрасы как для комплексного лечения опорно-двигательного аппарата, так и для профилактики заболевания ОПД и […]
    • Кишечник и депрессия Дырявый кишечник, его симптомы, причины возникновения и лечение Дырявый кишечник является общим, но часто не диагностируемым состоянием, которое влияет и на пищеварение, и на многие другие системы организма и его функции. В этой статье мы начнем с 8 известных на сегодняшний день признаков синдрома дырявого кишечника, потом перейдем к 7 главным […]
    • Как вылечить ребёнка от заикания О заикании известно еще с давних времен. Демосфен, живший еще до нашей эры, страдал заиканием. Но тот факт, что он был знаменитым греческим оратором, свидетельствует о том, что он все-таки поборол этот недуг. Есть версия, что ему помогли камешки, какие он держал во рту при разговоре. Этот метод используют и в наше время для более четкого звучания […]
    • Истерический криз 8 букв 6.8. Острые заболевания центральной нервной системы Нарушения мозгового кровообращения могут быть преходящими
    • Программа про анорексию 2015 Adobe Premiere Pro (2015) PC скачать торрент Год выхода: 2015 Версия программы: 2015.0.2 9.0.2 (6) Официальный сайт: ссылка Язык интерфейса: русский, английский Лечение: не требуется Размер: 614.99 MB Процессор Intel Core2 или AMD Phenom II с поддержкой 64-разрядных ОС Windows 7 с пакетом обновления 1, Windows 8 или Windows 8.1 (64-разрядные […]
    • Стресс снижает эмоции — русскоязычная версия всемирно известной программы MBSR (Mindfulness Based Stress Reduction) Эта программа будет полезна для вас, если вы хотите: Снять стресс и нервное напряжение Избавиться от панических атак, страхов и тревоги Стабилизировать нервную систему Облегчить выход из депрессии, провести лечение депрессии Улучшить […]