Конспекты занятий по заиканию

Нередко у них приходится отмечать различные аномалии кожной чувствительности, чаще всего ослабление ее. У одних дегенерантов бывает слишком мало волос, у других слишком много, и они растут там, где не следует; так, есть мохнатые люди, у которых все тело покрыто густыми длинными волосами, есть женщины с бородами и усами. Иногда бывает разный цвет волос на голове; иногда наступает слишком рано седина. Ногти у дегенерантов часто растут неправильно, испорчены бороздами, слишком ломки. Часто голос у дегенерантов ненормален, напр., у мужчин сохраняется детский голос до старости; иногда бывает отсутствие голоса. Со стороны речи — часто у идиотов и дегенератов замечается немота (большею частью глухонемота) или неправильности речи в форме заикания, картавости, невозможности произносить некоторые звуки. Часто у дегенерантов речь развивается очень поздно. 12.Общий вид. Часто поражает непропорциональность в размерах головы и туловища, туловища и конечностей, чрезмерна туловатость и пр. Кроме гигантиз нанизма, нужно здесь иметь в так называемую микросоматию, при которой у человека очень малого, личьего роста, размеры головы ходятся в таком же отношении размерам других частей тела, людей высокого роста . »

Глянцевая самоклеящаяся фотобумага с перманентным клеевым слоем. Для печати на всех струйных принтерах систем Epson, HP, Canon, Lexmark и

Оригинальные, высокого качества исполнения часы с обратным ходом. Диск выполнен из стекла, окрашивание с тыльной стороны многослойным

Подарочное махровое полотенце. Цвет полотенца и цвет вышивки — в ассортименте! Оригинальная тематическая вышивка на полезном в хозяйстве

Много лет являлась главным дефектологом республики Казахстан.

Первое издание этой книги было издано под название «Логопедия при заикании».

69 руб 2009 год 96 стр. мягкая обложка

Для широкого круга читателей.

268 руб 2013 год 352 стр. мягкая обложка

Описываемые в пособии системы игр и приемы логопедических занятий раскрывают одну из сторон комплексного метода устранения заикания.

Автор книги — Ирина Александровна Поварова, кандидат педаго­гических наук, доцент кафедры логопедии Московского социально-гуманитарного института.

84 руб 2012 год 224 стр. мягкая обложка

Книга является своего рода популярной энциклопедией современных знаний по развитию речи, речевым патологиям и существующим способам их лечения.

292 руб 2010 год 160 стр. мягкая обложка

Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1984 года (издательство "Просвещение").

1472 руб 1984 год 176 стр. мягкая обложка

Теоретические проблемы рассмотрены автором в междисциплинарном аспекте, в том числе и с позиций собственного научно-практического опыта работы.

700 руб 2016 год 574 стр. мягкая обложка

293 руб 2018 год 44 стр. мягкая обложка

В пособии представлена система работы по коррекции заикания у младших школьников, которая включает диагностику дефекта, подготовительные мероприятия и собственно коррекционную работу, а также профилактику заикания у детей.

86 руб 2017 год 104 стр. мягкая обложка

Материал предназначен как для индивидуальной работы, так и для работы с группой детей.

Пособие будет полезно педагогам дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов и родителям при подготовке детей к школе.

95 руб 2009 год 184 стр. Мягкая обложка

Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и формированием мыслительных процессов.

104 руб 2010 год 104 стр. мягкая обложка

Все занятия проводятся в занимательной игровой форме.

74 руб 2010 год 88 стр. мягкая обложка

Большинство занятий носит интегрированный характер: математические задачи сочетаются с другими видами деятельности.

65 руб 2010 год 104 стр. мягкая обложка

Рекомендации по планированию, организации и проведению занятий составлены автором с учетом требований соответствующих разделов типовой Программы воспитания и обучения в детском саду и программы Истоки.

Рекомендации по планированию, организации и проведению занятий составлены автором с учетом требований соответствующих разделов типовой «Программы воспитания и обучения в детском саду» и программы «Истоки».

280 руб 2016 год 104 стр. мягкая обложка

Как научить малышей рисовать?

72 руб 04/01 год

В третьем разделе описывается система методических приемов, способствующих формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР на основе развития вербальных и невербальных средств общения.

www.booksiti.net.ru

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:

Конспекты занятий по заиканию

Представленные конспекты яввляются систематезированным материалом по работе над заиканием.

Предварительный просмотр:

  • Расслабляющие движения.
  • Дыхательные упражнения.
  • Голосовые упражнения.
  • Речевые упражнения, игры на координацию слова с движениями.
  • Речевые настольные игры и занятия.
  • Вступительная беседа логопеда.

    Логопед сообщает детям о том, как его зовут, зачем они будут приходить в группу. Обычно дети отвечают так: «лечиться», «учиться говорить».

    Логопед объясняет детям, что они в группе будут учиться читать стишки, считать, играть в лото, домино, учиться рассказывать рассказы.

    Логопед говорит о том, что некоторые дети делают запинки в своей речи, что происходит это оттого, что они очень спешат, торопятся, волнуются, а здесь они будут учиться говорить не спеша, спокойно. Для этого они будут считать считалкой, читать стихи, под хлопки, под мяч, играть в игры с мячом и не будут делать запинок в речи.

    Так спокойно и не спеша, вы должны будете говорить и дома, и с мамой, и со всеми остальными.

    Теперь встанем в круг и поиграем.

    Пособия: резиновый мяч, свеча, предметное лото.

  • Помахать руками, как птички крылышками.
  • Помахать руками, как при прощании. Кисти рук расслаблены.
  • Детям предлагается потушить свечу (спокойно вдохнуть через нос, не поднимая высоко плеч и не закидывая головы назад), а потом выдохнуть медленно на свечу через рот, длительно шепотный звук ф-ф-ф-ф (коллективно).
  • То же индивидуально.
  • Звукоподражание паровозному гудку, вою волка у-у-у-у. Логопед показывает правильную артикуляцию (коллективно).
  • Воспитание спокойного темпа речи при произношении считалки.

    Игра в считалки проводится в кругу. Один ребенок произносит её в кругу, в центре. Он медленно, четко произносит каждое слово, одновременно касаясь каждого указательным пальцем:

    Научились мы считать:

    Раз, два, три, четыре, пять…

    Размеренные движения пальцев руки регулируют темп читающего и делают произношение текста считалки доступным для ребенка.

    Считалка произносится 4…5 раз.

    Цель: воспитание спокойного темпа речи.

    Стоя в кругу на расстоянии вытянутых рук каждый из играющих по очереди на замах мяча вверх произносит первый слог имени своего соседа, на второй слог бросает мяч к его ногам.

    Поймавший мяч, в свою очередь, бросает его рядом стоящему, произнося Же-ня (повторяется 4…5 раз).

    Речевые настольные игры:

    Воспитание спокойного темпа речи в предложении из трех слов.

    Предметное лото (любое). Дети поизносят:

    Логопед показывает, как надо прощаться плавно и медленно: «До свидания».

    Пособия: свеча, мяч, лото «Малышам».

    Помахать руками, как бабочки крылышками.

    Подуть на указательный палец «свеча».

    Артикуляция «А». Игра «Эхо». Дети стоят в два ряда, друг против друга. Одна партия громко произносит «а», другая эхом чуть тише отзывается «а».

    Артикуляция «У», так же.

    В счете от 1 до 5 под мяч дети сопровождают каждое слово броском мяча в пол. Игру можно вести на соревнование (кто ни разу не уронит мяч).

    Повторить игру с названием имен и одновременным броском мяча (Же-ня).

    Цель: воспитание спокойного темпа речи в ответах на вопросы: «У кого бабочка?».

    Рассказ «Испугались!» — воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Три мальчика пошли в лес. Там они собирали орехи. Вдруг кто-то выскочил из кустов. Два мальчика испугались и побежали. Они упали, уронили корзинки и рассыпали орехи, а третий мальчик не испугался. Он спокойно стоял и смотрел, кто это выскочил? А это был не волк, а заяц».

    План проработки рассказа до 8-го занятия.

  • Отраженное коллективное чтение.
  • Отраженное индивидуальное чтение.
  • Пересказ рассказа про мяч.
  • Пособия: кусочек ваты, мяч, лото «Солнышко».

  • Повторение предыдущих упражнений.
  • Меленные вращения кистями рук перед собой.
  • Сдувание ватки с ладони «Кто дальше». Выдох должен быть долгим (коллективно, индивидуально).
  • Голосовые упражнения: Звукоподражания

    А) Воспитание спокойного темпа речи произношением считалки

    Я привез цветные книжки,

    Пусть читают ребятишки,

    Я привез карандаши,

    Пусть рисуют малыши.

    Затем игра в считалки из первого занятия.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи. Сначала повторяем пройденное упражнение (счет до пяти под мяч), а затем разучиваем новую игру:

    Дети стоят в кругу на некотором расстоянии руг от друга. Первый, делая замах мячом, произносит первое слово «Вова», затем плавно бросает к ногам соседа на ударный слог слова «ло-ви». Поймавший мяч, бросает его следующему и т.д. (несколько кругов).

    А) Воспитание спокойного темпа речи при произношении коротких предложений в игре «Солнышко».

    Берем любое предметное лото, на одной из карточек рисуем солнышко. Дети берут картинки, как и в предыдущей игре, из стопки и спокойно и медленно называют изображение на ней:

    У меня «солнышко» — будем называться «солнышком».

    Дети, обращаясь к нему, говорят:

    Выгляни в окошко,

    Ждут тебя детки,

    Б) Воспитание спокойного темпа речи при проработке рассказа «Храбрый дрозд».

    Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде были птенчики. Кот Васька полез на дерево. Только он подполз к гнезду, как прилетел старый дрозд. Он стал клевать кота и в нос, и в глаза. Кот испугался и убежал.

    После проработки рассказа несколько детей по очереди передают данный рассказ, а остальные по очереди передают ранее заученный рассказ под мяч.

    Рассказать его маме и папе.

    Пособия: цветок, мяч, картинки «Что делает?»

    Расслабляющие движения: помахать расслабленными кистями рук над головой.

  • Повторяем движения рук первого занятия.
  • Разучиваем данное.
  • Повторяем 1-2 раза ранее разученные упражнения.
  • При вдохе понюхаем цветок, духи, искусственный цветок, лимон и т.д.
  • Звукоподражание плачу ребенка в игре «Эхо» а-а-а-а, затем уа-уа-уа.

    Каждое новое упражнение заучивается сначала коллективно, а потом индивидуально.

    А) Воспитание спокойного темпа речи при произношении стишка под хлопки: сначала хором, потом индивидуально.

    «Вербочки»: Вербочки, вербочки!

    Надо следить, чтобы дети делали паузы в конце строки.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в игре под мяч «Бросаю — лови!».

    А) Воспитание спокойного темпа речи в вопросах и ответах по картинкам «Что делает?».

    Один из играющих, ведущий, показывает картинку с действием и спрашивает по очереди:

    — Что делает мальчик?

    — Мальчик кормит рыбок.

    После нескольких вопросов роль ведущего можно передать ребенку.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи при проработке рассказа «Случай с белкой».

    Логопед должен спросить, кто будет рассказывать старый рассказ, а кто — новый, чтобы избежать переутомления.

    «Весной затопило весь луг, только верхушки кустов и деревьев остались торчать из воды. Дедушка поплыл на лодке между кустами, чтобы поставить сети на рыбу. На кустах висела солома и прутья. На одной ветке болталась какая-то мокрая тряпочка. Вдруг эта «тряпочка» прыг к дедушке в лодку. Она оказалась белкой. Дедушка довез её до берега. Тогда белка соскочила с лодки и убежала в лес».

    Пособия: флакон с духами, мяч, настольная игра «Квартет».

  • Повторение упражнений из 3-4 занятий.
  • «Полоскание белья» — покачать расслабленными руками у пола.
  • При вдохе понюхать запах духов из флакона.

  • Повторение звукоподражаний по желанию детей.
  • Звукоподражание шипению гуся ш-ш-ш-ш. Зубы сомкнуты, губы собраны в трубочку, теплая струя — контроль ладонью. Коллективно, индивидуально.
  • Мой веселый звонкий мяч,

    Ты куда пустился вскачь?

    Произношение каждого слова сопровождается броском мяча в пол.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи при произношении фразы под мяч. Дети, стоя в кругу, по очереди, называют свое имя: «Меня зовут Женя», «Меня зовут Коля» и т.д.

    А) Воспитание спокойного темпа речи при произношении фразы в четыре слова. Игра «Квартет». Каждый ребенок подбирает по четыре одинаковых картинки: четыре грибка, четыре цветка, четыре предмета посуды, обуви и т.п. Обращаются с фразой: «Вова, дай мне цветок».

    Б) Воспитание спокойного темпа речи при проработке сказки «Курочка ряба».

    «Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я Вам снесу яичко не золотое, а простое».

    После проработки сказки логопед договаривается с детьми о том, кто будет рассказывать новую сказку, а кто старый рассказ.

    Пособия: мяч, картинное домино, контурные картинки.

  • Имитация полоскания белья.
  • Расслабленное падение рук из положения руки в стороны.
  • Повторение одного-двух старых упражнений.
  • На выдохе подуть на пригоршни рук, на горячий чай ф-ф-ф-ф.
  • Повторно: шипение гуся ш-ш-ш-ш.
  • Жужжание пчелы ж-ж-ж-ж (губы, зубы, струя воздуха, как у ш-ш-ш-ш).
  • Речевые упражнения на координацию слова с движениями.

    А) Воспитание спокойного темпа речи при произношении стишка под хлопки:

    Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

    Потерял пастух дуду.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи при произношении предложений под мяч. «Моя фамилия Уткин», сопровождая слова броском мяча.

    А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Картинное домино»: «Я ставлю самолет и автобус».

    Б) Воспитание спокойного темпа речи при проработке рассказа «Скворец».

    «Сережа открыл дверь в сени. В это время в комнату вбежал кот. В зубах у него был скворец. Сережа громко закричал, и а крик прибежала мать. Она схватила кота и отобрала у него птичку. Скворец тяжело дышал. Сережа посадил его в клетку. Через несколько часов скворец оправился, и Сережа выпустил его на волю».

    Проработка по вопросам и ответам и чередование в рассказах всех ранее выученных.

    Повторить рассказ дома.

    На 7-м занятии вместо проработки рассказа передается его содержание, дается раскрашивание «контурных картинок».

    Пособия: мяч, предметная лопатка, контурные картинки.

  • Повторение.
  • «Брызги воды» — встряхнуть расслабленными кистями рук.
  • «Охлаждение горячего чая» — подуть на предметы.
  • Раздувание углей в костре, утюге, дутье на предметы.
  • Звукоподражание гусю: ш-ш-ш; жуку: ж-ж-ж.
  • Звукоподражание комару, мухе: з-з-з-з.
  • На выдохе улыбнуться + громкий звук сначала коллективно, хором, потом индивидуально.

    Раз, два — синева,

    Три, четыре — солнце в мире,

    Пять, шесть — речка есть,

    Семь, восемь — майки сбросим,

    Девять, десять — загораем целый месяц.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи при произношении предложения «Мне пять лет».

    А) Воспитание спокойного темпа речи в предложении из четырех слов.

    Игра «Картинное домино». В начале мы предлагали предложения из трех слов «У меня рыбка». Теперь — из четырех слов: «У меня золотая рыбка» (серый зайчик, лисички-сестрички). Сначала логопед подсказывает «серый» зайчик. Потом дети должны самостоятельно давать определения.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Варя и чиж». (Сборник стр. 56).

    «У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу: «Пора тебе, чиж, петь». «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

    План проработки рассказа до 20-го занятия:

  • Вопросы и ответы по прочитанному.
  • Пересказ прочитанного под мяч.
  • Чередовать с ранее выученными. На 9-м занятии детям даются контурные картинки для раскрашивания.

    Пособия: мяч, игра «Чудесный мешочек», тонкий резиновый шарик, контурные картинки.

  • Повторить два-три выученных упражнения.
  • «Уснем стоя» — падание головы вниз медленно на сигнал «Вниз!», «Вверх!» — медленно поднимают головы.
  • Повторно: звукоподражание из 7-го занятия (раздуть угли в утюге).
  • На выдохе надуть резиновый шарик, который при надувании издает звук «уди-уди». У каждого должен быть свой шарик.
  • Повторно: звукоподражание жуку, комару.
  • Звукоподражание лопающемуся пузырю — с-с-с-с, но без участия голоса.
  • А) Воспитание спокойного темпа речи при чтении стихов под хлопки:

    Ой, бежит ручьем вода!

    Ой, вода! Ой, вода!

    Нету снега, нету льда!

    После коллективного чтения стихов несколько детей повторяют индивидуально.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в подвижных играх. Сначала коллективно, по показу логопеда, а потом по сигналу отдельных детей. Дети в кругу выполняют движения согласно тексту: «Руки в стороны, в кулачок, разжимай и на бочок!»

    А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Чудесный мешочек». В мешочек кладется столько игрушек и пособий, сколько детей в группе. Ребенок на ощупь узнает и называет предмет, а затем показывает детям: «У меня книга с картинками».

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Петя помог».

    «Над окном было ласточкино гнездо. Из него выглядывали четыре птенчика. Вдруг один птенчик выпал. Ласточки закружились над ним и пищали, но помочь не могли. Это увидел Петя. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо. Ласточки весело защебетали и стали кормить птенчика».

    Несколько детей пересказывают этот рассказ, а остальные — любой ранее заученный под мяч.

    Пособия: ватка, игра «Загадки», контурные картинки.

  • Повторить расслабляющее падение головы.
  • «Вертящееся мельничное колесо» (медленное. Плавное, круговое движение рук).
  • Вдох — дети поднимаются на носки, нюхают ветку (цветок) из рук логопеда.

  • Повторить несколько звукоподражаний «Эхо».
  • Звукоподражание вою ветра — в-в-в-в (показать правильную артикуляцию).
  • Воспитание спокойного темпа речи в чтении стихов под мяч. Сначала хором, потом индивидуально:

    Друг веселый, мячик мой,

    Всюду, всюду ты со мной,

    Хорошо с тобой играть.

    Можно дать чтение стишка каждому по одной строчке, тогда повторить два-три раза.

    А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Загадки».

    Показываю картинку, на обратной стороне которой — загадка. Дальше читаю загадку. Если дети знают отгадку — называют, если нет — показывается картинка.

    Логопед медленно читает загадку, потом предлагает повторить одному из детей. Подбираются короткие, легко запоминающиеся, загадки. Например:

    Красные лапки щиплют за пятки. (Гусь).

    Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб).

    При последующих играх в загадки дети по показанной картинке на память произносят заученные загадки.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Одураченный мишка».

    «Иногда, хотя и редко, медведи нападают на людей. Один раз пастух встретился с медведем. Он поднялся на задние лапы и заревел. Пастух пустился бежать. Слышит он, что медведь вот-вот догонит его. Тогда пастух снял шапку и бросил её прямо в морду медведя. Медведь остановился, схватил шапку в лапы и стал рвать её. А пастух в это время выбежал из леса и спасся».

    Передача этого, и ранее заученных рассказов, производится по выбору самих детей.

    Пособия: мяч, разноцветные картинки.

  • Повторить упражнения из занятий 10-12.
  • По сигналу логопеда «вправо» дети медленно наклоняют голову вправо, по сигналу «влево» — влево.
  • Вдох через нос, выдох на воображаемое ушибленное место руки, пальца, ладони и т.д.

  • Повторить несколько раз другие голосовые упражнения по выбору детей.
  • Звукоподражание крику гусей га-га-га (несколько раз на одном вдохе сначала коллективно, потом индивидуально).
  • Дети сами проверяют правильность артикуляции друг у друга.

    А) Воспитание спокойного темпа речи в подвижных играх «Руки в стороны».

    Дети стоят в кругу. Логопед показывает движения, соответствующие тексту:

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем

    И бегаем кругом.

    Потом дети выполняют самостоятельно.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в предложениях под мяч: «Я живу на улице Нансена (Пушкина и т.д.)». Дети стоят в кругу. Каждый называет свою улицу или переулок.

    А) Воспитание спокойного темпа речи в предложениях из пяти слов: «Вова, дай мне красную шапочку».

    Приучить детей делить предложения на два отрезка по смыслу, как указано в образце. Иначе упражнение будет трудным и вызовет заикание.

    В этой игре дети подбирают четыре картинки одинакового цвета (красное платье, шар и т.д.). Кроме речевого момента знакомство с цветами.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Гуси».

    «Вышла хозяйка и манит гусей: «Теш, теш, теш, гуси серые, гуси белые, ступайте домой». А гуси шеи вытянули, крыльями машут, клювы раскрывают? «Не хотим домой идти, нам и здесь хорошо». Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьешься, взяла длинную хворостину и погнала гусей домой».

    Пособия: надушенный платок, мяч, игра «Детское домино».

  • Повторить упражнения из 6-го занятия.
  • Плавное поднимание расслабленных рук перед собой до уровня плеч и свободное падение рук вниз.
  • На вдохе понюхать надушенный платочек, а на выдохе так же медленно, как сам выдох произнести: «Хорошо». Хо-ро-шо.

    Звукоподражание кукушке: ку-ку-ку. По 2-3 раза на одном выдохе сначала хором, потом индивидуально.

    А) Воспитание спокойного темпа речи при произношении стихов под мяч:

    Дети сидят в кругу на корточках, хором произносят текст игры:

    Стук-стук молотком (стучат о пол кулачком),

    Строим-строим новый дом (встают, поднимают руки, соединяют их в центре, как бы образуя выстроенный дом),

    Строим-строим новый дом.

    Речевые настольные игры и занятия.

    А) Воспитание спокойного темпа речи в предложениях: «Я ставлю елку и флажок» в игре «Картинное детское домино».

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в рассказе «В лесу».

    Пособия: надушенный платок, мяч, картинки со стихами.

  • Упражнения из 5-го занятия.
  • «Кошение травы косой» — свободное растягивание рук вправо, влево.
  • На вдохе понюхать (цветы) духи из флакона:

    «Ох, хорошо пахнут».

    «Очень приятно пахнут». Несколько разных предложений

    «Очень хороший запах».

    Игра «Чей домик?». Каждый ребенок находит себе уголок-домик. Ведущий подходит к домику и спрашивает: «Чей домик?». Дети отвечают звукоподражанием (жук, гусь, корова, кукушка и т.д.). Ведущий: «Это домик жука (гуся, коровы, кукушки и т.д.).

    А) Воспитание спокойного темпа речи при чтении стишков под хлопки:

    Идет по улице народ.

    Трубач трубит в трубу не зря,

    Сегодня праздник Октября.

    Повторить под стихи «Вербочки», «Ой, бежит ручьем вода» из 4-го и 10-го занятий.

  • «Вова, лови» и «Бросаю — лови!»
  • Вариант этих игр «Раз, два, три — лови» повторить 2-3 раза.
  • А) Воспитание спокойного темпа речи в стихах и играх.

    Стихи А. Барто, Чуковского, Михалкова, Маршака знакомые детям.

    Логопед показывает картинку и медленно, плавно читает первую строку: «Наша Таня громко плачет».

    Дети также медленно и плавно читают вторую строку.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Костя».

    «Ехал Костя в трамвае. Видит он: в трамвай вошел человек на костылях. Ему трудно было стоять. Костя встал со своего места и сказал: «Садитесь, пожалуйста, гражданин. Я постою». Гражданин сказал: «Спасибо», и сел на скамейку.

  • Чтение всего рассказа логопедом.
  • Пересказ рассказа без мяча до 30-го занятия. Отходим от упражнений по отраженному индивидуальному чтению. После вопросов — самостоятельный рассказ.
  • Отходим от пересказа под мяч. Если же в группе есть дети с сильными затруднениями в речи, то продолжаем пересказ рассказа с мячом.

    Пособия: флакон с духами, флажки, игра «Чудесный мешочек».

    Плавное поднимание расслабленных рук над головой и свободное падение их с последующим раскачиванием по бокам, как маятник.

    На вдохе произнести: «Мои любимые духи — ландыш (сирень, мак, незабудка, знакомые детям).

    Логопед дает детям надушенный платок.

  • Повтор упражнений из предыдущих занятий.
  • Звукоподражание карканью вороны (каррр-каррр).
  • Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре с флажками. Дети стоят в кругу, держа в каждой руке по флажку. Сначала дети выполняют соответствующие движения по сигналу логопеда, а после запоминания текста игры — по сигналу детей. Правой вверх, вниз

    Левой вниз, вверх и т.д.

    А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Чудесный мешочек». Можно разнообразить. Вместо игрушек можно положить коробочки с конфетами.

    «У меня коробочка, а в ней — ириска (конфета «Пчелка», конфета «Коровка» и т.д.).

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Ссора Жучки и кошки».

    «Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть. Жучка пришла. Кошка Жучку — лапой за нос. Жучка кошку — за хвост. Кошка Жучке — в глаза. Жучка кошку — за шею. Тетя шла мимо, несла ведро и стала лить на кошку и Жучку воду».

    При проработке этого рассказа хорошо показать детям на мягких игрушках, как они дрались и т.д.

    Пособия: пузырек, мяч, игра «Где растет?».

  • Повторить движения из 10, 14 и 18-го занятий.
  • Ходьба по кругу шатающейся походкой, расслабленно уронив голову на руки.
  • На выдох в пузырек. При длительном выдохе в пузырьке образуется шум и свист — значит, дети делают полный вдох. У каждого свой пузырек.

    Повторить все выученные голосовые упражнения в игре «Чей домик?».

    А) Воспитание спокойного темпа речи. Сначала дети повторяют текст хором, затем отдельные дети — по очереди, а остальные – выполняют в соответствующие движения, вместо зубной щетки проводят указательным пальцем перед ртом.

    Моем шею, моем уши,

    Не спеша, не спеша.

    Чистота всем дороже —

    Мы и зубы чистим тоже

    Б) Повторить подвижную игру из 22 занятия (правой вверх…, разделить флажки).

    А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Где растет?».

    Можно подобрать рисунки растений или плодов леса, сада, поля, огорода по 4 карточки. Дети по очереди берут из стопки картинку, называют её и произносят:

    У меня гриб, он растет в лесу.

    У меня репка, она растет в огороде.

    У меня рожь, она растет в поле.

    У меня груша, она растет в саду.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Лев и мышь».

    «Лев спал. Мышь пробежала по его телу, он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтоб он отпустил её. Она сказала: «Если ты меня отпустишь, а тебе добро сделаю». Лев засмеялся и отпустил мышь. Однажды охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услышала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, что и я могу добро сделать, а теперь сам видишь, что и от меня может быть добро!».

    Пособия: яблоко, мяч, игрушки из пластмассы (резиновые, мягкие) для игры «Угадай, чего не стлало?».

    Дети стоят в кругу попарно. По сигналу логопеда грозят друг другу пальцем. Затем по сигналу логопеда: «Раз. Два, три!» разворачиваются на 180 0 , и грозят пальцем в уже новой паре. Затем выполняют это упражнение по сигналу одного из детей.

    На выдохе понюхать яблоко. На выдохе сказать:»Очень душистое яблоко», «Очень ароматное яблоко», «Очень приятный запах».

  • Повторить звукоподражание вороне.
  • звукоподражание котенку: мяу, мяу.
  • А) Воспитание спокойного темпа речи в считалке:

    Покажи свой кожушок.

    Кожушок горит огнем,

    Сколько перышек на нем?

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре.

    По сигналу логопеда:

    «Руки выше поднимаем» — дети поднимают руки.

    «А потом их опускаем» — дети опускают руки.

    «Раз (поднимают), два (опускают),

    Три (поднимают), четыре (опускают)».

    Потом упражнение повторяется по сигналу одного из детей.

    А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Угадай, чего не стало?».

    Логопед ставит 3-4 игрушки или картинки и предлагает запомнить и закрыть глаза, а потом угадать чего не стало.

    «На столе не стало лошадки».

    Потом можно убирать по две игрушки.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи при проработке рассказа «Жучка».

    «Заболели у Жучки ноги. Да дня она лежала в конуре голодная. Все о ней забыли. А Миша вспомнил про Жучку и принес ей миску супа и кусок хлеба. Обрадовалась Жучка и завиляла хвостом. Каждый день Миша кормил Жучку. Скоро Жучка выздоровела и побежала с Мишей гулять».

    Пособия: мандарин или апельсин, мяч, короткие стихи, иллюстрации.

  • Повторить упражнения из 22 занятия.
  • Медленное поднимание и опускание рук из исходного положения: одна рука внизу, другая — вверху.
  • На выдохе понюхать апельсин, на выдохе сказать: «Очень хорошо пахнет апельсин (или мандарин)».

    ??????????????????????су дети увидели большой пруд, а в пруду и по берегам его были гуси. Гуси увидели детей и начали громко кричать.

    — Таня, как кричат гуси?

    Испугались дети и скорей побежали в лес. А в лесу было тихо. Только было слышно, как качаются верхушки деревьев.

    — Коля, как шумит лес?

    Дети выбрали полянку и сели отдохнуть с дороги. Вдруг у Жени над ухом зазвенел комар тоненьким голоском.

    — Женя, как звенит комар?

    А Леня увидел, как на цветок села пчелка. Она ползла по цветку и жужжала.

    — Леня, как жужжит пчелка?

    Скоро в дали закуковала кукушка.

    — …, как кукует кукушка?

    Долго дети слушали кукушку, отдохнули и пошли искать грибы, ягоды и рвать цветы. Дети боялись отстать в лесу и часто аукались.

    — …, как аукаются в лесу?

    Долго дети гуляли в лесу, хорошо отдохнули и пошли домой.

    А) Повторить подвижную игру из 18-го занятия «Ножки вместе! Ножки врозь!»

    Б) Игра «Флажок». Дети стоят в шеренге на расстоянии примерно 7 метров от флажка на полу. Дети по очереди прыгают к флажку на одной ноге, произнося на каждый прыжок слова текста игры. При последнем слове «флажок» играющий должен быть у флажка.

    А) Воспитание спокойного темпа речи при повторении на память одной-двух строчек стиха, прочитанного логопедом с иллюстрацией. Например:

    Утка крякнула в пруду:

    Я найду себе еду.

    Дом с трубой на красной крыше.

    Дом хороший очень вышел.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи при проработке рассказа «Лиса».

    «Охотник поставил в лесу капкан на волка. Положил в капкан мясо. Шла мимо лиса. Учуяла мясной запах. Захотелось ей мяса поесть. Пошла она к мясу, да попала в капкан. Сидит лиса и думает: «Охотник поставил капкан на волка. Зачем же капкан меня поймал?» «А не ходи, лиса, по волчьим дорогам!»

    Пособия: флажки, мяч, игра «Где растет?».

    Расслабляющие движения, дыхательные упражнения, голосовые упражнения теперь проводятся в виде короткой зарядки по 1-2 упражнения из предыдущих занятий.

    В последующих занятиях большее внимание уделять речевой работе с текстами статей, сказок, инсценировок и т.д.

    А) Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре.

    Дети выполняют команды логопеда:

    Руки шире разведи (руки — в стороны),

    Их потом опять сведи (руки сводятся).

    Затем повторить по команде одного из детей.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре. Дети поизносят хором:

    Мы красный флаг поднимем (поднимают флажки и держат до конца),

    И крикнем все: «Ура!».

    Да здравствует родная

    А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Где растет?» из 24-го занятия.

    Б) Воспитание спокойного темпа речи в рассказе «Орел и обезьяна».

    «Далеко-далеко в густом лесу жили обезьяны. Их было много. Жили они дружно. Лазили по деревьям, качались на ветках. Одна обезьяна влезла на верхушку дерева. Увидел её орел, вцепился в неё когтями и хотел унести. Обезьяна закричала. Тогда другие обезьяны окружили орла. Они били его, кусали, а обезьяна крепко держалась за ветку. И орел не смог поднять её. Он отпустил обезьяну и улетел. Так обезьяны спасли свою подругу».

    План проработки больших рассказов и сказок до 52-го занятия:

    Рассказ разделен на абзацы с вертикальной чертой. Логопед читает рассказ, дети пересказывают его сначала по частям, затем — целиком. Детям с затруднениями в речи давать пересказ только отдельных абзацев.

    1. Чтение рассказа.
    2. пересказ по частям.
    3. Пересказ всего рассказа.
    4. Пособия: мяч, игра «Квартет».

      А) Воспитание спокойного темпа речи при произношении стишка под мяч, в конце строки делая бросок мяча в пол с тем, чтобы привить детям навыки паузы в конце строки. Этим же достигается и выразительность произношения стиха.

      Птичка летает (бросок мяча),

      Птичка играет (бросок мяча),

      Птичка поет (бросок мяча).

      Птичка летала (бросок мяча),

      Птичка играла (бросок мяча),

      Птички уж нет (бросок мяча).

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Яша и Маша».

      Дети стоят в кругу. Выбираются двое детей. Они ходят в кругу с завязанными глазами и зовут друг друга: «Яша!», «Маша!». Игра кончается, когда Яша поймает Машу. Затем выбирается другая пара детей. Игра повторяется 3-4 раза.

      А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Квартет». В этой игре дети подбирают квартет животных, птиц, грибов, овощей, продуктов и т.д. Они по очереди обращаются к ведущему: «Ира, дай мне, пожалуйста, рыжую лису», — фраза из 6-ти слов. Игра заканчивается, когда один из играющих наберет 4 картинки.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи при проработке рассказа «Четыре бабочки».

      «В лесу на поляне жили четыре бабочки. Одна — беленькая, вторая — желтенькая, третья — красненькая, четвертая — черненькая.

      Раз полетели бабочки гулять. Летали-летали, играли-играли, вдруг видят: большая черная птица. Испугались бабочки и стали прятаться.

      Беленькая бабочка увидела ромашку, села на неё и стала незаметной. Желтенькая бабочка нашла желтый одуванчик и села на него. Красненькая бабочка села на красную гвоздику и тоже стала незаметной.

      Одна только черненькая бабочка не могла найти цветка. Летала-летала, искала-искала. Нет черного цветка. Очень испугалась черненькая бабочка, что негде ей спрятаться. Вдруг увидела она сосенку. Полетела к ней, прицепилась к черной коре и стала совсем незаметной.

      Прилетела тут большая черная птица, ищет бабочек, да их нигде не видно».

      На 33-м занятии этот рассказ передать в действии. Дети прячутся у сходных по цвету предметов.

      Пособия: мяч, флажок, игра «Веселые музыканты», разноцветные картинки.

      А) Повторить подвижную игру «Руки выше поднимаем…» из 26-го занятия.

      Б) Поднимание и опускание флажков под медленный счет логопеда. Дети соят в кругу. На счет «раз» — поднять флажки, на счет «два» — опустить, на счет «три» — поднять, на счет «четыре» — опустить.

      В) Воспитание спокойного темпа речи при произношении стиха под бросок мяча в конце строки:

      Плывет, плывет кораблик!

      Везет, везет подарки!

      Подарки нам с тобой!

      А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Разноцветные картинки» из 14-го занятия. Дети подбирают четыре одинаковые картинки. Игра усложняется фразой из 6-ти слов: «Вова, дай мне, пожалуйста, голубое платье» (голубую шапочку, голубой шар и т.д.).

      Б) Воспитание спокойного темпа речи при проработке сказки «Петух и краски».

      «Нарисовал Вова петуха, а раскрасить его забыл. Пошел петух гулять. «Что ты ходишь такой не раскрашенный?» — удивилась собака. Посмотрел петух в воду: «И верно, собака говорит правду».

      «Не печалься, — сказала собака, — иди к краскам, они тебе помогут». Пришел петух к краскам и просит: «Краски, краски, помогите мне».

      «Хорошо» — сказала красная краска и раскрасила ему гребешок и бородку. А синяя раскрасила перышки на хвосте. Зеленая — крылышки, а желтая — грудку.

      «Вот теперь ты — настоящий петух1» — сказала собака».

      Несколько дней рассказывают данную сказку дети, а остальные в это время закрепляют навыки спокойного темпа речи на предыдущих рассказах.

      На 35-м занятии сказку изобразить в действии.

      Ввести элемент игры.

      Пособия: мяч, пластилин, игра «Веселые музыканты».

      Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре.

      Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук на одной правой ноге. Левая несколько отставлена назад. Дети произносят слова текста игры (сначала — коллективно, затем — индивидуально):

      Очень трудно так стоять,

      Руки в стороны держать,

      И не падать, не качаться,

      Друг за друга не держаться.

      А) Воспитание спокойного темпа речи при проведении игры «Веселые музыканты». Дети по очереди берут картинки из стопы и рассказывают о её содержании:

      «У меня на картинке кошка. Она играет на балалайке».

      «У меня на картинке собачка. Она играет на дудке».

      Надо набрать четыре одинаковые картинки. Например: кошка играет на балалайке, дудке, гармошке, барабане и т.д.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в сказке «Дружба».

      «Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, зайчик был серенький.

      Каждый день они прибегали на небольшую полянку и там угощали друг друга. Белочка принесла грибы, шишки, а зайчик — морковку и капусту.

      Но вот прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупло, а зайчик — под густую ветку ели.

      Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика, но не узнала его потому, что зайчик был не серый, а белый.

      А зайчик тоже увидел белочку, и тоже не узнал её. Ведь он был сзнаком с рыженькой белочкой, а эта была серая.

      Но летом они снова узнают друг друга. Как вы думаете, почему они летом узнают друг друга?».

      На 37-м занятии слепить грибы, орехи, морковку, капусту.

      Пособия: картинки для составления загадок.

      Воспитание спокойного темпа речи в игре «Цапля».

      Ребенок должен отправиться за пирожком, прыгая на одной ноге, а вернуться — прыгая на другой (для развития моторики обеих ног).

      1 ребенок: «Цапля, цапля, пусти в уголок».

      Цапля: «Поскачи на ножке

      Вон по той дорожке,

      А) Воспитание спокойного темпа речи в самостоятельном составлении загадок по картинке. Логопед учит детей составлять загадки. Например, показывает кошку: «Серенькая, пушистая. Её боятся мышки», «Хитрая, рыжая, кур ворует», «По двору ходит, поет кукареку». Привести три примера. Затем детям раздаются картинки так, чтобы они не видели картинки друг друга. Дети составляют загадки.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи при проработке рассказа «Вот так кроватка».

      «Весь день Олечка бегала, весь день прыгала и очень устала. К вечеру глазки стали сами слипаться, словно реснички за реснички зацепились.

      Увидел петух, что Олечка глаза кулаками трет, закукарекал: «Ко-ко-ко мне, Олечка, на насест забирайся. Здесь спать очень удобно». «Нет, петушок, что ты! Свалюсь я с насеста».

      Тут кот Кисай подошел, стал об Олечкины ноги тереться и мурлыкать: «Мр, мр, мр, ложись-ка, Олечка, на лавку, свернись калачиком. То-то будет хорошо. Я всегда так сплю». «Что ты, Кисай, лавка ведь узкая да жесткая. Я все бока отлежу».

      «Иди, Олечка, ко мне в конуру спать», — залаяла Жучка. «Вот какая Жучка! Да разве девочки в собачьей конуре спят?»

      «Олечка, ко мне в стойло спать пойдем. Нам с ней стоя спать будет очень удобно». «Нет, лошадка, что ты. Я стоя спать не умею».

      В это время Олечку окликнула мама: «Иди, дочка, спать. Я тебе кроватку приготовила — простынки белые, подушки мягкие, одеяло теплое».

      «Вот так кроватка! — сказали петушок, кот Кисай, собака Жучка, лошадка. —Как раз для Олечки. Спокойной ночи, Олечка».

      А) Воспитание спокойного темпа речи при произношении считалки:

      Что в подарок нам привез?

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в подвижных играх.

      1. Повторить игру из 26-г занятия «Прыг-скок».

      2. Все дети становятся в одну колону или в шеренгу. Кто-то из детей становится напротив шеренги и обращается к стоящему на правом фланге: «Вова, иди сюда. Я нашел бабочку», «Гена, иди сюда. Я нашел гнездо». Позванный бежит и, в свою очередь, обращается к стоящим в шеренге: «Женя, иди сюда. Я нашел белый гриб», «Петя, иди сюда. Я нашел ежика». Игра продолжается пока в шеренге не останется один человек. После этого игра повторяется.

      Воспитание спокойного темпа речи при проработке сказки «Зайчик и его друзья».

      «Однажды, в хорошую и ясную погоду, пошел зайчик по ягоды. Шел он, шел, и натолкнулся на лису. Увидела лиса зайчика и собралась съесть его. Зайчик бросил корзину и побежал. Добежал до края грязной канавы, обернулся и увидел, что лиса уже совсем близко Зайчик присел, чтобы перепрыгнуть канаву, но она оказалась очень широкой, и он упал в неё.

      Лиса постояла, постояла у края канавы и ушла. Как ни старался зайчик, он никак не мог выкарабкаться из канавы. Мимо проходили две обезьяны. Увидев зайчика в беде, они сразу же залезли на дерево, стоявшее у канавы, и, взявшись друг за дружку, протянули зайчику руки. Но дерево оказалось высоким, и они не смогли дотянуться до зайчика. Обезьяны быстро позвали на помощь слона. Слон, что было сил, вытянул свой длинный хобот, но и он не смог дотянуться до зайчика.

      Затем они все вместе придумали так: две обезьяны, взявшись за руки, повисли на ветке, а слон пригнул эту ветку хоботом. Так и вытащили бедного зайчика.

      Зайчик был весь в грязи. Лапки его слиплись, и он не мог двигаться. Тогда слон набрал из водоема полный хобот воды и выкупал зайчика. Чистенький, он быстро запрыгал.

      Уже стемнело, а зайчик не знал, куда ему идти искать маму. Вдруг опять встреться лиса? На счастье подошел олененок и говорит зайчику: «Садись мне на спину, зайчик. Я бегаю очень быстро и отвезу тебя домой». Зайчик сел и, держась за его уши, весело направился домой».

      Пособия: мяч, пластилин, игра «Магазин».

      Воспитание спокойного темпа речи подвижной игре. Дети индивидуально произносят текст и выполняют движения.

      Мячик мой летит высоко,

      Мячик мой летит далеко,

      По полю катись быстрей,

      В пол ударяйся поскорей.

      А) Воспитание спокойного темпа речи в самостоятельном составлении предложений в игре «Магазин «Детский мир». В игре можно использовать игрушки, пособия, книжки с картинками, лото, домино и т.д. В ролях продавца и покупателей — дети. Диалог:

      — Здравствуйте, тетя Оля!

      — Здравствуй, Леночка. Зачем ты пришла в магазин?

      — Я хочу купить большую куклу.

      — А разве у тебя нет куклы?

      — У меня есть кукла, но я хочу купить еще.

      — Сколько же у тебя будет кукол?

      — Эту куклу я подарю своей подруге (маме, сестре и т.д.). У нее скоро будет день рождения (8Марта и т.д.).

      Каждый покупатель приходит в магазин один раз, чтобы не затягивать игру.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в инсценировке «Лиса и крот».

      «Спросила лиса крота: «Зачем ты, крот, роешь такие узкие норы?». «Затем, чтобы ты, лисичка, не пришла ко мне в гости».

      Пособия: игра «Веселые музыканты».

      А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Аисты, бабочки и лягушки».

      Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук. По сигналу логопеда или одного из детей дети-аисты становятся а одну ногу, бабочки машут крылышками, а лягушки садятся на корточки.

      Б) Повторить игру «Цапля, пусти в уголок».

      А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Веселые музыканты» из 36-го занятия.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи при чтении сказки «Колобок». На 45-м занятии сказку инсценировать.

      Пособия: мяч, игра «Кто что делает?».

      А) Воспитание спокойного темпа речи в движении. Дети идут по кругу и, считая в слух, поднимают над головой и опускают мяч (на счет раз, два — мяч поднять, на три, четыре — опустить).

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Вова, иди сюда, я нашел бабочку» из 40-го занятия.

      А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Кто что делает?» из 18-го занятия.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи при проработке сказки «Почему осел ревет?»

      «В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел лучше соловья. Однажды собрались все звери на совет и лев, который был у них царем, спросил:

      — Кто из вас самый красивый?

      — Я, я — сразу закричал осел.

      — Хорошо, ты самый красивый. А кто же самый сильный?

      — Я, я — закричал осел раньше, чем остальные звери успели открыть рот.

      — Ладно. А кто здесь самый глупый?

      — Я, я, я — второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.

      Все звери так и покатились от смеха, а бедный осел от стыда потерял свой красивый голос. С тех пор он умеет только реветь: «Я, я, я».

      На 47-м занятии прочитать сказку в лицах.

      Пособия: игрушки для игр «Угадай, чего не стало».

      А) Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре. Дети стоят в кругу и выполняют команды логопеда или кого-нибудь из детей:

      «Вверх» — подбрасывают мяч в верх.

      «Вниз» — удар мяча об пол.

      «Вправо» — поворот вправо и удар мяча об пол.

      «Влево» — поворот влево и удар мяча об пол.

      «Назад» — поворот кругом и удар мяча об пол.

      «Вперед» — поворот кругом в исходное положение и удар мяча об пол.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре «Синичка».

      Выбрать «синичку», посадить на высокое место, как на ветку дерева. Дети хором:

      Ты, синичка, где жила?

      Ты, синичка, где была?

      Синичка с выражением:

      Все летала по лесам,

      Все сидела по кустам.

      Повторить 3-4 раза.

      А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Угадай, чего не стало?» из 26-го занятия.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в сказке «Зайкин огород».

      «Посадил зайка на огороде капусту. Да вот еда: налетели птицы. «Поклюют всю рассаду. Ну, погодите, птицы, — решил зайка, — я вас выгоню». Бегает заяц о огороду. Палкой размахивает, птиц отгоняет.

      «Эй, огородник, — говорит ему еж, — зря ты птиц пугаешь. Хуже будет». А заяц и слушать не хочет. Доволен. Что ни одной птицы не осталось. Тишина на огороде. «Расти теперь, капуста». Огромные гусеницы поедали капусту.

      «Ах ты, глупый заяц, — сказал еж, — разве ты не знал, что птицы — друзья огорода. Они поедают гусениц. Но не реви! Вытри лучше слезы и спасай то, что осталось».

      «Как же мне спасать?» — спросил зайка.

      «А вот как» — и умный ежик научил зайца.

      Смастерил зайка большую кормушку, насыпал в нее крошек. Снова слетелись птицы на огород и поклевали всех гусениц.

      Пособия: пластилин, картинное домино.

      А) Воспитание спокойного темпа речи в предложениях: «Я ставлю зеленую елочку и красный флажок» из 16-го занятия.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в сказке «Рыжик».

      «В лесу, в овраге была большая глубокая нора. В ней жила лиса и её три лисенка. Два лисенка слушались свою мать. Когда мать уходила из норы, они сидели в норе и не вылезали, а третий лисенок — Рыжик был не послушным.

      Однажды, когда мать ушла, он вылез из норы и стал гоняться за бабочками. Рыжик и не заметил, как он все дальше и дальше уходил от своей норы.

      Потом он встретил ежика и захотел с ним поиграть. Да не тут-то было! Ежик свернулся в клубок и выставил свои колючки, а когда Рыжик подошел к нему, ежик подпрыгнул и больно уколол его в нос.

      Заскулил Рыжик, хотел вернуться назад к маме, а дороги не знает. Плохо быть непослушным. Заблудился Рыжик, нос болит, сам голодный. Хотел он птичкой полакомиться, а она вспорхнула и улетела.

      Вдруг, откуда ни возьмись, выскочила большая черная собака. Она громко залаяла и бросилась к Рыжику. Испугался Рыжик, спрятался под корни старого дерева, дрожит от страха. А собака вокруг дерева прыгает, старается достать лисенка.

      Тут прибежали ребята. Они отогнали собаку, достали лисенка и понесли домой. Дома дети привязали Рыжика около сарая и дали ему молока. Но он не стал пить молоко. Весь день он кричал и звал маму.

      А ночью, когда все легли спать, в деревню пришла лисица-мать. Она пришла к сараю, где сидел Рыжик, и хотела увести его. Но Рыжик был привязан. Тогда лисица перегрызла веревку, взяла его за шиворот и унесла домой. Больше Рыжик не уходил от своей норы».

      На 51-м занятии слепить из пластилина любой персонаж сказки: лисенка Рыжика, лисицу-мать, птичку, ежика, собаку и т.д.

      Пособия: игра «Магазин», пластилин, флажки.

      А) Повторить игру из 22-го занятия «Правой — вверх, левой — вверх».

      Б) Игра «Гуси». Детей делят на две группы6 «детей» и «гусей». Игру повторяют 3-4 раза, меняя роли детей.

      Дети: Гуси, вы, гуси, серые гуси.

      Дети: Где вы летали, кого вы видали?

      Гуси: Мы видали волка, унес он гусенка.

      Дети: Гуси, вы, гуси, щипайте вы волка, спасайте гусенка.

      Гуси: Га-га-га (изображают гусей, размахивают крыльями, улетают спасать гусенка).

      А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Магазин» из 42-го занятия.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в инсценировке «Старый лесник».

      1-й: «Дедушка, голубчик, сделай мне свисток».

      2-й: «Дедушка, найди мне беленький грибок».

      3-й: «Ты хотел мне нынче сказку рассказать».

      4-й: «Обещал ты, дедушка, белочку поймать».

      Лесник: «Ладно, ладно, детки, дайте только срок.

      Будет вам и белка, будет и свисток».

      Игра повторяется несколько раз в разном составе до тех пор, пока все дети не будут охвачены игрой.

      На 53-м занятии дать детям задание слепить из пластилина грибок, белку, свисток.

      Пособия: пластилин, картинки для самостоятельного составления загадок.

      Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре «Пень, елка, слон». Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук. По команде ведущего (сначала — логопеда, а потом кого-нибудь из детей):

      Пень — приседают на корточки;

      Слон — поднимают руки над головой;

      Елка — руки в стороны вниз (как ветви елки).

      А) Воспитание спокойного темпа речи при самостоятельном составлении предложений и загадок по картинке (см. 33-е занятие).

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в диалоге. Надо охватить всех ребят.

      — Куда, Миша, едешь, куда погоняешь?

      — На что тебе сено?

      — На что тебе коровы?

      — А зачем тебе молоко?

      — Малых деток поить.

      В) Повторить инсценировки сказок «Колобок», «Почему осел ревет?», «Лиса и крот».

      На 55-м занятии предложить детям слепить из любую отгадку из проведенной игры.

      Пособия: картинки для игры «Времена года».

      А) Повторить игру из 48-го занятия.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Плетень».

      Дети стоят в кругу и первые четыре строки читают под хлопки:

      Выше дерева плетень.

      Сели звери под плетень,

      Похвалялись целый день.

      Приседают на корточки и читают в лицах:

      Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши»,

      Похвалялася лиса: «Всему лесу я — краса!»,

      Похвалялся зайка: «Ну-ка, догоняй-ка»,

      Похвалялся медведь: «Могу песни я петь»,

      Похвалялася коза: «Всем вам выколю глаза».

      А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Времена года».

      Детям раздаются большие картины времен года: весна, лето, осень, зима. Если группа большая, то одну картину а двоих. Маленькие карты-накрывашки лежат стопкой картинками вниз. Ведущий берет из стопки маленькую карту и спрашивает: «У кого коньки? Когда на них катаются?»

      Дети: «У меня коньки. На них катаются зимой».

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в рассказе по сюжетной картинке. Указания по проведению даны в методической записке.

      Пособия: игра «А, Б, В», флажки, картинки для рассказа.

      А) Повторить игру с флажками из 22-го занятия.

      Б) Перед началом игры дети потихоньку договариваются между собой о том, какие движения они будут выполнять. Например, можно изображать как моют руки, пол, посуду, читают книгу и т.д.

      Один: «Здравствуйте, дети! Где вы были, что видели?»

      Все: «Что мы видели не скажем, ч то делали, покажем».

      А) Воспитание спокойного темпа речи при повторении на память нескольких строчек стихотворения, прочитанного логопедом (28-е занятие).

      Б) Воспитание спокойного темпа речи при проработке картины «Дружба».

      Пособия: мяч, игра «Чудесный мешочек».

      А) Повторить игру из 42-го занятия «Мячик мой, лети высоко».

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Пройди ворота».

      Выбираются двое детей — «ворота». Они договариваются между собой кто из них будет «Снегурочкой», а кто «Дедом Морозом». Остальные дети, взявшись за руки, цепочкой проходят ворота. Перед последним проходящим дети-«ворота» опускают руки и спрашивают: «Снегурочка или Дед Мороз?». Ребенок делает выбор и становится на сторону выбранного. После этого цикл повторяется. После того, как в ворота пройдут все дети, ворота меняются и игра начинается снова.

      Для игры можно выбрать и другие персонажи, знакомые детям по сказкам:

      «Красная Шапочка — Серый Волк»,

      «Иван-царевич — Серый Волк»,

      «Золотая рыбка — Золотое яичко»,

      «Кот в сапогах — Лисичка-сестричка» и т.д.

      А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Чудесный мешочек» из 10-го занятия.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в составлении рассказа на свободную тему.

    5. Какие игрушки у тебя есть дома?
    6. Что ты любишь рисовать?
    7. Что ты любишь лепить?
    8. Как ты провел день дома или в детском саду?
    9. На занятии дать только две темы. Рассказ должен быть коротким: из 3-4 предложений. Например:

      Скоро будет 1-е Мая. Папа купит мне 2-колесный велосипед, как у брата. Мы с братом будем кататься.

      На 61-м занятии предложить слепить персонажи игры «Пройти в ворота».

      Пособия: мяч, игра «Зайка-попрыгайка».

      А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Плетень» из 56-го занятия.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в игре с мячом из 48-го занятия.

      А) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Зайка-попрыгайка».

      Эта игра проводится по типу игры «Квартет». Ребенок, у которого в руках «Зайка-попрыгайка», выходит и прыгает, или танцует.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи при составлении рассказа на свободную тему (см. 60-е занятие).

      На 63-м занятии слепить зайку с морковкой или одну морковку, если кто-то не сможет слепить зайку.

      Пособия: пластилин, флажки.

      А) Воспитание спокойного темпа речи в игре из 22-го занятия.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в игре «Пройди в ворота» из 60-го занятия.

      А) Лепка из пластилина персонажей из прочитанных и выученных сказок, рассказов и инсценировок.

      Логопед должен напомнить все эти рассказы, которые были выучены в течение курса занятий.

      Б) Воспитание спокойного темпа речи в рассказе. После того, как каждый ребенок что-то слепит, все по очереди рассказывают о том, что они изобразили.

      На 65-м занятии для лепки и рассказа выбирается следующая тема.

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно.

      Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте .

      Комплексное логопедическое занятие «Путешествие в космос» в группе для детей с ТНР (заиканием).Конспект занятия по развитию речи » Семья» в группе для детей с ТНР (заиканием)Конспект занятия пор.

      Как сделать объемную аппликацию.

      Конспект интегрированного занятия.

      Конспект занятия по развитию связной речи разработан для старших дошкольников, страдающих заиканием. В конспекте представлена поэтапная работа по обучению составления описательного рассказа по картине.

      Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском .

      nsportal.ru

      Это интересно:

      • Как вылечить ребёнка от заикания О заикании известно еще с давних времен. Демосфен, живший еще до нашей эры, страдал заиканием. Но тот факт, что он был знаменитым греческим оратором, свидетельствует о том, что он все-таки поборол этот недуг. Есть версия, что ему помогли камешки, какие он держал во рту при разговоре. Этот метод используют и в наше время для более четкого звучания […]
      • Городского центра пограничных состояний (бывшая психиатрическая клиническая больница № 12) 123367, Москва, Волоколамское ш., д. 47; Справочная информация. Государственное казенное учреждение здравоохранения города Москвы "Психиатрическая клиническая больница № 12 Департамента здравоохранения Москвы» (ГКУЗ ПКБ № 12 ДЗМ) выполняет функции Городского центра пограничных состояний. Центр […]
      • Семинары по аутизму Обучающие курсы по forex-трейдингу Обучение — надежный фундамент для успешной работы на Форекс. Чтобы торговля приносила стабильный доход, нужно изучить все тонкости работы на финансовых рынках. Создание торговой стратегии, работа в платформе MetaTrader 4, секреты торговли бинарными опционами, правила успешного инвестирования — Инвестиционная […]
      • Девочки как шизофрении Первые клинические признаки шизофрении у подростков Подростковая шизофрения это болезненный процесс, связанный с формированием у подростка патологического психического и эмоционального состояния в восприятии окружающей среды. На фоне гормонального созревания разные дети реагируют на происходящие вокруг по-разному. На ранних стадиях заболевания […]
      • Стресс может вызвать температуру 13 причин субфебрильной температуры Субфебрильной называют повышенную температуру тела до 38 °C, а субфебрилитетом – наличие такой температуры свыше 3 дней, причем нередко без видимых причин. Субфебрилитет – явный признак нарушений в организме, которые возникают из-за болезней, стрессов, гормональных сбоев. Несмотря на кажущуюся безобидность, это […]
      • Слабость плаксивость раздражительность Боль в груди, раздражительность, утомляемость… Как победить симптомы ПМС? С аббревиатурой ПМС сегодня знакомы и женщины, и мужчины. Первые встречаются с данным явлениям каждый месяц, вторые вынуждены терпеливо сносить побочные эффекты предменструального синдрома. Статистически, каждая женщина проводит в состоянии ПМС от 5 до 7 лет своей жизни, и […]
      • Вода помогает от стресса Как вода помогает похудеть Если Вы не готовы к большим нагрузкам, изнурительным диетам и прочим резким переменам, начать худеть можно с очень простого и эффективного способа — воды. Грамотное употребление воды может помочь значительно сбросить все. Метод базируется на трех принципах: Ускорение метаболизма Уход от переедания Уход от […]
      • Не склонна к депрессиям Рецепт старинной ПАСХИ — лучший вариант пасхи из всех возможных Пасха хороша тем, что делают ее из молока. Эта пасха не склонна к истечению сывороткой и она готова уже через 12 ч . Хороша тем, что в составе пасхи нет сырых яиц. После пасхи остается сыворотка, которую можно использовать при выпечке куличей (вместо молока). На просторах интернета […]