Как в ребенке узнать аутизм

Как распознать в ребенке аутизм?

«Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же явления, выраженные в меньшей степени. Этот симптом я назвал аутизмом», – писал сто лет назад швейцарский психиатр Эйген Блейлер.

Смотрите также: Как распознать талант у ребенка

Для большинства родителей их ребенок талантлив. Но иногда распознать природные способности или отличить талант от обычного увлечения бывает нелегко. Как это сделать, нам рассказал психолог, директор тренингового центра «Школа успеха» Дария Шевченко (www.shkola-uspeha.com.ua). Есть дети, у которых природные способности ярко выражены изначально или у них была возможности попробовать себя в какой-то сфере и достаточно проявиться, чтобы наблюдательные родители поняли, что ребенку это занятие не только нравится, но он и возвращается к нему снова и снова.

Термин «аутизм» произошел от греческого слова «autos» – «сам», «погруженный в себя» и используется для обозначения психического расстройства разных степеней тяжести. С 1908 года термин использовали для описания состояния крайней замкнутости у взрослых, а с 1943 года аутизм был выделен как отдельная клиническая единица. Первое описание аутизма принадлежит американскому психиатру Лео Каннеру. Родился он на территории нынешней Украины, в галицийском городке, образование получил в Берлине. Позже Каннер эмигрировал в США, где ему предложили создать детскую психиатрическую службу при госпитале в Балтиморе.

Наблюдая за необычным поведением детей, Каннер выделил признаки заболевания: крайнее артистическое одиночество, непреодолимое навязчивое стремление к постоянству, прекрасная механическая память, гиперчувствительность к сенсорным воздействиям, хорошие когнитивные задатки. В более поздней работе Каннер оставил всего два признака: «крайнее отчуждение и навязчивое стремление к сохранению однообразности обстановки». Другие симптомы он рассматривал как вторичные.

Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое характеризуется преобладанием замкнутой внутренней жизни, отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. При аутизме мозг обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Аутисты не способны общаться (недостаток коммуникаций), взаимодействовать в группе (нарушение социального взаимодействия), имеют ограниченные интересы и склонность к монотонному повторению действий (нарушение воображения и социального поведения). Эти три признака составляют характерную триаду аутизма, которую в 1981 году описала британский исследователь Лорна Винг. Чтобы поставить диагноз, одного или двух симптомов недостаточно. В соответствии с Международной Классификацией Болезней (МКБ), принятой Всемирной Организацией Здравоохранения в 1992 году,для постановки диагноза должны наблюдаться три из пяти (см. далее, Аутизм в МКБ) нарушений социального поведения, два из пяти нарушений в общении, два из шести нарушений интересов и поведения. Похожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Наиболее ярко картина нарушения проявляется от двух с половиной до трех лет. До этого возраста симптомы выражены слабо. Часто педиатры, детские психиатры не могут увидеть в ранних симптомах аномалии развития. Советуют родителям немного подождать, надеясь, что ребенок перерастет необычные проявления. Иногда родители отказываются замечать ранние патологии или не могут заметить, если это первый ребенок. Чтобы установить диагноз, консультации у педиатра недостаточно. Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя и общается.

Нередко в младенчестве дети с аутизмом укладываются в границы нормы и даже превосходят ее. Они могут рано начать говорить, интересоваться цветами, геометрическими фигурами, книгами. Отклонения становятся заметны после двух лет. В младенческом возрасте стоит обратить внимание на такие реакции и поведение ребенка. Младенец не приспосабливается к рукам матери – слишком напрягается или расслабляется, затрудняется принять комфортную позу. Не фиксирует взгляд на лице мамы, смотрит «сквозь» людей, не протягивает ручки, если над ним наклоняется взрослый, улыбается и людям, и предметам, либо не улыбается в ответ на улыбку. Обычно младенец радуется маме или папе, дольше их рассматривает, активно требует общения. При аутистическом развитии ребенок быстро устает от общения со взрослым, не различает выражения лиц, может неадекватно реагировать на эмоции – плакать, когда взрослый смеется, или смеяться, когда тот плачет.

Умение выражать эмоции формируется у младенцев после двух месяцев. В случае с аутичными младенцами даже опытная мама не может определить, что чувствует ребенок. Обычно в шесть месяцев малыш хорошо определяет выражение лица ухаживающего за ним взрослого, формируется привязанность к близкому человеку, отличает своих от чужих. У младенца с аутизмом привязанность к матери не формируется или принимает особые формы. Ребенок может не замечать маму, когда она рядом, и сильно огорчаться, когда ее нет, не воспринимать остальных членов семьи. Может наблюдаться слишком сильный плач или испуг в ответ на слабый звук или небольшие изменения в обстановке; отсутствие довольного выражения после еды, оживление при виде игрушки может быть сильнее, чем реакция на родителей. Малыш может терять чувство края, быть неуправляемым, непослушным. Его почти невозможно отвлечь, если он чем-то увлекся.

Даже если в это время не происходит потерь в психическом развитии, становится заметным постепенное отставание, особенно в развитии речи. Именно в этот период особенности развития малыша становятся очевидными для взрослых. Например, разлаживается сон, появляются выраженные страхи или навязчивые движения, ребенок перестает реагировать на обращение. У ребенка не усложняется лепет, ему сложно показать, что он хочет. К трем годам заметны особенности в речи и движениях, отсутствие интереса к другим детям, уход от общения. В действительности дети аутисты не предпочитают одиночество. Просто им очень сложно поддерживать дружеские отношения.

Некоторые особенности поведения вызывают серьезные проблемы. Например, проявления агрессии и самоагрессии, неуправляемый страх и влечения, становится ярко выраженной стереотипность поведения. Отказ малыша от бытовых действий (стрижка, еда, умывание, горшок, одевание) обычно вызван сочетанием реальных трудностей и сильным дискомфортом, страхом. Очень хорошо, когда ребенок начинает говорить о том, что его пугает, но чаще только по его поведению – крику, выражению лица или по тому, что он закрывает глаза или уши ручками, – можно понять, что именно его пугает. Неправильная реакция близких, которые пытаются заставить ребенка вести себя «прилично», часто усиливает страхи или приводит к появлению новых странностей.

Аутичный ребенок проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям. Некоторые дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается задержка речевого развития. Несмотря на то, что аутичный ребенок может говорить, он испытывает трудности при общении. Он понимает все слова буквально (если ему известен их смысл), не читает мимику, жесты, не понимает шуток и образной речи. Часто он хочет отреагировать, но не знает, как это делается. В речи возможны реверсии (перестановки местоимений) и эхолалии (использование ранее услышанных фраз). На вопрос «Ты хочешь конфету?» может ответить «Ты хочешь конфету». Ограниченные интересы. Например, маленькие дети часто играют с одной частью игрушки, а не с игрушкой целиком. Дети постарше могут интересоваться одной узкой темой. Стремление к однообразию – в одежде, игре, режиме, еде, распорядке дня, расстановке вещей, игрушек. Хорошая механическая память.

Большинству людей, страдающих аутизмом, сложно общаться с другими людьми и выполнять обычные действия. Аутисты не могут выразить свои чувства, эмоции и так же не могут понять других. Они могут показаться окружающим бесчувственными и бестактными. Дети не могут играть в игры, требующие воображения, или спортивные игры. Чем раньше диагностирован аутизм, тем больше шансов, что ребенок сможет приобрести необходимые навыки. Аутизм вылечить нельзя, но можно обучить ребенка правильному поведению, стереотипным реакциям, найти комфортную для него среду.

Курс лечения аутизма подразумевает разработку образовательной программы, соответствующей уровню развития ребенка. Лечение включает три направления: семейная терапия, медико-психологическая терапия и коррекция нарушений поведения. В любом случае, чтобы помочь ребенку с аутизмом адаптироваться в нашем обществе, нужно попытаться понять его способ мышления и восприятия реальности.

«Типичного аутиста» не существует. В целом аутизм проявляется как отрыв от реальности. В то же время нарушение связи с внешним миром может проявляться и как крайняя пассивность, и как сильная ранимость. Отсутствие инстинкта самосохранения выражается и как осторожность, и как бесстрашие. Пищевая патология проявляется и как избирательность в еде, и как возможность пробовать несъедобные предметы. Дети могут не разговаривать (мутичны), могут иметь небольшой словарный запас, а могут запоминать длинные слова и сложные фразы. Речь может быть вялой, а может быть четкой и скандирующей.

У людей, больных аутизмом, симптомы болезни никогда не проявляются одинаково. В книге «Дети и подростки с аутизмом» О. С. Никольская, руководитель Института коррекционной педагогики РАО, пишет: «Клиническая картина синдрома полиморфная и противоречивая, что внешне контрастирует с четкостью основных критериев… Представляется однако, что сама эта противоречивость может рассматриваться как специфическая характеристика синдрома». У каждого ребенка аутиста заболевание может проявляться по-разному. Поэтому исследователи опираются не столько на четкие критерии, сколько на общую картину расстройства.

Нарушения в социальном взаимодействии

1) отсутствие контакта «глаза в глаза», странное положение тела, выражения лица, неадекватное использование жестов;

3) отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо, неспособность выразить утешение, сочувствие или любовь к другим, когда тем плохо;

4) отсутствие проявления радости, если другие ее проявляют, и/или отсутствие попыток разделить свою радость с другими;

1) задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации, такими как жесты, мимика и т. д.;

4) аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи;

Стереотипные модели поведения и интересов

2) специфическая привязанность к определенным предметам;

3) настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и заведенного установившегося порядка;

4) стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы, включающие в себя верчение, хлопанье, взмахи руками/пальцами или сложные движения всего тела;

5) настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов, которые они производят);

6) расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке.

odnako.su

Как в ребенке узнать аутизм

Как распознать аутизм у ребенка на ранней стадии? — Сибирский — www.sibmedport.ru. Аутизм заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. Если вы не знаете, как определить аутизм у ребёнка, просто понаблюдайте за ним, за его отношением к близким и окружающему миру.Как и по каким критериям распознать аутизм в раннем возрасте? Безусловно, по трудностям в общении. Как определить аутизм у ребенка. Автор: Елена Моисеева. 15-06-2016 3 126 6. Поделиться Поделиться Поделиться.нежелание играть с детками своего возраста. Как и по каким критериям распознать аутизм в раннем возрасте? Как проявляется аутизм у ребенка. «Человек дождя» — так называют больных аутизмом. Не случайно взрослый и детский аутизм ассоциируют со столь загадочным словосочетанием.Как распознать заболевание у малыша до года. Признаки и симптомы аутизма у детей. Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления.

Статьи. Детское здоровье. Ранний детский аутизм: как распознать и что делать?Однако дети-аутисты рождаются в абсолютно благополучных семьях.Ученые выяснили, что чаще всего аутизм поражает первенцев. Что такое аутизм и как его обнаружить. Аутизм это системное сенсорное нарушение в развитии ребенка. Как распознать в ребенке аутиста? На что родителям нужно обратить внимание, когда встревожиться? Как определить аутизм у ребёнка.Как определить аллергию на молоко у ребенка и какие меры предпринять. Как распознать и лечить кандидоз кишечника у ребенка.

Признаки аутизма. У детей, страдающих аутизмом, внешние недостатки отсутствуют ребенок-аутист обычно отличается хорошим физическим здоровьем и внешней привлекательностью. Аутизм важно диагностировать как можно раньше в идеале в 1-1,5 года. Если начать корректировать поведение с этого возраста, то все пройдет легче, безболезненней для семьи и самого малыша. Как распознать признаки аутизма в раннем детстве? По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч и от Америки мы отличаемся мало. Как распознать недуг. Ранний детский аутизм можно разделить на группы по основному признаку Как распознать аутизм у ребенка? Аутистические расстройства у детей встречаются чаще, чем рак, диабет или синдром Дауна. Поэтому скрининговое исследование развития должно быть неотъемлемой частью обследования ребенка от младенческого и на протяжении всего Дети с аутизмом тоже обладают улыбкой, однако она не адресована другому человеку, она появляется рефлекторно, как ответ на приятный стимул из внешнего мира.Из этих трех навыков у аутиста можно распознать только умение заканчивать общение, так как он Морозов С. А представитель общества помощи аутичным детям «Добро» в России дает минимальную оценку количества больных детей аутизмом на уровне 250 300 тысяч детей. Классификация аутизма. По степени тяжести аутизм у детей варьируется от легкой до очень тяжелой.Аутизм, что это за болезнь? Как её распознать и справиться с ней. Особенности течения аутизма у взрослых. Рассмотрим, как распознать аутизм, опираясь на симптоматику. Основные причины заболевания аутизмом.Дети-аутисты — дети со своим миром. Возможно ли вылечить аутизм? Диагностика аутизма у детей и взрослых(тесты). С точки зрения внешних данных, некоторые говорят о том, что аутичный ребенок кажется более привлекательным.По этой же причине распознать аутизм у ребенка можно по его неспособность отличить одушевленный предмет от неодушевленного. Аутисты, в отличие от обычных людей, воспринимают ту же информацию по—своему, из—за чего кажутся обычным людям страннымиМасштабы проблемы поражают: на одного больного аутизмом приходится пятьдесят здоровых детей. Как же определить аутизм у ребенка? Как распознать аутизм у ребенка? Если у вашего ребенка проблемы с общением, необычно эмоциональная реакция на окружающий мир, и врачи подозревают, что это начало развития аутизма, постарайтесь успокоиться и разобраться в проблеме. «Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных Как распознать аутизм у детей. Написал admin в 19 мая 2014, 17:54.В том виде, в котором мы понимаем его сейчас, аутизм был определён позже, в 1943 году, доктором Лео Каннером, исследовавшим поведение одиннадцати малышей со сходными симптомами. Autism Speaks и другие организации в области аутизма упорно работают над информированием родителей и врачей о признаках аутизма, чтобы детям с аутизмом диагноз ставился как можно раньше. Менее 40 лет назад ранний детский аутизм был редчайшим заболеванием: 1 ребенок на 10 000 детей. В 2016 году этот показатель составлял уже 1 из 50.В этой статье поговорим о том, как вовремя распознать заболевание, можно ли предотвратить детский аутизм и какие методы Как распознать аутизм в раннем возрасте? Термин «аутизм» (от греческого autos сам) был введен психиатром Е. Блейлером и означает «оторванностьУ всех детей с аутизмом она по срокам появляется практически вовремя. Однако качество ее может быть очень своеобразным. Главная » Семья » Особые дети » Как распознать признаки аутизма в раннем возрасте.По воспоминаниям многих матерей аутичных детей, с этим у них бывали проблемы. Трудно было найти какую-то взаимоудобную как для матери, так и для ребенка позицию при кормлении Признаки аутизма у ребенка, причины, методы коррекции.

Аутизм диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром.Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор. Как аутичный ребенок воспринимает мир? Дети-аутисты: психологические особенности развития. Особенности детей- аутистов описывались задолго до тогоКак узнать, что ребенок-аутист: симптомы расстройства. Многие склонны считать аутизм не расстройством, а вариантом аффективного развития ребенка. 2 метода:Как распознать признаки аутизма у детей младшего возраста Как выявить признаки аутизма у детей старшего возраста. У младенцев до одного года могут наблюдаться признаки расстройства аутистического спектра (РАС). Признаки аутизма у детей разного возраста. Как общаться с маленьким аутистом?Симптоматика. Задача родителей и врачей вовремя распознать заболевание, начать терапию как можно раньше. Аутизм характеризует множество симптомов, наличие одного или нескольких описанных ниже симптомов еще не означает, что у ребенка аутизм. Поставить диагноз «аутизм» можно тогда Каковы основные признаки, по которым можно распознавать аутизм. Ребенок, страдающий аутизмом, воспринимает лишь самые простые и ясные указания, обращенные непосредственно к нему: «Сядь туда-то», «Сделай то-то». Как проявляется аутизм у ребенка: особенности общения аутиста с другими.Родители должны помнить, аутисты не распознают и не запоминают ситуации, требующие осторожности. Большинство детей, страдающих аутизмом, могут выглядеть «нормальными» на вид, но они демонстрируют поведение, которое вызывают недоумение по сравнению с детьми того же возраста. Аутизм также влияет на способность ребенка общаться. СодержаниеФормы и степени аутизма у детейКак распознать аутизм у ребенка? Поведение ребенка с аутизмом Описание и формы заболевания «аутизм» у детей. Аутизм у детей может проявляться уже в возрасте до 1 года.Родители могут заметить некоторые особенности поведения малыша, но гораздо важнее знать заранее, как распознать аутизм у ребенка. Аутизм это расстройство психики, для которого характерен дефицит социального взаимодействия. У детей-аутистов выявляются пожизненные нарушения в развитии, которые влияют на их восприятие и понимание окружающего мира. От аутиста нельзя отмахиваться, переадресовывать вопрос, иначе он просто замкнётся в себе. Если подытожить, то на вопрос о том, как распознать аутизм у ребёнка 2 лет, можно ответить так: слушать его и слышать его! Среди всех патологий, аутизм у детей (синдром Каннера) занимает отдельное положение. Данное нарушение нельзя назвать заболеванием. По своей сути это комплекс расстройств моторики и речи Несколько мягких способов предложить родителям рассмотреть возможность того что их прекрасный, умный, любящий ребенок может быть в том числе и аутистом.Читайте также Как распознать улучшения в состоянии ребенка с аутизмом. Расстройство психики аутизм выражается как дефицит взаимодействия с обществом. У аутистов восприятие мира не такое, как у обычных людей, особое, так как уже у маленьких имеются нарушения в развитии. Как распознать в ребенке аутизм. Опубликовал Samanta 06/09/2011 Рубрика: Наши дети Комментариев: 0.При аутизме мозг обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Аутисты не способны общаться (недостаток коммуникаций) Какие признаки аутизма у детей в 1 год? Как определить аутизм в 3 года? Какие основные симптомы аутизма бывают у грудничков?Знать об этой болезни следует всем родителям, чтобы вовремя распознать болезнь. Такому ребенку хорошо с самим собой. Многие аутисты не любят прикосновений, обращений к себе или любых других внешних воздействий на себя.Как определить аутизм? Признаки этого заболевания можно увидеть уже на первом году жизни малыша, если присмотреться к его Аутизм заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Ранние признаки аутизма у детей. Как распознать аутизм у ребенка? Большинство родителей аутичных детей отмечают, что замечали особенности своего ребёнка практически с рождения. Аутизм (autism) это психическое расстройство, которое протекает без периодов ремиссий и характеризуется отсутствием у детей социальных навыков общения и поведения. Аутизм или нет? Обсуждаем медицинские вопросы по диагностике аутизма у детей. Как определить аутизм, отличительные признаки аутизма, аутичные черта поведения.Помогите пожалуйста распознать аутизм ли у моего ребёнка галоперидол,действенный ли препарат? Младенцы с аутизмом уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В период обучения ходьбе ребенок еще заметнее отклоняется от социальных норм: он редко смотрит в глаза Как распознать в ребёнке аутизм? 3-04-2017, 09:45 Будь здоров / Свой доктор.Чтобы помочь аутичному ребёнку, родителям необходимо выполнять некоторые правила: Не предъявлять к ребёнку повышенных требований. Что такое аутизм? Его классификация и основные симптомы. Музыкальная терапия и прочие виды лечения аутизма. Образ жизни детей-аутистов.

technotalk.ga

Как распознать в своем ребенке аутизм?

Что такое аутизм?

Аутизм – специфическое нарушение развития, психическое состояние, связанное с определенными проблемами в работе головного мозга. Аутисты менее контактируют с внешним миром, часто полностью погружаются в себя и собственный мир, созданный ими в своем воображении. Но наличие такого заболевания – вовсе не приговор. Есть множество примеров успешных людей, которые научились идти на контакт с другими людьми и ведут активный способ жизни.

Очень важно как можно раньше определить, что у ребенка есть симптомы аутизма. Какое поведение малыша до достижения им трех лет сигнализирует о возможном наличии такого заболевания?

1. Нарушения во взаимодействии с социумом:

— ребенку тяжело поддерживать контакт глаза-в-глаза, используемые жесты могут не соответствовать словам или действиям;

— плохое взаимодействие со сверстниками из-за невозможности обмена интересами, нежелание устанавливать эмоциональную связь, делиться игрушками или общаться;

— дети не ищут поддержки других, даже когда испытывают неприятные ощущения, например, падают; сами не выказывают сочувствия другим людям;

— не делятся успехами или радостью, своими достижениями.

Плохой сигнал – наличие хотя бы 2 таких признаков.

2. Нарушение в способности общаться:

— отсутствие развития или слишком медленное изучение речи, не компенсирующееся использованием мимики или жестов;

— ребенок не поддерживает игры, имитирующие социальную жизнь («матери-дочери», «семья» и т.д.);

— отсутствие желания или полная неспособность начинать или поддерживать разговор со сверстниками или взрослыми, игнорирование прямых вопросов (не путать с застенчивостью!);

— использование преимущественно стереотипных фраз или словосочетаний, часто в строгом порядке.

Хотя бы 1 такое коммуникативное нарушение говорит о возможном наличии аутизма.

3. Стереотипность или повторение определенных типов поведения и деятельности:

— появление нетипичной активности во время определенного занятия. Аутисты обладают повышенной концентрацией, и потому могут полностью уделить все внимание и активность делу, которое им нравится. Если ребенок все время вялый и неконтактный, но при игре на музыкальном инструменте сразу и надолго оживляется, — это говорит о наличии такого симптома.

— ребенок придерживается собственных схем поведения и ритуалов, например, раскладывает книги на полке или игрушки в строгом порядке, а перекладывание предмета на другое место вызывает у него дискомфорт и отрицание. Также можете вспомнить известного персонажа популярного сериала «Теория большого взрыва» — Шелдона, который при стуке в дверь обязательно трижды произносил имя того, к кому стучится.

— стереотипность и частое повторение конкретных движений, например, частые прикосновения к волосам, иногда с соблюдением определенного интервала.

Одно из таких четырех нарушений может быть сигналом, говорящим о том, что у ребенка может быть аутизм.

Если у ребенка до 3 лет есть подобные симптомы, следует обратиться к специалистам для тщательной проверки. После этого вы узнаете, правда ли ваш малыш имеет такое расстройство, и сможете подобрать тактику для социализации ребенка. Есть множество упражнений, которые помогают детям-аутистам устанавливать контакт и в результате найти свое место в обществе.

Любите своих детей и внимательно за ними наблюдайте, следите за их здоровьем и никогда не пускайте все на самотек. Вы – родители, и именно вы отвечаете за своих беззащитных, но таких любимых малышей!

uduba.com

Как в ребенке проявляется аутизм

Аутизм представляет собой тяжкое психическое расстройство, которое выражается в крайней форме самоизоляции. Больной уходит от контактов с реальностью, выражение его эмоций крайне бедное. Для аутиста свойственны неадекватное реагирование на внешние раздражители, отсутствие стремления к социальному взаимодействию.

Аутизм проявляется в речи

У малыша, страдающего аутизмом, неудовлетворительно развивается речь — и в понимании, и в экспрессии. Нередко проявляется эхолалий – когда отдельные элементы речи, услышанные от окружающих или по телевизору, без конца повторяются. Доступными для понимания остаются простые недвусмысленные указания (ешь, садись, возьми чашку). Отстает в развитии умозрительное мышление. Это проявляется в непонимании таких отдельных элементов речи, например, местоимений (мой, твой, его) и др. Ребенок кажется неспособным понимать или говорить речь. При первичном осмотре ребенка это — самая распространенная жалоба родителей. Наличие проблем с речью особенно очевидно на втором году жизни ребенка.

Аутизм проявляется в поведении

Малыш ведет себя так, как будто у него — очевидный недостаток восприятия и ощущений, будто он слеп и глух. Но при обследовании выявляется сохранность всех сенсорных модальностей. Мамы и папы детей с аутизмом часто говорят о том, что им очень тяжело привлекать внимание своих ребят. Обычно дети не поддерживают контакт взглядом, не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь .

Аутизм проявляется в отсутствии эмоций

Ребята с аутизмом, как правило, не развивают тесных эмоциональных взаимоотношений с родителями. Это проявляется уже в первый месяц жизни. Родители могут обнаружить, что ребенок не прижимается к матери, когда находится у нее на руках, нередко сопротивляется попыткам сблизиться физически, напрягает спину и старается вырваться из родительских объятий.

Проявление аутизма в игре

Дети, страдающие аутизмом, не играют в игрушки, как их здоровые сверстники. Они вообще не проявляют какого-либо интереса к игрушкам. Малыши могут играть крайне своеобразно, подолгу крутят колеса перевернутого игрушечного грузовика, сплетают кусок шнура, мусолят куклу. Этот симптом проявляется на втором году жизни.

Аутизм и общение со сверстниками

Игры со сверстниками заметно ограниченные. Малыш не проявляет заинтересованности к подобным играм, у него отсутствуют нужные игровые умения. Ребенок, не обращает внимания на других ребят, он, правда, может поучаствовать в простой игре типа дайте-возьмите. Это качество также просто обнаружить на втором году жизни.

Аутизм и навыки самообслуживания

Такие навыки у малышей с аутизмом развиваются с опозданием. Им нелегко научиться одеваться самим, пользоваться туалетом, принимать пищу без посторонней помощи. Эти ребята плохо различают рядовые опасности, за ними нужно все время присматривать. Нужно следить, чтоб малыш не получил травм, когда переходит улицу, когда играет с электрооборудованием.

Аутизм и вспышки ярости

У ребят с аутизмом довольно часто случаются вспышки агрессии. Иногда эта ярость направлена на себя. Дети могут кусать свои руки, биться головой о пол или мебель, бить себя кулаками по лицу. Иногда агрессия направляется на других, и тогда дети кусают, царапают своих родителей. Со многими детьми очень трудно управляться, ведь они на малейший запрет готовы ответить взрывом ярости.

Самостимулирующее поведение

Дети с диагнозом «аутизм» нередко демонстрируют самостимулирующее поведение, которое проявляется ритуальными, повторяющимися стереотипными действиями. Они могут раскачиваться всем телом — сидя или стоя, хлопать в ладоши, вращать предметы, без отрыва смотреть на вентиляторы, свет, какие-либо вращающиеся объекты. Они с удовольствием аккуратными рядами выстраивают предметы, приседают, подпрыгивают, крутятся на одном месте долгое время.

Что делать родителям

Ранний детский аутизм относится к медицинским диагнозам, и поставить его может только детский психоневролог. Обязательно нужно пройти с ребенком всестороннее обследование, совместно с детским психологом и врачами разработать индивидуальную программу лечения, исправляющего воспитания. Главное — проявить доброту, терпение, и чтобы не случилось, верить в успех.

udoktora.net

«Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же явления, выраженные в меньшей степени. Этот симптом я назвал аутизмом», – писал сто лет назад швейцарский психиатр Эйген Блейлер.

Термин «аутизм» произошел от греческого слова «autos» – «сам», «погруженный в себя» и используется для обозначения психического расстройства разных степеней тяжести. С 1908 года термин использовали для описания состояния крайней замкнутости у взрослых, а с 1943 года аутизм был выделен как отдельная клиническая единица. Первое описание аутизма принадлежит американскому психиатру Лео Каннеру. Родился он на территории нынешней Украины, в галицийском городке, образование получил в Берлине. Позже Каннер эмигрировал в США, где ему предложили создать детскую психиатрическую службу при госпитале в Балтиморе.

Наблюдая за необычным поведением детей, Каннер выделил признаки заболевания: крайнее артистическое одиночество, непреодолимое навязчивое стремление к постоянству, прекрасная механическая память, гиперчувствительность к сенсорным воздействиям, хорошие когнитивные задатки. В более поздней работе Каннер оставил всего два признака: «крайнее отчуждение и навязчивое стремление к сохранению однообразности обстановки». Другие симптомы он рассматривал как вторичные.

Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое характеризуется преобладанием замкнутой внутренней жизни, отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. При аутизме мозг обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Аутисты не способны общаться (недостаток коммуникаций), взаимодействовать в группе (нарушение социального взаимодействия), имеют ограниченные интересы и склонность к монотонному повторению действий (нарушение воображения и социального поведения). Эти три признака составляют характерную триаду аутизма, которую в 1981 году описала британский исследователь Лорна Винг. Чтобы поставить диагноз, одного или двух симптомов недостаточно. В соответствии с Международной Классификацией Болезней (МКБ), принятой Всемирной Организацией Здравоохранения в 1992 году,для постановки диагноза должны наблюдаться три из пяти (см. далее, Аутизм в МКБ) нарушений социального поведения, два из пяти нарушений в общении, два из шести нарушений интересов и поведения. Похожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Трудности ранней диагностики

Именно поэтому симптомы аутизма первыми замечают те люди, которые смотрят за ребенком. Поскольку аутизм проявляется в поведении, речи и общении, родители замечают, что ребенок ведет себя не так, как другие дети его возраста, играет в одиночестве, не смотрит в глаза другим. Примерно половина родителей замечают необычное поведение ребенка к полутора годам, к двум годам на отклонения обращают внимание 80 % родителей. Часто у родителей создается ощущение, что ребенок живет в своем отдельном мире. Проявляются повторяющиеся, иногда чрезмерно, ритуалы поведения, интересы и игры. Например, ребенок все время раскачивается, ненормально привязан к определенным предметам или сильно расстраивается, если меняется привычный ход вещей.

Нередко в младенчестве дети с аутизмом укладываются в границы нормы и даже превосходят ее. Они могут рано начать говорить, интересоваться цветами, геометрическими фигурами, книгами. Отклонения становятся заметны после двух лет. В младенческом возрасте стоит обратить внимание на такие реакции и поведение ребенка. Младенец не приспосабливается к рукам матери – слишком напрягается или расслабляется, затрудняется принять комфортную позу. Не фиксирует взгляд на лице мамы, смотрит «сквозь» людей, не протягивает ручки, если над ним наклоняется взрослый, улыбается и людям, и предметам, либо не улыбается в ответ на улыбку. Обычно младенец радуется маме или папе, дольше их рассматривает, активно требует общения. При аутистическом развитии ребенок быстро устает от общения со взрослым, не различает выражения лиц, может неадекватно реагировать на эмоции – плакать, когда взрослый смеется, или смеяться, когда тот плачет.

Некоторые особенности поведения вызывают серьезные проблемы. Например, проявления агрессии и самоагрессии, неуправляемый страх и влечения, становится ярко выраженной стереотипность поведения. Отказ малыша от бытовых действий (стрижка, еда, умывание, горшок, одевание) обычно вызван сочетанием реальных трудностей и сильным дискомфортом, страхом. Очень хорошо, когда ребенок начинает говорить о том, что его пугает, но чаще только по его поведению – крику, выражению лица или по тому, что он закрывает глаза или уши ручками, – можно понять, что именно его пугает. Неправильная реакция близких, которые пытаются заставить ребенка вести себя «прилично», часто усиливает страхи или приводит к появлению новых странностей.

Аутичный ребенок проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям. Некоторые дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается задержка речевого развития. Несмотря на то, что аутичный ребенок может говорить, он испытывает трудности при общении. Он понимает все слова буквально (если ему известен их смысл), не читает мимику, жесты, не понимает шуток и образной речи. Часто он хочет отреагировать, но не знает, как это делается. В речи возможны реверсии (перестановки местоимений) и эхолалии (использование ранее услышанных фраз). На вопрос «Ты хочешь конфету?» может ответить «Ты хочешь конфету». Ограниченные интересы. Например, маленькие дети часто играют с одной частью игрушки, а не с игрушкой целиком. Дети постарше могут интересоваться одной узкой темой. Стремление к однообразию – в одежде, игре, режиме, еде, распорядке дня, расстановке вещей, игрушек. Хорошая механическая память.

«Типичного аутиста» не существует. В целом аутизм проявляется как отрыв от реальности. В то же время нарушение связи с внешним миром может проявляться и как крайняя пассивность, и как сильная ранимость. Отсутствие инстинкта самосохранения выражается и как осторожность, и как бесстрашие. Пищевая патология проявляется и как избирательность в еде, и как возможность пробовать несъедобные предметы. Дети могут не разговаривать (мутичны), могут иметь небольшой словарный запас, а могут запоминать длинные слова и сложные фразы. Речь может быть вялой, а может быть четкой и скандирующей.

У людей, больных аутизмом, симптомы болезни никогда не проявляются одинаково. В книге «Дети и подростки с аутизмом» О. С. Никольская, руководитель Института коррекционной педагогики РАО, пишет: «Клиническая картина синдрома полиморфная и противоречивая, что внешне контрастирует с четкостью основных критериев… Представляется однако, что сама эта противоречивость может рассматриваться как специфическая характеристика синдрома». У каждого ребенка аутиста заболевание может проявляться по-разному. Поэтому исследователи опираются не столько на четкие критерии, сколько на общую картину расстройства.

1) отсутствие контакта «глаза в глаза», странное положение тела, выражения лица, неадекватное использование жестов;

2) неспособность к установлению (адекватным способом и при наличии возможности) дружеских отношений на основе общих интересов, занятия и эмоций;

5) отсутствие проявления социальности и эмоций, выраженное в социальной реакции на эмоции других людей, и/или отсутствие изменения поведения в зависимости от необходимости социального контекста, и/или слабая интеграция социоэмоционального и коммуникативного поведения.

Нарушения в коммуникации

2) неспособность начать или поддержать разговор (вне зависимости от наличия речевых навыков), неспособность обмениваться репликами при общении с другими людьми;

3) стереотипное и повторяющееся использование языка и/или идиосинкразия в использовании слов и фраз;

5) отсутствие разнообразия при ролевой игре или, в раннем возрасте, при социальной имитирующей игре.

1) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами;

Автор: Наталья Калиниченко

hochu.ua

Это интересно:

  • Аутизм как работать с детьми Ранний детский аутизм. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, […]
  • Все о болезни аутизм Все о болезни аутизм В этой статье будет рассматриваться вопрос что такое аутизм (в детском возрасте) и что это за болезнь. Он может выступать как самостоятельное заболевание, которое возникает в первые несколько лет жизни ребенка, или же быть одним из симптомов серьезной психической патологии человека, например, шизофрении. Аутизм – это […]
  • Аутизм у ребенка 3 года признаки Признаки аутизма у ребенка 3 лет Название этого заболевания происходит от латинского слова autos — сам (аутизм — погружение в себя). Ребенок. страдающий аутизмом, живет в собственном мире, он плохо понимает и воспринимает события, происходящие вокруг него. Аутист избегает общения с людьми, в том числе и с родителями. может не реагировать на […]
  • Психогенный аутизм это "Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест”, как наказание, а можно и как стимул к собственному развитию, необходимому для того, чтобы как можно лучше помочь ребенку на его нелегком жизненном пути. Помогая совершенствоваться ему, приходится совершенствоваться самому. Можно всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную, […]
  • Психические расстройства и весь организм Психические расстройства – влияние цвета Далеко не секрет, что цвет может вызвать психические расстройства человека. Мы не зря выбираем определённые цвета в спальню, столовую, кухню. Также, цветовая гамма широко используется нами в одежде. Так как же влияют цвета на наше восприятие и какие ассоциации они способны вызывать. Для начал разберёмся, […]
  • Сердечные неврозы лечение Невроз сердца - симптомы и лечение Неврозы сердца, или функционально-нервные заболевания сердца, являются частым проявлением общих невротических состояний. В англо-американской медицине это заболевание известно как "нейроциркуляторная астения". Невроз сердца развивается в результате нарушений высшей нервной деятельности, особенно протекающих с […]
  • Как похудеть до анорексии Анорексия: как похудеть до анорексии? Сегодня внешность человека имеет огромную ценность. Те модели, которые ходят по подиуму формируют у многих людей представление об идеальной фигуре. В тех случаях, когда фигура не отвечает установленным стандартам, то многие стремиться разными способами, добиться указанных параметров и не думают в этот момент […]
  • Тревожные состояния у ребенка Тревожное расстройство у детей Понятие «тревожные расстройства» включает в себя комплекс эмоциональных расстройств различного характера. Состояние связано с присутствием постоянного ощущения тревоги, негативными эмоциями и ожиданиями каких-либо неудач в своей жизни. Существует целая классификация тревожных расстройств, обусловленная […]