История болезни по депрессии

Возраст –38лет, 20.04.1954 г.р.

Семейное положение — замужем, 2 детей

Полученное образование – среднеспециальное, в данный момент не работает.

Направлена участковым психиатром

Госпитализирована в добровольном порядке

Поступила в стационар в четвертый раз.

Дата поступления в стационар – 21.03.03

На головокружение, “ком” в горле, усталость, нервозность, раздражительность, плохое настроение, нежелание двигаться, одновременно суетливость и неусидчивость. Также отмечает суицидные мысли “хотелось сбросится с моста но не было сил доехать” , а при виде острых предметов компульсивное желание “заколоть себя или родственницу”.

Анамнез со слов больной

Семейный анамнез: у родителей и детей наличие психических заболеваний отрицает. Венерические, психические заболевания, судорожные припадки, туберкулез, а также суицидальные попытки и самоубийства у родственников отрицает.

Анамнез жизни: Родилась 1-м ребенком по счету, о том, как протекала беременность, и роды у матери не знает. Развитие отмечает соответственно возрасту. Ходила в детсад. Признаки полового созревания отмечает с 12 лет. Половой жизнью живет с 24 лет, когда вступила в брак. Замужем в первый раз, с 1988г. Отмечает неудовлетворенность семейной жизнью, так как муж злоупотребляет алкоголем.

В школу пошла с 7 лет, училась со слов больной на “4” и “3”. Ничем не увлекалась. Работала парикмахером, лифтером, уборщицей.

Менструации с 12 лет, обильные, регулярные, отмечает нервозность в предменструальном периоде. Беременностей — 3, родов – 2, из них 1 аборт. Беременности протекала нормально, роды отмечает как нормальные, без осложнений. Дети, со слов больной, здоровы. В данный момент принимает противозачаточные таблетки.

Живет в уютной 3 – комнатной квартире с родителями (мать слепая) и мужем. Работает с 19 лет, сначала уборщицей и лифтером, затем окончила курсы парикмахеров и устроилась работать в парикмахерскую.

В семье отмечает стрессовую ситуацию “муж и отец злоупотребляют алкоголем”. Не работает, мотивируя болезнью.

Детские заболевания психической природы отрицает. Из перенесенных заболеваний отмечает: ОРЗ, ОРВИ, ветрянку, в 1998г. было ЧМТ после как ее сбила машина, но за помощью не обращалась. Употребление алкоголя, наркотиков, токсикоманических средств, табакокурение отрицает. Тяжелые психические потрясения, операции, контузии, ранения отрицает. Аллергические реакции на анальгин и амитриптилин.

Особенности темперамента и характера до болезни:

а) работоспособность, выносливость;

б) эмоциональная астенична, сдержана.

в) хорошо приспосабливалась к новым условиям, работе; с окружающими общительна.

Считает себя больной около 4-х лет, с осени 1998 года, когда заметила что после прививки от гриппа понизилось настроение, появилась утомляемость, разбитость, но за помощью обратилась в ноябре 2000г в УГПНД, где ей была прописана иглорефлексотерапия и феназепам, но улучшения во время лечения не отмечает. Затем была направлена в РПБ, где лечилась 4 раза. Дата последней госпитализации 21.11.02. по 22.01.03. Улучшение состояния отмечает только во время лечения.

Данные обследования больного

Соматический статус: температура тела 36,4 о С. Рост 161 см. Вес 50 кг. Питание нормальное. Кожные покровы физиологической окраски. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Тона сердца ритмичные, приглушены, пульс 65 ударов в минуту, АД 110/70 мм.рт.ст. Живот при пальпации безболезненный, печень не увеличена. Селезенка и почки не пальпируются. Симптом поколачивания отрицателен с обеих сторон. Щитовидная железа слегка увеличена.

Неврологический статус. Глазные щели D=S. Зрачки симметричные, реакция на свет вялая. Конвергенция в норме. Сухожильные рефлексы с рук и ног живые, симметричные. Патологические рефлексы отсутствуют. Менингеальных знаков нет. Чувствительность не изменена. Движения координированные. В позе Ромберга отмечается небольшое покачиваеие. Вазомоторных и вегетативных расстройств не отмечено. Речь тихая, при беседе наворачиваются слезы. Параличи, парезы отсутствуют. Расстройств почерка, счета, чтения не отмечается.

Данные клинических анализов.

Общий анализ крови от 23.03.03

Общий анализ мочиот 23.03.03

Медленноволновая активность в затылочных областях на фоне ирритизации коры.

Ангиодистонический тип, с затруднением венозного оттока.

Затруднение магистрального кровотока по вертебробазилярной системе ( синдром позвоночной артерии).

Последствия ЧМТ, арахноидита, нарушения мозгового кровотока по типу сосудистой ишемии, признаки ВЧД.

УЗИ органов малого таза от 10.04.03

Явления узловатых миом матки малых размеров, хронический двусторонний сальпингоофорит.

Офтальмолог: ангиопатия сетчатки, миопия слабой степени.

Невролог: энцефалопатия сочетанного генеза (последствия ЧМТ и церебральная ангиодистрофия) с легкой левосторонней пирамидной недостаточностью.

Гинеколог: двусторонний сальпингоофорит.

Выражение лица печальное, больная спокойна, голос тихий, опрятна. Плохо доступна контакту, апатична, малообщительна, вежлива, корректна.

Во времени, пространстве, местонахождении, собственной личности правильно ориентирована. Чувство дистанции сохранено. Сознание сохранено. Критична к своему состоянию.

Расстройства восприятия и ощущения отрицает. Иллюзии, галлюцинации, психосенсорные расссройства отрицает.

Внимание пассивно-привлекаемое, быстро-истощаемое.

Результаты тестов (сначала отказывалась). Память на прошлые и текущие события сохранена. Правильно называет основные даты своей жизни. Счет по Крипелину выполняет с ошибками. Тест на память (10 слов) из перечисленных повторяет 5 слов, со временем вспоминает 2 слова. Амнезии отрицает.

Мышление замедлено, логично. На вопросы отвечает сразу, адекватно. Символизм, неологизмы, бредовые идеи, резонерство, детализация, застреваемость, не выявлены. Переносный смысл пословиц и поговорок понимает правильно: «для того, чтобы что-нибудь получилось, нужно трудиться», «Не в свои сани не садись»- «каждый должен заниматься своим делом».

Пробы на обобщение и различение понятий выполняет правильно: река и озеро – «озеро без течения и круглое, а река длинная и бурная», «птица и самолет» -«птица живая, а самолет – нет».

Запас житейских, школьных, профессиональных знаний соответствуют уровню образования и опыту. Мало интересуется событиями в мире.

Настроение оценивает как подавленное “ ничто не радует”, “ я всем надоела”. При беседе часто наворачиваются слезы, зациклена на своем состоянии, начала отмечать негативное отношение со стороны родственников “ отец меня ненавидит” и “ муж не любит”.

По шкалам самооценки: ( от –5 до +5 )

Жалобы на момент курации: слабость, головокружение, туман перед глазами, плохое настроение. Мало доступна контакту. Масса жалоб иппохондрического характера, выражение лица спокойное, голос тихий. Речь замедлена, отвечает на вопросы адекватно. Внимание быстро – истощаемо.

Объективно: t=36,6 o С, АД 100/70 мм.рт.ст., пульс 65 ударов в мин. Стул в норме.

Назначения: феназепин, сонапакс, пикамилон, кордиамин.

Жалобы: те же. На фоне проводимого лечения состояние, со слов больной, стало лучше, восстановился сон. Но настроение плохое “ хочу домой”. Выражение лица спокойное, голос тихий. На вопросы отвечает адекватно, но пессимистично.

Объективно: t=36,4 o С, АД 105/70 мм.рт.ст., пульс 66 удара в мин.

Назначения: имован, циннаризин, циклодол.

Основной: Невротическая депрессия.

Сопутствующий: энцефалопатия сочетанного генеза.

Диагноз установлен на основании:

1. Жалоб на снижение настроения, головокружение, нарушение сна, потерю интереса к окружающему, стремление полежать, снижение работоспособности, отсутствие интереса к жизни (суицидные мысли), туман перед глазами “ все как то смутно”. При виде острых предметов компульсивное желание причинить вред “ хотелось схватить нож и зарезать себя или родственницу”

2. Данных анамнеза — стационарное лечение в РПБ ( 4 раза), последний раз с 21.11.02 – 22.01.03 по поводу соматизированного расстройства на органически неполноценном фоне с депрессивным синдромом, выписана с улучшением. После выписки принимала феназепами и циннаризин, но в марте вновь обратилась в РПБ вследствие ухудшения самочувствия “ из-за стрессовой ситуации дома”.

3. Данных объективного осмотра — выражение лица печальное, голос тихий, мышление замедлено, логично. Плохое настроение, апатичность. Внимание пассивно-привлекаемое, быстро-истощаемое.

Дифференциальный диагноз проводят с:

1. Реактивной депрессией – возникает чаще в ответ на острую психическую травму, пониженное настроение развивается через несколько дней после психотравмирующей ситуации. Имеет более выраженный характер: в элементах поведения больных, в жестах, мимике отражается психотравмирующая ситуация. Может сопровождаться театральностью, гневливостью, тревогой.

2. Органическими депрессиями – развиваются на фоне эпилепсии, при прогрессивном параличе, при церебральном атеросклерозе, после ЧМТ, олигофрении. Они всегда сочетаются с ведущей для основного заболевания психопатологической симптоматикой: при прогрессивном параличе – с синдромом тотальной деменции, при эпилепсии – с соответствующими изменениями интеллекта и памяти, вязкостью мышления, олигофазией, характерологическими изменениями, при олигофрении – с умственным недоразвитием.

3. инволюционной депрессией – сопровождается двигательной активностью и высказыванием бредовых идей самообвинения, самоуничижения. Угнетенное настроение сопровождается глубокой тоской с постоянным чувством беспокойства и тревоги. Тревога обычно возникает в связи с боязливым ожиданием неминуемого несчастья, которое может привести к гибели семьи, самого больного. Больные причитают, заламывают себе руки, уверены, что «их организм сгнил, разложился». Они просят помощи, иногда высказывают идеи гибели мира, полного уничтожения всего живого на земле (синдром Котара). Характерны симптом нарушения адаптации Шарпантье, симптом Клейстра. Часты иллюзорные восприятия окружающего, высказывание иппохондрических идей.

1. С целью купирования депрессивного синдрома:

Rp.: Tab. Phenazepami 0,5 N.20

D.S. принимать по 1 таблетке утром

2. Со снотворной целью:

Rp.: Tab. “Imovan” 0,0075 N.20

D.S. принимать по 1 таблетке вечером.

3.С целью психостимуляции:

Rp.: Tab. Sydnocarbi 0,005 N.20

D.S. принимать по 1 таблетке днем

4. С целью улучшения мозгового кровообращения:

Rp.: Tab. Picomiloni 0,05 N.30

D.S. принимать по 1 таблетке утром и вечером.

Прогноз для жизни – благоприятный.

Прогноз для психического здоровья – относительно благоприятный

Судебно – экспертная комиссия – вменяема.

***Рекомендуется заняться каким либо видом спорта (желательно активным), например, бегом, плаванием.

***Устроиться на работу.

***Побольше читать и гулять на свежем воздухе, можно завести кошку.

Больная Н., 38 лет, находится на стационарном лечении в отделении 18 РПБ с 21.03.03 с диагнозом: Невротическая депрессия.

Поступила в четвертый раз (в последний раз лечилась с 21.11.02 по 22.01.03 с тем же диагнозом, получила лечение, наблюдалось улучшение) в добровольном порядке с жалобами на снижение настроения, слабость, нарушение сна, потерю интереса к окружающему, снижение работоспособности, суицидные мысли “ хотелось сбросится с моста но не было сил доехать”, испытывала желание ударить ножом себя или родственницу. Объективно: выражение лица печальное, голос тихий, мышление замедлено, логично, апатична. Настроение оценивает как плохое, на вопросы отвечает адекватно. Внимание пассивно-привлекаемое, быстро-истощаемое. Больная иппохондрична.

Проводилось обследование: ОАМ и ОАК в пределах нормальных значений, РЭГ: ангиодистонический тип с затруднением венозного оттока, УЗДГ: затруднение магистрального кровотока по вертебробазилярной системе, ЭЭГ: медленноволновая активность в затылочных областях на фоне ирритизации коры. МРТ: последствия ЧМТ, арахноидита, нарушение мозгового кровотока по типу сосудистой ишемии, признаки ВЧД.

Феназепам по 0,5г 1 раз в день, пикамилон 0,5г. по 1 таб. утром и вечером, имован 0,0075 по 1 таб. на ночь, сиднокарб по 0,005г днем.

На фоне проводимого лечения состояние больной улучшилось.

Прогноз для психического здоровья – относительно благоприятный.

1. М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, Психиатрия, М.: Медицина, 1995.- 608с.

2. И.Я. Завилянский, В.М. Блейхер, И.В. Крук и др., Психиатрический диагноз, Минск: Высшая школа, 1989. –311с.

А.А.Кирпиченко, Психиатрия, Минск: Высшая школа, 1989.- 381 с.

5. М.Д.Машковский, Лекарственные средства, М.: «Новая Волна», 2000г

studentmedic.ru

депрессия история болезни

Популярные статьи на тему: депрессия история болезни

Ежегодный Международный конгресс по болезни Паркинсона и синдрому беспокойных ног – исключительная возможность обсудить ключевые изменения в ведении этих связанных между собой патологий, оказывающих значительное влияние на жизнь пациентов. В этом году.

Появление психофармакологии в 60-х годах стало основанием для «революционных» пересмотров понятия динамики аффективных расстройств.

Взаимоотношение между старением и болезнью является камнем преткновения для современной медицины.

Большая депрессия – распространенное психическое расстройство, которое является одной из наиболее частых причин нарушения трудоспособности.

История науки о качестве жизни (КЖ) начинается с 1947 года, когда профессор Колумбийского университета США D.A. Karnovsky опубликовал работу «Клиническая оценка химиотерапии при раке», где всесторонне исследовал личность страдающего соматическими..

Что может быть важнее в жизни, чем сама жизнь? За всю историю Украины тема выживаемости населения не звучала так остро, как сейчас, за исключением, быть может, страшного голодомора начала 30-х. Казалось, ресурсы людского потенциала неисчерпаемы и.

Мир болезни Паркинсона не ограничивается клиническими проявлениями и симптомами прогрессирующей патологии.

Эпилепсия – одно из наиболее распространенных тяжелых неврологических заболеваний, которое встречается в 10 раз чаще рассеянного склероза и в 100 раз – болезни мотонейронов [1-3]. По современному определению эпилепсия является хроническим.

Тактика ведения пациентов с инфекцией, вызванной вирусом гепатита С. Клинические рекомендации Европейской ассоциации по изучению болезней печени (ЕАИП/EASL) 2015 г.

Вопросы и ответы по: депрессия история болезни

P.S. Я в детстве очень сильно заболела, и какая то инфекция попала в мою голову и мне поставили диагноз органическое повреждение коры головного мозга. И моя мама, видимо наслушавшись от врачей о том, что я вырасту глупой и что у меня отставание от других детей в развитии решила, что я очень отличаюсь от других детей и даже мне несуществующий диагноз аутизм, который мне врачи никогда не ставили, придумала и постоянно мне с самого моего раннего детства твердила о том, что я не такая как другие дети. Она мне говорила, что вот посмотри, твоя подруга Даша одевается в красивые наряды, целых три языка знает, школу закончила с отличием, умеет вкусные пироги печь, в разные секции ходит, имеет целую кучу друзей, а ты что. друзей у тебя нет, готовить не умеешь, в школе на одни тройки училась, одеваешься непонятно во что, ну и кто же тебя такую полюбит? И вот из-за того что меня мама всегда сравнивает с другими девушками у меня и появились мысли про свою неинтересность. И так было не раз, когда я знакомилась с мужчиной, а моя мама мне говорила, что его интерес ко мне это ничего серьезного и что он просто со мной играется. И моя мама всерьез думает, что если я не такая как моя подруга Даша, то меня такую ни один мужчина не будет любить. И я каждый раз, наслушавшись маму переживала по этому поводу и плакала на глазах мужчины, с которым я общалась, а ему это не нравилось и он не понимал из-за чего я плачу и терял ко мне весь интерес. Так же получилось и с этим мужчиной. Когда он мне в шутку сказал, что если ему кто то позвонит, то он меня выкинет у ближайшего светофора из машины и я никуда не денусь, мне придется дальше топать пешком, я не поняла что он так шутит и что у него даже мысли такой нет меня из машины на ближайшем углу выкидывать расплакалась, а он увидел что я плачу и сказал мне что если я буду реветь, он меня возить вообще перестанет. И вот получается, что он меня возить перестал из-за того, что я вместо того чтобы рассказать ему о своих переживаниях молча слезы перед ним лила и сидела в машине с обиженным видом. Психиатр, у которого я в больнице недавно оказалась, поставил мне диагноз депрессия и нарушение психики. Но этот диагноз неверен, так как у меня с психикой никаких отклонений никогда не было. Видимо этот врач узнал о том, что я с детства стою на учете у психиатра и решил, что у меня с психикой проблемы. Но на самом деле у меня с самого моего раннего детства были проблемы с нервами, только моя мама этого не замечала, каждый раз, как у меня случался нервный срыв, мой организм впадал в панику и испытывая огромный стресс пытался защититься от этого слезами, и такое было неоднократно. И моя мама, видя мои слезы, спрашивала меня почему я плачу, а я ей честно отвечала что не знаю, а мама мне не верила и думала, что я не говорю почему плачу из-за того, что это у меня с головой что то не в порядке и просто не обращала на это внимания. А мне было обидно, что моя мама видит во мне не взрослую дочь, а маленького ребенка, с которым нужно нянчиться и который сам себя обеспечить не может. Поэтому я нервничала и плакала. И когда то антипсихотропное средство которое мне выписал психиатр, у которого я лечилась, начало на меня оказывать странное действие, которое проявлялось в моем смехе, я не смогла подойти к врачу и рассказать об этом из-за своего страха что этот чужой дядя не станет меня слушать. И в результате у меня из-за этого лекарства появились проблемы. У меня началась психологическая зависимость от него. То есть стоило мне выпить это лекарство, мой мозг воспринимал это как что то веселое и посылал моему организму странные сигналы, в результате чего мне становилось смешно, а когда успокаивающее действие лекарства заканчивалось, мне сразу же становилось плохо, появлялась грусть и мой сердечный нерв, который успокаивался под действием этого лекарства начинал болеть с утроенной силой. И теперь такая ситуация. Мне это средство перестало помогать, а я боюсь маме сказать, что мне нужно обратиться к врачу который мне выписал это лекарство за помощью. И я не знаю, что мне делать с этим страхом, что если я у того психиатра который меня лечил на учете не стою, он не захочет меня слушать и не станет меня лечить. А все из-за моей заниженной самооценки. И ведь я прекрасно понимаю, что мужчина, даже если он старше меня и женат, вполне может ко мне по доброму отнестись, потому что он смотрит в первую очередь на мое поведение, а не на то, чем я отличаюсь или не отличаюсь от других. И как бы я не старалась оценивать себя с позитивной точки зрения, я всегда себя оцениваю негативно. И даже тот факт, что любой мужчина, с которым меня судьба сталкивает, мне все время говорит, что я очень красивая и замечательная девушка мне не помогает относиться к себе как к красивой и замечательной девушке, которая может быть интересна любому мужчине, даже тому, кто женат и старше меня. Прошу совета, как мне повысить свою самооценку и перестать относиться к себе как к ненужной никому вещи и как мне понять, что тот мужчина, который стал для меня самым дорогим после отца человеком видит во мне не маленького ребенка, с которым нужно нянчиться а взрослую самостоятельную и привлекательную девушку и как мне убедить себя в очевидном факте его искренней радости меня видеть, общаться со мной и помогать мне.

Активный спорт(волейбол)бросил в марте2008 .Курил почти 30 лет, бросил год назад.Рост-188.вес-за год набрал 11кг-103кг.Алкоголь –не злоупотребляю.

История болезни Сентябрь 2008г.-боли в плечах,предлечьях(больше мышечные), в груди,между лопатками, сопровождающиеся легким сухим кашлем.Боли не постоянные,приступами от полу-часа до 1.5-2 часов.Боли напоминают состояние как при температуре выше 38град.-«выкручивает» руки.Терапевт направил на консультацию к пульманологу и невропатологу. Диагноз пульманолога :ХОЗЛ 1-2 типа.Сдать анализы на мочевую кислоту,LЕ клетки,коагулограмму.Из этих анализов превышение нормы по мочевой кислоте,остальные в норме.Назначил аллопуриловую кислоту,мелоксикам,фромилид уно(почему антибиотик-не знаю). Невропатолог-рентген грудной клетки:без костных изменений.

Назначено:массаж,витамин В12,мукосат 20амп,олфен №10 в амп. После применения данных препаратов улучшения не наблюдалось. Боли то проходили сами на 2-3 недели,то появлялись на 1-2 недели,но они также были приступообразными .То есть состояние отличное и вдруг в течении 10-15 минут состояние как при температуре выше 38-38.5град.Со временем добавились новые симптомы-боли в икроножных мышцах ,подчелюстные боли.

Сдал анализы на: гельминты:токсокар.эхиноккоков,описторхисов,аскарид,трихинел-не обнаружены.На всякий случай пропил 3 дня Вормил.

Анализы на: Хламидии,Лямблии-отрицательно,ВИЧ,сифилис-отрицательно,Токсоплазма-lgG-155,2 при норме менее 8МЕ/ml. lgM-не обнаружены.

Фибробронхоскопия-диффузный эндобронхит с умеренной атрофией слизистой.

Фиброэзофагогастродуоденоскопия:д\з-язвенная болезнь луковицы 12 перстной кишки.Нp-тест-положит.Прошел курс лечения.

Анализы на АТ к нативной ДНК :1Й-29.0109Г.-0.48 ПОЛОЖ.

Имумуноглобулина класса М:2.67 при норме 0,4-2.3(29.01.09г.)

SLE-тест- от 26.05.2009г,и 17.11.2010-отрицательно. Анализы на ревмопробы-в пределах нормы.

Есть КТ брюшной полости и МРТ поясничного отдела позвоночника. Без патологий.

За это время точного диагноза поставлено не было ни терапевтом ни невропатологом. К другим врачам не направлялся. Почти 90 %анализов сдавал без направлений врачей,методом тыка .Лишь один раз прозвучал вариант –СКВ. Пропил месяц делагил по 1 табл., при приступах доларен.

Симптомы ломоты в мышцах(90%) и суставах(10%) рук и ног по-прежнему то появлялись то исчезали на 10-15 дней.

С осени 2010 мышечные боли начались с плечей и предплечий, подчелюстные боли ,боли в груди и между лопаток.

16.11.2010г.обратился к терапевту в другую больницу, потому что такие боли сопровождались депрессией.Постоянно на обезболивающих препаратах-а работать надо, невозможность контроля появления приступов .Больничный не дают-нет ярко выраженных симптомов!

Направление на рентген шейного отд., грудного отд, правого плеч. сустава. На основании данных был направлен к невропатологу Заключение-остеохондроз шейного и грудного отдела. Назначено –лидокаин в амп№10,витамин В12,массаж №10. Выше перечисленные симптомы невропатолог обьяснить не смог.

Консультация городского ревматолога-данных в пользу СКВ и ревматоидного артрита –НЕТ. Назначен: олфен в амп.№10,Витамины В1,В6,В12.Лирика по 1 т 2р\д.По данным консультаций невропатолога и ревматолога ,терапевт назначил:

Олфен №10,лидокаин 2.0 №10,прозерин 1.0мл №10,витамин В12 №10,габалепт по 1 т месяц, массаж.

Начал лечение с 25. 11.2010г. С 1.12.2010 г.- начали меняться симпомы . Начали сильнее болеть мышцы ниже локтей, кисти, пальцы рук. Ломота в икроножных мышцах, голеностопах, коленях. Ощущение отечности рук и ног(ниже коленных суставов).Данные симптомы появляются с утра и до самого сна +добавляются приступы ломоты(как при температуре под 38 град.) так же от полу часа до 1.5 -2 часов.

С 10.12.10г. появились симметричные боли в мелких суставах рук,в кистевых суставах, голеностопах.После сна чувствовалась скованность как в руках так и в ногах. При нагрузке усиливались боли в голеностопах с отдачей под пятку , в коленях. Появился хруст в суставах рук и ног, чего ранее никогда не наблюдалось. Данные симптомы сохранялись до состояния покоя. Ночью не беспокоили.

В тоже время исчезли приступообразные боли.

Так как прием к врачу в определенное время не состоялся и был перенесен, а боли не проходили ,а усиливались -начал принимать МЕТИПРЕД по 4мг 1 раз в день. К 20.12.10г.состояние улучшилось.Боли стали слабее, но так и проявляются в пальцах и кистях рук, голеностопах и коленях. Отечность спала, но иногда ощущается в кистях. Появились болевые ощущения в плечах и тазобедренных отделах. Хруст в суставах не прошел. Особенно боли сильны в местах спортивных травм голеностопа левого ,правого коленного сустава, перелома лучезапястья правой кисти. Сдал анализы на ревмопробы –все в норме. Анализ крови развернутый с учетом приема Метипреда (4 й день)-все показатели в норме.

Лечащий терапевт направляет к невропатологу и травматологу- прием 21.12.10г. Я устал от отсутствия диагноза .Бывает очень плохо ,а к какому врачу обратиться не знаю, даже больничный не знаю у кого брать, чтобы отлежаться. Подскажите что мне делать или к кому обратиться за помощью!

Совместная консультация невропатолога и травматолога:

Невропатолог- д\з : рассеяный склероз? Рекомендовано МРТ головы.

Травматолог- данных за травмат и ортопед патологий в стадии обострения нет.

На словах сказал ,что нужно обращаться к ревматологу по поводу смешанного коллагеноза.

24.12.10г.-прошел МРТ мозга, результат ниже.

После прохождения Мрт, невропатолог направила в областную клинику к невропатологу с диагнозом:

— дисциркуляторная энцефалопатия, цефалгия, Sd?

-миастенический синдром, СКВ, ревматоидный артрит.

С 23.12.10г. простудился (боли в носоглотке, температура 37.8)-начал принимать арбидол, амоксил. Через три дня почувствовал отсутствие болей в суставах пальцев ,кистей рук, голеностопах, легче стало в коленях при ходьбе.

Осталась легкая скованность утром, исчезающая через 5-10 минут, остался хруст в суставах. Заметно улучшилось настроение и общее состояние.

26.12.10г.-прервал прием МЕТИПРЕДА ,принимая его 14 дней с дозы 4мг-7 дней и понижая ее до 1мг к 14 дню.

Примерно с 8 .01.11г. вновь появились боли в мелких суставах рук,голеностопах.Снова начал принимать Метипред по 2 мг 1 р\д.Состояние среднее,суставы хрустят.С 16.01. принимаю по 1мг метипред , иногда лобавляя доларен при усилении болей.Особенно отражается боль в левом голеностопе и правом коленном суставе при движении по лестнице в верх.

Для подтверждения направлен в областную клинику в отделение ревматологии.на основании рентгеновских снимков поставлен д\з-остеоартроз мелких суставов кистей и стоп.

Назначенный курс лечения ревматологом области :аркоксию 60 по 1 т 10дней,мидокалм 150мг. 1р\10 дней,артрон комплекс 1т.2 р\д,кальций Д-3,местно мази.

В настоящее время после приема данных лекарст состояние ухудшилось.Суставы 3-4 пальцев кистей болят,припухшие.Утром есть небольшая скованность в кистях 10 -15 минут. Суставы чуть припухшие,также боли в запястьях.прогрессирует боль в тазобедренных суставах в области левого большого вертела и обоих седалищных бугров.Боли при ходьбе при нагрузке.При седении на стуле через пару минут появляется боль в седалищных буграх в виде жжения.Усилились боли в подпяточных местах обоих голеностопов.

Снова обратился к глюрематологу своего города.Назначил олфен по 100мг1р\д,мовалис 2мг в\м ч\р д. ,продолжать артрон комплекс.

10 дневный курс лечения ничего не дал.

Сегодня был на приеме снова-назначил Метипред по 2мг р\д к выше описаным препаратам.

Я в растерянности!Неофициально он диагностирует РА,но официально не подтверждает-при проявлении визуальных симптомов диагноз подтвердит,а так как анализы чисты,а боли к «делу не подошьешь»!

Время уходит для лечения.Подскажите ,что мне делать?Ехать в Киев?А там тоже без клинических проявлений отфутболят! И к кому –в частную клинику или в государственную больницу?

Спасибо Вам за внимание!Извините за сумбурность.

www.health-ua.org

Депрессия. Лечение депрессии. Экскурс в историю

Меланхолия, acedia, сплин, хандра, депрессия . Что дальше?

В первой половине XX века антропологами были проведены исследования среди многочисленных племен, населяющим глухие уголках нашей планеты, которые жили по законам первобытнообщинного строя. Исследования показали, что некоторые члены племени были подвержены различным расстройствам психики, среди которых были и депрессивные расстройства. На основании этого, ученые сделали вывод, что депрессией имеет очень давнюю историю. Но, с другой стороны, результаты этого исследования не могут служить 100% доказательством того, что депрессиями страдали и наши далекие предки, ведь нецивилизованные люди обладают гораздо большей чувствительностью, и потому их депрессии могут быть откликом на события, которые происходят на Земле. То есть они могут страдать, потому что "чувствуют" страдания Земли, не отделяя себя от происходящего во внешнем мире — про это очень точно сказал Кафка "всеми страданиями вокруг нас должны страдать и мы. У нас разные тела, но одно развитие, а это проводит нас через все боли в той или иной форме".

В четвертом тысячелетии до н.э. Жрецы Древнего Египта лечили людей, у которых наблюдалось патологическое состояние тоски. Жрецы Древней Индии считали, что уныние, как и другие душевные заболевания является результатом одержимости, поэтому специально обученные жрецы занимались лечением депрессии с помощью заклинаний, изгоняющих злых духов.

Самый ранний эпизод, описывающий депрессию, можно найти в Библии. Правда в то время еще не было ни слова «депрессия», ни слова «меланхолия», но была история, повествующая о первом царе иудеев Сауле, жившем в 11 в. до н.э. Это был гневный и мрачный человек, погрязший в отчаянии: «а от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа». Шло время, и Саула все чаще одолевали приступы мрачного настроения, а светлые периоды случались все реже.

Слуги сказали Саулу, что ему станет легче, если он услышит игру лютни. Они находят Давида, "умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою". "Отраднее и лучше" становится Саулу, во время игры Давида, и вскоре "злой дух отступает от него". По сути, Саула можно назвать первым музыкотерапевтом, поскольку он занимался лечением депрессии с помощью музыки.

Но не благодарность, а черная зависть к Давиду рождается в сердце Саула, все больше страдает его самолюбие. Ведь все, что доставалось Саулу великом трудом, дается Давиду легко и просто. Прежде всего его ранит то, что после победы над филистимлянами народ славит в песнях не его, а Давида: "Саул истребил тысячи, а Давид – десятки тысяч". Он сокрушается о потере признания народом и понимает, что это плоды его дел. Он жаждет признания и обожания, но понимание несбыточности этого желания превращается в слепую ярость, когда он бросает в Давида копье. Копье пролетает мимо, а Давид становится “врагом его на всю жизнь”.

В этой библейской истории четко описаны типичные депрессивные признаки — мрачное, подавленное настроение, агрессия, страх, чувство вины. Все это все глубже и глубже вгоняет Саула в депрессию и в конце концов приводит к тому, что он кончает жизнь самоубийством, бросившись на меч.

Многие места Книги Псалмов говорят о том, что и Давид испытывал состояние глубокого уныния. "Нет мира в костях моих от грехов моих; я совсем поник, весь день сетуя хожу; я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзаний сердца моего" (Пс. 37.4.7.9). "Утомлен я воздыханиями моими, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою" (Пс.6.7). «Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет!» (Пс. 21.12) и др.

Eine der ersten Beschreibungen der Depression findet sich bei Homer in Illias, wo Bellerophontes "Irrt’ er umher einsam, sein Herz von Kummer verzehret, Durch die aleïsche Flur, der Sterblichen Pfade vermeidend.".

Великий философ и врач Пифагор Самосский (570-500 г. до н.э.) при приступах печали или гнева рекомендовал уйти от людей и уже в одиночестве «переварить» это чувство, добившись успокоения души. Также он полагал, что лучшим средством для лечения депрессии является музыка — особенно подходящими для этой цели он считал гимны Гесиода.

Демокрит (460-370 г. до н.э) рекомендовал в моменты грусти заниматься созерцанием внешнего мира и своей собственной жизни. Это позволяет избавиться от страстей, ибо, как он полагал, именно страсти являются причиной страданий.

Древние греки считали, что все болезни возникают от дисбаланса четырех жидкостей в человеческом организме — черной и желтой желчи, слизи и крови. А подавленность, страх, плохое настроение вызывает переизбыток черной желчи — упоминание об этом можно найти у Эмпедокла.

Сам термин депрессия (от лат. depressio — подавление) появился сравнительно недавно — в XIX веке, а широкое распространение он получил только в 20-30 годах XX века. На протяжении более чем двух тысяч лет депрессию называли меланхолией. Этот термин впервые был введен великим врачом древности Гиппократом (460-356 г до н.э). Меланхолия, в переводе с греческого, дословно означает melaina chole – черная желчь.

Гиппократ приводит два значения слова «меланхолия». Первое – один из четырех темпераментов человека, меланхолический. Гиппократ считал, что у людей меланхолического темперамента в организме преобладает черная желчь. Меланхолики «боятся света и избегают людей, они полны всевозможных опасностей, жалуются на боли в животе, словно их колют тысячами иголок».

Второе – это меланхолия как болезнь: «Если чувство страха и малодушия продолжаются слишком долго, то это указывает на наступление меланхолии. Страх и печаль, если они длятся долго и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи». Гиппократ описал симптомы, характерные для меланхолии – это "отвращение к пище, уныние, бессонница, раздражительность и беспокойство". О том, что причину заболевания следует искать в человеческом мозге, догадывались еще предшественники Гиппократа (Пифагор и Алкмеон), но именно Гиппократ впервые записал, что «именно мозг делает нас безумными и исступленными, от него все огорчения, печаль, недовольства, бессонница, ошибочные действия, бесцельная тревога и странные поступки. От него мы становимся безумными, нас охватывает тревога и страхи ночью или с наступлением дня. Все это происходит, когда мозг становится излишне горяч, холоден, влажен или сух».

Гиппократ впервые сделал попытку классифицировать различные состояния меланхолии: есть меланхолия, которая вызвана внешними событиями — сильными потрясениями или переутомлением — "долгий труд души может привести к меланхолии" и меланхолия, которая возникает без видимой причины — в современной психиатрии называется "психогенной" и "эндогенной" депрессией. Также он высказывает предположение, что некоторые люди рождаются с предрасположенностью к меланхолии и то, что меланхолия может возникнуть в результате сильной травмы. Гиппократ связывал накопление черной желчи с осенне-зимним периодом и говорил, что именно в этот период усиливается "печаль, тревога, подавленность, уныние, бессонница, отвращение к пище и склонность к самоубийству." Он лечил меланхолию специальной диетой, давал больным настой мандрагоры и морозника — средства со слабительным и рвотным эффектом, что по мнению Гиппократа способствовало освобождению организма от черной желчи.

Платон (428-348 г. до н.э.) впервые описал не только состояние депрессии, но и мании. Он говорит о мании, как о заболевании «правильного» неистовства, происходящего от муз – это дает поэтическое вдохновение и говорит о преимуществе носителя этого заболевания перед обычными людьми с их житейской рассудочностью.

Вообще, четкое разделение современных методов лечения депрессии на медикаментозные и психотерапевтические стоит искать в противоречии, которое возникло между Гиппократом с одной стороны и Платоном и Сократом — с другой. Гиппократ резко выступал против лечения депрессии методами храмовой медицины, называя жрецов "мошенниками и шарлатанами", а также против философов — "все, что написано философами в области естественных наук относится к медицине так же, как к живописи". Сократ и Платон наоборот, полагали что теории Гиппократа слишком механистичны и говорили, что легкие расстройства врачи еще могут вылечить, но избавление от тяжелых — удел философов. Депрессия (меланхолия) относится к тяжелым заболеваниям, поэтому лечением депрессии должны заниматься не врачи, а философы. Именно Сократ и Платон ввели в обиход понятие "эго". Платон говорил о том, что события детства и влияние родителей определяют личность человека и создал модель психики состоящей из разума, влечения и духа.

Гиппократ, Платон и Сократ значительно определи свое время. Прошло почти две с половиной тысячи лет, прежде чем их теории привели к созданию современных средств лечения депрессии — теория Гиппократа привела к созданию антидепрессантов, а теории Платона и Сократа — к появлению психотерапии.

Аристотель (384-322 г. до н.э.) задал интересный вопрос, который не потерял свой актуальности и более чем через две тысячи лет. : «почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусством были меланхоликами? Некоторые из них страдали разлитием черной желчи, как среди героев – Геракл. Именно он, как полагали, был такой меланхоличной природы, а древние по его имени, называли священную болезнь Геракловой. Несомненно, и многие другие герои, как известно, страдали той же болезнью. А в позднейшее время также Эмпедокл, Сократ и Платон и многие другие замечательные мужи» (Проблемы XXX,I). Аристотель попытался объединить крайние воззрения философии и медицины: "Телесное расстройство поражает душу, а болезни души исходят от тела". Ну, а об отношениях с депрессией, который складывались у великих мира сего в можете прочитать в разделе«Великие депрессии или великие в депрессии»

Наиболее близко подошел к сущности депрессии в своих «Беседах о Тускулапах» Марк Тулий Цицерон (106-43 г. до н.э.) – римский оратор, политик и писатель. В этих строках, написанных более двух тысяч лет назад, настолько точно и ясно описывается состояние депрессии, что многие исследователи полагают, что это мог сделать человек, который сам пережил приступ тяжелой депрессии. Цицерон писал, что «страх и скорбь возникают от мыслей о зле. Именно страх есть мысль о великом зле предстоящем, а тоска – о великом зле уже свершившемся, и к тому же недавнем, от которого естественно встает такая тоска, что страдающему кажется, что он страдает поделом. Эти-то волнения, словно неких фурий, напускает на нашу жизнь неразумие человеческое». Он подчеркивает, что «всякое умственное расстройство есть бедствие, скорбь же или печаль подобно настоящей пытке». Если страх вызывает подавленность, то скорбь кроет в себе «изнурение, маразм, мучение, сокрушение, искажение и, наконец, разрушение, уничтожение ума». Он приводит мнение греческого философа Хризиппиуса, называвшем депрессию «растлением самого человека». Цицерон упоминает, что до него уже многие авторы писали о меланхолии, в том числе Гомер, говоривший, что в меланхолии часто ищут уединения. Однако никаких конкретных средств для лечения депрессии он не предлагал, резюмируя, что «тело поддается лечению, для души лекарств не имеется».

Цицерон писал, что часто собственными силами невозможно выйти из глубокой депрессии: «Это не в нашей власти заглушить в себе то, что вообразили злом, затаить или забыть таковое. Оно грызет, пугает, колет, жжет, не дает дышать, а ты приказываешь забыть?» Он упоминает, что лучшим лекарством с древних времен является время. Вместе с тем нельзя полагаться только на время: «не устранив ее полностью нельзя избавиться от этого бедствия». «Самое важное при утешении – удалить от скорбящего представление, будто бы, скорбя, он выполняет справедливый и надлежащий долг». Наилучшим средством для лечения депрессии Цицерон считал беседы с страдающим, то есть он одним из первых предложил использовать психотерапевтические беседы для лечения депрессии. И конечно же, Цицерон говорит о самом главном, о надежде, что человеком «будет выдержано самое острое страдание, если, хотя бы издали, ему видится надежда на что-то доброе».

Интересен депрессивный эпизод, описанный Плутархом (46-120 г.н.э). Юный царевич Антиох страдал от сильной депрессии — испытывая тяжелое чувство вины, он отказывается от пищи и угасает прямо на глазах. Придворный врач Эразистат заподозрил, что причина болезни царевича – тайная любовь. Сам способ лечения депрессии царевича был более чем оригинальным — врач положил руку на сердце юноши, в то время как все женщины, жившие во дворце, по очереди подходили к нему. Когда порог переступила молодая мачеха царевича – прекрасная Стратоника – сердце юноши забилось, он сильно задрожал, а на лице выступили капли пота. Эразистат сообщает о причине болезни отцу, и тот с радостью отдает жену и половину царства в придачу, лишь бы избавить сына от черной меланхолии, которая вот-вот сведет его в могилу. Эта история послужила темой для картин известных итальянских художников Паоло Веронезе и Берретини.

Авл Корнелий Цельс, живший в Риме в 1 веке н.э. во времена Тиберия не был врачом, но он составил потомкам огромную энциклопедию по всем областям знаний древних римлян, из которых только медицина занимает 8 томов. "Меланхолия определяется как безумие, которое овладевает человеком на долгое время, начинается почти без лихорадки, а потом дает легкие припадки последней. Эта болезнь состоит из печали, которая по-видимому причиняется разлитием черной желчи".

Римский врач Асклепиад(128-56 до н.э) советовал лечить депрессию теплыми ваннами, смачиванием головы холодной водой, слабительным, массажем, умеренной гимнастикой, воздержанием от жирного мяса и вина, предостерегая оставлять человека в депрессии в полном одиночестве и, когда наступят улучшения, советовал отправиться в путешествие.

Клавдий Гален (131 -200 н.э), которого почитают не меньше Гиппократа, личный врач Марка Аврелия, подробно описал меланхолический бред. Он расширил идею Гиппократа о четырех темпераментах до девяти. В одном из них преобладает меланхолия, но не как патология, а как нечто естественное: "Есть люди от природы беспокойные, подавленные, страдающие, постоянно печальные, коим врач полезен мало". Он полагал, что черная желчь поступает в мозг и высушивает его и "как темнота проникает в душу. Так же как дети боятся темноты, взрослых под влиянием черной желчи одолевают различные страхи — в мозгу у них бесконечная ночь и страх. Вот почему меланхолики боятся смерти и в то же время желают ее. Они убегают от света и стремятся к тьме." Не последнюю роль в причинах меланхолии Гален отводил подавленной сексуальности, поскольку в мозг проникают вредные пары от сдерживаемой половой жидкости. Так одну свою пациентку, страдающей меланхолией, он лечил "стимуляцией влагалища и клитора, от чего пациентка получила огромное удовольствие, из нее вылилось много жидкости и она выздоровела"

Аретей Каппадокийский (вторая половина 2 века н.э.) в своих трактатах соглашался с древними, что «черная желчь, заливая диафрагму, проникая в желудок, и вызывая там тяжесть и вздутие, расстройство психической деятельности, приводя таким образом к меланхолии. Но помимо этого она может возникнуть и чисто психическим путем: какое-нибудь угнетающее представление, печальная мысль вызывают совершенно аналогичное расстройство». Он так и определяет меланхолию: «Угнетенное состояние души, сосредоточившееся на какой-либо мысли». Сама по себе печальная идея может возникнуть без внешних причин, но может быть следствием какого-либо события. По его мнению, длительная, затяжная меланхолия приводит к равнодушию, полному отупению человека, который утрачивает способность правильно оценивать обстановку.

Воззрения средних веков целиком и полностью определяет христианство. Августин (354 — 453 г.) считал, что разум отличает человека от животного, поэтому потеря разума низвергает его к животному состоянию и ведет к отпадению от Бога. С этого времени отчаяние меланхоликов определяется как состояние, которое не проникнуто милостью и благодатью божьей, а описание Навуходоносора в книге Даниила нередко приводится в качестве доказательства, что психические заболевания — есть наказание Божье.

У Энагрия Понтиака (346-399 г.) и Иоанна Кассиана (360-435 г.) описана чистая, беспричинная меланхолия отшельников, селившихся в пустынных местах. Поскольку меланхолия достигает своего пика именно в полдень она была названа «бесом полуденным». Основным симптомом этого состояния была acedia (вялость, лень). Именно это слово в средние века стало синонимом слова «меланхолия». Монах, находящийся во власти acedia, испытывает непреодолимое желание покинуть келью и искать исцеление где-то в другом месте. Он исступленно оглядывается, надеясь увидеть кого-нибудь, кто идет его навестить. В своем тоскливом беспокойстве он находится под угрозой впасть в состоянии апатии или, наоборот, пуститься в неистовое бегство. Acedia, являвшаяся для отшельников "повальной напастью, которая наводит порчу в полдень", обычно связывалась с "бесом полуденным из 90 псалма. Она парализовала способность к концентрации внимания и молитве. Энагрий Понтиак говорил своим собратьям, что не следует поддаваться меланхолии и покидать свои места. Кассиан полагал, что меланхолика следовало лечить физическим трудом, и вся остальная братия должна была отвернуться от него, чтобы не подвергаться влиянию "беса полуденного".

Церковь называла девять (а позднее — семь) смертных грехов. Среди них была и asedia, которая с 13 века все больше толковалась как "праздность". В Средневековье античное "в здоровом теле здоровый дух" было придано забвению, а Труды Фомы Аквинского (1225-1274), согласно которым телесный недуг не имеет никакого влияния на душу, всякая болезнь является болезнью тела или души (а меланхолия была названа болезнью души), способствовали еще большему отделению души от тела. Поскольку душа подвержена влиянию Бога или Сатаны, нетрудно догадаться в более чем однозначных выводах средневековой Церкви. Наступили времена инквизиции, и одному Богу известно сколько меланхоликов сгорело на ее кострах. Церковь средневековья считала, что если человек, отпавший от божьей благодати (а то что, это происходит при меланхолии, сомнений не вызывало), может вызвать соблазн у других, и потому его следует удалить из сообщества верующих. Сначала это было отлучение от церкви, а позднее — штраф, тюремное заключение, а если это не помогало, то его просто сжигали на костре. И это помогало.

Великий врач Востока Авиценна (980-1037 г.) писал, что «меланхолия — есть уклонение мнений от естественного пути в сторону расстройства, страха и порчи. Меланхолия определяется по чрезмерной задумчивости, постоянному наваждению, взгляду, неизменно устремленному на что-нибудь одно или в землю». На это также указывает «грустное выражение лица, бессонница и задумчивость».

В 11 веке Константин Африканский написал трактат «О меланхолии», в котором собрал данные из арабских и римских источников. Он определяет меланхолию как состояние, при котором человек верит в наступление лишь неблагоприятных событий. Причина болезни в том, что пары черной желчи поднимаются к мозгу, затемняя сознание. Такая наклонность формируется не у всех, а лишь у тех, кто имеет к заболеванию особую предрасположенность.

Для средневековья характерно то, что все переживания подразделяются на пороки и добродетели. Латинское слово desperatio (отчаяние) обозначало не просто душевное состояние, а порок, греховное сомнение в божьем милосердии. То же самое с происходило с вышеупомянутой acedia, означавшую апатию, духовную леность, праздность. Нередко вместо acedia употребляли слово tristitia (печаль). В XIII в. состояние acedia стали ассоциировать с физическим разлитием желчи — постепенно слово acedia вытеснило гиппократовскую меланхолию и стало употребляться в значении "тоска".

Новые времена изменили не только отношение к меланхолии, но и этимологию. Так во французском меланхолию все чаще стали называть словом ennui. Первоначально оно было одним из производных слова асеdia, но во времена Паскаля непостоянство, тоску и тревогу начали считать нормальными, хоть и мучительными, состояниями человека. В XVII веке словом ennui обозначается очень широкий круг переживаний: тревога, угнетенность, печаль, тоска, скука, усталость, разочарование. В XVIII веке в английском словаре эмоций появляются слова bore, boredom (тоска, скука) и spleen (сплин). Меняются времена, меняются нравы, — тосковать и скучать становится привычно и даже модно. Романтики начала XIX в. уже немыслимы без ощущения "мировой скорби". То, что некогда было смертным грехом, достойным осуждения, превратилось, как заметил О. Хаксли, сначала в болезнь, а затем в утонченную лирическую эмоцию, ставшую источником вдохновения для авторов большинства произведений современной литературы.

Мыслители эпохи Возрождения начали освобождать меланхолию от тяжелых средневековых оков греха, и в некотором роде это процесс продолжается до сих пор. Первой ласточкой, был известный итальянский философ и филолог Марсилио Фичино (1433-1499) писал, что меланхолия есть тоска по великому и вечному. Он возвращается к аристотелевскому пониманию меланхолии и говорит, что люди творчества чувствуют тоску более остро и благодаря этому могут глубоко и точно чувствовать природу вещей. Печаль отдаляет душу от мира и тем самым приближает ее к Богу. Фичино сам страдал от тяжелых приступов меланхолии, во время которых впадал в такое отчаяние, что его друзьям приходилось приводить ему его же собственные доводы. Он также боролся с болезнью с помощью специальной диеты, физических упражнений и музыки.

До северной Европы идеи итальянского Возрождения доходили медленно, и там по прежнему считали, что "меланхолия наступает от влияния ангелов зла и сношения с ними", но в то же время признавали, что сам меланхолик не обязательно в этом виноват. Голландский судебный врач Ян Виер спас от костра несколько "ведьм", доказав инквизиции, что у женщин в наличии все признаки меланхолии. В 1584 году Ретженальд Скотт выпуcтил книгу о колдовстве, где говорил, что меланхолия не всегда является следствием одержимости, а может быть и заболеванием. В Англии книга пользовалась большой популярностью , пока король Иаков не приказал конфисковать и сжечь все ее экземпляры.

Жан Франсуа Фернель (1497-1558 г.) – врач эпохи Возрождения называл меланхолию "безлихорадочным безумием, которое наступает в результате истощения мозга, ослаблении его основных способностей". Меланхолия – это состояние, когда «больные мыслят, говорят и поступают абсурдно, им надолго отказывает разум и логика, что протекает со страхом и унынием». «Начинающие» меланхолики вялые, подавленные, «душою слабые, к себе равнодушные, жизнь считают тяготой и пугают уходом из нее». Когда болезнь развивается, то «душой и рассудком, расстроенным и беспорядочным, они воображают многое, и это почти все мрачное, другие считают, что им не следует ни с кем говорить, и они должны провести всю жизнь в молчании. Общества и внимания людей они избегают, многие ищут одиночества, что гонит их скитаться среди могил, гробниц, в дикие пещеры».

Т. Брайт (1550-1615 г.) – первый английский протопсихиатр выпустил в 1586 году первую в Англии книгу по психиатрии. Это книга, состоящая из 41 глав, целиком посвященная меланхолии, называлась «Трактат о меланхолии». Брайт был знаком с Шекспиром, и проведя многочисленные параллели между творчеством великого драматурга и «Трактатом о меланхолии», можно сделать вывод, что Шекспир был хорошо знаком с этим трудом.

В 1599 году вышел "Трактат о меланхолических болезнях" Андреаса де Лоуренса. Лоуренс считает, что меланхолия вызвана не "телесным строем", а в первую очередь "образом жизни и пристрастиями" и пытается определить границы того, что можно назвать болезнью, различая "меланхолический склад в границах здоровья" и "склад, за эти границы выходящий". Лоуренс разделял человеческое "я" на три части: разум, воображение и память, а называет меланхолия болезнью воображения. Идея Лоуренса о том, что глаза человека закатываются назад и смотрят на свой мозг, а поскольку мозг меланхолика пропитан черной желчью, то меланхолики видят все в черном свете кажется на первый взгляд абсурдной. Но только на первый — ведь то, что мы видим — это оптическая проекция мира на сетчатку глаза, которая затем преобразуется в электрические импульсы, которые поступают по сенсорным каналам в мозг и подвергается там окончательной обработке. Депрессия меняет нормальное течение химических процессов в мозге человека, и в результате он действительно видит мир в черном свете.

С начала 17 века меланхолический темперамент становится чрезвычайно популярным в Европе, а в Италии слова меланхолия и гений практически становятся синонимами. Меланхолию связывают с чем то утонченным, возвышенным, аристократическим. Так в пьесе середины XVII века мрачный цирюльник жалуется на меланхолию и слышит в ответ: "Меланхолия? Хорошенькое дело, слышать это слово от цирюльника. Тебе следует говорить, что ты ощущаешь тяжесть, тупость и придурковатость. Меланхолия — это герб на воротах царедворца".

В Англии меланхолия получила название "елизаветинской болезни". Начиная со знаменитого трактата Роберта Бертона "Анатомия меланхолии" (1621), которому он посвятил всю свою жизнь, описание меланхолии как душевной болезни дополняется социально-психологической трактовкой, подчеркивающей значение таких факторов, как одиночество, страх, бедность, безответная любовь, чрезмерная религиозность и т.д. Небезынтересны слова Бертона: "Я пишу о меланхолии, дабы избежать меланхолии. У меланхолии нет большей причины, чем праздность, и нет лучшего средства против нее, чем занятость". Бертон говорит о том, что сейчас называется "стрессоустойчивостью" — "что для одного — блошиный укус, для другого — нестерпимая пытка. то, что один легко преодолевает, другой же легко при этом впадает в меланхолия". Бертон определяет меланхолию как болезнь души и тела.

Не последнее влияние на лечение душевных заболеваний оказала модель механистического сознания французского философа Рене Декарта. (1596-1650). Декарт полностью разделяет душу и тело, но в отличии от Церкви, использует для этого сухой и элегантный язык логики. Эти идеи получили распространение в теориях Николаса Робинсона, Германа Бургава и многих других, создавших различные механистические модели человеческой психики. Этот процесс продолжается до сих пор, а истоки современных бесконечных научных споров о том, вызвана ли депрессия дисбалансом химических веществ или все определяет человеческая психика в некотором роде — наследие философии Декарта.

Антидепрессанты, являющиеся на сегодняшний день самым популярным средством при лечении депрессии, открыли всего 50 лет назад. А как же депрессию лечили раньше?

В Древней Греции начиная с Гиппократа депрессию лечили травами, в особенности настоями мандрагоры или морозника. В Древнем Риме лечение депрессии "состояло в кровопусканиях, однако если они противопоказаны в виду общей слабости больного, то их заменяли рвотными средствами; кроме того, необходимы растирания всего тела, движения и слабительные. При этом очень важно внушить больному бодрость духа, развлекая его разговорами на такие темы, которые были ему приятны раньше" (А. Цельс). Патрициям также было известно, что "лишение сна наряду с развлечениями" позволяет временно вылечить от депрессии. Этот метод был вновь незаслуженно забыт и был открыт повторно только во второй половине 20 века. (О депривации сна можно почитать подробную статью на блоке "выход из депрессии")

В 18 веке в Германии от типичного симптома депресии, который описывался больными, как "свинцовая тяжесть в руках и ногах", "пудовый груз на плечах", врачи пытались вылечить с помощью довольно-таки странного способа. Больных привязывали к вращающимся стульям и колесам, предполагая, что центробежная сила может устранить эту тяжесть.

Вообще, вплоть до 20 века с больными, которые попадали в руки психиатров, особо не церемонились. Голод, избиение, держание на цепи – вот перечень далеко не самых жестоких методов, применявшихся в психиатрических заведениях того времени. Избиение меланхоликов и причинения им сильной физической боли на специальных растяжках были строго научно обоснованны: психиатры считали, что сильная физическая боль отвлекает больных от боли душевной. Так лечили даже английского короля Георга III, когда он впал в безумие — по совету лучших лекарей Европы его жестоко избивали. Во время одной такой процедуры король умер. Нужно отметить, что данными методами «излечивали» в основном буйные заболевания, а поскольку при депрессиях больные вели себя в основном смирно, при лечении депрессии использовали более мягкие методы.

Три четверти века в медицине господствовала так называемая гидротерапия. Для лечения депрессии применяли внезапное погружение в холодную воду (так называемое bainde surprise) до первых признаков удушения, а продолжительность этой процедуры равнялась времени, необходимому, для не слишком быстрого произнесения псалма Miserere. «Популярным» способом лечения был также struzbad, когда на голову лежащего в ванне меланхолика, выливали от 10 до 50 ведер холодной воды.

В России в 19 веке для лечения депрессии использовали «рвотный винный камень, сладкую ртуть, белену, натирание головы рвотным винным камнем, приложение пиявиц к заднему проходу, нарывные пластыри и другие оттягивающие средства. Теплые ванны предписывали зимой, а холодные летом. Также "прикладывали моксы к голове, обоим плечам и дели прижоги на руках".

До начала эры антидепрессантов для лечения депрессии широко использовались различные наркотические вещества. Наиболее популярным "антидепрессантом" был опиум и различные опиаты, которые продолжали применять вплоть до 60-х годов XX века. А первое упоминание опиума для лечения депрессий встречается еще в трактатах древнеримского врача Галена (130 – 200 г. н.э).

В XIX веке в Европу был завезен каннабис, который психиатры стали использовать для лечения депрессии. С каннабисом, более известным как марихуана, цивилизация Востока познакомилась более 10000 лет, а для лечения депрессии его использовали китайские врачи еще в 3 веке до н.э. В 40-х гг. XIX века парижский врач Жак-Йозеф Моро де Ту полагая, что для избавления от меланхолии нужно "заменить симптомы душевной болезни аналогичными, но контролируемыми симптомами, вызванными наркотиками" применял каннабис при депрессиях и обнаружил, что он в числе прочего вызывает оживление и эйфорию. Данный эффект, впрочем, был весьма кратковременным.

В 1884 году З.Фрейд впервые попробовал кокаин, что привело к появлению его первого крупного научного труда, который назывался «О коке». В нем говорится, в том числе, о применении кокаина для лечения депрессий. В то время кокаин продавался в аптеках свободно, без рецепта, и прошел не один год, прежде чем были выяснены отрицательные стороны воздействия этого "лекарства" — сильная наркозависимость и то, что употребление кокаина само по себе приводит к депрессии, которая даже получила собственное имя — «кокаиновая грусть».

lossofsoul.com

Это интересно:

  • Как вылечить шизофрению народными средствами Как вылечить шизофрению Рецепты, которые помогут вылечиться от шизофрении. Лечение шизофрении требует настойчивости и терпения, и при строгом соблюдении всех рекомендаций можно добиться успеха. Отнюдь не последнее место в преодолении болезни занимает фитотерапия. При явной агрессии смешайте 2 ст. ложки травы чабреца, корня девясила, 3 ст. ложки […]
  • При заикании речевая карта Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием..……………….2 Конспект фронтального логопедического занятия при заикании на этапе ограничения речи (в режиме молчания)………………………………………….5 Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у […]
  • Стресс может вызвать температуру 13 причин субфебрильной температуры Субфебрильной называют повышенную температуру тела до 38 °C, а субфебрилитетом – наличие такой температуры свыше 3 дней, причем нередко без видимых причин. Субфебрилитет – явный признак нарушений в организме, которые возникают из-за болезней, стрессов, гормональных сбоев. Несмотря на кажущуюся безобидность, это […]
  • Не склонна к депрессиям Рецепт старинной ПАСХИ — лучший вариант пасхи из всех возможных Пасха хороша тем, что делают ее из молока. Эта пасха не склонна к истечению сывороткой и она готова уже через 12 ч . Хороша тем, что в составе пасхи нет сырых яиц. После пасхи остается сыворотка, которую можно использовать при выпечке куличей (вместо молока). На просторах интернета […]
  • Комната клаустрофобии в москве Снять комнату в Москве Всего 13 834 объявления Сдам койко-место, 300 м², 3 мин. до метро пешком, этаж 4 из 4. вчера в 01:32 191 Агентство Аренда комнаты, 9 м². сегодня в 13:32 206 Сдам комнату, 37 м², этаж 3 из 17. 582 Сдам в аренду комнату, 18 м², этаж 8. 261 Риелтор Аренда комнаты, 14 м², этаж 7 из 9. […]
  • Психическая депрессия и усталость Хроническая усталость, депрессия. Лечение народными средствами Хроническая усталость во многих случаях - причина и следствие депрессии. Хроническая усталость часто является следствием переутомления, стрессов и высоких нагрузок, болезней. Депрессия может проявляться как простая усталость или общее ощущение ухудшения самочувствия. Депрессия, […]
  • Выпадения волос анорексия Какие народные средства от выпадения волос у женщин эффективнее для лечения? Густая грива блестящих волос – настоящий женский фетиш. Каждый день несколько волосков остаются на расческе, и это нормально: периодически они обновляются, и на месте выпавших вырастают новые. Тревогу стоит бить, когда «волосопад» принимает выраженный характер. В таких […]
  • Классификации умственной отсталости мкб 10 Интеллект. Определение понятия. Классификация нарушений интеллекта (по мкб 10). ИНТЕЛЛЕКТ — глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами . Существует много других определений, что свидетельствует о нашем недостаточном знании того, что такое интеллект, и в то же время […]