Холдинг терапия для аутизма

Глава 16 холдинг-терапия в системе психологической помощи детям с аутизмом

Как отмечалось выше, аутичные дети испытывают существенные трудности в установлении эмоциональных контактов с другими, даже с самыми близкими, людьми. Недоразвитие эмоциональных контактов негативно влияет на процесс социализации ребенка, развитие его когнитивных функций. Отсутствие ранних эмоциональных контактов с ребенком крайне негативно отражается на особенностях взаимодействия родителей с ним: у них формируются неуверенность, тревожность и другие негативные аффективные переживания.

В зарубежной психологической практике при работе с аутичными детьми особой популярностью пользуется холдинг-терапия. Холдинг-терапия (от англ. hold — удерживать, выдерживать, владеть) была разработана американским детским психиатром Мартой Вельч (М. Welch) и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче, США, в 1978 году. В «классическом» варианте процедура холдинг-терапии заключалась в следующем: в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.

В основу холдинг-терапии положена концепция, которая рассматривает ранние детские эмоциональные расстройства как результат нарушения эмоциональных связей между матерью и ребенком [Harlow H., Harlow M., 1962; Bowlby 1986]. Авторы подчеркивали положительную роль первого контакта ребенка с матерью. Привязанность ребенка к матери основана на чувстве безопасности, которое он испытывает в процессе общения с ней. Если чувство безопасности нарушено, то социальное и эмоциональное развитие ребенка идет в неправильном направлении и, в крайних вариантах, ведет к аутизму.

Н. Тинберген и Э. Тинберген [Tinbergen, Tinbergen, 1984] разработали теорию, объясняющую механизм действия холдинг-терапии на ребенка с аутизмом. Авторы исходят из того, что ранний детский аутизм как эмоциональное расстройство обусловлен враждебным влиянием на грудного ребенка со стороны его окружения. В связи с этим у ребенка-аутиста отсутствует базовое доверие, возникающее в первые недели и месяцы жизни. Так как аутичные дети не могут развить это базовое доверие, они враждебно противостоят окружающим их людям и отказываются от общения с ними. При холдинг-терапии этот нарушенный процесс формирования доверия и социализации компенсируется [цит. по: Ремшмидт, 2000, с. 489].

М. М. Либлинг в своих исследованиях по применению холдинг-терапии в системе психологической помощи детям с аутизмом справедливо подчеркивает, что холдинг-терапия инициирует базальные аффективные механизмы детского развития и налаживает их координацию в процессе эмоционального взаимодействия ребенка с близкими людьми. Поэтому автор предлагает использовать этот метод в системе психологической помощи аутичным детям, направленной на нормализацию их аффективного развития [Либлинг, 2000].

Многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов показали следующее:

1. Холдинг-терапия может быть использована как способ восстановления ранних форм привязанности ребенка к близким, и прежде всего к матери.

2. Данный метод формирует новые способы эмоционального взаимодействия между ребенком и родителями.

3. Основная задача холдинг-терапии заключается в преодолении защитного аутистического барьера, негативных аффектов, страхов, агрессии путем насильственного удерживания ребенка на руках.

4. Холдинг-терапия стимулирует дальнейшее развитие и психическую активность ребенка.

5. Метод дает возможность родителям наладить взаимодействие с ребенком, поскольку опирается на естественное желание родителей гладить, ласкать, обнимать ребенка, защищая его от житейских невзгод.

Сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам и вступлению в диалог с окружающими.

Как отмечалось выше, в отечественной психологии метод холдинг-терапии успешно разрабатывался М. М. Либлинг [2000]. Автор с позиций системной организации эмоциональной сферы, разработанной О. С. Никольской, выделила психологические механизмы данного метода. Прежде всего, это аффективная память, которая актуализирует приятные переживания младенчества, связанные с едой, сном, игрой на руках у матери. Тактильные, кинестетические, зрительные и другие ощущения объединяются в сознании ребенка в простые аффективные стереотипы. Сам процесс удержания вызывает у ребенка переживание страха, первоначально провоцирует активное сопротивление ребенка. Для благополучного разрешения данной ситуации необходимо, чтобы сработал аффективный механизм, условно названный «качелями» [Эмоциональные нарушения. 1990]. Суть его состоит в том, что доминанта опасности перекрывается общей положительной оценкой ребенком своих возможностей и ситуации в целом. Положительную доминанту во время удерживания формирует также эмоциональный комментарий матери, которая уговаривает ребенка не уходить, побыть еще на руках, говорит о том, как любит своего малыша и как сильно соскучилась по нему. Постепенно ее действия нейтрализуют страх и гарантируют благополучное разрешение ситуации. Когда сопротивление прекращается, ребенок обычно полностью расслаблен эмоционально и физически. Он свободно смотрит в глаза родителям, улыбается. В эти минуты в полную силу работает еще один аффективный механизм, необходимый для детского развития, — эмоциональное сопереживание близкому человеку.

М. М. Либлинг, используя холдинг-терапию в самостоятельно разработанном ею модифицированном варианте, раскрыла значение данного метода в эмоциональном развитии аутичного ребенка И выделила основные эффекты его применения [Либлинг, 2000]:

• трансформация негативного аффекта, содействующая преодолению агрессии, негативизма, самоагрессии и других аффективных проблем аутичного ребенка;

• аффективное развитие ребенка с аутизмом (холдинг-терапия, по сути, выступает в роли катализатора);

• улучшение семейного взаимодействия;

• обретение родителями лучшего понимания проблем ребенка, его возможностей, и, благодаря этому, облегчение контакта психолога с родителями;

• ускорение работы по обучению родителей аутичного ребенка способам эмоционального взаимодействия с ним, конкретным приёмам коррек-ционной работы.

Несмотря на то что холдинг-терапия позитивно отражается на динамике эмоционального развития аутичных детей, этот метод требует дифференцированного использования. Следует помнить, что он построен на организации принудительного контакта с ребенком-аутистом, в связи с чем на начальных этапах его использования у ребенка может наблюдаться выраженный эмоциональный дискомфорт, усугубляться негативизм и другие негативные эмоциональные реакции.

Несмотря на широкое применение холдинг-терапии в психологической практике, некоторые авторы рассматривают данный метод как чрезмерно стрессовый — как для ребенка, так и для родителей. Кроме того, отмечается, что эффективность занятий в значительной степени зависит от эмоционального настроя и внутренней готовности родителей к длительной, ежедневной работе. В процессе холдинг-терапии у родителей могут возникнуть сомнения, неуверенность в правильности своих действий, тревога в отношении дальнейших перспектив развития ребенка [Wing, 1985]. В соответствии с этим, психологу необходимо постоянно держать в поле зрения переживания родителей и разрабатывать специальную тактику работы с ними, с учетом их индивидуальных особенностей, чтобы избежать срывов в холдинг-терапии.

Перед тем как рекомендовать холдинг-терапию родителям, психолог предварительно изучает семью ребенка, анализирует эмоциональный потенциал матери, ее готовность принять рекомендации психолога. Как отмечалось выше, воспитание аутичного ребенка в семье является чрезвычайно сложной задачей, которая в значительной степени зависит от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся: материальная обеспеченность, осведомленность родителей о проблемах воспитания аутичного ребенка; отношение близкого семейного окружения к проблемному ребенку (отец, другие дети, прародители, другие родственники); эффективность социальной помощи семье, а также отношение общества в целом к людям с проблемами в развитии. К субъективным факторам относится, прежде всего, личностный потенциал родителей и близкого семейного окружения ребенка.

Многочисленные исследования особенностей семей, в которых воспитывается ребенок с аутизмом, показали, что эти семьи находятся в состоянии пролонгированного стресса, интенсивность которого зависит от степени тяжести аффективной патологии и возраста ребенка. Стрессовое состояние в большей степени проявляется у матерей детей с аутизмом. У них наблюдается неадекватно заниженная самооценка, депрессивный фон настроения, эмоциональная напряженность [DeMyer, 1986; Wolf, 1989; и др.]. М. Гилл по специально разработанной шкале оценивал уровень депрессивности, тревожности, а также частоту соматических жалоб и эмоциональных истощений в группах матерей аутичных детей, матерей умственно отсталых и нормальных детей дошкольного возраста. Было выявлено, что негативные эмоциональные проявления у матерей аутичных детей встречаются значительно чаще, чем у матерей умственно отсталых детей. Матери аутичных детей показали максимальные значения по всем данным параметрам и дали себе наиболее низкую оценку по шкале личных успехов в воспитании ребенка [Gill, 1990; цит. по: Либлинг, 2000]. В работах многих авторов отмечается, что ребенок с аутизмом с раннего возраста не улыбается матери, не смотрит ей в глаза, не любит, когда его берут руки. [Tinbergen, Tinbergen, 1984]. Такое поведение ребенка с аутизмом не «подкрепляет» материнского поведения, а в условиях, когда ребенок не дает матери достаточного эмоционального отклика, у матери формируется специфический синдром «растерянности», выявленный в исследовании Л. С. Печниковой [1997].

Весь процесс холдинг-терапии условно можно разделить на три этапа: установочный, коррекционный и оценочный. На установочном этапе психолог должен проанализировать стили семейного воспитания ребенка, оценить особенности личности матери, ее защитных механизмов, представления матери о перспективах развития ребенка. В процессе направленных бесед необходимо выяснить, как мать общалась с ребенком на первом году его жизни, часто ли брала его на руки, чтобы успокоить, как реагировала на особенности его поведения, кто помогал матери по уходу за ребенком, как распределялись роли. Успешность психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с аутизмом, в значительной степени зависит от включенности отца и других членов семьи в психокоррекционный процесс. Важным является умение психолога убедить родственников в целесообразности таких занятий с ребенком, необходимо в доступной для родителей форме объяснить значение этого метода в эмоциональном развитии ребенка. Мы в своей практике обучали приемам холдинг-терапии отцов, прародителей и других членов семьи. Однако следует подчеркнуть, что в первую очередь необходимо обучить мать ребенка.

На коррекционном этапе психолог показывает приемы холдинг-терапии.

В ходе сеансов роль психолога заключается в следующем:

1. Психолог в устной форме помогает матери преодолевать имеющиеся затруднения во время сеанса.

2. После окончания сеанса психолог анализирует поведение ребенка, его реплики, интерпретирует символику сопротивления ребенка и другие особенности его поведения.

В специально оборудованном помещении для занятий родители садятся вместе с детьми, причем каждый выбирает удобную позу для контакта. В течение некоторого времени на фоне расслабляющей музыки проводят холдинг-терапию. Матери или другому близкому родственнику психолог рекомендует крепко обнять ребенка и прижать его к себе. Если ребенок активно сопротивляется, то необходимо преодолеть его активное сопротивление, тесно прижать к себе и постараться установить с ним зрительный контакт.

Сеансы должны проводиться ежедневно. Во время сеанса мать (или другой близкий человек) крепко обнимает ребенка, прижимает его к себе, и в таком положении они находятся длительное время. Если ребенка не удается удержать на руках, мать Может лечь рядом с ним, прижимая его не только руками, но и всем телом к стене или спинке дивана. В течение всего сеанса нельзя уступать нарастающему сопротивлению ребенка: с ним необходимо пытаться установить и зрительный, и эмоциональный, и вербальный контакт. Не следует прерывать сеанс даже в тех случаях, когда ребенок выглядит несчастным, подавленным и отрешенным от происходящего вокруг него. Ребенка следует удерживать до появления стадии истощения, несмотря на любые его протесты; его отпускают только при появлении выраженной релаксации, когда можно будет общаться с ним.

При проведении холдинг-терапии необходимо использовать следующие правила:

1. Сеансы должны проводиться родителями ежедневно, по крайней мере в течение двух первых месяцев.

2. Первые 3—4 сеанса необходимо проводить в присутствии психолога.

3. Необходимо добиваться полного расслабления ребенка, по крайней мере, на 3—4-м сеансе.

4. Не рекомендуется прерывать сеансы, особенно в первые два месяца. Многие дети, особенно с тяжелой аффективной дезадаптацией, на первых этапах занятий испытывают выраженное возбуждение, могут кричать, кусаться, плеваться и демонстрировать другие защитные реакции. Следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на активное сопротивление, необходимо удерживать ребенка вплоть до его истощения и отпускать его только тогда, когда он расслабится. Желательно во время удерживания приговаривать ребенку, какой он «теплый», «хороший», «добрый», «как мы тебя любим».

М. М. Либлинг [2000] выделяет два основных компонента холдинг-терапии, условно обозначая их как «очищающий» и «развивающий». Именно сочетание этих компонентов обеспечивает длительную эффективность холдинг-терапии. Первая — очищающая — часть холдинга снижает аутистический барьер, эмоциональный дискомфорт у ребенка, стимулирует развитие ребенка. Вторая часть холдинга придает этому развитию конкретные формы, насыщает его положительными аффектами, способствует улучшению способов взаимодействия. Элементы холдинг-терапии целесообразно использовать и в процессе группового взаимодействия детей с аутизмом на втором и третьем этапах психокоррекции с целью усиления их психической активности и выработки целенаправленного поведения. С этой целью мы в своей практике используем следующие игры: «Качание в одеяле», «Угадай на ощупь, кто это», «Подкидыш» и др.

Игра «Качание в одеяле»

Ход игры. Взрослые и дети более старшего возраста держат одеяло и предлагают ребенку с аутизмом лечь на него. После этого одеяло вместе с ребенком поднимают со словами: «Море волнуется раз. »

Длительность игры зависит от особенностей реагирования ребенка. Если он активно сопротивляется, то после двух покачиваний необходимо прекратить игру, похвалить ребенка за участие.

Данная игра вызывает много позитивных эмоций у детей с аутизмом.

Марина К., 5 лет 7месяцев, на первых двух занятиях активно наблюдала за тем, как другие качаются в одеяле, но отказывалась, когда ей предлагали. На третьем занятии девочка легла на одеяло и громко закричала: «Хочу кататься». Психолог с помощниками стали раскачивать девочку. После окончания раскачиваний девочка стала требовать повторения занятия словами: «tiado еще кататься, еще, еще». У девочки наблюдался негативизм и речевой мутизм. Игра помогла психологу наладить контакт с девочкой и повысить ее эмоциональную и речевую активность.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Один ребенок выходит в круг. Остальные дети его подталкивают поочередно от одного к другому со словами «Иди к Ване, Маше» и пр. При приближении ребенка члены группы прижимают его к себе, затем снова отталкивают и направляют к другому ребенку или взрослому.

Комментарий. Следует подчеркнуть, что эта игра может вызвать у детей с аутизмом высокое эмоциональное напряжение, страх. Не рекомендуется принуждать ребенка, насильно толкать его. Перед началом занятий взрослые и здоровые дети могут показать ребенку эту игру и, если она вызвала у него интерес, предложить ему поиграть. Не рекомендуется сильно толкать ребенка. Если ребенок сопротивляется, необходимо взять его за руку, прижать к себе, заглянуть в глаза и направить к другому ребенку в круге. После занятия следует поблагодарить ребенка, отметить его смелость и активность.

Ход игры. Ребенок встает в круг, и ему предлагается закрыть глаза. К нему подходит другой ребенок, и он на ощупь определяет, кто это. Ребенку разрешается погладить по лицу, потрогать одежду. Сначала необходимо дать задание угадывать здоровому ребенку или помощнику психолога, и лишь затем предложить выйти в круг ребенку с аутизмом.

Комментарий. Дети с аутизмом на первых занятиях активно сопротивляются при прикосновении незнакомого человека, однако в дальнейшем охотно включаются в игру.

Опыт нашей работы показал высокую эффективность данного метода, в первую очередь в психокоррекции тех детей; у которых наблюдается выраженная эмоциональная депривация со стороны родителей, и особенно матери.

М. М. Либлинг характеризует эффекты холдинг-терапии следующим образом: «Через 1-2 месяца холдинг-терапии мы получили выраженные устойчивые результаты, которые проявились: в уменьшении, смягчении аутизма, установлении более тесного эмоционального контакта между детьми и родителями; в смягчении сверхсензитивности детей; в возрастании психической активности всех детей, проходивших терапию, усилении или появлении интереса к окружающему; в усилении привязанности детей к близким людям; в проявлении у каждого ребенка большего желания взаимодействовать; в уменьшении проявлений агрессии, негативизма и самоагрессии в поведении детей; в некотором прогрессе речевого развития детей» [Либлинг, 2000, с. 19].

Использование холдинг-терапии в сочетании с другими методами психологической коррекции оказывает позитивное влияние на эмоционально-волевую сферу детей с аутизмом. Это наглядно проявляется в установлении более тесного эмоционального контакта ребенка с родителями, в увеличении его познавательной и речевой активности в процессе занятий. У родителей детей с аутизмом в результате холдинг-терапии наблюдается лучшее понимание потребностей и проблем ребенка. Многие родители отмечают, что в процессе занятий они стали более уверенными, уменьшилась тревожность.

studfiles.net

Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения

В последние годы зафиксирован стремительный рост количества детей с синдромом аутизма и расстройствами аутистического спектра. При этом до сих пор не существует единого мнения об этиологии этих расстройств, так же, как и общих, универсальных представлений об эффективных и адекватных способах их терапии.

В этих условиях наиболее продуктивным представляется анализ длительного опыта практической помощи детям с аутизмом и их семьям, об эффективности которого можно судить по результатам многолетней работы. Такой опыт, в частности, накоплен в рамках лаборатории Института коррекционной педагогики, специализирующейся на данной проблематике. Рассматривая подобный опыт, важно четко обозначить и обосновать применяемые методы работы, что, в свою очередь, позволит родителям более уверенно получать помощь, а научному сообществу трезво и адресно оценивать конкретную практику и определенные научные взгляды. Кроме того, нам необходимо отделить себя, как из принципиальных соображений, так и для оказания осмысленной и эффективной помощи родителям и детям, от научно и этически неприемлемых взглядов и практик, сложившихся на сегодняшний день в «мире» аутизма.

Метод работы, о котором идет речь в данной публикации, сформировался в результате адаптации холдинг терапии, автором которой является американский психиатр М.Велч, к отечественной системе коррекционно-развивающей работы при аутизме.

Теоретическим основанием нашего подхода к коррекции синдрома являются фундаментальные исследования О.С.Никольской [10, 11] и Е.Р.Баенской [2, 3], которые подтверждают идею о нарушении формирования системы эмоциональной организации сознания и поведения при аутизме. Признаки такого нарушения можно обнаружить у ребенка с формирующимся аутизмом в младенческом и раннем возрасте [2, 3]. Они обусловлены врожденной биологической дефицитарностью ребенка (нарушением активности и снижением порогов аффективного и сенсорного дискомфорта [10, 12]), и, к сожалению, затрудняют, искажают возможность образования ранней связи «мать-дитя». Между тем, хорошо известно, насколько важна полноценная эмоциональная связь с матерью для нормального развития ребенка [5, 6]. Именно для того, чтобы иметь возможность сформировать такую связь, или, в части случаев, сделать ее более полноценной, мы решили ввести в арсенал своих методов коррекционной помощи холдинг терапию М. Велч [14, 15].

Холдинг терапия Марты Велч

Марта Дж. Велч – доктор медицины, практикующий психиатр и исследователь, специализирующийся на детском развитии и психотерапии семейных отношений; является признанным международным авторитетом в сфере исследований детского развития и его нарушений. Доктор Велч изобрела метод, который первоначально был назван «холдинг терапией», а позже переименован автором в «метод регуляторной связи». В настоящее время данный метод используется в коррекции широкого спектра расстройств детского поведения, но его открытие и первоначальное использование было связано с практической помощью семьям, воспитывающим аутичных детей.

По описанию М. Велч, процедура холдинга состоит в следующем: мать берет ребенка на руки и удерживает его в положении, которое позволяет ей установить прямой зрительный контакт. Ребенок может некоторое время быть спокойным, но затем начинает сопротивляться контакту. Отец, находясь рядом с матерью, помогает сдерживать сопротивление ребенка. При этом оба родителя пытаются объяснить ему, как важно быть всем вместе, говорят о своих чувствах, просят не уходить, т.е. удерживают его не только и не столько физически, сколько эмоционально, вплоть до того момента, когда он перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется, начинает улыбаться, проявляет нежность. [15]

М.Велч подчеркивает, что пока ребенок сопротивляется контакту, родители должны словесно выражать свои чувства – надежды, разочарования, заботы, но главное — свою привязанность и любовь к ребенку. Если родители проявляют упорство, не отпускают ребенка, несмотря на его агрессию, и продолжают говорить ему о своих чувствах, борьба сменяется нежной близостью с интенсивным зрительным контактом, когда ребенок гладит мать по лицу, когда с ним можно спокойно поговорить. На этой стадии, которую М.Велч назвала «стадией разрешения», холдинг завершается. Доктор Велч рекомендует проводить холдинг ежедневно 1 раз, а также во всех ситуациях, когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо себя ведет).

В одной из первых публикаций М.Велч (1983) приводятся четыре истории работы с семьями, воспитывающими аутичных детей. Поскольку дети, с которыми проводилась холдинг терапия, посещали и педагогические занятия, не только родители, но и все занимающиеся с детьми специалисты отмечали, что на фоне холдинга улучшалось их внимание, способность к контакту, исследовательская активность, уменьшалось стереотипное поведение. Все четверо смогли в дальнейшем обучаться в школе.

Данные о положительных результатах холдинг терапии с аутичными детьми содержатся также в публикациях последователей М.Велч, работающих в разных странах. Так, например, в Германии и Чехии холдинг терапию популяризировала д-р И.Прекопп [13]. В ее первой публикации анализуются данные работы с 37 семьями, воспитывающими аутичных детей. Из них 8 – отказались от предложенной холдинг терапии, так как мамы считали, что их ребенок слишком сильный, и удержать его будет невозможно, либо по каким-то другим причинам не хотели или не могли проводить терапию. В остальных семьях у 19 детей был диагностирован синдром Каннера, у 6 – синдром Аспергера, у 4 – аутизм в сочетании с органическим поражением головного мозга. Возраст детей варьировал от 2,5 до 17,5 лет. 6 детей из 25 не выносили телесного контакта, мамы 12 детей говорили, что их дети успокаиваются быстрее, если их оставить в покое.

Холдинг проводился 1-2 раза в день, сначала – только под наблюдением специалиста. В результате уже через 6 месяцев все дети, независимо от возраста, стали более спокойными, уменьшились стереотипии, увеличились возможности и активность в контакте. Ни у одного ребенка не возросло тревожное поведение, напротив, эти тенденции существенно уменьшились. У 5 детей повысился интерес к тому, что происходит в окружающей среде, у 3 детей с эхолалиями появилась фразовая речь, они начали отвечать на вопросы, 1 ребенок во время холдинга впервые начал использовать в речи первое лицо, 1 ребенок с исходно выраженной мышечной гипотонией стал энергичнее, начал активно двигаться. Дети с синдромом Аспергера стали интересоваться человеческими отношениями, их контакты с людьми стали более гибкими. У детей с синдромом Каннера доктор Прекопп наблюдала большее разнообразие в обращении с объектами, использовании игрушек. Все матери признавали, что холдинг дал стимул эмоциональному росту их детей. Никто из них не выразил желания прекратить холдинг в будущем.

Позже И. Прекопп дополнила холдинг терапию некоторыми приемами семейной терапии, и распространила свой метод работы («холдинг по Прекопп») на семьи, воспитывающие детей с различными отклонениями эмоционального развития [13].

Статистически достоверная оценка эффективности любой семейной психотерапевтической практики, к числу которых, без сомнения, относится холдинг терапия, является сложной задачей. Для получения статистически значимых результатов требуется «представительная выборка испытуемых», а в практике одного добросовестно работающего специалиста на протяжении длительного времени может быть лишь несколько семей. Поэтому нам представляются особенно значимыми результаты исследования, в котором оценивались данные, одновременно предоставленные несколькими практиками [16]. Они были получены в процессе терапии, в основе которой также была процедура холдинга (PPCI – «терапия детско-родительскими объятиями»). Испытуемые – 102 ребенка с серьезными поведенческими расстройствами и их семьи. До начала терапии и через год холдинга состояние детей и их поведенческие нарушения оценивались двумя стандартизированными тестами – Achenbach CBCL (оценочный лист поведения Ахенбаха) и RADQ (опросник расстройств привязанности Рэндольфа). Были получены статистически достоверные результаты, которые свидетельствовали о 50-процентном снижении поведенческих проблем у 96 из 102 детей за год терапии. В целом можно сказать, что холдинг терапия привела к значительному и длительному улучшению поведения у большинства детей.

Что касается практики коррекции детского аутизма с помощью холдинг терапии, то наиболее интересен для нас опыт итальянского врача М.Заппеллы [17], которая включила холдинг терапию в комплексную помощь семьям, воспитывающим аутичных детей, еще в 80-е годы прошлого века. Она пишет о том, что первоначально не считала роль семьи в коррекционной работе с аутичными детьми ведущей; с каждым ребенком занимались, в основном, специалисты. Продолжительная работа (на протяжении 8 лет) показала, что только те дети, которые имели эмоциональную поддержку в семье, прогрессировали. Остальным не удавалось сохранить приобретенные навыки после того, как заканчивался курс коррекционной работы. Был сделан вывод о необходимости активного включения семьи в работу с ребенком.

Примечательно, что тот вариант холдинг терапии, который использовала доктор М.Заппелла, она называла «усложненным холдингом», так как провоцировала матерей на продолжение контакта «лицом к лицу» с ребенком уже после того, как «классический» холдинг завершен. При этом подчеркивалась важность постоянного контакта семьи с психологом, задачей которого являлась также и гармонизация отношений в семье аутичного ребенка.

alldef.ru

Холдинг терапия при аутизме: за и против

Холдинг терапия при аутизме: за и против

Сегодня на сайтах и форумах, посвященных аутизму, можно найти много информации, в том числе и видео, об относительно новом для постсоветского пространства методе холдинг терапии в лечении особых детей.

Отзывы об этом явлении очень противоречивы.

Одни родители превозносят данную процедуру и хвалятся скачками в развитии, которые начались у детей, благодаря ей.

Другие же называют людей, практикующих этот способ лечения, чуть ли не палачами и пишут о смертельной опасности этого метода.

Где истина? Давайте разбираться.

Что же такое холдинг терапия?

По-английски слово «холд» означает «держать» или «удерживать». Собственно, и придуман данный метод был в Америке в начале 80-х годов доктором Мартой Велш.

Постепенно этот способ исцеления детей распространился по всему миру. Суть терапии состоит в том, чтобы лечить ребенка родительскими объятиями.

Все бы ничего, однако данная методика допускает крепкие, практически насильственные, но не влекущие физической боли и повреждений объятия.

Считается, что тактильный контакт способствует образованию тесной связи между людьми.

Недаром ведь рекомендуется носить новорожденных на руках. Сегодня существует даже метод выхаживания недоношенных детей с помощью материнских объятий – контакт кожа к коже.

И дети действительно начинают лучше набирать вес, догонять в развитии своих доношенных сверстников.

Это все очень хорошо. Но только когда дело касается здорового ребенка.

Для него мама – такой же чужой человек, как и все остальные

Его организм гиперчувствителен

И мимолетные прикосновения могут причинять ему настоящую физическую боль

Даже одежда доставляет дискомфорт его телу

Что же тогда говорить о крепких объятиях, да еще и против его воли?

Считается, что холдинг терапия при работе с аутичными детьми постепенно вырабатывает у них привычку чувствовать близкий контакт с родителями.

Ожидается, что по мере проведения занятий, у аутичного ребенка будет возрастать привязанность к маме и папе, возникать эмоции и даже чувства.

Этот мультфильм — художественная фантазия на тему восприятия мира маленьким аутистом

Приверженцы метода утверждают, что так у аутистов появляется желание общаться, устанавливается контакт глаз, они учатся успокаиваться и находить защиту на руках у родителей.

Холдинг терапия проводится в спокойной обстановке без отвлекающих ребенка факторов, возможно, под приятную расслабляющую музыку , под руководством инструктора и в присутствии кого-либо из членов семьи, чаще всего отца.

Как проходит эта процедура?

Родитель садится на стул и берет малыша на колени лицом к себе, ноги ребенка свешиваются по бокам

Затем взрослый начинает обнимать его, брать за руки, говорить с ним, гладить по голове, по лицу, прижимать к себе

В процессе терапии также допускается чтение книг , стихов, пение песен, ведение диалогов

Словом, родитель всеми силами должен пытаться вызвать у ребенка положительные эмоции от такого контакта, привлекая к этой задаче все, что он любит

Если малыш пытается вырваться, нельзя его отпускать, нужно продолжать делать начатое

Главное правило – отпускать аутичного ребенка можно только тогда, когда он спокоен и доволен, но не на пике отпора

Специалистами по терапии ни в коем случае не рекомендуется это делать, чтобы в итоге у аутиста остались приятные впечатления.

Другой родитель и инструктор всегда должны находиться в комнате для подстраховки, чтобы помочь участвующему в терапии взрослому удержать ребенка.

Сторонники метода холдинга и сами признают, что поначалу такие занятия вызывают у детей-аутистов отторжение, возмущение, сопротивление, истерики.

Очень часто ребенок может царапать мать или отца, кусать, плевать, обзывать, визжать, плакать, кричать. А потом просто сдается от бессилия. И начинает принимать условия игры.

Время проведения терапии строго не регламентировано, но не менее часа. Предполагается, что за это время любой ребенок-аутист сдастся и позволит матери или отцу обнимать себя.

Инструкторы по холдинг терапии призывают родителей не бояться отпора со стороны ребенка и принимать это как норму.

Для получения результатов предусмотрен целый курс таких процедур от месяца до года и более, в зависимости от состояния маленького пациента и степени тяжести его недуга.

Что касается пользы холдинг терапии, то прошедшие через нее родители отмечали следующие позитивные сдвиги в поведении своих детей

Ребенок начинает сидеть на руках у родителей

Устанавливается контакт глаз

Может обращаться к маме или папе с просьбами

Возможен скачок в речевом развитии

Иногда на лицах детей появляются улыбки

Но есть и другая сторона медали.

Все-таки любое насилие, каким бы благостным оно ни было и какие бы возвышенные цели не имело, является преступлением против воли человека – физическим и моральным.

Именно по этой причине у метода холдинга так много противников.

В 2013 году в Лондоне даже прошла международная акция, посвященная борьбе с холдинг терапией.

Группа психологов, в составе которой были специалисты из Америки, России, Чехии и Англии, зачитывали доклады, делились негативными фактами о данном способе лечения аутистов, а также распространяли предупреждения об опасности метода.

Дело в том, что в 2000 году, в результате занятия по холдинг терапии, в США скончалась десятилетняя девочка. Этого вопиющего случая было достаточно, чтобы всколыхнуть общественность и восстановить ее против насильственных родительских объятий.

Форумы родителей аутистов также пестрят спорами о том, что такой крепкий холдинг не идет на пользу маленьким аутистам, более того, приносит им вред. Те, кто практиковал данную терапию, говорили о сильных истериках и откатах в развитии у детей, а также о чувстве вины и депрессивных настроениях у них самих.

Исследования показывают, что после таких насильственных объятий у многих детей-аутистов

Появляются нарушения сна

Сторонники метода относят эти «откаты» ко временным проявлениям, называют кризисом, после которого нужно ждать улучшений. И во многих случаях они действительно наступают.

У ребенка ломается стереотип поведения, он становится более контактным, начинает проявлять интерес к родителям, у него появляются эмоции.

Также следует знать о ряде противопоказаний к холдингу

Препятствием такого рода объятиям является тяжелое соматическое расстройство, причем это ограничение касается не только ребенка, но и взрослого

Нельзя осуществлять холдинг-терапию применительно к детям с ДЦП

С осторожностью следует относиться к этому способу лечения и при наличии у ребенка эпилепсии

Решение о применении той или иной терапии в лечении ребенка-аутиста должно быть очень тщательно взвешено его родителями.

Метод может быть применим к детям лишь в том случае, если противопоказания и побочные эффекты от него минимальны, а польза несомненна. Является ли холдинг терапия для вас таковой?!

После того, как восстанавливается нервная система ребенка, он сам замечает родителей , сам просится на руки без какой-либо терапии.

И мама проходит со взрослым ребенком то, чего не получила с ребенком с аутизмом ранее.

Мы организовываем программы по восстановлению аутичных детей и детей с другими проблемами безопасными натуральными продуктами в группе мам с такими же проблемами как и у Вас

apicorrection.com

Холдинг терапия так же известна под названием терапия объятий, она была разработана доктором М.Welch в 1983 году для аутичных детей. Эта терапия является одним из видов психологического вмешательства, которое используется, чтобы помочь детям с РАС.

Её метод состоит из принудительного удерживания в объятиях ребёнка, пока он не перестанет сопротивляться. Терапия объятий основана на идее, что интенсивный физический и эмоциональный контакт между матерью и ребёнком наладит «сломанную» связь между ними и образует основу для нормального развития.

Существует три этапа в последовательности холдинг терапии

1. Противостояние. Мать должна крепко держать ребёнка на коленях лицом к себе стараясь смотреть в глаза. Ребёнок, как правило, на этом этапе сопротивляется — может кричать, рыдать, биться в истерике и кусаться. В момент противостояния нужно крепко держать руки малыша, чтобы он не нанёс себе вред. На этом этапе родителю нужно успокоить ребёнка, помочь выплеснуть ему негативные эмоции. Можно говорить о переживаниях, о своей любви, также важно говорить и о недовольстве связанным с плохим поведением, ребёнок должен научиться понимать разные эмоции.

2. Отказ. Ребёнок перестаёт бороться на некоторое время, но полностью не расслабляется. На этом этапе можно рассказывать сказки, потешки, стишки, петь песни, продолжать говорить, но не отпускать.

3. Разрешение. Оно достигается, когда ребёнок полностью расслаблен, на первый взгляд он, кажется обессилен. Этот этап считается самым лучшим для усвоения информации, так как ребёнок обретает спокойствие, он начинает смотреть в глаза, интересоваться лицом матери и с интересом слушать. Можно читать книжки, учить части тела, фигуры, животных, цвета и т.д.

Правила проведение терапии

  • Не ослабевать объятия, какое бы ни было сильное сопротивление
  • Не завершать терапию не достигнув полного расслабления!
  • Проводить терапию может любой член семьи, мама, папа, брат и т.д. В терапии может брать участие сразу несколько человек и меняться местами.
  • Проводить следует в одном и том же месте один раз в день на протяжении 6-18 месяцев.
  • При истериках и самоагрессии рекомендуется проводить 2-й сеанс холдинг терапии.
  • Если терапия проводится чужим человеком (психологом или дефектологом), ребёнка не следует удерживать к себе лицом.
  • Не следует проводить занятия при плохом самочувствии ребёнка.
  • На практике эти занятия не могут длиться от нескольких минут до нескольких часов. Как правило, длительность первого занятия составляет 1,5-2,5 часа, в некоторых случаях 4.
  • Положительные результаты холдинг терапии

  • Смягчается проявление аутизма: налаживается контакт с матерью, улучшается зрительный контакт, ребёнок стает более покладистым и ласковым.
  • У многих детей с РАС смягчается сверхчувствительность, наблюдается уменьшение страхов и фобий, уменьшаются самостимуляции.
  • Дети становятся более активными, появляется интерес к окружающему миру.
  • Появляется желание взаимодействия с другими людьми.
  • После 2-х недельных занятий аутический ребёнок становятся менее капризным и более послушным
  • Наблюдается прогресс в развитии речевых навыков
  • Появляется спонтанная имитация и вырабатывается указательный жест.
  • Терапия используется для лечения широкого спектра детей с РАС, в том числе и для детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

    Холдинг терапия вызывает много споров и дискуссий: одни считают такую терапию насильством и издевательством над детьми, но родители, которые её используют на протяжении нескольких месяцев, отмечают улучшения. Какое бы не было мнение специалистов, использовать эту терапию или нет решать только родителям.

    autizmy-net.ru

    Реабилитация аутизма

    1. Международная классификация болезней. Формы аутизма.

    Код F84.0 — детский аутизм, в том числе:

    F84.01 — обусловленный органическим заболеванием головного мозга;

    F84.02 — в следствии других причин.

    Включает в себя аутистическое расстройство, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, синдром Каннера.

    Код F84.1 — атипичный аутизм, в том числе:

    F84.11- с умственной отсталостью;

    F84.12- без умственной отсталости.

    Включает в себя такие диагнозы как атипичный детский психоз, умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами.

    Код F84.5 — синдром Аспергера.

    Код F84.8 — другие общие расстройства развития.

    Код F84.9 — общее расстройство развития неуточненное.

    При наличии умственной отсталости дополнительно ставится диагноз F70.хх — F79.хх.

    В подростковом возрасте в 27% случаев на ЭЭГ выявляется эпилептиформная активность, появляются симптомы эпилепсии.

    В постановке диагноза должны принимать участие различные специалисты. Первые признаки аутизма опытный врач может определить, когда вашему малышу еще только 14 месяцев.

    В диагностике и лечении вам помогут:

    Педиатр, детский невролог, невропатолог и психиатр, психотерапевт и рефлексотерапевт, детский нейропсихолог и психолог, отоларинголог и логопед, дефектолог и специалист по расстройствам аутистического спектра, поведенческий терапевт.

    Методы клинической генетики позволяют в 57% случаев выявить изменения в хромосомах.

    Своевременно проведенные диагностика, реабилитация, терапия и коррекция позволяют значительно улучшить социальные навыки, активизировать речь и умственное развитие.

    2. Инструментальные методы исследования аутизма

    1. МРТ (магнитно-резонансная томография).
    2. ЭЭГ (электроэнцефалография).
    3. КТ (компьютерная томография).
    4. БРД (биорезонансная диагностика).
    5. ЭхоЭГ (эхоэнцефалография).
    6. РЭГ (рэоэнцефалография).
    7. УЗИ (ультразвуковое исследование).

    3. Развитие речи при аутизме. Принципы речевого развития

    Самостоятельно помочь ребенку в развитии речи можно и нужно!

  • Старайтесь произносить слоги и слова, которые произносит ваш малыш. Это его порадует и простимулирует на дальнейшее освоение новых слов.
  • Сделайте примитивной свою речь. Ребенку легче понимать короткие слова и предложения.
  • Стимулируйте освоение новых игр ребенком. Во время игр малыш овладевает новыми навыками, что способствует улучшению его умственного, речевого и психического развития.
  • После задавания вопроса всегда делайте паузу, а не отвечайте за ребенка на поставленный вопрос. Пусть ребенок думает, а потом отвечает.
  • Произносимые слова нужно усиливать зрительными образами. Для этого можно использовать картинки в книгах, специальные карточки, планшет, компьютер и т. п.
  • Принципы речевого развития:

    1. Поощряйте любые попытки ребенка установить контакт и социализироваться.
    2. Стимулируйте инициативные действия.
    3. Опуститесь до уровня ребенка.
    4. Давайте время ребенку для ответа на вопросы.
    5. В играх придерживайтесь стереотипных действий, новые действия вводите постепенно.
    6. Примеры речевых тренингов:

    7. Артикуляционная терапия. Заключается в дороге от малого к большому. Сначала произносится звук отдельно, затем звук в слогах, потом звук в словах. Эффективность метода 50%.
    8. Манд тренинг, тренинг запроса. Характеризуется поощрением ребенка вкусным предметом за конкретное произнесенное слово. Так стимулируется ребенок к развитию коммуникативных навыков. Эффективность метода 75%.
    9. Эхо тренинг. За основы берется эхолалия. Повторение за родителями слогов, слов, фраз. Эффективность метода 80%.
    10. В мире разработано большое количество программ, которые помогают аутистам лучше общаться со сверстниками, проходить обучение, улучшить коммуникацию.

      • Игра «4 формы».
      • Игра «ABA Find It».
      • Слон Стэнли.
      • ABA Flashcards.
      • Autism Emotion.
      • ABA Therapy Images.
      • AAC Speech Buddy.
      • Able AAC.
      • AAC Speech Communicator.

      Для лечения аутизма не существует стандартной методики, и различные специалисты придерживаются разных взглядов и используют разные методы лечения. Прежде чем начать лечение, можно пообщаться с разными специалистами, чтобы понять, чья компетентность вызывает наибольшее доверие. За информацией можно также обратиться в группы поддержки для аутистов или поискать полезные сведения в интернете на специальных сайтах.

    11. Разным пациентам подходят разные методы лечения. Та или иная терапия может помочь одному пациенту и оказаться бесполезной для другого.
    12. Разные специалисты, прекрасно образованные и имеющие достаточный опыт, часто придерживаются разных взглядов относительно того, как лучше всего подойти к лечению ребенка.
    13. Родителю или опекуну нужно проанализировать все предложенные методы лечения, исходя из того, что представляет собой ребенок, и что кажется наиболее разумным в данной ситуации.
    14. Поведенческая терапия

      Включает в себя огромное количество методик. Часто используют игровую терапию, ABA (модификация поведения).

      ABA — это метод прикладного анализа поведения, используется с 1963 года. Основная цель — замена нежелательного поведения на желательное. Используется поведение, окружающая среда, научение, усиление с подкреплением, наказание с ослаблением, угасание реакции, речевое поведение, повторяемость, анализ и эффективность изменения в поведении. Изначально проводится тестирование, устанавливаются сроки лечения, вырабатывается индивидуальная программа. Раз в месяц проводится корректировка программы, оценивается эффективность терапии. Эффективность ABA некоторые источники оценивают в 30%.

      Медикаментозное лечение аутизма

      Имеет вспомогательное значение. Лекарствами аутизм не вылечить.

      Главной задачей медикаментозной терапии при детском аутизме является устранение тех или иных нежелательных симптомов, снижающих эффективность педагогической и психологической коррекции, таких как агрессия, аутоагрессия, стереотипии, негативизм, двигательная расторможенность. Кроме того, некоторые лекарственные препараты способствуют стимуляции интегративной деятельности головного мозга, активируют процессы памяти и мышления. Эффективность некоторые специалисты оценивают в 10%.

      Основные группы препаратов, входящих в комплексное лечение расстройств спектра аутизма:

      Ноотропные препараты (нейрометаболические стимуляторы, церебропротекторы)

      Лекарственные препараты этой группы направлены на стимуляцию деятельности головного мозга, активацию процессов памяти и мышления, повышение устойчивости ЦНС к психическим нагрузкам. Кроме того, некоторые из них могут оказывать успокаивающий, или, наоборот, психостимулирующий эффект, обладают антидепрессивным действием.

      Суточная и разовая доза данных препаратов рассчитывается врачом в зависимости от возраста и веса ребенка. При расстройствах спектра аутизма данная группа препаратов используется в виде развернутых (3–4 месяца) повторных курсов в течение нескольких лет.

      Если ребенок заторможен, и необходимо добиться повышения психомоторной активности, обычно назначают следующие препараты:

      1. Когитум. Препарат выпускается в ампулах. Назначают его внутрь, обычно рекомендуется разводить раствор в небольшом количестве воды, но можно принимать и в неразведенном виде. Принимают когитум обычно в первой половине дня, так как он оказывает выраженное стимулирующее действие. Противопоказанием для назначения является только повышенная чувствительность к препарату.

      2. Энцефабол. Детям до 7-ми лет этот препарат дается в форме суспензии, а старшим — в виде таблеток. Энцефабол активирует память и мышление, повышает концентрацию внимания. У этого препарата есть побочные эффекты: может повыситься возбудимость (поэтому применяют энцефабол только в первой половине дня), иногда может возникнуть тошнота. Энцефабол не назначают при тяжелых заболеваниях печени и почек, крови, при аутоиммунных болезнях (системная красная волчанка, миастения).

      3. Пикамилон. Назначается детям после 3-х лет. Кроме стимулирующего действия, пикамилон оказывает положительных эффект при эмоциональной лабильности, капризности у детей, применяется в комплексной терапии ночного энуреза. Побочные эффекты отмечаются редко. Не назначают препарат при повышенной чувствительности к нему и при тяжелых заболеваниях печени и почек.

      Если ребенок наоборот, избыточно активен, обычно назначают ноотропные препараты, обладающие успокаивающим действием:

      1. Пантогам. Применяется в виде суспензии и таблеток, оказывает положительное влияние на умственное развитие, улучшает способность к концентрации внимания, память, повышает работоспособность, но при этом не вызывает возбуждение и двигательную расторможенность. Это один из немногих ноотропных препаратов, которые могут применяться у детей, страдающих эпилепсией. Однако пантогам достаточно часто вызывает аллергические реакции в виде кожной сыпи, обострения экссудативного диатеза.

      2. Фенибут. Этот препарат особенно хорошо, когда у ребенка присутствуют страхи, есть повышенная тревожность, беспокойство, так как кроме собственно ноотропного действия фенибут оказывает выраженный успокаивающий и противотревожный эффект. В начале лечения возможны эпизоды тошноты, может быть некоторая сонливость, но впоследствии эти эффекты исчезают. Противопоказанием для назначения является только повышенная чувствительность к препарату.

      Кроме препаратов, выпускаемых в виде растворов, суспензий и таблеток, врач может назначить и лекарства в инъекционной форме:

      1. Церебролизин. Этот препарат показал свою высокую эффективность в комплексной терапии расстройств спектра аутизма, он широко используется. Церебролизин оказывает выраженное положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, повышает концентрацию внимания. Противопоказанием к назначению церебролизина являются тяжелые заболевания почек, гиперчувствительность к препарату. Нежелателен церебролизин при эпилепсии с частыми, развернутыми приступами. Среди побочных эффектов отмечены только аллергические реакции.

      2. Кортексин. Препарат способствует улучшению показателей интеллектуального и речевого развития у детей, применяется при ДЦП, хорошо переносится больными с эпилепсией. Как правило, кортексин не вызывает возбуждения и двигательной расторможенности. Побочные эффекты при соблюдении возрастных дозировок не отмечены.

      Амитриптилин. Лечение проводится 4-5-месячными курсами с перерывами в 1 – 3 мес. Считается, что амитриптилин может способствовать улучшению контакта с ребенком. Уже на 3-5-й неделе лечения отмечается первое улучшение состояния, проявляющееся в возрастании интереса к окружающему миру, некоторое улучшение контакта. Сам по себе амитриптилин не излечивает детский аутизм, но, увеличивая возможности контакта, создает хорошие предпосылки для разворачивания психологической работы с ребенком. Недостатком амитриптилина является довольно большое количество побочных эффектов.

      Транквилизаторы обычно применяются, когда у детей, страдающих аутизмом, выражены страхи, высок уровень тревоги, и именно эти симптомы затрудняют развитие ребенка, психологическую и педагогическую работу с ним. В младшем возрасте может использоваться такой препарат как атаракс.

      Атаракс выпускается в форме сиропа и таблеток. Назначается детям в возрасте после 12-и месяцев, в зависимости от веса. Этот препарат хорошо снимает тревогу и страхи, нормализует сон. Однако длительное его применять не стоит (. ), и побочных эффектов у него немало: сонливость, сухость во рту, тошнота, слабость, головная боль, снижение артериального давления.

      К нейролептикам относятся средства для лечения психозов и других тяжелых психических расстройств. Нейролептики оказывают многогранное влияние на организм. К их основным фармакологическим особенностям относятся своеобразное успокаивающее действие, сопровождающееся уменьшением реакций на внешние стимулы, ослаблением психомоторного возбуждения и аффективной напряженности, подавлением чувства страха, ослаблением агрессивности.

      Выраженным снотворным действием нейролептики в обычных дозах не обладают, но могут вызывать дремотное состояние, способствовать наступлению сна и усиливать влиянии снотворных и других успокаивающих средств. Они потенцируют действие анальгетиков, местных анестетиков и ослабляют эффекты психостимулирующих препаратов. Могут иметь побочные эффекты.

      При расстройствах спектра аутизма у детей нейролептики обычно используются для коррекции таких проявлений как агрессия, аутоагрессия, двигательная расторможенность, страхи, тревожность, стереотипное двигательное возбуждение. Некоторые нейролептики (рисполепт, этаперазин, трифтазин) оказывают активирующий эффект, повышают речевую активность, улучшают способность к контакту, улучшают интеллектуальную продуктивность.

      В основном у детей используются такие препараты: галоперидол, сонапакс, хлорпротиксен, эглонил, трифтазин, неулептил, этаперазин. Как правило, большая часть нейролептиков может назначаться только детям школьного возраста и подросткам. С 3-х лет разрешен к применению галоперидол, с 4-х лет — сонапакс, с 6-ти лет — трифтазин и эглонил.

      В последнее время широко обсуждалось применение в терапии детского аутизма так называемых атипичных нейролептиков, в частности, — рисполепта (рисперидона). В официальной аннотации препарата указано, что сведений по применению его у детей младше 15-и лет нет.

      Побочные эффекты, характерные для препаратов из группы нейролептиков

      Данные лекарственные препараты могут переноситься как без каких-либо неприятных явлений, так и с некоторыми побочными эффектами:

      1. Сонливость, апатия, вялость чаще встречаются при использовании нейролептиков с выраженным седативным действием, таких как хлорпротиксен, сонапакс, галоперидол. Вялость и сонливость обычно уменьшаются или исчезают в течение одной-двух недель приема препарата, но если эти проявления чрезмерны, нужно сообщить врачу для коррекции схемы лечения. При использовании указанных нейролептиков может проявиться головокружение, особенно при резком вставании с постели утром …

      2. Расторможенность, возбуждение, нарушение сна. Чаще всего эти побочные эффекты встречаются при начале терапии (на малых дозах) рисполептом, этаперазином, эглонилом, трифтазином.

      3. Любые нейролептики могут снижать порог судорожной готовности, поэтому у детей, страдающих эпилепсией, применяются ограничено, осторожно, только под контролем ЭЭГ.

      4. Наибольший испуг у родителей обычно вызывают так называемые экстрапирамидные побочные эффекты нейролептиков. Эти побочные эффекты встречаются при лечении галоперидолом, трифтазином, этаперазином. Они выражаются в преходящих расстройствах движений и мышечного тонуса. Могут появиться дрожь в руках и ногах, спазмы отдельных мышечных групп (шеи, лица, туловища). Движения могут стать скованными. Чтобы этих явлений не было, врач назначает так называемый препарат-корректор — циклодол или акинетон …

      5. Если родителей вовремя не сообщает врачу о побочных явлениях, они могту утяжеляться. Может ухудшиться общее состояние ребенка, появиться слабость, потливость, повышение температуры тела. Врача об этом нужно срочно информировать, он отменит препарат и даст рекомендации для нормализации общего состояния ребенка …

      (Использован отрывок из статьи Шапошниковой А. Ф. Медикаментозное лечение при детском аутизме// Аутизм и нарушения развития — 2008 — № 3)

      Диетотерапия: безглютеновая и безказеиновая диета

      При аутизме часто происходит нарушение обмена веществ. Глютен и казеин в желудочно-кишечном тракте не подвергаются полному распаду, поэтому в организме накапливается избыток эндорфинов.

      Было проведено множество исследований с целью выяснить, связаны ли проявления аутизма с повышенным или пониженным содержанием в организме больных тех или иных витаминов, минералов и других питательных веществ. Результаты этих исследований не дали четкого ответа на этот вопрос. Лишь немногие их этих теорий получили научное подтверждение, но как родители, так и врачи говорят о том, что у больных аутизмом, принимающих пищевые добавки, например, витамин В, магний, жир печени трески и витамин С, наблюдается улучшение.

      У некоторых пациентов, больных аутизмом, имеется чувствительность к определенным видам пищи или пищевая аллергия. В этих случаях необходимо проведение диетотерапии, которая обеспечивает сбалансированность рациона питания и поддержание здоровья. Кроме того, организация правильного питания позволяет наладить кишечное пищеварение и улучшить всасывание организмом питательных веществ из пищи, то есть устранить проблемы, которые, по убеждению ученых, свойственны многим аутистам. Некоторые родители и врачи утверждают, что чрез некоторое время после исключения из рациона питания некоторых потенциально нежелательных белков, например, глютена (содержится в пшеничной муке) у пациентов намечаются улучшения. Однако, научных исследований, которые подтвердили бы данные факты, пока проведено не было.

      Прежде чем начинать лечение ребенка с помощью пищевых добавок или кардинального изменения его рациона питания, нужно посоветоваться с лечащими врачами. Для поддержания нормального роста и развития ребенка необходимо следить за тем, чтобы его рацион включал все важные питательные элементы.

      Кроме того, несмотря на всю ту пользу, которую приносят организму пищевые добавки с витаминами и минералами, некоторые из них могут приносить вред, если принимать их в избыточном количестве.

      Иппотерапия, лечение лошадьми

      Способствует концентрации внимания, социализации, коррекции психических расстройств, правильной реакции на окружающих. Ребенок анализирует строение и поведение лошади, учится ездить верхом. Улучшается моторика и двигательные реакции. Эффективность более 70%.

      Терапия с помощью общения с дельфинами (плавание, игры). Оказывает мощное положительное действие на аутистов. Урепляет мышцы, идет социализация, улучшение коммуникации. Эхолокация положительно влияет на клетки головного мозга. Идет своеобразная психокоррекция. Дельфины являются сенсорными стимуляторами ЦНС. Проводится дельфинотерапия в Москве, Санкт-Петербурге , Крыму, Алуште, Ялте, Севастополе, Евпатории, Анапе, Краснодарском крае, Лазаревском, Адлере, Джубге, Казачьей Бухте и др. Эффективность более 75%.

      Анималотерапия, лечение животными

      Проводится с помощью кошек, собак и других животных. Улучшает психосоциальную адаптацию, эмоции, поведение. Эффективность от 30% (собакотерапия) до 70% (понитерапия).

      Терапия с помощью изобразительного искусства и творчества. Позволяет улучшить коммуникацию, снизить эмоциональное поведение, убрать агрессию. Дает выход негативным эмоциям. Активирует мелкую моторику, память, внимание, вызывает доверие, улучшает психоречевое развитие. В том числе используется песочная арт-терапия . Эффективность до 25%.

      Заключается в прочтении книг ребенку. Процесс идет медленно, с многократным повторением предметов, изображенных на картинках.

      В лечении аутизма иногда используют гомеопатические средства, влияющие на развитие структур головного мозга. Эффективность до 25%.

      Терапия пением. Бывает индивидуальная и групповая. Эффективность до 10%.

      Направлена на снижение концентрации ртути в организме ребенка. Ртуть при отравлении вызывает симптомы, похожие на симптомы аутизма. Ртуть в организм может попадать из вакцин, при процедуре посеребрения зубов, при контакте с серебряными изделиями.

      xn—-8sbhecagi3dhax6m.xn--p1ai

      Это интересно:

      • Синдром дауна 22 неделя Признаки синдрома дауна узи 20 недель Хронические заболевания: Нет хронических заболеваний, в роду все здоровы. Мне 25, мужу 28, не курим, не пьем. Беременность планированная, не принимали никаких препаратов, только подготовительный курс для планирующих витаминный комплекс. Всю беременность не болела, только здоровый образ жизни.Единственное, муж […]
      • Позитивизм негативизм в соционике Типирование в соционике Что такое типирование и как оно проводится Соционика - это самостоятельное учение, находящееся на стыке трех научных дисциплин – психологии, социологии и информатики. Созданная в семидесятых годах прошлого столетия ученым Литвы Аушрой Аугустинавичюте, соционика представляет собой концепцию о типах личности человека и […]
      • Температура нарушение сна Идеальная температура в спальне - что мешает крепкому сну Если у вас бессонница, вполне вероятно, ваша спальня или слишком жаркая, или слишком холодная. Как тепло, так и холод, могут влиять на сон.Эксперты сходятся во мнении, что температура помещения, где мы спим, действительно важна для сна. Почему идеальная температура в спальне это не миф? […]
      • Фобия боязнь клоунов Боязнь клоунов — как называется эта фобия В мире существует огромное количество фобий. Можно сказать, что каждый человек чего-то боится. Кто-то скрывает свои страхи, а кто-то, наоборот, очень откровенно о них говорит. Есть и такая редкая боязнь, как коулрофобия. Это неконтролируемый страх при встрече с клоунами. Некоторые боятся не только […]
      • Стресс как двигатель Как самому заменить свечи зажигания на Kia Sportage (двигатель DOHC 2.0) Для самостоятельной замене свечей зажигания на Kia Sportage (двигатель DOHC 2.0) вам понадобятся: Ключ торцевой с накидной головкой «на 10» и ключ «на 12». Отвертка крестовая (для откручивания хомутов). Пассатижи (для снятия хомутов). Большая медицинская клизма или насос с […]
      • Не выявили синдром дауна Тестирование на синдром Дауна во время беременности Девочки, нужно ли это тестирование. Я знаю что при этом тесте очень много как не правильных положительных так и отрицательных результатов. Кто делал? Какие выводы? Мне 26. Я делала. Если бы были явные признаки что ребенок будет дауном, то не стала бы рисковать. В 26 лет, думаю, не обязательно […]
      • Расстройства пищевого поведения симптомы Расстройство пищевого поведения: причины, симптомы, лечение Любое расстройство пищевого поведения может стать причиной развития серьезных проблем со здоровьем. Как правило, в его основе лежат психологические факторы. Поэтому избавляться от них необходимо совместно со специалистами. Специалисты знают, что расстройство пищевого поведения может […]
      • Анорексия и месячные анорексия как вернуть месячные после В 16 лет начинались месячные, были 4-5 раз, потом пропали, нет 2 года.В силу особенностей природы нервной анорексии ( а в е основе много таких факторов, как внутрисемейные отношения) психиатры соврешенно А вот страдающие анорексией девушки теряют менструацию на очень длительное времяОн поможет вернуть […]