Где лечить заикание у ребенка

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Где и как лечить ребенка от заикания?

Описание: Общие вопросы по тематике сайта.

Re: Здравствуйте. Нужна помощь.

Милая мама своего сына, возьмите себя в руки .

Вам (и всем домашним), в первую очередь, нужно (крайне необходимо) успокоиться.

Ничего страшного пока не произошло.

Из сообщения я поняла, что Вы недавно заметили запинки у ребенка.

Постарайтесь не подавать виду, что Вы озабочены речью ребенка, т.е. не акцентируйте внимание ребенка за запинках . не одергивайте и не подстегивайте его. и последите за собой (!): психическим состоянием и речью.

И самое главное, успокойтесь сами!

PS. Да, о гомеопатии. Я проходила курс во взрослом состоянии. Помогло, но как временная мера.

Весь стиль Вашего сообщения просто кричит об этом.

Спасибо большое всем кто откликнулся.

Заикание у ребёнка. Прошу помощи.

3г.9мес. заикается с февраля 2004г(7-8мес),начал почти сразу после травмы. Буду благодарна за любую информацию. Может есть др. способы? Медикаменты нам не помогли.(фенибут, мидокалм и т.д)

Назначили Анафранил, давать боюсь. Не по возрасту и вётаки антидепресант. Можно ли без аппаратного обследования назначать такие препараты? Насколько оправданы мои опасения?

Пожет ли аппарат Дэнас, есть ли успешные случаии излечения?

Заранее благодарна за Ваш ответ.

Мне думается что не стоит давать лекарства, действие которых Вы не знаете или сомневаетесь. Это может принести еще больший вред.

Также, не стоит доверять тем врачам, которые ставят в основу применение каких-либо лекарств или препаратов.

В основном, эти препараты просто угнетают нервную систему.

А у ребенка произошел стресс, это очевидно. В Ваших силах решать эту проблему с помощью квалифицированного специалиста-невропатолога и созданием спокойной атмосферы дома.

Лично мое мнение таково.

С уважением, Сергей, 33 года. Стаж 28 лет.

P.S. Сам я проходил курс лечения по её методике.

Различают "невротическое" и "неврозоподобное" заикания.

Первое — "невроз души" (как Серж говорит),

а второе — органика, связано с травмами головного мозга.

Re: Заикание у ребёнка. Прошу помощи.

109240, г. Москва, ул. Яузская, д.11, к.5. Тел./факс: (095) 915-39-47 (главный врач Центра), тел.: (095) 915-01-12 (научный руководитель Центра).

После того, как врачом назначается лекарственное лечение, следует положить малыша в постель и почти перестать с ним разговаривать. В случаях необходимости обращаться к нему шепотом. При этом жизнь в доме должна как бы замереть: телевизор, приемники, радио не включаются, не допускается контакт с другими детьми. Взрослые в присутствии ребенка разговаривают, когда это необходимо, только шепотом. Дней через пять-шесть, когда малыш привыкнет к шепотной речи и сам по подражанию перейдет на шепот, постельный режим ему можно заменить обычным домашним режимом. Но шепотной, несколько замедленной речью все члены семьи продолжают пользоваться еще недели 3-4, пока ребенок к ней окончательно не привыкнет. А это необходимо потому, что при шепоте у детей, как правило, речевые судороги исчезают. Таким образом, ребенок, перейдя на шепотную речь и пользуясь ею в течение 3-4 недель, отвыкнет от заикания, приобретет навык здоровой речи. Понемногу взрослые начинают усиливать голос, и малыш, подражая им, также возвращается постепенно к озвученной, спокойной речи и обычному режиму.

Опыт показывает, что в тех случаях, когда семья может правильно провести этот охранительный режим и режим шепотной речи, результаты бывают положительными.

Все замечательно, только возникает вопрос: как уложить 3-4-хлетнего ребенка в постель на 5 дней? Что-то из области фантастики. Если только успокаивающими заколоть в усмерть. Подобные случаи мне рассказывали. Например, увозили ребенка на дачу за глухой забор, чтобы он месяц общался только с бабушкой и с кошкой. Помогало. И еще: где взять такую идеальную семью, где ВСЕ члены семьи будут соблюдать режим? В такой семье и заикание-то не возникнет, оно чаще в неблагополучных семьях случается. Я, например, из неблагополучной семьи.

Все это меня волнует, потому что наши дети — группа риска. Всем известно, что они могут начать заикаться по подражанию. И что тогда делать? Куда бежать? У меня сразу откажут мозги.

www.stuttering.su

Заикание у детей: понятия, причины, как вылечить

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание. Логоневроз у детей может длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.

Прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.

Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.

Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Провоцирующие факторы

Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие. Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

Общие рекомендации как вылечить заикание у ребенка

Соблюдать распорядок дня

Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

Создавать благоприятную психологическую обстановку

Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

Помогать ребенку в ежедневном общении

Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.

Укреплять общее здоровье

Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.

Основные методы лечения заикания у детей

Логопедические занятия

Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.

Дыхательные упражнения

Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре. Методы лечения заикания у детей с помощью дыхательных упражнений могут быть дополнены релаксацией.

Задаваясь вопросом, как вылечить заикание у ребенка, следует обратиться и к практике нетрадиционной медицины, например, к массажу. Курс лечения с помощью точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после одного курса, все зависит от формы заикания и возраста ребенка. Благодаря точечному массажу восстанавливается нервная регуляция речи, поэтому занятия необходимо проводить постоянно.

Компьютерные программы

Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение детей является вспомогательным в комплексе общего курса. Врач может назначить ребенку препараты, которые способствуют нейтрализации блокирующего действия веществ, мешающих нормальному функционированию нервных центров, а также анксиолитические ноотропные препараты, например, Тенотен Детский. При необходимости курс лечения дополняется приемом успокаивающих отваров и настоек трав, например, отвара пустырника.

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Приступы мигрени у детей

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Ребенок не хочет гулять

Ребенок не хочет гулять

Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

www.tenoten-deti.ru

Заикание в детском возрасте встречается значительно чаще, чем у взрослых людей. Признаки неправильного речевого развития можно обнаружить уже у 2-3 летних детей. Важно дифференцировать естественную прерывистую или невнятную речь, свойственную детскому возрасту, от истинного заикания.

Под заиканием понимают частые перерывы в речи, навязчивые повторения букв или слогов, порой целых слов; длительные паузы, когда слово как бы «застревает» в горле.

Различают заикание тоническое, при котором наблюдаются вынужденные паузы при произношении слов, и клоническое. Тоническое обычно сопровождается напряжением челюстно-лицевых мышц, языка и гортани при вынужденных паузах. При клоническом заикании ребенок повторяет первые слоги или буквы (обычно согласные) слов, при этом тонус мышц, участвующих в формировании речи, менее выражен.

В зависимости от причин заикание делят на невротическое и неврозоподобное.

Невротический вид дефекта наблюдается при патологических изменениях в нервной системе, в частности, в подкорковых областях мозга, вызванная родовой травмой, интоксикацией плода во время беременности, перенесенными вирусными заболеваниями, ДЦП и пр.

Изменения могут быть незначительны, не влиять на развитие и умственные способности детей, однако вызывать перевозбуждение речевых центров и как следствие — спазмы мускулатуры и заикание.

Невротический характер заикания выявляется при инструментальных исследованиях в клинике.

Неврозоподобное заикание — логоневроз — проявляется при нормальной работе ЦНС. Чаще всего логоневроз является компенсаторным механизмом психики. Может проявиться после психологической травмы, стресса, вследствие сильных негативных эмоций, которые дети не в состоянии выразить, либо их выражение находится под запретом.

Этой теории может служить доказательством тот факт, что более 70% людей не заикаются или заикаются незначительно при разговоре в одиночестве.

Также признаками логоневроза может служить отсутствие пауз в речи в следующих случаях:

  • при пении, прочтении стихов нараспев;
  • при разговоре шепотом;
  • при беседе с детьми, животными, неодушевленными предметами;
  • в случае, когда пациент себя не слышит;
  • в разговоре с близкими людьми.
  • Логоневроз усиливается, когда детям приходится общаться в незнакомой обстановке, с новыми знакомыми, выступать перед группой людей.

    Заикание у детей дошкольного возраста

    Признаки заикания могут наблюдаться у детей начиная с 2-3 летнего возраста.

    Бурное развитие речевого навыка, наблюдающееся в период между 2 — 5 годами может наложить отпечаток на характер речи детей: они могут говорить быстро, бурно, «глотая» окончания слов, делая паузы в середине слова, пытаться говорить на вдохе.

    В определенный период это нормальные проявления процесса обучения речи. Однако дети, склонные к заиканию, могут показывать следующее поведение:

  • Часто делать паузы во время речи, при этом заметно напряжение мышц лица и шеи.
  • Мало говорить, избегать ситуаций, где надо разговаривать.
  • Внезапно прерывать свою речь и надолго замолкать.
  • Выглядеть подавленным и сконфуженным.
  • Раннее выявление заикания способствует лучшему излечению от этого дефекта, уменьшает влияние неблагоприятных психологических и социальных факторов на маленькую личность.

    Заикание у подростков

    Проблемы с речью могут впервые проявиться и в переходном возрасте. Подростки, несмотря на кажущуюся «взрослость», очень уязвимы. Бурно растущий организм, гормональные изменения, переосмысление ценностей в этом возрасте могут существенно снизить защитные механизмы тела. Дефект речи у подросших детей может вызвать серьезные психологические комплексы, ухудшить социальные взаимодействия в коллективе, повлиять на учебный процесс и в дальнейшем — выбор профессии.

    Если у родителей появились сомнения в нормальном речевом развитии ребенка, следует незамедлительно побывать на приеме у логопеда. Логопед сможет установить, в пределах нормы ли находятся отклонения в речи.

    Если родители подозревают заикание, необходимо свести к минимуму стрессовые факторы в жизни малыша, а поход к специалисту вполне может быть стрессом для дошкольника.

    Как лечить самостоятельно:

  • отменить массажи, бассейны, кружки и секции, гостей и бурные праздники;
  • свести к возможному минимуму телевизор и интернет. Мультфильмы смотрите только уже знакомые;
  • книги читать также те, к которым ребенок уже успел привыкнуть;
  • следите за режимом сна и бодрствования, отслеживайте, чтобы дошкольник «не перегуливал»;
  • разрешать выражение эмоций, в том числе негативных, не стыдить за плач, «капризы», нытье;
  • проговаривать стрессовые ситуации в спокойной обстановке, обсуждать их без оценочных суждений;
  • проанализировать, не изменилась ли психологическая обстановка в семье, урегулировать отношения между супругами или другими детьми.
  • говорите за ребенка, описывайте происходящее, рассказывайте о произошедших событиях и переживаниях, если он сам затрудняется это сделать.
  • Ребенок с заиканием также может быть подвержен симптомам ВСД. Узнайте все о вегето-сосудистой дистонии у детей.

    Причины панических атак и заикания весьма схожи. Материал о панических атаках здесь.

    • не стоит задавать таким детям вопросов, требующих сложных ответов. Не нужно инициировать сложные диалоги;
    • ругать или стыдить малыша за дефект речи, торопить его отвечать;
    • запрещать выражение негативных эмоций;
    • акцентировать внимание на дефекте речи. Не просите его повторить правильно, без запинок, более медленно, не говорите с ним и при нем о заикании.
    • В случае дошкольников именно спокойная принимающая обстановка в семье и крепкий контакт с родителями являются ключевыми моментами в решении проблем заикания. У подростков решающее значение имеет мотивация на преодоление дефекта.

      В первую очередь нужно обратиться к логопеду. В их профессиональном арсенале достаточно речевых упражнений, они помогут малышу говорить медленнее, расслаблять группы мышц во время разговора, правильно дышать и другое. Также логопед может показать упражнения родителям для повторения их дома.

      Не оставляйте ребенка одного наедине с логопедом, пока не убедитесь, что специалист установил с малышом контакт. Всегда следите за реакцией ребенка, прерывайте сеанс, если чувствуете, что он устал, встревожен или чувствует себя «не в своей тарелке».

      Также рекомендуется обратиться к психологу. Детские психологи в игровой форме помогут пережить ребенку психотравмирующие ситуации, проиграть возможные диалоги, при которых возникает заикание, увидеть внутренние «зажимы», способствующие дефекту речи. Также будет нелишним поговорить с психологом и родителям малыша, т.к. специалист может посоветовать эффективные методики психогигиены и коррекции поведения.

      Также возможны физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная физкультура, рефлексотерапия, дыхательная гимнастика.

      В видео о детском заикании приведены реальные истории из жизни, советы специалистов и многое другое:

      Как мы экономим на добавках и витаминах: пробиотики, витамины, предназначенные при неврологических болезнях и пр. и мы заказываем на iHerb (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине, а некоторые товары в принципе не найти в России.

      www.neuroplus.ru

      Заикание ребенка всегда беспокоит не только родителей, но и самого малыша. Ему нелегко говорить, он начинает стесняться, становится неуверенным в себе. Как помочь ему побороть эту проблему?

      Прежде чем разбираться с тем, как лечить заикание у детей, наверняка вам будет интересно узнать, в чем суть же этой болезни, и её характерные особенности, симптомы и последствия для здоровья ребенка. Прежде всего, терминология. В медицинском справочнике под заиканием понимают «нарушение ритмической и темповой организации речи, что сопровождается судорогами речевого аппарата». А теперь несколько фактов из истории данного заболевания.

      История изучения заикания

      Расстройство речи считается одним из самых древних заболеваний в истории медицины, которое на сегодняшний день уже хорошо изучено.

      В Средневековье причинами заикания считали то, что у пациента более «чрезмерной влажностью» в головном мозге (по мнению Гиппократа), или же у больного неправильно расположены элементы речевого аппарата (так считал Аристотель). Кроме того, бытовали версии о том, что «заики» страдают нарушением периферического и/или центрального отдела артикуляционного аппарата (такие взгляды имели Цельс, Гален и Авиценна).

      К началу 18 столетия, под заиканием уже подразумевали «недоразвитие» речевого аппарат. К примеру, Санторини утверждал, что человек становиться заикой из-за наличия «лишнего» отверстия в небе, через которое попадает слизь в ротовую полость. Исследователи из того времени усматривали и другие причины – судороги голосовых связок (Шультесс, Арнот); слабая связь между произношением и мышлением (такое допускал Блюме); и также чрезмерно быстрое выдыхание (такую мысль имел Беккерель).

      Врачи на просторах России утверждали, что причинами заикания могут быть: функциональное расстройство в речевом аппарате, неврозы (Сикорский, Хмелевский и пр.); и/или выделяли заикание как психическое отклонение, которое влияет на артикуляцию (Лагузен, Неткачев); а также заикание засчитывали как один из психозов (Каменка).

      И уже к началу 20 столетия все распространенные теории возникновения заикания свели к трем основным направлениям:

    • Заикание является последствием нарушений человеческой психики.
    • Заикание фиксируется как невроз, слабость речевых центров. В дальнейшем исследователи определяли эту болезнь лишь в сфере невротизма.
    • Появление заикания происходит на подсознательном уровне, в результате тяжелых психологических травм и прочих конфликтов с раздражителями.
    • Ближе к середине 20 столетия, исследователи начинают склоняться к определению этой болезни, как психофизического расстройства. В 50-60-х годах, ученые, опираясь на достижения трудов Павлова, подошли к подробному изучению механизма болезни как невроза.

      Логопатия (заикание), как и многие другие невротические заболевания, возникает как последствие процессов возбуждения, торможения нервной системы. В результате чего образуется патология в виде условного рефлекса. Эта болезнь не является симптомом или синдромом, а нарушением центральной нервной системы.

      Общеизвестно, что возникновение нервного срыва может быть в результате как минимум двух причин – либо нервная система «нестабильна», и имеет повреждения, что способствует нарушению; либо – срыв возникает в результате неблагоприятных условий и наличии раздражителей. У детей нервный срыв сразу «бьет» по особо ранимой области – ВНД – речь, в результате чего в детском организме возникают негативные процесс нарушения речевого аппарата, сопряженные с явлениями судорожности/аритмии.

      И это далеко не все последствия. Хуже всего, что нервный срыв наносит первичный вред связям между подкоркой и корой головного мозга, что является предпосылками для возникновения отрицательных сдвигов в сфере стриопаллидарной системе. Проще говоря, эта система отвечает как за речевой аппарат, так и за темп дыхания. Потому заикание является последствием динамического отклонения функционала выше названной системы головного мозга.

      Какие могут быть причины заикания?

      В современной медицине усматривают сразу две группы причин появления пселлизма (заикания) – это производящие (толчки), и предпосылки («почва» для появления болезни). При этом некоторые фактор, которые мы рассмотрим ниже – могут как вызвать болезнь, так и «помогать» ей в развитии.

      Самые частые причины:

      • невропатические нарушения у родителей: неврозы, соматические и инфекционные болезни, а также недуги, которые носят поражающий характер ЦНС;
      • невропатические страхи страдающего логопатией: энурез, кошмары, высокая раздражительность, чрезмерная эмоциональность;
      • отклонения, заложенные на генетическом уровне: врожденная слабость артикуляционного аппарата (рецессивный признак) и плюс – неблагоприятные условия окружающей среды;
      • болезни и травмы головного мозга: родовые и внутриутробные травмы, нарушения при разнообразных детских заболеваниях (асфиксия, постнатальные – инфекционные, травматические и пр.).
      • Неблагоприятные условия, на фоне которых может появиться и развиваться пселлизм:

        физические слабости в детском возрасте. Так как мозговые полушария окончательно сформировываются к 5-ому году жизни ребенка, то в течение этих процессов особенно хрупка система речевого аппарата. Стоит также подметить, что она созревает одной из самых поздних. И больше шансов на появление нарушений функций речи имеют мальчики, у которых более медленное развитие, чем у девочек;

      • ускоренное развитие «говорения». Как ни странно, но если ребенок начинает раньше срока говорить, составлять слова и предложения, то такое быстрое развитие коммуникативной, регулирующей и познавательной функций может нанести вред ЦНС;
      • зажатость, скрытая ущемленность ребенка, «инертность» в обществе;
      • недостаточность эмоциональных откликов между ребенком и ровесниками, взрослыми;
      • слабое развитие моторики, ритмики, артикуляционных движений.
      • Ко второй группе «толчки» можно отнести следующие причины заикания:

      • физиологические и анатомические причины – заболевания с пагубным влиянием на ЦНС:
      • травмы при рождении, внутри утробы;
      • нарушения мозга, которые связаны с подкорковыми механизмами;
      • истощение, перенапряжение нервной системы, которые появляются в результате недугов, поражающих и функции речи (тиф, глисты, рахит, коклюш и пр.)
      • социально-психические предпосылки заикания:
      • одномоментная психическая травма (страх или испуг);
      • психическая травма с длительным сроком действия, причиной которой является неправильные воспитательные меры: избалованность, отрицательные эмоции, императивный тип воспитания и пр.
      • неправильное формирование речевого аппарата в детстве: скороговорение, произношение на вдохе, нарушения говорения, отсутствие правильного примера со стороны взрослых;
      • чрезмерные нагрузки на детей дошкольного, младшего возраста всевозможными упражнениями, которые якобы «ускоряют развитие и проявляют таланты детей», но на деле наносят ущерб по нервной системе;
      • подражание;
      • переучивание левши на «правшу».
      • Какие симптомы есть у заикания?

        Классифицируют 2 группы этих симптомов, которые схожи между собой:

        1. Биологическая (физиологическая) симптоматика, куда входят нарушение ЦНС, речевые судорожные процессы, и общее состояние здоровья ребенка.

        К внешним симптомам логопатии относят судороги во время актов говорения. Длительность судорожных процессов может длиться от десятой доли секунды до минутного срока (тяжелая форма заикания).

        Судороги также делят на несколько видов:

      • по форме – клонические, смешанные и тонические;
      • по локализации – голосовые, смешанные, дыхательные и артикуляционные;
      • по частоте.
      • Пациент страдает тоническими судорогами, которые определяются длительным спазматическим, или толчкообразным сокращением речевых мышц. К примеру в произношении слова «т-ополь», черта символизирует судорогу, и затянутое звучание.

        В свою очередь, клонические судороги отражаются на темпо — ритме речи, в виде повторения слогов в одном слове – «то-то-тополь». То есть, в таком случае поражается весь речевой и дыхательный аппарат.

        Далее — судороги можно определить по локализации. Данные негативные процессы отражаются в трех негативных формах дыхания: судорожный выдох, судорожный вдох, смешанный с разрывом слов.

        В голосовом аппарате судорожные процессы имеют следующую симптоматику:

      • размыкательная, когда голосовая щель продолжительное время остается в раскрытом состоянии, из-за чего страдающий человек может вообще не говорить, или же произносить слова шепотом;
      • смыкательная. В этом случае голосовая щель размыкается/смыкается с опозданием или же наоборот с опережением из-за чего голос может резко пропадать, могут возникнуть затянутое произношение слов, а также толчкообразные звуки на гласных буквах;
      • вокальная (больше свойственно детям). Отображается в виде протягивания гласных букв во время произношения.
      • В артикуляции выделяют следующие судорожные процессы: язычные, губные и мягкого неба. Чаще всего судорога возникает на произношении «взрывных» согласных (к, п, г, б, д, т), и реже, и куда слабее проявляется в произношении щелевых звуков.

        Экспрессивная речь детей, которые болеют логопатией, имеют фонетические, лексические и грамматические нарушения. Стоит заметить, что заикание отражается в самых разнообразных нарушениях речевого аппарата, артикуляции и моторики мышц, которые могут быть крайне болезненными (нервные тики, судороги в мышцах лица, шеи и пр.). Заикающиеся развивают условные рефлексы и произвольные уловки, которые проявляются как вспомогательные движения руками, мышцами лица, дабы облегчить понимание своей речи для собеседников.

        Нередко, развитие заикания приводит к появлению вспомогательных психозов, комплексов, дискоординации движений, и беспокойству.

        2. Вторая основная группа – это социально-психологическая симптоматика

        К основным явлениям, из которых проявляется/развивается заикание можно причислить и невротическое расстройство – скованность, чувство неполноценности, постоянное внимание на недостатках. И чем больше человек зацикливается на дефекте, тем сильнее становиться невроз.

        Степени фиксации делят на три группы по силе внимания к личным дефектам:

        1. Нулевой уровень. Дети не замечают дефектов речи, и не зацикливаются на нем. Поэтому, нет элементов стеснения, ущемлений от других индивидуумов, а также не требуется напряжение, перенапряжение ЦНС на преодолении дефекта.
        2. Средний уровень. Подростки и старшеклассники стараются скрывать свой речевой дефект, скрывая его за произвольными уловками, и сужая свой круг общения. Они осознают о своем недуге, пытаются замаскировать его и испытывают постоянный дискомфорт.
        3. Высокий уровень. Постоянные болезненные переживания о собственном дефекте выливаются в то, что пациент страдает от чувства неполноценности, и различных смежных комплексов. Чаще всего такой формой страдают в подростковом возрасте. В результате все внимание концентрируется на речевых недостатках, возникает болезненная мнительность, и самобичевание.

        Кроме того, заикание различают и по трем степеням, в зависимости от силы судорожных процессов:

      • легкая. Заикание происходит лишь в перевозбужденном состоянии речи, при максимальной эмоциональности и экспрессивности. Но, заикающийся человек может быстро преодолеть этот незначительный дефект специальными упражнениями на речевой аппарат;
      • средняя. Среди друзей и знакомых, заикающиеся люди могут общаться без проблем и редко заикаются. Но, в возбужденном и остроэмоциональном состоянии проявляются сильные судороги, что усиливает логопатию;
      • тяжелая. Пациент заикается постоянно, и вырабатывает вспомогательные движения, чтобы быть более понятным.
      • Заикание классифицируют еще и по стадиям протекания недуга:

      • постоянный вид. Заикание, возникнув однажды, развивается и проявляется в неожиданные моменты с усиливающейся частотой;
      • рецидив. Исчезнув, логопатия возникает снова;
      • волнообразный вид. Псселизм развивается «волнами» — то усиливается, то уменьшается, но не исчезает полностью.
      • Какие недуги развиваются смежным образом с заиканием? Большая часть исследователей, которые занимаются изучением механизмов заикания, утверждают, что логопатия может развиваться вместе с вегетативными отклонениями. К слову, исследователь Зееман М. поясняет, что приблизительно у 80% страдающих заиканием, наблюдается еще и вегетативная дистония. Пятая часть из исследуемой группы пациентов страдают сильным внутричерепным давлением и экстрапирамидальными нарушениями. И абсолютно все – имеют мидроз (расширенные зрачки), тогда как у людей, которые не страдают заиканием – зрачки во время речи сужаются, или находятся в одинаковом состоянии.

        Врачи- неврологи, работающие с «заиками» выделяют следующие особенности:

        Сегментарная недостаточность в области шейных позвонков выделяется сразу у двух третей из 100% респондентов (кривошея, гипотония мышц с ротацией плеч вперед, признаки ранней стадии остеохондроза, патологические нарушения позвоночника);

      • Абсолютно все респонденты страдают нарушением стволовых функций;
      • Половина детей из участников обследования страдают нероортепедической патологией: нарушение осанки, плоскостопия и пр;
      • Пятая часть от количества «заик» — страдают ВСД, слабостью вестибулярного аппарата;
      • Патологические нарушения в кровообращении области черепа наблюдаются сразу у 65%;
      • Почти половина (48%) детей имеют гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности;
      • ? детей имеют экстрапирамидальную недостаточность.
      • Распространенность заикания

        В каком возрасте больше всего страдают от заикания?

        Распространенность этого недуга связана не только с возрастом, но и еще с рядом других признаков, среди которых можно назвать место проживания, вид деятельности, пол пациента, и пр. форм-факторы. Статистически доказано, что чаще всего страдают заиканием в возрасте 2-4 года, когда интенсивным образом развивается речь, артикуляция ребенка; формируются коммуникативный функционал, и личность. С возрастом – шанс заболеть логопатией, становиться меньшим, и в течение десяти лет заикой стать практически невозможно. Могут возникать и рецидивы у детей, которые поступают в школу, так как сменяется вид деятельности, и появляются новые нагрузки для детского организма, как в физическом, умственном, так и в эмоционально-психическом плане. Обострение процессов логопатии возможно в период полового созревания.

        Также доказано, что заикание чаще проявляется у «городских» детей, чем у тех, которые живут в селах и небольших поселках. Более того, некоторые исследователи отмечают влияние климата, и погодных изменений на усиление судорожных процессов.

        Логопатией чаще страдают в развитых странах. К примеру, США, Великобритания и РФ имеют примерно схожий процент заикающихся среди населения страны. Статистические данные указывают, что на просторах бывшего Советского Союза среди 250 миллионного населения около 6 млн. жителей были заиками. В странах Африки – людей, страдающих таким недугом значительно меньше. Китай, как исключение – имеет еще меньше заик, но это связано с иной системой речи. Также статистика указывает, что больше всего заиканием страдают люди с высоким уровнем интеллекта.

        Осуществлять прогнозы на преодоление речевой дисфункции следует с «оглядкой» на целую массу особенностей, начиная с механизмов борьбы, и заканчивая комплексом мер, а также полноты применения. И естественно, прогнозирование осуществляется и с вниманием к возрасту пациента.

        Практика доказывает, что чем моложе страдающий заиканием, тем активнее пациент и обладает жизнерадостным настроем. И чем меньше неврозы, и слабее судороги, тем увереннее прогноз борьбы с недугом. Но, стоит заметить, что люди, у которых речевой дефект врожденный, приобретенный, который зачастую проявляется без каких-либо внешних воздействий, коррекция имеет небольшой шанс на успех. В таком случае, вероятно то, что у пациента со временем может развиться рецидив, и заикание вернется.

        Благоприятно лечиться и быстрее проходит судороги дыхательного типа, нежели голосовые. Клоническую форму «искоренить» куда проще, чем тоническую, что связано с иным характером заболевания (клонические судороги возникают из-за нарушений в коре головного мозга). Поэтому, чтобы лечить вышеуказанную форму достаточно осуществлять планомерное воздействие на 2-ю сигнальную систему.

        Наибольший шанс полностью излечиться от заикания – у пациентов 2-4 лет, т.к. есть все благоприятные условия лечения, и маленький «стаж» недуга. Тяжелее всего лечиться логопатия уже в возрасте 10-16 лет, в период полового созревания. И в случае успешного лечения, заикание может вернуться в виде рецидива из-за раздражителей окружающей среды.

        Исследовательница Власова Н.А. утверждает, что заикание, которое возникло из-за инфекции, подражания, и психических травм, можно полностью вылечить. Она опирается на ту особенность, что инфекции нарушают функционал ЦНС, но не дают существенных и первичных сдвигов нервной системы. Психические травмы, которые становятся форм-фактором заикания, носят единичный случай – лай собаки, гудок паровоза, болезненный укус и пр.

        Наименьшую эффективность имеет лечение логопатии, которая возникла в результате запоздалого развития, слабой речевой активности и неправильного воспитания. По данным исследовательницы – 70% школьников избавляются от заикания, а 30% — получают остаточные явления.

        Заикание в статистических данных

        По данным Рау Е.Ф. при правильном лечении около 60% пациентов полностью избавляются от заикания; у 19 процентов детей наблюдается заметное улучшение, в 13 процентах случаев – лечение не действует; и 8 процентов от общего количество больных со временем получили рецидивы.

        В свою очередь, исследовательница Волкова Г.А. отмечает следующие данные: заики в возрасте 4-7 лет после прохождение курса терапии в 70,2 процентах – избавлялись от недуга; в 26.3% — получили значительное улучшение речи; и лишь в 3.5% — еле заметное улучшение речевого акта.

        Данные исследовательницы Селеверстовой В.И. утверждают, что дети, страдающие логопатией в возрасте 6-17 лет в 39.7% случаев полностью излечивались от недуга; получали значительное улучшение в 47.8%. И 12.5% от общего количества детей сумели достичь незначительного изменения качества речи. Следует заметить, что все исследователи утверждают, что наименее эффективная коррекция у детей – школьников.

        По информации, предоставленной Хватцевой М.Е., около 15% от общего количества школьников избавляются от логопатии, 82% — имеют значительные улучшения; а 3% — проходят лечение безрезультатно.

        Также исследователи выделяют особенность, что органические форм-факторы заикания хуже излечиваются, нежели заикание, которое возникло из-за функциональных сдвигов.

        Естественно, что на эффективность борьбы с недугом влияет как степень тяжести логопатии, так и психологический дискомфорт, который испытывает пациент из-за болезни. Большей результативностью логопедическая терапия обладает с легкой степенью заикания.

        Занятия с логопедом – это лишь часть комплекса мер, которыми необходимо заниматься для избавления от логопатии. Среди лечебных процедур могут быть и медикаментозное лечение, психотерапия, нормализация окружения и физиотерапия. При этом огромную роль играет правильный выбор комплекса процедур, и дифференциация всех мер.

        Подбирать методику лечения лучше всего в индивидуальном порядке. В свою очередь, родители должны опираться не столько на врача, сколько на собственные силы, и поддерживать полноту комплекса процедур. Одноразовое лечение – не даст положительно результата.

        Правила и «зарядка» для нормализации ритма, качества речи

        Некоторые врачи-логопеды перед лечебными мероприятиями поясняют упражнения заикающимся, и вместе с ними повторяют слова. Таким образом, создается автоматизация, запоминание правил речи у заикающихся, что способствует, что вскоре пациент сможет получить плавную речь при незначительном заикании или полном отсутствии болезни. Основные двенадцать правил речи были выработаны еще в середине 20-х годов прошлого века специалистами Гуцманами А. и Г., причем они успешно используются и в современной медицине.

      • нужно говорить со спокойным темпом, ритмом, выговаривать каждый слог, слово, предложение;
      • прежде, чем говорить, следует думать о том, как стоит произносить слова в данной ситуации;
      • не стоит говорить слишком громко, и чересчур тихо;
      • во время диалога следует держать прямую осанку;
      • перед началом речевого акта следует сделать быстрый и глубокий вдох ртом;
      • во время говорения нужно следить за расходом дыхания;
      • переход в режим произношения гласных должен быть решительным и четко определённым;
      • выдох должен быть на согласных звуках;
      • не надо делать упор на согласные; если потребуется – растягивать гласные и говорить низким тоном голоса;
      • если слово начинается с гласного, то лучше произносить его тише и пониженным тоном, чем обычно;
      • следует растягивать гласные в начале предложения, и связывать слова в предложения сразу;
      • стараться говорить понятно и благозвучно.
      • Какие первые признаки того, что ребенок начинает заикаться?

        Для того чтобы ребенок не стал в будущем заикой, то лечение необходимо производить сразу же, когда только отражаются первые признаки логопатии:

      • ребенок резко замолкает и около 2-х часов в сутки отказывается говорить, а после немного заикается в произношении. Если родители сразу обратятся за помощью к специалисту, то заикание может так и не возникнуть;
      • употребление лишних звуков перед словами;
      • «клонирование» звуков и слогов в начале предложения;
      • умышленные остановки в середине слова или фразы;
      • затруднения перед началом речевого акта.

      Если одна из причин начинает постоянно проявляться, то лучше не откладывать поход к врачу-логопеду. Своевременное лечение имеет больший шанс на успех. Тем более, профилактические меры заикания куда лучше, чем полноценное лечение с целым комплексом мер.

      Что если ваш ребенок заикается:

    • Ребенок, страдающий логопатией должен регулярно посещать логопеда, психоневролога. Это следует делать по той причине, что в раннем возрасте у детей слабая нервная система, и для них требуется внимательное наблюдение, чтобы избежать серьезных сдвигов, и возникновение сложных психоневрологических нервозов.
    • Детям не рекомендуется читать книги, которые сложны для понимания, и пользуются для старшей возрастной группы. Имеют большой вред и чтение страшилок на ночь, что может стать причиной невроза.
    • Нельзя постоянно «сажать» ребенка перед телевизором. Это одновременно утомляет и чрезмерно возбуждает ЦНС. Больший вред наносят «взрослые» передачи перед сном;
    • Не стоит избаловать ребенка, потакать всем его желаниям и капризам, так как малейшее несоответствие и отказ могут нанести болезненную травму на детскую психику. И не стоит требовать от ребенка того, что он еще не может делать в силу небольшого возраста. Лучше всего, если требования, которые выставляются «чаду» в доме, детском саду, школе – будут одинаковыми.
    • Знайте меру во впечатлениях. Не рекомендуется в одно и тоже время посмотреть фильм, прочесть книгу, сходить на аттракционы и пр., особенно после того, как ребенок выздоровел.
    • Правильное воспитания и наказание за провинности. Запугивать, наносить «воспитательные» удары ремнем, оставлять ребенка одного в комнате – строго не рекомендуется, так как (особенно в малом возрасте) это может привести к возникновению страхов, психических расстройств. Лучше всего, если вы заставите ребенка в качестве выполнения наказания смирно сидеть на стуле, или лишите его участия в любимой игре и т.п;
    • Родители – пример для ребенка. Поэтому говорить с чадом стоит спокойно, с ровным темпом речи, четко, и ни в коем случае не нужно разбивать слова по слогам, или нараспев;
    • Относитесь к ребенку справедливо;
    • Постарайтесь сблизить страдающего заиканием с детьми, которые имеют хорошую речь, чтобы ребенок смог подражать им и учиться, как правильно проговаривать слова;
    • Не стоит завлекать чадо в игры, где от участников требуется индивидуальные речевые выступления;
    • Детей, страдающих логопатией, следует записывать в музыкальные, танцевальные кружки. Тут они смогут обучиться правильному дыханию, ритму и темпу. Не бойтесь петь вместе с заикающимся ребенком.
    • net-doktor.org

      Врачи определяют заикание как нарушение речи, которое характеризуется частым повторением звуков, слогов, или слов, и (или) частыми остановками, нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое плавное течение.

      Американская Национальная Ассоциация Заикания проводит аналогию между этой болезнью и верхушкой айсберга, при этом подводная невидимая часть этого айсберга — страхи, чувство вины, тревоги, трудности установления контакта с людьми и одиночество, уход от реального мира.

      Очень часто заикание встречается у детей в возрасте 4-5-ти лет, особенно у мальчиков. Обычно оно возникает на фоне нормального развития ребенка, но все же большинство врачей считают, что главным условием возникновения заикания является органическое поражение головного мозга ребенка (возможно, во время беременности или в родах, а также в раннем младенческом возрасте), которое может не давать никаких других симптомов и поэтому остается незамеченным как родителями, так и врачами.

      Примерно у 17% пациентов заикание имеет наследственную природу.

      Также причиной временного заикания может стать психологическая травма (например, сильный испуг, семейные конфликты). Такое заикание называют психогенным, и у практически 90% детей оно проходит к подростковому возрасту (при условии прекращения психотравмирующей ситуации).

      Кроме собственно заикания и параллельно ему у детей нередко можно выявить и другие нарушения в психическом состоянии. Например, при заикании, обусловленном психотравмирующей ситуацией, возможны нарушения сна, настроения, страхи, повышенная утомляемость и раздражительность, а как следствие — нарушения поведения или успеваемости. У более старших детей снижение успеваемости может также происходить за счет появления так называемой социофобии – боязни публичных выступлений. Такой ребенок обычнохорошо знает материал, но при ответе у доски не сможет изложить свои мысли, растеряется и получит низкую оценку. Длительная социофобия и психотравмирующие ситуации могут привести к изменению характера ребенка – он станет нелюдимым, нерешительным, замкнутым.

      При возникновении заикания нужно обратиться к специалисту для предотвращения более серьезных проблем адаптации ребенка к взрослой жизни в будущем. Врач (обычно это детский психоневролог) проводит лечение в тесном сотрудничестве с логопедом.

      Попытки самостоятельно справиться с проблемой чреваты серьезными осложнениями. Родителям трудно определить тип заикания, а при разных формах заикания лечение значительно различается. Кроме того, нарушения речи у ребенка возможны и при наличии более серьезных заболеваний (умственная отсталость, детский вариант шизофрении, неврозы), достоверно исключить наличие которых может только специалист в области детской психиатрии.

      Обследование ребенка с заиканием

      Обследование ребенка с заиканием включает в себя консультацию невропатолога, логопеда, детского психоневролога. Обязательно делают электроэнцефалограмму. Иногда врачу может потребоваться и обследование психолога, анализы крови, мочи.

      Лечение ребенка с заиканием тесно связано с причиной такого состояния. Если заикание не связано с психотравмирующей ситуацией, то назначают ноотропные препараты (например, фенибут), а также средства, расслабляющие мускулатуру (такие как мидокалм). Прием этих препаратов способствует улучшению работы мозга и снижает повышенный тонус мышц, участвующих в речи, что нередко наблюдается при этом варианте заболевания. Обязательно посещение логопеда.

      В лечении заикания, вызванного стрессовой ситуацией, большое значение придается психотерапии. В основном, это релаксирующие методики («режим молчания», гипноз), также широко применяются различные варианты семейной и групповой психотерапии, аутотренинг. При наличии нарушений сна, тревоги, расстройств настроения возможно назначение транквилизаторов (чаще небольших доз феназепама), антидепрессантов (например, имипрамина).

      Во время лечения необходимо строго соблюдать назначения врача и сообщать о любых изменениях в состоянии. Некоторые лекарства, использующиеся в лечении заикания можно купить без рецепта врача (например, фенибут, пирацетам и другие ноотропные препараты), но применение их необходимо согласовывать со специалистом во избежание неприятных побочных эффектов в виде головных болей, бессонницы, вплоть до усиления заикания.

      Помните, что без лечения заикание не пройдет, а вылечить заикание у взрослого гораздо труденее, чем у ребенка.

      После излечения от заикания полезно поддерживать контакт с лечащим врачом, по его приглашению приходить на профилактические осмотры. Часто нелишним оказывается и дальнейшая семейная психотерапия, помогающая нормализовать отношения между родственниками, что является хорошей профилактикой возобновления психогенного заикания.

      Иногда родители заикающегося ребенка, да и взрослые, страдающие этим недугом, предпочитают обращаться к представителям так называемой народной или нетрадиционной медицины. Травники используют для лечения заикания сборы из цветков календулы, мелиссы, березовых листьев, зверобоя и других растений. Используются для восстановления речевой функции и ароматические масла – розмарина, сосны, базилика, сандала, розы, бергамота. Однако средства народной медицины не всегда дают какой-либо эффект, а чрезмерное увлечение ими может принести ощутимый вред здоровью, ведь лекарственные растения содержат активные вещества, которые могут вызвать аллергии, эфирные масла могут приводить к головным болям и нарушениям сна. Но как дополнительный метод лечения, одобренный врачом, растительные препараты могут быть полезны.

      Осложнением заикания у детей можно назвать невротические расстройства во взрослом возрасте. Ребенок с заиканием часто становится изгоем среди сверстников, хуже учится при неплохих интеллектуальных способностях. Это мешает ему адаптироваться к современному миру, делает излишне зависимым от родителей. На такой почве успешно развиваются различные психические отклонения – от разнообразных страхов (кроме уже упомянутой социофобии возможно развитие клаустрофобии — боязни замкнутых пространств или, наоборот, агорафобии — боязни открытых местностей) до тревожных расстройств (панических атак, невроза тревоги).

      Иногда наблюдается так называемое патологическое развитие личности – т.е. формирование таких черт, как стремление к одиночеству, ранимость, неспособность к проявлению чувств и других особенностей характера, существенно осложняющих повседневную жизнь. Вовремя пролеченное заикание дает возможность ребенку сформироваться в полноценную в психическом отношении личность и успешно построить совою жизнь.

      Профилактика заикания

      Профилактикой психогенного заикания является создание дружелюбной семейной атмосферы, правильная организация досуга детей (с ограждением от просмотра пугающих телепередач или компьютерных игр), своевременное прохождение диспансеризации с осмотром невропатолога. Достаточной профилактикой заикания, связанного с органическим поражением головного мозга является охранительный режим беременной женщины, соблюдение рекомендаций гинеколога, что повышает шанс благоприятного протекания беременности и родов. А это, в свою очередь, приводит к снижению риска внутриутробного поражения нервной системы плода и родовой травмы у ребенка.

      Родители многое могут сделать для здоровья своих детей. Проблему заикания можно решить, если не впадать в уныние и заручиться поддержкой специалистов.

      www.medicalj.ru

      Это интересно:

      • Синдром дауна 22 неделя Признаки синдрома дауна узи 20 недель Хронические заболевания: Нет хронических заболеваний, в роду все здоровы. Мне 25, мужу 28, не курим, не пьем. Беременность планированная, не принимали никаких препаратов, только подготовительный курс для планирующих витаминный комплекс. Всю беременность не болела, только здоровый образ жизни.Единственное, муж […]
      • The war of mine депрессия как This War of Mine позволяет взглянуть на войну с совершенно нового для игр ракурса. Вместо вооруженного до зубов элитного солдата, протагонист является одним из группы гражданских, пытающихся выжить в осажденном армией противника городе. Днем все улицы простреливаются снайперами, так что это время тратится на укрепление своего убежища и крафт […]
      • Боязнь разговорах о себе Записки программиста Моя шпаргалка по работе в Vim Самое главное — побороть боязнь белого листа. Я всегда говорю это себе, когда нужно начать работу над чем-то и не знаешь, как подступиться. Так что я решил не ломать голову над тем, о чем будет первая запись в этом блоге, а просто выложить небольшую шпаргалку по текстовому редактору […]
      • Дамулин и в деменция *Кафедpа неpвных болезней Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова Неврологический журнал, 1999.-№3.-С.4-11. Под деменцией понимают пpиобpетенное наpушение интеллектуальных способностей вследствие оpганического заболевания головного мозга, пpиводящее к pасстpойствам социальных функций, снижению пpофессиональных навыков и способности к […]
      • Депрессия и никотин Исследования показали, что депрессия и курение зачастую идут рука об руку. Люди, страдающие депрессией, не только более склонны к курению, но также им труднее бросить курить, чем тем, кто не в депрессии. Ученые уже давно признали, что существует связь между курением и депрессией. Но, до сих пор не совсем ясно, как именно курение и депрессия […]
      • Психические расстройства и весь организм Психические расстройства – влияние цвета Далеко не секрет, что цвет может вызвать психические расстройства человека. Мы не зря выбираем определённые цвета в спальню, столовую, кухню. Также, цветовая гамма широко используется нами в одежде. Так как же влияют цвета на наше восприятие и какие ассоциации они способны вызывать. Для начал разберёмся, […]
      • Как похудеть до анорексии Анорексия: как похудеть до анорексии? Сегодня внешность человека имеет огромную ценность. Те модели, которые ходят по подиуму формируют у многих людей представление об идеальной фигуре. В тех случаях, когда фигура не отвечает установленным стандартам, то многие стремиться разными способами, добиться указанных параметров и не думают в этот момент […]
      • Как может проявляться невроз как проявляется невроз Популярные статьи на тему: как проявляется невроз Проблема астенических состояний как клиническом, так и терапевтическом аспекте является одной из самых фундаментальных в психиатрии. Треть или даже половина больных на терапевтическом приеме – это больные, которые имеют соматические проявления тревоги. В чем заключаются эти […]