Биохимические механизмы стресса

1. Стресс-реализующие системы. В нормальном здоро­вом организме человека существуют механизмы, направ­ленные на борьбу с неблагоприятными факторами, воздействие которых может привести к гибели. Следует подчеркнуть, что данные механизмы приспособления к воздействию стрессоров неспецифичны и являются об­щими для любых стрессовых воздействий, что позволяет говорить об общем адаптационном синдроме (или стресс-реакции). Нелегко представить себе, что холод, жара, ле­карства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и оди­наковы для всех видов воздействий.

При рождении ребенка женщина испытывает физическую боль, она напугана незнакомой обстановкой, она тревожится за жизнь и здоровье ребенка, одним словом, испытывает силь­ное душевное и физическое потрясение. Спустя некоторое время, она впервые берет на руки своего малыша, чувствует прилив нежности и сильнейшую радость. Специфические ре­зультаты двух событий — родов и долгожданного рождения — совершенно различны, даже противоположны, но их стрес-сорное действие — неспецифическое требование приспособ­ления к новой ситуации — может быть одинаковым.

В современной литературе механизмы, лежащие в ос­нове стресс-реакции, называют стресс-реализующими системами.

усиление сердечных сокращений;

расширение сосудов сердца;

сужение брюшных артерий;

расширение бронхиальных трубок;

увеличение силы скелетных мышц;

выработка глюкозы в печени;

увеличение продуктивности мыслительной деятель­ности;

расширение артерий, проходящих в толще скелет­ных мышц;

ускорение обмена веществ.

При возбуждении миндалевидного ядра (одного из центральных образований лимбической системы) мощ­ный поток импульсов идет к эрготропным ядрам гипота­ламуса, оттуда импульсация направляется к грудному отделу спинного мозга и, наконец, к центральному орга­ну этого механизма — мозговому слою надпочечников. В результате происходит выброс адреналина и норадре­налина, что приводит к увеличению артериального дав­ления, сердечного выброса, снижению кровотока в неработающих мышцах и органах, возрастает уровень свободных жирных кислот, триглицеридов, холестерина и глюкозы.

В целом первый и второй механизмы общего адапта­ционного синдрома называют симпато-адреналовой ре­акцией (САР). Если стрессор продолжает оказывать повреждающее воздействие, не компенсируемое реакци­ей «битва—бегство», то наступает следующий этап в стресс-реакции, в ходе которого активизируются другие эндокринные механизмы — адренокортикальный, сома-тотропный и тиреоидный.

Главное в этом механизме — это продукция глюкокор­тикоидов, поскольку они вызывают значительное повыше­ние энергетических запасов (возрастает уровень глюкозы и свободных жирных кислот). Все это происходит для того, чтобы подготовить организм для дальнейшей борьбы со стрессом или бегству от него. Однако чрезмерное выделе­ние глюкокортикоидов приводит к нежелательным эффек­там, то есть наступает плата за адаптацию. Одним из наиболее важных изменений является снижение лимфо­цитов (вырабатываются вилочковой железой и лимфати­ческими узлами), которые крайне важны для нормальной деятельности иммунной системы, так как их основная функция — уничтожение инородных субстанций (напри­мер, бактерий). Вследствие этого резко снижается интен­сивность иммунных механизмов. Одновременно на данном этапе возрастает риск развития инфаркта миокар­да за счет спазма сосудов.

Активация тиреоидного механизма происходит по следующей схеме: неокортекс —> септально-гиппокампово-гипоталамическое возбуждение —> тиролиберин гипотала­муса —> активация гипофиза —> выработка тириотропного гормона (ТТГ) —> активация щитовидной железы —> выра­ботка тиреоидных гормонов (ТЗ — трийодтиронин, Т4 — тироксин). Физиологический смысл данного защитного механизма заключается в том, что тиреоидные гормоны повышают чувствительность тканей к циркулирующим в крови катехоламинам, повышают уровень энергообразо­вания, активизируют деятельность сердца (сократимость, ЧСС), повышают артериальное давление, в целом учаща­ется базальный ритм метаболизма. При этом повышается тревожность и уменьшается чувство усталости.

В настоящее время многими учеными проводятся ис­следования на тему «Может ли стресс стать причиной не­обратимых нарушений мозга». Гиппокамп — это та часть мозга, которая «бьет тревогу» при столкновении со стрес­сом. Именно рецепторы клеток гиппокампа определяют присутствие в организме глюкокортикоидов, вырабатыва­емых надпочечниками (уже в течение первых 30 минут в слюне диагностируется повышение уровня кортизола). Продолжительный стресс разрушает эти рецепторы и клет­ки гиппокампа в целом. А поскольку клетки мозга лише­ны способности восстанавливаться, то мы теряем их навсегда. Отсюда возникает очень интересный вопрос: воз­можно, если у нас станет недостаточно глюкокортикоид-ных рецепторов, мы перестанем реагировать на стресс? Для ответа на этот вопрос ученые продолжают проводить экс­перименты.

2. Стресс-лимитирующие системы. В процессе эволюции в организме человека появились механизмы, которые пре­пятствуют развитию стресс-реакции или снижают ее побоч­ные отрицательные воздействия на органы-мишени. Такие механизмы получили название стресс-лимитирующие си­стемы, или системы естественной профилактики стресса.

ГАМК-эргическая система. Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) продуцируется многими нейронами ЦНС, в том числе и тормозными. Под влиянием фермен­тов ГАМК превращается в мозге в ГОМК (гамма-оксимасляная кислота), которая способна тормозить деятельность многих структур мозга, в том числе и гипоталамуса. В ре­зультате не происходит запуска стресс-реакции.

Эндогенные опиаты (энкефалины, эндорфины, динорфины). Образуются из бета-липотропина в гипофизе под влиянием стресса. Эти вещества вызывают эйфорию, снижают болевую чувствительность, повышают работос­пособность, увеличивают возможность выполнения дли­тельной мышечной работы, снижают чувство тревоги. В целом эти вещества снижают психогенные реакции че­ловека на раздражители, уменьшая интенсивность эмоци­ональной реакции, запускающей стресс-реакцию.

Простогландины (преимущественно группы Е). Их продукция возрастает при стрессе, в результате чего снижается чувствительность ряда тканей к действию ка-техоламинов. Особенно это выражается в отношении чув­ствительности нейронов центральной нервной системы к норадреналину. Таким образом, простогландины снижа­ют выраженность стресс-реакции.

Антиоксидантная система. Как отмечалось ранее, при действии глюкокортикоидов активируется перекисное окисление липидов, следствием чего является образова­ние свободных радикалов, которые приводят к активации многих биохимических реакций в клетках, что нарушает их жизнедеятельность (плата за адаптацию). Однако в организме существуют эндогенные «тушители» этих сво-боднорадикальных процессов, которые получили название антиоксиданты. К ним относят витамин Е, серосодержа­щие аминокислоты (цистин, цистеин), фермент суперок-сиддисмутаза.

Трофотропные механизмы. Активация парасимпати­ческой нервной системы во время стресс-реакции пред­ставляет собой важнейший механизм зашиты от побочных эффектов глюкокортикоидов и других участников стресс-реакции.

Следует отметить, что помимо запуска этого защитного механизма естественным путем (неокортекс —> гипотала­мус —> парасимпатические центры ствола мозга и сакраль­ного отдела спинного мозга), существует возможность искусственного повышения активности парасимпатическо­го отдела автономной нервной системы, что можно исполь­зовать в качестве профилактики негативных последствий стресса. Тонус парасимпатической нервной системы повы­шается при умеренной физической нагрузке, мышечной релаксации или медитации. Медитация представляет со­бой различные формы сосредоточения — повторение от­дельных слов или фраз («мантр»), повторение физи­ческих действий, например, дыхательные движения с концентрацией внимания на них, зрительная концентра­ция, сосредоточение на какой-то парадоксальной пробле­ме (например: как звучит хлопок одной ладони?). К повышению активности парасимпатического отдела ВНС приводит переход на диафрагмальное дыхание. Ре­берное и ключичное дыхание активизирует симпатическую нервную систему.

1. Чем представлены центральный и периферический отделы нервной системы?

Какие функции выполняют соматическая и автоном­ная (вегетативная) нервная система?

Чем отличаются по своему воздействию на организм симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы?

Дайте определение понятию «стресс-реализующие системы».

Какова физиологическая роль выброса в кровь гор­монов адреналина и норадреналина на начальных этапах стресс-реакции?

К каким нежелательным эффектам приводит чрез­мерное выделение глюкокортикоидов при включении в стресс-реакцию адренокортикального механизма?

Какие стресс-лимитирующие системы, существую­щие в организме человека, вам известны?

Как в рамках профилактики негативных послед­ствий стресса можно искусственно повысить активность парасимпатического отдела автономной нервной системы?

При возникновении стрессовой ситуации в организ­ме резко увеличивается выработка глюкозы в печени. Объясните физиологический смысл этого явления.

studfiles.net

Биохимические механизмы стресса

Диссертация на тему «Ветеринарно- гигиеническая оценка и определение стресс- факторов при содержании скаковых лошадей чистокровной верховой породы в условиях Якутии» автореферат по специальности ВАК 0. Физиология, биохимия и биотехнология сельскохозяйственных животных. НТП- АПК 1. 1. 0. Нормы технологического проектирования конно- спортивных комплексов: введ.

Разведение с основами частной зоотехнии: Учебник для вузов / Под общ. Козлов, С.А. Разведение с основами частной зоотехнии: Учебник для вузов / Под общ. Коневодство: Учебное пособие / С.А. Козлов, С.А. Зиновьева, . М.: КолосС, 2012. Введение Происхождение, одомашнивание лошадей. Дикие и одомашненные виды эквидов . Коневодство важная отрасль животноводства, не утратившая своего значения в. Муромцев А.Б. Коневодство : Учебник для студентов по специальности «Зоотехния». Козлов С.А., Парфенов В.А. Коневодство. Коневодство / С. Спб.: Лань, 2004. Специальная литература).

Аболин, Р. И. Геоботанические и почвенное описание Лено- Вилюйской равнины // Труды комиссии по изучению Якутской АССР. Абрамов, А. Ф. Воспроизводство и кормление якутских лошадей. Абрамов, А. Ф. Эколого- биохимические основы производства кормов и рационального использования пастбищ в Якутии / А.

Ф. Абрамов: под ред. Новосибирск, 2. 00. Алексеев, Н. Д. Реакция чистопородных и поместных якутских лошадей к низким температурам // Биологические и медицинские проблемы Севера. Алексеев, Н. Д. Биохимические механизмы холодового стресса у лошадей якутской породы / Н. Д. Алексеев // Знание на службу нуждам Севера : тез. Алексеев, Н. Д. Методика определения стрессреактивности у лошадей якутской породы / Н.

Д. Алексеев, Н. П. Степанов ; Рос. Якутск, 2.

Алексеев, М. Влияние тренинга, характера физических нагрузок и биологически активных веществ на динамику процессов восстановления после мышечной работы у лошадей : автореф. Боровск, 1. 97. 7. Ануфриев, А. Изменения температуры тела у животных различной экологической специализации в годовом цикле / А. Ануфриев, В. Ядрихинский, А. Исаев // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. Ашибоков, Л. Регуляторные влияния ЦНС чистокровных верховых лошадей при их тренинге: автореф.

Это были Сорренто и Сатрап. И, как показала жизнь, лошади оказались. Сорренто с Михаилом Козловым пригласили на приз Орси . Скачать: Биология. Учебник для 7-8 классов. Козлова М.А. Свиноводство и коневодство (222). Навыкам правильной оценки лошади по ряду биологических и. Козлов С.А., Парфенов В.А. Практикум по коневодству: учебник.

Научные основы зоотехнического и ветеринарного контроля в конном спорте: автореф. Бронфман, Л. Оценка эффективности вентиляций помещений / Л. И. Бронфман // Механизация и электрификация сельского хозяйства. Москва, 1. 97. 8, часть I.

Васильева, Г. С. Климат и сердечно- сосудистая патология на Крайнем Севере / Г. С. Васильева, В. П. Алексеев, В. Г. Кривошапкин.

Якутск: Сахаполиграфиздат, 2. Владимиров, JI. Адаптация якутских лошадей к условиям Крайнего Севера / JI. Владимиров, Р. Сергиенко // Коневодство и конный спорт. Владимиров, JI. H.

Рекомендации по подготовке лошадей к скачкам в условиях Республики Саха (Якутия) / JI. Владимиров, И. Н.

Винокуров, С. Сергиенко, Г. Ф. Сергиенко / ВНИИ коневодства. Рязань — Дивово, 2.

Винокуров, И. Н. Акклиматизация жеребцов типа джабе и их скрещивание с кобылами якутской породы // Развитие коневодства в Якутии: сб. Винокуров, И. Н. Эффективность скрещивания казахских жеребцов типа джабе с матками якутской породы: автореф. ВНИИК. Дивово, 1. Винокуров, И. Н. Традиционная культура народов Севера: продуктивное коневодство Северо- Востока Якутии / И. Н. Новосибирск: Наука, 2. Контроль за проектированием и строительством животноводческих объектов / Т. К. Волков, A. A. Дорофеев // Ветеринария.

Голиков, А. Н. Адаптация сельскохозяйственных животных. М.: Агропромиздат, 1. Голосов, И. М. Микроклимат животноводческих ферм / И. М. Горизонтов, П. Система крови в механизме гомеостаза. Стресс и болезни // Гомеостаз / под ред.

Горизонтова. М.: Медицина, 1. Готовцев, Б. Коневодство в Республике Саха (Якутия) / Б. В. Якутск, 1. 99. Справочник по конному спорту и коневодству / Д. М.: Центрполиграфиздат, 2.

Данилова А. К. Задачи зоогигиенической науки в специализированных животноводческих хозяйствах // Труды Московской Ветеринарной академии. Данилина, В. Тепло, светло и мухи не кусают / В. Данилина // Ветеринария сельскохозяйственных животных. Профилактика транспортного стресса лошадей / A. B. Ползунова, М. В. Андреева, M. JI. Зайцева // Ветеринария. Динамика основных промеров и индексов производящего состава пород спортивного направления / В.

А. Политова // Коневодство и конный спорт. Влияние препарата лигфола на уровень белкового обмена у спортивных лошадей в условиях тренинга / М. А. Концевая, J1. P. Мансурова // Коневодство и конный спорт. Нетрадиционные методы ускорения процессов восстановления у быстроаллюрных тренируемых лошадей: автореф. Дивово, 2. 00. 0.

Дьяконов, А. Т. Проблемы обеспечения оптимального микроклимата животноводческих помещений / А. Т. Дьяконов // Материалы VII Всесоюзной научно- методической конференции по зоогигиене с основами ветеринарии. Иванова, Н. В., Сергиенко Г. Ф. Влияние препарата «Гамавит» на организм молодой лошади в период интенсивных физических нагрузок / Н.

В. Иванова, Г. Ф. Сергиенко // Коневодство и конный спорт. Иванов, Р. В. Научные основы совершенствования технологии кормления и содержания лошадей якутской породы / РАСХН, Сиб.

Отд- ние, ЯНИИСХ. I : Опыты на молодняке. Зачиняев, Я. Концепция развития экологических исследований в коневодстве // Коневодство и конный спорт.

Заводов A. B. Микроклимат конюшни / A. B. Заводов, B. C. Заводов // Коневодство и конный спорт. Зенкович, Е. Адаптационные реакции лошадей верховых пород при различных условиях тренинга: автореф. Гематологический атлас сельскохозяйственных животных.

Минск.: Ураджай, 1. Карпухин, Г. И. О роли пыли в механизме распространения аэрогенных инфекций / Г. И. Карпухин // Труды Иркутского НИИ эпидемиологии и гигиены. Иркутск, 1. 96. 0.

Иммунный статус, естественный микробиоценоз, минеральный обмен и их коррекция у спортивных лошадей : автореф. Коневодство / С. Спб.: Лань, 2.

Специальная литература). Кондрашова М. Н. Янтарная кислота источник энергии в организме // Норма — пресс.

Механизмы резистентности организма при различных видах стресса // Тезисы докладов I Российского конгресса по патофизиологии. Методы морфологического и иммуноцитологического исследования крови у животных при внутренней патологии (клиническая гематология) : метод, указания / А. Петровский, В. Бронштейн, О. Кормление лошадей // Коневодство и конный спорт. Кривошапкина, З. Н. Биохимический спектр сыворотки крови как отражение адаптивных метаболических процессов у жителей высоких широт (на примере Якутии): дис.

Якутск, 2. 01. 0.- 1. Кудрявцев, А. Клиническая гематология животных / А. Кудрявцев, J1. М.: Колос, 1. Кузьмина, C. B. Влияние экологически безопасного препарата митомина на некоторые показатели эмбрионального и постэмбрионального развития перепелов : автореф.

Антропогенные лошади Якутии. М.: Наука, 1. 98. Ласков, A. A. Перевозка племенных и спортивным лошадей специализированным автотранспортом / A. A. Ласков, С. А. Пушкарева// ВНИИК. Дивово, 1. 98. 5. Функциональная деятельность и работоспособность лошадей под влиянием гипоксии / A.

A. Ласков // Физиологические аспекты тренировки лошадей: сб. ВНИИК, 1. 98. 9. Ленякина, О. Г. Тепловизионная диагностика уровня тренированности спортивных лошадей на базе ВНИИ коневодства / О. Ленякина, А. Жадькова, В. Сергиенко // Коневодство и конный спорт.

Лошадь в условиях холода / М. К Слепцов, А. К. Ахременко, В. Д. Ходулов, Р. Н. Николаева // Труды Коми научного центра Ур. О АН ССР. Сыктывкар, 1.

С. Пути улучшения микроклимата помещений для тренируемых лошадей / А. Малиновская, В. Шведов // Селекция и технология выращивания лошадей в конных заводах: сб.

Дивово, 1. 98. 1. Макаров, А. А. Биологические активные вещества в растениях Якутии. Мардашева, О. Влияние комплексной кормовой добавки сыворотки гидролизованной, обогащенной лактатами (СГОЛ- 1- 4. Рязань, 2. 00. 7. Мачахтырова, В. А. Физиолого- биохимические параметры организма якутской лошади при различных технологиях доения : дис. Мельников, Н. Влияние низко- интенсивного лазерного излучения на процессы восстановления спортивной работоспособности лошадей : автореф.

Рязань, 2. 00. 8. Михайлов, Н. Физико- географическое районирование ЯАССР // Материалы по физико- географическому районированию СССР (Сибирь и Дальний Восток). Мостахов, И. М. Климато- географическая характеристика Якутии / И. М. Якутск, 1. 98. Надоленко, C. B. Поведенческие реакции, обменные процессы, работоспособность и качество потомства рысистых лошадей в связи со стрессовой чувствительностью: автореф. Троицк, 2. 00. 7.

Наумова, И. Ф. Отечная болезнь свиней и новые подходы в ее профилактике: автореф. Курск, 2. 00. 4.- 1. Овсянников, А. И. Основы опытного дела дела в животноводстве. М.: Колос, 1. 97. Онегов, А. П. Вопросы зоогигиены применительно к запросам животноводческих комплексов и птицефабрик // Материалы научной конференции по проблемам ветеринарии в животноводческих комплексах и хозяйствах промышленного типа.

Казань, 1. 97. 2. Онегов, А. П. Справочник по гигиене / А. М.: Россельхозиздат, 1. Научно- методические основы построения системы прогноза метеотропных осложнений сердечно- сосудистых заболеваний / К. В. Орехов, A. B. Поликарпов, Т.

Г. Секурцева, Н. В. Красноярск, 1. 98. С. 4. 5. Физиология системы крови сельскохозяйственных животных : учеб. Якутск, 1. 99. 6.— 2. Полярный метаболический тип // Вопросы экологии человека в условиях Крайнего Севера. Новосибирск: Наука, 1. Панин, JI. E. Биохимические механизмы стресса / JI.

Парахневич, А. Резистентность организма свиней разных генотипов в раннем постнатальном онтогенезе под влиянием изменяющихся параметров микроклимата : автореф. Парфенов, В. М.: Народное творчество, 2. Некоторые физиологические механизмы адаптации якутских лошадей к экстремальным климатическим условиям Крайнего Севера : автореф. Рязань,2. 00. 2. Влияние некоторых видов стресса на организм спортивных лошадей и возможности его фармакокоррекции : автореф. Ветеринарных наук : 1. Г. А. Пушкарева, С.

А. Профилактика транспортного стресса / С. Пушкарева, А. Ласков // Коневодство и конный спорт. Пушкарева, С. Достижения физиологии и их применение в коневодстве / С. Пушкарева, Л. С. Романова // Сборник научных трудов ВНИИК.- 1.

Раушенбах, Ю. О. Экогенез домашних животных / Ю. О. М.: 1. 98. 5.- 1. Рослый, И. М. Ферментемия адаптивный механизм или маркер цитолиза?

Рослый, C. B. Абрамов, В. И. Покровский // Вестник РАМН. Саввинова, М. Влияние микроклимата на обмен веществ коров в холодный период года в условиях Якутии / М.

Саввинова // Региональные проблемы сельскохозяйственного производства РС(Я): тез. Якутск, 2. 00. 1. Саввинова М. С. Гигиена содержания животных в природно- климатических условиях Якутии / М.

С. Москва, 2. 00. Сапожникова, О. Влияние стрессовых ситуаций на организм спортивных лошадей и разработка методов их коррекции : автореф.

directionmedic.weebly.com

Физиологические механизмы стресса

Рассмотрим тему Физиологические механизмы стресса из предмета Психология и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Физиологические механизмы стресса, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной , не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем .

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно "выскакивает" из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек в отличие от первобытного вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации. Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом "зато". Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения – доказать себе, что "могло быть и хуже". Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем ("а другому гораздо хуже"), позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу "зелен виноград": подобно лисице из басни сказать себе, что "то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо".

Один из лучших способов успокоения – это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, "излить душу", т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

xn—-ftbdmba1cp9d.xn--p1ai

1. Стресс-реализующие системы. В нормальном здоро­вом организме человека существуют механизмы, направ­ленные на борьбу с неблагоприятными факторами, воздействие которых может привести к гибели. Следует подчеркнуть, что данные механизмы приспособления к воздействию стрессоров неспецифичны и являются об­щими для любых стрессовых воздействий, что позволяет говорить об общем адаптационном синдроме (или стресс-реакции). Нелегко представить себе, что холод, жара, ле­карства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и оди­наковы для всех видов воздействий.

В современной литературе механизмы, лежащие в ос­нове стресс-реакции, называют стресс-реализующими системами.

Первый этап в стресс-реакции — активация симпати­ческого и парасимпатического звеньев автономной нерв­ной системы. Сильное эмоциональное возбуждение вызывает активацию высших вегетативных центров, в том числе эрготрофных (симпатических, в основном задних ядер гипоталамуса), и активацию симпатической нервной системы, что в свою очередь повышает функциональные возможности скелетных мышц, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Одновременно с этим увеличивает­ся активность трофотропных (парасимпатических) ядер гипоталамуса и парасимпатического отдела автономной нервной системы, что обеспечивает высокие возможнос­ти восстановительных процессов, направленных на сохра­нение гомеостаза (постоянства внутренней среды) в организме. Физиологические изменения в организме, на­блюдаемые на первом этапе стресс-реакции:

1) учащение сердцебиения;

2) усиление сердечных сокращений;

3) расширение сосудов сердца;

4) сужение брюшных артерий;

5) расширение зрачков;

6) расширение бронхиальных трубок;

7) увеличение силы скелетных мышц;

8) выработка глюкозы в печени;

9) увеличение продуктивности мыслительной деятель­ности;

10) расширение артерий, проходящих в толще скелет­ных мышц;

11) ускорение обмена веществ.

Если стрессор продолжает действовать, то возможности симпатической нервной системы по причине ограниченно­сти запасов медиаторов (биологически активных веществ, секретируемых нервными окончаниями и обусловливаю­щих передачу нервных импульсов) не позволяют противо­действовать ему. В этом случае включается следующий, вто­рой, механизм, который получил название реакции «битва—бегство» (позволяет организму либо бороться с угрозой, либо бежать от нее). Данная реакция рассмат­ривается как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к активности в ответ на действие стрессора.

Благодаря этим физиологическим изменениям люди в чрез­вычайной ситуации способны совершать невероятные поступ­ки. Когда достаточно слабый человек поднимает машину, которой придавило ребенка, можно говорить о невероятной силе, сообщаемой нам реакцией «битва—бегство». Важно от­метить, что функцией парасимпатической нервной системы является возвращение нас в расслабленное состояние после того, как угроза миновала.

Адренокортикальный механизм включается в том слу­чае, если активация симпатической нервной системы и мозгового слоя надпочечников оказывается неэффектив­ной. Цепь событий в этом случае такова: неокортекс —> септально-гипоталамический комплекс —> выделение кортиколиберина —> активация гипофиза —> выработка АКТГ —> активация коры надпочечников —> выделение глюкокортикоидов (кортизол, гидрокортизон и др.) и ми-нералкортикоидов (альдостерон).

Альдостерон также подготавливает нас к активным дей­ствиям, поднимая артериальное давление настолько, что­бы питательные вещества и кислород быстрее и легче поступали к наиболее активным частям нашего организ­ма — внутренним органам и конечностям. Повышение артериального давления происходит за счет увеличения объема жидкостей в организме вследствие снижения вы­работки мочи и задержки выработки натрия.

Многие авторы считают, что одновременно с адренокор-тикальным активируется соматотропный механизм: нео-кортекс—> септально-гиппокампово-гипоталамическое возбуждение —> выделение соматолиберина гипоталаму­сом —> выделение соматотропного гормона аденогипофи-зом. Данный гормон (за счет высвобождения соматомеди-на) повышает резистентность к инсулину (как при диа­бете), ускоряет мобилизацию накопленных в организме жиров, в результате чего в крови повышается содержание глюкозы и свободных жирных кислот, то есть увеличива­ются энергетические запасы.

2. Стресс-лимитирующие системы. В процессе эволюции в организме человека появились механизмы, которые пре­пятствуют развитию стресс-реакции или снижают ее побоч­ные отрицательные воздействия на органы-мишени. Такие механизмы получили название стресс-лимитирующие си­стемы, или системы естественной профилактики стресса.

• ГАМК-эргическая система. Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) продуцируется многими нейронами ЦНС, в том числе и тормозными. Под влиянием фермен­тов ГАМК превращается в мозге в ГОМК (гамма-оксимасляная кислота), которая способна тормозить деятельность многих структур мозга, в том числе и гипоталамуса. В ре­зультате не происходит запуска стресс-реакции.

• Эндогенные опиаты (энкефалины, эндорфины, динорфины). Образуются из бета-липотропина в гипофизе под влиянием стресса. Эти вещества вызывают эйфорию, снижают болевую чувствительность, повышают работос­пособность, увеличивают возможность выполнения дли­тельной мышечной работы, снижают чувство тревоги. В целом эти вещества снижают психогенные реакции че­ловека на раздражители, уменьшая интенсивность эмоци­ональной реакции, запускающей стресс-реакцию.

• Простогландины (преимущественно группы Е). Их продукция возрастает при стрессе, в результате чего снижается чувствительность ряда тканей к действию ка-техоламинов. Особенно это выражается в отношении чув­ствительности нейронов центральной нервной системы к норадреналину. Таким образом, простогландины снижа­ют выраженность стресс-реакции.

• Антиоксидантная система. Как отмечалось ранее, при действии глюкокортикоидов активируется перекисное окисление липидов, следствием чего является образова­ние свободных радикалов, которые приводят к активации многих биохимических реакций в клетках, что нарушает их жизнедеятельность (плата за адаптацию). Однако в организме существуют эндогенные «тушители» этих сво-боднорадикальных процессов, которые получили название антиоксиданты. К ним относят витамин Е, серосодержа­щие аминокислоты (цистин, цистеин), фермент суперок-сиддисмутаза.

• Трофотропные механизмы. Активация парасимпати­ческой нервной системы во время стресс-реакции пред­ставляет собой важнейший механизм зашиты от побочных эффектов глюкокортикоидов и других участников стресс-реакции.

Сбалансированная работа симпатического и парасимпа­тического отделов автономной нервной системы позволяет человеку адекватно реагировать на любые предъявляемые требования. В организме человека существуют естествен­ные механизмы, активизирующиеся при воздействии стрессогенных факторов и направленные на борьбу со стрессом, а также системы, препятствующие развитию стресс-реакции или снижающие ее побочные отрицатель­ные воздействия.

Вопросы к главе 3:

1. Чем представлены центральный и периферический

отделы нервной системы?

2. Из каких отделов состоит головной мозг человека?

3. Какие функции выполняют соматическая и автоном­ная (вегетативная) нервная система?

4. Чем отличаются по своему воздействию на организм симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы?

5. Дайте определение понятию «стресс-реализующие системы».

6. Какова физиологическая роль выброса в кровь гор­монов адреналина и норадреналина на начальных этапах стресс-реакции?

7. К каким нежелательным эффектам приводит чрез­мерное выделение глюкокортикоидов при включении в стресс-реакцию адренокортикального механизма?

8. Какие стресс-лимитирующие системы, существую­щие в организме человека, вам известны?

9. Как в рамках профилактики негативных послед­ствий стресса можно искусственно повысить активность парасимпатического отдела автономной нервной системы?

10.При возникновении стрессовой ситуации в организ­ме резко увеличивается выработка глюкозы в печени. Объясните физиологический смысл этого явления.

Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Понятие психологического стресса. Психические стрессоры.

Факторы, оказывающие влияние на развитие психологи­ческого стресса.

Виды (уровни) реакций человека на стресс.

Влияние индивидуальных и личностных особенностей че­ловека на возникновение и развитие стресса.

В предыдущих главах были рассмотрены физиологи­ческие механизмы воздействия стресса на человека. Пси­хологические факторы были лишь упомянуты, в этой главе они будут рассмотрены подробно.

С физиологической точки зрения, краткосрочный стресс — вовсе не «болезненное» состояние, а процесс, при помощи которого организм борется с нежелательными воздействиями, адаптируется к изменяющимся условиям окружающей действительности. Свое пагубное влияние на психологическое и физическое здоровье человека стресс оказывает в ситуациях, когда он слишком силен или дей­ствует слишком долго. Рассмотренный выше общий адап­тационный синдром является физиологическим ответом организма на стрессовое воздействие и свойственен в рав­ной степени как животным, так и человеку.

Однако когда люди говорят, что испытывают стресс, они обычно подразумевают, что находятся в состоянии нервного напряжения, утомлены, расстроены, сердят­ся или подавлены. Поэтому мы можем говорить о том, что, в отличие от животных, реакция человека на стрес­совое воздействие имеет сложную многоуровневую структуру, определяемую в том числе и психологической составляющей.

Характер реакции человека на воздействие потенциаль­ного стрессора зависит от целого ряда причин и, прежде всего, от субъективной оценки человеком ситуации.

Выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от человека, его опыта, ожиданий, личностных особенностей и т.д. Большое значение имеет оценка человеком угрозы, ожидание опас­ных последствий, которые содержит в себе ситуация.

Посещение врача-стоматолога может быть огромным стрессом для человека, который боится лечить зубы, и не бу­дет стрессом для того, кто не испытывает страха перед этой процедурой.

Таким образом, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого челове­ка: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и спо­собностей с тем, что от него требуется.

Участников психологической группы попросили вспом­нить случаи из своего опыта, когда их жизнь подвергалась опасности. Одна из женщин рассказала историю, произошед­шую примерно 20 лет тому назад. Наша героиня ехала на рей­совом автобусе, который шел из одного районного центра в другой, выйти ей предстояло около небольшой деревни, где она собиралась провести отпуск. Она вышла, благополучно добралась до места, отлично провела отпуск и вернулась до­мой. На этом ее рассказ был прерван возмущенными вопро­сами аудитории, которая не могла понять, в чем состояла опасность для жизни. Тогда женщина рассказала вторую часть истории. Через много лет, будучи корреспондентом област­ной газеты, она получила задание подготовить статью об ава­риях на транспорте. Собирая материал, она случайно наткнулась на сообщение о том, что тот самый автобус, на котором она много лет назад ехала в отпуск, попал в серьез­ную катастрофу на железнодорожном переезде, несколько человек погибли, остальные были ранены.

Таким образом, героиня этой истории ОБЪЕКТИВНО на­ходилась в опасности, а СУБЪЕКТИВНО (так как не знала об этом) этой опасности не чувствовала и, естественно, не ис­пытала никакого стресса.

Примером противоположной ситуации может служить рас­сказ другой участницы той же психологической группы. Ее история произошла в 1999 г., в тот период, когда Москва была напугана страшными терактами: взрывами домов на Каширс­ком шоссе и улице Гурьянова. Она стояла у окна и вдруг уви­дела, что в ее двор въезжает грузовик. Эта машина показалась ей подозрительной. Через 10 минут она окончательно убеди­ла себя в том, что в грузовике взрывчатка и это террористи­ческий акт. Она рассказывает, что почувствовала необычайный прилив сил, не в полной мере давая себе отчет в своих дей­ствиях, она в считанные минуты собрала детей, предупреди­ла соседей, позвонила в милицию и выскочила на улицу. Прибывший наряд милиции выяснил, что в грузовике соседи перевозили мебель, и никакой опасности нет. Героиня этой истории, хоть и вспоминает этот случай с некоторой долей юмора, в то же время говорит, что никогда ни до, ни после она не испытывала такого животного страха, как в те минуты.

Таким образом, ОБЪЕКТИВНО ситуация была безопасной, а СУБЪЕКТИВНО была расценена как крайне опасная и выз­вала сильнейший стресс.

Мы часто рассуждаем о том, как важно спокойно отно­сится к раздражающим нас вещам, даем советы родным, друзьям и приятелям, что не стоит обращать внимание на мелочи (конфликт на работе — подумаешь, с кем не быва­ет, нахамили в общественном транспорте — обычное дело, пробка — ну что делать, сам вчера стоял два часа и т.д.). И, как правило, очень трудно применить советы и эти зна­ния к себе.

Для того чтобы оценить уровень собственной стрессо-устойчивости, можно проделать небольшое упражнение:

Предупреждение! Это упражнение можно делать лишь в том случае, если в вашей жизни не произошло кризисных или траги­ческих событий, перевернувших вашу жизнь, оно подходит для обычной, повседневной жизни.

Возьмите лист бумаги, разделите его на две половины, слева напишите события и ситуации, которые вызвали раздражение, негодование, взволновали и огорчили вас в последние несколько дней, справа оцените степень воздей­ствия по пятибалльной шкале (5 — максимальное раздра­жение, 1 — легкая степень недовольства), просуммируйте полученный результат. Потом сверните этот лист и отло­жите его на неделю. Через неделю попробуйте вспомнить записанные вами события и снова оцените их по пятибал­льной шкале, снова сложите все проставленные вами оцен­ки. Теперь сравните полученные результаты. Попробуем оценить, что получилось:

Вариант 1. Результаты полностью совпали. У вас хоро­шая память.

Вариант 2. Вы вспомнили все события, но оценка их по­менялась в ту или другую сторону. Вы можете понять, на­сколько ошиблись в первоначальной оценке события. Например, Вы в первом случае оценили конфликт с под­рутой в пять баллов, а через неделю, успокоившись и про­анализировав ситуацию, — в два балла. Это значит, что, возможно, вы отреагировали на ситуацию слишком эмо­ционально.

Вариант 3: Некоторые события Вы не вспомнили, или в Вашем списке появились события, которых раньше не было. Еще более выраженная ошибка в эмоциональной оценке события.

Теперь попробуем поставить себе оценку за стрессоустойчивость.

Посчитаем средний балл для первого и второго случая, например:

helpiks.org

Для успокоения нервной системы необходимо ликвидировать, разрядить. доминанту или же создать новую, конкурирующую (при помощи отвлекающих приемов). Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем легче ему создавать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не мешает иметь какое-либо хобби, которое охватывает нас положительными эмоциями.

  1. Вслед за появлением доминанты, развивается особая цепная реакция -возбуждаетсяодна из глубинных структур мозга — гипоталамус, который заставляет близлежащую железу — гипофиз— выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона(АКТГ). Под влиянием ЛКТГ надпочечники выделяют адреналин, норадреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее, кровяное давление повышается. В этой фазе организм подготавливаются для интенсивной мышечной нагрузки.
  2. Но современный человек, в отличие от " первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь — физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

    Если человек не находит способа для выхода скопившейся энергии, то срабатывает третий механизм

  3. В кору головного мозга вновь и вновь продолжают поступать импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделятся гормоны стресса.

Следовательно, надо снизить для себя значимость этой проблемы (несбывшегося желания) или же отыскать пути для ее разрешения.

Кора головного мозга

(адренокортикотропный гормон АКДГ)

выделяется адреналин и ноадреналин и др. сложные вещества, называемые гормонами стресса.

Внутренние органы (оседает)

К понятию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с англ. — frustration — расстройство (планов), крушение (надежд), обман.

Фрустрация— состояние человека, вызываемое объективно

непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути.

Это психологическое состояние, характеризуется невозможностью реализовать значимую для человека ту или иную потребность в течение длительного, что в итоге воспринимается сознательно или бессознательно как ситуация угрозы.

Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребностей.

Самой распространенной реакцией на фрустрациюявляется возникновение агрессивности, направленной чаще всего на препятствие. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно.

Агрессивная реакция, быстро переходящая вгнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорблении, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), который сопровождается агрессивностью и не проявляется открыто. Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания — никаких эмоциональных проявлений.

Существуют два пути возникновения стресса:

· психологический, если стрессор преломляется через сознание человека, и оценивается человеком как угрожающее его социальному, психологическому или физическому благополучию.

К примеру, если неуспешная сдача экзамена может повлечь цепь не желаемых для студента социальных или других перемен, сам экзамен выступает в качестве стрессогенного фактора. Стресс-фактором, несомненно, станет для человека информа ция о выявлении у него онкологического заболевания (угроза физическому существованию)

И в этом случае проявления онкозаболевания дополнятся симптомами психоэмоционального стресса

· физиологический, когда стрессогенный фактор( стрессор) не осознается человеком, но вызывает симптомы, характерные для стресса.

К пример , прием большого количества кофеина способен вызвать весь набор физиологических признаков стресса.

Для медицинских работников имеет значение понимание ятрогенного психоэмоционального стресса.

Ятрогенный стресс— стресс, возникающий в результате сообщения медработником информации, которая способна ухудшить состояние больного. Обычно ятрогенные симптомы наслаиваются на уже имеющиеся, связанные с заболеванием, и утяжеляют клинику расстройства или вызывают новые психопатологические и физиологические нарушения.

В настоящее время ученые различают эустресс(положительный, конструктивный) стресс, который мобилизует организм и в конечном счете улучшает качество жизни. Пройдя этап реакции тревоги, заканчивается адаптацией организма к новой ситуации, повышением его устойчивости. При эустрессе происходит активизация познавательных процессов (внимание, память и др.) и процессов самосознания, осмысление действительности.

Дистресс(отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). Когда стресс-фактор имеет большую интенсивность, продолжительность, и если имеет место неправильная его оценка, если сочетается несколько стресс-факторов, организм ослаблен по другим причинам (в силу наследственной или врожденной слабости защитных механизмов), то стресс может стать деструктивным. В таких случаях реакции адаптации достигают уровня истощения и запускаются процессы разрушения — защиты через болезнь.

По статистике до 70% обратившихся в поликлиники по поводу различных соматических заболеваний имеют ту или иную форму депрессии.

studopedia.ru

Это интересно:

  • Растения снимающие стресс Способность к защите от повреждающих и неблагоприятных факторов среды – обязательное свойство любого, в том числе и растительного, организма. Ответные реакции, индуцируемые в организме внешними воздействиями, часто объединяют терминам «адаптационный синдром», а также широко распространившимся термином «стресс». Основные понятия и положения учения […]
  • Женские гормоны стресса 8.7. Стресс, стадии стресса. Гормоны стресса Стресс – это неспецифическая адаптивная (приспособительная) реакция организма при действии любых значимых для организма факторов (Г. Селье, 1936). Стрессор – любой сильный агент, приводящий к развитию адаптационного синдрома. Г. Селье различал эустресс (например, сильная радость), в результате которого […]
  • Болезнь альцгеймера диагностика лечение Болезнь Альцгеймера — заболевание головного мозга, возникающее обычно после 50 лет и характеризующееся прогрессирующим снижением интеллекта, нарушением памяти и изменением личности. Различают раннее (до 65 лет — тип II) и позднее (после 65 лет — тип I) начало заболевания. Диагноз устанавливают на основании клинической картины после исключения […]
  • Программа про анорексию 2015 Adobe Premiere Pro (2015) PC скачать торрент Год выхода: 2015 Версия программы: 2015.0.2 9.0.2 (6) Официальный сайт: ссылка Язык интерфейса: русский, английский Лечение: не требуется Размер: 614.99 MB Процессор Intel Core2 или AMD Phenom II с поддержкой 64-разрядных ОС Windows 7 с пакетом обновления 1, Windows 8 или Windows 8.1 (64-разрядные […]
  • Православие о неврозе О неврозе праведника Неделя о мытаре и фарисее. Подготовительная к Великому посту. А пост готовит нас ко встрече с Христом воскресшим. Тема встречи с Богом пронизывает все подготовительные недели. Сначала слепой настойчиво кричит о помиловании и встречает Христа. Потом Закхей лезет на дерево, не оглядываясь, что про него подумают, и это […]
  • Стресс и адаптация к школе 5.3.Адаптация организма к среде обитания. Адаптация и стресс Живой организм представляет собой чрезвычайно сложную систему, которая функционирует как единое целое, приспосабливаясь к постоянно меняющейся внешней среде и изменяя ее в результате своей деятельности. Приспособления, которые выработались в организме в процессе эволюции в от­вет на […]
  • Группы для больных шизофренией Возможно ли больному шизофренией найти работу Не только больные с психиатрическими проблемами, но и все остальные больные в России часто оказываются в состоянии очень сильного удивления. Человек только что испытал шок, встретился с серьёзной болезнью. Ему проведена хирургическая операция, или долгое лечение наконец-то позволило ему собрать […]
  • Центр по заиканию в москве Заикание? Лечение заикания, логоневроза у детей и взрослых новыми методами. ГДЕ МЫ НАХОДИМСЯ ЗАНЯТИЯ ПО SKYPE Полная версия этой передачи - «Азбука здоровья о Центре Коррекции Речи» . hCard головной организации: Санкт-Петербург +7 (903) 960-60-04 Признанные категории организации: Медицинские центры , Научные, научно-производственные […]