Аутизм сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция очень нужная, простая и правильная терапия. Книги о данной методике зачастую сложны. Мы с сыном занимались данной методикой сами. И с помощью специалистов. Эта терапия дала нам значительный эффект и помогла снять многие проблемы.

95% аутистов имеют нарушения обработки сенсорной информации. Слишком остро воспринимают одно и не замечают другое. У моего сына было множество сенсорных нарушение, он не слышал и не понимал речь. Боялся музыкальных игрушек. Не чувствовал боли(не заметил ожог первой степени, игнорировал укусы и травмы). Боялся переворотов, быть вниз головой. Закрывал уши и бил себя по ушам, избегал любых физических нагрузок, был неловок и неуклюж…

СУТЬ сенсорной терапии: окружающая среда представляет нам различный ощущения. Именно эти ощущения, а также наши реакции на них заставляют мозг развиваться! У аутистов что то нарушилось, что то пошло не так, нужно восстановить эти пораженные пути ввода-вывода информации и тогда развитие пойдет более правильным курсом!

ЦЕЛЬ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ снижении или наоборот стимулирование чувствительности ребенка и оказании ему помощи в правильной обработке информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия будет заключаться в ощупывании разных на ощупь предметов.

Почему есть сенсорные проблемы у детей с аутизмом.

-сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не обращает внимания, а на другие реагирует слишком резко и остро.

— плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных: из-за этого развивается гравитационная неуверенность или тактильная гиперчувствительность.

— дает сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям и МОТИВАЦИЮ: из-за этого подавляется интерес к делам, которые обычно считаются «детскими» и полезными.

-в наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. У современных детей сенсорные перегрузки зрения-слух (телевизор, планшет) и сенсорный голод всего остального.

ЧТО СОБСТВЕННО ДЕЛАТЬ: постепенно тренировать то что отстает, воспринимается не правильно, вызывает дискомфорт!

Стимуляционные занятия согласно этой методике проводят 2-3 раза в день, упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей.

Сенсорная интеграция в некоторых случаях может оказаться эффективнее лекарств и системы поощрений и наказаний.

ПОМНИТЕ. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, правильное восприятие необходимо ребенку для успешного обучения. Наша задача снять сенсорные проблемы и предоставить возможности физически развиваться!

Большую часть времени мы развиваем сына именно так. Развивать можно все что угодно. Как угодно. Практически все что окружает ребенка и создано для ребенка можно использовать. Игрушки и упражнения, снаряды и просто движение. Может быть вам кажется что это просто ИГРА. Развлечение. Но именно так РАЗВИВАЮТСЯ дети. Тренируя моторику, баланс, равновесие, всесторонне развивая и закаляя и смеша ребенка вы делаете ему ХОРОШО. Очень полезно прыгать(ликфора), очень полезно быть ловким. Не зря считают что мелкая моторика напрямую связана с речью. Общая моторика очень сильно связана с развитием в целом. Чем больше ребенок находится на воздухе. В дали от ноутбука, планшета, телефона, зацикленных действий, дверок шкафов и любимого Томаса. Тем лучше. Чем разнообразнее ваше сенсорное и вообще развитие. Тем больше шансов!

Есть специальные упражнения, занятия, задания и способы стимулировать и развивать сенсорное и физическое развитие. Сенсорная интеграция стала основной нашего восстановления(вместе с витамино-медовой терапией)и первостепенной нашей задачей. Мы до сих пор уделяем сенсорному развитию много времени и внимания. И видим рузультат. Научились кататься на велосипеде, высоко и далеко прыгаем, нам многое интересно и многое стало получаться!

Наш опыт, фотографии, примеры, упражнения на сенсорную интеграцию подробно описаны в УРОКАХ.

И это не просто ценная информация, четко структурированная и понятная. Это инструкция к тому как начать ту или иную терапию, зачем и что собственно ДЕЛАТЬ!

stopautism.ru

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция (сенсорная интеграционная терапия) — процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела, и т.п.

При возникновении нарушений обработки сенсорных сигналов появляются дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведенческих характеристиках ребенка.

Пример занятия по сенсорной интеграции в центре #НЕМОЛЧИ:

Целью занятий по сенсорной интеграции (СИ) является усиление, балансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Кому нужны занятия по СИ? Если у Вашего ребенка:

  • чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша);
  • избегание занятий с пластилином, рисования пальцами;
  • проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц;
  • неправильный захват карандаша;
  • сверхчувствительность к звукам, к свету;
  • трудности в обучении письму и чтению;
  • трудности с выслушиванием рекомендаций;
  • проблемы с обучением езды на велосипеде;
  • избегание катания на качелях, каруселях или чрезмерное увлечение этими играми;
  • затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов;
  • трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься;
  • низкий порог толерантности к близости другого лица;
  • слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса;
  • слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики);
  • двигательная неуклюжесть;
  • трудности в концентрации, импульсивность;
  • быстрая утомляемость;
  • отказ от социальных контактов;
  • задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении;
  • слабая организация поведения, отсутствие планирования.
  • Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства.

    Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт и позволяют нам взаимодействовать друг с другом, участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации.

    Сенсорные секвенции (комплекс упражнений) создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого пациента. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия:

  • тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела);
  • зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов);
  • обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности);
  • вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности);
  • вкусовое (презентация вкусовых раздражителей);
  • проприочувствительность.
  • Упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов вводят элементы упражнений на крупную моторику, зрительно-моторную координацию, подражание.

    Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, аутизмом. Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях.

    Методы сенсорной интеграции полезно включать в комплекс занятий по любым иным методикам. Недооценить значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя. Через развитие сенсорики мы даём ребёнку механизм познания мира.

    nemolchi-nn.ru

    Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые одинаково важны:

    • чувство движения (вестибулярная система)
    • чувство положения тела (проприоцепция)
    • Эти два чувства работают вместе, посылая сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется. Это называется СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ.

      Что такое сенсорная интеграция?

      Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. Чем правильней работают сенсорные системы, тем больше адекватных ответов. Нервная система при этом работает правильно, что очень важно для нормального развития ребенка.

      Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Каждую секунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить адекватный ответ, то это может привести к проблемам с речью и общим развитием. Не получая понятных сообщений от рук и глаз, ребенок может выполнять различные действия хуже (например плохо режет бумагу, не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику..). Взрослому может показаться, что ребенку просто неинтересно, но неинтересно ему потому, что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения. Нарушение сенсорной интеграции может превратить даже очень простые действия в сложные, а также привести к тому, что ребенок не ощущает позывов «по нужде», что приводит к ношению памперсов долгое время. Некоторые дети не слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке: они слушают речь, но слова как буд-то теряются где-то, проходя сквозь мозг. Другие дети знают, что хотят сказать, однако не справляются с артикуляцией. Слабая интеграция у многих детей является причиной гиперактивности.

      Почему так важна сенсорная интеграция?

      Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо, адекватное поведение.

      Задержка речи у детей может быть результатом нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.

      Сенсорные занятия подбираются на основе диагностики индивидуально для каждого ребенка.

      Рекомендуется сенсорная интеграция для детей с аутизмом и с другими проблемами нарушения обработки информации.

      Как проявляется нарушение сенсорной интеграции у детей?

      1. Тактильная дисфункция:

    • эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;
    • уход в себя, если прикосновение кажется ребенку скребущим и неприятным, ребенок начинает тереть то место к которому прикасались;
    • сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль;
    • раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т.д.;
    • избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами), или наоборот не обращают внимание на грязь на лице;
    • делают больно детям или домашним животным во время игры, не осознавая, что тем больно.
    • 2. Вестибулярная дисфункция:

    • медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении;
    • испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;
    • боятся упасть, даже если такой угрозы нет;
    • пугаются, когда находятся вниз головой.
    • 3. Проприорецептивная дисфункция:

    • умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг;
    • шлепают ногами во время ходьбы;
    • любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы;
    • трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
    • жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки;
    • трудно понимаю расположение тела в пространстве, поэтому они часто подают;
    • трудно поднимаются и спускаются по ступеньками;
    • плохо удерживают позу;
    • не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.
    • Занятие длится 45 минут, проходит индивидуально.

      Стоимость занятия сенсорной интеграцией: 800руб.

      Возраст ребенка для занятий сенсорной интеграцией: от 2 до 7 лет.

      Занятия по сенсорной интеграции в Ростове проводит сертифицированный педагог Полякова Ангелина

      azbuka-rechi.ru

      Аутизм сенсорная интеграция

      Симптомы аутизма: нестандартное обращение с игрушками; неумение налаживать отношение с другими; смех или плач невпопад; гиперактивность или пассивность; слишком большая или маленькая чувствительность к звукам; странная привязанность к объектам; плохая речь или её отсутствие; сложности с изменением привычек; невнимание к опасности.

      Если отставить в сторону моё потрясающее чувство юмора, то если и есть какое-либо психическое расстройство, слишком часто упоминаемое в СМИ – то это ( высокофункциональный ) аутизм. Сценаристы обожают включать в повествование гениальных, социально неприспособленных нёрдов, решающих нерешаемые загадки и заставляющих обычных людей выглядеть нелогичными. Но насколько такой стереотип соответствует действительности? И что такое аутизм, если это не Шелдон Купер? Некоторые считают, что его можно приравнять к возможности » человека дождя » подсчитывать количество спичек в коробке после быстрого взгляда на него, а другие могут решить, что это приводит к отсутствию социальных навыков и к наличию большой коллекции крышек от бутылок. По большей части правда где-то посередине: аутизм – это очень широкое понятие (не зря его называют расстройством аутистического спектра ), и двух одинаковых диагнозов в этой области не бывает. Так давайте посмотрим, что это такое на самом деле, и какое участие тут принимает мозг.

      Расстройство аутистического спектра

      Расстройство аутистического спектра (РАС) – название группы расстройств развития мозга. Это расстройство довольно распространено: оно есть примерно у 1% всех людей (у мужчин оно встречается в 4-7 раз чаще, чем у женщин). Кроме непосредственно аутизма, в это расстройство входят синдром Аспергера , известный как более щадящая и высокофункциональная версия аутизма, и проникающее расстройство развития (нечто вроде промежуточного состояния между Аспергером и аутизмом). Все эти состояния характеризуются нарушением навыков социализации и общения и повторяющимся/структурированным поведением и привязанностями. Тяжесть определённых нарушений определяет, где на спектре находится человек. Кто-то может молчать и часами оставаться полностью погружённым в некую повторяющуюся деятельность, кто-то может без перерыва рассказывать о своих интересах, не воспринимая намёков на остановку рассказа и не понимая иронии или сарказма.

      Мозг с аутизмом довольно сильно отличается от «нейротипичного» во многих аспектах. Во-первых, у детей с РАС мозг больше ( 1 , 2 , 3 ). Одна из возможных причин – большее количество белого вещества по сравнению с людьми без аутизма. В период между 6 и 14 месяцами дети обычно проходят через фазу быстрого роста синапсов (связей между нервными клетками), за которой следует процесс «чистки», когда ненужные связи устраняются. Считается, что у детей с РАС эта чистка идёт неправильно, и у них остаётся необычно большое количество синапсов, мешающих нормальному распространению информации. В одном исследовании изучался мозг детей-аутистов разного возраста (умерших при разных обстоятельствах). Оказалось, что на последних этапах детства количество синапсов в их мозге упало всего на 16%, в отличие от контрольных случаев, в которых это количество уменьшилось вдвое . Они также обнаружили и возможную причину этого: повреждение протеина, который в нормальных условиях должен помогать клеткам, как бы резко это ни звучало, уничтожать некоторые свои части (аутофагия). В результате в мозге сохранялись лишние синапсы, а его клетки были забиты старыми и повреждёнными частями, от которых невозможно было избавиться. Учёные смогли восстановить аутофагию и чистку, и обратить вспять аутистическое поведение у мышей, снабдив их лекарством, восстанавливающим функционирование этого протеина.

      Маленькие белые пупырышки (дендритные шипики) – это места присоединения связей нейрона. Слева – их слишком много. Справа – протеин аутофагии работает, и количество шипиков уменьшается до нормального.

      Верхний ряд: более слабые связи у пациентов с РАС по сравнению со здоровыми людьми.

      Нижний ряд: те связи, что у людей с РАС более сильные.

      Красная линия – путь взгляда у людей с (правая колонка) и без (левая) аутизма.

      Обычно детям-аутистам сложнее понять, что Салли сначала будет искать шарик в корзинке, куда она его сначала положила

      Секундочку… Ведь в науке довольно много людей с расстройствами из аутистического спектра. Это ведь значит… Что аутизм приводит к появлению вакцин!

      sites.google.com

      В данном материале представлен опыт работы по сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра. Разработки упражнений для развития сенсорных эталонов.

      Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 46 Калининского района г. Санкт – Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия»

      «Сенсорная интеграция детей с расстройством аутистического спектра в учебном процессе»

      Разработчик: Учитель: Пыринец Людмила Владимировна.

      Глава 1. Сенсорная интеграция и её дисфункция .

      1.2.Зарубежный опыт работы по сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра…………………………………………… стр.6

      1.3. Российский опыт работы по сенсорной интеграции……………. стр.7-8

      Глава 2. Сенсорная интеграция.

      2.1. Характеристика сенсорных систем………………………………………. стр. 9-12

      2.2. Симптомы нарушения сенсорной интеграции……………………… стр. 13

      3.1. Сенсорная интеграция детей с расстройством аутистического спектра в учебном процессе…………………………………………………………………………… стр. 14-19

      3.2. Анализ результатов работы по сенсорной интеграции……….. стр. 21-22

      Глава 1. Сенсорная интеграция и её дисфункция.

      Актуальность выбора методической темы «Сенсорная интеграция детей с РАС в образовательном процессе» обусловлена, прежде всего, тем, что в специальной литературе не достаточно освещена тема помощи детям с нарушением обработки и интеграции сенсорных сигналов. А между тем нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.

      Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь Д. Вильямс. В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств. Люди с дисфункцией сенсорной интеграции имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют их широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

      Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:

      1. ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;

      2. ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.

      В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д. С целью избегания дискомфортных впечатлений ребёнок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных отрешённость или активных сопротивление защит от внешнего вмешательства и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится. Например, ребёнок избегает зрительного контакта, боится большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, отказывается от ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др. Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления. Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция — в виде сенсорных защит, гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции.

      Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Причём каждая сенсорная система может быть поражена различно, например, ребенок может иметь гипочувствительность к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствительность к слуховым, тактильным стимулам. Основой диагностики дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса его ближайшего окружения. Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.

      Целью нашей работы является обогащение чувственного опыта детей, создание связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, продуктивной деятельности с песком, сыпучими, природными материалами, знакомство со свойствами предметов, снижение двигательного беспокойства.

      Цель – решение задач сенсорной интеграции детей подготовительного класса в условиях образовательного процесса.

      Были поставлены следующие задачи:

      1. Развивать осознание ребенком положение собственного тела в пространстве

      2. развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт

      3. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику детей

      4. повышать уровень знаний родителей о сенсорном воспитании

      1.2. Зарубежный опыт работы по сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра

      В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР активно используется метод сенсорной интеграции. Этот метод был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес Jean Ayres, 1923-1988 г, и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он также нашёл своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, гиперактивность; в лечении неврологических и дементных взрослых больных. После смерти д-ра Ayres в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты. Методы оценки и вмешательства были разработаны, чтобы помочь семьям и педагогам в исправлении и учете недостатков органов чувств. Сфера сенсорной интеграции — это прежде всего лечебный метод, используемый трудотерапевтами, однако он может эффективно применяться и с другими дисциплинами — такими, как логопедия, а также на занятиях в классе. Однако не прошедшие специальной подготовки родители и педагоги не должны стимулировать органы чувств без предварительной консультации со специалистами по данному методу.

      Дети, страдающие аутизмом, часто испытывают трудности с чувствами. Они могут быть слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства. Терапия сенсорной интеграции, проводимая обычно специалистами по трудотерапии, физиотерапевтами или логопедами, фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов. Сенсорная интеграция занимается, как можно догадаться, проблемами связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Также над этой проблемой работали последователи Джин Айрес, такие как: У. Кислинг, Хейди М. Сандерс и многие другие, они разрабатывали новые и усовершенствовали уже известные методы помощи при сенсорных нарушениях.

      1.3. Российский опыт работы по сенсорной интеграции.

      В России проблема сенсорной интеграции детей с нарушением аутистического спектра стала изучаться сравнительно недавно. Многие специалисты в области коррекционной работы с детьми опирались в основном на зарубежную литературу, посвященную этой проблеме. Сейчас, у нас в стране проводится много семинаров, направленных на изучение данной проблемы и подготовку специалистов для работы с детьми с РДА. Во многих коррекционных учреждениях открываются сенсорные комнаты и сенсорные уголки, направленные на реализацию методов сенсорной интеграции. Сенсорная комната представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с ТМНР, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. Каждая сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

      Также упражнения для преодоления сенсорных нарушений проводятся непосредственно во время уроков. К сожалению, в нашей стране ещё очень мало лицензированных специалистов, эрготерапевтов работающих над проблемой помощи в сенсорной интеграции детям с расстройством аутистического спектра.

      В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде, на машине). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения — слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор, компьютер. Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

      2.1. Характеристика сенсорных систем.

      Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: очень высокая (ОВЧ) и очень низкая чувствительность (ОНЧ). Тем не менее, важно помнить, что отличия, проблемы некоторых людей могут включать и очень высокую и очень низкую сенсорную чувствительность одновременно. Итак, рассмотрим отдельно каждую область сенсорной системы, а также узнаем, какого рода дисфункции испытывает человек с аутизмом в каждой из этих систем.

      Баланс (вестибулярная система)

      Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:

      — потребность раскачиваться, качаться, вращаться, бег и «мотание» туда-сюда без определённой направленности.

      — проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте

      — проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения

      — укачивание в машине, самолёте.

      — проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле

      Ощущение собственного тела (проприоцептивная система).

      Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:

      — чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства

      — проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий; «натыкается» на мебель, не может достаточно опустить голову, чтобы избежать удара о ветку дерева и т.д.

      — часто сталкивается с другими людьми.

      — проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков)

      — двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то, несодружественное движение руками при ходьбе.

      Запах (обонятельная система)

      Мы ощущаем запах при помощи химических рецепторов в носу, которые сообщают о запахах в нашем окружении. Запах – это чувство, которым часто пренебрегают, и про которое часто забывают. Тем не менее, это первое чувство, на которое мы полагаемся. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

      — некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь

      — некоторые люди могут лизать вещи

      — повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи

      — проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом

      — неприязнь к животным и людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.

      Зрение (зрительная система)

      Расположенное на сетчатке наших глаз и реагирующее на свет, наше зрение помогает нам различать предметы, людей, цвета, контраст и расположение в пространстве. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:

      — могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и очертания предметов

      — некоторые могут концентрироваться на периферическом зрении, потому что зрение в центре кажется размытым; другие говорят, что предметы в центре зрения выглядят преувеличенными, а предметы на периферии – размытыми

      — проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть

      — случаи искаженного зрительного восприятия, кажется, что предметы и яркий свет «скачут» вокруг, «режут» глаза.

      — фрагментация зрительных образов вследствие слишком большого количества источников

      — фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом

      Слух (слуховая система)

      Расположенная во внутреннем ухе, эта система информирует нас о звуках в окружающем мире. Это наиболее широко известный аспект сенсорных нарушений. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:

      — только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит

      — человек не распознает определенные звуки

      — наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами

      — громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные

      — неспособность «отключаться» от окружающего шума – трудности с концентрацией

      — у некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии

      Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.

      Прикосновение (тактильная система)

      Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно).

      Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

      — сильно сжимает других людей

      — очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру, боль

      — практикует самоповреждения (аутоагрессия)

      — получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи

      — прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми

      — не любит надевать что-либо на руки или стопы

      — проблемы с расчесыванием и мытьем головы

      — предпочитает строго определенные виды одежды или ткани

      Вкус (вкусовая система)

      С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:

      — любит очень острую еду

      — ест буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту и т.п.

      — некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые

      — определенная структура еды вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются, есть только совсем мягкую еду, например, картофельное пюре или мороженое

      2.2. Симптомы нарушения сенсорной интеграции.

      1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша) ; избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с пониманием и выполнением инструкций; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.

      2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности

      3. Расстройства мышечного тонуса

      4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)

      5. Двигательная неуклюжесть

      6. Трудности в концентрации, импульсивность

      7. Быстрая утомляемость

      8. Отказ от социальных контактов

      9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении

      10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования

      Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.

      Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в коррекционных школах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает.

      Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

      3.1. Сенсорная интеграция детей с расстройством аутистического спектра в учебном процессе.

      В нашем опыте представлена система работы, помогающая развивать сенсорную сферу ребенка на учебных занятиях.

      На базе нашей школы открыта сенсорная комната, в которой представлено оборудование, направленное на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.

      Если у ребёнка отмечается трудности с распознаванием тактильной информации, то в школе могут возникнуть проблемы в продуктивной деятельности. Эти дети не любят рисовать, боятся брать в руки пластилин, неловко действуют с ножницами. В связи с этим могут возникнуть проблемы с поведением, так как такой ребенок может отвечать на взаимодействие с другими детьми — агрессивно.

      Практика показывает, что нарушения в эмоционально-волевой сфере и поведении также часто оказываются, связаны с пониженной или повышенной кожной чувствительностью.

      Таким детям свойственна:

      — трудно принимать даже малейшие изменения, долгая адаптация

      — не переносит прикосновений, не смотрит в глаза

      — сложности в общении, предпочитает играть один и т. д.

      Свою работу по сенсорной интеграции у детей мы осуществляли по нескольким направлениям, а именно:

      1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.

      2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

      3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде.

      4. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

      5. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

    • Нами было апробировано включение сенсорного компонента в структуру комплексной деятельности детей. Благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы с детьми мы достигли высокий уровень в работе по сенсорному воспитанию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Как известно, внимание детей раннего возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому нами был сделан акцент на игровую форму деятельности. Именно игра с движением, элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности стала для детей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Главным приоритетом является деятельность детей, которая направлена на изучение и обследование окружающего мира.

    Нами были усовершенствованы многие игровые и сенсорные материалы в классе; дополнены мелким игровым материалом наборы для экспериментирования с водой, емкости разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания предметов;

  • вкладыши с основными формами; рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов;
  • ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел;
  • сенсомоторные коврики с различными деталями шнуровки;
  • разработаны и изготовлены различные пособия для развития математических представлений, восприятия цвета, формы, количественных представлений;
  • разработаны пособия на развитие тактильной сферы, развитие мелкой моторики;
  • созданы различные материалы для расширения представлений об окружающем мире;
  • изготовлены пособия для развития речи, составления слов из разрезной азбуки, слоговое лото;
  • использование различных утяжелителей для рук, ног, плечевого пояса;
  • Все эти игры и пособия направлены на развитие сенсорных систем ребенка, имеющего нарушения сенсорной интеграции. Взаимодействуя вместе с педагогом, ребенок выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную, слуховую чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

    Игры и пособия для вестибулярной системы:

    У ребенка улучшается координация движений, стимулируется вестибулярный аппарат, повышается концентрация внимания, уменьшается двигательное беспокойство. Занятие можно проводить как во время нахождения ребенка на мяче, так и после.

    Посадите ребенка к себе на колени и поиграйте в «лошадок». После нескольких минут игры можно начинать занятие с ребенком. Эта игра так же направлена на стимулирование вестибулярного аппарата и на повышение концентрации внимания, а кроме того повысит эмоциональный фон ребенка.

    1.Необходимо разделять активную деятельность на маленькие шаги, использовать визуальные подсказки, поощрения.

    Игры и пособия для проприоцептивной системы:

    1. «Резиновые коврики».

    Мягкими надавливающими движениями руками ребенка проводится легкий массаж ладоней. Так же скользящими движениями руки по коврику проводится стимуляция поверхности ладоней.

    2. «Резиновые мячики».

    Используются мячики с различными поверхностями: гладкие, мягкие, шершавые, игольчатые, с присосками и т.д. Мячики можно аккуратно раскатывать между ладоней, по столу, вылавливать из воды.

    3. «Утяжелители» для рук, ног, плечевого отдела.

    Одеваются на ребенка на короткое время, на 10-15 минут, во время занятий.

    4. «Пластиковые бутылки» с различными наполнителями, для переноски ребенком с места на место.

    5. «Прищепки». Помимо воздействия на проприоцептивную систему используются для стимулирования тактильной и зрительной систем.

    1. «Шнуровки» различных видов.

    4. «Сенсорные дорожки» с различной структурой материалов.

    6. «Собери бусы» и т.д., подойдут все занятия для развития мелкой моторики.

    Все эти игры и материалы используются для регулирования мышечного тонуса, стимуляции проприоцептивной системы, позволяют ребенку лучше контролировать свои части тела, улучшить общую и мелкую моторику, улучшить координацию движений, способствуют повышению концентрации внимания.

    Игры и пособия для зрительной системы:

    1. «Цветная мозаика»

    2. «Разноцветные шнуровки»

    3. «Разноцветные прищепки»

    4. «Цветные кубики»

    5. « Забавные зверята»

    6. «Подбери по цвету»

    7. «Подбери по форме»

    8. «Звериный огород»

    9. «Волшебные тарелочки»

    9. «Найди гараж» и т.д.

    1. Проводить занятия в отдельно отведённом уголке, за ширмой. Избегать излишней зрительной стимуляции, яркого света. Не предъявлять ребенку сразу много предметов, задание давать дозированно.

    Все эти игры и материалы используются для улучшения зрительного восприятия свойств и качеств предметов, цвета, формы, размера. Развивают зрительно-моторную координацию глаз-рука, глаз-нога. Значительно улучшают пространственные представления, осознание себя в пространстве и окружающем мире.

    Игры и пособия для тактильной системы:

    1. «Утяжелители для рук»
    2. «Утяжелители для ног»
    3. «Утяжелитель для плечевого отдела»
    4. «Массажные коврики»
    5. «Игольчатые мячики»
    6. «Жёсткие и мягкие мочалки»
    7. «Сенсорные дорожки»
    8. «Мозаика»
    9. «Прищепки»
    10. «Шнуровки»
    11. «Застёжки»
    12. «Водяной бассейн» с различными предметами
    13. «Лото»
    14. «Вкладыши»
    15. Крупа, горох, фасоль.
    16. «Волшебный мешочек» и т.д.

    При высокой сенсорной чувствительности:

    1. «Мягкие мочалки»

    2. «Сенсорные дорожки»

    3. «Водяной бассейн»

    4. «Мягкие кисточки»

    Необходимо всегда предупреждать ребёнка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди, постепенно, аккуратно познакомьте ребёнка с различной текстурой материалов.

    Все эти игры и материалы используются для регулирования тактильной чувствительности ребенка и способствуют улучшению координации движений, лучшему осознанию собственного тела в пространстве, значительному развитию мелкой и крупной моторики, пониманию свойств и качеств предметов, осознанию себя в окружающем мире.

    Игры и пособия для слуховой системы:

    При низкой сенсорной чувствительности:

    1. Разговаривайте с ребенком тихо, не повышая голос.

    2. Старайтесь уменьшить внешние звуки (закрыть окно, дверь)

    3. Используйте только тихую музыку

    4. Создайте ребенку специальное место, для занятий отгородив его, например, ширмой.

    5. Можно использовать беруши, наушники при попадании в шумные места.

    6. Использование визуальных подсказок при перемещении.

    1. Использование визуальных подсказок.

    2. Использование карточек.

    3. Использование ритмических, музыкальных произведений в сопровождении движений.

    4. Пропевание логоритмических цепочек.

    5. Имитация звуков окружающего мира.

    6. Занятия на соотнесение слова с изображением.

    7. Выполнение словесных инструкций и т.д.

    Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Причём каждая сенсорная система может быть поражена различно, например, ребенок может иметь гипочувствительность к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствительность к слуховым, тактильным стимулам. Основой диагностики дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, и с помощью опроса его ближайшего окружения. Дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами. Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами :

    Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он реализуется в двух глобальных направлениях.

    1. Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними адаптация среды с учётом потребностей ребёнка с дисфункцией сенсорной интеграции.

    2. Развитие способов полисенсорного восприятия предполагают, во-первых, совершенствование отдельных перцептивных умений зрительных, слуховых, тактильных и др. во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений синтез информации, поступающих от различных органов чувств.

    Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно:

    3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде, играх с водой.

    4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.

    5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

    6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

    7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.

    3.2. Анализ результатов работы по сенсорной интеграции.

    Для анализа результатов работы по сенсорной интеграции детей подготовительного класса, нами было проведено тестирование развития сенсорной сферы детей до начала работы по сенсорному воспитанию и после. . Для проведения тестирования были разработаны критерии оценки развития сенсорной сферы детей и подобраны тестовые задания.

    Уровень сформированности сенсорных процессов оценивается в баллах:

    sites.google.com

    Это интересно:

    • Психические расстройства и весь организм Психические расстройства – влияние цвета Далеко не секрет, что цвет может вызвать психические расстройства человека. Мы не зря выбираем определённые цвета в спальню, столовую, кухню. Также, цветовая гамма широко используется нами в одежде. Так как же влияют цвета на наше восприятие и какие ассоциации они способны вызывать. Для начал разберёмся, […]
    • Аутизм у взрослого Признаки и лечение аутизма у взрослых Аутизм у взрослых считается большой проблемой, избавиться от которой не так уж и просто, потому как подобную болезнь нельзя вылечить полностью. Существует множество причин, по которым может возникать аутизм, и большинство из них наблюдаются еще во время беременности. Если наблюдаются проблемы с беременностью […]
    • Неврозы и как с ними бороться Неврозы: нет здоровых – есть недовыявленные Михаил Ефимович Литвак - известный психотерапевт, член-корреспондент Российской академии естественных наук, кандидат медицинских наук, психотерапевт европейского реестра. Научные интересы - современные методы психоаналитической терапии. - Что такое невроз и почему он возникает? - Невроз - это […]
    • Стресс код мкб Что такое ангиопатия сетчатки глаза, и какой код болезни по мкб 10, Ангиопатия – это изменения в состоянии сосудов сетчатки глаз, которое может привести к развитию дистрофических изменений (дистрофия сетчатки), близорукости, атрофии глазного нерва и т. д. Ангиопатия сосудов сетчатки – это не заболевание и офтальмологи часто акцентируют на этом […]
    • Как похудеть при стрессе Потеря веса и нервные переживания: как справиться с критическим похудением Любая травмирующая ситуация сказывается на работе организма. Страдает желудок, могут выпадать волосы, ухудшается общее самочувствие. Одно из последствий стресса – проблема с весом. Причем некоторые страдают от набора излишних килограммов, а других настигает потеря аппетита […]
    • Сердечные неврозы лечение Невроз сердца - симптомы и лечение Неврозы сердца, или функционально-нервные заболевания сердца, являются частым проявлением общих невротических состояний. В англо-американской медицине это заболевание известно как "нейроциркуляторная астения". Невроз сердца развивается в результате нарушений высшей нервной деятельности, особенно протекающих с […]
    • Стресс у мужа при беременности Стресс при беременности и как с ним справиться Стресс сильно угнетает иммунную систему человека. Будучи в стрессовом состоянии человек чаще всего страдает от инфекций, чего крайне нежелательно допускать беременным. К сожалению, стресс при беременности обычное явление. Всё зависит от степени угнетения. Если стрессовое состояние носит неглубокий […]
    • Чего выпить от стресса Препарат Корвалол при боли в сердце: как пить и когда лучше вызвать скорую Для снятия сердечной боли, которая возникает при чрезмерном действии психотравмирующего фактора или нарушении гормональной регуляции организма, бессоннице, назначается такой препарат, как Корвалол. Его используют для комплексного лечения гипертонической болезни, […]