Занятие с ребенком синдром дауна

Конспект индивидуального занятия по социальному развитию (для ребенка с синдромом Дауна с выраженной мышечной гипотонией)

Конспект индивидуального занятия по социальному развитию (для ребенка с синдромом Дауна с выраженной мышечной гипотонией)

Тема «Где же наши ручки».

1 «Программа воспитания и обучения детей в домах ребенка».

2. «Каролина» авт. Ненси М. Джонсон-Мартин

Сюзен М. Аттермиер

Бонни Дж. Хаккер

1. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Е. А. Янушко

2. «Игры-забавы для вашего малыша» И. В. Фурсова, О. И. Костенко

3. «Оригинальные пальчиковые игры» Н. Рымчук

Цель занятия: Формировать у ребенка понимания, что руки – это часть его собственного тела.

1. Развитие эмоциональной сферы.

2. Развитие тактильных ощущений,

3. Развитие соотносящих и хватательных движений рук.

4. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

5. Учить вынимать и вкладывать предмет в коробку.

6. Учить детей подражать движениям взрослого.

7. Привлечь внимание ребенка к звучанию музыки, вызвать ответную реакцию.

Материалы: Платок, емкость с манной крупой, поролоновые мячики или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке, «колючие» мячики, пластмассовые бигуди диаметром 2—2,5 см.

Предлагаю ребенку повторить следующие движения:

— Давайте спрячем наши ручки —вот так! (прячут руки за спину.)

— Где же наши ручки? А вот они, ручки! (показывают руки.)

— Снова ручки спрятались. прячут руки под стол (если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)

—Где же наши ручки? А вот они! (показывают руки.)

Таким же образом прячем руки под платок.

Если ребенок затрудняется выполнять самостоятельно, делаю движения его руками сама.

«Спрячь в ладошке»

Перед ребенком стоит емкость наполненная манной крупой. В крупе спрятаны поролоновые и «колючие» мячики.

Предложить ребенку опустить ручки в крупу, (посыпать, пошлепать ладошками, порисовать пальчиками)

После того как ребенок достанет мячи поиграть с ними:

— Этот мяч как снег липучий. Спрячь их так, чтобы никто их не увидел и не нашел — зажми покрепче в ладошке!

— Этот мяч, как еж колючий…

Покатать мячи по столу.

Попросить ребенка поднять руки, растопырив пальчики. Надеть малышам на пальчики разноцветные бигуди, а затем предложите им снять их второй рукой:

«Давайте нарядим наши пальчики в разноцветные одежки — вот так!»

Также можно надеть малышам трикотажные перчатки («пальчики спрятались», «пальчики в домиках», а затем попросить самостоятельно снять их.

В конце занятия включить запись с песенкой «Ладушки». Прослушать песенку. А затем вместе с ребенком выполнять движения согласно текста песенки.

(Если ребенок затрудняется выполнять самостоятельно, делаю движения его руками сама.)

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Шашковй Елены Николаевны № Возрастная.

www.maam.ru

Часть 5. Развитие детей с синдромом Дауна

Развитие детей с синдромом Дауна

• социальное развитие – навыки общения;

• самообслуживание – навыки кормления, одевания, раздевания и гигиены тела;

Кричит или произносит слабые звуки перед приемом пищи. «Воркует», когда с ним разговаривают. Голосом выражает свои эмоции.

Радуется, когда взрослый берет на руки. Узнает близких. По-разному реагирует на посторонних и знакомых людей.

Узнает знакомого взрослого и тянется к нему. Громко хохочет, когда его щекочут. Улыбается, когда взрослый строит ему рожицы. Пытается привлечь внимание взрослого, протягивая к нему руки. Играет в прятки («ку-ку»). Может повторять слова «ма-ма», «да-да». Любит ронять игрушки, чтобы взрослый их поднимал. Плачет, когда отбирают игрушку.

Хнычет или плачет, когда его ругают. Сопротивляется, когда взрослый или другой ребенок пытаются у него отобрать игрушку. По просьбе мамы протягивает игрушки. Проявляет любовь к маме, обнимая ее. Показывает на предмет, который хочет взять. Хлопает в ладоши, когда просят.

Подражает выражению лица взрослого. Вслед за взрослым пытается повторять слова. Умеет показывать жест «пока-пока», хлопать в ладоши. Качает головой в знак отрицания. По просьбе целует взрослого.

Помогает убирать игрушки. Выполняет простые просьбы: относит чашку на кухню, протягивает названный предмет. Обычно делится игрушками или другими вещами.

Приносит книгу, чтобы ему почитали. Просит помочь, если не справляется.

Иногда говорит «нет», когда взрослые активно навязывают свое общение. Однако не все дети в этом возрасте могут сказать «нет» и подчиняются требованиям взрослых.

Играет с другими детьми.

Сочувствует плачущему ребенку, старается помочь ему и утешить. Выражает жалобы словами. Здоровается: говорит «привет» или что-то подобное.

Развитие навыков самообслуживания

Умеет сосать и глотать.

Позволяет одевать себя без отрицательной реакции: не плачет, не капризничает, не сопротивляется.

Держит, кусает и жует печенье. Пьет жидкость и чашки, которую держит взрослый.

Берет руками пищу, тянет ее в рот. Пытается взять пищу ложкой.

Высоко поднимает руки, чтобы помочь маме одеть себя. По просьбе снимает шапку, варежки. Самостоятельно пьет из чашки.

Подносит ложку ко рту, немного проливая. Может снять носки. Самостоятельно снимает туфли. Пытается мыть лицо и руки.

Ест с ложки, немного проливая. Выполняет просьбы взрослых: идет в другую комнату и приносит названный предмет, например, ложку или чашку и т.п.

Моет руки под краном. Учится вытирать руки полотенцем. Размешивает сахар в чашке. Снимает расстегнутую куртку.

Пьет через соломинку. Ест с ложки, все еще проливая. Самостоятельно вытирает руки. Жестами или словами показывает, что хочет на горшок. Остается сухим, если садится на горшок через каждые 2-3 часа.

Ест с вилки, но пачкается. Снимает штаны, когда идет в туалет. Моет руки. Самостоятельно садится на горшок. Расстегивает большие пуговицы, липучки, молнии. Надевает куртку, брюки, но не застегивает.

Развитие крупной моторики

Лежа на спине, попеременно болтает ножками и ручками. Поворачивает голову набок. Поднимает голову минимум на 45 мм. от поверхности и удерживает ее 10 секунд. Опирается на оба предплечья и удерживает голову в течение минуты.

Лежа ни спине, играет со своими ножками. Активно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, поднимает голову и опирается на вытянутые руки. В положении сидя держит голову прямо, а наклоняясь в сторону, хорошо удерживает голову.

Держась за пальцы, подтягивается вверх из положения сидя и прилагает собственные силы. Может самостоятельно просидеть в течение 5 секунд, опираясь на руки вперед. Начинает ползать, может сидеть самостоятельно в течение минуты.

Раскачивается, стоя на четвереньках. Садится из положения лежа на животе, сгибая ножки и поворачивая туловище. Ползает на четвереньках. Может самостоятельно стоять, делает несколько шагов вперед, если поддерживают за руки. Ходит приставным шагом, держась за мебель. Идет вперед, держась за руку взрослого.

Самостоятельно ходит. Стоя, бросает мяч. Самостоятельно встает с пола.

Поднимается и спускается по лестнице высотой в три ступеньки приставным шагом, держась за перила или за руку взрослого. Ходит боком. Бегает неловко. Нагибается и поднимает предмет с пола без опоры. Делает три шага назад.

Бьет ногой по мячу, не придерживаясь рукой за опору. Делает три шага на носочках. Прыгает на месте.

Может простоять 3 секунды на одной ноге (может опираться одной рукой на опору). Когда прыгает, отрывает обе ноги и опускается на всю стопу. Пинает мяч ногой. Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.

Делает пять шагов на носочках. Может подпрыгнуть один раз на месте и не падает. Самостоятельно садится на маленький стульчик и встает.

Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Стоит на одной ноге и удерживает равновесие. Поднимается по лестнице попеременным, или взрослым шагом, становясь одной ногой на ступеньку. Хорошо бегает. Бросает мяч вперед.

Развитие мелкой моторики

Сжимает и разжимает кулачки. Лежа на спине, подносит ручки ко рту. Рассматривает ручки, играет пальцами. На короткое время схватывает погремушку и отпускает ее.

Тянется одной или обеими ручками к предмету, хватает его. Непродолжительное время трясет погремушкой, вложенной в руку. Сводит ручки по вредней линии, рассматривает их. Тянет предметы в рот.

Перекладывает предмет из руки в руку. Берет предмет обеими руками. Хлопает в ладоши.

Захватывает мелкие предметы кончиками пальцев. Держит в руках предмет, рассматривает его. Бросает предметы в коробку или банку.

Хватает мелкие предметы (крошки печенья, сахар, изюм) вытянутым указательным и большим пальцами (пинцетный захват). Катает машинку на колесиках. Разъединяет предметы, вынимает колышки из доски с отверстиями. Держит карандаш, рисует каракули. Переворачивает страницы в книге.

Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны. Ставит кубик ни кубик. Надевает кольца на стержень пирамидки. Вставляет шнур в отверстие шарика.

Удерживает три кубика руками, ставит три кубика друг на друга. Рисует горизонтальные и вертикальные линии. Разворачивает завернутый предмет. Переворачивает по одной странице книги.

Надевает два-три шарика на шнурок. Строит башню из пяти кубиков и более. Ловит катящийся мяч. Опускает мелкие предметы в банку с отверстиями. Рисует карандашом круги на бумаге.

Складывает бумагу пополам после показа. Рисует плоскую спираль. Может резать бумагу ножницами, но делает это неловко. Переливает жидкость из одной емкости в другую.

Открывает завинчивающиеся крышки. Обводит (неровно) карандашом по контуру квадрат, круг. Рисует крест по образцу. Раскатывает пластилин.

Следит взглядом за движением предмета. Фиксирует (останавливает) взгляд на окружающих предметах. Узнает знакомого человека.

Реагирует на исчезновение лица: удивляется или недоумевает, когда взрослый закрывает лицо ладонями (игра «ку-ку»). Проявляет желание получить что-либо (поворачивает голову к интересующему его предмету).

Следит за падающим со стола предметом. Внимательно смотрит на свое отражение в зеркале. Стучит по предметам, ощупывает их и тянет в рот.

Играет в прятки («ку-ку»). Достает предметы и коробки. Смотрит на предмет, который показывает взрослый. Находит игрушку, спрятанную под чашкой или стаканом.

Подтягивает за шнур игрушку. Вкладывает маленький стаканчик в большой. Ударяет двумя кубиками по столу. Пытается «рисовать».

Показывает на интересующий его предмет пальцем (указательный жест). Находит спрятанный на его глазах предмет под одним из стаканчиков. Понимает назначение предметов домашнего обихода. Показывает на кукле три-пять частей тела.

Вытряхивает мелкий предмет из бутылки. Показывает по просьбе двух человек и близкого окружения. Узнает пять-шесть предметов окружающей обстановки или показывает их на картинках в книге (по просьбе). Вставляет квадрат, круг в соответствующие прорези.

Вставляет в прорези квадрат, треугольник, круг. Понимает, кому принадлежат предметы, говорит «мое», « мне». По просьбе находит и показывает две-три картинки. «Разговаривает» с игрушками, когда играет с ними.

Строит поезд из кубиков. Среди картинок лото находит одну «такую же картинку», которую просит взрослый. Выполняет сложные просьбы типа «Возьми куклу, покорми ее и уложи спать». Понимает значение предлогов «на», «под».

Сортирует предметы по двум цветам (красный, синий), раскладывает их в разные коробочки. Знает назначение многих предметов (одежды, пищи). Показывает части тела, к которым прикасается (при этом может закрывать глаза). По просьбе дает «один» и «много» предметов.

Узнает голос мамы. Реагирует на голос улыбкой. Воспринимает интонацию Издает звуки, когда с ним разговаривают. Перед кормлением становится более активным, начинает гулить.

Улыбается, если взрослый строит смешную рожицу. Тянется к знакомому человеку. Громко смеется, когда щекочут. Пытается привлечь внимание взрослых, активнее лепечет, протягивает руки.

Реагирует на похвалу и запрет, понимает значение слов «нельзя», «молодец». Понимает значение простых просьб типа «Иди ко мне».

На вопрос взрослого «Где…?» отыскивает взглядом хорошо знакомую игрушку, с которой перед этим играл. Понимает, когда с ним прощаются (жест «пока-пока»). Подражает шумам окружающей среды. Произносит осмысленно слова «мама», «баба».

Подпевает детские песенки. Выражает желание словами («дать», «ам-ам»). Называет знакомые предметы в ответ на вопрос.

Повторяет вслед за взрослым знакомое слово. Использует в речи слова-отрицания «нет», «ни-ни». Говорит первые предложения из двух слов на «детском» языке, например, «Би-би, ту-ту!», «Мама, ом!»

Называет свое имя. Повторяет за взрослым простые предложения из трех-четырех слов. Говорит простыми и сложными предложениями, но может неправильно произносить звуки, например, смягчает твердые согласные (там – тям, нету – нетю, гай – тяй и др.).

Повторяет за взрослым короткие стихи из двух-трех строчек. Говорит трех-, четырехсловными предложениями и более. Строит сложноподчиненные предложения («Когда мы пойдем гулять, я возьму машинку!»).

Факторы, затрудняющие обучение

1) отставание в моторном развитии: тонкой и общей моторики;

2) возможные проблемы со слухом и зрением;

3) проблемы с развитием речи;

4) слабая кратковременная слуховая память;

5) более короткий период концентрации;

6) трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;

7) трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;

8) трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);

9) трудности с выполнением невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.);

10) повышенная утомляемость и неустойчивость внимания.

Игры и занятия с детьми с синдромом Дауна

Многое для ребенка можно купить еще до его рождения, чтобы самое необходимое было готово к моменту его рождения.

С момента рождения ребенка очень важно общение с ним, уход и занятия. Дети с синдромом Дауна развиваются по-разному. Они могут развиваться практически как обычные дети, в то же время они могут отставать в развитии. Занятия с детьми с синдромом Дауна играют большую роль, но не дают гарантии того, что развитие таких детей будет прогрессировать и не остановится. Их развитие может остановиться в любом возрасте.

Наряду с играми и занятиями для детей с синдромом Дауна рекомендуется медикаментозная общеукрепляющая терапия: витамины (витамины группы В, элькар и др.), ноотропные препараты (аминолон, церебролизин, пирацетам и др.), аминокислоты, липиды и др.

Узнать информацию о занятиях с детьми с синдромом Дауна можно в специальной литературе, на сайтах организаций, занимающихся с детьми с синдромом Дауна, а также на специализированных сайтах, посвященных проблеме синдрома Дауна и людям-инвалидам.

1) сурдопедагогика, изучающая процессы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;

2) тифлопедагогика, изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;

3) олигофренопедагогика, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей;

4) логопедия, изучающая проблемы изучения и исправления недостатков речи.

Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи с произношением звуков и правильностью построения грамматических конструкций.

Общие черты отставания в развитии речи детей с синдромом Дауна:

— меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

— пробелы в освоении грамматических конструкций;

— способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

— трудности в понимании заданий.

Наиболее известна методика обучения детей с синдромом Дауна речи – методика Ромены Августовой, которая изложена в ее книге «Говори! Ты это можешь».

Дефектология включает также проблемы обучения и воспитания детей со сложными дефектами: слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.

Помимо основных направлений дефектологии существуют другие программы и методики реабилитации детей с синдромом Дауна, которые разрабатываются специализированными центрами.

«Маленькие ступеньки» ассоциации «Даун Синдром»

Подробнее познакомиться с этими таблицами можно на сайте Благотворительный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития «VITA» в рубрике «Ступеньки абилитации» – «Методики абилитации» (http://www.gold-child.ru/stupenki/238/).

Программы помощи «Даунсайд Ап»

В Центре действуют следующие программы:

— группы поддерживающего обучения;

— индивидуальные занятия-консультации в центре:

• индивидуальные занятия-консультации по развитию двигательной сферы;

• индивидуальные занятия-консультации по развитию социально-эмоциональной сферы;

• индивидуальные логопедические занятия-консультации;

• индивидуальные занятия-консультации по развитию познавательной деятельности;

— консультирование иногородних семей;

— психологическая поддержка семей;

— информационная поддержка семей.

Подробнее с этими программами можно познакомиться на сайте Благотворительного фонда Даунсайд Ап в рубрике «Родителям» – «Программы помощи семьям» (http://downsideup.org/ru/programmy-pomoschi).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

На первых этапах развития мелкой моторики ребенок с синдромом Дауна вместо движения кистью использует движения плечом и предплечьем. Постепенно у него формируется стабильность запястья, он учится удерживать ладонь в положении нужном для выполнения действия. При сниженном тонусе ребенку проще стабилизировать запястье, положив кисть на твердую поверхность большим пальцем вверх. При этом работают большой, указательный и средний пальцы, а ребро ладони и мизинец обеспечивают стабильность, затем постепенно развивается умение вращать запястьем в разных плоскостях.

Формирование захвата проходит следующие ступени:

— пинцетный захват и их промежуточные формы.

У детей с синдромом Дауна последовательность захвата сохраняется, однако имеет свои особенности: возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата, может наблюдаться захват без участия большого пальца, пинцетный захват может производиться большим и средним пальцами, сила захвата снижена.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы:

— игры с мелкими предметами;

— лепка и рисование;

Наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики:

1. Массаж ладошек

Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики.

Игра «ладушки-ладушки» также хорошо способствует развитию мелкой моторики.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.

4. Перелистывание страниц

Это упражнение подходит для детей с 1 года. Давайте ребенку книги со страницами разной толщины и красивыми четкими картинками, чтобы, листая страницы и изучая картинки, у ребенка формировался захват и мелкая моторика рук.

5. Бусы, пуговицы

Игры с бусинами или пуговицами, которые ребенок может нанизывать на нитку, сортировать по размерам или складывать в баночку (коробку) очень полезны для развития мелкой моторики.

Очень полезны для развития мелкой моторики игры с разнообразными вкладышами как деревянными, так и пластмассовыми. Это могут быть как покупные игрушки, так и самодельные, из которых можно строить башенки, вкладывать их друг в друга.

7. Крупы (горох), банки с крупами (горохом)

Крупу (горох) можно насыпать в миску или баночки. Ребенок будет опускать руки в миску или банку, трогать крупу (горох) руками. Можно дать ему несколько банок, чтобы он пересыпал крупу из одной в другую. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Рисование на песке

Песок можно насыпать на поднос. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур (линий, прямоугольника, круга), постепенно усложняя задание.

9. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание, открывание и закрывание крышек банок, бутылок и пузырьков развивает ловкость пальцев. Предложите малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной и интересной.

10. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Застегивать, расстегивать пуговицы и молнию, шнуровать ботинки ребенок учится с того момента, когда начинает ходить. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть ребенок сам это делает. Это не только развивает движения рук, но и приучает его к самостоятельности. Помимо этого можно купить ребенку или сделать самостоятельно игрушки со шнуровкой, пуговицами и молнией.

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки используется разный материал: пластилин, глина, соленое тесто. Если собираетесь печь, дайте часть теста ребенку, пускай он его мнет и раскатывает. Лепка хорошо помогает развивать гибкость пальцев, способствует формированию захвата и развитию мышц кистей рук.

12. Рисование и раскрашивание

Рисование, обводка контура картинок и их раскрашивание очень полезно для развития мелкой моторики. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях, поэтому желательно повесить малышу на стену специальную доску, чтобы он рисовал.

13. Собирание мозаик и пазлов

Для детей от 1 года до 3 лет можно покупать пазлы и мозаики с крупными частями, которые помимо мелкой моторики способствуют развитию воображения и координации движений.

Купите малышу детские ножницы с тупыми концами, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его вырезать картинки и приклеивайте их, делать снежинки и т.п. Это поможем развить мелкую моторику, воображение и творческое мышление.

Подробнее с играми и занятиями для развития мелкой моторикой у детей с синдромом Дауна можно узнать из разных источников: книг и сайтов, посвященных дефектологии, проблемам общего развития детей и развития у них мелкой моторики, например, на «Сайте об особых детях» в рубрике «Про синдром Дауна»

Деятельность лекотеки направлена на поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка, налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи, формирование предпосылок к обучению, гармонизацию родительско-детских отношений.

Игра – основной метод лекотеки с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. В игре дети приобретают навыки общих движений, мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Основной целью лекотеки является развитие речи, математических навыков, психологическая помощь детям, имеющим проблемы в общении со сверстниками.

С основными формами работы лекотеки, методами их работы, литературой и др. можно познакомиться на сайтах лекотек, таких как «Российская лекотека» (http://www.lekoteka.ru/), кабинет лекотеки психолога-педагога Л.Е. Ершовой (http://vlekoteke.ru/) и др.

Методики раннего развития

Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.

Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку. Малыш сам выбивает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей Монтессори-среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальнее способности.

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности. Одна из наиболее значительных работ Марии Монтессори называется «Дети – другие».

Основные принципы и положения методики Монтессори состоят в следующем:

• обучение в форме игры, самостоятельная работа над упражнениями;

• внимательный и индивидуальный подход к каждому ребенку;

• каждый ребенок развивается по индивидуальному графику, самостоятельно подбирает себе дидактические игрушки и регулирует продолжительность занятий;

• создание специальной развивающей среды Монтессори, где дети могут и хотят проявлять свою индивидуальность;

• роль педагога по методике Монтессори не обучать, а руководить самостоятельной деятельностью ребенка;

• ребенку дают возможность самостоятельно найти и исправить свои ошибки;

• материалы и методика Монтессори помогает развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, воображение, речь и моторику;

• коллективные Монтессори-игры и занятия помогают освоить навыки общения, бытовой деятельности, развивают самостоятельность детей;

Главное в системе Монтессори – это не материалы и пособия, а сам ребенок неповторимый и уникальный.

Подробнее с системой Монтессори можно познакомиться на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, и Монтессори-центров, таких как «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Марии Монтессори» (http://www.umnyedetki.ru/metodiki/montessori.html), Московская Монтессори школа (http://www.mosmontessori.ru/), «Детский развивающий центр Созведие. Методика Монтессори» (http://www.center-sozvezdie.ru/) и др.

Метод Домана – серия восстанавливающих и обучающих методик для детей с задержками развития и для детей с полноценным развитием, разработанных Гленом Доманом и основанным им Институтом развития человеческого потенциала (The Institutes for the Achievement of Human Potential, IAHP).

По мнению Домана начинать занятия по развитию своего малыша нужно с момента его рождения, тогда он будет хорошо развиваться и физически, и умственно. Глен Доман предлагает родителям, которые используют его метод раннего развития, в первый же месяц жизни малыша начинать активно заниматься с ним.

Развитие математических и лингвистических способностей ребенка, по мнению Глена Домана, нужно начинать с 1 года. В этом возрасте малыш наиболее восприимчив.

Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Методика Домана» (http://www.glen-doman.ru/), «Игротека. Детские развивающие игры-флеш» в рубрике «Раннее развитие детей по методике Глена Домана» (http://www.diagora.ru/article_glen-doman.php), а также купить книги и карточки методики Глена Домана. Наиболее известные книги Домана «Как научить ребенка читать» и «Гармоничное развитие ребенка».

Основной принцип методики Сесиль Лупан – обучение должно приносить радость и малышу, и родителям. Учиться детям должно быть легко и интересно.

Основная идея методики заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. Чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личностного пространства. «Не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с максимальной пользой». Необходимо по чаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами», – считает Лупан.

Основные принципы согласно методике Сесиль Лупан:

• если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему;

• не ограничивайте горизонт вашего ребенка;

• обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

• не надо проверять своего ребенка;

• любознательность поддерживается быстротой и новизной.

Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Сесиль Лупан» (http://www.razumniki.ru/lupan.html), «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Сесиль Лупан» (http://www.umnyedetki.ru/metodiki/lupan.html) и др.

Педагогами Еленой и Борисом Никитиными были разработаны несколько методик раннего развития детей, среди которых наиболее распространены занятия со специальными развивающими кубиками.

Основными принципами методики Никитиных являются:

1) свобода творчества ребенка в занятиях. Дети не должны специально заниматься, делать уроки и зарядку. Они занимаются по желанию, сколько им нужно;

2) одежда должна быт легкой, обстановка в доме – спортивной, т.е. наряду с мебелью и другими предметами быта в квартире должны быть спортивные снаряды и тренажеры, нужно регулярно закаливать ребенка. Только так его физическое самочувствие позволит с большой охотой развивать уже его интеллект;

3) родители должны наблюдать за жизнью детей, обращать внимание на их успехи, совместно участвовать в играх. Они не должны препятствовать развитию ребенка и создавать благоприятные условия для их развития. Условия развития ребенка должны быть несколько опережающими. К примеру, ребенок только научился говорить, в его игрушках уже должны присутствовать буквы и цифры.

Главная особенность развивающих игр Никитиных то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Наиболее популярные из них – развивающие игры «Сложи квадрат», «Сложи узор» и «Узелки».

Прежде чем приступать к выполнению упражнений вместе с детьми, педагоги Никитины рекомендуют придерживаться ряда правил:

• подбирать задания для ребенка необходимо, исходя из принципа от простого к сложному и давая в самом начале занятий наиболее легкие задания;

• заставлять выполнять упражнения не нужно, ребенку должно быть интересно самому. Если интерес отсутствует, необходимо подождать пока он проявится или же способствовать этому;

• не нужно очень часто выполнять с ребенком упражнения, избыток их приведет к длительной потере интереса к такой игре.

Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Сесиль Лупан» (http://www.razumniki.ru/nikitiny.html), «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Сесиль Лупан» (http://www.umnyedetki.ru/metodiki/nikitin.html), «Сеть магазинов игрушек» в рубрике «Развивающие игры и методика Никитина» (http://www.toyshops.ru/index.php/nikitin) и др.

Методика Зайцева, а точнее, метод обучения чтению Николая Зайцева основан на использовании

• специальных кубиков, так называемых «Кубиков Зайцева»,

• таблиц, разработанных автором методики;

• и аудиозаписей с пропевками столбиков и строчек таблиц под музыкальное сопровождение.

Методика Зайцева обучения чтению является очень популярной, она отлично подходит для раннего развития детей, и, кроме того, она нравится самим детям.

Ведь все, что от них требуется – это играть интересными, разноцветными и очень увлекательными кубиками, петь песенки. Все обучение и запоминание происходит как бы само собой, без особенных усилий и трудозатрат.

Таким образом, этапы обучения ребенка по методике Николая Зайцева:

1) приобретаем (или изготавливаем самостоятельно) материал для занятий (кубики, таблицы, аудиозаписи), развешиваем таблицы;

2) поем песенки–попевки, играем в кубики, пишем слова (кубиками и на таблицах), чтение приходит само.

Плюсы методики Зайцева:

1) система позволяет учить ребенка читать так рано, как вам этого хочется. При этом она подходит и детям постарше, с которыми тоже можно прекрасно по ней заниматься;

2) дети могут очень легко и быстро научиться читать, при этом читать они будут бегло, без запинок, без излишних трудозатрат. При этом занимаются они обычно с большим интересом и удовольствием;

3) если ребенок никак не может освоить чтение, то занятия по этой методике могут позволить малышу быстро приобрести нужные навыки и все-таки начать читать. Методика подходит для слабовидящих, слабослышащих детей, а также для детей и взрослых, для которых русский язык не является родным;

4) методика вырабатывает определенные навыки грамотного письма;

5) система обучения, разработанная Николаем Зайцевым, развивает органы чувств малышей, и тренирует глазные мышцы. Это обусловлено тем, что таблицы расположены в разных местах помещения, они довольно крупные и требуют при работе активного движения глаз. Занятия с ними являются прекрасной профилактикой развития сколиоза и других болезней позвоночника, а песенки и по-разному звенящие кубики при этом развивают музыкальный слух и чувство ритма.

Подробнее о методике Николая Зайцева можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Readik.ru – Обучение чтению» в рубрике «Методика Зайцева. Краткое описание» (http://www.metodikinz.ru/), «Мама для мам. Сайт о беременности и детях» в рубрике «Полезное и интересное» – «Методики раннего развития» – «Методика раннего развития Николая Зайцева» (http://www.mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=622), «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Николая Зайцева» (http://www.razumniki.ru/zaicev.html) и др.

2. Эффективным методом реабилитации детей с синдромом Дауна является йога. Однако из-за чрезмерной подвижности суставов даунят, специалист по йоге больше внимания уделяет увеличению мышечной силы, развитию координации движений и силе ног. Йога оказывается замечательным средством для развития внимания, обретения знаний, обучения счету. Благодаря занятиям йогой дети учатся правильно дышать, концентрировать внимание, чувствовать свое тело и ощущать себя в пространстве. При этом даунята получают необходимую физическую нагрузку в игровой форме.

3. Музыкотерапия – это лечение музыкой. К музыке невозможно остаться равнодушным, ее любят все, дети с синдромом Дауна не являются исключением. Благодаря движению под музыку у детей с синдромом Дауна улучшается координация движений, вырабатывается внимание, развивается память. Влияние музыки на мозг человека изучается, и уже установлено, что она оказывает на него благотворное воздействие, является прекрасным психотерапевтическим методом реабилитации.

4. Канистерапия – лечение специально обученными собаками определенной породы, которые живут в семье с больным ребенком, для помощи ему. Общение с собакой помогает ребенку раскрыться, обрести уверенность в себе. Он начинает больше двигаться и говорить.

5. Дельфинотерапия – метод реабилитации детей с синдромом Дауна с помощью дельфинов. Дельфины очень дружелюбные существа. Они подталкивают ребенка к общению, используя весь имеющийся у них арсенал звуков, которые воздействуют на организм ультразвуковыми, виброакустическими волнами. В результате такого воздействия происходит массаж на клеточном уровне. Влияние дельфинотерапии оказывает положительное влияние на психоэмоциональную сферу ребенка. Он становится более открытым и общительным, развивается память, внимание, речь.

Вместе с тем, прежде чем начать заниматься любым нетрадиционным методом реабилитации с ребенком с синдромом Дауна необходимо проконсультироваться со специалистами. Подробнее об этих методах можно найти информацию на сайте «Дом советов» (http://www.domsovetof.ru/) в рубрике «Болезни» и в других источниках.

• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

• Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

• Не будьте непоследовательным. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

• Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить, это поколеблет мою веру в вас.

• Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших «побед».

• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

• Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

• Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на их продолжение.

• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится на много хуже. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.

• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

• Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.

• Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.

• Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы не будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе, я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

• Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается, а нагоняй никогда.

• Относитесь ко мне также как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше, подражая примерам, а не подвергаясь критике.

«Не запрещать им играть сколько хотят. Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей. Вообще дети не любят быть праздными. Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей. Буде желательно детей отвадить от игры, то на то вернейший способ есть – принуждать их несколько часов сряду играть тою игрушкою. Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно. От младенчества дети обыкновенно плачут от двух причин: 1е, от упрямства, 2е, от чувствительности и склонности к жалобе. Различить и те и другие слезы можно по голосу, взгляду и по наружности детей; но те и другие слезы не должно дозволять. Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить. К учению не принуждать и за учение не бранить. Буде учатся хорошо своею охотою, тогда похвалить. Детям трудно иметь прилежание. Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге наткать. Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках. Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет. Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию. Выговоры чинить детям наедине; а хвалить, когда того достойны, при свидетелях».

«Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть своё «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может всё испортить. Резкое слово может на месяцы замедлить слияние душ. С обеих сторон должно быть желание сделать брак счастливым и преодолеть всё, что этому мешает. Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном её укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своём доме, по отношению к тем, кого мы любим.

Никакие сокровища мира не могут заменить человеку ни с чем несравнимых сокровищ – его родных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз даётся детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.

Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность – очищающая сила. Когда в доме новорождённый, брак как бы рождается заново. Ребёнок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.

На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. Я – больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь. Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей, как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты.

Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело – пестовать их, формировать их характер, вот о чём нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога.

Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют своё здоровье и впитывают в себя всё, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Всё прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребёнок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утончённее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

Ещё один важный элемент семейной жизни – это отношения любви друг к другу; не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная. Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужен и солнечный свет. Самое богатое наследство, которое родители могут дать детям, это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.

О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлёт им Бог.

Будьте преданы. С благоговением примите свою священную ношу. Самые прочные узы – это узы, которыми сердце человека связано с настоящим домом. В настоящем доме даже маленький ребёнок имеет свой голос. А появление младенца влияет на весь семейный уклад. Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души.

Сила воли лежит в основе мужества, но мужество тогда только может вырасти в настоящую мужественность, когда воля уступает, и чем больше воля уступает, тем сильнее проявления мужественности. Нет на земле более подходящего для мужчины поступка, чем такого, когда мужчина в расцвете своих сил, как малый ребёнок, с любовью склоняется перед своим немощным родителем, оказывая ему почитание и уважение.

Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно: слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. [. ] Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми.

Благородная жизнь, сильный, честный, серьёзный, богоугодный характер – это лучшая награда для родителей за утомительные годы самозабвенной любви. Пусть дети живут так, чтобы родители в старости могли ими гордиться. Пусть дети наполняют нежностью и лаской их годы угасания.

Между братьями и сестрами должна быть крепкая и нежная дружба. В наших сердцах и нашей жизни мы должны беречь и растить всё красивое, истинное, святое. Дружеские связи в нашем собственном доме, чтобы они были глубокими, искренними и сердечными, должны формировать родители, помогая сблизиться душам. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье, если только направлять развитие этой дружбы. Молодой человек должен быть более вежливым со своей сестрой, чем с любой другой молодой женщиной в мире, а молодая женщина, пока у неё нет мужа, должна считать брата самым близким в мире для неё человеком. Они должны в этом мире охранять

Каждая преданная сестра может оказать такое сильное влияние на своего брата, которое будет вести его, как перст Господа, по верной жизненной дороге. В своём собственном доме, на собственном примере покажите им всю возвышенную красоту истинной, благородной женственности. Стремясь ко всему нежному, чистому, святому в божественном идеале женщины, будьте воплощением добродетели и сделайте добродетель для всех настолько привлекательной, чтобы пороку них всегда вызывал только отвращение. Пусть они видят в вас такую чистоту души, благородство духа, такую божественную святость, чтобы ваше сияние всегда охраняло их, куда бы они ни шли, как защитная оболочка или как Ангел, парящий над их головами в вечном благословении. Пусть каждая женщина с помощью Божией стремится к совершенству. Когда у вашего брата появятся искушения, тогда перед глазами возникнут видения такой любви и чистоты, что он с отвращением отвернется от искусительницы. Женщина для него – объект или уважения, или презрения, и зависит это от того, что он видит в душе своей сестры. Поэтому сестре надо стараться завоёвывать любовь и уважение брата. Она не сможет причинить большего вреда, если внушит ему мысль, что все женщины бессердечны и легкомысленны, жаждут только удовольствий и желают, чтобы ими восхищались. А братьям, в свою очередь, следует охранять сестёр.

Отношение к женщинам – вот лучший способ проверить благородство мужчины. Он должен к каждой женщине относиться с почтением, независимо от того, богатая она или бедная, высокое или низкое занимает общественное положение, и оказывать ей всяческие знаки уважения. Брат должен защищать свою сестру от любого зла и нежелательного влияния. Он должен ради неё вести себя безупречно, быть великодушным, правдивым, бескорыстным, любить Бога. Каждый, у кого есть сестра, должен её лелеять и любить. Власть, которой она обладает, это власть истинной женственности, которая покоряет чистотой своей души, и сила её в мягкости.

Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках возможно сохранить эту святую чистоту. «Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде. Всё вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В тёмном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней». Так что даже в нашем безнравственном мире молодой женщине можно сохранить незапятнанной свою душу, излучая святую, бескорыстную любовь. Сердце молодого человека должно ликовать, если у него есть прекрасная, благородная сестра, доверяющая ему и считающая его своим защитником, советчиком и другом. А сестре следует радоваться, если её брат превратился в сильного мужчину, способного защитить её от жизненных бурь. Между братом и сестрой должна быть глубокая, крепкая и близкая дружба, и они должны доверять друг другу. Пусть между ними лягут моря и континенты, их любовь навсегда останется преданной, сильной и верной. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.

И так течет жизнь истинного дома, иногда при ярком солнечном свете, иногда во мраке. Но при свете или во мраке – она всегда учит нас обращаться к Небу, как к великому дому, в котором претворяются все наши мечты и надежды, где соединяются вновь порванные на земле узы. Во всем, что мы имеем и что делаем, нам необходимо благословение Бога. Никто, кроме Бога, не поддержит нас во время великого горя. Жизнь так хрупка, что любое расставание может оказаться вечным. Мы никогда не можем быть уверены, что у нас ещё будет возможность попросить прощение за злое слово и быть прощёнными. Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает настолько сильной, как в дни страданий и горя, когда раскрываются все её скрытые до этого богатства».

Царское Село, 1899 г.

Газета «Возрождение», № 4 (15) май 2010 г.

«Bocпитание есть насильственное, принудительное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим. Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитывать не существует. Позвольте детям знать в чем их благо, позвольте поэтому им самим воспитывать себя и идти путём, который они сами себе выберут. Образование же есть свободное общение людей, имеющее своим основанием потребность оного, приобретение сведения, а другого (человека) сообщать уже приобретенное им. Учитель не должен иметь никакой власти над учениками, отношения между ними должны быть отношениями равенства. Школа должна только представлять ученикам возможность получать знания, ученики должны иметь право выбирать то, что им нужно, что представляет для них интерес по их собственным понятиям».

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

• если ребенка часто критикуют – он учится осуждать;

• если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;

• если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким;

• если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

• если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым;

• если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;

• если ребенка часто хвалят – он учится оценивать;

• если с ребенком обычно честны – он учится справедливости;

• если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить;

• если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться;

• если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

www.stihi.ru

Это интересно:

  • У моей дочери биполярное расстройство Как я научилась жить с биполярным расстройством Интервью: Александра Савина Один из важных шагов на пути к дестигматизации психических заболеваний — открытый и честный разговор о проблеме. Мария Пушкина рассказала нам о жизни с биполярным расстройством, трудностях в постановке диагноза и особенностях жизни с болезнью в России. Биполярное […]
  • Как избавится от белой горячки Как избавиться от белой горячки после длительного запоя Я искала Как избавиться от белой горячки после длительного запоя. Решила проблему! Теперь мой муж не пьёт. Бросил сам без кодировок, уколов, гипноза и всяких молитв и заговоров. Он даже сам не знал о лечении- все прошло без его ведома. Как избавиться от белой горячки после длительного […]
  • Сестринский процесс при болезни альцгеймера Сестринский процесс при деменции при болезни Альцгеймера. Особенности общения с пациентами.В принципе, общение не представляет особых трудностей. Пациенты охотно идут на него и стараются дать необходимые сведения, хотя это выходит у них далеко не всегда. Все же стоит указать на необходимость щадящего подхода к пациентам, поскольку многие из них, […]
  • Таблетки от булимии список Таблетки и лекарства для кошек от поноса: список всех возможных лекарственных средств и их дозировка Понос у кота – ситуация довольно распространенная и неприятная, причем как для самого животного, так и для его владельцев. Зачастую он бывает вызван некачественными кормами и обжорством самого питомца, но не исключен вариант попадания в организм […]
  • Психокоррекционная работа с детьми с умственной отсталостью 3.2.1. Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью Для умственно отсталых детей и подростков характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В […]
  • Клиники неврозов в курске Клиники неврозов в курске Все контактные данные указаны в разделе "Контакты" «Клиника неврозов» располагается в старинном здании недалеко от церкви Успенского подворья монастыря Оптиной пустыни. В нескольких минутах ходьбы красивый вид на Неву с набережной лейтинанта Шмидта. Внутреннее убранство практически не претерпело изменений. Все это […]
  • Санаторий для лечения неврозов Кардиологический санаторий Подмосковья "Воробьево" Кардиологический санаторий "Воробьево" считается одним из лучших в Подмосковье. Это климатобальнеологический курорт, в котором созданы все условия для качественного лечения пациентов не только с кардиологическими патологиями, но и с другими заболеваниями, а также для семейного оздоровительного […]
  • Психологические последствия травматического стресса Стресс, травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (птср) Исследования в области посттравматического стресса развивались независимо от исследований стресса, и до настоящего времени эти две области имеют мало общего. Центральными положениями в концепции стресса, предложенной в 1936 г. Гансом Селье (Селье, 1991), является […]