Заикание формы заикания

Заикание. Причины, виды и симптомы. Коррекция заикания

Механизм развития заикания

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.
  • Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность. Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием. Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов. В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

    По причине появления условно выделяют невротическую и неврозоподобную форму.

    Невротическая форма заикания

    Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.
  • Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.

    Со временем формируется порочный круг — страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

    При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки, тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

    Неврозоподобное заикание

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.
  • Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

    Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

    • тревога;
    • беспокойство;
    • моторные или вокальные тики;
    • напряжение мышц лица.
    • Ребенок начинает проявлять избегающее поведение — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон — лабильностью.

      www.tiensmed.ru

      Все о неврозоподобном заикании, от диагностики до лечения

      Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, представляет собой органическое заболевание, не обусловленное обратимыми изменениями психики. Причинами являются последствия изменений головного мозга после различных патологий – внутриутробных или перенесенных в раннем детстве.

      Симптомы и особенности

      При неврозоподобном нарушении речи ребенок разговаривает очень быстро и много, может активно жестикулировать. Характерно, что при этом типе расстройства речи нет логофобии и критики к своему состоянию, больной не осознает, что говорит не так, как другие, и не стремится скрыть свой недостаток.

      Обычно заболеванию сопутствуют недоразвитие психики и моторики, недостаточность сферы эмоций. Симптомы усиливаются при психическом возбуждении, после физической активности и вследствие перенесенных простуд и других соматических болезней. Например, после перенесенного цистита, гастрита, гломерунефрита, вирусных «простыд», гриппа, ангины, «ветрянки», гриппа и т.д.

      Обычно органическое заикание слабо выражено сначала, и со временем усиливается, вместе с приобретением все новых слов и появлением в речи фраз. Судороги концентрируются в губах, мягком нёбе и языке. Сложнее всего ребенку даются согласные звуки. Но, несмотря на это, количество произносимых слов и скорость речи выше обычных.

      Дети с дизартрией (нарушение иннервации речевого аппарата) и дислалией (нарушение произношения определенных звуков) говорят невыразительно, звуки произносят приглушенно и монотонно. Недостаточно выразительную речь они компенсируют жестикуляцией или преувеличенной мимикой, похожей на кривляние.

      Чаще всего органическое заикание проявляет себя в период активного развития речи – в 3-4 года.

      Диагноз «неврозоподобное заикание» ставят логопед, невролог и психолог. Специалист по неврологии может написать в карточке больного диагноз «органическое заикание». Эти же врачи назначают комплекс лечения – от работы с логопедом до психотерапии. Но основным методом коррекции заболевания является терапия нарушений работы головного мозга.

      Если в детстве не было проведено адекватное лечение, в подростковом возрасте могут развиться невротические симптомы, связанные с осознанием проблемной речи. Подросток испытывает сложности общения и позиционирования себя в группе сверстников, и начинает фиксироваться на сложных звуках, из-за чего возникают логофобия, потливость и паника при необходимости выступать на публике. Заикание усиливается в новой обстановке, во время общения с новыми людьми. В этом случае идет речь о смешанном заикании – невроподобном с невротическим компонентом.

      Сопутствующие проявления

      У детей наблюдаются многие другие симптомы, например, им сложно делать что-то так же быстро и ловко, как сверстники, поэтому они могут чаще что-то ронять, падать «на ровном месте», неряшливо одеваться и мучительно долго завязывать шнурки.

      В целом движения скованные и однообразные, мелкая моторика выражена недостаточно. Могут наблюдаться признаки дислексии (сложности с освоением чтения), дисграфии (проблемы с письмом), синкинезия (невроизвольные мышечные сокращения).

      Изменения заметны даже в характере и поведении – ребенок может быть в целом медлительным, «тяжелым на подъем», импульсивным. Он быстро возбуждается, но быстро устает и начинает раздражаться. Плохо развито чувство ритма, нарушена слаженность движений. При углублении в историю болезни обычно выясняется, что ребенок развивался медленнее сверстников уже в первые два года своей жизни.

      Для органической формы заикания характерно постоянство нарушений речи – ребенок испытывает одинаковые сложности с произношением как дома, в спокойной обстановке, так и среди новых людей, в незнакомом месте. Усиление симптомов происходит только в связи с необходимостью много говорить и общим возбуждением.

      Органическое заикание бывает обусловлено болезнью родителей – шизофренией, биполярным расстройством, сифилисом, туберкулезом. Частая причина – курение и употребление наркотиков матерью, а также работа на вредном производстве и прием запрещенных при беременности медикаментов.

      Но заболевание может возникнуть и у ребенка благополучных, здоровых родителей – вследствие тяжелого позднего токсикоза, внутриутробных инфекций и гипоксии, внутричерепной травмы и асфиксии при родах, и других осложнений беременности и родов.

      Не последнюю роль в возникновении нарушений речи играет фактор генетической предрасположенности – если один из родителей, бабушка или дедушка заикаются, у ребенка есть шанс «унаследовать» их дефект.

      Отличия от других форм

      Дифференцировать неврозоподобное заикание проще всего, если узнать, при каких обстоятельствах ребенок стал заикаться. При невротическом заикании нарушения проявляются внезапно, и сразу в тяжелой форме. Неврозоподобная форма заикания начинается со слабых симптомов.

      Кроме того, различие состоит в причинах появления – при разговоре с родителями и самим ребенком становится ясно, была ли в жизни ребенка психотравма, после которой появились нарушения речи, или заикание началось вместе с появлением у ребенка в речи фраз и предложений.

      Иногда за неврозоподобное заикание принимают «спотыкание», характерное для синдрома гиперактивности. При спотыкании речь тоже ускорена, дети с гиперактивностью говорят нечетко, меняют местами слоги и звуки, пропускают буквы в словах.

      Главное отличие этого нарушения – усиление спотыкания при чтении известного текста и уменьшение симптомов при первом чтении незнакомого. Дети с гиперактивностью не осознают своих проблем с произношением, отсутствует критика к своей речи.

      Диагностика включает в себя тестирование устной речи, памяти, а также письма у детей школьного возраста. Важно включить в диагностический план рентген черепа, электроэнцефалографию, МРТ. Инструментальные обследования позволят выявить энцефалит, кисту, гематому, опухоль, аневризму, гипертензию, гидроцефалию и другие органические причины заикания.

      У детей младшего возраста лечение осложнено не осознанием речевого дефекта и, соответственно, отсутствием желания от него избавиться. Эмоционально-волевая сфера еще не созрела, и для того, чтобы заниматься с врачом и осознанно работать над речью, ребенку нужно повзрослеть. Но какие-то шаги к выздоровлению делать нужно. И в первую очередь – по возможности устранить или ослабить последствия органических нарушений центральной нервной системы.

      Органические нарушения речи лечат три специалиста – невролог, психолог и логопед. Невролог назначает ноотропы, улучшающие деятельность головного мозга, а также витамины и лекарства, способствующие налаживанию метаболизма. Если заболеванию сопутствует высокое внутричерепное давление, для его нормализации могут быть назначены мочегонные лекарственные средства. Реже применяются гомеопатические препараты.

      Занятия с логопедом помогают корректировать дислалию и дизартрию, логопед учит ребенка правильному произношению, делает массаж лица и головы. Психолог работает с психомоторными функциями. Работа с психотерапевтом необходима лишь при смешанном заикании – невроподобном с невротическими симптомами. Эффективны такие методы, как психокоррекция, арт-терапия, когнитивная, семейная и групповая терапия. Также подростку могут быть назначены успокаивающие травы и таблетки. А в серьезных случаях с наложением депрессии – антидепрессанты.

      Полезен логопедический массаж – комплекс массажных движений для расслабления артикуляционного аппарата. Логопеды применяют эти техники перед работой над произношением. Посмотрите видеозапись логопедического массажа и научитесь делать его для своего ребенка.

      С органической формой заикания можно и нужно бороться, ведь от правильной речи зависит, как сложится жизнь пока еще малыша, но уже скоро – школьника, подростка, юноши и взрослого человека. Какими бы ни были причины заикания, комплекс лечебных мероприятий и внимательный подход изменят ситуацию к лучшему.

      psihodoc.ru

      Заикание у детей: причины и лечение

      Автор: Виктория Фоменко, логопед

      Чаще всего начинается заикание у детей с 3 до 5 лет. Заикание всегда приносит массу проблем детям дошкольного возраста и их родным. Если ребенок заикается, ему очень сложно озвучить свои просьбы. Он растерян и напуган тем, что слова даются ему с невероятными усилиями. Малыш пытается говорить, но звуки словно застревают у него в горле или на губах. Ребенок плачет и прикасается руками ко рту и горлу, не понимая, почему он не может нормально говорить. Естественно, что речь детей с заиканием вызывает сочувствие и сопереживание у окружающих. Родители, очень сильно переживая за своего малыша, хватаются за любую возможность узнать, как вылечить заикание у ребенка. Давайте рассмотрим причины заикания у детей с точки зрения классической логопедии, с учетом психологических факторов.

      Формы заикания у детей дошкольного возраста

      Детское заикание подразделяется на органическое и функциональное. Органическое заикание вызывается органическими (чаще внутриутробными) поражениями речевых механизмов центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание у детей возникает в процессе длительного пребывания в стрессовой ситуации или после психической травмы. Рассмотрим факторы, вызывающие функциональное детское заикание.

      Причины заикания у детей. Взгляд системного логопеда

      Корневая причина функционального детского заикания скрыта в психике ребенка. Чтобы понять его причину, обратимся к Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая изучает устройство психики детей и взрослых, рассматривая ее через призму восьми векторов. Вектор – это совокупность врожденных свойств и желаний человека. Каждый вектор с рождения наделяет ребенка индивидуальными особенностями, которые проявляются в том, как ребенок себя ведет, как он разговаривает, во что любит играть и т.д. Различные сочетания векторов у разных детей формируют их характер.

      В зависимости от того, в каком векторе произошел стресс, системно-векторная психология Юрия Бурлана выделяет следующие формы детского заикания: заикание в оральном векторе, заикание в анальном векторе, заикание в зрительном векторе. Поговорим подробнее о том, как возникают и проявляются эти типы заикания у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

      Речь малышей с оральным вектором

      Ребенок с оральным вектором выделяется в любом коллективе своей чрезмерной говорливостью. Он может говорить без устали 24 часа в сутки. Темы для монологов – от «что вижу, то и пою» до матерных слов и рассказов «откуда берутся дети». Его звучный громкий голос притягивает к себе внимание детей и взрослых. Порой в интонации болтунишки проскальзывают нотки подхихикивания и высмеивания.

      Пятилетний ребенок с оральным вектором без смущения может обратиться на «ты» к взрослому человеку. В произношении звуков нередко наблюдается отличительная особенность: ребенок будто пришепетывает в процессе говорения. Его язык часто просовывается между зубами. Ребенок может периодически трогать пальцами свои губы, щеки, залезать пальцами в рот, как бы ощупывая пространство внутри. Очень любит целоваться. Впечатление, будто рот такого малыша живет совершенно самостоятельной жизнью.

      Причины заикания у детей с оральным вектором

      Когда ребенку с оральным вектором не хватает внимания мамы, он начинает придумывать на ходу небылицы. Постепенно такое поведение входит у него в привычку. И однажды мама, поймав ребенка на лжи, может ударить его по губам. Что происходит в этот момент в психике малыша? Для ребенка с оральным вектором говорение – это самое высшее наслаждение. Самое важное, ценное и желанное действие. Если в это время ребенок внезапно получает удар по губам, то в его психику впечатывается негативная связь между говорением и болью. И когда в следующий раз ребенок пробует говорить, то во избежание боли он бессознательно тормозит речевой процесс. Малыш начинает говорить первые звуки и прерывается. Механизм заикания в оральном векторе запущен. Если ребенок с оральным вектором заикается, скорее всего, были ситуации, когда его били по губам.

      Речь детей с анальным вектором

      О детях с анальным вектором говорят: «Золотой ребенок!» Такой малыш с удовольствием слушается маму, аккуратно обходит лужи, спокойно копает лопаткой в песочнице, без истерик собирает игрушки. Его ритм относительно медленный, потому что он настроен все делать очень хорошо.

      Если малыш хочет о чем-то поведать, то он начнет свой рассказ издалека. Его речь всегда основательна и нетороплива. В ней много подробностей и деталей происшедшего: «А Петя сказал… А я ему сказал… И Петя сказал…» В монологе много повторяющихся слов. Голос у таких деток негромкий и монотонный. Они часто вздыхают без видимой причины.

      Причины заикания у детей с анальным вектором

      Некоторым мамам не нравится, что их ребенок все делает медленно: завязывает шнурки, кушает, одевается, долго собирается перед началом нового дела. «Ну, что же ты все так медленно делаешь? Давай побыстрей!» — дергает мама с кожным вектором своего неторопливого малыша с анальным вектором. С этой фразой она буквально вклинивается в его пространство. В этот момент мама прерывает действие, которым так поглощен ребенок, сбивает его с ритма и не дает ему спокойно закончить начатое.

      Другой вариант, когда мама с кожным вектором сбивает размеренность своего малыша, проявляется в том, что она резко меняет свое решение в процессе действия. Сначала зовет погулять в парк, а спустя минуту решает, что нужно зайти в магазин. То же самое происходит, когда она быстро дает ему указания, не давая закончить начатое действие: «Идем гулять. Надевай носки. Нет, сначала майку. Так, а игрушки кто будет убирать?! Брось майку, иди собирай игрушки!». Таким образом мама сбивает, нарушает внутренний ритм малыша, вносит дисбаланс в его психические свойства. Для анального ребенка важно любое действие спокойно довести до конца. Таковы особенности его психики.

      Чем бы ни занимался ребенок с анальным вектором: говорит ли, кушает, идет, одевается, умывается, строит ли башню из кубиков или медленно читает слово в букваре — любое его действие прерывать нельзя! Это вызывает у него стресс. Ответной реакцией психики будет ступор, свой протест ребенок будет выражать упрямством.

      В ситуации стресса реагирует и тело. Самая уязвимая система у детей с анальным вектором – желудочно-кишечный тракт. Сначала полученный стресс вызывает зажатость анального сфинктера и запор. При повторе и накоплении стрессовых воздействий, когда ребенка постоянно перебивают или поторапливают, зажим поднимается выше, что может привести к спазму окологлоточных речевых мышц. Так возникает детское заикание в анальном векторе.

      Речь детей со зрительным вектором

      Ребенок со зрительным вектором наделен от природы особенным чувственным восприятием окружающего мира. Такой ребенок полон эмоций и ярких переживаний. Собственные зрительные фантазии порой воспринимаются им как настоящая реальность. Для детей со зрительным вектором характерна быстрая смена настроения. От слез до радости – всего один шаг. «Ой, какая красивенькая куколка! Моя любимая будет!» — может восклицать ещё минуту назад плачущая девчушка, остановившись перед витриной магазина игрушек. Теперь её огромные глаза блестят от восхищения и желания обладать красивой куклой.

      Речь детей со зрительным вектором эмоциональная, чувственная, с театральным придыханием. Они как бы говорят на публику. Темп речи меняется в зависимости от настроения ребенка: то ускоряется, то замедляется. Словарный запас у таких деток обычно большой, потому что они легко усваивают новую информацию и любят красиво говорить.

      Детское заикание в зрительном векторе

      От природы дети со зрительным вектором пугливы, внушаемы и легко возбудимы. Страшные сказки, «ужастики» на ночь, увиденные похороны, детские догонялки с «пуганием» из-за угла, обещания «отдать Бабе-Яге» непослушного ребенка, разговоры взрослых о катастрофах и войнах и масса других негативных ситуаций — все это опасно для еще не созревшей психики малышей со зрительным вектором. Это мешает развитию зрительного ребенка, фиксируя его в состоянии страха. А от внезапного и сильного испуга у него может возникнуть заикание.

      Коррекция заикания у детей

      Как правило, если ребенок заикается, процесс коррекции заикания занимает продолжительное время. Независимо от того, в каком векторе появилось детское заикание, родителям прежде всего следует обратить внимание на взаимоотношения взрослых членов семьи. Необходимо исключить скандалы в семье, громкие крики, выяснения отношений, наказание, истерики – все, что травмирует психику ребенка.

      Только родители могут дать своему ребенку самое необходимое для полноценного развития его психики — чувство защищенности и безопасности. Без этой атмосферы в семье коррекция заикания у детей будет иметь нулевой эффект. При прохождении полного тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана мамы отмечали положительную динамику в речи своих детей, имеющих в анамнезе заикание или задержку психоречевого развития.

      Это объясняется тем, что до наступления пубертатного возраста между ребенком и мамой существует теснейшая взаимосвязь. Выравниваются внутренние состояния мамы – восстанавливается чувство защищенности и безопасности у ребенка, одно из важнейших условий для его нормального развития. Понимание особенностей своего ребенка позволяет дать ему тот подход, в котором он нуждается. Как следствие – уходит симптоматика детского заикания.

      Рекомендации родителям: как лечить заикание у детей

      Прежде всего родителям необходимо узнать об особенностях своей психики и своего ребенка.

      Малыша с оральным вектором нельзя бить по губам. Необходимо выслушивать его до конца. Рекомендуется заниматься с ним риторикой или специальными упражнениями по развитию ораторского мастерства. Подробнее о детишках с оральным вектором в статье «Воспитание орального ребенка».

      Для ребенка со зрительным вектором рекомендуются занятия по развитию наглядно-образного мышления, чтение сказок на сострадание, занятия рисованием, карточки и анимационные фильмы для развития зрительной памяти.

      Ребенка с анальным вектором нельзя подгонять и прерывать в любой деятельности. Для развития его речи и мышления хорошо подходят задания, требующие собранности ума, кропотливости и терпения. Не забывайте хвалить своего ребенка за хорошо выполненное дело. Подробнее в статье про обучение малышей с анальным вектором.

      Возможно, вы уже отчаялись помочь своему ребенку избавиться от детского заикания. Пройдено и опробовано многое для коррекции заикания у вашего малыша, а результат все ещё недостижим? Как мы уже убедились, причины детского функционального (невротического) заикания кроются в психике малышей. Получить знания о том, как устроена психика ребенка и взрослого, как помочь своему ребенку избавиться от детского заикания, как правильно взаимодействовать с ним, если ребенок заикается, — можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Присоединяйтесь к счастливым родителям счастливых детей! Регистрация здесь.

      Автор Виктория Фоменко, логопед

      Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

      5 Май, 2016 Комментариев: 3 Просмотров: 2785

      svp.expert

      14. Классификация заикания, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика неврозоподобной формы заикания

      Биологические и социальные факторы риска в развитии неврозоподобной формы заикания. Роль наследственности, среды, воспитания Неврозоподобная форма заикания, значение биологического фактора в развитии этой речевой патологии. Особенности анамнеза, касающиеся моторного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания: позднее развитие моторики и речевой функ­ции, нарушение звукопроизношения дизартрического характера и пр. Особенности анамнеза, касающиеся моторного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания Характеристика поведения детей, страдающих этой формой заикания.

      15. Комплексный метод, преодоления заикания

      Психолого-педагогическое обоснование принципов коррекционной педагогической работы при разных клинических формах заикания.

      Первичные охранительные меры педагогического воздействия при возникновении у ребенка невротической формы заикания (охранительный режим дня, ограничение речевой активности ребенка, консультация у психоневролога с целью проведения седативной медикаментозной терапии и др.). Коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия при невротической форме заикания у детей дошкольного возраста. Роль логопедических занятий, логоритмики, психотерапии. Коррекционно-педагогические мероприятия при невротической форме заикания у подростков и взрослых: роль психотерапии (ее формы), логоритмических и логопедических занятий. Роль комплексного медико-педагогического метода в реабилитации заикающихся с невротической формой речевой патологии.

      Психолого-педагогическое обоснование принципов коррекционной педагогической работы при неврозоподобном заикании. Коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия при неврозоподобной форме заикания у детей дошкольного возраста, подростков и взрослых, их отличие от принципов реабилитации при невротической форме заикания. Роль комплексного медико-педагогического воздействия в реабилитации больных с неврозоподобной формой заикания.

      16. Профилактика, эффективность, предупреждение рецидивов заикания

      Методы адаптации заикающихся к проблемным речевым ситуациям, применяющиеся в комплексе различных систем реабилитации.

      Исполъзование некоторых методик в системе медико-педагогического комплекса реабилитации заикающихся: приемы моделирования поведения в рамках специализированного аутотренинга; психологическая коррекция мотивационной, коммуникативной и перцептивной сторон общения.

      Использование различных систем в рамках логопсихотерапевтического подхода к реабилитации заикающихся подростков и взрослых. Предупреждение рецидивов заикания

      17. Определение, статистика, этиология, механизмы нарушения при алалии

      Определение алалии. Статистические сведения о распространенности нарушения. Причины, локализация, механизм нарушения. Место алалии в системе нарушений речи. Алалия как системное нарушение языка.

      18. Динамика развития, обследование детей с алалией

      Уровни недоразвития речи при алалии. Характеристика ребенка с первым, вторым, третьим и четвертым уровнями недоразвития речи.

      Обследование безречевого (неговорящего) ребенка.

      Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошкольного возраста и школьника. Основные методические принципы обсле­дования. Приемы обследования. Поэтапный ход обследования. Анализ анамнестических и катамнестических сведений о детях с недоразви­тием речи. Формы и материал обследования. Динамическое изучение ребенка при диагностическом обучении и экспресс-диагностика.

      studfiles.net

      О проблеме заикания слышало большинство людей. В обывательском мнении оно предстает как особенность человека, не поддающаяся лечению, некоторые люди даже не исключают возможность заниженных когнитивных функций у заикающихся людей. Однако на сегодняшний день все больше профессиональных логопедов, неврологов и психологов говорят о заикании, как о психосоматическом заболевании, поддающемся полному излечению.

      Под заиканием понимается речь с частыми (более 10%) вынужденными остановками, повторением одного слога или буквы (обычно это согласные), либо одного слова; запинки часто сопровождаются общим напряжением мышц лица, языка, шеи и гортани.

      В принципе, любой нормальной среднестатистической речи свойственны остановки и произношение «промежуточных» звуков — «ммм», «эээ», а также использование так называемых «слов-паразитов» для заполнения пауз. Но у человека с заиканием речь более прерывистая и перерывы или повторения слов/слогов приносят человеку явный дискомфорт. Слова как будто «застревают» в горле у больного.

      Проблемы с плавностью речи обычно проявляется в раннем детстве, в период бурного развития речевых навыков — 2-5 лет. Однако у людей, предрасположенных к заиканию, оно может появиться и в пубертатном периоде.

      Чем раньше родители ребенка заметят проблему и обратятся к специалисту,тем выше шансы на быстрое избавление от симптомов.

      В научном мире нет единого мнения о том, что влияет на возникновение нарушений речи. Есть данные, что заикание может передаваться генетически.

      Исследования показали, что при этом дефекте речи усиливается нервное возбуждение в подкорковых центрах мозга, в частности в так называемом «центре речи». Процесс возбуждения передается на другие структуры мозга, что может спровоцировать спазм мускулатуры гортани и как следствие — появление заикания. Однако причины возникновения сильного возбуждения еще обсуждаются в научном мире.

      В зависимости от глубинных причин возникновения заикания, его делят на невротическое и неврозоподобное.

    • Невротическое проявляется при возникновении патологических процессов в мозге, связанных с его повреждениями — в родах, после перенесенной интоксикации или гипоксии у ребенка в утробе матери, необоснованном применении медикаментов в младенческом возрасте, частых болезнях и прочее.
    • Неврозоподобное заикание свойственно людям, имеющим в принципе здоровую нервную систему, но заикающимся при разговоре с другими людьми, при публичной речи, во время волнения. Неврозоподобная форма еще носит название логоневроза.
    • Заикание также делят на тоническую и клоническую формы. При тонической форме больной делает вынужденные паузы в речи, при клонической — повторяет звук, слог или слово. Кроме того, встречаются смешанные формы.

      Постановка диагноза не трудна — больной сам понимает, что у него заикание. Повторение слогов или отдельных слов, вынужденные напряженные паузы в речи, при которых слово как будто «застревает» в горле человека; наблюдается напряжение мышц шеи, лица, языка, гортани.

      При невротической форме дефект речи присутствует постоянно вне зависимости от обстоятельств. Для логоневроза же характерны следующие черты:

      1. Отсутствие или значительное уменьшение трудностей в произношении при разговоре наедине с собой;
      2. Дефект не так заметен при разговоре с детьми и животными;
      3. Чистая речь, когда клиент себя не слышит, также при пении, чтении стихов.
      4. Увеличение количества запинок при волнении, публичных выступлениях, в малознакомой обстановке.

      Лечение должно носить комплексный характер. Нужна консультация логопеда, который поможет подобрать специальные дыхательные упражнения и выработать навыки плавной речи. Хорошие результаты дает обучение плавной речи с помощью специальной программы на компьютере.

      На консультации с психологом можно выявить проблему, которая способствовала образованию логоневроза. Анализ своего жизненного опыта и нахождение скрытых причин невроза способствует значительному облегчению состояния больного. Также психолог подбирает вместе с клиентом новые стереотипы поведения в обществе, взамен неэффективных старых, приводящих к перевозбуждению и, как следствие, к запинкам в разговоре.

      В случае невротической формы заикания нужна консультация невролога. Лечение чаще всего медикаментозное, направлено на улучшение кровоснабжения мозга, снижение внутричерепного давления и прочее.

      Также при любых формах заикания полезны массаж и физиотерапия.

      Существует много рецептов народной медицины против заикания.

      Сборы различных трав, ароматерапия, лечение медом, мумие и другими биологически-активными соединениями может облегчить симптомы, но полностью избавить от дефекта речи они не в состоянии.

      Однако больной может подобрать себе рецепт, помогающий расслабиться и снизить тревожность. Хорошо помогают в этих случаях отвары пустырника, ромашки, валерианы или мяты, а также их сборы. Не забывайте, что существуют противопоказания для конкретных растений, например, пустырник нельзя применять людям с заболеваниями сердца. Вот пример хорошего рецепта для уменьшения проявлений дефекта речи:

      Нужно взять в равных пропорциях мяту, ромашку, листья валерианы и крапивы. Залить двумя стаканами кипятка и настаивать в течении получаса. Затем процедить и пить несколько раз в день до еды. Объем одной порции определяется самостоятельно, не нужно себя заставлять.

      Для релаксации хорошо использовать эфирные масла — лавандовое, хвойное и любые другие приятные человеку ароматы. Можно принимать ванны с маслами или использовать аромалампы.

      Как избавится от заикания самостоятельно

      Существуют случаи самостоятельного избавления от запинок в речи. Это происходит уже во взрослом возрасте, когда человек осознает свою проблему и имеет сильную мотивацию на излечение. Выполнение дыхательных упражнений, долгие периоды молчания, пение, записи в дневник с мысленным проговариванием слов, работа с компьютерной программой помогут значительно снизить или вообще купировать признаки заикания. Главным в этом случае является сильное желание человека и ежедневные тренировки. Также важна поддержка близких людей, верящих в успешное излечение.

      В видео логопед с 30-летним стажем работы делится своим опытом занятий с людьми с дефектами речи:

      Как мы экономим на добавках и витаминах: пробиотики, витамины, предназначенные при неврологических болезнях и пр. и мы заказываем на iHerb (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине, а некоторые товары в принципе не найти в России.

      neuroplus.ru

      Это интересно:

      • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
      • Альцгеймера болезнь ранняя стадия Как определить начальные симптомы болезни Альцгеймера? Болезнь Альцгеймера тяжела и коварна. Те, кто сталкивался с ней, знают, как трудно приходится самим заболевшим и их родственниками. Хоть заболевание известно медикам больше века (идентифицировано в 1907 году), природа его возникновения до сих пор непонятна. Например, так и не удалось […]
      • Депрессия при пмс Эффективное лечение депрессии при ПМС В случае если проявилась депрессия при ПМС, лечение существует. Но перед тем как прибегнуть к нему, требуется обнаружить источник ее возникновения и обратиться к специалисту. ПМС именуют по-разному: предменструальный синдром, предменструальная болезнь или кругообразный синдром. Предменструальной анемией […]
      • Синдром дауна признаки у новорожденного Признаки синдрома Дауна у новорожденных Наиболее подходящим определением для данной геномной патологии является именно термин «синдром», а не «болезнь». Синдром подразумевает набор определенных характерных признаков и симптомов, по которым то или иное болезненное состояние с легкостью узнается специалистами. Впрочем, заметить отклонения при […]
      • Дыхательные нарушения неврозы Симптомы и способы лечения дыхательного невроза До конца не удается сделать вдох, чувствуется острая нехватка воздуха, возникает одышка. Что это за симптомы? Может быть астма, или бронхит? Не обязательно. Иногда такие симптомы могут возникать и на нервной почве. Тогда это заболевание носит название дыхательный невроз. Такое нарушение дыхания на […]
      • Психические расстройства связанные с алкоголизмом Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя Что такое Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя Что провоцирует Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя Симптомы Психических и поведенческих расстройств вследствие употребления алкоголя […]
      • Что такое острый стресс Что такое трахеит: признаки, симптомы, как лечить болезнь Трахеит – это воспалительный процесс слизистой трахеи инфекционного характера, который проявляется приступообразным сухим кашлем или с выделением мокроты, раздражением эпителия, фебрильной температурой, болью за грудиной. Трахеит практически не протекает в виде самостоятельной болезни. […]
      • Великая депрессия великобритания Тесты: Великая депрессия и наступление тоталитаризма (Всемирная история, 9 класс) Великая депрессия и наступление тоталитаризма Что стало следствием преодоления странами Запада (США, Великобритания, Франция) мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.? А общее огосударствление экономики и создание централизованной системы управления […]