Взрослые и заикание

/ заикание у подростков и взрослых

Тема лекции 7: Методики устранения заикания у подростков и взрослых

Особенности проявления заикания у подростков и взрослых.

В подростковом возрасте заикание у многих сглаживается, а при правильном лечении с детства может полностью проходить. Однако у части подростков наблюдается рецидив или усиление заикания в возрасте 15—17 лет, но, главное, резко проявляется личностная реакция на свой речевой дефект. Подростки становятся стеснительными, избегают сверстников, контакта с незнакомыми людьми, отказываются от устных выступлений и т. п. Может развиться логофобия — страх устной речи. Между личностной реакцией и самим заиканием развивается нечто подобное порочному кругу — одно усиливает другое. Подобную личностную реакцию нередко расценивают как невротическую, подчеркивая астеничность, сенситивность, «псевдошизоидность» и т. п. Однако за пределами деятельности, связанной с устной речью, никакой астении не обнаруживается. «Сенситивность» заикающихся подростков также избирательна, и этим они отличаются от подростков с сенситивной акцентуацией характера. Они, например, охотно поют перед публикой, выступают в спортивных соревнованиях и т. п. Взрослый человек, страдающий заиканием, переносит часто возникающие речевые затруднения и неудачи, что приводит к эмоциональным переживаниям, а иногда и к серьезным психотравмам, которые могут повлечь чувство неполноценности, беспомощности и другие отрицательные личностные реакции. У многих заикающихся людей появляются внутренние установки, ограничивающие развитие их потенциала («надо мной будут смеяться», «у меня не получится» и др.) и снижающие качество социальных контактов, провоцирующие уход в собственный мир и развитие неуверенности в себе.Заикание у взрослых нередко приводит к изменениям в характере человека. Негативные последствия приводят к замыканию, «детской» робости, отсутствию активного образа жизни, нерешительности.Не смотря на то, что заикание у взрослых появляется весьма нечасто, оно может возникнуть, совершенно спонтанно. Причиной заболевания логопеды называют очень сильные психические травмы. Чаще всего заикание возникает в детском возрасте на этапе, ответственном за формирование речи, то есть в период психоречевого развития. К пяти-шести годам заикание очень часто «проходит», но нет гарантии, что оно потом не вернется в виде подросткового заикания. В этом случае недуг может приобрести устойчивые формы. Хроническое, длительное течение заикания вызвано периодическими ремиссиями, сменяемыми все новыми и новыми обострениями.

Разделение заикания на невротическое и неврозоподобное в подростковом возрасте провести трудно. Особенности самого заикания проявляются уже не столь отчетливо. Яркая личностная реакция на свой дефект и психогенное ухудшение заикания может наблюдаться во всех случаях. Неврологическая симптоматика к этому возрасту может компенсироваться. Наконец, подобное разделение утрачивает актуальность и потому, что логопедическая помощь строится на основании своих подходов к классификациям речевых дефектов.Психические травмы скорее становятся факторами провоцирующими (например, испуг) или преципитирующими (например, неблагоприятная семейная ситуация). В ряде случаев патогенной оказывается перегрузка речевого аппарата или свойственная детям реакция имитации и др. Прогноз при заикании у подростков относительно благоприятен.Логофобия – следствие заикания у взрослых. Она проявляется в виде боязни говорить. Отмечается, что логофобия усиливается в наиболее важные моменты. С годами эта болезнь проявляется в состоянии ожидания общения. У человека вырабатывается навязчивый страх заикания, сопровождающий даже мысли разговоре. Причиной страха являются прошлые неудачи. Люди с заиканием начинают подменять слова другими, не хотят произносить некоторые звуки. Потому публичное выступление для этих людей можно назвать самым трудным испытанием, поскольку страх возрастает в несколько раз. Человек вынужден сопровождать свою речь длительными паузами, делать повторения, растягивать звуки. У взрослых заикание нередко сопровождается такими внешними проявлениями как гримасы, нервные тики или непроизвольные жесты. По данным Ю. А, Флоренской (цит. по В. В. Ковалеву, 1979), при повзрослении у 90 % заикание резко уменьшается или исчезает вовсе. Лечение заикания должно осуществляться специально подготовленными специалистами и представлять собой единый комплекс логопедических и психотерапевтических методов.Лечение происходит несколько месяцев, после чего человек сможет вновь нормально общаться. Поскольку данное заболевание носит характер невроза, лечится оно исключительно психологическими методами. Важный момент при лечении заикания – стремление человека к выздоровлению. Пациенту необходимо полностью открыться специалисту.

studfiles.net

«Со всей определенностью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечимого заикания. Более того, иной раз тяжелые формы этого недуга излечивались легче и надежнее, чем легкие. Видимо успех в этом случае объяснялся более мощным волевым посылом, большей «потребностью» в излечении».

Особое место среди речевых расстройств занимает заикание. Оно чаще наблюдается у детей, а те заикающиеся взрослые, которых мы знаем, страдают этим изъяном, как правило, с раннего возраста. Заикание проявляется запинками, неспособностью свободно, без напряжения высказаться. Нам порой не хватает терпения дослушать до конца медленную, сбивчивую речь заикающихся, и мы, сочувствуя, невольно «помогаем», заканчивая начатую ими фразу. Что мешает заикающимся говорить нормально?

Это период наиболее активного развития речи и значительной хрупкости молодой, недостаточно сформированной речевой функции. Именно поэтому «поломка» происходит в эти годы у мальчиков, заикание возникает в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Объясняется это меньшей эмоциональной устойчивостью мужчин.

Каковы причины заикания?

При невротическом заикании никакой «поломки» нервной системы или необратимой гибели клеток нет. Заикание такого вида возникает, как правило, внезапно под воздействием внешних психотравмирующих факторов. Дети с невротическим заиканием отличаются неуверенностью, тревожностью, у них нередки различные страхи, потливость, сердцебиение, плохая переносимость транспорта, духоты, речь ребенка зависит от его общего физического и психического состояния. Как правило, заикание усиливается во время болезни, при переутомлении, школьных или семейных неприятностях — наказании, неудовлетворительной оценке, конфликтах со сверстниками. Есть определенная зависимость от сезона, погоды и питания.

Примечательно, что наедине с собой, в разговоре со своими игрушками, воображаемым собеседником ребенок может говорить без запинок. В привычной, спокойной обстановке (в общении с родителями, близкими) заикание обычно малозаметно. Напротив, при контакте с посторонними, незнакомыми людьми, при ответах во время школьных занятий заикание мгновенно усиливается.

Разумеется, это объясняется эмоциональным напряжением, волнением и тревогой, возникающими у ребенка и существенно ухудшающими состояние его речи. Логоневроз, как правило, неплохо лечится, и со временем речь ребенка полностью восстанавливается. Чаще, однако, встречаются другие виды заикания, возникающие вследствие органического поражения нервной системы. Имеется в виду нервно-психическая ослабленность ребят вследствие перенесенной родовой травмы, патологически протекающих беременности и родах, частых болезнях первых лет жизни. Органические нарушения внешне незаметны, к тому же умственное развитие детей никак не страдает.

Лишь при обследовании у этих ребят находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность. Заикание отличается упорным характером (периоды улучшения речи сменяются ухудшением) и мало зависит от внешних факторов — волнения, психических нагрузок, окружения ребенка. У отдельных детей речь — «место наименьшего сопротивления» в силу наследственной предрасположенности: их родители и близкие заикаются или страдали этим недугом в прошлом. Следует также иметь в виду, что у некоторых ребят заикание появляется по подражанию: они говорят сбивчиво потому, что постоянно слышат речь взрослых с подобным изъяном.

Некоторые дети с заиканием помогают себе сопутствующими движениями: при запинках в речи они топают ногой, поворачивают голову, хлопают в ладоши, жестикулируют руками, зажмуриваются. Эти вспомогательные действия вскоре становятся привычными и в действительности никак не облегчают течение заикания. Сопутствующие движения непостоянны, на смену одним приходят другие. У отдельных детей заиканию сопутствует страх речи, неуверенность в отношениях со сверстниками, и поэтому они стараются избегать ситуаций, требующих речи, страдают от застенчивости и смущения.

Преодоление страха речи — трудная психотерапевтическая задача. У заикающихся ребят постарше и взрослых со временем появляются определенные уловки, маскирующие речевой дефект — добавление слов-паразитов (это, вот так, ну и др.), растягивание произносимых слов, употребление длительных пауз. В отношении заикания особенно актуален часто повторяемый постулат: «Болезнь легче предупредить, чем вылечить».

Речь ребенка развивается по механизму подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если будет слышать плавную и отчетливую речь окружающих. Нежелательно допускать ускоренную, торопливую, с захлебывающимися интонациями речь детей. Такая речь — свидетельство повышенной возбудимости, общей взбудораженности ребенка, и надо всячески стараться уменьшить эти явления. В арсенале врача много успокаивающих средств, применяя которые можно получить ощутимый эффект. Вредны также как чрезмерная речевая нагрузка для малышей, так и отсутствие тренировки речи. До 4-летнего возраста не рекомендуется заставлять ребенка выговаривать трудные по звучанию и малопонятные для него слова, надо, чтобы речевой аппарат ребенка и нервная система в целом достаточно окрепли.

Если родители мало говорят с ребенком, не разучивают стихотворения, не читают ему, это тоже плохо. В таких случаях речевое развитие малышей происходит замедленно. Как любые крайности, чрезмерная опека и дефицит внимания одинаково вредны. Нельзя забывать о повышенной впечатлительности детей. Бесконечное бдение у экрана телевизора, просмотр видеофильмов, частые посещения кинотеатров (если в каких-то семьях это еще сохранилось) могут привести к эмоциональному перенапряжению, утомлению и возбуждению ребенка. У взбудораженного ребенка возникает множество вопросов, он говорит торопливо, сбивчиво, глотая и повторяя слова, слоги.

В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и приобрести постоянный характер. У дошкольников нередко отмечаются различные страхи. Они вполне могут быть у здоровых ребят и являются непременным симптомом различных невротических расстройств. Если родители не очень наблюдательны, они не замечают, что ребенок испытывает тревогу, находясь в темной комнате, долго не засыпает или говорит во сне, вздрагивает после страшных сказок и историй, услышанных накануне.

Такого рода страхи свойственны не только малышам, но и детям постарше (6-8 лет). Чаще они возникают, естественно, у детей впечатлительных, робких, невротичных. Насмешки, иронические замечания, запреты взрослых в таких случаях неуместны. Необходимо спокойно пройтись с ребенком по квартире, осмотреть с ним все помещения, мебель, темные углы и объяснить, что ничего таинственного и страшного в обозримом пространстве нет. Если ребенок боится темноты, пусть засыпает с ночником, позже, с годами, он привыкнет спать как все.

Если ребенку, объятому страхом, не пойти навстречу, то у него может развиться тяжелый невроз, и в частности заикание. Главное, о чем следует помнить родителям заикающегося ребенка, — о создании спокойной обстановки в семье. Это гораздо важнее специальных процедур и лекарств. Нельзя забывать, что большинство детей, страдающих заиканием, отличается повышенной впечатлительностью, ранимостью, обидчивостью.

Недопустимы также чрезмерные нагрузки: желание сделать из своего отпрыска вундеркинда к добру не приводит. Взвалив на своего ребенка занятия двумя иностранными языками, музыкой и еще спортом, мы, взрослые, порой не отдаем себе отчета, что наш ребенок занят гораздо больше нас.

Как помочь детям и взрослым с заиканием

Не обойтись без консультации врача-психоневролога, который при необходимости назначит успокаивающие лекарства и средства, снимающие спазмы речевых мышц. Он же объективно оценит обстановку в семье и подскажет конкретные воспитательные подходы. И главное — психоневролог порекомендует, каких специалистов следует подключить к лечению ребенка. Среди множества известных способов преодоления заикания особую популярность в последнее время приобрели психотерапевтические методики. Лечение основано на представлении о том, что этот недуг является формой выученного поведения.

Иначе говоря, заикание рассматривается не как симптом болезни, а как поведение, которое можно изменить. Поэтому усилия врачей направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения». Самыми частыми приемами в преодолении заикания являются отвлечение внимания, методы расслабления и гипноз (внушение в особом состоянии сознания). Заикающихся обучают говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи. При подобном подходе достигается ощутимый эффект.

Итак, гипноз. Многие слышали о нем и знают, что он применяется при лечении заикания, но даже те, кто подвергался его воздействию, сохраняют весьма смутные представления о том, что же это такое. В большинстве случаев специалисты, применяющие гипноз (на что имеют право только врачи, в силу возможных осложнений при его проведении), разъясняют своим пациентам механизм его действия. Это разъяснение является важной составной частью самого лечебного метода, но его сущность может быть объяснена достаточно просто.

Под собственно гипнозом подразумевается искусственно вызванный сон. Обычно врач вызывает гипнотический сон с помощью своего голоса и некоторых других дополнительных приемов в обстановке, близкой к той, которая требуется для проведения аутотренинга. Гипнотический сон сам по себе может быть использован как лечебное средство для нормализации нервных процессов в коре головного мозга, отвечающей за протекание высших психических функций, в число которых входит и речь. Но также он может быть использован и для достижения других результатов.

Чаще всего под гипнозом подразумевают различные лечебные внушения в состоянии гипнотического сна. Они отличаются от внушений в состоянии бодрствования большей эффективностью. Вместе с тем у гипнотического метода есть свои существенные ограничения. Кратко перечислю их. Во-первых, не все люди обладают одинаковой способностью подвергаться гипнозу, значит, для некоторых людей этот метод просто непригоден.

Во-вторых, в случае проведения сеансов гипноза возникает определенная зависимость пациента от врача, а значит, его несамостоятельность. Поэтому после проведения такого лечения необходимо потратить какое-то время на снижение зависимости. В-третьих, гипноз во многих случаях позволяет достигнуть определенного, но ограниченного результата, и без применения других методов эти результаты являются крайне нестойкими.

Очень важна помощь логопедов, имеющих навык работы с заикающимися. В арсенале логопеда — дыхательная гимнастика, ритмика, режим молчания, обучение умению говорить медленно, плавно, ритмично и др. Я бы сказала, что знающий и добросовестный логопед — находка для родителей, с его помощью бороться с досадными запинками куда проще. Не следует пренебрегать физиотерапевтическими процедурами (электросон, электрофорез с разными лекарствами), лечебной физкультурой, рефлексотерапией.

Последний метод включает немало полезных модификаций — прижигание, растирание, давление, воздействие аппаратами и укол иголкой в биологически активные точки. Поддержка в семье, участливое отношение коллектива, естественно, полезны при любом терапевтическом подходе. Ни в коем случае не надо фиксировать внимание ребенка на его дефекте. И последнее. Заикание, разумеется, ограничивает выбор подростками профессии. К вопросу профориентации надо отнестись серьезно родителям, педагогам и врачу.

В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. Для лечения заикания также используют компьютеры и электронные устройства.

  • Поговорим о стрессе? — что такое стресс, 10 правил, как избежать стресса
  • Смех — влияние смеха на организм человека
  • Неврология — популярные статьи, для специалистов, ответы на вопросы
  • Икота и зевота — почему возникают, как избавиться от икоты, полезна ли зевота?
  • Биологические ритмы — влияние на физическую и умственную работоспособность, люди — «голуби», «совы», «жаворонки», их работоспособность в зависимости от времени суток
  • Все медицинские статьи из "Популярные статьи о здоровье человека"
  • У нас также читают:

    — Острый гнойный конъюнктивит — когда бывает, как проявляется, особенности у маленьких детей, принципы лечения, ухода

    — Инструкция для больных с колостомой — Что такое стома. В каких случаях формируют колостому. Что такое калоприемник. Оптимальный набор стомированного больного.

    — Диагностика в психиатрии — негативные и позитивные симптомы, основные методы диагностики

    www.medicinform.net

    Как избавиться от заикания народными средствами в домашних условиях

    Что такое заикание?

    Заикание — нарушения темпо-ритмической организации речи. Это диагноз ставят, когда нарушения явно выражены частыми остановками или повторением слогов.

    Расссмотрим советы читателей газеты Вестник ЗОЖ, которые помогли избавиться от этого недуга в домашних условиях.

    Лечение заикания у детей в домашних условиях пением.

    • У женщины и сын и дочь с пяти лет начали заикаться. Один врач посоветовал, чтобы все слова они произносили нараспев. И вот они всей семьей пели около 6 месяцев. И дети постепенно начали говорить правильно. (рецепт из ЗОЖ 2008, №3 с. 32).
    • У девочки с самого раннего детства было заикание, да еще и с нервным тиком. До 14 лет занималась с логопедом, затем начали ее водить по знахаркам и целителем. В остальном девочка развивалась нормально, мысли излагала на бумаге хорошо, но речь ей почти не давалась.

      После поступления в техникум моральные страдания усилились: там надо было изучать два языка: английский и китайский, и сдавать по ним экзамен.

      Преподаватель, который вел у них психологию, заметив страдания девушки, предложил ей петь, чтобы вылечить заикание.

      Стала петь, хоть ей медведь на ухо наступил. Пела везде и в полный голос. Приходилось нелегко, но жить стало веселее. Постепенно перешла на пение английских песен, а потом и китайских. Экзамены по языкам сдала на пятерки. Теперь не заикается, только немного, когда сильно разволнуется (ЗОЖ 2007, № 7, с. 10).

    • Заикание у ребенка началось после того, как в дом среди ночи вбежала соседка и закричала, что горит ее дом. Ребенок спросонья выскочил на улицу, увидел пламя пожара, треск горящего дерева. Всё это так подействовало на него, что ребенок стал сильно заикаться. Врачи оказались бессильны, недуг не поддавался лечению.

      Однажды ребенок шел из школы домой, и случайный прохожий спросил дорогу к нужному дому. Пока мальчик пытался из себя что-то выдавить, прохожий спокойно стоял и ждал, а потом сказал, что в детстве он заикался еще сильней. Но вылечить заикание ему удалось с помощью великого и могучего русского языка. В итоге, он стал педагогом, а потом и заведующим кафедры русского языка в пединституте. Методика проста: надо произносить нараспев все, что ты читаешь или говоришь вслух.

      Эти слова запали мальчику глубоко в души, с того дня он стал тренировать свою речь с утра до вечера. В ход пошло всё: скороговорки, стихи, отрывки из опер и оперетт, песни, частушки, газеты и журналы, домашние задания, художественная литература.

      С той встречи прошло 4 года. Постоянные тренировки, выдержка, терпение, воля помогли избавиться от заикания. Ребенок говорит чисто, без одной запинки.

      (рецепт из ЗОЖ 2007, № 1, с. 12).

    • Когда ребенку исполнилось 7 лет, у него умерла бабушка, он начал заикаться. Тогда мама попросила его слова не говорить, а петь. Мальчик очень быстро научился говорить правильно, не заикаясь. (ЗОЖ 2005, № 22 с. 30).
    • Девочка заикалась с рождения. Перед тем, как пойти в школу, мама обошла всех врачей – никто не помог. На глаза ей попался журнал с советами, как вылечить заикание в домашних условиях:

      1. Вокруг заикающегося должна быть спокойная обстановка (ни криков, ни ругани, спокойная музыка)

      2. Все слова, которые говорит ребенок, он должен пропевать. Кроме того, петь протяжные песни.

      3. На ночь пить теплое молоко с медом. Оно расслабляет и успокаивает.

      Мама девочки последовала этим советам. Сейчас от заикания у ребенка не осталось и следа. При этом никаких таблеток и медикаментов она не принимала. (ЗОЖ 2006, № 6, с. 32).

    • Девочка после сильного испуга начала заикаться. Вылечили ее так: все окружающие ее взрослые родственники стали с ней не говорить, а петь. Если надо что-то спросить у девочки или сказать – всё нараспев. Месяца через четыре все стало хорошо.

      Во время лечения заикания ребенка желательно отгородить от сверстников, которые могут дразнить и обзывать. (рецепт из ЗОЖ 2002, № 19, с. 20).

    • Заикание у взрослых — лечение глухотой.

      Есть такое старинное народное средство лечения заикания в домашних условиях. Надо заткнуть уши на 7 дней так, чтобы почти не слышать своего голоса. И всё это время читать вслух, много говорить и даже петь. Должно пройти. (рецепт из газеты ЗОЖ 2007, № 3, с. 32).

      Лечения заикания у детей и взрослых народными средствами.

      Как вылечить заикание у взрослых и детей?

    • Народное лечение заикания в домашних условиях костяникой.

    У женщины после инсульта началось заикание, особенно в моменты волнения. Вылечить удалось настоем костяники: 1 ст. л. измельченных сушеных листьев заливала стаканом кипятка и настаивала 8 часов. Пила по 1/2 стакана 3 раза в день до еды. (ЗОЖ 2007, № 6, с. 33).

  • Чтобы избавиться от заикания, обязательно надо пить настой костяники. Растение нужно рвать вместе с зеленью и корнями, сушить. 1 ст. л. травы заливать 1 стаканом кипятка, укутывать и настаивать до остывания. Пить по 1 ст. л. 3 раза в день. (ЗОЖ 2005, № 17, с. 30).

    Пример использования этого народного средства:

    Ребенок после испуга начал заикаться. Водили его по разным специалистам, промучились более двух лет, но все впустую. Помощь пришла, откуда не ждали.

    Знакомая учительница ездила в областной центр на курсы повышения квалификации. Там слушала лекции преподавателя мединститута. Вернувшись, она посоветовала лечить заикание у ребенка по такому рецепту:

    Взять 1 ст. л. с верхом сухих листьев костяники, собранных в августе. Они должны быть уже со ржавыми пятнами. Залить 1 стаканом кипятка, настоять. Настой должен получиться горьким. Давать ребенку этот настой по 1 ст. л. 3 раза в день. Настой каждый день готовить свежий. Это народное средство помогло избавиться от проблем с речью. (ЗОЖ 2004, № 16, с. 22).

  • Лечение заикания у детей в домашних условиях травами.

    Ребенок в 3 года начал заикаться, да так сильно, что дело доходило до истерик. Куда только не обращались за лечением, но от заикания избавиться не удавалось. Знакомые подсказали обратиться за помощью к одной бабушке. Ей тогда было уже 99 лет. Бабушка принесла из своего сада траву и велела поить ребенка каждый день, пока он не начнет говорить без заикания. Сказала, что трава эта безвредная, пить можно хоть сколько, но сильная, помогает даже при помешательстве.

    Траву заваривали в литровой банке на глаз, заливали кипятком, укутывали. Когда зеленоватый настой остывал, поили ребенка без ограничений. Летом заваривали свежую траву, на зиму сушили.

    Через год заикание у ребенка прошло.

    Трава эта называется СПАРЖА, растет в огородах, ей часто украшают букеты. (ЗОЖ 2001, № 1, с. 19).

  • Лечение пустырником при нервном заикании у детей — эффективное народное средство.

    Ребенок пошел в 1-й класс. Там дети стали над ним насмехаться. От этого он страдал, стал заикаться, развилась депрессия, начались судороги. Врач-педиатр посоветовал поить ребенка на ночь настоем пустырника. Мама заваривала 1 л. л. пустырника 1 стаканом кипятка, настаивала, процеживала. Ребенок пил по 1 ст. л. настоя утром и вечером. Лечение длилось 7 дней, потом 7 дней перерыв, затем снова пустырник – 7 дней. Пил до тех пор, пока не стал нормально говорить. У него исчезли судороги, глаз перестал косить, с лица сошла болезненная гримаса.

    Так же удалось избавиться от заикания в домашних условиях с помощью пустырника соседской девочке. (ЗОЖ 2005, № 18, с. 29).

  • Как лечат от заикания целители из города Лиски.

    У женщины внук заикался с трех лет. В школе отвечал на все вопросы только письменно. После статьи в ЗОЖ о Иванкине Алексее Андреевиче из города Лиски Воронежской области (ул. Гагарина, д. 8, ) повезли туда внука. После 10-дневного лечения заикания у ребенка речь наладилась. Прошло 3 года, сейчас внуку 17 лет, говорит хорошо, но время от времени делает упражнения, которым научили его в Лисках. В группе тогда было 48 человек, лечились от заикания и дети и взрослые от 8 до 43 лет. Все уехали, разговаривая чисто. (ЗОЖ 2008, №4, с. 8, )

    2001 году Иванкину Алексею Андреевичу было 70 лет, но ему помогал 20-летний сын Алексей Алексеевич. Принимали в 2001 году по 20 человек в месяц. Дед и прадед у Алексей Андреевича так же были народными целителями. (2001, №20, стр. 8-9)

    АиФ «Здоровье» опровергает публикации «Вестник ЗОЖ». В статье АиФ написано, что Алексей Андреевич работает без патентов и образования, лечит от заикания странными методами, набирает группы до 100 человек.

    В соседнем же строении работает его брат – Иванкин Петр Алексеевич. Вот у него с лечением все нормально: группы по 20 человек, обстановка дружелюбная, с документами все в порядке, результаты лечения заикания – отличные. Помогает ему дочь Наташа (психолог) и сын Павел (медик). Братья Павел и Алексей не общаются между собой.

    lechim-sustavi.ru

    Это статья №4 из серии «Нарушения развития речи у детей и их коррекция»

    Заикание (логоневроз) — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи, чаще всего с 3 до 3,5 лет).

    В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

    Запинки несудорожного характера

    Запинки несудорожного характера — это физиологические запинки, а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи.

    Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы — это следствие того, что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

    Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР).

    В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка может быть различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку.

  • Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.
  • Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.
  • Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.
  • Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).
  • Удостоверьтесь, что ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.
  • Давайте ребенку время говорить без перерыва.
  • Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.
  • Если ребенок левша не переучивайте его.
  • Будьте спокойны и сдержаны.
  • Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.
  • Когда возникает заикание?

    Заиканию предшествуют речевые изменения, вовремя заметив которые можно быстрее начать лечение детей, и получить лучший результат. Первые признаки заикания таковы:

  • малыш вдруг отказывается говорить, при этом молчание может продолжаться несколько часов и даже целые сутки; после этого периода ребенок начинает говорить уже заикаясь (если успеть обратиться к психологу, логопеду до того, как ребенок начнет говорить с заиканием его вообще можно предотвратить);
  • ребенок перед произнесением отдельных слов добавляет лишние звуки, например а или и;
  • перед тем как начать говорить ребенок задумывается, как будто собирается с мыслями, напрягается, — затрудняется начать речь;
  • в словах и фразах ребенок делает паузы, «передышки»;
  • рассказывая что-либо, ребенок повторяет первые слоги в словах или целиком слова/фразы.
  • Если вы заметили какие-то симптомы из перечисленных, незамедлительно обратитесь к специалисту.

    Заикание или запинки судорожного характера

    Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше), — такое заикание считается первичным и для его преодоления необходимо соблюсти некоторые рекомендации:

    Ребенку с первичным заиканием необходим домашний охранительный режим:

  • Снижение раздражающий факторов, спокойная обстановка дома, устранение волнений. Взрослые дома должны говорить не громко. Исключит просмотр телевизора, радио. Прекратить на время контакты с окружающими (не ходить самим в гости, не принимать гостей у себя, меньше походов в магазины и т.п.). Лучше соблюдать режим молчания (на сколько это возможно) или использовать шепотную речь.
  • Ни в коем случае не говорить в присутствии ребенка о заикании, не обсуждать случившееся. Не задаривать ребенка подарками и не уступать капризам ребенка.. Не исправлять ребенка в момент его не правильного произношения, тем самым не фиксировать его внимание на дефекте.
  • Проконсультироваться с неврологом и педиатром по поводу назначения ребенку успокаивающих, общеукрепляющих, снотворных (если это необходимо) средств.
  • Строгое соблюдение режима дня, с обязательным дневным сном и прогулками не мене 2 раз в день.
  • Рекомендуются обтирания теплой водой, успокаивающие ванны, расслабляющий массаж.
  • Режим питания: 4 -5 раз в день, пища должна быть разнообразной, но рекомендуется острая пища
  • Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает.

    Но если этого не случилось, то ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность. Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

    Каковы причины заикания?

    Причиной заикания и нарушения речи может быть:

  • Инфекционное заболевание, ослабившее организм в целом и центральную нервную систему в частности.
  • Испуг или при постоянное грубое отношение.
  • Резкое изменение бытовых условий в худшую сторону, внезапное изменение режима дня, стрессовые перемены в семье (развод, смерть близкого родственника). При этом заикание может возникнуть как у ребенка, который начал говорить рано (с опережением), так и того, кто, наоборот, долго молчал. В первом случае заикание могут спровоцировать сами родители — постоянными просьбами «рассказать стишок» напоказ. Во втором случае, у ребенка, молчавшего до трех лет, и в раз начавшего стремительно и много (как говорится «взахлеб») говорить, вместе с бурным развитием речи может появиться и заикание.
  • И в зависимости от того, почему возникли нарушения речи, врачи строят прогнозы о выздоровлении. В одном случае детское заикание быстро излечивается. В другом — остается на всю жизнь. Чтобы помочь ребенку избавиться от этого недуга, самое важное — не пропустить его развитие. Для этого нужно:

    • быть очень внимательным к своему ребенку;
    • при необходимости обратиться к грамотному специалисту (и если логопед скажет, что «нужно подождать пару лет, а сейчас диагноз ставить рано», значит, нужно искать другого логопеда);
    • знать ответы на такие вопросы о заикании — когда, почему, как.
    • Как предотвратить заикание?

      Естественно, что логоневроз, так же как и любое заболевание, легче предотвратить, чем лечить. Это может показаться странным. Ведь понятно, что можно попытаться предотвратить простуду или ожирение. Но заикание кажется не таким предсказуемым, чтобы его можно было не допустить. Тем не менее профилактика заикания существует. И она такова:

    • Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.
    • Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
    • Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
    • Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
    • Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
    • Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
    • Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.
    • Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
    • Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
    • На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
    • Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
    • Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
    • И самое важное — в ребенке всегда нужно поддерживать положительную самооценку, находить время на общение с ним и никогда-никогда не обращаться к нему с упреком: «Замолчишь ли ты когда-нибудь, наконец. »

      Эти же рекомендации применимы для предупреждения рецидивов заикания.

      www.vitasite.ru

      Лечение заикания у детей и взрослых

      Не всем предначертано судьбой стать великим оратором, но говорить чисто и звучно, дано каждому. В этом уверены специалисты-психологи нашего Центра.

      Вероятно, вы замечали, что даже те, кто не нуждается в лечении заикания, начинают сбиваться из-за волнения, когда выступают перед аудиторией. Хотя для большинства это является естественной реакцией организма, мы все же утверждаем, что речью можно легко управлять в любой, даже самой напряженной ситуации.

      Когда какая-то ситуация вызывает напряжение, а вслед за этим нарушение речи, говорят о необходимости лечения заикания. Оно распространено среди людей, независимо от возраста, мешая полноценной жизни и приводя к возникновению страхов, проблем в общении и, в конечном итоге, самореализации личности.

      Заикание у детей и взрослых

      В раннем и дошкольном возрасте с появлением заикания у детей возникают трудности в общении и взаимодействии в среде сверстников и взрослых. Это, в свою очередь, ограничивает развитие ребенка и познание им окружающей действительности. При поступлении в школу и в период всего школьного обучения заикание мешает успешной учебной деятельности, результатом чего может быть высокая школьная тревожность, неуверенность в себе, плохая успеваемость. Заикание у взрослых сказывается на всей последующей жизни, препятствуя профессиональной деятельности, самореализации и взаимодействию с окружающими людьми. И потому, лечение заикания актуально независимо от возраста, поскольку со временем, как правило, проблемы только усиливаются, а не проходят сами собой.

      Причины и проявления заикания

      Говоря о лечении заикания, подразумевают работу с невротическим расстройством, которое имеет психосоматическую природу. Причины заикания связаны с нарушением деятельности глубинных управляющих психофизиологических программ.

      Такое нарушение происходит в результате влияния различных факторов. Это наследственные факторы, родовые и внутриутробные травмы, недостаточность развития моторики, неблагоприятные условия, такие как напряженная обстановка в семье и неправильные воспитательные приемы. Таким образом, развитию дефекта способствуют физиологические и психологические факторы. Заикание это симптоматический комплекс, причины которого находятся в глубинных слоях психики.

      Внешним проявлением речевого расстройства являются спазмы во время речевого акта. Их продолжительность достигает в тяжелых случаях девяноста секунд. Напряжение, скованность движений, вялость или нарушение координации сопровождают человека, страдающего от дефекта.проходят сами собой.

      Речевое расстройство провоцирует развитие чувства неполноценности. Чем больше сосредоточено внимание самого человека на дефекте, тем более выраженным он становится. Стеснение, концентрация внимания на речевых неудачах, мнительность, страх перед общением, ситуацией, потребность свести разговор к минимуму – все это очень мешает, а также находит отражение в еще большей физиологической выраженности речевого расстройства, в частности в усилении спазмов.

      Методы лечения заикания

      В современной медицине лечение заикания осуществляют многими методами, но по-настоящему эффективны среди них — единицы. Как правило, после такого лечения возникает ремиссия, когда заикание на какое-то время уменьшается, однако через некоторое время возникает вновь. И потому предлагаемые методы лечения заикания малоэффективны, поскольку не затрагивает глубинные причины возникновения данного речевого расстройства и не приводит к качественным изменениям психики человека.

      Так как заикание это серьезная психофизиологическая проблема, то для его эффективного лечения необходима комплексная психотерапевтическая работа. В своей работе мы применяем принципиально иные методы лечения заикания. Психотерапия логоневрозов направлена на гармонизацию и преобразование психики в целом, только в этом случае возможно устранение заикания и получение перманентного результата. Такая высокоэффективная программа лечения заикания была разработана директором нашего Центра Екатериной Светоч. Программа психотерапевтической коррекции и устранения заикания на основе МТТМ, не имеющая аналогов в мире, сертифицирована и имеет международный сертификат ЮНЕСКО. С помощью уникальных методик можно не только вылечить заикание, но и обрести внутреннюю уверенность и свободу общения.

      При работе с дефектом мы используем психотерапевтические методы, которые направлены на устранение не только его самого, но и сопутствующих фобий, навязчивых мыслей, осложняющих общую картину. Они-то и создают замкнутый круг, из которого страдающему речевым расстройством сложно выбраться самостоятельно.

      В лечении заикания важен индивидуальный подход. Тем, кому свойственны незначительные дефекты речи, подходит один метод, а для тех, чьи речевые расстройства более значительны, требуется иной подход. Принять во внимание следует и возраст.

      Результаты, которых вы добьетесь, согласованно работая со специалистами нашего Центра, помогут не только обрести плавность речи, но и развить ораторские способности.

      Если вы действительно хотите избавиться заикания, необходимо записаться на первичный прием,в рамках которого проводится обследование и определяется схема лечения.

      Генеральный директор Центра, практический психолог, детский психолог, подростковый психолог, семейный психотерапевт.

      www.cps06.ru

      Это интересно:

      • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
      • От стресса жир на животе Как убрать жир с живота Не секрет, что в развитых странах та или иная степень ожирения наблюдается у значительной части населения. Задача, как убрать жир с живота и с боков, уже не считается только косметической проблемой. Избыточная масса тела существенно увеличивает риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета второго типа, артериальной […]
      • Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Легкий способ начать новую жизнь. Как избавиться от стресса, внутренних конфликтов и вредных привычек Awaken Your Strongest Self Break Free of Stress, Inner Conflict, and Self-Sabotage Издано с разрешения McGraw-Hill Companies, Inc. © 2007 by Neil Fiore. All rights reserved. © Перевод на русский […]
      • Инвалидность до 18 лет при аутизме Медико-социальная экспертиза В соответствии с действующим законодательством: "На медико-социальную экспертизу гражданина направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь в соответствии с п.16 «Правил признания лица инвалидом» ПОСЛЕ проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, в т.ч. […]
      • Уровень депрессии по беку Депрессия от фенибута Профессиональные тесты, методы диагностики Anais » Пт ноя 06, 2009 1:37 am Уровень депрессии по шкале Бека (в баллах) - 17. Мягкая депрессия. Вероятно, есть причины причины для беспокойства. Задумайтесь. Люди часто, не достигнув желаемого, делают вид, что желали достигнутого. Anais Dark side Егор(Георгий) » Пт ноя 06, 2009 […]
      • Депрессия проходит сама Депрессия: лечиться или само пройдет Во времена Святой инквизиции ее называли одержимостью нечистой силой, в эпоху Возрождение – меланхолией, в XIX веке – ипохондрией, в XX – «острой реакцией на стресс». У этой болезни много имен. Во времена Святой инквизиции ее называли одержимостью нечистой силой, в Возрождение – меланхолией, в XIX веке – […]
      • Стресс у сотрудников овд Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Шихова Анна Павловна Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Шихова Анна Павловна. Профессиональный […]
      • Нарушение чтения у детей с умственной отсталостью Логопедическое обследование детей с умственной отсталостью Обследование дошкольников с умственной отсталостью Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов […]