Стресс Виды стресса

Виды стресса и классификация — описание, особенности и последствия

Любой человек встречается со стрессом. По пути на работу, на протяжении трудового дня и по возвращении домой люди сталкиваются с напряженными ситуациями.

Для некоторых подобный образ жизни становится привычным, они постепенно адаптируются к нему, и это печально. Ведь последствием нервного перенапряжения могут стать различные физические и психические патологии.

Вследствие событий, которые происходят в жизни людей (конфликты, спешка, неприятности на рабочем месте, трудности с деньгами) возникают явления, влияющие на деятельность организма. Комплекс таких симптомов называется стрессом. Это совокупность физиологических и психологических реакций. Чтобы предотвращать такие состояния, успешно справляться с ними, следует иметь четкое представление о стрессе, видах, причинах данного явления.

Существует несколько различных классификаций этого понятия. Согласно одной из них выделяют эустресс и дистресс. Первая категория представляет собой ситуацию, которая воздействует на человека скорее положительно, чем отрицательно. При эустрессе даже беспокойство и эмоциональное перенапряжение сопровождаются осознанием того, что возникшие препятствия можно преодолеть. Такое явление в целом позитивно воздействует организм, и его присутствие в жизни необходимо. В отличие от первой разновидности, вторая – дистресс – представляет собой нарушение психологического равновесия. Это явление негативно сказывается на состоянии организма.

Виды стресса, оказывающего вредное воздействие

Итак, не всегда нервное перенапряжение отрицательно влияет на человека. При эустрессе люди направляют свои силы и используют внутренние резервы для получения результата. Когда цель достигнута, они испытывают радость и удовлетворение. Однако при дистрессе ситуация противоположная. Такое явление возникает внезапно или развивается постепенно. В любом случае оно приводит к возникновению болезней, психических расстройств. Виды эмоций стрессы такого характера провоцируют лишь отрицательные. Итак, разрушающее воздействие на организм человека оказывают следующие виды перенапряжения:

Если стрессовое состояние присутствует в жизни человека постоянно, организму становится все труднее устоять перед перенапряжением и справляться с ним. Это приводит к снижению иммунитета, тяжелым патологиям и даже смерти.

Физиологическое перенапряжение

Это один из видов стресса, который появляется вследствие отрицательного влияния факторов внешней среды. Это может быть переохлаждение, перегрев, отсутствие достаточного количества питьевой воды и пищи. В случае когда люди осознанно обрекают себя на такие испытания, они должны понимать, какие последствия способны вызвать данные явления. Даже после того как отрицательное влияние факторов внешней среды прекращено, человеку необходим период восстановления. К физиологическому стрессу можно отнести следующие разновидности:

  • Химический (возникает из-за влияние определенных веществ на процессы, происходящие в организме человека).
  • Биологический (обусловлен наличием вирусных, инфекционных или иных патологий).
  • Физический (связан с интенсивными занятиями спортом у профессионалов).
  • Механический (вызван увечьем какого-либо органа, части тела либо хирургическим вмешательством).
  • Среди тех видов стресса, которые часто встречаются сегодня, выделяют перенапряжение, связанное с пищевыми расстройствами. Однако если ограничения в питании продолжаются недолго, они не наносят организму сильного вреда.

    Психологический и эмоциональный стресс

    Это явление представляет собой перенапряжение из-за обстоятельств, вызывающих беспокойство и сильные переживания. Иногда человеку свойственно придумывать себе проблемы и испытывать волнения по поводу несуществующих трудностей. Однако психологический стресс возникает даже в этом случае. Это явление бывает кратковременным. В некоторых ситуациях мобилизация ресурсов организма способна спасти человеку жизнь. Кратковременный дистресс возникает внезапно, связан с опасностью. Он обычно проходит быстро и не оказывает отрицательного влияния на организм. Хронический дистресс представляет собой постоянное эмоциональное перенапряжение. Оно воздействует на тело и психику людей негативно, провоцирует чувство страха, подавленность и даже попытки самоубийства. Также существует нервный дистресс. Это состояние, которое сопровождает лиц с неврозами. Такие люди нуждаются в помощи специалиста.

    Виды стресса в психологии

    Это явление возникает в результате переживаний, связанных с личностным кризисом или взаимодействием с окружающими. Различают следующие типы психологического стресса:

  • Личностный (возникает из-за отсутствия гармонии человека с самим собой).
  • Межличностный (появляется вследствие ссор в семье, напряженных отношений внутри рабочего коллектива).
  • Эмоциональный (возникает из-за сильных переживаний, сопровождает длительное или хроническое перенапряжение).
  • Профессиональный (появляется в результате проблем в трудовой деятельности).
  • Информационный (возникает вследствие быстрого ритма жизни, большого количества задач, которые человек вынужден решать и с которыми ему трудно справляться).
  • Экологический (появляется из-за отрицательных воздействий факторов внешней среды).
  • Различные стрессовые ситуации неизбежно возникают в жизни у каждого. В противном случае человеческое существование было бы бессмысленным. Однако психологические стрессы часто связанны не столько со сложившейся ситуацией, сколько с тем, как реагирует на нее конкретная личность.

    Этапы развития стрессовых реакций

    Итак, организм человека определенным образом отвечает на воздействие факторов, вызывающих перенапряжение. Существует несколько фаз стрессовых реакций. Принято рассматривать следующие стадии:

    1. Фаза тревоги (предполагает включение механизмов защиты и мобилизацию ресурсов организма для борьбы с перенапряжением).
    2. Этап сопротивления (предполагает уменьшение активности механизмов, которые помогают бороться со стрессом). Если организм не может противостоять действию сильного раздражителя, он ослабляется.
    3. Фаза истощения (характеризуется сильной усталостью, снижением активности, болезненными симптомами).
    4. Практически все виды психологического стресса предполагают прохождение этих стадий. Интенсивность реакций организма зависит от того, насколько сильным является перенапряжение и в течение какого времени его испытывает человек.

      Сильное эмоциональное перенапряжение сопровождается появлением ряда симптомов. В качестве признаков стресса можно перечислить такие как:

    5. Повышенная возбудимость.
    6. Постоянные переживания, неспособность отвлечься от них.
    7. Ухудшение когнитивных функций.
    8. Раздражительность.
    9. Пассивность.
    10. Подавленное настроение.
    11. Нарушения сна.
    12. Уменьшение или усиление аппетита.
    13. Подобные симптомы свидетельствуют о том, что у человека присутствуют психические нарушения и ему требуется помощь специалиста.

      Психологические особенности и их влияние на появление стрессовых реакций

      Известно, что некоторые индивидуальные характеристики человека объясняют то, как он ведет себя в условиях перенапряжения. В результате многолетних наблюдений специалистам удалось установить зависимость между психологическими особенностями и манерой поведения в сложных обстоятельствах.

      Люди с меланхолическим типом темперамента при стрессе чувствуют сильный страх, беспокойство. Они склонны винить себя в сложившейся ситуации, паниковать, не могут проявлять силу воли.

      Холерики в критических ситуациях демонстрируют агрессию, срываются на других. Часто из-за повышенной возбудимости у них возникают патологии, такие как язвенная болезнь, повышенное давление, проблемы с сердцем. Лицам с холерическим темпераментом трудно смириться со сложившейся ситуацией, они не могут принять ее.

      Флегматики, как правило, стараются быть уравновешенными в тяжелых обстоятельствах. Спасение от стрессов они ищут в еде, и это провоцирует проблему лишнего веса. При перенапряжении флегматики часто демонстрируют замкнутость, сонливость, вялость, нежелание справляться с трудностями.

      Сангвиники в стрессовых ситуациях стараются мыслить позитивно, сохранять уверенность в себе. Они способны проявлять силу воли и эффективно справляться с перенапряжением.

      Реакция на разные виды стресса, эмоциональный ответ на него во многом закладывается в детстве. Если мать и отец учили ребенка не паниковать, адекватно оценивать себя и свои возможности, он сможет в дальнейшем противостоять негативному влиянию сложных обстоятельств жизни.

      Острые реакции на стресс

      Такие явления возникают тогда, когда человек попадает в критические ситуации, которые угрожают его жизни, или становится их свидетелем. Это могут быть военные действия, стихийные бедствия, теракты, аварии, ДТП, преступления. Такие ситуации оказывают негативное воздействие не только на тех, кто претерпел физический и моральный ущерб, но и на их родных и друзей. Виды острых реакций на стресс бывают следующими:

    14. Перевозбуждение, повышенная двигательная активность (проявляется на фоне сильного испуга, паники, когда человек не способен контролировать свои действия).
    15. Торможение (снижение активности, вялость, равнодушие по отношению к происходящему, отсутствие желания разговаривать и совершать какие-либо действия).
    16. Часто люди, которые становились участниками или свидетелями каких-либо травмирующих событий, испытывают настолько сильное эмоциональное перенапряжение, что нуждаются в медицинской помощи.

      Виды стрессов в профессиональной деятельности

      Любой человек, который работает, сталкивается с эмоциональным перенапряжением. Оно связано как с трудовой деятельностью, так и с общением и между начальством и подчиненными, внутри коллектива. Среди видов профессионального стресса можно перечислить следующие:

    17. Коммуникативный (связан с межличностными отношениями между людьми, работающими в коллективе).
    18. Профессиональный стресс достижения (возникает из-за боязни сделать работу неправильно, не добиться поставленных целей).
    19. Профессиональный стресс конкуренции (стремление быть лучше, чем коллеги, неоправданные жертвы ради этого).
    20. Стресс успеха (ощущение бессмысленности тех усилий, которые были направлены на достижение результата).
    21. Стресс подчинения (страх перед ответственностью, боязнь начальства, повышенная тревожность при исполнении обязанностей).
    22. Перенапряжение, связанное с рутиной (явление, характерное для офисных работников, которым приходится решать довольно монотонные задачи, отсутствие новизны, позитивных эмоций).
    23. Переживания, связанные с профессиональной деятельностью, нередко приводят к психическим нарушениям и развитию депрессивных расстройств. Иногда отдых, занятие любимым делом, спорт или путешествие помогают справиться с проблемой. Но если стресс приобрел хроническое течение, необходима помощь психолога.

      Как предотвратить эмоциональное перенапряжение?

      Имея представление о том, какие бывают виды стресса и его признаки, многие задают вопрос о методах борьбы с этим явлением. Справиться с перенапряжением нелегко, так как не всегда людям удается предотвратить или избежать ситуаций, которые его провоцируют. Однако если придерживаться общих рекомендаций (хорошо высыпаться, заниматься спортом, проводить свободное время с близкими, мыслить позитивно), можно значительно уменьшить перенапряжение. Но не все способны эффективно справиться со стрессом. Если ситуация слишком сложная, можно обратиться за медицинской помощью. Как правило, успокоительные препараты помогают уменьшить неприятные переживания. Однако лекарства следует принимать только по назначению врача. Если в жизни человека присутствует хронический стресс, он должен выработать тактику борьбы с ним, так как это явление опасно тем, что провоцирует проблемы со здоровьем.

      www.syl.ru

      Сайт пожарных | Пожарная безопасность

      Последние публикации:

      Профессиональный стресс: виды, причины, последствия и методы реагирования

      Понятие «стресс». Виды стресса

      Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

      Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Первооткрыватель стресса Г. Селье дал следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

      Существуют два компонента стресса:

      1.стресс-фактор – «требование», то есть то, что воздействует на человека;

      2.стресс-реакция – ответная неспецифическая реакция организма на воздействующий стимул.

      Воздействие стресс-фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса:

    24. активацию стандартных неспецифических реакций, которые развиваются при воздействии любого необычного для организма стимула.
    25. мобилизацию физиологических систем, которые обеспечивают приспособление именно к данному фактору.
    26. Интенсивность стресс-реакции зависит от

      Какие бывают причины стресса?

      Психологические , которые в свою очередь подразделяются на

      Уровни проявления стресса

    27. эмоционально-поведенческий
    28. вегетативный
    29. когнитивный
    30. социально-психологический
    31. Эустресс – мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций.

      Дистресс – дезорганизует поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических процессов.

      Факторы, способствующие возникновению дистресса

      Факторы, способствующие возникновению эустресса

      Наличие опыта решения подобных проблем

      В зависимости от проявления стресс-реакции различают несколько видов стресса:

    32. Острый стресс – возникает непосредственно в ответ на воздействующий стресс-фактор (т.е. здесь и сейчас).
    33. Отложенный стресс – характеризуется некоторой «отложенностью» переживаний на определенный период, что может быть связанно с разными причинами.
    34. Накопленный (хронический) стресс – возникает при непрерывном или регулярном стрессовом воздействии, сила которого, как правило, невелика.
    35. Травматический стресс возникает, если:

      • Человек оказывается в ситуации, которая выходит за рамки обычного человеческого опыта (например, угроза жизни, гибель людей, насилие, стихийные бедствия).
      • Эта ситуация не поддается контролю.
      • Возникают интенсивные переживания беспомощности, страха.
      • Способы адаптации к стрессовой ситуации

        Копинг-механизмы (осознаваемые), подразделяются на:

        Защитные механизмы (неосознаваемые)

        Профессиональный стресс – это стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. У специалистов ЕДДС, пожарных и спасателей развитие профессионального стресса выражается в форме накопленного стресса.

        Проявления накопленного профессионального стресса :

      • снижение производительности труда;
      • постоянное ощущение внутреннего дискомфорта;
      • утрата ценностных мотивов к труду (изменение мотивации деятельности);
      • разочарование в результатах собственной деятельности и в себе;
      • возникновение психосоматических заболеваний, устойчивых депрессивных состояний.
      • Профессиональное выгорание – выработанный личностью защитный механизм в ответ на неблагоприятные для психики воздействия, в сфере профессиональной деятельности. Процесс профессионального выгорания развивается поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса.

      • тревоги;
      • резистентности;
      • истощения.
      • Следствием профессионального выгорания может стать уход человека из профессии.

        П рофессиональное здоровье процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, которые обеспечивают высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни.

        Три вопроса, ответы на которые помогают сформировать адекватное отношение к собственной деятельности и к возможности реализовывать себя в ней:

      • Каковы особенности моей профессиональной деятельности и как они на меня влияют?
      • Чем я обладаю, для того чтобы быть успешным в этой деятельности?
      • Зачем я выполняю эту деятельность?
      • Эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни.

        Дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах.

        Стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы. Стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.

        Признаки стрессового напряжения :

        1. невозможность сосредоточиться;
        2. частые ошибки в работе;
        3. ухудшение памяти;
        4. частое возникновение чувства усталости;
        5. быстрая речь;
        6. мысли часто улетучиваются;
        7. довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка);
        8. повышенная возбудимость;
        9. работа не доставляет прежней радости;
        10. потеря чувства юмора;
        11. Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности:

        12. психофизиологической конституцией,
        13. чувствительностью к воздействиям (сензитивностью),
        14. особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
        15. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

          Физиологическими признаками стресса являются язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

          Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

          Стадия тревоги – это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Этот приспосо­бительный механизм возник еще на заре эволюции, когда для того, чтобы выжить.

          Биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в со­стояние напряженной готовности – готовности бороться или бежать от опасности.

          Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени.

          На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально – организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.

          Все изменения, происходящие на этой стадии адаптаци­онного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.

          Стадия истощения. Если человек длительное время находится в стрессе, то наступает момент, когда человек уже не можем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне – либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.

          Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса:

        16. психологическому (изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности);
        17. поведенческому (непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них.
        18. Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию.

          Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.

          Отложенный стресс . Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор.

          Постоянный накопленный (хронический) стресс.

          Постоянный стресс суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.).

          Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека.

          Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.

          Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

          Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента:

        19. угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию,
        20. невозможность что-либо сделать, беспомощность.
        21. Способы реагирования на стресс

          В живых организмах есть механизмы устойчивости к различ­ного рода стрессам. Вследствие познания этих механизмов возможна выработка адекватных методов реабилитации, способных поднять устойчивость человека к воздействию стрессовых факторов (стрессоустойчивость).

          К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:

          Личностные черты, обусловливающие повы­шенную стрессоустойчивость:

        22. Уровень самооценки.
        23. Уровень субъективного контроля.
        24. Уровень личностной тревожности.
        25. Баланс мотивации достижения и избегания.

      Умение справляться со стрессом зависит от:

    36. настойчивости;
    37. умения принимать решения;
    38. рационального осмысления своих поступков;
    39. организованности;
    40. умения создать свой круг общения;
    41. умения «качественно» общаться;
    42. умения контролировать себя.
    43. Динамика профессионального стресса

      Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом.

      Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

      Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

      Причины производственного стресса:

      К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д. Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. Например, после чернобыльской катастрофы у многих «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая к серьезному стрессу. К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач «скорой помощи»), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т. д.

      Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так, для работников нефтедобывающей промышленности это будет авария на буровой установке или газопроводе, для биржевого маклера – обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отдела снабжения – срыв поставок сырья или комплектующих.

      Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

      В числе главнейших стрессов руководители различного уровня назвали:

    44. сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций»;
    45. «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;
    46. «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними», «постоянную нехватку времени»;
    47. «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий);
    48. «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами»;
    49. «потерю смысла деятельности»;
    50. «стресс несбывшихся надежд» и т. д.
    51. Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматических заболеваний:

      • повышенная раздражительность;
      • бессонница, гипертония или вегетососудистая дистония;
      • нарушения функций желудочно-кишечного тракта (запоры, язва желудка, дисфункция поджелудочной железы);
      • головная боль, мышечные боли различной этиологии и т. д.
      • Презентация доступна по кнопке скачать после статьи

        fireman.club

        Понятие стресса. Виды стрессов

        Стресс – совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем.

        Различают кратковременный ( острый ) и долговременный ( хронический ) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.

        Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса — шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.

        Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

        Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

        Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

        Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

        Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

        Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

        Психоэмоциональный стресс является защитно-приспособительной реакцией, мобилизующей организм на преодоление разнообразных, нарушающих жизнедеятельность, препятствий, при возникновении многих конфликтных ситуаций, в которых субъект ограничен в возможностях удовлетворения своих основных жизненно важных биологических и социальных потребностей.

        Описывая стрессовый процесс Селье выделил три фазы:

        1) Реакция тревоги — наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма. Происходит возбуждение симпатической нервной системы; гипоталамус посылает химический сигнал в гипофиз, заставляя его усилить выделение адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в свою очередь попадает с кровью в надпочечники и вызывает секрецию кортикостероидов — гормонов, которые подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами. Ученые измеряют стрессовую реакцию по увеличению содержания норадреналина, АКТГ или кортикостероидов в крови;

        2) Фаза сопротивления, характеризующаяся мобилизацией ресурсов организма для преодоления стрессовой ситуации. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству;

        Каждый человек проходит через эти две стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию.

        3) Фаза истощения, которой соответствует стойкое снижение ресурсов организма. Она наступает в том случае, если стрессор продолжает воздействовать в течение достаточного периода времени.

        Стресс — неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей жизнь была бы гораздо более скучной. Иногда стресс выполняет роль своего рода вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании. Если же совокупность этих вызовов и сложных задач становится очень большой, тогда способность человека справляться с этими задачами постепенно утрачивается.

        Тревожность состояние сознания и тела, связанное с беспокойством, напряжением и нервозностью. В жизни каждого человека случаются моменты, когда он испытывает стресс или тревожное состояние. В сущности состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями, заставляя мозг интенсивно работать и приводя организм в состояние готовности к действию. Когда тревоги и страхи начинают подавлять человека и влиять на его повседневную жизнь, могут возникать так называемые тревожные расстройства. Тревожные расстройства, в том числе панические состояния, боязнь потерять работу, специфические страхи, посттравматические стрессы, обсессивно-компульсивные расстройства и общее состояние беспокойства, обычно начинают проявляться в возрасте после 15-20 лет. Тревожные расстройства расцениваются как хронические заболевания, которые могут прогрессировать без лечения. На данный момент существуют эффективные методы их лечения.

        biofile.ru

        Причиной стресса является стрессор — стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства [Гринберг, 2002]. В зависимости от природы стрессоров и характера их влияний выделяют различные виды стресса. Селье впервые описал физиологический стресс, который возникает в ответ на переживание боли. Он выделял также эустресс и дистресс. Эустресс — стресс полезный, так как вызывает мобилизацию организма, поднимает жизненный тонус, дает нам возможность для самореализации. Однако если стрессовый фактор слишком сильный или его действие слишком длительно, а ресурсов для его преодоления у нас недостаточно, это приводит к развитию дистресса. Дистресс (от англ. distress — истощение, несчастье, горе) — это вредоносный стресс, связанный с отрицательными переживаниями и приводящий к развитию психосоматических изменений. Дистресс может оказывать отрицательное воздействие на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.

        Традиционно в психологии выделяют физиологический и психологический виды стресса. Психологический стресс включает в себя эмоциональный и информационный виды стресса. Однако Ю. В. Щербатых [2006] разделяет понятия «психологического» и «эмоционального» стресса, указывая, что эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.). В то же время оба вида стресса имеют общую схему развития (тревога-адаптация-истощение), описанную еще Г. Селье. Многочисленные исследования доказали неразрывную связь стресса и эмоций, и в современной литературе можно встретить также термин «психоэмоциональный стресс».

        По мнению автора теории информационного стресса В. А. Бодрова [2000], любой психологический стресс носит информационный характер, так как содержит информацию о каких-либо неблагоприятных событиях. Однако наиболее остро информационный стресс проявляется в деятельности операторов, работающих в условиях информационных перегрузок.

        Информационные факторы стресса в наибольшей степени проявляются в тех профессиях, где решающее значение имеют такие характеристики деятельности, как алгоритмизация и эвристичность [Колчев, 2006]. Алгоритмизация выражается в регламентированности и необходимости следовать четким инструкциям. При высоком уровне алгоритмизации (например, в работе операторов АЭС, рабочих конвейерного производства и т. д.) незначительное отступление от инструкции может иметь тяжелые последствия, что определяет изначально высокий уровень стресса у «представителей подобных профессий. Однако в профессиях с низким уровнем алгоритмизации (например, работа врача, психотерапевта, специалиста в области рекламы и маркетинга), где способы решения задач слишком многообразны (врач понимает, что больного надо вылечить, однако для этого существуют десятки методов и сотни лекарственных препаратов), специалисты тоже испытывают стрессы. К информационным факторам стресса относят также уровень эвристичности деятельности. Если уровень эвристичности деятельности предельно высок, то есть работник все время сталкивается с необходимостью придумывать что-то новое, работать нестандартно, креативно, это неизбежно приведет к стрессу. В то же время при слишком низком уровне эв-ристичности, присущем работе техников, контролеров, диспетчеров, санитаров, данные категории работников испытывают стресс вследствие информационного однообразия деятельности.

        В настоящее время ученые выделяют также социальный и профессиональный виды стресса [Никифоров, 2002; Лазарус, 1989; Щербатых, 2006; Маслач, 2006; Бодров, 2000; Куликов, 1995; и др.]. Социальный стресс связан с переживанием критических жизненных ситуаций, многие из которых являются по-настоящему драматичными (потеря близких, социальные кризисы, отделение от семьи и друзей и др.). Современные исследователи считают, что именно социальный стресс наиболее опасен, так как он представляет угрозу физическому, психологическому и психическому здоровью.

        Изобилие напряженных ситуаций в профессиональной деятельности современного человека привело к выявлению такого многообразного феномена, как профессиональный стресс. Последствия профессиональных стрессов оказались настолько негативны для здоровья работника, что сегодня этот вид стресса выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).

        Исследования особенностей поведения людей в ситуациях военных действий и переживания экстремальных нагрузок привели к возникновению нового направления в психологии и психотерапии, которое изучает травматический стресс. Он связан с переживанием психологической травмы, то есть события высокой степени стрессогенности. Травматический стресс сопровождается тяжелыми переживаниями тревоги, депрессии и чувства вины.,

        Учитывая, то, что любая стрессовая ситуация обладает такими характеристиками, как интенсивность и длительность протекания, можно выделить следующие виды стрессоров: повседневные микрострессоры, макрострессоры (критические жизненные события) и хронические стрессоры [Абабков, Перре, 2004]. Повседневные микрострессоры (ссоры в семье, на работе, с соседями, незначительное повышение цен и т. д.) — это мелкие трудности, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Хотя они могут быть неприятными для нас, мы легко адаптируемся к ним в течение нескольких минут или часов.

        Критические жизненные события являются для нас более сильными стрессорами и могут требовать более длительной адаптации — нескольких недель или месяцев. К хроническим стрессорам относят постоянно повторяющиеся тяжелые испытания (например, тяжелые неизлечимые болезни — собственные или у кого-либо из членов семьи, переживания последствий развода и т. д.). Адаптация к этим видам стресса может длиться годы.

        Из двух показателей — длительность и интенсивность воздействия — именно длительность выступает наиболее вредоносной характеристикой [Гринберг, 2002].

        Самая трудная область исследований стресса, по мнению современных исследователей, — психологический стресс. Именно со стрессорами этой категории мы сталкиваемся наиболее часто. Исследования психологического стресса оказались сложными именно потому, что возможные реакции личности на стресс могут быть очень вариативны.

        Особенность психологического стресса заключается в том, что этот вид стресса может развиваться под воздействием не только реальных, но и вероятностных событий, которые еще не произошли, но могут произойти в будущем, вызывая тревогу и страх у человека. Например, если во время полета на самолете человек испытал удушье, то одна мысль о предстоящем полете может вызвать у него сильную эмоциональную реакцию. Таким образом, на развитие психологического стресса влияет множество личностных факторов, важнейшими из которых являются:

      • эмоциональная стабильность личности;
      • локус контроля личности;
      • опыт преодоления подобных стрессовых ситуаций в прошлом;
      • особенности мышления, влияющие на восприятие стрессовой ситуации;
      • готовность человека обратиться за социальной поддержкой и др.
      • 5psy.ru

        Понятие «стресс». Виды стресса. Стадии развития стресса. Постстрессовый синдром

        Стресс – целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Данное понятие было введено английским учёным Г. Селье. Буквально «стресс» означает «напряжение».

        Создатель теории стресса Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. сопротивлению, борьбе, бегству. Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим психологические и физиологические компоненты.

        Стрессами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и сложные ситуации (необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор).

        При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменение адаптивной активности), но и даёт комплексную обобщённую реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

        Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще.

        Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей:

        — Интенсифицировать соматические возможности человека,

        — Улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление),

        — Резко изменить психологические установки.

        Он может сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и т.д.

        Г. Селье выделил две разновидности стресса:

        1. Физиологический (эустресс).

        2. Патологический (дистресс). Он возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей.

        Эустресс – это воздействие, которое оказывает позитивное влияние на работоспособность или благополучие.

        Стресс обеспечивает человеку условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.

        Стрессорами могут быть не только сильные, реально действующие раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а так же другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

        Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следует развод, тюремное заключение, тяжелая болезнь, крупный долг… Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьёзную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

        Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба, рождение ребёнка, выдающееся личное достижение, переезд на новое место жительства и даже отпуск. Т.о., если Вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жильё, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат – «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

        В стрессе выделяют 3 фазы:

        1. Реакция тревоги;

        2. Фаза стабилизации;

        3. Фаза истощения.

        На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.

        На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и укрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза (истощение) становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

        У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремлённости. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.

        Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник – информационный дефицит, ситуация неопределённости, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

        Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние челове­ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек­тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

        Фрустрация сопровождается це­лой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизо­вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че­ловек может проявлять озлобленность, подавленность, внеш­нюю и внутреннюю агрессию.

        Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воз­действующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная соци­альная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

        Наиболее сильные стрессы человек переживает при негативных изменениях в отношениях с наиболее близкими, значимыми людьми (родители, дети, супруги, близкие друзья). Потеря партнёра (супруга) воздействует на 4 наиболее важные области социально – психологического функционирования отношений.

        Во-первых, утрачивается возможность сравнения человеческих суждений, в том числе о собственной значимости с мнением наиболее значимого для личности человека. Утрата точки зрения партнёра может создать трудности для уверенного уместного поведения, возникает состояние неуверенности в себе, что может повлечь дестабилизацию межличностных связей. Во–вторых, утрачивается социальная и эмоциональная поддержка. В третьих, теряется материальная и целевая поддержка. В четвёртых, ощущение социальной защищённости.

        Таким образом, очевидно, что стресс – это неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколько-нибудь значимыми событиями – как приятными, так и не приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупредить потенциальные не удачи, но и отказ от лишних достижений и радостей жизни.

        Как бы человек ни старался избежать неприятных переживаний, это не удаётся. Но негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные. Как заметил Дж. Стейнбек: «что толку в тепле, если холод не подчеркнёт всей его прелести?»

        Чтобы преодолеть негативные переживания, не допустить их перехода в патологический стресс психологи предлагают:

        — Физическую активность, как простейшее средство (прогулка, занятие спортом, различные виды физической работы);

        — Смену видов деятельности, когда положительные эмоции от нового вида деятельности вытесняют отрицательные.

        Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.

        studopedia.ru

        Это интересно:

        • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
        • От стресса жир на животе Как убрать жир с живота Не секрет, что в развитых странах та или иная степень ожирения наблюдается у значительной части населения. Задача, как убрать жир с живота и с боков, уже не считается только косметической проблемой. Избыточная масса тела существенно увеличивает риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета второго типа, артериальной […]
        • Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Легкий способ начать новую жизнь. Как избавиться от стресса, внутренних конфликтов и вредных привычек Awaken Your Strongest Self Break Free of Stress, Inner Conflict, and Self-Sabotage Издано с разрешения McGraw-Hill Companies, Inc. © 2007 by Neil Fiore. All rights reserved. © Перевод на русский […]
        • Инвалидность до 18 лет при аутизме Медико-социальная экспертиза В соответствии с действующим законодательством: "На медико-социальную экспертизу гражданина направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь в соответствии с п.16 «Правил признания лица инвалидом» ПОСЛЕ проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, в т.ч. […]
        • Уровень депрессии по беку Депрессия от фенибута Профессиональные тесты, методы диагностики Anais » Пт ноя 06, 2009 1:37 am Уровень депрессии по шкале Бека (в баллах) - 17. Мягкая депрессия. Вероятно, есть причины причины для беспокойства. Задумайтесь. Люди часто, не достигнув желаемого, делают вид, что желали достигнутого. Anais Dark side Егор(Георгий) » Пт ноя 06, 2009 […]
        • Депрессия проходит сама Депрессия: лечиться или само пройдет Во времена Святой инквизиции ее называли одержимостью нечистой силой, в эпоху Возрождение – меланхолией, в XIX веке – ипохондрией, в XX – «острой реакцией на стресс». У этой болезни много имен. Во времена Святой инквизиции ее называли одержимостью нечистой силой, в Возрождение – меланхолией, в XIX веке – […]
        • Стресс у сотрудников овд Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Шихова Анна Павловна Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Шихова Анна Павловна. Профессиональный […]
        • Нарушение чтения у детей с умственной отсталостью Логопедическое обследование детей с умственной отсталостью Обследование дошкольников с умственной отсталостью Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов […]