Стресс состояние напряжения

Стресс и его виды. Фазы стресса;

Стресс ( англ. stress – давление, нажим, напряжение ) – состояние, возникающеее в ответ на экстремальное воздействие – стрессор [ 43 ]. Слово “стресс” пришло в английский, а теперь и в русский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как “дистресс”. Первый слог постепенно исчез из-за “смазывания” или “проглатывания” и сейчас слово “стресс” понимают в значении “дистресса” ( англ. distress – горе, нужда).

Дистресс всегда вредоносен или неприятен [ 40, c.29], вызывает отрицательные эмоции, чувство неудовольствия. В противовес ему “эустресс” вызывает положительные эмоции, чувство удовольствия [20, с.53]. Конечно, удобнее было бы разделить понятие “стресс” на “дистресс” и “эустресс” и оперировать именно этими двумя понятиями, но употребление слова “стресс” в смысле “дистресса” настолько широко и глубоко вошло в обиход, что во избежание недоразумений мы будем считать, что стресс – состояние психического напряжения, вызывающее отрицательные эмоции.

В зависимости от стрессового фактора выделяют два основных вида стресса: физиологический и психологический. Психологический будем подразделять на информационный и эмоциональный; последний развивается в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д.

Рисунок 17– Виды стресса

Основоположник концепции стресса, канадский врач Ганс Селье (1907–1982) в 1936 г. установил, что любой вид стресса вызывает однотипную (неспецифическую) реакцию организма, которая получила известность как общий адаптационный синдром (ОАС) [ 40, c.35 ]. В нём Г. Селье выделил три фазы (стадии): первая – реакция тревоги и мобилизации защитных сил организма. В этой фазе начинается адаптация организма к новым условиям. На этой стадии человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации соответствующих органов и систем организма, без структурных перестроек.

Во второй фазе – фазе сопротивления – стабилизируются и закрепляются на новом уровне все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе. Идёт интенсивный перерасход адаптационных резервов. Продолжительность сопротивления зависит от врождённой приспособительной способности организма и от силы стрессора. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, то наступает третья фаза – истощение, поскольку способность к адаптации не безгранична.

Время действия стресса

1 –фаза реакции тревоги и мобилизации всех сил

2 — фаза сопротивления и адаптации

3 – фаза истощения

Рисунок 18 – Три фазы стресса

В третьей фазе возможно появление так называемых болезней адаптации или болезней стресса, когда приспособительная реакция организма выступает в роли патогенного фактора (например, воспалительные изменения в суставах, тканях глаза, гипертоническая болезнь, нервно-психические расстройства. Избыток стероидных гормонов, например, выброс которых является первой эндокринной реакцией организма на стресс, при частых и интенсивных стрессах может способствовать возникновению поражений желудочно-кишечного тракта (стероидная язва) [24, с. 343 ] и т.д.

Эмоциональный стресс – состояние напряжения функций организма, вызванное воздействием эмоционально значимого для индивидуума раздражителя. Основной причиной эмоциональных стрессов являются конфликтные ситуации, в которых человек длительное время не может удовлетворить насущную, жизненно необходимую социальную или биологическую потребность.

Выход из строя той или иной функции какого-либо органа (например, секреции жёлчи, инсулина и других гормонов, желудочного сока, иммуноглобулинов и др. и развитие соответствующего заболевания обусловлены генетической предрасположенностью и избирательным вовлечением их в эмоциональное возбуждение.

Наблюдения и эксперименты показали, что развитие эмоционального стресса в конфликтной ситуации у разных индивидуумов может привести к различным результатам.

При высокой стрессоустойчивости никаких нарушений может и не быть. В других случаях могут развиваться либо нарушения в деятельности нервной системы в форме неврозов, либо нарушения соматических функций отдельных органов в форме ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, поражения желудочно-кишечного тракта и т.д. В определённых случаях может наблюдаться сочетанное нарушение и тех и других функций.

Какой орган будет повреждён в результате действия стресса? Сам Ганс Селье, который почти четыре десятилетия изучал в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, считает, что болезни адаптации избирательно поражают предрасположенную область тела. “Но пострадают ли при этом сердце, почки, желудочно-кишечный тракт или мозг, зависит в значительной мере от случайных обусловливающих факторов. В организме, как в цепи, рвётся слабейшее звено, хотя все звенья одинаково находятся под нагрузкой” [Селье, с. 40].

Исследования показали, что степень подверженности стрессу во многом определяется темпераментом. Ему в большей степени подвержены холерики и меланхолики.

Влияние стрессов на деятельность [Карпов, с. ]

Влияние стресса на деятельность зависит от фазы стресса.

1. Фаза мобилизации – стресс оказывает стеническое воздействие на все психические и физиологические процессы. Мобилизуются все ресурсы организма, обостряются восприятие, внимание, память, долговременная память переводится в повышенную готовность, увеличивается оригинальность, продуктивность и креативность мышления. Наблюдается феномен гиперактивации мышления и других процессов. Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения. Результаты деятельности улучшаются.

2. Фаза адаптации человек адаптируется к сложившейся ситуации, все параметры функционирования закрепляются на новом уровне – человек «втягивается», привыкает. Показатели деятельности стабильно высокие. Но долго «на пределе» человек работать не может. Рано или поздно наступает истощение.

3. Фаза истощения фаза, когда силы иссякли и психика начинает давать сбои. Как далеко это может зайти? Чтобы рассмотреть явления, происходящие в этой фазе, разделим эту фазу на два этапа: этап расстройства (соответствует ветви графика, нисходящей до уровня нормальной психической активности) и этап деструкции (соответствует ветви графика ниже оси абсцисс – перешедшей вниз за линию уровня нормальной психической активности) – см. рисунок .

На этапе расстройства изменения возникают, прежде всего, в когнитивной сфере, поэтому снижается продуктивность и адекватность переработки информации, креативность мышления. Сужается объем восприятия, снижается и качество оперативной памяти, снижается способность к извлечению информации из долговременной памяти – наблюдается феномен блокады прошлого опыта. Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытками вспомнить решения, встречавшиеся ранее (феномен репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).

Для деятельности в целом характерными становятся попытки организовать её не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте знакомого способа (явление заалгоритмизированности деятельности). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Понятно, что результаты деятельности значительно ухудшаются.

Этап деструкции характеризуется полным распадом способности к организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих её. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления (явления типа «ничего не вижу и не слышу, не понимаю», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места».

Во втором случае, наоборот, имеет место полная блокада деятельностной и поведенческой активности, возникает состояние заторможённости и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности

Карпов А. В. пишет следующее: Однако наряду с общими реакциями имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоусгпойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессоустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессоустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва» (рисунок ) [по Карпову, с. 459].

В условиях долговременного стресса, наиболее характерного для деятельности руководителя, проявляются и индивидуальные различия резистентности к нему в зависимости от параметра интерналъности–экстерналъности личности. Обычно резистентность значимо выше у людей интервального типа и ниже у экстерналов. Способы адаптации и преодоления стресса у первых носят более конструктивный характер, а у вторых могут строиться по типу отказа от активного и конструктивного преодоления ситуации («будь что будет»).

studopedia.su

Что такое стресс с точки зрения психологии?

Виды стресса настолько разнообразны, что для каждого из них требуется особенный метод профилактики и лечения. Но каким бы он ни был, понятие стресса всегда подразумевает защитную реакцию организма в условиях нервного напряжения, холода, голода, физического или эмоционального давления.

Для выяснения причин и способов, как снять стресс и нервное напряжение, необходимо указать психологическое определение: стресс – это защитный механизм организма, направленный на реакцию в ответ на угрожающие условия извне. Кроме того, некоторые виды стресса подразумевают, что это реакция на монотонность и постоянную рутину.

Считается, что стрессовая ситуация необходима каждому человеку хотя бы несколько раз в жизни. Она позволяет находить пути решения, учиться искать выход и компромисс. С другой стороны, большое количество стрессов приводит к затуханию данной реакции, апатии, когда человек не знает, как быстро снять стресс или нервное напряжение.

Механизм реакции, к которой приводят стрессовые ситуации, является достаточно сложным и задействует гормональную, сердечно-сосудистую и нервную системы.

Нервный стресс способен снижать иммунитет, вызывать развитие желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых и других заболеваний организма.

Признаки напряжения выражаются в тех случаях, когда он избыточен для организма и начинает негативно влиять на физическое состояние систем и органов человека. Симптомы напряжения:

  • Раздраженность, подавленность даже тогда, когда стрессовые ситуации остались позади.
  • Беспокойность, тревожность, проблемы с засыпанием, внезапное пробуждение среди ночи.
  • Плохая концентрация внимания, снижение мыслительной способности.
  • Невозможность получать удовольствие от любимых занятий, неспособность расслабиться.
  • Отсутствие интереса к жизни, делам близких людей.
  • Постоянное желание поплакать, тоска, жалость, пессимизм.
  • Плохой аппетит или, напротив, постоянное желание кушать, особенно сладости.
  • Симптомы напряжения дополняются нервными тиками, судорогами, навязчивыми привычками, обострением вредных привычек. В зависимости от причины стресса, человек может подозревать всех в плохих замыслах, избегать общения.
  • Если человек обнаруживает у себя симптомы напряжения, необходимо принимать решение о начале лечения данного состояния, чтобы предотвратить осложнения.

    Стрессовые ситуации стали в основу следующей классификации этого состояния:

  • Физическое воздействие – сильная жара, холод, перепады атмосферного давления, вызывающие психический дискомфорт.
  • Химическое воздействие – воздействие избытка лекарственных препаратов, так называемый медикаментозный стресс.
  • Психическое воздействие – положительные и отрицательные эмоции.
  • Мышечные спазмы, хронические заболевания, травмы – биологическое воздействие.
  • В зависимости от причины напряжения выделяют именно эти четыре группы. Еще одна классификация основана на том, к чему привели стрессовые ситуации, и какие причины стресса возникли изначально.

    Согласно этой классификации, нервный стресс может быть:

  • Эустрессом – полезной защитной реакцией, которая необходима каждому организму для адаптации в среде и успешного существования. Она считается движущей силой психологического развития.
  • Дистрессом – вредная реакция, возникающая при критических видах напряжение. Психологический стресс в данном случае вредит организму.
  • Последствия, которые вызывает психологический стресс, могут быть субъективными, физиологическими, поведенческими, организационными и когнитивными. Именно от этих последствий развиваются симптомы стресса, по которым его диагностируют.

    Причины стрессового состояния

    Психологический стресс может быть вызван абсолютно любым действием, так как факторы стресса у всех разные. Стресс – это состояние, которому подвержены и женщины, и мужчины любого возраста и положения.

    Психологическое перенапряжение по внутренним причинам может возникать, когда человек неадекватно оценивает себя, когда не уверен в своих силах, теряет убеждения и моральные ценности. Извне психологическое перенапряжение может быть вызвано резкими переменами, потерей положения в обществе, материальной нестабильностью, смертью близкого человека.

    Нервное перенапряжение может вызывать и череду причин, которые, в свою очередь, вызывают его. Например, человек потерял работу, впал в депрессию, решил, что он недостоин такого рабочего места и снизил свою самооценку, снова получив стресс.

    И хотя теория стресса подразумевает, что нервный стресс полезен человеку, определить симптомы и назначить лечение нервного стресса должен опытный врач, он же определит, необходимо ли в данном случае лечение стресса или он полезен.

    Профилактика и лечение

    Важно понимать, что такое состояние серьезно угрожает физическому самочувствию. Так как снять стресс и успокоить нервы можно дома, рассмотрим, как лечить это состояние без вреда для здоровья.

    Нервная система, подверженная напряжению, нуждается в хорошем сне. Чтобы улучшить качество сна и засыпания при стрессе дома, можно принимать теплые ванны, слушать негромкую, спокойную музыку. Иногда эти процессы можно совмещать. Ежедневная теплая ванна перед сном поможет вылечить стрессы и добиться успокоения.

    Еще один способ борьбы с нервозностью – физическая нагрузка. Желательно, чтобы она проходила на свежем воздухе за три-четыре часа до сна. Это полезно для нервной системы, пораженной стрессами. Если по какой-то причине этот способ неосуществим, совершайте прогулки на свежем воздухе, так как избавиться от нервов это помогает достаточно хорошо.

    Чтобы сон был крепким и спокойным, дома не должно быть душно, сыро, слишком светло и шумно. Принимайте витамины группы В, употребляйте в пищу пшеницу, рис, ячмень, курагу, семечки подсолнуха.

    Еще один способ, как лечить такое состояние дома, — это дыхательная гимнастика. Этапы ее достаточно просты: сесть или лечь в удобное положение, глубоко вдыхать через нос и медленно выдыхать ртом. Существует множество видов данной гимнастики, потому можно выбрать тот, который поможет снимать напряжение в тяжелых ситуациях именно вам.

    При нервном напряжении и потрясениях необходимо хорошо питаться. Кушать медленно, понемногу, но чаще. Еда не должна быть жирной, копченой, избегайте также алкоголя.

    Средством борьбы с тяжелыми ситуациями является аптечная ромашка, которая не только успокаивает, но и помогает избавляться от бессонницы и мышечных спазмов.

    Седативным действием обладает также душица и мускатный шалфей. От психологического переутомления после напряженной ситуации в качестве лечения применяется мелисса. Чай из этой травы помогает устранить бессонницу и депрессию на любой из стадий стресса.

    Психологические приемы

    В психологии существует ряд способов, позволяющих при первых симптомах устранить нервные проявления дома. Какой бы ни была стадия потрясения, и на каком бы этапе ни была обнаружена, может потребоваться консультация психолога или психотерапевта. Рассмотрим три способа преодоления тяжелых ситуаций.

  • В первом случае, способ требует определения и понятия, что действительно стало причиной потрясения. Затем необходимо оценить свои возможности в изменении ситуации, оценить последствия, которые возможны при изменении. При адекватной самооценке, остается только быстрее устранить причину.
  • Если первый способ невозможен, может подойти второй. Он основан на теории о том, что восприятие человека сильно влияет на его стрессоустойчивость. Осознайте, что на этом жизненном этапе вы не способны изменить ситуацию. Если нельзя подействовать на эмоциональное состояние других, управляйте своим собственным состоянием и поведением.
  • Ставьте достижимые цели. Не думайте о том, что мир всегда будет справедлив или вы всегда будете идеальны. Психология рекомендует забыть об этом понятии и руководствоваться тем, что мы неидеальны и мир неидеален, потому для достижения целей необходимо прикладывать усилия и адекватно оценивать свои силы, чтобы не делать этого в ущерб здоровью.
  • Избегайте опасных факторов в любом виде и при любых осложнениях обращайтесь за помощью к врачу – адекватная и своевременная помощь поможет справляться с напряжением в будущем самостоятельно.

    apatii.net

    Найдено 7 определений термина Стресс

    состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

    англ. давление) – обозначает обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения. Различают стресс положительный и стресс отрицательный. Открытие и описание механизма стресса принадлежит канадскому ученому Гансу Селье (1907-1982 гг.).

    термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстримальные воздействия (стрессоры). В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стрессов: эмоциональный, информационный, социальный и другие. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное (дистресс) влияние на деятельность человека, поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стрессов.

    состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий. Кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты (раздражители) вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Такие функции независимы от специфического воздействия. Это и составляет сущность С. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, вызвавшая С. Имеет значение лишь интенсивность воздействия. Но при значительной интенсивности и неприятной ситуации С. может перейти в дистресс, горе, несчастье, сильное недомогание, истощение.

    от англ, stress — напряжение, давление) — состояние напряжения; совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов — холода, голодания, психических и физических травм. Способность или неспособность индивида контролировать стрессовые ситуации может иметь решающее значение для его функционирования. Умеренный стресс может быть преодолен физическими упражнениями или медитацией (напр., йогой или иными восточными методами медитации); при сильном стрессе часто необходима психотерапия для раскрытия и устранения его причин. Иногда изменение окружения или жизненной ситуации может оказать терапевтический эффект.

    англ. – напряжение) – эмоциональная реакция, возникающая в ответ на экстремальные (неожиданные, разрушающие, болевые и др.) воздействия среды. Стресс проявляется как нарушение физиологической, психологической и социальной гармонии личности. Стрессы бывают информационные, эмоциональные, физиологические. Более всего стрессу подвергаются люди с высоким уровнем притязаний, загруженные работой и не умеющие жить в единстве с природой. Признаки стресса: невозможность сосредоточиться, ошибки, ухудшение памяти, чувство усталости, замедленный или ускоренный темп речи, блуждающие мысли, физические боли, повышенная возбудимость, работа без радости, потеря чувства юмора и др. В жизни человека стресс играет двоякую роль. С одной стороны, он разрушает гармонию, подавляет настроение, вызывает страх и раздражение, но, с другой – «проучивает», т.е. формирует терпение и «боевую готовность» и приспособление к новым условиям. Стресс может не только понижать, но и повышать работоспособность, особенно в искусстве, спорте, в творчестве. Стрессогенные ситуации неизбежны в жизни, они позволяют человеку переживать страдания, ведущие к духовному росту, к мудрости, и смирению

    англ. stress — напряжение), состояние психофизиол. напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики Понятие С. ввел в 1936 канад физиолог Г Селье Он различает эустресс — нормальный С, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс — патологич. С, проявляющийся в болезненных симптомах Селье считал С. неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число раздражителей. В частности, если на мозг ребенка с детства не будет действовать определ кол-во сенсорных, эмоциональных и социальных раздражителей, то психич. процессы не смогут гармонич. но развиваться и социализации личности не произойдет, особенно отчетливо это видно на примерах полной психич. депривации. На обилие раздражителей организм реагирует состоянием С, к-рое играет мобилизующую и потому положительную роль Раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном кол-ве могут вызвать дистресс и затем повлечь соматич заболевания, деформации психики и даже гибель человека Один и тот же раздражитель (стрессор). для одного человека может оказаться мобилизующим, полезным, а для другого может иметь негативные последствия. Способность реагировать на интенсивные внеш. раздражители определяется индивидуально-психол особенностями конкретной личности психофизиол. конституцией, чувствительностью к воздействиям (сенситивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внеш. воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д. Поэтому в целях воспитания развитой личности не следует ограждать ребенка от абсолютно всех нежелательных воздействий. Поскольку на протяжении всей его жизни родители и воспитатели все равно не смогут поддерживать вокруг него «тепличные» условия, то чрезмерная опека впоследствии может сформировать личность, не способную противостоять жизненным проблемам и по любому незначит. поводу впадающую в дистресс.

    Лит Левитов H Д О психич. состояниях человека, M, 1964, Эмоциональный стресс, [пер с англ] Л, 1970 Селье Г, Стресс без дистресса, [пер с англ], M, 1979

    Найдено схем по теме Стресс — 0

    Найдено научныех статей по теме Стресс — 0

    Найдено книг по теме Стресс — 0

    Найдено презентаций по теме Стресс — 0

    Найдено рефератов по теме Стресс — 0

    Узнай стоимость написания

    Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?

    didacts.ru

    Стресс – лечение стресса народными средствами

    Стресс — состояние повышенного эмоционального напряжения, нервного перенапряжения, вызванное каким-либо сильным воздействием. Постоянные стрессы могут оказать негативное действие как на функции головного мозга, так и на деятельность сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и т. д. Могут появиться нервозность (состояние, когда на ничтожные впечатления появляется чрезмерная реакция), частое вздрагивание, сердцебиение и испуг от небольшого шума или удара. Повышение устойчивости к внешним воздействиям достигается не только физическими, фармакологическими методами и гипнозом, но и народными средствами.

    Лечение стресса народными средствами

    Используют следующие растения: левзею сафлоровидную, очный цвет, водяной перец, пион уклоняющийся, астрагал, зорю лекарственную, лабазник вязолистный.

    по 1 ст. ложке листьев мяты перечной, шишек хмеля, 2 ст. ложки травы пустырника, 3 ст. ложки корня валерианы лекарственной, 200 мл воды.

    Компоненты смешать, 1 ст. ложку смеси залить водой, закрыть крышкой, нагревать на водяной бане 15 мин, настоять при комнатной температуре 30 мин. Остудить и процедить.

    Принимать по 1/2 стакана 3 раза в день за 15 мин до еды.

    по 1 ст. ложке корня валерианы лекарственной, травы пустырника, цветков ромашки лекарственной, листьев мяты перечной, 200 мл воды.

    Компоненты смешать, 1 ст. ложку смеси залить кипятком, настоять 6 ч, процедить и отжать.

    Принимать по 1/2 стакана 2—3 раза в день за 15 мин до еды как успокаивающее. Курс лечения 10—15 дней.

    по 1 чайной ложке травы пустырника, травы зверобоя продырявленного, по 2 чайные ложки травы череды трехраздель-ной, листьев мяты перечной, травы душицы, 400 мл воды.

    Компоненты смешать, залить кипятком, настоять 4—6 ч в термосе, оставшееся сырье процедить.

    Принимать по 1/3—1/2 стакана перед сном. Перед употреблением настой рекомендуется взбалтывать.

    10 ст. ложек листьев мяты перечной, 3 ст. ложки травы душицы, по 5 ст. ложек корня валерианы лекарственной, шишек хмеля, 450 мл воды.

    Компоненты смешать, 2 ст. ложки сбора залить кипятком, настоять 30 мин, процедить. Поставить в прохладное темное место.

    Принимать по 1/4 стакана 2 раза в день за 15 мин до еды. Курс лечения 10—15 дней.

    Соки овощей, фруктов и лекарственных растений

    Оказывает успокаивающее действие. Принимать по 1 стакану сока (можно с 1 ст. ложкой меда) 3 раза в день. Для его приготовления мякоть дыни размять, отжать и процедить.

    Благодаря присутствию лактуцина сок салата успокаивает нервную систему и нормализует сон. 150—200 г листьев салата потребуется на 10 дней. Принимать по 1 ст. ложке с 1/2 чайной ложкой меда 2 раза в день. Отжимать в июне—сентябре.

    Сельдерей богат магнием, который благотворно действует на нервную систему. Его сок используют при неврозах, он поднимает общий тонус организма, повышает физическую и умственную работоспособность. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день за 30 мин до еды в течение 10—15 дней. Листья и корни пропустить через мясорубку, отжать сок. Растение выкапывать в сентябре.

    Стакан тыквенного сока с 1 ст. ложкой меда, выпитый на ночь, успокаивает нервную систему, способствует быстрому засыпанию. Отжимать сок можно в сентябре из зрелых плодов, освобожденных от кожуры.

    Примочка для снятия нервного напряжения

    50 г лечебной грязи, 250 мл воды.

    Развести грязь в воде до получения однородной кашицы.

    Нанести небольшое количество раствора на виски, на спину у основания шеи, вдоль линии позвоночника, а также на ступни ног. Оставить на 30 мин, смыть теплой водой. Повторять ежедневно в вечерние часы в течение 15 дней.

    Примочка для снятия нервного напряжения с грязью и пчелиным воском

    40 г пчелиного воска, 30 г лечебной грязи.

    Растопить воск и перемешать его с грязью до получения однородной кашицы.

    Нанести смесь на виски, точки на спине у основания шеи, вдоль линии позвоночника и на ступни ног. Оставить на 30 мин, смыть теплой водой. Ставить примочку 10 дней (на ночь).

    Натирание для снятия нервного напряжения и усталости с чайной заваркой и грязью

    по 30 г черного чая и лечебной грязи.

    Перемешать чай с грязью.

    Нанести на виски, точки у основания шеи на спине, вдоль позвоночника и на ступни ног. Оставить на 30 мин, затем смыть теплой водой. Проводить процедуру 1 раз в 3 дня в течение месяца.

    Компресс с лечебной грязью

    100 г лечебной грязи.

    Размять грязь и разделить на две части. Из одной части слепить 3 пласта: 2 тонких, 1. толстый. Вторую часть раскатать в виде овала.

    Тонкие пласты положить на виски, а широкий — на лоб. Приготовленный овал — на грудь чуть ниже шеи. Компресс держать 40— 50 мин. Повторять процедуру каждый день в течение 10 дней.

    Лечение стресса минералами и камнями

    Успокаивающее действие оказывают рубин, жадеит и кошачий глаз, кораллы, изумруд, сардоникс, горный хрусталь, сапфир, которые можно носить на шее в виде бус. При вздрагивании во сне поможет горный хрусталь, ночные страхи снимают лазурит, азурит, хризолит, рубин, бирюза и изумруд. Депрессию, вызванную стрессом, вылечат аметист, рубин, лунный камень, алмаз, янтарь, кошачий глаз, бирюза в серебре, топаз, жемчуг, малахит. Минералы, например горный хрусталь, можно использовать при релаксации как предмет концентрации внимания.

    Для ароматизации одежды и постельных принадлежностей используют масла апельсина, пачули, пихты, тимьяна, сосны, бергамота, грейпфрута, душицы, зверобоя, иланг-иланга, кедра, лаванды, литзеи кубебы, магнолии, мандарина, мелиссы, мирты, нероли, туберозы, укропа.

    Накапать в теплую ванну 5 капель масла лаванды, 3 капли ! масла мелиссы, 2 капли масла иланг-иланга, 2 капли масла укропа.

    Антистрессовая ванна.

    Накапать в теплую ванну 3 капли масла лаванды, 2 капли масла нероли, 1 каплю масла розмарина, 1 каплю масла укропа.

    Накапать в теплую ванну 3 капли масла лаванды, 2 капли масла кедра, 1 каплю масла иланг-иланга, 1 каплю масла сосны.

    Лечение стресса цветом

    Технология — см. « Неврозы ».

    Лечение стресса с помощью животных

    Кошка имеет удивительную способность снимать стресс. По сути, она ничего особенного не делает, просто ластится к человеку, лижет руки, лицо. Ее тепло и урчание позволяют расслабиться. Это очень действенно при депрессии, неврозах, бессоннице и других психических заболеваниях. Биологическое воздействие кошек сильнее, чем котов. Стоит погладить мурлыкающую кошку, и от нервного напряжения не останется и следа. В центральной нервной системе появляются волны удовольствия, они вызывают положительные эмоции и поднимают настроение.

    • Ишиас – Лечение ишиаса народными средствамиИшиас — воспаление крупного кожного нерва в области таза и верхней части бедра, который […]
    • Истерия – Лечение истерии народными средствамиИстерия — это психическое заболевание, при котором у больного возникают симптомы, […]
    • Мигрень – Лечение мигрени народными средствамиМигрень возникает из-за спазма сосудов головного мозга. Причины ее до сих пор не вполне […]
    • Головная боль неустановленного происхожденияЕе причинами чаще всего являются переутомление, волнение, изменение привычной […]
    • Параличи и парезы

      Артроз – лечение артроза народными средствами

      medicine-faq.ru

      Психологический стресс

      Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье, создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает страх, боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.

      Полное избавление от стрессов означает окончание жизни

      Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress — состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения) — комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

      В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная. Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит психологическую травму, наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

      Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к фобиям.

      По характеру воздействия стрессоров выделяют:

    • нервно-психические;
    • температурные (тепловые или холодовые);
    • световые;
    • пищевые (в результате дефицита пищи);
    • прочие виды.

    Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

    Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

    Биологический и психобиологический стресс

    Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

    Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

    Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?». В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

    Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

  • Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
  • Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.
  • Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

    Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

    Стресс: основные стадии развития

    Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

    Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

    На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

    Этап 2. Сопротивление и адаптация.

    В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

    Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

    У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

    Психологические механизмы стресса

    Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма, появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

    В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

  • Субкортикальная система, которая активизирует работу коры головного мозга;
  • Симпатическая автономная система, подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
  • Субкортикальные двигательные центры, управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
  • Органы внутренней секреции;
  • Механизмы обратной афферентации, передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.
  • Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

    Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

  • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
  • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
  • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
  • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
  • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
  • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
  • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.
  • Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

    Группа 1. Схемы нарушения приема информации

    Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

  • Проекция;
  • Интеллектуализация;
  • Обособление;
  • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).
  • На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

  • Значимость стрессоров для индивида,
  • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
  • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
  • Особенности взросления,
  • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
  • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
  • Мотивация,
  • Имеющие моральные установки,
  • Порог толерантности к стрессу,
  • Самооценка, качество восприятия себя, как личности,
  • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.
  • Наиболее распространенная причина возникновения стресса — возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

    Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

    • Смерть близкого родственника
    • Развод
    • Расставание с любимым человеком
    • Тюремное заключение
    • Серьезная болезнь
    • Потеря работы
    • Изменение социального положения
    • Ухудшение материального положения
    • Большие долги
    • Невозможность погасить кредитные обязательства
    • Болезнь близких родственников
    • Проблемы с законом
    • Уход на пенсию
    • Заключение брака
    • Беременность
    • Сексуальные проблемы
    • Появление нового члена семьи
    • Смена места работы
    • Ухудшение отношений в семье
    • Выдающиеся личностные достижения
    • Начало либо окончание обучения
    • Изменение местожительства
    • Проблемы с руководством
    • Неблагоприятная атмосфера в коллективе
    • Изменение распорядка труда и отдуха
    • Изменение личных привычек
    • Изменение пищевого поведения
    • Изменение условий работы
    • Отпуск
    • Праздничные дни
    • Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

      Психологические симптомы стресса

      Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

    • Беспричинная тревога;
    • Ощущение внутреннего напряжения;
    • Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
    • Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
    • Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
    • Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
    • Периоды тоскливого настроения;
    • Угнетенное, подавленное состояние;
    • Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
    • Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
    • Постоянное чувство неудовлетворенности;
    • Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
    • Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
    • Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
    • Деперсонализация – отстранение от собственного «Я»;
    • Дереализация – ощущение призрачности окружающего мира;
    • Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
    • Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
    • Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.
    • В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

      Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

      Медикаментозное лечение стрессовых состояний

      Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

    • преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
    • стадия и тяжесть стрессового состояния;
    • возраст пациента;
    • соматическое и психическое состояние здоровья больного;
    • личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
    • наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
    • индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
    • полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
    • переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
    • принимаемые медикаментозные средства.
    • Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

    • Транквилизаторы;
    • Бета-блокаторы;
    • Аминокислоты;
    • Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
    • Нейролептики;
    • Антидепрессанты;
    • Снотворные средства;
    • Витаминно-минеральные комплексы.
    • В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

      Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы, действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

      В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

      При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки, изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

      При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

      При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

      Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов, как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

      Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов. В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

      Психотерапевтические методики по преодолению стресса

      Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

      Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

    • Психодинамическая;
    • Когнитивно-поведенческая;
    • Экзистенциальная;
    • Гуманистическая.
    • Направление 1. Психодинамический подход

      Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

      Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

      Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

      Направление 3. Экзистенциальный подход

      Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

      Направление 4. Гуманистический подход

      Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

      Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?

      Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

      Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

      Эффективные методы снятия эмоционального напряжения и состояний психологического стресса

      Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.

      В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.

      Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге

      Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.

      Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов

      Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».

      Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.

      Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию

      Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.

      Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве

      Верный помощник в борьбе с психологическим стрессом – творческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.

      Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний

      Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.

      Метод 8. Изменяем систему убеждений

      Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом. Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.

      Метод 9. Повышаем собственную значимость

      Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).

      Метод 10. Выполняем трудное задание

      Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.

      Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).

      В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.

      ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

      fobiya.info

      Это интересно:

      • Рост и вес анорексия таблица При каком соотношении веса к росту ставится диагноз анорексия? При каком весе начинается анорексия можно посмотреть по примерной таблице: При росте 155 см излишняя худоба - это 35 - 40 кг, анорексия - 30 кг и меньше. При росте 160 см - излишняя худоба - это 40 - 45 кг, анорексия - 35 кг и меньше. При росте 165 см - излишняя худоба - это 45 - 48 […]
      • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
      • Невроз сердца чем опасен от чего развивается, как лечится и чем опасен невроз? Часто заканчивается суицидом Взять 30 г измельченных корней дягиля лекарственного, залить 500 мл белого вина, настаивать сутки при периодическом взбалтывании. Процедить. Принимать по 1/2 рюмки два раза в день. Взять 100 г молодых листьев березы, измельчить, залить 2 стаканами теплой кипяченой […]
      • Депрессия и способы борьбы Возрастная депрессия – причины и методы борьбы Депрессия может произойти с человеком абсолютно в любом возрасте – подростковом, 20-летнем, в 40 лет и в более старшие годы. Наверное, не существует ни одного человека, который не испытывал бы депрессию. Причем, многие действительно не понимают, что депрессия – это не просто нервно-эмоциональное […]
      • От чего бывают стрессы От чего бывает цистит у женщин? Причины, способы лечения Цистит — довольно распространенное заболевание, с которым часто имеют дело врачи. Кстати, согласно статистическим исследованиям представительницы прекрасного пола более подвержены этому недугу. Вполне естественным является вопрос о том, от чего бывает цистит у женщин и какими […]
      • Что посоветовать при депрессии Депрессия… Выход есть! Уныние - томительное ощущение духа, вызванное бессильным гневом на судьбу или на других людей. Депрессивное изменение настроения, как нормальная реакция на неприятности и стресс, может возникать у любого человека и повторяться неоднократно в течение всей жизни. Только одни люди легко справляются с подобными переживаниями, а […]
      • Клиника невроза имени соловьева Клиника неврозов им. Соловьева (метро Шаболовская) На кладбище Вечности лежит только один могильный камень, и надпись на нем гласит: "Всё - вздор". Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:44 Зарегистрирован: 04 апр 2014, 11:15 Откуда: из ниоткуда Наша война - война духовная, наша депрессия - наша судьба. Зарегистрирован: 12 фев 2014, […]
      • Смерть от шизофрении Смерть от шизофрении Особое место в генезе ВСС при шизофрении занимает своеобразная кардиомиопатия, которую вполне оправданно выделить в качестве самостоятельной нозологической единицы и обозначить как нейролептическая кардиомиопатия (НКМП) [1, 4, 9]. На нашем материале ВСС, связанная с общим ожирением, зарегистрирована у 1 мужчины и 6 женщин в […]