Стресс это психология труда

Работа как источник стресса

1. Понятие стресса

Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физические и химические реакции человека на стрессоры. Небольших стрессовых ситуаций невозможно избежать. Как правило, стресс является следствием утомления и усталости. Число «больных», обратившихся за медицинской помощью из-за стресса, растет ежегодно. Основные факторы стресса проявляются во время труда, работы (когда человек не чувствует своей значимости, ему не доверяют определенный род занятий и т. д.): отсутствие обратной связи с коллегами, руководством, условия работы, шум, освещенность, оснащение помещения, где работает человек, чрезмерное давление со стороны коллег и т. д.

Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда, на неудовлетворительном производстве или в коллективе, не устраивающем работника.

Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.

Зачастую производственный стресс ведет к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.

Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» – отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной работой с членами организации.

Отрасль знаний начала зарождаться еще тогда, когда психология начала формироваться как самостоятельная наука. Огромный вклад в разработку и основу данной отрасли внес знаменитый немецкий ученый, преподававший в Гарвардском университете, Гуго Мюнстерберг. Во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) правительство Великобритании создало Совет по изучению усталости на производстве, в котором большое участие принял Г. Мюнстерберг. В этом Совете он изучал неэффективную работу, усталость, утомляемость работников, занятых в основном ручным трудом.

Впервые термин «психология профессионального здоровья» предложил в 1990 г. психолог Джонатан Рэймонд. Основной целью изучения психологии профессионального здоровья стали изучение негативного влияния стресса на организм и здоровье людей и разработка методов и способов борьбы со стрессом.

Нельзя не отметить, что реакция на стресс у каждого человека индивидуальная. Одни с легкостью переносят все тягости стресса, а другие, наоборот, замыкаются в себе и долго не могут справиться со стрессом. Это связано с возможностями того или иного человека, его личностными характеристиками, степенью информационной загрузки, степенью удовлетворенности трудом, ведь когда занимаешься любимым делом, не замечаешь переутомления и усталости, а с радостью перевыполняешь план на месяц и даже на квартал за неделю.

Стресс негативно влияет на физиологию человека, формирует многие психосоматические заболевания, излечить которые сложно, и поэтому необходимо устранять первичную причину – стресс.

2. Причины производственных стрессов

Основными причинами производственных стрессов являются:

3) ролевая неопределенность и ролевой конфликт;

3. Формы проявления производственных стрессов

Основными формами проявления производственных стрессов могут быть:

4) большое количество брака продукции;

5) излишняя нагрузка на работе;

6) гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и другие.

4. Профилактика производственных стрессов

Рассмотрим основные пункты профилактики стрессов и способы борьбы с их последствиями:

4) устранение причин, ведущих к перегруженности или недо-груженности работой;

5) социальная поддержка;

6) психологическая помощь на предприятии;

7) программы общего оздоровления.

Необходимо также помнить, что нельзя браться за всю работу сразу и пытаться переделать все дела на неделю вперед.

Не ставьте перед собой «наполеоновские» планы, ведь только люди с «наполеоновскими» возможностями и силами могут выполнить такие планы. Ведь именно перенапряжение, большое количество работы и дел являются источником зарождения стресса и конфликтов в коллективе.

Индивидуальные подходы к предотвращению стрессов

Как было уже сказано ранее, каждый человек по-своему переживает стресс и стрессовые ситуации. Одни уходят в себя и надолго абстрагируются от всего мира, другим, наоборот, необходимо постоянное общение, для того чтобы стресс не стал для них хроническим заболеванием. Каждому, кто попал в стрессовую ситуацию, по возможности необходимо обратиться к организационному психологу или психологу на стороне для того, чтобы побыстрее выйти из стрессовой ситуации без особых осложнений. Ведь если «не лечить» стресс, то он может перерасти в различного рода заболевания, и тогда времени на восстановление потребуется намного больше. Психолог поможет и обучит технике релаксации, при которой человек сможет на время отвлечься от всех проблем. Также при помощи психолога или при желании самого человека можно освоить модификацию поведения и биологическую связь.

www.telenir.net

2. Психологические понятия: медитация, психология труда, стресс.

Медита?ция (от лат. meditatio — размышление) — род психических упражнений, употребляемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин)

Медитация — это концентрированное мышление, в нем разум тоже блуждает, но в данном случае существует одно коренное отличие. В медитации присутствует концентрация или мышление, имеющее центр. В медитации процесс мышления завязан на одной идее, к которой разум возвращается после каждого отклонения или блуждания. Например: мысль об объекте медитации — завтрак — снова объект медитации — кофе — объект медитации — объект медитации — университет — объект медитации. Постепенно, практикуясь возвращать свой разум к одному объекту, мы приобретаем способность контролировать свои мысли, все более и более отдаем себе отчет в том, что происходит внутри нас. Таким образом, мы «накачиваем» мускулы своего разума. Это приводит к внутренним и внешним изменениям. Благодаря такому упражнению, сила разума увеличивается, а, следовательно, появляется контроль над психической энергией. Человек становится способен преодолевать нижние сферы сознания и воспринимать реальность более адекватно.

Медитация — это проникновение в суть. Часто — проникновение на ощущениях. В качестве примера можно привести известную медитацию на чакрах: каждой чакре соответствует свой цвет, свой звук, свой вкус, свой запах, свой визуальный образ. При медитации на определенной чакре концентрируются на цвете… потом на звуке… потом на вкусе… на запахе… Работа мысли в данном случае – бесполезна. Бесполезно думать, запуская словомешалку, почему этой чакре соответствует зеленый или красный, почему запах именно такой. В цвет и запах надо войти. Не просто вызвать их в сознании, а войти туда, ощутить их. Понимание чакры придет, но не на уровне сознания, а на уровне восприятия. Если есть такое понимание, то в словах вы его выразить сможете (хотя тут часто возникают проблемы, потому что в этом случае ту информацию, которую вы воспринимаете целиком собой, придется в чем-то урезать, в чем-то обкорнать, чтобы вербализировать).

Медитация — это постепенный процесс. Многие годы мы загромождали свое истинное «я» ложной тождественностью. Освобождение от всего этого происходит не за один день. Начинающим практиковать медитацию нужно набраться терпения, а также решимости для достижения цели. Разум, впавший в зависимость от мира вещей, будет протестовать вашему желанию на некоторое время отрешиться от внешнего и сосредоточиться на внутреннем. «Со всеми делами, которые мне нужно сделать, я не могу сидеть здесь и медитировать!» Вы можете подчиниться этому импульсу и прекратить медитировать, большинство людей именно так и поступает, но задумайтесь, к чему это приведет? Вечно зависимые от внешнего мира, люди совершают механические действия, не осознавая ни направления, ни цели своего движения. Их счастье или несчастье целиком зависит от капризов изменчивого мира, и поэтому каждый обречен на разочарование. Мудрый человек обращается к тому, что не претерпевает изменений, развивает способность черпать вдохновение и счастье изнутри, а не во внешнем мире.

Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях». Психологией труда в широком смысле называют «комплекс научных дисциплин о труде, как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, ее системообразующего фактора». Последнее определение является достаточно емким, но, по сути, является определением не одной науки «психология труда», а целого ряда научных дисциплин – эргономики, инженерной психологии, социологии, экономической психологии и т.д., и поэтому не подходит для определения конкретной дисциплины. Если попытаться обобщить и сжать все вышеприведенные описания данной науки, то можно дать следующее определение: «Психология труда – это область психологии, изучающая психологические процессы, состояния и закономерности работы психики человека, связанные с трудовой деятельностью»

Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующей культуры труда. Выделяются следующие основные направления исследований: — способы повышения производительности труда — рационализация труда и отдыха, — формирование профессиональной мотивации — оценка профессиональной пригодности — оптимизация отношений в трудовых коллективах. — психологическая подготовка молодежи к трудовой деятельности — проблемы и кризисы профессионального развития — профессиональные стрессы и конфликты — психология безопасности труда

В качестве методов исследования в психологии труда используются: — естественный и лабораторный эксперимент, — наблюдение, — интервью, — анкетирование, — психологические тесты, — тренажеры, — метод функциональных проб и другие методы.

Стресс (от англ.stress— давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) —неспецифическая (общая) реакция организмана воздействие (физическое или психологическое), нарушающее егогомеостаз, а также соответствующее состояниенервной системыорганизма(или организма в целом). Вмедицине,физиологии,психологиивыделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

studfiles.net

Стресс это психология труда

Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психологии труда. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по психологии труда — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Под реабилитацией понимается восстановление статусных характеристик людей, имеющих проблемы со

Понятие стресса. Причины производственных стрессов. Формы проявления производственных стрессов. Профилактика производственных стрессов

Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда, неудовлетворительном производстве или в коллективе, не устраивающем работника. Снижением стрессогенных факторов, работой с последствиями стрессов занимается психология профессионального здоровья. Психология профессионального здоровья – отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной работой с членами организации. Стресс негативно влияет на физиологию человека, формирует многие психосоматические заболевания, излечить которые сложно, и поэтому необходимо устранять первичную причину – стресс.

Причины производственных стрессов:

1) перегруженность или незагруженность работой;

2) организационные перемены;

4) эпидемия психогенного заболевания;

5) истощение физических и духовных сил;

Формами проявление производственных стрессов могут быть:

2) агрессивность по отношению к коллегам;

3) нежелание выходить на работу, прогулы;

6) гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и др.

Профилактика стрессов и способы борьбы с их последствиями:

1) создание благоприятного организационного климата;

2) предоставление работникам возможности самим организовывать свою работу;

3) четкое определение обязанностей работников;

4) устранение причин, ведущих к перегруженности или недогруженности работой;

7) программы общего оздоровления. Индивидуальные подходы к предотвращению

cribs.me

Ответы к зачету по предмету «Психология труда»

1. В чем главная сложность исследования функциональных состояний работника?

Ю.М. Забродин отмечает: «Функциональное состояние перестает быть просто фоном, но становится существенной особенностью динамики реально наблюдаемых характеристик поведения и деятельности.

Основная трудность здесь состоит в том, что при анализе профессиональной деятельности мы рассматриваем, главным образом, стационарные оценки параметров того или иного психического процесса, а их изменение в разные моменты времени связываем с изменением функционального состояния человека»

Выделяется две основные группы психических функциональных состояний:

1) стресс (напряженность);

При этом существуют разные уровни факторов, определяющих функциональные состояния работника: физиологические факторы и психологические факторы.

Теоретический аспект проблемы функциональных состояний связан с уточнением вопроса о том, что вообще считать психическим функциональным состоянием? Ю.М. Забродин пишет в этой связи: «…в природе самого функционального состояния заключена и динамика и стабильность. Именно в понятии состояния мы пытаемся связать два важнейших момента психического: устойчивость и изменчивость» При этом традиционно под «состоянием» понимают только «стабильность». Таким образом, при экспериментальном исследовании функциональных состояний важны: временная динамика состояний и структурное описание самого состояния.

Проблема структуры функциональных состояний связана с пониманием того, что само состояние — это «фиксация некоторых событий», зафиксированный «временной срез» значений системы, отображение ее структуры в каждый данный момент (интервал) времени». При этом сразу же обнаруживается трудность, выражающаяся в том, что «под таким отображением мы понимаем не просто «временной срез»… но в действительности временной инвариант, т.е. такое отображение, при котором структура взаимосвязей остается зафиксированной, неизменной в течение произвольно выбранного промежутка времени (произвольного интервала)».

«Поэтому важно избежать ошибок, выбирать эти временные интервалы так, чтобы не нарушать пространственно-временной целостности интересующей нас системы, — пишет Ю.М. Забродин. — Так при изучении «состояния» того или иного психического процесса необходимо, чтобы он полностью «уложился» в анализируемый временной интервал. Понятно, что множество найденных таким образом интервалов в первом приближении определяют множество возможных состояний изучаемой системы».

При этом «каждый субъект потенциально может находиться в одном из множества различных состояний» — этим и определяется «пространство функциональных психических состояний».

Функциональные состояния психической системы человека — оператора интересны постольку, поскольку они изменяются. Проявление изменений функционального состояния выражается в ритмах (как регулярных изменениях системы), и в нерегулярных (чаще всего, навязанных) изменениях системы.

В психологическом плане «состояния всегда реально рассматривать как реакции на внешние или внутренние возмущения, которые изменяют характеристики психической системы и организма в целом».

Как считает Ю.М. Забродин, «проблема функционального (психического) состояния оказывается теснейшим образом связанной с психологическим проектированием профессиональной деятельности, особенно в той его (психологического проекта) части, которая относится к профессиональной подготовке и функционированию субъекта».

  • При психологическом проектировании деятельности следует различать:
    • «состояние профессиональной пригодности человека» (здесь обычно оцениваются потенциальные уровни формирования и сформированности ПВК);
    • «состояние профессиональной готовности субъекта труда» (здесь подразумевается, что система ПВК уже «готова» действовать эффективно в данный момент времени, в данном месте, при решении данных задач»).
  • «Формирование профготовности отличается от задач отбора и распределения людей. При проектировании деятельности реализуется проблема психологического управления в двух типах:

    1) Когда мы готовим людей к деятельности, мы, управляя ими в индивидуальном процессе обучения, формируем профессиональные способности, строим систему нужных ПВК, а затем — приводим их «в действие»;

    2) Когда мы выбираем и распределяем людей, то делаем то же самое по отношению к контингенту, к множеству претендентов на рабочее место».

  • Особый интерес представляет проблема управления функциональным состоянием работника. Проблема регуляции психическим состоянием работника возникла как реакция на участившиеся сбои в работе (из-за утомления, неправильного режима труда и т.п.). Л.Г. Дикая и Л.П. Примак выделяют следующие основные методы регуляции психическими состояниями;
  • рефлексологический метод (воздействие на биологически активные рефлексогенные зоны и точки с помощью: токов, иглоукалывания, лазерными технологиями);
    • воздействие через музыку (цветомузыку) — одно время на крупных предприятиях была мода на комнаты психологической разгрузки (КПР), где активно использовались релаксационные занятия с успокаивающей музыкой;
    • регуляция поведения психофармакологическими средствами. Считается, что это один из старых способов. Он применяется для стимуляции работоспособности. К сожалению, обнаружилось множество проблем: не все люди одинаково переносят такие препараты; быстро вырабатывается «зависимость» от препаратов. Со временем также снижается эффективность действия стимулирующих препаратов;
    • методы постгипнотического, аутогипнотического внушения и метод моделирования особых суггестивных состояний человека (ОССП). Эти методы используются для мобилизации резервов человеческой психики (лишь в особых случаях). Основные недостатки метода: перевод оператора в состояние постгипнотического внушения реально прерывает его деятельность, нарушает ее целостность; кроме того, сроки такого воздействия достаточно непредсказуемы и сильно зависят от особенностей конкретных людей;
    • различные релаксационные упражнения (изменение рабочих поз, упражнения на расслабления и т.п.).
    • 2. Каким образом связана проблема стресса (дистресса) с проблемой удовлетворенности трудом (по Г. Селье)?

      Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической генерализованной реакции организма – «общего адаптационного синдрома» (Г. Селье, 1936) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Содержание этой реакции описывалось прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма: стрессор возбуждает гипоталамус, продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон, под его влиянием внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды, что приводит к сморщиванию вилочковой железы, атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара как легко доступного источника энергии. Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

      Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. Перечень стрессоров весьма разнообразен: от простых физико-химических стимулов (температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др.) до сложных психологических и социально-психологических факторов (риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности и др.). В зависимости от вида стрессора и механизма его воздействия выделяют различные типы стресса. Наиболее общая классификация предложена Р. Лазарусом, выделившим физиологический и психологический стрессы.

      Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие этому типу состояния характеризуются главным образом выраженными физиологическими сдвигами (признаками вегетативной и нейрогуморальной активации) и сопутствующими им субъективными ощущениями физического дискомфорта. Для практических исследований трудовой деятельности, особенно осуществляемой в затрудненных или необычных условиях среды обитания, большое значение имеют знания о конкретных формах проявления частных видов физиологического стресса – шумового, температурного, вибрационного и др.

      Психологический стресс характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессора или стрессогенной ситуации на организм человека. Физиологические проявления при этом сходны с описанными выше, тогда как спектр психологических и поведенческих проявлений значительно разнообразнее. Наиболее типичными из них являются изменения в протекании различных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), в эмоциональных реакциях, изменении мотивационной структуры деятельности, нарушениях двигательного и речевого поведения вплоть до его полной дезорганизации. Психологический стресс, как правило, отрицательно влияет на деятельность. При этом выделяются разные по качеству (например, импульсивная, тормозная, генерализованная) и (или) степени выраженности (например, реакции тревоги разной степени) виды ответной реакции.

      Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная стадия «тревоги», следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемости организма; стадия «сопротивления», характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия «истощения», которой соответствует стойкое снижение резервов организма.

      Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Тем не менее работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии», такие как сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния, весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности.

      Однако не всякий стресс вреден, более того, Г. Селье полагал, что «даже в состоянии расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс». Для обозначения опасного стресса он ввел понятие дистресса, который связан с постепенным истощением сил организма. Наряду с формулировкой Селье в 1950 – 1960-е гг. многие исследователи определяли стресс как состояние нарушения гомеостатического равновесия, или сумму реакций, направленных на восстановление этого равновесия; состояние организма, который воспринимает угрозу его благополучию (или целостности) и направляет всю энергию на свою защиту; любое состояние, вызванное нарушением нормального функционирования организма.

      Одни и те же стрессоры могут оказывать мобилизующее влияние на поведение и деятельность, а могут и привести к полной дезорганизации деятельности. Недостаточную продуктивность деятельности при низком уровне стресса некоторые исследователи склонны рассматривать как результат малой вовлеченности адаптационных резервов в процессы, ее осуществляющие. Снижение продуктивности деятельности при превышении критического уровня стресса, т.е. переходе стресса в дистресс, объясняется тем, что эмоциональное напряжение «сужает» внимание. При этом первоначально в механизмах поведения человека происходит «отбрасывание менее значимых и “балластных сигналов”, что способствует сохранению эффективности деятельности. Затем дальнейшее сужение внимания сверх критического порога ведет к потере значимых сигналов и к снижению эффективности как внимания, так и деятельности в целом» (Л.М. Аболин). По-видимому, подобный механизм влияния нервно-психического напряжения на деятельность универсален при различных формах стрессовых состояний: фрустрации, аффекте, депрессии и т.п.

      В процессе возникновения и протекания стресса в трудовой деятельности у человека оказываются задействованы не только физиологические системы, но и различные психические функции. В этой связи выделяют четыре субсиндрома стресса (Л.А. Китаев-Смык): 1) когнитивный, проявляющийся в виде изменений восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, находящемуся в экстремальной ситуации; изменения его представления о внешней и внутренней пространственной среде, направленности его мышления и т.д.; 2) эмоционально-поведенческий, который заключается в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации и др.; 3) социально-психологический, обнаруживающийся в изменениях общения людей, находящихся в стрессогенных ситуациях; эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций: в сплочении людей, увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т.п. (при стрессе могут складываться и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми и т.п.); 4) вегетативный, проявляющийся в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые имеют адаптационную сущность, но могут становиться основанием для развития так называемых «болезней стресса».

      Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда «наготове», и длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья. Кратковременный стресс представляет собой бурное расходование «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации «глубоких» резервов. Длительный стресс – это постепенные мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Течение длительного стресса может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает, мобилизуя «глубокие» адаптационные резервы, «подстраиваться» к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас психических болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно «включаются» процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными.

      При длительном пребывании в экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических, психологических и социально-психологических характеристик человека. Многообразие проявлений длительного стресса, а также трудности организации экспериментов с многосуточным, многомесячным и т.п. пребыванием человека в экстремальных условиях – основные причины недостаточной его изученности. Систематическое экспериментальное изучение адаптации в условиях длительного стресса было начато в связи с подготовкой длительных космических полетов. Исследования первоначально велись с целью определения пределов переносимости человеком тех или иных неблагоприятных условий. Внимание экспериментаторов при этом было привлечено к физиологическим и психофизиологическим показателям: когда в основном были определены физиологические пределы переносимости человеком различных экстремальных физических факторов, предметом исследования стали психические состояния и работоспособность человека в экстремальных условиях. Важным направлением изучения длительного стресса явились социально-психологические его исследования, необходимые, в частности, для решения проблем групповой совместимости в экстремальных ситуациях, проблем управления массовыми психологическими процессами и т.п.

      Физиологические и психофизиологические исследования длительного стресса позволили выделить в первой стадии стресса три периода адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям. Первый период представляет собой активизацию адаптационных форм реагирования за счет мобилизации в основном «поверхностных» резервов. Этот период во многом идентичен реакции организма на кратковременное воздействие. Его продолжительность при максимальной субъективно переносимой экстремальности стрессора исчисляется минутами, часами. Первый период стресса у большинства людей отличается стеническими эмоциями и повышением работоспособности.

      Если мобилизованная «по тревоге» адаптационная защитная активность не прекращает стрессогенности воздействия, начинают действовать имеющиеся в организме «программы» перестройки существующей в неэкстремальных условиях «функциональной системности» и становления ее новой формы, адекватной экстремальному требованию среды. Эта перестройка рассматривается как второй период на первой стадии развития стресса. Для этого периода часто характерно болезненное состояние человека со снижением работоспособности, однако высокая мотивация в этом периоде стресса может поддерживать достаточно высокую работоспособность человека, несмотря на выраженную клиническую симптоматику. Более того, психологические факторы (мотивация, установка и т.п.) могут за счет временной «сверхмобилизации» резервов, в частности гипофиз-адреналовой системы, купировать неблагоприятные проявления данного периода. «Сверхмобилизация» может быть реализована безболезненно у здоровых, непереутомленных людей. При переутомлении, болезнях (в том числе компенсированных или неявно протекающих), а также в немолодом возрасте «сверхмобилизация» при стрессе за счет психологических побуждений может обострить имеющееся скрытое заболевание, а также вызвать другие болезни стресса (сосудистые, воспалительные и психические).

      Обращает на себя внимание сходная суммарная продолжительность первых двух периодов стресса в различных экстремальных условиях. Так, если ситуации приближались к предельно переносимым для человека, то суммарная продолжительность этих периодов в совершенно разных стрессогенных условиях в среднем составляла около 11 суток. Авторы исследований жизнедеятельности человека в крайне неблагоприятных для него условиях описывают период неустойчивой адаптации к этим условиям, который может рассматриваться как третий период первой стадии развития стресса. Его продолжительность варьируется в широких пределах (до 20 – 60 суток).

      Г. Селье в своих более поздних исследованиях отдельно подчеркивал особую роль познавательных процессов и личностных факторов в генезисе возникновения стресса. Эту точку зрения подтверждает то обстоятельство, что универсальных психических стрессоров, равно как и универсальных ситуаций, вызывающих стресс, не существует. Каждая личность реагирует на интенсивность стресса и на его специфику по-разному. То, что является жестким стрессом для одного, для другого – обычное состояние, обеспечивающее оптимальный фон успешного выполнения профессиональной деятельности.

      Ф.Б. Березин подчеркивает, что степень воздействия на человека психического стресса в изрядной степени обусловлена его адаптационными возможностями, которые во многом определяются спецификой и содержанием индивидуального опыта, значимостью для индивида нарушений привычных стереотипов, а также стабильностью психофизиологических систем. Исследователь выделяет две основные причины возникновения психического стресса: это недостаточная структурированность ситуации, которая способствует формированию субъективного ощущения угрозы, и неэффективность приспособительных реакций человека (нарушение его адаптационных механизмов).

      По степени активности противодействия стрессу выделяют три группы основных адаптивных психологических механизмов (В.А. Ташлыков). Первая группа близка к так называемым копинг-механизмам, т.е. попыткам самостоятельно справиться с ситуациями, представляющими психологическую угрозу для личности. Компенсаторные психологические приемы гиперкомпенсации, замещения, «бегства в работу» можно рассматривать как самостоятельные попытки справиться с трудностями путем переключения на другие задачи.

      Вторая группа объединяет психологические защитные механизмы по типу вытеснения, отрицания, проекции, характеризующиеся автоматизированностью. Механизмы вытеснения приводят к тому, что подавленные, аффективно сильно заряженные переживания могут вызвать дезорганизацию вегетосоматических процессов, появление психосоматических расстройств. Механизм интеллектуализации основан на изоляции аффективного компонента переживания от его интеллектуального содержания и обычно наблюдается у лиц, предпочитающих прежде всего логический подход ко всему, что происходит с ними, и опасающихся неконтролируемых, по их мнению, влияний эмоциональных реакций.

      Третью группу составляют такие защитные механизмы, как рационализация, «бегство в болезнь», фантазирование, отражающие пассивный характер попыток справиться с психологическим стрессом при неопределенной позиции относительно неприемлемых для «Я» мыслей, чувств, мотивов. Рационализация заключается в оправдании собственной несостоятельности в работе. «Бегство в болезнь» – это один из самых неконструктивных способов приспособления, влекущих за собой усугубление беспомощности, избегание ответственности, утрату самостоятельности. Механизм фантазирования уводит человека от реальности в мир грез.

      Особое значение в активизации адаптационного процесса в труде занимает тревога. Тревога рассматривается как ощущение неопределенной угрозы (характер или время возникновения которой не поддаются предсказанию), как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенное беспокойство. Тревога может служить сигналом нарушения психической адаптации субъекта труда. Функции тревоги в общем адаптационном процессе различны и даже в некоторых случаях антагонистичны. С одной стороны, тревога может активизировать личность, с другой стороны, она может оказывать и деструктивное влияние, изменять поведение человека, делая его менее адаптивным. Определяющая роль при этом отводится именно личностным факторам.

      Различают тревогу как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент (Ю.Л. Ханин). Анализируя различные варианты тревоги, Ф.Б. Березин описал развитие этого состояния (так называемый тревожный ряд), когда в порядке нарастающей тяжести человек проходит следующие ступени: 1) ощущение внутренней напряженности; 2) гиперстезические реакции; 3) собственно тревога; 4) страх; 5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы; 6) тревожно боязливое возбуждение.

      Таким образом, стресс и первая его стадия – тревога – оказывают значительное влияние на активацию субъекта в процессе труда, динамику его работоспособности. Одной из характерных особенностей современных профессий является перерастание стресса в дистресс, отрицательно влияющий на трудовой процесс. Не только медицинские, но и различные отрицательные социально-экономические последствия дистресса, такие как неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров, акцентируют внимание на необходимости изучения состояния психологического стресса и дистресса. Оптимизация любого вида труда предполагает использование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновения сильного стресса.

      3. Что общего в понимании и в механизмах профессионального стресса и конфликта в организации?

      Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

      Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле сопровождается повышением роли человека в достижении высокой эффективности и качества деятельности, безопасности труда. Комплексная автоматизация работы систем управления, широкое применение вычислительной техники, использование информационных моделей индивидуального и коллективного пользования, интенсификация труда коренным образом меняет его характер, – упрощаются жестко алгоритмизированнные функции специалиста, но возрастает количество возможных проблемных ситуаций и темп работы, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов, является психологический стресс.

      В современной психологии существует множество концепций и моделей профессионального стресса. Кроме вышеперечисленных трактовок понятия «стресс», появился ряд новых теорий, позволяющих выделить три основных типа концептуальных парадигм структуры профессионального стресса:

      1. Парадигма соответствия в системе «личность – среда, лежащая в основе экологического подхода. Здесь стресс рассматривается как результат дисбаланса между требованиями окружающей среды и наличными ресурсами человека.

      2. Процессуально-когнитивная парадигма, базирующаяся на психологической модели стреccа Р.Лазаруса

      3. Парадигма регуляции состояний, реализуемая в рамках регуляторного подхода. Стресс рассматривается как состояние при пролонгированном действии стрессогенных факторов.

      Все парадигмы охватывают разные факторы и механизмы развития стресса, и, следовательно, дополняют друг друга.

      Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения человеком сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых в значительной степени определяется выбранными или принятыми ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.

      В течение последних двадцати лет отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального (рабочего) стресса.

      Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья. В обзорах литературы по проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, недостаточный контроль, рабочая перегрузка и другие обычно бывают тесно связаны с психическим напряжением, психосоматическими расстройствами, а также с неблагоприятными поведенческими последствиями.

      Исследования состояния стресса в трудовой деятельности свидетельствуют о том, что феноменологически и в плане особенностей механизмов регуляции профессиональный стресс представляет специфический вид, который, естественно, отражает физиологические и психологические особенности его развития.

      Еще 20-30 лет назад при изучении функциональных состояний работающего человека практически единственным объектом изучения являлось утомление, и прежде всего физическое или мышечное утомление. В более поздних исследованиях акцент стал переносится на анализ состояний психической напряженности, различных видов стресса и связанных с ними пограничных состояний. В логике развития исследований профессионального стресса наблюдалась динамика: от изучения особенностей стресс-факторов среды обитания к углубленному анализу причин преимущественно психологического и социально-психологического характера. Проявление стрессовых состояний стали рассматривать как многоплановый психологический феномен. Начали анализировать роль эмоциональных регуляторов поведения, устойчивость различных когнитивных функций, обеспечивающих эффективность переработки информации, индивидуальные приемы преодоления трудностей. Кроме того, стали интенсивно изучаться различные формы устойчивых поведенческих и личностных деформаций, возникающих в результате длительного переживания стресса: тип А поведения, синдром выгорания, появление вредных для здоровья привычек . Синдрому выгорания в последнее время уделяется много внимания в проводимых исследованиях. Ему подвержены лица, по роду деятельности много общающиеся с другими людьми – врачи, менеджеры, педагоги и др. Признаки синдрома выгорания характерны: ощущение эмоционального истощения, опустошенности, неприязни к окружающим, повышенная конфликтность, разочарование в профессии. Он часто возникает не только у новичков, но и у профессионалов.

      Показано, что степень интенсивности профессионального выгорания зависит от жизненных стратегий, применяемых тем или иным работником. Высокий уровень выгорания отмечается при наличии у людей пассивных тактик сопротивления стрессу, а личности, занимающие активную жизненную позицию по отношению стресс-факторов, демонстрируют низкие показателя выгорания. Исследователями также отмечается, что профессиональному выгоранию способствует экстернальный локус контроля индивидуума, т.е. перенесение ответственности за свою жизнь на внешние факторы.

      Переживание стресса приводит к ухудшению таких объективных характеристик деятельности, как надежность, продуктивность, быстродействие, качество работы. Именно они чаще всего являются причиной несчастных случаев, ошибок, аварий, травм по вине «человеческого фактора». Кроме того, строгому количественному учету с трудом поддаются потери производительного времени, появление сбоев и прерываний в работе, снижения качества продукции, возникающих как непосредственное следствие снижения работоспособности человека .

      Не менее важно отметить следующее. Состояния, возникающие у человека в процессе работы, всегда характеризуются повышенной степенью затрат внутренних ресурсов, что является реальной угрозой здоровью человека. Различные болезни «стрессовой этиологии» легко обнаружить в перечне заболеваний, типичных для современных видов труда. Причины этого кроются в несоответствии адаптационных возможностей человека постоянно обновляющимся условиям жизни: быстрой смене технологий, нарастанию интенсивности информационных потоков, непрерывности инновационных процессов в организациях, изменчивости форм социального общения и др.

      4. Каковы основные правила остановки «болтливого собеседника» в деловых отношениях (по Н. В. Самоукиной)?

      Проблема «остановки болтливого собеседника». Н. В. Самоукина предлагает для этого следующие основные правила:

      1) внутренне решиться позаботиться о самом себе, решиться уважать самого себя (это как основа вашей решимости остановить

      2) не брать вину на себя (вы имеете право участвовать в обще­ нии на равных, а не только в роли «внимательного слушателя»

      3) не вините своего партнера (если партнер стал говорить слиш­ ком длинно, вы сами отдали ему «коммуникативное простран­ ство»; кроме того, болтливость — это один из показателей откры­ тости партнера по отношению к вам);

      4) формула остановки болтливого партнера — проговорить для себя: «Все, что он говорит, безусловно, интересно и важно, но именно сейчас (в данный момент) вам необходимо заняться дру­ гими делами (или обсудить другие вопросы). » [там же, с. 199].

      5. Чем характеризуется «конфликтная личность бесконфликт­ного типа»?

      Конфликтная личность – бесконфликтный тип

      1. Неустойчив в оценках и мнениях.

      2. Обладает легкой внушаемостью.

      3. Внутренне противоречив.

      4. Характерна некоторая непоследовательность поведения.

      5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.

      6. Недостаточно хорошо видит перспективу.

      7. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.

      8. Излишне стремится к компромиссу.

      9. Не обладает достаточной силой воли.

      10. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

      Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет – относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны выше. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. «Воспитательные» воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность — не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист – практический психолог.

      Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.

      6. Что значит «управлять конфликтом»?

      Управление конфликтом — это процесс, в ходе которого осознается наличие конфликта, определяется его природа и применяется соответствующая методология, чтобы рассеять существующую эмоциональную энергию и дать возможность конфликтующим сторонам понять и решить свои различия.

      Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности. Управление конфликтом может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и т. д.

      Межличностное управление конфликтом отражается известной схемой К. Томаса, описывающей различные стратегии поведения в конфликтной ситуации в зависимости от двух основных характеристик: степени настойчивости в удовлетворении собственных интересов и степени сотрудничества в удовлетворении интересов других. В терминологии Томаса это избегание (уклонение), приспособление, конкуренция (подавление), компромисс и сотрудничество.

    • Конкуренция: соперничество, подавление, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.
    • Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.
    • Избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.
    • Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.
    • Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон
    • Р. Вердербер и К. Вердербер предлагают 15 общих рекомендаций по управлению конфликтом

      1. Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
      2. Доброжелательное, уважительное отношение.
      3. Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.
      4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.
      5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.
      6. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.
      7. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.
      8. Обращение к фактам.
      9. Лаконичность, немногословность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).
      10. Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по ее прояснению.
      11. Предложение рассмотреть альтернативные решения.
      12. Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это.
      13. Повышение значимости партнера.
      14. Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения.
      15. В случае агрессивной конфликтной ситуации постараться отключиться от нее. Поставить эмоциональный барьер («Защита!»).
      16. Рекомендации для решения конфликта через сотрудничество:

      17. Признайте наличие проблемы.
      18. Опишите конфликт через
        • поведение (Когда ты включаешь радио. )
        • последствия (. я отвлекаюсь и не могу сосредоточиться на работе)
        • чувства (. испытываю беспокойство и досаду)
          1. Старайтесь не позволять другому человеку менять тему разговора («У всех включено радио. »).
          2. Предложите разумное решение на основе общих ценностей («У всех нас бывает время, когда необходимо сосредоточиться. »).
          3. Продумайте, что сказать, прежде чем столкнетесь с другим человеком, чтобы выразить просьбу коротко и ясно («Что я должен сказать?»).
          4. В управлении конфликтами большое значение имеет ведение переговоров с целью достижения взаимного согласия. Выдвигая конкретные предложения по конкретным проблемам, партнеры по переговорам ставят целью одновременное удовлетворение своих интересов и интересов других сторон. Результатом переговоров является план решения проблемы, выяснение доли участия партнеров в ее решении и взаимные обещания конкретных действий.

            7. Дайте определение психологии труда. Эргономики. Инженерной психологии.

            Психология труда – это область психологии, изучающая психологические процессы, состояния и закономерности работы психики человека, связанные с трудовой деятельностью.

            Психология труда – отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

            Эргоно?мика (от др.-греч. ????? — работа и ????? — «закон») — в традиционном понимании — наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

            Эргономика — научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.

            Инженерная психология — есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек — машина» (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии.

            Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии. (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 13-17):

            1. Методологические задачи: определение предмета и задач исследования (все-таки уточнение предмета…); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).

            2. Психофизиологические задачи: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.

            3. Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ.

            4. Эксплуатационные задачи: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.

            Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

            8. Раскройте содержание основных задач, решаемых психологией труда.

            Перед психологией труда стоят две основные задачи. Первая – исторически более ранняя – повышение производительности труда, эффективности трудовой деятельности. С решения данной задачи началось развитие психологии труда как отдельной отрасли психологического знания. Эта задача и по сей день остается главным социальным заказом психологии труда. Вторая задача – гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней – сформулирована перед психологией труда исходя из логики развития всей психологической науки, которая должна, прежде всего, обеспечивать развитие человека и его личности.

            Параллельное решение данных задач может привести к этическому парадоксу предмета психологии труда, который формулируется следующим образом: «чем больше мы изучаем субъект труда (его принципиальную возможность к спонтанности и рефлексивности), тем в большей степени мы лишаем человека его субъектности. чем больше мы изучаем (познаем) субъекта, тем в большей степени мы лишаем его психики» (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова), т.е. превращаем в легко предсказуемый в своих действиях объект, которому совершенно не нужна рефлексия, поскольку все за него и так уже решает психолог или руководитель, пользующийся результатами исследований и рекомендациями психолога о том, как «работать с персоналом». Реальная картина такова, что многие руководители и «заказчики» только и ждут от психолога подобных рекомендаций, с помощью которых было бы легче управлять работниками, предсказывать любые их реакции на те, или иные действия начальства. Однако это создает «великолепную» основу для манипуляции, хотя известно, что именно манипуляция сознанием другого человека есть самый страшный «грех» для психолога.

            Задачи психологии труда:

          5. Снятие противоречий между требованиями профессии к психике трудящегося и его возможностями. Анализ трудовых процессов и психологических качеств труженика.
          6. Психологическая профессиография. Тесты, консультации. Профессиолгия.
          7. Изучение способностей людей, которые намереваются работать по той или иной профессии или уже работают, но ещё не вполне овладели ею, или же мастеров своего дела, обладающих высокоразвитыми способностями, для изучения сущности последних.
          8. Изучение процесса формирования профессиональных знаний.
          9. Обеспечение безопасности труда (ограничения по технологической безопасности) Нарушение доверия.
          10. Изучение психических состояний и настроений в процессе учебной и производственной деятельности с целью разработки наиболее рациональных методов управления психическим состоянием работников.

          9. История возникновения эргономики, как отрасли научных знаний.

          Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в трудовых и бытовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и высокопроизводительного труда (В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич).

          Впервые термин «эргономика» был предложен в 1857 году польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовски, который опубликовал статью «Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе». Официально же термин «эргономика» был утвержден в Англии в 1949 году, когда было организовано Эргономическое Исследовательское Общество. До этого в разных странах эта наука называлась по разному: «эргология» (СССР), «исследование человеческих факторов» (США), антропотехника (Германия), «технопсихология» (Франция).

          Развитие эргономики началось с модернизации и усовершенствования военной техники. В США возникли группы специалистов, обсуждавших проблему человеческих факторов накануне второй мировой войны. В 1938 г. лаборатория по изучению человеческих факторов была создана в компании «Белл Телефон Лабораториес».

          Эргономические исследования получают развитие в годы второй мировой войны. Однако для их названия использовались термины «человеческая инженерия», «инженерная психология», «исследования личного состава» и др. В это же время начались исследования по выявлению оптимальных условий деятельности человека, а также его предельных возможностей. Физиологи, психологи, анатомы, инженеры и дизайнеры все чаще работали вместе и с взаимной пользой.

          С середины 50-х гг. эргономика интенсивно развивается во многих странах мира: создана Международная эргономическая ассоциация (1961), в которой представлено свыше 30 стран; раз в три года проводятся международные конгрессы по эргономике.

          В Великобритании с 1957 издается журнал «Ergonomics», ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации, а также журналы «Applied Ergonomics» (с 1969) и «Ergonomics Abstracts» (с 1969); журналы эргономического профиля издаются также в Болгарии, Венгрии, США, Франции. В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы и ведется подготовка специалистов в области эргономики в университетах и других высших учебных заведениях.

          Развитие эргономики можно разделить на следующие периоды:

          1950-е годы — развитие военной эргономики;

          1960-е годы — проектирование атомных станций, производственной среды и космической техники;

          1970-е годы — эпоха развития эргономики в сфере услуг и потребительских товаров;

          1980-е годы — проектирование компьютеров;

          1990-е годы – появление эргономики досуга.

          Развитие и становление эргономики в 20-е годы 20в. в СССР связано с возникновением НОТ (научной организации труда), видными деятелями которой были: А.К. Гастев (который в дальнейшем организовал Центральный Институт Труда (ЦИТ)), А.А. Богданов, О.А. Ерманский и т.д. В 1921 году состоялась Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда где было предложено создать научную дисциплину — эргологию. В.М. Бехтерев и В.Н. Мясищев На основе комплексного изучения отдельных видов трудовой деятельности человека разработали первую содержательную концепцию эргономики, которую тогда называли эргологией или эргонологией, и сформулировали положение об основных задачах эргономики в социалистическом обществе. В социалистическом производстве человек рассматривается не только как работник, но и как творческая личность. Поэтому задачи эргономики в социалистическом обществе определяются не только необходимостью повышения производительности труда и улучшения качества промышленной продукции, но, прежде всего, общественной потребностью в сохранении здоровья и развития личности работника.

          В эти же годы был разработан проект Эргонологического института и начинают проводиться первые эргономические исследования.

          Перспективные подходы к изучению и управлению трудовой деятельностью развивал Н.А. Бернштейн, который в 20-е гг. заведовал лабораторией биомеханики Центрального института труда. В 1926г. ученый разработал и передал в Управление московских городских железных дорог проект переустройства рабочего места вагоновожатого трамвая. Проект был принят и осуществлен.

          Предпосылки комплексного подхода к изучению трудовой деятельности формировались в 20-30-е гг. в целом ряде других направлений исследований. Так, Н.М. Добротворский в 1930г. опубликовал анализ кабины летчика и приборной доски с позиций человеческого фактора, который не утратил своей актуальности и в наши дни, а исследователями Г.Н. Скородинским и Е.Э. Менделеевой были выполнены работы по изучению машин, применявшихся на различных заводах; завершилось данное исследование разработкой предложений по совершенствованию подъемно-транспортных механизмов.

          Однако развитие техники все чаще предъявляет повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей. Так, например, в годы Второй мировой войны произошел качественный скачок в военной технике, и эффективно использовать ее не могли даже тщательно обученные и отобранные военные.

          Научно-техническая революция и последующий научно-технический прогресс привели к механизации и автоматизации производства и обусловили необходимость дальнейшего развития новой отрасли знания — эргономики.

          В послевоенные годы также проводятся различные исследования для рационализации изделий в авиапромышленности и судостроении.

          Последующие десятилетия эргономические исследования в нашей стране были приостановлены по ряду причин.

          Начиная с 1960-х годов под флагом ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики) начинается новый этап развития эргономики в нашей стране. Под их началом создан первый отдел эргономики в России. Следует отметить, что наиболее востребованными и приоритетными на тот момент были исследования в производственной сфере. Производились исследования в области эргономики бытовой техники, мебели и т.д. Параллельно начинаются различные исследования в области эргономики в МГУ им. Ломоносова, в научно-исследовательских центрах космической медицины, НИИ гигиены труда. Среди российских ученых в области эргономики и инженерной психологии огромный вклад в развитие науки внесли В.Ф. Венда, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, В.М. Мунипов, Д.А. Ошанин и ряд других специалистов.

          Эргономика – комплексная наука, которая возникла на стыке технических и естественно-научных дисциплин — психологии, антропологии, биофизики, физиологии, акустики, цветоведения и экологии. Несмотря на более чем 50-тилетнюю историю существования эргономики как дисциплины, к ней было и есть много вопросов. По замечанию Британского специалиста по эргономике Брайана Шейкла (Brian Shakel), «с эргономикой хорошо было только в первобытном обществе. Тогда если орудие труда было неудобным, то скоро на свете одним плохим конструктором становилось меньше».

          Длительное время главным приоритетом в эргономичных исследованиях оптимизации интерфейса человек-среда шло в интересах повышения производительности труда (идеологами этого подхода были Ф. Тейлор, Г. Мюнстерберг, В. Штерн, И.Н. Шпилькейн, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, В.М. Бехтерев, С.Т.Геллерштейн и др.) и увеличения надежности — предупреждения срывов. Идея предупреждения срывов была предпосылкой к гуманизации эргономики. Отсюда вырастает идея уменьшения предельности нагрузок, разрыва между возможностями человека и требованиями к нему, то есть, согласования человека и техники, оптимизация условий труда. В России первым на это обратил внимание и даже предложил соответствующую программу работ инженер-железнодорожник И. И. Рихтер. Позднее аналогичную программу в области авиации предложил Н.М. Добротворский.

          Следует отметить, что гуманизации труда способствовало еще три фактора: во-первых, оказалось, что удовлетворение такой потребности, как удовлетворенность трудом, приводит к повышению производительности труда; во-вторых, многие современные производства могут функционировать только в том случае, если учтены общечеловеческие потребности работника; в-третьих, с уровнем развития технологий и конкуренции интеллектуального труда все чаще заказчиками эргономических исследований и адаптации среды выступают люди, заказывающие эргономическую адаптацию для себя.

          Значительный вклад в гуманизацию эргономики делается в настоящее время группой психологов-эргономистов под руководством доцента кафедры гигиены труда МГУ им. М. В. Ломоносова Чернышевой О.Н. и молодыми специалистами проекта «Эргономика Жизни» — Черничковой Н.В. и Черторыгиным А.Б. Идея их подхода заключается не только в оценке соответствия антропометрических параметров тела человека метрическим параметрам предметной среды, но и степени влияния отдельных проявлений соматической и психосоматической напряженности на эффективность деятельности в целом, объективизации этих оценок на основе психотестов, физиологических и антропологических измерений. Кроме того, Черторыгин А.Б., еще, будучи студентом, в своей курсовой работе, выполненной под руководством Гончаровой Н.Н., обратил внимание на несоответствие формирования предметно-пространственной среды человека его эволюционному развитию. Предположительно, при должном развитии в этом направлении, эргономика способна серьезно повлиять на качество и продолжительность жизни людей.

          10. Назовите методы исследования в психологии труда и раскройте их содержание.

          Методы в психологии труда

        • Специальные научные исследования (выполняется учеными психологами)
        • Методы, используемые преподавателями, наставниками, мастерами, кураторами
        • Методы научно практических работ инженерами проектировщиками для повышения производительности труда
        • Ряд методов, использовавшихся вначале только для исследовательских работ, но постепенно переходящих в процесс проведения испытательных работ. Испытания
        • Требования к методам: Объективность, проверка многими методами, деятельносто-личностный подход, целенаправленность.

          Последовательность проведения исследований:

          · Широкое наблюдение и массовый опрос

          · Анализ собранного материала и отбор заслуживающих внимания мнений и предложений с целью определения наиболее актуальных психологических проблем.

          · Разработка гипотезы и методики исследований с использованием соответвующих решаемым проблемам методов.

          sites.google.com

          Это интересно:

          • Умственная отсталость в 2 года Признаки умственной отсталости у детей до 3 лет. Умственная отсталость Из словарей и энциклопедий Большой психологический словарь Умственная отсталость (англ. mental retardation) - стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ц. н. с. У. о. имеет разную этиологию […]
          • Депрессия длящаяся годами Депрессия длящаяся годами Большой интерес представляет работа Kjelholz (1959), посвященная депрессивным состояниям. Наряду с другими видами депрессии автор выделяет невротическую, которую включает в психогенную и рассматривает как депрессивное состояние при неврозах. Он выделяет также «депрессию истощения», в основе которой лежит патологическое […]
          • Депрессия от болезней Психология болезней: Депрессия 1. ДЕПРЕССИЯ - (Луиза Хей) Ваши приступы ярости безосновательны. Полная безнадежность. Страхи других людей, их запреты уходят от меня. Я сама (сам) создаю свою жизнь. 2. ДЕПРЕССИЯ - (В. Жикаренцев) Гнев, который Вы чувствуете, не имея права иметь то, что хотите. Чувство безнадежности. Возможное решение, […]
          • Стресс влияет здоровье Влияние стресса на здоровье человека Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, это обычное и часто встречающееся явление в нашей жизни. Стрессу подвержен любой человек вне зависимости от занимаемой им должности, положения в обществе и материального достатка. По данным статистики, в России примерно 70% жителей постоянно […]
          • Как бороться с нервозностью и раздражительностью Топ-12 методов бороться с раздражительностью В наш стремительный век раздражительных людей стало намного больше. Многие просто не в силах справиться с бешеными нагрузками. Раздражение испытывают все, и это нормально. Но что делать, если раздражение стало постоянным спутником жизни, а частые вспышки гнева и эритрофобия мешают жить и работать. […]
          • Причины аутизма это Довольно продолжительное время считалось, что триада симптомов, характерная для такого заболевания, как аутизм, вызывалась некой общие причины аутизма, которые действовали на генетическом, когнитивном и нейрональном уровнях. Но, в настоящее время все больше специалистов склоняются в сторону гипотезы о том, что аутизм, это не что иное, как сложное […]
          • Дипломные работы по заиканию Дипломные работы по заиканию Приветствуем тебя, дипломник! На этом сайте мы предлагаем строительные дипломы, которые защитили, когда учились в Архитектурно-Строительном Университете. Все они имеют файлы, позволяющие ознакомиться с темой, содержанием работы, а если это чертежи, то с рисунками. Если Вы ищите информацию, где купить готовые дипломные […]
          • Презентация стресс и школьников Вы можете бесплатно и без регистрации скачать любую из 11907 презентаций на тему стресс ОПЕРАЦИОННЫЙ СТРЕСС А.Е. Карелов МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ С КУРСОМ ДЕТСКОЙ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ. Презентация: ОПЕРАЦИОННЫЙ СТРЕСС А.Е. Карелов МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ . . – снизить выраженность […]