Спиваковская профилактика детских неврозов

Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция)

Глава I. Психологические факторы в этиологии детских неврозов

Глава II. Групповая психотерапия неврозов.

Глава III. Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции как особого психологического эксперимента

ГлаваIV. Диагностический блок психокоррекционного комплекса: психологические особенности группы риска поневрозамдетского возраста

Глава V. Диагностический блок психокоррекционного комплекса: хронические длительно действующие психологические факторыриска

Глава VI. Установочный и психокоррекционный блоки психокоррекционного комплекса: процесс психологиче­ской коррекции

Посвящается светлой памяти Блюмы Вульфовны Зейгарник

В книге описан один из вариантов психокоррекционной работы, направленной на профилактику не­врозов у детей. Представлены результаты изучения психологических факторов риска, опыт практичес­кого использования комплексной психологической коррекции, а также приемов оценки ее эффективно­сти.

Автор вполне отдает себе отчет в том, что пред­лагаемый вниманию читателя материал носит в ос­новном эмпирический характер, в нем отражен до­статочно эффективный практический опыт работы.

Считаю своим приятным долгом поблагодарить коллег по кафедре нейро- и патопсихологии факуль­тета психологии МГУ, и прежде всего своих учите­лей проф. Б. В. Зейгарник и проф. Ю. Ф. Поляко­ва, за постоянную поддержку и помощь в работе.

Практическая психокоррекционная работа требу­ет особых условий, и главное из них — присутствие единомышленников, которые своим непосредствен­ным и критическим участием создают особый твор­ческий и душевный настрой, необходимый для психокоррекционной работы. Этим автор целиком обя­зан коллективу Консультативного центра психоло­гической помощи семье при факультете психологии МГУ, его руководителю академику АПН СССР А. А. Бодалеву и группе психологов-консультантов Московской городской консультации «Брак и семья» при Моссовете.

Комплексная психологическая коррекция осуще­ствлялась психокоррекционной бригадой, в состав которой ежегодно включались студенты и аспиран­ты, выполняющие под руководством автора курсо­вые, дипломные и диссертационные работы. Результаты их исследований широко использованы в дан­ной книге. Выражаю им свою искреннюю благодар­ность.

Хотелось бы также отметить, что процесс психо­коррекции, как и любое другое психологическое воздействие, — это процесс взаимный. Психологи­ческая помощь, которую специалист-психолог ока­зывает людям, обратившимся в консультацию, воз­вращается и оказывается этими же людьми ему са­мому. Эта постоянная бескорыстная взаимная чело­веческая помощь укрепляет уверенность в безгранич­ности душевных сил человека, способного поднять­ся над жизненными невзгодами, преодолеть трудно­сти, позволяет, познавая себя и других, активно от­крывать мир, открываться миру и преображать его.

Выражаю свою глубокую благодарность всем де­тям и родителям, с кем пришлось работать в психо­логической консультации.

В книге описан опыт практической работы по профилактике неврозов у детей в ходе комплексной психологической коррек­ции. Здесь представлена лишь начальная попытка обобщения и осознания такой практики. В этой области предстоит решить еще целый ряд вопросов. Прежде всего нуждаются в углублен­ной теоретической проработке механизмы коррекционного дей­ствия описанных методов. Большое внимание следует уделить закономерностям эмоциональных и когнитивных перестроек, со­вершающихся в ходе коррекционной работы. Необходимы спе­циальные исследования, которые показали бы внутреннее содер­жание психологических изменений, помогли бы более отчетливо представить картину внутриличностных и межличностных ново­образований, формирующихся у участников психокоррекции.

Важной задачей является разработка надежных и удобных приемов объективной оценки эффективности психокоррекции. Требуют дальнейшего исследования вопросы создания системы обучения специалистов по психокоррекции, разработки показаний и противопоказаний для отбора ведущих. Необходимы специ­альные исследования по организации труда психологов-консуль­тантов, психокорректоров и психотерапевтов.

Представленный в книге материал освещает лишь один из аспектов консультативной деятельности психолога — психопро­филактическую работу. Задачи, стоящие перед психологами-кон­сультантами, естественно, намного шире. Это работа и с другими по возрасту контингентами, и с группами риска по другим по­граничным и психосоматическим заболеваниям. Требуются спе­циальные исследования, отражающие практику психологической работы по преодолению отклоняющегося поведения подростков и юношей, по профилактике раннего алкоголизма и наркомании. Особое внимание в консультативной работе следует обратить на коррекцию супружеских отношений, на профилактику разводов и острых семейных кризисов.

Решение широкого круга практических задач требует создания особой методологии психокоррекции и психологического консуль­тирования, развития исследований в различных аспектах органи­зации психологической помощи, как контингентам риска, так и здоровым людям по преодолению психологических конфликтов и затруднений. Такие исследования в настоящее время осуществ­ляются в медицинской, социальной, педагогической психологии и в активно развивающемся междисциплинарном направлении — психологическом консультировании.

Не менее важно проводить теоретические исследования по анализу закономерностей психологического воздействия в его разных формах, по вычленению условий практической организа­ции такой работы.

Перспективным направлением исследований следует считать разработку теории и практики активного социального обучения и различных модификаций социально-психологического тренинга.

По-видимому, в ближайшее время психологическая наука сможет предложить обоснованную классификацию различных способов психологического воздействия. Среди них — психоло­гически ориентированная психотерапия, психокоррекция, консуль­тирование, тренинг, активное обучение.

Развертывание практических и теоретических исследований в этой области позволит внести весомый вклад в охрану здо­ровья советских людей, в утверждение психологически гармонич­ного образа жизни, в активизацию человеческого фактора, в фор­мирование поистине свободной, сознательной и творческой лич­ности.

www.childpsy.ru

Профилактика детских неврозов

Еще большее значение, чем лечение, имеет профилактика детских неврозов. Значение ее возрастает и еще вследствие того, что, предупреждая развитие неврозов в детском возрасте, она одновременно является предупреждением неврозов взрослого человека.

Естественно, что профилактика неврозов детского возраста состоит из воздействий на внешнюю среду — устранение раздражителей, вызывающих перенапряжение нервных процессов ребенка и мероприятий, направленных на укрепление этих процессов.

Профилактические мероприятия в отношении детских неврозов начинают с первых месяцев внеутробной жизни ребенка. Правильная профилактика состоит в строгом соблюдении режима питания и сна. Ребенок должен питаться в определенные часы. Если он проснулся и наступил час приема пищи, не следует откладывать кормление, ибо ожидание его вызывает у ребенка перенапряжение торможения.

Соответственный возрасту ребенка режим сна является обязательным условием нормального отдыха и восстановления нервных процессов младенца.

Ребенок первых месяцев жизни проводит во сне почти все свободное от приема пищи время. Постепенно количество часов сна уменьшается, трехмесячный ребенок должен спать 10—12 часов ночью и четыре раза днем по 1/2—1 часа; 4—6-месячный ребенок спит днем 2 раза. Годовалый ребенок должен спать 14—15 часов, пятилетний — 13—14, семилетний — 10—12 часов. В 10-летнем возрасте сон должен равняться 10 часам.

Н. И. Красногорский показал, что уменьшение количества сна на 2 часа вызывает у детей нарушения высшей нервной деятельности.

Следует помнить, что потребность во сне имеет индивидуальные колебания, в связи с чем некоторые дети должны спать несколько дольше. В то же время всякая ломка динамического стереотипа является трудной задачей для высшей нервной деятельности вообще и тем более для неокрепшей нервной системы ребенка. Поэтому не следует менять укрепившийся динамический стереотип, нарушать привычный для ребенка режим сна. Соблюдение режима питания и сна является также первой мерой укрепления, тренировки нервных процессов.

Позже тренировка торможения создается выработкой элементарного навыка опрятности — умения тормозить выполнение физиологических потребностей.

Ребенок должен иметь интересные для него игрушки, ибо они способствуют развитию его анализаторной деятельности и общей активности. В то же время не следует перегружать его изобилием игрушек, так как это ведет к угашению ориентировочного рефлекса, к постоянному исканию новизны и капризам ребенка.

Резкие звуки, крики, как пугающие ребенка сверхсильные раздражители, должны быть удалены из окружающей среды, хотя ребенок должен привыкать спать и отдыхать при наличии слабых и умеренных по силе раздражителей. Выработанная привычка спать в условиях полной тишины может создать перенапряжение нервных процессов при вынужденном изменении обстановки.

Дальнейшая профилактика детских неврозов состоит в правильном воспитании и создании благоприятных семейных условий. Распад семьи, уход одного из родителей создает нередко, если не всегда, непосильную для нервной системы ребенка трудность и вызывает развитие неврозов.

Такое же значение имеют ссоры, скандалы, взаимное недовольство между членами семьи. Необходимо исключить их не только из взаимоотношений между родителями ребенка, но и из отношений всех окружающих его людей.

Большое значение поэтому имеет борьба с алкоголизмом, являющимся основной причиной неблагоприятных бытовых условий, ссор, иногда драк, что способствует развитию неврозов у детей, воспитывающихся в таких условиях.

Воспитание ребенка должно быть ровным, он должен твердо усвоить понятия «нельзя» и «можно», причем необходимо постоянство в соблюдении этих требований со стороны воспитателей. То запрещение, то разрешение ребенку одного и того же поступка вызывает столкновение противоположных нервных процессов и может привести к возникновению невроза.

Слишком суровое воспитание, многочисленные ограничения и запреты сохраняют у ребенка пассивно оборонительную установку, способствуя развитию боязливости и неинициативности, излишнее баловство — ослабляет процесс торможения.

Воспитание должно выработать у ребенка правильный, соответствующий требованиям социальной среды, динамический стереотип поведения: отсутствие эгоизма и эгоцентризма, чувство товарищества, умение считаться с окружающими людьми, чувство долга, любви к родине, а также развить у него широкий круг интересов.

Этой цели легче достигнуть, воспитывая ребенка в коллективе — в детском саду, чем в индивидуальной семье, особенно при наличии в ней одного ребенка, что невольно делает его средоточием всех интересов и забот родных.

Фантазия является естественным свойством и потребностью ребенка; поэтому полностью исключить из его воспитания сказки и фантастические рассказы нельзя. Следует лишь ограничить их количество, соразмерить его с типологическими особенностями ребенка и чередовать с рассказами реалистического содержания, знакомящими с окружающим его миром. Чем впечатлительней ребенок, чем больше развито у него воображение, тем более нуждается он в ограничении количества передаваемых ему сказок. Сказки со страшным, пугающим детей, содержанием вообще допускаться не должны. Детям не следует разрешать смотреть телевизионные передачи для взрослых.

Развитие обеих сигнальных систем у ребенка должно идти равномерно. Большое значение в этом отношении имеют подвижные игры, ручной труд, гимнастика, спортивные упражнения (санки, коньки, лыжи, мяч, волейбол, купанье и т. д.).

Пребывание детей на свежем воздухе является необходимым условием укрепления их здоровья. Не следует забывать, что солнечные ванны для маленьких и возбудимых детей противопоказаны и их следует заменять воздушными ваннами, пребыванием не на солнце, а в тени.

Большую роль в профилактике детских неврозов играет предупреждение инфекционных заболеваний, ослабляющих высшую нервную деятельность и тем способствующих возникновению невротических детских заболеваний.

В школьные годы профилактика детских неврозов состоит, помимо уже сказанного, в устранении перенапряжения нервной системы ребенка учебными занятиями. Нервная система детей различна, их способности к учению также. Если для одного ребенка не составляет труда хорошо учиться в школе, участвовать в различных кружках, заниматься музыкой и т. д., для более слабого такая нагрузка оказывается непосильной.

Общее количество учебной работы для каждого ребенка должно быть строго индивидуализировано, чтобы не превосходить его силы.

Большая профилактическая работа лежит в этом отношении на школьных врачах.

Профилактика неврозов периода полового созревания состоит в совместном обучении и правильном освещении детям вопросов половой жизни.

Привычка видеть в детях другого пола товарищей по учению и играм препятствует возникновению преждевременного и нездорового любопытства. Своевременное ознакомление детей с вопросами половой жизни освобождает их от многих тревожных переживаний, опасений и необходимости решения непосильных для них вопросов.

При обнаружении у детей в пубертатном периоде черт мыслительного типа — склонности к анализу, резонерству, углублению в философские проблемы — следует включать их в физическую деятельность и регулярные спортивные занятия.

Профилактическое направление советской медицины не может остановиться на достигнутом этапе в борьбе с неврозами детского и зрелого периода жизни. Неврозы в Советском Союзе все еще существуют, напоминая о необходимости их полной ликвидации.

Немалое значение в развитии неврозов имеют пережитки капиталистического прошлого — алкоголизм, враждебность в отношениях, ссоры, иногда распад семьи, — устранение которых зависит от повышения общего идеологического и культурного уровня населения и от пропаганды медицинских знаний.

В развитии неврозов может иметь некоторое значение быстрое изменение условий современной жизни, рост технического прогресса, который требует от организации человека большой пластичности, развития новых форм приспособления к новым условиям жизни и деятельности. Стоит только вспомнить, какой скачок сделало человечество за последние 100 лет хотя бы в вопросе средств передвижения — от дилижанса и русской тройки до самолетов со скоростью, превышающей скорость звука. Естественно, что эволюция организма может несколько отстать от быстроты изменений внешней среды, вследствие чего уравновешивание организма со средой может нарушаться.

Поэтому профилактическое направление требует как изучения меняющихся условий среды и ее воздействий, так и углубленного изучения и понимания самого организма и особенно физиологии высшего органа приспособления его к этой среде — головного мозга.

Громадные возможности в понимании этой деятельности открывает эксперимент. Изучение здорового и патологического состояния нервной системы человека при помощи специально поставленных экспериментов, специально разработанных приемов исследования открывает самые интимные механизмы и законы нормальной высшей нервной деятельности и ее патологических изменений.

Отдавая должное достижениям клинической медицины великий физиолог и гуманист И. П. Павлов писал: «Только пройдя через огонь эксперимента, вся медицина станет тем, чем быть должна, то есть сознательной, а следовательно, всегда и вполне целесообразно действующей».

profmedik.ru

АЛЛА СЕМЕНОВНА СПИВАКОВСКАЯ

Алла Семеновна Спиваковская – доктор психологических наук, профессор Московского университета, создатель нового направления в психотерапии – беатотерапия. Алла Семеновна стояла у истоков развития психотерапевтической науки и практики, одной из первых в России стала разрабатывать игровую и семейную психотерапию для лечения различных форм нервно-психической патологии. Её кандидатская диссертация посвящена теме «Нарушение игровой деятельности у детей, страдающих ранним детским аутизмом», а докторская диссертация — «Комплексная психологическая коррекция в профилактике детских неврозов».

На профессионально-личностное становление А.С. Спиваковской оказали влияние такие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи как А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Б.В. Зейгарник, В.В.Лебединский, Ю.Ф.Поляков, Карл Роджерс, Вирджиния Сатир, Антонио Менегетти, Карл Виттакер, Роберт Бертон. На факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Аллой Семеновной разработаны и читаются авторские курсы лекций, являющиеся базовыми психологическими дисциплинами. Более чем за 30 лет Алла Семеновна обучила сотни психологов, воспитала целую плеяду последователей и учеников, ставших известными и авторитетными специалистами как в России так и за рубежом. Не только ученый-новатор, но и блестящий практик, Алла Семеновна принимала активное участие в организации первых психологических консультаций в Москве: психологической консультации при факультете психологии МГУ (1976-1983), в психологической консультации «Семья и брак» при Моссовете (1983-1992), психологическом агентстве «Круг» при Исследовательском Центре Семьи и детства РАО (1992-1998). В 1998 году Алла Семеновна создает «Беатотерапевтическую студию 13.60», в которой осуществляется разнообразная индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа. Студия представляет собой экспериментальную площадку и творческую лабораторию для апробации и внедрения методов беатотерапии.

С 1977 по 2013 год Алла Семеновна являлась руководителем отделения гуманистической психологии, психотерапии и беатотерапии Института психологии и педагогики. Создан и реализуется оригинальный Учебный план подготовки специалистов (второе высшее психологическое образование) по специальности психолог-консультант. Автор 6 монографий, переведённых в Латвии, Германии, Китае, Японии, нескольких учебных пособий, свыше 80 печатных работ. По ее научным трудам, посвященным вопросам психологического консультирования и психотерапии вот уже десятки лет учатся студенты почти всех психологических вузов и работают практикующие психологи по всей России. Алла Семеновны Спиваковская – уникальная личность. Ей свойственно особое неповторимое сочетание силы, энергии, мысли и действия. Ее яркая индивидуальность оказывается неизменно притягательной для самых разных людей и вызывает глубокое уважение.

Образование: Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1966-1971).

Звания: 2007 — заслуженный профессор МГУ. 2008 — действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги. 1994 — действительный член Московской Психотерапевтической Академии. 1993 — действительный член Международной Академии Информатизации. 1992 — профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. 1990 — доктор психологических наук (19.00.04 — медицинская психология). Диссертация «Комплексная психологическая коррекция в профилактике детских неврозов». 1975 — кандидат психологических наук (19.00.04 — медицинская психология). Диссертация: Нарушение игровой деятельности у детей, страдающих ранним детским аутизмом.

Деятельность: С 1992 по настоящее время — профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. 1992-1998 — директор Исследовательского Центра Семьи и Детства Российской Академии Образования. 1985-1992 — доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. 1981-1985 — старший научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. 1973-1981 — младший научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. 1971-1973 — старший лаборант кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

beatoterapia.ru

Неврозы относятся к так называемой "малой психиатрии", которая изучает болезни вне психотического состояния. Эти болезни характеризуются не только малой интенсивностью, но и малой продолжительностью. Они подходят под определение "пограничные состояния". Понятие "пограничные состояния" включает донозологические невротические расстройства, клинически оформившиеся неврозоподобные реакции и состояния, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при соматических заболеваниях и другие, протекающие на невротическом уровне.

В отличие от психопатии, при неврозах страдает лишь часть личности, сохраняется критическое отношение к болезни, определяющее воздействие принадлежит прижизненным средовым влияниям.

Понятие "невроз" было введено в медицину в 1776 г. Cullen. В свое время это было прогрессивным, так как позволило выделить из ряда соматических заболеваний психосоматические расстройства и связать их с нарушением нервной деятельности.

В настоящее время в понятие "невроз" вкладывается разное содержание. Различаются и представления о причинах возникновения неврозов.

Представления о причинах возникновения неврозов

Некоторые исследователи считают, что невротические феномены вызваны определенными патологическими механизмами чисто биологической природы (А. И. Струнов, Л. В. Кактурский). Axenfeld и Huchapd (1983): "Неврозы – это незнание, возведенное в степень нозологической группы". То есть при соответствующих достижениях техники, биологии, медицины можно будет найти морфологические субстраты, адекватные любому нарушению функции.

С точки зрения бихевиористов, реально существуют лишь отдельные невротические симптомы как результат неправильного научения (H. Y. Eysench, J. Wolpe, S. Rachman). Eysench: "Нет невроза, скрывающегося за симптомом, это просто сам симптом".

Экзистенциалисты (R. May) вообще не считают неврозы болезнью: "Невроз – это форма отчужденного существования больного".

Приверженцы гуманистический психологии (C. Rogers) говорят, что невроз – это неудовлетворенная потребность в самоактуализации.

Представители течения "Антипсихиатрия" утверждают, что неврозы – "нормальное поведение в ненормальном обществе".

В. Н. Мясищев считает, что невроз имеет психогенную природу. Психогении характеризуются следующими чертами:

Связь с личностью больного, психотравмой; неспособность больного самостоятельно адекватно разрешить психотравмирующую ситуацию.

Возникновение и течение невроза более или менее связано с патогенной ситуацией и переживаниями личности: наблюдается определенное соответствие между изменениями психотравмирующей ситуации и динамикой состояния больного.

Клинические проявления по содержанию связаны с психотравмирующей ситуацией и переживаниями личности, с основными наиболее сильными и глубокими ее стремлениями, представляя собой аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иных ее переживаний.

Отмечается высокая эффективность психотерапии в сравнении с медикаментозным лечением.

Таким образом, невроз – это "психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психопатологических явлений".

Для невроза, по Мясищеву, характерны следующие особенности:

обратимость патологических нарушений независимо от длительности;

специфичность клинических проявлений, состоящих в доминировании эмоционально-аффективных и сомато-вегетативных расстройств.

Следует дифференцировать понятия "психогения" и "невроз". Понятие "психогении" шире понятия неврозов; кроме неврозов оно включает в себя реактивные состояния, психогенные и ситуативные реакции.

По данным Б. Д. Петракова и Л. Б. Петраковой, уровни распространения и темпы "накопления" больных неврозами (и другими психогениями) в большинстве стран мира высоки и продолжают расти. Некоторые авторы, в том числе и известный психиатр H. Hagner (1985), полагают, что нынешнее поколение страдает психическими заболеваниями не чаще, чем предыдущее, но некоторые исследователи считают, что количество неврозов увеличивается в связи с техническим развитием общества.

Существует множество классификационных делений неврозов. Это результат отсутствия единого взгляда на этиологию и патогенез. В основе классификаций лежат разные признаки:

этиологический: вина, фрустрация, агрессия и др.

информационный: (недостаток или избыток информации);

ситуационный и реактивный;

конституционный и реактивный по генетическому фактору;

по принципу убывания роли факторов среды и возрастания роли факторов личности;

по признакам профессии – неврозы руководящих кадров, неврозы актеров и т.д.;

по событиям в жизни общества – военный, окопный и т.д.

В настоящее время большинство отечественных авторов выделяют три классические формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний (Г. К. Ушаков, А. А. Портнов, Д. Д. Федотов, Б. Д. Карвасарский, Ю. Я. Тупицын, Н. К. Липгарт, В. Ф. Матвеев, М. Г. Арапетянц, А. М. Вейн, Ф. И. Случевский).

Неврастения – буквально "слабость нервов" (греч. asthenos – "слабый").

И. П. Павлов и А. Г. Иванов-Смоленский выделяют три стадии заболевания:

В начальной стадии нарушено активное торможение, что проявляется преимущественно в виде раздражительности и возбудимости.

В промежуточной стадии имеет место лабильность возбудительных процессов с преобладанием раздражительной слабости.

В заключительной стадии развивается охранительное торможение, преобладает истощаемость, слабость, вялость, апатия, повышенная сонливость, пониженное настроение.

А. Кемпински говорит, что появившаяся слабость носит характер постоянного чувства усталости. Больной чувствует себя как после тяжелой физической работы или после тяжелого заболевания, жалуется на мышечные боли, особенно в поясничной области (повышенное напряжение этих мышц), на сердцебиения, боли в животе, расстройства половой сферы (преждевременная эякуляция, импотенция у мужчин, аноргазмия у женщин).

Головные боли проявляются в виде сжимающего обруча (неврастенический шлем), ощущается чувство давления внутри головы (“вата в голове”), сумбур в голове (“вода переливается, треск”).

Отмечаются трудности концентрации внимания и запоминания – эти нарушения являются проявлением психической усталости. С утра характерно чувство усталости, к вечеру – оживление. Больные плохо засыпают, видят кошмарные, поверхностные сны. Испытывают раздражительность, злобу, чувство исчерпанности, “вулканические” извержения гнева.

Неврастенией чаще страдают руководящие работники (так называемый директорский невроз). Они не могут справляться со своими обязанностями, находятся в постоянном напряжении, вспыльчивы, дают противоречивые указания. Их раздражает все и вся.

Для неврастении характерны спешка и скука. Больной хочет “оказаться в другом мире”, оставить в прошлом действительность, бежать от нее или разрушить. Неврастеник борется с актуальным временем, с актуальной ситуацией.

Спешка и скука причисляются к чертам современной цивилизации, поэтому неврастению можно рассматривать как "неврастенизирование" общества технического прогресса. С. В. Цуладзе, опираясь на психологию отношений, описанную В. Н. Мясищевым, считает, что при неврастении нарушаются отношения "Я" к предметам и лицам.

Истерия – от греч. hystera – "матка". Во времена Платона считали, что эта болезнь связана с хождением матки по телу женщины. Затем были обнаружены те же симптомы и у мужчин, но значительно чаще истерия встречается у женщин.

Бабинский называл истерию "великой симулянткой", так как при истерии проявляются симптомы, характерные для разных заболеваний: головная боль сильнее, чем при опухолях мозга, сердцебиения, эмоциональная возбудимость, характерные для сердечной недостаточности, припадки (истерическая дуга), напоминающие эпилепсию.

В основе заболевания лежат психогении – факторы эмоцио-нального характера (эмоциональное состояние больного, его травмы, конфликты).

Факторы эмоционального характера, действующие на физическое самочувствие, называются конверсией (conversia – “обращая”, “направляя”). В симптомах истерической конверсии есть черты экстраверсии, направленные во внешнюю среду.

Симптомы истерии проявляются в двигательных, сенсорных и психических нарушениях:

Двигательные симптомы – гиперкинезы (размашистые движения различного рода: писчий спазм, особенно у учителей, вздрагивания, истерическая дрожь, тики, навязчивые движения); функциональные параличи.

Сенсорные симптомы – снижение данной функции перцепции (отсутствие болевой реакции, истерическая слепота и глухота) или ее повышение (гиперстезии, непроходящая боль, зрительная или слуховая гиперчувствительность). Возможно отсутствие осязания, перчаточная или чулочная гипер-чувствительность, спастическое зажмуривание век, аноргазм, глухота, потеря вкуса, головная боль ("болевой гвоздь"), истерическая беременность, потеря голоса.

Психические симптомы – состояние огромного возбуждения или апатии, отличная память (гипермнезия) или ее утрата (амнезия). Наблюдаются экстазы, исступленность, припадки, истерическое окаменение (ступор), сумеречное состояние (неудержимое стремление к бегству, перевоплощение в животное и т.д.).

Следует отличать истерический невроз от истерической психопатии. Для последней личностные отношения более выражены, приводят к значительному "снижению в социально-этическом плане". Истерические черты характера проявляются с детства и часто усугубляются вследствие неправильного воспитания, при этом проявляются в разных ситуациях, не имея четкой связи с психотравмой.

Невроз навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний – ананкастический невроз (ananke – "необходимость", "фатум"). Особенностью невроза навязчивых состояний является принуждение. Чем большее оказывается сопротивление этому принуждению, тем сильнее проявляются симптомы. Волевое усилие или остается без ответа, или усиливает симптоматику (например, беспокойство, закрыл ли двери, “застревает” в голове). У больного наблюдается стремление к порядку. Нарушение порядка, ритуалов вызывает беспокойство, а ритуал защищает от страха, снижает тревогу. Отмечается тенденция к выполнению общественных норм – в противном случае возникает чувство вины. Для снижения страха больной использует талисманы, магические заклятия и т.д.

При неврозе навязчивых состояний отмечаются навязчивые мысли, действия, страхи (фобии).

Навязчивые мысли могут не носить эмоциональной окраски (пересчитывание чисел, повторение услышанного). Например, у матери – мысль убить ребенка, у верующего – богохульство, секс. Навязчивые мысли могут носить экзистенциальный характер: хорошо ли я сделал, правильно ли провел консультацию, кто я, зачем я живу? Возможны дереализация (чувство измененности, нереальности окружающего) и деперсонализация (нарушение самосознания, чувство изменения своего "Я").

Навязчивые действия – стереотипные движения вопреки воле и разуму. Например, мытье рук, ритуалы одевания и раздевания, определенное количество повторений действий и т.д. Цель навязчивого действия – отстранение зла. Больные понимают, что действия выглядят нелепо, смешно, но отказаться от их выполнения не могут (стремление обойти уличный фонарь с определенной стороны, встряхивание головой, ногой).

Навязчивые страхи (фобии):

клаустрофобия – боязнь закрытых пространств;

агорафобия – страх перед открытыми пространствами;

эрейтофобия – страх покраснеть в присутствии посторонних.

Возможен страх перед биологической или психологической смертью, перед загрязнением, страх острых предметов и др. В возникновении этих страхов могут быть разные психологические предпосылки: сексуальная неудовлетворенность в супружестве, скрытая агрессивность, аморальное поведение.

Асатиани М. Н. Психотерапия невроза навязчивых состояний. Руководство по психиатрии. /Под ред. В. Е. Рожнова. – Ташкент, 1985.

Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989.

Васильченко Г. С. Частная сексопатология: В 2 т. – М., 1983.

Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. //Сб. научн. трудов Института им. В. М. Бехтерева. – Л., 1985. – Т. 121.

Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. – Л., 1988.

Кайдановская Е. В. Групповая психотерапия при неврозах. //Сб. научн. трудов Института им. В. М. Бехтерева. – Л., 1982. – Т. 100.

Карвасарский Б. Д. Неврозы. – М., 1990.

Карвасарский Б. Д. Психотерапия. – М., 1985.

Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.

Козлов В. П. Профилактика и психотерапия фобических состояний у детей. //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. /Под ред. В. К. Мягер. – М., 1988.

Кратохвил С. Групповая психотерапия. – Прага, 1978.

Ледер С. Этические аспекты в психотерапии. //Транскультуральные исследования в психотерапии. / Под ред. С. В. Кабанова. – Л., 1989.

Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов. – Л., 1974.

Липгарт Н. К. Навязчивые состояния при неврозах. – Киев, 1978.

Мастерс и Джонсон о любви и сексе.: В 2 ч. (Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р.) – СПб., 1991.

Мягер В. К. Диэнцефальные нарушения и неврозы. – Л., 1976.

Неврозы и пограничные состояния /Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского, А. Е. Личко. – Л., 1972.

Свядощ А. М. Неврозы. – М., 1982.

Семке В. Я. Истерические состояния. – М., 1988.

Слуцкий А. С. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в клинике пограничных состояний. – М., 1984.

Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.

Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1981.

Яковлева Е. К. Патогенез и терапия невроза навязчивых состояний. – Л., 1959.

Яковлева Е. Н., Зачепицкий Р. А. Роль неправильного воспитания в патогенезе неврозов. – Л., 1960.

www.psichology.vuzlib.su

Профилактика неврозов

В статье будут рассмотрены не просто способы профилактики неврозов, но и даже способ получения иммунитета от них и прочих психологических недугов мешающих жить полной и свободной жизнью. И в довесок будет краткий обзор образа жизни с заданием направления, которое поможет сэкономить жизненную энергию, а она в свою очередь необходима для восстановления здоровья, повышения качества жизни, да и просто, чтобы радоваться:)

Факторы провоцирующие невроз

Сначала рассмотрим, что провоцирует невроз, а потом узнаем, что позволяет провести профилактику невроза. А теперь давайте по порядку. Принято считать, что невроз появляется по трем причинам:

  • психологические конфликты
  • перенапряжение психики
  • Профилактикой считаются меры по предупреждению заболевания. Значит нам нужно произвести действия, которые:

    • помогают избежать ситуации способствующие формированию неврозах
    • либо дают иммунитет от невроза
    • Вот незадача выходит с детскими психологическими травмами — их уже не получится предупредить, они уже есть (не сомневайтесь они есть у каждого) 🙂 Но это поправимо.

      Далее у нас идут психологические конфликты, а основа у них может быть, как ни странно, детские травмы. Но не только они. Элементарно две противоречащие установки в уме человека создают конфликт. По психологическим конфликтам можно и нужно делать профилактику.

      И последний пункт это перенапряжение психики. Обычно рассматривают этот пункт особняком, как что-то самостоятельное. Но это не верно, потому что перенапряжение умственное/эмоциональное (как причина невроза) является лишь следствием первых двух пунктов (детских психологических травм и психологических конфликтов).

      Способ устранения этих факторов

      Обратите внимание, что все пункты являются чисто психическими аспектами. А значит и профилактика должна быть соответствующей. Здесь нужна психотехника, которая будет эффективно устранять детские психологические травмы, психологические конфликты, и если уж перечисленных факторов не станет, то собственно и перенапряжению взяться не откуда будет (а если и будет, то до невроза уж точно дойдет).

      Ниже предлагается не просто психотехника, а целая система позволяющая устранить не только:

      • детские психологические травмы
      • и психологические конфликты
      • Но и также:

        • значительно снизить интенсивность страхов
        • обрести подлинную уверенность в себе
        • пребывать в уравновешенном состоянии и ясности сознания
        • усилить интуицию
        • а также, как говорилось выше, приобрести иммунитет от невроза и прочих психологических недугов

        Образ жизни, как способ профилактики

        Конечно основа профилактики невроза — это наведение и поддержание чистоты ума. Но это не значит, что физическими составляющими нужно пренебрегать. Напротив, физическое восстановление будет ускорением для излечения невроза, но опять же, это лишь вспомогательный маневр (основа — это очищение ума). Давайте поговорим об образе жизни:

        • питание
        • гигиена
        • привычки
        • физическая активность
        • Вкратце рассмотрим каждый пункт.

          Питание. С нашим темпом жизни мы все меньше уделяем внимания на то, что едим. И поэтому можем быстренько перекусить в закучной каким-нибудь гамбургером, шаурмой. А ведь то, что едит человек, очень сильно влияет на его эмоциональное состояние. В общем, об этом достаточно написано в статье питание при неврозах.

          Гигиена. Гигиена не только внешности (чистка зубов, мытье тела), но и также внутренняя (очистка организма от шлаков, паразитов), ну и соответственно поддержание этой чистоты (читайте подробнее в этой статье).

          Привычки. Это щепетильная тема:) Если говорить в разрезе невроза о привычках, то это конечно привычки больше ментального характера (напр.: навязчивый невроз характеризуется зацикленностью внимания на одних и тех же аспектах). Но в общем-то любые вредные привычки так или иначе усугубляет невроз любой формы.

          Будь-то чрезмерное потребление: еды, алкоголы/наркотиков; или привычка ощущать себя жертвой, привычка искать оправдания, чтобы что-то не делать — все это привычки, и от всего этого балласта можно избавиться. Поменять привычки, значит изменить себя и для многих это не так-то просто. Но это зависит от способа их изменения. Предлагаемая система помогла уже тысячам людей изменить свои привычки естественным образом, так что практикуйте и будет Вам шастье:)

          Физическая активность. Нынешний социум устроен таким образом, что большинству из нас приходится мало двигаться. А тело создано для движения и нехватка движений может приводить к разного рода болячкам и психическому дискомфорту. Все таки тело и психика связаны. Так что, хоть мало-мальски, но активность физическая нужна: зарядка, пробежка и пр.

          Так что проводя профилактику неврозов с психической стороны, будет замечательным дополнением смена образа жизни. Но хочется сделать замечание по поводу смены образа жизни. Практика показала, что люди использующие предлагаемую систему меняют образ жизни естественным образом. И это не удивительно, ведь она нацелена на устранение ментального мусора, а вместе с ним происходит изменение и на физическом плане (да, мысли материальны). Так, что серьезно практикующие познают это на собственном опыте.

          www.nevroz-lechenye.ru

          Это интересно:

          • Психосоматические расстройства детей Глава 4. Психосоматические расстройства у детей Предпосылки психосоматических расстройств у детей Возникновение психосоматической концепции в медицине связано с именем психиатра Зигмунда Фрейда. Его теория конверсии эмоционального конфликта на соматическую функцию содержит следующие положения: I. Связь психического, телесного и […]
          • Депрессия у беременных Депрессия во время беременности: как преодолеть Опубликовал: админ в Беременность и роды 2018-03-20 0 18 Просмотров Ожидание ребенка – радостная и одновременно волнительная пора, полная сюрпризов и порой не самых приятных неожиданностей. Депрессия у беременных – частое явление, которое не позволяет будущей маме спокойно ждать встречи с малышом. […]
          • Растения снимающие стресс Способность к защите от повреждающих и неблагоприятных факторов среды – обязательное свойство любого, в том числе и растительного, организма. Ответные реакции, индуцируемые в организме внешними воздействиями, часто объединяют терминам «адаптационный синдром», а также широко распространившимся термином «стресс». Основные понятия и положения учения […]
          • Истерический криз 8 букв 6.8. Острые заболевания центральной нервной системы Нарушения мозгового кровообращения могут быть преходящими
          • Диагностические критерии стресса Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его оценки Формы проявления стресса и критерии его оценки Похожие главы из других книг Глава IV. Особенности проявления информационного стресса Глава IV. Особенности проявления информационного стресса 4.1. Вегето-соматические и психофизиологические реакции Не всякое экстремальное, субъективно значимое […]
          • Невропатия и неврозы Невропатия локтевого нерва Невропатия локтевого нерва — различное по этиологии поражение n. ulnaris, сопровождающееся нарушением его сенсорной и моторной функции. Проявляется слабостью при попытке сжать руку в кулак и удерживать кистью предметы, отсутствием чувствительности кожи V и частично IV пальцев, атрофией гипотенора и мелких мышц кисти, […]
          • Отёки при булимии Записаться - т. (495)-933-66-55 Интересные материалы→ Распространенные травмы Медицинские идиотизмы→ Сердечно-сосудистая система Желудочно-кишечные болезни Болезни дыхательной системы 20-летняя женщина обращается за медицинской помощью с жалобой на слабость. По данным лабораторных исследований: сывороточный калий – 2,3 […]
          • Стресс его психологические и физиологические проявления 1.1.2. Физиологические проявления стресса 1.1.2. Физиологические проявления стресса Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу @@@@@1, 3, 7, 12#####: + является высшим центром вегетативной нервной системы; + отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма; + […]