Рассказ о стрессе

Мифы и правда о стрессе

Нам кажется, что мы знаем о стрессе все. Однако это далеко не так. Более того, то немногое, что мы о нем знаем, зачастую не имеет с реальностью ничего общего. Перечень наших заблуждений.

Не бывает «хорошего» или «плохого» стресса – этим заблуждением мы обязаны автору понятия «стресс», канадскому врачу Гансу Селье (Hans Selye). Описывая напряжение, благодаря которому организм справляется с опасной ситуацией, он слишком жестко противопоставил стресс, который провоцирует перенапряжение (дистресс), и стресс, дающий ощущение силы и уверенности в себе (эустресс). Сегодня психологи и физиологи проводят границу между острым стрессом, который мобилизует ресурсы организма, и хроническим, который истощает их.

Острый стресс испытывает тот, кто должен быстро отреагировать на изменение привычной ситуации. От скорости и точности этой реакции иногда зависит наша жизнь. Когда же ситуация затягивается, стресс, став хроническим, истощает наши ресурсы, вызывая физические и психические нарушения. Чаще всего возникают головные боли, язва желудка, артериальная гипертензия, артрит, астма, колиты и даже некоторые формы стенокардии.

Г. Селье «Стресс без дистресса» (Книга по требованию, 2012).

Была бы жизнь лучше без стресса? Нет, она оказалась бы пресной: никакого преодоления трудностей, никакого постижения нового, никакой причины «оттачивать» ум или развивать способности. Перед автомобилем выскакивает велосипедист, начальник приближает срок сдачи работы, вас просят согласиться стать старостой курса: без этого физического и психического напряжения мы не смогли бы реагировать на проблемную ситуацию – скажем, прийти на прием к врачу, когда у нас что-то болит. Пытаться устранить жизненную энергию стресса бесполезно. Смысла в этом не больше, чем в отказе от дыхания на том основании, что в воздухе есть свободные радикалы! Гораздо эффективнее выйти из состояния постоянного реагирования и действовать продуманно.

Р. Герриг, Ф. Зимбардо «Психология жизни» (Питер, 2004).

Мы можем его опередить

Идея соблазнительная – всем хочется «подстелить соломку» туда, куда предстоит упасть. Ожидать худшего – в нашей природе. И эта способность предвидеть стресс позволила человечеству выжить в отличие от животных, которые вымирали целыми эволюционными ветками в экстремально меняющихся условиях Земли. Именно эту способность мы сегодня называем интуицией или «шестым чувством», которое у кого-то выражено сильнее, у кого-то слабее, но которое присуще нам от природы.

Однако пытаться предугадать возможные события, которые станут источником стресса, – занятие, с одной стороны, само порождающее стресс, с другой – дающее иллюзию, что мы можем контролировать буквально все. «Давайте перестанем держаться за всемогущество, – советует психолог Патрик Лежерон (Patrick Legeron), – и будем философски смотреть на вещи». Потому что, когда непредвиденное все же случается, мы испытываем чувство беспомощности, усиливающее стресс. Так что очень важно не порывать с реальностью. Это единственное средство оставаться объективным, реалистично оценивать действительность и принимать тот факт, что от чего-то надо отказаться.

Science, 1997, vol. 275, February 28.

Все это записано в генах

Гены влияют на нашу стрессоустойчивость. Генетическая склонность к стрессу не обязательно означает, что мы будем больше от него страдать. Исследования в области эпигенетики показали, что условия окружающей среды и наша личная история влияют на то, будут ли «работать» наши гены. Люди с низким уровнем серотонина, то есть генетически предрасположенные к стрессу, могут адаптировать образ жизни к своей эмоциональной уязвимости и избегать обстоятельств, которые их угнетают. Напротив, те, у кого серотонина много и кто мало подвержен стрессу, бывают склонны идти на необдуманный риск и попадать во всевозможные тревожащие и пугающие ситуации, что, в конце концов, доводит их до преждевременного износа. Важно знать: обстоятельства нашей жизни оказывают серьезное влияние на наши отношения со стрессом, хотя они и предопределены генетически.

Koenen et al. «Modification of the association between serotonin transporter genotype and risk of posttraumatic stress disorder in adults by county-level, social environment». American Journal of Epidemiology, 2009, vol. 169, № 6; П. Сидоров, А. Парняков «Клиническая психология» (Гэотар-мед, 2010).

Его причина всегда психологическая

«Разграничивать физический и психологический стресс – один из многочисленных предрассудков», – поясняет психотерапевт Тьерри Янсен (Thierry Janssen). Стресс всегда действует одинаково, различается только природа события, которое его запускает. Она может быть психологической (конфликт на работе) или физической (раздражающий шум). Когда мы испытываем психологический стресс, он сопровождается телесным напряжением. У того, кто столкнулся с неприятностями, «крутит» живот, сжимается сердце, напрягаются плечи. Шум сначала вызывает физическую реакцию, а потом, если ситуация сохраняется, – нервное напряжение, истощение, а то и депрессию. «Чем больше чувство беспомощности, тем больше мы склонны «психологизировать» стресс, – продолжает Тьерри Янсен, – словно мы можем дать ему отпор, найдя для него объяснение». Это способ сказать себе: если я понимаю психологический механизм, который здесь действует, то я найду решение.

Что такое стресс на самом деле

Слово «стресс» означает «напряжение» и происходит от латинского stringere (натягивать, напрягать, сжимать). Это не эмоция, а «каскадный» ответ организма на опасность – реальную или предполагаемую. Реакция эта врожденная, и ей обычно невозможно управлять сознательно. Мгновенно возникает телесное и психическое напряжение, которое провоцирует негативные эмоции, прежде всего страх и тревогу. В такие моменты наша симпатическая нервная система запускает цепные реакции: увеличивается секреция адреналина, под его действием ускоряется сердечный ритм и поток крови направляется к мышцам, усиливается выработка кортизола, и мы мгновенно чувствуем дополнительную энергию. Все наши физические и интеллектуальные ресурсы мобилизованы для того, чтобы решить, что делать в данной ситуации – бежать или дать отпор. Спустя несколько минут, если опасность отступила, наш организм забирает энергию из своих резервов и высвобождает другие гормоны (эндорфин, дофамин и серотонин), что помогает нам успокоиться.

Когда же мы долго находимся в состоянии стресса, организм вынужден долго жить в постоянном напряжении. В результате изнашивается сердечно-сосудистая система, снижается иммунная защита и нарушается нормальная гормональная регуляция организма.

B. Fredrikson et al. «The undoing effect of positive emotions». Motivation and Emotion, 2000, vol. 24, № 4;

Р. Герриг, Ф. Зимбардо «Психология и жизнь» (Питер, 2004).

www.psychologies.ru

"КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ"

Научные статьи на тему стресса:

1.Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России, №3, 2000. С.111-115.

2.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39. *

4. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107. *

Примечание: статьи, обозначенные* имеются на сайте в полном виде.

Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39.

Для эффективной подготовки медицинских кадров необходимо наличие высокой мотивации к учебе у студентов при оптимальном функциональном состоянии их организма. Только в этом случае возможно достижение максимального уровня знаний при минимальных потерях психического и физического здоровья студентов. Однако в процессе подготовки медицинских кадров существуют периоды, отрицательно влияющие на оба эти блока — мотивационный и функциональный. Речь идет об экзаменационной сессии, через которую дважды в году проходят студенты, переживая при этом значительный эмоциональный стресс [1,4]. При этом оценка экзаменационного стресса специалистами носит неоднозначный характер. С одной стороны, экзамены мобилизуют учащихся на более интенсивную учебную деятельность, несут контролирующую функцию, а в случае их успешной сдачи являются фактором, повышающим самооценку, с другой стороны, экзамены могут оказывать негативное влияние на психическое и соматическое здоровье студентов, вызывать страх, беспокойство и другие отрицательные эмоции [1,2,4]. Согласно проведенному нами анкетированию, около 30% студентов жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменами, у 20% студентов в этих условиях отмечается неконтролируемая мышечная дрожь, каждый четвертый студент жалуется на нарушение сна в период сессии, а 5% студентов при подготовке к экзаменам беспокоят головные боли. Учитывая, что студенты медицинского ВУЗа за все время учебы должны сдать около сорока зачетов и свыше тридцати экзаменов, можно заключить, что цена желанного диплома врача для некоторых специалистов может оказаться слишком большой. По нашим данным, число студентов, у которых вышеописанные симптомы достигают значительной интенсивности и приобретают длительный характер, относительно невелико — от 5 до10%, но тем более необходима работа по своевременному выявлению подобной «группы риска» и проведению с такими студентами необходимых коррекционных мероприятий. При этом актуальным является вопрос о возможности прогнозирования подобных реакций с целью своевременного принятия соответствующих профилактических мер, препятствующих нарушению здоровья.

С этой целью в Воронежской государственной медицинской академии в рамках программы «Здоровье студентов» проводилась работа по оптимизации уровня экзаменационного стресса, которая включала в себя три этапа: исследование психологических и физиологических реакций студентов на процедуру экзамена; создание компьютерной модели, позволяющей заранее выявлять студентов, особо остро реагирующих на экзамен, и разработка методов коррекции эмоционального стресса, развивающегося во время сессии.

На первом этапе осуществлялся контроль основных физиологических показателей студентов (пульс, артериальное давление, тремор мышц и пр.), а также оценка вегетативного гомеостаза при помощи математического анализа вариабельности сердечного ритма согласно рекомендациям Комиссии Европейского Кардиологического общества и Североамериканского общества электрофизиологии [5]. Степень субъективного дискомфорта и тревоги студентов перед экзаменом оценивался по опроснику Спилбергера. Всего было обследовано 102 студента в возрасте от 18 до 22 лет. При помощи вышеназванных методов среди студентов было выделено две популяции, одна из которых реагировала на экзамен чрезмерной активацией симпатической системы, а другая — парасимпатической. Если для первой группы были характерны чрезвычайно высокие показатели пульса (120-150 уд./мин) и артериального давления (150/90 — 180/110 мм рт. ст.), то у студентов второй группы, характеризующихся основном слабым типом высшей нервной деятельности, наблюдалась брадикардия (пульс 45-60 уд./мин) и гипотония ( 50/80 — 60/90 мм рт.ст.). Оба эти варианта: и чрезмерная активность симпатической системы и выраженная ваготония, не позволяют студентам хорошо сдавать экзамены, ухудшая их ответы, что мешает преподавателям правильно оценить их знания. В то же время неадекватная отметка понижает самооценку таких студентов, снижает их мотивацию к дальнейшей учебе, уменьшает уверенность в собственных силах. Все это в итоге приводит к ухудшению качества подготовки специалистов-медиков, что заставляет искать пути решения этой проблемы.

Развитие к настоящему времени компьютерной техники дало возможность прогнозирования стрессорных реакций студентов при помощи метода множественного регрессионного анализа. На основании полученных данных была построена модель определения систолического артериального давления на экзамене исходя из имеющихся физиологических и психологических показателей в покое. При помощи компьютерного множественного регрессионного анализа была выведена формула расчета предполагаемого артериального давления, которая позволяет определить данный показатель с достаточно высокой точностью ( ± 8 мм рт. ст.). Своевременное прогнозирование возможных нарушений со стороны артериального давления во время экзаменов даст возможность заранее определять среди студентов «группу риска» и проводить с ними специальные профилактические мероприятия, снижающие неблагоприятные воздействия эмоционального стресса. Со студентами, у которых был выявлен повышенный страх экзаменов, проводились специальные занятия, включающие в себя элементы аутогенной тренировки [3,4] и условно-рефлекторной регуляции [6]. Ранее было показано, что применение аутогенной тренировки позволяет снизить тонус симпатической системы и субъективное чувство неуверенности [4], однако этого не хватает для того, чтобы полностью избавиться от страха перед экзаменами. Для того, чтобы придать студентам чувство уверенности, спокойствия и другие положительные качества, использовался метод условно-рефлекторной регуляции, который ранее уже хорошо зарекомендовал себя при лечении социальных фобий [6]. В результате комбинированного применения этих методик у студентов происходило достоверное снижение среднего уровня тревожности с 55.4 ± 2.1 до 43.1 ± 2.0 единиц по Спилбергеру (р < 0.001), нормализация частоты сердечных сокращений с 102.1 ± 1.3 до 94.4 ± 1.9 уд./мин (р < 0.01) и систолического артериального давления с 121.7 ± 2.1 до 116.2 ± 2.3 мм рт. ст. (р < 0.05). Улучшение функционального состояния студентов позволяло им лучше справляться с заданием на экзамене и успешнее демонстрировать свои знания. Успешная сдача экзаменов студентами увеличивает их мотивацию к дальнейшей учебе, что в конечном счете повышает качество подготовки будущих медицинских работников.

1.Здоровье студентов: Монография / Кол. авторов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. — М.: Изд-во РУДН. 1997. — 199 с.

2.Фаустов А.С., Баткина И.Б. Резервы умственного труда студентов. Воронеж, 1986. — 72 с.

3.Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки в курсе «Медицинской психологии и педагогики» // Современные подходы к медицинскому образованию. Воронеж, 1999. С. 59-60.

4.Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. Воронеж, 1999, Т.2, №1, С.59-62.

5.Heart rate variability. Standarts of Mesurement, Physiological Interpritation and Clinical Use // Circulation, 1996, V.93, N5, P.1043-1065.

6.Sherbatych Yu.V., Ivleva E.I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior» — St.Petersburg, 1999. — P.154-155

Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107.

В настоящее время достаточно актуальным является поиск оптимальных методов психологической коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний студентов. Достаточно часто для снятия личностных и социальных стрессов студенты используют алкоголь, никотин или наркотики. В то же время существуют достаточно эффективные психотерапевтические методы коррекции стресса, которые в отличие от фармакологического воздействия не вызывают привыкания и, более того, оказывают позитивное влияние на личность студентов. К подобным методам можно отнести приемы психофизиологической саморегуляции [1,3,5,9] и нейро-лингвистического программирования [2,7,11], которые хорошо зарекомендовали себя в практике психологической помощи студентам высшей школы [8,9]. В качестве модели стресса нами был взят психоэмоциональный стресс, связанный со сдачей экзамена, который оказывает существенное влияние на психику студентов, и, нередко, может провоцировать развитие психосоматических отклонений в их здоровье [4,6,8,10]. Для коррекции экзаменационного стресса применялась модифицированная методика аутогенной тренировки, дополненная приемами нейро-лингвистического программирования (НЛП), условно обозначенная нами как «АТ-1».

Психологическая подготовка, как правило, носила групповой характер и начиналась за 1 — 0.5 час до экзамена. Первое упражнение “Медитация на дыхании” занимало 5 минут, и уже в конце его регистрировались определенные позитивные изменения в психологическом статусе и соматическом состоянии студентов, которое отражалось в снижении уровня тревожности, пульса и артериального давления. Затем студенты выполняли второе упражнение — “Общее расслабление организма при помощи самовнушения”. Согласно классификации типов самовнушения [5], данная методика являлась вариантом гетеротренинга, так как испытуемые повторяли формулы самовнушения вслед за руководителем занятий, а в инструкциях содержался определенный элемент суггестии. На третьем этапе студентам предлагалось мысленно осмотреть свое тело и обнаружить участки скелетной мускулатуры, где они ощущали скованность или дискомфорт. После определения наиболее напряженной части тела, испытуемые концентрировали на ней внимание и про себя повторяли формулы самовнушения типа: “Мое лицо расслабляется и успокаивается” или “Мышцы воротниковой зоны становятся мягкими и расслабленными” и т. п., сопровождая эти формулы соответственными мысленными представлениями. На этом этапе достигалось максимальная психическая и мышечная релаксация студентов, которая выражалась в минимальных показателях вегетативного индекса Кердо. Четвертое, заключительное упражнение комплекса «АТ-1» было направленно на создание стратегии успешного поведения на экзамене [2,7,11]. Студентам предлагалось создать мысленную модель своей удачной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Согласно инструкции, они должны были создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку. Таким образом, создавалась своеобразная программа успешной деятельности, которой студенты должны были следовать на экзамене, причем ранее различными авторами, занимавшимися проблемами саморегуляции мышления или поведения, было показано, что наличие подобной стратегии значительно повышает эффективность деятельности [1,2,7,11,12]. Мы предлагали студентам дважды «проиграть» в своем воображении картину успешной сдачи экзамена: первый раз диссоциированно, видя себя со стороны («как будто бы вы видите видеофильм о человеке, сдающем экзамен на «пятерку»), а второй раз — ассоциированно («как будто вы видите всю ситуацию собственными глазами»). Иногда при сверхвысоком уровне тревожности применялась методика условно-рефлекторного якорения прошлых позитивных состояний, откуда студенты могли черпать нужные им ресурсы — смелости, уверенности, спокойствия [12].

В конце занятия отмечалось достоверное снижение частоты сердечных сокращений по группе с 102.1±1.8 до 93.4±1.9 уд/мин. (р<0.01); артериального систолического давления с 124.2±2.1 до 116.2±2.3 мм рт. ст. (р<0.01); индекса напряжения регуляторных систем по Баевскому с 281.9±35.2 до 148.9±15.6 условных единиц (р<0.001). Таким образом, можно заключить, что применение программы психологической подготовки к экзаменам “АТ-1” позволяло существенно снизить уровень эмоциональной напряженности, что отмечалось на физиологическом, психологическом и поведенческом уровне. Средний уровень ситуативной тревожности в этой группе студентов, измеренный по методике Спилбергера, уменьшился с 55.4±2.1 до 43.1±2.0 баллов (р<0.001).

Мы полагаем, что данную программу можно (в различных модификациях) применять и в случае других стрессорных ситуациях у студентов, вызванных личностными проблемами и социальными конфликтами, что в итоге должно позитивно сказаться на уровне правонарушений в студенческой среде.

1.Алексеев А.В. Себя преодолеть // Искусство управлять собой. — Воронеж, 1994. — С. 74-90.

2.Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейролингвистическое программирование / Под ред. Конниры Андреас и Стива Андреаса. — СПб: Ювента, 1994. — 168 с.

3.Панов А.Г., Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Аутогенная тренировка. — Л.: Медицина, 1973. — 216 с.

4.Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. — 1983. — №5. — С. 48-50.

5.Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека. — Алма-Ата, 1970. — 200 с.

6.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария. — 2000. — №6. — С.33-35.

7.Щербатых Ю.В. Психология страха. — М.: Эксмо-пресс, 1999.-416 с.

8.Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. — 2000. — №3. — С.53-56.

9.Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. — 2000. — №5. — С. 151-152.

10.Щербатых Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал, 2002, №1, С. 118-122

11. Dillman B. Results on target. — Kansas City: Outcome Publ., 1987. — 226 p.

12.Scherbatykh E.V., Ivleva E.I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior» — St.Petersburg, 1999. — P.154-155.

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

www.no-stress.ru

Интересные факты о стрессе

Как часто вы испытываете стресс? Стресс мы испытываем, на самом деле, всегда: в автобусе в час пик, когда слишком холодно, когда слишком мокро на улице, когда слишком жарко. Когда ломается любая вещь, протекают ботинки, теряются ключи от квартиры, когда ты уже как пару часов работаешь и понимаешь, что дома забыл накормить кота. Стресс бывает разный, но чтобы помочь вам немного защитить себя от стресса, мы нашли десять самых интересных фактов о стрессе.

Факт первый: англичане реже всех остальных испытывают стресс, потому что они в полной мере используют свои часы, отведенные для отдыха. Например, тот же брокер может отказаться от выгодной сделки, чтобы в пятницу пораньше на час уехать на природу с друзьями или семьей.

Факт второй: В Японии есть кафе, в которых продают тарелки для биться. Это помогает японцам справляться со стрессом. Посетитель пишет на тарелки имя обидчика и разбивает ее вдребезги. Японцы даже отводят специальные комнаты для разбивания стрессовой посуды.

Факт третий: сотрудники в США спят по 20-30 минут после обеда. Это помогает им набрать сил, немного избавиться от стресса и увеличивает работоспособность.

Факт четвертый: В Китае стресс побеждает чай. Точнее, чайная заварка, которую китайцы сушат и набивают ее в подушки. Такие подушки помогают отлично высыпаться.

Факт пятый: отпуск не всегда помогает бороться со стрессом. Это выявили ученые из Британии. Семь из десяти человек не могут адаптироваться к безделию в дни отпуска. Наоборот эти семь человек создали себе множество проблем, которых нужно было срочно решить.

Факт шестой: Капуччино или вкусная еда помогают бороться со стрессом. Большинство опрошенных людей рассказывали, что вкусная еда и хороший кофе помогают согреться, если на душе скребут кошки.

Факт седьмой: главным источником стресса большее население планеты считает свою работу. Второй источник стресса – финансовые проблемы. Семейная жизнь лишь для половины населения источник стресса. Она вызывает у опрошенных меньше всего тревог.

Факт восьмой: Шоппинг – лучший борец со стрессом! Особенно если дело касается женщин. Новая прическа и платье помогают обновить свой внешний вид, и добавляет уверенности в себе. Таким образом, стресс проходит.

Факт девятый: женщины и мужчины получают стресс в одинаковом количестве. Мужчины способны лучше справляться со стрессом, чем женщины. Мужчина способен пережить любую трагедию без шоколада, кофе и покупок.

Факт десятый: слишком много проблем в жизни? Каждый день испытываете стресс? Заведите кота. Урчание кота помогает бороться со стрессом. Урчание кота обладает целебными свойствами, даже есть специальная терапия, где лечат людей с помощью урчания котов.

Надеемся, что помогли вам справиться с вашим ежедневным стрессом, а также подсказали вам, как бороться с серьезными стрессовыми ситуациями. Не болейте! И помните: это сейчас оно плохо, а потом все обязательно все будет хорошо! «И будет хороший день, и будет хотеться жить».

zlyka.com

Пять интересных фактов, связанных со стрессом

Все знают, что стресс проявляется после воздействия неблагоприятных факторов, например, психической травмы или физического перенапряжения. Стрессовые моменты оказывают влияние на организм, по этой причине на эту тему так много научных трудов и исследований. Механизмы возникновения напряжения сложны и поэтому их тщательно изучают. В результате факты о стрессе достаточно интересные и заставляют задуматься о том, как многообразно устроен человек. Рассмотрим пять любопытных фактов, связанных с таким непростым явлением, как стресс.

Известный отечественный исследователь стресса Китаев-Смык приводит интересные данные. В шестидесятые года прошлого века он опрашивал священников из сельских церквей. В результате выяснилось, что младенцы в процессе ритуала крещения ведут себя по-разному. Малыши сорок дней от роду показывают реакцию стресса во время макания в купели. Одна часть грудничков вытягивается, все мышцы тела у них в сильном тонусе. Другие дети сворачиваются, как в материнской утробе.

Священники называют первых младенцев «столбиками», а вторых «калачиками». Ученый выявил интересные факты. Священники считали «столбиков» уязвимыми, так как они реагируют на стресс активностью, поэтому быстро расходуют все резервы организма. Но если им удается справиться, и они учатся распределять свои силы, то из них нередко вырастают лидеры.

Китаев-Смык приводит в пример полководца Суворова. В детстве он был «столбиком» и на любые попытки спеленать его протестовал сильным криком. В итоге отец сказал не пеленать его, что шло вразрез с обычаями того времени. Но в итоге ребенок стал великим русским полководцем и гениальным военным теоретиком.

При очень сильном стрессе может наступить шоковая мышечная реакция. Она проявляется в том, что гамма-мышцы напрягаются, а альфа-мышцы расслабляются. Тело в этом случае имеет сходство с трупом. Американский опоссум, таким образом, проявляет защиту, что дает ему возможность выжить. Он в случае опасности падает на землю “замертво”. Спустя некоторое время животное приходит в себя.

Что-то подобное можно наблюдать и у человека в ситуации опасности. Он может впадать в глубокий ступор, а через некоторое время после стрессового напряжения возникает сильная дрожь. Дрожь говорит о том, что идет восстановление. Специалисты, работающие в кризисных ситуациях, не рекомендуют ее останавливать.

Но если человек подавляет дрожь или ему введено лекарство, то он не освобождается от шока, напряжение сохраняется. Для человека это имеет неблагоприятные последствия. В силу напряжения в мышцах страдает пластика, она скованна и имеет оттенок механичности. Сбивается работа вегетативной системы, эмоциональный баланс. В итоге у человек развивается депрессия.

Под стрессом часто понимают что-то однозначно вредное, нежелательное. Но в определенных ситуациях стрессовый фактор буквально спасает человеку жизнь.

Так произошло в августе 1967 года с космонавтом Алексеем Леоновым. Мужчина совершал тренировочный прыжок, когда во время раскрытия парашюта произошло чрезвычайное происшествие. Парашют раскрылся, но лямка обвила ногу космонавта и зацепилась за металлическую спинку. Алексей Леонов летел к земле вниз головой. Иногда парашютисты ломают ноги при приземлении, нетрудно представить, что случилось бы при ударе головой.

При попадании в подобную ситуацию у человека развивается сильная стрессовая реакция. Именно благодаря ей космонавт смог согнуть металлическое приспособление и освободить лямку. Его прыжок завершился удачно.

Интересные подробности: позже четверо космонавтов не могли разогнуть металлическую конструкцию, чтобы придать ей нужную форму, а Леонов смог один, да еще и в воздухе!

В 1981 году группа ученых заявила, что люди сходят с ума не из-за крупных трагедий, а в результате ежедневных неприятностей. Ученые понимают под повседневными трудностями те события, которые вызывают нарушение самочувствия, ощущаются личностью как оскорбительные или связаны с потерями.

Повседневные стрессовые нагрузки, которые встречаются регулярно:

  • недовольство своей внешностью и весом;
  • состояние здоровья одного из членов семьи, необходимость ежедневно осуществлять за ним уход;
  • повышение цен на товары;
  • стресс на работе;
  • денежные проблемы и т.д.

В некоторых случаях груз вроде бы мелких проблем является непосильным и человек не справляется со стрессом.

Снизить стресс помогают добрые дела. Дин Орниш опубликовал данные исследования, которое проводилось сотрудниками университета в течение тридцати лет. В результате выяснились интересные факторы. Женщины, которые помогали другим людям, болели в два раза реже и испытывали большую удовлетворенность от жизни, чем те, кто занимался делами только собственной семьи.

Об исследовании доктора Дина Орниша смотрите в видео (русские субтитры):

Это утверждает и Аллан Лукс, известный ученый. По его мнению, человек после искренней помощи испытывает счастье, так как организм выделяет эндорфины и иные вещества, обеспечивающие положительные эмоции. Помимо этого, организм расслабляется и выходит из стрессового состояния. Лукс сравнивает помощь другим с медитацией – человек отвлекается от негативных эмоций.

Лукс отмечает, что добиться такого эффекта можно только бескорыстными делами. Лукс советует делиться помощью с незнакомыми людьми и выбирать себе деятельность по душе. Это может быть забота о детях, стариках, бесплатная юридическая помощь и другое.

Вывод: чтобы избежать стресса, творите добро!

ostresse.ru

Рассказ о себе на английском

Уметь представиться очень важно

Говорят, что как вы себя представите, так и сложится к вам отношение окружающих. Рассказать о себе и на родном языке не так уж просто, как это кажется. А что говорить об иностранном языке? Сложности возрастают вдвое и более, но это дает вам отличный шанс на продвижение. В любом случае, рассказ о себе на английском – дело не из простых.

Если вы приехали в другую страну, то представить себя и раскрыть свои лучшие качества становится первоочередной задачей. Так вы можете составить о себе благоприятное впечатление, пройти по конкурсу в учебное заведение или получить хорошую работу. Умение представиться всегда было и остается одним из ключевых шагов к успеху.

Как произвести впечатление

Предположим, что вам необходимо произвести впечатление на работодателя. Оно будет складываться с первого шага, который вы сделали в офис. Вы можете свободно владеть английским и общаться на разные темы, но в конце интервью с удивлением обнаруживаете, что работа от вас ускользнула.

В чем же дело? Возможно, вы не учли реалий социума, в который вы попали, и по привычке рассказ про себя на английском языке сделали таким, будто находитесь в родной стране, честно рассказывая о своих слабостях, а достоинства отводя на второй план. Возможно, за вашу откровенность и открытость на родине вас оторвали бы, как говорится, с руками и ногами, но в англоязычной стране, и в особенности в США, это не пройдет.

Leadership. Пример рассказа о себе

Дело в том, что краткий рассказ о себе должен вместить в себе такое понятие, как leadership (обладание лидерским качествами). В обществе жесточайшей конкуренции сложился стереотип, что добивается успеха в жизни только человек, который может повести за собой. Сложилась несколько абсурдная ситуация, когда лидер должен вести лидера, который в свою очередь впереди другой группы людей, и так до бесконечности.

Но это отдельная тема. А сейчас перейдем на рассказ о себе на английском с переводом. С учетом leadership он должен выглядеть примерно так:

Hello! Let me introduce myself. I am Alex. Alex Stavinsky. I was born in 2002 in Moscow. I was the eldest sibling in the family and had to start my leadership from early childhood. I taught my younger sister and brother how to behave in critical situations. They highly appreciated that experience and now they are the leaders in their schools.

I am going to enter the best of Moscow universities after school. I am sure that my leadership experience will help me to get through all hardships. After graduating from the university, I will found my own company and promote it into one of the best in its sphere. My dream is to continue education abroad. It will be one of the best universities of US or Great Britain. There is no doubt, all my dreams come true, and I will become one of the most successful businesspersons in my country.

Перевод рассказа о себе

Здравствуйте! Позвольте представиться. Я Александр. Александр Ставинский. Я родился в Москве в 2002 году. Я был старшим в семье, и мне пришлось проявлять свои лидерские качества с раннего детства. Я научил моих младших сестру и брата, как вести себя в критических ситуациях. Им это очень понравилось. И это помогло стать им лидерами в своих школах.

После школы я собираюсь поступить в один из лучших университетов Москвы. Я уверен, что мои лидерские качества помогут мне преодолеть все трудности. После окончания университета я собираюсь открыть собственную компанию и продвинуть ее в одну из лучших в своей области. Моя мечта – продолжить образование за границей. Это будет один из лучших университетов США или Великобритании. Нет сомнений, что все мои мечты станут явью, и я стану одним из лучших бизнесменов моей страны.

Это небольшое сочинение о себе – далеко не шутка, и чтобы добиться успеха в англоязычной стране вы должны вести себя примерно, как наш вымышленный персонаж, Александр Ставинский. Как рассказ о себе на английском этот пример представляет примерно ту линию поведения, которой вам необходимо будет придерживаться при попытке добиться успеха за границей.

К успеху с учетом разных менталитетов

Для развития лидерских качеств в англоязычных школах очень популярны дебаты, в которых оттачивается ораторское мастерство. Необходимо признать, что наши школьники, особенно в российских глубинках, от этого немного отстают. С другой стороны, мы обладаем другим менталитетом, и часто не признаем лидеров над собой.

Lim English предлагает вам изучать английский язык с учетом менталитета людей, говорящих на нем. Когда вы попадете в чужую страну, вам придется придерживаться ее традиций и обычаев. Хотя, делая это, не забывайте о своей самобытности. Англоязычные люди ценят и это.

Автор статьи: Анастасия Романова, методолог Lim English

lim-english.com

Это интересно:

  • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
  • От стресса жир на животе Как убрать жир с живота Не секрет, что в развитых странах та или иная степень ожирения наблюдается у значительной части населения. Задача, как убрать жир с живота и с боков, уже не считается только косметической проблемой. Избыточная масса тела существенно увеличивает риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета второго типа, артериальной […]
  • Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Легкий способ начать новую жизнь. Как избавиться от стресса, внутренних конфликтов и вредных привычек Awaken Your Strongest Self Break Free of Stress, Inner Conflict, and Self-Sabotage Издано с разрешения McGraw-Hill Companies, Inc. © 2007 by Neil Fiore. All rights reserved. © Перевод на русский […]
  • Инвалидность до 18 лет при аутизме Медико-социальная экспертиза В соответствии с действующим законодательством: "На медико-социальную экспертизу гражданина направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь в соответствии с п.16 «Правил признания лица инвалидом» ПОСЛЕ проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, в т.ч. […]
  • Уровень депрессии по беку Депрессия от фенибута Профессиональные тесты, методы диагностики Anais » Пт ноя 06, 2009 1:37 am Уровень депрессии по шкале Бека (в баллах) - 17. Мягкая депрессия. Вероятно, есть причины причины для беспокойства. Задумайтесь. Люди часто, не достигнув желаемого, делают вид, что желали достигнутого. Anais Dark side Егор(Георгий) » Пт ноя 06, 2009 […]
  • Депрессия проходит сама Депрессия: лечиться или само пройдет Во времена Святой инквизиции ее называли одержимостью нечистой силой, в эпоху Возрождение – меланхолией, в XIX веке – ипохондрией, в XX – «острой реакцией на стресс». У этой болезни много имен. Во времена Святой инквизиции ее называли одержимостью нечистой силой, в Возрождение – меланхолией, в XIX веке – […]
  • Стресс у сотрудников овд Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Шихова Анна Павловна Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Шихова Анна Павловна. Профессиональный […]
  • Нарушение чтения у детей с умственной отсталостью Логопедическое обследование детей с умственной отсталостью Обследование дошкольников с умственной отсталостью Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов […]