Психосоматические расстройства теории возникновения

Механизмы возникновения психосоматических расстройств.

Психосоматика — это направление в психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

По сути, психологическая адаптированность является синонимом душевного (и в значительной мере телесного) здоровья. В этом плане показательным является определение Х.Хартманна: «Мы называем человека хорошо адаптированным, если продуктивность его деятельности, его способность наслаждаться жизнью и его психическое равновесие остаются ненарушенными».

Внешним пусковым фактором (толчком) возникновения психосоматических проблем часто являются: стресс, жизненная неудача, конфликт, потеря близких, резкое изменение жизненных обстоятельств, неопределенность.

· на физиологическом уровне являются соответствующие вегетативные сдвиги,

· на психоэмоциональном – аффективные и когнитивные сдвиги, связанные с субъективным переживанием стресса (фрустрацией),

· на уровне поведения – приспособительное поведение и поисковая активность.

Так как происходит подавление отрицательных эмоций в сочетании с избеганием поиска внешней поддержки, то подобное посттравматическое подавление и отрицание эмоций оказывается адаптивным лишь в течение короткого времени.

Психосоматические расстройства представляют собой сочетание трех факторов:

1.Вызванное эмоциями нарушение деятельности внутренних органов (физиологическая реакция напряжения);

2. «застойное», тоническое мышечное напряжение, также представляющее собой остаточные явления неотреагированных эмоций;

3. негативное рефлекторное влияние.

Психосоматические нарушения формируются вследствие сочетанного действия двух механизмов:

со стороны сознания – механизм вытеснения (как преграда, которая не допускает в сознание неприемлемые мысли и желания), со стороны подсознания – механизм конверсии, благодаря которому «подсознательный материал» прорывается на поверхность в трансформированной форме, в виде символов. Этот символизм отражает «правополушарную», детско-символическую логику.

В качестве психологических факторов выступают специфические личностные особенности, неразрешенные внутренние конфликты, определяющие тот набор привычных негативных эмоций, которые человек испытывает в эмоциогенных ситуациях.

Физиологический фактор, определяющий то слабое звено в организме, на которое приходится основной удар негативных эмоций, — это конституциональная неполноценность (повышенная уязвимость) тех или иных органов.

И социальный фактор, играющий роль пускового момента – неблагоприятные воздействия жизненной среды. «Специфичность следует искать в конфликтной ситуации» (совпадение конфликта внешнего и внутреннего, подходящих друг другу как ключ к замку).

Психосоматические расстройства — это «плата современного цивилизованного человека за умение властвовать собой».

— соматизация – как слом механизмов психологической защиты- «прорыв психологической обороны»;

— соматизация – это не «ошибка» психологической защиты, а ее собственный продукт. Это результат действия механизмов защиты, но защиты несовершенной (т.е. вытеснения, а не сублимации). Соматизация – аналог вытеснения, его проявление на телесном уровне.

Соматизация – склонность к переживанию психологического стресса на физиологическом уровне, вследствие которой развиваются реальные соматические (психосоматические) нарушения.

Происходит это в определенной последовательности:

вначале человек не допускает естественного отреагирования своих эмоций, их внешнего выражения, стремится сохранять невозмутимость в глазах окружающих;

В результате «задержанные эмоции» проявляются в виде телесных ощущений, на фоне ипохондрической настроенности воспринимаются как проявления возможной болезни.

Социальные стереотипы игнорирования эмоциональной стороны жизни, сдерживания чувств, (ценность рационального мышления, которая приводит к недооценке роли эмоций в жизни и здоровье человека и даже к рассмотрению ее как негативной и деструктивной) приводят к соматизации.

Предрасполагают к развитию соматизации также инфантильные особенности личности:

Пассивность, сдерживаемая агрессивность, завышенный уровень притязаний в сочетании с зависимостью.

Алекситимия (П.Сифнеос) — это недостаточно сформированная в детстве способность к осознаванию эмоций и выражению своих чувств, нарушение развития у ребенка способности выражать свои эмоции словами.

Человек, который имеет подобную особенность личности, плохо ориентируется в собственных эмоциях и не способен словесно описать свое эмоциональное состояние – своего рода «эмоциональная глухонемота». Более того, ему трудно охарактеризовать свои переживания и так же трудно, а порой просто невозможно связать их с телесными ощущениями. Еще одна характеристика алекситимика – скудость воображения, стереотипность мышления с дефицитом мышления образного, с недостаточной способностью к символизации.

Алекситимию можно рассматривать как своеобразную форму парциальной задержки психического развития, а именно, выражать свои эмоции словами.

Алекситимия возникает в том случае, если эта способность в достаточной мере не сформировалась. Кроме того, недостаточное воображение при алекситимии приводит и к нарушению процесса идентификации с окружающими, а соответственно, к неумению вообразить себя на месте собеседника и представить его чувства. Это приводит к неспособности чувствовать симпатию к другим людям и отсюда – к нарушению эмоционального контакта с людьми.. Отношения их к людям формальны, бездушны, гипернормативны. Они не способны поддерживать устойчивые, действитьельно близкие и открытые отношения.

Отчасти проявления алекситимии, эмоциональной «зажатости», склонности скрывать свои чувства или по крайней мере не демонстрировать их открыто являются приобретенной реакцией, так как служат моделью для подражания. Подобное поведение поощряется обществом (мужчины не плачут, женщинам – не выносить сор из избы).

Человек – как система контроля, цель которой – подчинить своему влиянию окружающих. Психосоматические расстройства – активный процесс, результат собственного выбора страдающих ими людей. Болезнь – это неадаптивное поведение, которое человек предпочитает для управления окружающей действительностью.

Будучи изначально адаптивными в раннем детстве, по мере взросления подобные способы теряют свою приспособительную значимость, начинают играть разрушительную роль. Осознавание произвольности подобного самостоятельного выбора страдания блокируется, чтобы уберечь сознание от болезненных переживаний: для человека крайне мучительно понимание того, что он сам выбрал собственное страдание.

www.b17.ru

2.Психосоматические теории и модели.

Существует достаточно большое количество теорий и моделей возникновения психосоматических заболеваний и способов их классификации.Короткоперечислю основные из них.

Характерологически ориентированные направления и типологии личности. В древности Гиппократ, а затем Гален описали людей с разными видами темпераментов — сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Это положение нашло дальнейшее развитие в психологических теориях конституции Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона .

Классические психосоматические работы этого характерологического направления принадлежат американскому врачу Флендерс Данбар, которая на основе клинических наблюдений определила характерный личностный профиль ,который она назвала « личность,склонная к несчастьям».Это импульсивные,ведущиенеупорядоченный образ жизни ,любящие приключения люди,которые которые живут одним моментом,не думая о будущем ,не контролируют свою агрессивность в отношении других людей.При этом они проявляют тенденции к самонаказанию,исходящую из неосознанного чувства вины.В современной медицине применение этого подхода приобрело большое значение в исследовании определенной типологии «личностей риска», как это, например, предлагается в работах для выявления лиц с угрозой развития инфаркта миокарда. При этом,по мнению Данбар,лицам,страдающим психосоматическимизаболеваниями,свойственны общие черты,такие как склонность к отстранению от реальности и недостаточная вовлечённость в текущую ситуацию наряду с недостаточной способностью к словесному описанию своих эмоциональных переживаний.

Психоаналитические концепции. Научная основа, на которой в дальнейшем развивались психосоматические исследования, была заложена 3. Фрейдом,создавшем конверсионную модель, согласно которой ущемленные эмоции порождают конверсионные симптомы. Вытесненные из сознания социально неприемлемые инстинкты (агрессивные, сексуальные) , принимая ту или иную символическую форму,порождают психосоматические симптомы.К теориям данного направления относятся также: теория де- и ресоматизации Шура , модель отказа от веры в будущее Энгеля и Шмале , концепция потери объектаФрайбергера , концепция двухфазной защиты, или двухфазного вытеснения Митчерлиха .

Теория специфического психодинамического конфликта Александера. Основателем современной психосоматики считается Франц Александер. Упомянутые выше психосоматические теории исходили из дифференцированных психологических конструкций, причем соматическое лечилось исключительно на психологическом уровне (конверсия, регрессия, ресоматизация и т. д.). Александер впервые в 1950 г. предложил теорию, согласно которой симптомы вегетативного невроза являются не попыткой выражения подавленного чувства, а физиологическим сопровождением определенных эмоциональных состояний.Александер говорит о вегетативном неврозе в случае постоянного физиологического сопровождения эмоциональных состояний напряжения при отсутствии действия, направленного вовне и сбрасывающего напряжение. На втором этапе обратимые функциональные симптомы ведут к необратимым изменениям в органах.

Интегративные модели. Изначально по-другому ориентированная самостоятельная линия развития психосоматической теории происходит из изучения большого контингента больных с так называемыми функциональными нарушениями без патологической органической основы.

К данным моделям относятся: интегративная модель здоровья, болезни и болезненного состояния по Вайнеру , биопсихосоциальная модель Икскюля и Везиака, медицинская антропология В. Вайцзеккера .

Кроме перечисленных выше психосоматических концепций и моделей необходимо упомянуть следующие:

Концепция алекситимии — неспособности к эмоциональному резонансу и «оперативного мышления» (конкретное мышление, свобода от сновидений), невозможности выразить собственные переживания, эмоции и ощущения, неспособности человека быть в контакте с собственным внутренним миром. Человек как бы отделен от всего того в себе самом, что не поддается строго логическому упорядоченному анализу. Все нюансы собственных душевных движений остаются для него скрытыми .Алекситимия рассматривается как некая совокупность признаков, характеризующих психический склад индивидов, предрасполагающий их к психосоматическим заболеваниям. Ее рассматривают как фактор риска развития многих заболеваний.

Теория стресса — экспериментально-психологические, клинико-физиологические, биохимические и цитологические исследования последствий эмоционального стресса, устанавливающие влияние экстремальных и хронических стрессовых ситуаций на восприимчивость и особенности патогенеза, течения и терапии психосоматических заболеваний. В данное направление входит большое число отдельных направлений изучения психосоматической патологии (например, стресс и адаптационные реакции, стресс и стрессорные повреждения, стресс-факторы и картина их субъективного переживания и т. д.).

Психоэндокринное и психоиммунное направление.

Поиск «специфического нейрогормонального обеспечения» эмоционального реагирования показал, что высокий уровень личностной и ситуативной тревожности связан с разнонаправленными нейрогормональными сдвигами.

Концепция враждебности. Согласно этой гипотезе, гнев и враждебность могут играть существенную роль в этиологии различных тяжелых соматических заболеваний .

Представленные основные концепции психосоматической патологии показывают, что невозможно вычленить изолированно специфические психические или физиологические констелляции, которые бы охватывали весь спектр проявлений при данном виде заболеваний. Однако все гипотезы сходятся в одном: социальная дезадаптация — это основная причина возникновения психосоматической патологии.

studfiles.net

Вопрос40 Невротические и психосоматические расстройства. Их основные клинические проявления. Теории неврозогенеза. Причины возникновения невротических расстройств

Под психосоматическими расстройствами понимаются симптомы и синдромы нарушений соматической сферы (различных органов и систем), обусловленные индивидуально-психологическими особенностями человека и связанные со стереотипами его поведения, реакциями на стресс и способами переработки внутри личностного конфликта,

Психосоматическая медицина различает три группы психосоматических расстройств:

1.конверсионные симптомы. 2. функциональные синдромы (органные неврозы).3.психосоматические заболевания (психосоматозы)

1. конверсионные симптомы — Большей частью такие симптомы затрагивают моторику т.е. способность к произвольным движениям и органы чувств.Проявляется это в виде параличей, нарушений чувствительности, потери зрения, рвоты, болевых симптомов, нарушений мочеиспускания, глотания и др. Такие симптомы имеют особое значение, носят символический характер, являются попыткой решить некий психологический конфликт, чаще неосознаваемый.

2.Функциональные синдромы являются наиболее типичными и хорошо известными врачам общей практики. Они представляют собой набор симптомов, затрагивающих разные органы и системы: сердечно-сосудистую, желудочно-кишечную, дыхательную, мочеполовую и двигательную.

Типичными функциональными синдромами нарушений дыхательной системы являются гипервентиляционный синдром, кашель «закатывание», т.н. «невротический дыхательный синдром», или «дыхание вздохами».

3.К группе психосоматозов, или психосоматических заболеваний в узком смысле относятся соматические болезни, роль психического фактора в этиопатогенезе которых является существенной, а иногда главенствующей. К классическим психосоматическим заболеваниям, называемым «святой семеркой» («holy seven»), относят болезни, роль психологических факторов в этиопатогенезе которых считается доказанной:

эссенциальная гипертония,язвенная болезнь 12-перстной кишки, бронхиальная астма, сахарный диабет, нейродермиты, ревматоидный артрит, язвенный колит. Близко к этому полюсу располагаются такие заболевания как: гипертиреоз, миома матки, ишемическая болезнь сердца и некоторые др.

Клинические проявления невротических расстройств разнообразны. Они включают сотни психопатологических симптомов и синдромов. Остановимся на наиболее ярких и часто встречающихся в практике клинического психолога и врача общей практики. Посттравматическое стрессовое расстройство возникает как отставленная или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера. Типичными признаками психического расстройства являются эпизоды повторного переживания психической травмы в виде навязчивых воспоминаний (реминисценций), кошмарных сновидений, отчуждение от других людей, утрата интереса к жизни и эмоциональная притупленность, уклонение от деятельности и ситуаций, напоминающих о трагическом событии.

Диссоциативная амнезия проявляется потерей памяти на недавние существенно значимые события, вызвавшие шоковую аффективную реакцию. Астенический синдром в рамках невротических расстройств является неспецифическим ответом личности и организма на психотравму. Он проявляется такими симптомами как раздражительность, эмоциональной лабильность, непереносимость громких звуков, яркого света, периодах негодования в случаях критики или осуждения со стороны окружающих за те или иные поступки, снижении работоспособности в силу быстрой утомляемости, физической слабость и сонливость в течение дня, нарушения сна с преобладанием расстройств засыпания, кошмарных сновидений и отсутствие чувства свежести после пробуждения.

Депрессивный синдром характеризуется выраженным понижением настроения, фиксацией на психотравмирующей ситуации, появлением мыслей о никчемности и бесперспективности жизни, невозможности найти выход из сложившейся ситуации.

Фобии составляют самую многочисленную группу навязчивых состояний. Насчитывается более 300 форм навязчивых страхов.

Причины возникновения невротических расстройств. Клинические проявления невротических расстройств разнообразны. Они включают сотни психопатологических симптомов и синдромов. Их можно сгруппировать в следующие блоки:

1) расстройства с преобладанием тревожно-фобического радикала;

2) реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации;

3) диссоциативные (конверсионные) расстройства;

4) соматоформные расстройства.

Отличительными чертами каждого из блоков являются психопатологическая симптоматика, возникающая после воздействия на личность психической травмы, и специфика внутриличностного невротического конфликта.

studfiles.net

Лекции — Психосоматические теории — файл 1.doc

Основные неспецифические теории психосоматики.

Теория всеобщего эмоционального возбуждения.

Психосоматический стресс находится в причинной связи с хронически переживаемым стрессом. Стресс может вызвать состояние хронического страха, физиологический коррелят которого идентичен характеру угрожающей ситуации. Эта теория опирается на общий адаптационный синдром Селье, который состоит из трех фаз, развивающихся в том случае, если превышена интенсивность так называемого стимуляционного стресса. Соматический, психический и социокультурный стресс стимулируют гипоталамические центры, контролирующие индивидуальное состояние настроения и функций вегетативной нервной системы. Многие люди живут длительное время в первой – тревожной фазе адаптационного синдрома и могут легко перейти в другую фазу. Вегетативные и гормональные защитные механизмы сопровождаются раздражительностью, а в следующей фазе – агрессивностью или, наоборот, депрессивными реакциями и страхом, в зависимости от индивидуальных характеристик личности. При длительном воздействии интенсивного страха могут возникнуть и структурные поражения органов. Какие стимулы вызывают непропорциональный ответ организма – это определено генетической предрасположенностью, предрасполагающими факторами окружающей среды и уровнем притязаний.

^ Теория конституциональной ранимости.

Самый ранимый орган (генетически предрасположенный) начинает плохо функционировать или органически повреждаться в результате реакции на стрессовую ситуацию (Ryle J.A., 1928).

^ Теория специфичности индивидуального ответа.

Некоторые индивидуумы проявляют очень характерные и однообразные физиологические образцы (паттерны) эмоционального возбуждения, которые могут быть вызваны широким спектром стимулов, и имеют тенденцию к возникновению специфических психосоматических нарушений, которые зависят от этих физиологических образцов. Эти индивидуальные характеристики образцов ответов (паттернов) формируются в раннем детстве. Конкретные условия истории личности, определяющие характер ее ответов, не до конца объяснены.

^ Теория различных раздражающих ситуаций.

Различные раздражающие ситуации ведут к различным проявлениям физиологических реакций, и эти проявления вызывают дифференцированное поражение органов. Зависимости между ситуациями и реакциями врожденные. Так, по мнению Каплан, физиологические ответы и болезни специфичны для различного рода стрессовых ситуаций (Taylor G., 1987).

^ Учение об ответе органов.

Главная детерминанта биологической дисфункции или повреждения органа является специфическая реакция органа на эмоциональную стимуляцию. При этом реакция является результатом обучения. Очевидна связь с теорией всеобщего эмоционального возбуждения. Но главным вопросом остается вопрос о том, могут ли поведенческие характеристики болезни быть результатом обучения. Свободные ответы могут быть результатом обучения, но проблематичной остается роль обучения на уровне вегетативной нервной системы. Экспериментальные исследования показали, что различные желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые и другие ответы органов могут быть обусловлены внешними или внутренними стимулами (Kurcin I.T., 1952). Были предприняты попытки лечить некоторые желудочно-кишечные функциональные нарушения методом биологической обратной связи. Так выяснили, что большинство больных с раздраженным кишечником могут научиться уменьшать частоту, амплитуду и длительность сокращений толстого кишечника и, наоборот, увеличивать объем растяжений участков толстого кишечника, что является необходимым для достижения нормальных сокращений. По результатам проведенных исследований, обученный ответ остается неизменным через 8 недель (Bueno-Miranda F., Cerulli M., Schnuster M., 1979).

^ Теория вегетативного учения (Lachman S.J., 1972).

Психосоматические нарушения являются результатом частых и/или длительных, и/или слишком интенсивных реакций, вызванных раздражением рецепторов. Структура результирующей психосоматической реакции зависит от генетического предрасположения и от влияния среды и обучения.

Гипотезы психосоматической специфичности

Данбар (Dunbar, 1943) и Александер (Alexander, 1934, 1950) подвергли сомнению символическое значение психосоматической дисфункции, считая ее сопутствующей аффекту. Если эмоция не получила соответствующего выражения, то хроническое напряжение выливается в хронические сопутствующие вегетативные сдвиги.

история семьи (частота различных болезней, несчастных случаев у близких родственников);

данные о семье (количество разводов, потеря родителей, отношения с родителями);

оценка здоровья (оценка историй прошлых болезней, операций и т.п.);

ранения, травматические повреждения (их количество, результат собственной неосторожности или действия других лиц).

Б – индивидуальные (касались особенностей текущей жизни и характеризовали приспособление в различных жизненных сферах).

^ 3. Гипотеза специфичности

^ 4. Гипотеза специфического отношения к конфликтам

Постклассическое развитие психосоматических представлений.

^ 1. Концепции в рамках эго-психология 40-50-х годов.

^ 6. Концепция нарушенных процессов сепарации-индивидуации

^ 7. Гомеостатический подход.

^ 8. Теории оператуарного мышления и алекситимии

^ 9. Теория аллергических объектных отношений

^ 10. Концепция поведенческого невроза

^ 11. «Депрессивные» теории

В 1965 году оценивая достижения психосоматических работ за прошедшие 50 лет, Вейнер отмечал, что пути достижения целей – создание организмической интегрированной биологии человеческого здоровья, болезни и боления – не разработаны. Многочисленные исследования касаются вопросов выраженности тех или иных психологических характеристик у различных групп соматических больных часто без попытки проверки той или иной экспериментальной гипотезы.

Все больший вес приобретают идеи о мультикаузальности, полигенетичности клинических синдромов. Однако, как это ни парадоксально, с утверждением в 1960-х годах этих идей, критикой психоаналитического подхода нарастает, если так можно выразиться, депсихологизация исследований психосоматической медицины. Психоаналитическую трактовку субъективных феноменов заменить нечем, поэтому растет число медико-биологических, микробиологических, нейрофизиологнческих и т. д. исследований, а проблема яснее не становится. Поэтому можно сказать, что, несмотря на впечатляющие указания на новые горизонты психосоматической медицины, это направление в настоящее время переживает глубокий кризис.

^ Подходы к проблеме психосоматики в отечественной психологии

В отечественных исследованиях патогенетического влияния психических факторов на соматическое состояние человека основное внимание уделяется проблеме ятрогенных заболеваний.

gendocs.ru

Психосоматические расстройства

Психосоматические расстройства (психосоматика) — это заболевания, при которых выявляются симптомы разнообразных телесных болезней, вызванных психологическими причинами и механизмами.

Психосоматические симптомы могут сопутствовать многим психологическим проблемам и заболеваниям, например, слабость при депрессии, или учащенное сердцебиение при тревоге. Но есть также и расстройства, которые проявляются преимущественно телесными симптомами, в которых завуалировано выражаются психические проблемы, психические переживания и конфликты.

Основные психосоматические расстройства по системам органов:

Сердечно-сосудистая система : коронарная болезнь артерий (ИБС), гипертензия, вазомоторный (вазодепрессивный) обморок, сердечные аритмии, психогенные сердечные жалобы у лиц, не страдающих заболеваниями сердца.

Дыхательная система: психогенный кашель и одышка, бронхиальная астма, сенная лихорадка, гипервентиляционный синдром, невротический дыхательный синдром (Синдром Да Коста).

Пищеварительная система: функциональные нарушения (расстройства аппетита, психогенная тошнота и рвота, функциональные запоры и поносы, боли в животе, функциональные нарушения тонуса и моторики кишечника, канцерофобия), пептическая язва, язвенный колит.

Разбираемся, какие симптомы и болезни — от стресса — и когда лучше идти к психотерапевту, чем к кардиологу или хирургу. Читать статью в журнале «Алвиан»

Заболевания опорно-двигательного тракта: костно-мышечные боли, боли в пояснице, ревматоидный артрит, фибромиалгия.

Псевдоневрологические расстройства: психическая гиперестезия и головная боль, тимопатическое головокружение, психогенные невралгии, синдром беспокойных ног, тик, бессонница неорганической природы.

Кожные болезни: зуд, покраснение, ожоги, потливость, крапивница, алопеция, псориаз, экзема, нейродермит, угревая сыпь.

Кроме того, к психосоматическим расстройствам могут относиться многие иммунные заболевания, а также другие симптомы.

Механизмы возникновения

Психосоматические расстройства по механизмам возникновения можно отнести к трем группам:

  • Симптомы (например, головная боль или паралич мышц руки), которые являются отражением психологического конфликта (например, между желанием и запретом на его удовлетворение), когда психологическое напряжение смещается в тело. Сюда относятся многие истерические симптомы.
  • Симптомы, которые возникают с целью отвести внимание человека от сложных чувств и конфликтов, связанных с отношениями . Человек переключает внимание на тело, и таким образом может вызвать сочувствие окружающих и нередко удовлетворение своих потребностей. Сюда относится ипохондрия (озабоченность или наличие несуществующего заболевания или, наоборот, здоровым образом жизни из-за страха заболеть). Сюда могут быть отнесены различные боли, которые являются смещением на тело ненависти, возникающей в межличностных отношениях.
  • Симптомы, являющиеся отражением дефицита психологических форм выражения потребностей . Потребности выражаются, как у младенца через тело, и эмоции также — через телесные боли и симптомы. Сюда относятся классические психосоматозы (например, так называемая чикагская семерка заболеваний: бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, тиреотоксикоз).

Особенности психической деятельности

Кликните по заголовку, чтобы прочитать текст

Для психосоматических клиентов характерны специфические особенности психической деятельности. Психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы скорректировать эти особенности мышления, эмоционального реагирования и поведения у клиента, чтобы уменьшить или устранить психосоматические симптомы.

  • Мышление психосоматического клиента не связано с чувствами, состоит из штампов, выученных инструкций, не свободно, мало связано с фантазией. П. Марти назвал такое мышление операторным, как у компьютера или у робота. В психотерапии операторное мышление постепенно уходит, человек принимает больше свою индивидуальность и появляется больше психической свободы.
  • Эмоции психосоматического клиента им самим, как правило, не осознаются, для них нет слов, о них человек ничего не может сказать. Этот феномен Сифнеос назвал алекситимией (нет слов для чувств). Если у психосоматического клиента в жизни что-то происходит, что обычно должно вызвать печаль или депрессию, то он не чувствует этого, а жалуется скорее на падение жизненного тонуса, энергии, утрату удовольствия от жизни и т.д. В психотерапии человек развивает способность понимать свои чувства и эмоции, что привносит большую насыщенность и включенность в жизнь.
  • Поведение психосоматического клиента характеризуется отыгрываниями, человек будет много делать, действовать и тем самым снимать свое напряжение — это его единственный способ справляться с возбуждением, приносимым жизнью, способ, который может предохранять его от болезни. В психотерапии человек развивает способность не только действовать, но и думать и чувствовать, что делает его психически богаче и разгружает его тело от напряжения и симптомов.
  • Лечение психосоматических расстройств

    Некоторые психосоматические симптомы, например, истерические нужно лечить только у психотерапевта. Часто люди обращаются за помощью к врачам-терапевтам, хирургам, невропатологам, однако в случае психосоматической природы симптома лечение не помогает, заболевание принимает затяжное течение. Также самолечение или лечение у экстрасенсов не является эффективным.

    Психосоматозы, то есть более тяжелые заболевания (например, бронхиальную астму, язву и т.п.) необходимо лечить сочетанием стандартного медицинского лечения и психотерапии. Больной орган (желудок, легкие, сердце и т.п.) человек лечит у врача общей практики, а психику, которая влияет на течение заболевания — у психотерапевта, специально подготовленного для такого лечения.

    Психотерапия помогает избавиться от операторного мышления, развить понимание своих чувств и эмоций, которые скрыты за психосоматическими симптомами, развить способность думать и чувствовать, а потом уже действовать, что в целом повышает качество жизни и уменьшает выраженность симптоматики.

    Звоните и мы поможем Вам с выбором специалиста!

    medalvian.ru

    Это интересно:

    • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
    • От стресса жир на животе Как убрать жир с живота Не секрет, что в развитых странах та или иная степень ожирения наблюдается у значительной части населения. Задача, как убрать жир с живота и с боков, уже не считается только косметической проблемой. Избыточная масса тела существенно увеличивает риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета второго типа, артериальной […]
    • Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Легкий способ начать новую жизнь. Как избавиться от стресса, внутренних конфликтов и вредных привычек Awaken Your Strongest Self Break Free of Stress, Inner Conflict, and Self-Sabotage Издано с разрешения McGraw-Hill Companies, Inc. © 2007 by Neil Fiore. All rights reserved. © Перевод на русский […]
    • Инвалидность до 18 лет при аутизме Медико-социальная экспертиза В соответствии с действующим законодательством: "На медико-социальную экспертизу гражданина направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь в соответствии с п.16 «Правил признания лица инвалидом» ПОСЛЕ проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, в т.ч. […]
    • Уровень депрессии по беку Депрессия от фенибута Профессиональные тесты, методы диагностики Anais » Пт ноя 06, 2009 1:37 am Уровень депрессии по шкале Бека (в баллах) - 17. Мягкая депрессия. Вероятно, есть причины причины для беспокойства. Задумайтесь. Люди часто, не достигнув желаемого, делают вид, что желали достигнутого. Anais Dark side Егор(Георгий) » Пт ноя 06, 2009 […]
    • Депрессия проходит сама Депрессия: лечиться или само пройдет Во времена Святой инквизиции ее называли одержимостью нечистой силой, в эпоху Возрождение – меланхолией, в XIX веке – ипохондрией, в XX – «острой реакцией на стресс». У этой болезни много имен. Во времена Святой инквизиции ее называли одержимостью нечистой силой, в Возрождение – меланхолией, в XIX веке – […]
    • Стресс у сотрудников овд Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Шихова Анна Павловна Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Шихова Анна Павловна. Профессиональный […]
    • Нарушение чтения у детей с умственной отсталостью Логопедическое обследование детей с умственной отсталостью Обследование дошкольников с умственной отсталостью Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов […]