Профилактика боли и стресса

65 Профилактика боли и стрессовых состояний у пациентов при амбулаторных вмешательствах

Профилактика боли и эмоционального стресса являют­ся одной из актуальных проблем в стоматологии.

Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов, его осложнений и других стоматологических заболе­ваний вынуждает практически каждого человека обращать­ся за помощью к стоматологу. Нередко проводимое лече­ние сопровождается страхом пациента перед стоматологи­ческим вмешательством, неприятными ощущениями и болью. Все это может провоцировать появление во время вмешательства различных осложнений общего характера, а также обострение в дальнейшем хронических и сопутству­ющих заболеваний пациентов.

Боль — это многокомпонентная реакция организма, воз­никающая при действии на его ткани сильных раздражите­лей. Основными условными характеристиками боли явля­ются: сенсорная, психоэмоциональная, вегетативная, пси­хомоторная.

С помощью воздействия на основные компоненты боли возможно достижение эффективного обезболивания, снятия психоэмоциональной и психомоторной реакции, нормализа­ции вегетативной системы организма пациента, в результате чего снижается частота и тяжесть осложнений, повышается эффективность обезболивания, облегчается работа врача.

При воздействии на сенсорный компонент необходимо учитывать травматичность вмешательства, особенности чувствительности тканей, подвергающихся воздействию, состояние внутренних систем регуляции болевой чувстви­тельности.

Сенсорный компонент болевой реакции можно блоки­ровать с помощью анальгезирующих веществ центрального действия, местнообезболивающих препаратов, а также пу­тем активации внутренней противоболевой системы.

Самый действенный метод воздействия на боль — это местное обезболивание, которое, однако, не всегда эффек­тивно, что может быть связано с недостаточностью владе­ния техникой обезболивания, высокой степенью психо­эмоционального напряжения пациента, вариабельностью расположения ветвей тройничного нерва, низкой эффек­тивностью анестезирующего вещества, особенностями стро­ения твердых тканей зубов, наличием воспаления.

Для повышения эффективности местного обезболивания, а, следовательно, и профилактики боли и психоэмоцио­нального стресса при выборе анестетика предпочтительно пользоваться амидными анестетиками (тримекаин, лидокаин, ультракаин, ксилокаин и др.), которые обладают зна­чительно более выраженным анестезирующим эффектом, по сравнению с эфирными анестетиками (новокаин).

Для усиления действия анестетика необходимо добавле­ние вазоконстриктора, особенно при наличии воспалитель­ного процесса, когда, помимо снижения активности анес­тетика, отмечается и его быстрое всасывание. Однако, при­менение вазоконстрикторов должно быть

оправдано, и, если имеется повышенная чувствительность к адреналину (у боль­ных с эндокринными, тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями), необходимо использовать норадреналин, вазопрессин и обязательно проводить соответствующую премедикацию. Кроме того, для уменьшения побочных явлений нужно стремиться к снижению количества анестетика (и, соответственно, вазоконстриктора) путем изменения техники обезболивания, применяя, например, интралигаментарную анестезию (по показаниям).

Большое значение в повьтшении эффективности местного обезболивания имеет оптимальный выбор метода в каждом конкретном случае. Повышению эффективности обезболи­вания, снижению количества одномоментно вводимого пре­парата, а, следовательно, и снижению количества осложне­ний способствует и применение новейшего инструмента­рия и шприцов.

Во многих случаях неэффективность местного обезболи­вания объясняется психоэмоциональным напряжением больного перед стоматологическим вмешательством. В ре­зультате стресса в организме может развиться состояние гиперальгезии, и тогда даже слабое раздражение может ото­ждествляться с болью. Поэтому первоначально перед анес­тезией и вмешательством необходимо устранить психоэмо­циональное напряжение пациента с помощью медикамен­тозных и других средств. Это позволит, помимо повыше­ния эффективности обезболивания, снизить частоту и тя­жесть психовегетативных осложнений.

В качестве воздействия на психоэмоциональный фактор болевой реакции применяют седативные препараты, облада­ющие слабым успокаивающим эффектом, и транквили­заторы, которые избирательно подавляют страх и тревогу. Препараты бензодиазепинового ряда (седуксен, реланиум, аподиазепам, сибазон), относящиеся к транквилизаторам, вызывают эмоциональный покой, купируют психомотор­ное возбуждение, незначи-тельно снижают артериальное дав­ление, обладают антигипоксическим действием, а также нормализуют работу противоболевой системы, тем самым создавая надежную нейровегетативную защиту. При резко выраженном психоэмоциональном состоянии транквилизаторы назначаются с анальгетиками и холинолитиками.

Стрессовое состояние больного на стоматологическом приеме, обусловленное страхом перед вмешательством и болью, приводит к повышению реактивности вегетативной системы, что проявляется, в первую очередь, неустойчи­востью сосудистого тонуса. Для профилактики возникно­вения вегетативных осложнений в стоматологической прак­тике решающее значение имеют тщательно собранный анам­нез и данные объективного обследования общего состоя­ния на момент вмешательства, которые позволяют врачу выявить у пациента преобладание проявлений симпатичес­ких или парасимпатических реакций.

У пациентов с нейроциркуляторной дистонией по гипото­ническому типу во время вмешательства могут возникнуть обморок, коллапс. Для профилактики этих осложений та­ким больным в состав премедикации, помимо транквили­заторов, необходимо вводить препараты группы холино-

studfiles.net

/ Профилактика стресса

Профилактика стресса – 17 способов защитить себя от стресса

Профилактика стресса– это важное условие для сохранения эмоционального здоровья. И важно следовать общим принципам по повышению уровня сопротивляемости стрессовым ситуациям. Это продлит вашу жизнь и повысит ее уровень в несколько раз. Вот способы контроля над неприятными переживаниями:

1.Относитесь ко всему проще.

Не стоит принимать все близко к сердцу и переживать из-за каждого пустяка. Учитесь спокойно воспринимать любые события в своей жизни. Представьте, что вы сито, или облако и все стрессы проходят через вас, не оставляя следа.

2.Учитесь позитивному мышлению

Если вас одолевают стрессы, вам поможет позитивное мышление. Его суть в том, что нужно концентрироваться на положительных мыслях и воспоминаниях.

3.Используйте способы переключения

Вас одолевают неприятные мысли? Не давайте им силу. Переключайтесь. Сместите акценты на внешний мир. Понаблюдайте за тем, что вас способно порадовать. Концентрируйтесь на том, что вы видите и слышите в данный момент.

4. Освобождайтесь от отрицательных эмоций

Подавленные эмоции усиливают стресс и могут привести к депрессии. Поэтому давайте им выход. Естественно, что делать это нужно позитивным способом. Так, чтоб не причинить вред окружающим. Например, поколотить подушки или заняться прощением.

Смех – это лучшая профилактика стресса. Не пренебрегайте ей. Смотрите комедии, используйте смехотерапию, улыбайтесь прохожим.

6.Занимайтесь физическими упражнениями

Спорт помогает справляться со стрессом. Поэтому, если вы хотите сохранить эмоциональное здоровье, запишитесь в любимую спортивную секцию и получайте удовольствие от регулярных тренировок.

7.Будьте благодарны за то, что имеете

Благодарность – очень хороший способ профилактики стресса. Вместо постоянного недовольства, вы начнете получать радость от того, что имеете.

Этот способ очень полезен. Все врачи и психологи рекомендуют ежедневно в течение 10-30 минут заниматься аутогенной тренировкой для профилактики стресса.

9.Отправьтесь в путешествие

Одна моя знакомая испытывала хронический стресс, связи с беспокойством за свое здоровье и увольнением с работы. Ее любимый подарил ей путевку в Мексику. После возвращения ее не узнать. Все стрессы она оставила в другой стране. Попробуйте и вы, если конечно любите путешествовать.

Кстати, необязательно ехать в другую страну, можно заняться туризмом даже в родном городе.

Отличное средство для расслабления. Особенно с применением эфирных масел.

11.Бывайте на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе рекомендуется всем без исключения. Поэтому сделайте себе привычкой ежедневно в течении часа ходить по улицам родного города. А еще лучше совершать прогулки в лесу или парке.

12. Используйте самовнушение

Выберите для себя подходящую аффирмацию и проговаривайте ее вслух или про себя как можно чаще, настраиваясь на нужную волну. Например, если вы волнуетесь на работе, можно говорить следующую формулу: «Внутри и вокруг меня мир и гармония».

13.Найдите себе увлечение

Любимое хобби – замечательная профилактика стресса. Поэтому спросите себя: Что мне нравится делать?» Возможно, писать стихи, готовить кулинарные шедевры или изучать психологию. Узнали ответ. Хорошо. А теперь не откладывая приступайте к интересному занятию.

14.Составьте список того, что вас радует

Уделите несколько минут тому, чтоб написать свои самые любимые способы времяпрепровождения, которые вас могут порадовать. Эти занятия – ваше спасение от стресса.

14.Мечтайте и фантазируйте

В позитивной психологии есть такая техника, которая называется «Визуализация». Ее суть в том, что вы мечтаете о том, чего хотите, делайте это с удовольствием и в настоящем времени. И затем получаете то, что рисовали в своем воображении.

Дневник помогает разобраться в себе, проанализировать свою жизнь и найти выход из сложных ситуаций. А так же ведение записей оказывает функцию пчихотерапевта, вы пишите о том, что вас тревожит, и вам становится легче.

17.Обратитесь к психологу

Если у вас нервные силы на исходе и вас ничего не радует, обратитесь к психологу. Слава богу, сейчас достаточно профессионалов в этой сфере, которые вам могут помочь справиться со стрессом.

Стрессогенные стили мышления

Еще древние философы говорили о том, что реагируем мы не на события как таковые, а на то, что мы о них думаем. Реакция человека на какое-либо событие зависит от его мыслей. И стрессовая реакция в том числе.

Существует ряд ошибок мышления, которые могут приводить к неоправданно сильному, чрезмерному стрессу. К наиболее частым ошибкам относятся:

«Чёрно-белое мышление».Мир видится в чёрно-белых тонах, без цвета и полутонов. Человек мыслит категориями «всё» или «ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью.

Чрезмерные обобщения.На основании единичных фактов формулируется глобальный (и ничем не подтверждённый) вывод. Часто используются слова «никогда, никто, ничего, все, всё, всегда».

Катастрофизация.Это своеобразное «раздувание из мухи слона». Происходит преувеличение негативного события до тех пор, пока оно не вырастает в сознании человека до размеров катастрофы. Могут использоваться слова «кошмарный, ужасный, страшный, трагический» и т.д.

Субъективизация.Другой вариант «превращения мухи в слона», когда человек настроен на определённое объяснение событий и упорно пытается найти этому подтверждение. Если же подходящих фактов не обнаруживается, «подтверждения» формируются из всего, что находится под рукой, в том числе из собственных эмоций.

Чрезмерный пессимизм. «Эффект подзорной трубы», при котором преуменьшаются хорошие новости и преувеличиваются плохие. Человек обращает внимание только на негативные стороны жизни, при этом упорно игнорируя позитивные моменты.

Мечтательность и отрицание реальности.Человек полон красочных, но абсолютно нереалистичных ожиданий насчёт себя, других людей, работы, профессии, окружающего мира и т.д. При этом часто не видит реальной проблемы или убеждает себя, что проблемы не существует, хотя на самом деле она очень актуальна.

Чрезмерная требовательность.Человек предъявляет к себе, другим людям и миру в целом неадекватные, завышенные требования и прикладывает неимоверные усилия к выполнению этих требований. Часто используются слова «должен, обязан».

Осуждение и ярлыки. Человек занимает позицию строгого судьи и выносит мысленный приговор себе или другому. Например: «я неудачник», «он плохой человек», и т.д.

Гедонистическое мышление.Мышление, нацеленное на максимальное удовольствие и полное устранение страданий и любых ограничений. Часто встречаются фразы: «я этого не выдержу», «мне это нужно прямо сейчас», «это слишком тяжело».

Вязкое мышление.Человек снова и снова возвращается к одной и той же мысли, пока она не заполняет собой всё пространство сознания. При этом каждая последующая попытка решить проблему всё менее успешна.

Перечисленные ошибки мышления время от времени встречаются у каждого человека. Их выявление и коррекция являются важной составляющей стресс-менеджмента. Этим можно заниматься как самостоятельно, так и под руководством специалиста когнитивно-поведенческого направления. Конечно, во втором случае результаты можно получить намного быстрее. Но и при самостоятельной работе можно заметно усовершенствовать свои навыки управления стрессом.

Четыре группы симптомов стресса

© Олег Радюк, 2003

Можно выделить как минимум 4 группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие.

Стойкие головные боли, мигрень

Вздутие живота образующимися газами

Запор или диарея

Спазматические, резкие боли в животе

Сердцебиения (ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто)

Чувство нехватки воздуха на вдохе

Сжатые кулаки или челюсти

Частые простудные заболевания, грипп, инфекции

Возобновление болезней, имевших место ранее

Быстрое увеличение или потеря веса тела

Ощущение покалывания в руках и ногах

Мышечное напряжение, частые боли в шее и спине

Чувство комка в горле

Двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

Ухудшение концентрации внимания

Плохие сны, кошмары

Постоянные негативные мысли

Нарушение суждений, спутанное мышление

Импульсивность мышления, поспешные решения

Мрачное настроение, депрессия

Подверженность приступам гнева

Циничный, неуместный юмор

Ощущение нервозности, боязливости, тревоги

Уменьшение удовлетворенности жизнью

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

Потеря аппетита или переедание

Плохое вождение автомобиля

Увеличение проблем в семье

Плохое распределение времени

Избегание поддерживающих, дружеских отношений

Антисоциальное поведение, лживость

Неспособность к развитию

Склонность к авариям

Нарушение сна или бессонница

Более интенсивное курение и употребление алкоголя

Доделывание работы дома

Слишком большая занятость, чтобы отдыхать

Каждый симптом оценивается в один балл. Уровень стресса до 10 баллов считается приемлемым, более 10 — требующим принятия мер. При этом количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 — на очень высокий.

studfiles.net

Все про головные боли от нервов и стресса

В тканях мозга находится огромное количество рецепторов, оказывающие влияние на его работу. У большинства неприятные ощущения усиливаются в конфликтных ситуациях. В группу риска можно отнести людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые начинают жаловаться на то, что от нервов болит голова. Причина пульсирующей боли заключается в раздражении нервных окончаний.

Как развивается заболевание

Стресс – один из факторов, приводящий к головной боли. Мигрень возникает, если перенервничать из-за неприятностей на работе или дома. Особенность строения нервных клеток заключается в наличии длинных отростков: дендрита и аксона. Основным предназначением дендрита является генерация импульсов боли при нарушении функций организма. Аксон передает сигнал по волокнам в мозг.

На нервной почве болит голова в основном у людей, страдающих от сердечной недостаточности. Причиной заболевания может быть травма или инфекция, затрагивающая ткани мозга. Эмоциональное перенапряжение вызывает довольно сильные боли в черепе.

Почему, когда нервничаешь болит голова? Длительный стресс оказывает негативное влияние на организм. Интенсивность неприятных ощущений зависит от стадии болезни и индивидуальных особенностей. Пациентов начинают беспокоить головные боли, которые проявляются в самое неподходящее время. Во моменты приступов человек не в состоянии сосредоточиться на работе.

Нервный срыв оказывает негативное воздействие на все системы организма. Особенно чувствительны к сбоям ткани мозга. Недуг у беспокойных пациентов проявляется в виде:

  • пульсации;
  • сдавливания;
  • распирания.
  • Головная боль от нервов может охватывать только одну сторону лица. При большой площади поражения чувствуется боль на обеих сторонах черепа. При сужении сосудов нервная клетка подает сигнал о нарушении кровообращения. Недуг прогрессирует, если человек в это время находится в состоянии эмоционального истощения. Поэтому он начинает испытывать постоянные приступы боли в области головы при малейшем стрессе. На основе полученных результатов врач ставит диагноз.

    Нервная система может быть повреждена из-за травмы. В этом случае больной нуждается в длительной реабилитации. После неудачного падения пострадавший чувствует слабость в теле. Интенсивность боли зависит от степени тяжести повреждений.

    Важно! В случае возникновения приступа, нельзя принимать анальгетики. Чтобы устранить причину мигрени необходимо проконсультироваться со специалистом.

    Может ли болеть голова от нервов? При осмотре врач ставит предварительный диагноз. Однако невозможно оценить состояние больного только по внешним проявлениям заболевания. Ему необходимо пройти более детальное обследование. Для определения фактора, провоцирующего приступы мигрени, человека направляют на процедуру изучения глазного дна. Причина неприятных ощущений иногда заключается в наличии застойных процессов, которые поражают нервные окончания.

    Чтобы оценить состояние больного, врачи изучают результаты эхоэнцефалографии. Лечение заболевания зависит от характера повреждений, выявленных во время процедуры. Боль – симптом, указывающий на различные отклонения в нервной системе. Пациенты, страдающие от регулярных головных болей, проходят электроэнцефалографию.

    Цель процедуры состоит в изучении участков с патологической активностью. Расстройство деятельности мозга приводит к появлению регулярных болей. Специалисты производят забор спинномозговой жидкости. Только после получения результатов обследования врачи выбирают метод лечения.

    В каких случаях нужна срочная медицинская помощь

    После получения механических повреждений необходимо обратиться в больницу. Тревожным симптомом считается внезапное появление головной боли и высокой температуры. Это зачастую свидетельствует об инфекционном поражении тканей. Причиной мигрени способна быть цефалгия, которая сопровождается потерей сознания. Человек путается в пространстве, у него возникают приступы тошноты и рвоты.

    Медикаментозное лечение

    Обычно сразу после нервного срыва начинает болеть голова. Для устранения симптомов боли зачастую прописывают препараты, влияющие на работу нервных рецепторов (Финлепсин, Пенталгин).

    Что делать при регулярных приступах мигрени? Нормализовать эмоциональный фон беспокойного пациента можно с помощью антидепрессантов (Амитриптин). Причиной возникновения приступов мигрени бывает спазм кровеносных сосудов.

    Однако любое лекарство имеет побочные эффекты. При ухудшении самочувствия нужно немедленно прекратить прием препарата и обратиться к специалисту. Сердце может иметь пороки, которые влияют на работу кровеносной системы. У пациентов, страдающих от сердечной недостаточности, возникают регулярные боли в области головы. Гипертоники могут снять неприятные симптомы за счет препаратов, понижающие давление.

    Чтобы восстановить кровоток в тканях мозга можно воспользоваться спазмолитическими препаратами (Но-шпа, Папаверин). Таблетка спазмолитика оказывает воздействие на мышцы, которые напрягаются из-за стресса. После приема препарата начинается процесс расслабления тканей. У человека расширяются сосуды, и восстанавливается кровообращение.

    Профилактические мероприятия

    Уменьшить риск заболевания можно, если придерживаться нескольких правил:

    1. Недуг возникает у тех, чья двигательная активность крайне мала. Необходимо постоянно поддерживать физическую форму. Это поможет сохранить тонус сосудов, которые питают ткани мозга.
    2. Неприятные ощущения чаще всего возникают на нервной почве. Постарайтесь избегать стрессовых ситуаций, не конфликтуйте с коллегами. Помните о том, что головная боль мучает людей, которые не в состоянии совладать со своими эмоциями. Нервное перенапряжение способно стать причиной развития мигрени.

    При постановке диагноза врачи учитывают характер боли. Неприятные ощущения могут вызывать чувство сдавливания, пульсации или распирания. Для определения причины заболевания пациента направляют на тщательное обследование. Метод лечения зависит от результатов, полученных после прохождения диагностики.

    cefalea.ru

    Способы профилактики стресса

    Стресс является неотъемлемым компонентом жизни современного человека. Несмотря на развитие цивилизации, люди так и не смогли избавиться от факторов, вызывающих стрессы. Проблемы поиска пищи, выживания и защиты от врагов, актуальные для наших далеких предков, сменились на постоянное беспокойство о политической и экономической обстановке в стране и мире, угрозой безработицы, социальной незащищенностью, ростом преступности и терроризма. Даже повседневные проблемы – конфликты на работе и дома, сдача экзаменов, неразделенная любовь, переезд, болезни близких людей – негативно сказываются на эмоциональном состоянии человека. Как же бороться со стрессом и можно ли от него защититься?

    Теория стресса Г. Селье

    Термин «стресс» произошел от французского слова «estresse», что означает «угнетенность», «подавленность». Стресс – это состояние повышенного физического или психического напряжения, возникающее под влиянием того или иного фактора.

    Канадский ученый Ганс Селье является создателем теории стресса. Он считал, что организм, сталкиваясь с разного рода факторами, такими как боль, холод, страх, опасность, быстрый бег, эмоциональное потрясение, потеря крови и т. д., включает специальные механизмы защиты от стресса, отвечая на раздражители не только защитной реакцией, но и однотипным физиологическим процессом. Этот процесс представляет собой полную мобилизацию, приспособление к неожиданной ситуации. Это требует от организма большого напряжения и затраты огромного количества сил.

    Г. Селье предложил гипотезу, согласно которой старение организма происходит в результате воздействия на него всех стрессов, с которыми ему приходилось сталкиваться в течение жизни. Любой, особенно травматический стресс вызывает необратимые изменения в химическом балансе организма. Накапливаясь, эти изменения запускают механизм старения. Постоянный стресс особенно опасен для клеток мозга и нервной системы. Г. Селье подчеркивал, что профилактика психоэмоционального стресса очень важна для здоровья и долголетия.

    В психологии выделяют следующие виды стресса: физиологический и психологический. Психологический стресс подразделяют еще на два вида: эмоциональный и информационный.

  • Физиологический стресс возникает в результате чрезмерных физических нагрузок, боли, повышенной или пониженной температуре.
  • Психологический стресс провоцируется ощущением угрозы, обидой, страхом, гневом и другими негативными эмоциями.
  • Эмоциональный стресс представляет собой примерно то же, что и психологический.
  • Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек сталкивается с необходимостью перерабатывать большой объем информации за короткое время.
  • Все виды стресса негативно сказываются на здоровье и психологическом состоянии человека.

    Стрессовые ситуации негативно влияют не только на психологические механизмы, но и на весь организм в целом, приводя к ряду проблем. Стресс вызывает следующие нарушения в организме:

  • повышает риск возникновения заболевания нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной системы;
  • снижает иммунитет и сопротивляемость различным заболеваниям;
  • вызывает нарушения сна, хроническую усталость, нервозность, раздражительность, ухудшает общее состояние;
  • провоцирует появление спазмов в мышцах и фантомных болей в суставах, головные боли;
  • вызывает ухудшение аппетита или, наоборот, желание «заесть» стресс, употребляя большое количество пищи;
  • разрушает многие витамины, нарушает обменные процессы;
  • вызывает ухудшение памяти и эмоциональную неустойчивость;
  • способствует появлению депрессии, апатии, утрате интереса к жизни.
  • Способы профилактики стресса

    Стресс, как и болезнь, легче предотвратить, чем лечить. Поэтому важно научиться предотвращать появление стресса, своевременно избавляясь от негативных эмоций, физического и психологического переутомления. Какие же методы профилактики стресса существуют?

  • Отдых. Регулярный отдых играет большую роль в нормальном функционировании организма. Даже самый занятый человек должен всегда находить время для отдыха. Важно отдыхать не только телом, но и душой. Можно погулять на свежем воздухе, почитать интересную книгу, посмотреть увлекательный фильм, пообщаться с друзьями, поиграть с детьми или домашними животными. Каждый человек может найти массу интересных занятий, которые расслабят его и поднимут настроение.
  • Полноценныйсон. Здоровый сон – это хорошая защита от стресса. Выспавшийся человек имеет более высокую стрессоустойчивость. Чтобы сон был крепким, нужно приучить себя ложится в одно и то же время, не засиживаться допоздна, не принимать пищу за три часа до сна, не употреблять перед сном чая, кофе, алкоголя. Перед сном можно прогуляться в течение получаса или хотя бы просто немного постоять возле открытого окна или на балконе. Спальню желательно проветрить, чтобы воздух был свежим. Полноценный сон – это хорошая профилактика экзаменационного стресса, который часто возникает у студентов и школьников во время сдачи экзаменов.
  • Правильноепитание. При стрессе в организме происходят различные сбои. Сбалансированное питание насыщает его всеми необходимыми витаминами и микроэлементами. Это повышает иммунитет, делая организм более выносливым и стрессоустойчивым.
  • Спорт. Спортивные занятия являются отличным способом преодоления стресса. Каждый человек может выбрать себе наиболее подходящий вид спорта, исходя из своих предпочтений и физических возможностей. Спорт можно заменить танцами. Танцы особенно полезны для женщин, потому что не только укрепляют тело и развивают пластику, но и способствуют раскрытию женственности и повышению самооценки.
  • Массаж. Массаж благоприятно воздействует на организм, помогая снять усталость и мышечное напряжение, что в свою очередь способствует эмоциональному расслаблению. Это настоящая антистрессовая релаксация.
  • Водныепроцедуры. Вода благоприятно влияет на организм человека и помогает бороться со стрессами. Расслабляющие ванны с ароматическими маслами, регулярное посещение бассейна, купание в природных водоемах полезны для физического и психического здоровья и являются простыми и действенными способами релаксации.
  • Что такое профессиональный стресс?

    Психологи выделяют еще одну разновидность стресса – профессиональный стресс. Он представляет собой эмоциональное напряжение, сопутствующее профессиональной деятельности человека. Если работник испытывает трудности в своей повседневной деятельности, имеет напряженные отношения с сотрудниками, руководством, или просто не удовлетворен своей работой, у него постепенно развивается стресс. Профессиональный стресс можно разделить на три вида:

    • Рабочий. Причины, вызывающие его, связаны с условиями труда (неудобный график работы, плохая организация рабочего места, однообразная работа, недостаточная безопасность труда).
    • Производственный. Связан с самой профессией или видом деятельности (психологический климат в коллективе, профессиональный уровень, социальная ответственность, ролевой статус).
    • Организационный. Его причиной является негативное влияние на работника особенностей самого предприятия (стиль управления, кадровая политика, нарушение субординации, организационные изменения).
    • Ни один человек не застрахован от профессионально стресса. В группу риска попадают владельцы предприятий, директора и менеджеры, а также рядовые сотрудники. Помимо внешних факторов, вызывающих стресс, большое значение имеют и индивидуальные особенности личности работника. Больше всего подвержены стрессу люди с повышенным уровнем тревожности, эмоционально лабильные и склонные к депрессивным реакциям.

      Последствия профессионального стресса могут серьезно отразиться на человеке. У него появляется неудовлетворенность своей профессией, апатия, депрессия, снижение самооценки, тревожность и раздражительность. Кроме эмоциональных реакций, стресс провоцирует у работника возникновение мышечных и головных болей, переутомление, сердечно-сосудистые проблемы. В результате хронического стресса организм включает психологическую защиту, и у человека наступает профессиональное выгорание.

      Подмечено, что профессиональный стресс, возникающий у одного из работников, может постепенно охватить весь коллектив. В результате в коллективе нарастает напряженность, учащаются конфликты, снижается продуктивность труда, повышается текучесть кадров, у работников падает мотивация к труду, появляется критика в адрес руководства. Все это негативно отражается на работе предприятия. Поэтому руководство должно быть заинтересовано в профилактике стресса у своих работников и коррекции их психоэмоционального состояния.

      Профилактика профессионального стресса

      Основными средствами профилактики стресса на предприятиях являются следующие:

    • Информирование работников предприятия. Руководство предприятия обязано ввести систему информирования сотрудников о том, что такое профессиональный стресс и каковы его признаки. Удобнее всего печатать информацию о стрессе и методах его профилактики в корпоративной газете или вывешивать на информационном стенде, чтобы каждый работник мог с ней ознакомиться. Идеально, если на предприятии имеется психолог, к которому работники могут обращаться со своими проблемами.
    • Проведение тренингов для работников предприятия. На этих тренингах персонал обучают умению избегать стрессовых ситуаций, нахождению оптимальных решений в трудных ситуациях, приемам управления стрессом.
    • Проведение тренингов для руководства предприятия. Руководителей тоже обучают поиску наиболее успешных стратегий управления, умению брать на себя ответственность и принимать эффективные решения. Подобные тренинги обычно проводят приглашенные специалисты.
    • Корректировка микроклимата в рабочем коллективе. Часто профессиональный стресс вызывается неблагоприятным микроклиматом в коллективе. В этом случае довольно эффективными оказываются специальные программы по стресс-менеджменту и конфликт-менеджменту, проводимые специалистами. Для сплочения коллектива полезно организовывать корпоративные праздники, выезды на природу, спортивные мероприятия. Неплохим вариантом может стать создание комнат психологической разгрузки, где каждый сотрудник сможет отдохнуть и настроиться на рабочий лад.
    • Таким образом, профилактика стресса очень важна для здоровой и полноценной жизни человека и эффективной профессиональной деятельности.

      ksvety.com

      Профилактика боли и стресса

      Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

      У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

      Симптомы стресса у детей

      Симптомы стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

      • чрезмерная раздражительность;
      • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
      • ухудшение сна.
      • Симптомы стресса у детей дошкольного возраста

        • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
        • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
        • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.;
        • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
        • появление дефектов речи;
        • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
        • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

        Симптомы стресса у детей младшего школьного возраста

        • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
        • ночные кошмары;
        • быстрая утомляемость;
        • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
        • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
        • ложь;
        • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
        • расстройства без видимой на то причины;
        • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
        • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
        • агрессивное отношение к окружающим;
        • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
        • заниженная самооценка;
        • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
        • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
        • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
        • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.
        • Причины стресса у детей

          Причины стресса у детей условно можно разделить на возрастные и связанные с семейной обстановкой.

          Правда, эти категории причин постоянно переплетаются, и их следует рассматривать в совокупности.

          Общими причинами стресса для детей всех возрастов могут быть:

          • развод родителей;
          • расставание с дорогими людьми;
          • смерть близкого человека;
          • катастрофы, травмы;
          • детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
          • применение насилия;
          • появление нового ребёнка в семье;
          • переезд;
          • гибель домашнего животного.

          Причины стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

          Самой частотной причиной стресса у грудных детей является расставание с родными. Особенно тяжело ребёнок переживает долгое отсутствие мамы. Другими распространёнными причинами стресса у малышей являются: какое-либо заболевание, изменение режима дня, эмоциональное расстройство родителей.

          Причины стресса у дошкольников

          Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.

          Конечно, самой частотной причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.

          Другими причинами стресса у детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду.

          Причины стресса у детей младшего школьного возраста

          Причинами стресса у детей в возрасте от 5 до 10 лет обычно бывают напряжённые отношения с одноклассниками или учителями в школе, неудачи в учёбе и конкуренция внутри класса.

          В этом возрасте ребёнок уже осознаёт, что он в чём-то уступает другим: кому-то в талантливости, кому-то в красоте, кому-то в успешности в учёбе, кому-то в популярности в классе. Но он ещё не достаточно взрослый, чтобы понять, что такое положение вещей является нормой, что невозможно сразу во всём быть лучшим. Вследствие этого, большинство детей младшего школьного возраста переживают серьёзные стрессы, причём каждый из них в стрессовом состоянии ведёт себя по-разному: кто-то пытается стать самым умным, с головой погружаясь в книги и забывая друзей, кто-то не хочет тратить силы на изменение себя, избирая тактику унижения других и т.д. Вот почему среди причин стресса у детей младшего школьного возраста на первых позициях находятся издевательства и оскорбления в школе.

          Причиной стресса может быть и внутренний конфликт. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный.

          Также причиной стресса у детей на данном возрастном этапе может стать просмотр шокирующей телевизионной программы или волнующего ролика в Интернете. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, а потому, услышав новости о военных действиях, о природных катаклизмах, о террористических актах, они начинают бояться за свою жизнь и жизни близких людей.

          Другими причинами стресса у детей в этом возрасте являются: контрольные работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения и т.д.

          Профилактика стресса у детей

          Общие методы профилактики стресса:

          • родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией;
          • родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;
          • не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому;
          • родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать;
          • если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, родителям следует поговорить с ним об этом;
          • необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Выберите «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях;
          • родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;
          • убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.
          • Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

            Для того чтобы избежать стресса у малышей, родители должны стараться как можно меньше оставлять их в одиночестве. Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих. Кроме того, надо внимательно следить за их настроением и поведением. Будьте ласковыми и заботливыми родителями, и тогда Вашему грудному ребёнку стресс грозить не будет.

            Профилактика стресса у детей дошкольного возраста

            Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине. Следует выключать радио, компьютер и телевизор.

            Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать со своим малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет почаще обнимать своего ребёнка, брать на колени.

            Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами!), постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.

            Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста

            Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его.

            Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми.

            Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.

            Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе. Ни в коем случае нельзя ставить малыша перед выбором, с кем ему жить: с папой или с мамой – решать это должны взрослые.

            Если у Вашего ребёнка сложности в школе, не перекладывайте ответственность за их нейтрализацию на себя. Подтолкните его к самостоятельному решению данных проблем, обсудив с ним возможные причины и пути преодоления сложностей.

            Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими и не оказывайте на него психологического давления. Не заставляйте его учиться только на «5» и во всём быть первым.

            Старайтесь повышать самооценку собственного дитя. Отыщите занятие, в котором Ваше чадо будет действительно успешным. Уверенный в своих силах ребёнок меньше подвержен стрессам.

            Борьба со стрессом у детей

            Общие методы борьбы со стрессом у детей:

            • обязательные ежедневные прогулки;
            • хорошее питание;
            • соблюдение режима дня;
            • общение с родственниками и друзьями;
            • физические нагрузки;
            • обращение к психологу;
            • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.
            • Борьба со стрессом у грудных детей и малышей до 2-х лет

              Эффективным методом борьбы со стрессом у малышей является игра. Так как самой частотной причиной стресса в этом возрасте является расставание с близкими, то наиболее полезной игрой являются прятки. Данная игра позволяет ребёнку поверить в то, что после каждого исчезновения близкий человек обязательно вернётся.

              Если родителям всё же приходится отлучаться ненадолго, необходимо создать условия, чтобы ребёнок не оставался в одиночестве. Если нет возможности пригласить бабушку побыть с ним пару минут, оставьте рядом игрушки.

              Борьба со стрессом у детей дошкольного возраста

              Прежде всего, родителям следует узнать точную причину стресса. Ребёнок в таком возрасте, скорее всего, ещё не способен к разговорам по душам. Поэтому действенным методом выяснения обстоятельств его внутренней жизни является подслушивание бесед с игрушками.

              Сгладить стрессовое состояние или даже полностью нейтрализовать его способны помочь такие методы как крик (ребёнку надо вытеснить из себя все негативные эмоции с помощью громкого крика на улице) или «динамичное» рисование яркими красками.

              Родители должны сохранять спокойствие и самообладание даже тогда, когда ребёнок капризничает на протяжении нескольких недель. Нельзя повышать на него голос, ругать, угрожать. Вы должны продолжать демонстрировать свою безграничную любовь и заботу.

              Борьба со стрессом у детей младшего школьного возраста

              Экстренной мерой борьбы со стрессом у детей младшего школьного возраста является откровенная беседа. При этом родителям не стоит давить на ребёнка, надо, во что бы то ни стало, сделать так, чтобы он сам, по своей воле, всё Вам рассказал.

              В процессе беседы по душам Вы должны постараться убедить дитя в том, что то плохое, что с ним произошло, осталось в прошлом, что оно скоро забудется, и жизнь станет ещё лучше, чем была прежде; что в жизни человека всегда бывают и плохие, и хорошие события, и они регулярно сменяют друг друга. Так что, если с ним сейчас случилось что-то очень плохое, то скоро непременно произойдёт что-то удивительно хорошее.

              Так как Ваш ребёнок впервые столкнулся со стрессовой ситуацией, у него нет представлений о путях выхода из стрессового состояния, он беспомощен перед стрессом. Чтобы помочь ему справиться, Вы должны вспомнить свои детские переживания и поделиться с ним личными способами и мерами борьбы со стрессом. Если даже Ваш опыт окажется непригодным в его ситуации, всё равно ребёнок немного успокоится, узнав, что не только у него бывают проблемы.

              Эффективными методами борьбы со стрессом у детей дошкольного возраста являются также: рисование, игры, занятие спортом.

              Последствия стресса у детей

            • Если причиной стресса является просмотр шокирующих телепрограмм, то последствием может стать жестокость и циничность, стремление причинять боль себе и окружающим.
            • Если причиной стресса является насилие, то последствием стресса может стать замкнутость ребёнка и проблемы с психикой.
            • В особо тяжёлых случаях стресс может привести к задержке или даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы, никогда не повзрослеет.
            • После пережитого стресса у ребёнка могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, язва желудка.
            • Стресс у детей может привести к развитию невроза.
            • Дети, пережившие стресс, склонны приобретать хронические заболевания: астму, сахарный диабет.
            • К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.

              sites.google.com

              Это интересно:

              • Органические поражения головного мозга при шизофрении Органические поражения головного мозга Заболевания этого раздела имеют разнообразную природу и различные механизмы развития. Они характеризуются множеством вариантов психопатических или невротических нарушений. Широкий спектр клинических проявлений объясняется различной величиной поражения, областью дефекта, а также основными […]
              • Истерия в политике Эксперты: Истерия в соцсетях по событиям в Кемерово нагнеталась сознательно Распространение в социальных сетях сообщений о воскресной трагедии в Кемерове имеет признаки сознательного информационного вброса, направленного, в частности, на подрыв доверия к властям. Это подтверждено исследованием, которое проводится сейчас профильной аналитической […]
              • Методики поведения в стрессе Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»23. Описание методики.Методика разработана в Санкт-Оетербургской военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и направлена на определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе. Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в […]
              • Марихуана от стресса Что кроется в дыму наркотика, разъедающего человека изнутри? Марихуана один из самых распространенных наркотиков в мире. Марихуна для многих стала так называемым "средством от стресса". Наркотики уносят миллионы жизней каждый год, но наибольшее беспокойство вызывает то, с какой быстротой наркомания губит молодёжь, и чем это грозит в будущем всему […]
              • Лечим заикание в домашних условиях Как должно проводиться лечение заикания у детей по всем правилам Почему ребенок заикается Если ребенок заикается, значит обязательно должна быть причина для этого. Заикание у детей до 5 лет может быть приобретенным либо врожденным. При врожденном недуге выделяют ряд главных причин: повреждение подкорки центра головного мозга, которая отвечает […]
              • От чего бывает деменция Альцгеймера болезнь: причины возникновения и лечение, суть, начальные симптомы, развитие, фото болезни Альцгеймера Болезнь Альцгеймера – заболевание, приводящее к гибели клеток головного мозга. Сопровождается тяжелыми психическими и функциональными нарушениями. Одна из болезней ЦНС, механизмы возникновения которой до сих пор не изучены до […]
              • Все надоело депрессия Все надоело? Что делать: советы оптимиста Жизнь становится скучной и неинтересной, все надоело? Что делать, если вы испытывайте подобные ощущения? Действуйте, иначе может развиться депрессия. А это уже серьезное психическое заболевание, процесс его лечения достаточно длительный. В некоторых случаях пациента госпитализируют. Что делать, когда […]
              • Что такое пенсионный стресс Что такое индивидуальный пенсионный коэффициент В решении пенсионных вопросов регулярно проводятся реформы. В недалёком прошлом пенсия была величиной стабильной. Она рассчитывалась в зависимости от доходов, возраста, трудового стажа. Новая система расчёта была предложена правительством России в 2015 году. Новые нормы расчёта отражены в ФЗ №№ 400, […]