Прием управления стрессом

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

(Редакция статьи «Стресс-менеджмент для финансистов: время пришло!»,

журнал «Управление кредитной организацией», Москва, февраль 2008)

В настоящей статье описаны основные направления современного стресс-менеджмента и показаны наиболее перспективные подходы к вопросу управления стрессом. Материал изложен в свете специфики трудовой деятельности, хотя предлагаемые технологии могут быть использованы при решении задач самообучения и саморазвития личности, а также в межличностном общении.

Высокая изменчивость и сложность современного мира приводит к тому, что стрессы становятся постоянными «спутниками» человека. Причем средний уровень стресса большинства людей превосходит их психофизиологические возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия.

А) Иметь ясное и достаточно обширное представление об основных закономерностях возникновения и развития стресса и о способах управления им, позволяющее в каждой конкретной ситуации подбирать или создавать наиболее эффективные техники управления уровнем стресса.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что современным людям необходима научно обоснованная, но в тоже время простая и действенная технология управления стрессом, включающая в себя методы диагностики и развития стрессоустойчивости.

В данной статье сделана попытка изложить один из возможных вариантов такой технологии. Данная технология была создана автором, с одной стороны, на основе опыта, накопленного в наиболее «стрессовых» профессиях (спорт высших достижений, восточные единоборства, подразделения специального назначения). А, с другой стороны, деятельность по управлению психологическим стрессом была описана в виде теоретической модели «Системное управление стрессом», на основе которой был подобран и разработан ряд средств и методов.

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ: УЖЕ НЕ РОСКОШЬ !

СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА !

Одно из положений психологии труда гласит следующее: «Любая деятельность ВСЕГДА осуществляется на двух уровнях: на первом — «внешнем» уровне ведется основная деятельность, а на втором — «внутреннем» уровне ведется деятельность по саморегуляции». И чем более сложной для субъекта является основная деятельность, чем в более экстремальных условиях она производится, тем большее внимание необходимо уделять деятельности по саморегуляции. И в первую очередь это относится к деятельности, осуществляемой в условиях стресса.

С ТРУКТУРА ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ВЫПОЛНЯЕМОЙ НА ФОНЕ СТРЕССА

У РОВНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ (ПО СУБЪЕКТИВНОМУ ПРИЗНАКУ)

И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И НАВЫКИ

** Зона средней компетентности;

*** Зона низкой компетентности;

Адаптированность – владение всем объемом информации, навыков и качеств, необходимым для успешной деятельности в определенных условиях. Степень адаптированности определяет размер зоны высокой и средней компетентности.

В ЗАИМОСВЯЗЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И УРОВНЯ ИСПЫТЫВАЕМОГО СТРЕССА

ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РАЗНОГО КЛАССА СЛОЖНОСТИ

И если теперь посмотреть на деятельность современных специалистов сквозь призму вышеизложенного, то станет абсолютно ясно: освоения технологий управления стрессом является необходимым условием эффективной экологичной профессиональной деятельности современного человека.

Итак, для успешной жизнедеятельности современному человеку необходимо учиться управлять стрессом. Но для эффективного применения технологий стресс-менеджмента требуется некоторая теоретическая база — описание механизмов возникновения стресса, а также механизмов его влияния на поведение и состояние человека. Причем, это описание должно быть сформулировано просто, четко и лаконично. Наша практика показала, что в большинстве случаев для эффективного управления стрессом человеку достаточно понимания нескольких основных теоретических положений, которые были названы нами «Азбука стресса»:

А) Стресс – это универсальная адаптивная реакция человека на опасную или неопределенную, но при этом значимую для него ситуацию, в условиях отсутствия адекватного стереотипа поведении или при невозможности его применить.

Помимо данных теоретических положений, нами было замечено, что лучшему пониманию, что такое стресс, и как он воздействует на человека, очень хорошо помогают истории, притчи и метафоры. В качестве примера приведем одну из них.

О ГОНЬ И СТРЕСС (МИНИ-ПРИТЧА)

Огонь помог людям стать теми, кем они сейчас являются. Огонь помощник и защитник людей! Огонь согреет и поднимет настроение, с помощью огня можно приготовить еду или отогнать диких хищников. Но это возможно, только если человек умеет управлять огнем. Если нет, то он может легко сгореть в огне заживо, в лучшем случае можно остаться на пепелище сирым и голым.

СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ: ХОЧЕШЬ УПРАВЛЯТЬ — ИЗМЕРЯЙ

Кроме понимания, что такое стресс, необходимо также ясно понимать, от чего стресс зависит. На наш взгляд, уровень стресса принципиально зависит все лишь от двух факторов: от степени стрессогенности ситуации и от текущего состояния субъекта. Чем более стрессогенна ситуация и чем менее ресурсно состояние, тем уровень стресса будет выше; и наоборот.

Однако в случае преобладания психологических стресс-факторов силу испытываемого стресса определяет не только объективная степень угрозы, но и ее субъективная оценка, а также уверенность данного человека в своей способности этой угрозе противостоять. Отсюда формула психологического стресса будет такой:

И ключевым звеном здесь является состояние субъекта! Согласитесь, что состояние влияет и на субъективную оценку ситуации и на оценку человеком своих возможностей. А это значит, что изменение состояния влияет на силу испытываемого стресса нелинейно: небольшое ухудшение состояния резко усиливает уровень стресса, небольшое улучшение состояния уровень стресса резко снижает.

ТРИ СЛОНА И ОДНА ЧЕРЕПАХА СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТА

Вы, наверное, помните: чтобы не утонуть в мировом океане, слоны стояли на гигантской черепахе. Что же это за черепаха, на которой стоят три слона стресс-менеджмента? На наш взгляд, этой черепахой является развитие такого качества, как стрессоустойчивость. Но тут возникает вопрос: «Зачем нужна стрессоустойчивость, если человек научился управлять стрессом?!». Ответ на этот вопрос будет следующий.

А теперь рассмотрим более подробно каждый компонент стресс-менеджмента и начнем с «первого слона» – со снижения стрессогенности ситуации.

СЛОН № 1. СНИЖЕНИЕ СТРЕССОГЕННОСТИ СИТУАЦИИ

Потенциальную способность какой-либо ситуации вызывать у людей стресс обычно называют стрессогенностью. Степень стрессогенности ситуации определяется количеством и силой отдельных стресс-факторов, присутствующих в текущий момент времени. Отсюда становится понятно, что для эффективного управления стрессогенностью ситуации необходимо:

• Хорошо различать типичные стресс-факторы.

• Уметь определять силу их действия на себя.

• Знать в достаточном количестве эффективные и удобные для себя методы купирования (снижения силы) этих стресс-факторов; уметь их применять.

Какие же основные стресс-факторы можно выделить? На наш взгляд, таких факторов шесть:

1. Значимость ситуации. Критерий – цена отказа. Что для себя ценного я потеряю, если откажусь от выполнения данной деятельности или от нахождения в данной ситуации?

2. Новизна и неопределенность. Критерий – отсутствие знаний, умений, навыков и информации, необходимых для успешного осуществления данной деятельности или для безопасного нахождения в данной ситуации.

3. Нагрузка. Критерий – количество затрат и уровень дискомфорта, испытываемого мною при осуществлении данной деятельности или при нахождении в данной ситуации. Что для себя ценного я теряю (время, усилия, средства)? Какую цену нужно заплатить за выигрыш?

4. Риск. Критерий – цена ошибки. Что для себя ценного я потеряю, если я сделаю неправильное действие?

5. Цейтнот. Критерий – отсутствие запаса времени, достаточного для спокойного обдумывания вариантов поведения, или для перехода в более ресурсное состояние, или для повторения работы в случае ошибки.

Для того чтобы лучше понять влияние этих стресс-факторов на уровень стрессогенности ситуации, можно использовать ППП – Правило Пяти Пальцев. Оно заключается в следующем:

СТРЕССОГЕННОСТЬ = Значимость х (Новизна и неопределенность + Риск + Нагрузка + Цейтнот)

При количественной оценке каждого фактора по 5-бальной системе максимальный уровень стрессогенности ситуации составляет 100 баллов. Как правило, 70 баллов – это критический порог, характерный для экстремальных ситуаций, в которых высока вероятность смертельного исхода, а 30 баллов – это порог высокой стрессогенности, когда уже требуется использование специальных мероприятий.

1. Провести инвентаризацию своих жизненных ценностей, проранжировать все свои ценности по 5-бальной шкале (что соответствует одному балу, что двум и т.д.).

2. Описать текущую или предстоящую стрессогенную ситуацию, «вжиться» в нее.

3. Проанализировать и просчитать ситуацию по формуле стрессогенности. Выбрать приоритетные направления (наиболее сильные стресс-факторы).

1. Определить варианты и цену отказа. Какие я вижу способы ухода из данной ситуации и что я потеряю в каждом из рассмотренных случаев? К каким последствиям это приведет (негативным, позитивным)?

2. Как я могу снизить объективную и субъективную цену отказа? Как я могу на объективном и субъективном уровне уменьшить вероятность и/или негативные последствия отказа? Повысить позитивные?

3. Что я могу потерять, если начну реализацию стрессового проекта? Что приобрести? Могу ли я выйти из проекта в процессе его реализации? Какой ценой?

4. Составить комплексный план снижения значимости ситуации и реализовать его.

Снижение Новизны и неопределенности

1. Смоделировать и проанализировать предстоящую ситуацию.

2. «Проиграть» возможные варианты развития ситуации, определить, какой информации не хватает.

3. Дособрать необходимую информацию. При явном недостатке информации подготовиться «психологически».

4. Составить профиль своей компетентности в этой области.

5. Сравнить свой профиль с необходимым. Определить «зазор».

6. Проанализировать способы повышения своей компетентности и/или снижения сложности предстоящей деятельности. Найти нелинейные (психологические) варианты.

7. Составить комплексный план и реализовать его.

Аналогично фактору Значимости, но с учетом того, что потери вследствие дискомфорта возникают во время деятельности, а вследствие риска — в случае ошибки.

Использовать Таймменеджмент и здравый смысл.

СЛОН №2. УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ

Психическое состояние – это целостная характеристика психики человека в текущий период или момент времени. Актуальное психическое состояние определяет своеобразие всех процессов, протекающих в данный момент времени в психике человека: внимания, мышления, воображения, воли, поведения и т.д. Актуальное состояние зависит от множества факторов: от свойств личности человека, от долговременного состояния, от текущей ситуации и от оценки ее субъектом, от актуальных потребностей субъекта и от его возможностей.

В общем виде алгоритм освоения методов саморегуляции может быть описан так:

1. Создать карту состояний – выделить и систематизировать основные известные состояния, обозначить их удобным образом, запомнить их объективные признаки и сопутствующие им субъективные переживания.

2. Научиться легко различать как качественно, так и количественно отличающиеся состояния.

3. Научиться переходить из одних состояний в другие: сначала в соседние состояния, затем во все более и более отдаленные.

4. Сначала пользоваться опосредованными приемами – движением, дыханием, внешними воздействиями и т.д. Со временем стремиться переходить из состояния в состояние исключительно за счет волевого усилия.

Одну из самых простых и в тоже время действенных систем описания психических состояний создали в советском спорта.

Из нее видно, что при неадекватном перевозбуждении следует успокаиваться, а при вялости – мобилизовываться. Причем при сильно выраженной акцентуации стартового состояния можно использовать метод «водоворота» — предварительно применить кратковременное воздействие усиливающего характера. А для усиления и стабилизации стартовой боевой готовности можно использовать метод «маятника» — разогнаться, а потом успокоиться. Или же «помедитировать», а потом встряхнуться.

С ОЗДАНИЕ МЕТОДОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Принцип подбора большинства методов саморегуляции – это «внутреннее-внешнее-внутреннее». Выделяется какой-либо параметр поведения, отражающий внутреннее состояние человека, но поддающийся волевому контролю (дыхание, мимика, характер движений и т.д.). После чего волевым образом этот параметр меняют в ту сторону, в какую желательно изменить состояние.

М ЕТОДИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ

При коррекции стартовых состояний, также как при любой саморегуляции оптимально использовать следующий алгоритм:

1. Определить характер и степень выраженности текущего состояния.

2. Оценить характер своей текущей или предстоящей деятельности.

3. Определить оптимальное состояние.

4. Выбрать из своего арсенала или придумать метод саморегуляции, адекватный задаче и текущей ситуации (самому состоянию, запасу времени, обстановке).

5. Применить данный метод, отслеживая эффект. При необходимости внести в метод коррективы или заменить его на другой.

Наиболее простые и действенные методы саморегуляции приведены в данной таблице:

П РОСТЕЙШИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИЯ СТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ

www.stiogantsev.ru

Прием управления стрессом

Каждый день на работе, в семье, в межличностных отношениях у вас возникают какие-то проблемы. Кажется, что никогда не выйти из полосы проблем, вызывающих стресс. Какие методы управления стрессом существуют? Оказывается их достаточно много. Даже, если вы просто осознаете, что контролируете свою жизнь, то это уже основа для управления стрессом.

Чтобы управлять стрессом необходимо взять на себя ответственность за свои мысли, эмоции, свой распорядок дня, вашу среду общения, и то, как вы справляетесь с проблемами. Конечной целью является сбалансированная жизнь, включающая время для работы, семейных отношений, отдыха и развлечений, что позволит вам преодолеть или предупредить стресс.

Определите источники стресса в вашей жизни

Чтобы управлять стрессом, вам необходимо знать источники их возникновения, а это не так просто, как кажется, потому, что они не всегда очевидны. Здесь можно легко упустить из виду собственные мысли, чувства и поведение, которые сами по себе могут выступать в качестве источников стресса.

Чтобы определить истинные источники стресса, внимательно посмотрите на свои привычки, отношения, и оправдания:

  • Вы объясняете стресс как временное явление, хотя не можете вспомнить, когда в последний раз отдыхали от него?
  • Вы определяете стресс как неотъемлемую часть вашей работы или семейной жизни, или как часть вашей личности?
  • Вы возлагаете ответственность за стресс на других людей или внешние события и рассматриваете его как совершенно нормальную и не допускающую возражений ситуацию?
  • Пока вы не возьмете на себя ответственность за ту роль, которую вы играете в создании и поддержании стрессовой ситуации, ваш уровень стресса останется вне вашего контроля.

  • Что стало причиной стресса (если вы не уверены, сделайте предположение)?
  • Как вы почувствовали себя физически и морально?
  • Как вы действовали в ответ на стресс?
  • Что вы сделали, чтобы почувствовать себя лучше?
  • Обратите внимание на то, как вы справляетесь со стрессом

    Подумайте о том, какие методы управления стрессом вы применяете в настоящее время, насколько они разумны и продуктивны. В этом поможет, заведенный вами журнал с записью стрессов. К сожалению, многие мужчины выбирают такие способы преодоления стресса, которые не только не решают проблему, а усугубляют ее.

    Непродуктивные способы борьбы со стрессом

    Эти методы преодоления стресса могут временно снизить его уровень, но в долгосрочной перспективе нанесут только вред:

    Есть много полезных и продуктивных методов управления стрессом, но они все требуют изменения ситуации либо отношения к этой ситуации.

    Здоровые методы управления стрессом

    Если ваши методы управления стрессом больше не способствуют улучшению вашего эмоционального и физического здоровья, то это значит, что настало время найти более действенные методы. Их достаточно много. Вы можете изменить ситуацию или изменить свою реакцию на нее. При принятии решения о варианте действий вам полезно помнить о четырех вещах: как избежать стрессовой ситуации, как изменить ее, как адаптировать ее или как принять ее.

    Каждый человек по-разному реагирует на одну и ту же ситуацию. Поэтому трудно предложить всем какой-то один универсальный метод управления стрессом. Каждый должен поэкспериментировать с разными методами и стратегиями в различных ситуациях. При этом необходимо сосредоточить свое внимание на тех, которые позволят вам взять стресс под контроль.

    Работа по управлению стрессовыми ситуациями:

    Метод управления стрессом №1: Избегайте ненужных стрессов

    Невозможно избежать всех стрессовых ситуаций. Есть, конечно, такие, которые, несмотря на их неприятность, должны быть решены. Однако в жизни встречается огромное количество стрессов, которых можно все-таки избежать. Что нужно сделать для этого?

  • Научитесь говорить «нет». Знайте свои границы и придерживайтесь их. Не надо в личной и профессиональной жизни брать на себя излишнюю дополнительную работу и ответственность, потому что это верный путь к стрессу.
  • Избегайте людей, которые вызывают у Васнегативные чувства. Если кто-то постоянно вызывает у вас стресс и вы не можете наладить с ним отношения, ограничьте или полностью прекратите отношения с ним.
  • Возьмите под свойконтроль окружающую вас среду. Например, если телевизионные передачи вызывают у вас раздражение (что часто бывает), то перейдите на другой канал или вообще выключите телевизор. Вас ведь никто не заставляет нарываться на стрессовую ситуацию.
  • Избегайте неприятных для вас тем. Если вы расстраиваетесь при разговоре о ценах, политике и др., то исключите эти темы из списка разговоров. Кроме того, если вы постоянно спорите об одном и том же предмете с одними и теми же людьми, то лучше избегайте этих тем при разговоре с ними.
  • Урежьте свой список текущих дел. Если у вас слишком много дел и задач, то упорядочьте их по значимости, чтобы обеспечить правильный порядок работы. Более важные задачи должны быть в верхней части списка, менее значимые внизу. Проанализируйте этот список и оставьте только те, которые вы в состоянии выполнить в этот день. Если есть возможность, то выполнение части задач передайте другим. Остальные задачи уберите из списка и перенесите на другой день.

Метод управления стрессом №2: Измените ситуацию

Если вы не можете избежать стрессовой ситуации, попробуйте изменить ее. Выясните, как вы можете изменить положение вещей, чтобы эта проблема не возникала в будущем. Часто это связано с изменением межличностного общения и работы в вашей повседневной жизни.

  • Выражайте свои чувства, а не держите в себе. Если кто-то или что-то вас беспокоит, сообщите об этом открыто и уважительно. Если вы не выразите свои чувства, то ситуация, скорее всего, останется прежней.
  • Будьте готовы к компромиссу. Когда вы просите кого-то изменить свое поведение, то вы должны быть готовы сделать то же самое. Если вы оба готовы пойти навстречу друг другу – у вас будет хороший шанс устранить стрессовую ситуацию.
  • Будьте более настойчивыми. Не переносите на второй план основные задачи вашей жизни. Имейте дело с проблемами, мешающими реализации ваших главных задач, делая все возможное, чтобы предвидеть и предотвращать их. Если у вас предстоит экзамен и ваш болтливый сосед пытается отвлечь вас от подготовки к нему, скажите ему сразу, что у вас есть только пять минут, чтобы поговорить с ним.
  • Лучше управляйте своим временем. Неумение управлять своим личным или рабочим временем может вызвать сильный стресс. Когда вы растягиваете выполнение дел, трудно оставаться спокойным и сосредоточенным. Но если вы разумно планируете вперед и убеждаетесь, что это не перенапрягает вас, вы можете снизить воздействие стрессора.
  • Метод управления стрессом №3: Адаптация к стрессору

    Если вы не можете изменить стрессовую ситуацию, то измените свое отношение и приспособьтесь к ней. Посмотрите на стресс немного под другим углом.

  • Измените систему координат проблемы. Постарайтесь посмотреть на стрессовую ситуацию с более позитивной точки зрения. Вместо того, чтобы кипятиться по поводу дорожной пробки, смотрите на это как на возможность сделать паузу и подумать, послушать вашу любимую радиостанцию и т.п.
  • Посмотрите на картину в целом. Спросите себя, насколько она важна будет в долгосрочной перспективе. Будет ли это важно через месяц? Год? Это действительно стоит того, чтобы расстраиваться? Если ответ отрицательный, то сосредоточьте свое время и энергию на других вещах.
  • Пересмотрите свои стандарты. Перфекционизм (желание во всем достигать наилучших результатов) является основным источником, позволяющим избежать стресс. Не настраиваете себя на неудачу. Установите разумные нормы для себя и других и учитесь все делать хорошо.
  • Сосредоточьтесь на положительном. Когда вы испытываете стресс, найдите время, чтобы поразмыслить о том, что вы цените в вашей жизни, включая ваши собственные положительные качества и др. Эта простая стратегия может помочь вам.
  • Метод управления стрессом №4: Примите то, что не можете изменить

    Некоторые источники стресса неизбежны. Вы не можете предотвратить или изменить стресс, вызванный тяжелой болезнью или смертью близкого человека, кризисом и т.д. В таких случаях лучшим способом справиться со стрессом является принятие этих ситуаций такими, какие они есть.

  • Не пытайтесь управлять неуправляемым. Многие вещи в жизни находятся вне нашего контроля, особенно поведение других людей. Поэтому сосредоточьте ваше внимание на вещах, которые вы в состоянии контролировать, например, на способах реагирования на проблемы.
  • Смотрите шире. Как говорится: «Что не убивает, делает нас сильнее». Когда сталкиваетесь с серьезными проблемами, попробуйте посмотреть на них как на возможности для личного роста. Если вы сами своими словами, действиями, мыслями способствовали созданию стрессовой ситуации, поразмышляйте, в чем ваши ошибки и научитесь их исправлять.
  • Поделитесь своими чувствами. Поговорите с близким другом или запишитесь на прием к психотерапевту. Это может и не решит проблему, но ее острота значительно снизится.
  • Научитесь прощать. Примите тот факт, что мы живем в несовершенном мире, и что люди делают ошибки. Отпустите злость и обиды. Освободите себя от негативной энергии, простите и двигайтесь дальше.
  • Метод управления стрессом №5: Найдите время для отдыха и развлечений

    Если вы регулярно находите время для отдыха и развлечений, значит, вы будете лучше защищены от неизбежных стрессовых ситуаций.

    zdorovie-muzhchiny.ru

    стресс рабочий коллектив психическое равновесие

    «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни». Ганс Селье

    Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

    Управление стрессами — это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом организации.

    Методы управления стрессом разнообразны, освоение этих методов и умение применять их на практике существенно поможет вам в борьбе с таким распространенным явлением, как стресс.

    Борьба со стрессом или игнорирование его — не лучший способ самопомощи, лучше управлять стрессом, используя его в своих целях. Таким образом мы лишь загоняем проблему внутрь, предоставляя ей полную свободу действий. Необходимо осознать тот факт, что стресс является неизбежным компонентом жизни современного человека, и научиться справляться с ним.

    Оказывается, что стать неуязвимым для стресса вполне по силам каждому страждущему, однако путь к этому лежит в неожиданном направлении. Для того, чтобы решить подобную проблему, человек должен научиться избавляться от пережитков собственного прошлого, от своих детских недостатков. И как бы неожиданно это ни прозвучало, именно в детстве лежат корни тех проблем, с которыми человек будет сталкиваться на протяжении своей взрослой жизни. Эти детские реакции, которые сохраняются в дальнейшем на всю жизнь, называются психологической защитой. Перечислим вкратце ее разновидности.

    I. Стремление человека переложить на других вину и ответственность за свои собственные ошибки.

    II. Попытка найти утешительное объяснение происшедшим огорчительным событиям. Иными словами, попытка человека убедить самого себя, что произошло именно то, что все равно должно было произойти — причем именно с ним и именно подобным образом.

    III. Примеривание на себя чужой роли, игра в кого-то, более сильного, более привлекательного, более удачливого.

    IV. Вымещение своего недовольства не на истинном виновнике, а на ком-то другом, более слабом или уязвимом.

    V. Огульное отрицание всего, что не совпадает с собственным мнением.

    VI. Фантазирование — наиболее безобидный и в то же время самый «детский» вариант защиты.

    Нетрудно видеть, что все перечисленные психологической защиты представляют собой своеобразные «детские игры» взрослых людей, которые порой не только не способны разрешить жизненную проблему, а напротив, усугубляют ее. Для того же, чтобы поставить стрессам надежный заслон, нужно заменить эти ненадежные, по сути детские способы защиты более зрелыми и эффективными. И конечно, как подсказывает банальный здравый смысл, лучший путь «снятия», демонтажа старых защит и замены их новыми — обратиться к специалисту.

    Существует два уровня управления стрессами.

    Первый — на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, заключается в выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (2-3 раза в неделю после работы) с использованием аудиокассет под управлением психолога. Проводятся также коммуникативные тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, овладение навыками снятия напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряженности в коллективах, укреплению связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить свои силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано в последние годы на предприятиях стран Западной Европы и США.

    Например, в Швеции закон 1991 года о «Производственное среду» поощряет работников менять свою рабочую обстановку, приспосабливать ее для себя, а администрации предлагается во всем им помогать. В этих странах профессиональный стресс рассматривается в контексте общей обстановки на фирме и в обществе. Во многих программах на первое место ставится задача уменьшения стресса за счет лучшей организации труда, изменения характера труда, установления реальных плановых заданий, улучшения личных взаимоотношений в организациях, создания небольших рабочих групп. Американские компании все чаще сталкиваются с требованиями о выплате компенсаций за «профессиональный» стресс и достаточно часто их выплачивают. Если в 1983 году из всех судебных исков, предъявленных фирмам, 15% касались платы за профессиональный риск, то в 1993 году их количество составляло уже 40%, а удовлетворяются эти иски в два раза чаще, чем иски по поводу ущерба здоровью.

    Второй уровень управления стрессом осуществляется на уровне отдельной личности. Этот способ заключается в том, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов.

    Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы.

    Методы управления стрессом.

    Стресс от работы проявляет себя во многих различных формах и затрагивает всех по-разному. Для примера, к незначительным источникам напряжения можно отнести неработающее оборудование. Однако главными источниками стресса являются: слишком большое количество работы, неэффективное производство, боязнь увольнения, или напряженные отношения с боссом.

    Встречайтесь с человеком, который контролирует вашу работу, по крайней мере, один раз в год (лучше каждые 3 или 6 месяцев), поговорите с ним о своей деятельности и работе.

    · Что ожидается от меня в этой должности?

    · В каком направлении идет компания, и как я вписываюсь в этот план?

    · Как я работаю? Каковы мои силы? Области для улучшения?

    · Что мне от вас ожидать, в том случае, если появятся проблемы в моей работе?

    К основным методам управления стрессом можно отнести коучинг руководства, антистрессовые корпоративные тренинги, организационное поведение.

    Наиболее подходящим инструментом управления стрессом для первых лиц компании является коучинг.

    Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

    Роль коуча-консультанта заключается в том, чтобы помочь руководителю увидеть плюсы и минусы необходимых управленческих решений, активизировать жизненные стратегии, которые помогали добиться успеха в прошлом, отбросить или скорректировать стратегии, неэффективные в сложившейся стрессовой ситуации.

    Это наиболее распространенный способ управления стрессом в рамках отдела или компании. Чтобы провести антистрессовый тренинг, сначала нужно проанализировать ситуацию, выявить основные проблемы и определить результаты, которые предполагается достичь в ходе тренинга. Затем составляется и согласовывается с руководством программа тренинга.

    Например, если принято решение провести антистрессовый тренинг среди сотрудников отдела продаж или сотрудников call-центра, в программу включают упражнения, позволяющие противостоять эмоциональному давлению со стороны недовольных собеседников и находить выход из сложных ситуаций, возникающих в ходе общения. Сталкиваясь с «трудными» клиентами, очень сложно избежать, например, чувства гнева, обиды, беспомощности, но научиться управлять ими вполне возможно. Нужно стремиться акцентировать внимание не на негативных эмоциях в процессе разговора, а на тех результатах, которые будут достигнуты после выполнения работы, — заключении выгодной сделки, увеличении прибыли, создании положительного имиджа компании в глазах клиентов, партнеров.

    Это еще один действенный способ управления стрессом, позволяющий повысить жизнеспособность организации в неблагоприятных условиях. Основной задачей организационного поведения является предотвращение потерь психологических ресурсов и использование стрессовых ситуаций для развития и обучения сотрудников. Суть этого метода заключается в том, что в состоянии стрессового напряжения человек способен обучаться через наглядный пример.

    Для сотрудников наглядным примером может стать поведение их руководителя. Допустим, проводится совещание, посвященное выводу компании из кризиса. Если генеральный директор буквально на глазах уверенно превращает неопределенную проблему в решаемую задачу, эффективно общается с присутствующими и рационально управляет временем совещания, то он тем самым показывает, демонстрирует, передает сотрудникам формы организационного поведения, которые работают и создают реальный план действий.

    Итак, организационное поведение — это поведение-пример, поведение-тип, которое передается от руководителя к подчиненным преимущественно в ситуациях неопределенности, личностного дискомфорта и перегрузок. Позитивные примеры организационного поведения помогают сотрудникам выйти из изматывающего режима стресса.

    Демонстрируя пример организационного поведения, позволяющего управлять неопределенностью, руководитель должен показать, что он отвечает за свои слова, а его деятельность и деятельность его подчиненных имеет смысл. Что он может организовать работу таким образом, чтобы любую проблему превратить в решаемую задачу. При управлении неопределенностью главное — не перекрывать каналы достоверной информации и давать сотрудникам обратную связь, возможность проконсультироваться по любому рабочему вопросу.

    К методам управления неопределенностью можно отнести такие функции кадровой работы, как планирование времени (time-management), планирование карьеры, оценка и развитие кадров.

    Тайм-менеджмент в контексте управления стрессом включает в себя следующее:

    v Расстановка приоритетов в выполнении задач, которые могут быть:

    • важными и срочными

    • срочными, но не важными

    • важными, но не срочными

    • не срочными и не важными

    v Планирование рабочего времени посредством составления списка дел, которые нужно решить в определенное время: так наиболее мелкие дела планировать на утро, после обеда важные встречи, переговоры, поездки (когда и сотрудник и его клиенты полностью войдут в работу), на вечер — совещания, составление планов на предстоящие дни.

    v Наука говорить «нет!»

    v Организация рабочего пространства (файлы и документы, выделение текста цветами, сохранение бумажных копий и проч.)

    v Правильное использование телефона

    v Учет времени, «пирог времени»: работа, отдых, друзья, хобби, семья

    v Учет «поглотителей времени»

    v Критерии определения целей по SMART

    v Соблюдение принципа Парето: 20% времени дают 80% результата, а 80% времени — 20% результата.

    На каждом этапе карьеры сотрудник приобретает новое знание, новый навык, новые полномочия, что соответствует принципам положительного влияния деятельности на эмоциональный фон человека, когда он представляется сам себе значимым, необходимым, когда он реализует свои потребности и желания. Планирование карьеры сотрудников со стороны компании и со стороны самого же работника — эффективный способ борьбы с рабочим напряжением, когда обещанное повышение по результатам работы удовлетворяется.

    Планирование карьеры позволяет сотрудникам видеть, какую должность они могут получить, если приобретут соответствующий положительный опыт при определенных исходных условиях.

    К периодам планирования карьеры следует отнести:

    При планировании карьеры работника необходимо иметь в виду, что решаются задачи, которые:

    Если, по мнению руководителей подразделения, кадровой службы, предприятия, работник заслуживает планирования карьеры, что отвечает интересам предприятия, то необходимо определить отношение к этому самого работника. Для этого с работником проводится беседа, которая строится таким образом, чтобы тот раскрыл свое отношение к задачам, решаемым предприятием, к возможному его расширению и необходимости в связи с этим подготовки в СНО, к перемещениям по работе (ротации и продвижениям) и т.п. Беседу рекомендуется проводить руководителю кадровой службы или одному из ее ведущих специалистов как наиболее подготовленным к проведению этого сложного метода психологической диагностики.

    При выявлении у работника мотивации на развитие карьеры (т. е. установки на продвижение, успех, самореализацию, признание и т. д.) целесообразно определить соответствие выраженности ряда личностных качеств (профессионально важных) требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью. Другими словами, следует оценить личностные качества и их соответствие критериям профессионализма и профессиональной пригодности методами психологической диагностики.

    Оценка и развитие кадров также является важным элементом профилактики стресса, так как подобные мероприятия обращают внимание на сотрудника, а соответственно, руководство и сам сотрудник может оценить свой потенциал, свои сильные стороны, стороны, которые можно развивать, настраивая на активные действия по поводу саморазвития. Оценка может производиться разными методами: тестами, интервью, Ассессмент Центром, 360 градусов и прочие методы оценки.

    Ассессмент-центр (assessment center, также распространено ассесмент-центр), или центр оценки персонала, — одна из наиболее надежных и точных методик оценки профессионально важных качеств сотрудников. В ходе ассесмент-центра поведение сотрудников оценивается в специально смоделированных ситуациях и упражнениях, в которых ярко проявляются качества и компетенции, необходимые для успешной работы в данной организации.

    Метод оценки 360 градусов является методом оценки по компетенциям на основании мнений нескольких респондентов. Компетенциями называются опыт, знания и навыки сотрудника, которые он проявляет в рабочем поведении. Компетенции оценивают поведение в работе.

    Развитие потенциала сотрудников обеспечивается посредством включения сотрудника в новые проекты, вовлечения в бизнес-планирование или принятие решений, участия в совещаниях более высокого уровня, вовлечения в наставничество, коучинг, опережающих тренингов, стажировок, вовлечения в мозговые штурмы.

    Внедрение в корпоративное пространство системы оценки и развития кадров на постоянной основе дает работникам больше информации о своем профессиональном потенциале, а также уверенность в том, что на их достижения руководство обратит внимание. Это снижает стрессовое влияние негативных ситуаций на рабочем месте.

    Немаловажным фактом является то, что прекрасной профилактикой стресса является контроль поведения на работе и вне работы, что выражается в речи и общении (коммуникации), характере взаимодействия с людьми.

    studbooks.net

    Управление стрессом на работе

    Стресс от работы проявляет себя во многих различных формах и затрагивает вас по-разному. Для примера, к незначительным источникам напряжения можно отнести неработающее оборудование. Однако главными источниками стресса являются: слишком большое количество работы, неэффективное производство, боязнь увольнения, или напряженные отношения с боссом.

    Обычно эти основные источники стресса, приводят людей к моральному истощению, делая их несчастными и менее производительными в своей работе. Рабочий стресс может затронуть также ваше здоровье и домашнюю жизнь. Низкие уровни напряжения не столь заметны; чуть более высокие уровни могут быть положительными и заставить вас действовать творческими и более изобретательными способами; а высокие же уровни стресса являются вредными, что может привести к хронической болезни.

    Основные источники стресса на работе можно разделить на семь категорий:

    Контроль. Этот фактор наиболее тесно связан с рабочим стрессом. Исследования показывают, что сотрудники, которые полагают, что на них лежит большая ответственность, но нет контроля или силы принятия решений на своих рабочих местах, находятся при повышенном риске сердечно-сосудистых и других, связанных со стрессом заболеваний.

    Повышенные обязанности. Прием на себя дополнительных обязанностей в своей работе может повысить уровень напряжения. Это может быть более значимо, если у вас итак слишком много работы, и вы не в состоянии сказать «нет» новым задачам или проектам.

    Компетентность. Вы обеспокоены своей квалификацией? Вам не дают достаточно работы? Чувствуете ли вы себя стабильно на своей нынешней работе? Ненадежная работа, является для многих людей основным источником напряжения.

    Ясность. Ощущение неуверенности в том, каковы именно ваши обязанности, как они могут изменяться, или какие цели ставятся перед вашим отделом или организацией, также может привести к стрессу.

    Коммуникация. Стресс на рабочем месте часто следует из недостатка общения, которое в свою очередь увеличивает напряжение. Неспособность к выражению своей озабоченности, недовольства или других эмоций, также могут привести к усилению стресса.

    Поддержка. Отсутствие поддержки со стороны коллег по работе значительно осложняет решение различных задач и проблем, которые повышают напряжение.

    Значение. Если вы не находите свою работу значимой или вы ей не довольны, это также может привести к стрессу.

    Управление рабочим стрессом

    Вот несколько путей для снижения стрессовой нагрузки:

    1) Встречайтесь с человеком, который контролирует вашу работу, по крайней мере, один раз в год (лучше каждые 3 или 6 месяцев), поговорите с ним о своей деятельности и работе. Обсудите следующее:

  • Что ожидается от меня в этой должности?
  • В каком направлении идет компания, и как я вписываюсь в этот план?
  • Как я работаю? Каковы мои силы? Области для улучшения?
  • Что мне от вас ожидать, в том случае, если появятся проблемы в моей работе?
  • Если я продолжу свои нынешние высокие качественные показатели, как и когда можно ожидать вознаграждение?
  • 2) Хорошо управляйте своим временем. Важно оставить свою работу в офисе, даже если офис находится прямо у вас в доме. Если вы жертвуете свободным временем, ради работы, это может привести к некоторым стрессовым симптомам. Если же ваш работодатель предлагает гибкий график работы, используйте это в своих интересах. Например, приходите пораньше, чтобы получить более длительный обеденный перерыв или проведите свободное время, занимаясь йогой или в фитнесс-клубе.

    3) Технологии, такие как сотовые телефоны и интернет позволяют быть на связи все время. Однако, не позволяйте им устранять границы между своим свободным и рабочим временем. Например, примите решение не отвечать на звонки в течение времени, которое вы выделили непосредственно для себя или своей семьи. Не проверяйте рабочую электронную почту дома.

    4) Знайте, когда уйти. Если вы действительно несчастны из-за напряженной работы, и предложенные выше способы не сработали, это может быть как раз тем моментом, когда стоит задуматься об изменении рабочего места. Удостоверьтесь, что эта работа, действительно является для вас проблемой. Перед уходом, потратьте время на изучение других вариантов трудоустройства. Безработица, вероятно, также приведет к стрессу. В идеале, конечно, найдите другую работу прежде, чем уйдете с прежней, но иногда это не возможно. В этом случае решите, что для вас менее напряженно: безработица или быть несчастным от своей текущей работы.

    www.bienhealth.com

    Технологии управления стрессом (стр. 1 из 3)

    На тему: «Технологии управления стрессом»

    г.Екатеринбург 2010 год

    Чаще всего стресс возникает в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, цейтнота, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е. в тех ситуациях, которые практически постоянно сопровождают жизнь современного активного человека. К тому же в последнее время все больше и больше людей стремятся к сознательному самопознанию и саморазвитию, а эта деятельность является стрессовой по самой своей природе.

    Таким образом, для современного человека владение технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него областях. И, с одной стороны, технологии управления стрессом накоплены человечеством в достаточном количестве — в настоящее время к ним проявляется повышенный интерес, особенно в среде менеджеров, бизнесменов, людей экстремальных специальностей. В рамках современного менеджмента даже выделено отдельное направление — «стресс-менеджмент». Многие психологи и бизнес-тренеры проводят по этому направлению тренинги и семинары, пользующиеся большим спросом. Однако зачастую большинство предлагаемых методов управления стрессом не обоснованы научно, а также слабо связаны между собой. И это является первым фактором, обуславливающим актуальность данной работы.

    Второй фактор связан с тем, что большинство существующих технологий чрезмерно громоздки и сложны в освоении и применении, что не позволяет их успешно использовать людям многих социальных и возрастных групп, чья жизнедеятельность, тем не менее, сопровождается регулярными стрессами (школьники, студенты, военнослужащие и т.д.).

    Третий фактор, обуславливающий актуальность данной работы состоит в том, что использование всех техник управления стрессом происходит, как правило, УЖЕ в состоянии стресса. И успешное применение этих техник возможно только в том случае, если, попав в состояние стресса, человек будет способен, хотя бы некоторое время не терять способности к целенаправленной рефлексивной деятельности. Только это позволит ему проанализировать и оценить происходящее, подобрать эффективный способ коррекции ситуации, своего поведения и/или состояния и применить этот способ, тем самым, выйдя из состояния стресса. Отсюда становится очевидным, что одновременно с освоением навыков управления стрессом у человека необходимо развивать способность противостоять стрессу хотя бы среднего уровня, хотя бы непродолжительное время, но при этом без существенного снижения эффективности его деятельности. Для обозначения этого психического свойства используют термин стрессоустойчивость. Таким образом, стрессоустойчивость необходимо развивать одновременно с обучением методам управления стрессом, что встречается крайне редко — существующие технологии исходят из того, что стрессоустойчивость у субъекта уже развита в достаточной степени, а это далеко не всегда так!

    Отсюда можно предположить, что для успешного управления стрессом человеку необходимо:

  • Иметь ясное и достаточно обширное представление об основных закономерностях возникновения и развития стресса и о способах управления им, позволяющее в каждой конкретной ситуации подбирать или создавать наиболее эффективные техники управления уровнем стресса.
  • Владеть разнообразными взаимозаменяемыми техниками, позволяющими оценивать уровень стресса в текущий или в прогнозируемой ситуации и корректировать этот уровень в соответствии со своими особенностями, текущим психофизическим состоянием и характером осуществляемой или планируемой деятельности.
  • Обладать стрессоустойчивостью в такой мере, которая позволяет успешно применять данные техники в условиях развивающегося стресса.
  • Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что современным людям необходима научно обоснованная, но в тоже время простая и действенная технология управления стрессом, включающая в себя методы диагностики и развития стрессоустойчивости.

    Данная технология была создана, с одной стороны, на основе опыта, накопленного в наиболее «стрессовых» профессиях (спорт высших достижений, восточные единоборства, подразделения специального назначения). А, с другой стороны, деятельность по управлению психологическим стрессом была описана в виде теоретической модели «Системное управление стрессом», на основе которой был подобран и разработан ряд средств и методов.

    Изложенная технология легла в основу тренинга «Управление стрессом: системный подход», который регулярно проводится в течение последних двух лет для самого различного контингента участников. По отзывам участников тренинга и по объективным показателям (улучшение здоровья и самочувствия, уменьшение количества ошибок в работе и т.д.) данная технология показала свою доступность и эффективность.

    Не секрет, что в большинстве видов профессиональной деятельности все производственные технологии стали чрезвычайно сложными в применении; кроме того, они постоянно совершенствуются и обновляются. К тому же ситуация в мировой экономике, а в экономике России особенно, стала настолько изменчивой и непредсказуемой, что большинство технологий приходится видоизменять «по ходу дела», делая это зачастую в условиях цейтнота и недостатка информации, как говорится, на свой страх и риск. Кроме того, с каждым годом растет и цена ошибки сотрудников, и в первую очередь это касается руководителей всех уровней. Все эти факторы приводят к тому, что современные специалисты постоянно работают под своеобразным психологическим прессом, что отнюдь не повышает эффективность их работы. Причем в ряде областей, например, в области финансов эта проблема встает чрезвычайно остро. Где же выход? Рецепт прост, хотя и не легок в реализации: учиться управлять стрессом! И хотя дело это отнюдь не простое, но другой разумной альтернативы нет.

    Причем, чем сложнее деятельность и условия, в которой она осуществляется, тем сложнее и «изощреннее» должны быть технологии по управлению стрессом. Время кустарного подхода безвозвратно прошло – сегодня успешно решать задачи по управлению стрессом можно только с помощью действенных и удобных в применении технологий. Это интуитивно чувствуют практики, об этом говорит и наука.

    Не случайно на Западе в программы по управлению стрессом вкладываются значительные средства – игра стоит свеч. В качестве яркого конкретного примера внимания к этому вопросу можно привести беспрецедентное решение руководителя Лондонского метрополитена, который откомандировал весь топменеджмент на 26-тидневный тренинг по управлению стрессом. Результат был ошеломительный: в течение года все прямые (организация обучения) и косвенные затраты (снижение прибыли) окупились только за счет экономии на оплате больничных листов. А ведь наверняка увеличилась производительность труда за счет повышения работоспособности сотрудников; уменьшились непроизводительные расходы, связанные с ошибками персонала; появились новые «неудобные», рискованные, сложные, но при этом очень выгодные проекты, на которые раньше «не хватало пороху».

    Есть обнадеживающие примеры и в России. В частности, в 2007 году одним из четырех «горячих» проектов группы «Ренессанс страхование» стала программа «Стресс-аудит». Но, к сожалению, для российского бизнеса все-таки это пока не типично.

    Одно из положений психологии труда гласит следующее: «Любая деятельность ВСЕГДА осуществляется на двух уровнях: на первом — «внешнем» уровне ведется основная деятельность, а на втором — «внутреннем» уровне ведется деятельность по саморегуляции». И чем более сложной для субъекта является основная деятельность, чем в более экстремальных условиях она производится, тем большее внимание необходимо уделять деятельности по саморегуляции. И в первую очередь это относится к деятельности, осуществляемой в условиях стресса.

    Рис.1 Структура эффективной деятельности, выполняемой на фоне стресса

    Конечно, если человек выполняет хорошо освоенную им работу в привычных и комфортных условиях, то деятельность по саморегуляции осуществляется им в минимальном объеме. Но в современных условиях практически невозможно всегда работать в зонах устойчивой компетентности (по субъективной оценке — зона комфорта и рабочая зона). Изменение внешних условий, или ухудшение внутреннего состояния, или применение новых методов деятельности практически всегда приводят к тому, что человек попадает в зону неустойчивой компетентности (зону дискомфорта) или в зону некомпетентности (зону страха). А в этом случае стресс просто неизбежен! И тогда деятельность по управлению стрессом является просто необходимой, причем как для поддержания эффективности основной деятельности, так и для сохранения своего здоровья и работоспособности.

    mirznanii.com

    Это интересно:

    • Для лечения депрессии применяется Почему этот обзор важен? Послеродовая депрессия – распространенное расстройство, которое может иметь краткосрочные и долгосрочные негативные последствия для матери, младенца и семьи в целом. В качестве первого варианта лечения для взрослых, страдающих депрессией в формах от умеренной до тяжелой, часто используются антидепрессанты, но имеется […]
    • Шизофрения у женщины Шизофрения является одним из самых серьезных и сложных заболеваний в психиатрии. Она начинает проявляться в возрасте 16-25 лет у мужчин, и 25-35 лет у женщин. Шизофрения - это распад личности, потеря контроля над слаженной работой эмоциональной и когнитивной сферы, который протекает годами. Начало болезни часто характеризуется ощущением […]
    • Крия от стресса Что для нас дыхание – процесс поступления кислорода в организм или что-то большее? Дыхание – понятие философское, от его характера напрямую зависит качество жизни. Нечасто мы прислушиваемся к своему дыханию, а ведь глубокие вдохи и длинные выдохи – ключ к здоровью, росту энергии и способности управлять собственными эмоциями. […]
    • Синдром дауна велик Синдром Дауна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями (трисомия, см. также плоидность). Существует ещё две формы данного синдрома: транслокация хромосомы 21 на […]
    • Симптомы взрослого аутизма Аутизм (лат. autism) — заболевание, связанное с генетически обусловленными дефектами развития центральной нервной системы, чаще всего проявляющимися в первые годы жизни. Для таких пациентов характерна социальная пассивность и эмоциональная отрешенность. Несмотря на значительное развитие медицины как науки, до сих пор остаются неясными причины […]
    • Капли при нарушениях сна Какие трудности вызывают нарушения сна, связанные с деменцией? Люди с деменцией часто страдают от нарушений сна. Это проявляется в виде сокращения времени ночного сна, частых пробуждений после засыпания, блуждания по ночам, раннего просыпания, чрезмерно долгого сна в течение дня. Такое поведение вызывает много стресса для лиц, осуществляющих […]
    • Великой депрессии получил кризис Великая депрессия (англ. Great Depression ) — глобальный экономический кризис, начавшийся в 1929 г. и закончившийся лишь во второй половине 1930-х. Особенно сильно затронул наиболее развитые страны Запада, включая США, Великобританию, Германию и Францию, но коснулся и других государств. В наибольшей степени пострадали промышленные города, в ряде […]
    • Народные методы лечения невроза Неврозы — группа нервно-психических обратимых болезненных состояний, обусловленных психическим перенапряжением, возникающих преимущественно у лиц со слабой нервной системой. Причинами неврозов бывают сверхсильные острые (например, потеря близкого человека) и более слабые (борьба между чувством и долгом), но постоянно действующие психические […]